Скороговорки для старшей группы. Скороговорки на все буквы алфавита

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 71 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по физическому развитию детей Калининского района

Картотека скороговорок для детей старшего возраста

Область: речевое развитие

Воспитатель:

Калиш Татьяна Владимировна

Санкт - Петербург

2017

Для развития чистой грамотной речи ребёнка старшего возраста очень важна звуковая культура речи, т. е. чёткое, чистое звукопроизношение. Незаменимыми помощниками в этом являются чисто – и скороговорки, которые строятся на сочетании звуков, слогов, трудных для произношения детьми. Скороговорки заставляют произносящего сосредотачивать своё внимание на правильной артикуляции звуков, звукосочетаний в ускоренном темпе, что ещё больше поощряет стремление ребёнка четко и ясно произносить звуки.

Цель:

1. Закреплять навык звукопроизношения наиболее трудных по

Артикуляции звуков.

2. Развивать чёткую, правильную дикцию.

3. Развивать слуховое внимание и память.

4. Совершенствовать интонационную выразительность.

I.Скороговорки на произношение парных согласных.

1.Ткёт ткач ткани на платки Тане.

2.В поле Фрося полет просо,

Сорняки выносит Фрося.

3.Краб крабу сделал грабли.

Подал грабли крабу краб:

Сено граблями, краб, грабь.

4.Дали Клаше каши с простоквашей

Ела Клаша кашу с простоквашей.

5.Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

6.В пруду у Поликарпа

Три карася и три карпа.

7.Гроза грозна, грозна гроза.

II.Скороговорки на сонорные согласные:

1.Разрослись у Ратибора три берёзки у забора.

Рад берёзкам Ратибор: приукрасили весь двор.

2.Стоит гора, в горе- нора.

3.В норе зверёк, зовут сурок.

4.Рубанок в руки взял мастак,

Встал спозоранок за верстак:

Тарасу, Рустику, Марусе

Строгает на салазки брусья.

5.На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

6.Маланья – болтунья молоко болтала,

Выбалтывала, не выболтала.

Полили ли лилию? Видели ли Лидию?

Полили лилию. Видели Лидию.

7.Не жалела мама мыла.

Мама Милу мылом мыла.

Мила мыла не любила,

Мыло Мила уронила.

8.Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

9.Пошла Поля полоть в поле.

10.Не бывает улова у ленивого рыболова.

12.Тридцать три вагона в ряд

Тараторят, тарахтят,

Тараторят, тарахтят.

13.Свинья тупорыла, белорыла

Весь двор перерыла.

Вырыла полрыла,

До норы дорыла.

14.Марина грибы мариновала,

Марина малину перебирала.

15.Вбили кол в частокол,

Подприколошматили.

16.Корили Кирилла: «Не дразни гориллу».

Корили гориллу: «Не дразни Кирилла».

17.Шёл Егор через двор,

Нёс топор чинить забор.

18.Три сороки – тараторки тараторили на горке.

19.Перепёлка перепелят прятала от ребят.

20.Проворонила ворона воронёнка.

21.У ёлки иголки колки.

III.Скороговорки на шипящие и свистящие согласные.

1.Везёт Сенька Соньку с Санькой на санках.

Санки вбок, Сенька с ног,

Сонька с Санькой в сугроб.

2.Косил косой косой косой.

3.Течёт речка, печёт печка.

4.Прекрасен зрелый, твёрдый сыр.

Незрелый сыр невкусен, сыр.

5.У ежа ежата, а у ужа ужата.

6.Сшила Саше Маша шапку.

7.У Сени и Саши дома хлеб да каша.

8.Купила бабуся бусы Марусе.

9.Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

10.Носит Сеня в сени сено,

Спать на сене будет Сеня.

11.Два щенка щека к щеке

Щиплют щётку в уголке.

12.Шли сорок мышей, несли сорок грошей.

Две мыши поплоше несли по две гроши.

13.Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.

От груза арбузов развалился кузов.

14.Шалит и машет Сашка

Игрушечною шашкой,

А на кушетке в шашки

Играют Яшка с Пашкой.

15.Стакан сметаны съел Софрон,

Сосиску с соусом - Самсон.

Ставридку – Стас, салатик – Стелла.

Сусанна сайку с маслом съела.

16.К арбузу на грядку пришёл карапуз.

Крупней карапуза огромный арбуз.

17.Встретил в чаще ёж ежа: «Как погода, ёж?»

«Свежа!»

И пошли домой дрожа, горбясь, ёжась

Два ежа.

18.Летят три пичужки через

Три пустых избушки.

19.Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

20.Наступила сороконожка сороке на ножку.

IV.Скороговорки на отдельные звуки.

1.Съел Валерик вареник,

А Валюшка ватрушку.

2.Кефаль не кафель,

А кафель не кефаль.

3.Архип осип, Осип охрип.

4.Дед Додон в дуду дудел.

Димку дед дудой задел.

5.Добр бобр до бобрят.

6.От топота копыт пыль по полю летит.


Сборник детских скороговорок для развития речи, улучшения дикции и развлечения. Скороговорки читать нужно с самого детства, ведь чтение скороговорок и их заучивание помогают формировать красивую ровную речь, учат проговаривать все буквы, не пропуская их и не «заглатывая».

Скороговорки для детей на этой страничке разбиты на несколько категорий. Самые важные скороговорки для улучшения дикции – это конечно «на букву Р» и на шипящие согласные. Чтение сложных скороговорок поможет закрепить навыки, а смешные детские скороговорки помогут учиться играючи.

Скороговорки на букву р

Скороговорки на букву Р для детей. Детские скороговорки на Р улучшают дикцию ребенка и помогают развивать правильную речь.

Скороговорки с шипящими звуками

Скороговорки с шипящими звуками - самые популярные скороговорки для детей на сложные шипящие согласные.

Смешные скороговорки

Простые смешные скороговорки - рифмованные стишки для маленьких детей для развития речи и развлечения.

Сложные скороговорки

Самые сложные скороговорки для детей. Известные скороговорки для развития дикции, которые нужно попробовать выучить наизусть и произносить без запинки.

Английские скороговорки с переводом

Чтение скороговорок на английском развивает речь в плане произношения необычных для русского языка сочетаний букв. Скороговорки на английском языке с переводом рассчитаны на детей старше 6 лет, изучающих иностранный язык.

Современные скороговорки

Детские наиболее современные скороговорки для общего развития речи. Предполагают не только заучивание наизусть, но и произношение на скорость.

» мы писали о том, что чистоговорки, в которых повторяется один и тот же звук, могут помочь вашему малышу отработать произношение этого звука. Учат правильно произносить слова и скороговорки. Скороговорки для развития речи можно предлагать малышу, когда он еще только учится говорить. Но чтобы не отпугнуть малыша излишней сложностью, подбирать скороговорки нужно исходя из возраста малыша, его речевых навыков и звуков, произношение которых вы хотите отработать. Давайте посмотрим, как подобрать малышу скороговорки так, чтобы и ему было интересно, и польза была.

Немножко истории

Скороговорки, так же как пословицы и поговорки, — это жанр устного народного творчества. Придумывались они народом, чтобы научить ребенка говорить, правильно произносить слова, поэтому их сюжеты часто вызывают улыбку, иногда даже кажутся нелепыми:

Кукушка кукушонку купила капюшон,
Hадел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне кукушонок смешон.

Скороговорки – это специально придуманные фразы с труднопроизносимыми или трудносочетаемыми звуками и словами, произносить которые надо быстро, четко и без запинок. На Руси скороговорки также называли частоговорками, языковёртками, потому что порой их было не легко не только произнести быстро, но даже и просто выговорить:

Выковали колокол,
Да не по-колокольски.
Надо бы колокол перековать,
Да перевыколоковать.

Начинать делать упражнения со скороговорками можно, когда малыш еще только учится говорить (с 1 — 1,5 лет). В это возрасте малышам бывает трудно выговаривать отдельные звуки, поэтому им подойдут простые скороговорки, в которых просто повторяется какой-то один трудный для малыша звук, например [с]:

Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и умны.

Будет расти малыш, будут «расти» вместе с ним и скороговорки: постепенно будут добавляться скороговорки на новые звуки. Когда малыш освоит произношение большинства звуков (обычно это происходит в возрасте 5 — 6 лет), можно будет добавить скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков:

Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.

Мы сделали для вас подборку скороговорок для малышей разного возраста с учетом освоения среднестатистическим малышом звуков родного языка. (Использовалась книга Инны Светловой «Домашний логопед» и книги, посвященные русскому устному народному творчеству.)

Скороговорки для 1 — 2 лет

В возрасте после года малыш осваивает звуки «г», «д», «с», «з». Иногда малыши заменяют эти твердые звуки мягкими. Чтобы помочь малышу начать различать на слух твердые и мягкие звуки и правильно произносить их, попробуйте использовать вот эти скороговорки на отработку этих звуков:

Скороговорки на отработку звуков [с] и [с’]:

Коси, коса, пока роса.
Роса долой, и мы – домой.

Ест киска суп из миски.
Сыта киска, пуста миска.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Везет Сенька Саньку
С Сонькой на санках.
Санки – скок, Сеньку – с ног,
Саньку в бок, Соньку в лоб.

Скороговорки на отработку звуков [з] и [з’]:

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Все озера – зеркала из зеленого стекла.

Пошел спозаранку
Назар на базар.
Купил там козу
И корзинку Назар.

Скороговорки на отработку звуков [г] и [г’]:

На горе гогочут гуси,
Под горой огонь горит.

Га-га-га –
Гогочет гусь, –
Я семьей своей горжусь!
На гусят и на гусыню
Все гляжу –
Не нагляжусь.

Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.

Скороговорки на отработку звуков [д] и [д’]:

Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.

Дом - у дуба, дуб - у дома.

Скороговорки для 2 – 3 лет

После 2 -х лет малыш осваивает звуки «п» и «б», «ф» и «в», «т», «к», «х», сонорные звуки «м» и «н». В помощь вам и малышу подходящие скороговорки.

Скороговорки на отработку звуков [п] и [п’]:

Пекарь пек пироги в печи.

— Расскажите про покупки.
— Про какие про покупки?
— Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

Пришел Прокоп – кипит укроп,
Ушел Прокоп – кипит укроп.
И при Прокопе кипит укроп,
И без Прокопа кипит укроп.

Говорит попугай попугаю:
«Я тебя, попугай, попугаю».
Отвечает ему попугай: «Попугай меня, попугай!»

Скороговорки на отработку звуков [б] и [б’]:

Белые бараны били в барабаны.

Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.

Скороговорки на отработку звуков [ф] и [ф’]:

В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

У Фани — фуфайка,
У Феди — туфли.

Скороговорки на отработку звуков [в] и [в’]:

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Водовоз вез воду из водопровода.

Скороговорки на отработку звуков [т] и [т’]:

От топота копыт пыль по полю летит.

Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Скороговорки на отработку звуков [к] и [к’]:

Котик ниток клубок
Укатил в уголок.
Укатил в уголок
Котик ниток клубок.

Кошка Крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.

Клала Клава лук на полку,
Кликнула к себе Николку.

Скороговорки на отработку звуков [х] и [х’]:

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:
– Ха! ха! ха! ха! ха!

Прохор и Пахом ехали верхом.

Вкусная халва – мастеру хвала.

Хохотушка буква Х рассмеялась:
Ха-ха-ха!

Муха–горюха села на ухо.

Был в саду переполох –
Там расцвел чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Скороговорки для 3 – 4 лет

В возрасте 3 – 4 лет малыш постепенно осваивает шипящие (ж, ш, ч, щ) и свистящие звуки (з, ц). Для отработки произношения этих звуков можно также использовать скороговорки.

Скороговорки на отработку звука [ж]:

Жужжит жужелица, жужжит, кружится.

У ежа ежата, у ужа — ужата.

Не живут ужи, где живут ежи.

Испугались межвежонка
Еж с ежихой и с ежонком,
Чиж с чижихой и с чижонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

Скороговорки на отработку звука [ш]:

Маша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши.

На окошке крошку мошку ловко лапкой ловит кошка.

В шалаше шесть шалунов.

Парус наш на совесть сшит,
Нас и шторм не устрашит.

Скороговорки на отработку звука [ч]:

Ой, качи-качи-качи.
Мы грачата, мы грачи.

Ученик учил уроки,
У него в чернилах щеки.

Анечке купили чешки, перчатки, башмачки и маечку.

В четверг четвертого числа
В четыре с четвертью часа
Четыре черненьких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.

Скороговорки на отработку звука [щ]:

Волки рыщут, пищу ищут.

Мой руки чище и чаще.

Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.

Маша, ты нас не ищи:
Щиплем щавель мы на щи.

Скороговорки на отработку звука [ц]:

В цветнике цветут цветы.

Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь.

Бегают две курицы прямо по улице.

Летит скворец зиме конец.

Скороговорки для 4 – 5 лет

Ближе к пяти годам речевой аппарат малыша постепенно созревает для произнесения сонорных звуков [р] и [л]. В упражнениях со скороговорками также можно сделать упор на произношение этих звуков.

Скороговорки на отработку звука [р] и [р’]:

На горе Арарат растет крупный виноград.

Пророворонила ворона вороненка.

У мыши в норке сыра корка.

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

Во мраке раки шумя в драке.

Трое трубачей трубили в трубы.

Скороговорки на отработку звуков [л] и [л’]:

Коля колья колет,
Поля поле полет.

Наш Полкан попал в капкан.

Рыбу ловит рыболов,
Весь в реку уплыл улов.

Маленькая болтунья
Молоко болтала-болтала,
Не выболтала.

Скороговорки на труднопроизносимые сочетания звуков

В 5 – 6 лет, когда малыш овладеет произношением всех звуков, ему уже можно предлагать скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков:

На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора!

Подарили Вареньке – валенки, Валеньке — варежки.

Все бобры добры для своих бобрят.

У быка тупы губы, бык тупогуб.

Как учить

  1. Сначала нужно выучить скороговорку. Проговорите ее малышу сначала очень медленно, как будто по слогам. Пусть малыш повторит ее. Если скороговорка длинная, разбейте ее на части. Следите чтобы малыш не глотал согласные звуки и правильно, как написано, произносил гласные (не «на двА-ре», а «на двО-ре»). Можно говорить напевно, растягивая гласные звуки.
  2. Когда малыш хорошо запомнит скороговорку, попросите его произнести ее чуть быстрее, потом еще быстрее.
  3. Для разнообразия можно произносить скороговорку громким и тихим голосом или почти шепотом. Можно петь или, наоборот, говорить отрывисто, как робот. Предложите малышу произнести скороговорку весело или грустно, дрожа от страха или прыгая на месте от радости и т.д.

Как заинтересовать

Чтобы от скороговорок была реальная польза, обращайте внимание на правильность произнесения звуков малышом. Если малышу трудно произносить такой длинный текст, предложите ему его спеть. Обычно петь малышам легче, чем говорить.

Малыш будет с большим энтузиазмом повторять за вами скороговорку, если вам удастся облечь это в игру и заинтересовать малыша.

Сопровождайте скороговорки красочными картинками. Вы можете нарисовать картинку сами, вырезать подходящую из журнала или использовать книги. Книг со скороговорками сейчас выпускается очень много: от самых простых книжечек в несколько страниц до таких шедевров как книга« Попробуй, повтори! Русские скороговорки» с очень красивыми иллюстрациями.

С совсем маленькими детьми лучше учить скороговорки в стихах. Читая малышу детские стихи и, особенно, азбуку в стихах, обращайте внимание на повтор звуков с рядом стоящих словах. Очень часто попадаются фразы, которые ничем не хуже скороговорок:

[д]
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом. (С. Маршак)

[с]
Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он. (С. Маршак)

[ч]
Моем, моем трубочиста чисто-чисто, чисто-чисто.
Будет, будет трубочист чист-чист, чист-чист! (К. Чуковский)

Современный мир предлагает малышам огромное количество интерактивных игрушек, высокотехнологичных развлечений, эффективных обучающих методик. Вместе с тем статистические показатели безжалостны: каждый четвертый ребенок в мире страдает задержкой речевого развития. Как помочь малышу не попасть в печальную статистику расскажет статья.

#1. Большую часть нашего времени (около 16 часов в сутки) мы общаемся. Очевидно, что именно от коммуникативных навыков зависит успех человека буквально в любой сфере деятельности, поскольку речевые характеристики являются важной частью его образа. Недостатки речи могут оказать негативное влияние на будущее ребенка. К таким недостаткам относят:

  • монотонную или слишком экспрессивную интонацию
  • несоблюдение пауз
  • плохую дикцию
  • слишком быстрый или медленный темп речи
  • тихий или слишком громкий голос

Большинство недостатков вполне исправимы. И помогут в этом не нашумевшие методики заокеанских светил, а простые и несправедливо забытые скороговорки

#2. Игра - самый естественный вид деятельности ребенка. Именно поэтому игровые формы - оптимальный путь привлечения ребенка к обучению. Увлекаясь игрой со словесным материалом, в том числе скороговорками, дети сами того не замечая, сформируют ряд очень важных навыков, которые со временем

  • лягут в основу четкой размеренной речи
  • помогут быстро освоить чтение

#3. Каждый ребенок индивидуален. Общее и речевое развитие детей одного возраста может иметь некоторые различия. В таблице внизу приводится ориентировочный порядок усвоения детьми звуков русского языка

Важно: если в 6 лет ребенок имеет речевые проблемы, например, не произносит некоторые звуки, родителям необходимо обратиться к логопеду

Скороговорки для развития речи и дикции у детей

Скороговорки - это не только замечательное фольклорное наследие, но и любимый инструмент большинства логопедов

Скороговорки

  • эффективно тренируют артикуляцию звуков
  • способствую приобретению навыков правильной речи
  • исправляют дефекты речи
  • избавляют от косноязычия
  • развивают фонематический слух, ведь чтобы воспроизвести фразу ребенок должен ее правильно услышать.

Чем раньше вы начнете рассказывать малышу скороговорки и чистоговорки, тем быстрее он научится слушать и слышать различные звуковые сочетания, а со временем попытается повторить их самостоятельно

Прежде, чем начать «скороговорить» для благодарной публики, примите во внимание несколько полезных советов:

  1. Для начала проговорите скороговорку медленно, попробуйте ее «на вкус», чтобы правильно запомнить все звуковые комбинации. Ваша задача на этом этапе: научится четко произносить каждый звук каждого слова. Если вы учите скороговорку вместе с ребенком, придерживайтесь того же правила: медленно и четко проговаривайте каждое слово.
  • Не ждите, что малыш повторит все и сразу
  • Не злитесь, если результат будет отличаться от ожидаемого
  • Время занятия для ребенка: 5-10 минут (в зависимости от возраста ребенка)
  • Количество занятий: не ограничено
  1. Скороговорки можно не только говорить. Их можно шептать и даже петь. Можно проговаривать с разными интонациями и в разных «стилях». Главное при этом - четкое произношение всех звуков и звукосочетаний. Внимательно следите за этим
  2. Когда вы полностью уверены в четкости произношения всех слов, можете попробовать проговорить витиеватое предложение максимально быстро. Порадуйте себя и ребенка!


Прежде чем вы начнете учить скороговорку, совсем не лишней для ребенка станет логопедическая гимнастика-разминка. Такие упражнения не только «разогреют» артикуляционные органы, но и укрепят их. Классический набор артикуляционных техник представлен в видео «Логопед. Артикуляционная гимнастика. Показ упражнений / Articulating gymnastics»

Видео: Логопед. Артикуляционная гимнастика. Показ упражнений / Articulating gymnastics

Правильная артикуляция звука [ш] должна выглядеть следующим образом

Правильная артикуляция звука [ш] Для самых маленьких хорошим началом станут не скороговорки, а чистоговорки




  • Ша-ша-ша - мама моет малыша
  • Ша-ша-ша - мама кормит малыша
  • Ша-ша-ша - мама любит малыша
  • Ша-ша-ша - мы качаем малыша
  • Шу-шу-шу - я письмо пишу
  • Шу-шу-шу - шарф повяжем малышу
  • Шу-шу-шу - шапку свяжем малышу
  • Шо-шо-шо - на прогулке хорошо
  • Шо-шо-шо - в нашем доме хорошо
  • Шо-шо-шо - летом в парке хорошо
  • Аш-аш-аш - у (имя ребенка) карандаш
  • Аш-аш-аш - мы доделали шалаш
  • Ши-ши-ши - что-то шепчут камыши

А для старших говорунов подойдут и веселые скороговорки-стишки



Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, не спишь»
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише»

Маша кашу не доела,
Маше каша надоела!
- Маша, кашу доедай!
Маме не надоедай!

Кошка в штанишках?
- В штанишках не кошках.
- Мошка в штанишках?
- В штанишках не мошка.
- Мышка в штанишках?
- В штанишках не мышка.
- Мишка в штанишках?
- В штанишках Мишка!

Яша кушал кашу,
Антошка - картошку,
Гошка - окрошку,
Лешка - лепешку,
Валюшка - ватрушку,
Иришка - пышку,
Танюшка - плюшку,
А Мишель ел вермишель!

У Мишутки в лукошке
Мыши, лягушки, кошки,
Шарики, шайбы, катушки,
Клавиши, шторы, подушки,
Кувшины, горшки, матрешки,
Швабры, шкафы, поварешки,
Машины, шурупы, ракушки…
Игрушки, игрушки, игрушки

Шапка - на Колюше,
Шляпа - на Андрюше,
Ушанка - на Грише,
Галоши - на Мише,
Башмаки - на Витюше,
Капюшон - на Валюше,
Шинель - на Игоряше,
Рубашка - на Любаше,
Шлем - на Кирюше,
Шарф - на Катюше,
Кашне - на Алеше,
Штаны - на Платоше,
Шуба - на Илюше,
Шорты - на Ванюше.

А теперь можно освоить и самые настоящие скороговорки



  • Кошка на окошке шьёт рубашку для Ермошки
  • Леша и Глаша едят пшеничную кашу
  • Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки
  • Шли шестнадцать мышей, несли шестнадцать грошей, две мыши поплоше несли по два гроша
  • Яшма в замше замшела
  • Шапкой Миша шишку сшиб
  • В шалаше шесть шалунов

Прежде всего, ознакомьтесь с правильной артикуляцией звука [щ]

Правильная артикуляция звука [щ] Чистоговорки настроят на работу маленьких непосед

  • Аща-аща-аща - впереди густая чаща
  • Ащ-ащ-ащ - мы купили плащ
  • Ащу-ащу-ащу - не ходите дальше в чащу
  • Ещ-ещ-ещ - в сетях бьется лещ
  • Ещ-ещ-ещ - на собаке клещ
  • Оща-оща-оща - шумит дубовая роща
  • Ощ-ощ-ощ - в огороде хвощ
  • Ощу-ощу-ощу - берегите рощу
  • Ущ-ущ-ущ - за забором плющ
  • Ща-ща-ща - мы несем домой леща
  • Ща-ща-ща - пояс от плаща
  • Ще-ще-ще - (имя ребенка) в плаще
  • Щё-щё-щё - повторим ещё
  • Щи-щи-щи - (имя ребенка) любит щи
  • Щу-щу-щу - (имя ребенка) я ищу

После чистоговорок можно приступать к занимательным стишкам



Стихи-скороговорки на букву «Щ» для детей

Хлещет, хлещет дождь,
Скрылся волк под хвощ.
Хвост под хвощом,
А сам под дождем

Щеголь щетку уважает,
Щеткой щеголь пыль счищает.
Если вещь не вычищать,
Нечем будет щеголять!

Плавниками трепеща,
И зубаста и тоща,
Пищи на обед ища,
Ходит щука круг леща.
Вот так штука!
Тщетно тщится щука
Ущемить леща.
Вот так штука!

Банщик, литейщик, купальщик,
Гонщик, дробильщик, ныряльщик,
Мойщик, лудильщик, трамвайщик,
Щеголь, денщик, барабанщик,
Пильщик, ямщик, фехтовальщик
Тащили дощатый ящик.
В ящике - щебенка, щетки,
Клещи, счеты и трещотки

И, наконец, пришло время скороговорок



Скороговорки на букву «Щ» для детей
  • Щуку я тащу, тащу, щуку я не отпущу
  • Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ
  • Волки рыщут, пищу ищут
  • Чешуя у щучки, щетинка у чушки
  • Тщетно тщится щука ущемить леща

Звук [л], наравне со звуком [р], - самые коварные и труднопроизносимые. Именно поэтому, допустимая возрастная норма для самостоятельного освоения этих звуков - 5 лет

Правильная артикуляция [л] выглядит следующим образом

Правильная артикуляция звука [л] Разминка - важная составляющая логопедических занятий. Не пренебрегайте чистоговорками. Именно они подготовят артикуляционный аппарат ребенка к работе

Чистоговорки на букву «Л» для детей

  • Ул-ул-ул - наш малыш уснул
  • Ол-ол-ол - (имя ребенка) сел/села за стол
  • Ло-ло-ло - нам вместе весело
  • Ыл-ыл-ыл - я машину мыл
  • Ла-ла-ла - отвесная скала
  • Лу-лу-лу - обойдем скалу
  • Ле-ле-ле - гнезда на скале
  • Лю-лю-лю - (имя ребенка) я люблю

Логопедические стихи с веселыми текстами помогут освоить сложные звуки



Лунный свет голубой
Спать ослу не давал,
Сел осел на валун
И зевал, и зевал…
И случайно осел
Проглотил вдруг луну,
Улыбнулся, вздохнул -
И спокойно уснул

Лисицы лают, глухомань.
Лежит в листве под липой лань.
Линь в глубине холодных вод
Лениво, но легко плывет.
Луна лучиться, как латунь,
Лягушкой лакомится лунь.
Летит веселая пчела,
Легла на лес ночная мгла

Топали до тополя.
Дотопали до тополя.
До тополя дотопали,
Да ноги-то оттопали

Куклу Милу Люда мыла,
С куклы грязи не отмыла.
Но от мыла кукла Мила
Полиняла, как могла.
От обиды куклу Люда
Обменяла на осла



Стихи-

Мила маме, как могла,
Хоть мала, но помогла.
Долго дела не искала:
Полотенце полоскала,
Вилки вымыла и ложки,
Молоком поила кошку,
Пол метелкой подмела
От угла и до угла…
Отдохнуть она хотела -
Не могла сидеть без дела:
Лоскуты нашла на полке,
И булавки, и иголки,
И для куклы Мила стала
Платье шить и одеяло.
Хлопотунью эту Милу
Мама еле уложила

Зря ласка лаской названа:
Совсем не ласкова она.
У ласки злые глазки.
Не жди от ласки ласки!

И для самых серьезных говорунов остается самое серьезное испытание - скороговорки на звук [л]



Скороговорки на букву «Л» для детей
  • Клава клала лук на полку
  • Вкусная халва - мастеру хвала
  • Около кола колокола
  • Лайка - на лавке. У лайки лапки. На лапках - лапти
  • Поле не полото, поле не полито. Надо полю-то попить, надо поле-то полить
  • Летели лебеди с лебедятами
  • Сел сокол на гол ствол


Скороговорки на букву «Л» для детей

Скороговорки на букву «р» для детей

Ох уж этот несговорчивый звук [Р]! Сколько расстройств из-за него у мнительных родителей! Но, уделяя должное внимание сложному звуку и следуя советам логопеда, всему можно научиться: даже рычать, как тигренок

Чистоговорки со звуком [Р] для разминки



Чистоговорки со звуком [Р]
  • Ре-ре-ре - все деревья в серебре
  • Ре-ре-ре - хитрый лис сидит в норе
  • Ря-ря-ря - взошла алая зоря
  • Рю-рю-рю - я обед тебе сварю
  • Арь-арь-арь - скушай, деточка, сухарь
  • Ра-ра-ра - (имя ребенка) спать пора
  • Ро-ро-ро - на полу стоит ведро
  • Ры-ры-ры - кружат-кружат комары
  • Ор-ор-ор - подмели мы двор


Чистоговорки со звуком [Р] Освоив предложенные чистоговорки, вы можете придумывать новые двустишья вместе с ребенком

А если придумывать не очень хочется - выучите с ребенком логопедические стишки

Приготовила Раиса
Для Бориса суп из риса
Подарил Борис Раисе
Тридцать три и три ириса

Страусы строят гнезда в сторонке.
Странными смотрятся эти воронки.
Ямы в песке роют быстро и просто
Стройные птицы высокого роста

На корме, кроме Ромки,
Егор и Артемка.
На корме, кроме Марка,
Рита и Тамарка

Кар! - кричит ворона - Кража!
Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку!
И красивую коробку.
- Стой, ворона, не кричи!
Не кричи ты, помолчи.
Жить не можешь без обмана:
У тебя ведь нет кармана!
- Как?! - подпрыгнула ворона
И моргнула удивленно.
- Что ж вы раньше не сказали?
Караул! Карман украли!

У костра под горкой
Верочка с Егоркой.
Верочка с Егоркой
Твердят скороговорки.
Разговор у них проворный,
Быстрый и скороговорный:
«Марширует офицер,
Рапортует инженер,
Разгорается костер», -
Рады Вера и Егор

Ружье, заряженное пробкой,
Ёрш подарил рыбешке робкой.
С тех пор драчливый черный рак
Не затевает с нею драк

А после веселых стихов можно и скороговорками заняться

  • Артем трет на терке морковь
  • Брадобрей бритвой бреет бороды
  • Все бобры добры к своим бобрятам
  • Григорий - брат Георгия
  • Кобры - в террариуме, а карпы - в аквариуме
  • Рыбы в пруду - пруд пруди
  • Тридцать три трубача трубят тревогу
  • Трое трубачей трубили в трубы


Скороговорки со звуком [Р]

Для большинства детей в возрасте 3-4 лет сложными звуками являются

  • [Ш], [Ж],[Щ ]
  • [Л], [Р]

Учитывая юный возраст говорунов, выбирайте речевой материал, не отягощенный сложными для произношения звуками

Приведенные ниже скороговорки не содержат сонорных [л], [р], свистящих, шипящих и звука [ф]

  • Веня и Иван не виноваты
  • Увидим Вадима и удивим
  • В вагоне Вова и Матвей, Викентий, Витя и Авдей
  • Поведет Вениамина к медведям и пингвинам
  • Внимание: в водоеме водяной
  • Видите: на диване у Вовы два удава
  • Конфеты - фее, конфетти - Тимофею
  • У Фимы - финики. У Фани - фантики
  • У Федота - фагот
  • Не бубни, бей в бубон
  • Бегу к быку и от быка бегу
  • На копытах - подковы
  • Пете не допить напиток
  • Пони в попоне
  • Попугая не купают! Попугая не пугают! Попугая покупают!
  • В водоеме воды видимо-невидимо
  • Дома - домовой, в воде - водяной
  • Один да один - два
  • Опятки не на пятке
  • У Антона - антенна
  • У Тани - тайна. Это Танина тайна. И Таня таит эту тайну
  • У Капы - компот
  • У кока - какао
  • Кое-кто кое-кому кое-куда кое-как кидает кое-какой камень
  • Бабе Яге маги не помогают магией
  • Вьюги не на юге
  • Игнат помогает готовить Инге и Агнии
  • Подходит выходной. В выходной отдохнем
  • На охоте - Ахмед Ахмедов, Пахом Пахомов, Михей Михеев и Тихон Тихонов
  • У хана - хна
  • У совы есть совесть
  • Всем бы вместе сесть и поесть
  • Осенью у Сени сени в сене
  • Зимой беззаботная Зоя зябнет
  • Не забудьте незабудки
  • Звонок звонко звенит: «Ззззззззззззз!»

Как только ребенок понял правила игры, четко и быстро повторяет скороговорки с легкими звуками, переходите к сложным фразам


Никому нашего чеботаря
Не перечеботарить



Петр Петрович,
По прозванью Перепелович,
Приручил перепелку.
Перепелка принесла
Петру Петровичу
Перепеловичу перепелят



  • Коси коса пока роса. Роса долой, коса домой
  • Три дроворуба на трех дворах дрова рубят
  • Сыворотка из-под простокваши
  • У бобра шапка добра
  • Пойду в лес по рябую корову
  • Морская волна сильна и вольна
  • В роще щебечут стрижи, чечетки, щеглы и чижи


Сложные скороговорки для детей

Откуда на просеке просо?
Просыпали просо здесь просто.
Про просо просянки прознали.
Без спроса все просо склевали.

Стаффордширский терьер ретив,
А черношёрстный ризеншнауцер резв.

В Переславль послали посылку, для последующей пересылки

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали

Поломала я язык, по-переламывала, пока молола языком перемалывала

Квартира картографа в картах, а портретиста в портретах

Собирала Маргаритка маргаритки на горе,
Растеряла Маргаритка маргаритки на траве

Смешные и не всегда логичные скороговорки - замечательный способ не только исправить речевые проблемы, но и весело провести время с ребенком. Цените эти минуты игры и доверия. Небольшие игровые задания внизу помогут вам разнообразить занятия










Видео: Скороговорки. Мультики для самых маленьких

Скороговорки для детей 5 лет. Ребенку 5 лет

Развитие речи ребенка. Чистоговорки, скороговорки

14 41 695 2013-11-10 21:18:12

К 3-м годам у ребенка накапливается большой словарный запас и формируется фразовая речь, но большинство детей говорят еще не четко и невнятно. Как правило дети еще не выговаривают звук Р и шипящие звуки. Для формирования у детей четкой и правильной речи мы предлагаем вашему вниманию ряд упражнений.

Упражнения направлены на выработку четкого и внятного произнесения слов и фраз, на развитие слухового внимания, речевого слуха, голосового аппарата. Для подготовки ребенка к данным занятиям необходимо провести с ребенком несколько занятий на развитие продолжительного и плавного выдоха.

Для этого можно использовать мыльные пузыри. Поиграть с ребенком в игру «Надуй самый большой пузырь» или повыдувать воздух через трубочку в стакан с водой.

Закреплению правильного произношения способствует повторение чистоговорок, заучивание загадок, потешек, считалок и стихотворений, насыщенных определенными звуками.

Упражнение: Опиши картинку

Показываем ребенку картинки с героями сказок или животными и просим ребенка рассказать кого он видит, описать какой этот персонаж. Например: зайка - серый, мягкий и пушистый. Если у ребенка возникли трудности с описанием, помогите ему. Для детей постарше (4-5 лет) можно усложнить задание: пусть составят рассказ не отдельными словами, а целыми предложениями. Например: вот зайка. Он живет в лесу. Он серый и пушистый. Данное упражнение расширяет словарный запас ребенка и способствует развитию мышления.

Чистоговорки

1. Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом.
2. Уп-уп-уп-уп - я готовлю папе суп.
3. Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.
4. Мама Милу в ванне мыла.
5. Петя пилил пилой пень.
6. Любят бананы все обезьяны.

1. Та-та-та, та-та-та - хвост пушистый у кота.
2. Ду-ду-ду, ду-ду-ду - дети бегают в саду.
3. Но-но-но, но-но-но - в нашей комнате темно.
4. Собака Том сторожит дом.
5. Дарья дарит Дине дыни.
6. Няня нянчит Надю с Ниной.

1. Ко-ко-ко - кошка любит молоко.
2. Га-га-га у козы рога.
3. Ха-ха-ха - не поймать нам петуха.
4. Ой-ой-ой - зайке холодно зимой.
5. На горе гогочут гуси.
6. Хомячку на ухо села муха.

1. Аф-аф-аф - мы постовим в угол шкаф.
2. Ву-ву-ву - в лесу видели сову.
3. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.
4. Наш Филат не бывает виноват.

1. У Сони сани с горки едут сами.
2. Сеня в лесу встретил лису.
3. У нас газ погас.
4. Су-су-су-су - тихо осенью в лесу.
5. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.

1. Зу-зу-зу-зайку моем мы в тазу.
2. У Зины козлик в корзине.
3. Лиза купила Зине корзину в магазине.
4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.
5. У Зины звонок звенит звонко.
6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.

1. Цы-цы-цы - есть хотят птенцы.
2. Из колодца вода льется.
3. Не велика птица синица, да умница.
4. Цу-цу-цу - дали нам по огурцу.
5. Цыпленок пьет из блюдца воду.
6. Слава поставил цветы на подоконник.
7. Цы-цы-цы - мы помыли огурцы.
8. Нет конца у моего кольца.

1. Нашей Маше дали мало каши.

1. Жа-жа-жа убежали два ежа.
2. Жу-жу-жу - ежу кофточку вяжу.
3. Хорош пирожок, внутри творожок.

1. Ча-ча-ча - сидит зайчик у врача.
2. Чу-чу-чу - врач идет к грачу.
3. Шубка овечки греет лучше печки.
4. У четырех черепах по четыре черепашонка.

1. Ща-ща-ща - Коля ходит без плаща.
2. Щи-щи-щи - ищем мы щавель на щи.
3. Для ухи нужны лещи, а щавель - на щи.

1. Лу-лу-лу - наточил Толя пилу
2. Ли-ли-ли суп соленый, не соли!
3. Дед Данила делил дыню.
4. Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.

1. Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке.
2. Под кустом ореха норка. В норке проживает норка.
3. У меня на кармашке маки и ромашки.

Упражнения на смешанные звуки

  • Стоит воз овса, возле воза овца.
  • Собака сидит на цепи.
  • Заглянет солнце и к нам в оконце.
  • На круше у Шура жил журавль.
  • Кошка спит, а мышку видит.
  • Ежик лежит под ёлкой.
  • Лёжа хлеба не добудешь.
  • Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
  • Мальчик чистит лошадку щеткой.
  • Щенок играет с мячом.
  • Са-ша-ша - Соня моет малыша.
  • Ас-аш-аш - под сосной стоит шалаш.
  • Шесть мышат в шалаше шуршат.
  • Саша любит сушки, а Соня ватрушки.
  • Вымыли мышки миски для мишки.
  • Ча-ца-ца - стоит мальчик у крыльца.
  • Ца-ча-ча растет птенчик у грача.
  • У волчицы волчата, у курицы и цапли - цыплята.
  • Девочка пьет чай из чашки.
  • Ща-са-са - под кустом сидит лиса.
  • У гусыни усов ищи-не ищи - не сыщешь.
  • Щи да каша - пищи наша. Всякой вещи свое место.
  • Рыбу ловит рыболов.
  • Весь в реку ушел улов.
  • Вкусная халва, мастеру хвала.
  • Римма и Тима шли мимо тира.
Можно и самому придумать шутливые фразы, типа:
  • «да-да-да - в огороде лебеда»,
  • «ду-ду-ду - растут яблоки в саду»,
  • «ша-ша-ша - принесли домой ерша»,
  • «ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту»,
  • «жа-жа-жа - есть иголки у ежа»,
  • «чи-чи-чи - прилетели к нам грачи»,
  • «жу-жу-жу - я на солнышке лежу». и так далее.

Скороговорки

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ехал Грека через реку,
видит Грека - в реке рак,
сунул Грека руку в реку,
рак за руку греку - цап.

Карл украл у Клары коралы,
Клара у Карла украла кларнет.

На дворе трава,
На траве дрова,
На дровах детвора.

Кукушка кукушонку купила капюшон,
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон.

По материалам книги А. И. Максакова «Правильно ли говорит ваш ребенок»

Оказывается, научиться правильно говорить – не такая уж легкая задачка для малыша. Довольно редко встречаются дети, у которых в этом плане совсем нет проблем. Неверное произношение буквы «р», шипящих и носовых согласных, «глотание» окончаний, а то и целых слов невольно вызывает у взрослых улыбку.

Но, в пяти-шестилетнем возрасте дефекты речи становятся большой проблемой, в первую очередь для самого ребенка. Насмешки сверстников, замечания воспитателей в детском саду и учителей в начальной школе – серьезная травма для неокрепшей психики. Конечно, в особых случаях может потребоваться помощь логопеда. Но, есть прекрасный и веселый способ для развития речи. Это скороговорки. Их народ придумал тысячи и продолжает придумывать до сих пор.

Разучите их вместе с ребенком, проговаривая их сначала медленно, а затем ускоряя темп. Используйте их во время игры, добиваясь от малыша четкого произношения каждого звука. Можно отбивать такт ладошами, так ребенку будет проще запомнить текст скороговорки. Устройте конкурс на правильную и самую быструю декламацию скороговорки.

Хотя смысл скороговорок довольно примитивен, объясните ребенку, о чем идет речь. Ведь заучивать непонятную «тарабарщину» трудно даже взрослому. Для малышей до 4 лет выбирайте короткие скороговорки, для детей постарше подойдут скороговорки-стихи, словосочетания, которые сложно произнести верно с первого раза. Очень важно самим правильно произносить все звуки, тогда со временем и малыш научится этому.

Если занятия будут регулярными, то прогресс не заставит себя ждать. Ненавязчивый игровой метод поможет откорректировать речь ребенка дошкольного возраста. Кстати, полезно это и взрослым!

Скороговорки для развития речи детей

Разбудили три сороки злого Рекса в конуре.

Грозно «сторож» зарычал,

Со двора сорок прогнал.

Боря улыбается: роза Розе нравится!

Для братьев трех скороговорку придумал старший брат Егорка.

Свинка рылом землю рыла,

Мыли рыло свинке мылом.

Желтокрылый жук Женя женился на жужелице Жуже.

Жена Жужа жужжит не хуже мужа.

У Сашки шапка, у Пашки фуражка,

Фуражку Пашка отдал Сашке, Сашка шапку отдал Пашке.

Сидел Венька в гостях у Сеньки. Пришел Санька, за ним Танька.

Потом Витька, за ним Митька, после Влас, за ним и весь класс.

Пек Пров пирог с опятами.

Не по правилам правил Павел,

В трясину машину Павел направил.

Играла Клара на рояле, Мишутка с Таней танцевали.

Танец за танцем, за танцем танец.

У Тани с Мишуткой на щечках румянец.

Редьку редко ели детки – горьковата деткам редька.

В стружке шуршит мышка-норушка.

Жестко спать мышке на стружке.

Медведь Потап купил тапки для лап.

Малы тапки, не лезут лапки.

Сидели, сидели, едва не поседели.

Ничего не высидели. Еще посидеть, чтобы поседеть?

Вбил Клим кленовый клин.

Заклинило клин, клином не выклинишь.

В слове «початки» нашли опечатки.

А какие же початки с опечатками?

Молоточком точно в точку заколачивать гвоздочки учится чумазый Чук.

Маленький карасик попал на удочку Тарасика.

Пожалел Тарасик, отпустил карасика.

Скороговорки для детей

На дворе - трава,
На траве - дрова,
Не руби дрова:
На траве двора.

***
Три свиристели еле свистели на ели.

***
Купили каракатице кружевное платьице
Ходит каракaтицa, хвастается платьицем.

***
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
Матросы две недели карамель на мели ели.

***
Парус наш на совесть сшит,
Нас и шторм не устрашит.

***
Летел на болото носатый удод.
Глядел на удода усатый Федот.
Покуда не сел на болото удод,
Стоял и глядел на удода Федот.

***
Собирал Олег орешки, а Алёша сыроежки.

***
Дружно в оркестре играли дети:
Карл играл на черном кларнете,
Кирилл - на валторне,
На арфе - Алла,
А на рояле Лара играла.

***
Из соседнего колодца целый день водица льется.

***
На гармошке громко
Заиграл Ерёмка.

***
Тащил Авдей мешок гвоздей,
Тащил Гордей мешок груздей.
Авдей Гордею дал гвоздей,
Гордей Авдею дал груздей.

***
Дубовый стол стоит столбом,
В него баран уперся лбом.
Хотя не жаль барану лба,
Но лбом не сбить ему столба.

***
В сарае у Нюры разные куры:
Три черных – Чернушки,
Две пестрых - Пеструшки.

***
Продаются на рынке рыжики в корзинке.
Грузди, сыроежки продаются в тележке.

***
Корова Буренка ругает теленка:
«Зачем за овражком бодался с барашком?»

***
Ежик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на брюшке.
И сказал еноту еж:
Ты мне спинку не потрешь?
***
Стеша спешила, рубашку шила,
Да поспешила - рукав не пришила.

***
Из яслей вернулась Лена
Лена маме по колено.
***
Повтори без запинки:
«На осинке росинки
Засверкали утром
Перламутром»

***
Метил в лукошко,
Попал в окошко.

***
Тары-бары-растабары
У Варвары куры стары.

***
Ходит Люба возле дуба
Нам глядеть на Любу любо.

***
Пингвин, поплавав в море,
Сидел на пляже снежном
И думал: «Как прекрасно
На южном побережье!»

***
Стать скрипачом собрался слон,
Но слышит смех со всех сторон:
«Возьми не скрипку – контрабас,
Тебе он будет в самый раз».

***
Филин расфрантился,
Во фрак принарядился.
Филину охота
Красивым быть на фото.
***
Хоть куда у хрюшек хор!
В нем Хавронья – дирижёр.
А в хорошую погоду
Хрюшки водят хороводы.

***
Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рева гром
Притаился за бугром.

Скороговорки на все буквы алфавита.

(Для перехода на скороговорки кликни на нужную букву)

Ротару:В 70 лет выгляжу на 45 благодаря простой методике...
Почему все аптеки молчат? Грибок ногтя боится как огня дешевого...
Алкоголику вместо кодирования подсыпьте незаметно 3-4 капли обычной…
Соломія Вітвіцька: живіт втягнувся за добу, вийшло 22 кг жиру! Їла це...
Заросли папиллом на шее и в подмышках - признак наличия у вас...


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!