Даты афганистан война 1979 1989. Война ссср в афганистане: главное

Об авторе: Никита Мендкович – эксперт Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА).

Проблемы вооруженного противостояния в Афганистане до сих пор активно обсуждаются в научной литературе. В частности, предметом дискуссий все еще являются потери в вооруженном противостоянии с участием советских войск с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля 1989 г. Ниже приведенный текст является попыткой обзора оценок существующих данных о потерях сторон-участниц конфликта.

Для начала можно констатировать, что несколько в лучшем состоянии находится статистика потерь советских войск, сражавшихся на стороне кабульского правительства. Уровень исходного учета потерь был достаточно высок: этому способствовала порядок в вооруженных силах СССР, нормы учета передвижения и убыли личного состава. К тому же, несмотря на политические перемены, затронувшие постсоветское пространство, сравнительно неплох уровень сохранности военных архивов, что позволило специалистам министерства обороны с высокой точностью оценить потери прошедшей войны.

Всего за период в войсках, находившихся на территории Афганистана, прошло военную службу 620 тыс. военнослужащих, включая 525,5 тысяч солдат и офицеров Советской Армии, 21 тысячу гражданских служащих, 95 тысяч представителей КГБ (включая пограничные войска), внутренних войск и милиции .

Общее число погибших за период более чем девятилетнего военного присутствия составило 15051 человек, из них — 14427 бойцов вооруженных сил, которые погибли как в результате боевых ранений, так и от несчастных случаев и болезней. Процент боевых потерь составляет 82,5%. В число безвозвратных боевых и небоевых потерь включены и лица, скончавшиеся в госпиталях, и лица умершие от последствий болезней уже после увольнения из вооруженных сил. Поэтому, видимо, эти данные о погибших практически полны, и следует оставлять без внимания более высокие оценки, встречающиеся в западной литературе: в представленную здесь статистику не вошли только лица, скончавшиеся до увольнения из армии при излечении в госпиталях вне территории ДРА .

В статистику безвозвратных потерь также не включены 417 человек, которые в период боевых действий пропали без вести или попали в плен. По состоянию на 1999 год не были возвращены на родину 287 человек.

Значительный вред советской группировке наносили и т.н. санитарные потери, включающие в себя лиц, выбывших из войны по состоянию здоровья. В них включаются как раненные в период боевых действий, так и заболевшие по причинам не связанным с ранами и контузиями. Для афганской войны был чрезвычайно высок уровень потерь связанных с «небоевыми» факторами: на их долю приходилось 89% санитарных потерь.

По оценкам американских исследователей 1990-х годов, 56,6% небоевых потерь приходились на долю инфекционных заболеваний, 15,1% — бытовых травм, 9,9% – дерматологических заболеваний, 4,1% — болезней легких. По данным Грау и Джоргенсена на всем протяжении войны до 1/4 личного состава группировки Советской Армии было небоеспособно. Как пишут авторы: «В октябре-декабре 1981 года, вся 5-я мотострелковая дивизия стала небоеспособной, когда более 3 тысяч человек одновременно заболело гепатитом» . Видимо, высокая заболеваемость связана с нехваткой чистой питьевой воды, перебоями с поставками новой одежды, создававшими проблемы со стиркой обмундирования, нетипичными для Европейской России, откуда происходило большинство бойцов, инфекционными заболеваниями. Из-за радикальной смены климата практически у всех вновь прибывших в страну бойцов через определенное время появлялись симптомы расстройства желудка. Были часты случаи дизентерии, гепатита и брюшного тифа.

Всего за время присутствия вооруженных сил в стране за медицинской помощью обращались 466 тысяч военнослужащих. Из них по причине болезни были уволены из вооруженных сил 11284 человека, из которых 10751 человек получил инвалидность.

Самые высокие безвозвратные потери Советской Армии относятся к периоду с марта 1980 по апрель 1985 г. Именно к этому времени относятся также самые высокие среднемесячные безвозвратные потери. Самые высокие среднемесячные санитарные потери (и, видимо, пик заболеваемости) относятся к маю 1985 г. — декабрю 1986 г.

Более сложна ситуация с потерями вооруженных сил ДРА, антиправительственных вооруженных формирований и мирного населения. Потери вооруженных сил, подчинявшихся Кабулу, известны по оценке А.А.Ляховского и составили с 1979 по 1988 год: 26595 человек – безвозвратных боевых потерь, 28002 – пропавших без вести, 285541 – дезертировавших. Аномально высокий уровень дезертирства отражен во многих мемуарных источниках и объясняется хаотичной мобилизационной политикой правительства ДРА и низким уровнем идеологической работы среди личного состава. Пик боевых безвозвратных потерь пришелся на 1981 год, когда афганские вооруженные силы потеряли 6721 человека убитыми. Пики потерь от дезертирства (более 30 тысяч человек в год) пришлись на 1982 и 1988 годы.

С одной стороны данный уровень потерь значительно выше, чем у советской стороны, что указывает на большую вовлеченность в боевые действия, однако здесь важно учитывать разницу в технической оснащенности и количестве и качестве работы медицинского персонала, что вело к большим летальным потерям.

В том, что касается потерь «моджахедов» и гражданского населения, ситуация еще более запутана. Точная статистика практически отсутствует. За период с 1980 по 1990 годы ООН зарегистрировала 640 тысяч смертей жителей Афганистана, из которых 327 тысяч человек пришлось на долю мужского населения страны . Однако эти данные заведомо неполны и могут считаться лишь нижней границей потерь населения.

Запутан, прежде всего, вопрос о численности отрядов оппозиции. Наиболее распространена в литературе оценка: от 20 до 50 тысяч человек постоянного состава, и 70-350 тысяч лиц, участвовавших их деятельности на нерегулярной основе . Наиболее аргументированной представляется оценка Крайла, который, со ссылкой на воспоминания сотрудников ЦРУ, утверждал, что США финансировали отряды численностью примерно 150 тысяч бойцов из 400 тысяч, действовавших в стране .

Сколько из них погибли? Автор не встречал в литературе, посвященной военной истории, каких-либо достоверных оценок. Их появление представляется маловероятным хотя бы из-за проблем идентификации принадлежности «нерегулярных моджахедов», документирования текущих потерь отдельных отрядов и централизованного учета этих данных, который вряд ли вообще проводился во время войны.

Видимо, потери оппозиционных отрядов можно учесть только в общей массе населения, оценки потерь которого сильно рознятся. Так, по состоянию на 1987 год, в Афганистане по данным USAID погибло 875 тысяч человек, по данным исследования «Гэллап» — 1,2 миллиона человек . Наибольшая оценка суммарных безвозвратных потерь населения, встречающаяся в литературе, – 1,5-2 миллиона человек, но автору они представляются завышенными. Численность беженцев традиционно оценивается в 5,7 миллионов человек в 1987 году и 6,2 миллионов – в 1990-м на территории Пакистана, Ирана и некоторых других государств . Впрочем, важно отметить, что заметная часть лиц, зарегистрированных в качестве «беженцев», были афганскими гастарбайтерами, стремившимися таким образом легализоваться за границей и надеявшимися получить гуманитарную помощь. Их численность была велика и в довоенный период, так в начале 1970-х с целью поиска работы Афганистан покинуло до 1 миллиона человек. Поэтому оценить реальные процент тех, кто вынужденно покинул Афганистан в период войны непросто.

Приведенные данные о численности сторон и потерях в конфликте 1979-1989 годов могут быть неполными, однако, на взгляд автора, они, по крайней мере, аргументированы в отличие от ряда явно завышенных оценок, которые используются при политических спекуляциях вокруг истории этой войны.

Разумеется, любые военные потери, особенно несознательных участников конфликта, а населения, проживающего на территории, где он развернулся, ужасны и с точки зрения простой этики не могут быть оправданными, и не может быть оправдана сама война как страшнейшее проявление насилия человека над человеком. Однако, как видно и из событий дня сегодняшнего, уровень развития общества и международных отношений все еще не исключает применения этого инструмента для разрешения противоречий между государствами. А значит – новых потерь и новых человеческих трагедий.


  1. Здесь и далее статистика советских потерь приводится по: Россия в войнах XX века. Потери вооруженных сил. Под общей редакцией Г. Ф. Кривошеева. Москва: Олма-Пресс, 2001.
  2. Сообщение профессора кафедры термических поражений Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга Владимира Сидельникова // РИА «Новости», 15 февраля 2007.
  3. L. W. Grau, W. A. Jorgensen Medical support in counter-guerrilla war: epidemiologic lesson learned in Soviet-Afghan war
  4. А. А. Ляховский Трагедия и доблесть Афгана
  5. United Nations Statistics Division
  6. J. B. Amstutz Afghanistan. The first five ears of soviet occupation. Washington D. C., 1986. P. 155-156.
  7. Д. Крайл Война Чарли Уилсона. Перевод с английского К. Савельев. М., 2008. С. 205.
  8. D. C. Isby War in a Distant Country: Afghanistan, Invasion and Resistance. London, 1989.
  9. М. Ф. Слинкин Афганистан: страницы истории (80-90-е гг. XX века). Симферополь, 2003. С. 119-120.
Фото: about.com

Оценка ситуации. Из Кабула поступали все новые и новые донесения с просьбами Х. Амина ввести советские войска в ДРА, а также с оценками ситуации, складывавшейся в Афганистане. Причем представители различных ведомств часто давали противоречивую информацию.

Стратегическая обстановка на Ближнем и Среднем Востоке в конце 1970-х гг. складывалась не в пользу Советского Союза. Кэмп-Дэвидский мирный договор между Израилем и Египтом, поражение на выборах премьер-министра Индии Индиры Ганди, военный переворот в Ираке, исламская революция в Иране значительно ослабили советские позиции в регионе. В этой связи возможность потери «ставшего на социалистический путь развития» Афганистан советским руководством воспринималась крайне болезненно.

По оценкам советских аналитиков того времени, события в ДРА стали частью мирового революционного процесса, и руководству СССР рекомендовалось не допустить экспорта контрреволюции и оказать помощь «здоровым силам» Афганистана в защите революционных завоеваний. Такая позиция была созвучна настроениям советских руководителей. Слишком заманчивой казалась возможность иметь на своих южных границах надежного союзника, связанного с Советским Союзом единой идеологией и интересами. Но Х. Амин представлялся человеком, способным в любой момент переориентироваться на Запад. Такого развития событий опасались больше всего. Еще свежи были в памяти изменения курсов в Египте, Чили, Сомали... А тут еще всплыли «сведения» о причастности Амина к ЦРУ.

Постепенно появилась идея устранить Х. Амина и заменить его более лояльным деятелем. В то время в Москве уже находился лидер фракции «Парчам» Б. Кармаль. По оценкам экспертов, он пользовался поддержкой определенной части афганских партийцев и населения. Поэтому ему было предложено возглавить борьбу по свержению режима Х. Амина.

Письмо Андропова. В начале декабря председатель КГБ СССР Ю.В. Андропов написал Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу письмо, в котором излагал ситуацию в Афганистане как критическую и предлагал меры по обеспечению защиты наших интересов в этом регионе. Очевидно, это письмо дало новый толчок обсуждению и проработке вопроса о необходимости ввода советских войск в Афганистан.

Руководство СССР пришло к выводу, что без советских войск создать условия для отстранения от власти Амина будет очень сложно. Не было также гарантий того, что афганская армия поддержит Б. Кармаля и его новое правительство. А если ему даже и удастся захватить власть, сумеет ли он отразить нападки вооруженной оппозиции?

Последнее совещание. 8 декабря в кабинете Брежнева состоялось совещание, в котором принял участие узкий круг членов Политбюро ЦК КПСС: Ю.В. Андропов, А.А. Громыко, М.А. Суслов и Д.Ф. Устинов. Они долго обсуждали положение, сложившееся в Афганистане и вокруг него, взвешивали все «за» и «против» ввода туда советских войск. Ю.В. Андропов и Д.Ф. Устинов приводили следующие доводы в защиту такого шага: предпринимаемые якобы ЦРУ США (резидент в Анкаре Пол Хенци) усилия по созданию «новой Великой Османской империи» с включением в нее южных республик из состава СССР; отсутствие на юге надежной системы ПВО, что в случае размещения в Афганистане американских ракет типа «Першинг ставило под угрозу многие жизненно важные объекты, в том числе космодром Байконур; возможность использования афганских урановых месторождений Пакистаном и Ираком для создания ядерного оружия, установление в северных районах Афганистана власти оппозиции и присоединение этого региона к Пакистану. В итоге решили проработать два варианта: руками спецслужб КГБ устранить Х. Амина и передать власть в Афганистане Б. Кармалю; послать какое-то количество войск на афганскую территорию для этих же целей.

Удивление генерала Огаркова. 10 декабря 1979 г. министр обороны СССР Д.Ф. Устинов вызвал к себе начальника Генерального штаба Н.В. Огаркова и сообщил ему, что Политбюро приняло предварительное решение временно ввести советские войска в Афганистан, и поставил задачу готовить 75—80 тысяч человек. Н.В. Огарков был удивлен таким решением, сказав, что 75 тысяч обстановку не стабилизируют и он против ввода войск, так как это безрассудство. Но министр осадил его: «Вы что, будете учить Политбюро? Вам надлежит только выполнять приказания...»

В тот же день Н.В. Огаркова срочно вызвали в кабинет Л.И. Брежнева, где собралось так называемое «малое Политбюро» (Андропов, Громыко и Устинов). Начальник Генерального штаба вновь попытался убедить присутствующих, что афганскую проблему надо решать политическим путем, а не уповать на силовые методы. Он ссылался на традиции афганцев, не терпевших на своей территории иноземцев, предупреждал о вероятности втягивания наших войск в боевые действия, но все оказалось тщетным.

Коллегия министерства Обороны. Вечером Д.Ф. Устинов собрал коллегию Министерства обороны СССР и сообщил, что в ближайшее время, очевидно, будет принято решение о применении советских войск в Афганистане и надо готовить соответствующую группировку. В войска была направлена директива Г 312/12/00133. Начиная с 10 декабря Д.Ф. Устинов стал отдавать устные указания начальнику Генерального штаба по формированию новой общевойсковой армии в Туркестанском военном округе, в частности, - подготовить к десантированию воздушно-десантную дивизию, отдельный парашютно-десантный полк, повысить боеготовность двух дивизий в Туркестанском военном округе, доукомплектовать до полного штата понтонно-мостовой полк в Киевском военном округе и отправить его в район Термеза. Все мероприятия проводились скрытно.

Политбюро склонилось к применению войск еще более уверенно после получения из Кабула донесения представителя КГБ СССР с негативной оценкой обстановки в Афганистане. В донесении говорилось, что просьбы афганского руководства о помощи имеют под собой реальную почву. Над марксистским режимом страны нависла угроза падения. Трезвые оценки ситуации советскими военными руководителями расценивалась в Политбюро ЦК КПСС как непонимание или недооценка политической важности происходящих в Афганистане процессов.

Последней каплей, перевесившей чашу весов в пользу ввода войск в Афганистан стало решение министров иностранных дел и обороны НАТО на встрече 12 декабря в Брюсселе, одобрившее сценарий размещения в Западной Европе новых американских ракет средней дальности «Круз» и «Першинг-2». Эти ракеты могли поражать практически всю европейскую часть территории СССР.

Окончательное решение. Именно в тот день - 12 декабря - и было принято окончательное решение ввести советские войска в Афганистан. В Особой папке ЦК КПСС сохранился протокол этого заседания Политбюро, написанный секретарем ЦК К.У. Черненко. Из протокола видно, что инициаторами ввода советских войск в Афганистан были Ю.В. Андропов, Д.Ф. Устинов и А.А. Громыко. За ввод войск проголосовали единогласно все члены Политбюро. Однако примечательным является отсутствие на заседании Политбюро председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина, который был категорически против ввода войск в Афганистан. Либо он сам предпочел не явиться на заседание, либо ему посоветовали это сделать, либо заседание провели без его ведома. Последнее все же выглядит маловероятным.

Шифротелеграммы. Поступавшие позже из Афганистана шифротелеграммы как бы подтверждали правильность принятых руководством СССР шагов в отношении Афганистана. По сообщению представителя КГБ СССР, Х. Амин в ходе встреч с ним 12 и 17 декабря говорил, что афганское руководство будет приветствовать присутствие Советских Вооруженных Сил в ряде стратегически важных пунктов в северных провинциях ДРА. Формы и методы оказания военной помощи должна определить советская сторона.

Тогдашнее руководство КПСС не посчитало нужным вынести такой важный вопрос, как ввод войск в соседнюю страну, на обсуждение государственных органов власти - Верховного Совета СССР или Совета Министров СССР. Ни указа Президиума Верховного Совета СССР, ни постановления Совета Министров СССР, ни какого-либо другого документа по вопросу ввода войск не принималось. Все указания отдавали устно, мотивируя это необходимостью обеспечить и ввести в заблуждение Х. Амина.

Официальная причина. Официально провозглашенная цель советского военного присутствия в ДРА формулировалась однозначно - оказание помощи в стабилизации обстановки и отражении возможной агрессии извне. Советские войска должны были стоять гарнизонами и не ввязываться во внутренний конфликт и боевые действия. Им предписывалось защищать местное население от банд, а также распределять продовольствие, горючее и предметы первой необходимости. Считалось, что само присутствие советских войск явится мощным стабилизирующим фактором, существенно укрепит режим НДПА, окажет сдерживающее влияние на оппозиционное движение и обеспечит устойчивость военно-политической обстановки в Афганистане. При этом подчеркивалось, что если ввод войск и случится, то он будет носить кратковременный характер.

В то же время замалчивался тот важнейший факт, что первой задачей, которой придется решать нашим войскам, станет свержение и устранение Х. Амина и замена его советским ставленником Б. Кармалем. Следовательно, ссылка на то, что ввод советских войск на афганскую территорию осуществлялся по просьбе законного правительства ДРА, вряд ли обоснована.

В целом же решение советского руководства о вводе войск в ДРА было принято без соответствующего анализа обстановки и прогноза развития ситуации, оценки причин, характера, масштабов и способов разрешения конфликта, а также без постановки четких общеполитических и стратегических целей. В результате Афганистан для Советского Союза стал «трясиной» вроде той, какой был Вьетнам для США.

25 декабря 1979 года в 15.00 на Кабульском направлении начала переправу по понтонному мосту через Амударью и марш на Кабул мотострелковая дивизия ТуркВО, дислоцированная в Термезе. В это же время границу пересекли самолеты ВТА с личным составом и боевой техникой воздушно-десантной дивизии, которая посадочным способом десантировалась на аэродром Кабула.

1. Краткая характеристика сил, пришедших к власти в апреле 1978 года. События предшествовавшие вводу советских войск в Афганистан.

Девять лет, один месяц и восемнадцать дней… Именно столько продолжалась «афганская война». Война, ставшая «лебединой песней» Советской Армии и Советского Союза.

Война, унесшая 14 427 жизней, через которую прошло в общей сложности 620 тысяч человек и которая стала одной из мощных предпосылок к коренному изменению геополитической ситуации в мире.

Какие же события предшествовали вводу советских войск в Афганистан? Был ли он жизненно необходим для нашей страны или это была чистой воды авантюра?

Советские войска были введены в Афганистан после неоднократных просьб руководства Народно-Демократической партии Афганистана, вставшей у руля в результате неожиданного для СССР государственного переворота в апреле 1978 года. Но уже тогда партия НДПА не представляла из себя единого целого, а состояла из двух противоборствующих фракций – «Хальк» («Народ») и «Парчам» («Знамя). Разделение на фракции произошло практически сразу же после образования партии в 1965 году. Фракция «Хальк» придерживалась классового принципа приема в партию, стояла на радикально-левых политических позициях, ставила своей основной задачей «установление национальной демократии» , «решение земельного вопроса в пользу безземельных и малоземельных крестьян при широком участии в этом процессе всего крестьянства». Руководитель фракции «Хальк» Нур Мухаммад Тараки, ставший впоследствии во главе Афганистана, считал партию «авангардом рабочего класса», не считаясь с тем, что в Афганистане рабочих класс, если и присутствовал, то составлял совсем незначительную часть афганского общества. В таких условиях идеологическая работа «халькистов» была направлена в первую очередь на демократическую интеллигенцию и офицерский состав афганской армии. В конечном итоге «халькисты» хотели построить в Афганистане социалистическое общество.

«Парчам» же стояла на более умеренных позициях, предлагала принимать в партию исходя не из классового принципа, а из желания человека работать. Сами себя они считали наиболее подготовленными революционерами, «марксистами-ленинцами». Конечной совей целью они считали установление в Афганистане демократического общества; для этого они предполагали широко использовать методы парламентской борьбы, опираясь на интеллигенцию, госслужащих, военных, считая эти слои наиболее реальной силой, с помощью который они могли бы достичь своих целей.

Следует отметить, что в то время (в конце 1960-х-начале 1970-х) Советских Союз не был заинтересован в коренном изменении государственного устройства Афганистана. В то время в Кабуле была сильная центральная власть, олицетворяемая королем Захир-Шахом. Афганистан был традиционно дружественным для нашей страны государством. Советские специалисты принимали активное участие в строительстве афганской экономики, в обучении собственных афганских кадров. Под руководством специалистов из СССР был построен в 1964 году знаменитый туннель Саланг, который позволил кратчайшим путем связать Кабул с северными провинциями страны. Под сильной властью короля все многочисленные племена Афганистана жили мирно и не конфликтовали между собой.

В июле 1973 года в Афганистане произошел антимонархический переворот, который возглавил двоюродный брат Захир-Шаха – Мохаммад Дауд, олицетворявший собой умеренно-националистическую «третью силу», стоявшую между традиционными исламскими силами и НДПА.

Уже в августе 1973 года в Панджшерском ущелье начались вооруженные выступления сторонников исламско-монархического устройства Афганистана, организованные, как было объявлено, пакистанскими военными и политическими кругами. С этих пор выступления противников Дауда стали ширится.

В апреле 1978 года в стране произошел государственный переворот, причиной которого стали противоречия между руководством Афганистана и НДПА, претендовавшей на власть. 25 апреля по указу М.Дауда были арестованы высшие руководители ЦК НДПА, в том числе – Нур Мухаммад Тараки и Бабрак Кармаль. Поводом к аресту стало обвинение руководителей НДПА в нарушении Конституции, которая запрещала деятельность любых политических партий. А уже в 9 утра 27 апреля начались массовые выступления, возглавляемые оставшимися на свободе руководителями НДПА, в том числе и Хафизуллой Амином. Уже в 17.30 арестованные руководители НДПА были освобождены из тюрем. При штурме дворца М.Дауда восставшими военнослужащими он и члены его семьи были убиты. 30 апреля Афганистан был провозглашен Демократической республикой, а 1-го мая было назначено новое правительство, состоявшее из 20 министров.

Такое развитие событий было фактически сюрпризом для советского руководства. которое оказалось не готовым к столь стремительному развитию событий. Да и сама НДПА, терзаемая внутренними противоречиями, никак не годилась на роль руководящей и направляющей силы афганского общества, которое, находясь под сильным влияние исламских религиозных и светских авторитетов, не склонно было сразу же начать рушить сложившиеся традиционные устои. Тем более, что, придя к власти, новое руководство Афганистана во главе с халькистом Тараки сразу же начало коренную перестройку всех сфер афганского общества. Например, у крупных землевладельцев изымались излишки земли, устанавливался предел землевладения – 6 га. Бедные крестьяне освобождались из долговой кабалы. 296 тысяч семей были наделены земельными угодьями за счет изъятия земли у богатых землевладельцев. Однако, безземельные крестьяне с опаской и осторожно принимали такие «подарки» от новой власти, ибо в афганском обществе были сильны традиционные устои, согласно которым бедный не мог претендовать на богатства имущего, «ибо так угодно Всевышнему («иншалла»)».

Другим крупным просчетом новой власти было провозглашение «саурского восстания» («Саур» - «апрель» на одном из официальных языков Афганистана) «пролетарской революцией, частью мировой пролетарской революции». И это в стране, где было всего около 100 тысяч низкоквалифицированных рабочих на 16 миллионов населения. Скорее всего, заявления о пролетарском характере революции были сделаны в расчете на всестороннюю помощь СССР. Посчитав в целом позитивные отклики населения на свержение Дауда как одобрение своего прихода к власти, НДПА начала резкие социально-экономические реформы, напрямую затронувшие интересы достаточно широкой прослойки афганского общества. По отношению к земледельцам новые власти стали вести себя высокомерно, напрочь игнорируя традиции и устои, сложившиеся в фактически замкнутой ячейке – афганской деревне. Тем самым они спровоцировали массовый приток афганского крестьянства в ряды политической и вооруженной оппозиции, первые отряды которой начали действия еще во времена правления Дауда. К тому же, резко антирелигиозная политика новых властей (например, в первый день новой власти только в оном Кабуле было расстреляно свыше 20 мулл), не способствовала взаимопониманию между атеистами-коммунистами и глубоко религиозным афганским народом. Все это привело к тому, что в июле-сентябре 1978 года резко активизировались антиправительственные выступления. Это связано с резким увеличением финансирования внутриафганских антиправительственных группировок исламской направленности со стороны таких международных исламистских группировок как «Братья-мусульмане».

К началу лета 1979 года военно-политическая обстановка в Афганистане резко обострилась. Практически всю восточную провинцию Пактия контролировали отряды оппозиции, в гарнизонах то и дело вспыхивали мятежи афганской регулярной армии. Афганское руководство в сложившейся ситуации было неспособно своими силами, не располагая боеспособной армией и не пользуясь поддержкой народных масс остановить широкомасштабный натиск извне крупных вооруженных группировок, финансируемых из-за рубежа.

Начиная уже с весны 1979 года афганское руководство неоднократно обращалось к СССР о направлении в Афганистан ограниченного воинского контингента для помощи в отражении внешней и внутренней «контрреволюции». Таких обращений насчитывается 14. Вот некоторые из обращений:

«16 июня. Направить в ДРА советские экипажи на танках и БМП для охраны правительства, аэродромов Баграм и Шинданд».

Но советское руководство всякий раз отказывало.

Однако, мнение советского руководства кардинально изменилось в сентябре 1979 года, когда один из руководителей НДПА, премьер-министр Хафизулла Амин устранил Президента Нур Мухаммада Тараки. Затихшая было внутрипартийная борьба разгорелась с новой силой, что грозило нестабильностью на южных рубежах СССР. К тому же, во внешней политике Амин все больше и больше склонялся в сторону Запада и США. Да и внутриполитическая обстановка в Афганистане резко обострилась из-за того, что Амин начал жестокие политические репрессии против «парчамистов».Необходимо было брать ситуацию в Афганистане под контроль. После всестороннего изучения обстановки вокруг Афганистана высшим советским руководством было принято решение устранить Амина, поставить более предсказуемого лидера и ввести войска для оказания моральной поддержки афганскому народу. Политическое решение о вводе войск было принято 12 декабря 1979 года в кабинете Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева . Однако, по мнению руководства Генерального Штаба ВС СССР ввод войск в Афганистан привел бы к усилению мятежного движения, которое, в первую очередь, было бы направлено против советских войск (что впоследствии и произошло). Но к мнению военных никто не прислушался.

2. Ввод войск. Задачи, первоначально стоявшие перед ОКСВ.

25 декабря 1979 года в 15.00 на Кабульском направлении начала переправу по понтонному мосту через Амударью и марш на Кабул мотострелковая дивизия ТуркВО, дислоцированная в Термезе. В это же время границу пересекли самолеты ВТА с личным составом и боевой техникой воздушно-десантной дивизии, которая посадочным способом десантировалась на аэродром Кабул (Из справки Генерального Штаба Вооруженных Сил СССР «К вопросу об обстоятельствах ввода советских войск в Афганистан»).

27 декабря 1979 года спецподразделение КГБ СССР «А» (знаменитая «Альфа») во главе с полковником Бояриновым, который погиб в ходе этого штурма начала операцию по штурму дворца Х.Амина, в результате которого последний был ликвидирован. В это время советские подразделения уже пересекали границу. 28 декабря 1979 года обстановка в Кабуле полностью контролировалась советскими войсками. В это день по радио с обращением к афганскому народу выступил Бабрак Кармаль, который «на броне» советских танков с триумфом вернулся из «почетной ссылки» из Чехословакии, где он был послом. Теперь он, член фракции «Парчам», стал новым правителем Афганистана.

До 1 января 1980 года в Афганистан было введено около 50 тысяч военнослужащих, а именно: две воздушно-десантные и две мотострелковые дивизии, подразделения обеспечения). Одна мотострелковая дивизия численностью 12 тысяч человек входила в Афганистан на направлении Кушка, Кандагар, основные же силы – на направлении Термез, перевал Саланг на Баграм и Кабул.

В январе 1980 года в Афганистан было введено еще две мотострелковых дивизии. Общая численность войск составила 80 тысяч человек. Первым командующим 40-й армией, составлявшей костяк Ограниченного контингента Советских Войск был генерал-полковник Юрий Тухаринов.

К середине января 1980 года ввод основных сил 40-й армии на территории Афганистана был в основном завершен. На территории Афганистана были сосредоточены три дивизии (мотострелковых – 2, воздушно-десантных – 1), десантно-штурмовая бригада, два отдельных полка. В последующем боевой состав ОКСВ уточнялся, проводились переформирование некоторых частей с целью их усиления. Окончательно ОКСВ включал в себя:

4 дивизии (мотострелковых – 3, воздушно-десантных – 1),

5 отдельных бригад (мотострелковых – 2, десантно-штурмовых – 1, спецназначения -1)

4 отдельных полка (мотострелковых – 2, парашютно-десантных – 1, артиллерийских – 1)

4 полка боевой авиации

3 вертолетных полка.

1 трубопроводная бригада

1 бригада материального обеспечения.

Как бы то ни было, но для мирного времени такая беспрецедентная по своим масштабам переброска войск прошла в целом успешно, без серьезных накладок.

В качестве первоначальных боевых задач, стоящих перед советскими войсками, были: охрана основных транспортных магистралей (Кушка-Герат-Шинданд-Кандагар; Термез-Кабул; Кабул-Джелалабад; Кундуз-Файзабад); охрана объектов экономической инфраструктуры Афганистана, обеспечение безопасной проводки колонн с народнохозяйственными грузами. Но обстановка внесла существенные коррективы в эти задачи…

Ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 года круто изменил ход мировой истории. Около 15 000 советских солдат погибли в боях с афганскими моджахедами, а советская экономика понесла огромные потери. Фактически, это вторжение стало началом конца Советского Союза. Но кто же заманил «красного медведя» в афганский капкан? По этому поводу существует множество различных версий. Самая распространенная — СССР в Афганистан заманили коварные американцы. Бывший директор ЦРУ Роберт Гейтс прямо писал в
своих мемуарах, что американские спецслужбы начали помогать исламским моджахедам в Афганистане задолго до ввода туда советских войск.

Советник тогдашнего президента США Картера по национальной безопасности Збигнев Бжезинский утверждал, что ЦРУ якобы была проведена секретная операция, чтобы «заманить русских в афганский капкан и… обеспечить СССР собственную вьетнамскую войну».

Спровоцировав ввод советских войск в Афганистан, американцы и их союзники по НАТО стали поставлять моджахедам самое современное оружие, в том числе и переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК). Активно используя их, афганские повстанцы парализовали действия советской авиации, а затем блокировали армейские гарнизоны на их базах. Сложилась классическая ситуация, при которой ни одна из сторон не могла нанести другой решающего военного поражения.

Таким образом СССР должен был вести на протяжении почти десяти лет тяжелую войну, которая повлекла за собой деморализацию армии‚ крушение экономики и, в конце концов, распад СССР. Рассуждая логично, следует признать, что спецоперация «Вьетнам для Советов» действительно могла быть разыграна американцами. Однако США не могли, как
говорится, за шиворот затащить СССР в Афганистан. Для этого требовались соответствующие действия со стороны советского руководства. А оно, как известно, в тот период отличалось чрезмерной осторожностью и консервативностью.

«Кремлевские старцы» во главе с Брежневым категорически отказывались проводить даже самые скромные реформы. И вдруг — вторжение в Афганистан!

Многие современные политологи считают, что такое могло случиться только в одном случае — в высшем руководстве СССР имелись люди, которым военное вторжение было очень выгодно. И здесь на первый план выдвигается фигура председателя КГБ СССР Юрия Андропова. Уже с лета 1978 года подчиненные Андропова забили тревогу — враг у ворот. По линии КГБ в Политбюро постоянно поступали тревожные данные о далекоидущих военных замыслах США по использованию «территорий, непосредственно прилегающих к нашей южной границе».

В докладах советских спецслужб утверждалось, что целью США является безраздельное господство в Афганистане, что, в свою очередь, привело бы к установке американских ракет
малого и среднего радиуса действия на афганской территории, в непосредственной близости от границ СССР. Эти ракеты легко могли уничтожить многие важные военные объекты, в том числе космодром Байконур и полигон Балхаш.

К тому же кабульская резидентура КГБ постоянно дискредитировала тогдашнего руководителя Афганистана Хафизуллу Амина. Отмечалось, что он тесно связан с американцами, пакистанцами и китайцами, получает от них дорогие подарки, имеет банковские счета в Токио и Гонконге. Поток негативной информации в конце концов подействовал на Брежнева, и он согласился ввести в Афганистан «ограниченный контингент» советских войск.

27 декабря 1979 года спецназ КГБ «Альфа» произвел . После чего подразделения Витебской воздушно-десантной дивизии, блокировав части кабульского гарнизона, овладели ключевыми объектами.

Вместо одиозного диктатора Амина в кресло руководителя страны был посажен Бабрак Кармель, «наш человек в Кабуле», спешно доставленный из Москвы. Затем, в течение двух недель, мотострелковые части взяли под свой контроль фактически всю территорию Афганистана. В общем, операция прошла блестяще.

После первых успешных и мирных месяцев в Афганистане начались кровопролитные бои, в которые втянулась фактически вся стотысячная советская армейская группировка. Исламские моджахеды, вооруженные современным западным оружием, начали партизанскую войну. Потери личного состава Советской армии стали исчисляться сотнями и тысячам военнослужащих.

Любому, даже невоенному человеку становилось понятно, что войска из Афганистана надо было срочно выводить. Однако этого не произошло. Более того, интенсивность боевых действий только усилилась. Почему вожди СССР не смогли вырваться из афганского капкана?

Как известно, основными силовыми структурами в Советском Союзе были КГБ, МВД и армия. Все они довольно жестко контролировались партийной верхушкой. Чрезмерное возвышение какой-либо одной силовой структуры не допускалось. Однако в конце 1970-х годов, по ряду объективных причин, влияние армии резко усилилось. Армия оправилась от жестких хрущевских сокращений, перевооружилась, получила хорошее финансирование.

Соответственно, увеличились и аппетиты советских генералов, их претензии на долю в руководстве страной. Эти «негативные», с точки зрения партноменкпатуры, тенденции следовало пресечь на корню. Для чего и было организовано вторжение в Афганистан.

Кстати, высшее армейское командование с самого начала возражало против ввода войск в Афганистан. Советские военачальники четко осознавали, что Афганистан — это огромный каменный мешок без железных дорог и водных путей. Но были вынуждены подчиниться приказу Политбюро.

В итоге связанные по рукам и ногам боевыми действиями генералы не мешали «разборкам» в верхнем эшелоне партноменклатуры. В итоге глава КГБ Юрий Андропов, замкнув на себя все силовые структуры, стал официальным преемником Брежнева.

Афганская война - гражданская война в Афганистане 1979-2001 гг., в которой в 1979 – 1989 гг. участвовали советские войска.

Кризис просоветского режима

Кризис полуфеодального государства в Афганистане привел к нарастанию политических потрясений в 1970-е годы. Прокоммунистический переворот 1978 года и радикальные антифеодальные реформы дестабилизировали положение в стране. Репрессии против всех недовольных режимом Народно-демократической партии Афганистана (НДПА) встретили вооруженное сопротивление со стороны населения страны. Стало разрастаться движение сопротивления, выступившее под знаменем ислама. Репрессии и начавшаяся война вызвали поток беженцев в соседний Пакистан. Уже к середине 1980-х годов их число достигало более 3 млн. человек. Десятки тысяч из них возвращались в Афганистан с оружием, которое поставлялось странами НАТО, стремившимися к свержению режима НДПА.

Сопротивление коммунистам возглавили сторонники исламского государства. Партизан называли борцами за веру - моджахедами.

Президентом Афганистана стал Амин. В Москве Амина считали непредсказуемым лидером, который может переориентироваться на США или Китай , чтобы добиться прекращения войны. Тогда у границ СССР возникло бы враждебное государство. Чтобы предотвратить эту угрозу, руководители Советского Союза решили свергнуть Амина, заменить его более умеренным лидером Бабараком Кармалем, одновременно было принято решение о введении ограниченного контингента советских войск в Афганистан.

После ввода советских войск



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!