“Живым сочувствием привета…” (1840). В стихотворении рассматривается роль поэтического творчества: поэт служит живому слову и красоте, а не властям:
Поэт, я знаю, суеверен,
Но редко служит он властям…
Поэт “в толпе людей затерян”, но ему не чужды человеческие страсти: он является истинным поклонником женской красоты, которую боготворит. Именно тогда:
… в нем сердце пламенеет!
Как он восторжен, умилен!
Глоссарий:
– анализ стихотворения живым сочувствием привета
– живым сочувствием привета анализ стихотворения
– живым сочувствием привета
– тютчев живым сочувствием привета анализ
– анализ стиха тютчева живым сочувствием привета
(Пока оценок нет)
Другие работы по этой теме:
- Сопоставьте стихотворение Тютчева с произведениями Пушкина “Поэт” и Лермонтова “Поэт”. Тема этого стихотворения Тютчева, как и стихотворений Пушкина и Лермонтова с таким же названием, –...
- Русской женщине В стихотворении “Русской женщине” Ф. И. Тютчев пишет о тяжкой судьбе простой крестьянки. Анафорический повтор в первой строфе подчеркивает однообразие жизни женщины. Нереализованные...
- “Как океан объемлет шар земной…” (1830). Тютчев возвел метафору в метод, наполнив художественный прием философским содержанием. В стихотворении дан образ земли, как дневной жизни, которую...
- “Фонтан” (1836). Постижение мира человека путем сопоставления его с миром природы нашло выражение в этом стихотворении философского характера. Произведение имеет двухчастную композицию с четким разделением...
Всякий великий человек является единственным в своем роде. В историческом шествии ученых у каждого из них своя определенная задача и свое определенное место.
Тютчев Федор Иванович появился на свет в 1803 году, двадцать третьего ноября в стародворянской семье, в усадьбе Орловской губернии Овструг. Его отец был выходцем из старинного дворянского рода, мать, Толстая Екатерина Львовна, также была дворянкой.
Тютчев получает образование дома под руководством молодого поэта - переводчика Семена Райча, впоследствии ставшим учителем Михаила Лермонтова. В двадцать лет Федор Иванович имел уже небольшие успехи, переводя оды. С 1817 года Тютчев стал сам посещать Московский университет, там он слушал лекции по интересующим его предметам. В Московском университете в числе его преподавателей были Михаил Каченовский и Алексей Мерзляков. В 1818 году Тютчев был избран членом «Общества любителей российской словесности», еще до предполагаемого зачисления в студенты в 1819 года. Федор Иванович сразу начал принимать участие в литературной жизни. Тютчев живым сочувствием привета анализ После окончания университета в 1821 году, где он получил высшую степень кандидата словесных наук, Федор Иванович поступает в госколлегию иностранных дел. Еще через два месяца его назначают чиновником при российской дипломатической миссии в городе Мюнхене, после этого назначения литературная деятельность Тютчева практически прекращается.
Двадцать лет Федор Иванович прожил в Мюнхене, где женился на Элеоноре Петерсон и познакомился с философом Шелингом. Позже (с 1829 по 1830 годы) в журнале «Райча» были опубликованы несколько стихотворений Тютчева («Свидание», «Сны», «Бессонница» и «Летний вечер»), которые свидетельствовали о его поэтической зрелости и таланте, но эти стихи не принесли поэту никакой славы.
Впервые Тютчев получил признание своего творчества в 1836 году, в то время были опубликованы его шестнадцать стихотворений в «Пушкинском современнике».
В 1837 году он пережил большую утрату, так как умерла его жена Элеонора. Забыть потерю любимой жены помогло его новое назначение 1-м секретарем русского представительства в Туринге. А уже 1839 году Федор Иванович вступил в новый брак. В тот же год Тютчев подал в отставку, после чего поселился в Мюнхене, где прожил еще около пяти лет без какой-либо официальной должности. Тютчев живым сочувствием привета анализ Это сильно угнетает Федора Ивановича, и в 1844 году Тютчев возвращается с новой семьей на Родину, где через полгода снова получает должность в Министерстве внутренних дел.
В период с 1848 по 1849 год Федор Иванович Тютчев создал свои самые прекрасные стихотворения. В 1854 году был опубликован первый сборник стихотворений.
В 1864 году у Тютчева наступает «черная полоса» в жизни, приведшая к фатальному исходу. В семье Федора Ивановича смерть уносит одного за другим. Сперва умирают его двое детей и мать, затем умирают его старший сын и брат, затем его дочь Мария, а после в 1873 году в Царском селе умирает и он сам.
Тютчев живым сочувствием привета анализ
У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день - а мгновенье.
«Живым сочувствием привета…» Федор Тютчев
Живым сочувствием привета
С недостижимой высоты,
О, не смущай, молю, Поэта -
Не искушай его мечты…Всю жизнь в толпе людей затерян,
Порой доступен их страстям -
Поэт, я знаю, суеверен,
Но редко служит он властям.Перед кумирами земными
Проходит он, главу склонив -
Или стоит он перед ними
Смущен и гордо-боязлив…Но если вдруг живое слово
С их уст, сорвавшись, упадет -
И сквозь величия земного
Вся прелесть женщины блеснет,И человеческим сознаньем
Их всемогущей красоты
Вдруг озарятся, как сияньем,
Изящно-дивные черты -О, как в нем сердце пламенеет!
Как он восторжен, умилен -
Пускай любить он не умеет,
Боготворить умеет он…
Анализ стихотворения Тютчева «Живым сочувствием привета…»
Произведение, появившееся осенью 1840 г., было навеяно встречей с представительницей российской императорской семьи. Поэта, в ту пору отставного дипломата, познакомили с великой княгиней Марией Николаевной, гостившей на баварском курорте у родителей своего супруга. Сохранился восторженный отзыв Тютчева об этом знакомстве: естественность и доброжелательность, «изысканный облик» - очарование царственной особы кроется в сочетании редких качеств. Ее благосклонное отношение позволило поэту неоднократно обращаться с просьбами к могущественной покровительнице. Известно, что великая княгиня приняла участие в устройстве судеб старших дочерей Тютчева.
Появлению образа поэта-творца, представленного в тексте, предшествует описание отношений лирического адресата и героя. Последний смущен приветливым приемом и «живым», сердечным сочувствием. В начальном катрене четко обозначена разница между общественным положением героев. Она указана при помощи пространственной характеристики. Величественная героиня принадлежит к числу могущественных правителей, «кумиров земных», которые располагаются на «недостижимой высоте».
Эмоциональное участие, способность произнести «живое слово» - неожиданная черта, выделяющая адресата из ряда царственных небожителей. Она придает облику героини новые оттенки значения, акцентируя женское начало, которое выражено образами сияющей красоты, изумительного изящества.
Лирический герой-поэт не скрывает своего восхищения личностью адресата. Глубокое почтение, трепетное преклонение - прекрасная героиня достойна большего, чем земная любовь.
Во втором и третьем четверостишиях представлен авторский кодекс поэта. Он декларирует независимость человека-творца, который порой участвует в общественной жизни, однако свободен от обременительных обязательств перед властью. С помощью однородных сказуемых, выраженных причастиями в краткой форме, автор передает противоречивые эмоции героя-поэта. Почтительное смущение и боязнь перед вершителями чужих судеб сочетаются с чувством гордости, порожденным осознанием собственного достоинства.
Встреча с участливой красавицей-аристократкой поколебала уверенную позицию лирического субъекта, вызвала эмоциональное потрясение. Эффект, произведенный знакомством, передан с помощью обращений, замыкающих первый катрен. Восторженный отзыв, размещенный в финальной строфе, отображает кульминационный момент переживания.
Живым сочувствием привета
С недостижимой высоты,
О, не смущай, молю, Поэта -
Не искушай его мечты…
Всю жизнь в толпе людей затерян,
Порой доступен их страстям -
Поэт, я знаю, суеверен,
Но редко служит он властям.
Перед кумирами земными
Проходит он, главу склонив -
Или стоит он перед ними
Смущен и гордо-боязлив…
Но если вдруг живое слово
С их уст, сорвавшись, упадет -
И сквозь величия земного
Вся прелесть женщины блеснет,
И человеческим сознаньем
Их всемогущей красоты
Вдруг озарятся, как сияньем,
Изящно-дивные черты -
О, как в нем сердце пламенеет!
Как он восторжен, умилен -
Пускай любить он не умеет,
Боготворить умеет он…
Другие редакции и варианты
3 О не тревожь души поэта,
Список - ГАРФ. Ф. 728. Оп. 1. Ед. хр. 2319. Л. 6–6 об.
16 Вся прелесть женщины мелькнет,
Изд. 1868. С. 86, и след. изд.
23 Пускай служить он не умеет, -
Русская беседа. 1858. Ч. II. Кн. 10. С. 6, и след. изд.
КОММЕНТАРИИ:
Автограф - РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 22. Л. 1–2.
Первая публикация - РБ . 1858. Ч. II. Кн. 10. С. 5–6, с подписью «Ф. Тютчев». Затем - в Изд. 1868 . С. 85–86; Изд. СПб., 1886 . С. 115–116; Изд. 1900 . С. 130–131.
Печатается по автографу. См. «Другие редакции и варианты». С. 253.
В автографе тщательно переписано на трех страницах - по две строфы на каждой, строфы отчеркнуты. Как обычно у поэта, в конце строк часты тире и многоточия, по пяти, шести и более точек. Тире, а особенно многоточия многозначительны, они как бы дорисовывают образ поэта, внутренний мир которого лишь слегка приоткрывается, но полностью не раскрыт: его «мечты», гордая боязливость, способность «боготворить» обладают таинственной недоговоренностью. В конце стихотворения указано: «(Мюнхен. 1840)».
В РБ, Изд. 1868, Изд. СПб., 1868 и Изд. 1900 - вариант автографа 3-й строки («О, не смущай, молю, поэта»), но в списке ГАРФ (Ф. 728. Оп. 1. Ед. хр. 2319. Л. 6–6 об.) - «О не тревожь души поэта». В 16-й строке в указанных изданиях, кроме РБ (здесь, как в автографе), - «Вся прелесть женщины мелькнет», в списке ГАРФ - как в автографе («Вся прелесть женщины блеснет»); 23-я строка в тех же изданиях - «Пускай служить он не умеет», но в автографе - «Пускай любить он не умеет». Дата и место написания стихотворения в изданиях указываются (кроме РБ ). Отступления от автографа заметно меняют мысль автора. Слово «смущай» (в 3-й строке) больше соответствует нарисованному образу «гордо-боязливого» поэта, а слова «не тревожь» в данном контексте - более нейтральные, не характеризующие личность. В 16-й строке слова «блеснет» и «мелькнет» по отношению к женской «прелести» правомерны оба, и у Тютчева есть образ - «Мелькнут твои младые годы» («Русской женщине»), но в стихотворении более позднем поэт говорит о «мелькании» лет жизни женщины, о трагизме ее скоротечной судьбы. В этом же стихотворении он скорее славит женскую красоту - ее «прелесть», исполненную блеска; в стихотворении представлено не затухание женской красоты, а ее расцвет, и слово «блеснет» (как в автографе) больше соответствует мысли поэта. Особенно она изменена в последней строфе, когда вместо слова «любить» (автографа) печатают слово «служить». Поэт говорил о другом - не о «службе» (угождении, прислуживании), а о «любви»; по мысли автора, поэт не «любит» в обычном смысле слова, а больше чем любит - «Боготворить умеет он».
Адресовано Великой княгине Марии Николаевне (1819–1876), дочери Николая I, к которой поэт относился с уважением и симпатией; в письме к своим родителям, написанном в октябре 1840 г., он говорил о коронованных особах, которые находились в Тегернзее (вблизи Мюнхена), и заметил: «Великая княгиня Мария в самом деле очаровательна». Он не мог сказать ей о том, что отказывается служить ей. Поэт выразил максимальное признание женщины, сказав и о блеске ее красоты и о своей способности ее не любить, а «боготворить» ее. Дошел отзыв В. кн. Марии Николаевны об этих стихах Тютчева (см. «Переписка Я.К. Грота с П.А. Плетневым». СПб., 1896. Т. I. С. 183). Г.И. Чулков пишет: «А.Д. Скалдин сообщал нам, что у покойного Н.В. Недоброво были документы, на основании коих он строил предположение, что у Тютчева был роман с какой-то великой княгиней. Семейное предание Тютчевых не подтверждает подобного домысла. Бумаги Н.В. Недоброво, материалы и заметки, собранные им для работы о Тютчеве, находятся в Рукопис<ном> отд<еле> б<ывшего> Пушкинского Дома в Ленинграде. В этих бумагах мы также не нашли документов, подтверждающих домысел Н.В. Недоброво. С другой стороны, Д.Д. Благой сообщил нам, что оригинал тютчевского стихотворения, находившийся в архиве Зимнего дворца, был помещен в пачке рукописей, принадлежавших императрице, жене Николая I, что, впрочем, не доказывает еще, что пьеса Тютчева относилась к императрице» (Чулков I . С. 396). См. отзыв о Великой княгине в дневнике и мемуарах А.Ф. Тютчевой (см.: Тютчева А.Ф . При дворе двух императоров. Воспоминания. Дневник. 1853–1882. Тула, 1990. С. 150, 152–153).
Датируется предположительно октябрем 1840 г.
На это стихотворение отозвался В.Я. Брюсов (см. Изд. Маркса . С. XX–XXI). Считая, что оно адресовано В. кн. Марии Николаевне, он полагает, что Тютчев рассчитывал на ее поддержку в своих служебных делах - поэт хотел возвратиться на службу, и в последней строфе стихотворения Брюсов видел намек на личную судьбу Тютчева: «Пускай служить он не умеет / Боготворить умеет он…) (В.К .).
Действительно, обоюдная приязнь с оттенком дружбы сохранилась между поэтом и дочерью русского императора и в дальнейшем. Упоминание о Марии Николаевне в письмах Тютчева среди имен представителей двора и высшего света встречается неоднократно. Известно, что при поступлении дочерей поэта Дарьи и Екатерины в Смольный институт в Петербурге одна из них стала пансионеркой цесаревны, а другая - В. кн. Марии Николаевны. С просьбами к ней Федор Иванович обращался и в дальнейшем, считая это для себя не слишком зазорным и объясняя, что это не стоит ему особенного труда, ибо он обращается к женщине (письмо Ф.И. Тютчева к Эрн. Ф. Тютчевой от 3.IX.1852. ЛН . Т. 97. Кн. 1. С. 521). Мария Николаевна способствовала и определению старшей дочери Тютчева Анны во фрейлины (см. письмо Тютчева к В. кн. Марии Николаевне от 31 августа 1852 г.).