Адаптивная школа е а ямбурга. Учебное пособие: Адаптивная модель школы Ямбурга

Многофункциональный комплекс № 109, которым руководит Е.А. Ямбург с полным основанием можно назвать авторской школой. Часто его так и называют – школой Е.А. Ямбурга.

Сам Е.А. Ямбург назвал свою школу адаптивной, пояснив, что это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Адаптивная школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, а, с другой стороны – по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды.

Любая авторская школа в своей основе имеет некие педагогические идеи, которые опираются на определенный философский фундамент. Е.А. Ямбург отмечает, что в мире существует всего две образовательные философии: когнитивная (ориентирующая учителя на предметные программы, фиксирующиеся, поддающиеся оценке результаты, селективный отбор одаренных детей с их последующим специальным обучением) и аффективно-эмоционально-волевая (по-иному, личностная). В коллективах, придерживающихся личностной философии образования, за учениками внимательно наблюдают, обсуждают их личностный рост и развитие, много внимания уделяют индивидуальным интересам и проблемам учащихся.

Адаптивная школа предполагает гармонизацию двух образовательных философий, двух подходов. При этом важно не их механическое соединение, а обоснованная интеграция, взаимодополнение.

В схему адаптивной школы входят определенные модули, среди которых выделяются основные и сопутствующие. Модуль – это достаточно автономное структурное подразделение школы, имеющее свое здание и своего руководителя.

К основным модулям относятся следующие: детский сад, начальная школа, включающая 5-е классы, основная школа с гимназическими общеобразовательными классами и классами педагогической поддержки (6-е-9-е), старшая школа с лицейскими и общеобразовательными классами (9-е-11-е).

Сопутствующие модули – это центр диагностики, адаптации и развития им. Л.С. Выготского, медико-психологическая лаборатория, центр развития и досуга, компьютерный центр.



Рассмотрим специфику отдельных модулей в адаптивной школе. Детский сад существует в адаптивно-эмоционально-волевой парадигме. Это, конечно, предполагает и когнитивное (интеллектуальное) развитие детей, но оно не является доминирующим, самоценным.

В детском саду создаются условия для достижения ребенком определенного уровня развития личности, психологической готовности к школе. В детском саду медиками, психологами, дефектологами проводится комплексная диагностика детей, выявляются нуждающиеся в коррекционно-развивающей работе дети и с ними такая работа проводится.

Следующий модуль адаптивной школы – начальная школа с 5-ми классами. В собеседовании с детьми при приеме в начальную школу (если они поступают не из школьного детского сада) участвуют педагог, психолог, логопед, дефектолог, медик. При этом обязательно присутствуют родители. В начальной школе педагоги особое внимание обращают на оптимальное сочетание двух образовательных парадигм: аффективно-эмоционально-волевой и когнитивной. При этом акцентируется овладение учащимися начальной школы доступными им способами и навыками учебной деятельности. Освоение учебного материала сочетается со специальными коррекционными процедурами, которые устраняют факторы, тормозящие учение.

В начальной школе не выделяются классы различного уровня обучения, изучение всех предметов происходит в группах «смешанных способностей». Учебный материал преподносится порциями. Когда заканчивается работа над базовой учебной единицей, с помощью диагностических тестов выясняется, насколько успешно учащиеся усвоили учебный материал. Тем, кто усвоил, предлагается дополнительный, обогащенный материал. Тем, кто не усвоил, предлагается повторное изучение откорректированного материала. Новую базовую учебную единицу все учащиеся начинают изучать одновременно, но время, отведенное на ее изучение, не фиксируется. Если соотнести указанные характеристики процесса обучения с ранее рассмотренными технологиями (2.3), то становится ясно, что обучение в начальной школе идет по модели полного усвоения знаний.

В модуле основной школы происходит создание системы разноуровневого дифференцированного обучения, когда учащиеся распределяются по потокам обучения. Интересно, что в основной школе особое внимание уделяется освоению гуманитарной культуры. При этом происходит параллельное изучение на уроках истории, литературы, мировой художественной культуры (МХК) одной и той же эпохи. Каждую тему синхронизированного курса начинает учитель истории, а затем подключаются учителя литературы и МХК. Такой подход дает возможность избежать дублирования материала. К примеру, историк и литератор не касаются живописи, архитектуры изучаемой эпохи, этот материал в ведении преподавателя мировой художественной культуры.

Завершается изучение темы специальным комплексным уроком, экзаменом или зачетом, на котором учителя литературы, истории, МХК оценивают плоды совместной деятельности.

В основной школе продолжается углубление линии коррекционно-развивающего обучения. Работают классы педагогической поддержки, в которых обучается 9-12 человек. Сетка часов по основным предметам расширена, работа проходит под постоянным контролем специалистов медико-психолого-дефектологической лаборатории.

В основной школе создаются также классы гибкого состава (о них говорилось в 2.1.), когда дети сами выбирают уровень обучения по каждому отдельному предмету. В зависимости от достижений в течение учебного года ученик может три раза сменить уровень. Е.А. Ямбург называет такую форму организации учебного процесса стратификацией (т.е. разделением на страты – слои с разным уровнем образования).

В модуле старшей школы основное внимание обращается на когнитивные цели. В старшей школе действуют физико-математические, медико-биологические, медицинские, художественно-графические, гуманитарный лицейские классы.

Основные задачи образовательной деятельности включают интеллектуальную и общепсихологическую подготовку к сдаче вступительных экзаменов в вуз, профильную ориентацию, выполнение государственных стандартов образования в условиях разноуровневого и многопрофильного обучения в старшей школе.

Еще об одном модуле адаптивной школы хотелось бы рассказать. Это – центр развития и досуга. Он помещается в трех примыкающих друг к другу зданиях, где располагаются школьная конюшня (лошади, пони, коровы, овцы, козы, куры, кролики), эллинг для хранения и ремонта плавсредств, авторемонтные мастерские, клуб путешественников. Школьная парикмахерская и студия живописи, ваяния и зодчества находятся в здании основной школы.

Центр развития и досуга помогает организовать насыщенную интересными делами жизнь детей, дает возможность найти занятие по душе, формирует у маленького человека ответственное отношение к жизни через милосердие и сострадание. Лечить больного кролика, ухаживать за пони, присутствовать при рождении новой жизни, когда старшеклассники вместе со специалистами помогают появиться на свет маленькому жеребенку – все это и многое другое позволяет постепенно изживать природный детский эгоизм. Порой воздействие руководителя кружка или тренера на личность ребенка перевешивает влияние целого педагогического коллектива, ибо внешкольное воспитание всегда личностно.

В состав многопрофильной школы-комплекса входят детский сад, начальная школа, а также гимназические и лицейские классы разных профилей. 193 учителя обучают 2231 учащихся.

Практическая реализация модели адаптивной школы:

Одновременно выстраиваются линии лицейского, гимназического, коррекционно-развивающего и начального профессионального образования;

Осуществляются разноуровневые дифференцированные обучение и развитие учащихся с учётом их склонностей и способностей, состояния физического и психического здоровья.

Основные принципы построения модели адаптивной школы:

·системно-структурное целостное идеологическое и организационное единство её подсистем и отдельных объектов;

·полидисциплинарность;

·равноправное партнёрское сосуществование различных педагогических парадигм;

·постепенное преодоление противоречий когнитивной, личностной (эмоционально-волевой), культурологической и компетентностной парадигм образования;

·широкий оптимизационный подход.

Базовые черты модели адаптивной школы:

Наличие неоднородного состава учащихся («школа для всех»);

Ориентация на способности, склонности, жизненные планы;

Гибкость, открытость, своевременное адекватное реагирование на социокультурные и психолого-педагогические ситуации;

Создание необходимых условий для реализации вариативного образования в рамках одной школы;

Обеспечение содержательной и методической преемственности на всех этапах обучения;

Дифференцированное обучение;

Наличие диагностических, организационных и дидактических процедур, позволяющих осуществлять мягкие формы дифференциации, предлагающие перманентную перегруппировку учащихся на основе отслеживания динамики их развития;

Здоровье как интегральный показатель эффективности модели;

Оптимальная комбинация учебно-образовательных моделей.

Педагогический вестник. 2002, № 9. С. 7.

Ямбург Е.Ш. Школа для всех: Адаптивная модель. (Теоретические

основы и практическая реализация). – М.: Новая школа, 1996.

Гуманистическая школа В.А.Караковского (школа № 825 Москвы)

Школа № 825 была основана в 1970 г., в 1977 г. с приходом нового директора В.А.Караковского здесь началось создание гу­манистической воспитательной системы (ориентация на лич­ность), которая в своем становлении и развитии прошла несколь­ко этапов.

На первом этапе (1977-1981) была проведена диагности­ка педагогического и ученического коллективов, их деятельно­сти, взаимоотношений школы с социумом. Внедрялась и уточня­лась разработанная В.А. Караковским концепция воспитательной системы; были определены перспективы развития школы, созда­ны программные документы («Заповеди педагогического коллек­тива», «Нравственные принципы школьника образцового города» и др.); педагоги и учащиеся были включены в совместную твор­ческую деятельность, стали использовать коммунарскую методику. Итогом данного этапа явилось формирование нового педагогичес­кого мышления, переоценка ценностей и утверждение идеи о не­обходимости дальнейшего развития воспитательной системы.

Второй этап (1981 - 1986) характеризовался стабилизацией системы, четко оформлялись ее структурные компоненты, были созданы органы самоуправления. При этом главной ценностью считалась личность школьника, ее интересы и способности. По­высились качество успеваемости и уровень воспитанности уча­щихся. Внутри педагогического коллектива изменился стиль отно­шений, его стали определять демократизация, сотрудничество и сотворчество. Коллективная творческая деятельность приобрела господствующий характер. Однако в этот период появились про­тиворечия между учебной и внеучебной деятельностью, поставив­шие перед коллективом ряд новых задач, направленных на изме­нение ведущих видов деятельности, ее сущностных основ, - это и явилось основным содержанием третьего этапа развития ВС (1986-1988).

Следующим, четвертым, этапом формирования воспи­тательной системы стала отработка перспективных направлений дальнейшего ее развития. Вместе с тем широкомасштабные изме­нения в обществе, начавшиеся в 1991 г., привели к коренным преобразованиям в образовательной сфере. Провозглашенные принципы демократизации и гуманизации потребовали от педа­гогического коллектива внесения корректив во все структурные компоненты системы от цели до результата. В основу содержания воспитательной работы были положены общезначимые ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля. гуманные отношения стали главным механизмом воспитания личности. В воспитательной системе увеличилась степень свободы, возросла роль ситуации выбора и ситуации успеха. В методах воспитания стали преобладать диалог, групповая дискуссия, метод создания педагогической ситуации, условий для самореализации личности.

Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студ. высш.пед. учеб. заведений / Л.А.Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др.; под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – с. 25-26.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

«Адаптивная школа

Е.А. Ямбурга».

Троняева К.В.


Адаптивная школа – это школа, где каждый ребёнок независимо от своих способностей и индивидуальных особенностей УСПЕШЕН»

(Е. Ямбург)


Основные принципы системы образования в адаптивной модели

4. Принцип непрерывности и преемственности образования в системе “Школа-детский сад

3. Принцип

индивидуализации, дифференциации и

мобильности

образовательного

пространства

1. Гуманизация

2. Принцип единства культурного и образовательного пространства, основанного на исторических традициях

5. Принцип демократизации образования


Основным критерием деятельности педагогического коллектива новой модели образовательного учреждения является критерий развития личности детей, подростков.

Гуманизация образования направлена на поворот образования к целостной картине мира: мира культуры, мира человека; на очеловечивание знания;

на формирование гуманитарного

и системного мышления.


  • Принцип единства культурного и образовательного пространства, основанного на исторических традициях (как базы гармонизации национальных отношений).
  • Принцип индивидуализации, дифференциации и мобильности образовательного пространства. В основу принципа положен общедоступный характер образования в соответствии с индивидуально-возрастными особенностями ребенка, дифференциацией построения учебно-воспитательного процесса и разноуровневой образовательной подготовкой учащегося.
  • Принцип развивающего, деятельностного образования. Развитие личности ребенка, происходит в процессе специально организованной учебно-познавательной деятельности. В процессе этой деятельности ребенок осваивает не только знания, умения, навыки, но и приобретает опыт их самостоятельного добывания и применения как основного принципа жизнедеятельности. Знания, умения и навыки становятся средством развития личности каждого учащегося.

  • Принцип непрерывности и преемственности образования в системе “Школа-детский сад” означает такое построение социоэкологического пространства, когда ребенок, подросток учится, осознает жизненную необходимость постоянного обновления образования.
  • Принцип демократизации образования предполагает формирование иной, отличной от авторитарной культуры педагогических взаимоотношений, в основу которых положена система сотрудничества взрослого и ребенка, воспитателя, учителя и администрации образовательного учреждения.

Основные задачи адаптивной модели

Обеспечить научно-практическое построение процесса и содержания учебно-воспитательной деятельности в рамках непрерывного образования и преемственности в работе детского сада и школы.

Разработать и включить комплексную программу социолого-медико-психолого-педагогического обеспечения развития детей и подростков.

На основе опытных данных науки и результатов исследований по всестороннему развитию личности обеспечить индивидуальную траекторию развития детей и подростков.

Объединить внеклассное и внешкольное пространства образования в единую систему социоэкологического образовательного пространства модели.


Разработать программы по оказанию детям, учащимся и их семьям дополнительных услуг.

Разработать системы мер по повышению профессионального потенциала педколлектива в основании содержания образования, новых психолого-педагогических технологий и способности работать в экспериментальном и инновационном режиме.

Строить социоэкологическое пространство образования модели на основе новых требований к содержанию образования и новых психолого-педагогических технологий.

Осуществлять управление образовательным учреждением на основе современных управленческих технологий и их освоения педколлективом.

Сформулированные задачи конкретизируются на каждой ступени образования.


Структура адаптивной модели

В основу реализации задач “Школа-детский сад” положено ступенчатое построение системы образования.

II ступень:

Начальное обще образование:

1 - 4 классы (дети с 6 до 9 лет)

I ступень:

Дошкольное образование в детском саду

(дети от 4 до 5 лет);

школа раннего развития

(дети, проживающие на закрепленном микроучастке, не посещающие детский сад, от 4 до 5 лет).

На этой ступени образования предусмотрены классы возрастной нормы, развивающего обучения (система А.В. Занкова) и классы компенсирующего обучения.


IV ступень:

Среднее (полное) образование:

10-11 классы.

III ступень:

Основное общее образование:

5 - 9 классы (подростки с 10 до 14-15 лет).

В зависимости от готовности и выявленных индивидуальных особенностей учащихся, с учетом условий экспериментальной модели выделяются классы:

На этой ступени предусмотрены

следующие виды классов:

классы опережающего обучения;

возрастные нормы для детей, способных усвоить учебные программы без особых затруднений;

общеобразовательного уровня;

классы педагогической поддержки, в которых учатся дети, требующие коррекции режима учебно-воспитательного процесса и компенсации физического и психического здоровья.

опережающего развития;

индивидуальное обучение.


Вся деятельность внешкольных образовательных учреждений строится в соответствии с принципами социологической образовательной системы и направлена на решение основных задач модели.

В структуру модели включены:

1. Социолого-медико-психолого-педагогическая служба по оказанию образовательных услуг детям, подросткам и их родителям, педколлективу.

2. Научно-исследовательские лаборатории дидактики и психологии по разработке экспериментальных программ и оценки результатов экспериментальной и инновационной деятельности.


  • адаптация образовательного процесса к ученику и его индивидуальным особенностям;
  • небольшой коллектив учащихся , позволяющий эффективно реализовывать индивидуальный и дифференцированный подходы, индивидуально-групповое расписание;
  • «полный день» взаимодействия учителя и учащегося (9.00 – 16.00);
  • обеспечение комфортных условий для школьника (двухразовое питание, прогулки, обширная система дополнительного образования, психолого-медицинское обслуживание и др.);
  • здоровьесберегающая среда для участников УВП;
  • участие родителей через попечительский совет в софинансировании УВП и материально - технической базы школы


Самореализация

Исследовательская деятельность

Самоуправление

Обучение

Образование


  • небольшой педагогический коллектив, позволяющий педагогу занимать различные управленческие позиции – учителя, воспитателя, администратора;
  • работа школы одновременно в двух режимах – функционирования и развития;
  • привлечение к управлению школой родителей как обязательное и необходимое условия деятельности школы;
  • создание системы детского самоуправления школы как реализация демократического принципа управления и самоорганизация обучающимися своей жизни в школе.

ШКОЛА ЯМБУРГА

Официальное название этого государственного

среднего учебного заведения - Центр образования N 109 г. Москвы. А

неофициальное, на котором лежит печать личности, укладывается в два слова.

За прошедшие годы ее директор стал доктором педагогических наук, заслуженным учителем РФ, членом-корреспондентом Российской академии

образования и вообще сделался знаменит.

Сама же школа из экспериментальной площадки,

где обкатывалась адаптивная модель

(приспособление учебной системы к возможностям и потребностям учеников, а не

наоборот), превратилась в многопрофильный центр образования: детский сад, начальные классы,

гимназия, лицей, классы

педагогической коррекции...


ЦО N 109 знаменит в первую очередь как колыбель адаптационной модели школы (самому заведению уже 27 лет). То есть школы, где методы работы с учениками, формы обучения и подходы к организации учебного процесса подбираются в зависимости от того, какие дети учатся в том или ином конкретном классе. Не ребенок адаптируется в школе, а школа готова подстраиваться под него, исходя из его особенностей. Как результат - разноуровневая система обучения, дающая возможность каждому ученику реализоваться. Сегодня в центре образования 237 педагогов и 2020 учеников. При нем действуют театральная студия, школа художественных ремесел и даже парикмахерская (персонал - сами учащиеся). Однако директор Ямбург говорит: "Я совсем не считаю, что мы схватили бога за бороду. Нам еще работать и работать".


Главные принципы адаптивной школы - ориентация в первую очередь на особенности ребенка (как психические, так и физические), гибкий подход к обучению и отсутствие жесткого отбора на входе. Теоретически сюда принимают независимо от материального положения семьи. И независимо от определенных отклонений (кроме особо тяжелых случаев, так называемого контингента спецшкол-интернатов), которые где-то посчитали бы недопустимыми. "Чем раньше мы выявим нарушения (например, дисграфию или дислексию), тем вероятнее, что к школе мы ребенку поможем прийти в норму", - объясняет Евгений Ямбург. Поэтому собеседования, в том числе и с психологом, здесь проводят не для того, чтобы не взять, а для того, чтобы определить объем предстоящей работы.

На практике предпочтение отдают

все же жителям


Специфические особенности адаптивной школы полного дня адаптация образовательного процесса к ученику и его индивидуальным особенностям; небольшой коллектив учащихся, позволяющий эффективно реализовывать индивидуальный и дифференцированный подходы, индивидуально-групповое расписание; «полный день» взаимодействия учителя и учащегося (9.00 – 16.00); обеспечение комфортных условий для школьника (двухразовое питание, прогулки, обширная система дополнительного образования, психолого-медицинское обслуживание и др.); здоровьесберегающая среда для участников УВП; участие родителей через попечительский совет в софинансировании УВП и материально - технической базы школы 2


Информационная справка Школа 61 открыта в 1993 г. Городской набор учащихся 179 учеников Наполняемость классов – до 21 человека З а 2004 – 2007 гг. - 1 золотая медалистка, 7 серебряных медалистов Поступ ление в ВУЗ - 100% 9 дипломантов городских НПК, 1 лауреат всероссийской НПК «Открытие» в г. Ярославль Детская организация самоуправления Совет школы. Из 34 педагогов - 6 почетных работников образования, 3 отличника народного просвещения, 2 заслуженных учителя РФ, 1 лауреат государственного гранта как лучший молодой ученый Кузбасса Родители – заказчики и полноправные участники в управлении УВП Школьные герб, флаг и гимн, свои традиции 2 диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: Черданцева Е. В. «Адаптивная школа полного дня как фактор развития личности школьника» Христенко Е. В. «Подготовка учителя для работы в школе адаптивного вида». 3




Концепция Цель педагогической деятельности: такая организация учебно-воспитательного процесса, которая позволила бы в условиях здоровьесберегающей среды обеспечить вариативное образование школьника. Основной принцип содержания образования - индивидуально-дифференцированный подход в зависимости от уровня развития и здоровья, а также индивидуальных особенностей и способностей ребёнка Миссия школы - создание в школе 61 благоприятных условий, благодаря которым дети, изначально имеющие разные «стартовые» возможности на выходе из школы будут успешны, социально адаптированы, со сформированными коммуникационными, информационными и другими компетентностями. 6


Характеристика деятельности школы на данном этапе 1. реализация принципов модели адаптивной школы полного дня 2. развитие мыследеятельностных способностей обучающихся в рамках реализации инновационных педагогических технологий (система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова в начальной школе) 3. создана материально-техническая база для информатизация учебно-воспитательного процесса 4. реализация личностно-деятельностного подхода через индивидуально-групповое расписание, систему наставничества и системы дополнительного образования 5. реализация принципа демократичности управления школой 6. обширные внешние связи школы 7


Характеристика у чебно-воспитательн ого процесс а создание пространств учебно-воспитательного процесса, дающих школьнику возможность реализовать себя как субъекта своей жизни, деятельности и общения в условиях здоровьесберегающей, психологически комфортной среды. 8


10


Система дополнительного образования КружкиСпортивные секции Дополнительные предметы Углубление предметов ИЗО - студия Оригами Хор Театр Графика Русский народ. кружок Мягкая игрушка ОФП УШУ Хореография Латинский танец Футбол Волейбол Баскетбол Пионербол Бассейн Речь и культура общения Внеклассное чтение Логические задачи Сказкотерапия Психология общения Теория изобретательских задач Страницы британской истории Основы русской словесности Информатика с 1 кл. История с 3 кл. Выразительное чтение Риторика Практикум по русс. языку Практикум по математике Практикум по физике Практикум по химии Подготовка к ЕГЭ по русс. языку Подготовка к ЕГЭ по математике История цивилизации и мира Анализ художественного текста Правоведение Деловой русский язык 11


КемГУТанцевальный клуб «Фиеста» ТУСУРБассейн «Лазурный» Кузбасский институт экономики и права Центр развития творчества детей и юношества Завод. района КРИПКиПРОСибирская Федерация Ушу НМЦБиблиотека им. Гайдара КузГТУМОУ ДОД Городской ДЮЦ ГЭР Школа «Нооген» г. НовосибирскШколы 7, 42, Система внешних связей школы 61


Использование современных образовательных технологий Современные образовательные технологииСтадия использования 1 ступень 2 ступень 3 ступень 1 Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова 2 Проблемное обучение 3 Разноуровневое обучение 4 Исследовательские методы в обучении 5 Проектные методы обучения 6 Технология «дебаты» 7 Технология модульного и блочно-модульного обучения 8 Лекционно-семинарско-зачетная система обучения 9 Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых игр 10 Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) 11 Информационно-коммуникативные технологии 12 Система инновационной оценки «портфолио» 13 Здоровьесберегающие технологии 13


Особенности управления небольшой педагогический коллектив, позволяющий педагогу занимать различные управленческие позиции – учителя, воспитателя, администратора; работа школы одновременно в двух режимах – функционирования и развития; привлечение к управлению школой родителей как обязательное и необходимое условия деятельности школы; создание системы детского самоуправления школы как реализация демократического принципа управления и самоорганизация обучающимися своей жизни в школе. 14


Направления работы школы 1. обеспечение каждому школьнику индивидуальной траектории развития с учетом его физиологических и психических особенностей и способностей через систему индивидуальных портфолио обучающихся и внедрение индивидуально-групповых учебных планов (к 2010 г.); открытие на базе школы курсов подготовки детей 5 – 6 лет «Дошколенок» для подготовки к поступлению в школу 2. создание компетентностной среды для педагогов школы 61 через систему обучающих семинаров, мотивационную среду для самореализации педагогов, систему индивидуальных портфолио педагогов школы 3. совершенствование органа общественно-государственного управления «Управляющий совет» для более эффективного сопровождения УВП 4. изучение социального заказа, адресуемого школе для повышения актуальности предоставляемых школой дополнительных образовательных услуг 15



Адаптивная модель школы Ямбурга

4.Школа Ямбурга

Официальное название этого государственного среднего учебного заведения - Центр образования N 109 г. Москвы. А неофициальное, на котором лежит печать личности, укладывается в два слова.

За прошедшие годы ее директор стал доктором педагогических наук, заслуженным учителем РФ, членом-корреспондентом Российской академии образования и вообще сделался знаменит. Сама же школа из экспериментальной площадки, где обкатывалась "адаптивная модель" (приспособление учебной системы к возможностям и потребностям учеников, а не наоборот), превратилась в многопрофильный центр образования: детский сад, начальные классы, гимназия, лицей, классы педагогической коррекции... Школа Ямбурга - это еще и собственный театр, конюшня, флотилия с двумя пароходами и несколькими морскими ботами, мастерская художественных ремесел, кафе, парикмахерская, медицинские кабинеты... Это, если угодно, Ямбург-Сити, где чего только нет.

Директор столичного Центра образования № 109, заслуженный учитель РФ Евгений Александрович Ямбург еще и веселый человек. В коридорах на стенах в рамках не классики, а карикатуры на учителей. В приемной директора - раскрашенное скульптурное изображение самого Ямбурга, уменьшенного раза в полтора. Наверное, чтобы каждый, даже первоклашка, смог почувствовать себя с ним на равных.

ЦО N 109 знаменит в первую очередь как колыбель адаптационной модели школы (самому заведению уже 27 лет). То есть школы, где методы работы с учениками, формы обучения и подходы к организации учебного процесса подбираются в зависимости от того, какие дети учатся в том или ином конкретном классе. Не ребенок адаптируется в школе, а школа готова подстраиваться под него, исходя из его особенностей. Как результат - разноуровневая система обучения, дающая возможность каждому ученику реализоваться. Сегодня в центре образования 237 педагогов и 2020 учеников. При нем действуют театральная студия, школа художественных ремесел и даже парикмахерская (персонал - сами учащиеся). Однако директор Ямбург говорит: "Я совсем не считаю, что мы схватили бога за бороду. Нам еще работать и работать".

В советские времена эксперимент по созданию учебного заведения, способного подстроить стандартизованную и прямолинейную систему школьного обучения под ребенка, проводился фактически тайно. Нужны были разные методики обучения, рассчитанные на разные категории учеников. Опыт зарубежных коллег изучался подпольно и так же подпольно внедрялся в практику.

Сегодня адаптивные школы работают в 60 регионах России, в ближнем и дальнем зарубежье. Сам автор системы Евгений Ямбург подсчетом своих последователей не занимается и подчеркивает, что прочие адаптивные школы не являются копиями ЦО N 109 - педагоги там могут применять другие методики. Главное - сохранение основных принципов.

Каждая школа в идеале должна иметь свое лицо. В этой - никаких серо-зелено-голубых стен, атмосфера, в которой проводят время дети, не должна отдавать казенщиной. Другой принципиальный момент - есть все, что нужно для учебного процесса. Однако в ЦО о количестве компьютеров и прочего оборудования упоминать не принято, главное - техника обучения. Между тем недавно центр приобрел партию ноутбуков для учеников коррекционных классов. Достаточно показательно. Если речь идет о частной школе, тот тут уж сам бог велел организовать "удобства" на уровне выше среднего. А вот государственные учебные заведения, как правило, в этом отношении не блещут. В прямом и переносном смысле. Евгений Александрович говорит, что сам, приезжая с инспекциями в другие школы, в первую очередь обращает внимание на состояние сантехнических помещений, и специально показывает мне туалеты и умывальники - светлые кафельные полы, цветы, рыбки в аквариуме...

Школа обзаводится фирменными "фишками". Например, не так давно появился кусочек Старого Арбата - в него превратили один из холлов: почти настоящие фонари, макет фасада здания, где жил Окуджава, скамейки и небольшая площадка, которую можно превратить в импровизированную сцену.

На стенах - шаржи на учителей, видимо, для создания неформальной атмосферы. Естественно, никто не обижается - так принято. Уменьшенная копия директора школы, изготовленная из папье-маше, - прямо перед его кабинетом.

Несмотря на внешнюю и внутреннюю презентабельность, эта школа, говоря языком персонажей книги Чуковского "От двух до пяти", самая что ни на есть "всехняя". В том смысле, что "резать" вашего ребенка при поступлении никто не будет. Главные принципы адаптивной школы - ориентация в первую очередь на особенности ребенка (как психические, так и физические), гибкий подход к обучению и отсутствие жесткого отбора на входе. Теоретически сюда принимают независимо от материального положения семьи. И независимо от определенных отклонений (кроме особо тяжелых случаев, так называемого контингента спецшкол-интернатов), которые где-то посчитали бы недопустимыми. "Чем раньше мы выявим нарушения (например, дисграфию или дислексию), тем вероятнее, что к школе мы ребенку поможем прийти в норму", - объясняет Евгений Ямбург. Поэтому собеседования, в том числе и с психологом, здесь проводят не для того, чтобы не взять, а для того, чтобы определить объем предстоящей работы. На практике предпочтение отдают все же жителям близлежащих районов.

Гибкий подход, декларируемый адаптивной школой, - это возможность постоянно выбирать. В том числе и приемы обучения. Скажем, в вальдорфских школах учатся только по вальдорфским канонам, в школе Амонашвили - в соответствии с одноименной методикой. А здесь педагогический инструментарий может быть любым. Главное - чтобы он подходил детскому коллективу.

В детском саду ЦО N 109 есть группы, работающие по методике развития Монтессори, традиционные группы, были группы, использовавшие элементы вальдорфской педагогики, и т. д. Как будут учить вашего ребенка и в какой группе, зависит от его знаний, навыков и способностей.

Вопрос, волнующий родителей сразу после поступления, - в какой класс попадет ребенок? Система на первый взгляд сложная - обычные, коррекционные, гимназические, лицейные классы... Но она как раз и нужна для того, чтобы детям с разным уровнем развития нашлось место в школе и чтобы при этом они чувствовали себя комфортно.

Понятно, что коррекционные классы рассчитаны на детей, требующих повышенного внимания со стороны педагогов, на тех, кому учиться в обычном классе будет трудно. Учиться в гимназическом или лицейном классе более престижно, чем в общеобразовательном, но и гораздо сложнее. Например, в лицейном лингвистическом изучаются два иностранных языка, в медицинском серьезный акцент делается на химию и биологию и т. д.

Бывает, что в коррекционный класс идти не хочется. Причем сопротивляются родители. По словам директора школы, в таких случаях приходится долго доказывать, что коррекционный не значит плохой. Работа с родителями - удел не только дирекции, но и психолого-педагогической службы, без которой, по мнению Евгения Ямбурга, адаптивной школу сделать невозможно. Упрямцам разъясняют, что в коррекционном классе ребенку дадут те же знания - согласно государственному стандарту, но с применением других педагогических техник. Что в таком классе вдвое меньше учеников и потому педагог имеет возможность уделять каждому больше внимания. И что некоторым детям лучше на первых порах заниматься здесь и затем, подтянувшись, перейти в обычный класс, нежели изначально попасть в ситуацию постоянного неуспеха.

В гимназию поступают на конкурсной основе и по желанию: хочешь - сдавай туда экзамены, не хочешь - иди в общеобразовательный класс. Задачу поступления в лицей ЦО N 109 усложняет то, что туда принимают не только учеников центра - поступать может любой. Равно как и готовиться к поступлению на специальных курсах при центре. Обучение в лицее начинается с девятого класса.

Примечательно, что переходы от одного этапа школьной жизни к другому в адаптивной школе максимально щадящи. Так, часть первых классов находится на территории детского сада, то есть поступившие в них малыши пребывают в знакомой обстановке; часть пятых по той же схеме - на территории начальной школы.

Кстати, обучение в гимназических классах начинается не с пятого года обучения, как в других российских школах, а с шестого. На пятом же дети привыкают к новым педагогам, новой системе построения учебного процесса и т. п. Для учеников и это - достаточно серьезный стресс, подчеркивает Евгений Ямбург.

Занятия В ЦО N 109 продолжаются примерно до часа-двух дня. А после начинается самое интересное.

Например, у школы есть своя конюшня с 27 лошадями. Дело в том, что администрация ЦО решила ввести в школьный обиход иппотерапию. Показаний к ее применению множество. Так, даже у детей с ДЦП, которые регулярно ездят верхом, улучшается координация движений, появляется чувство уверенности в себе. Действенна иппотерапия и при менее серьезных проблемах со здоровьем.

Однако это не все. При ЦО функционирует клуб путешественников "Зюйд-Вест", члены которого зимой разрабатывают маршруты походов по Волге (эту реку ямбуржцы осваивают уже 15 лет), ищут информацию в интернете о каждом участке пути, шпаклюют плавсредства - школьный флот насчитывает 15 шестивесельных ялов (у ЦО есть еще и два собственных теплохода). В плавание по Волге отправляются летом. С одной стороны - это все интересно и, безусловно, познавательно. С другой - есть еще одна возможность перемешать самых разных детей и подростков. В походе ведь все в одной команде, кто, как и в каком классе учится, уже большого значения не имеет.

Речные путешествия, лошади - вещи уже привычные и для школьников, и для учителей. Но педагогика на марше: ЦО N 109 реализует новый проект - совместно с питомником собак. Ученики центра теперь там частые гости. "Статистика свидетельствует, что в большинстве случаев ребенок, у которого есть дома собака, учится лучше, - рассказывает Евгений Ямбург.- Причина проста: уход за собакой - кормление, выгуливание - дисциплинирует, вырабатывает ответственность. Кроме того, мы учим наших учеников общаться с разными детьми. В том числе и с инвалидами. Первая реакция наших ребят, впервые появившихся в интернате, - шок, они никогда не видели детей на колясках. Хозяева смущены, но мы пришли с собаками, и через них, как через посредников, дети все-таки начали общаться. В общем, это довольно серьезная научная работа, которую мы планируем продолжать".

Вопрос, сколько все это стоит, не может не возникнуть в голове современного, уже привыкшего всегда и за все платить родителя. ЦО N 109 - государственное учебное заведение. То есть базовое школьное образование здесь дается бесплатно.

Тем не менее часть услуг платная. Тем, кто выбрал более серьезный путь подготовки к поступлению в вуз - лицейские классы, часть предметов читают преподаватели из вузов - партнеров учебного центра. Например, из Высшей школы экономики. Эта статья расходов государством не финансируется. Также платным является изучение второго иностранного языка в лингвистическом классе и всевозможных углубленных учебных курсов. Например, изучение одного предмета на курсах подготовки к поступлению в лицей в месяц стоит в пределах 300 рублей.

Евгений Александрович признает, что периодически приходится прибегать к помощи родителей: содержание лошадей, плавсредств и прочей продвинутой школьной инфраструктуры - дело дорогое. Но, безусловно, стоящее.

адаптивный модель школа ямбург

Визнання на державному рівні доцільності запровадження іноземної мови у початковій школі змушує замислитись, над завданням раннього шкільного навчання цього предмета і можливостями їх реалізації. Як відомо...

Врахування вікових психологічних особливостей та інтересів у навчанні іноземної мови

Говорячи про учнів середньої школи, слід відмітити перш за все, що саме на основі знань, здобутих у початковій школі, вони мають оволодіти іншомовним мовленням у межах того мовного і мовленнєвого матеріалу...

История коррекционной педагогики

Проблема воспитания и обучения школьников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики...

Новые средства и методы образования

Среди новых педагогических течений второй половины XX в. можно отметить проект «Город как школа», который появился в 1972 г. в Нью-Йорке. Он задуман для старшеклассников, не сумевших получить сертификат об образовании...

Организационно-методические особенности уроков физической культуры с учащимися школьного возраста в малокомплектной школе

Малокомплектная школа - это школа, которая имеет маленькую комплектацию, то есть малое количество учащихся Малокомплектная школа имеет много отрицательных моментов, но в тоже время большие преимущества...

Освіта Румунії

Прийом в середні навчальні заклади: В кінці 8-го року навчання (у віці 14-15 років) всіма учнями здається загальнонаціональний тест. Починаючи з 2004 року цей тест носить назву Testarea Naюionalг і може бути зданий тільки один раз - у червні...

Представитель зарубежной реформаторской педагогики Вильгельм Август Лай

Лай считал что "школа действия" способна изменить социальную действительность Германии, а экспериментальная педагогика - синтезировать все педагогические искания начала ХХ века...

Проектная разработка программы непрерывного образования

Целью нашей проектной разработки является обеспечение высокого уровня поступления выпускников в высшие учебные заведения...

Развитие социальных способностей детей в педагогике С. Френе

Создавая школу, сориентированную на ребенка, С. Френе вовсе не склонен считать, что взрослые во всем должны полагаться на сиюминутные желания детей...

С пятилетнего возраста большинство американских дошкольников воспитываются в детских садах, по существу нулевых классах, в которых детей подготавливают к обучению в начальной школе, постепенно переходя от игры к чтению, письму...

Социально-педагогические особенности образовательной системы США

После окончания 5-го класса дети переходят в среднюю школу. Обучение в средней школе составляет 7 лет. Учащиеся 9-12 классов посещают high school, а более младшие - middle school. По окончании 12-го класса школьники получают сертификат...

Социально-педагогические особенности образовательной системы США

Американское образование в очередной раз подходит к заключительной фазе самооценки своих реформ. Это случается почти каждые десять лет. 18 апреля 2001 года президент выпустил программу "Стратегия образования". Это был смелый, комплексный...

Сравнительный анализ национальных систем образования Италии и Франции

В шесть лет дети поступают в начальную школу. Первые ее две ступени - 1 и 2 - бесплатны для всех. Все общеобразовательные предметы на этом этапе - чтение, письмо, рисование, арифметика, музыка и др. - являются обязательными...

Ян Коменский: педагогическое наследие

В своей книге "Материнская школа" Коменский пишет, что "дети бесценное сокровище." и как счастливы те, кому Бог даровал детей, "для родителей, дети должны быть милее и дороже, чем золото и серебро, жемчуг и драгоценные камни.". "Золото, серебро...



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!