Жизнь в землянке в лесу. Жизнь в землянке

Несколько десятков горожан, решив, что плюсы цивилизации куда сомнительнее ее минусов, выбрали жизнь «на лоне природы»: что она им дала, и… что отобрала?

Окраину села Конские Раздоры, что в 120 км восточнее Запорожья, облюбовал экзотический приезжий народ. Кто здесь только ни селится – убежденные кришнаиты, любители восточного боевого искусства хапкидо, название которого местные жители расшифровывают чисто по-украински – «хапай – кидай». Еще – «ботаники», увлеченные сбором «гербария», в частности… листьев конопли. И – «анастасиевцы», приверженцы создания «родовых поместий».

Всех этих разномастных «экологических поселенцев» в Раздорах, по примерным прикидкам, человек двадцать. Почти все они купили старые дома, и по решению местных властей бесплатно получили в собственность под личное крестьянское хозяйство по полтора-два гектара угодий.

Первым делом мы познакомились с самым колоритным приезжим – Виктором Васильевым, который живет в селе с женой Викторией Роик и взрослой дочерью от первого брака Дашей. Виктор не устает называть себя вольным казаком, нажимая на слово «вольный». Он носит «оселедець», одевается исключительно в камуфляж, принципиально не состоит ни в одной казачьей организации (которых ныне расплодилось великое множество) и имеет на все свою жесткую точку зрения.

Виктор и Виктория признают только натуральные продукты, налегают на овощи, фрукты, ягоды и блюда из них

Личная идеология Виктора представляет собой гремучую смесь пантеизма (то есть обожествления природы), разнообразной эзотерики, сведений из истории Украины и мира, народной медицины и научно-популярных знаний.

Они сбежали из «каменных джунглей»

Три года назад жизнь в райцентре Пологи показалась ему слишком суетной, к тому же надоел «гидотний», по выражению Виктора, мелкий бизнес. Еще добавились неурядицы в семейной жизни. В итоге – развод и экстренное переселение в места, которые Виктор знал еще с юности. Жилищный вопрос решил просто – собственными руками вырыл землянку в степи и обосновался в ней на два года.

– Приехал я сюда 31 августа вечером, в темноте, – вспоминает Васильев. – Все, что было с собой, – немного вещей, лопата и запас круп на месяц. Переночевал в палатке и с утра принялся рыть землянку. Через 23 дня она была готова. Насчет еды и одежды не беспокоился. Своими руками сделал лук: собирался настрелять зайцев, из шкурок сшить одежду, мясо на что-нибудь поменять. Но главное – честно подвел черту под прошлой жизнью. И Боженька сказал мне: «Живи по моим законам, человеческие тебя не коснутся». И тут мне совершенно неожиданно предлагают вести группу здоровья в райцентре! За счет этого дохода продержался до весны, а потом посадил огород.


Виктор и Виктория гордятся подросшим дубком, посаженным своими руками

Чтобы почувствовать, что за жизнь в землянке, мы с фотографом напросились там переночевать. Внутри оказалось уютно и чисто прибрано. А когда радушный хозяин растопил дровами печку, приговаривая: «Эх, смотрю я на вас, городских, как вы шкандыбаете…» – как-то стало совсем тепло и спокойно. Спалось хорошо – если не считать шороха полиэтилена на крыше пристройки к землянке, который мы с непривычки принимали за звуки шагов крадущихся степных волков.

«Можно заработать на дом и машину, но… что дальше?»

Виктор так и жил бы Робинзоном и в одиночку обустраивал бы свой казацкий хутор, если бы не красавица-киевлянка Вика с похожими взглядами, которая случайно оказалась в тех краях. Приехала в гости к подруге на два дня, увидела Виктора и осталась. Ради любимой казак купил добротную саманную хату за 3 тысячи гривен и намерен строить собственный дом.

У Виктории Роик две специальности: закончила академическую Государственную среднюю художественную школу и киевский иняз.

– После вуза я 10 лет работала в разных фирмах, – говорит Вика. – Но деньги, квартира, машина – то, о чем все обычно мечтают – меня не интересовали. Можно заработать, но что дальше? Хотелось творить что-то глобальное, самосовершенствоваться духовно. А это возможно только здесь, на природе. Город вспоминаю как страшный сон... Мы убежали не от людей, мы убежали от общества с его условностями и иллюзиями.


Землянка, которую вольный казак Виктор Васильев построил своими руками, обошлась ему практически бесплатно: кирпичи – от развалившихся сельских хат, белая глина – из местных природных залежей. Потолочные балки хозяин сделал из деревьев

У Вики вид умиротворенного и счастливого человека. Когда она называет свой возраст – 34 года – мы ахаем: выглядит она лет на восемь моложе, глаза сияют, кожа нежная и ровная. Естественно, ни о какой чудесной косметике и речи нет (кстати, вместо мыла они с Виктором пользуются местной глиной). Вместо кремов и тоников – свежий воздух, вегетарианство (а то и сыроедение), йоговские упражнения на скалах, купание в речке в любое время года, оздоровительные голодания и чистки организма.


Еще одна убежденная поклонница жизни на природе – Наталья Смоляр – переселилась в Конские Раздоры чуть больше месяца назад – раньше Наташа обитала в Днепропетровске и Киеве. Пока в ее доме из примет цивилизации только ноутбук с выходом в интернет

Однако основа образа жизни Виктора и Виктории все же не в тщательном беспокойстве о физическом теле. Тут важнее мысли, мечты и желания – тонкие материи, от которых большинство людей отмахивается, как от назойливых мух. Пара понемногу обустраивается: ребята высаживают декоративные деревья и фруктовый сад, собираются обзавестись пасекой. Рассчитывают лет через 10 жить в прекрасном месте, созданном своими же руками. Ни о какой пенсии 47-летний Виктор и слышать не хочет:

– Я ушел от системы и рассчитываю исключительно на себя!

Трудовую книжку – в топку

Друзья Виктора и Виктории – Алексей Пресличко и его подруга Настя Пальчик, которая переехала к Леше летом, бросив после третьего курса вуз, где училась по специальности «экология». Настя говорит, что природоохранная наука, которую там преподают, совсем «не та». Рассказывают, как очищать отравленный заводами воздух, а Настя мыслит другими категориями – как избавиться от заводов вообще. Алексей же обосновался в Раздорах три года назад, забросив собственный компьютерный бизнес в Запорожье:

– Менял работу много раз, с госслужбы ушел в частную структуру, потом стал трудиться на себя. Деньги были, а вот времени их тратить – нет. Как-то товарищ зашел ко мне в офис в 12 ночи и ужаснулся, увидев меня за работой. В общем, я почувствовал: все это не мое. Да и здоровье пошатнулось. Заинтересовался «анастасиевцами», на одной из встреч узнал о Раздорах. Теперь возделываю полтора гектара земли и очень доволен, что смогу передать в наследство детям и внукам родовое поместье. А своей трудовой книжкой растопил плиту. Сейчас люди в городе работают 30–40 лет ради того, чтобы в старости получать 600–700 гривен пенсии. Это не что иное, как экономическая безграмотность! За столько лет в селе можно прекрасно обустроить свою жизнь, при этом питаясь полезной едой, дыша свежим воздухом, имея каждый день естественные физнагрузки и душевное спокойствие.


Наталья Смоляр закаляется и осенью, причем под открытым небом. Девушка говорит, что устраивать оздоровительные водные процедуры в помещении – пустое дело

Обе семьи не отказываются от благ цивилизации полностью: пользуются электричеством, компьютерами. Однако от обычных крестьян отличаются принципиальным минимализмом в быту и не собираются тяжело пахать – в прямом и переносном смысле. Убежденным вегетарианцам не нужна домашняя скотина, содержание которой отнимает массу времени. Алексей Пресличко, пробуя нетрадиционную агротехнику, сознательно не перекапывает свои грядки, вызывая недоумение соседей, которые с деда-прадеда поступают именно так.


Семен Акулинин познакомился с Наташей Смоляр в социальной сети. Он переехал жить к Наташе в деревню из Красноярска – за 4500 км отсюда. А все потому, что у них с любимой девушкой общие взгляды. Сельскую печь Сеня научился топить сразу

– Обрабатываю землю тяпкой и граблями – и урожаем доволен! – говорит «новый крестьянин» Леша. – Когда сюда ехал, думал, что буду поражать местных своими знаниями. На самом деле здешние люди осведомлены намного больше меня. Но практиковать культуру земледелия, не наносящую вреда природе, не хотят…

Справочная «Газеты…»

«Анастасиевцы» – последователи учения российского писателя Владимира Мегре, автора серии книг «Звенящие кедры России», где он рассказывает о своем знакомстве с представителями некой высокоразвитой (не технократической) культуры, якобы живущими на Земле обособленно от остального мира. Главная героиня – Анастасия, женщина, живущая в сибирской тайге. Основные идеи изложены от ее лица, включая главную идею т. н. «родового поместья». Как пишут на официальном сайте движения, «родовое поместье – это участок земли для постоянного проживания семьи, размером не менее гектара, на котором семья может построить свой дом, посадить Родовое дерево, собственный лес, сад и огород, обустроить пруд. По периметру Родовое поместье ограждается живой изгородью из лесных культур - кедра, хвойных и лиственных деревьев, кустарников». Но, несмотря на всю внешнюю благостность, движение подвергается жесткой критике: многие относят «анастасиевцев» к деструктивным сектам.

Цифра

2 гектара – такова максимальная площадь участка, который, согласно Земельному кодексу, имеет право бесплатно получить гражданин Украины из земель государственной или коммунальной собственности под личное крестьянское хозяйство (ЛКХ). Приватизировать землю можно только один раз: если в собственности гражданина уже находится пай или приусадебный участок, площадь под ЛКХ не положена

Ольга БОГЛЕВСКАЯ, фото Анны СМЕНОВОЙ

Я ТАК ДУМАЮ

Легкий хлеб в деревне? Такого не бывает

Идея возвращения в «естественное состояние» не дает покоя людям как минимум со времен Жана-Жака Руссо, который ввел моду на рассуждения о потерянном рае и благолепии дикарства. В XIX веке зачитывались книгой Генри Торо о его почти трехлетнем уединении в хижине на берегу озера в Массачусетсе. На излете СССР страна была взбудоражена открытием автономно проживавшего в тайге семейства Лыковых – отшельников-староверов: можно, можно жить в полном отрыве от цивилизации! Нынче опроститься, уйти в деревенский быт норовят многие известные люди, например миллиардер Герман Стерлигов, музыкант и актер Петр Мамонов. В широких массах бродят идеи дауншифтинга: резкого снижения социального статуса ради спокойной, привольной и естественной жизни.

Конечно, если не пренебрегать контактами с людьми, прелестями энергоснабжения, сотовой связи, интернета и автомобильного сообщения, жить в деревне нынче можно вполне, даже не без некоего комфорта. Если позволяют средства. Сложнее, если единственным источником жизнеобеспечения предполагается производство сельхозпродуктов. Тем более вчерашним горожанам, имеющим слабое представление о том, где растут булки. Неслучайна тенденция: сельские рвутся в город, готовые работать там много и тяжело, потому что в селе все равно тяжелее.

И еще: захотите поиграть в «последнего героя» – подумайте о детях. Лишая их возможности общения с городскими сверстниками, родители закладывают мину под будущее своих наследников. Недаром есть выражение «идиотизм сельской жизни» – речь идет о специфическом информационном и социальном голоде.

Кстати, многодетные семьи – реакция на особенность сельского уклада, источник рабочих рук, без которых в селе никуда. И скотину заводят не от хорошей жизни – кушать-то хочется. Не нужно снисходительно думать, будто городские интеллигенты приспособятся к деревне лучше тех, за кем многовековая традиция.

Время бежит, приближая скорое отплытие. Конечно всё не так, как хотелось бы, но лучше так, чем никак. Обратно к жизни в обществе я больше не хочу возвращаться. Как говорится назад пути нет. Как-то взгрустнулось на душе, вспоминал свою жизнь в землянке, в которой месяц провёл. Интересно было, ушел без всего и за несколько дней построил не хитрую землянку и обжился. Как давно это было, кто-то читал про мою землянку на этом сайте, я там описал, что и как. Теперь вот вспоминаются все моменты, про которые уже и не помнил.

Вспоминал как копал яму в небольшом овраге под землянку, как шифер для стенок таскал, каркас из найденных досок сооружал. Сколько радости было когда маленькое окошечко в углу землянки сделал. Без окошка темень была полнейшая, только слабенький свет светодиода от зажигалки освещал контуры стен и вещей, а с появлением окна, во время рассвета, свет наполнял землянку оповещая, что наступило утро. С окошком в землянке стало гораздо удобнее что-то делать, еду готовить. А то под светом светодиода было как в сумерках.

Вспомнилось как печку мастерил, как перестраивал и изобретал из того, что было под рукой. Как таскал кирпич для неё. Сначала сделал очень маленькую печку, в которую только щепки помещались, а нормальное полено не засунуть. Еду было удобно готовить, но тепла такая печка мало давала.

Трубу из асбеста нашел для печи, но в один день растопил по сильнее печь, и труба "стрелять" начала прямо внутри землянки. Труба раскалилась и с неё стали отлетать куски асбеста, стала вылетать глина с потолка, которой щели вокруг трубы замазывал. Пришлось на нары плёнку постелить, так-так асбест с трубы разлетался мелкими кусочками и засыпал всё вокруг, и срочно тушить огонь в печи. Вообще асбестовые трубы применяют для печей, но там где они сильно не разогреваются (вывод дымоходов), а я раскалил трубу и она как шифер в костре начала "стрелять".

После этого погрома пришлось всё печку перекладывать и искать новую трубу. Нашел кусок металлической трубы и сложил печку немного по больше. Сделал по просторнее топку, туда уже побольше дровишки помещались, и можно было топить по сильнее. Вместо заслонки дымохода, когда печка протопится я сверху на трубу ложил лист железа с дыркой в середине. Дырка для того чтобы была слабая тяга, и не дай Бог не задохнуться угарным газом в землянке.

Мылся прямо в землянке, так-так была осень, и на улице было довольно холодно. Растапливал печь до жары, грел воду в кастрюльке, потом стелил плёнку возле печки и из кастрюльки обливался, мылился, и смывал мыло, а вода стекала на пленку, плёнку потом сворачивал и выносил на улицу, чтобы слить воду.

Вспоминал как почти каждый день ходил на рыбалку за карасями на озеро, потом чистил и жарил обваливая в муке. Основной едой была тогда рыба, но когда уходил из дома взял кое-что из еды, масла подсолнечного немного, муки, и так по мелочи.

Интересен был распорядок дня, каждое утро после завтрака уходил на рыбалку, после к обеду возвращался, брал мешок, ножовку и за дровами. Набивал дровами полный мешок и возвращался. Затапливал печку и попутно чистил рыбу, дров закидывал с расчетом, чтобы только еду приготовить, но не натопить до жары землянку и оставлял открытым входное отверстие в крыше. Остальная часть дров аккуратно складывалась в углу для вечерней протоки. После приготовления еду ставил кипяток для чая. Было у меня немного чая и сахарку, поэтому баловался 3 раза в день.

После обеда уходил всякими делами заниматься, материал для землянки искал, потом крышу стал переделывать, делать двойной, чтобы тепло меньше уходило, а то по утрам очень холодно было, приходилось от холода просыпаться и затапливать печь. Особенно было весело, когда пошли первые осенние холодные ночи.

Я обычно вечером снова брал мешок и ходил за дровами, но по началу так не делал, а оставалось немного дров со дня, и ими топил печь Но когда начались холодный ночи, то землянка быстро остывала после вечерней протопки и приходилось топить и ночью. Вот я и лазил в полной темноте, и холоде и искал почти на ощупь дрова, ломал ногами, лишь бы по быстрее набрать и обратно в землянку. Потом начал впрок готовить дрова, с вечера на ночь и утро запасался.

С наступлением холодных ночей, дров стало уходить намного больше, за ночь и утро сжигать начал по 1,5-2 мешка дров, правда это не поленья были, а в основном хворост и тонкие ветки, поэтому они быстро прогорали, а маленькая печка тепло держала всего пару часов, а потом остывала, и приходилось топить снова и снова. Под конец землянку обложил старой одеждой, сделал "бутерброд" из крыши, постелив между двумя слоями шифера несколько слоёв пленки и одежды для утепления, но по утрам, когда температура падала ниже ноля градусов, то потолок в землянке покрывался инеем.

Ещё постоянно боролся с вездесущими мышами, они постоянно пищали и скреблись за стенками, не давая заснуть, и по ночам бегали вереницей по земляному полу землянки, хотя вскоре я привык к их присутствию и уже не замечал, только по ночам иногда гонял, когда по пакетам лазили, даже прибил несколько. Наверно для тех, кто боится мышей это настоящий кошмар, хотя для меня ничего не обычного.

Также ещё за грибами ходил, шиповник собирал, тёрн (дикая слива). Яблоню обнаружил неподалёку, яблоки были довольно сладкие, хоть и дикие. Из найденного магнитофона приёмник сделал, а из деталей от конструктора, куда кассета вставляется, сделал мини ветряк из моторчика от этого магнитофона, стал заряжать пальчиковые батарейки, на светодиодик от зажигалки энергии хватало, и на радио тоже.

Вот примерно так был проведён месяц в землянке, ушел потому, что небело времени подготавливать землянку к зимовке. да и маленькая она была, а также приходилось топить печь каждые 2 часа, чтобы тепло поддерживать. Выпал первый снежок и я решил не мучится и вернуться домой, а меня там чуть в розыск не объявили. Потом зимой побывал в землянке, в феврале, сразу после нового года, хотел пожить немного, но не реально было, и дрова все под снегом, поэтому вернулся...

Борис Руденко.

Современный «земляной домик» в Уэльсе, который собственноручно построил фотограф Саймон Дэйл. Фото: www.simondale.net

Землянка времён неолита (реконструкция). Штат Айова, США. Фото: Bill Whittaker.

Такие землянки строили в прифронтовой полосе во время Великой Отечественной войны (реконструкция). Фото: smolklad.ru.

Землянка XIII-XIV веков. Рисунок, акварель. Фото: bolgar.info.

Землянка в три наката (три ряда брёвен сверху) выдерживала прямое попадание миномётной мины. Фото: sportgen.ru.

Партизанские землянки (реконструкция). Музей боевой и партизанской славы, г. Дятьково Брянской области. Фото Игоря Константинова (3).

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Современная интерпретация землянки американских индейцев. Фото: www.milimet.com/Paul Bardagjy.

Сгруппированные вокруг озера девять подземных домов покрыты земляным изоляционным материалом, защищающим от дождя, ветра, перепадов температур и старения. Дома построены по проекту швейцарского архитектора Петера Ветса. Фото: www.greenroofs.com.

Подземное жилище, использующее все преимущества землянки и не лишённое современного комфорта, - создание польских архитекторов. Фото: KWK PROMES.

Из фильмов и книг об очень далёких предках современного человека мы знаем, что древние люди жили в пещерах. Но каким бы немногочисленным ни был в те времена род человеческий, просторных, удобных пещер, в которых могло разместиться целое племя, на всех вряд ли хватало. Да и существовали они лишь в скалистой местности.

Жителям равнин приходилось искать и строить иные укрытия. Самое простое и самое древнее - шалаш: от холода спасал неважно да и под сильным ветром устоять не мог. Выход был один - зарываться в землю.

За многие тысячелетия та неолитическая землянка если и изменилась, то совсем незначительно. Но она стала первым настоящим сооружением в человеческой истории, первым руко-творным постоянным домом, с которого, возможно, и началась архитектурная мысль, породившая в конечном итоге дворцы, замки и суперсовременные небоскрёбы. Да и сейчас в землянках живут сохранившие первобытную культуру племена в Африке, Азии и Южной Америке.

Чтобы построить землянку, достаточно иметь всего два инструмента - лопату и топор. Вначале в земле отрывают круглый или прямоугольный котлован нужного размера, который затем перекрывают толстыми жердями или стволами деревьев и устилают плотным слоем хвои. Сверху присыпают водонепроницаемой глиной, затем - землёй из того же котлована и обкладывают дёрном для лучшего сохранения тепла. Вот и вся конструкция.

Дальше - уже детали. Чтобы земля не осыпалась, стены внутри следует обложить досками или хотя бы укрепить сплошным частоколом. Между обшивкой стен и грунтом тоже стоит натолкать плотный слой глины, не пропускающей внутрь влагу. В крыше надо устроить вентиляционные прóдухи, перед входом выкопать водоотводную канавку, сформировать и обшить деревом ступени, сложить внутри каменную печурку с трубой наружу. Можно заранее, ещё во время рытья котлована, наметить контуры будущих спальных мест - земляных нар (их тоже нужно обшить досками). Всё! Жильё готово для зимовки.

Если пол выше уровня грунтовых вод, а стены и потолок непроницаемы для влаги, жилище остаётся достаточно сухим в любой сезон и любую погоду. Поэтому землянки старались строить на высоких местах, а то и вовсе выкапывать в склонах холмов - наподобие пещеры. Но поскольку влага в грунте есть всегда, чтобы избавиться от сырости, протапливать печку приходилось постоянно, даже летом.

Тысячелетия землянки служили домом, но не исчезли и тогда, когда люди научились строить настоящие дома - деревянные и каменные. Собственно, первые деревянные дома представляли собой полуземлянки. Веками они словно выбирались из-под земли подобно грибам, пока окончательно не утвердились на поверхности.

Землянка - солдатский дом

«Бьётся в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза».

Песню «Землянка» композитора Константина Листова на слова Алексея Суркова, написанную в военном, 1942 году, каждый фронтовик знал наизусть. Потому что для солдата землянка долгие годы оставалась единственным домом.

Военные всех армий мира делали землянки. О том, как их строить, писались специальные наставления. Армейская землянка русской армии XIX века была рассчитана примерно на взвод (от 10 до 50 человек), а самые большие вмещали до 200 человек. В XX веке, когда военные действия
велись уже не в походах, а на фронтах, на линии противостояния землянки рыли одновременно с окопами. Конечно же не такие большие, как в лагерях второй линии обороны, чтобы уменьшить возможные потери в случае бомбёжки или артиллерийского обстрела. В землянках бойцы могли отдохнуть, обсохнуть и отогреться.

Вот рассказ одного из ветеранов Великой Отечественной войны о том, как строили землянки:

Заняв новую позицию после наступления, сразу же начали строить землянки. Стояла поздняя осень, непрерывно лил холодный дождь. Мы копали землянку на четверых сапёрными лопатками, и хоть промокли насквозь, работа немного согрела. В котловане, конечно, сразу скопилась вода, но это не страшно, воду вычерпаем, главное поскорее соорудить укрытие, спрятаться от дождя и холода. Нарубили молодые сосенки и ели в руку толщиной, укрепили ими стены и закрыли яму в два слоя, сверху набросали глины и принялись утаптывать, месить. Вначале вода лилась в землянку сквозь крышу ручьём, потом всё меньше и меньше, потом течь прекратилась. Затем двое из нас продолжили укрывать крышу ещё одним слоем древесных стволов и лапником, а двое вычерпывали из землянки воду да утаптывали земляной пол. До темноты управились. Навалили на пол гору лапника, закрыли вход брезентом и повалились спать, укрывшись кое-как подсушенными над кострами шинелями. Сверху не капало, ветер не дул, наше жильё казалось нам уютным и даже тёплым. Доделывали, обустраивали землянку позже, почти неделю, когда позволяло время. Но к наступлению морозов были в нашей землянке и печка-буржуйка, и стены из досок, и деревянная дверь. И лежанки сколотили, и даже оконце сделали из снарядного ящика, затянутого с двух сторон промасленной толстой бумагой, как настоящее, в оконном переплёте. Света оно пропускало немного, но всё же не полная темнота. К утру землянку здорово выстуживало, но топить печку уже было нельзя, чтобы дым не засекли вражеские корректировщики артиллерийского огня. Однако к ночи в землянке всегда было жарко…

В другой популярной песне о войне «На безымянной высоте» из кинофильма «Тишина» (музыка Вениамина Баснера, слова Михаила Матусовского) допущена неточность. «Землянка наша в три наката, сосна сгоревшая над ней…» - поётся в песне. Три наката - это три ряда брёвен, которые накатывали крест-накрест сверху вырытого котлована для защиты от мин и осколков снарядов. Три наката выдерживали прямое попадание миномётной мины. Только это уже была не землянка, а блиндаж или даже дзот (деревянно-земляная оборонительная точка) - настоящее фортификационное сооружение, из которого вели стрельбу и пулемётный огонь, удерживали наступающего противника, нанося ему значительный урон.

Особо тщательно строили партизанские землянки, которые фактически становились для бойцов в тылу долговременными базами. Часто они представляли собой просторные подземные дома с жилыми помещениями для десятков бойцов, в них размещали склады для хранения боеприпасов и продовольствия и госпитали. Чтобы разведка врага не обнаружила партизанские лагеря с воздуха, землянки старательно и умело маскировали. Даже бывшие партизаны, побывав после окончания войны на местах прошедших боёв, могли отыскать их не сразу.

Мирная жизнь землянки

Великая Отечественная война нанесла нашей стране небывалый, колоссальный урон. Возвращаясь на освобождённые от оккупантов территории, люди находили на месте своих домов лишь пепелища. На возведение нового жилья не было ни средств, ни строительных материалов, а порой и сил. Чтобы выжить, рыли землянки. В них провели немалую часть жизни многие советские люди - русские, украинцы, белорусы. Сколько их было? Сотни тысяч или миллионы? Трудно сказать точно, но если только полностью уничтоженных войной деревень, сёл, посёлков и городков насчитывалось более 70 тысяч, то можно себе представить, сколько людей осталось без крова. Да и военные, прибыв на места постоянной дислокации, нередко вынуждены были строить на территории частей землянки, в которых жили с семьями вплоть до середины 1950-х годов.

Но минули тяжёлые годы послевоенного восстановления, и о землянках стали постепенно забывать. Впрочем, ненадолго. Архитекторы обратились к опыту строительства землянок в других странах в поисках оптимальных конструкций жилища с точки зрения энергосбережения. В австрийских и швейцарских Альпах, во французских Пиренеях и даже в австралийской полупустыне создавались жилища, заглублённые в тело холмов и гор, а то и просто в землю. Конечно же с примитивными землянками они имеют мало общего. Обладая всеми атрибутами современного комфорта, эти дома существенно экономят тепло за счёт практически неизменной температуры толстого слоя земли, который окружает стены. В таких домах прохладно жарким летом без кондиционеров, они не требуют большого количества энергии для обогрева суровой зимой. Главное условие успеха строительства подобного жилища - низкий уровень грунтовых вод. В болотистой местности подобный дом обойдётся дороговато да и вряд ли будет способен надёжно удерживать внешнюю влагу в течение всей долгой жизни, которую положено просуществовать человеческому жилищу.

Писатели-фантасты, прогнозируя будущее, разделились в своих представлениях о том, какие жилища будет создавать человечество в условиях стремительно растущего населения планеты. Одни утверждают, что ради сохранения окружающей среды и территорий для возделывания сельскохозяйственных культур люди устремятся вверх, строя гигантские небоскрёбы, высотою в километры, населённые миллионами жителей. Другие предполагают, что из-за нехватки энергетических ресурсов человечество будет вынуждено переместиться под землю, в экономичные подземные города, где укроется от природных катаклизмов, глобальных изменений климата и даже от падения космических тел.

Пока же на деле происходит и то и другое. Появляющиеся небоскрёбы отнимают друг у друга рекорды высоты. Самый высокий на сегодняшний день Бурдж Халифа в Дубае вознёсся на 828 м (со шпилем). В нескольких странах запланировано строительство зданий высотой более километра! Одновременно гигантские мегаполисы всё глубже зарываются под землю. Удлиняются линии подземных транспортных магистралей - метро, растут площади подземных торговых и развлекательных центров, автостоянок, под поверхностью земли появляются гостиницы, а в последнее время проектируются целые жилые кварталы. Конечно, их будущие жильцы вряд ли ощутят себя сродни обитателям землянок - да и не нужно это, как не нужно вспоминать, что первым орудием труда человеку служил каменный топор. Но и топор и землянка в человеческой истории останутся навсегда.

Можно ли прожить в землянке 10 лет?

Поистине Подмосковье - область контрастов. Здесь в подмосковные земли зарывают бешеные доходы олигархи, возводя дворцы из чистого мрамора и устанавливая для отправления нужд золотые толчки. И здесь же - люди, достигшие крайней нищеты и социального падения роют землянку, чтобы в ней жить, устроив нехитрый быт, пользуясь генетической памятью далеких предков.

Двое бездомных жителей депрессивного подмосковного городка Озеры поселились в землянке, расположенной в лесу.

Старшего из них зовут Виктор Афанасьев, ему 52 года, но выглядит гораздо старше своих лет - на 70. В своей благополучной жизни он дослужился до замначальника железнодорожной станции, но в середине 90-х был уволен по сокращению. Единственный свой капитал - квартиру матери - он сперва обменял с доплатой на «малосемейку», а годом спустя, в 2003 году, связавшись с озерскими «черными риелторами», потерял и ее, оставшись без жилья и денег.

30-летнего Юрия Ромашкина он называет своим сыном, хотя они не связаны родственными узами. Отца Юры Виктор знал ранее, поэтому, когда в 2001 году ставший к этому времени сиротой Ромашкин стал жертвой все тех же квартирных мошенников, взял его жить к себе.

Каково же было удивление корреспондента «МК», когда «лесные братья» поведали, что в землянке они живут уже… десятый годок.

Передвигаться по землянке можно только на четвереньках.

Мы попали в гости к озерским «лесным братьям», как раз когда после внезапной оттепели резко похолодало и выпал недолгий снежок.

Вместе с Юрой залезаем внутрь. В подземелье ведет короткий и очень низкий коридор, где хранятся различный инвентарь и припасы. Передвигаться в нем можно только на четвереньках. Жилое помещение отделено от коридора плотным ватным одеялом, которое прибито сверху, - это дверь.


Юра Ромашкин.

Наша землянка - это квадратная комната, обложенная бревнами, - показывает свой дом Ромашкин. - Бревна обшиты утепленным линолеумом - вместо обоев. Есть шкаф продуктовый, здесь (показывает рукой) висит зеркало, а внизу находится стол. Напротив стола стоит печь, где можно приготовить еду. Рядом с печкой находится кровать - это обычный пружинный диван, стоит на двух брусьях, под которым насыпан песок, чтобы не загнивал.

На закопченных стенах землянки развешен нехитрый скарб - вещи и различные ценности, найденные на городских мусорках и свалках. На дверце шкафчика белеет календарь с ликом подмосковного депутата-единоросса Мазурова и лозунгом «Знания, честность, ответственность!». Картину довершает светодиодный фонарик, служащий источником света, несколько радиоприемников, связывающие озерских могикан с внешним миром. На печи стоит пара неплохих туфель, а в глубине печи всегда находится запас сухих дров. Раньше вместо кирпичной печки, занимающей половину места, стояла буржуйка, но ее, по словам Виктора Афанасьева, сперли и, видимо, сдали на металлолом.

Пять минут разглядывания закоптелых стен и скарба - и пора выбираться.

Виктор медленно садится на поваленную березу и, порывшись в карманах, извлекает женский кошелек, в котором хранится сплющенная папироса. Закурив, охотно рассказывает о своей жизни:

Сначала, с весны 2004 года, мы жили на краю леса, около скважины водоканала, но там народу много ходило, вот мы и решили переместиться подальше в лес. Тут тихо и спокойно.

И действительно, землянка находится в стороне от оживленных лесных троп, по которым озерчане любят ходить в лесу. Она практически невидима человеческому взгляду, и найти ее можно, пожалуй, лишь по запаху дыма печи. Размер землянки 2 на 2 метра, а в высоту около 1,8 м. Сверху наложены перекрытия из бревен, которые засыпаны землей, из-за чего образовался небольшой бугорок.

Рядом колодец, который мы сами сделали, - добавляет Виктор. - Теперь у нас всю зиму своя чистая вода имеется. Дрова вокруг нас. До того как вырыли землянку, просто в лесу жили. Костер был, а как дождь шел, целлофаном накрывались.

Подземное жилище лесные жители рыли летом 2004 года около двух месяцев. Руководил работами более опытный Виктор, служивший в войсках ПВО в Алтайском крае. Во время службы он жил в палатках и вот в таких же землянках, так что в этом плане можно сказать, что армейский опыт пригодился.


Интересуюсь: зимой минус 25, а у вас? В ответ Виктор смеется, а Юрий отвечает: «Нормально, хорошая температура, плюс 30, топим печку». - «А угореть не страшно?» - «У нас все продумано. Как в русской печке...»

Это гораздо лучше, чем жить в подъездах, на помойке, в подвалах. Для нас лучшего житья нет, не сомневайтесь в этом. Многие знают про нас - и ничего. С пониманием относятся», - объясняет Юра.

Виктор Афанасьев вырыл землянку, используя армейский опыт.

Быт или не быт?

День, по словам обитателей землянки, у них наступает в 6 часов утра - они растапливают печь, пьют чай и готовят еду. Юра заготавливает дрова на вечер, благо поваленных деревьев в округе немало. А Виктор готовится идти на работу - за 2,5 тысячи рублей вместе с Юрой сейчас делают ремонт в одной из озерских квартир: клеят обои, стелют линолеум, белят потолок, красят стены, меняют сантехнику и батареи.

Домой они возвращаются уже затемно - к 7–8 часам вечера. Растапливают печку, готовят ужин, смотрят телевизор в новомодном китайском мобильнике и ложатся спать.

Летом мы грибы собираем и травы сушим. Малину, бруснику, чернику, смородину для чая. Ягоды собираем, продаем. В общем, прожить можно, если подумать. Тут в лесу мы надеемся только на себя, на двоих. Одному, понятное дело, не выжить. Одному надо денежки зарабатывать, а второму и есть приготовить, и дрова поколоть. Вдвоем, конечно же, проще, - рассказывает о своих буднях Афанасьев.

Однако заметим, что Виктор лукавит, на самом деле его часто можно летом встретить в городе не с грибами и ягодами, а роющимся в мусорках в поисках чего-нибудь ценного. Если повезет, можно найти металл, который Виктор сдает в пункты приема. Не бывает дня, когда он ничего не зарабатывает, - его средний суточный доход 100 рублей, а бывает, что получает и 300, и 500. На эти деньги Виктор покупает продукты, всякую ерунду и не забывает, конечно, и о самогоне:

Каждое утро я беру коляску и иду по помойкам, - легко признается он. - Где как, в общем. Я знаю, что куда продать можно. Но не воровать! И каждый день по немножко денег получается.


Внутри землянки каждая вещь на своем месте.

Юрий не пьет и любовь отчима к зеленому змию не одобряет. Совсем не развитый умственно, он постоянно напоминает подростка, которого кто-то обидел. Возможно, отпечаток наложила его семья - мать была лишена родительских прав и умерла, когда ему было 12 лет, а отец, тоже лишенный родительских прав за пьянство, отдал его в приют «Гнездышко», чьим первым выпускником стал как раз Ромашкин.

Юра - пятый ребенок в большой семье Ромашкиных, которая распалась после лишения родителей прав, - двоих старших (Владимира и Ольгу) усыновила Анна Воронцова, бабушка, а Павла и Елену - неизвестная семья из Подмосковья. Старший брат Юры Владимир Ромашкин, владеющий магазином игрушек, который находится в центре города у здания администрации, его своим родственником не признает, возможно, потому, что мать родила Юрия в колонии, где отбывала заключение. Но это, впрочем, не помешало Владимиру и другим детям Бориса Ромашкина, по делам, связанным с наследством, получить в 2011 году справку о том, что Юрий погиб и похоронен на Озерском кладбище в начале нулевых.

Поэтому понятно, что о своей семье, которая оттолкнула его сразу после его совершеннолетия, Юра говорит с горечью и недоумением:

У меня были родственники - бабушка, к которой иногда я приходил в гости, умерла. Я знаю, что у меня есть родные братья и сестры, но где они все? У нас в семье 5 человек. Они со мной не хотят знаться - если бы я нужен был им, то они бы меня нашли. Мой родной брат Владимир в Озерах живет, но он со мной не здоровается и проходит мимо. Когда он вернулся из армии, приходил на утренник в приют ко мне. А когда вырос, я стал им не нужен.

Как и Виктор, Юрий не хочет что-либо менять в своей жизни. В 2012 году добрые люди приняли участие в его судьбе - нашли через загс его родных, восстановили паспорт и сходили в комнату, где он до сих пор прописан.

Однако после целого потока продуктовой помощи доброжелателей, когда «сидельцы» оказались сыты и одеты, Юра в апреле 2012 года вдруг взял и оставил Виктора одного в лесу:

Он пришел за своими вещами ко мне с Мишей, который раньше работал в детском лагере «Лесная поляна», - рассказывает Виктор и добавляет, что Михаил нетрадиционной ориентации, «голубой, другими словами».

Юра с 12 до 18 лет был в приюте, и их на лето отправляли в пионерский лагерь. А этот Михаил пристроился туда работать - понятно, по какой причине ему это надо было. А Юре деваться было некуда, он с ним познакомился - и туда-сюда. Так вот поначалу как суббота, так Юра сразу к нему уходил.

У «нетрадиционного» Михаила Юра прожил около двух недель, а потом, по словам Виктора, переселился в другой подъезд к милиционеру, который служит в районном ОВД. У милиционера Ромашкин прожил около года - за это время успел сделать ему ремонт квартиры. Но потом на необычного жильца обратила внимание дочь хозяина, возник скандал, и Юра вынужден был уйти назад в лес, к Виктору.

За эти почти 10 лет Юра бросал отчима несколько раз. Виктор объясняет такое поведение своего пасынка тем, что тот не чувствует привязанности к людям:

За 10 лет он меня несколько раз кидал. У него это как привычка, еще с приюта. Вот, допустим, мы друзья, так как же я тебя брошу? А у него такой привязанности к людям нет. Он сегодня здесь - ему хорошо. Завтра нашел что-то получше - значит, пойдет туда.


На почетном месте - выходные туфли.

Не верь, не бойся, не проси

Оба раза, когда Юра уходил накануне зимы из землянки в город, Виктор изменял своим же принципам, о которых любит постоянно повторять: «Не верь. Не бойся. Не проси». Видимо, не выносил одиночества. Зимой 2010 года Афанасьев попросился в реабилитационный центр христианской церкви Божия, отделение которой вот уже несколько лет существует в Озерах. Центр располагается в соседней Калужской области и представляет собой обычную ферму, где разводят мраморных бычков. Собранные со всей Центральной России люди, потерявшие по каким-то причинам свое жилье, работали там за крышу и кормежку.

В принципе, мы были как рабы. Там деньги не получают, магазинов нет, только кормежка. Всего 40 человек со всей Московской области, из разных городов трудятся. Кто, например, много отсидел, вернулся, а дома и семьи нет. Кто как.

Работал Виктор истопником в угольных котельных, еще советского образца, ненормированный рабочий день в режиме сутки через сутки:

У меня было 3 котельных. Там целый жилой комплекс, одно помещение, где господа живут, в другом женщины - там еще и женщины есть, а в третьем - мы. Вот надо уголь завезти - котлы угольные, старого образца - еще довоенные. Уголь долбить надо, когда он зимой смерзся. Все сделал, уголь засыпал, сутки протопил, идешь на следующий котел - а тот, первый, уже прогорел, и надо все по новой.

Прошлой зимой Виктор от этой же церкви уехал зимовать в Бежецкий район Брянской области. Там он убирал автозаправочную станцию и за 1000 рублей в неделю работал уборщиком в придорожном кафе. Распорядок дня был похож на калужский: рано утром подъем - и на молитву, потом работа и вечерняя молитва:

На службу нас каждое утро возили. Храм не чета нашему, Троицкому, земля и небо. Там в храме есть и аудио, и видео. В один день можно провести 15 служений. Есть детское, общее, юношеское, есть «золотой век» - для бабушек. И ансамбль церковный есть. В церкви денежки крутятся-вертятся!.. Нас там было 30 человек, больше просто не влезает. Кормили хорошо - церковь богатая.

Виктор Афанасьев.

По словам Виктора, в реабилитационных центрах кто-то остается и живет годами, а кто-то, как он, зимует и весной возвращается домой.

Как такового желания жить тут постоянно у меня нет, - говорит он и вдруг спрашивает немного удивленно: «От чего реабилитироваться-то? От чего? Вот этого я не пойму».

В качестве какой-то духовной отдушины или даже скорее всего по привычке Виктор вместе с Юрием посещают церковные служения, которые проходят по воскресеньям. И даже иногда приходят на бесплатную раздачу еды бездомным и малоимущим.

Впрочем, как отметил пастор озерского отделения церкви Сергей Корзун, в Викторе нет стабильности. Он уйдет и придет - жизнь прихожанина не изменилась за долгие годы, потому что в ней нет того, что есть у других людей, - смысла и цели.

Вася Окорочек и другие мошенники

История потери ими жилья одинакова для обоих - за бесценок, практически бесплатно, они продали риелторам доставшийся от родных и государства свой единственный капитал - жилплощадь. В случае с Юрием Ромашкиным это была комната в коммуналке в литерном доме на ул. Воровского, которую он получил от государства к своему 18-летию в 2001 году как полный сирота. Педагоги приюта «Гнездышко», где он воспитывался, собрали своему первому выпускнику кое-какое имущество и проводили его во взрослый мир, к которому он был абсолютно не готов - не знал, к примеру, как заварить чай и заплатить за квартиру.

Спустя всего лишь неделю «взрослой жизни» у Юрия поселился еще один воспитанник приюта - Сергей Алейников, который стал часто приводить в гости двух братьев Александровых. Братья обработали Юрия так, что «сирота» враз подписал дарственную у озерского нотариуса, продав, таким образом, свое жилье всего за тысячу рублей.

Единственный человек, который хорошо запомнился Юре при продаже комнаты, был некий Вася Окорочок, который позднее договорился с Виктором Афанасьевым о том, что детдомовец переедет к нему жить. Этот Окорочок «за все брался - кого-то испугать, уговорить, уболтать, перевезти. У него ролей много. Он по квартирам и ездил», - вспоминает сейчас Юра.

Тот же Вася Окорочок засветился и при продаже «малосемейки» самого Афанасьева. Тогда, в марте 2003 года для оформления всех документов Виктора почему-то отвезли к нотариусу в Воскресенск, где он подписал, не читая документов, дарственную на Васю Окорочка, который обещал ему предоставить жилье, прописку и 4 тысячи долларов. Но свое обещание Окорочок так и не выполнил.

Пытаясь объяснить свой поступок, который невозможно понять нормальному человеку, Афанасьев поведал, что ему тогда угрожали жизнью Юры, поэтому он и подмахнул документ не глядя. На вопрос же, кто именно угрожал, Виктор отвечать не стал, лишь обреченно махнув рукой.

Чистота эксперимента

Как утверждает Виктор, о том, что в лесу в землянке живут люди, прекрасно знают власти и даже местный участковый, которого они встретили, когда тот собирал грибы. «Правда, это было не у землянки», - добавляет Виктор.

С особой гордостью Афанасьев рассказывает, что, когда горел лес в 2010 году, именно он вызвал пожарных:

Однажды загорелся рядом торфяник. Юра тут остался, а я пошел в Водоканал вызывать пожарных. Встретил их у 19-го дома и с ними на машине подъехал к месту пожара. Они тут все лето тушили, и здесь расчет ночевал. Смены постоянно менялись, воду возили трактором.

А местные не обижают?

За все время никаких конфликтов у нас ни с кем не было, кроме одного, маленького. Несколько лет назад две молоденькие девчонки по 18 лет зашли к нам, видимо, они ходили за грибами, подпили где-то маленько, и с ними парень. И этот парень по пьяни на меня пошел. Но мы с ним решили вопрос культурно, - уклончиво заметил Виктор, намекая на свое неизбывное желание приложиться к чекушке. - И с тех пор ни разу ничего не было. Мы стараемся не афишировать, что мы тут живем. Но к нам заглядывают лыжники, и с собачками люди обязательно завернут сюда.

Приходит к обитателям землянки и зверье лесное. Однажды, по словам Виктора, к ним пришла целая стая кабанов.

Белочки бегают, ежиков хватает, лисы приходят. И лосей видели. Мы с ними дружим.

Кроме зверей, к могиканам не раз наносили визиты и инопланетяне. Правда, на землю не высаживались, а летали прямо над землянкой:

Я вот два раза наблюдал, как над нашей землянкой висела «тарелка». Весь лес переливался, светился. Это был точно не вертолет, хотя рядом проходит вертолетная трасса. Я служил в ПВО и знаю. Второй раз вместе с Юркой видели. Она над землянкой зависла. Такая круглая, плоская, метров 100 в диаметре, как нечего делать, и переливается - зеленый, желтый, красный, синий. И лучом вниз - прямо в нашу землянку. Мы с микрорайона с Юрой домой шли и прикинули, что самолеты так не летают.

Что же именно могло так заинтересовать представителей высшей цивилизации в жизни двух лесных человечков, свободных от многочисленных благ цивилизации, границ и привязанностей, от общественного и материального, живущих по наитию, как на духу? Наверное, исключительная чистота эксперимента…

P.S. Когда готовился этот материал, в лесу около другого квартала Озеры -Текстильщики - уже другие бездомные, как утверждает Афанасьев, поселились в лесу. Если это действительно так, то как-то не вяжется с заявлением Сергея Радонцева, главы города, сделанным им некоторое время назад о том, что в Озерах нет «черных риелторов».

Из-за жизненных неурядиц барановичанин по имени Сергей потерял семью и дом. Два года назад он построил себе землянку в лесу на окраине города. По словам Сергея, он живет обычной жизнью, ходит в магазин и иногда даже покупает себе одежду. Землянка стала для него домом, который он не хочет менять ни на приют, ни на съемную квартиру. Фото: Александр Короб


Когда-то он был обычным парнем, но безденежье и сложные отношения с семьей вынудили Сергея жить на улице. Он долго скитался по жизни, пока не нашел себе место в лесу. Он вполне доволен своим домом и не собирается менять землянку ни на приют, ни на съемную квартиру.

Мы встретились с Сергеем на окраине леса. Коротко стриженный мужчина средних лет в рабочей одежде и высоких резиновых сапогах повел нас по тропинке, которую, по его словам, вытоптали его незваные гости. Всю дорогу Сергей молчал, изредка звал свою кошку, которая пряталась в лесу.

В землянке у Сергея тепло - она обогревается буржуйкой, которую два года назад мужчина сделал своими руками.

В комнате стоит кровать, на которой лежит кроссворд, возле стены - небольшой стол, на нем радио и будильник.

Биография Сергея похожа на биографии многих белорусских мужчин. Отучившись на механизатора мелиоративных работ, полгода работал по специальности. Затем ушел в армию, а после службы устроился работать водителем на одно из государственных предприятий.

Женился, родилась дочь. Денег становилось все меньше. Чтобы содержать семью, Сергею пришлось уехать на заработки в Россию.

Из-за частых командировок отношения с женой сильно испортились и через некоторое время супруги развелись.

После развода он пожил с семьей еще полгода, затем собрал вещи и ушел жить на съемную квартиру. Он обращался в горисполком, чтобы решить проблему с жильем.

Как сирота, Сергей мог получить жилье по льготе, но в горисполкоме сказали, что он уже имеет ½ часть в квартире, где раньше жил с супругой.

Я не хочу ютиться в однокомнатной квартире с бывшей женой. Мне не нужна эта часть, - говорит мужчина.

Подработки

Сергей искал любые возможности заработать, даже продавал солярку знакомым. Когда он понял, что зарплата не вырастет, решил уволиться. С тех пор он не хочет работать на государственных предприятиях.

Я не хочу такой жизни. Я должен работать всю жизнь за копейки, чтобы потом получить мизерную пенсию, ходить по помойкам, собирать бутылки или целый год экономить и голодать для того, чтобы отложить на за границей - это глупо. Я лучше пойду по помойкам и заработаю больше, чем рабочие на заводе, - уверен он.

Сергей начал работать на частников, снимать жилье и искать подработки, потом снова уехал в Россию и устроился разнорабочим.

Работа была тяжелая, поэтому через полтора года вернулся. С собой у него было около $1000. Шагнув на платформу, он понял, что идти ему некуда. К жене решил не возвращаться.

Пока были деньги, Сергей перебивался ночлегом у друзей. А когда деньги закончились, оказался на улице.

Я жил на улице, но не шлялся по подвалам и подъездам. Если мне было холодно - палил костер, если нужны были деньги, сдавал бутылки и железо - на еду и одежду хватало, - гордо говорит он.

Сергей закурил сигарету и приоткрыл входную дверь. Из-за двери показались два черных котенка, которые тут же спрятались под кроватью.

Это мои «ушастые» - котята Бетти. Я не стал придумывать им клички, потому что они одинаковые.

Сергей пытался завести собаку, но кошка не пускала ее в дом - бросалась. Один пес ушел, а второго мужчина отдал детям, которые иногда к нему заходят. Теперь его
семья - это старая кошка Бетти и двое черных котят.

«А чем моя землянка вам не дом?»

После двух лет скитаний Сергей решил, что ему нужно жилище. Он давно задумывался о том, чтобы построить землянку, но не мог найти подходящего места.

Мне повезло, что здесь была яма, видимо, когда-то здесь была землянка.

Сергей строил свой дом два месяца. Почти все вещи, которые пригодились для обустройства землянки, он нашел на помойке.

Первый год, чтобы не замерзнуть, нагревал на костре кирпичи и таскал их ведрами в дом. Через год соорудил себе печь и обложил ее кирпичом.

Изнутри землянка обита коврами, которые удерживают тепло. Кровать мужчина собрал сам из подручных материалов, которые тоже нашел на помойке.

Если мне нужен свет, я зажигаю свечи, а если телефон зарядить, то иду в гараж своего знакомого. У него же храню еду, личные вещи и материалы, которые нахожу, - рассказал Сергей.


Читать полностью в источнике с фото:

Недавно Сергей заметил, что из землянки стали пропадать вещи. Входную дверь он не запирает, боится, что растащат весь «дом» целиком.

Я не знаю, сколько людей меня обворовывает. Пропадает все - макароны, хлеб, чай, сахар. Даже пену для бритья стащили.

Как говорит Сергей, ему хватает денег на жизнь. Он ходит в магазин каждый день и помимо основных продуктов балует себя сладостями.

Зарабатываю на железе, макулатуре, бутылках, - делится Сергей.


Читать полностью в источнике с фото:

К зиме Сергей собирается заменить двери, потому что эту разодрали коты. А в следующем году планирует расширить землянку и вместо печки поставить камин.

Милиционеры меня не трогают. Хотя однажды они решили меня пристроить в приют для бездомных, но там нужно молиться и нельзя курить, поэтому я переночевал и ушел, - рассказал Сергей. - Хотели устроить в семейное общежитие, но я отказался: после работы хочу отдыхать в тишине, а не под детские крики.


Читать полностью в источнике с фото:

Сергей не обращается в больницу, потому что, по его словам, никогда не болеет. Он вспоминает, как четыре года назад, зимой, когда была снежная буря, ночевал в поле под одеялом в картоне из-под холодильника и даже не чихнул. Он говорит, что чувствует себя здоровым, сильным мужиком, но это не помогает ему найти нормальную работу. Даже грузчиком не взяли из-за возраста.

В этой стране нет возможности заработать. Все, что остается, - это брать лопату, ехать в Русино и копать себе могилу, - разочарованно отрезал Сергей.

О личной жизни и семье

Сергей не поддерживает со своей семьей никаких отношений. Он много лет не встречался с дочерью, с тех пор, как ушел из дома.

О том, что дочь Сергея родила ребенка, узнал от бывшей жены, но свою внучку никогда не видел.

Моя дочь живет в США и у меня нет возможности с ней встретиться, но я и не хочу, потому что мне стыдно смотреть ей в глаза. Что я ей могу дать? - опустив голову, говорит Сергей. - Я не знаю, сколько мне надо откладывать перед встречей.

В том, что так вышло, Сергей винит только себя, но менять он ничего не хочет.

Сергей немного помолчал, снова достал из кармана куртки сигарету. Закурил, отвернулся к своим котятам, которые, свернувшись калачиком, спали на краю кровати.

Нам же и так хорошо, правда, ушастые? Нам с вами никто больше не нужен.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!