Бесы (роман). Скрепление сообщества бесноватых кровью

В 1871-1872 годах вышло произведение известного русского писателя Ф.М. Достоевского «Бесы».

Действие произведения происходит в одном из губернских городков. Роман «Бесы», краткое содержание которого вы читаете, начинается с описания идеалиста Степана Трофимовича Верховенского и его с некоей Варварой Петровной Ставрогиной. Вокруг главного героя романа вьется либерально настроенная молодежь, восхищенная «позами» и «фразами» идеалиста. В это время ожидается приезд разжалованного гвардейца Николая Ставрогина, который является для многих «загадочной» личностью. Он известен своими кутежами и разнузданным поведением. Его мать Варвара Петровна Ставрогина мечтает женить его на Лизе Тушиной - дочери своей приятельницы. А своего подопечного Степана Трофимовича она желает видеть мужем ее воспитанницы Дарьи Шатовой. Но вскоре оказывается, что сын Ставрогиной, который неожиданно приехал, уже женат на Хромоножке - Марье Тимофеевне Лебядкиной. Когда об этом стало известно, Шатов - брат Дарьи - дает сыну Ставрогиной пощечину.

«Брожение» взглядов в народе

Вскоре у Ставрогина появляется сын Степана Трофимовича Петр Верховенский и приглашает его принять участие в тайном собрании некого революционного общества, которое грезит идеями отречения от Бога и анархизма. Николай появляется у Шатова, бывшего революционера, разочарованного в идеях данной группировки, и предупреждает его о том, что его хотят убить. В городе усиливаются атеистические и анархические настроения: люди жгут иконы, глумятся над церковными ритуалами. Среди этого хаоса готовится праздник, организованный женой местного губернатора Юлией Михайловной. В непростой период в истории России писал свой роман «Бесы» Достоевский. Краткое содержание его вряд ли передаст всю полноту идеологического конфликта, царствовавшего в то время.

Шатова обвиняют в измене

Революционер Петр Верховенский появляется в губернаторском доме и сообщает о том, что готов раскрыть государственный заговор. Фон Лембке он говорит, что в бесчинствах, которые творятся на улицах, замешен Шатов. Наведя на разочаровавшегося в своих идеях революционера напраслину, он отправляется к нему и приглашает на очередное собрание «наших». Вскоре все заговорщики собираются на «тайном вече», на котором Петр обвиняет Шатова в измене. Его цель - наведение смуты на улицах городка. Для предотвращения измен в рядах своих сторонников он решает скрепить тайное общество кровью, а жертвой должен стать Иван Павлович. Своими безумными замыслами Петр делится со Ставрогиным. В романе «Бесы», краткое содержание которого здесь приведено, Верховенский - это абсолютное зло.

Кровавая развязка

События быстро разворачиваются. Наступает праздничный день, объявленный Юлией Михайловной. В это время становится известно, что горит район Заречье. Это явно поджог. А еще сообщают о том, что убиты капитан Лебядкин, его сестра, бывшая женой Ставрогина, и слуги. Губернатор спешит на пожар. Там на него подает бревно. Лиза, накануне проведшая ночь со Ставрогиным, узнает от Верховенского о том, что Николай знал о задуманном убийстве людей и никого не предупредил. Она бежит на место пожарища. Кто-то в толпе признает ее как «ставрогинскую». Ее избивают до полусмерти. Спасти Лизу не удается. А тем временем анархист Верховенский продолжает делать свое черное дело. Он доносит на Шатова и, пользуясь поддержкой в губернаторском доме, предлагает его убрать. Вскоре на Ивана Павловича нападают пятеро. Среди них есть Петр Верховенский. Он его и убивает.

В романе «Бесы», краткое содержание по главам которого можно прочитать в течение 20 минут, более 500 страниц. Но я считаю, что очень полезным будет подробно разобрать оригинал произведения. Оно не теряет актуальности и в наши дни. Произведение «Бесы», краткое содержание которого приведено здесь, описывает сложный период в истории нашей Родины, когда в народе появились террористические и радикальные мысли.

В «Бесы» вошли части замысла большого романа «Жития великого грешника» , возможно, зародившегося у Достоевского сразу после возвращения из ссылки.

В процессе написания значительно усложнились идея и сюжет произведения. Полемика героев-идеологов продолжала линию, начатую ещё в романе «Преступление и наказание» . «Бесы» стали одним из значительнейших произведений Достоевского - романом-предсказанием, роман-предупреждением.

«Бесы» входят в ряд русских антинигилистических романов, в котором критически разбираются идеи левого толка, в том числе и атеистические, занимавшие умы молодёжи того времени. Д. Д. Минаев сравнивал «Бесов» с антинигилистическими романами В. П. Клюшникова , Н. С. Лескова и А. Ф. Писемского . Напротив, в 1872 году В. П. Буренин , критические отзывы которого ценил Достоевский , отделил роман «Бесы» от рядовых «антинигилистических» произведений Н. С. Лескова, Б. М. Маркевича , В. Г. Авсеенко , П. Д. Боборыкина , Н. Д. Ахшарумова . Критик писал: «<…> несмотря на всю болезненность творчества даровитого автора, все-таки приходится сказать, что „Бесы“ - едва ли не лучший роман за настоящий год» .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Действие происходит в губернском городе, по мнению литературоведов [кого? ] , напоминающем Тверь , и в поместье Варвары Петровны Ставрогиной. Сын либерала старинного образца Степана Трофимовича Верховенского Пётр Верховенский - главный идейный вдохновитель революционной ячейки. Он пытается вовлечь в революционное движение Николая Всеволодовича Ставрогина, сына помещицы Ставрогиной. Верховенский собирает «сочувствующую» революции молодёжь: философа Шигалева, Толкаченко («знаток народа»), бывшего военного Виргинского и др. Дабы связать кровью созданную им ячейку, Верховенский замышляет убийство бывшего студента Ивана Шатова, собирающегося порвать с революционерами и донести на них из-за увлечения идеей народа-«богоносца».

    Персонажи

    Тихон вглядывался молча.

    Успокойтесь. Я не виноват, что девчонка глупа и не так поняла… Ничего не было. Ни-че-го.

    Ну и слава Богу, - перекрестился Тихон.

    Это всё долго объяснять… тут… тут просто психологическое недоразумение. Он вдруг покраснел. Чувство отвращения, тоски, отчаяния выдавилось в лице его. Он замолчал, точно оборвал. Долго оба не говорили и не глядели друг на друга, больше минуты.

    Этот жест - именно то, что она мне грозила, был уже мне не смешон, а ужасен. Мне стало жалко, жалко до помешательства, и я отдал бы мое тело на растерзание, чтоб этого тогда не было. Не о преступлении , не о ней, не о смерти её я жалею, а только того одного мгновения я не могу вынести, никак, никак, потому что с тех пор оно мне представляется каждый день, и я совершенно знаю, что я осужден.

    Варвара Петровна Ставрогина - мать Николая Всеволодовича. Дочь богатого откупщика, который и оставил ей в наследство состояние и большое имение Скворешники, вдова генерал-лейтенанта Ставрогина (тот был как раз небогат, но зато знатен и со связями в обществе). К моменту смерти её супруга (последние несколько лет жившего в разлуке с женой) Степан Трофимович уже поселился в Скворешниках и даже в первое время, возможно, имел шансы жениться на Варваре Петровне (Рассказчик этого не исключает окончательно, а Пётр Степанович цинично замечает отцу, что, на его взгляд, такой момент действительно был). Во времена правления прежнего губернатора Ивана Осиповича пользовалась большим уважением и влиянием в губернии, злые языки даже говорили, что истинный правитель - вовсе не Иван Осипович, а она. Однако к началу действия романа вдова «особенно и сознательно устранила себя от всякого высшего назначения» и сосредоточилась на ведении хозяйства, достигнув в этом больших успехов. Находится в очень натянутых отношениях с женой нового губернатора Юлией Михайловной, воспринимая её как соперницу за главенствующее положение в обществе, что, впрочем, взаимно.

    Варвара Петровна очень опытна и умна, много времени провела в высшем свете, а потому прекрасно разбирается в людях. Незлая, но очень властная, деспотичная по натуре женщина. Способна на сильную, даже жертвенную привязанность, но требует полного подчинения от тех, на кого она распространяется. Ярким примером являются её отношения со Степаном Трофимовичем: во многом относясь к нему по-матерински («она сама сочинила ему даже костюм, в котором он и проходил всю свою жизнь»), она связывала с ним свои мечты и замыслы (он - видный гражданский деятель, а она - его покровительница), фактически содержала его в течение двадцати двух лет (более того, на её деньги жил его сын Пётр Степанович) и собиралась оставить ему наследство, которого хватило бы Степану Трофимовичу до конца жизни, однако при этом чуть ли не насильно собралась женить его на Дарье Павловне при малейшем подозрении о том, что у той роман с Николаем. В то же время даже после полного разочарования в Степане Трофимовиче её привязанность к нему не угасла. Столь же главенствующее положение занимает она и в отношениях со своей воспитанницей Дарьей Павловной и старой подругой Прасковьей Ивановной Дроздовой (которую считает безнадёжной дурой и не скрывает этого). А иногда Ставрогина сажает людей в «золотую клетку» своей любви вообще против их воли: в конце романа она наполовину предлагает, наполовину приказывает книгоноше Софье Матвеевне, попутчице Степана Трофимовича во время своего «последнего странствования», навеки поселиться в её имении на том основании, что нет у неё «теперь никого на свете».

    Степан Трофимович Верховенский - учитель Николая Ставрогина и Лизаветы Николаевны, отец Петра Степановича (единственного сына от первого брака, всего женат был дважды). Как замечает Хроникёр, в молодости, при Николае Первом он какое-то время (впрочем, всего «самую маленькую минуточку») для многих стоял в одном ряду с Белинским , Герценом , Грановским : защитив «блестящую диссертацию», задевшую тогдашних славянофилов, он начал читать в университете курс лекций («кажется, об аравитянах»). Однако после обнаружения полицией его поэмы на мифологический сюжет, которую могли счесть опасной, и неосторожного письма он поспешил бросить свою короткую преподавательскую деятельность и уехать в имение Варвары Петровны для обучения её сына (она давно приглашала), хотя мог бы отделаться просто объяснениями. При этом он уверял всех, что отправлен в ссылку и состоит под наблюдением, и сам же настолько искренне в это верил, что обижался на любые попытки его разубедить. В Скворешниках Степан Трофимович воспитывал и учил маленького Николая, сумев «вызвать в нём первое, еще неопределённое ощущение той вековечной, священной тоски», которую не променять на «дешёвое удовлетворение», но, по мнению Рассказчика, ученику сильно повезло, что в 15 лет его оторвали от не в меру чувствительного и слезливого учителя и отправили учиться в лицей. После этого бывший преподаватель остался на положении друга и приживальца в имении Ставрогиной, позднее переселился в собственный дом, однако продолжал часто видеться с Варварой Петровной и материально зависеть от неё. Изначально Степан Трофимович намеревался тратить освободившееся время на изучение словесности и истории и написание научных трудов, но в результате старел за картами, шампанским и бесцельной либеральной болтовнёй. Постепенно вокруг него сложился кружок, в который входили Хроникёр, Шатов, Липутин, Виргинский и др. В конце 1850-х, после того как о нём вспомнили в паре изданий «как о бывшей звезде в известном созвездии», вместе с Варварой Петровной совершил поездку в Петербург и попытался восстановить былое влияние. Сначала его принимали с успехом, но сама бывшая «знаменитость» понимала, что никто из тех, кто находился в тот момент в гуще общественной жизни, о нём ничего не знает и не помнит. Однако отношение к Степану Трофимовичу изменилось после того, как на публичных вечерах он стал превозносить искусство, а также в результате скандала: публика заклеймила Варвару Петровну и Степана Трофимовича за то, что на вечере у Ставрогиной после стычки между радикально настроенным юношей и генералом последнего не выгнали. Оставаться в Петербурге было бессмысленно, и Степан Трофимович, съездив на некоторое время за границу, вернулся в Скворешники, не вытерпев разлуки с Варварой Петровной. «Через два дня всё пошло по-старому и даже скучнее старого».

    После приезда Николая Варвара Петровна, подозревая, что между её сыном и Дарьей Павловной есть связь, чуть ли не силой попыталась женить на ней своего друга, но отказалась от этой идеи, оскорблённая тем, что Степан Трофимович посчитал, что его женят на «чужих грехах». При этом Варвара Петровна очень ревностно отнеслась к тому, что Степан Трофимович согласился жениться на Дарье Павловне и даже начал прихорашиваться (по наблюдениям Хроникёра, за последнее время «он видимо и быстро опустился»), ей было бы гораздо по душе, если бы он отказался от женитьбы, разъяснив свой отказ тем, что Варвара Петровна - единственная в его жизни женщина, пусть между ними и не предполагалось романа. На прощальном вечере Кармазинова Верховенский прочитал пламенную речь о том, что красота - самое важное в истории человечества, но был освистан как мякенький либерал 1840-х годов. Вскоре после этого, не вынеся больше своего положения нахлебника, он исполнил своё обещание и тайно ушёл из города. Однако по дороге он заболел и умер в случайном доме на руках у примчавшейся к нему Варвары Петровны и попутчицы Софьи Матвеевны, к которой он крайне привязался в конце жизни (без этого он не мог).

    Добрый, безобидный, но слабый, непрактичный, совершенно несамостоятельный человек. В молодости отличался редкостной красотой, которая и в старости его до конца не оставила. Находит полное взаимопонимание и искреннюю любовь со стороны детей, потому что сам, несмотря на свои почтенные лета, ребёнок. В то же время обладает очень острым в своём роде умом. Он прекрасно смог понять своё незавидное положение во время поездки в Петербург, даже в минуты оваций в его честь. Более того, он прекрасно разбирается в политических течениях и чувствует сильную вину и боль за то, что молодые радикалы извратили мечты и идеи его поколения, ведь сам он безответственно отстранился от возможности влиять на развитие этих идей в обществе. В первом после ссоры разговоре со своей покровительницей он сразу понимает, что она просто нахваталась новых слов от его сына. Сам по убеждениям либерал и идеалист, причём довольно возвышенных взглядов. Убеждён, что красота - самое важное в жизни человечества, главное условие его существования.

    Антон Лаврентьевич Г-в - герой-рассказчик, от лица которого ведётся повествование. Молодой человек, вхожий в высшее общество города, либеральных убеждений. Ближайший друг («конфидент») Степана Трофимовича.

    Пётр Степанович Верховенский - сын Степана Трофимовича, молодой человек лет двадцати семи. Образовал в городе «революционную пятёрку», организатор и главный исполнитель убийства Шатова. Мастер интриг, хитёр, умён и коварен, при этом часто изображает из себя шута . Прообразами этой мрачной фигуры были революционеры Сергей Нечаев и Михаил Петрашевский .

    Лизавета Николаевна Тушина - дочь Прасковьи Ивановны Дроздовой, подруги детства Варвары Петровны, около двадцати двух лет. Красивая девушка, во многом несчастная, слабая, но далеко не глупая. Многие приписывали ей роман со Ставрогиным; в конце произведения мы узнаём, что это правда. Преследуя свои цели, Пётр Верховенский сводит их вместе. Ночь, проведённая со Ставрогиным, открывает Лизе глаза, она понимает, что совершила большую ошибку, что он её не любит и никогда не любил. В состоянии помутнённого сознания она покидает его поместье и вместе с Маврикием Николаевичем, прождавшим её под дождём, отправляется на пожарище к дому убитых Лебядкиных, где умирает на руках у спутника, избитая разъярённой толпой, считающих её сопричастной к преступлению. Как и многие другие герои романа, Лиза погибает духовно обновлённой.

    Иван Павлович Шатов - сын камердинера Варвары Петровны. В молодости был исключён из университета и много путешествовал по Европе. Бывший член революционного движения, разуверившийся в его идеях. Как утверждают современники, Достоевский вложил в его уста свои собственные идеи. Прообразом его послужил И. И. Иванов, убитый «Народной расправой» . Погибает от рук кучки Верховенского.

    Дарья Павловна Шатова - сестра Ивана Павловича, воспитанница и приживалка Варвары Петровны. Одно время была невестой Степана Верховенского, но свадьба не состоялась, потому что тот не захотел жениться на «швейцарских грехах Николая Ставрогина».

    «Пятёрка» Верховенского:

    • Виргинский - тихий и серьёзный молодой человек тридцати лет, по словам хроникёра, «редкой чистоты сердца». Участвовал в убийстве Шатова, но пытался отговорить от него остальных членов «пятёрки», после убийства, не отрекаясь от социальных убеждений, проклинал «политический путь, на который был увлечен так нечаянно и легкомысленно „вихрем сошедшихся обстоятельств“». Частичными прототипами Виргинского считаются «нечаевцы» П. Г. Успенский и А. К. Кузнецов .
    • Лямшин - почтовый чиновник, хорошо играл на фортепьяно и имел актёрский талант, в результате чего фактически играл в высшем обществе города роль шута, при этом наряду с Липутиным имел отношение к различным хулиганским выходкам, имевшим большой резонанс. «Раболепно заискивал» перед Петром Верховенским. Участвовал в убийстве Шатова, после чего находился в маловменяемом состоянии и, наконец, признался в преступлении, предав остальных членов кружка.
    • Шигалев - брат жены Виргинского, чрезвычайно мрачный и не слишком красивый («уши неестественной величины <…> как-то особенно врознь торчавшие») человек. Разработал собственную систему переустройства общества, заслужившую высокую оценку П. Верховенского, однако в убийстве Шатова участвовать отказался, заявив, что оно противоречит его идеям.

    Эркель - очень молодой человек, прапорщик-артиллерист, попавший под влияние Петра Верховенского и фанатично преданный ему. Членом «пятёрки» не был, однако участвовал в убийстве Шатова и вёл себя во время и после него наиболее хладнокровно. Прототипом его был нечаевец Н. Н. Николаев.

    Семён Яковлевич , юродивый. Прототипом его послужил известный московский юродивый Иван Яковлевич Корейша . Ироничный образ юродивого в романе написан под впечатлением книги И. Г. Прыжова «Житие Ивана Яковлевича, известного пророка в Москве» .

    Семён Егорович Кармазинов - знаменитый писатель. Пожилой человек, лет 55, имеет не слишком приятную внешность и манеры (например, говорит он «медовым, хотя несколько крикливым голоском» с «дворянским присюсюкиванием»), самолюбив, напыщен, завистлив и лицемерен. Кармазинов является писателем-западником, однако в современных политических и общественных событиях он ничего не понимает и боится их, отчего заискивает одновременно и перед властью, и перед нигилистами. Является карикатурным изображением Ивана Тургенева (хотя при этом внешне является полной противоположностью последнего), многие факты биографии Кармазинова повторяют биографию Тургенева. Кроме того, фамилия «Кармазинов» напоминает фамилию другого русского писателя - Н. М. Карамзина , что, по мнению П. Бицилли, указывает на то, что Кармазинов является воплощением «упадочной формы русского европеизма» (с которым традиционно ассоциируется Карамзин) .

    Федька Каторжный - вор, убийца. Когда-то был крепостным Степана Верховенского, но за карточный долг отдан в рекруты. Позднее попал на каторгу, потом сбежал, творил убийства и грабежи. Убийца капитана Лебядкина и его сестры. После конфликта с Петром Верховенским убит одним из шпигулинских.

    Семейство фон Лембке - недавно назначенный губернатор Андрей Антонович и его жена Юлия Михайловна, к которой смог втереться в доверие Пётр Верховенский.

    Отец Тихон - бывший архиерей, проживающий «на спокое» в Спасо-Ефимьевском Богородском монастыре. Ставрогин наносит ему визит и даёт прочесть свою исповедь.

    Русская критика романа

    • Александрович Ю. Матрёшкина проблема. «Исповедь Ставрогина» и проблема женской души

    В «Бесы» вошли части замысла большого романа «Жития великого грешника» , возможно, зародившегося у Достоевского сразу после возвращения из ссылки.

    В процессе написания значительно усложнились идея и сюжет произведения. Полемика героев-идеологов продолжала линию, начатую ещё в романе «Преступление и наказание» . «Бесы» стали одним из значительнейших произведений Достоевского - романом-предсказанием, романом-предупреждением.

    «Бесы» входят в ряд русских антинигилистических романов , в котором критически разбираются идеи левого толка, в том числе и атеистические, занимавшие умы молодёжи того времени. Д. Д. Минаев сравнивал «Бесов» с антинигилистическими романами В. П. Клюшникова , Н. С. Лескова и А. Ф. Писемского . Напротив, в 1872 году В. П. Буренин , критические отзывы которого ценил Достоевский , отделил роман «Бесы» от рядовых «антинигилистических» произведений Н. С. Лескова, Б. М. Маркевича , В. Г. Авсеенко , П. Д. Боборыкина , Н. Д. Ахшарумова . Критик писал: «<…> несмотря на всю болезненность творчества даровитого автора, все-таки приходится сказать, что „Бесы“ - едва ли не лучший роман за настоящий год» .

    История создания

    Сюжет

    Действие происходит в губернском городе и в поместье Варвары Петровны Ставрогиной. Сын либерала старинного образца Степана Трофимовича Верховенского Пётр Верховенский - главный идейный вдохновитель революционной ячейки. Он пытается вовлечь в революционное движение Николая Всеволодовича Ставрогина, сына помещицы Ставрогиной. Верховенский собирает «сочувствующую» революции молодёжь: философа Шигалева, Толкаченко («знаток народа»), бывшего военного Виргинского и др. Дабы связать кровью созданную им ячейку, Верховенский замышляет убийство бывшего студента Ивана Шатова, собирающегося порвать с революционерами и донести на них из-за увлечения идеей народа-«богоносца».

    Персонажи

    Тихон вглядывался молча.

    Успокойтесь. Я не виноват, что девчонка глупа и не так поняла… Ничего не было. Ни-че-го.

    Ну и слава Богу, - перекрестился Тихон.

    Это всё долго объяснять… тут… тут просто психологическое недоразумение. Он вдруг покраснел. Чувство отвращения, тоски, отчаяния выдавилось в лице его. Он замолчал, точно оборвал. Долго оба не говорили и не глядели друг на друга, больше минуты.

    Этот жест - именно то, что она мне грозила, был уже мне не смешон, а ужасен. Мне стало жалко, жалко до помешательства, и я отдал бы мое тело на растерзание, чтоб этого тогда не было. Не о преступлении , не о ней, не о смерти её я жалею, а только того одного мгновения я не могу вынести, никак, никак, потому что с тех пор оно мне представляется каждый день, и я совершенно знаю, что я осужден.

    Варвара Петровна Ставрогина - мать Николая Всеволодовича. Дочь богатого откупщика, который и оставил ей в наследство состояние и большое имение Скворешники, вдова генерал-лейтенанта Ставрогина (тот был как раз небогат, но зато знатен и со связями в обществе). К моменту смерти её супруга (последние несколько лет жившего в разлуке с женой) Степан Трофимович уже поселился в Скворешниках и даже в первое время, возможно, имел шансы жениться на Варваре Петровне (Рассказчик этого не исключает окончательно, а Пётр Степанович цинично замечает отцу, что, на его взгляд, такой момент действительно был). Во времена правления прежнего губернатора Ивана Осиповича, Варвара Петровна пользовалась большим уважением и влиянием в губернии, злые языки даже говорили, что истинный правитель - вовсе не Иван Осипович, а она. Однако к началу действия романа вдова «особенно и сознательно устранила себя от всякого высшего назначения» и сосредоточилась на ведении хозяйства, достигнув в этом больших успехов. При этом она находится в очень натянутых отношениях с женой нового губернатора Юлией Михайловной, воспринимая её как соперницу за главенствующее положение в обществе, что, впрочем, взаимно.

    Варвара Петровна очень опытна и умна, много времени провела в высшем свете, а потому прекрасно разбирается в людях. Незлая, но очень властная, деспотичная по натуре женщина. Способна на сильную, даже жертвенную привязанность, но требует полного подчинения от тех, на кого она распространяется. Ярким примером являются её отношения со Степаном Трофимовичем: во многом относясь к нему по-матерински («она сама сочинила ему даже костюм, в котором он и проходил всю свою жизнь»), она связывала с ним свои мечты и замыслы (он - видный гражданский деятель, а она - его покровительница), фактически содержала его в течение двадцати двух лет (более того, на её деньги жил его сын Пётр Степанович) и собиралась оставить ему наследство, которого хватило бы Степану Трофимовичу до конца жизни, однако при этом чуть ли не насильно собралась женить его на Дарье Павловне при малейшем подозрении о том, что у той роман с Николаем. В то же время даже после полного разочарования в Степане Трофимовиче её привязанность к нему не угасла. Столь же главенствующее положение занимает она и в отношениях со своей воспитанницей Дарьей Павловной и старой подругой Прасковьей Ивановной Дроздовой (которую считает безнадёжной дурой и не скрывает этого). А иногда Ставрогина сажает людей в «золотую клетку» своей любви вообще против их воли: в конце романа она наполовину предлагает, наполовину приказывает книгоноше Софье Матвеевне, попутчице Степана Трофимовича во время своего «последнего странствования», навеки поселиться в её имении на том основании, что нет у неё «теперь никого на свете».

    Степан Трофимович Верховенский - учитель Николая Ставрогина и Лизаветы Николаевны, отец Петра Степановича (единственного сына от первого брака, всего женат был дважды). Как замечает Хроникёр, в молодости, при Николае Первом он какое-то время (впрочем, всего «самую маленькую минуточку») для многих стоял в одном ряду с Белинским , Герценом , Грановским : защитив «блестящую диссертацию», задевшую тогдашних славянофилов, он начал читать в университете курс лекций («кажется, об аравитянах»). Однако после обнаружения полицией его поэмы на мифологический сюжет, которую могли счесть опасной, и неосторожного письма он поспешил бросить свою короткую преподавательскую деятельность и уехать в имение Варвары Петровны для обучения её сына (она давно приглашала), хотя мог бы отделаться просто объяснениями. При этом он уверял всех, что отправлен в ссылку и состоит под наблюдением, и сам же настолько искренне в это верил, что обижался на любые попытки его разубедить. В Скворешниках Степан Трофимович воспитывал и учил маленького Николая, сумев «вызвать в нём первое, еще неопределённое ощущение той вековечной, священной тоски», которую не променять на «дешёвое удовлетворение», но, по мнению Рассказчика, ученику сильно повезло, что в 15 лет его оторвали от не в меру чувствительного и слезливого учителя и отправили учиться в лицей. После этого бывший преподаватель остался на положении друга и приживальца в имении Ставрогиной, позднее переселился в собственный дом, однако продолжал часто видеться с Варварой Петровной и материально зависеть от неё. Изначально Степан Трофимович намеревался тратить освободившееся время на изучение словесности и истории и написание научных трудов, но в результате старел за картами, шампанским и бесцельной либеральной болтовнёй. Постепенно вокруг него сложился кружок, в который входили Хроникёр, Шатов, Липутин, Виргинский и др. В конце 1850-х, после того как о нём вспомнили в паре изданий «как о бывшей звезде в известном созвездии», вместе с Варварой Петровной совершил поездку в Петербург и попытался восстановить былое влияние. Сначала его принимали с успехом, но сама бывшая «знаменитость» понимала, что никто из тех, кто находился в тот момент в гуще общественной жизни, о нём ничего не знает и не помнит. Однако отношение к Степану Трофимовичу изменилось после того, как на публичных вечерах он стал превозносить искусство, а также в результате скандала: публика заклеймила Варвару Петровну и Степана Трофимовича за то, что на вечере у Ставрогиной после стычки между радикально настроенным юношей и генералом последнего не выгнали. Оставаться в Петербурге было бессмысленно, и Степан Трофимович, съездив на некоторое время за границу, вернулся в Скворешники, не вытерпев разлуки с Варварой Петровной. «Через два дня всё пошло по-старому и даже скучнее старого».

    После приезда Николая Варвара Петровна, подозревая, что между её сыном и Дарьей Павловной есть связь, чуть ли не силой попыталась женить на ней своего друга, но отказалась от этой идеи, оскорблённая тем, что Степан Трофимович посчитал, что его женят на «чужих грехах». При этом Варвара Петровна очень ревностно отнеслась к тому, что Степан Трофимович согласился жениться на Дарье Павловне и даже начал прихорашиваться (по наблюдениям Хроникёра, за последнее время «он видимо и быстро опустился»), ей было бы гораздо по душе, если бы он отказался от женитьбы, разъяснив свой отказ тем, что Варвара Петровна - единственная в его жизни женщина, пусть между ними и не предполагалось романа. На прощальном вечере Кармазинова Верховенский прочитал пламенную речь о том, что красота - самое важное в истории человечества, но был освистан как мякенький либерал 1840-х годов. Вскоре после этого, не вынеся больше своего положения нахлебника, он исполнил своё обещание и тайно ушёл из города. Однако по дороге он заболел и умер в случайном доме на руках у примчавшейся к нему Варвары Петровны и попутчицы Софьи Матвеевны, к которой он крайне привязался в конце жизни (без этого он не мог).

    Добрый, безобидный, но слабый, непрактичный, совершенно несамостоятельный человек. В молодости отличался редкостной красотой, которая и в старости его до конца не оставила. Находит полное взаимопонимание и искреннюю любовь со стороны детей, потому что сам, несмотря на свои почтенные лета, ребёнок. В то же время обладает очень острым в своём роде умом. Он прекрасно смог понять своё незавидное положение во время поездки в Петербург, даже в минуты оваций в его честь. Более того, он прекрасно разбирается в политических течениях и чувствует сильную вину и боль за то, что молодые радикалы извратили мечты и идеи его поколения, ведь сам он безответственно отстранился от возможности влиять на развитие этих идей в обществе. В первом после ссоры разговоре со своей покровительницей он сразу понимает, что она просто нахваталась новых слов от его сына. Сам по убеждениям либерал и идеалист, причём довольно возвышенных взглядов. Убеждён, что красота - самое важное в жизни человечества, главное условие его существования.

    Антон Лаврентьевич Г-в - герой-рассказчик, от лица которого ведётся повествование. Молодой человек, вхожий в высшее общество города, либеральных убеждений. Ближайший друг («конфидент») Степана Трофимовича.

    Лизавета Николаевна Тушина - дочь Прасковьи Ивановны Дроздовой, подруги детства Варвары Петровны, около двадцати двух лет. Красивая девушка, во многом несчастная, слабая, но далеко не глупая. Многие приписывали ей роман со Ставрогиным; в конце произведения мы узнаём, что это правда. Преследуя свои цели, Пётр Верховенский сводит их вместе. Ночь, проведённая со Ставрогиным, открывает Лизе глаза, она понимает, что совершила большую ошибку, что он её не любит и никогда не любил. В состоянии помутнённого сознания она покидает его поместье и вместе с Маврикием Николаевичем, прождавшим её под дождём, отправляется на пожарище к дому убитых Лебядкиных, где умирает на руках у спутника, избитая разъярённой толпой, считающих её сопричастной к преступлению. Как и многие другие герои романа, Лиза погибает духовно обновлённой.

    Иван Павлович Шатов - сын камердинера Варвары Петровны. В молодости был исключён из университета и много путешествовал по Европе. Бывший член революционного движения, разуверившийся в его идеях. Как утверждают современники, Достоевский вложил в его уста свои собственные идеи. Прообразом его послужил И. И. Иванов, убитый «Народной расправой» . Погибает от рук кучки Верховенского.

    Дарья Павловна Шатова - сестра Ивана Павловича, воспитанница и приживалка Варвары Петровны. Одно время была невестой Степана Верховенского, но свадьба не состоялась, потому что тот не захотел жениться на «швейцарских грехах Николая Ставрогина».

    «Пятёрка» Верховенского:

    • Виргинский - тихий и серьёзный молодой человек тридцати лет, по словам хроникёра, «редкой чистоты сердца». Участвовал в убийстве Шатова, но пытался отговорить от него остальных членов «пятёрки», после убийства, не отрекаясь от социальных убеждений, проклинал «политический путь, на который был увлечен так нечаянно и легкомысленно „вихрем сошедшихся обстоятельств“». Частичными прототипами Виргинского считаются «нечаевцы» П. Г. Успенский и А. К. Кузнецов .
    • Лямшин - почтовый чиновник, хорошо играл на фортепьяно и имел актёрский талант, в результате чего фактически играл в высшем обществе города роль шута, при этом наряду с Липутиным имел отношение к различным хулиганским выходкам, имевшим большой резонанс. «Раболепно заискивал» перед Петром Верховенским. Участвовал в убийстве Шатова, после чего находился в маловменяемом состоянии и, наконец, признался в преступлении, предав остальных членов кружка.
    • Шигалев - брат жены Виргинского, чрезвычайно мрачный и не слишком красивый («уши неестественной величины <…> как-то особенно врознь торчавшие») человек. Разработал собственную систему переустройства общества, заслужившую высокую оценку П. Верховенского, однако в убийстве Шатова участвовать отказался, заявив, что оно противоречит его идеям.

    Эркель - очень молодой человек, прапорщик-артиллерист, попавший под влияние Петра Верховенского и фанатично преданный ему. Членом «пятёрки» не был, однако участвовал в убийстве Шатова и вёл себя во время и после него наиболее хладнокровно. Прототипом его был нечаевец Н. Н. Николаев.

    Семён Яковлевич , юродивый. Прототипом его послужил известный московский юродивый Иван Яковлевич Корейша . Ироничный образ юродивого в романе написан под впечатлением книги И. Г. Прыжова «Житие Ивана Яковлевича, известного пророка в Москве» .

    Семён Егорович Кармазинов - знаменитый писатель. Пожилой человек, лет 55, имеет не слишком приятную внешность и манеры (например, говорит он «медовым, хотя несколько крикливым голоском» с «дворянским присюсюкиванием»), самолюбив, напыщен, завистлив и лицемерен. Кармазинов является писателем-западником, однако в современных политических и общественных событиях он ничего не понимает и боится их, отчего заискивает одновременно и перед властью, и перед нигилистами. Является карикатурным изображением Ивана Тургенева (хотя при этом внешне является полной противоположностью последнего), многие факты биографии Кармазинова повторяют биографию Тургенева. Кроме того, фамилия «Кармазинов» напоминает фамилию другого русского писателя - Н. М. Карамзина , что, по мнению П. Бицилли, указывает на то, что Кармазинов является воплощением «упадочной формы русского европеизма» (с которым традиционно ассоциируется Карамзин) .

    Федька Каторжный - вор, убийца. Когда-то был крепостным Степана Верховенского, но за карточный долг отдан в рекруты. Позднее попал на каторгу, потом сбежал, творил убийства и грабежи. Убийца капитана Лебядкина и его сестры. После конфликта с Петром Верховенским убит одним из шпигулинских [кто? ] .

    Семейство фон Лембке - недавно назначенный губернатор Андрей Антонович и его жена Юлия Михайловна, к которой смог втереться в доверие Пётр Верховенский.

    Отец Тихон - бывший архиерей, проживающий «на спокое» в Спасо-Ефимьевском Богородском монастыре. Ставрогин наносит ему визит и даёт прочесть свою исповедь.

    Русская критика романа

    • Александрович Ю. Матрёшкина проблема. «Исповедь Ставрогина» и проблема женской души
    • Бердяев Н. А. Духи русской революции
    • Бердяев Н. А. Ставрогин
    • Бём А. Л. Эволюция образа Ставрогина (К спору об «Исповеди Ставрогина»), София, 1931
    • Бём А. Л. Сумерки героя (Этюд к работе: Отражение «Пиковой дамы» в творчестве Достоевского)
    • Бобров С. П. «Я, Николай Ставрогин»
    • Бродский Н. Л. Угасший замысел
    • Булгаков С. Н. Русская трагедия
    • Виноградов В. В. Последний день приговорённого к смерти (Конец Кириллова)
    • Вышеславцев Б. П. Русская стихия у Достоевского
    • Гессен С. И. Трагедия зла (Философский смысл образа Ставрогина) // Путь. Париж, 1932. № 36. С. 44-74
    • Гроссман Л. П. Стилистика Ставрогина
    • Гроссман Л. П. Спешнев и Ставрогин (статье предшествовал доклад «Бакунин и Достоевский». Напечатан в журнале «Каторга и ссылка» 1924, 4).
    • Долинин А. С. «Исповедь Ставрогина»
    • Достоевский Ф. М. Бесы. Роман в трех частях. «Бесы»: Антология русской критики / Сост., подгот. текста, посл., коммент. Л. И. Сараскиной. М.: Согласие, 1996. 743 с.
    • Иванов Вяч. И. Основной миф в романе «Бесы»
    • Иваск Ю. П. Упоение Достоевского
    • Комарович В. Л. Неизданная глава романа «Бесы»
    • Мережковский Д. С. Пророк русской революции
    • Переверзев В. Ф. Достоевский и революция
    • Полонский Вяч. П. Николай Ставрогин и роман «Бесы» («Печать и Революция» 1925, 2)
    • Сараскина Л. И. «Бесы»: роман-предупреждение Москва, Советский писатель. 1990

    Евгений Стычкин
    Леонид Мозговой
    Ирина Купченко

    «Бе́сы» - 8-серийная экранизация романа Ф. М. Достоевского «Бесы ». Режиссёры фильма - Валерий Ахадов и Геннадий Карюк .

    Произведено по заказу Правительства Москвы кинокомпанией «Телефильм». В России фильм был впервые показан телеканалом «Столица» в конце 2008 года.

    «Бесы» - роман-предсказание, роман-предостережение, наиболее точно и безжалостно описавший «трагедию русской души» [ ] . Эпиграфом к роману служат отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Бесы» и цитата из Евангелия об изгнании бесов Иисусом.

    Хоть убей, следа не видно Сбились мы, что делать нам? В поле бес нас водит видно Да кружит по сторонам.......................... Сколько их, куда их гонят, Что так жалобно поют? Домового ли хоронят, Ведьму ль замуж выдают?

    Тут на горе паслось большое стадо свиней, и они просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, вышедши из человека, вошли в свиней; и бросилось стадо с крутизны в озеро, и потонуло. Пастухи, увидя случившееся, побежали и рассказали в городе и по деревням. И вышли жители смотреть случившееся, и пришедши к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисусовых, одетого и в здравом уме и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.

    События, происходящие в обычном губернском городе, удивительным образом точно отражают происходящее во всей стране. С бесами сравнивает Достоевский молодых представителей интеллигенции - прототипов революционеров конца девятнадцатого века. В их деятельности, мыслях, поступках заключены вся нечистота, вся мразь, все бесы, накопившиеся в России за века - перефразированые слова Степана Трофимовича Верховенского перед своей смертью.

    Сюжет [ | ]

    Маленький губернский город встретил очередную осень. Теперь колокольный звон местного моныстыря разливался над потемневшими от дождей и ветров деревянными долмами, кирпичными стенами, и пустынными улицами. В одном из окон монастыря теплится свет от горящих свечей. Это келья Тихона, высокого, худощавого монаха лет пятидесяти пяти. В домашнем подряснике он стоит на коленях перед старинным Евангелием и читает почти про себя. А в это время во двор монастыря зашёл красивый молодой человек с лицом, напоминающим маску. Служка провел его к Тихону. «Вы знаете меня?», - спросил пришедший на исповедь, - «Много сходства с Вашей родительницей - внутреннего, духовного». Молодой мужчина протянул монаху исписанные листы. Тихон читал: «Я, Николай Ставрогин, отставной офицер, четыре года назад жил в Петербурге, предаваясь разврату, в котором не находил удовольствия…» Рассказ о событиях, потрясших доселе ничем не примечательный город, поведёт юноша. Он называет себя Хроникером, хотя наблюдения его весьма далеки от непроницаемой бравурности газетных страниц. Он любил и страдал, а посему является живейшим участником и как никто другой право имеет на это повествование.

    Отъезжающий от железнодорожной станции экипаж привлек к себе чрезвычайное внимание. В город приехали двое - человек необыкновенной красоты с лицом, напоминавшим маску - Николай Ставрогин, и Петр Верховенский, его завистник и почитатель. Их приезд и есть начало событий, ставших впоследствии легендами. Однако для полноты картины Хроникер рекомендует воротиться несколько назад. Город ещё живёт обычной жизнью. В гостиной у Степана Трофимовича Верховенского собралось местное общество. В городе передавали, что кружок этот - рассадник вольнодумства и безбожия… Степан Трофимович, обожавший своё положение «гонимого» и, так сказать, «ссыльного», утверждает, что всю жизнь зовет к труду, говорит, что Россия - это слишком великое недоразумение, и предлагает тост за тех, кто сумел пострадать за свой народ. Его слова возмущают Шатова - бывшего студента, человека скромного, о причинах угрюмости которого нам предстоит узнать позже. Здесь же Виргинский и Лямшин, Липутин и Кириллов и, конечно, Хроникер, как же без него? Небесполезно нам будет также познакомиться с матерью Николая Ставрогина - Варварой Петровной, женщиной нравственной, но властной. Когда-то она изменила жизнь Степана Трофимовича, предложив ему за вполне приличный пансион принять на себя воспитание её единственного сына, в качестве высшего педагога и друга. Тогда имя молодого ученого произносилось чуть не наряду с именами Чаадаева, Белинского, но деятельность его окончилась почти в ту минуту, как и началась. В это самое время воротилась из Швейцарии вечно пребывающая в дурном расположении духа давняя приятельница Варвары Петровны - Прасковья Ивановна Дроздова и привезла с собой воспитанницу Ставрогиной - Дашу, якобы та стала причиной её размолвки с дочерью Лизой. Говорит, Ставрогин стал разговаривать с Дашей, а Лиза - давай беситься. «Не мог Nikolais увлечься Дарьей», но план уже созрел. Учинив допрос девушке, спустя час, Варвара Петровна мчится по мокрому городу, чтобы приказать Степану Трофимовичу жениться на Даше. - «Никогда не думал, что Вы выдадите меня за другую женщину»… - Но мы верим Хроникеру, утверждающему, что «самая тонкая и деликатнейшая связь соединила эти два столь замечательные существа навеки». В маленьком городе слухов не утаить. И вот мерзкий Липутин, чем-то напоминающий сыщика, доносит пожилому человеку, что женят его на чужих грехах, несмотря на то, что основой для сплетен стали всего лишь предположения Прасковьи Ивановны. Степан Трофимович впадает в истерику, вспоминает свою вину перед сыном своим - Петром Верховенским. Весь город уже кричал о красоте Лизаветы Дроздовой. Хроникер как раз убеждал Степана Трофимовича в безумии его предположений, когда в костюме амазонки верхом на коне им встретилась Лиза в сопровождении спутника. Вдогонку пьяный Лебядкин, влюбленный в неё, как и все в этом городе, ревет ей на всю улицу сумасбродные стихи. Нашему Хроникеру наконец-то посчастливилось быть представленным красавице, хотя он и тешит себя мыслями, что его ослепление продлится недолго. Он берется помочь ей найти знающего человека для весьма оригинальной затеи - собрать любопытные газетные статьи в хронику города. В качестве знатока печатного дела был представлен Шатов, но узнав о том, что Ставрогин также давал о нём рекомендации, Шатов наотрез отказался помогать Елизавете. Прослышав от Шатова, что проживает он в доме Филиппова рядом с Лебядкиными, Лиза отчаянно просит устроить ей встречу с хромой сестрой Лебядкина. Хроникер не в силах ей отказать. Он отправляется к Лебядкиным, и Шатов заводит его в гости к Марье. Блаженная, она проявляет ко всем бездну любви: «Странно мне всех вас смотреть, не понимаю я, как это люди скучают. Тоска не скука. Мне весело». Она тоскует по своему то ли рождённому, то ли нерожденному ребёнку - розовенькому, с крошечными ноготочками. «Марья Лебядкина - помешанная, восторженная идиотка, - звучит на исповеди Ставрогина, - влюбленная в меня втайне, ныне законная жена моя…»

    Краткое содержание фильма [ | ]

    Серия 1

    Хмурая и дождливая осень 1872 года выдалась для небольшого губернского городка непохожей на другие. О тех страшных событиях повествует их молодой очевидец. Он называет себя Хроникером, но для полноты рассказа начинает несколько издалека: В монастырскую келью зашёл красивый молодой человек с лицом, напоминавшим маску. Николай Ставрогин принес монаху мелко исписанные листы - свою исповедь, где сознавался во всяческом разврате и непомерной злобе, хотя сожалел, похоже, только об одной маленькой девочке… «Вы видите его?» - спросил монах. «Кого?», - удивился Ставрогин. - «Беса».

    Город пока ещё жил обычной жизнью. У Степана Трофимовича Верховенского, чьё имя тогда произносилось чуть не наряду с именами Белинского, Чаадаева, собиралось местное общество. В городе передавали, что кружок этот - рассадник безбожия… Среди единодушных вольнодумцев выделялся, пожалуй, только Шатов - бывший студент. Ему предстоит сыграть во всей истории особую роль. Мать Ставрогина, Варвара Петровна - женщина нравственная, но властная - когда-то полностью переменившая жизнь Степана Трофимовича, предложив за приличный пансион взять на себя воспитание её сына, теперь снова вмешивалась в его судьбу. Её воспитанницу Дарью обвинили в тайной связи со Ставрогиным. Решив выдать Дашу замуж за Степана Трофимовича, Варвара Петровна положила начало множеству скандалов, приведших к весьма плачевной развязке… Весь город кричал о красоте дочери Дроздовых - близких приятелей Ставрогиных - Лизе. Она скачет на коне в костюме амазонки, мечтает составить книгу о городе из газетных происшествий и тоже влюблена в Ставрогина. Воздушную и эксцентричную, её беспокоит только одно - хромая сестра Лебядкина, городского мещанина, и она страстно желает с ней встречи. Марья Лебядкина - « помешанная, восторженная идиотка, втайне влюбленная в меня», - скажет на исповеди Ставрогин, - ныне законная жена моя".

    Серия 2

    События, ставшие впоследствии легендой, начались по приезде в город Ставрогина и Верховенского - его завистника и почитателя, о котором говаривали, что он революционер и был притянут к делу. О Ставрогине ходили странные слухи. Однажды, четыре года назад, появившись в дворянском собрании, он оттаскал за нос одного из старейшин, некоего Гаганова в ответ на привычку того приговаривать: «Нет-с, меня за нос не проведут!» Или, вот, ни с того ни с сего укусил прежнего губернатора за ухо, когда тот доверчиво подставил его в ответ на свои нравоучения. Все объяснилось разом. Ставрогин был болен, лечился, и теперь вновь в здравии внял уговорам матери вернуться. Варвара Петровна, поджидая гостей, заехала помолиться в церковь. Там набеленная и нарумяненная её внимание привлекла Марья Лебядкина. Что-то дрогнуло в груди Варвары Петровны, и она забрала блаженную к себе домой - отогреть и угостить кофеем. Но чем дальше, тем более становилась понятно, что Лебядкина не простая нищенка и много тайн стоит за её появлением. О некоторых мы узнаем сразу - как, например, живя в Петербурге, Ставрогин защитил её от господ, и она полюбила его, как за обязанность свою почел он взять убогую на содержание. После того, как Ставрогин отвез Марью домой разговор в гостиной стал ещё острее. Петр Верховенский нарочно обронил, что отец его, Степан Трофимович, писал к нему в Швейцарию: «Женят, мол, меня „на чужих грехах“, выручай». С позором Степан Трофимович был изгнан из дома Варвары Петровны. Ставрогин наблюдал за происходившим с улыбкой. И тогда Шатов совершил для себя роковой поступок. Стремительно пройдя через комнату, он наотмашь ударил Ставрогина по лицу. "Убьет его Ставрогин, - скажет позднее Хроникер Степану Трофимовичу, - «но таинственно». Вечером того же дня Ставрогин посоветует Верховенскому: «подговорите четырёх членов кружка укокошить пятого, и тотчас же вы их всех пролитою кровью, как одним узлом, свяжете. Рабами вашими станут».

    Серия 3

    Утром Ставрогин отправился к Шатову предупредить о том, что его могут убить. Они говорили долго. Шатов старался напомнить Ставрогину его же мысли о величии русского народа, но в результате сам не смог ответить на вопрос, верит ли он в Бога.

    Марья Лебядкина ждала Ставрогина весь день - набелилась и нарумянилась. Он предлагал ей ехать с ним жить в Швейцарию, но блаженная перестала узнавать Ставрогина, обвиняя его в измене самому себе и почему-то уверяя, что не боится его ножа. В бешенстве Ставрогин покинул её. «Нож, нож», - уходя, бормотал он. На мосту его поджидал Федька каторжный - бывший крепостной Верховенского. Федька ограбил и убил церковного сторожа и теперь предлагал свои услуги Ставрогину. Рассердившись, Ставрогин с силой бросил его о землю. В федькиной руке блеснул нож. Вдруг настроение Ставрогина изменилось, он посоветовал Федьке грабить и убивать ещё. И тогда Федька намекнул ему, что может и Лебядкиных убить, только денег надо. Ставрогин, неожиданно расхохотавшись, бросает в него пачкой банкнот. Дома Ставрогина поджидает Даша. Она все просит «кликнуть» её, желая любви, но, всматриваясь в его лицо, замечает в нём нечто странное. А Ставрогину все чудится светло-голубой дом в Петербурге и девочка лет десяти… Днями в городе появился Артемий Гаганов - сын оскорбленного Ставрогиным дворянина, единственной мечтой которого было отомстить. Он отправляет Ставрогину гневное письмо. Дуэль была назначена на рассвете. Но Ставрогин был нечеловечески спокоен и стрелял нарочито мимо, чем окончательно вывел из себя несчастного Гаганова. Хотя этого он совсем не хотел.

    Серия 4

    В Дворянском собрании живо обсуждали дуэль Ставрогина, всячески одобряя его. Надо сказать, что в целом в городе наступила «странная развеселость», в моде был «некоторый беспорядок умов». Однажды утром было обнаружено, что разбито стекло у иконы Богоматери, а за ним мечется мышь. Народ реагировал по-разному - кто-то смеялся, подъехавшая Лиза пожертвовала храму бриллиантовые серьги. На площади арестовали книгоношу, продававшую Евангелие. У неё в мешке были обнаружены фотографии неприличного характера. Похоже, только Хроникер заметил убегавшего Лямшина, который фотографии эти подбросил. В гостиной Юлии Михайловны, жены губернатора, образовался сам собою интимный кружок, где в правило вошло делать всякие шалости. Одной из невероятных идей Юлии Михайловны было устройство бала для гувернанток в свете беспокойства о судьбах обездоленных. Пригласили Степана Трофимовича прочесть какую-нибудь лекцию. Это предложение оскорбило Степана Трофимовича, и он решил «опровергнуть» все это собрание, но главное - на глазах Варвары Петровны. Их объяснение было тяжёлым. Варвара Петровна снова предлагала ему содержание, но с условием жить вдалеке, но Степан Трофимович предпочел отказаться. Верховенский, не сумев договориться с Шатовым о сдаче типографии, которая была ему доверена тайным обществом, доносит на него губернатору. Затем заходит к Кириллову, чтобы вытребовать у него предсмертную записку и признание в убийстве Шатова. Все ему определенно удается. Ставрогина мучают видения - Матреша является ему, грозя своим детским кулачком.

    Серия 5

    Верховенский уговорил Ставрогина посетить местное тайное общество - «наших». Он надеется, что Ставрогин станет для них идолом и просит «сочинить себе физиономию», но Ставрогин остается равнодушным. В гостиной Виргинских слышна брань, но с появлением Ставрогина и Верховенского все замолкают. Однако вопреки всеобщим ожиданиям собрание никто не начинает. Верховенский требует коньяку и принимается стричь ногти. И только когда речи доходят до абсурда, Верховенский вдруг задает решающий вопрос: «Если бы каждый из нас знал о замышленном политическом убийстве, пошел бы он донести?» Все такую возможность отрицают, и только Шатов поднимается и уходит. За ним уходит и Ставрогин. Верховенский, догнав Ставрогина, то упрекает его, то соблазняет перспективой возглавить движение. «Вы что, меня преступлением связать хотите?» - Ставрогин с силой бросает Верховенского о землю, но тот поднимается и предлагает Ставрогину привезти Лизу. В темноте кабинета Ставрогину вновь является образ девочки. Он вспоминает, как Матреша что-то напевала, сидя в его комнате, как мать часто била её, а он смотрел, как однажды она зашла в чулан, и в щёлку он увидел раскачивающиеся над полом детские ножки. Монах Тихон все слушал Ставрогина, старался убедить его в возможности прощения, затем упал перед ним на колени: «Никогда вы, бедный, погибший человек, не стояли так близко к самому ужасному преступлению!»

    Серия 6

    Новый губернатор, если верить Хроникеру, - «вобравший в себя лоск новейшего либерализма», суровых порядков поначалу не заводил, полагая, что нет ничего прочнее губернаторской власти. Однако волнения в городе приобретали все больший масштаб. На площади у губернаторского дома собрались рабочие. Но, постояв немного, они разошлись не в состоянии выразить своих требований. Лембке был вне себя. Неприятностей не избежала даже жена губернатора Юлия Михайловна. Лембке требовал, чтобы она разогнала безбожный кружок, а женский вопрос закрыла. Но к балу было уже все готово. Большая зала наполнилась гостями и грянула музыка с хоров. Но очень скоро все пошло как-то не так. Речь Степана Трофимовича о Шекспире и Рафаэле закончилась упреками и скандалом. Разные бесчинства приобретали все больший размах. Публика изрядно выпила и носилась по дому, появились люди в масках, музыканты от кадрили перешли к непристойному канкану. Вдруг зала озарилась заревом. Это горел город. Пожарные лили воду всю ночь, но дома Замоскворечья очень обгорели. Более других пострадал дом Лебядкиных. Вынесли два обугленных трупа. Позже говорили, что перед тем, как сгореть, они были зарезаны, причём женщина отчаянно сопротивлялась.

    Серия 7

    Верховенский сдержал слово - эту ночь Лиза была у Ставрогина. Утром они объяснились - более между ними не было никаких чувств. В ответ на известие о смерти Лебядкиных Ставрогин произнес, что не убивал их, но знал о том, что это случится. Услышав это, Лиза помчалась на пожарище. Подойдя к дому поближе, она наткнулась на толпу озлобленных рабочих. Её обступили. Через несколько минут она была мертва. Для организаторов поджога развязка наступила неожиданно - за доносами последовали аресты. Действовать надо было решительно, и Верховенский говорит о необходимости убить Шатова. Шатов как раз спал, когда в его двери постучала Марья - неожиданно вернувшаяся к нему жена. Вот-вот она должна была родить. Обезумевший от неожиданности и счастья Шатов помчался искать повитуху. Виргинская, накануне принимавшая у себя собрание, согласилась помочь. Она была цинична и груба, но они не думали о том, что отцом ребёнка был Ставрогин. Они были готовы принять своё новое счастье. В двери постучали. Юный Эркель пришёл известить Шатова, что «наши» ждут его в парке.

    Серия 8

    Держа фонарь и пересвистываясь с компаньонами, Эркель вел Шатова через парк. Меж тем Верховенский внушал неокрепшим революционерам, что отступать поздно. Не выдержал Шигалев. Только безразличие, написанное у него на лице, избавило его от пули Верховенского. Встретившись на тропинке с Шатовым и Эркелем, он молча прошёл мимо. Несмотря на неопытность убийц, все окончилось скоро. Труп бросили в воду. Расходились по одному. Верховенский направился к Кириллову, чтобы получить признание и предсмертную записку. Кириллов все подписал, и, следуя своей теории свободы, пустил себе пулю в лоб. Проснувшись от выстрела, Марья поняла, что муж её убит. К полудню она впала в беспамятство, и скончалась дня через три. Простуженный ребёнок умер ещё раньше. На месте убийства был найден картуз Шатова. Очень скоро Лямшин отвечал на допросе, а Верховенский вновь покинул Россию. Степан Трофимович остался верен своему решению и отправился путешествовать. Терпя всевозможные лишения, очень скоро он заболел и слег. За ним ухаживала повстречавшаяся ему в пути когда-то арестованная Книгоноша. Казалось, она стала его последней отрадой. И даже ревность Варвары Петровны, которая отыскала его в одной из российских деревень, не омрачила его ухода. Исповедавшись, он обрел мир в душе. В отличие от Степана Трофимовича, Ставрогин не находил покоя. Все бродил он в раздумье по парку своего загородного дома. Приехав к нему, Варвара Петровна с Дашей находят его повесившимся.

    Съёмки [ | ]

    Декорации к фильму были выстроены в 8-м павильоне «Мосфильма».

    Все декорации построены по проекту художника-постановщика Екатерины Татарской: грот в парке, где происходит убийство студента Шатова; мост, на котором встречаются Ставрогин и Федька Каторжный; дом-скворечник - загородная резиденции Варвары Петровны, где Ставрогин покончит с собой; аллея, по которой он прогуливался в детстве, когда казалось, что мир - в полном порядке… Декорации грота и дома-скворечника имеют реальные прототипы. Грот, в немного уменьшенном виде, - копия грота в парке Московской Сельскохозяйственной Академии, где в 1869 году действительно произошло убийство студента Ивана Иванова , послужившее формальным поводом к написанию романа Достоевского «Бесы». А прообразом для дома-скворечника стал охотничий домик загородной усадьбы состоятельной муромской семьи XVIII века.

    По словам художника-постановщика Екатерины Татарской, «весь фильм по изначальному замыслу предполагалось снимать именно в камерной, замкнутой атмосфере, где „бесы“ мечутся в своих страшных и безумных идеях», поэтому натурных съёмок было очень немного.

    Экранизация «Бесов» очень близка к литературному оригиналу. По словам режиссёра: «Сценарист Павел Финн чрезвычайно трепетно отнёсся к тексту Достоевского, добавляя собственные слова и сцены только для драматургической связки. Фактически все диалоги в фильме - это стопроцентный Достоевский. Ощущение книги было не утрачено».

    Другие материалы по творчеству Достоевскоий Ф.М.

    • Своеобразие гуманизма Ф.М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
    • Изображение губительного воздействия ложной идеи на сознание человека (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    • Изображение внутреннего мира человека в произведении XIX века (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    • Анализ романа "Преступление и наказание" Достоевского Ф.М.

    Новый роман, который он начал писать под влиянием пережитого потрясения, получил название «Бесы» (1871-1872). В центре его оказался самый мрачный из художественных образов писателя - Ставрогин.

    Этот персонаж (прототипом его послужил Спешнев) обладает колоссальной силой характера, умом и железной волей; он красавец, аристократ; наделен даром подчинять себе почти всех вокруг. Ho с молодых лет Ставро-гин поражен недугом безверия и пытается найти хоть какое-то приложение своим силам. Он кутит и развратничает в Петербурге; путешествует по миру, добираясь даже до Исландии (край света в те времена), посещает православные святыни в Греции, выстаивает в храмах шестичасовые службы. Ho если нет веры в душе, не поможет и это. Он, любимец женщин, на пари женится на убогой хромоножке Марии Лебядкиной, с тем чтобы на следующий же день покинуть ее. Он, наконец, отправляется в Соединенные Штаты, куда уезжали многие из «передовой» российской молодежи, пытаясь в новом демократическом государстве найти осуществление своих чаяний.

    В Америке Ставрогин внушает двум выходцам из России, Шатову и Кириллову, две взаимоисключающие идеи. Шатову - о том, что без веры в своего Бога народ существовать не может и что миссия русского народа - явить разуверившемуся миру сохраненный в России образ русского Бога, Христа. И если даже будет математически доказано, что истина вне Христа, надо оставаться с Христом, а не с истиной. Кириллову же - что Бог умер. То есть, что Он забыл о людях и Его существование ничего не значит для них. Человек, осознавший это, обязан «заявить свою волю», заменить собою Бога, стать им. А самый решительный шаг к этому - совершить самоубийство, то есть показать себя полным хозяином своей жизни.

    В Швейцарии Ставрогин «от скуки» вступает в революционную организацию, созданную «мошенником-социалистом» Петрушей Верховенским (прототипом его послужил Нечаев).

    Ho все это лишь предыстория романа, его экспозиция, само же действие начинается в маленьком провинциальном русском городке, где живет мать Ставрогина, генеральша, а при ней «приживальщиком» отец Петруши и воспитатель Николая Ставрогина - Степан Трофимович Верховенский.

    Верховенский принадлежит к поколению «прекраснодушных» либералов 1840-х годов, которые начинали внедрять «передовые» идеи в русское общественное Сознание, но еще в цивилизованной форме, без всяких призывов к насилию. Своего сына Петрушу Верховенский видел «всего два раза в своей жизни»: как только тот родился (потом его отослали на воспитание к «каким-то отдаленным теткам»), затем в Петербурге, где сын готовился поступать в университет. Таким образом, показывает Достоевский, Степан Трофимович (как и все поколение «изящных» либералов 1840-х годов) в известной мере ответствен за появление наиболее мрачных фигур современности: омертвевшего душой атеиста и нигилиста-революционера.

    Вокруг Степана Трофимовича собирается кружок местных фрондеров - «наших». Они проводят время в разговорах на политические темы и ждут грядущих перемен. Тут-то в город и возвращаются Петруша Верховенский и Николай Ставрогин. Верховенский-младший заявляет, что приехал с поручением от тайного революционного центра в Швейцарии («Интернационалки») сформировать по всей России «пятерки» для подготовки революционного выступления. Постепенно атмосфера романа сгущается и мрачные апокалиптические ноты начинают звучать все явственнее...

    Тем временем своя интрига раскручивается вокруг Ставрогина. Он влюблен (или ему кажется, что влюблен) в красавицу Лизу Тушину, дочь генеральши Дроздовой. Как всякий слабый духом человек (а Достоевский показывает, что Ставрогин все же слаб духом), Николай думает, что Лиза - последнее, за что он мог бы «зацепиться» в жизни и спастись. Он не хочет ее терять. Лиза тоже любит его. Ho в ожидании Ставрогина в город давно уже переехали Марья Тимофеевна, его законная жена, и ее брат, отставной капитан Игнат Лебядкин, пьяница и бузотер, привыкший тратить посылаемые Ставрогиным деньги и намеренный его шантажировать.

    Для Ставрогина калека-жена теперь - лишь препятствие на пути к Лизе Тушиной (ибо расторжение церковного брака в России того времени было практически невозможно). Марья Тимофеевна поняла, что зло уже полностью овладело душой Ставрогина, подменило его человеческий облик и что у него «нож в кармане». При свидании она отказывается узнать его, крича: «Прочь, самозванец!», «Гришка Отрепьев - анафема!» Ставрогин уходит в ужасе, но гордость не позволяет ему поддаться на шантаж Игната Лебядкина: он говорит капитану, что скоро сам «объявит» о своем браке.

    Свою интригу ведет и Петруша. Он понимает, что для успеха революционного переворота нужен вождь, обладающий обаянием, влиянием на людей, и он сам на роль такого вождя не тянет. Ho он не подозревает, что и Ставрогин всего лишь самозванец во всех смыслах. Что он только выдает себя за царственно-«всесильного» человека, а на самом деле слаб. В откровенном разговоре ночью Петруша раскрывает Ставрогину свои планы: «Мы провозгласим разрушение... Мы пустим пожары... Ну-с, и начнется смута! Раскачка такая пойдет, какой еще мир не видал... Затуманится Русь, заплачет земля по старым богам... Ну-с, тут-то мы и пустим... Ивана-царевича; вас, вас!»

    Догадываясь о тайном желании Ставрогина «развязаться» с Лебядкиными, Петруша предлагает свою помощь: у него, мол, есть в запасе беглый уголовник Федька Каторжный, готовый за деньги на любую «работу». Ставрогин в ужасе отвергает предложение, но мысль эта западает в его помутненное сердце.

    Вскоре Федька Каторжный зверски убивает Марью Тимофеевну и капитана Лебядкина, в городе вспыхивают пожары, организованные нанятыми Петрушей (чтобы посеять «смуту») людьми. Начинаются беспорядки и возмущения, вызванные и пожарами, и зверским убийством, и происшедшим незадолго до того святотатством (люди Петруши, а может, и он сам, осквернили икону Богоматери в храме). Лиза, поняв из слов Ставрогина, что есть и его вина в смерти Лебядкиных, решает сама все узнать и отправляется на место убийства, но, оказавшись в разъяренной толпе, погибает...

    В этом романе погибают многие герои - почти все, кто искренне (в отличие от Петруши Верховенского) связал свою жизнь с «демоном» - Ставрогиным.

    Члены «пятерки» во главе с Петрушей убивают Шaтова. Тело убитого сбрасывают в пруд. Подобно Нечаеву, Петруша «повязал» членов своей шайки кровью; теперь все они в его руках.

    После совершения этого злодеяния Верховенский подталкивает к самоубийству Кириллова, который обещал Петруше взять вину за беспорядки на себя.

    Жена Шатова, бросившись на поиски мужа, смертельно простудилась сама и застудила младенца. Ставрогин и его окружение проносится по городу, как чума. В итоге Петруша срочно покидает город. Преступление скоро раскрывают. Ставрогин, окончательно отчаявшись, повесился в своем загородном имении.

    Ho это лишь внешняя канва событий. По ходу чтения читателя не оставляет смутное подозрение, что на совести Ставрогина еще одно страшное и тщательно скрываемое преступление, которое мучает его сильнее всего. Об этом рассказывается в главе, по цензурным требованиям исключенной Достоевским из основного текста романа. Глава эта называется «У Тихона», и повествуется в ней о том, как, еще живя в Петербурге, Ставрогин, желая испытать, до какого предела падения он может дойти, сначала намеренно обвинил в краже малолетнюю дочь своей квартирной хозяйки Матрешу, а затем пошел на еще большее зло, хладнокровно и расчетливо соблазнив ее. Для маленькой Матреши это стало ужасным потрясением, рассказать об этом кому-либо она боялась (Ставрогин, в свою очередь, страшился, что Матреша расскажет и тогда ему не миновать каторги). Ho мысль о том, что она «Бога убила», то есть разрушила Божий мир в себе, невыносимо мучила девочку. И вот однажды, когда никого не было дома, Ставрогин увидел, как Матреша появилась в проеме двери и, погрозив ему маленьким кулачком, ушла в чулан... Он догадался, зачем она пошла туда, - побежать бы, спасти, но тогда придется все объяснять, а так уже никто ничего не узнает. И Ставрогин выжидает нужное время, а затем, войдя в чулан, убеждается в правоте своей догадки: Матреша повесилась.

    С тех пор образ маленькой Матреши не дает Ставроги-ну покоя. И он, уже по приезде в город написав «Исповедь», идет по совету Шатова в местный монастырь к старцу Тихону за помощью. Ho Тихон, прочитав «Исповедь», понимает, что она не свидетельствует о подлинном раскаянии Ставрогина, что его намерение обнародовать «Исповедь», то есть публично признаться в своем преступлении, тоже есть не более чем вызов обществу и еще одна попытка самовозвышения. Тихон знает, что такому, как Ставрогин, может помочь только «труд православный», то есть долгая и упорная работа самосовершенствования, а если «сразу», как хочет Ставрогин, то «вместо Божеского дела выйдет бесовское». Ставрогин отказывается от советов Тихона и со злобой покидает его...

    Итак, роман кончается вроде бы трагически, все главные герои погибают, и лишь небольшим просветом на этом фоне выглядит судьба Степана Трофимовича, который на исходе жизни наконец решил порвать с прежним существованием и отправляется в путешествие по России. Далеко он, естественно, не уходит и, больной и ослабевший, вынужден остановиться на ближайшей станции. Там он знакомится с женщиной, торгующей религиозной литературой, и просит ее почитать ему Евангелие, которое он, по собственному признанию, не открывал уже «лет тридцать». Он с радостным умилением слушает, как книгоноша читает ему ту самую главу из Евангелия от Луки, повествующую, как Христос изгнал из тела одержимого легион бесов, а они попросили у Христа разрешения войти в пасшееся невдалеке стадо свиней. Христос разрешил им, бесы вошли в свиней, стадо обезумело и бросилось в море. Пришедшие же люди «нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме ».

    Степан Трофимович, единственный из персонажей романа, умирает в спокойствии и даже в радости.

    Достоевский предчувствовал, что революционное «бесовство» еще принесет России и всему миру немало бед. Время подтвердило самые худшие его опасения. В «Бесах» вообще очень многое предсказано с поразительной точностью.

    Этот роман, в котором гениально угадано все то страшное, что произошло в России в грядущие десятилетия, оказался почти совсем не понят не только по выходе в свет, но и еще долгие десятилетия спустя. Критики-современники называли роман «бредом», «белибердой», «клеветой». Например, Н. К. Михайловский писал: «...нечаевское дело есть до такой степени во всех отношениях монстр, что не может служить темой для романа с более или менее широким захватом»; в общественном движении нечаевщина «составляет печальное... исключение», «третьестепенный эпизод». И. С. Тургенев же утверждал, что «у Достоевского нападки на революционеров нехороши: он судит о них как-то по внешности, не входя в их настроение».

    Ho при этом вспомним о том, что Достоевский в начале работы над романом отказался от простого обличения нигилистов и «мошенников-социалистов». Введя в роман фигуру «вождя», Ставрогина, Достоевский показывает: трагедия современной ему России в том, что именно лидеры, кому полагалось быть лучшими, поражены безверием и образуют нечто вроде черной дыры, через которую врываются силы зла. Ведь рядом со Ставрогиным как бы усиливаются отрицательные качества у всех окружавших его: и у Шатова, и у Кириллова, и у Лизы, и у Петруши. К сожалению, это положение Достоевского оказалось понято еще менее.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!