Сложные предложения с разными видами связи. Красные дни календаря

Есть разные части речи. Союз относится к служебным. Это не главный морфологически важный объект, но он занимает своё место в предложениях текста. Он хочет, чтобы каждое слово в связке представляло единый синтаксическое целое. Для каждой части речи существует своё определение.

Сою́з именуется служебной частью и призван связывать одиночные части в одно предложение, он не может изменяться и никаким членом не является. Существует разделение союзов по многим признакам.

Что обозначают союзы

Союзы бывают сочинительными и подчинительными. А первые, в свою очередь, подразделяются на:

  • соединительные,
  • разделительные,
  • противительные.

Соединяются равноправные части с помощью:

и; да (в значении «и»), не только.., но, тоже, ни.., ни.

С помощью которых происходит взаимоисключение, называются разделительными. Их примерами являются следующие союзы: или…или, не то не то, или, либо.

Союзы, противопоставляющие, считаются противительными. Это союзы а, да (в значении «но»), все же, но.

Стоят особняком

Есть ещё несколько групп сочинительных союзов. Они не изучаются в школьной программе по русскому языку. Градационные выражают сопоставление - не то чтобы…а, если не… то и; есть присоединительные (причем, также, и, да и).

А при пояснительных союзах требуется что-то пояснить или, дополнить (то есть, как то).

Подчинение в союзах

Такие союзы делятся по значению придаточных предложений (изъяснительные, обстоятельственные, определительные). Подчинительные союзы соединяют главные и придаточные предложения. Это и называется подчинением. Виды таких союзов:

  • изъяснительные (чтобы, как),
  • условные (если, коли, если…то),
  • обозначающие время (едва, лишь),
  • указывающие на причину (потому что, ибо),
  • сравнение (как бы, будто, словно),
  • уступки (пускай, хоть),
  • цель (дабы, чтобы),
  • следствие (так что).

Бывают союзы, совмещающие в себе несколько видов . Например, союз «чтобы» - это целевой и изъяснительный.

По происхождению

Различают два вида: производные, образованные от других частей речи (потому что, пускай, зато) и непроизводные, не имеющие связи с другими частями речи - (однако, и, что, а).

Состав имеет значение

Состоящие из одного слова, то есть, простые (словно, ибо) и из нескольких слов - сложные (в то время как, после того как, потому что).

По употреблению

Таких три группы:

  • Одиночные (а, что);
  • Повторяющиеся (и…, и; как…, как);
  • Парные - из двух слов (как…, так, если…, то).

Примеры заданий.
4. Прочитайте список слов. Зелёным карандашом подчеркните слова, значения которых вам понятны. Выпишите непонятные слова. При помощи подходящих толковых словарей объясните их для себя.
Артель, братство, группа, землячество, коалиция, кружок, лига, мир, партия, плеяда, совет, собрание, союз, товарищество, компания, федерация, команда, школа.
Устно объясните, что в значениях этих слов является общим. Чем они различаются?

ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ .
1. В первом столбце прочитай вслух названия зимних месяцев в древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий зимних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце. Устно сделай вывод об их происхождении.
Децёмбер
Януариус
Фебруариус
Узнай у старших и запиши в третий столбец названия зимних месяцев в языках народов твоего края.
2. Запиши названия зимних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны:
а) с явлениями неживой природы
б) с явлениями живой природы

Скачать и читать Окружающий мир, рабочая тетрадь, 2 класс, часть 2, Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., 2015

Примеры заданий.
2. Рассмотри карту в учебнике на с. 4-5. Найди на ней название той части Российской Федерации, где ты живёшь. Дополни этим названием предложение:
Я живу в ___________________________________.
3. Представь союз разных частей России в образе волшебного цветка. На одном из его лепестков красиво напиши название своей части Российской Федерации. Длинное название можно обозначить сокращённо первыми буквами слов. Например: Ямало-Ненецкий автономный округ - ЯНАО.

Скачать и читать Окружающий мир, рабочая тетрадь, 2 класс, часть 1, Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., 2015



Скачать и читать Окружающий мир, 2 класс, Часть 2, Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.., 2012

Данное пособие разработано в помощь учителю, реализующему в своей практике требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, определённые ФГОС.
В пособии представлены научно-методические основы курса (Окружающий мир) авторов Плешакова А.А, Новицкой М.Ю. и их реализация в УМК для 2 класса, календарно-тематическое планирование, планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные) по итогам изучения указанного курса во 2 классе, методические разработки всех уроков.

Скачать и читать Окружающий мир, 2 класс, Методическое пособие с поурочными разработками, Новицкая М.Ю., Белянкова Н.М., Саркисян Ю.В., 2013

Учебник доработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
В учебнике наряду с сезонными изменениями в природе рассматриваются труд и праздники людей в разное время года, вопросы охраны здоровья, тесно связанные с актуализацией детской игровой культуры народов России, а также проблемы охраны природы. Кроме знаковой системы навигации, в методический аппарат учебника вводятся рубрики «Вспомним», «Обсудим», «Подумаем», «Узнаем подробнее», «Проверим себя». Рубрики «Мы узнаем», «Мы научимся» перед каждым разделом ориентируют ребёнка в содержании и планируемых результатах его учебной деятельности.

Скачать и читать Окружающий мир, 2 класс, Часть 2, Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., 2012

Окружающий мир, 4 класс, Часть 2, Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., 2013

Окружающий мир, 4 класс, Часть 2, Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., 2013.

Учебник разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. В учебнике на основе материала естественно-научных и историко-обществоведческих знаний раскрыта ценность социально-нравственных взаимоотношений людей в обществе, представлен широкий круг фактов, которые помогут учащимся практически освоить смысл понятий "гражданин", "соотечественник", "гражданское общество", "российский народ". Разнообразные природоведческие и историко-культурные сведения объединены в учебнике идеей сохранения и развития природного и культурного достояния России,
Методический аппарат, сохраняя сложившуюся в учебниках 1-3 классов структуру, включает новую рубрику "Календарь памятных дат". В рубрике "За страницами учебника" расширяется диапазон направлений, предлагаемых для проектной деятельности.

Бессоюзная и союзная сочинительная связь являются одним из способов построения Без них речь бедна, ведь они дают больше информации и способны содержать в своем составе от двух и более предложений, повествующих о разных событиях.

Сложные предложения и их виды

В зависимости от количества частей сложные конструкции делятся на двух- и многочленные. В любом из вариантов элементы соединяются либо союзной связью (которая, в свою очередь, обеспечивается соответствующей частью речи), либо бессоюзной.

В зависимости от того, какие виды отношений присутствуют, сложные образования создают следующие группы:

  • Сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью: Небо резко потемнело, послышался отдаленный раскат, и стена дождя накрыла землю, прибивая пыль и смывая городской смог.
  • Конструкции, сочетающие элементы с подчинительной связью, например: Дом, в который мы вошли, вызывал гнетущее состояние, но в данной ситуации нам выбирать не приходилось .
  • Сложные предложения с подчинительными и бессоюзными типами связей: Как он ни спешил, но его помощь запоздала: раненых забрала другая машина.
  • В многочленных конструкциях может использоваться одновременно подчинительная, бессоюзная и союзная сочинительная связь. В следующий раз, когда раздался звонок телефона, мама ответила на него, но услышала лишь голос робота, сообщавшего о том, что у нее просрочен кредит.

Важно уметь различать сложные предложения и конструкции, осложненные, например, однородными сказуемыми. Как правило, в первом случае в синтаксической лексической единице находится несколько грамматических основ, тогда как во второй будет одно подлежащее и несколько сказуемых.

Бессоюзные конструкции

В данном виде лексических конструкций могут объединяться 2 простых предложения или более, которые соединены между собой интонацией и смыслом. Они могут связываться друг с другом следующими отношениями:

  • Предложения связаны перечислением. Вечер постепенно угасал, ночь опустилась на землю, луна стала править миром.
  • Конструкции, в которых элементы делятся на несколько частей, две из которых представляют собой противополагаемые фрагменты. Погода была как на заказ: небо очистилось от облаков, солнце сияло ярко, легкий ветерок обдувал лицо, создавая легкую прохладу. В данной бессоюзной конструкции второй фрагмент, состоящий из 3-х простых предложений, связанных перечислительной интонацией, объясняет первую его часть.
  • Бинарное соединение простых элементов в многочленную сложную конструкцию, в которых части объединены в смысловые группы: Луна поднялась над грядой, мы не сразу заметили это: дымка скрадывала ее сияние.

Бессоюзная, как и союзная сочинительная связь, в цельном соединении отделяет отдельные предложения друг от друга знаками препинания.

Запятые в бессоюзных многочленных конструкциях

В сложных соединениях их части разделяются запятыми, точкой с запятой, тире и двоеточиями. Запятая и точка с запятой применяются при перечислительных отношениях:

  1. Части небольшие по размеру и связаны одни с другими по смыслу. После грозы наступила тишина, за ней последовал легкий шепот дождя.
  2. Когда части слишком распространены и не связаны единым смыслом, ставится точка с запятой. Ромашки и маки покрыли всю поляну; где-то внизу стрекотали кузнечики.

Бессоюзные конструкции чаще всего применяются для передачи большого количества информации, которая не всегда связана по смыслу.

Разделительные знаки в бессоюзных соединениях

Эти знаки применяются при следующих видах отношений между элементами синтаксической конструкции:

  • Тире - когда вторая часть резко противопоставлена первой, например: Мы знали о его страхах - никто не знал о готовности умереть. (В подобной конструкции с бессоюзной, как и союзной сочинительной связью между частями, хочется поставить союз «но»).
  • Когда в первой части повествуется об условии или времени, то между ней и вторым фрагментом ставится так же тире. Закукарекал петух - пора вставать. В подобных предложениях по смыслу подходят союзы «если» или «когда».
  • Этот же знак ставится, если вторая часть содержит в себе вывод о том, о чем говорилось в первой. Не было сил возражать - он молча согласился . В таких союзных конструкциях обычно вставляется «поэтому».
  • Когда вторая часть предложения сравнивается и определяется тем, о чем повествуется в первой. Он произносит речь - вдыхает в людей надежду. В данных конструкциях можно добавить «будто» или «словно».
  • В предложениях с пояснительной связью и обоснованием причины употребляется двоеточие. Скажу вам по существу: нельзя подводить друзей.

Предложения с бессоюзной, как и союзной сочинительной связью между частями, разделяются знаками в зависимости от их смыслового соотношения.

Сложносочиненные конструкции

В предложениях подобного типа используется сочинительная связь, осуществляемая при помощи сочинительных союзов. При этом между их частями могут быть:

  • Соединительные отношения, связанные между собой союзами и, да или, частицами также, тоже и ни…ни . Ни птицы не щебечут, ни комар не пискнет, ни цикады не трещат.
  • При разделительных отношениях используются союзы что и, или, частицы то ли…то ли, не то… не то и другие. То ли ветер приносит непонятный звук, то он сам к нам приближается.
  • Предложения, как с бессоюзной, так и союзной сочинительной связью с сопоставительными отношениями указывают на тождественность событий, но во втором случае с применением союзов а именно и то есть. Все были ему рады, то есть именно это он прочел на их лицах.
  • Пояснительным отношениям свойственно использовать союзы да, но, а, частицы зато, а потому и другие. За окном буйствовала вьюга, зато возле камина в гостиной тепло.

Зачастую именно союзы и частицы поясняют, что связывает простые предложения в единую сложносочиненную конструкцию.

Сложные предложения со смешанными видами связи

Конструкции, где одновременно присутствует бессоюзная и союзная сочинительная связь, встречаются довольно часто. В них могут выделяться отдельные блоки, в каждом из которых - несколько простых предложений. Внутри блоков одни элементы соединяются с другими по смыслу и разделяются знаками препинания при помощи союзов или без них. В сложном предложении с бессоюзной и союзной сочинительной связью гранью между ними являются разделительные знаки, хотя отдельные блоки по смыслу могут быть не связаны.

Р.П. Рогожникова Градационные союзы в русском языке

Ленинград

Градационные союзы в русском языке стали выделяться исследователями совсем недавно. Впервые на них обратили внимание Ф.И.Серебряная и В.А.Белошапкова. Вначале были отмечены союзы не только…, но и; да и.. Позднее к этой группе были отнесены и другие союзы:не столько…, сколько…; не то чтобы…, но…; если не…, то….

Подробное описание предложений с градационным союзом да и, а также с некоторыми другими, главным образом с союзомне только…, но и…, осуществлено Ф.И.Серебряной. Она дает определение градационных отношений, отмечая, что градационные отношения характеризуются преобладанием одного элемента сравнительно с другим, различным весом членов градационного ряда.

Группа градационных союзов не ограничивается перечисленными выше союзами. Их значительно больше. По-видимому, они еще все выявлены, однако еще не все выявлены, однако уже теперь можно назвать следующие:

не только…, но и…; не только…, но, а…; не только что…, но и…; не только что…, но, а…; не токмо…, но и…; не токмо что, но, и…; да и; а то и; а не то и; не то что, …,а, но…; не то чтобы…, а, но…; не так чтобы…, а…; не столько…, сколько… (не столь…, сколько…; не столь…, сколь…); не так…, как…; мало того, что; кроме того, что; помимо того, что; если не…, то…; если не…, ежели не…, то…; коли не…, так…

Из этого перечня можно видеть, что градационные союзы различны по своему лексико-морфологическому составу: среди них есть сложные союзы: да и; а то и; а не то и; не то что; не только; не только что; если не; кроме того, что; помимо того, что; мало того, что – и сложные расчлененные союзы, компоненты которых находятся в разных частях предложения:не только…, но и…;не только…, но…; не так…, как…; не столько…, сколько…; если не…, то и др.

Расчлененные союзы характеризуются множеством вариантов, поэтому существенным является вопрос об их границах, о том, какие компоненты входят в союз, а какие не являются его компонентами.

У расчлененных градационных союзов варьируется как первая, так и вторая часть. Союзы, различающиеся по лексическому и лексико-фразеологическому составу первой части, представляют собой различные лексико-синтаксические образования и, таким образом, являются разными союзами, разными лексико-синтаксическими единицами. Ср.: не только…, но и…; не только что…, но и…; не то чтобы…, а, но…; не то что…, а, но. Нужно отметить, что многие из них очень близки или даже идентичны по значению и различаются обычно лишь стилистически. Ср:не только…, но и…; не токмо…, но и…(просторечн.); не то чтобы…, а, но…; не так чтобы…, а, но…(разг.).

Вторая часть некоторых градационных союзов также варьируется. Так, у союза не только…, но и… она или выступает в виде:но и, а и; но, или вообще отсутствует. Во всех случаях союзы различаются по своим семантическим оттенкам. С помощью союзане только…, но и сопоставляются какие-либо действия, явления, качества, причем второе из них является наиболее существенным. Именно с помощью компонентаи во второй части союза создается значение сопоставления. Первый однородный член как бы сам собой разумеется. Например:В избе было душно и смрадно; целая толпа народа – не только домашние, но и соседи – скучилась у подножия печки, на которой лежал больной (Салтыков-Щедрин. Пешехонская старина). Детям рудниковых рабочих приходится слишком рано содержать не только самих себя и свои семьи, но и семью отца (Мамин-Сибиряк. Горное гнездо).

Союз не только…, но (а) присоединяет такие однородные члены предложения, из которых второй однородный член или предложение противопоставляются первому. Значение противопоставления возникает при отсутствиии во второй части союза. Противопоставление второй части градационного ряда подчеркивается словаминапротив, наоборот . Особенно четко противопоставленность частей обнаруживается в таких предложениях, в которых первая часть градационного ряда является отрицательной. Например:Володя был единственным человеком, который не только не выказывал знаков уважения инспектору лесоэкспортной конторы, но, наоборот, мрачно покрикивал на него (Атаров. Начальник малых рек).

Вряд ли можно говорить о тенденции к вытеснению образований без и во второй части союза в современном языке, поскольку в том и другом случае имеются известные семантические различия.

Отсутствие второй части союза создает резкое противопоставление членов предложения или предложений в пределах градационного ряда, причем вторая часть становится по существу, центром внимания. Например: Я видел у других Отчизну, дом друзей, родных. А у себя не находил Не только милых душ – могил! (Лермонтов. Мцыри). В этом возрасте не только год – месяц может многое изменить («Комсомольская правда», 19 марта 1966 г.).

Ср также союзы не то что…, не то чтобы … без второй части:Просыпался, тужился, припоминая, но позади была чернота – гладко, как стесано, и черно, не то что сна – лица ни одного не видел (М. Шолохов. Тихий Дон). Марлену Топнияну, своему ученику, сказал как-то с истинным сокрушением: «Я думал, вы серьезный человек, а вы на гармошке играете». (Марлен играл на аккордеоне.) И не то чтобы он ругал парня, - он его жалел (А. Аграновский. Призвание).

Все эти семантические оттенки близких по лексико-морфологическому составу образований свидетельствуют о том, что последние являются различными лексико-синтаксическими единицами.

Включение в предложение частиц, с помощью которых не создается новое, а лишь усиливается основное значение, не приводит к тому, что такие частицы становятся составной частью союза. Так, к союзу не только…, но… могут примыкать частицыдаже, также, еще , во второй части предложения.

Однако с их помощью не создается нового значения. Эти частицы не являются обязательными компонентами в предложениях. Вряд ли можно говорить об особых союзах не только…, но даже…; не только…, но также….

Некоторые расчлененные союзы не однозначны. Например, союзы не то что…, а, но…; не то чтобы…, а, но… могут соединять однородные члены предложения и предложения с различными значениями.

    Союзы не то что…, а, но…; не то чтобы…, а, но… соединяют однородные члены или предложения, из которых первый выражает неуверенность в том, что данное явление названо точно, второй же однородный член уточняет его, а иногда лишь приблизительно называет какое-то явление. Поэтому второй однородный член или второе предложение обычно сопровождаются такими частицами, какпросто, прямо и др. под. Градация здесь заключается в том, что одно и то же понятие называется по-разному, и обычно второй однородный член или второе предложение представляет это понятие более значимым словом. Сочетанияне то что…, а, но…; не то чтобы…, а, но… ; выполняют не только функции связывания частей предложения или предложений, но вносят в предложение оттенки, не свойственные союзам. Эти сочетания в данном случае правильнее было бы назвать сложными союзными частицами. Например:Пахом степаныч не то что громко говорил, а прямо кричал (Гарин-Мизайловский. Карандашом с натуры). И не то что бабушка баловала ее, а просто в голову не приходило в чем-либо отказать, так мило умела выпросить внучка все, что хотела (А.Толстой. Четыре века). Выражение не то чтобы жалости, а сумрачной озабоченности появилось на лице генерала, и он вдруг заторопился (А Фадеев. Молодая гвардия).

    Кроме того, союз не то что…, а, но… выражает градационно-сопоставительные отношения. Происходит как бы сопоставление однородных членов, и однородный член, присоединяемый второй частью союза, представляется более существенным, более значимым, чем первый однородный член. В этом случае при втором однородном члене нередко употребляется усилительная частицадаже или местоимениесам, самый . Например:Я тем не порочу своих дочерей, но я бы не то что любую, А всех их сейчас променял бы ей-ей, на первую девку рябую (А.К.Толстой. Садко). – Раньше, - рассказывал Шликин, - воробьи собирались стаями по две-три тысячи штук. Бывало как вспорхнут, как рванут воздух, так не то что люди, а даже извозчичьи лошади шарахались (К.Паустовский. Расстрелянный воробей).

Другую группу градационных союзов составляют сложные нерасчлененные градационные союзы. К ним относятся: да и, а то и, а не то и, если нет, не только, не то что, не то чтобы.

Некоторые из них соотносятся с расчлененными союзами. И те и другие включают в свой состав одни и те же компоненты, но в расчлененных союзах присутствует еще и вторая часть, ср.: если не…, то… - если не; не только…, но и…- не только; не то что…, а, но… - не то что; не то чтобы…, а, но… - не то чтобы.

И расчлененные и сложные союзы представляют собой самостоятельные отдельные союзы, различающиеся и по своему лексико-морфологическому составу, и по присущим им семантическим оттенкам, и по местоположению в предложении. Общим для всех сложных союзов, соотносящихся с расчлененными, является их присоединительный характер. Расчлененные союзы его лишены.

Расчлененный союз если не…, то… соединяет однородные члены предложения; из них второй член является более реальным, хотя и менее значительным по сравнению с первым однородным членом, который допускается. Например:Творилось несуразное, губительная путаница коверкала планы, и наступление грозило окончиться если не разгромом наступающих, то, во всяком случае, неудачей (М.Шолохов, Тихий Дон).

Соотношение однородных членов, соединяемых союзом если не, иное. Союзесли не присоединяет второй однородный член, являющийся, с одной стороны, более значительным по содержанию в сравнении с первым однородным членом, а с другой стороны, как бы оговоркой, допускающей более широкое, более значительное представление о чем-нибудь. Например:Кузнец Архип, по всеобщему показанию, был жив и, вероятно, главный, если не единственный виновник пожара (Пушкин. Дубровский).

Сложные союзы не только, не то что, не то чтобы могут присоединять второй однородный член к первому как непосредственно, так и с помощью союзаа, усиливающего противопоставление. Например:- Так, может, не скоро ваши будут? – Как не скоро? Наши скоро в Курске будут, а не только у вас (А.Гайдар. В дни поражений и побед). – Так вы полагаете, что хлебопашеством всего выгоднее заниматься? – спросил Чичиков. – Законнее, а не то что выгоднее (Гоголь. Мертвые души).

В сочетании с некоторыми словами союз если не может фразеологизироваться. Такими словами являютсябольше, меньше, лучше. Это совершенно не свойственно расчлененному союзуесли не…, то… Фразеологизации способствует отсутствие других слов в части, присоединяемой союзомесли не, и позиция однородного члена с этим союзом.

Сочетания если не больше, если не меньше, если не лучше употребляются с определенными однородными членами:

    Первый однородный член представляет собой антонимичное слово с отрицанием не: Таня куда красивее, но Женя, наверное, нравится ребятам не меньше, если не больше – своей живостью, счастливым характером (Ажаев. Далеко от Москвы).

    Первый однородный член представляет собой сочетание количественного числительного и существительного или существительное со значением количества: Можно сказать, что половину, если не больше, длинного и трудного пути из первобытного состояния в современное люди проделали на коне (В.Кожевников. Живая вода).

    Первый однородный член представляет собой качественное прилагательное или причастие, иногда с относящимися к ним словами и обязательно со словами так же, такой же: Индусы времен Дария Гистама и Александра Македонского представляются нам такими же, если не лучше, как и нынешние потомки их (Добролюбов. Взгляд на историю и современное состояние Ост-Индии).

В просторечии в этом случае может употребляться также союз как не:

    Мое звено нынче одной премии полтораста пудов зерновых, как не больше, - говорила в одной группе обедающих Дуся Самсонова (Лаптев. Заря).

Сложный союз а то и служит для соединения однородных членов предложения в простом предложении или предложений в сложносочиненном предложении. Все составные компоненты этого союза образуют единое целое, а именно как единое целое он употребляется с определенным значением. Существует мнение, что частицаи в сочетании с союзома то способствует усилению последующего члена или предложения. На наш взгляд, в подобных случаях частицаи является компонентом нового союза.

Чаще всего союз а то и присоединяет однородный член предложения, который представляется более сильным, более значительным в количественном отношении по сравнению с предыдущим.

Наиболее часто союз а то и соединяет сочетания числительного с существительным, причем второе числительное выше по счету. Например:Нацепятся сзади к трактору и культиватор, и сеялок две, а то и три, да еще волокуша(Лаптев. Заря). Ну, канат при такой длине провисает на фарватере метра на полтора, а то и на два (Грибачев. Солнце всходит за Доном…).

Ср. также случай, когда существительное имеет количественное значение: Голодно живут приятели мои, тетя Глаша, достанешь ли муки, пуда два, а то и мешок? (М.Горький. Егор Булычов и другие).

Второй член градационного ряда может быть выражен также наречиями более, больше, менее, меньше, иногда в сочетании с наречием меры и степени:немного, чуть-чуть и т.п. Например:Вероятно, партитура займет сотню страниц, а то и чуть-чуть более (Кюи. Письмо П.И.Юргенсону, 14 мая 1903 г.). Три недели работал Ваня у Спирьки, зарабатывал по рублю в день, а то и больше (Макаренко. Флаги на башнях). Да ведь еще рано, десять часов, а то и меньше (Чехов. Архиерей).

Однородные члены предложения могут быть выражены конкретно-предметными существительными, глаголами, наречиями, причем во всех этих случаях второй член градационного ряда представляет собой слово, более весомое по своей значимости: Чего-нибудь замышляет эта Фаина… Поди на Самосадку пробредет, а то и на Ключевской (Мамин-Сибиряк. Три конца). В нас жил и бурлил дух молодой революции. И вечерами, а то и ночами улицы замирали от наших декламаций и песен (Кленов. Поиски любви).

Части градационного ряда могут в свою очередь включать в себя несколько однородных членов. Однородные члены при этом соединяются либо без помощи союзов, либо союзами. Например: Они шли…, неся перед собой на груди, как младенцев, свои автоматы, придерживаемые одной рукой, натруженной, набрякшей, а то и перевязанной после ранения (Фадеев. Молодая гвардия). Здесь проявляется оратор-доброволец. Он залезает на решетку, на каменный столбик, а то и на крышу машины и говорит, яростно жестикулируя (Т.Гайдар. Из Гаваны по телефону).

Градационный ряд может быть построен как бы по нисходящей линии, т.е. последний однородный член представляется менее значимым по сравнению с другими однородными членами. Эта меньшая значимость его подчеркивается наречием просто, например:Крестьяне бородатые, безусые и древние, в руках кринки, ведра, туеса, набитые сливочным маслом, а то и просто узелки (Шишков. С котомкой).

Союз а то и соединяет не только однородные члены, но и предложения. Предложения, присоединяемые союзома то и, заключают в себе факт более значительный по сравнению с тем, о котором идет речь в первом предложении. Значимость этого факта подчеркивается наречиямивовсе, совсем. Например:В домах старухи старые. А то и вовсе заперты калитки на запор (Некрасов. Кому на Руси жить хорошо). Если ты будешь набивать себе голову всякими глупостями, так я знаю, что останешься на второй год, а то и совсем исключат (Серафимович. Сережа).

Некоторые градационные союзы по своему строению и морфологическому составу напоминают подчинительные союзы. Однако характер отношений, структура предложений, в которых они употребляются, свидетельствует о том, что это не подчинительные союзы. Так, союз мало того что соединяет однородные члены предложения, а также является средством связи в сложносочиненном предложении. Он употребляется в экспрессивно-эмоциональной книжной и разговорной речи. Особенностью предложений с союзоммало того что является связанность членов предложения или частей предложения, соединяемых этим союзом, также с предыдущим контекстом.

В первой части, присоединяемой союзом мало того что, мысль, высказанная в предыдущем контексте, повторяется, во второй части она усиливается, т.е. действие второй части однородно первому, но по своей значимости, интенсивности является более сильным. В то же время действие первой части представляется как бы само собой разумеющимся. Отношения членов предложения, связываемых союзоммало того что , напоминают отношения с союзомне только…, но и, однако предложения с союзоммало того что более экспрессивны. Например:Люди в кабинете так и не знают, что подвезли случайного попутчика, и, мало того, что подвезли, вероятно спасли от замерзания (Солоухин. Каравай заварного хлеба).

Вторая часть градационного ряда, усиливающая предыдущий однородный член, может иметь при себе усилительные частицы даже, еще и. Они делают еще более значительным второй однородный член. Например:- И это правильно, что я толстый обрубок! Мало того, что обрубок, еще и дурак! (Ю.Герман. Дело, которому ты служишь). Дмитрий же машинально повернул чашечку вверх дном (никогда не видел севрского фарфора) и прочитал на чашечке синими буквами начертанное «Дулево». Мало того, что прочитал, еще и поднял вопрошающие глазищи свои на Елизавету Захаровну (Солоухин. Мать-мачеха).

Второй однородный член в градационном ряду не только усиливает первый, но в ряде случаев, как бы противопоставляется ему. Тогда второй однородный член присоединяется союзами но, так. Например:(И.П.Павлов): Если оба рефлекса подкрепляются пищей, то оба они держатся и даже мало того, что держатся, но даже увеличиваются («Павловские среды», 2 октября 1935г.). Один работает старшим научным сотрудником института «Гипроникель», а другой, мало того, что работает научным сотрудником физико-технического института Академии наук СССР, так еще и рассказы пишет, публикует их в журналах («Литературная газета», 9 мая 1964 г.). Аналогичные отношения наблюдаются в тех случаях, когда союзмало того что соединяет однородные предложения. Например:В цехе мне легко доказали, что Юрий Михайлович – пустое место. Мало того, что у него нет специального образования, так и практик он никудышный («Правда», 11 ноября 1966г.). Он, конечно, был растеря и разиня. Мало того, что он ночью забрался в чужое купе, - вот и сейчас он не мог вспомнить, куда засунул свои брюки (А.Гайдар. Чук и Гек).

Союзы кроме того что; помимо того что, напоминающие по форме подчинительные союзы, также связывают как однородные члены предложения, так и предложения. В части, связываемой этими союзами, происходит ограничение первого однородного члена предложения или первого предложения. Второй однородный член предложения или второе предложение представляются более значимыми по сравнению с первым. Значение ограничения заключено в лексическом значении союзов. Союзыкроме того что; помимо того что идентичны в этом значении, но различаются по сфере употребления. Союз кроме того что широко употребителен в самых разнообразных стилях речи, союзпомимо того что больше связан с книжными стилями. СР.:Кое-кто засомневался. Но скептики, помимо того, что играют отрицательную роль, иногда поддают задора, обостряют мысль («Известия», 15 июня 1964 г.). Я думаю, каждая школа наша, кроме того, что должна быть единым типом советской школы, должна иметь свое лицо и гордиться этим лицом (Макаренко. Мои педагогические воззрения).

Союзы кроме того что; помимо того что соединяют однородные предложения, в которых логическое подлежащее одно и то же, но оно выражается или одним и тем же словом в том и другом предложении (чаще всего личным местоимением), или разными словами: именем существительным и местоимением. Таким образом, в этих предложениях с разных сторон характеризуется одно и то же лицо или предмет, причем действие второго предложения представляется более сильным, более интенсивным, более значимым. Например:- Конечно, это грубый подсчет, но вполне достаточный для оценки перспектив. Помимо того, что вы сами производите сталь, вы много металла в форме разного машинного оборудования и стального проката ввозите из-за границы (Емельянов. О времени, о товарищах, о себе). Кроме того, что Рот был возмущен Муравьевым лично, он хотел отличиться, хотел первым изловить преступников (О.Форш. Первенцы свободы).

Таким образом, характер отношений, выражаемых союзами мало того что; кроме того что; помимо того что, свидетельствует о том, что эти союзы связаны с выражением градационных отношений.

ГДЗ по окружающему миру из рабочей тетради за 2 класс 1 часть авторов Плешаков А.А. и Новицкая М.Ю. — программа Перспектива представлены на данной странице. Надеемся они помогут при подготовке домашней работы.

ГДЗ по окружающему миру — 2 класс — рабочая тетрадь — 1 часть — авторов: Плешаков А.А. и Новицкая М.Ю.

Вселенная, время, календарь

Страница 3 — 5 — Мы — союз народов России

1. Вырежи из Приложения фигуры людей в костюмах некоторых народов России. Составь из фигур весёлый хоровод. Если затрудняешься, загляни в учебник.

В центре запиши названия других народов России, которые ты знаешь.

2. Рассмотри карту в учебнике на с. 4-5. Найди на ней название той части Российской Федерации, где ты живешь. Дополни этим название предложение:

Я живу в Московской области .

3. Представь союз разных частей России в образе волшебного цветка. На одном из его лепестков красиво напиши название своей части Российской Федерации.Длинное название можно обозначить сокращенно первыми буквами слов, Например, Ямало-Ненецкий автономный округ -ЯНАО.

На других лепестках цветка напиши названия частей России, где живут твои родные или друзья.

4. Узнай у старших или догадайся сам, как иногда в документах сокращенно пишут название Российская Федерация.

Запиши свой ответ: РФ .

5. Это рамочка — для фотографий, рисунков или стихотворения, рассказа о самом интересном в твоей республике (области, крае, округе, городе, селе). Вместе со старшими оформи ее себе на память.


Красная площадь в Москве

Мы — жители вселенной

Страница 6 — 7

1. Представь, что ты любуешься окружающим миром. Нарисуй, две картины. Объясни (устно), почему тебе захотелось сделать именно такие рисунки.



Запиши определение.

Вселенная - это весь мир: звезды, планеты, спутники.

3. Узнай по описанию небесные тела и впиши их названия в клеточки.

  • Раскалённые небесные тела, излучающие свет — 6 букв.
ЗВЕЗДЫ
  • Холодные небесные тела. Обращаются вокруг Солнца. Не излучают собственного света — 7 букв.
ПЛАНЕТЫ
  • Холодные небесные тела. Обращаются вокруг планет — 8 букв.
СПУТНИКИ

4. Подпиши названия планет с помощью учебника или самостоятельно.

Наш «Космический корабль» — Земля

Страница 8 — 9

1. Как ты представляешь себе Землю — наш «космический корабль»? Нарисуй.

Земля — наш космический корабль

2. Заполни пропуски в тексте.

Земная поверхность, которую мы видим вокруг себя, называется горизонт . Граница этой поверхности получила название линия горизонта .

3. Обозначь на схемах стороны горизонта. Схему №1 заполни с помощью учебника. Закрой её ладонью или листом бумаги. Постарайся заполнить схему №2 самостоятельно, а затем проверь себя.

4. Практическая работа «Компас».

1) Рассмотрите компас. С помощью рисунка изучите его устройство. Покажите и назовите части компаса.


*Картушка — круговая шкала (пластина с делениями) с обозначением сторон горизонта.

2) Выполни все действия по инструкции и определи стороны горизонта.

Как пользоваться компасом - Положи компас на ровную горизонтальную поверхность. - Оттяните предохранитель и подождите, пока стрелка остановится. - Поверните компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С , а красный - с буквой Ю. Тогда все буквы укажут направления сторон горизонта. - Закончив работу, поставьте стрелку на предохранитель.

3. Расставьте на рабочем столе таблички с обозначением основных сторон света.

4. Допишите.

Компас - это прибор для определения сторон горизонта.

5. Разгадай кроссворд.

  1. Модель Земли (глобус ).
  2. Самая северная точка нашей планеты (Северный полюс ).
  3. Самая южная точка нашей планеты (Южный полюс ).
  4. Огромные водные пространства на Земле (океаны ).
  5. Огромные участки суши, со всех сторон окруженные водой (материки ).

6. С помощью глобуса или самостоятельно определи материки по контуру. Подпиши названия материков.


Время

Страница 12 — 13

1. Придумай рисунки-символы, обозначающие прошлое, настоящее и будущее. Объясни (устно), почему тебе захотелось сделать именно такие рисунки.

2. Пронумеруй единицы измерения в порядке их увеличения.


Подумай, какие единицы измерения времени можно определить по часам, а какие — по календарю.

По часам можно определить: часы, минуты, секунды. По календарю можно определить: год, месяц, неделю, сутки.

3. Практическая работа «Часы».
1) Рассмотрите часы. С помощью рисунка изучите их устройство. Покажите и назовите части часов.

2) Понаблюдайте за движением стрелок. Какая их них самая «быстрая», а какая — самая «медленная»?

Самая "быстрая" стрелка на часах - секундная стрелка. Самая "медленная" стрелка на часах - часовая стрелка.

Когда учитель подаст сигнал определите по часам. Запишите время.

Время: 10 часов 20 минут 32 секунды.

3) На модели часов установите различное время и определите его. Покажите это время, нарисовав стрелки.

Слева на часах: 12 часов 39 минут. В центре на часах: 5 часов 20 минут. Справа на часах 11 часов 00 минут.

4) Допишите.

Часы - это прибор для измерения времени.

Сутки и неделя

Страница 14-15

1. Нарисуй картинку к вашему сказочному объяснению смены дня и ночи.


2. Вырежи детали из приложения собери схему аппликацию.


3. Запиши определение с помощью учебника или самостоятельно.

Сутки - это время от одного восхода солнца до другого.

4. Пронумеруй дни недели в правильной последовательности, начиная с понедельника.


5. Вспомни интересные события, которые происходили в твоей семье в воскресенье. Напиши рассказ об одном из них.

Однажды в воскресенье мы с семьей поехали на природу. С собой мы берем резиновую лодку, палатку и другие туристические принадлежности. Целый день на свежем воздухе с папой мы ловим рыбу, а мама варит уху. Это был замечательный день.

Моя неделя

Страница 16 -17

Составь фоторассказ о твоей жизни за неделю. Придумай подписи к фотографиям. Запиши, как ты оцениваешь прошедшую неделю и почему.





Футбол Моя неделя была отличной. Я узнал много нового, интересного в школе, и хорошо отдохнул в выходные.

Месяц и год

1. Вырежи детали из Приложения и собери схему-аппликацию.


2. В течение месяца проведи наблюдения за Луной. Постарайтесь увидеть новолуние, «рост» Луны, полнолуние, «старение» Луны. Нарисуйте, как выглядит Луна в разные дни. Под рисунками запишите даты наблюдений.


Фазы Луны: «рост» Луны, полнолуние, «старение» луны и новолуние

3. Нарисуй картинку к вашему сказочному объяснению изменения облика Луны.

4. Запиши определение с помощью учебника или самостоятельно.

Год - это время, за которое Земля совершает полный оборот вокруг Солнца.

5. Пронумеруйте месяцы в правильной последовательности, начиная с января.


Времена года

Страница 20-21

1. Придумай рисунки-символ для четырёх времён года. Нарисуй их в правильной последовательности, начиная с весны. Подпиши названия времён года.

2. Вырежи детали из Приложения и собери схему-аппликацию.


3. Нарисуй картинку к вашему сказочному объяснению смены времён года.

4. Запиши определение.

Явления природы - это все изменения, происходящие в природе.

5. Приведи по 2-3 примера сезонных явлений.

Весенние явления : снеготаяние, половодье, капель. Летние явления : радуга, град, зарницы. Осенние явления : туман, дождь, слякоть. Зимние явления : снегопад, пурга, вьюга. Подробнее о природных явлениях читайте в статье: явления природы .

Погода

Страница 22 — 23

1. Практическая работа «Термометр».

1) С помощью фотографии и текста рабочей тетради изучите устройство уличного термометра. Покажите и назовите его основные части.

Основные части термометра — стеклянная трубка, наполненная жидкостью, и шкала (пластина с делениями). Каждое деление на шкале обозначает один градус. В середине шкалы ты видишь ноль. Это граница между градусами тепла и градусами мороза. Конец столбика жидкости в трубке термометра указывает на число градусов.

2) Сравните термометры: уличный, комнатный, водный, медицинский. В чем их сходство и различия?

Сходство разных термометрах, то что все они используются для измерения температуры. Различия разных термометрах заключается в сферах их применения, а также в диапазоне температур, нанесенном на шкалу.

3) Прочитайте, как записывают температуру, и выполните упражнения.

Число градусов тепла записывают со знаком «+», а число градусов мороза — со знаком «-«. Вместе слова «градус» ставится маленький кружочек.

Например +10, -10. Если медицинский термометр показывает температуру выше +37, значит человек заболел.

Запиши числами:

Десть градусов тепла - +10°C десять градусов мороза - -10°C ноль градусов - 0°C шесть градусов выше нуля - +6°C шесть градусов ниже ноля - -6°C

Запиши словами:

5°C - пять градусов тепла. -7°C - семь градусов мороза.

4) Пользуясь соответствующими термометрами, определите температуру воздуха, воды, своего тела. Заполните таблицу.

5) Запиши определение.

- это прибор для измерения температуры.

Страница 24 — 25

2. Какие явления погоды изображены на фотографиях? Подпишите.

Отметь (закрась кружок) те явления, которые тебе приходилось наблюдать.
3. Для обозначения явлений погоды используются условные знаки. Рассмотри их и научись рисовать.

4. Запиши определение с помощью учебника или самостоятельно.

Погода - это сочетание температуры воздуха и осадков, ветра и облачности.

Календарь — хранитель времени, страж памяти

Страница 26 — 27

1. Рассмотри, как устроена страничка отрывного календаря. По ее образцу оформи справа страничку календаря «Мой день рождения».

Придумай устный рассказ о себе для оборотной странички календаря.

2. Подпиши названия времён года в центре календарного круга. Раскрась подходящими цветами каждую часть круга, выделенную красными линиями. Объясни (устно), почему тобой выбраны именно эти цвета для каждого из сезонов.

3. Определи по календарному кругу, на какие месяцы приходятся дни рождения твоих близких. В рамках запиши их имена. А в кружках обозначь числа семейных праздников.

4. Отгадай загадки. Запиши отгадки. Проверь ответы в Приложении.

Дней прибывает, Двенадцать братьев А сам убывает. Друг за другом ходят, (Отрывной календарь) Друг друга не обходят. (Месяцы)

Красные дни календаря

Страница 28 — 29

1. Придумайте знак праздника. Нарисуйте его в рамке.

12 июня — День России
22 августа — День Государственного флага Российской Федерации
1 сентября — День знаний
5 октября — День международный день учителя
4 ноября — День народного единства
12 декабря — День Конституции Российской Федерации
1 января — Новый год
23 февраля — День защитника Отечества
8 марта — Международный женский день
1 мая — День весны и труда
9 мая — День Победы

2. Подбери и наклей фотографию празднования одного из красных дней календаря (по своему выбору). Придумай к ней подпись. Можно использовать фотографии из журналов.


Народный календарь

Страница 30 — 31

Страница 36. Осень.

Осенние месяцы

1. В первом столбце прочитай вслух названия осенних месяцев в древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий осенних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце. Устно сделай вывод об их происхождении.

Во 2-м столбце пишем сверху вниз: сентябрь октябрь ноябрь

Узнай у старших и запиши в третий столбец названия осенних месяцев в языках народа твоего края.

В 3-м столбце пишем сверху вниз: ревун грязник листогной

2. Запиши названия осенних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны:

а) с явлениями неживой природы: дождезвон, зоревник, грязник, хмурен, ревун.

б) с явлениями живой природы: листогной, листопад.

в) с трудом людей: хлебник, свадебник, капустник, листокос.

3. Велика Россия. Поэтому лето провожают и осень встречают в разное время и не один раз. Запиши даты прихода осени по старинным календарям народов твоего края.

Ответ: лето в России приходит 1 сентября (современная дата прихода осени), 14 сентября (приход осени по старому стилю), 23 сентября (день осеннего равноденствия в Московском государстве считался днем наступления осени).

4. Подписи для рисунка на выбор: золотая осень; унылая пора — очей очарованье; осень в деревне; осенняя Москва; в ожидании зимы.

С. 38-39. Осень в неживой природе.

1. Отметь схему, на которой показано положение солнца осенью. Объясни (устно) свой выбор.

Отмечаем вторую схему. На ней есть признаки осени (дождь, листопад, Солнце идет низко над землей).

Для понимания: Земля вращается вокруг Солнца, при этом ось Земли наклонена всегда одинаково. Когда ось наклонена в строну солнца, оно кажется высоко относительно земли, находится «прямо над головой», лучи его падают «отвесно», это время года называют лето. При повороте Земли вокруг Солнца ось смещается относительно него и Солнце относительно Земли как-будто опускается. Его лучи падают на Землю наклонно. Наступает осень.

2. Составьте список осенних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.

Ответ: иней, заморозки, дожди, туман, осеннее равноденствие, ледостав.

3. Запиши дату.

С. 40-41. Народные праздники в пору осеннего равноденствия.

Традиционные костюмы нанайских охотников Приамурья — это сочетание в узорах коричневого, красного, розового и голубого цветов. Посуда золотистая, расписная.

Оленеводы Камчатки одеваются в одежду и обувь из оленьих шкур, как правило, всех оттенков коричневого или серого, со светлым мехом.

С.42-43. Звездное небо осенью.

1. С помощью иллюстраций учебника соедини звезды так, чтобы получились фигуры медведицы и лебедя. На левом рисунке выдели ковш Большой Медведицы.

Ответ см. рисунок.

2. Нарисуй картинку к вашей сказочной истории о том, как на звездном небе появилась большая медведица.

Сказочная история: Захотел как-то медвежонок медком полакомиться и полез на дерево — улей разорять. А лесные пчелы злые, напали они на медвежонка, стали жалить. Медвежонок стал взбираться все выше по дереву. Увидела это мама медведица, кинулась медвежонка спасать, тоже на дерево влезла, да за ним на самую макушку дерева. Прикрывает собой сынишку, а пчелы все сильней жалят. Пришлось еще выше лезть, на самое небо, чтобы пчелы не достали. Они и поныне там: Большая Медведица и Малая Медведица.

Или сочините историю про то, как медведи от охотника спрятались на дереве, а потом на небо перелезли и ушли от погони.

Рисуем мишек, залезающих на небо с макушки дерева.

3. Понаблюдайте звездное небо. Найдите знакомые вам и новые созвездия и звезды. Обратите внимание на расположение ковша большой медведицы. Запиши названия созвездий и звезд, которые тебе удалось увидеть:

Созвездия: Большая Медведица, Малая Медведица, Рыбы, Овен, Андромеда.

Звезды: Венера, Сириус, Полярная звезда.

4. Напиши рассказ об одном из созвездий осеннего неба. Используй для этого сведения из атласа-определителя, других книг, Интернета (по своему усмотрению).

Рассказ: Волопас или Пастух — это созвездие неба северного полушария. Его наблюдают и летом и осенью. Оно выглядит, как человек, охраняющий стадо. Воображение древних людей нарисовало его с посохом и двумя собаками. Существует несколько мифов об этом созвездии, но самый интересный гласит, что в это созвездие был превращён первый пахарь на земле, научивший людей обрабатывать землю. В созвездие Волопаса входит очень яркая звезда Арктур рядом с Большой Медведицей, а само оно напоминает веер.

Если хочешь, придумай сказку о созвездиях осеннего неба. Запиши ее на отдельном листе и красиво оформи.

Для начала нужно выяснить, какие созвездия видны на небе северного полушария осенью. Они изображены и подписаны на рисунке:

Про любое из них или про все сразу придумываем сказку.

Сказка: Жили были в одном городе люди. Они были добрые и честные, всего добивались своим трудом. Среди них был пастух, который пас скот, возничий, ребятишки — близнецы, водолей, который носил из колодца воду, красавицы дева и Кассиопея и многие другие. Были у них и домашние животные: телец, овен, конь, гончие псы. А когда начинал играть на флейте мальчик Персей, все животные из близлежащего леса приходили его послушать: и хитрая лисичка, и рысь, и лев, и медведица с медвежонком. Подплывали к берегу рыбы, кит и дельфин. Даже сказочный единорог и дракон вслушивались в нежную мелодию. Но вот однажды осенью началось близ городка извержение вулкана. Он жег леса и поля, ронял дома и уже готов был сжечь город и всех его обитателей. Но огромный дракон сказал людям: вы никогда не сделали никому зла, вы все очень хорошие и я вас спасу. Он собрал на свою спину всех, кто уместился, и унес на небо. Так и светят с неба по сей день и созвездие Персея, и дракона, нашлось на ночном осеннем небе местечко для всех.

Страница 44-45. Трава у нашего дома.

1. Вырежи рисунки из Приложения и помести каждое растение в свое окошко.

3. Рассмотрите травянистые растения возле вашего дома. С помощью атласа-определителя узнайте названия нескольких трав, запиши их.

Ответ: клевер, мятлик, лисохвост, тысячелистник, спорыш (птичья гречишка), подорожник, одуванчик, мята, репейник.

4. Напиши рассказ об одной из трав, растущих возле твоего дома. Используй сведения из книги «Зелёные страницы» или других источников (по своему усмотрению).

Мята.
Возле нашего дома растет мята. Это растение имеет очень приятный запах. Мы часто собираем мяту, высушиваем ее зеленые листочки и добавляем в чай. Я люблю пить чай с мятой. Есть несколько видов мяты, среди них есть и лекарственная.

Подорожник.
Подорожник растет вдоль дорог, оттуда и получил он свое название. У него широкие листья и длинный стебелек, на котором цветут мелкие цветочки и поспевают семена. Это растение лекарственное. Если порезался — приложи подорожник, и ранка заживет быстрее.

Фотографии для вклейки:

С. 46-47. Старинная женская работа.

1. Найди среди этих растений лён.

Ответ: второй слева.

3. Вы в музее льна и бересты в городе Костроме. Рассмотрите фотографии орудий труда для обработки льна, изготовления льняных нитей и ткани. Впишите номера их названий в кружочки. 1. Прялка. 2. Ткацкий стан. 3. Самопрялка. 4. Трепало. 5. Ступа с пестом. 6. Льномялка.

Ответ на рисунке.

Очень полезным будет показать ребенку обучающее видео по обработке льна. Так ученик наглядно увидит весь процесс и лучше запомнит назначение предметов для обработки льна.

Страница 48-49. Деревья и кустарники осенью.

1. Узнайте деревья и кустарники по листьям и впишите номера их названий в кружочки.

Ответ на рисунке. Листочки липы, березы и орешника осенью желтеют. Бересклет осенью может быть и желтым, и фиолетовым. Листья дуба становятся оранжевыми. Рябины, клена и осины — желто-красными. Листья калины осенью зеленые или желтые у черенка и красные по краям.

2. Найди среди этих растений кустарник и подчеркни его название.

Ответ: можжевельник.

Найди дерево, хвоинки которого осенью желтеют и опадают.

Ответ: лиственница.

3. Побывайте в лесу, парке или сквере. Полюбуйтесь деревьями и кустарниками в их осеннем наряде. С помощью атласа-определителя узнайте названия нескольких деревьев и кустарников. Запишите их.

Ответ: Берёза, тополь, туя, клён, рябина, липа, ель, сосна, осина.

4. Понаблюдай и запиши, когда закончится листопад: у берез — в октябре; у лип — в сентябре; у кленов — в сентябре; у тополя — в ноябре; у осины — в сентябре; у калины — в октябре.

С. 50-51. Чудесные цветники осенью

3. Определите несколько растений осенних цветников. Запиши их названия.

Определяем по атласу определителю Плешакова.

Ответ: хризантемы, астры, георгины, рудбекия, гелениум, декоративная капуста.

Фото для вклейки:

4. Напиши рассказ об одном из растений осеннего цветника.

Георгина

1. Легенда рассказывает о том, как появился на земле цветок георгина. Георгина появилась на месте последнего костра, который угас при наступлении ледникового периода. Этот цветок первым пророс из земли после прихода тепла на землю и своим цветением ознаменовал победу жизни над смертью, тепла над холодом.

2. В далекие времена георгина не была так распространена, как теперь. Тогда она была лишь достоянием царских садов. Никто не имел права вынести или вывезти георгину из дворцового сада. В том саду трудился молодой садовник по имени Георгий. И была у него возлюбленная, которой и подарил он однажды прекрасный цветок – георгину. Он тайком вынес росток георгины из царского дворца и весной посадил его у дома своей невесты. Это не могло оставаться тайной и до царя дошли слухи о том, что цветок из его сада теперь растет и за пределами его дворца. Гневу царя не было предела. По его указу садовник Георг был схвачен стражей и посажен в тюрьму, откуда ему не суждено было выйти никогда. А георгина с тех пор стала достоянием всех, кому пришелся по душе этот цветок. В честь садовника и был назван этот цветок – георгина.

С. 52-53. Грибы

2. Нарисуй схему строения гриба и подпиши его части. Проверь себя по схеме в учебнике.

Основные части гриба: грибница, ножка, шляпка.

4. Приведи другие примеры съедобных и несъедобных грибов с помощью атласа-определителя От земли до неба (Плешаков).

Съедобные грибы: маслёнок, подберёзовик, груздь, рыжик, сыроежка.

Несъедобные грибы: мухомор, галерина, свинушка.

Страница 54-55. Шестиногие и восьминогие.

1. Как называются эти насекомые? Впиши в кружочки номера их названий.

2. Вырежи картинки из приложения и составь схемы превращения насекомых. Закончи подписи.

Схема превращения насекомых.

Яйца — личинка — стрекоза. Яйца — гусеница — куколка — бабочка.

3. Найди в этом ряду лишний рисунок и обведи его. Объясни (устно) свое решение.

Ответ: Лишний паук. У него 8 ног и он относится к паукообразным, а у остальных на картинке 6 ног, это насекомые.

4. Напиши рассказ о насекомых, которые тебя заинтересовали или о пауках. Используй сведения из атласа-определителя, книги «Зелёные страницы! или «Великан на поляне» (по своему выбору).

Возле нашей дачи, в лесу есть несколько больших муравейников. Муравьи трудятся целый день, они собирают семена и мертвых животных. А еще муравьи пасут тлю. Они хлопают тлю по спинке, и та выделяет капельку сладкой жидкости. Эта жидкость и привлекает муравьев. Они любят сладкое.

Стр. 56-57. Птичьи секреты

1. Как называются эти птицы? Впиши в кружочки номера их названий.

Перелетные птицы: ласточка, стриж, скворец, утка, цапля, грач.

Зимующие птицы: сойка, дятел, поползень, синица, ворона, воробей.

2. Приведи другие примеры перелётных и зимующих птиц. Можешь использовать сведения из книги «Зелёные страницы».

Перелетные птицы: журавль, горихвостка, кулик, дрозд, трясогузка, дикие гуси.

Зимующие птицы: галка, голубь, снегирь, сорока.

3. Понаблюдайте за птицами вашего города (села). С помощью атласа-определителя узнайте их названия. Обратите внимание на поведение птиц. Есть ли у каждой птицы свой характер? По результатам наблюдения напиши свой рассказ. Сделай рисунок и наклей фотографию.

Сойка — лесная птица, но в последнее время ее все чаще можно встретить в городе: парках и скверах. Это очень красивая птичка. На крыльях у нее разноцветные перья, с синим отливом. Сойка кричит резко, пронзительно. Эта лесная красавица любит есть желуди, подбирает также остатки пищи, иногда разоряет птичьи гнезда и даже нападает на мелких птиц.

Стр. 58-59. Как разные животные готовятся к зиме.

1. Узнай животных по описанию. Напиши названия.

лягушка
жаба
ящерица
змея

2. Раскрась белку и зайца в летнем и зимнем наряде. Дорисуй каждому зверю его природное окружение. Объясни (устно), почему у этих животных изменяется цвет шерсти.

Заяц летом серый, слегка с рыжинкой, а к зиме меняет свою шкурку на белую.

Белки бывают разных цветов, от светло-рыжего до черного. Осенью они тоже линяют, меняют свою шубку на более густую и теплую, но цвет их при этом меняется не значительно.

3. Подпиши, кто сделал эти запасы на зиму.

Ответ: 1. Белка. 2. Мышь.

4. Впиши в текст названия животных.

На земле в ямке ёж делает небольшое гнездо из сухой листвы, травы, мха. В нём он залегает в спячку до весны. А медведь поздней осенью устраивает себе берлогу под упавшим деревом и спит в ней всю зиму.

С. 60-61. Невидимые нити в осеннем лесу.

1. Как связаны между собой дуб и лесные животные? Вырежи рисунки из Приложения и наклей их в окошки схемы №1, а в схему №2 впиши названия животных.

Ответ: белка, сойка, мышь. Они кормятся плодами дуба и живут тут.

2. Вырежи рисунки из приложения и наклей их в окошки схем. В рамках составьте схемы с названиями.

Ответ: Орехами кормятся белка и мышь. Рябиной — дрозд.

3. Приведи свой пример невидимых нитей в осеннем лесу и изобрази его в виде схемы.

Пример: на сосне кормятся белка (ест семена шишек) и дятел (ест насекомых, обитающих в коре, тем самым лечит дерево).

4. Рассмотри фотографии. Расскажи (устно), о каких невидимых нитях в осеннем лесу они тебе напоминают.

Орехи напоминают о белках и мышах. Желуди — белка, сойка, мышь. Рябина — дрозд.

С. 62-63. Осенний труд.

1. Перечисли, чем занимаются люди осенью в доме, саду, огороде.

В доме: утепляют окна, запасают дрова и уголь на зиму, готовят печи и котлы отопления, делают закатки на зиму.

В саду: собирают урожай с деревьев, защищают стволы деревьев от грызунов и мороза, опавшие листья сжигают

В огороде: собирают овощи, отправляют их на хранение в погреб, грядки перекапывают.

2. Подбери и приклей фотографию осенних работ в твоей семье.

Фото для вклейки:

Подумай и запиши, какие качества нужны для выполнения такой работы.

Ответ: любовь к земле, трудолюбие, умение работать с лопатой, тяпкой, граблями, терпение, сила.

Стр. 64-65. Будь здоров.

1. Нарисуй, в какие игры ты любишь играть летом и осенью. Вместо рисунков можно приклеить фотографии.

Летние и осенние игры: догонялки, салки, прятки, футбол, вышибалы, кондалы, бадминтон, для девочек — резиночка, классики.

2. Подумай и запиши, какие качества развивают игры, в которые ты любишь играть летом и осенью.

Ответ: ловкость, силу, смекалку, смелость, внимательность, настойчивость.

3. Попроси старших в семье рассказать об одной из игр нардов вашего края. Вместе опишите ход игры. Дайте ей название…

ИГРА «Высокий дуб»

В эту игру играли на Руси еще наши бабушки и дедушки, ее название сохранилось с 50-х годов прошлого столетия. Для игры нужен один мяч. Играют от 4-х до 30-ти (или более) детей.

Все становятся в круг. Внутри круга стоит один человек с мячом. Он подбрасывает мяч высоко вверх над собой и выкрикивает имя одного из игроков, например: «Люба!». Все дети (в том числе и тот, кто подбрасывал мяч) разбегаются врассыпную. Люба должна подхватить мяч и бросить в кого-нибудь из ребят. В кого попали, тот следующим подбрасывает мяч.

Играют до тех пор, пока не надоест.

Какие качества развивает эта игра: быстроту реакции, меткость, быстроту бега, ловкость.

С. 66-69. Охрана природы осенью.

3. С этими растениями и животными из Красной книги России мы познакомились в 1 классе. Вспомни их названия. Впиши номера в кружочки.

4. А вот еще несколько представителей Красной книги России. С помощью учебника раскрась их и подпиши названия.

Гриб баран, водяной орех, мандаринка.

5. Напиши рассказ об одном из представителей Красной книги России, обитающем в твоем крае.

Пример: Морж атлантический. Среда обитания этого редкого вида — Баренцево и Карское моря. Взрослый морж может достигать длину 4 метра, а вес атлантического моржа может составлять около полутора тонн. Этот вид моржей был почти полностью истреблен. На сегодняшний день, благодаря усилиям специалистов, регистрируется небольшой рост популяции, хотя точное их число определить пока невозможно, так как без специальной техники крайне трудно добраться до лежбища этих животных.

Страница 70. Осенняя прогулка.

Фото для вклейки:





Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!