Что такое отрицательные эмоции человека. Виды эмоций и чувств

Давайте подумаем, что такое застенчивость, и на житейских примерах вспомним, как она проявляется.

Ребенок, хорошо знающий урок, растерянно молчит или в лучшем случае что-то бормочет, запинаясь и заикаясь, когда его вызывают к доске. Его лицо покрывается красными пятнами, одноклассники нарочно громко подсказывают, веселятся. В результате ничего вразумительного ученик сказать не может, раздраженный учитель ставит очередную двойку.

Или другая типичная ситуация - шести-, семилетний малыш, начитанный, грамотный, на отборочном тестировании при поступлении в элитную школу или гимназию. В обстановке строгого собеседования (что для ребенка является стрессогенным, психотравмирующим фактором) он не может ответить на хорошо знакомые вопросы, выполнить элементарные (для привычной домашней обстановки) задания.

Нередко застенчивые дети подвергаются придиркам, обидам, а подчас и прямому издевательству со стороны задир во дворе или школе. Из-за этого посещение школы для ребенка превращается в хроническую пытку, он ищет всяческие предлоги для пропуска занятий, часто болеет, страдает от так называемых психосоматических заболеваний. Ведь дети так же, как и взрослые (а фактически в гораздо большей степени), подвержены психологическим стрессам, невротическим реакциям.

У школьников застенчивость сопровождается также и повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе, робостью. В 10-20% случаев у таких ребят бывают страхи темноты, одиночества, они скованно себя чувствуют в присутствии незнакомых людей, молчаливы, замкнуты.

Между тем они довольно часто обладают большими способностями, легко осваивают компьютерную технику, любят читать, рисовать, но одаренность и даже выраженные таланты блокированы комплексом неуверенности в себе, внутренним напряжением при общении со сверстниками, взрослыми. И как следствие - проигрывают менее способным, но более шустрым сверстникам.

Некоторые полагают, что застенчивость в большей мере свойственна девочкам, но это далеко не так. На разных этапах возрастного развития 20-25% мальчиков страдают от застенчивости - приблизительно так же, как и девочки.

Но, с другой стороны, застенчивость часто маскируется механизмом спонтанной психологической компенсации и гиперкомпенсации в виде показной развязности, нарочитой грубости, даже склонности к хулиганским поступкам. Такие ребята, надеясь стать более свободными, независимыми, смелыми, зачастую тянутся в компании, группировки, где культивируется сила, а главными аргументами считаются кулак и ненормативная лексика.

Таким образом, застенчивость может уродливо трансформироваться, мутировать в наглость, девиантное поведение. И это серьезная проблема - не только медицинско-психологическая, но и социальная. От того, получит ли застенчивый малыш, подросток квалифицированную помощь, зависят его дальнейшая судьба, благополучие в профессиональной и личной жизни.

Порой, как ни странно, у таких людей, внешне кажущихся податливыми, не складывается гармоничное супружество, они не удовлетворены своим кругом общения; проявляется это в том, что юноша или девушка не может познакомиться с тем, с кем хочет. Им трудно найти хороших друзей, они тяжело сходятся с людьми.

Застенчивость накладывает отпечаток на самые разные аспекты жизни человека. Эта актуальная психосоциальная проблема не имеет возраста, особенно если сопровождается тиками, заиканием, внутренней напряженностью, скованностью. Всего этого можно избежать, если вовремя обратиться за помощью.

Квалифицированные психологи и психотерапевты помогут застенчивым людям справиться со своим "недугом", повысить самооценку, научат свободному общению и взаимодействию с окружающими.

Чем чревата застенчивость?

Как уже стало понятно, неприятностей от застенчивости много. Каковы же они?

Ограничение контактов с людьми - "Роскошь человеческого общения".
- Конформизм - человек "наступает на горло собственной песне", не выражая своего мнения, он просто голосует за чужое, даже если оно ему чуждо.
- Застенчивость побуждает человека бесконечно заниматься самокопанием, самоедством и самообвинением. Известно, что самое страшное чувство - чувство вины. Застенчивый чаще всего "без вины виноватый".
- Застенчивость влечет за собой неприятные переживания, развивает тревожность, формирует страх и комплекс неполноценности.
- Энергия растрачивается попусту: вместо того чтобы совершать поступки, личность занята переживаниями.
- Накапливаются неотреагированные отрицательные эмоции.
- Застенчивость мешает раскрытию личности и ее реализации. Иной не столь много представляет собой, сколько умеет себя преподнести, застенчивый же не в состоянии донести свою значимость.

В результате мало кто из застенчивых людей может достичь успеха в жизни. Ребенок боится незнакомых людей, школьного начальства, всевозможных контактов, необходимых в обществе. Пронеся по жизни свою застенчивость, будучи взрослым, он будет бояться начальства, общения с людьми, особенно с лицами противоположного пола, может быть, будет обречен на одиночество.

Худший исход - невроз (а состояние застенчивости ведь может варьироваться от «легкой необщительности» до глубокого невроза), депрессия и, возможно, суицид. Часто глубоко застенчивые люди жалуются на потерю смысла жизни.

Симптомы застенчивости

Застенчивость "читается" по внешним признакам: - покраснение лица; - потливость; - дрожь; - учащение сердцебиения; - стесненное дыхание; - согбенная поза; - опущенные вниз глаза; - тихий голос; - скованность мышц и движений.

Психологические особенности застенчивых людей можно свести в основном к следующему: смущение при контактах с людьми, высокая тревожность, страх, зависимость от мнения окружающих, безосновательное чувство вины - все это на фоне неуверенности в себе.

Страшная история.

Миша К. (15 лет). Тихий, ничем не примечательный подросток. За все время учебы в школе ни разу не вызвал гнева учителей или одноклассников. Послушный, уравновешенный, вечно живущий в своем мире. Больше таких в классе не было.

Одноклассники удивлялись непохожести Миши на них самих, а посему часто просто от нечего делать цеплялись к нему, подтрунивали, поддразнивали. Иногда насмехались. Родителей раздражало, что сын растет таким тихоней, сами они были полной ему противоположностью. Поэтому дома подростка тоже "дергали".

В один прекрасный день к Мише пришла его двоюродная сестра и попросила магнитофон на вечеринку. Что уж парень усмотрел в этой просьбе, неизвестно. Только дальше произошло страшное. На повторные просьбы кузины Миша отреагировал дико - схватил нож и проткнул Алену в области сердца, в результате чего девушка скончалась. Эта история буквально потрясла город. "Как могло такое случиться, этого не может быть!" - восклицали все, кто знал Мишу как человека, который не способен обидеть даже мухи.

Комментарий психолога:

Любые эмоции нуждаются в разрядке. Нас обидели - мы поплачем. И сразу становится легче. Если эмоции остаются неотреагированными, они имеют способность накапливаться, и тогда возникает "аккумулирующий эффект", который чреват взрывом.

Так произошло и с Мишей. Он годами копил обиды, будучи очень застенчивым. Этого "накопления" оказалось достаточно, чтобы "взорваться". Повод при этом был ничтожным - никто ведь не посягал навечно на его собственность. Эксперту-психологу Миша объяснил, что ему надоело, что он всем что-то должен, а взамен никогда ничего не получал. Экспертиза, кстати, признала его вменяемым и не обнаружила никакой психопатологии...

На причины застенчивости по-разному смотрели представители разных психологических направлений.

1. Теория врожденной застенчивости

Некий лондонский врач обвинил в происхождении застенчивости гены родителей. Эту теорию подхватил психолог Р. Кеттел. В своем 16-факторном личностном опроснике он выделил шкалу H с двумя противоположными свойствами личности - смелость-самоуверенность и робость-чувствительность к угрозе.

Низкие оценки по данному фактору свидетельствуют о сверхчувствительной нервной системе, остром реагировании на любую угрозу, о робости, неуверенности в своем поведении, силах, сдержанности в выражении чувств. Люди с такими показателями терзаются чувством собственной неполноценности, то есть являются застенчивыми.

Приверженцы данной теории полагают, что, поскольку застенчивость является врожденным качеством, то ничто не в состоянии изменить положение дел. Теория весьма пессимистична и в целом нелогична.

2. Теория бихевиоризма

В противовес упомянутой выше она довольно оптимистична. Бихевиоризм - направление в американской психологии ХХ века.

Бихевиористы исходят из того, что психика человека влияет на формы поведения, а поведение - это реакция на стимулы внешней среды. Они считают, что застенчивость возникает тогда, когда люди не сумели овладеть социальными навыками - в данном случае навыками общения. Но если за таких людей взяться как следует, создать определенную воспитательную среду, то все можно исправить.

Собственно, что такое застенчивость? По мнению бихевиористов, реакция страха на социальные стимулы. Стоит изменить формы общения, сделать их "правильными", и исчезнет всякая зажатость.

3. Психоаналитическая теория

Интересно, что в психоанализе все объясняется, но ничего не доказывается.

Застенчивость расценивается как реакция на неудовлетворенные первичные потребности инстинкта. Она связывается с отклонениями в развитии личности вследствие нарушения гармонии между инстинктом, приспособлением к реальности и разумом, который охраняет моральные нормы.

Кроме того, застенчивость - это внешнее проявление глубокого бессознательного конфликта. Психоаналитические рассуждения базируются на примерах патологической застенчивости, которую действительно необходимо лечить.

4. Концепция А. Адлера

А. Адлер - представитель индивидуальной психологии. И именно он ввел термин "комплекс неполноценности".

Психолог считал, что все дети испытывают комплекс неполноценности из-за физического несовершенства, недостатка возможностей и сил. Это может затруднить их развитие. Каждый ребенок выбирает свой жизненный стиль в силу имеющегося у него характера и своих представлений о себе и мире в целом.

Адлер полагал, что человек никогда не станет невротиком, если он сотрудничает с людьми. А те, кто не способен к сотрудничеству, оказываются одинокими существами и неудачниками.

Дети могут стать таковыми по разным причинам: органическая неполноценность, частые болезни, что не позволяет им соревноваться с другими. Такая участь может быть уготована избалованным детям, которым не хватает уверенности в своих силах, поскольку все делают за них, и, наконец, в эту компанию попадают отверженные дети, у которых нет опыта сотрудничества, так как они не наблюдали этого явления в собственной семье.

Адлер ввел понятие "неуверенное поведение", обусловленное страхом критики, страхом сказать "нет", страхом контакта, страхом настоять на своем, осторожностью. Дети с "неуверенным поведением" зависимы, несамостоятельны, пассивны, то есть застенчивы. Их антиподы - независимые, самостоятельные и активные личности.

5. Причинные факторы

В последнее время застенчивость стали обозначать как "высокую реактивность". Часто у высокореактивных детей застенчивость выступает как инстинктивное поведение, направленное на защиту от физиологической и эмоциональной перегрузки. При этом возможны два варианта инстинктивного поведения.

Первый - ребенок, чем-то неудовлетворенный, избирает "стратегию избегания" (вид психологической защиты) и становится застенчивым.

Второй - ребенок включается в соперничество и становится самоуверенным.

Принято выделять природные и социальные факторы, формирующие застенчивость.

Природный фактор

Это темперамент, обусловленный типом нервной системы.

На первый взгляд может показаться, что застенчивость - приоритет интровертов - людей, направленных на свой внутренний мир, не нуждающихся в многочисленных внешних контактах, предпочитающих уединение. К таковым относятся флегматики и меланхолики. Думается, что среди этой категории застенчивых действительно больше. И это внешне застенчивые личности.

Но, как ни странно, существуют и застенчивые экстраверты - люди, "вывернутые наизнанку", стремящиеся к общению и многочисленным контактам. Это холерики и сангвиники. Среди них встречаются внутренне застенчивые.

В силу черт своего темперамента (настойчивость, решительность, смелость, оптимизм) им удается бороться с внутренней застенчивостью. А даже если не удается, то внешне они выглядят весьма раскованными. Конечно, это стоит им определенных эмоциональных затрат.

Ситуация №1.

Ребенок, удобный во всех отношениях.

Таня П. учится в 1-м классе. Внешне похожа на воробышка - маленькая, худенькая. Когда она поступала в школу, то на приеме у психолога за полтора часа из нее удалось "вытянуть" два слова. Говорит шепотом. Плечи опущены, глаза смотрят в пол. Впечатление, что ребенок в ступоре. На повторном приеме удалось немного разговорить девочку.

Наблюдая за ней теперь в 1-м классе, понимаю, что застенчивость никуда не ушла. На уроке ее не слышно, но и на перемене та же картина. В то время как одноклассники резвятся, она тихонечко сидит в углу. "Удобный во всех отношениях ребенок". Учится хорошо. Но ведь у Тани нет друзей. Она практически ни с кем не общается, всего боится. Налицо истинная внешняя застенчивость. К чему она приведет - неизвестно.

Ситуация №2.

"Спокойствие, друзья! Спартак с вами!"

Наташа И., 13 лет. Посмотришь на эту девочку - и мысли не возникнет о каком-то даже намеке на застенчивость. Резкие движения, порывистость, громкий голос. Где она ни появится, всюду «кипит» жизнь. Вечно что-то организовывает, любит быть в центре внимания. Одним словом, лидер.

Но вот однажды в классе готовили выступление ко Дню защитника Отечества. Решили поставить что-то вроде драматического спектакля по "Гренаде" М. Светлова. Наташе показалась недостаточной роль в общем хоре, она тут же срежиссировала "передний план" и выставила перед хором четырех девочек, в том числе себя - запевать отдельно.

Наконец, наступил долгожданный вечер. Хор одноклассников пел проникновенно и слаженно, удачно "вступали" и на переднем плане, но только трое...

Что до Наташи, то, как только открылся занавес, с ней произошло что-то такое, в результате чего голос куда-то пропал. Вокруг горла сжалось невидимое кольцо, ко всему этому примешались довольно неприятные ощущения - дрожь, сердцебиение, даже круги перед глазами поплыли. Рот она, конечно, открывала очень старательно, да вот звуков оттуда не доносилось.

Летом того же года ей пришлось побывать в лагере отдыха на море. Активную девочку заприметил вожатый - студент последнего курса театрального института, который решил себя попробовать в качестве режиссера. На закрытие сезона намечался большой костюмированный бал, а у Наташи оказался потрясающий костюм Спартака. Вожатый предложил мини-спектакль на тему восстания рабов в Риме.

Полмесяца регулярно в «тихий сон» шли репетиции. Вожатый упивался режиссурой, Наташа - ролью.

Итог был столь же плачевным для Наташи, как и на школьном вечере. Как только распахнулся занавес и глазам девочки предстал полный зал знакомых и незнакомых людей, наступил шок. По роли надлежало выбежать стремительно на сцену и, царственно взмахнув рукой, закричать: "Спокойствие, друзья! Спартак с вами!" Вместо этого Наташа буквально выползла на полусогнутых и проковыляла на середину сцены. То была не царственная поступь Спартака, но шаг подстреленного...

Глаза от ужаса "вылезли из орбит". Вместо нужных слов девочка "понесла" откровенную чепуху, которую впоследствии даже не могла восстановить в памяти. Провал был полный, а вместе с ним и стыд перед режиссером, друзьями по отряду и вообще перед всем "человечеством". И, естественно, стресс, который она будет помнить долго.

Комментарий психолога:

По натуре Наташа - откровенный холерик. Очень смелая, решительная, с ярко выраженным стремлением к лидерству. Она всегда хотела производить неизгладимое впечатление, но так много об этом думала, что постепенно в ее подсознании зародился страх: "А вдруг я не понравлюсь? А вдруг я что-то сделаю не так?" Мысль о возможной неудаче была для нее катастрофой.

Это пример внутренней застенчивости, которую девочка никак не осознавала и поэтому не могла предвидеть подобных "проколов". Интересно, что в привычном кругу близких, знакомых, сверстников никаких осечек не было, а вот большое количество незнакомых людей провоцировало генерализованный страх, не позволявший раскрепоститься.

Социальный фактор

Существует очень тесная связь между типом воспитания ребенка и особенностями его психического развития. Наиболее типичные проявления неправильного воспитания:

Неприятие

Между родителями и детьми нет душевного контакта. Ребенок обут, одет и накормлен, а душой его родители не интересуются. Причины этого явления могут быть разными - ребенок родился не того пола, который был желанен родителям, ребенок - помеха карьере родителей, и прочее.

В результате такого воспитания можно вырастить либо агрессивного ребенка, либо забитого, робкого и обидчивого.

Гиперопека

Родители чересчур "правильно" воспитывают ребенка, программируют каждый его шаг. Ребенок вынужден хронически сдерживать свои порывы и желания.

И снова получаем два варианта - ребенок, протестующий против такого положения, что выливается в агрессивность, и ребенок покоряющийся - такой становится замкнутым, отгороженным, а в итоге застенчивым.

Тревожно-мнительный тип воспитания

Если в семье единственное чадо, такой тип встречается часто. Над ребенком дрожат, опекают сверх меры, а это благодатная почва для развития нерешительности, робости, мучительной неуверенности в себе.

"Кумир" семьи (эгоцентрик)

Ребенку внушают, что он - смысл жизни семьи. В такой семье скорее вырастет нахал, а не застенчивый.

В результате искажения семейного воспитания, как правило, вырастают дети с эмоциональными нарушениями полярных типов - агрессивные или застенчивые.

Пожалуй, славянским родителям стоит обратиться к опыту еврейских родителей. Детей в Израиле рассматривают как символ жизни и важнейший потенциал нации. Для евреев дети - бесценный дар, а потому и отношение к ним трепетное и бережное.

Очевидно, поэтому процент израильтян, назвавших себя застенчивыми (35%), - самый низкий показатель среди 8 стран, обследованных американскими психологами в рамках кросскультурных исследований.

В сознании израильтян застенчивость связывается со слабостью, неспособностью справиться с жизненными трудностями, и поэтому родители прилагают все усилия, чтобы оградить детей от тревожности и чувства собственной неполноценности.

Родители занимают в жизни ребенка основное место. Кто, как не они, должны помочь своим детям в преодолении застенчивости?

Мы уже говорили о последствиях, которые наступают вслед за неправильным воспитанием. Поэтому первое, над чем следует задуматься, - это изменение стиля семейного воспитания.

Известный американский психолог и психотерапевт Луиза Хей написала немало книг, в которых говорит о том, что ребенок относится к себе так же, как относятся к нему родители. Он точно так же себя ругает, как это позволяют себе родители. Он начинает себя не любить, а от нелюбви к себе рождаются все проблемы человека, в частности, болезни. Луиза Хей рекомендует: "Никогда ни при каких обстоятельствах нельзя критиковать себя. Себя нужно любить".

Если мы обратимся к пословицам разных стран и народов, классикам-философам, то всюду найдем мудрые мысли типа: "Сам себя не уважаешь - и другие не будут тебя уважать" (японская пословица), "От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения" (М. Монтень).

Человеку дана одна жизнь, во всяком случае, на земле. Если верить Эрику Берну, жизненный сценарий ребенку задают его родители. И он должен жить именно по своему собственному сценарию, а не ориентироваться на чужие стандарты, которые могут измениться.

Основные задачи родителей:

Развить у детей позитивное самовосприятие.
- Сформировать уверенность в себе и адекватную самооценку.
- Воспитать у ребенка чувство собственного достоинства.

Все это в комплексе даст возможность состояться продуктивному общению с людьми.

Позитивное самовосприятие

Не допускайте, чтобы ребенок говорил о себе плохо. Известно изречение: "Никогда не говорите о себе плохо, за вас это сделают ваши друзья". Естественно, прежде всего сами не позволяйте говорить плохо о своем ребенке. Ребенок не должен быть таким, как все. Он должен быть самим собой. Помните, что ненависть к себе порождает утрату смысла жизни.

В. Леви, отечественный психотерапевт и психолог, советует, как себя полюбить:

Не сравнивать себя с другими, потому что каждый человек - индивидуальность;
- перестать себя оценивать;
- принимать себя как данность.

Родители могут изменить Я-концепцию (Я-концепция - это самовосприятие) ребенка в позитивном направлении, если будут соблюдать определенные принципы.

У хороших родителей должны быть в наличии:

Эмпатия - способность к пониманию ребенка и сопереживанию. Создайте атмосферу доверия в своем доме, стимулируйте ребенка. Чтобы он говорил вам о своих проблемах, выслушайте его, проявите сочувствие.

Это приведет к тому, что ребенок почувствует, что его понимают и принимают таким, каков он есть. Ведь застенчивый ребенок всегда опасается, что его высмеют и предадут. Этого допускать нельзя.

Безусловное позитивное отношение - принятие ребенка со всеми достоинствами и недостатками, не давая воли чувству неудовлетворенности и желанию сию же минуту ребенка изменить.

Это, разумеется, не означает безоговорочного одобрения всего негативного, что есть у вашего ребенка. Просто вы должны понимать трудности, которые возникают у ребенка, и принимать ограниченность его возможностей на данной стадии развития.

Не доверяйте чужому мнению о своем ребенке. Часто ребенка ругают, к примеру, учителя. Разберитесь в ситуации и поймите, что могло спровоцировать нежелательное поведение вашего ребенка.

Искренность - неподдельное выражение своих чувств, естественность. Ребенок должен испытывать чувство безопасности и непринужденности.

Самооценка и уверенность в себе

У застенчивых детей самооценка низкая. Психологи в психической сфере выделяют важный аспект - самоотношение личности и три подсистемы - самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегуляцию.

Эмоционально-ценностное отношение - это не что иное, как оценочная функция, которая чрезвычайно важна. Оценочная функция имеет как положительную, так и отрицательную направленность.

Аутосимпатия - это представление личности о себе как о самоценности. И напротив - самонеуважение, эмоциональная неудовлетворенность, недовольство собой свойственны детям с комплексом неполноценности, то есть застенчивым.

1. Повышение самооценки начинается с похвалы. Подробнее о том как правильно хвалить ребенка вы можете прочитать в следующих статьях:
- Как правильно хвалить ребенка
- Критикуем и хвалим по-новому

2. Уверенность в себе вырабатывается за счет успеха. (Успех порождает успех, неудача - неудачу.) Ставьте перед ребенком задачи, которые он может решить.

3. Изменяйте не ребенка, а его поведение. Поведение может быть неадекватным из-за отсутствия необходимых социальных навыков и высокого уровня тревожности.

4. Понижайте тревожность всеми возможными способами. Например, ребенок комплексует из-за того, что у него криво растут зубы. Обратитесь к стоматологу, поставьте пластину.

Хорошим помощником для снятия тревожности могут быть упражнения на расслабление - релаксация, медитация.

5. Обучайте ребенка навыкам общения. Объясните ему, что для того, чтобы быть интересным для ровесников, нужно много читать, интересоваться явлениями и событиями и таким образом привлечь к себе внимание.

6. Не позволяйте никому насмехаться над своим ребенком.

Воспитание чувства собственного достоинства

Внушите ребенку, что он не может обладать только негативными качествами (если ему так кажется). Обязательно в нем есть много хорошего. Задача родителей - найти сильные стороны личности своего ребенка и помочь ему самому их обнаружить.

В школе педагог или психолог могут поиграть с детьми в такую игру. Ребята садятся в круг, каждый на чистом листе бумаги пишет свои имя и фамилию, после чего листы передают по кругу. Каждый ученик должен написать о каждом своем однокласснике на его листочке что-нибудь хорошее, какое-нибудь положительное качество. Причем комплименты должны быть как можно более конкретными: не просто что Вася П. - хороший, а, например, он всегда готов прийти на помощь в трудную минуту, у него красивые глаза, он лучше всех в классе подтягивается на перекладине.

Часто для застенчивых детей бывают подлинные открытия - они узнают о себе столько хорошего, обнаруживают у себя массу достоинств, о которых даже и не подозревали. Но ведь недаром говорят: со стороны виднее.

Задача родителей - научить детей пользоваться достоинствами, не зацикливаясь на недостатках, то есть "включать" компенсаторные механизмы. Тогда ребенок поймет: "Да, я слаб в математике, но зато я лучший спортсмен".

Детям можно предложить самовыразиться в какой-то роли. Например, мысленно превратиться в другого человека, поговорить чужим голосом, придумать ситуации и проиграть поступки, не свойственные ребенку.

Возьмите на вооружение ролевые упражнения из книги В. Леви "Искусство быть другим". Обратите внимание на книгу Т. Л. Шишовой "Застенчивый невидимка". В ней содержатся эмоционально-развивающие игры на преодоление застенчивости для детей 5 - 14 лет.

Не воспитывайте детей пассивными и зависимыми от вас. Пусть они выражают несогласие с вами и вообще свое мнение. Конечно, послушные дети очень удобны, но "соглашатели" убивают собственную личность.

Как можно раньше приучите детей к ответственности за свои поступки и принятию решений.

Научите спокойно относиться к ошибкам, на которых учатся все и от которых никто не застрахован.

Ребенок, преодолевший болезненную застенчивость, откроет для себя новый мир, почувствует вкус жизни и будет успешен и счастлив.

Особенности развития

Застенчивый ребенок робок, тих и удивительно послушен, безмолвен, словно тень и ни в чем не перечит. Он управляет собой и не выплескивает эмоции наружу. Он не хулиган, не шалун и не проказник. К тому же в играх - он не нападающая сторона. Обычно вообще избегает игр, боясь, что что-то сделает не так.

      Быть очень деликатным с ребенком и не разочаровываться в нем.

      Все делать так, чтобы ребенок не чувствовал себя незащищенным и зависимым от Вас.

      Гасить тревогу по любому поводу.

      Повысить уровень самооценки.

      Учить, чтобы он уважал себя.

      Хвалить и делать ему комплименты.

      Формировать уверенность в себе.

      Помочь найти ему все то, в чем он намного превосходит своих сверстников, и этой сильной стороной уравновесить слабую, как средство компенсации всех недостатков.

      Учить ребенка идти на риск, уметь переносить все поражения.

      Тренировать с ним навыки общения.

      Любыми способами поощрять все игры его со своими сверстниками.

      Помочь найти такого друга, который защищал бы его среди ровесников.

      Не сравнивать его обычный внешний облик с другими, более смазливыми детьми и не оценивать достоинства ребенка шкалою красоты.

      Не критиковать вслух ум ребенка.

      Не создавать такие ситуации, в которых он ощущал бы себя неполноценным и был объектом даже самых невинных шуток и насмешек.

      Ребенок должен ощущать, что он неповторим.

      Быть нежным с ним.

      Сочувствовать ему.

      На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает воспитание ребенка.

      Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят.

      Они часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими сору на других. Часто сами не могут оценить свою агрессивность. Не понимают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство.

      Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети на могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

      1. Нормализовать семейные отношения.

      2. Ликвидировать все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребенок, подражая, видит все.

      3. Принимать его таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками.

      4. Что-то требуя от ребенка, учитывать возможности его, а не то, как Вам хотелось бы это видеть.

      5. Попытаться погасить конфликт в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.

      6. Дать понять ему, что он любим, даже если вдруг в семье появился новорожденный.

      7. Научить его общению со сверстниками, уделяя максимум внимания при поступлении в детский сад.

      8. При драчливости ребенка главное - не разъяснить, а предотвратить удар.

      9. Понимать, что и слово может ранить малыша.

      10. Понимать своего ребенка.

      Такая черта характера, как застенчивость у ребенка, может вызвать умиление у окружающих его взрослых. Но для родителей - это настоящая проблема, поскольку свидетельствует о том, что у их чада занижена самооценка. Причин здесь может быть множество - от генетической предрасположенности до неправильных методов воспитания, применяемых как в семье, так и в детском саду. Малышу необходимо помочь повысить уверенность в себе и своих силах, поступках, действиях. Для этого родителям застенчивого ребенка следует прислушаться к рекомендациям психологов.

      Признаки застенчивости

      Определенная скромность в поведении девочки придает ей очарования. Застенчивому мальчику не присущи такие качества, как наглость и настырность. Эти дети доброжелательны, отзывчивы, готовы помочь окружающим.

      Но чрезмерная стеснительность может стать препятствием в развитии талантов и способностей, мешает полноценному общению. Такие дети могут застесняться попросить помощи, что может привести даже к беде.

      Подобных малышей пугает незнакомая обстановка.

      Признаки детской застенчивости:

      • ребенка трудно разлучать с родителями, в гостях он не отходит от них, прячется, хватает края их одежды;
      • в компании с другими детьми не играет, сторонится их, грустно наблюдает за окружающими;
      • боится выступать на мероприятиях, например, рассказывать стихи, танцевать;
      • мимика напряженная, повышено потоотделение, наблюдается бледность кожных покровов или яркий румянец;
      • пульс - учащенный, голос - тихий, в движениях - осторожность;
      • излишняя требовательность к себе, малыш считает себя хуже остальных как во внешности, так и в поведении;
      • замкнутость, нарушение речи;
      • тяжело вовлекается в общее веселье, пугается публики и незнакомой ситуации;
      • малыш старается быть незаметным для окружающих.

      Чем старше становится ребенок, тем больше неприятностей возникает в связи с его застенчивостью. Черты характера, которые вызывали умиление, с возрастом уже не кажутся таким безобидными. Став взрослыми, таким людям сложно найти работу и «влиться» в коллектив, создавать семьи, воспитывать собственных детей.

      Скованность и робость препятствует карьерному росту. Обязанность взрослых, выявивших у ребенка признаки застенчивости, - помочь ему, научить взаимодействовать с людьми, общаться, задавать вопросы, не стесняться просить помощи.

      Анализ подхода к воспитанию

      Если вы выявили у своего чада вышеописанные признаки, до их исчезновения исключите все ситуации, связанные с выступлением чада на публике.

      Попытайтесь выяснить причину происхождения детской застенчивости, т. к. устранив первоисточник, вы победите и проблему. Подумайте, если ли в вашем роду, среди родственников люди с похожей особенностью, т. к. кроха мог от них унаследовать эту черту характера.

      Определите, кем является по темпераменту ваш наследник. Меланхолики и флегматики сами по себе склонны к застенчивости - они не настроены на общение с окружающими, предпочтение отдают изучению своего внутреннего мира.

      Проанализируйте процесс воспитания детей в вашей семье. Часто родители сами служат причиной застенчивости сына или дочери. Излишняя критика может привести к необратимым последствиям в психике. Когда в семье - неблагоприятный климат, малыш страдает.

      У тревожных родителей, особенно если у них первенец, может развиться гиперопека. Опасаясь за наследника, они, несмотря на рекомендации, не допускают его контакта с посторонними. Налаживайте эмоциональный контакт с ребенком, следите за тем, чтобы он не боялся рассказывать родителям о своих страхах и проблемах. Выслушайте, морально поддержите.

      Избегайте длительной изоляции ребенка от общества - такое случается, когда он длительно болеет либо не посещает детский сад по иным причинам. Не ограничивайте общение со сверстниками. Если не знаете, как правильно поступить, вам поможет консультация детского психолога, который есть в каждом садике.

      Самостоятельно без помощи взрослых малышу не под силу будет победить проблему. Что же делать родителям?

      1. Подбадривайте, обнимайте, хвалите своего малыша как можно чаще. Демонстрируйте любовь и поддержку, показывайте, что вам важен он и все его проблемы. Это придаст ему уверенности.
      2. Спрашивайте его мнение при выборе одежды, посещении развлекательных мероприятий и т. д. Не навязывайте свое мнение. Расскажите, что совершать ошибки - это не так страшно, все могут ошибаться.
      3. Научите ребенка проще относиться к собственным неудачам: не получилось - сделал выводы, и живем дальше. Объясните: то, что возможно исправить - надо исправлять. Социализируйте малыша в процессе сюжетно-ролевой игры - проиграйте с ним ситуации, которые могут возникнуть в детском саду, в гостях, на приеме у врача или в транспорте.
      4. Посещайте игровые комнаты, магазины, развлекательные концерты. Пусть малыш наблюдает, как другие общаются, знакомятся, играют, танцуют.
      5. Приглашайте родственников с детками в гости. Пока взрослые пьют чай, оставляйте малышей поиграть одних. Кроха увереннее себя чувствует в своем доме.
      6. Не акцентируйте внимание ни самого малыша, ни окружающих на том, что у него проблемы, не обсуждайте эти вопросы с посторонними. Ребенок может еще больше закрыться и утратить доверие к родителям и всему миру. Но и не игнорируйте, застенчивость сама по себе не пройдет, перерастет в комплекс, что нанесет существенный ущерб психическому здоровью подрастающего человека.
      7. Не ждите мгновенного эффекта и избавления от застенчивости в считанные дни. На это требуется время. Не критикуйте.

      Помните, на родителях лежит ответственность за маленького человека. Чем раньше вы поможете, тем легче и быстрее малыш оставит в прошлом «период стеснительности».

      Правила общения с застенчивым дошкольником

      Застенчивость у детей 5–7 лет проявляется тем, что они избегают людей, которые могут критиковать их внешность или поведение, ситуаций, привлекающих внимание к их личности. Эта черта характера в будущем может стать препятствием в успешной учебе, проблемам с одноклассниками и учителями.

      Способствует такому состоянию низкая самооценка, самокритичность, повышенные требования к себе, условная любовь родителей (люблю, только если ты хороший), наследственная склонность.

      В идеале у ребят дошкольного возраста должны быть развиты индивидуальность, уверенность в себе и своей внешности. Родители и воспитатели, на собственном примере не научившие детей общительности, являются причиной проявления у них застенчивости. Чтобы этого не произошло, положительная деятельность ребенка должна поощряться и стимулироваться, а неудачи - строго не наказываться.

      У многих дошкольников застенчивость часто вызывают одни и те же факторы.

      1. Взаимодействие с людьми: ранее незнакомыми, противоположного пола, некоторыми родственниками, людьми старшего поколения - теми, кто отличается от них, имеет определенную власть и статус в обществе.
      2. Нахождение в центре внимания группы людей.
      3. Новые и незнакомые ранее обстановки.
      4. Незнание ответов на задаваемые вопросы.

      Застенчивых детей выдает сильное волнение, которое возникает вследствие их принуждения к выполнению каких-либо действий в новой обстановке, критика.

      1. Прививайте чувство уверенности в себе, покажите заинтересованность и участие в его жизни и переживаниях. Уделяйте достаточное время для беседы и игры. Помните, что мама и папа должны прийти к единому мнению в вопросах воспитания ребенка и внутрисемейных отношениях.
      2. Развивайте ребенка как личность, совместно с педагогами выявляйте его способности и таланты.
      3. Проанализируйте атмосферу в доме - не способствует ли она возникновению застенчивости у ребенка. При необходимости измените себя и свое отношения к миру.
      4. Балуйте своих детей в плане тактильного контакта - целуйте, обнимайте, демонстрируйте безусловную любовь в виде нежных прикосновений и поглаживаний.
      5. Начните разговаривать с дошкольником по душам, так вы научите его доверять вам, выражать свои чувства.
      6. В случае недовольства поведением ребенка поясните ему обязательно, что вас расстроил не он сам как личность, а его поступок. Ребенку необходимо знать, что любовь родителей постоянна.
      7. Исключите чрезмерную опеку, дайте возможность самостоятельно принимать решения в разных ситуациях.
      8. Уважайте ребенка и его интересы, не допускайте замечаний или недовольных высказываний в его адрес в присутствии посторонних людей.
      9. Научите доверять людям, но не забывайте про требования личной безопасности.
      10. Эмоциональный мир играет важную роль в формировании личности подрастающего поколения. Застенчивость мешает правильному развитию ребенка, раскрытию талантов, налаживанию социальных связей и взаимодействию со сверстниками. Это ощущение неловкости, стыда, растерянности, препятствующее нормальному общению, часто проявляющееся в незнакомой ситуации.

      Застенчивые дети всегда «тихони», послушны и исполнительны, любят уединяться и со стороны наблюдать за происходящим. Переживания и негативные эмоции у таких детей не находят выхода, что может способствовать возникновению заболеваний.

      Важную роль за формирование и устранение застенчивости имеет семья и отношения внутри нее. Не лишайте ребенка общения со сверстниками. Установите с малышом тактильный контакт, умейте выслушивать его. Посещайте с сыном/дочкой разные культурно-массовые мероприятия. Не сравнивайте малыша ни с кем, создайте все условия для развития их самостоятельности и уверенности.

      Деятельность педагогов и психологов с застенчивыми детьми призвана помочь им почувствовать себя полноправными членами общества, раскрыть их потенциал и преодолеть страх перед незнакомыми людьми. В тандеме с родителями эти специалисты помогут привить ребенку чувство комфорта и спокойствия, гармонии в жизни.

      Застенчивость – это и состояние психики, и черта характера, и соответствующее поведение. Застенчивый ребенок еще более стеснителен, чем взрослый застенчивый человек, так как помимо неуверенности в себе (наблюдающейся у всех застенчивых людей), у него еще недостает необходимых социальных навыков .

      Застенчивый ребенок робок, боязлив, скован и неловок при общении и взаимодействии с другими людьми, он нерешительно, медленно и напряженно выполняет любые социальные действия.

      Родители совершают немало ошибок по отношению к застенчивым деткам, но эти ошибки не только в поведении и словах, обращенных к малышу, а еще и в неверном отношении к его застенчивости.

      Застенчивость нельзя рассматривать в отрыве от остальных черт формирующегося характера и, конечно же, врожденного темперамента ребенка. Застенчивыми часто бывают или , а также интроверты.

      Нельзя говорить о том, что застенчивость – однозначно негативная черта. Она часто бывает признаком того, что у ребенка тонкая организация души, что он растет аккуратным, покладистым, чувствительным, рассудительным, вдумчивым и просто порядочным человеком.

      Застенчивость – это не только боязливость и неуверенность в себе, это еще и скромность и сдержанность. Еще одна положительная черта, присущая большинству застенчивых детей – прекрасно развитые воображение, творческое мышление, фантазия.

      Именно детки, которые не любят шумных компаний и стесняются их, никогда не скучают в одиночестве. Им интересно в своем мире, а так как их внутренний мир уже богат, они нередко бывают очень талантливыми. Из застенчивых детей вырастают талантливые деятели науки и искусства.

      Но есть у застенчивости один большой минус , который способен перечеркнуть все плюсы. Застенчивый ребенок оказывается в изоляции, боясь проявить себя, он часто бездействует, остается безынициативным и пассивным, упускает возможности развития.

      Тот же талант, который есть у чувствительного малыша, может так и не развиться, никем не замеченный и не оцененный только потому, что ребенок постеснялся его проявить на публике.

      Ошибки родителей

      Чтобы застенчивый малыш не превратился в стеснительного взрослого с множеством комплексов и низкой самооценкой, его родители должны предпринять ряд мер, прежде всего, по отношению к самим себе.

      Частые ошибки родителей , приводящие к возникновению застенчивости у ребенка:

      • чрезмерная строгость, принципиальность и требовательность (особенно со стороны матери),
      • гиперопека, чрезмерная забота о ребенке,
      • условная любовь (грубо говоря, если ребенок хорошо себя ведет, ему говорят что он любимый, ему уделяют внимание, заботятся, если плохо – ничего этого нет),
      • завышенные требования и ожидания по отношению к ребенку,
      • постоянные сравнения с другими детьми не в лучшую сторону,
      • ранняя и болезная разлука с матерью (возможная психотравма).

      Сначала малыш просто научается стесняться, а потом, со временем, становится застенчивым. Навык превращается в привычку, привычка – в черту характера.

      Часто бывает, что когда у малыша уже развилась застенчивость, родители продолжают совершать все те же ошибки, лишь усугубляя положение.

      • давить на застенчивого ребенка, проявлять нетерпение, заставлять его делать то, что он не желает – «Ну! Давай! Ну, что ты! Смелее!»,
      • ругать и стыдить его за боязливость и нерешительность – «И что мне с тобой делать? Все дети как дети, а ты трус!»,
      • высмеивать малыша – «Посмотрите на него! Он опять стоит в сторонке и боится подойти к другим детям!»,
      • пытаться рационализировать – «Здесь нет ничего страшного! Чего тут бояться?!»

      Нежные и ранимые малыши не выдерживают всего этого. Они еще больше замыкаются в себе, становятся еще стеснительнее!

      Застенчивые детки привыкли думать и размышлять. А для этих действий нужно время! Отсюда первый совет родителям застенчивых малышей: дать ребенку время и возможность самому освоиться в обстановке, заставляющей его чувствовать себя неуверенно.

      Нужно быть терпеливее! Лучше всего просто находиться рядом с малышом, показывая, что здесь безопасно, не подгоняя его и не критикуя.

      Если, к примеру, другие дети играют в новую для малыша игру (у него отсутствует этот социальный навык), ребенок боится к ним присоединиться. Не нужно его толкать: «Иди! Играй!». Пусть малыш сначала понаблюдает, поймет правила игры и вскоре он сам, спокойно, без страха присоединиться к детям.

      Секрет этого способа таится в постепенном осознании ребенком того, что у него есть выбор и он может его осуществить не только свободно, но и самостоятельно. Развитие самостоятельности влечет повышение уверенности ребенка в себе, которой ему как раз и недостает.

      Второй совет – нарабатывать позитивный опыт общения, приобретать те самые недостающие социальные навыки. Иными словами, нужно учить ребенка общаться и взаимодействовать с другими людьми.

      Ребенок учится общаться, подражая, он социализируется и постепенно адаптируется к детскому коллективу, только если находится в нем.

      Чтобы у застенчивого малыша навыки общения и социального взаимодействия формировались в позитивном ключе, родители должны создавать своими руками позитивную среду для общения. Следует почаще приглашать в гости других деток, бывать на детских мероприятиях, тщательно выбирать группу детского сада/класс.

      Застенчивые дети боятся всего нового и новых коллективов в особенности, поэтому вводить ребенка в них нужно постепенно. Первое время не нужно оставлять ребенка одного среди других деток, но и затягивать с пребыванием рядом тоже не стоит.

      Когда малыш освоится в компании, это будет заметно. Что и послужит сигналом что робость (по крайней мере, в этой ситуации, в данный момент) ребенку удалось преодолеть.

      Развивать творческие способности ребенка – третий и основной совет . Это совет «три в одном».


      Развивая творческие способности ребенка, можно:

      • воспитать в нем настоящий талант, тем самым открыв перед ним дорогу к возможной будущей профессии;
      • открыть для него наилучший способ выражать сложные, глубокие, волнующие его чувства и переживания (по сути, любое творчество всегда в некоторой степени и арт-терапия и способ донести свои мысли, чувства, воспоминания другим людям);
      • помочь утвердиться в среде сверстников за счет повышения самооценки, которая в свою очередь поддерживается успехами в творчестве.
      • не называть самим и не позволять другим людям называть ребенка застенчивым;
      • хвалить малыша за любые, даже незначительные проявления смелости, уверенности в себе и решительности;
      • мотивировать ребенка играть в шумные игры, бегать, прыгать, кричать, петь, то есть открыто выражать яркие эмоции (которых он стесняется);
      • при беседе с малышом с улыбкой смотреть ему в глаза и учить его устанавливать зрительный контакт с другими людьми;
      • рассказать о том, что такое общение и почему оно полезно;
      • играть в игры про общение, инсценировать процесс дружеского общения, ставить сценки из сказок;
      • делиться с малышом собственным опытом преодоления застенчивости или успешным опытом других людей (но без иронии и излишней требовательности: «Я смог, а ты что? Не сможешь?»);
      • учить малыша реагировать на агрессивных собеседников, рассказывать и показывать каким образом можно постоять за себя, если другой ребенок обижает;
      • учить малыша способам нравиться другим людям без слов (например, делиться своими конфетами и игрушками) и располагать собеседника словесно (говорить комплименты, подсказывать и так далее).

      В случае, если собственными силами не получается преодолеть чрезмерную стеснительность ребенка, необходимо обратиться за помощью к детскому психологу.

      О том, как справиться с проблемой стеснительности взрослому человеку, читайте в статье . Там Вы сможете найти и дополнительную информацию о том, как помочь застенчивому ребенку. Если с проблемой застенчивости столкнулся подросток, ему также будет полезно ознакомиться со статьей.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!