Семейная форма обучения. Обучение на дому и семейное образование одно и то же? Выбор формы обучения

Соня Самсонова, основатель своего альтернативного образовательного проекта, красноярской , размышляет, почему ни государственные школы, ни частные заведения, ни домашнее обучение не дают адекватных ответов на глобальные вопросы воспитания следующих поколений.

За последние десятилетия запрос родителей к школе прошёл путь от «сделайте моего ребёнка умным» через «сделайте моего ребёнка успешным» к «сделайте моего ребёнка счастливым».

И если на первые два вопроса школа была готова (по крайней мере, пыталась) дать ответ, то вопрос о счастье явно выходит за рамки школьной компетенции и ставит многих в тупик.

Прогрессивные родители поняли, что ни большой ум, ни грандиозные карьерные успехи, ни наличие классической семьи формата «мама+папа+двое детей» не гарантируют ребёнку душевного покоя, чувства удовлетворённости и, в конце концов, психического и физического здоровья.

Родительские муки выбора и трудные решения

Власть может смениться, родители - это навсегда. Быть родителем - гораздо более ответственная роль, нежели быть президентом или министром. И сегодня, как никогда прежде, мамы и папы находятся под давлением огромного количества факторов даже не с рождения ребёнка, а с момента первой мысли о нём. Вредно УЗИ или нет? Рожать или кесарево? Как долго кормить грудью? Прививки: за или против? Сон: совместный или раздельный? Слинг? Кенгурушка? 4 кружка в 4 года – много или мало? Подготовка к школе в 5 или 6 лет? Выбирать школу или учителя? Не хочет ходить в школу - что делать?

Проблема усугубляется тем, что нет никаких правильных ответов. Специалисты - педагоги, врачи, психологи, физиологи от участковых педиатров до профессоров ведущих мировых клиник спорят друг с другом, приводя мощные аргументы с обеих сторон. Не все родители - специалисты в химии, биологии, медицине и психологии, и уж точно не во всём сразу. У них голова идёт кругом от форумов и блогов в интернете, передач на радио и ТВ, от книг и статей.

Сегодня родителям приходится нести на себе бремя ответственности за каждый свой выбор, отстаивая его перед бабушками и дедушками, соседями по лестничной клетке, на детской площадке, а порой и перед государственными учреждениями - поликлиникой, детским садом, школой.

Но впереди ещё два испытания: первое - школьные годы, второе - как оценит ваши старания ребёнок. Никто не знает, спросит ли вас в будущем сын, почему вы не переехали в экологически чистый регион или даже страну, когда он покрывался коростами аллергической сыпи, задыхаясь в родном краю. Может быть, дочь выскажет, что у неё нет друзей, потому что вы не отдали её в садик, а потом и в обычную школу. Вечные вопросы, муки выбора и трудные решения.

Выход из системы образования

У среднестатистического жителя нашей страны есть целых три варианта обеспечения среднего образования ребёнка: проторенный путь муниципальной школы «по прописке», недешёвое образование в частном учебном заведении или набирающий популярность во всём мире отказ от государственных услуг и переход на предусмотренную Законом семейную форму получения образования.

С первыми двумя вариантами всё более-менее понятно: все мы учились в государственных школах и отлично знаем их порядки, преимущества и проблемы. Единицы из нас окончили элитарные частные школы, но даже если нет, то тоже понятно, что условия и качество обучения там примерно соответствуют разнице в стоимости услуг.

Что представляет собой выход из системы? Выход куда?

В неизвестное. В космическое, бесконечное и, благодаря интернету, безграничное образовательное пространство целого мира.

Снова страшно, снова множество вопросов. К счастью, есть лучи света в этом тёмном царстве вариантов домашнего обучения, открытых (не побоюсь этого слова, неинституционализированных) форм образования, интерактивных образовательных площадок - это современные издания (журналы, газеты, блоги, сайты) и группы поддержки родителей, выбравших семейное образование (СО). Казалось бы, вот оно - будущее: свобода от школьной гребёнки-уравниловки, самодуров-директоров, истеричек-училок, перегруженного расписания, нездорового питания, жестоких сверстников, опасных компаний, школьного стресса.

Семейное образование в виде домашнего обучения освобождает ребёнка от школы, но какое образование оно даёт?

Если оно семейное, значит ли, что оно современное?

Нет. В современном высокотехнологичном мире информационно-коммуникационных технологий и моральной деградации, когда единицы владеют богатствами всего мира, а миллионы голодают, когда можно уничтожить целую семью одним постом в инстаграме - нет, самые лучшие мама и папа не смогут дать ребёнку современное качественное образование ни дома, ни у репетиторов. Смогут дать такое, которое сами считают хорошим, а именно - помочь ребёнку стать начитанным, воспитанным, эрудированным, физически развитым. Но невозможно дать то, о чём не имеешь понятия сам.

Этому не научит никакая книга, никакая школа страны, никакие курсы. Современное образование не шире и не глубже, чем предметные знания - оно МЕТАпредметно, его основа - математика, естественные науки и словесность, но его суть лежит НАД ними (да, ты знаешь теорему, но что ты будешь с ней делать?).

Современные умения не могут сформироваться в паре с любящей мамой.

Только в реальном разновозрастном коллективе разных людей из разных семей и культур. Это невозможно обеспечить в домашнем обучении.

Пока родители детей на семейном обучении учат друг друга «прочитывать» учебники и «объяснять» детям, «пересказывая» содержание (технология обучения, характерная для XVI-XIX веков), пока ведущие «эксперты» семейного обучения рассказывают, как «выучить все предметы» через анскулинг - ясно, что их задача в том, чтобы отделаться от школы малой кровью, «сдать предметы», «закрыть четверти и полугодия», освободить своих детей от школы для… для того, что кажется лучшим на родительский взгляд.

Я не только родитель, я специалист по образованию и сторонник профессионализма. Я хочу, чтобы моих детей и меня лечил профессиональный врач, защищал профессиональный юрист, одевал профессиональный портной, а учиться мы хотим у профессионального учителя в современно организованном образовательном пространстве по самым передовым образовательным стандартам. Ни государственные, ни частные школы, ни домашнее обучение не позволят обеспечить этих условий. Но выход есть.

Взгляд в будущее: что произойдёт?

Подобно тому, как вальдорфские школы открываются по запросу родительского сообщества, в России появятся маленькие школы, ориентированные на достижение современного качества образования в соответствии с ценностями и доходами семей. Эти школы будут организованы не назначенными сверху, а специалистами по образованию, которых выбрали родители.

Возможно, начнётся охота за головами, и родители смогут нанимать директоров государственных школ, в то же время появятся новые лица и имена тех, кто не смог добиться должностей в государственной системе.

Именно это, а не бесконечные и бестолковые государственные реформы, приведёт к тому, что учителя будут осваивать самые прогрессивные технологии, реализовывать индивидуальный подход, применять эффективные методики.

А организаторы образования будут слышать и гибко реагировать на запросы семьи, предоставляя действительно прозрачные финансовые отчёты (а не собирать очередные тысячи на ремонт и подарки).

Сеть таких инициативных школ, конечно, не вытеснит государственное образование, но наконец приведёт к истинным реформам образовательной системы страны, потому что не меняться в условиях такой конкуренции с новой современной школой старая российская школа просто не сможет.

При чём тут счастье?

Нам не удастся раскрыть секрет счастья и составить его рецепт. Но, по крайней мере, новые инициативные школы России дадут возможность небольшим объединениям родителей, учителей и организаторов образования прийти к единому пониманию того, что хорошо и правильно для детей. А если нет - присоединиться к другой маленькой школе, или открыть ещё одну. Когда мы обустроим пространство каждой маленькой школы и дадим нашим детям возможность почувствовать, каково это - жить и учиться, понимая и уважая друг друга, делая осознанный выбор, а не подчиняясь чужой воле, открыто задавая вопросы и выражая своё мнение, оценивая безграничные возможности, которые оказались в руках человечества и, в связи с этим, огромную ответственность за судьбу всех людей - это будет уже очень много по сравнению с тем упадочным состоянием, в котором мы пребываем сегодня.

Мы должны научиться приходить к согласию в малых группах, принимая решения локального уровня. Тогда через десятки лет наши дети смогут принимать эффективные решения планетарного масштаба, чтобы ресурсы всех недр, высот и океанов и всех людей служили решению мировых проблем и способствовали развитию каждого. Это ли не счастье?

Большая часть детей в нашей стране учится в школе, являющейся базовой ступенью для получения систематизированных знаний и приобретения минимума практических и социальных навыков, необходимых в дальнейшем.

Посещение детьми школы с сентября по май воспринимается родителями как данность и непреложная обязанность каждого ребенка. И мало кто задумывается об альтернативном обучении. Тем не менее, получить общее образование на вполне законных основаниях можно не только в стенах традиционной школы. Есть и другие варианты и возможности.

Сегодня часто можно услышать такие фразы, как «домашнее образование», «семейная форма обучения», «индивидуальное обучение». И, как свидетельствуют факты, все больше родителей совместно с детьми выбирают семейное обучение на дому. Что же это за вид образования, как перейти на семейное обучение и как его организовать? Попробуем разобраться.

Причин перехода на индивидуальное обучение на дому немало. И чаще всего в основе желания получить домашнее образование без посещения ребенком школы лежит несовпадение интересов учеников и учебного заведения:

  • при проблемах со здоровьем (инвалидность, тяжелая болезнь) ребенок физически не может посещать школу и вынужден перейти на домашнее обучение по медицинским показаниям;
  • по желанию родителей в силу тех или иных семейных обстоятельств.

Вполне оправдана целесообразность перехода на домашнее обучение в следующих случаях:

  • профессиональные занятия музыкой, спортом, которые сложно совмещать с регулярным посещением школы из-за частых отлучек на соревнования, конкурсы, смотры;
  • ребенок успешно и с большим опережением осваивает школьную программу, и ему не интересно на уроках (это чревато утратой интереса к учебе вообще). Не всегда спасает в этой ситуации «перепрыгивание» через класс, так как по психическому и физическому развитию ребенок отстает от старших детей, с которыми ему предстоит учиться;
  • частые переезды родителей, из-за которых ребенок вынужден постоянно менять школы, друзей, учителей. В результате возможны психологические проблемы и снижение успеваемости;
  • убеждения, что в школе нельзя получить интересующие знания и навыки в нужном объеме;
  • конфликтные ситуации с учителями и одноклассниками, из-за которых ребенок категорически отказывается посещать образовательное учреждение ( , насмешки).

Во всех этих ситуациях спасением может стать семейное обучение. Но как перевести ребенка на домашнее обучение? И какие могут последствия такого шага? Какими законами регулируется домашнее обучение в России?

Варианты получения семейного образования в России

Если на семейном совете было принято решение, что обучение на дому – оптимальный вариант для вашего ребенка, то сразу возникает масса вопросов. Что делать дальше? Как оформить домашнее обучение и в чем его отличие от других форм образования? На какие документы ссылаться?

Читайте также: ДостигайКА: мотивирующие значки для малышей

Закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года – основной документ, который поможет найти ответы на многие вопросы, связанные с образованием детей в нашей стране. Из него можно узнать, что, для того чтобы получить общее образование, не обязательно ходить в школу. Дети могут учиться и вне ее стен.

Статья 44 закона определяет преимущественное право родителей самим (учитывая мнение ребенка) выбирать для него ту или иную форму образования и обучения до окончания 9 класса (завершение основного общего образования). Далее же право выбора становится привилегией самого ребенка. Но, разумеется, без согласия родителей все равно не обойтись.

Родители, выбравшие домашнее обучение, могут дать детям в семье общее образование на всех его уровнях (дошкольное, начальное, основное общее, среднее общее). Но это решение в любой момент можно изменить. И ребенок, как и другие его сверстники, снова может посещать школу.

Процесс обучения детей вне школы предполагает домашнее обучение нескольких видов (не запрещается сочетать разные формы обучения и получения образования). Некоторые из них мы рассмотрим.

Семейное обучение

Семейное обучение происходит в форме семейного образования или самообразования.

Эта форма обучения предполагает непосредственное и самое активное участие родителей в организации учебного процесса в домашних условиях, которые могут сами выступать в роли педагогов либо приглашать для обучения детей преподавателей и репетиторов (услуги которых оплачиваются).

На время семейного обучения ребенок закрепляется за какой-либо школой, в которой он сдает экзамены. И это один из принципов организации домашнего образования.

В законе указано, что общее образование вне школы можно получить в форме семейного образования. А общее среднее образование – в форме самообразования (метод получения знаний, способствующий развитию мышления, вне стен учебного заведения и без участия преподавателей).

Такое разделение иногда вызывает путаницу и ошибочное предположение о том, что такая форма, как семейное образование, в принципе недоступно старшим детям, получающим общее среднее образование. На самом деле закон утверждает, что на любой ступени общего образования (начального, основного и среднего) может использоваться семейное образование.

Нюанс в том, что младшие дети при обучении вне школы могут обучаться только в форме семейного образования, в силу их возраста предполагающего обязательное родительское участие. На старшей ступени можно выбирать: самообразование, семейное образование или их сочетание (теоретически это тоже возможно), поскольку взрослые дети уже в состоянии самостоятельно обучаться без вмешательства родителей.

Как перейти на домашнее обучение?

И снова обратимся к закону. По заявлению родителей выбрать семейную форму обучения можно, находясь на любой ступени общего образования. Так же как и вернуться в школу, изъявив желание снова в ней учиться.

Выбрав семейное образование, родители несовершеннолетнего обязаны в письменной форме сообщить об этом в территориальное районное или окружное управление образования, где и ведется учет детей, пожелавших обучаться дома.

Взаимоотношения между школой и родителями детей, выбравших обучение на дому, в части организации учебного процесса регламентируются нормативными правовыми актами. Писать заявление с просьбой исключить ребенка из школы (как этого требуют некоторые общеобразовательные заведения) при оформлении обучения на дому не следует.

Читайте также: Дисграфия у младших школьников: причины, симптомы, лечение

В заявлении указывается, что для ребенка выбрано семейное образование с указанием ссылок на соответствующие статьи закона (ст.17, 44, 63) и просьба зачислить его в качестве обучающегося для прохождения аттестации экстерном в школу (ст.17, 33, 34). На основании этого заявления ребенка зачисляют экстерном и включает его в число обучающихся, хотя он не является учащимся школы. Если ребенок ранее учился в этой школе, он выбывает автоматически из числа ее учащихся, но остается обучающимся-экстерном в ней.

В чем разница между статусом «обучающегося» и «учащегося» и имеют ли дети при семейной форме образование какое-либо отношение к школе? Ответ – да, но только в части, касающейся прохождения аттестации экстерном. Школа никак не может влиять на учебный процесс обучения на дому, контролировать его или корректировать. Функция образовательного учреждения ограничена проведением итоговых и промежуточных аттестаций.

Результат обучения по форме семейного образования подтверждается итоговой аттестацией, которая осуществляется бесплатно согласно 43 статье Конституции РФ.

Надомное обучение

Среди форм внешкольного обучения выделяется надомное обучение. Этот вариант обучения на дому по медицинским показаниям – мера вынужденная, и рассчитан он на детей не здоровых, которым трудно (или порой невозможно) посещать школу. Это дети-инвалиды и дети с затянувшимися хроническими заболеваниями, требующими длительного лечения.

Обучение может происходить только дома, без посещения школы (преподаватели приходят к обучающемуся домой). Для ребенка составляется индивидуальное учебное расписание. Тетради, учебники и услуги педагогов предоставляются бесплатно.

Подобный вид домашнего обучения – это шанс изучить школьную программу, предусмотренную образовательным учреждением, в котором ученик зарегистрирован, и получить аттестат зрелости. Сдача экзаменов и контрольных работ осуществляется также на дому.

Обучаться по такой форме, не покидая дома, возможно при выполнении ряда условий. Необходимо:

  • предоставить справку от медицинской контрольно-экспертной комиссии;
  • написать на имя директора заявление в образовательное учреждение;
  • выбрать соответствующую состоянию здоровья ребенка программу обучения: общую, при которой обучение проходит по той же системе, что и у сверстников в школе, но уроки могут быть большей или меньшей продолжительности, расписание уроков не таким строгим, как в школе, количество изучаемых предметов в день сокращено, или вспомогательную, которая разрабатывается индивидуально под ребенка.

После завершения обучения по вспомогательной программе ребенок получает аттестат с указанием конкретной программы, которую он осилил. Обучающийся по общей программе получит обычный аттестат.

После того, как все формальности выполнены и документы поданы, издается приказ об организации надомного обучения, согласно которому утверждается расписание занятий, учебный план, назначаются преподаватели, место проведения занятий, периодичность аттестации. И в целом организуется процесс индивидуального обучения, который регламентируется правилами школы, учеником которой значится обучающийся.

При этом интенсивность учебного процесса зависит от физических и психических возможностей ученика, его способности усваивать материал. Для учета проведенных занятий и отметок об успеваемости ребенка заводится специальный журнал, который родители в конце учебного года сдают в школу.

Некоторые родители в меру необходимости или собственного желания решают обучать своих детей в домашних условиях. Семейная форма обучения предусмотрена законодательством, ее нормы регулируются законом №273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Законодательство позволяет родителям отдавать почтение любым формам обучения своих детей, в зависимости от надобностей семьи или самого ученика.

На выбор домашнего обучения могут влиять и непредвиденные обстоятельства, которые просто заставляют оставлять школу и искать альтернативные пути приобретения образования. Иногда семейное обучение является непосредственным выходом из ситуации.

В приобретения образования дома есть свои нюансы. Вся ответственность за получаемый результат возлагается на родителей. Для грамотного проведения этой процедуры следует подобрать правильные программы, а также разъяснить процесс аттестации в школе.

Терминология

Многие путают или объединяют понятия семейное образование и домашняя учеба. Обучаться дома можно только по состоянию здоровья. В этом случае образовательным процессом полностью занимается ответственная школа. Домой к ребенку приходят учителя и проводят с ним уроки, проверяют задания и выдают аттестат.

Под семейным образованием надлежит понимать добровольную процедуру, когда родители забирают ребенка со школы учиться под их присмотром. В этом случае школа не участвует в обучении ребенка, а только проводит проверку его знаний – аттестацию.

Чтобы перейти на семейное образование, не нужно никаких дополнительных причин, кроме желания самих родителей.

Законодательная база

Переход на семейную учебу должен осуществляться на основании таких нормативных документов:

  • закон «Об образовании»;
  • приказ Минобразования №1015;
  • письмо Минобразования «О получении образования в семейной форме»;
  • приказ Минобразования №1400;
  • ФГОС;
  • законодательные акты отдельных субъектов России.

Нужно учитывать локальные нормативные акты, которые действуют в образовательном учреждении, принимающем аттестацию у обучающихся на семейной форме.

Выбор формы обучения

Принимать решение о выборе формы образования вправе только родители или законные представители ученика. Следует брать во внимание взгляд ребенка. Законодательство утверждает, что родителям нельзя отказать, если они хотят перевести своего ребенка на иную форму учебы.

Также допустимо сочетать несколько форм. Это значит, что законодательство не запрещает совмещать семейный и очный вариант обретения образования.

Родители совместно с ребенком могут принять решение обучаться некоторым предметам в школе, а прочие усваивать дома. Также по решению попечителей дети, учившиеся на семейной форме, могут в любое время перейти на очную и продолжить обучение в образовательной организации. После такого перехода ученик будет изучать предметы по установленным в школе образовательным программам.

Для осуществления перехода на семейную форму одному из родителей достаточно будет написать заявление в местный орган управления образованием и в школу, которую до сих пор посещал ребенок. Любые другие бумаги для этого не потребуются.

В законе указано, что каждый год проходить эту процедуру нет необходимости – заявление написать достаточно один раз. Если же родители сменили семейную форму образования на очную, то для последующей смены нужно будет снова писать заявление в соответствующие органы.

Сменить форму образования для ребенка и написать заявление об этом родители могут в любое время. В законодательстве нет никаких ограничений по срокам, а также максимальном числе проводимых изменений формы обучения. Это значит, что родители имеют право менять форму обучения столько раз, сколько понадобится.

Особенности семейного образования

В школе дети могут учиться на разных формах: очно, заочно или дистанционно. Если ребенка или родителей это не устраивает, они могут перевестись на семейную форму обучения. Для осуществления перехода можно не ждать окончания четверти или полугодия – сделать это можно в любой момент. Это же касается и возвращения в школу, если другая форма образования не подошла.

Администрации школ не любят, когда дети уходят на семейное обучение – это ухудшает статистику школы и выдвигает много лишних вопросов.

Часто родителей пытаются уговорить оставить ребенка хотя бы на заочной форме. Но последнее слово все же остается за родителями, так как законодательно школа не имеет права отказать в переходе на другую форму обучения.

Для перевода ребенка на другую форму образования следует предпринять такие шаги:

  1. Написать заявление на имя директора образовательного учреждения, в котором будет указано желание перейти на семейную форму.
  2. Направить уведомление в образовательный Департамент (это можно сделать как самостоятельно, так и через администрацию школы).
  3. Написать заявление для зачисления ребенка на экстернат для осуществления аттестации.
  4. Выбрать подходящую образовательную программу и проводить изучение школьных предметов дома.

Через некоторое время после окончания этой процедуры родителям может позвонить сотрудник Департамента и спросить о переходе на семейную форму. Это обычный процесс, так как с этого времени ребенок находится на учете в этой организации.

После окончания перехода родителей должны пригласить в школу для подписания договора о семейном обучении. Его оформляют в двух экземплярах, один из которых остается в школе, другой – передается родителям.

Договор должен содержать все необходимые аспекты, а именно:

  • проведение консультаций;
  • осуществление аттестации ученика;
  • использование школьной библиотеки;
  • участие в общешкольных мероприятиях и пр.

Семейное образование по новому закону об образовании 2019 не запрещает выбор семейной формы обучения. Однако следует помнить, что для осуществления такой процедуры в первую очередь родители должны иметь необходимые знания с большинства школьных предметов. Ребенок все равно будет сдавать школьные экзамены, а без соответствующих знаний это будет невозможно.

Если ребенок идет в первый класс

В том случае, если ребенок еще не учился в школе, а только должен идти в первый класс, писать заявление директору не нужно. Следует сразу же идти в Департамент образования и там писать специальное уведомление.

Сотрудник организации проведет с родителями беседу, и если он решит что их решение обдуманное и правильное, то направить в определенную школу. В этом учебном заведении ребенок будет проходить аттестации.

Каждая школа имеет свой Устав, в котором прописаны правила аттестации. Это значит, что в одном учреждении она может проходить каждую четверть, в другом – раз в год. Некоторые школы выбирают блочную систему для сдачи экзаменов, другие хотят, чтобы ребенок сдавал все контрольные работы.

Процедура обучения первоклассников на семейном образовании должна состоять из таких шагов:

  1. Изучить правила и Уставы местных школ.
  2. Попасть на прием в Департамент образования, заполнить уведомление.
  3. Согласовать прикрепление к школе с сотрудниками Департамента.
  4. Получить направление в образовательное учреждение для вступления на экстернат.
  5. Согласовать все необходимые моменты с директором школы.

В школе нужно будет написать заявление об аттестации. К этому аспекту следует отнестись очень внимательно, так как установленным в нем моментам придется следовать. Практически всегда для проведения всех аттестаций следует написать только одно заявления, но в некоторых школах просят писать заявление для каждой аттестации по отдельности.

Аттестация

Аттестация учеников бывает нескольких видов:

  • текущая;
  • промежуточная;
  • итоговая (государственная).

Для лиц, которые проходят обучение в семейной форме, не проводится текущая аттестация. Для получения возможности сдавать промежуточную и итоговую аттестацию в школе, ребенок туда оформляется экстерном.

В образовательном законодательстве нет пункта, который говорил бы об обязательном прохождении ежегодной промежуточной аттестации. В законе можно найти только упоминание о праве ребенка на принятия участия в такой аттестации.

Заявление о необходимости аттестации родители могу написать:

  • перед началом аттестации;
  • по окончании учебного года;
  • перед государственной аттестацией.

Если заявление будет подано непосредственно перед началом аттестации, то ребенок не будет числиться в образовательном учреждении. Если же заявление было написано в начале учебного года, то ребенок получит право пользоваться школьной библиотекой, а также ему полагается финансовая компенсация, если это предусмотрено нормами органов местной власти.

Для этого промежуточная школа для учащихся на семейной форме должна быть включена в муниципальное здание. В этом случае образовательное учреждение будет финансироваться из местного бюджета.

Если по итогам аттестации ученик получает неудовлетворительную оценку, формируется академическая задолженность. Если она не будет ликвидирована, ученика переведут на обучение в школе.

Ответственность

Статья 44 действующего закона об образовании возлагает всю ответственность за обучение ребенка на семейной форме на его родителей или опекунов. На школу возлагается ответственность только за организацию процедуры аттестации.

Действия должностных лиц, которые не являются правомерными, или же их бездействие могут быть обжалованы родителями в суде. Об этом говорится в статье 45 закона об образовании.

Часто задаваемые вопросы

Где можно найти образец заявления о переходе на семейную форму обучения? Такой бланк можно взять на сайте Департамента образования. Документ следует адресовать директору школы. В тексте нужно указать посылания на законодательные акты, опираясь на которые происходит переход.
Новое законодательство относит семейное образование к формам обучения вне образовательных учреждений. Насколько это хорошо или плохо? В статье 17 нового закона указано, что семейное образование считается таким, что происходит вне школы. Это следовало и из норм старого закона, но было описано не так четко. Это приводило к тому, что школы считали возможным контролировать образовательный процесс в семье.

В новом же законе четко указано, что обучение происходит за пределами школы, а значит, школа в него вмешиваться не имеет права. Это нововведение делает закон более ясным и устраняет двусмысленности.

Имеют ли дети, учащиеся в семье, отношение к школе? Имеют, но уже не в качестве непосредственных учеников, а только как аттестующиеся. В законе сказано, что аттестация происходит экстерном, а дети имеют право проходить ее бесплатно. Экстерны хоть и являются по закону обучающимися в образовательном учреждении, но они не считаются учащимися.
Обязательным ли условием считается согласование аттестации? Нет, но специалисты настоятельно рекомендуют это сделать. В таком случае родители будут точно знать, когда и какой экзамен ждет на ребенка. В ином случае можно слишком поздно узнать, что учителя уже заняты и некому принимать аттестацию. Дата может переноситься раз за разом, что не принесет комфорта ни родителям, ни ребенку.
Что можно предпринять, если директора школы нет на месте в часы приема, а больше никто не хочет принимать заявление? Заявление можно отправить по почте заказным письмом с уведомлением о том, что его уже вручили. Так не придется ждать на директора и родители будут полностью уверены в том, что документ дошел до адресата.
Когда ребенку уже не нужно будет посещать школу? Дату перехода на семейное обучение сообщит Департамент образования. С этого времени ходить в школу уже будет не нужно.
Сколько раз в год ребенку нужно будет посещать школу? Во-первых, необходимо будет приходить на аттестации. Их количество оговаривается в договоре. Во-вторых, ребенок сможет посещать школьную библиотеку и общешкольные мероприятия, но это уже полностью добровольно.
Какие права получает ребенок, пребывающий на семейном обучении? Ребенок может бесплатно получать учебники, пользоваться библиотекой, а также принимать участие в школьных мероприятиях. Кроме того, у семейного ученика есть право на консультации перед аттестацией. На каждый предмет выделяется по два часа.
Можно ли в таком случае оформить справку, что ребенок является учеником образовательного учреждения? Это возможно только в том случае, если ребенок зачислен в школу как экстерн. В ином случае он не будет считаться контингентом школы, поэтому и звания школьника у него не будет.
Как получить компенсацию за обучение ребенка на семейной форме? Это очень сложная процедура, так как компенсацию выплачивают не в каждом учебном заведении. О возможности получения подобных выплат стоит узнавать в местном Департаменте образования.

Сегодня хочу развеять очередной стереотип о том, что ребенок на семейном обучении — это запертый в четырех стенах, перед телевизором, не умеющий общаться.

Кстати, меня однажды спросили: “А как ваши дети на семейном обучении научатся общаться с плохими людьми?”

В тот момент я впала в ступор. Потому что вначале мне хотелось сказать: “А зачем моим детям общаться с плохими людьми?” и продолжить о том, что одна из причин ухода из школы была как раз свести к минимуму подобное общение.

Я вообще не хочу, чтобы мои дети общались с плохими людьми.

Продолжу. Часто происходит подмена понятий семейное и домашнее обучение.

Домашнее обучение — это форма получения ребенком знаний, при которой за процесс обучения все так же отвечает школа.

Ребенок числится в контингенте образовательного учреждения, за ним закрепляются педагоги.

Ребенок числится в определенном классе среди очно обучаемых детей. Проходит по графику все аттестации, контрольные работы.

На домашнее обучение сейчас можно выйти строго по медицинским или педагогическим показаниям через психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

Дети на домашнем обучении действительно часто являются вырванными из основной системы образования. При этом часто домашнее обучение действительно лишает детей социализации и общения со сверстниками.

Плюс — ребенок учится практически индивидуально с учителями.
Минус — ребенок часто заперт в четырех стенах.

За период работы в школе у меня было несколько “домашников”. Все они уже были учениками старшей школы.

Обычно ребята проводили почти все время дома.

А родители принимали минимальное участие в обучении детей, лишь подсчитывая, все ли дни и уроки были “отведены” или им что-то “недодали”.

Основное отличие домашнего обучения от семейного — ответственность за обучение в данном случае все-таки на школе.

Программу составляет школа, обучают педагоги. Обучение происходит либо на дому, либо по договоренности родители приводят ребенка в школу в определенное время после уроков.

Но это бывает редко, потому что родителям от банального “лень” до “у нас вообще-то включено обучение на дому”. И получается, что ребенок лишен даже минимальной прогулки до школы и обратно.

Кроме того, слышали ли вы о том, что “у семи нянек дите без глаза”?

Так иногда случается на домашнем обучении.

Школа ожидает поддержки и активного участия родителей, родители требуют результаты от школы. Когда отвечают оба — не отвечает никто. Ребенок оказывается банально “упущенным”…

Мне порой было искренне жалко детей, которые оказывались заперты в четырех стенах.

Потому что родители оказывали им все так же мало внимания, дети даже больше их раздражали.

И все общение сводилось к контролю все тех же домашних заданий. А учителя обучали “постольку поскольку”, совершенно не уделяя детям важного внимания и поддержки.

Семейное обучение — абсолютная противоположность.

Это не только важный для семьи и ребенка шаг, но и с исключительной ответственностью родителей.

Ответственность за образование детей лежит только на родителях. И нет возможности спихнуть на то, что “плохой учебник”, “плохо объяснили”, «в понедельник не пришли», «были не все уроки», «мы болели» и т.п.

Ребенок не числится в школе. А лишь зачисляется в определенную школу для сдачи аттестаций. Обычно аттестации сдаются два раза в год, возможно даже дистанционно.

При этом программы обучения, форму обучения, время и режим занятий, учебники — все это ложится на плечи родителей.

Все мои знакомые, кто находится на семейном обучении, настолько увлечены этим процессом и взятой на себя ответственностью, что они не сидят дома.

Посещают музеи, ходят на кружки и секции, изучают новые способы обучения, ведут блог, путешествуют, много учатся и при этом сдают аттестации в срок.

Сейчас есть множество “анскулеров” или людей, отрицающих школу как таковую.

Прошу сразу заметить, я к таковым не отношусь и твердо убеждена в необходимости получения детьми обязательного образования.

Мои дети прикреплены к школе и сдают в срок положенные аттестации, корпя над полученными заданиями.

Однако, мне очень нравится быть свободной, выбирать учебники и путешествовать, не вставать утром по будильнику, не лечить детей от принесенной в дом инфекции от одноклассников, не отмечать нужное количество клеточек.

Мои дети умеют общаться, и в состоянии на английском языке без психологических барьеров объяснить, что у них захлопнулся ключ в номере и им нужна помощь, попросить воду без льда, а рис без перца.

Попросить прохожего нас сфотографировать и рассказать о своей сестренке.

Они с увлечением изучают как пойманный краб съел моллюска и считают в столбик шестизначные примеры, вычисляют периметр комнаты и площадь Москвы и делают многое-многое другое.

Разве что, они не умеют общаться с плохими людьми…

Если Вы окончательное решение переходить на семейное обучение - приглашаем Вас на однодневный тренинг “Семейное обучение без мучения”

За один день мы передадим Вам весь наш опыт семейного обучения с двумя детьми

Вы узнаете:

  • Законодательную и нормативную базу. Что должно Вам государство и школа, а что нет
  • Оплата за семейное обучение
  • Как перейти на семейное обучение. Алгоритм
  • Режим семьи и ребенка на семейном обучении
  • Плюсы и минусы семейного обучения
  • Как делегировать ребенку обучение?
  • Социализация ребенка.
  • Организация аттестаций
  • Дистанционная аттестация. Возможно ли и как?
  • Возможные проблемы на семейном обучении и пути решения
  • Как организовать занятия и подготовить ребенка к аттестации?
  • Взаимодействие со школой и отделом образования
  • Ресурсы для семейников, которое помогут учиться и учить
  • Именно этот опыт позволил нам прожить всю зиму в Азии и сдать итоговые работы за 2 и 4 класс без проблем

Именно этот опыт позволит Вам избежать тех ошибок, которые стоили нам миллионы нервных клеток

Часто у родителей возникают вопросы о документах, которые необходимы для урегулирования перехода детей на семейную форму обучения. Я постаралась собрать все свои знания в этом вопросе и руководствовалась мнением и опытом людей, дети которых уже учатся по этой форме.

Заявление для перехода на семейную форму обучения

Для перехода на семейную форму обучения потребуется составить заявление на имя директора, в котором вы от лица одного или обоих родителей уведомляете директора о решении перехода на семейную форму образования вашего ребенка.

Заявление это носит не просительный, а уведомительный характер. Со дня подачи заявления ребенок считается обучающимся по семейной форме и школу не посещает.

В заявлении можно указать какой тип аттестации для ребенка предпочтительнее. Как правило, в старших классах, где предметов много, проще сдавать аттестацию в форме экстерната. Это предусмотрено законом и количество аттестаций в год будет не более 12, на основании положения о Экстернате (Закон РФ "Об образовании" ст. 50). Младших школьников может устраивать и большее количество аттестаций. Например, по четвертям по основным или всем предметам. Тогда все аттестации прописываются в график, приложением к договору.

Договор со школой

Администрация школы в лице директора не позднее месяца с момента подачи заявления, должна подписать с родителями договор.

Договор подразумевает, что все пункты будут устраивать обе стороны. Договор не подписывается до тех пор, пока компромисс между директором и родителями не найден. В любое время договор может быть изменен или дополнен.

Приложения к договору

Составленный договор не действителен без Приложений , включающих документы, утвержденные директором Учреждения и скрепленные печатью:

Приложение 1. Порядок, форма и сроки промежуточной аттестации Обучающегося за курс #класса (например в форме экстерната) на форме обучения «семейное образование».

Приложение 2. Сроки проведения лабораторных и практических работ, составленных педагогами Учреждения с учетом интересов Обучающегося, и утвержденные директором Учреждения.

Приложение 3. Сроки и порядок проведения консультаций, составленный педагогами Учреждения с учетом интересов Обучающегося и утвержденный директором Учреждения.

Приложение 4. билеты к устным экзаменам утвержденные для промежуточной аттестации в форме экстерната на форме обучения «семейное образование» за курс выпускного класса и вопросы для подготовки к промежуточной аттестации в форме экстерната за курс выпускного класса на форме обучения «семейное образование», по заявлению Представителя.

Приложение 5. Билеты и вопросы к государственной итоговой аттестации по двум обязательным для государственной аттестации предметам учебного плана и двум выбранным предметам учебного плана за курс основного общего образования по заявлению Представителя.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!