Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании. Описание цели на бумаге

Ценности организации

Ценности и цели высшего руководства.

Цели организации.

Миссия и ее значение.

Основная общая цель организации - четко выраженная причина ее существования - обозначается как миссия. Цели вырабатываются для этой миссии.

Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях.

Формулировка миссии должна содержать:

1. Задача фирмы с точки зрения ее основных услуг или изделий, ее основных рынков и основных технологий. Проще говоря, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма.

2. Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы фирмы.

3. Культура организации. Какого типа рабочий климат существует внутри фирмы? Какого типа людей привлекает этот климат.

В качестве примера для этих пунктов дать Молдавскую дорогу и фирма, занимающаяся эротическим массажем.

Выбор миссии. Чтобы выбрать соответствующую миссию руководство должно ответить на два вопроса:

1) Кто наши клиенты?

2) Какие потребности наших клиентов мы можем удовлетворить?

Генри Форд, руководитель, хорошо понимающий значение прибыли, определил миссию компании "Форд", как предоставление людям дешевого транспорта.

Хотя миссия, несомненно, представляет чрезвычайное значение для организации, нельзя недооценивать отпечаток, накладываемый на фирму ценностями и целями высшего руководства.

Таблица № 1

Категории ценностей Типы предпочитаемых организацией целей
Теоретические Истина знания, рациональные мышления Долгосрочные исследования и разработки
Экономические Практичность, полезность. Накопленные богатства Рост, прибыльность результата.
Политические Власть, признание. Общий объем капитала, продаж, количества работников.
Социальные Хорошие человеческие отношения. Привязанность. Отсутствие конфликта. Социальная ответственность относительно прибыльности. Косвенная конкуренция, благоприятная атмосфера в организации
Эстетические Художественная гармония, состав, симметрия. Дизайн изделия, качество, привлекательность даже в ущерб прибыли.
Религиозные Согласие во вселенной. Этика, моральные проблемы.

Обще фирменные цели формулируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели

1) Конкретные и измеримые цели. Выражая свои цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу для последующих решений и оценки хода работы. Руководители среднего звена будут иметь ориентир для решения. (Молдавская ж.д.).



2) Ориентация целей во времени. Конкретный горизонт прогнозирования представляет собой другую характеристику эффективных целей. Следует точно знать, когда должен, достигнут результат.

Цели бывают:

· Долгосрочные 2005 год

· Среднесрочные 2000 год для Молдавской ж. д.

· Краткосрочные 1995 год

Долгосрочные цели обычно имеют весьма широкие рамки. Организация формулирует их в первую очередь, затем разрабатывают среднесрочные и краткосрочные цели.

3) Достижимые цели. Цель должна быть достижимой - чтобы служить повышением эффективности для организации. Если цели не достижимы, стремление работников к успеху будет блокировано и их мотивация слабнет.

Цели должны быть взаимно поддерживаемыми - т.е. действия и решения, необходимые для одной цели, не должны мешать достижению другой цели.

Формулировка объекта и предмета исследования дипломной работы - это границы поставленной цели, определяющей предмет изучения и исследования.

Дипломная работа - применение полученных знаний при решении конкретного спектра задач в пределах достигаемой цели. Ничто за границами целевой функции не должно отвлекать внимание студента, который должен написать так, чтобы удержать внимание рецензента и комиссии в этих же рамках.

Об объекте и предмете исследования

Тема дипломной работы, как правило, предлагается научным руководителем. Обычно ее можно уточнять или править. Если такая возможность есть, необходимо ею воспользоваться.

Тема должна содержать цель, определять объект и ориентироваться на то, что именно составляет предмет исследования.

Как только тема сформулирована, цель поставлена, объект выбран и определен предмет, любая отсылка сродни «мы это не изучали или не проходили» неприемлема.

Дипломник, как космический корабль, выбрав орбиту, не может ее покинуть. По физическим законам это невозможно, а если есть сомнения, следует их развеять и в работе над исследованием больше ни на что не отвлекаться.

По общему мнению, которое разделяет дипломная комиссия, объект - это пространство, а предмет - это точка зрения или область в этом пространстве. Цель формулируется в пределах точки зрения и области, составляющих предмет исследования. Обычно она состоит из нескольких взаимосвязанных задач.

Цель и задачи исследования должны характеризоваться актуальностью и уникальностью.

Концентрация

Хорошим подспорьем для понимания объекта, предмета, цели и заданий является знакомство с теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ). Это никогда не будет лишним для студентов любой специальности. Это всегда важно для блестящей защиты диплома, и это обязательно пригодится в профессиональной деятельности, а также в быту.

Диплом обязательно нужно писать самому - полученных знаний и путевка в жизнь. Это аксиома, но ничто не мешает обсуждать работу с коллегами, преподавателями. Если финансовое положение позволяет, можно купить дипломную работу. Конечно, это аморально, если купленное будет использовано по назначению. Но сопоставление того, что стоило денег, с тем, что написано самостоятельно, поможет обратить внимание на существенные недостатки.

ТРИЗ - важный аргумент. Смысл этой теории в обобщении огромного количества патентов и изобретений, формировании физических, химических, технологических и других закономерностей. Все это делается с целью адаптации знаний к новым областям применения.

Пример описания объекта и предмета

Считается, что объект определяет границы исследования. Например, предприятие. В этом в дипломной работе конкретизированы бизнесом этой организации, спектром выпускаемой продукции, финансовым и производственным потенциалом, социальным фактором.

Вариантов выбора предмета здесь множество. Социальная составляющая может быть прекрасной темой для исследования в контексте кадровой работы, охраны труда, влияния на окружающую среду.

Информационное направление может сфокусировать объект и предмет исследования в дипломной работе как пример решения вопросов безопасности, организации электронного документооборота или рассматривать график для учетной политики.

Информационная составляющая любой компании, обладающей развитой инфраструктурой, может уникальным образом реализоваться в теме диплома, посвященной поведению сотрудников. Это очень востребованное и актуальное направление исследований в настоящее время.

Экономический сектор в любой организации также представляет отличный объект и предмет исследования в дипломной работе. Финансовый компонент оказывает существенное влияние как на развитие компании, так и на отношение к своим должностным обязанностям ее сотрудников.

Локальная тема диплома

Можно выбрать в качестве объекта и предмета исследования в дипломной работе веб-ресурс компании. Этот вариант ничем не хуже. На самом деле это не простая цель, а сложная система составляющих ее задач.

Характерной особенностью триады: объект, предмет и цель - практически всегда является то, что должно быть обозначено и исследовано. Для простоты, выбирая объектом сайт компании, дипломник не ограничивает себя в полноте исследования и области применения своих знаний. Но закрепляет свои обязанности рассмотреть общепризнанный функционал этого объекта и предложить свой взгляд на вещи.

Важно понимать, что объект и предмет исследования в дипломной работе - это известное описание и функционал. Студент предлагает свой вариант описания и улучшенный функционал. Важно понимать также и то, что в любом объекте и составляющем его предмете есть «белые пятна».

Диплом - это не диссертация, это итог нескольких лет обучения. Лучше всего строить свои представления на объекте и именно на таком основании. Это практично и достижимо при приемлемом уровне затрат знаний и сил.

Хорошая практика - сделать реферат. Например, сделать мини-исследование. Это не только позволяет самому усвоить тему дипломной работы, четко осознать ее цель, а и дает хороший повод вызвать интерес у коллег, преподавателей и собрать непредвзятое стороннее мнение.

После реферата следует предпринять усилие и написать введение, в котором объект и предмет исследования в дипломной работе будут изложены содержательно полно, но кратко.

Тема - это одно содержание, цель и задачи - ее расширенная часть. Введение к диплому формирует представление об объекте и предмете исследования, а сама работа показывает свою актуальность и значимость как в теории, так и на практике.

Цели. Характеристика целей

Здравствуйте читатели сайта . В этой статье рассмотрим характеристику и виды целей.

Чего вы хотите достичь в итоге? Вы можете иметь все, что пожелаете. Вы можете сделать все, что запланируете. Вы можете стать тем, кем захотите. Однако, сначала нужно задать четкие цели.

1. должны быть большими

Цели будут намного эффективнее лишь в том случае, когда они будут большие (и чем больше, тем лучше). Нужна большая цель , чтобы у Вас внутри зародилось воодушевление и энтузиазм, которые просто необходимы для настоящих свершений. Воодушевление приходит только тогда, когда Вы начинаете на максимуме, а такое возможно только при наличии соответствующих целей. Мелкие цели не имеют того величия, чтобы мотивировать человека к активным действиям и продолжить путь, преодолевая преграды. Маленькие цели не порождают в мозгу состояние одушевления, так как нет ничего одушевляющего в том, чтобы после достижения мелкой цели дальше оставаться посредственностью. Человек готов приступить к борьбе за то, что коренным образом в положительную сторону, невзирая на то, что это может занять довольно много времени.

Давайте взглянем, что случается с человеком, когда он на пути к цели сталкивается с проблемами. Пожалуйста, обратите свое внимание на рисунки ниже, которые объясняют данную ситуацию. На них изображено, что человек видит свою цель глазами, но в действительности он видит ее внутренним взором (или зрением).

Предположим, он поставил себе маленькую цель (рис.а).

а) Мелкая цель исчезла из диапазона видимости

И что в этот момент происходит: возникшая проблема оказалась очень большой, а награда незначительной. Человек концентрирует свое внимание больше на проблеме и отказывается от своей цели. Награда слишком мала. Стоит ли так мучиться? Проще отступить.

Цель , которую Вы себе поставили, должна быть гораздо больше проблемы. Если даже цель не намного больше проблемы, позитивных эмоций, для продолжения движения к этой цели может оказаться недостаточно.

Теперь разберем ситуацию, когда человек ставит перед собой большую цель и неустанно держит ее в поле зрения.

б) Большая цель продолжает оставаться в поле видимости.

На пути к цели возникает проблема, но человек все равно продолжает видеть свою цель, так как награда стоит этих усилий. Он решит возникшую проблему и продолжит дальнейшее движение прямо к намеченной цели. Если на пути возникнет проблема большего масштаба, которая перекроет цель, тогда человек прекратит дальнейшее ее достижение.

Поэтому ставьте перед собой большие цели, чтобы любые преграды не смогли перекрыть Вашу цель и спрятать ее из поля зрения. Всякий раз, когда на пути к цели возникает проблема, человек неосознанно дает оценку размеру награды, которую в конечном результате он получит, и размеру проблемы. Это происходит с помощью мысленного перенесения в ситуацию, когда цель уже достигнута. Если награда больше, человек преодолеет преграду и продолжит дальнейшее движение. Если же награда недостаточна велика, то есть слишком мала, тогда проблема одержит вверх. И заметьте, что такое решение принимается чисто на эмоциональном уровне, логика здесь Вам не поможет. Большие цели вызывают значительно больше эмоций, которые придают силы двигаться дальше вперед, прямиком к намеченной цели.

Ставьте перед собой такую большую цель, в какую можете поверить, потому, как определяет ее осуществление. Если цель настолько большая и нереальная, что Вы не можете в нее поверить, Вы сразу же сдадитесь, возможно, даже и не приступив к каким-либо .

Вера - очень могучая сила, а если к ней присоединить еще большую цель, то не возникнет такой проблемы, которая будет способна Вас остановить. Помните эти два вышеприведенных рисунка, когда будете . Большую цель намного проще видеть, ей куда легче, чем мелкой, заполонить Ваш разум целиком. Она имеет очень много энергии, что придаст Вам силы для борьбы с трудностями. Проблемы сами по себе ничто до тех пор, пока Вы не обращаете на них внимание.

Когда Вы , то она всегда громадная, а проблемы очень мелкие, и на СВОЕЙ жизненной дороге Вы всегда встречаете минимум препятствий.

Свойства большой цели:

  1. Долгосрочная (время достижения 1 год и больше)
  2. Страшит своими размерами
  3. Как только поставили эту цель, не знаете, как будете ее достигать
  4. Для того, чтоб достичь такую цель, Вам придется значительно измениться как личность. (Намеренно отказаться от некоторых привычек, обрести другие , приобрести определенные навыки)
  5. Когда Вы говорите знакомым и друзьям о такой цели, они обычно говорят "ты с ума сошел" , "у тебя ничего не выйдет" . Потому лучше помалкивать о больших целях.
  6. Очень сильно мотивирует, прибавляет энтузиазм
  7. Требует
  8. Нельзя сказать, что Вы с легкостью верите в ее достижение
  9. Требует высокий уровень творчества для ее достижения

Свойства маленькой цели:

  1. Краткосрочная (время достижения
  2. Не требует, чтоб Вы менялись, как личность
  3. Не требует выхода из зоны комфорта
  4. Вы легко верите, что можете ее достичь
  5. Не сильно мотивирует
  6. Сразу же готов достижения цели
  7. Не требует большого творчества, а то и никакого вообще.

И получается, что и маленькие цели люди не ставят, потому что те их не мотивируют, и большие не ставят, потому что боятся и не верят. Если Ваша цель имеет свойства как маленькой, так и большой, значит это средняя цель.

Хочу, чтобы Вы понимали, что деление на большие и мелкие цели очень условно.

Для каждого человека большие цели и маленькие различны.

Например, ситуация:

Человек зарабатывает $1000/месяц . Он хочет купить квартиру (за наличные деньги) за $70,000 . Понятно, что отложить такую сумму он не сможет (пока он насобирает, цена на квартиру вырастет). Это большая цель!

Если тот же человек хочет поехать отдохнуть с семьей, например, в Турцию, или в Египет, или в Крым, тогда это мелкая цель. И вот почему: допустим, затраты составят $1200 на поездку. Человеку ничего менять не нужно, просто откладывай по $200 6 месяцев.

Обычно, люди ставят именно такие цели. И это очень плохо, потому что такие цели и такой способ достижения не требуют творчества. Человек не развивается, достигая такие цели.

2. Цели должны быть четкими, ясными и конкретными

Абсолютно не имеет значение, какими ресурсами, энергией или талантами Вы владеете, Вам ни за что не добиться всего того, что обещают Вам Ваши умения и способности, если Вы не заставите их работать на себя и не сфокусируете их на четкой цели, при этом продолжая оставаться нацеленным на достижение своей цели. Мозг мыслит при помощи образов, и если Ваша цель нечетка и размыта, то он не сумеет представить ее в виде конкретного определенного образа, и в итоге у Вас не возникнет никаких эмоций. А если нет эмоций, то и действий тоже нет. Только четкие ясные картинки способны вызвать эмоции. Поэтому будет не достаточно сказать: «Я хочу иметь очень много денег» . Мозг не понимает, сколько это "много" . А теперь скажите себе: «Я хочу зарабатывать $250,000 в год» . Он не только нарисует Вам такую сумму в голове, но еще и нарисует некоторые предметы, которые Вы будете иметь, зарабатывая такую сумму деньг. Эти предметы и вызовут в голове определенные образы, и у Вас возникнут эмоции.

Посмотрите на животных, как они устроены. Вы когда-нибудь видели, как хищники охотятся? Они из всего стада (допустим 120 и более голов) выбирают только одну и концентрируют все свое внимание на ней. Они других просто не видят, их словно не существует. Существует лишь хищник и цель. Он рассматривает, изучает ее поведение, ее движение, выбирает самый подходящий момент и изо всех сил бросается прямо к ней. Все стадо тут же начинает хаотично бежать. Всего скорее, перед его глазами пробегут другие косули, антилопы, зебры, но он видит только одну, ту за которой охотится. Даже если бы все остальные антилопы прекратили свое хаотичное бегство, он бы все равно продолжал бегать за той единственной жертвой, которую выбрал в самом начале. Так устроена наша природа. У животных нет выбора, им необходимо питаться, чтобы выжить, а у нас выбор есть: бежать или не бежать (вот в чем вопрос). Может быть, хищник и не настигнет жертву, которую выбрал, но это не важно. Цель остается прежней – поесть. Он выбирает следующую жертву и - вперед. В конечном счете он достигнет своей цели. Также и мы должны выбрать себе огромную цель и закрыть глаза на все происходящее вокруг и - вперед. Возможно, вначале пути мы выберем далеко не подходящий способ ее достижения, но самое главное, чтобы цель не исчезла из виду. Рано или поздно Вы все равно ее достигнете. Четкость и ясность цели концентрирует внимание разума и не дает ему бродить среди тех проблем, которые возникают на пути к цели.

3. Цели должны быть сформированы в позитивном ключе

Любая цель должна быть сформирована в позитивном ключе. Негативное формирование не разрешается, так как оно воспринимается совсем наоборот, не так, как мы считаем.

Например:

Я не провалился со своей презентацией - неправильно

Я отлично выступил с моей презентацией - правильно

Я не проиграл в этом сражении - неправильно

Я выиграл в этом сражении - правильно

На уровне подсознания «не проиграть» все равно, что «проиграть», «не опоздать» тоже самое, что «опоздать» . Подсознание воспринимает объект мысли, но игнорирует ее направленность. Главное слово в этом предложении - проиграть, отсюда следует, что подсознание реализует его. Частичка "не" абсолютно не имеет никакого значения, подсознание просто откидывает ее, и предложение становится негативным. Поставить себе цель "не проиграть" и "проиграть" воспринимается подсознанием как одно и тоже.

Смотрите, если Вы хотите не проиграть, значит, Вы хотите выиграть! Так ставьте свои цели именно таким образом. “Я победил” .

Если Вы в это не верите, тогда проверьте. Самый хороший пример проверить - это проследить за маленькими детьми. Если им сказать «не хулигань» , они начинают хулиганить еще больше.

4. Цели должны иметь срок выполнения

Одно из различий между целью и - это срок выполнения, то есть для любой цели имеется своя дата ее реализации. Дата носит чисто психологический характер. Когда у Вас назначена встреча на 13:00, Вы подойдете на место назначения в промежутке между 12:50 и 13:30. Да, может быть, Вы опоздаете, но, все-таки, Вы подойдете на место назначения. А если Ваша встреча не назначена четко, Вы 100% не прибудете. То же самое с целью. Может быть, Вы опоздаете, но это не имеет значение, так как Вы придете к цели! Ни в коем случае не нужно расстраиваться из-за того, что Вы вовремя не успеете. Вы просто смещайте дату выполнения на более поздний срок и продолжаете двигаться вперед. Это наиважнейший психологический момент. Люди из-за того, что боятся их не достигнуть вовремя. Это самая грубая ошибка. Вы всегда вовремя достигаете цель, если поставите и перепоставите ее необходимое количество раз. Не бывает нереалистичных целей, существуют нереальные сроки. Поэтому смело ставьте цели. Просто не говорите о них никому, и тогда не будет страшно не реализовать целей вовремя.

5. Цели должны быть каждодневными

После того, как Вы нашли свою , разделили ее на достижимые кусочки, пришло время приступать к активным действиям. И действовать надо ежедневно. Если у Вас нет целей на каждый день, Вы подходите под определение . Сами по себе цели не значат ничего. Цели без веры - ничто. Лишь действием можно поддерживать веру на достаточном уровне для того, чтобы мечта стала действительностью. Как раз каждодневные цели вынудят Вас работать, работа поддержит Вашу веру, а благодаря веры, все Ваши мечты осуществятся. Без каждодневных целей ничего не произойдет.

Большие цели - долгосрочные, и срок их достижения составляет от 1 года до 20 лет. 20 лет - это огромный срок, и, если Вы все время будете думать о том, сколько же за это время нужно будет преодолеть препятствий, вероятнее всего, что Вы не дойдете. Тут Вам и нужны каждодневные цели. Как пройти 100 километров? Шаг за шагом, шаг за шагом (Вот статья ). То же самое и здесь, Вы в голове держите свою большую цель, а сосредотачиваетесь на выполнении целей «на сегодня» . Они мелкие, для их реализации надо немного времени и сил. Так день за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем, и Вы реализуете свою цель. Вы даже не успеете заметить, как это произойдет. Принцип достижения цели "шаг за шагом" считается самым мощным методом.

достижение цели, цель, цели, как достичь цель, характеристика целей

Нравится

Дадим простое интуитивное определение системы и подсистемы (ниже мы дадим более строгое и полное определение).

Система - объект, процесс в котором участвующие элементы связаны некоторыми связями и отношениями.

Подсистема - часть системы с некоторыми связями и отношениями.

Любая система состоит из подсистем, любая подсистемы любой системы может быть рассмотрена сама как система.

Пример. Наука - система, когнитивная система обеспечивающая получение, проверку, фиксацию (хранение), актуализацию знаний общества. Наука имеет подсистемы: математика, информатика, физика, филология и др. Любое знание существует лишь в форме систем (систематизированное знание), а теория - наиболее развитая система их организации в систему позволяющая не только описывать, но и объяснять, прогнозировать события, процессы.

Необходимые атрибуты информатики как научного знания:

  • наличие предметной сферы - процессов и систем;
  • выявление, систематизация, описание свойств и атрибутов процессов и систем;
  • выявление и описание закономерностей в этих процессах и системах;
  • актуализация этих закономерностей для изучения процессов и систем, их поведения и связей с окружающей средой.

Определим некоторые основные понятия системного анализа, ибо системный стиль мышления, системный подход к рассмотрению проблем являются методологической основой методов многих (если не всех) наук.

Цель - образ несуществующего, но желаемого - с точки зрения задачи или рассматриваемой проблемы - состояния среды, т.е. такого состояния, которое позволяет решать проблему при данных ресурсах. Это - описание, представление некоторого наиболее предпочтительного состояния системы.



Пример. Основные социально-экономические цели общества:

  • экономический рост;
  • полная занятость населения;
  • экономическая эффективность производства;
  • стабильный уровень цен;
  • экономическая свобода производителей и потребителей;
  • справедливое распределение ресурсов и благ;
  • социально-экономическая обеспеченность и защищённость;
  • торговый баланс на рынке;
  • справедливая налоговая политика.

Понятие цели конкретизируется различными объектами и процессами.

Пример. Цель - функция (найти значение функции). Цель - выражение (найти аргументы, превращающие выражение в тождество). Цель - теорема (сформулировать и/или доказать теорему - т.е. найти условия превращающие сформулированное предложение в истинное высказывание). Цель - алгоритм (найти, построить последовательность действий, продукций обеспечивающих достижения требуемого состояния объекта или процесса перевода его из исходного состояния в финальное).

Целенаправленное поведение системы - поведение системы (т.е. последовательность принимаемых ею состояний), ведущее к цели системы.

Задача - некоторое множество исходных посылок (входных данных к задаче), описание цели, определенной над множеством этих данных и, может быть, описание возможных стратегий достижения этой цели или возможных промежуточных состояний исследуемого объекта.

Пример. Глобальная экономическая задача, с которой сталкивается любое общество - корректное разрешение конфликта между фактически неограниченным человеческим потреблением товаров и услуг и ограниченными ресурсами (материальными, энергетическими, информационными, людскими), которые могут быть актуализированы для удовлетворения этих потребностей. При этом рассматривают следующие основные экономические задачи общества:

1. Что производить (какие товары и услуги)?

2. Как производить (каким образом и где)?

3. Для кого производить (для какого покупателя, рынка)?

Решить задачу - означает определить четко ресурсы и пути достижения указанной цели при исходных посылках.

Решение задачи - описание или представление того состояния задачи, при котором достигается указанная цель; решением задачи называют и сам процесс нахождения, описания этого состояния.

Пример. Рассмотрим следующую “задачу”: решить квадратное уравнение (или составить алгоритм его решения). Такая постановка проблемы неправильна, ибо не поставлена цель, задача, не указано, как решить задачу и что понимать в качестве решения задачи. Например, не указаны общий вид уравнения - приведенное или же не приведенное уравнение (а алгоритмы их решения - различны!). Задача также поставлена не полностью - не указан тип входных данных: вещественные или комплексные коэффициенты уравнения, не определены понятие решения, требования к решению, например, точность корня (если корень получится иррациональным, а нужно было определить его с некоторой точностью, то задача вычисления приближенного значения корня - автономная, не очень простая задача). Кроме того, можно было бы указать возможные стратегии решения - классическое (через дискриминант), по теореме Виета, оптимальным соотношением операндов и операции (см. ниже соответствующий пример в главе посвящённой алгоритмам).

Описание (спецификация) системы - это описание всех её элементов (подсистем), их взаимосвязей, цели, функции при некоторых ресурсах т.е. всех допустимых состояний.

Если входные посылки, цель, условие задачи, решение или, возможно, даже само понятие решения плохо описываемы , формализуемы, то эти задачи называются плохо формализуемыми. Поэтому при решении таких задач приходится рассматривать целый комплекс формализованных задач, с помощью которых можно исследовать эту плохо формализованную задачу. Сложность исследования таких задач - в необходимости учета различных, а часто и противоречивых критериев определения, оценки решения задачи.

Пример. Плохо формализуемыми будут, например, задачи восстановления “размытых” текстов, изображений, составления учебного расписания в любом большом вузе, составления “формулы интеллекта”, описания функционирования мозга, социума, перевода текстов с одного языка на другой с помощью ЭВМ и др.

Структура - это все то, что вносит порядок в множество объектов, т.е. совокупность связей и отношений между частями целого, необходимые для достижения цели.

Пример. Примерами структур могут быть структура извилин мозга, структура студентов на курсе, структура государственного устройства, структура кристаллической решетки вещества, структура микросхемы и др. Кристаллическая решетка алмаза - структура неживой природы; пчелиные соты, полосы зебры - структуры живой природы; озеро - структура экологической природы; партия (общественная, политическая) - структура социальной природы; Вселенная - структура как живой и неживой природы.

Структуры систем бывают разного типа, разной топологии (или же пространственной структуры). Рассмотрим основные топологии структур (систем). Соответствующие схемы приведены на рисунках ниже.

Линейные структуры:

Рис. Структура линейного типа.

Иерархические, древовидные структуры:


Рис. Структура иерархического (древовидного) типа.

Часто понятие системы предполагает наличие иерархической структуры, т.е. систему иногда определяют как иерархическую целостность.

Сетевая структура:


Рис. Структура сетевого типа.

Матричная структура:


Рис. Структура матричного типа.

Пример. Примером линейной структуры является структура станций метро на одной (не кольцевой) линии. Примером иерархической структуры является структура управления вузом: “Ректор - Проректора - Деканы - Заведующие кафедрами и подразделениями - Преподаватели кафедр и сотрудники других подразделений”. Пример сетевой структуры - структура организации строительно - монтажных работ при строительстве дома: некоторые работы, например, монтаж стен, благоустройство территории и др. можно выполнять параллельно. Пример матричной структуры - структура работников отдела НИИ выполняющих работы по одной и той же теме.

Кроме указанных основных типов структур используются и другие, образующиеся с помощью их корректных комбинаций - соединений и вложений.

Пример. “Вложение друг в друга” плоскостных матричных структур может привести к более сложной структуре - структуре пространственной матричной (например, вещества кристаллической структуры типа изображённой на рис.). Структура сплава и окружающей среды (макроструктура) могут определять свойства и структуру сплава (микроструктуру):


Рис. Структура типа кристаллической (пространственно-матричной).

Такого вида структуры часто используются в системах с тесно связанными и равноправными (“по вертикали” и “по горизонтали”) структурными связями. В частности, такую структуру могут иметь системы открытого акционерного типа, корпорации на рынке с дистрибьютерной сетью и другие.

Пример. Из комбинаций матрично-матричного типа (образуемую комбинацией “плоскостных”, например, временных матричных структур), можно получить, например, время - возрастную матричную “пространственную” структуру. Комбинация сетевых структур может дать вновь сетевую структуру. Комбинация иерархической и линейной структуры может привести как к иерархической (при “навешивании” древовидной структуры на древовидную), так и к неопределенностям (при “навешивании” древовидной структуры на линейную).

Из одинаковых элементов можно получать структуры различного типа.

Пример. Макромолекулы различных силикатов можно получать из одних и тех же элементов (Si, O) :

(а)
(б)
(в)
Рис. Структуры макромолекул из кремния и кислорода (а, б, в).

Пример. Из одних и тех же составляющих рынка (ресурсы, товары, потребители, продавцы) можно образовывать рыночные структуры различного типа: ОАО, ООО, ЗАО и др. При этом структура объединения может определять свойства, характеристики системы.

Структура является связной , если возможен обмен ресурсами между любыми двумя подсистемами системы (предполагается, что если есть обмен i- ой подсистемы с j-ой подсистемой, то есть и обмен j-ой подсистемы с i-ой.

В общем случае, можно образовывать сложные, связные m-мерные структуры (m-структуры), у которых подсистемы - (m-1)-мерные структуры. Такие m-структуры могут актуализировать связи и свойства, которые невозможно актуализировать в (m-1)-структурах и эти структуры широко используются в прикладных науках (социология, экономика и др.) - для описания и актуализации сложных взаимосвязанных многопараметрических и многокритериальных проблем и систем, в частности, для построения указанных ниже когнитивных структурных схем (когнитивных карт).

Указанного типа топологические структуры называют комплексами или симплициальными комплексами и математически их можно определить как объект K(X,Y,f) , где X - это m-структура (mD-симплекс), Y - множество событий (вершин), f - связи между X и Y или математически:

Пример. Примером простого геометрического комплекса может быть известный геометрический плоскостной (2D) граф, который состоит из вершин (отождествляются с некоторыми событиями), соединяемых между собой некоторыми одномерными дугами (отождествляются с некоторыми связями этих вершин). Сеть городов на географической карте соединенных дорогами образует плоскостной граф. Понятие математического графа - ниже.

Пример. Рассмотрим множество хороших друзей X={Иванов, Петров, Сидоров} и замечательных городов Y={Москва, Париж, Нальчик}. Тогда можно построить 3-структуру (2D-смплекс) в R3 (в пространстве трёх измерений - высота, ширина, длина), образуемую связыванием элементов X и Y, например, по принципу “кто где был” (рис.). В этой структуре использованы сетевые 2-структуры (2D-симплексы) X, Y (в которых, в свою очередь использованы 1-структуры). При этом элементы X и Y можно брать как точки (0D-симплексы)- элементы пространства нулевого измерения - R0 .


Рис. Геометрическая иллюстрация сложных связных структур.

Если структура плохо описываема или определяема, то такое множество объектов называется плохо структурируемым.

Пример. Плохо структурируемы будут проблемы описания многих исторических эпох, проблем микромира, общественных и экономических явлений, например, динамики курса валют на рынке, поведения толпы и др.

Плохо формализуемые и плохо структурируемые проблемы (системы) наиболее часто возникают на стыке различных наук, при исследовании синергетических процессов и систем.

Способность к нахождению решений в плохо формализуемых, плохо структурируемых средах - наиболее важная отличительная черта интеллектуальности (наличия интеллекта).

По отношению к людям - это способность к абстракции, по отношению к машинам или автоматам - способность к адекватной имитации каких-либо сторон интеллекта и интеллектуального поведения человека.

Интеллектуальная проблема (задача) - проблема человеческого интеллекта, целеполагания (выбора цели), планирования ресурсов (выбора необходимых ресурсов) и построения (выбора) стратегий его достижения.

Такие понятия как “интеллект”, “интеллектуальность” у специалистов различного профиля (системного анализа, информатики, нейропсихологии, психологии, философии и др.) могут несколько различаться, причём это не несёт в себе никакой опасности.

Примем, не обсуждая её положительные и отрицательные стороны, следующую “формулу интеллекта”:

“Интеллект = цель + факты + способы их применения”,

или, в несколько более “математическом”, формализованным виде:

“Интеллект = цель + аксиомы + правила вывода из аксиом”.

Интеллектуальными системами называют такие человеко-машинные системы, которые обладают способностью выполнять (или имитировать) какие-либо интеллектуальные процедуры, например, автоматически классифицировать, распознавать объекты или образы, обеспечивать естественный интерфейс, накапливать и обрабатывать знания, делать логические выводы. Используют и другой, более старый термин - “система искусственного интеллекта”. В информатике актуальна задача повышения интеллектуальности компьютерных и программных систем, технологий и обеспечения интеллектуального интерфейса с ними. В то же время интеллектуальные системы базируются на неполных и не полностью формализуемых знаниях о предметной области, правилах вывода новых знаний, поэтому должны динамически уточняться и расширяться (в отличие от, например, формализуемых и полных математических знаний).

Понятие “система” в переводе с греческого означает “целое, составленное из частей”. Это одна из абстракций информатики и системного анализа, которую можно конкретизировать, выразить в конкретных формах.

Пример. Система теоретических принципов, положений, система государственного устройства, нервная система, производственная система. Можно дать и следующее, более полное определение системы.

Система - это средство достижения цели или все то, что необходимо для достижения цели (элементы, отношения, структура, работа, ресурсы) в некотором заданном множестве объектов (операционной среде).

Дадим теперь более строгое определение системы.

Система - множество связанных друг с другом элементов некоторого вполне определенного множества (некоторых определенных множеств), образующих целостный объект при условии задания для этих объектов и отношений между ними некоторой цели и некоторых ресурсов для достижения этой цели.

Цель, элементы, отношения или ресурсы подсистем при этом будут уже другими, отличными от указанных для всей системы.


Рис. Структура системы в общем виде.

Любая система имеет внутренние состояния, внутренний механизм преобразования входных сигналов, данных в выходные (внутреннее описание ) и внешние проявления (внешнее описание ). Внутреннее описание даёт информацию о поведении системы, о соответствии (несоответствии) внутренней структуры системы целям, подсистемам (элементам) и ресурсам в системе, внешнее описание - о взаимоотношениях с другими системами, с целями и ресурсами других систем.

Внутреннее описание системы определяет внешнее описание.

Пример. Банк образует систему. Внешняя среда банка - система инвестиций, финансирования, трудовых ресурсов, нормативов и т.д. Входные воздействия - характеристики (параметры) этой системы. Внутренние состояния системы - характеристики финансового состояния. Выходные воздействия - потоки кредитов, услуг, вложений и т.д. Функции этой системы - банковские операции, например, кредитование. Функции системы также зависят от характера взаимодействий системы и внешней среды. Множество выполняемых банком (системой) функций зависят от внешних и внутренних функций, которые могут быть описаны (представлены) некоторыми числовыми и/или нечисловыми, например, качественными, характеристиками или характеристиками смешанного, качественно - количественного характера.

Пример. Физиологическая система “Организм человека” состоит из подсистем “Кровообращение”, “Дыхание”, “Зрение” и др. Функциональная система “Кровоообращение” состоит из подсистем “Сосуды”, “Кровь”, “Артерия” и др. Физико-химическая система “Кровь” состоит из подсистем “Лейкоциты”, “Тромбоциты” и др. и так далее до уровня элементарных частиц.

Рассмотрим систему “Река” (без притоков). Представим её в виде пронумерованных участков реки (камер, подсистем) так, как это изображено на рис.


Рис. Модель реки (течение реки - от 1 к n).

Внутреннее описание системы (каждой подсистемы) может иметь вид:

где x(t,i) - объём воды в i-ой камере в момент времени t, a - коэффициент грунтового просачивания воды, b - осадки, с - испарение с поверхности камеры (a, b, c - входные параметры). Внешнее описание системы может иметь вид:

где k(x,t,i) - коэффициент, учитывающий влияние грунтового просачивания (структуру дна, берега реки), l(x,t,i) - коэффициент, учитывающий влияние осадков (интенсивность осадков), X(t) - объём воды в реке (у стока, у края последней камеры номер n).

Морфологическое описание системы - описание строения или структуры системы: описание совокупности А элементов этой системы и необходимого для достижения цели набора отношений R между ними.

Морфологическое описание задается кортежом:

где А - множество элементов и их свойств, В - множество отношений с окружающей средой, R - множество связей в А, V - структура системы, тип этой структуры, Q - описание, представление системы на каком-либо языке. Из морфологического описания системы получают функциональное описание системы (т.е. описание законов функционирования, эволюции системы), а из нее - информационное описание системы (описание информационных связей как системы с окружающей средой, так и подсистем системы) или же так называемую информационную систему, а также информационно-логическое (инфологическое) описание системы.

Пример. Морфологическое описание экосистемы может включать, в частности, структуру обитающих в ней хищников и жертв (система типа “хищники - жертвы”), их трофическую структуру (структуру типа “кто кого поедает?”) или структуру, состав пищи, обычного рациона обитателя), их свойства, связи и отношения. Трофическая структура рассматриваемой ниже экосистемы - одноуровневая, т.е. хищники и жертвы образуют две непересекающиеся совокупности X и Y со свойствами S(X) и S(Y). Возьмем в качестве языка Q морфологического описания русский язык с элементами алгебры. Тогда можно предложить следующее упрощённое модельное морфологическое описание этой экосистемы:

A={человек, тигр, коршун, щука, баран, газель, пшеница, кабан, клевер, полевая мышь (полёвка), змея, жёлудь, карась},
X={человек, тигр, коршун, щука, кабан, змея, баран},
Y={газель, пшеница, клевер, полёвка, жёлудь, карась},
S(X)={пресмыкающееся, двуногое, четырёхногое, плавающее, летающее},
S(Y)={живое существо, зерно, трава, орех},
B={обитатель суши, обитатель воды, растительность}
R={хищник, жертва}.

Если использовать результаты популяционной динамики (раздела математики, изучающей динамику, эволюцию популяций), то можно используя приведённое морфологическое описание системы записать адекватное функциональное описание системы. В частности, динамику взаимоотношений в этой системе можно записать в виде уравнений Лотка - Вольтерра:

где xi(t)-численность (плотность) i-ой популяции, b i j - коэффициент поедания i-го вида жертв j-ым видом хищников (прожорливости), ai - коэффициент рождаемости i-го вида.

Морфологическое описание системы зависит от учитываемых связей, их глубины (связи между главными подсистемами, между второстепенными подсистемами, между элементами), структуры (линейная, иерархическая, сетевая, матричная, смешанная), типа (прямая связь, обратная связь), характера (позитивная, негативная).

Пример. Морфологическое описание автомата для производства некоторого изделия может включать геометрическое описание изделия, программу (описание последовательности действий автомата), описание операционной обстановки (маршрут обработки, ограничения действий и др.). При этом это описание зависит от типа и глубины связей, структуры изделия, заготовки и др.

Информационное описание системы часто позволяет нам получать дополнительную информацию о системе, извлекать новые знания о системе, решать информационно-логические задачи, исследовать инфологические модели систем.

Пример. Рассмотрим простую информационно-логическую задачу: у Джека машина - красная, у Питера - не черная, не синяя, не голубая, у Майкла - черная и синяя, у Бэрри - белого и синего цветов, у Алекса - машины всех перечисленных цветов; у кого была какого цвета машина, если все они были на пикнике на машинах разного цвета? Ответ на этот, на первый взгляд, нелёгкий вопрос можно легко получить с помощью информационного описания системы с помощью таблицы разрешенных ситуации (таблицы состояний - рис.):

Рис. Исходная таблица состояний информационно-логической задачи

Из этой таблицы видно, что Джек был на красной машине, а следовательно, Питер мог быть только на белой машине. Отсюда следует, что Бэрри был на синей, Майкл - на черной, а Алекс - на голубой машине.

Постановка и решение информационно-логических задач - мощное средство выяснения информационных связей в системе, причинно - следственных связей, проведения аналогий, развития алгоритмического мышления, внимания и т.д.

Две системы назовём эквивалентными , если они имеют одинаковые цель, составляющие элементы, структуру. Между такими системами можно установить связь (связи) некотором конструктивным образом.

Можно также говорить об эквивалентности по цели (по элементам, по структуре) .

Пусть даны две эквивалентные системы X и Y и система X обладает структурой (или свойством, величиной) I. Если из этого следует, что и система Y обладает этой структурой (или свойством, величиной) I, то I называется инвариантом систем X и Y. Можно говорить об инвариантном содержании двух и более систем или об инвариантном погружении одной системы в другую. Инвариантность двух и более систем предполагает наличие такого инварианта.

Пример. Если рассматривать процесс познания в любой предметной области, познания любой системы, то глобальным инвариантом этого процесса является его спиралевидность. Итак, спираль познания - это инвариант любого процесса познания, независимый от внешних условий и состояний (хотя параметры спирали и его развертывание, например, скорость и крутизна развертывания зависят от этих условий). Цена - инвариант экономических отношений, экономической системы; она может определять и деньги, и стоимость, и затраты.

Основные признаки системы:

  • целостность, связность или относительная независимость от среды и систем (это наиболее существенная количественная характеристика системы), с исчезновением связности исчезает и сама система, хотя элементы системы и даже некоторые связи, отношения между ними могут быть сохранены;
  • наличие подсистем и связей между ними или наличие структуры системы (это наиболее существенная качественная характеристика системы), с исчезновением подсистем или связей между ними может исчезнуть и сама система;
  • возможность обособления или абстрагирования от окружающей среды , т.е. относительная обособленность от тех факторов среды, которые в достаточной мере не влияют на достижение цели;
  • связи с окружающей средой по обмену ресурсами;
  • подчиненность всей организации системы некоторой цели (как это, впрочем, следует из определения системы);
  • эмерджентность или несводимость свойств системы к свойствам элементов.

Подсистема должна обладать всеми свойствами системы, в частности, свойством целостности (по подцели) и эмерджентности, что отличает подсистему от компоненты системы - набора элементов, для которых не сформулирована подцель и нет целостности.

Целое - всегда есть система, а целостность всегда присуща системе, проявляясь в системе в виде симметрии, повторяемости (цикличности), адаптируемости и саморегуляции, наличии и сохранении инвариантов.

“В организованной системе каждая часть или сторона дополняет собой другие и в этом смысле нудна для них как орган целого, имеющий особое значение” (Богданов А.А.).

Кажущееся изменение целостности системы - это лишь изменение наших “точек взгляда на них”, например, изменений по времени или по пространственной координате. Целостности присуще свойство колебательности, цикличности, с определёнными законами сохранения ресурсов (вещества, энергии, информации, организации, пространственных и временных инвариантов).

Пример. В ряде экосистем, например, популяционных, изменение численности или плотности популяции представляет собой колебательный процесс, с определёнными законами сохранения, аналогичным законам сохранения и превращения энергии.

При системном анализе различных объектов, процессов, явлений необходимо пройти следующие этапы системного анализа:

1. Формулировка целей, их приоритетов и проблем исследования.

2. Определение и уточнение ресурсов исследования.

3. Выделение системы (от окружающей среды) с помощью ресурсов.

4. Определение и описание подсистем.

5. Определение и описание целостности (связей) подсистем и их элементов.

6. Анализ взаимосвязей подсистем.

7. Построение структуры системы.

8. Установление функций системы и её подсистем.

9. Согласование целей системы с целями подсистем.

10. Анализ (испытание) целостности системы.

11. Анализ и оценка эмерджентности системы.

12. Испытание системы (системной модели), её функционирования.

Когнитология - междисциплинарное (философия, нейропсихология, психология, лингвистика, информатика, математика, физика и др.) научное направление изучающее методы и модели формирования знания, познания, универсальных структурных схем мышления.

При системном анализе систем удобным инструментом их изображения является инструментарий когнитивной структуризации.

Цель когнитивной структуризации - формирование и уточнение гипотезы о функционировании исследуемой системы, т.е. структурных схем причинно- следственных связей, их количественной оценки.

Причинно-следственная связь между системами (подсистемами, элементами) А и В положительна (отрицательна), если увеличение или усиление А ведёт к увеличению или усилению (уменьшению или ослаблению) В.

Пример. Когнитивная структурная схема для анализа проблемы энергопотребления может иметь следующий вид:


Рис. Пример когнитивной карты.

Кроме когнитивных схем могут использоваться когнитивные решетки (шкалы, матрицы), которые позволяют определять стратегии поведения (например, производителя на рынке).

Решетка образуется с помощью системы факторных координат, где каждая координата соответствует одному фактору, показателю (например, финансовому) или некоторому интервалу изменения этого фактора. Каждая область решетки соответствует тому или иному поведению. Показатели могут быть относительными (например, от 0 до 1), абсолютными (например от минимального до максимального), биполярными (“высокий или большой” - “низкий или маленький)”, чёткими и нечёткими, детерминированными и недетерминированными. Такие решётки могут быть полезны, в частности, для оптимизации делового распределения основной группы налогов между федеральным и региональным бюджетами, выработки стратегии повышения бюджетного самообеспечения и др. На рис. показана одна такая решётка (в биполярной системе показателей); зона D - наиболее благоприятная, зона A - наименее благоприятная.


Рис. Когнитивная решетка финансовой устойчивости фирмы.

Когнитивный инструментарий позволяет снижать сложность исследования, формализации, структурирования, моделирования системы.

Резюмируя вышесказанное, можно дать философское, диалектическое определение системы: система - это есть часть объективной реальности, ограниченная целью (целями) и ресурсами.

Системно в мире все: практика и практические действия, знание и процесс познания, окружающая среда и связи с ней (в ней).

Любая человеческая интеллектуальная деятельность обязана быть по своей сути системной деятельностью, предусматривающей использование совокупности взаимосвязанных системных процедур на пути от постановки задачи и целей к нахождению и использованию решений.

Пример. Любое экологическое решение должно базироваться на фундаментальных принципах системного анализа, информатики, управления и учитывать поведение человека и живых организмов (включая и растений) в окружающей среде - в материально - энергетико - информационном поле т.е. на рациональных, экологически обоснованных нормах поведения в этой среде, с точки зрения “Системы” из подсистем “Человек”, “Природы” и “Космос”.

Незнание же системного анализа не позволяет знаниям (закладываемым традиционным образованием) превращаться в умения и навыки их применения, в навыки ведения системной деятельности (построения и реализации целенаправленных, структурированных, обеспеченных ресурсами или ресурсоограниченных конструктивных процедур решения проблем). Системно мыслящий и действующий человек, как правило, прогнозирует и считается с результатами своей деятельности, соизмеряет свои желания (цели) и свои возможности (ресурсы) учитывает интересы окружающей среды, развивает интеллект, вырабатывает верное мировоззрение и правильное поведение в человеческих коллективах.

Окружающий нас мир бесконечен в пространстве и во времени; в то же время человек существует конечное время и располагает при реализации любой цели только конечными ресурсами (материальными, энергетическими, информационными, людскими, организационными, пространственными и временными).

Противоречия между неограниченностью желания человека познать мир и ограниченной возможностью сделать это, между бесконечностью природы и конечностью ресурсов человечества имеют много важных последствий, в том числе, - и в самом процессе познания человеком окружающего мира. Одна из таких особенностей познания, которая позволяет постепенно, поэтапно разрешать эти противоречия - использование аналитического и синтетического образа мышления, т.е. разделения целого на части и представления сложного в виде совокупности более простых компонент и, наоборот, соединения простых и построение, таким образом, сложного. Это также относится и к индивидуальному мышлению, и к общественному сознанию, и ко всему знанию людей, и к самому процессу познания.

«На что я трачу свою жизнь? Чего бы мне хотелось? Куда это все меня приведет?». Многие люди задаются подобными вопросами. Обычно такие визионерские мысли приводят к тому, что человек точно формулирует и записывает собственные цели. Одних удовлетворят общие и размытые ответы, тогда как другим точные ответы на подобные вопросы помогут увидеть ясные цели и пути их достижения. Потратив время на формулировку и запись собственных целей, вы тем самым на шаг приблизитесь к их достижению. Всем известно, что достижение поставленных целей напрямую связано с радостью и благополучием.

Шаги

Определите свои цели

    Определитесь, чего вы хотите. Если у вас есть общее представление о том, чего вы хотите или хотели бы достичь, то у вас может возникнуть желание начать работу в этом направлении. Но если точной цели у вас нет, то вполне вероятно, что вы трудитесь или стремитесь к размытой или меняющейся цели. Определение точной цели помогает сохранить время и силы, а также может побудить вас к упорному труду.

    Придерживайтесь конкретики. Это крайне важно для понимания того, чего вы хотите достичь. Определите все общие или размытые условия. Например, заявив о желании быть успешным, необходимо определить, что для вас означает успех. Для одних это возможность зарабатывать много денег, тогда как для других – способность вырастить здоровых и умных детей.

  1. Подумайте, действительно ли вы этого хотите. Вполне нормально желать чего-то и не задаваться вопросом, почему вы этого хотите. Но иногда можно прийти к выводу, что поставленные цели не соответствуют вашим желаниям и мечтам. Можно привести один хороший пример на основе социального восприятия и идей. Многие дети говорят, что в будущем они хотят стать врачами или пожарными, но не понимают значения этих профессий или со временем обнаруживают, что они больше не хотят этого.

    • Спросите себя: насколько окружающие люди повлияли на ваши цели? Это могут быть ожидания родителей, ваших половинок или социальное давление ровесников и СМИ.
    • Ваши цели – это то, что вы хотите сделать для себя , а не для кого-то другого.
  2. Каковы ваши мотивы? Вы пытаетесь достичь чего-то, чтобы доказать неправоту другого человека? У каждого есть свои «истинные» причины, которые могут разниться, поэтому спросите себя, насколько верно вы обозначили цели. Иначе может получиться, что вы будете чувствовать себя неудовлетворенным или разочарованным.

    • Например, если вы хотите стать врачом, то это вызвано желанием помогать людям или же зарабатывать много денег? Если руководствоваться неверными мотивами, то вам может быть сложнее достичь поставленной цели или же вас постигнет чувство неудовлетворенности.
  3. Ставьте перед собой реалистичные цели. Думая о своих целях, очень легко пойти на поводу у живого воображения. Но существуют вещи, которые вам неподвластны. Они могут стать реальной проблемой в достижении таких целей. Ваши цели должны быть реальными и достижимыми.

    • Например, человек может захотеть стать лучшим баскетболистом в мире, но возраст и рост (факторы, неподвластные человеку) могут не позволить ему достичь этого. Постановка изначально недостижимых целей может опустошить вас и лишить мотивации.

    Запишите свои цели

    1. Представьте свои возможности. Потратьте 15 минут, произвольно записывая свои идеи, цели и мечты. Не волнуйтесь по поводу четкости формулировки или очередности. Главное, чтобы эти цели и мечты соответствовали вашей личности и взглядам. Если вам сложно, то попробуйте свободное письмо. Можете описывать следующее:

      • Идеальное будущее
      • Качества людей, которыми вы восхищаетесь
      • Вещи, которые вы могли бы делать лучше
      • Вещи, о которых вы хотели бы узнать больше
      • Привычки, которые вы хотели бы усовершенствовать
    2. Разбивайте цели на конкретные шаги. Придя к определенной идее или мечте, выберите ряд конкретных целей, которые помогут вам в их достижении. Такие цели уже необходимо конкретизировать. Если вы ставите перед собой большие или долгосрочные цели, то разбивайте их на меньшие цели и шаги. Они могут стать вашей стратегией реализации идей и мечтаний.

      • Например: «Я хочу стать хорошим бегуном к моему 50-летнему юбилею». Это большая цель, на достижение которой может требоваться много времени (зависит от вашего нынешнего возраста). Лучше сформулировать цель так: «Хочу подготовиться к полумарафону. Я планирую участвовать в полумарафоне в ближайший год, а в полноценном марафоне – в ближайшие пять лет».
    3. Ранжируйте цели по важности. Взгляните на свои цели и решите, какие из них наиболее важные или желанные. Подумайте о следующем: насколько каждая из целей достижима, сколько на это может потребоваться времени, как работа над ее реализацией повлияет на вашу жизнь. Также подумайте, почему одни цели видятся вам важнее других. Проверьте, чтобы цели из вашего списка не противоречили друг другу.

      • Ранжирование целей по важности и сложности может послужить отличным стимулом. Также вы сможете лучше представить реализацию таких целей и потенциальную выгоду.
    4. Установите контрольные точки и крайний срок. Отслеживайте свой прогресс, устанавливая контрольные точки и крайние сроки реализации целей и шагов. Следование графику подарит вам чувство завершенности, повысит мотивацию и позволит определить, что у вас получается, а что нет.

      • Например, если вы поставили цель участвовать в полумарафоне в ближайший год, то отведите себе на подготовку следующие 6 месяцев. Выполнив этот шаг, следующие полгода можно будет потратить на тренировочные забеги полумарафонной дистанции. Если вы быстро поймете, что вам нужно больше времени, то вы всегда можете подкорректировать свой график.
      • Используйте календарь как визуальное напоминание необходимости придерживаться графика и поставленных целей. Также ничто не сравнится с чувством, которое испытываешь, перечеркивая выполненные цели или задачи.
    5. Попробуйте использовать модель S.M.A.R.T. для постановки целей . Критически оцените каждую из своих целей и запишите такие характеристики цели, как конкретика (S pecific), мера (M easurable), достижимость (A ttainable), реалистичность (R ealistic) и ограниченность по времени (T ime-bound). Например, можно взять пространную цель вроде «Хочу иметь хорошее здоровье» и обозначить ее более конкретно по модели S.M.A.R.T:

      • Конкретика: «Хочу улучшить здоровье, немного сбросив вес».
      • Мера: «Хочу улучшить здоровье, сбросив 10 кг».
      • Достижимость: Не каждый может сбросить 50 кг, но 10 кг – это достижимая цель.
      • Реалистичность: Нужно понять, что сбросив 10 кг, вы станете энергичнее и почувствуете себя счастливее. Помните, что вы делаете это для себя.
      • Ограниченность во времени: «Хочу улучшить здоровье, сбросив 10 кг в течение года, в среднем нужно худеть на 800 г в месяц».
    1. http://www.dominican.edu/academics/ahss/undergraduate-programs-1/psych/faculty/fulltime/gail-matthews
    2. McGregor, I., & Little, B. R., 1998
    3. Locke, E. A. (1968). Toward a Theory of Task Motivation and Incentives. Journal of Organizational Behavior and Human Performance, 3, 157-189.
    4. Fischhoff, B., Slovic, P., & Lichtenstein, S. (1988). Knowing what you want: Measuring labile values. Decision Making: Descriptive, Normative and Prescriptive Interactions, Cambridge University Press, Cambridge, 398-421. (Chapter 18)
    5. Brunstein, J. C. (1993). Personal goals and subjective well-being: A longitudinal study. Journal of Personality and Social Psychology, 65, 1061–1070.
    6. Perrone, K. M., Civiletto, C. L., Webb, L. K., & Fitch, J. C. (2004). Perceived barriers to and supports of the attainment of career and family goals among academically talented individuals. International Journal of Stress Management, 11, 114–131.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!