Закрасьте различными цветами территорию греции. Повторение раздела «Древняя Греция»

В Древней Греции к VI в. до н.э. сложилось множество независимых государств (полисов). Греки были высокоразвитым народом. Они были хорошими воинами, умелыми торговцами, искусными ремесленниками. Кроме того, греки были отличными мореплавателями. Их жизнь во многом была связана с морем. Потому что Греция была со всех сторон окружена морями (см. карту). Земля Греции покрыта горами, часто по морю было добираться быстрее, чем по суше. Греки хорошо изучили окружающие их моря.

События

VIII-VI вв. до н. э. - Великая греческая колонизация.

Колонизацией греки называли основание новых поселений - независимых полисов в дальних землях.

Метрополией (дословно переводится как «город-мать») назвалось то государство, которое основало колонию. Колония не становилась зависимой от метрополии, это было самостоятельное государство.

Зачем греки основывали колонии?

  • Греция - небольшая страна. Когда увеличивалось население, сложно было его прокормить. Не хватало хлеба, к тому же в гористых районах его было очень сложно выращивать.
  • В Греции нередки были столкновения знати и демоса. Проигравшая группировка часто изгонялась из полиса и вынуждена была искать новое место жительства.

Где греки основывали колонии?

  • Все колонии Древней Греции были приморскими.
  • Греки основывали новые полисы на берегах Средиземного и Чёрного морей, по берегам Европы, Азии и Африки.

Известные греческие колонии (см. карту):

Запад - Сиракузы, Неаполь, Массилия.

Восток - Ольвия, Херсонес, Пантикапей. Соседями греков в этих краях были скифы.

Юг - Кирена.

Из колоний греки везли:

  • зерно,
  • металлы,
  • рабов.

Из Греции в колонии ввозилось:

  • оливковое масло,
  • вино.

Как повлияла колонизация на жизнь древних греков?

  • Развивались ремёсла,
  • повысился уровень жизни,
  • новый приток рабов,
  • расширился кругозор греков.

Участники

Рис. 1. Колонии Греции ()

Греки научились строить прочные деревянные корабли. Купцы везли на них изделия ремесленников и другие греческие товары в заморские страны. Шерстяными тканями славился Милет - греческий город в Малой Азии. Лучшее оружие производили в городе Коринфе, а лучшие гончарные изделия - в Афинах.

Сначала купцы лишь на короткое время приставали к чужим берегам для обмена товарами с местными жителями. Затем греческие торговые города стали основывать свои постоянные колонии на побережьях Средиземного и Черного морей (рис. 1).

В Греции было много желающих переселиться в колонии: ремесленников, надеявшихся найти там хороший сбыт своим изделиям, крестьян, потерявших землю, людей, вынужденных бежать со своей родины. Борьба демоса и знати в греческих полисах заставляла многих греков покидать родину. Гесиод писал, что бедняки уезжали, «чтобы от долгов освободиться и голода злого избегнуть». При победе знати ее противники вынуждены были бежать, спасаясь от мести победителей. Демос, добившись власти, изгонял враждебных ему аристократов. «Я на корабль беглеца пышный мой дом променял», - писал изгнанный аристократ.

Город, основывающий новую колонию, отправлял туда целую флотилию военных и торговых кораблей (рис. 2).

Рис. 2. Греческий торговый корабль ()

В чужой стране греки захватывали земли возле удобной бухты или в устье реки. Здесь они строили город и окружали его крепостной стеной. Переселенцы устраивали ремесленные мастерские, обрабатывали около города землю, разводили скот, торговали с племенами, жившими в глубине страны. У местных племен греки приобретали рабов. Часть рабов оставляли работать в колониях, а часть отправляли для продажи в Грецию.

Многие колонии не уступали по величине большим городам Греции. Греки не удалялись далеко от моря. Один древний писатель сказал, что они сидели на берегу моря, как лягушки сидят вокруг пруда.

В Греции благодаря торговле с колониями увеличился спрос на ремесленные изделия, а это способствовало дальнейшему развитию в ней ремесел и торговли. Стали быстро расти греческие города, расположенные возле удобных гаваней. Привоз рабов из колоний вел к развитию в Греции рабовладения.

Хотя греки расселились на огромной территории, они продолжали говорить на родном языке. Себя они называли эллинами, а свою родину - Элладой. В странах же, где возникли колонии, распространялась греческая культура - эллинизм.

На берегах Черного и Азовского морей сохранились развалины древних греческих городов - остатки крепостных стен, домов, храмов. Археологи находят среди развалин и в гробницах монеты, изделия ремесленников, надписи на греческом языке. Часть изделий изготовлена здесь, а часть привезена из Греции. На берегу Керченского пролива стоял один из наиболее древних и крупных греческих городов на юге нашей страны - Пантикапей (рис. 3).

Рис. 3. Пантикапей (Реконструкция) ()

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. W-st.ru ()
  2. Xtour.org ()
  3. Historic.ru ()

Домашнее задание

  1. Найдите на карте и опишите местоположение крупнейших греческих колоний: Массилия, Тарент, Сиракузы, Кирена, Милет.
  2. Назовите основные причины основания греческих колоний.
  3. Какой образ жизни вели греки на чужбине?
  4. Как повлияло распространение греческой культуры на местное население?
1. Изучение новой темы

– Ребята, давайте перенесемся в древний Афинский порт. Здесь собралось много народу. Послушаем их, о чем они говорят.
Мне нужно 4 желающих мальчика.

2. Сценка

– Ребята, посмотрите кто здесь представлен? (Демос и аристократия)
Участники сценки читают тексты.
– Итак ребята, по каким причинам они покидают родину? (Ответы детей)
– Представьте что вы – эллины. Живете в VIII в. до н.э. и перед вами встал вопрос:
– Куда отправиться?
– Где искать пристанища?

3. Работа с контурной картой

– У вас на столах лежат контурные карты. Обозначьте жирно точкой тот город откуда вы отправляетесь. Далее рисуете свой путь стрелками и в конце обозначаете пункт прибытия.
– Вам нужно также назвать выбранное вами направление.
Чтение стихотворения.

Все неизвестно! А пока туманы
Плывут под парусами корабля.
Там позади, – покинутая Эллада,
Там впереди чудесная страна.

– Мы отправляемся в путь…

4. Самостоятельная работа ребят

– Итак, уважаемые эллины, кто в каком направлении решил плыть? Кто желает показать свой путь на слайде?
– Итак, все три направления указаны
– А вот как это выглядит на исторической карте. Смотрите, как вы правильно сделали! Молодцы.

5. Творческое задание

– Вот причалило наше судно на берег неизвестной земли.
– Что вы здесь увидели?
– Опишите ваши первые впечатления от увиденного. Вспомните стихотворение, которое я читала.
(Ответы детей)

6. Работа с понятием

– Скажите, как греки назвали жителей, которых встретили в новой земле? Варвар.
– Почему греки всех чужеземцев называли варварами. Попробуйте найти правильный вариант из предложенных на карточке. (Ответы детей)
– А какое место вы выберете для строительства нового поселения? Вам подскажет карта.

Примерные ответы детей:

– поближе к морю, с удобной бухтой;
– рядом с водой (рекой);
– где много земли;
– где есть свободное место

– Согласна. Я бы тоже выбрала такое место. А древние греки так и сделали. Основали поселения, которые впоследствии стали большими городами. А названия им давали необычные, поэтические, которые выражали их чувства:
Феодосия, Ольвия, Херсонес… (Дается перевод названий городов)

– А как будет назваться тот город, откуда греки уезжали за море и основали колонии? Поможет найти ответ текст учебника.
Метрополия.

– Колонисты не теряли связи с метрополией. Торговцы постоянно посещали колонии и привозили из Греции много товаров, а обратно вывозили другие товары.
– Какие?
Чтобы ответить, поработаем с текстом учебника и заполним схему.
– Выпишите из текста, какие товары вывозили из Греции, а какие ввозили?

7. Самостоятельное заполнение схемы. Проверка.

16) Напишите, что означают эти слова.

    Ответ: Полис - небольшие самостоятельные породки. Ареопаг - совет старейшин. Архонты - высшие должностные лица. Демос - свободные граждане.

17) Заполните контурную карту «Древняя Аттика».

1) Обведите границы Афинского государства.

2) Закрасьте кружочки, обозначающие города Аттики: Афины, Пирей, Марафон. Напишите их названия.

3) Закрасьте важнейший район земледелия.

4) Обозначьте знаком серебряные рудники.

18) Впишите недостающие слова. Главные требования афинского демоса в VII (7-м) веке до н.э.

    1) Отменить долговое рабство

    2) Переделить землю

    3) Участвовать независимо от знатности в управлении (чем?) государством

19) Ответьте на вопросы к рисунку. «Рабыня раньше, а теперь свободная!» - произносит афинянин со свитком папируса в руках. Как его имя? О какой «рабыне» идет речь? Почему одни люди сбрасывают в пропасть камни, а другие с хмурым видом стоят поодаль? Какое событие из истории Древних Афин изображено на рисунке?

    Ответ: Со свистком: Солон, Рабыня: получила свободу. Земледельцам были прощены долги.

20) Впишите недостающие слова. Главное в законах Солона.

    1) Если должник не сумел отдать долг, то его самого запрещалось - отдавать долговое право

    2) Архонтом мог стать (кто из граждан?) - любой гражданин

    3) Для решения государственных дел стали созывать народ. собрание, в котором участвовали все афинские граждане.

    4) Судьи выбирались из (каких граждан?) свободных граждан.

21) Выполните задание. Земледельцы Древнего Египта часто запрягали в плуг не быков, а коров (более спокойными коровами легче было управлять). В Древней Греции, напротив, пахали исключительно на быках. Объясните, почему земледельцы разных стран использовали различных животных для пахоты.

    Ответ: Различия: климат, обработкой земли, распр. вид. животных.

22) Заполните контурную карту «Главные государства Греции и греко- персидские войны».

+ 2) Обведите границы двух областей в Южном Греции, находившихся под властью Спартанского государства. Напишите названия этих областей:

    а) Мессения

    б) Локония

+ 3) Обозначьте первыми буквами их названий главные города Афинского и Спартанского государств.

+ 4) Закрасьте кружочек, обозначающий место, где раз в четыре года проводились состязания атлетов Греции. Напишите его название.

+ 5) Обозначьте направления походов воиск и флота персидского царя Ксеркса.

+ 6) Обозначьте двумя скрещенными мечами (Х) места важнейших сражений во время греко-персидских войн. Напишите первые буквы их названий.

23) Вспомните древнегреческий миф. Вот начало мифа: «По всей Греции почитали этого могучего героя... » Как звали героя? Какой его подвиг изобразил художник?

    Ответ: Геракл. Победа над кровожадным львом.

24) Найдите ошибки в текстах.

+ 1) Благодаря плодородным почвам жители Аттики выращивали много хлеба. Напротив, оливкового масла и вина в Аттике не хватало: Вино и масло привозили из других стран.

    Ответ: Наоборот в Аттике не хватало хлеба, а вина и масла было вдоволь.

+ 2) Солон распорядился отпустить на волю всех рабов. Отныне рабов в Афинах больше не стало.

    Ответ: Рабы были, но их правда отменили

+ 3) Солон установил, что судьями в Афинах должны быть только знатные и богатые люди

    Ответ: Судьи были свободные люди

+ 4) Спарта была очень красивым городом. Чужеземцы обычно любовались её крепостными стенами, большим театром и прекрасными статуями.

    Ответ: Афины была очень красивым городом.

+ 5) Спартанские юноши славились тем, что писали грамотно, без единой ошибки, много читали. По своему образованию спартанцы превосходили остальных греков.

    Ответ: Спартанцы были знамениты своей силой и храбростью.

25) Впишите недостающие слова.

Торговля между городами Греции и греческими колониями на берегах Черного моря.

+ Купцы из городов Греции везли в колонии:

    а) Оливки

    б) Вино и керамика

    в) Ткань и оружие

+ Купцы покупали в колониях для перепродажи в городах Греции:

    а) Гончарные изделия

26) Заполните контурную карту «Основание греческих колоний».

1) Закрасьте одним цветом территорию Греции в III 98-м) веке до н.э., а другим цветом берега, колонизованные греками в VIII-VI (8-6-м) веках до н.э.

2) Закрасьте кружочек, обозначающие греческие колонии: Сиракузы, Массилия, Кирена, Ольвия, Херсонес, Пантикапей, Танаис. Напишите первые буквы их названий.

3) Напишите названия островов: Корсика, Сардиния, Сицилия, Крит, Кипр.

4) Закрасьте кружочек, обозначающий самую знаменитую колонию финикийцев (в Северной Африке). Напишите ее название.

5) Напишите названия морей - Средиземного, Чёрного.


27) Вспомните древнегреческий миф. Чему посвящена изображенная на рисунке сцена? Где, согласно мифу, она происходит? Как зовут героя, держащего яблоки? Как зовут великана? В чем были его обязанности?

    Ответ: Миф о Геракле. Царь города Микены приказал Гераклу принести яблоки. Изображены: Геракл и Атлант. Атлант держит небосвод, а герой Геракл обманул его.

28) Рассмотрите рисунки (с. 22) и ответьте на вопросы.

+ 1) Какой из кораблей - военный или торговый - двигался по морю быстрее? Чем объяснить большую скорость передвижения одного из кораблей?

    Ответ: Быстрее движется военный корабль. Потому что, волны волнуются сильнее, а также гребль много.

31) Найдите ошибки. Рассказывали то ли в шутку, то ли всерьез, что герой Троянской войны царевич Гектор ещё в то время, когда между греками и троянцами были мирные отношения, принял участие в Олимпийских играх. Гектор выставил четверку резвых коней, сам управлял колесницей и в гонках на ипподроме обогнал всех соперников. Жена Гектора (как вы помните, её звали Андромаха) была вне себя от радости, в числе других зрителей она восторженно кричала мужу: «Слава победителю!» . Сколько исторических ошибок вы нашли в этом рассказе?

    а) Во времена битвы в Трои не было Олимпийских игр

    б) Чужеземцы не участвовали в играх

    в) Женщины НИКОГДА не были на Олимпийских играх.

32) Ответьте на вопросы. При раскопках ассирийского города Ниневия найдена библиотека глиняных книг. Каждая книга представляет собой одну или несколько табличек. Внизу таблички стоит название книги. Любопытно, что оно автоматически получалось из первых слов произведения. Так, знаменитое сказание о Гильгамеше имеет заголовок «О всё видавшем», потому что начинается с этих слов. Представьте себе, что любимая греками поэма озаглавлена так, как было принято в библиотеке глиняных книг, а именно «Гнев, богиня, воспой». Что это за поэма? Чему она посвящена? С чего начинается и чем заканчивается?

    Ответ: Начинается так «Иллиада». В начале написано о ссоре Ахилла и Агемиолич, а конец - похороны Гектора.

33) Выполните задания.

+ 1) На рисунке слева изображены греческие воины. Опишите по рисунку их вооружение.

    Ответ: Вооружение: копья, щит, меч. Доспехи: панцирь, поногии, шлем

+ 2) Вспомните главные сражения греков с персами. Впишите недостающие буквы, слова и даты.

    а) На Марофонской равнине в 490 году до н.э. греками командовал стратег Мильтиад. Битва завершилась (кто победил) победой греков.

    б) В Фермопильском ущелье в 480 году до н.э. греками командовал спартанский царь Леонид. После битвы полчища Ксеркса вторглись (в какую часть Греции?) в Аттику и Биотию.

    в) В Саламииском проливе в 480 году до н.э. афинским флотом командовал Фемистокл. После поражения в морской битве персидский царь Ксеркс был вынужден отступить из Греции.

    г) Битва близ города Плате и в 479 году до н.э. завершилась разгромом персидских войск.

34) Ответьте на вопросы. Древнегреческий историк Геродот сообщает, что во время вторжения царя Ксеркса в Грецию персидские командиры гнали свои войска в бой кнутами.

+ 1) Какие особенности персидской армии отражает этот факт? Чем его можно объяснить?

+ 2) Почему граждане полисов Греции добровольно шли на смертный бой?

    Ответ: Греческая армия состояла из одних свободных людей, которые сражались за богов.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!