Властелин колец. Презентация на тему: "«Властелин колец» (англ

«Властелин колец» (англ. The Lord of the Rings) – роман – эпопея писателя Дж. Р. Р. Толкиена, самое известное произведение жанра фэнтези. «Властелин колец» был написан в 1954 году, как единая книга, но из-за объёма при первом издании его разделили на три части: «Братство Кольца», «Две крепости», «Возвращение Короля», в виде трилогии. «Властелин колец» является одной из самых известных и популярных книг XX века. Он переведён на 38 языков. Эта книга оказала огромное влияние на литературу в жанре фэнтези, на настольные и компьютерные игры, на кинематограф и вообще на мировую культуру. Большим успехом пользовалась и экранизация книги, созданная режиссёром Питером Джексоном


Три кольца – премудрым эльфам – для добра их гордого, Семь колец - пещерным гномам – для труда их горного, Девять – Людям Средиземья – для служенья черного И бесстрашия в сраженьях смертоносно твердого. А одно – Всесильное – Властелину Мордора, Чтоб разъединить их всех, чтоб лишить их воли И объединить навек в их земной юдоли Под владычеством всесильным Властелина Мордора. Дж.Р.Р. Толкиен (пер. В. Муравьёва)




111 лет. Бильбо слыл невероятным богачом и отчаянным сумасбродом. Бильбо и его племянник Фродо родились в один день 22 сентября. С тех пор они весело и радушно отпраздновали одиннадцать общих дней рождения; но на двенадцатый раз, судя по всему, готовилось что – то невиданное и неслыханное. Бильбо исполнялось сто одиннадцать – три единицы, - по-своему круглое и почётное число, а Фродо тридцать три – две тройки, тоже случай особый: на тридцать четвёртом году жизни хоббит считался совершеннолетним.




На летящего дракона. … Все огни потухли; в небо поднялся дымный столп. Он клубился в дальнюю гору, вершина её разгорелась и полыхнула ало-зеленым пламенем. Из пламени вылетел красно-золотой дракон, до ужаса настоящий, только поменьше: глаза его горели ярко, пасть изрыгала огонь; с бешеным рёвом описал он три свистящих круга, снижаясь на толпу. Дракон пронёсся над головами хоббитов, перекувырнулся в воздухе и с оглушительным грохотом взорвался над Приречьем.




Назгулы; 9. Саурон узнал, что Кольцо Всевластья находится у некоего Бэггинса и отправил назгулов на поиск Кольца. Преследуя хоббитов во время переправы через Бруинен, назгулы потеряли своих коней и были вынуждены вернуться в Мордор в виде бесплотных духов, после чего стали летать на крылатых чудовищах. Тела назгулов были защищены доспехами. Поверх них назгулы носили длинные чёрные плащи с капюшоном, глубоко надвинутым на «лицо» (вместо лица была пустота). В дневное время назгулы практически слепы, они улавливают лишь тени, поэтому они привыкли больше полагаться днём на нюх, а также на зрение своих коней и прочих тварей, которые им служат. У назгулов хороший слух, они отлично чувствуют живую кровь на расстоянии. В ночи они опаснее всего они могут видеть. С уничтожением Кольца Всевластья назгулы погибли.




Бродяжник Именно Арагорн первым встречает Фродо и его друзей и помогает им добраться до Ривендела, разогнав по пути Назгулов. После падения Гендальфа в пропасть в Мории, именно он возглавляет Братство. Именно Арагорн, единственный из смертных проходит Путем Мертвых. Прибыв на битву на Пелеонорских полях переломил ход сражения и помог одержать победу над войсками Саурона. Вскоре он становится Предводителем Войск Запада. После расплавки кольца, Арагорн становится правителем Гондора и женится на Арвен, дочери Элронда.




«Гарцующий пони» Трактир если приглядеться, и снаружи обещал уют. Он стоял у самого тракта, два крыла упирались в склон холма, так что окна второго этажа были сзади вровень с землей. Широкие ворота вели во двор; вход в дом был слева, над шестью широкими ступеньками. Дверь украшала гордая вывеска: Гарцующий пони, содержит Лавр Наркисс… Фродо заметил, что Бродяжник смотрит прямо на него, будто догадался, что о нём была речь. Потом он кивнул и сделал знак рукой, приглашая Фродо к себе. - Меня зовут Бродяжник.




Сварит суп Дорогой друг Фродо! Меня настигли плохие вести. Спешу, времени совсем нет; а ты выбирайся из Торбы: к концу июля, самое позднее, чтобы в Хоббитании и духа твоего не было!... Надеюсь,в дороге встретите моего друга: человек высокий, темноволосый, зовут Бродяжником…По настоящему его зовут Арагорн. Да к слову: не надевай его ни в коем случае не надевай! Древнее золото редко блестит, Древний клинок – ярый. Выйдет на битву король – следопыт: Зрелый – не значит старый. Позарастают беды быльем, Вспыхнет клинок снова, И короля назовут королём – В честь короля иного. …Надеюсь, Лавр не замедлит отослать письмо. Он человек, как человек, только память у него – дырявое решето. Забудет – суп из него сделаю. Удачи! Г.




Орёл Обладающий большим могуществом и многими познаниями, Саруман видел всё, что касалось эльфийских колец и изобретений Саурона. Уже тогда он начал строить коварные планы, рассчитывая завладеть Кольцом Всевластья и, с его помощью, всем Средиземьем. Саруман собирался для достижения своих целей воспользоваться палантином Ортханка, слугой Гримой год дата смерти Сарумана и освобождение Хоббитани считается окончание Войны Кольца.








Эльф Всеславур … Всадник поднял взгляд и придержал коня. -Аи на вэдуи Дунадан! Маэ гвэринниэн! – воскликнул он. - Это Всеславур; он из замка Эдронда, - сказал Бродяжник. - Привет тебе, долгожданный гость! – обратился к Фродо эльф- воитель. Всеславур – могучий, высокий и статный, с волосами, отливающими огненным золотом, - казался юным, но спокойно- мудрым, а глаза светились решительной отвагой.




С Балрогом Балрог стремительно приближался к Хранителям. Тролли и орки двинулись за Балрогом. Боромир громко протрубил в рог, и клич Гондора, усиленный эхом, остановил орду наступающих; даже Барлог на мгновение задержался. -Бегите! Живо! – скомандовал Гэндальф. - Мне надо встретить его на мосту. Гэндальф поднял Магический Жезл и наискось опустил его вниз, словно перечёркивая Мост перед Балрогом. Жезл сломался и Мост под Балрогом обрушился в пропасть. Балрог взмахнул хлыстом, который опоясал Мага. Увлекаемый в пропасть тяжестью Балрога. - Беги-и-ите! – вскричал Гэндальф и исчез в пасти Морийского рва.




Три пряди волос Во время мятежа Феанора она примкнула к тем, кто решил уйти в Средиземье. Ей не терпелось увидеть безграничные просторы и править в них. Во время Войны Кольца Галадриэли пришлось пройти тяжкое испытание, ибо хоббит Фродо, Хранитель, предложил ей Кольцо Всевластья. Владычица смогла противостоять искушению, и поэтому после окончания Войны ей было даровано прощение и разрешение вернуться в Валинор. В 3021 году, Галадриэль, последней из мятежных нолдоров покинула Средиземье.




Король коней Скачи же Светозар! Скачи благородный конь, как никогда прежде! Ты возрос в этих краях, ты знаешь здесь каждый камень. Скачи во весь опор! Вся надежда на тебя! Светозар встряхнув головой и звонко заржал, словно услышал зов боевой трубы. И прянул вперёд. Копыта его сыпали искры. Ночь расступалась по сторонам.




Энты во главе с Древобородом; их привели Мерри и Пиппин Старые инты - пастыри деревьев. Энты кое в чём похожи на эльфов: они меньше заняты собой, чем люди, лучше вникают в суть вещей. Энты отличаются друг от друга, как деревья: некоторые - как деревья одной породы, но разного возраста; другие - как одна порода деревьев от другой - берёза от бука, например, или дуб от сосны. Есть старые инты, заросшие бородами и сучковатые, как кряжистые крепкие деревья, есть высокие и сильные инты, с чистыми ветвями и гладкой кожей, как зрелые лесные деревья, но нет ни молодых, ни подростков. У всех антов похожие глаза, не такие старые и глубокие, как у Фангорна, но с таким же вдумчивым выражением и с такими же зелёными огоньками. Когда мир был молод, а леса просторны и дики, инты и жёны антов жили вместе. Но их сердца стремились к разному: инты любили больше деревья, дикие леса и склоны высоких холмов, они пили из горных потоков и ели лишь те плоды, которым деревья позволяли падать на тропу, и они знались с эльфами и разговаривали с деревьями.




Палантир Короли привели корабли, Трижды их было три. А на кораблях – что они привезли Из дальней своей земли? Семь светлых звёзд, семь зрячих камней И Саженец белый как снег. - Что за семь звёзд и семь камней? - Палантиры королей древности, - отвечал Гендальф. - Какие такие палантины? - «Палантир» значит «дальнозоркий». Ортханкский камень.




С Сауроном Друзья обычно называли его Пиппин; в Гондоре во время Войны Кольца к нему обращались "Эрил-и-Перианнат", что означало "князь хафлингов". Перегрин сопровождал Фродо, когда тот отправился в Раздол в 3018 году. Там, на Совете у Элронда, его и Мериадока Брендибака по настоянию мага Гэндальфа Серого включили в число Хранителей. Все вместе Хранители добрались до Парт-Гален, где Пиппин и Мери попали в плен к оркам; позднее хоббитам удалось бежать и укрыться под сенью Фангорна. Там они повстречали инта по имени Древобрад и своими рассказами убедили антов напасть на Айсенгард. В Айсенгарде Перегрин подобрал палантин, сброшенный с Ортханка, и, будучи от природы весьма любопытным, заглянул в него - и подвёргся мысленному допросу Саурона.




Эовин, племянница короля Теодена Эовин одна из главных героинь романа «Властелина Колец», северянка. Она была прекрасной златовласой племянницей конунга Теодена. Во время Войны за кольцо Эовин влюбилась в Арагорна. Впав в отчаяние по поводу его предполагаемой смерти и удрученная невозможностью сражаться за свой народ, Эовин переоделась в воина по имени Дернхельм и отправилась на Битву на Пелленорских полях. Там она преобрела славу, почетную для любого воина, стоя над поверженным конунгом Теоденом и противостоя Королю-назгулу. Под защитой пророчества о том, что он не может быть побежден рукой смертного мужа, Эовин открыла, что она была девой - воительницей и мечом сразила Крылатую Тварь, на которой тот восседал. А затем, с помощью хоббита Мерриадока Брендизайка, поразила и самого назгула..
Пальца Фродо вынужден покинуть родные края, чтобы оградить их от опасности, надвигающейся с востока. Здесь и проявляются неведомые, непостижимые силы, таящиеся в глубинах душ хоббитов. Кажется, что хоббиты не совсем вписываются в мир, полный сражений и подвигов, однако, как это ни парадоксально, именно от маленького хоббита будет зависеть судьба всего Средиземья. Фродо - герой, который пришел из своего, бытового пространства. Перед ним открывается мир, полный злобы, ненависти, неведомых опасностей, но в тоже время, мир, наполненный добротой, состраданием, жалостью… Он обретает друзей там, где мог бы меньше всего на них рассчитывать. Стоя на краю пропасти, Фродо объявил себя Властелином Кольца, но на него внезапно напал Голлум. В схватке Голлум откусил палец соперника вместе с Кольцом, но почти тут же, прыгая от радости, свалился в пропасть. Кольцо упало в лаву Ородруина и было уничтожено. Голлум тоже погиб. Король назгулов Верховный Назгул как и все короли, горд и жесток. Для него нет ни чего святого. Единственный кому он подчиняется, так это сам Саурон. Умеет сохранять спокойствие даже в самых тяжелых битвах. Главная особенность в его характере - хитрость. Хладнокровный убийца, жестокий и жаждущий битвы воин. Ужасен в гневе. Сам ужас во плоти. Ужасней его только сам Темный Властелин. Ненавидит врагов. Чувства жалости ему чужды. Он истинный Король-Назгул. Очень высокий, крепко сложенный, лицо закрыто железным шлемом, в виде короны. Всегда носит, черные доспехи, при себе имеет моргульский клинок, двуручный меч и огромная булава. Поверх доспехов одевает черный плащ, который полностью скрывает его тело облоченое в доспехи. Величественная и сторйная осанка. Призрак (Не зримый, но ощутимый)...От него веет замогильным холодом. В полах плаща и сзади него иногда клубятся сгустки тьмы. Фарамир Фарамир в Итилиэне встречает Фродо и Сэма. Он понял, что они те самые хоббиты, о которых рассказывал его пророческий сон. Фарамир укрыл их в тайном убежище. Там он долго расспрашивал Фродо и Сэма, и узнал, что с ними вышло ещё семеро, включая его брата Боромира. Фарамир был одним из лучших полководцев Гондора, но никогда не отрицал, что Боромир был более искусным воином. Они выросли друзьями, несмотря на разность характеров они не соперничали. Фарамир был не только воином, но и знатоком песен и легенд. Народ и воины Гондора любили его как умелого полководца, не отступавшего перед назгулами. «Он без труда читал в людских сердцах, но то, что он в них видел, склоняло его скорее к жалости, чем к презрению. Он был учтив в обращении, любил предания и музыку; поэтому в те дни многие считали, что он уступает брату в мужественности. Но это было не так. Просто Фарамир не искал славы в бою, когда бой не имел смысла» Сжечь Фарамир осознаёт, что его отец не похвалит его за это решение, но всё равно поступает по совести. Он предупреждает хоббитов о древнем ужасе на перевале Кирит Унгол и о своих опасениях по поводу Голлума. Кроме того, хоббиты получают его властью разрешение в течение года находиться в землях Гондора.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Джон Рональд Руэл Толкин (3 января 1892 года - 2 сентября 1973 года) - английский писатель, лингвист, филолог, наиболее известен как автор повести «Хоббит, или Туда и обратно», трилогии «Властелин колец» и их предыстории - романа «Сильмариллион». Толкин был оксфордским профессором англосаксонского языка (1925-1945), английского языка и литературы (1945-1959). Католик по вероисповеданию, вместе с близким другом К. С. Льюисом состоял в литературном обществе «Инклинги». 28 марта 1972 года Толкин получил звание командора Ордена Британской империи от королевы Елизаветы II. Об авторе…

3 слайд

Описание слайда:

«Властелин колец» (англ. The Lord of the Rings) - роман английского писателя Дж. Р. Р. Толкина, самое известное произведение жанра фэнтези, продолжение книги «Хоббит». «Властелин колец» был написан как единая книга, но из-за объёма при первом издании его разделили на три части: «Братство Кольца», «Две крепости» и «Возвращение короля». В виде трилогии он публикуется и по сей день, хотя часто в единой бумажной книге.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Обложки книг: Властелин Колец (европей- ская версия), Сильмариллион, Хоббит, Властелин Колец (русская версия).

6 слайд

Описание слайда:

История создания Изначально Толкин не собирался писать продолжение к «Хоббиту» (роман «Властелин колец» фактически является таким продолжением). Однако 15 ноября 1937 года во время обеда со Стэнли Анвином, владельцем издательства, опубликовавшего «Хоббита», Толкин получил предложение представить для рассмотрения другие произведения. Рецензент издательства отклонил присланный «Сильмариллион», хотя отозвался о нём положительно. Ободрённый этим Толкин начал писать продолжение «Хоббита» и уже 16 декабря 1937 года в письме к издателю сообщил о первой главе новой книги. Целью Толкина было создать английский эпос. Толкин был оксфордским филологом, хорошо знакомым со средневековыми мифами Северной Европы, такими как «Сага о Вёльсунгах», «Беовульф», а также с другими староскандинавскими, староанглийскими и средневековыми английскими текстами. «Властелин колец» был вдохновлён и другими литературными источниками, например, легендами Артуровского цикла и карело-финским эпосом «Калевала».

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Создание английского эпоса часто обсуждалось на встречах Толкина с Инклингами (литературная дискуссионная группа в Оксфордском университете, на еженедельных встречах этой группы обсуждались исландские мифы и собственные неопубликованные сочинения). Толкин согласился с одним из членов этой группы, Клайвом Льюисом, что в отсутствие английского эпоса необходимо его создать самим. Параллельно с этими дискуссиями в декабре 1937 года Толкин начал «нового Хоббита». После нескольких неудачных попыток история начала набирать обороты, из простого продолжения «Хоббита» превратившись скорее в продолжение неопубликованного «Сильмариллиона». Замысел первой главы возник сразу в готовом виде, хотя причины исчезновения Бильбо, идея о важности Кольца Всевластья и название романа прояснились только к весне 1938 года. Сначала Толкин хотел написать ещё один рассказ, в котором Бильбо, истратив все свои сокровища, пустился в новые приключения, но, вспомнив кольцо и его силу, решил вместо этого написать о нём. В начале главным героем был Бильбо, но потом автор решил, что история слишком серьёзная для такого комичного и весёлого персонажа. Толкин рассматривал возможность отправить в путешествие сына Бильбо, но возникали вопросы: где была его жена? Как Бильбо отпустил сына в столь опасное путешествие? В итоге Толкин решил продолжить традицию древнегреческих легенд, в которых артефакт, обладающий магической силой, получает племянник главного героя. Так возник хоббит Фродо Бэггинс.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Будучи перфекционистом, Толкин писал медленно. Его литературная работа часто прерывалась академическими обязанностями, в частности, Толкин должен был экзаменовать студентов (даже первая фраза «Хоббита» - англ. «In a hole in the ground there lived a Hobbit» - была написана на чистой странице экзаменационной работы одного из студентов). В течение большей части 1943 года Толкин не работал над текстом, но продолжил работу в апреле 1944. Главы из романа Толкин посылал своему сыну Кристоферу, служившему в Африке в английских ВВС, и Клайву Льюису. В 1948 году история была завершена, но до 1949 года продолжалось редактирование ранних частей «Властелина колец».

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Братство Кольца Хоббит Бильбо Бэггинс, главный герой повести «Хоббит», уходит на покой и оставляет племяннику Фродо волшебное кольцо, делающее всякого своего носителя невидимым. От мага Гэндальфа Фродо узнаёт, что ему досталось не простое кольцо, а само Кольцо Всевластия, творение тёмного властелина Саурона из страны Мордор, созданное, чтобы подчинить себе все прочие волшебные кольца. Кольцо обладает собственной волей и способно продлевать жизнь владельца, одновременно порабощая его, искажать его помыслы и вызывать у него желание обладать Кольцом. С помощью Кольца Саурон, побеждённый много лет назад, может возродиться и начать снова угрожать мирным народам Средиземья. С друзьями-хоббитами Сэмом, Мерри и Пиппином Фродо отправляется в обитель эльфов - Ривенделл, чтобы избавиться от опасного подарка. Благодаря помощи лесного волшебника Тома Бомбадила герои добираются до Пригорья, где их ждёт проводник - следопыт Арагорн, более известный под прозвищем Странник. Хоббитов преследуют чёрные всадники-назгулы, призрачные слуги Саурона, чувствующие Кольцо на расстоянии, а их предводитель тяжело ранит Фродо. С большим трудом и с помощью эльфа Глорфиндела, встреченного ими по дороге, героям удаётся достичь Ривенделла, где владыка эльфов Элронд исцеляет хоббита

13 слайд

Описание слайда:

В Ривенделл съезжаются представители разных народов и королевств, чтобы обсудить, что делать с Кольцом. Гэндальф рассказывает о предательстве своего собрата по Ордену Истари, белого мага Сарумана, возжелавшего Кольцо для себя и вступившего в тайный союз с Мордором. Арагорн оказывается потомком королей Арнора и Гондора, чья династия, по пророчеству, должна вернуться на трон. Боромир, сын нынешнего правителя Гондора - Дэнетора, предлагает использовать силу Кольца против врага. Гэндальф убеждает его, что Кольцо способно лишь творить зло и порабощать разум носителя. Совет принимает решение уничтожить Кольцо, сбросив его в жерло Огненной Горы Ородруин в Мордоре, где оно и было выковано. Фродо вызывается выполнить эту миссию. Гэндальф, Арагорн, Боромир, гном Гимли и эльф Леголас, а также трое остальных хоббитов берутся сопровождать Фродо. Так образуется Братство Кольца. После неудачной попытки пересечь перевал через Мглистые горы герои решают пройти через подземелья Мории, древнего царства гномов. Подземелья захвачены злобными орками, а также древним демоном Моргота, разбуженным столетия назад гномами, - Балрогом. Вступив в схватку с Балрогом на мосту, Гэндальф вместе с противником падает в пропасть, оставив отряд без предводителя. Братство находит приют в Лотлориэне, лесном царстве эльфов. Фродо предлагает Кольцо королеве эльфов Галадриэль, но той удаётся перебороть искушение чар Кольца. Отряд отправляется в путь вниз по реке Андуин. Боромир пытается убедить Фродо и своих спутников отправиться в Гондор и попытаться использовать Кольцо против Врага. Кольцо на мгновение сводит его с ума и он нападает на Фродо. В этот момент на них нападают орки Изенгарда, в борьбе с которыми погибает Боромир. Орки берут в плен Мерри и Пиппина. Тем временем Фродо решает продолжить путь один, чтобы не подвергать более опасности своих друзей, однако Сэму удаётся последовать за ним. Братство распадается, но цель их по-прежнему остается.

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

Две крепости На оставшихся членов Братства нападают орки, Боромир героически погибает в бою, а Мерри и Пиппин попадают в плен к врагам. Отряд орков, похитивших хоббитов, смешанный - часть орков явились с севера (видимо, из Мории) с целью отомстить Братству, часть служат Саурону, а часть - Саруману. Они ссорятся, решая, к которому из повелителей нести пленников. В стычке с всадниками Рохана орочий отряд истреблён, а Мерри и Пиппину удаётся сбежать. В лесу они встречают энта Древоборода, хранителя леса Фангорн. Хоббитам удаётся склонить его и других энтов к выступлению против Сарумана, который уничтожает лес вокруг своей крепости Изенгард и готовит наступление на Рохан. Арагорн, Гимли и Леголас идут по следам орков. Получив нежданную помощь от маршала Марки Эомера, они достигают опушки Фангорна и там неожиданно встречают Гэндальфа. Тот рассказывает, что победил Балрога и на грани смерти получил свыше новые силы и миссию - заменить Сарумана в деле спасения Средиземья. Теперь его зовут Гэндальф Белый. Герои отправляются к королю Рохана Теодену. Король впал в апатию под влиянием советника Гримы, шпиона Сарумана. Гэндальфу удаётся убедить Теодена изгнать предателя, собрать войска и дать Саруману бой. Армии Рохана и Изенгарда сходятся в великой битве при Хельмовой Пади, где сторонники Сарумана поначалу оказываются близки к победе, но подкрепление, приведённое Гэндальфом, решает исход боя в пользу рохиррим. Тем временем энты, направленные Мерри и Пиппином, затопляют Изенгард, уничтожив весь его гарнизон. Гэндальф лишает поверженного Сарумана колдовских сил.

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

Тем временем Фродо и Сэм продвигаются в Мордор. Их невольным проводником становится Голлум - скользкая тварь, который был прежним владельцем Кольца и сошёл с ума под его воздействием. Он называет Кольцо «моя прелесть» и мечтает обладать им снова. Фродо, почувствовавший на себе злую силу Кольца, жалеет Голлума и защищает его от нападок Сэма. Голлум начинает страдать раздвоением личности: одна его часть верит доброму Фродо, другая хочет убить хоббитов и завладеть Кольцом. После того, как Фродо невольно выдал Голлума отряду гондорских следопытов, побеждает вторая: проводник заводит хоббитов в ловушку - пещеру гигантской паучихи Шелоб, последнего детища Унголиант. Фродо падает жертвой яда Шелоб, но Сэму удаётся победить тварь. Решив, что его друг мёртв, Сэм продолжает путь с Кольцом один, однако внезапно к месту битвы с Шелоб являются орки из стражи Мордора и овладевают телом Фродо. Из подслушанного разговора орков Сэм узнаёт, что Фродо на самом деле жив.

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

Возвращение короля Основная статья: Возвращение короля Гэндальф скачет в Гондор - предупредить жителей Минас-Тирита о грядущем наступлении войск Мордора. Он застаёт безвольного Дэнетора, наместника Гондора, в трауре по Боромиру. После того, как и его младший сын, Фарамир, был тяжело ранен, Дэнетор в безумии решил совершить самосожжение с телом сына. Гэндальфу, которого едва успел предупредить Пиппин, удалось вытащить из костра только Фарамира. Гэндальф берёт на себя руководство обороной города; в это же время к стенам Минас-Тирита подходит долгожданное роханское подкрепление. Войска Теодена приходят на помощь, сам король гибнет в бою, но его племянница Эовин вместе с Мерри убивают предводителя назгулов. Арагорн, сняв пиратскую блокаду южного Гондора и приведя его ополчение на захваченных пиратских судах, довершает разгром орков. Сэм освобождает Фродо, воспользовавшись очередной междоусобицей орков. Из последних сил хоббиты достигают вулкана Ородруин. Измученный Фродо окончательно попадает под власть Кольца и объявляет, что не будет уничтожать его, а желает сам быть его Властелином. Сэм бессилен помешать другу. Голлум нападает на Фродо, откусывает ему палец и завладевает Кольцом, но по неосторожности падает в жерло вулкана вместе с «прелестью», тем самым невольно уничтожив её. Саурон, правивший орками и Мордором, на этот раз навсегда развоплощён, его твердыни разрушаются, войска бегут в страхе. Гигантские орлы спасают Фродо и Сэма со склонов извергающегося Ородруина.

21 слайд

Описание слайда:

22 слайд

Описание слайда:

Арагорна провозглашают королём Гондора, исцелённый им Фарамир передаёт ему власть и женится на Эовин. Четвёрку хоббитов чествуют как героев. По возвращении домой они обнаруживают, что их страна захвачена разбойниками под предводительством Сарумана. Герои поднимают народ хоббитов на восстание и изгоняют захватчиков, Саруман гибнет от руки собственного приспешника Гримы. Фродо возвращается к мирной жизни и описывает свои похождения в Алой Книге. С годами старые раны и тоска овладевают им всё чаще. Гэндальф решает забрать Фродо и Бильбо, Хранителей Кольца, в Валинор - заморскую страну эльфов. Эльфы покидают Средиземье, с ними уходят чудеса и магия. Начинается эпоха смертных людей.

23 слайд

Описание слайда:

24 слайд

Описание слайда:

25 слайд

Описание слайда:

Источники вдохновения Воззрения автора Во «Властелине колец» Джон Толкин воплотил свои воззрения на литературу, высказанные им в его эссе «О волшебных сказках». Так, в своём эссе Толкин отстаивает необходимость неожиданных счастливых концовок в сказках и фэнтези, он считает их частью «Побега», который даёт эта литература. Толкин сознательно прибегает к приёму deus ex machina (вмешательству свыше, которое спасает героев от гибели), когда орлы спасают Фродо и Сэма, и когда Гэндальф чудесным образом воскресает. (Подобные чудеса в сказках он сравнивал с евангельскими чудесами, не подлежащими объяснению). Толкин даёт читателю чувства «утешения» (англ. consolation), «побега» (англ. escape) и светлой грусти, которые считает ключевыми элементами «волшебной сказки». На Толкина произвела тяжёлое впечатление Первая мировая война, а также индустриализация Англии, по его мнению, разрушившая ту Англию, которую он знал и любил. Поэтому «Властелину колец» присущ пассеизм (тоска по прошлому).

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

28 слайд

Описание слайда:

Значительное влияние на «Властелина колец» оказал древнебританский Артуровский эпос. Образ Гэндальфа в качестве мудрого волшебника и наставника почти точно соответствует роли Мерлина в эпосах Джоффруа Монмутского и Томаса Мэлори. Арагорн - наследник королевского трона, подтверждающий своё право волшебным мечом, полученным от эльфов, исцеляющий наложением рук - весьма близок к королю Артуру. Некоторые также видят в нём образ Иисуса Христа, как наследника иссякшей династии, чьё место занято временщиками и явление которого предсказано в пророчестве. Среди других параллелей отмечают Галадриэль - отсылка к Леди Озера, и финал с отплытием главного героя в Валинор - аналог Авалона. Сам Толкин, когда его сравнивали с сэром Томасом Мэлори, отвечал: «Слишком много чести для меня». Роман имеет также ряд параллелей с германо-скандинавской мифологией. В частности, внешность доброго мага Гэндальфа (седая борода, широкополая шляпа и плащ) похожа на внешность скандинавского бога Одина в его ипостаси культурного героя и бога-дарителя. Отрицательная ипостась Одина - «сеятель раздоров» - представлена в романе образом злого мага Сарумана. А одно из прозвищ Одина в его отрицательной ипостаси - Грима («Скрытый») - носит тайный слуга Сарумана.

Эпопея «Властелин колец» писалась в 40-х годах нашего столетия. Как уже говорилось выше, на её сюжете, героях, содержании сказались первая и вторая мировые войны, многие события из жизни автора. Эта книга по праву считается главным произведением Толкиена. Она явилась кульминацией его литературного таланта и поэтому рассмотреть её необходимо. Однако, с моей точки зрения, это произведение ни в коем случае нельзя считать достаточным для понимания философии писателя.

Одной из центральных идей эпопеи является идея всепрощения. Будучи гуманистом до глубины души, Толкиен отвергает всякую мысль о мщении или даже о справедливой, но жестокой каре. «Какая жалость, что Бильбо не заколол этого мерзавца, когда был такой удобный случай!» - говорит один из героев книги. Свой ответ даже на вполне оправданный гнев Толкиен вкладывает в уста Гэндальфа, своеобразного голоса автора в произведении: «Жалость говоришь? Да ведь именно жалость удержала его руку. Жалость и милосердие: без крайней нужду убивать нельзя. И за это <…> была ему немалая награда. Недаром он не стал приспешником зла, недаром спасся; а всё потому, что начал с жалости!». «Без крайней нужды убивать нельзя,» - говорит Толкиен, иначе в душу человеку легче будет прорваться злу. Убивать, даже убивать ради самой благой цели - значит поступать на руку мировому злу.

В эпопее у зла есть конкретное олицетворение - Чёрный Властелин Саурон. Каждый раз, идя на поводу у страха, злости, алчности, герои слабеют, навлекают на себя и окружающих невиданные бедствия. Саурон же на каждом шагу искушает их предлагает лёгкий выход из ситуации. Тем, кого он не может соблазнить полностью предаться злу, Саурон предлагает совершить мелкое злодейство, ведущее, казалось бы, к добру. Однако для Толкиена нет компромиссов. Совершённое зло приведёт к ещё большему. На зле нельзя построить добро.

Оружие искушения Саурона - могущественное Кольцо Всевластья, дарующие несокрушимую силу. Однако кольцо дарит силу лишь тому, кто способен побороть его злую волю, кто силён духом. Тем не менее «могучим оно особенно опасно»: получивший в свои руки тёмную силу и использовавший её хотя бы и во благо, неминуемо сам станет Чёрным Властелином. По Толкиену только отказавшись от власти можно охранить себя от скверны, т.к. «самовластие не терпит сопротивления, достоинства и независимости, оно ненасытно оно стремиться быть вездесущим». Положительные герои выдерживают испытание, ведь «зло непрерывно порождает зло», а «добрый властелин не лучше» злого, «даже если рабы им довольны».

Кольцо, как и Саурон - аллегория зла. И Чёрный Властелин и оно играют почти ту же роль, что дьявол в Библии. Злые силы находят самую короткую дорожку к сердцу героев. Кольцо «подсказывает ложь», помогая завладеть собой, - и вот герой ввергнут в пучину страшных событий, координально меняющих его жизнь. Кольцо предлагает сделать героя невидимым, спрятать от врагов, но, послушав совет кольца, герой оказывается сразу замечен и почти смертельно ранен слугами Властелина. Кольцо является сильнейшим соблазном, сеет вокруг себя раздоры и несчастья, и единственный способ избежать его пагубного влияния - даже не допускать мысль, о том, чтобы воспользоваться злой силой.

Как истый христианин, Толкиен отрицает всякое возмездие за неправедные дела. Стоит герою в порыве ярости погнаться за уже побеждённым противником, и его спутник чуть не лишается жизни. Фродо, один из главных персонажей книги, говорит: «…неужели вы пощадили Горлума после всех его чёрных дел? <…> Он заслужил смерть. Но Гэндальф (а с ним и автор) отвечает: «Заслужить-то заслужил, спору нет. И он, и многие другие, имя им - легион. А посчитай-ка таких, кому надо бы жить, но они мертвы. Их ты можешь воскресить - чтобы уж всем было по заслугам? А нет - так не торопись никого осуждать на смерть. Ибо даже мудрейшим не дано провидеть всё. Мало, очень мало надежды на исправление Горлума, но кто поручится, что её вовсе нет?» Таким образом, Толкиен утверждает, что не может простой смертный решать жить кому-то или нет. Это удел высших сил. Жизнь даётся каждому только один раз, и у каждого только один шанс прожить её правильно. Никто не в праве отнимать этот шанс у человека, пусть сам он не раз лишал кого-то жизни. Сюжет «Властелина Колец» подтверждает эту мысль Толкиена. В конце произведения именно Горлум, хотя и невольно, предрешает победу добра.

Огромную роль во «Властелине колец» играет природа. Она, не являясь природой в пантеистическом понимании, всё же представляет собой неотъемлемою часть мира. Для Толкиена это вечное, одухотворённое начало, недаром он вводит в свои произведения особые существа - полу люди-полудеревья, охраняющие леса от людей. Толкиен, как человек XX-го века, не может не осознавать, что с течением времени природа разрушается, в основном - из-за воздействия человека. Древней гармонии между человеком и природой не существует. Лишь остаются грустные воспоминания о прошедших временах. По ходу эпопеи древняя природа нередко сравнивается с современной, и оказывается, что современная потеряла своё могущество и загадочность. Нелишне заметить, что злые силы в произведении всегда в первую очередь искажают и уродуют природу. Тут видна философия человека XX века, разочаровавшегося в промышленной цивилизации. Герой, в душу которого проникло зло, превращает «долину, некогда покрытую лугами» в безобразный пейзаж: «чёрные провалы шахт, плоские крыши оружейных мастерских и бурые дымки над горнами кузниц».

Другой важной идеей произведения является идея решающей роли личности в истории. «Маленькие камешки вызывают большой обвал,» - говорит Толкиен устами своих персонажей. Каждое действие любого самого незначительного героя может радикально изменить ход сюжета. И автору не важно силён герой или слаб, умён или глуп, главное, чтобы он оставался честным и преданным и тогда ему это непременно зачтётся. Избрать тернистый путь добра - сделать правильный выбор. Награда обязательно придёт. Это может случиться в этой жизни, как во «Властелине колец», а может и после смерти, как случается с героями «Сильмариллиона».

Много места Толкиен уделяет идеи линейного развития истории. Однако развитие это линейно только если рассматривать его в контексте всех произведений автора. Действительно, прекрасных перворожденных эльфов в своё время должны сменить люди, затем мир должен прийти к концу, когда праведные дети Творца отправятся к нему в небесные чертоги, а неправедные будут отторгнуты в вечную тьму. Но в самом «Властелине колец» чётко вырисовывается историческая спираль, правда угасающая. Эльфийских героев-небожителей сменяют их ученики такие же герои люди. Времена героев уходят в прошлое, и вновь приходят эльфы, но уже не те, что были раньше. И так далее. Всё произведение пронизано грустными упоминаниями о славном прошлом, которое ушло без возврата. К концу книги мир окончательно теряет свою магию. Эльфы совсем уходят из Средиземья - главной арены действий всех книг Толкиена. Но мир остаётся в надёжных руках людей. Они не так велики и не так прекрасны, но, в конечном счёте, именно они лучше всех обустроят жизнь Средиземья, ведь, как говорит Эльф, «людские свершения долговечнее наших». А объясняется это тем, что в людях сидит вечная, непреодолимая тяга к действиям, преобразованиям. То, что не сделает отец, удастся сыну, и следующему поколению невдомёк разочарование предыдущего. Всегда человеку сопутствует разрушение построенного ранее, но всегда «вызревает нежданный посев». По Толкиену это великий человеческий дар, однако и его беда, т.к. «несбыточны людские мечтания».

Писательский дар автора помогает читателю проникнуться идеями добра, всепрощения, верности долгу. Каждый может осознать себя способным двигать прогресс, однако Толкиен не даёт забыть, что прогресс это не самоцель и не стоит ради него приносить жертвы. Особенно не стоит приносить в жертву природу. Цель никогда не оправдывает средства. Прочтя «Властелин колец» глубже начинаешь понимать природу человека, его душу. Это произведение формирует некоторое мировоззрение относительно добра, зла и место каждого в их вечной борьбе. Таким образом, «Властелин колец» - это глубочайшее, сложное произведение, интересное и с философской, и с литературной точек зрения, и просто, как занимательная книга. Любой найдёт для себя что-нибудь на страницах этого произведения.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!