Синтаксическая роль имен числительных. Возможно ли в русском языке сочетание целых числительных с дробными? §2

«Числительные» - Количественные числительные. Числительные. Дробные числительные являются разновидностью количественных и служат обозначением дробного числа. Правила. В.п. Сколько книг? 1) В именительном и винительном падежах числительные от 5 до 20 и 30 пишутся с ь на конце слова. Числительные от 50 до 80 и от 500 до 900 – с ь в середине слова.

«Имя числительное 6 класс» - Результаты социологического опроса. Русский язык. Цели и задачи раздела «Имя числительное». Ожидаемые результаты. Разделимся на группы. Имя числительное 6 класс. Подведём итоги. Программы для общеобразовательных учреждений. Результаты анализа текстов разных стилей. Цели исследования. Урок по теме «Употребление числительных в речи».

«Порядковые числительные» - В каком году образовался ваш город? В пятнадцать часов уже смеркается. Ответьте письменно на вопросы: Измените по падежам словосочетания с порядковыми числительными. Вариант I: сделать морфологический разбор числительных в предложении: Дважды два – четыре. А утром темно почти до девяти часов утра. Разбор числительных в тексте (см. образец устного разбора имени числительного).

«Имя числительное» - Порядок предметов при счете называют порядковые числительные. Поставили термометр. В каких числительных Ь пишется на конце слова? а) 6, 16, 20. б) 40, 90, 100. в) 50, 70, 700. 14. Возраст преклонный – восемьдесят восемь лет. а) Простое. б) Составное. в) Сложное. То найдите сложное по строению числительное. а) 5. б) 15. в) 500.

«Урок Имя числительное» - Семь раз отмерь … Обозначают количество предметов Примеры: шесть, пятнадцать, пять десятых, трое. Русский язык. Древний Крит. 7.Готовимся к выполнению домашнего задания. Отвечают на вопрос какой? который? 8. Итоговая работа. Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. Препятствие 5. «Синтаксическая роль».

«Урок числительные» - Физминутка. Программа «Microsoft Word». Что интересного вы знаете о правописании числительных? Двести. Четвёртое мая. У каких количественных числи-тельных Ь пишется в середине слова? В декабре …день. Образовать от количественных имён числительных порядковые имена числительные. Морфология. Ять. Слайд 9 В каком предложении С.Я. Маршака употреблено порядковое числительное?

У числительных нет собственной функции члена предложения. В предложении они, как правило, употребляются в составе словосочетания с существительным (пять дней, триста сорок человек) и выступают как один член предложения: Прошло пять дней.

Здесь словосочетание пять дней - подлежащее.

Количественные числительные могут быть членами предложения только при обозначении числа, а не количества. Например: Пять не делится на два без остатка. (Пять - подлежащее, два -дополнение).

Чтобы правильно выбрать форму зависимого существительного в словосочетании, нужно учитывать такую закономерность: в форме И.п. и В.п. числительное управляет существительным, требуя формы Р. п., а в остальных падежах согласуется с существительным, выступая в форме того же падежа, что и существительное. Ср., например: две груши, но двух груш, двумя грушами; пять книг, но пяти книг, пятью книгами.

Своими функциональными особенностями отличается числительное один, оно согласуется с существительными в роде, числе и падеже (один стол, одна машина, одно окно; одни сутки; с одной задачей), включая и составные числительные (сто один ученик; пяти тысяч ста одного рубля).

При выражении дистрибутивного значения числительное может стоять в форме Д.п. или В.п., существительное же всегда в форме Р.п. Числительные два, три, четыре, девяносто, сто, двести, триста, четыреста употребляются только в форме В.п. (выдать по три рубля, по сто рублей), один только в форме Д.п. (по одному экземпляру, по одному человеку). Остальные числительныемогут употребляться в вариантных формах (по пяти рублей - по пять рублей). Вариант в форме Д.п. (получили по пяти рублей) считается более книжным и устаревшим.

Для создания значения неопределенности, приблизительности вместо точного обозначения количества меняют порядок компонентов в словосочетании числительных с существительными. Ср.: привезли книг двести и двести книг, читал часа два и два часа.

Среди количественных числительных традиционно выделяют дробные числительные (две пятых, одна целая и три десятых). При склонении изменяются все слова, входящие в состав числительного: двух пятых, одной целой и трех десятых. В сущности, это особый тип количественных словосочетаний.

В научной грамматике в разряд количественных числительных включают неопределенно-количественные числительные, которые не имеют количественно-числового значения, указывают лишь на неопределенное количество, они сходны с определенно-количественными числительными по грамматическим свойствам: управляют Р.п. Это слова много, немного, мало, немало, столько, сколько, несколько, сколько-нибудь.

Слова много, немного, мало, немало не изменяются по падежам, остальные склоняются, в Р.п., Д.п., Т.п., П.п. согласуются с существительным: скольких друзей нет, скольким друзьям я дарил свои акварели.

Собирательные числительные обозначают определенное количество предметов в совокупности: двое мужчин, семеро козлят.

Они представляют собой небольшую группу слов, образованных от количественных числительных в пределах первого десятка: двое, трое – с суффиксом -oй(e), четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро – с суффиксом -ер(о). Причисляют к ним и непроизводное слово оба (обе) с собирательным и местоименным значением «и тот и другой».

Собирательные числительные сочетаются с ограниченным кругом слов. Так, они употребляются с личными существительными мужского и общего рода (двое мужчин, четверо гостей, трое сирот); со словами дети, детишки, ребята, люди, лицо (в значении человек): четверо детей, пятеро людей, трое неизвестных лиц; с субстантиватами, обозначающими лицо (шестеро больных, двое ведущих); с личными местоимениями (нас трое, их пятеро); со словами со значением невзрослости (двое верблюжат, пятеро волчат).

Собирательные числительные сочетаются с существительными pluralia tantum: двое очков, трое суток. Начиная со слова пятеро возможно употребление и количественных числительных: пятеро суток - пять суток. Заметим, что собирательные числительные в сочетании с неодушевленными существительными употребляются только в форме И.п. - В.п., а в косвенных падежах заменяются количественными: прошло трое суток - тремя сутками позже. В сочетаниях с одушевленными существительными собирательные числительные употребляются во всех падежах: трое друзей, троими друзьями и т. д.

Кроме того, в разговорной речи собирательные числительные употребляются с существительными, обозначающими парные предметы (двое сапог).

Собирательные числительные не имеют категорий рода и числа, изменяются по падежам, в предложении выполняют синтаксическую функцию подлежащего или дополнения только вместе с существительными.

Следует еще обратить внимание на употребление слова оба (обе). В сочетании со словами жен. рода рекомендуется употреблять форму обе (по обеим сторонам улицы), со словами муж. рода – форму оба (оба компьютера в ремонте).

Порядковые числительные обозначают порядковый номер предмета при счете (первый курс, второй курс).

По своим морфологическим признакам они идентичны относительным прилагательным: изменяются по родам, числам и падежам, согласуются в роде, числе и падеже с существительными, имеют одинаковый набор окончаний.

Но, совпадая по форме и синтаксической функции (функции определения) с прилагательными, порядковые числительные имеют ряд особенностей, позволяющих относить их к числительным:

1. Значение порядка следования предметов при счете, т. е. значение точного числа.

2. Семантическая и словообразовательная соотнесенность с количественными числительными. Кроме порядковых числительных первый и второй, все остальные образованы от количественных числительных (пятый, двадцатый, сотый). При образовании порядкового числительного от составного количественного числительного изменяется только последний компонент: дом пятьдесят пятый, квартира сто тридцать седьмая. Ср. с исходным обозначением с количественными числительными: дом пятьдесят пять, квартира сто тридцать семь. Составные порядковые числительные используются очень широко в разных сферах жизни, в частности, при обозначении дат, чисел: двадцать седьмое июня, тысяча девятьсот двадцать третий год. У таких составных порядковых числительных только последний элемент - собственно порядковое числительное.

3. Как и количественные, порядковые числительные могут обозначаться цифрами (33 года, 33-я весна).

Все это дает основание включать данную группу слов в состав числительных как особый разряд

>>Русский язык 6 класс >>Русский язык: Имя числительное как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ: ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ, МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРРИЗНАКИ, СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ

Теория

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счёте и отвечает на вопросы сколько? который?: шесть, шестой .
Числительные делятся на количественные и порядковые.

Количественные числительные (по-укр.: кількісні числівники ) обозначают количество предметов (шесть классов) или отвлечённое число (шесть ) и отвечают на вопрос сколько ?

Порядковые числительные (по-укр.: порядкові числівники ) называют порядковый номер предметов при счёте (шестой класс) и отвечают на вопрос который ?

Имена числительные, в том числе и в сочетании с именами существительными, могут быть разными членами предложения: Пять да пять - десять . Мы проучились в этой школе пятъ лет .

По строению числительные делятся на простые (по-укр.: пpocтi ): пять, шесть, сто и составные (по-укр.: складені ): тысяча девятьсот семьдесят шесть.

Практика

1. Прочитайте текст. Выпишите числительные. Что они обозначают и на какие вопросы отвечают?

У древних народов семь считалось особым числом. В первой книге Ветхого Завета говорится: «Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил*». С тех пор евреи, а затем и христиане, воспринявшие от них Ветхий Завет, считают семь священным числом.
(Из энциклопедии «Что есть что» )
Почивать - отдыхать.

2. Прочитайте ряды слов. Укажите в них числительные.

Двойка, двуликий, два, двойник, двойной, двойня, двойняшки, удвоить, двойственный, двунаправленный.
Три, тройка, втроем, треугольник, тринадцать, троица, трижды, трио, утроить, трёхмесячный.
Пятак, пятерня, пятёрка, пять, пятый, пятидневка.
Шесть, шестёрка, шестиугольник, вшестером, шестерёнка.

3. Образуйте от числительного десять родственные слова.

Н.Ф. Баландина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 6 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Разработка уроков русского языка, учебный план уроков, рефераты на русском языке, всё для учителя и школьника на помощь в подготовке к урокам, собрание конспектов по русскому языку, домашняя работа

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы

Имя числительное как часть речи.

Синтаксическая роль имен числительных в предложении. (6 класс)

- ознакомление с признаками числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении),

Отличать числительные от других частей речи с числовым значением;

Уметь находить числительные в тексте;

Развивать творческую, речевую и мыслительную деятельность учащихся;

Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Ход урока

1.Орг. момент.

2. Психологическая подготовка учащихся к восприятию новой темы.

Ребята! Сегодня на уроке мы продолжаем изучать раздел «Морфология», продолжаем знакомиться с частями речи.

Обратимся к загадке. Подумайте, как она может быть связана с темой урока:

(чтение эпиграфа, нахождение отгадки Слайд 1)

С какой частью речи мы будем знакомиться сегодня? – попробуйте догадаться сами.

О ком и о чем идет речь?

Многоногая загадка

Две ноги на трех ногах,

А четвертая в зубах.

Вдруг четыре прибежали

И с одною убежали.

Подскочили две ноги,

Ухватили три ноги,

Закричали три ноги,

Закричали на весь дом, -

Да тремя по четырем!

Но четыре завизжали

И с одною убежали. (К.Чуковский) ответ: две ноги – мальчик, три ноги – табуретка, четыре ноги – собака, одна нога – куриная)

Знаете отгадку? А какие слова помогли найти отгадку? Это же числа. Или слова?

(отвечают: две ноги, три ноги, четыре ноги, одна нога)

Один, два, три, четыре – это слова новой части речи, название которой, как вы верно заметили, связано с словом «число» (записываем на доске и в тетради)

Итак, вы будете изучать имена числительные.

Мы должны знать ……

научиться…

(- познакомиться с частью речи,

Узнать, что обозначает имя числительное,

На какой вопрос отвечает, как изменяется, синтаксическую роль, в каких стилях речи используется.)

Да, сегодня мы познакомимся с этой частью речи, её значением и синтаксической ролью в предложение, коснемся* вопроса о том, в каких стилях языка чаще всего она используется. Остальные вопросы более подробно рассмотрим на следующих уроках.

В конце урока вы должны знать определение числительного и уметь находить его в тексе.

3. Изучение нового материала. (по ходу изучения темы составляем схему, доска, тетради)

Числительное

Количество Порядок

Сколько? Какой?

Пять Пятый

Синтаксическая роль


Работа над определением имени числительного.

Обращаемся к теме урока: мы с вами уже знакомы с именными частями речи. Какими? (существительное, прилагательное. Название числительное является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи (существительное, прилагательное). – по ходу работы над термином, заполняем правило с пропусками

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ – ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ ОБОЗНАЧАЕТ ________________ ПРЕДМЕТОВ, __________________, А ТАКЖЕ _____________ ПРЕДМЕТОВ_________. ИИМЕНА ЯЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ_________ И _____________.

ИМЕНА ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ МОГУТ БЫТЬ ____________________.

Дайте определение этих частей речи. А числительному? (самостоятельная часть речи, которая обозначает….)

Что же обозначают имена числительные?

Работа с предложением. Списать, расставить знаки препинания, раскрыть скобки. (записано на доске) – задаем вопросы к числительным, выясняем, что обозначают, даем определение числительному, работаем над синтаксической ролью в предложении)

Три братца пошли купаться*, два купаются*, а третий на берегу валяется*. (объяснить орфограммы и пунктограммы, сложное предложение, схема.)

Вывод: отвечают на вопрос сколько? Какой? Обозначают количество и порядок предметов при счете. (проверяем себя по учебнику) – работа над определением… спросить 3-4 человека

Давайте посмотрим, каким же членом предложения может быть числительное (подлежащее, определение)

Выполним упражнение 83из Р.Т.

Вывод: любым членом предложения (повторяем синтаксический разбор предложения).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (видеоролик)

5. Отличие числительных от других частей речи. Наблюдение.

Какие же части речи могут выражать числовое значение? Для этого….

Образуйте от данных числительных следующие части речи: глагол, прилагательное, существительное. (работа в парах)

Два – удвоить, двойной, двоечник

Три – троечник, утроить, тройной

Вывод: -Какие же части речи могут выражать числовое значение? (существительные, прилагательные, глагол)

А в чем же заключается основное отличие числительных от других частей речи?

(можно записать и цифрами, и словами) – выполнение упражнения 82 из Р.т.

с последующей проверкой)

6. Закрепление теоретического материала.

Дать определение числительного. Каким членом предложения может быть числительное.

7. Работа с текстом (распечатан для каждого учащегося). Умение находить числительные в тексте. Определить роль числительных в тексте (точность).

Доброе дерево

Кого берёзой удивишь? Выгляни из окна в городе ли, в деревне, всюду берёзу увидишь о в своё одеяние два главных цвета русской природы: зелень лугов и белизну заснеженных полей.

Ещё берёза к людям добра. В стародавние времена люди нарекли её деревом четырёх дел: первое дело – мир освещать, второе – чистоту соблюдать, третье – крик утишать, четвёртое – больных исцелять. Самая светлая – берёзовая лучина. Берёзовый веник в бане «чистоту соблюдал». Скрип телеги утишался берёзовым дёгтем. От всяких хворей лечил настой из берёзовых почек.

Какое родное, тёплое, верное дерево!

Ю. Крутогоров

Анализ текста:

На что указывает заглавие: на тему или на основную мысль?

Определите тип речи, стиль (рассуждение, публицистический)

Есть ли в тексте имена числительные? Назовите их.

(мы узнаём, сколько полезных свойств у берёзы!)

Запишите предложение «В стародавние времена…»

Определите синтаксическую роль имен числительных.

. Выпишите предложения, в которых есть числительные, подчеркните числительные как члены предложения.

Пернатые часы

(По. М. Деменюк)

8*. Самостоятельная работа (тест) – распечатка. Обвести в кружок правильный ответ.

Тест предлагает вам 5 заданий, в каждом по 4 варианта ответов, вам необходимо обвести кружочком правильный ответ.

1. Укажите верное утверждение

А) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и его порядок при счёте.

Б) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте.

В) Имя числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте.

Г) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.

2. Каким членом предложения может быть числительное?

А) подлежащим и сказуемым

Б) второстепенным членом предложения

В) обстоятельством и дополнением

Г) разным членом предложения

3. Укажите строчку, в которой только числительные, отвечающие на вопрос сколько?

А) шестьсот, сорок два, три

Б) второй, двадцать два, девять

В) пятый, шестого, сороковой

Г) сто, пятнадцать, пятидесятый

4. Укажите строчку, где записаны только числительные

А) семилетний, шестиструнный, удвоить

Б) первый, восемь, тридцать

В) шестиклассник, пятеро, семёрка

Г) десять, двадцать три, трижды

Произведём самопроверку, исправьте ошибки, если они есть, поставьте отметку: если ошибок нет – «5», одна ошибка – «4», две ошибки – «3», если ошибок больше не ставьте себе ничего, вам нужно ещё потренироваться. Жду в четверг тех, кто допустил ошибки(много)

Я вижу, что вы сегодня узнали многое об имени числительном. Достигли мы с вами цели урока?

Рефлексия

- Что я узнал…. Запомнил…

Конечно, с цифрами и числами вы, ребята, давно уже знакомы. Каждый день вы сталкиваетесь с огромным количеством разных чисел. И дома, когда, например, смотрите телевизор (первый канал, второй канал, третий и так далее), и в школе, а особенно на уроках математики, и даже на улице нас всех окружают цифры и числа. Мы можем найти человека, если знаем адрес (номер дома и номер квартиры), в большом городе на остановке мы будем ждать автобус именно того номера, который нам нужен.

А представьте, что было бы, если бы в нашем мире не было бы ни одной цифры…

(не знали бы, какой сегодня год и какое число, сколько каждому из нас лет, не смогли бы ничего купить в магазине, потому что не было бы цен, денег, да и магазинов бы тоже не было. Мы потеряли бы такое понятие как время: не знали бы истории, событий, когда произошли открытия)

Как видим, люди без цифр не смогли бы нормально жить и работать.

Счёт возник в глубокой древности, и люди считали по пальцам рук. Было время, когда счёт достигал только четырёх – по числу протянутых четырёх пальцев рук. Потом возник счёт пятёрками. С развитием жизни счёт совершенствовался, и возник, наконец, современный счёт – десятками.

8.Домашнее задание: лингвистическая сказка (творческое, тексты распечатаны) или 5-6 пословиц, в которых есть числительные, объяснить смысл 2-3 пословиц, определить синтаксическую роль в предложения.

Лингвистическая сказка.

Числительные счёт любят! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи – эта самая молодая.

А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями речи? К сожалению, мы попали к концу их разговора.

Кто за это предложение, прошу поднять руку,- сказал Председатель.- Существительное, подсчитайте количество голосов.

Кто-то крикнул: «Много!», и существительное подхватило:

Товарищ Председатель, - вступился Глагол, - существительное не умеет считать по порядку, у него есть единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределенного множества.

Числительное!!! – хором выдохнул зал.

Вот, оказывается, какая важная часть речи это Числительное.

В. Волина

На основе лингвистической сказки написать сочинение – миниатюру «Эта важная часть речи…».

Имя числительное как часть речи.

Синтаксическая роль имен числительных в предложении. (6 класс)

Цели:

- ознакомление с признаками числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении),

Отличать числительные от других частей речи с числовым значением;

Уметь находить числительные в тексте;

Развивать творческую, речевую и мыслительную деятельность учащихся;

Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Ход урока

1.Орг. момент.

2. Психологическая подготовка учащихся к восприятию новой темы.

Ребята! Сегодня на уроке мы продолжаем изучать раздел «Морфология», продолжаем знакомиться с частями речи.

Обратимся к загадке. Подумайте, как она может быть связана с темой урока:

(чтение эпиграфа, нахождение отгадки Слайд 1)

С какой частью речи мы будем знакомиться сегодня? – попробуйте догадаться сами.

О ком и о чем идет речь?

Многоногая загадка

Две ноги на трех ногах,

А четвертая в зубах.

Вдруг четыре прибежали

И с одною убежали.

Подскочили две ноги,

Ухватили три ноги,

Закричали три ноги,

Закричали на весь дом, -

Да тремя по четырем!

Но четыре завизжали

И с одною убежали. (К.Чуковский) ответ: две ноги – мальчик, три ноги – табуретка, четыре ноги – собака, одна нога – куриная)

Знаете отгадку? А какие слова помогли найти отгадку? Это же числа. Или слова?

(отвечают: две ноги, три ноги, четыре ноги, одна нога)

Один, два, три, четыре – это слова новой части речи, название которой, как вы верно заметили, связано с словом «число» (записываем на доске и в тетради)

Итак, вы будете изучать имена числительные.

Мы должны знать ……

научиться…

(- познакомиться с частью речи,

Узнать, что обозначает имя числительное,

На какой вопрос отвечает, как изменяется, синтаксическую роль, в каких стилях речи используется.)

Да, сегодня мы познакомимся с этой частью речи, её значением и синтаксической ролью в предложение, коснемся* вопроса о том, в каких стилях языка чаще всего она используется. Остальные вопросы более подробно рассмотрим на следующих уроках.

В конце урока вы должны знать определение числительного и уметь находить его в тексе.

3. Изучение нового материала. (по ходу изучения темы составляем схему, доска, тетради)

Числительное

Количество Порядок

Сколько? Какой?

Пять Пятый

5 5

Синтаксическая роль


Работа над определением имени числительного.

Обращаемся к теме урока: мы с вами уже знакомы с именными частями речи. Какими? (существительное, прилагательное. Название числительное является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи (существительное, прилагательное). – по ходу работы над термином, заполняем правило с пропусками

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ – ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ ОБОЗНАЧАЕТ ________________ ПРЕДМЕТОВ, __________________, А ТАКЖЕ _____________ ПРЕДМЕТОВ_________. ИИМЕНА ЯЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ_________ И _____________.

ИМЕНА ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ МОГУТ БЫТЬ ____________________.

Дайте определение этих частей речи. А числительному? (самостоятельная часть речи, которая обозначает….)

Что же обозначают имена числительные?

Работа с предложением. Списать, расставить знаки препинания, раскрыть скобки. (записано на доске) – задаем вопросы к числительным, выясняем, что обозначают, даем определение числительному, работаем над синтаксической ролью в предложении)

Три братца пошли купаться*, два купаются*, а третий на берегу валяется*. (объяснить орфограммы и пунктограммы, сложное предложение, схема.)

Вывод: отвечают на вопрос сколько? Какой? Обозначают количество и порядок предметов при счете. (проверяем себя по учебнику) – работа над определением… спросить 3-4 человека

Давайте посмотрим, каким же членом предложения может быть числительное (подлежащее, определение)

Выполним упражнение 83из Р.Т.

Вывод: любым членом предложения (повторяем синтаксический разбор предложения).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (видеоролик)

5. Отличие числительных от других частей речи. Наблюдение.

Какие же части речи могут выражать числовое значение? Для этого….

Образуйте от данных числительных следующие части речи: глагол, прилагательное, существительное. (работа в парах)

Два – удвоить, двойной, двоечник

Три – троечник, утроить, тройной

Вывод: -Какие же части речи могут выражать числовое значение? (существительные, прилагательные, глагол)

А в чем же заключается основное отличие числительных от других частей речи?

(можно записать и цифрами, и словами) – выполнение упражнения 82 из Р.т.

с последующей проверкой)

6. Закрепление теоретического материала.

Дать определение числительного. Каким членом предложения может быть числительное.

7. Работа с текстом (распечатан для каждого учащегося). Умение находить числительные в тексте. Определить роль числительных в тексте (точность).

Доброе дерево

Кого берёзой удивишь? Выгляни из окна в городе ли, в деревне, всюду берёзу увидишь о в своё одеяние два главных цвета русской природы: зелень лугов и белизну заснеженных полей.

Ещё берёза к людям добра. В стародавние времена люди нарекли её деревом четырёх дел: первое дело – мир освещать, второе – чистоту соблюдать, третье – крик утишать, четвёртое – больных исцелять. Самая светлая – берёзовая лучина. Берёзовый веник в бане «чистоту соблюдал». Скрип телеги утишался берёзовым дёгтем. От всяких хворей лечил настой из берёзовых почек.

Какое родное, тёплое, верное дерево!

Ю. Крутогоров

Анализ текста:

На что указывает заглавие: на тему или на основную мысль?

Определите тип речи, стиль (рассуждение, публицистический)

Есть ли в тексте имена числительные? Назовите их.

(мы узнаём, сколько полезных свойств у берёзы!)

Запишите предложение «В стародавние времена…»

Определите синтаксическую роль имен числительных.

. Выпишите предложения, в которых есть числительные, подчеркните числительные как члены предложения.

Пернатые часы

(По. М. Деменюк)

8*. Самостоятельная работа (тест) – распечатка. Обвести в кружок правильный ответ.

Тест предлагает вам 5 заданий, в каждом по 4 варианта ответов, вам необходимо обвести кружочком правильный ответ.

1. Укажите верное утверждение

А) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и его порядок при счёте.

Б) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте.

В) Имя числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте.

Г) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.

2. Каким членом предложения может быть числительное?

А) подлежащим и сказуемым

Б) второстепенным членом предложения

В) обстоятельством и дополнением

Г) разным членом предложения

3. Укажите строчку, в которой только числительные, отвечающие на вопрос сколько?

А) шестьсот, сорок два, три

Б) второй, двадцать два, девять

В) пятый, шестого, сороковой

Г) сто, пятнадцать, пятидесятый

4. Укажите строчку, где записаны только числительные

А) семилетний, шестиструнный, удвоить

Б) первый, восемь, тридцать

В) шестиклассник, пятеро, семёрка

Г) десять, двадцать три, трижды

Произведём самопроверку, исправьте ошибки, если они есть, поставьте отметку: если ошибок нет – «5», одна ошибка – «4», две ошибки – «3», если ошибок больше не ставьте себе ничего, вам нужно ещё потренироваться. Жду в четверг тех, кто допустил ошибки(много)

Я вижу, что вы сегодня узнали многое об имени числительном. Достигли мы с вами цели урока?

Рефлексия

- Что я узнал…. Запомнил…

Конечно, с цифрами и числами вы, ребята, давно уже знакомы. Каждый день вы сталкиваетесь с огромным количеством разных чисел. И дома, когда, например, смотрите телевизор (первый канал, второй канал, третий и так далее), и в школе, а особенно на уроках математики, и даже на улице нас всех окружают цифры и числа. Мы можем найти человека, если знаем адрес (номер дома и номер квартиры), в большом городе на остановке мы будем ждать автобус именно того номера, который нам нужен.

А представьте, что было бы, если бы в нашем мире не было бы ни одной цифры…

(не знали бы, какой сегодня год и какое число, сколько каждому из нас лет, не смогли бы ничего купить в магазине, потому что не было бы цен, денег, да и магазинов бы тоже не было. Мы потеряли бы такое понятие как время: не знали бы истории, событий, когда произошли открытия)

Как видим, люди без цифр не смогли бы нормально жить и работать.

Счёт возник в глубокой древности, и люди считали по пальцам рук. Было время, когда счёт достигал только четырёх – по числу протянутых четырёх пальцев рук. Потом возник счёт пятёрками. С развитием жизни счёт совершенствовался, и возник, наконец, современный счёт – десятками.

8.Домашнее задание: лингвистическая сказка (творческое, тексты распечатаны) или 5-6 пословиц, в которых есть числительные, объяснить смысл 2-3 пословиц, определить синтаксическую роль в предложения.

Лингвистическая сказка.

Числительные счёт любят! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи – эта самая молодая.

А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями речи? К сожалению, мы попали к концу их разговора.

Кто за это предложение, прошу поднять руку,- сказал Председатель.- Существительное, подсчитайте количество голосов.

Кто-то крикнул: «Много!», и существительное подхватило:

Много!

Вы не считали! Или вы не хотите считать?

Товарищ Председатель, - вступился Глагол, - существительное не умеет считать по порядку, у него есть единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределенного множества.

Но кто же тогда подсчитает нам голоса? – расстроился Председатель.

Числительное!!! – хором выдохнул зал.

Вот, оказывается, какая важная часть речи это Числительное.

В. Волина

На основе лингвистической сказки написать сочинение – миниатюру «Эта важная часть речи…».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!