Вопросы для самоанализа по наполеон хиллу. То, что я делаю, это то что нужно делать? Дики зверь был большим или маленьким

      • Если вы сумеете честно ответить на все эти вопросы, то узнаете себя лучше, чем подавляющее большинство людей. Только не торопитесь отвечать сразу. Сначала изучите спи­сок, поразмышляйте над ним в течение недели. Затем верни­тесь к нему и начинайте отвечать. Запишите ответы на бума­ге и, время от времени (раз или два в месяц), перечитывайте их. Если что-то изменилось, вписывайте новый ответ другими чернилами. Через полгода вы поймете, что узнали о себе столько нового и ценного, сколько не могли узнать за всю предыдущую жизнь. Если вы заметили, что ваш ум начина­ет юлить, изворачиваться и всячески уходить от ответа (или начинать оправдываться), значит что-то мешает вам отвечать честно. Посоветуйтесь с теми, кто знает вас достаточно хоро­шо, и попросите их оценить вас со всех этих позиций. Поста­райтесь взглянуть на себя глазами другого человека. Будьте уверены: результат вас ошеломит!

Вопросы для самоанализа по Наполеон Хиллу

Если Ты хочешь разобраться в том, что же представляет собой Твое сознание, то ответь честно сам себе на следующие вопросы. Читай их в слух, громко и четко, так, чтобы слышать свой собственный голос. Следи за всеми мыслями и эмоциями, которые появляются у тебя при чтении всех этих вопросов.

Если Ты сумеешь честно ответить на все вопросы, то узнаешь себя лучше, чем подавляющее большинство людей.

Скачать готовый печатный бланк можно здесь:

  1. Как часто вы жалуетесь на плохое самочувствие, и если это происходит постоянно, то в чем заключается причина расстройств?
  2. Придираетесь ли вы к другим людям по поводу и без повода? Как часто это происходит?
  3. Часто ли вы допускаете ошибки в своей работе, и если да, то почему?
  4. Прибегаете ли вы к сарказму и ядовитым замечаниям в беседе с другими людьми? Не упускаете случая «вставить шпильку» и наступить на больное место?
  5. Есть ли среди ваших знакомых люди, которых вы сторонитесь? Если да, по какой причине?
  6. Страдаете ли вы от каких-либо желудочных расстройств? Как часто?
  7. Не кажется ли вам жизнь бессмысленной и бесполез­ной? Не смотрите ли вы в будущее с тоской и обречен­ностью? Если да, то почему?
  8. Любите ли вы вашу работу? Если нет, то почему все еще продолжаете заниматься этим делом?
  9. Часто ли вы жалеете себя? Что является поводом для этой жалости?
  10. Завидуете ли вы тем, кто в чем-либо превосходит вас?
  11. О чем вы думаете чаще - об УСПЕХЕ или о ПОРАЖЕ­НИИ?
  12. Научились ли вы с годами извлекать уроки из своих неудач?
  13. Чувствуете ли вы, что ошибки, неудачи, просчеты и поражения дали вам бесценный опыт, который пригодит­ся вам в будущем?
  14. Позволяете ли вы своим знакомым или родственникам расстраивать вас? Если да, то по каким причинам?
  15. Не «витаете» ли вы иногда «в облаках» и не испытыва­ете ли приступы отчаянии? Если да, то как часто?
  16. Кто из ваших знакомых влияет на вас сильнее всего? Нравится ли вам этот человек? Можете ли вы опреде­лить его как позитивно настроенного человека?
  17. Поддаетесь ли вы удручающим обстоятельствам или же стараетесь преодолеть их как можно скорее и с наимень­шими потерями?
  18. Следите ли вы за собой? Если вам безразлична собст­венная внешность, то почему?
  19. Умеете ли вы лечить депрессию «трудотерапией», то есть погружаться в дела настолько, что вам просто не­когда волноваться?
  20. Часто ли вас называют «бесхребетным слабаком», по­тому что вы позволяете кому угодно помыкать вами?
  21. Не пренебрегаете ли вы гигиеной?
  22. Как часто вас волнуют беспокойства, которых можно было бы избежать, и почему вы позволяете себе вол­новаться по пустякам?
  23. Пытаетесь ли вы успокоиться с помощью алкоголя, таб­леток, наркотиков или сигарет? Если так, то почему вы не используете вместо всех этих средств силу воли?
  24. Часто ли вам делают замечания, ругают вас? Если да, то по какому поводу?
  25. Есть ли у вас в жизни ОПРЕДЕЛЕННАЯ ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ? Если да, то существует ли план для ее достижения? Сле­дуете ли вы этому плану или откладываете его выпол­нение «на потом»?
  26. Страдаете ли вы от одного из шести основных видов страха? От каких именно?
  27. Есть ли у вас средства защиты от посторонних негатив­ных влияний?
  28. Используете ли вы самовнушение, чтобы настроить свое сознание на положительный образ мышления?
  29. Что для нас представляет наибольшую ценность: материальные блага или умение контролировать свое сознание?
  30. Легко ли вы поддаетесь посторонним влияниям? Позво­ляете ли переубеждать себя или вам всегда хватает решимости настоять на своем?
  31. Принес ли ваш сегодняшний день какой-нибудь ценный опыт?
  32. Сдаетесь ли вы перед лицом обстоятельств, стараетесь ли их преодолеть или уходите от ответственности?
  33. Обдумываете ли вы все свои ошибки и просчеты и пы­таетесь ли извлечь из них зерно выгоды?
  34. Назовите три слабости (или черты характера), которые мешают вам жить и двигаться вперед. Что вы делаете для того, чтобы изжить их?
  35. Часто ли к вам приходят за сочувствием или для того, чтобы поделиться своими проблемами и трудностями?
  36. На чьих ошибках вы учитесь? Извлекаете ли уроки из чужих промахов или предпочитаете набивать свои собст­венные шишки?
  37. Не оказываете ли вы негативное влияние на других лю­дей?
  38. Какие привычки других людей раздражают вас больше всего?
  39. Есть ли у вас собственное мнение по любому вопросу или вы пользуетесь готовыми суждениями?
  40. Можете ли вы сказать, что ничто не может выбить вас из седла?
  41. Представляет ли дело, которым вы занимаетесь, какой-нибудь духовный смысл?
  42. Чувствуете ли вы в себе духовные силы, которые помогают вам справиться с любым страхом?
  43. Поддерживает ли религия, которую вы исповедуете, вашу уверенность в себе?
  44. Часто ли вы взваливаете на себя чужую ответствен­ность? Если да, то почему?
  45. Признаете ли вы верность поговорки «Скажи мне — кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты»? Если да, то что вы могли бы сказать о самом себе, судя по вашим друзьям?
  46. Существует ли какая-нибудь связь между людьми, кото­рые вас окружают, и теми событиями, которые с вами происходят?
  47. Возможно ли, что человек, которого вы считаете своим другом, на самом деле является вашим злейшим вра­гом?
  48. По каким критериям вы оцениваете, кто полезен вам, а кто нет?
  49. Как бы вы определили интеллектуальный и личностный уровень людей из вашего ближайшего окружения? Счи­таете ли вы их выше/ниже собственного уровня интел­лекта?
  50. Сколько времени у вас уходит:
  51. работу
  52. сон;
  53. в развлечения и отдых;
  54. учебу;
  55. ничегонеделание?
  56. Кто среди ваших знакомых:
  57. вдохновляет вас больше всего;
  58. предостерегает вас больше всего;
  59. мешает вам сильнее всего;
  60. больше всего помогает вам?
  61. По какому поводу вы испытываете наибольшее беспо­койство? Почему вы допускаете это?
  62. Когда вам дают непрошеные советы, вы: 1) принимаете их с благодарностью; 2) анализируете сказанное, а затем решаете, как вам поступить; 3) рекомендуете советчику не соваться не в свое дело.
  63. Чего вы ЖЕЛАЕТЕ больше всего?
  64. Делаете ли вы что-нибудь для того, чтобы реализовать свое желание?
  65. Можете ли вы пожертвовать всеми остальными блага­ми ради одного этого желания?
  66. Есть ли у вас план для того, чтобы ваше желание во­плотилось в жизнь?
  67. Следуете ли вы этому плану? Сколько времени ежеднев­но вы посвящаете этому?
  68. Не имеете ли вы склонность менять свои решения? Ес­ли да, то что заставляете вас делать это?
  69. Доводите ли вы до конца все, что начинаете?
  70. Производят ли на вас впечатление богатство, статус, ти­тулы и звания других людей?
  71. Важно ли для вас то, что люди о вас думают?
  72. Стараетесь ли вы угождать людям только из-за их социального или финансового статуса?
  73. Кого из ныне живущих людей вы считаете своим геро­ем? Стараетесь ли вы подражать этому человеку?
  74. Сколько времени вы посвятили изучению всех этих воп­росов и ответам на них?

Скачать:


ПОМНИ

Если вы сумеете честно ответить на все эти вопросы, то узнаете себя лучше, чем подавляющее большинство людей. Только не торопитесь отвечать сразу. Сначала изучите спи­сок, поразмышляйте над ним в течение недели. Затем верни­тесь к нему и начинайте отвечать. Запишите ответы на бума­ге и, время от времени (раз или два в месяц), перечитывайте их. Если что-то изменилось, вписывайте новый ответ другими чернилами. Через полгода вы поймете, что узнали о себе столько нового и ценного, сколько не могли узнать за всю предыдущую жизнь. Если вы заметили, что ваш ум начина­ет юлить, изворачиваться и всячески уходить от ответа (или начинать оправдываться), значит что-то мешает вам отвечать честно. Посоветуйтесь с теми, кто знает вас достаточно хоро­шо, и попросите их оценить вас со всех этих позиций. Поста­райтесь взглянуть на себя глазами другого человека. Будьте уверены: результат вас ошеломит!

Техники самоанализа

Одна их важных вещей в жизни - это вопросы, которые мы постоянно себе задаем. Некоторые из них мы задаем себе ежедневно. Вы можете задавать себе вопросы, которые заставляют чувствовать себя жертвой. Вы можете задавать вопросы, которые усиливают негатив и пессимизм в вашей жизни. Или вы можете задавать поддерживающие вопросы. Вопросы, которые открывают дремлющую и неизведанную силу позитива и возможности.

1.Что удивительного в этой ситуации?

Это хороший способ извлечь урок из опыта, который может восприниматься как негативный. Или пересмотреть ситуацию и создать позитив и энтузиазм внутри себя для того чтобы практически управлять ею, вместо того чтобы следовать модели вызывания негативных эмоций, мышления жертвы. На первый взгляд это может показаться глупым. Вы можете ничего позитивного и удивительного не найти в ситуации.

Но после того как вы начнете задавать себе этот вопрос каждый раз при возникновении подобных ситуаций, возможно вы научитесь находить что-то хорошее в любой ситуации. И чем больше позитивного и удивительного вы начнете находить в вашем опыте, тем больше ваше сознание начнет принимать тот факт, что вы находите хорошее в любой ситуации. Ваше сознание начнет понемногу привыкать к мышлению таким новым способом.

2. Что я смогу дать в этой ситуации?

Это хороший способ улучшить ваши отношения и взаимодействия. Что я смогу дать другому человеку в этой ситуации? Это может быть что угодно - выслушать его, научить позитивно относиться к ситуации, взбодрить и успокоить, дать ценный совет.

3. Я должен быть всегда правым или счастливым?

Слово «правым» в этом вопросе обозначает «потребность к суждению, оценке и быть правым в отношении с другими людьми. Это про то, что вы не всегда должны быть против людей или вещей. Вы не должны существовать в пространстве «я против мира». Вы не должны защищаться и строить отгораживающие стены. Вы сможете избавиться от мысли типа «когда-нибудь я им всем покажу!»

Вы можете расслабиться и быть с людьми, а не против них. Восприятие себя правым может доставить некоторое удовольствие. Но за этим есть еще намного больше счастья и позитива. Я люблю задавать себе этот вопрос, когда я чувствую, что должен быть правым. Когда мне нужно избавиться от внутреннего мусора. Или когда я думаю, что мне нужно пересмотреть мои верования, чтобы двигаться вперед.

4. Это полезно?

Этот вопрос немного похож с предыдущим. Это хороший способ избавиться от не совсем полезных привычек. Например, ваш ум может заставить вас злиться по какому-то поводу, оправдывая это тем, что вы правы. Или заставить переживать по какой-то проблеме, потому что вы неудачливы и вам не везет. Оба паттерна мышления довольно таки соблазнительны, потому что они дают ощущение того что вы делает нормальные и правильные вещи. Но разве эти мысли полезны для вас? Нет. Они создают страдание в вашей жизни, тратят ваше время и мало помогают в практическом решении проблемы. Задавая этот вопрос, вы сможете прекратить думать негативно и снова повернуться к позитиву.

5. Не воспринимаю ли я все слишком серьезно?

Это хороший вопрос для понижения уровня стресса, для того чтобы почувствовать себя лучше и действовать лучше в ситуации, где вы слишком давите на себя. Он снимает излишнюю серьезность и вес груза ситуации с ваших плеч. И делает жизнь легче.

6. Будет ли это иметь значение через 5 лет?

Этот вопрос очень тесно связан с предыдущим. Он поможет взглянуть на ситуацию в перспективе. И возможно превратит любую трудность, которая вам сейчас кажется важной в нечто простое и обыденное через несколько дней, месяцев. Вы можете вдруг обнаружить, что придавали проблеме больше значения, чем она заслуживает на самом деле. Эти два вопроса помогут посмотреть на все в вашей жизни с позиции перспективного видения.

7.Что самое важное, что я могу сделать прямо сейчас?

Если вы не можете решить, что вам делать дальше, задайте себе этот вопрос. Ответ не всегда может быть тот, который вы бы хотели услышать, потому что самая важная вещь - это часто одна из самых трудных вещей, которую вам нужно делать тоже. Но она поможет вам расставить приоритеты и не утонуть в ворохе забот и работы.

8. То, что я делаю, это то что нужно делать?

Одна из самых тяжелых вещей в жизни - это делать правильные вещи. Что думаете вы - то правильно. Не то, что думают ваши друзья, соседи, коллеги, начальник, общество. Что правильно - решать вам. Часто внутренний голос подсказывает вам, что вы все делаете правильно. Или это может быть интуиция.

Ниже приводятся три причины делать правильные вещи.
-Вы будете получать то, что отдаете. Делая правильные вещи, вы будете стремиться получить это обратно.
-Поднять вашу самооценку. Это действительно важно. Когда вы не делаете правильные вещи, вы не только посылаете сигналы в окружающий мир, который отвечает вам тем же, но и посылаете сигналы внутрь себя. И вы будете чувствовать себя плохо.
-Избежать самосаботажа. Делая правильные вещи, вы почувствуете себя человеком, заслуживающим уважения и успеха

9. Я сейчас в настоящем моменте?

Этот вопрос легкий и помогает быстро вернуться в настоящее, если вы блуждаете в прошлом или в будущем. И этот вопрос помогает провести максимум времени в настоящем. Потому что:

Улучшает социальные навыки, креативность, вы больше цените ваш мир, уменьшает стресс, меньше переживаний и негативного мышления, открытость.

Если я обнаруживаю себя не в настоящем, я делаю глубокий вдох и в течение минуты концентрируюсь на дыхании. Или в течение минуты я концентрируюсь на своем окружении.

10. Я отдален от результатов?

Если вы занимаетесь спортом, или пишите роман, или готовите речь, вы действительно можете создать себе препятствия сильной зависимостью от результата. Например, во время игры на корте, либо вы не зависите от результата и остаетесь спокойным, и играете хорошо и правильно либо зависимы - и тогда вы нервничаете и становитесь неуклюжим, вы просто не в состоянии играть. Для меня лично это важно, когда я пишу пост в блог, если бы я думал все время понравится читателям пост или нет, я бы совсем блокировал процесс работы, чтобы предотвратить возможную негативную реакцию читателей.

11.Какие оправдания у меня есть?

Оправдания всегда есть. Возможно, что-то из прошлого тормозит вас, возможно, это состояние здоровья или экономическая ситуация. Не всегда, но часто эти вещи служат оправданием для того что вы остаетесь на том же месте, потому что хотите избежать возможной боли и дискомфорта, связанными с выходом из вашей зоны комфорта. Этот вопрос возможно не очень приятный, но он поможет вам показать, как вы себя обманываете, и будет способствовать вашему росту.

1. В какой степени для вас ясна собственная жизненная задача?

2. Какое влияние оказывает изучение данного курса на ваше актуальное состояние?

3. Есть ли среди ваших друзей те, кто переживает кризис «встречи со взрослостью» особо остро?

4. Как вы сами пережили этот кризис?

4. Замечали ли вы признаки «кризиса середины» жизни у ваших родственников или знакомых?

5. Могли бы вы представить себя, переживающим данный кризис?

6. Кто из ваших знакомых благополучно преодолел кризис «встречи со старостью» и почему?

7. Какой бы вы хотели видеть свою счастливую старость?

8. Как вы полагаете, могли бы вы оказывать психологическую помощь пожилым?

Вопросы для самоконтроля

1. Какое явление можно отнести к кризису?

2. Какова роль кризисов в развитии?

3. Как характеризовал кризис молодости Э. Эриксон?

4. Что нового внес в понимание кризиса молодости К. Юнг?

5. Раскройте динамику кризиса молодости.

6. Что такое кризис «середины жизни»?

7. В каком смысле его можно назвать поворотным этапом в жизни человека?

8. В чем специфика психологической поддержки в период кризиса «середины жизни»?

9. Каково психологическое содержание кризиса «встречи со старостью»?

10. Каково основное направление психологической помощи пожилым?

Литература

Бурлачук Л. Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. - М., 1998.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М., 1992.

Ефименко В.Л. Депрессии в пожилом возрасте. - Л., 1975.

Карсаевская Т. В., Шаталов А. Т. Философские аспекты геронтологии. - М., 1978.

Кемпер И. Легко ли не стареть. - М., 1966.

Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни: Развитие человека между детством и старостью. - Калуга, 1994.

Рейнуотер Дж. Это в ваших силах: Как стать собственным психотерапевтом. - М., 1992.

Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., 1992.

Тювина Н.А. Психические нарушения у женщин в период климактерия. - М., 1996.

Холмогорова А. Б., Гаранян Н.Г. Групповая психотерапия неврозов с соматическими масками // Московский психотерапевтический журнал. - 1994. - №2.-С. 29-50.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 1997.

Чопра Д. Нестареющее тело. Вечный дух. - М., 1997.

Шахматов Н. Ф. Психическое старение. - М., 1996.

ГлаваVпсихологическая поддержка взрослых в трудной ситуации

1. Трудная ситуация в контексте судьбы человека

Одной из важнейших задач психологического консультирования взрослых является организация эффективной поддержки человека в трудной ситуации. Далеко не все люди имеют необходимые ресурсы для конструктивного разрешения трудной ситуации самостоятельно. Многих людей она не только лишает степеней свободы в выборе качества и образа жизни, делает невозможным ощущение ими счастья и радости жизни, но довольно часто является причиной психосоматических заболеваний. В качестве иллюстрации приведем данные В. Д. Тополянского и М. В. Струковской, которые свидетельствуют о нарастающей в настоящее время тенденции психосоматического реагирования на трудную ситуацию. По их мнению, не менее 50% больных, обращающихся в поликлиники и стационары, составляют здоровые люди, нуждающиеся лишь в психологической поддержке. В частности, ими подсчитано, что 150 больных с псевдоорганическими жалобами получили 496 курсов консервативной терапии, 811 ненужных терапевтических вмешательств и 244 бесполезные операции. Сегодня самой типичной формой реагирования на трудную ситуацию, отмечают авторы, становится депрессия. И если значение инфекционных заболеваний идет на убыль, то число психосоматических страданий, вызываемых эмоциональными трудностями, неуклонно продолжает расти. Некоторые считают, что это является следствием повышения уровня стрессогенности нашего общества. Однако можно согласиться с А. Б. Холмогоровой и Н. Г. Гаранян, которые убедительно показывают невозможность объяснения столь заметной динамики роста психосоматических заболеваний лишь увеличением уровня стрессогенности нашего существования. Безусловно, социально-экономическая нестабильность, требование быстрой адаптации к новым условиям обусловливают постоянные состояния нервно-психического напряжения. Но играет свою роль и быстрое включение нашей страны в европейскую псевдокультуру, основанную на культе успеха, достижений и силы, с одной стороны, и на культе рациональности, с другой. Это приводит к так называемому «эффекту обратного действия: культ успеха и достижения, при его завышенной значимости, ведет к депрессивной пассивности, культ силы - к тревожному избеганию и ощущению беспомощности, культ рациональности - к накоплению эмоций и разрастанию их физиологического компонента» (А. Б.Холмогорова).

Ранее говорилось о том, что психологически здоровый человек обладает возможностью не только конструктивно противостоять трудным ситуациям, преодолевать их, но и использовать их возможности для личностного роста и развития. Следовательно, в рамках психологического консультирования, ориентированного на сохранение психологического здоровья, встает проблема организации такой психологической поддержки человека в трудной ситуации, чтобы она не только обеспечила сохранение физического здоровья человека, но и обусловила его дальнейшее развитие. Более того, она должна «дать человеку ключ» к решению трудных ситуаций, который впоследствии он мог бы применять самостоятельно без посторонней помощи. Мы полагаем, что концептуальной основой в организации такой психологической поддержки должно стать рассмотрение конкретной трудной ситуации через анализ ее значения в жизненной судьбе человека.

Следуя логике изложения материала в предыдущих главах, предварим рассмотрение конкретных методов работы общим обсуждением проблемы свободы выбора человека в культурологических и психологических исследованиях.

Понятие судьбы уходит своими корнями в языческие и народные верования, в глубинный архетип матери-природы, которая определяет законы жизни любого существа. Поэтому не случайны именно женские персонификации судьбы, существовавшие в разных мифологиях (мойры, парки, норны). В христианстве она продолжает существовать в качестве божественного провидения, промысла, предопределения. Как показывает в своем анализе С. Г. Семенова, такое положение характерно для всех религий, но степень изначальной заданности судьбы человека «различна в зависимости от религии и конфессии: от фаталистической крайности ислама, где почти нет места свободе человека... до православного допущения идеи, что Бог намерен спасти всех, или до той замены «предопределения» намного более мягким «предвидением» Бога («Бог все предвидит, но не все предопределяет»).

Несколько по-другому представлен этот вопрос в русском народном сознании. С. Е. Никитина подробно анализирует его на материале устнопоэтических текстов. Судьба или доля для человека не случайна, она выпадает, ею наделяют. Кем насылается доля? Согласно славянским дохристианским воззрениям, долей человека наделяет божество - Род и Рожаницы. Позже эту функцию выполняет Господь, а родители исполняют его волю. Для нас важен вопрос: могут ли происходить изменения в предназначенной доле? Ответ на этот вопрос утвердительный. Но в большинстве своем изменения происходят в худшую сторону. Это может быть результатом своеволия, т. е. дурной воли, когда человек пытается уйти от предназначенной судьбы: «Своя волюшка доводит до горькой долюшки», «Волю дать - добра не видать» (цит. С. Е. Никитина). Близкая ситуация - неумение человека найти именно свою судьбу. Предполагается, что человек должен находиться в активном поиске своей судьбы, своего пути, и, если этого не происходит, доля может измениться в худшую сторону. Несколько другой вариант ухудшения судьбы - это воздействие злой чужой воли (порчи). Но при этом подчеркивается ответственность человека-жертвы за результат порчи. Он, по-видимому, отступил от каких-либо правил и дал тем самым возможность принять порчу на себя. Таким образом, отклонения в худшую сторону от предназначенной судьбы являются следствием нарушений поведения самого человека. Но возможно ли позитивное изменение судьбы? Да, человеку с наличием мужества и решимости дается лазейка в изменении судьбы. Т. В. Цивьян анализирует тексты, которые подводят к афоризму «Человек - кузнец своего счастья». В этом плане борьба с судьбой рассматривается как переход от пассивного ничегонеделания к активному формированию заложенного жизненного пути. В качестве наиболее яркого примера можно привести притчевый сюжет о лягушках в горшке с молоком: пассивная тонет, активная плавает, движением сбивает масло и выбирается наружу. Итак, можно сделать вывод, что, согласно традиционным представлениям, человек не был полностью свободен в выборе и реализации собственной судьбы. Более того, любую активность в этом плане следовало проявлять достаточно осторожно, поскольку слишком много возможностей ухудшить предначертанную судьбу. Но человек мог сначала понять свою участь и затем в рамках возможных изменений добиться ее улучшения. Причем возможные рамки изменений, как правило, достаточно широки.

Обратимся к рассмотрению проблемы судьбы в психологической литературе. Среди зарубежных авторов наибольший интерес к проблеме судьбы проявил швейцарский психолог Л. Зонди. Более того, понятие «судьбы» он сделал центром своей психологии, которую так и назвал «судьбоанализ». Человек, по мнению Л. Зонди, в плане своей судьбы в начале своей жизни подвергается существенному принуждению, т. е. вынужден проживать во многом навязанную судьбу. По мере возрастания его зрелости и умения делать самостоятельные выборы он подходит к свободной судьбе. При этом под свободной судьбой понимается прежде всего осознанная судьба, основанная на понимании выборов и принятии за них личной ответственности. Навязанная судьба трактуется Л. Зонди несколько своеобразно. Она находится под влиянием не только наличествующей окружающей среды, но и родового бессознательного. Родовое бессознательное, по мнению Л. Зонди, определяет главные выборы в жизни человека: супруга, профессии и хобби, болезни, а также способа смерти человека. Воздействие родового бессознательного не всегда негативно.

В частности, человеку приходится брать ответственность за родовое наследство, его дальнейшую передачу. Однако если ожидания предков были приняты бессознательно и проявились в слепой необходимости, то они могут тормозить и даже блокировать саморазвитие отдельных членов рода. Тем более что иногда «взятые поручения несут слишком большие требования к нашим возможностям или являются несовместимыми с другими родовыми поручениями» (Л. Зонди).

В отечественной психологической науке такие понятия, как жизненная направленность, смысл жизни, жизненная философия, жизненный путь, исследовали такие авторы, как К. А. Абульханова-Славская, А. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, С. Л. Рубинштейн.

Для целей психологического консультирования важно остановиться на идеях К. А. Абульхановой-Славской о роли мировоззрения человека для эффективного разрешения трудной ситуации. Отвечая на вопрос, что дает личности силу принципиальным образом разрешать жизненные противоречия, проводить единую линию в жизни, она говорит, что сила личности во многом определяется так называемой философией оптимизма - верой в будущее. Но не тупой косной верой, которая определяет бездействие человека, а верой, основанной «на сознании свой способности отстоять будущее, как бы ни сложились обстоятельства, пусть не для себя, а для других, за пределами собственной жизни».

Изучая проблему психологического здоровья, необходимо рассмотреть вопрос о роли образа жизни человека. Для этого важно выяснить, каково психологическое обеспечение одного и того же социального образа жизни у разных индивидов, какой психологической ценой платит человек за свой образ жизни. Нам кажется, что вопрос цены за образ жизни сегодня стоит особо остро. Принципиальное значение в этом плане для нас имеет положение Л. И. Анцыферовой о том, что ответом на этот вопрос является утверждение единства социального образа жизни и психологического стиля жизнедеятельности. При этом уместно указать, что проблема типологии психологических способов осуществления образа жизни в науке до конца не разработана.

Следует также иметь в виду мнение В. Г. Асеева, который отмечает, что важнейшая задача воспитания - научить человека достигать таких уровней функциональной мобилизации, волевого напряжения, которые могут потребоваться в жизни; психологически адаптировать его к широкому диапазону изменений в уровне удовлетворения потребностей, отражающих пределы ожидаемых колебаний условий его жизнедеятельности.

Человек должен уметь успешно справляться с внешними и внутренними трудностями, он в равной мере должен быть готов к испытанию «медными трубами» и к резкому ухудшению обстоятельств жизни.

Понятно, что жизненный путь человека напрямую связан с активностью личности. Эта проблема является старой, но вместе с тем и новой, так как современный перелом в развитии общества обнаружил разный уровень ее развития, ее новую направленность. Оказалось, что именно активность является одной из центральных характеристик человека, позволяющих преодолевать жизненные трудности без ущерба для здоровья. Поэтому остановимся на ней несколько подробнее, опираясь на исследования К. А. Абульхановой-Славской.

Активность рассматривается ею, с одной стороны, как качество субъекта деятельности, включающее саморегуляцию, комплексную мобилизацию. С другой стороны, активность определяется как особое высшее личностное образование, связанное с жизненным путем, целостной и ценностной временной организацией, проявляющееся в формировании жизненной позиции личности, ее жизненной линии, смысла и концепции жизни. При этом человек должен рассматриваться не как механическая абстракция, а как биологическое существо со своими реальными возможностями. Поэтому и качество деятельности, и жизненный путь будут преломляться через индивидуально-физиологические особенности человека.

Кроме того, важно учитывать соотношение двух форм активности: инициативы (риска, притязания на успех и т. д.) и ответственности, долга. Говоря о психологическом здоровье, следует иметь в виду, что оно предполагает не только высокую активность человека, но и отсутствие асимметрии между указанными формами: преобладания ответственности над инициативой или инициативы без личной ответственности.

Как мы только что убедились, и зарубежные, и отечественные исследователи соглашаются с тем, что человек является активным творцом собственной судьбы, хотя нельзя не считаться с некоторой долей предопределенных событий в его жизни. И главное, что необходимо человеку, - это по возможности осознать происходящее с ним и принять ответственность за совершаемый выбор.

После краткого анализа проводимых в этой области исследований вернемся к трудной ситуации и организации психологической поддержки для ее эффективного разрешения. Мы уже говорили, что концептуальной основой такой поддержки должно стать рассмотрение ее с позиций судьбы человека в целом. Определим точнее, что это означает. Здесь можно опираться на положение К. Юнга о том, что большие жизненные проблемы никогда не разрешаются навсегда. И это хорошо, поскольку смысл и существование таких проблем как раз и заключается не в их разрешении, а в том, чтобы человек работал над ними в течение всей своей жизни. В этом и заключается суть развития. Из этого следует, что для каждого человека можно выделить основные линии в его судьбе, вокруг которых концентрируются его основные жизненные трудности. Соответственно рассмотреть конкретную трудную ситуацию, с точки зрения судьбы человека в целом, означает: а) найти ее место на одной из основных линий напряжения; б) определить смысл ее появления и обучающие, ресурсные возможности. Таким образом, трудная ситуация рассматривается не как отдельная, изолированная от предыдущей и последующей жизни человека, а как закономерное звено в судьбе человека. Уже само такое понимание трудной ситуации заставляет дистанцироваться от самой ситуации, дает возможность увидеть в ней ранее не замечаемые аспекты.

Рассмотрим теперь конкретные этапы работы с трудной ситуацией.

Понятно, что сначала необходимо помочь человеку прийти в состояние готовности к изменениям. Мы уже отмечали абсолютно верное замечание А. Б. Холмогоровой и Н. Г. Гаранян о том, что для современного человека характерны культ достижений и силы, с одной стороны, и культ рациональности, с другой. Естественно, наличие таких ориентации у человека если не сделает невозможными изменения, то во всяком случае существенно их затруднит. И здесь искусство консультанта заключается в том, чтобы подвести человека к принятию собственной слабости и состояния «неума». Можно предложить ему понаблюдать за своими знакомыми и привести примеры, когда внешняя демонстрация силы свидетельствует лишь о скрываемой слабости. И наоборот, вспомнить ситуации, когда, оставаясь внешне слабым, без видимой защиты, человек мог противостоять трудной ситуации, сохранять устойчивость и душевное равновесие. Если со слабостью все понятно, то что означает состояние «неума»? Это понятие вводит А. Андреев, анализирующий духовные истоки славянской культуры. Состояние «неума» предполагает освобождение человека от набора личин, приобретенных в процессе жизни и мешающих ему жить счастливо. Однако личины - не просто набор ролевых форм поведения, но и все формы несущностного в человеке, включая болезни, отсутствие каких-либо способностей и т. п. Но в обыденной жизни именно набор личин принимается за ум или интеллект. Человеку же необходимо «высмеять из себя умника, чтобы остался один дурак» (Л. Андреев). И тогда, в этом состоянии дурости или «неума», он откроет дорогу своей божественной сущности и сможет, как Емеля на печи, творить чудеса.

Помимо необходимости расслабления, точнее - расслабленного движения, а не мобилизации перед лицом трудной ситуации для осуществления изменения, нужно уметь оставаться открытым помощи. По этому поводу приведем идеи представителя психосинтеза Э. Йоманс. Она утверждает, что часто человек не замечает предлагаемой ему помощи лишь потому, что не готов и не умеет ее замечать. Помощь же может принимать самые разные формы. Она может прийти в виде сновидения или журнала, случайно купленного в киоске. А может что-то перевернет в душе пролетевшая птица. Или же случайная встреча в метро напомнит давно забытые слова, например,

«Надо просто любить» и т. п. Приведем цитируемую Э. Йоманс историю Хью Пратера. Речь в ней идет о человеке, который попал на небеса и рассказывает Богу о своей жизни. «Благодарю тебя за помощь, что ты оказывал мне», - говорит он, окидывает взором расстилающийся внизу мир и видит две пары следов в тех местах, где он и Бог шли бок о бок друг с другом. Но тут ему вспоминаются мрачные периоды его жизни, он снова глядит вниз и замечает лишь одну пару следов. «Но где же ты был, - вопрошает он, - когда я так нуждался в Тебе больше всего? Ведь на песке отпечатки только одних моих ног». И Бог отвечает: «Именно тогда я нес тебя на руках». Итак, необходимо научиться видеть и осознавать как внутреннюю, так и внешнюю помощь и научиться ее принимать.

Следующий этап работы с трудной ситуацией - это определение основных линий напряжения в судьбе человека. Это довольно непростой этап, так как люди обычно не имеют опыта группировать, классифицировать происходящие с ними трудные ситуации. Они занимают их мысли лишь в тот момент, когда они происходят. Когда трудная ситуация тем или иным способом разрешается, люди склонны забывать о ней. Кроме того, классификация трудных ситуаций должна осуществляться с опорой не только на внешнюю похожесть или непохожесть событий, но и на сущностные сходства и отличия. Человеку же может быть трудно установить взаимосвязь между внешне различными, но сущностно сходными событиями. Приведем пример. Мужчина с выраженным чувством неполноценности (следствием детской внутрисемейной ситуации) в течение всей своей жизни пытается следовать завышенным притязаниям, не соответствующим его реальным возможностям. В результате этого жизнь его представляет цепочку подъемов, причем довольно высоких, и резких падений. Подъемы и падения осуществляются у него во всех жизненных сферах: работе, спорте, семейной жизни. Однако он не в состоянии увидеть эту закономерность, каждую трудную ситуацию рассматривает изолированно, пытается найти объективные причины случившегося, в результате терпит неуспех за неуспехом.

Как же подвести человека к пониманию трудной ситуации как закономерной в целостной судьбе? В качестве опорных вопросов для этой цели можно использовать следующие.

Каковы линии, вокруг которых концентрировались ваши основные жизненные трудности? Может быть, это отношения с противоположным полом, проблемы профессиональной реализации или материального обеспечения семьи? А может быть, какие-либо другие: болезни, конфликты с родителями или собственными детьми? Вполне вероятно, что основные жизненные трудности концентрируются вокруг психологических проблем: чувства неуверенности в себе, неполноценности или же страха перед внешним миром и потребности в защите. И тогда либо приходится доказывать всем, что ты чего-то все-таки стоишь. Или искать человека или обстоятельства, которые могут тебя защитить. Но может быть линия напряжения ваших проблем совсем иная. Как ее точнее описать? А на какую из линий напряжения можно поместить данную трудную ситуацию? Может быть, на этой линии уже были похожие трудные ситуации? Расскажите о них.

Очень важный этап работы с трудной ситуацией - рассмотрение ее как возможности приобретения нового опыта, нового качества, определение ее смысла и обучающего воздействия. Но для начала нужно помочь человеку избавиться от традиционного отрицательного взгляда на трудную ситуацию как ненужную и требующую немедленного разрешения. Для начала здесь удобно применить предложенную Т.Ахолой и Б. Фурманом технику «хороших наименований». Человеку предлагается придумать новое положительное название для своей ситуации и тем самым сосредоточиться больше на своем потенциале, чем на проблеме, открыть дорогу собственной активности. Например, слово «развод», которое традиционно ассоциируется с сильными негативными эмоциями, можно заменить на «существенное изменение семейной ситуации», «конфликт с начальником» - на «поиски своей профессиональной роли», «беспокойство за ребенка» - на «поиски границ ответственности: что я как мать должна сделать, что не могу». Как можно увидеть, такое переназывание ситуации делает акцент на поисках, изменениях, т. е. процессах, которые ведут к дальнейшему развитию человека. Хотя, как правило, произвести его довольно непросто. Могут потребоваться длительные размышления и помощь консультанта.

Иногда бывает полезно для поиска ресурсов преодоления трудной ситуации рассмотреть ее как символическую смерть. Здесь также можно опираться на работу Э. Йоманс. По ее мнению, люди проявляют недостаточно уважительное отношение к периодам разрушения как к необходимому этапу личного или общественного развития. И это объясняется тем, что наша культура «построена на отрицании смерти. Разрушение же порой весьма схоже со смертью - это отмирание определенных способов бытия и конкретных навыков преодоления жизненных трудностей. Поэтому нам еще предстоит узнать и убедиться, что на процесс распада можно смотреть совершенно иначе - как на важный и полезный этап строительства нового. Мы должны понять, что маленькие смерти необходимы, они являются частью жизни и неотделимы от нее». Интересно, что можно провести параллель между традиционными реакциями человека на трудную ситуацию и реакциями на реальное приближение смерти, выделенными Э. Кюблер-Рос. Согласно Э. Кюблер-Рос, умирающие обычно проходят пять стадий.

Первая стадия - отрицание ситуации: «Нет:, это не со мной. Со мной это не может случиться». Но и в трудной ситуации можно поначалу наблюдать ее отрицание: «В моей семье такое не может случиться. Я не могу потерять работу. Мой ребенок не может быть наркоманом» и т. п., т. е. наблюдается своеобразное «закрывание глаз» на существующую проблему.

Вторую стадию реального умирания характеризует гнев в отношении заботящихся людей или вообще здорового человека. В трудной ситуации гнев направляется в адрес предполагаемых виновников несчастья: мужа, свекрови, жены или школьной учительницы. Иногда гнев направляется на самого себя.

Третья стадия - стадия «торга», когда больной вступает в переговоры за продление жизни, обещая быть послушным пациентом или примерным верующим. В трудной ситуации человек «торгуется» так же - либо через уход в религию, либо в болезнь.

Четвертая стадия - депрессивная, когда умирающий замыкается в себе и уже ничего не делает. Так же и в трудной ситуации человек переходит к состоянию полного бездействия, апатии ко всему окружающему и прекращает активные попытки изменения ситуации.

Пятая стадия - принятие смерти, когда человек смиренно соглашается с концом своего индивидуального существования. Но так же как и реально умирающие люди далеко не всегда подходят к последней стадии смиренного принятия смерти, люди в ситуации символической смерти (трудной ситуации) оказываются не в состоянии ее принять. Нам бы хотелось привести слова Ф. Ницше, который полагал, что необходимо не только принять ту ситуацию, которая дана тебе судьбой, но и полюбить ее: «Я хочу все больше учиться смотреть на необходимое в вещах как на прекрасное: пусть это будет моей любовью».

Итак, принятие трудной ситуации как необходимой предпосылки дальнейшего развития с открытыми глазами и любовью в сердце - вот главный итог рассмотрения ее как символической смерти.

Но все-таки, даже если принять и полюбить трудную ситуацию, иногда ее смысл, обучающее воздействие бывает найти слишком сложно. Поэтому полезно обратиться к размышлениям о своем Я, своих возможностях, жизненных задачах. Для этого можно использовать методику «Мог бы я сказать так же». Клиенту предлагается ряд высказываний известных писателей, мыслителей. Ему необходимо найти среди них те, с которыми он согласен, т. е. мог бы сказать так же и обосновать свое мнение. Приведем примерные высказывания, которые можно использовать с этой целью.

«Похоже, что когда сделаешь все уроки и примиришься с тем, что уже взрослый, впереди остается одна старость».

(А.Камю)

«Да, именно случайность полна волшебства, необходимости оно неведомо. Ежели любви суждено стать незабываемой, с первой же минуты к ней должны слетаться случайности, как слетались птицы на плечи Франциска Ассизского».

(М. Кундера)

«Все, что неожиданно изменяет нашу жизнь, - не случайность. Оно - в нас самих и ждет лишь внешнего повода для выражения действием».

(А.Грин)

«Покуда люди еще молоды и музыкальная композиция их жизни звучит всего лишь первыми тактами, они могут писать ее вместе и обмениваться мотивами, но когда они встречаются в более зрелом возрасте, их музыкальная композиция в основном завершена, и каждое слово, каждый предмет в композиции одного и другого означают нечто различное».

(М. Кундера)

«Постоянно подвергал он свою жизнь отчаянному риску, то бродя по краю глубочайшей пропасти, то кидаясь вдруг вниз головой, чтобы поддержать в себе живое чувство, что он жив».

(Г. К. Честертон)

«Все привычки - дурные привычки. Сумасшествие выражается не в буйстве, а в покорности: в том, что человек погружается в какую-нибудь грязную ничтожную навязчивую идею и совершенно подчиняется ей».

(Г. К. Честертон)

«Он еще не знал, что в жизни вообще нет ничего неслыханно нового, и говорят люди друг с другом не для того, чтобы передать известные им сведения, а всего лишь, чтобы в очередной раз признаться в любви».

(А. Волос)

«Мы воспитываем детей, программируем, отдаем в математические школы, вскармливаем математических гениев, а они возьмут да и станут хиппи или обоснуют школу свободной любви. Т.е. если есть первичные символические структуры сознания, значит есть и феномен свободы, а если есть феномен свободы, то на скольких бы этажах вы не запрограммировали сознание - взбрыкнет человек».

(М. Мамардашвили)

«Открытость для знаний делает мага более уязвимым, чем обычного человека... - силы вокруг него становятся еще более опасными, если их игнорировать».

(А.Миндем)

«Подлинный аристократизм - это способность обойтись без всего и до конца сохранить себя».

(А. Битов)

«Не встречали ли вы, господа, тип людей, сознательно бегущих счастья и обрекающих себя на страдания, которым мысль о том, что только его сознательные действия превратили его в страдальца и что он был бы счастливым, если бы предусмотрительно не лишил бы себя счастья, - дает ему почти физиологическое наслаждение!... Так сказать, проституция жалости!»

(В.Ерофеев)

«Сперва он отдался древнему страху перед чудом, потом - безнадежному нынешнему страху перед тем, что чудес не бывает. Но когда возник реальный страх смерти во всей его грубой, беспощадной простоте, Сайм понял, что прежние страхи были пустыми фантазиями. Он чувствовал себя как человек, которому снилось, что он падает в пропасть, а поутру, проснувшись, он понял, что его ждет виселица».

(Г. К. Честертон)

«Если вы отнимете у ребенка гномов и людоедов, он создаст их сам. Он выдумает в темноте больше ужасов, чем Сведенборг; он сотворит огромных черных чудовищ и даст им страшные имена, которые не услышишь и в бреду безумца. ...Страх - не от сказок. Страх из самой души.

Дети и дикари пугливы - и правы. Они боятся этого мира, ибо он и впрямь опасен. Они не любят одиночества, ибо нехорошо, нет - очень плохо быть человеку одному. Дикарь страшится неведомого по той же простой причине, по какой агностик ему поклоняется, - потому что оно существует. Сказки не повинны в детских страхах; не они внушили ребенку мысль о зле или уродстве - эта мысль живет в нем, ибо уродство и зло есть на свете. Сказка учит ребенка лишь тому, что чудище можно победить».

(Г. К. Честертон)

«Нужно освободиться от бремени размышления о ничтожном, дабы с большей легкостью вершить важное».

(Сеньор Гильем де Бергедан)

«Надо понять... что все неважно: катастрофа, измена…Важно, что я живу, думаю и делаю все, что угодно, - и вот издалека доходит до меня какое-то облако счастья, которое с детства поднимается надо мной, - и оно окутывает меня и людей, которые мне близки; и против его счастливого тумана бессильно все, и все ненужно и смешно; а то, что есть, - бесконечно и радостно, и ничто не в силах отнять это у меня».

(Г.Газданов)

«Не болезнь наша худшая проблема, а то, что находясь под гипнозом культуры, мы верим - переживаемое нами плохо, его надо подавить и вылечить, а не полюбить и дать ему жизнь».

(А.Минделл, Э.Минделл)

«...Перед лицом неведомого в человеке дробится мораль... и не только мораль. Однажды заявил, что неведомое - важнейший побудительный мотив духовного развития».

(Д. Фаулз)

«Прошло много времени, прежде чем я понял, почему некоторые люди, например автогонщики, питают болезненное пристрастие к скорости. Смерть не заглядывает им в лицо, но, стоит им остановиться, чтобы прикинуть дальнейший маршрут, - всякий раз дышит в затылок».

(Д. Фаулз)

«Я понимал, что в природе не существует такого расчета в нашем человеческом, математическом смысле, но я видел, что происходят факты, доказывающие существование враждебных, для человеческой жизни гибельных обстоятельств, и эти гибельные силы сокрушают избранных, возвышенных людей. Я решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, чего не могло быть во внешних силах природы и в нашей судьбе, - я чувствовал свою особенность человека».

«Умирать не надо. Один раз умрешь - может быть, нужно бывает и полезно. Но ведь за один раз человек своего счастья не понимает, а второй раз умереть не успеешь. Поэтому тут нет удовольствия».

«А цветок, ты видишь, жалконький такой, а он живой, и тело себе он сделал из мертвого праха. Стало быть, он мертвую сыпучую землю обращает в живое тело, и пахнет от него самого чистым духом. Вот тебе и есть самое главное дело на свете, вот тебе и есть, откуда все берется. Цветок этот - самый святой труженик, он из смерти работает жизнь».

(А.Платонов)

Продолжим рассмотрение работы с трудной ситуацией. Если человек уже смог увидеть новые возможности, которые ему предоставила трудная ситуация, и порадоваться этому, можно переходить к возможности изменения трудной ситуации. Однако, как мы уже говорили, человек не всегда волен изменить ситуацию так, как ему это хочется. Поэтому после обсуждения проблемы свободы воли человека необходимо решить, что в этой ситуации нужно принять, а что можно изменить. Как правило, приходится принимать необходимости, кажущиеся абсолютно бесполезными. Например, одна женщина, еще со школьных времен не любящая и не умеющая делать любые точные подсчеты, в течение всей своей жизни постоянно ставится в ситуацию необходимости таких подсчетов, причем действительно почти бесполезных, как, положим, составление отчета о числе стаканов выпитого детьми молока (она работает учителем). Однако, как утверждает Р. Ассаджиоли, выполнение бесполезных действий является одним из важнейших способов тренировки воли. «Систематически проявляйте героизм в каких-то ненужных мелочах: каждый день совершайте что-то, что не имеет никакого смысла, просто как преодоление препятствия, и когда наступит час действительного испытания, вы сможете встретить его во всеоружии».

Подходя, наконец, к обсуждению с человеком действительных изменений его ситуации, можно встретиться с тем, что он совершенно не представляет желаемого результата. Кроме того, заявляя на словах о желаемых изменениях, на самом деле он не хочет ничего менять, и более того, - сам сопротивляется изменениям. Причем формы сопротивления изменениям внешне выглядят как объективные препятствия: болезнь, беспокойство за детей и т. п. А. Элис по этому поводу говорит так: «Люди характеризуются стремлением к бессознательному привычному продлению состояния, характеризующегося дисбалансом психических функций». Р. Ассаджиоли также отмечает, что такая важная фаза изменений, как определение цели, является слабым местом у многих пациентов. Но наиболее полно сопротивления изменениям определил калифорнийский психолог У. Глассер. Он говорит, что имеются несколько явных причин того, что люди выбирают страдания и не пытаются изменить свою жизнь. Первое - стремление получать помощь, внимание окружающих. Когда тебе плохо, сразу находится много людей, готовых тебя пожалеть. Второе - это использование страданий как способа контроля поведения других людей через инициирование у них сильного чувства вины. Третье - это наличие чрезмерного чувства собственного достоинства, стремления к могуществу и страх утраты его. Здесь страдания являются своего рода оправданием перед другими и самим собой того, что реально не достигается желаемое положение.

Итак, человек должен увидеть желаемое состояние или ситуацию, а затем сделать выбор пути, ведущему к этому состоянию. Здесь также можно столкнуться с трудностью осуществления выбора, особенно если имеются альтернативные решения. Нам кажется разумным использовать на этом этапе методику «Я уже выбрал».

Человеку предлагается представить, что он уже сделал один из возможных выборов, например перешел на новую работу. Затем послушать свои чувства: каково теперь самочувствие? Спокойно ли на душе? Стало ли жить радостно? Затем человек «возвращается» к точке выбора и идет по другому пути. Затем точно так же слушает свои чувства.

Перейдем к самому процессу изменения. Здесь необходимо иметь в виду замечание Э. Иоманс: «Я считаю, что нас подстерегают две крайности, о которых нельзя забывать: с одной стороны, это стремление обеспечить полную гарантию своих действий, что порой приводит к пассивности, инертности и зависимости, а с другой - желание добиться всего поскорее и слишком поспешный захват нового. Знание собственной склонности к тому или иному типу поведения в конкретных ситуациях поможет разобраться, с чем именно необходимо бороться». На практике чаще встречается вторая тенденция - «Я хочу, дайте сейчас». Поэтому важно прийти к пониманию того, что быстрые изменения редко возможны. Чаще существует период скрытого накопления нового качества жизни, затем возможно резкое его улучшение, причем настолько резкое, что самому человеку оно порой кажется невероятным.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!