Буква е в суффиксе ен существительных. Буква е в суффиксе –ен существительных на –мя

HTML-версии работы пока нет.

Подобные документы

    Различия и сходства суффикса -тель- в личных существительных в современном русском и церковнославянском языке, причины этих различий. Исследование значения суффиксов в двух языках, их количественный состав, обоснование соприкосновений в семантике.

    курсовая работа , добавлен 17.09.2014

    Закон ассимиляции звуков по мягкости. Закон ассимиляции согласных по звонкости и глухости. Ослабление гласных в безударном положении. Роль ударения в русском языке. Выбор окончания у имен существительных. Стилистическая характеристика различных форм речи.

    контрольная работа , добавлен 22.01.2012

    Трудности с определением грамматического рода существительных и факторы, их провоцирующие. Несклоняемые существительные в современном русском языке, особенности их применения в судебных процессах. Вариантные окончания существительных в Р.п. мн. числа.

    реферат , добавлен 13.02.2013

    Классификация существительных русского языка, их место и сфера употребления. Лексико-семантическая и грамматическая характеристика имен существительных. Морфологическая категория числа существительных, зависимость числовых корреляций от его семантики.

    курсовая работа , добавлен 27.06.2011

    Категория рода имен существительных, ее формальные показатели. Категория падежа имен существительных. Основные значе-ния падежей. Участие предлогов в выражении падежных значений. Склонение имен существительных. Система склонений.

    шпаргалка , добавлен 26.01.2004

    Правописание падежных окончаний имен существительных. Различия параллельных форм собственных имен. Образование форм родительного падежа множественного числа у слов-омонимов. Падежные окончания имен существительных в повести Н.В. Гоголя "Мертвые души".

    реферат , добавлен 28.11.2014

    Морфологическая категория числа существительных, единственное и множественное число. Существительные pluralia tantum. Парадигмы существительных и падежные флексии. Определительное, объектное и абстрактное значение падежа. Характеристики падежей.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2010

    Правила написания Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий, существительных в зависимости от семантики суффикса и от контекста. Правописание слов, которые являются исключением из правил в русском языке (деревянный, стеклянный, кованый).

    презентация , добавлен 10.12.2011

    Написание н-нн: в суффиксах –енн -,-онн-,–ан-; на стыке морфем. Слова исключения, в которых сохраняется количество нн. Отглагольные образования: у существительных, образованных от причастий, сохраняется количество н-нн; в сочетаниях глаженое-переглаженое.

    презентация , добавлен 21.12.2009

    Определение рода имен существительных. Образование парных существительных женского рода по продуктивным моделям. Замена имеющегося существительного мужского рода существительным женского рода иного корня. Род имен существительных во множественном числе.

Цели урока:

  • знать о правописании суффикса -ен- существительных на -мя ; знать о значении семян для растений, животных, человека;
  • уметь употреблять суффикс -ен - в безударном положении в письменной речи;
  • прививать любовь к родной природе.

Ход урока

Начальный этап. Организационный момент. Слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Сегодня у нас необычный урок. Нашу новую тему мы будем не просто изучать, опираясь на учебник русского языка, на примере сегодняшней темы мы разберём, как тесно взаимосвязано всё в нашем мире. И будем рассматривать это на примере текстов из учебника биологии. Откройте ваши тетради. Запишите сегодняшнюю тему.

Фронтальный опрос. Ответьте на вопрос: "Какие имена существительные называются разносклоняемыми?"

Ответ: "10 существительных на -мя и существительное путь"

Вопрос: "Назовите известные вам имена существительные на -мя ."

Ответ: "Существительные на -мя : бремя, племя, время, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя"

Этап введения нового материала и актуализации знаний.

Учитель русского языка: "Совершенно верно. Нам известно, что эти существительные в безударном положении имеют окончание , несмотря на то, что являются существительными среднего рода. Следующее правило о правописании подобных существительных представлено в нашем учебнике на странице 89. Прочтёт правило::."

Письменная отработка правила упражнение 211.

Учитель русского языка : Давайте проследим употребление подобных существительных на примере существительного семя .

Статья из учебника биологии "Значение семян для растений" проецируется на доску:

Значение семян для растений . В жизни растений семена играют важную роль: с помощью семян растения размножаются и расселяются по земной поверхности.

Известны случаи, когда семена кокосовой пальмы морскими волнами переносились с одного тропического острова на другой, находящийся от него на расстоянии около 250 км. Семена ели, сосны, лиственницы, берёзы, одуванчика разносятся ветром. Семена дуба, лещины (орешника) распространяют на значительные расстояния белки. Люди для выращивания перевозят на большие расстояния семена нужных им, но произрастающих в других местах растений. Этим они способствуют расселению растений.

Вопросы учителя русского языка: "Назовите и выпишите словосочетания, в которых есть существительное семя, употреблённое с суффиксом -ен " (семена растений, семена пальмы, семена сосны, лещины, дуба, березы и т.д.) В какой форме употреблено существительное семя в вышеперечисленных случаях?"

Ответ: Во множественном числе И.п."

Вопросы учителя биологии : "Каково значение семян в жизни растений?" "Приведите примеры распространения семян по земной поверхности при помощи семян, используя материалы статьи".

ОТВЕТ УЧАЩИХСЯ.

Учитель биологии: "Кроме огромного значения семян для жизни самих растений, не меньшее значение они играют в жизни животных и человека. Давайте ознакомимся с ещё одной статьёй нашего учебника"

Статья и рисунки проецируются на доску.

Значение семян для животного мира . Семена с их запасом крахмала, жиров, белков представляют собой высококалорийный питательный корм для многих мелких и крупных животных. Птицы, различные млекопитающие (овцы, медведи,олени, крупный рогатый скот, грызуны, ежи, слоны, обезьяны, белки и многие другие) поедают в большом количестве семена и плоды.

Учитель биологии: "Почему семена являются прекрасным кормом для животных?" "Перечислите животных, которые питаются семенами".

Учитель биологии: "Откройте учебник биологии страница 47. Давайте ознакомимся с маленькой информационной статьёй учебника"

Чтение статьи.

Некоторые животные запасают семена в своих норах на зиму. Так, бурундук ежегодно к зиме способен в своих кладовых до 5-7 кг кедровых орешков. Многие насекомые питаются недозрелыми семенами, высасывая из них питательные вещества.

В целом животные поедают до 85-90% выросших на растениях семян. Таким образом, растения в большой степени обеспечивают существование животного мира.

Вопрос учителя биологии: "Каким образом растения обеспечивают существование животного мира? Докажите".

Слово учителя: "Помните, ребята, сохраняя зелёные насаждения, оберегая природу, вы сохраняете жизнь многим животным, ведь растения обеспечивают жизнь многим животным и нам, людям".

Вопрос учителя русского языка: "Назовите и выпишите словосочетания со словом семя. Выделите суффикс" (запасают семена, недозрелыми семенами ).

Учитель биологии: " Последний вопрос, который мы не затронули сегодня, это значение семян для человека".

Текст проецируем на доску.

Значение семян для человека. Семена имеют жизненно важное значение и для человека. Семена- пищевой продукт. Из семян злаков (из их плодов зерновок)- пшеницы, риса, кукурузы, ржи, ячменя- во всём мире делают крупу и муку. В пищу широко используют горох, фасоль, чечевицу и др. Из семени подсолнечника, рапса, льна, хлопка, кокоса вырабатывают пищевые, технические растительные масла, необходимые людям. Ценными пищевыми продуктами являются семена грецкого ореха, мака, миндаля, кофейного дерева и какао, кокосовой пальмы, кедровой сосны и других растений. Семена чёрного перца, тмина, мускатного ореха, ванили используют как пряность.

Издревле человек выращивал (культивировал) нужные ему растения. Благодаря этому растения образуют намного больше семян, чем это необходимо для своего возобновления. Это свойство оказалось очень полезным человеку.

Вопрос учителя биологии: "Какие растения использует для своих нужд человек? Как? Какое свойство растений оказалось полезным человеку?"

Вопрос учителя русского языка: "Назовите и выпишите словосочетания, в которых существительное семя стоит в Р.п. ед.ч., выделите суффикс" (из семени подсолнечника, рапса, льна, хлопка, кокоса, вырабатывают из семени)

Завешающий этап. Давайте сделаем выводы:

Вопросы учителя биологии : "Каково значение семени в природе? Почему все сформировавшиеся семена нужны для диких и домашних животных и для человека? Почему растение образует много семян?"

Вопрос учителя русского языка: "Какая буква пишется в безударном суффиксе существительных на -мя?"

Самостоятельная работа упражнение 212.

Домашнее задание. По русскому языку упр.213, параграф 38.

По биологии параграф 12, вопросы стр. 49(устно)

Назвал имя существительное "хлебом языка". Действительно, без использования этой части речи невозможно построить предложения. Предметы, вещи, события и состояния, людей и животных, чувства и эмоции - все это мы передаем в речи с помощью имен существительных.

При написании слов этой части речи следует придерживаться правил. Наибольшие трудности вызывают окончания и суффиксы. О том, как правильно писать суффиксы существительных, и пойдет речь в статье.

Суффиксы с единообразным написанием

Правильное написание многих морфем русского языка подчиняется морфологическому принципу, то есть они пишутся единообразно во всех словах и словоформах. Есть такие суффиксы и у существительных. Их нужно просто выучить.

Это такие суффиксы как ИЗН, ОТ, ИН, ОСТ, ОТН, ОВН и некоторые другие. ДешевИЗНа, дороговИЗНа, белИЗНа; добрОТа, краснОТа, простОТа; тишИНа, глубИНа; краткОСТи, молодОСТи, гордОСТи; бегОТНя, колгОТНя; болтОВНя и так далее. Такие суффиксы в основном свойственны образованным от прилагательных и отглагольным словам.

Рекомендуется запоминать написание слов, образованных от глаголов при помощи суффиксов ИВ и ЕВ, например "топлИВо", "месИВо", "варЕВо", "кружЕВо" и другие. К ним нельзя применить какое-либо правило, их нужно помнить или проверять по словарю.

Суффиксы ИК и ЕК

Суффиксы существительных ИК и ЕК служат для образования уменьшительно-ласкательной формы и при произношении звучат одинаково. Писать их нужно в соответствии с очень простым правилом. Если при склонении слова гласная "убегает" - то это суффикс ЕК, а если сохраняется - то это суффикс ИК. Классический пример, который очень любят и легко запоминают школьники, - замочек и ключик. Склоняем слова и видим:

  • замочЕК - замочКа (гласная "убежала");
  • ключИК - ключИКа (гласная осталась на месте).

Применяя данное правило, нужно сначала верно найти суффикс в слове. Например, в слове "мячик" - корень МЯЧ и знакомый нам суффикс ИК, в слове "летчик" колень ЛЕТ и суффикс ЧИК, а в слове "мальчик" суффикса нет вовсе, а есть только корень и нулевое окончание. Важно запомнить: существительных с суффиксом ЧЕК в русском языке не бывает!

  • Вывод. Для выбора ИК или ЕК нужно посмотреть, выпадает ли гласная в форме косвенных падежей.

Суффиксы ЕЦ и ИЦ

Правописание суффиксов существительных ЕЦ и ИЦ похоже на предыдущий пункт правила. Здесь тоже при склонении гласный выпадает из морфемы ЕЦ, но сохраняется в морфеме ИЦ. Но есть еще один нюанс. ЕЦ пишется в словах мужского рода: молодЕЦ, красавЕЦ, иноземЕЦ. Соответственно, ИЦ будет принадлежностью только слов женского рода: красавИЦа, метелИЦа, ленивИЦа.

Здесь все вроде бы просто. Но как быть со словами среднего рода, спросят внимательные читатели? У них и гласный-то при склонении никуда не выпадает. А здесь работает другой принцип, и обращать внимание нужно на ударение. Если ударение падает на окончание, пишем ЕЦ: пальтЕЦО, письмЕЦО. Если же ударной является основа слова - пишем суффикс ИЦ: платьИЦе, именьИЦе, вареньИЦе.

  • Вывод. Суффиксы ЕЦ и ИЦ зависят от родовой принадлежности слова. Ели слово среднего рода - смотрим на ударение.

Суффиксы ИЧК и ЕЧК

Суффиксы имен существительных ИЧК и ЕЧК встречаются тоже в ласковых и уменьшительных названиях как одушевленных, так и неодушевленных предметов. Различить из очень просто. ИЧК пишется в тех словах, которые образованы от форм с суффиксом ИЦ: лестнИЦа - лестнИЧКа, сестрИЦа - сестрИЧКа, мельнИЦа - мельнИЧКа. ЕЧК употребляется во всех остальных словах, в том числе ласково-уменьшительных форм имен собственных: крошка - крошЕЧКа, кошка - кошЕЧКа, Оля - ОлЕЧКа.

  • Примечание . Употребление имен ТанИЧКа, МанИЧКа и других подобных встречается в произведениях художественной литературы, но не является нормированным.

Также следует иметь в виду, что в русском языке не существует суффикса ЯЧК.

  • Вывод. Написание суффиксов ЕЧК и ИЧК зависит от наличия суффикса ИЦ в основе слова, от которой образовано данное существительное

Суффиксы ОНЬК и ЕНЬК

Правописание суффиксов существительных с ласкательным значением ОНЬК и ЕНЬК редко вызывает затруднения, потому что они, как правило, отчетливо слышны при произнесении. Но все же обобщим: ОНЬК следует писать после твердого согласного, ЕНЬК - после мягкого или шипящего. Коса - косОНЬКа, береза - березОНЬКа, но дочь - дочЕНЬКа, ночь - ночЕНЬКа, Юля - ЮлЕНЬКа. Исключениями можно считать уменьшительно-ласкательные варианты слов "мама" и "папа": допустимо только мамЕНЬКа и папЕНЬКа, несмотря на то что основа этих слов заканчивается на твердые согласные. Нужно запомнить и написание слов, не подчиняющихся правилу, "заИНЬКа", "паИНЬКа", "баИНЬКи". Они пишутся особым образом и являются словарными.

  • Вывод. Суффиксы ОНЬК и ЕНЬК зависят от мягкости / твердости предшествующего согласного.

Сочетания ИН-К и ЕН-К и суффиксы ИНК и ЕНК

Суффиксы существительных интересны еще и тем, что бывает трудно правильно выделить их. Слова имеют схожее значение, но образуются с помощью разных суффиксов. Например, слова "горошинка" и "снежинка" обозначают уменьшительную форму предмета, но первое образовано от слова "снег" с помощью морфемы ИНК, а гругое - от слова горош-ин-а путем добавления суффикса К.

  • Сочетание ИН-К пишется в словах, образованных от существительных женского рода с суффиксом ИН: балерИН-Ка - от балерИНа, бусИН-Ка - от бусИНа.
  • Сочетание ЕН-К встречается словах, образованных от существительных, оканчивающихся на -НЯ: вишЕН-Ка - от вишНЯ, черешЕН-Ка - от черешНЯ и так далее.

Суффиксы имен существительных ИНК и ЕНК сложно объяснить каким-либо четким правилом. ЕНК встречается в словах, обозначающих лиц женского пола: нищЕНКа, монашЕНКа, францужЕНКа и другие. Соответственно, в словах, не обладающих таким значением, пишется суффикс ИНК: горлИНКа, смешИНКа, задорИНКа. Если суффикс, вызывающий сомнение, находится в безударной позиции, лучше свериться со словарем.

  • Вывод. Написание суффиксов и сочетаний ЕНК (ЕН-К) и ИНК (ИН-К) зависит от морфемного состава слова или регулируется словарем.

Буквы О-Е в суффиксах существительных в позиции после шипящих звучат одинаково, из-за чего именно эта орфограмма вызывает больше всего затруднений, и именно с ней связано больше всего ошибок. На самом деле правило очень простое.

В суффиксах существительных ОК-ЕК, ОНЬК-ЕНЬК, ОНОК-ЕНОК и подобных под ударением пишется О, без ударения пишется Е. Примеры ударных позиций: речОНКа, межвежОНОК, кружОК. Безударные суффиксы: дочЕНЬКа, речЕНЬКа и другие.

Как видим, О-Е после шипящих в суффиксах существительных различить очень просто!

Но есть один нюанс (ведь русский язык не признает правил без исключений). Данное правило не распространяется на слова, образованные от глаголов. В них, независимо от места ударения, всегда следует писать Е (чаще всего такие суффиксы стоят именно в ударной позиции, чем и вводят в заблуждение). НочЕВка - пишем Е, потому что от глагола "ночевать", сгущЕНКа - пишем Е, потому что от глагола "сгустить", тушЕНКа - объясняется аналогично.

  • Вывод. Суффиксы существительных после шипящих зависят от места ударения (за исключением отглагольных слов).

Суффиксы ЧИК и ЩИК

Суффиксы существительных вызывают затруднение при написании не только гласных, но и согласных. Яркий пример - шипящие в суффиксах существительных ЧИК и ЩИК, которые в устной речи часто звучат одинаково. Чаще всего эти суффиксы образуют слова со значением профессии или рода занятий: "кровельщик", "лазутчик", "укладчик" и т. д. Как же их различить?

Суффикс ЧИК пишется только после букв Д, Т, З, С, Ж: добытЧИК, приказЧИК, перебежЧИК. Морфема ЩИК пишется после всех остальных звуков: каменЩИК, вербовЩИК и т. д.

Примечательно, что мягкий знак никогда не пишется перед суффиксом ЧИК, а перед ЩИК сохраняется только в одном случае - после Л: пиЛЬщик, кровеЛЬщик, верстаЛЬщик.

  • Вывод. Выбор суффикса ЧИК или ЩИК зависит от предшествующего согласного звука.

Н и НН в суффиксах существительных

Удвоенные гласные встречаются в словах любых частей речи, в том числе и у существительных. Как определить, сколько Н писать в суффиксах этой части речи?

  • Одна Н пишется, если существительное образовано без добавления суффикса Н от слова, основа которого оканчивалась на одно Н: юНость - от юНый, пряНик - от пряНый и так далее.
  • Две Н пишется на стыке морфем, то есть если существительное образовано от слова с основой на Н путем прибавления еще одной Н: измеННик - от измеНа с добавлением НИК, цеННик - от цеНа с добавлением НИК.
  • НН также пишется, если существительное образовано от прилагательного или причастия, уже имевших в своем составе удвоенную Н. УвереННость - от увереННый, сдержаННость - сдержаННый.
  • Вывод. Написание одной или двух Н в имени существительном зависит от морфемного состава слова, а также от количества Н в слове, от которого оно образовано.

Подведем итоги

Суффиксальный способ - основной способ словообразования имен существительных. Вероятно, этим и объясняется богатство и разнообразие суффиксов этой части речи. Здесь представлены такие распространенные морфемы как ОСТЬ, ЕК, ОНЬК, но есть и редкие или устаревшие суффиксы, например, ЯДЬ в слове "мокрядь", ЫШ в слове "найденыш" или УН в слове "бегун".

Сложность в том, что все суффиксы, образующие существительные, требуют применения особого правила, а также знания морфемного состава слова и способа словообразования. Поэтому при изучении правописания имен существительных обращаться к словарям придется очень часто.

Подобные документы

    Порядок и принципы изменения числа существительных в английском языке, их правописание. Выражение падежных отношений имён существительных. Особенности передачи на русский язык определений, выраженных именами существительными. Различные значения one и it.

    контрольная работа, добавлен 17.10.2010

    Имя существительное (the noun) как часть речи. Категория числа имен существительных. Категория рода в английском языке. Подходы к классификации имен существительных в английском языке. Сложности перевода с английского языка.

    курсовая работа, добавлен 21.09.2006

    Теоретические основы изучения склонения имен существительных на уроках русского языка в начальной школе. Разработка комплекса упражнений для эффективного формирования у младших школьников грамматических умений при изучении склонения имён существительных.

    курсовая работа, добавлен 31.01.2011

    Процессы изменения значения в грамматических классах, с различных точек зрения на содержательную составляющую процессов. Типы механизмов семантической деривации. Содержание формального подфрейма. Развитие значения в существительных синкретических форм.

    статья, добавлен 24.07.2013

    Рассмотрение основных характеристик ударения имён существительных мужского рода, имеющих предрасположение к изменению ударения. Акцентный минимум наиболее употребительных имён существительных мужского рода, допускающих колебания в ударении, с вариантами.

    реферат, добавлен 15.07.2014

    Использование множественного числа в английском языке. Определение части речи в английском тексте. Особенности перевода существительных в роли определения на русский язык. Перевод форм сравнения. Временные формы глаголов, определение их инфинитива.

    контрольная работа, добавлен 09.11.2011

    Определение имени существительного как части речи, обозначающей предмет и выражающей категориальное грамматическое значение предметности в частных категориях. Категория рода, ее значение и грамматическое выражение. Типы склонений имен существительных.

    курсовая работа, добавлен 15.03.2016

    Положение имени существительного в системе частей речи. Возникновение и проблемы полисемии и омонимии существительных в английском языке. Стадии развития и значения одного слова, характеристика его формальных черт. Наличие внутреннего строения лексики.

    контрольная работа, добавлен 11.09.2010

    Письменный и устный перевод английских текстов на русский язык. Образование множественного числа существительных. Указательные, неопределенные и притяжательные местоимения. Применение форм глаголов во временах Present Simple, Continuous, Perfect.

    контрольная работа, добавлен 19.09.2014

    Отражение грамматического и морфологического строя древнерусского языка в письменных памятниках старшего периода. Словообразование и склонение существительных. Изменения в системе существительных: исчезновение звательной формы и двойственного числа.

>>Русский язык: Буквы е, и в суффиксах. Буквы е, о в суффиксах и окончаниях после шипящих и ц

БУКВЫ Е, И В СУФФИКСАХ. БУКВЫ Е, О В СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ ПОСЛЕ ШИПЯЧИХ И Ц

Теория А

Написание суффиксов -ек и-ик в существительных следует различать.

Если гласный суффиксов при склонении существительного выпадает (становится беглым), пишут е (-ек), если не выпадает, пишути (ик): замочек - замочк а, ключик -ключик а .

В существительных мужского рода с основой нац с беглым е употребляется только суффикс -ец: молодец - молодц а, братец - братц а, хлебец - хлебц а.

Имена существительные женского рода с основой на ц имеют суффикс-иц- : книжиц а, сестриц а, красавиц а .

В существительных среднего рода с ударным окончанием пишется суффикс -ец- : ружьец о, письмец о ; с безударным - -иц-: платьиц е, креслиц е.

Практика А

1. Выпишите, вставляя пропущенные буквы, сначала слова с суффиксом -ек , а затем - с суффиксом -ик .

Внуч..к, дом..к, платоч..к, ключ..к, звоноч..к, ореш..к, свисточ..к, цветоч..к, шалаш..к, карандаш..к, кусоч..к.

2. Образуйте от указанных слов новые с помощью суффиксов -ек и -ик . Какое значение приобрели новые слова?

Портрет, пёс, песок, нос, носок, чулок, звонок, кошелёк, пистолет, коробок, рост, порог, рисунок, сад, паровоз, полушубок, магнит.

3. С помощью суффиксов -ец, -иц от данных существительных образуйте новые.

Украина, Сирия, Китай, Вьетнам, Иран, Албания; счастливый, упрямый; мороз, пальто, письмо; платье, лужа, метель, каша.

4. Спишите, раскрывая скобки и выбирая уместные по смыслу слова.

1. На имя директора поступило важное (письмо, письмецо). 2. Настя, напиши мне хоть коротенькое (письмо, письмецо). 3. Ирина Петровна, вам очень идёт это (платье, платьице). 4. Мама взяла на руки дочку и ласково сказала: «Какое у тебя красивое (платье, платьице)».

Теория Б

Суффиксы -чик и -щик в произношении не всегда ясно различаются. Суффикс -чик пишется после букв д, т, з, с, ж: укладчик , газетчик , грузчик , подносчик , перебеж чик . В остальных случаях пишется -щик : банщик , кровельщик , пиль щик .

Мягкий знак перед суффиксом-щик пишется только послел : рисовальщик, угольщик .

Практика Б

5. Спишите слова, обозначьте суффиксы и объясните их правописание. Какое значение они придают словам?

Разведчик, бетонщик, копировальщик, разносчик, перевозчик, кровельщик, закройщик, переплётчик.

6. 0бразуйте из данных слов новые с помощью суффиксов -чик или -щик и запишите их, вставляя где нужно, ь.

Барабан.., бакен.., бурил.., газет.., извоз.., зачин.., кровел.., перепис.., разнос.., рассказ.., смаз.., угол.., трал.. .

7. Переведите слова на русский язык и запишите их. Каким украинским суффиксам соответствуют русские суффиксы -чик и -щик ?

Покрівельник, закрійник, бетонник, візник, бурильник, зварник, котювальник, перевізник.

Теория В

В именах прилагательных под ударением пишется суффикс -ив- , без ударения - -ев- : правдив ый, ленив ый, соев ый, краев ой .

В суффиксах-чив-, -лив- пишется и : придирчив ый, совестлив ый .

В прилагательных после ж, ч, ш, щ и ц под ударением пишется суффикс -ов- , без ударения -ев-: ежов ый, холщов ый, свинцов ый, носитцев ый, лицев ой.

Практика В

8. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

А . Глянц..вая бумага, гречн..вая каша, кварц..вая лампа, ландыш..вый запах, марганц..вая руда, плюш..вый мишка, поршн..вой насос, ситц..вое платье, правд..вый рассказ.
Б . Вдумч..вый исследователь, выносл..вый спортсмен, доверч..вое отношение, доходч..вое объяснение, заботл..вая мать, забывч..вый человек, завистл..вые взгляды, заманч..вое предложение, заносч..вый вид, застенч..вый мальчик.

9. Спишите, вставляя пропущенные буквы и указывая ударение.

Мех..вый, кольц..вой, камыш..вый, кумач..вый, алыч..вый, нож..вой, свинц..вый, парч..вый, плеч..вой.

Н.Ф. Баландина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 6 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Онлайн уроки, учебники скачать , электронные издания по русскому языку бесплатно, русский язык тесты ответы , домашняя работа вопросы и ответы, необходимые материалы для подготовки к урокам по русскому языку
Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!