Учреждения. Локальные и Глобальные сети

Выпускник этого вуза: Выпускник вуза 2013 года. Факультет МТ кафедра МТ3 - Технология машиностроения, специалист - обучение 6 лет

Учился до введения ЕГЭ и бакалавров, поэтому про текущую ситуацию точно сказать не могу, однако:

Плюсы ВУЗА
1. Имя. Бауманка, епт. Когда говорил всем где я учусь/ что закончил - рты у всех открывались. Только один мой знакомый парень оказался круче - он учился на пилота))

2. База на технических факультетах (за редкими исключениями, о чем ниже). Многие преподаватели дают хорошие знания. По крайней мере качественное мышление могут сформировать.

3. ИУ7 довольно прибыльная специальность. Но я был не на ИУ7)((

Минусов для меня оказалось куда больше:
1. Слишком большая нагрузка. Жил в области - ездил на учебу по 2,5 часа от двери до двери. Итого 5 часов уходило на дорогу. Учиться я хотел, поэтому разбирался и делал все сам. Задавали столько, что спал по 3 часа в день. И так первые 3 курса. На 4 нервы не выдержали и я послал все нахер - оказывается это физиологически обусловлено. Итог - трояки по курсовым в дипломе. Блин там даже по учебному плану посчитать часы - получается что у вас в день вообще не будет свободного времени. И это в ваши лучшие молодые годы. Бред собачий. Мож москвичам и проще, но я не москвич, и сказать по этому поводу ничего не могу.

2. Дибильное расписание. Главных здания всего 2, факультетов дофига, преподов, видимо, мало, поэтому расписание занятий дичайшее. Обеденного перерыва нет - здравствуй гастрит (повезет, если препод отпустит с пары). Занятия могут быть поставлены в любое время без оглядки на удобство. У нас на втором курсе было просто отлично - Понедельник - до 19.00, Вторник - к 8.30, среда - до 21.30, четверг - к 8.30, Пятница - до 19.00, Суббота - к 8.30. И прикиньте, что мне 2 часа ехать в одну сторону. Приехал - спать 5 часов и ехать обратно. А еще заниматься надо! Бред. Эти люди, видимо, считают что студенты железные и за их здоровьем следить не надо. Такого тупого ритма жизни не было никогда.

3. Устаревшая материальная база и отстутствие нормальной практики. На МТ - точно. Вы закончите этот факультет и ничего уметь не будите. Потому что станков новых нет, ЧПУ нет, практики нигде нет, потому что заводов новых нет. Итог - вас научат технологиям 70-го года. Придете на работу, а вас пошлют, или устроят стажером на 10 тыщ зарплату, пока не научитесь чему-то нормальному. Стоят ваши 6 лет мозготраха потом такого же мозготраха с работой и не шибко-то и большой зарплаты? Я думаю нет.

Итог учебы:
На последнем курсе увлекся вокалом - у меня оказался оперный голос. И блин, я до сих пор не могу доучиться на академического певца. Потому что когда вышел из бауманки у меня был хронический гастрит и тонзиллит (постоянная непрекращающаяся ангина) - за это спасибо болванам, составляющим расписание и прописывающим учебный план. Пока я это лечил/разбирался в чем дело ушло много времени и денег на лечение (100 тысяч на санаторий в Эстонии, потом еще 100 тысяч в год на ЛоРа). Первые два года вообще еле пел, еле добирался до работы, еле ходил - так было плохо. Спасибо Бауманка. Физическая форма стала намного хуже - занимался волейболом до университета - как начал там учиться - сразу заметил как падает прыжок. Ну и закончилось все хроническими болезнями, как написал выше. А я виноват лишь в том, что сильно хотел учиться! Ну огонь. Дальше - нормальную работу, которую можно совместить с дальнейшей учебой, я найти так и не смог. После выпуска вам дорога на завод за 20 тысяч зарплаты 5 дней в неделю с 8 до 17.00. Учиться трудно, денег нету. Любая серьезная фирма потребует от вас английский, который там преподают посредственно, знание 3D программ, ЧПУ и т.д. Чего вы не знаете, так как не учат. Придется как-то учиться на заводе (если будет где), а время не резиновое. Работы со свободным графиком нету вообще (разве что чертежи студентам рисовать, что несерьезно). Короче - о том, чтобы обеспечить себе другое второе образование (платно, конса сейчас 400 к стоит) можете забыть - вам придется серьезно дополучать свою специальность после окончания ВУЗА не один год. Мож к 27-30 годам и станете специалистом. А это что? Правильно - фуфло это. Не спроста лучший студент нашей группы (чуть ли не легенда потока)) работает не по специальности и из группы по специальности работает всего один человек - у него папа главный конструктор на заводе.

Итог - жалею что учился в этом ВУЗЕ. Получил кучу проблем со здоровьем, достойной специальности не получил. Разве что военная кафедра от армии откосила.

Предлагаю вашему вниманию заметку про кафедру «Компьютерные системы и сети» (ИУ6) МГТУ им. Баумана, которую я закончил три года назад. Прокомментировал основные предметы и учебный процесс в целом. Рассказал то, о чем не говорят в приемной комиссии. Бесспорно, что в Бауманке есть очень сильные преподаватели, идущие в ногу со временем, на лекциях которых по-настоящему интересно. Но, к сожалению, для кафедры ИУ6 это редкость…

Общие предметы

Фундаментальная база (математика, физика, теоретические основы электротехники и др.) дается в полном объеме. Зависит от преподавателя, но в целом фундаметальные науки даются на высоком уровне.
Два семестра черчения. Согласен, что будущий инженер должен иметь базовое понятие об инженерной графике, но два семестра это перебор.
Основы конструирования приборов. Здесь под прибором подразумевается комбинация шестеренок и валов. Заставляют делать домашние задания по расчетам этих валов. Не имеет никакого отношения к электронике и к специальности. Не понятно, как это предмет вообще попал в программу.
Очень радует, что нет сопроматата, материаловедения и других не нужных ИТ-шнику предметов (в МГТУ сопромат преподается на 90% специальностей).
Про общие гуманитарные предметы ничего не говорю, потому что термин «Университет» подразумевает их изучение.

Специальные предметы

Алгоритмические языки программирования
Два семестра.
Первый семестр - Паскаль. Все понравилось: структурировано и понятно.
Второй семестр - Си. Препод мешал с и с++ в одну кучу, рассказывая про циклы, функции, классы, виртуальные методы. О том, что между этими двумя языками есть разница, ничего не говорилось. Проверка знаний слабовата: самое сложное, что нужно было сделать на экзамене это написать код объявления класса А с двумя числовыми полями, от которого наследуется класс Б с одним дополнительным полем.
Считаю большой ошибкой преподавать основы программирования и рассказывать про классы, но ничего не говорить о базовых принципах ООП и паттернах проектирования. Других предметов, которые могли бы дать хотя бы основу ООП и культуры программирования, в учебном плане не предусмотрено.
На изучение классических алгоритмов и структур данных (списки, деревья и т.п.) в учебном плане тоже нет ни малейшего намека.
Системное программирование
Изучение ассемблера x86, очень полезный курс, т.к. дает представление о том, что скрывается за каждой строчкой кода на c/pascal.
Компьютерная графика
Препод выдает каждому чертеж некоторой плоской фигуры (деталь станка в разрезе, например) с проставленными размерами. Нужно написать скрипт для автокада на АвтоЛиспе, который эту фигуру будет чертить.
Для сравнения: на втором курсе ВМК МГУ студентам предлагалось тогда написать на с++ распознавание образов и рендеринг различных сцен в directx/openGL.
Периферийные устройства
1) ЛАБА: накопитель на магнитной ленте, записать несколько байт информации, прочитать эти байты, посмотреть сигнал с магнитной головки еле живым осциллографом, на котором ничего не видно, зарисовать осциллограмму в отчет и «сделать выводы» - конечный пункт, который должен быть в любой лабе по каждому предмету.
2) на лекциях читал фрагменты из избранных прошлогодних рефератов студентов под диктовку, убеждал нас, что нужно записывать каждое слово, потому что «британские ученые доказали, что при таком подходе лучше запоминается»
3) реферат. Содержание почти не проверяется, необходимые и достаточные требования: наличие титульного листа, оглавления и списка литературы.
Информационная безопасность
1) 15 лекций, на которых препод давал под диктовку выдержки из законодательства РФ на тему коммерческой тайны, создания вредоносного ПО и другой воды, которая на раз ищется в гугле. Не было ни слова про алгоритмы защиты и шифрования.
2) Лаба. Выбрать алгоритм и написать утилиту шифрования и дешифрования. Похожесть программ среди студентов и правильность работы не проверялась. Только бумагу переводили, печатая отчеты с текстами программ.
Научная организация инженерного труда
Половина лекций - чтение гостов под диктовку и регулярное напоминание о том, как важно их соблюдать. Особенно убил семинар, на котором препод полтора часа диктовал и показывал примеры, как надо оформлять «список использованных источников информации» в конце курсовика или домашнего задания.
Конструирование ЭВМ
1) Лекции проходили в диком темпе, рисовались сложные чертежи и формулы в полдоски о водном охлаждении, расчете нагрузок и т.д… Препод говорил по 200 слов в минуту. Записать все нереально, а разобраться по обрывкам еще сложнее. Список рекомендуемой литературы, на мой взгляд был слишком большим, чтобы успеть его осилить к экзамену за 1 семестр.
2) Экзамен. Пишешь ответ на билет, подходишь к преподу, он его молча читает, затем берет зачетку и ставит оценку. Если студент понимает что написал, но по невнимательности в формуле пропустил букву, то преподу это не важно - минус балл. На пятерку нужно почти дословно воспроизвести материал лекции. К счастью, в программе бакалавров по этому предмету был зачет. Экзамен сдавали только инженеры. По-моему, среди тех, кто не списывал, все получили тройки или ниже. Единственную пятерку в потоке получил отъявленный двоечник: потому что содержание шпоры на этот билет было идеальным.
Операционные системы
1) Лекции достаточно интересные, преимущественно по книге Таненбаума.
2) Лабы были связаны с Win98, например: конфигурирование автоматической установки системы или изучение лога загрузки (был 2004й год).
Электроника
Основы полупроводниковой техники. Как работают транзисторы, усилители, генераторы и др. Раньше этот курс был три семестра, потом план изменился и курс стал один семестр. Но преподаватель количество материала не уменьшил, отсылал студентов к книгам. Вопросов к экзамену, если не изменяет память, было порядка двухсот. Даже если тратить все свободное время в течение семестра, то все равно можно не успеть осилить.
Схемотехника
Промежуточное звено между транзистором и арифметико-логическим устройством. Материал читается очень доступно и понятно. К слову: электронику, схемотехнику и основы построения ЭВМ читают три разных преподавателя.
Основы построения ЭВМ
1) 30 летняя давность, почти во всех блоках использовались линии задержки, которые уже давно нигде не применяются
2) на экзамене требуется ответ слово в слово, а рисунки должны быть изоморфными: если ты придумал «сумматор» оптимальнее, чем было рассказано на лекции - получаешь двойку, потому что «я такое не рассказывал, вы не знаете что такое сумматор!!!»
3) человек, который занимался разработкой прошивок для больших ПЛИС ходил к этому преподу пересдавать экзамен несколько раз.
4) ЛАБА: выдается задание написать программу для микроконтроллера MK51, к примеру вычисляющую a*a + 3*a + 5. Проводится на старейших стендах, программу в микроконтроллер вбивают посредством hex-кодов. Т.е. требуется не просто написать программу, а перевести ее по таблице из ассемблера в коды команд и посимвольно ввести ее в память. Одна ошибка по невнимательности - ничего не будет работать и все нужно делать заново.
Микропроцессорные системы
Материал про микроконтроллеры дается структурировано и понятно. Курсовые проекты у всех разные, меняются почти каждый год, и имеют связь с реальностью. Лабы наш поток проходил на устаревших стендах, но слышал, что новые поколения проходили эти лабы на свежекупленных design kit-ах с AVR микроконтроллерами, что гораздо интереснее и приятнее.
Параллельные вычислительные системы
Задумка хорошая прочитать такой курс, но реализация не удалась. Сложилось впечатление, что лектор, который читал этот курс, не разбирался в предмете. Читал его по методичке, написанной другим человеком, постоянно ошибался. Связность материала была слабая. Студенты, кому было интересно, разобрались сами и поправляли препода во время лекции. Оценка на экзамене складывалась из личной симпатии и посещаемости. Были люди, которые готовились к экзамену, отвечали достойно, а препод ставил три, приговаривая «вы не правильно говорите, все на самом деле не так!».
Локальные и Глобальные сети
Здесь нужно было расписываться в листе посещения на лекциях.
Те, кто прогуляли половину лекций, но все выучили, сдавали этот экзамен очень тяжело. Даже при правильном ответе препод кричал «нет, неправильно», а на просьбу объяснить почему, продолжал «да ты вообще ничего не знаешь, я не буду на эту тему говорить».
С теми, кто посещал, дело было по-другому. Реальная беседа препода со студентом, посетившим все лекции:
П: какая скорость у Fast Ethernet?
С: ыыыы… не знаю
П: какая скорость у Gigabit Ethernet?
С: ыыыы… гигабит
П: молодец… давай зачетку, пять
Корпоративные сети
Один из немногих предметов, где преподается актуальный материал. Объем большой, но эти знания реально могут пригодиться каждому. Мне очень пригодилось, когда я настраивал домашную сеть из 4 узлов, часть из которых должны была выходить через VPN с британским адресом.
На экзамене есть вопросы как по настройке различных служб (DHCP, DNS, Active Directory, и т.д.), так и об общих принципах построения корпоративных сетей. Отвечать нужно письменно и подробно, расписывая каждый шаг настройки. Лабы интересные, нужно настроить сетевые службы между несколькими виртуальными машинами.
Цифровая обработка сигналов
Очень интересный курс. Лектор руководит отделом, который занимается очень интересными вещами и высокопроизводительными системами на базе DSP.
Лабораторные работы проходят на современных design kit-ах от Texas Instruments.

Госэкзамен бакалавров

Письменный. Три предмета (операционные системы, локальные сети и схемотехника). Билеты почти в точности повторяли то, что было ранее на экзаменах по этим предметам (т.е. объем материала по каждому предмету не уменьшился - фактически три экзамена в один день). Билеты выдали за 10 дней. Только два человека (один из них я) решились сдать этот экзамен без списывания. По одному предмету (сети) мне поставили 3 бала, потому что я написал ответ своими словами, опуская очевидные для себя вещи. Аппеляция все поставила на свои места, но остался неприятный осадок. Те, кто нашли в своих шпорах правильный ответ, получили пятерки.
Интересно, что ожидали преподы от студентов, когда сообщают им о тройном экзамене за 10 дней? Что они все возьмут и выучат, особенно когда им через две недели диплом защищать надо?

Об учебном процессе в целом

- препователи говорят «мы учим вас учиться, добывать знания самостоятельно», хотя значительная часть экзаменов сводится к тому, что нужно дословно воспроизвести материал лекции. Если рассказал другими словами - можно получить три.
- лучше получить двойку, потому что тройки и четверки деканат разрешал пересдавать только в исключительных случаях: если на последнем курсе видно, что у человека мог бы быть красный диплом, но одна тройка мешается.
- если делать домашние задания добросовестно, то это отнимает безумное количество времени, а на изучение чего-нибудь интересного времени почти не остается. Большинство из предлагаемых заданий и курсовиков мало чему учат, кроме как ходить по несколько раз к преподу и стоять в очереди, чтобы показать черновик.
- как правило, при сдаче курсовиков и домашних заданий препода больше всего интересует оформление, титульный лист и точное соблюдение гостов в тексте, формулах и рисунках. Гост на оформление текстовых документов менялся раза три за последние 20 лет. Не каждый преподаватель следил за новыми гостами, поэтому частенько приходилось дискутировать с ними на эту тему, иногда было проще сделать по старым гостам.
- преподы очень косо, некоторые даже с ненавистью, смотрят на работающих студентов, особенно если они не смогли посетить какую-нибудь его лекцию или вовремя сделать курсач.
- на многих предметах присутствующие студенты расписываются в листочках посещения. Тех у кого в листочке есть пропуски (у каждого лектора по-разному, но в среднем три и более), препод специально валит на экзамене, даже если человек самостоятельно осилил две толстых книги и отвечает верно.
- на большинстве экзаменов дополнительных вопросов не задают, хорошо написанный ответ на вопрос билета это скорей всего 4 или 5. Другими словами, если предмет не учил, но хорошо списал и сделал умный вид перед преподом, то получишь хорошую оценку. Из исключений (где дополнительные вопросы могли кардинально изменить оценку) помню только матан и теоретические основы электротехники. Это я к тому, что проверка знаний здесь, на мой взгляд, слабая. Один из преподов нашей кафедры говорит «раньше задавал дополнительные вопросы, но потом перестал, чтобы не расстраиваться лишний раз».

Курьезы в деканате

- одногруппник поехал на два года стажировки во Францию, после возвращения должен был доучиться последний курс. Когда возвращается из Франции, и приходит учиться в сентябре, его ожидает сюрприз: по бумагам два года назад он ушел в академ и не вернулся из него. Кто-то что-то перепутал в деканате, работая с бумажками. В конце концов ему удалось восстановиться, но ценой немыслимого количества нервов: бегать с ворохом бумажек из кабинета в кабинет и доказывать, что не верблюд, а тети сильно нервничают, потому что их оторвали от пасьянса.
- у одного студента была тройка на первом курсе, на четвертом он решил ее пересдать, чтобы получить красный диплом бакалавра. Пересдал. Ему выдали диплом с красными корочками, но с тройкой во вкладыше.
- другому в середине третьего курса сказали, что не допустят к сессии, потому что у него якобы до сих пор не сдан экзамен за первый курс - просто какая-то бумажка потерялась.
- понимаю, что люди не железные и никто в деканате не застрахован от ошибок, но на мой взгляд, их было слишком много за время нашей учебы.

Послесловие

В целом статья рассказывает о проблемах и недостатках кафедры ИУ6, которых, на мой взгляд, гораздо больше, чем преимуществ.
Ни в коем случае не хочу оскорбить Бауманку в целом.
Во-первых, из разговоров со студентами кафедры ИУ5, их учебная программа показалась мне гораздо более ИТ-шной, кроме того, там всего один семестр черчения, выкинут курс расчета валов и шестеренок и не читают госты на лекциях.
Во-вторых, у меня нет ни малейшего сомнения, что машиностроительные специальности здесь преподаются гораздо качественнее, чем ИТ.
Если бы до поступления я знал правду про свою кафедру, то не пошел бы туда.
Но все зависит от человека: кто-то может самостоятельно освоить программирование, учась в молочном техникуме, а кто-то не вынесет ничего из того, что ему дали в МГУ.
Никакой институт не даст полный набор навыков для хорошей работы, это невозможно: в любом случае придется доучиваться.
Я не против устаревших предметов, представляющих собой основы, но убежден, что вуз должен поощрять стремление студента получать новые знания и опыт, работая во время учебы, а не ставить препятствия, наказывая за пропуски лекций плохой оценкой. В.М. Антонова, А.В. Астрахов,
С.Е. Кондаков, Л.С. Куликов,
А.В. Щербаков
  • Тип издания:

    Учебно-методическое пособие

  • Объем:

    24 стр. / 1.5 п.л

  • Формат:
  • ISBN:

    978-5-7038-5043-5

Приведены основные теоретические сведения, используемые при проведении сертификационных испытаний по уровню контроля отсутствия недекларированных возможностей в программном обеспечении. Рассмотрен статический анализ исходных текстов программ. Даны пояснения к использованию инструментария для автоматизации данного вида анализа программного обеспечения. Для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 10.05.01 Компьютерная безопасность, 10.05.03 Информационная безопасность автоматизированных систем, 10.05.07 Противодействие техническим разведкам и изучающих дисциплину «Сертификационные испытания программного обеспечения» в МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Проведение сертификационных испытаний межсетевых экранов А.В. Астрахов, В.М. Антонова, И.В. Белков,
Д.С. Колтунов, С.Е. Кондаков, Л.С. Куликов

  • Тип издания:

    Учебно-методическое пособие

  • Объем:

    32 стр. / 2 п.л

  • Формат:
  • ISBN:

    978-5-7038-5063-3

Представлены основные теоретические сведения и практические рекомендации для выполнения лабораторной работы № 1 по сертификационным испытаниям межсетевых экранов дисциплины «Сертификационные испытания программного обеспечения». Приведены основные характеристики такого типа средств защиты информации, как межсетевые экраны. Изложены требования безопасности обращения с ними. Указаны особенности подготовки к сертификационным испытаниям межсетевых экранов, их проведения и оформления полученных результатов. Для студентов, обучающихся по специальностям: 10.05.01 «Компьютерная безопасность», 10.05.03 «Информационная безопасность автоматизированных систем»; 10.05.07 «Противодействие техническим разведкам» в МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Радиосигналы и радиоустройства в информационных системах. Часть 1. Радиосистемы и радиосигналы А.И. Куприянов

  • Тип издания:

    Учебное пособие

  • Объем:

    120 стр. / 9.75 п.л

  • Формат:
  • ISBN:

    978-5-7038-4968-2

Приведены начальные сведения об основах теории и техники радиотехнических устройств, радиосигналов и радиопомех. Для студентов технических вузов, изучающих дисциплину «Основы радиотехники», входящую в образовательную программу специалитета по направлению подготовки 10.00.00 «Информационная безопасность», также может представлять интерес для специалистов в области защиты информации.

Радиосигналы и радиоустройства в информационных системах. Часть 2. Основные радиотехнические процессы, устройства и системы А.И. Куприянов

  • Тип издания:

    Учебное пособие

  • Объем:

    122 стр. / 9.9 п.л

  • Формат:
  • ISBN:

    978-5-7038-4969-9

Приведены начальные сведения об основах теории и техники радиотехнических устройств как о материальной базе современных систем и методов и средств защиты информации. Для студентов технических вузов, изучающих методы и средства обеспечения информационной безопасности, также может представлять интерес для специалистов в области защиты информации.

Базовые средства ассемблера в языках высокого уровня А.А. Ковгар, В.П. Осипов

  • Тип издания:

    Учебное пособие

  • Объем:

    72 стр. / 5.85 п.л

  • Формат:
  • ISBN:

    978-5-7038-4922-4

Предназначено для самостоятельного изучения дисциплины «Языки программирования». Приведено описание общей последовательности функционирования программных фрагментов на языке ассемблера в приложениях языка С++. Рассмотрены принципы адресации памяти ЭВМ с архитектурой фон Неймана, структура и назначение регистров процессора, основные команды процессора. Акцентировано внимание на взаимосвязи между командами процессора и операторами языка С++ и вопросах программирования на языках высокого уровня, понимание которых достижимо только при изучении соответствующих положений ассемблера. В каждом разделе пособия приведены вопросы и задания для самоконтроля. Для студентов, обучающихся по специальности 10.05.07 «Противодействие техническим разведкам».

Динамический анализ программного обеспечения методами фаззинга и символьного исполнения В.М. Антонова, А.В. Астрахов, Д.О. Куц, М.В. Мишечкин, А.А. Новиков

  • Тип издания:

    Методические указания

  • Объем:

    24 стр. / 1.5 п.л

  • Формат:
  • ISBN:

    978-5-7038-4958-3

Представлены материалы для исследования процесса сертификации программного обеспечения. Приведены основные теоретические сведения, необходимые для проведения динамического анализа кода, а также описание процесса использования программного обеспечения, предназначенного для выполнения данного вида анализа. Для студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана, обучающихся по специальностям «Компьютерная безопасность», «Информационная безопасность телекоммуникационных систем», «Информационная безопасность автоматизированных систем», «Противодействие техническим разведкам».

Цифровая коммутация и принципы построения сетей коммутации каналов Антонова В.М., Богомолова Н.Е.

  • Тип издания:

    Методические указания

  • Объем:

    32 стр. / 2 п.л

  • Формат:
  • ISBN:

    978-5-7038-4838-8

Издание содержит материалы, необходимые для изучения процессов, происходящих при коммутации каналов в информационнотелекоммуникационных системах, и выполнения соответствующего домашнего задания. Приведены наиболее важные теоретические сведения, используемые при расчете временных задержек в системах коммутации каналов. Рассмотрены задачи, позволяющие усвоить основные этапы метода коммутации каналов: поиск и бронирование ресурсов, их полное занятие на все время соединения, освобождение ресурсов, а также задачи коммутации каналов в проводных сетях доступа, на крупных транзитных и оконечных узлах.

Коммутация пакетов В.М. Антонова, Н.Е. Богомолова

  • Тип издания:

    Методические указания

  • Объем:

    32 стр. / 2 п.л

  • Формат:
  • ISBN:

    978-5-7038-4869-2

Издание содержит материалы, необходимые для изучения различных режимов процесса обслуживания при коммутации пакетов и выполнения соответствующего домашнего задания. Приведены наиболее важные теоретические сведения, используемые для вычисления времени передачи сообщений. Рассмотрены задачи, позволяющие усвоить основные этапы метода коммутации пакетов в датаграммном режиме, в датаграммном режиме с виртуальным вызовом и в режиме виртуального канала, а также задачи для изучения механизма «окна» в протоколах канального уровня с A-возвращениями и задачи разделения ресурсов для асинхронного режима передачи.

17 августа 2011 в 22:24

Поступление на кафедру информационной безопасности в МГТУ им Н.Э.Баумана через программу «Шаг в Будущее. Москва»

Всем добрый день.
В этой статье хочу продолжить популяризацию программы «Шаг в будущее», начатую вчера вечером юзером vaboretti, а так же развеять миф о том, что на кафедру ИУ8 в МГТУ невозможно поступить обычному человеку.

Для начала, вкратце о программе: «Российская научно-социальная программа для молодежи и школьников „Шаг в Будущее“ представляет собой целый комплекс всевозможный исследований, преследующих следующие цели:

  • поддержка профессиональной подготовки и интеллектуального развития российской молодежи в едином научно-образовательном пространстве России, содействие воспроизводству кадров для научно-технического комплекса страны;
  • развитие эффективных механизмов, обеспечивающих взаимодействие между наукой, высшим и средним образованием, межрегиональное сотрудничество в области молодежного творчества и профессионального наставничества;
  • обеспечение одного из принципов государственной политики в области образования - государственно-общественного характера управления образованием.
Но нас, грешных, олимпиада интересует, в первую очередь, как способ поступить в МГТУ им Н.Э.Баумана. Да и поступить не куда-нибудь, а на одну из самых тяжелых кафедр ВУЗа (конкурс для ЕГЭшников в этом году составил 166,6 человек на место).

Вот краткая информация о наборе этого года: всего подано около 25000 заявлений на 115 кафедр (если вдруг спутал числа - прошу простить. погрешность +_ 5%). Из этих 25000 заявлений больше 2000 - только на кафедру ИУ-8 „Информационная безопасность“. Бюджетных мест на кафедре 80.

Приятная новость: из 80 бюджетных мест 41 - победители и призеры „Шага“. Еще 27 - льготники и целевики, и всего 12 - для общего набора.

Олимпиада проходит в два этапа: защита проекта и соревнование по физике. Оба испытания оцениваются максимум в 50 баллов, т.е. 100 баллов в сумме - максимум. Далее участник, набравший проходные баллы по каждому испытанию, получает льготу какого-либо типа:

О соревновании по физике можно не рассказывать. Думаю, итак всем все понятно: обычная олимпиада (контрольная работа по физике).
Основная (и самая тяжелая) часть олимпиады - защита проекта. Собственно, защита проходит следующим образом: за столом сидят члены жюри, перед которыми необходимо полноценно презентовать свой проект, т.е. объяснить его плюсы/минусы, новизну, уникальность и т.д. и т.п. В зависимости от того, насколько серьезен проект и насколько эффектно происходит его презентация, жюри выставляет баллы.

Писать решил на языке C#, как на наиболее подходящем и быстроусвояющемся.
Для написания программы использовал следующую литературу:

  1. М. Абрамян - »Visual C# на примерах";
  2. Ю.М.Краковский - «Информационная безопасность и защита информации»;
  3. А.Ю.Щербаков - «Современная компьютерная безопасность»;
  4. Н.Смарт - «Мир программирования. Криптография».
Очень много времени ушло именно на придумывание идеи осуществления проекта, описания всевозможных механмзмов шифрования и т.д. В итоге, проект получил 46 баллов из 50.

Общий план работы программы выглядит примерно следующим образом:

Основная суть проекта, как видно на схеме сверху, заключалась в наложении нескольких методов шифрования один на другой.
Безопасность шифрования осуществлялась за счет наложения неограниченного количества шифров каждого типа друг на друга:

При этом использовалась обширная библиотека шифров, адаптированных специально для понимания программой.

Над поиском и адаптацией шифров работал чуть больше месяца.
Для примера, ниже указана схема с возможным количеством комбинаций расшифровывания исходного текста, зашифрованного разным количеством шифров одного типа (т.е. только текст, только графика или только звук):

Для записи ключа было решено использовать отдельный текстовый файл, в который записывались все номера всех алгоритмов шифрования с ключами к каждому алгоритму. Соответственно, расшифровка происходила в обратном порядке с использованием файла-ключа:

Правда, в ночь перед защитой снизошло-таки долгожданное озарение, и в программу был добавлен еще один модуль, позволяющий шифровать не только графику/текст/звук, но и в принципе любой файл, хранящийся на компьютере. Об этом модуле обязательно напишу в ближайшие дни, т.к. это требует отдельного поста. В итоге, защиту проекта я представлял уже с четырьмя видами шифрования.

И в результате, на данный момент я являюсь студентом направления кафедры ИУ8 «Информационная безопасность автоматизированных систем» МГТУ им Н.Э.Баумана.

P.S.: На кафедру ИУ8 действительно очень тяжело поступить по общему конкурсу, но это вовсе не означает, что кафедра берет только блатных. Блатные идут на бизнес и менеджмент, но не на технические специальности. Олимпиада «Шаг в будущее» - наверное, один из самых доступных способов попасть в МГТУ. Главное - заставить себя потратить год на написание и защиту проекта и олимпиады по физике.
P.P.S.: При написании статьи использовались графические файлы с сайта МГТУ им Н.Э.Баумана (первые 2) и вырезки из презентации, сопровождающей защиту проекта (все остальные изображения).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!