Флаг военно воздушных сил финляндии. Музей авиации южной карелии

Американские и китайские военные неприятно удивлены возможностями новейшей российской межконтинентальной баллистической ракеты РС-26 «Рубеж», которая уже в этом году заступит на боевое дежурство в РВСН.

"Новая российская ракета РС-26 летит по постоянно изменяемой траектории. Такого оружия больше нет ни в одной армии мира, - отмечает эксперт, и на вопрос изумленного журналиста об американской системе ПРО, отвечает, - О ПРО уже можно забыть. Перед РС-26 она бессильна", - говорят китайские эксперты в сюжете, посвященном российской военной новинке.

"Вспомните последний намек русских, мол, не злите нас. И теперь от слов они перешли к делу. Это даже не знаменитый "Тополь-М". Боеголовки РС-26 летят на гиперзвуке и постоянно маневрируют. Часть из них гарантированно преодолеют систему ПРО и достигнут своей цели", - говорит китайский специалист.

"Что же получается? Штаты в растерянности или готовы чем-то ответить?" - переспрашивает журналист.

"Да тут не только США в растерянности, тут и нам, Китаю, не смешно! Теперь Россия под надежной защитой, чего не скажешь о других странах мира", - отвечает эксперт.

Ракеты РС-26 не случайно озадачили иностранных военных. Благодаря применению полимерных высокопрочных материалов, детище Воткинского завода заметно легче своего предшественника. Так, масса "Ярсов" составляет 120 тонн против 80 тонн "Рубежа", но при этом суммарная мощность четырех элементов боеголовки составляет 1,2 мегатонны (4 х 300 кт).

Наибольшее же беспокойство вызывает то, что дальность полета ракеты может составлять до 11 000 километров. Это значит, что боеголовки при желании могут поразить объекты на территории Соединенных Штатов Америки. Еще в декабре прошлого года заместитель госсекретаря США по контролю над вооружениями и международной безопасности Роуз Гетемюллер призвала соотечественников ввести экономические санкции против РФ, настаивая именно на том, что российская сторона якобы нарушила договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), в реальности же под ограничения МБР не попадают.

Помимо этого для РС-26 характерен быстрый и короткий старт - разгонный участок ракета проходит менее чем за 5 минут. Наземные средства НАТО в Европе даже не успеют зафиксировать пуск боеголовок. Сами ракеты способны постоянно менять направление и высоту, что тоже не облегчает жизнь зарубежным системам противоракетной обороны.

Как ранее сообщалось, первой из соединений РВСН, которая будет оснащена новейшим стратегическим комплексом "Рубеж" с межконтинентальной баллистической ракетой РС-26, станет 29-я гвардейская дивизия (Иркутск) .

И это произойдет уже 2016-м году.

По словам командующего РВСН Сергея Каракаева, "программа испытательных пусков новейшей российской межконтинентальной баллистической ракеты РС-26 выполнена".

Информация о тактико-технических характеристиках системы "Рубеж" держится в секрете. Комплекс был разработан под рабочим названием "Авангард" в Московском институте теплотехники на базе другого ядерного комплекса - "Ярс" с разделяющейся головной частью.

У твердотопливной РС-26 тоже несколько боевых блоков, но эта ракета легче и, соответственно, имеет меньшую дальность поражения.

"Если мы говорим о подвижном грунтовом "Ярсе", то у нас на сегодняшний день пусковая установка весит больше 120 тонн. На новой усовершенствованной ракете мы достигнем весовых характеристик до 80 тонн", - отмечал командующий РВСН.

Другое отличие связано со способами несения боевого дежурства. "Ярс" выполняет эту задачу как на стационарных позициях, так и на маршрутах патрулирования.

По словам Каракаева, ракету РС-26 планируется запускать только с подвижного грунтового комплекса, шахтного варианта базирования для нее не предусмотрено.

Предполагается, что "Рубеж" - это своеобразный ответ России на строительство объектов противоракетной обороны США в Польше, Румынии и других европейских странах. Косвенно это подтверждает краткая, но весьма красноречивая характеристика, которую новому стратегическому комплексу дал вице-премьер РФ - Дмитрий Рогозин назвал РС-26 "убийцей ПРО" .

Новую ракету характеризует быстрый и короткий старт - разгонный участок она проходит менее чем за 5 минут. За это время наземным средствам слежения НАТО в Европе будет проблематично зафиксировать пуск. Уничтожить ракету, учитывая относительно небольшое расстояние до цели, тоже вряд ли получится. А мобильность нового комплекса гарантирует ему безопасность при ответном ударе.

Кроме того, по некоторым данным, на РС-26 установят блоки с усовершенствованным боевым оснащением и повышенными маневренными характеристиками. Эксперты говорят, что на всем протяжении полета ракета будет постоянно менять высоту и направление. А после отделения от носителя ядерные боеголовки индивидуального наведения продолжат маневрировать и наберут такой темп, что просто станут невидимыми для радаров.

Все это делает "Рубеж" неуязвимым для систем ПРО.

Когда за океаном узнали о новых стратегических разработках в России, на Москву обрушился целый шквал обвинений. В Вашингтоне заговорили о нарушении договора СНВ-3 и об игнорировании нашей страной обязательств по ракетам средней и меньшей дальности. Но это абсолютно беспочвенные обвинения. В договоре о стратегических наступательных вооружениях перечислены ядерные комплексы, попадающие под ограничение. Ни "Рубеж", ни новая тяжелая ракета "Сармат", чьи бросковые испытания могут начаться в начале будущего года, там не фигурируют.

Что же касается договора по РСМД, то в ответ на упреки американцам передали телеметрию испытательных пусков РС-26 по полигону Кура на Камчатке. Она документально подтвердила, что новый стратегический комплекс оснащен именно межконтинентальной, а не просто баллистической ракетой, на разработку и испытание которой наложен запрет.

Китайской Народной Республики была показана передача, где военный эксперт прокомментировал новинку российской военной техники - комплекс с межконтинентальной баллистической ракетой РС-26 «Рубеж».

По словам аналитика, перед этой системой бессильна даже американская ПРО. «О ПРО уже можно забыть. Перед РС-26 она бессильна. Такого оружия больше нет ни в одной армии мира. Вспомните последний намек русских, мол, не злите нас. И теперь от слов они перешли к делу. Это даже не знаменитый „Тополь-М“.

Боеголовки РС-26 летят на гиперзвуке и постоянно маневрируют. Часть из них гарантированно преодолеют систему ПРО и достигнут своей цели». А на уточняющий вопрос ведущего о том, готовы ли Штаты чем-то ответить на эту разработку или находятся в растерянности, китайский аналитик отреагировал еще более эмоционально: «Да тут не только США в растерянности, тут и нам, Китаю, не смешно! Теперь Россия под надежной защитой, чего не скажешь о других странах мира».

От сердюковского «Авангарда»

Так чего же на самом деле такого уникально грозного в ракетном комплексе «Рубеж»? Считается, что разрабатывать эту твердотопливную ракету начали в конце нулевых, то есть еще в «сердюковские» времена. Правда, тогдашний министр обороны упорно называл этот комплекс «Авангардом».

«Рубежом» ракета стала значительно позже - видимо, кому-то очень не хотелось, чтобы этот уникальный комплекс хоть в чем-то ассоциировался с горе-министром. Точкой сборки «Рубежа» с самого начала был выбран производитель «Ярсов», «Тополей» и «Искандеров» - Воткинский завод в Удмуртии. Замминистра обороны Юрий Борисов еще в 2013 году заявлял, что завод «законтрактован практически до конца госпрограммы вооружения, до 2020 года. Так что ему только делать и делать».

Официальная информация о характеристиках РС-26 скудновата. Скорее всего, не будет ошибкой назвать этот комплекс дальнейшим развитием проекта «Ярс», но оснащенным усовершенствованными маневрирующими боеголовками, специально рассчитанными на прорыв самых современных систем ПРО.

Известно, что по сравнению с «Ярсом» новая ракета, за счет высокопрочных полимеров, значительно легче (менее 80 тонн «против» 120), суммарная мощность элементов ее боеголовки составляет 1,2 мегатонны, дальность полета до 11 тысяч км. И - хотя возможно это совсем уж из сферы легенд - с одной стороны, за счет наличия «системы интеллекта» «Рубеж» якобы способен уклоняться одновременно от 35 противоракет, а с другой - практически любое наземное средство противовоздушной обороны якобы попросту не успевает зафиксировать пуск этих ракет - слишком уж короткий и быстрый у «Рубежа» старт, на разгон ракете нужно менее пяти минут.

Озабоченность американцев можно понять

В марте 2015 года ряд американских экспертов поспешил обвинить Россию в нарушении испытаниями «Рубежа» условий договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (по некоторым данным, РС-26 способна удачно «работать» и на коротких расстояниях в 2−6 тысяч км). Однако в минобороны России отреагировали на эту информацию спокойно, заявив, что никаких официальных (подчеркнем - именно официальных) претензий американцы сторона «Рубежу» не предъявили. «Потому что для этих претензий нет никаких оснований.

Американской стороне была предъявлена телеметрия испытательных пусков РС-26, которая ясно доказывает, что новая ракета относится к классу межконтинентальных баллистических», - заявили тогда в ведомстве, добавив, что неоднократно предупреждали США о том, что появлении новых баз ПРО в Европе (Румынии, Польше…) не останется без ответа. Впрочем, и до этого командование воздушно-космической обороны Сверенной Америки высказывали серьезную, назовем это озабоченностью.

Помните известный пост зампреда правительства РФ Дмитрия Рогозина в твиттере: ««В Америке с тревогой отметили растущие возможности по ракетному сдерживанию. Очень сочувствую. Как я вас понимаю!»? Так вот, виной тому был в том числе и «Рубеж». А тут еще и в ноябре 2015 года выяснилось, что демонстрация американским инспекторам этой самой новейшей баллистической ракеты переносится на 2016 год. В минобороны четко пояснили, что американцы смогут лишь осмотреть и измерить ракету, но не потрогать ее и сфотографировать, не получится у них увидеть и пусковую установку.

В этом же, 2016-м году РС-26 «Рубеж» должен поступить и на вооружение в российские ракетные войска.

К какому классу отнести «Рубеж»?

Человеку, далекому от вопросов стратегии, может показаться, что чем дальше может улететь баллистическая ракета, тем лучше. Это не совсем так. Утверждение это столь же некорректно, как объявление кувалды хорошей, а обычного молотка плохим. Запуск межконтинентальной БР по цели, находящейся в двухстах-трехстах или даже полутора тысячах километров, технически невозможен. Она просто не сможет выйти на нужный боевой курс. К МБР относят баллистические носители дальности свыше 5000 км. Весь диапазон от 150 до 5,5 тыс. км считается средним радиусом. Возникает вопрос о том, к какому классу отнести ракету РС 26 «Рубеж»? Характеристики ее имеют ограничения и по максимуму (6 тыс. км), и по минимуму (2 тыс. км). Она в состоянии поражать пусковые установки, размещенные вблизи российских границ, и при этом может достать до объектов на территории США или других стран, которые проявят желание атаковать РФ. Такая универсальность очень не нравится сторонникам американского ядерного доминирования, и они взывают к договору 1987 года.

Не только уникальный диапазон радиусов боевого применения озадачивает стратегов Пентагона. Главную проблему они видят в способности РС 26 «Рубеж» преодолевать системы ПРО. Боеголовка ракеты разделяется на четыре боевые части, наводящиеся индивидуально и имеющие каждая собственный маневровый двигатель. Всех подробностей компетентные органы не разглашают, хотя определенные «утечки» все же организуют. Ракета РС 26 «Рубеж» предназначена в первую очередь не для прямого использования по назначению, она главным образом оказывает психологическое воздействие на штабы вероятных противников, и если они не будут знать о собственной уязвимости, то все усилия, потраченные на ее создание, окажутся напрасными.

Данные об устройстве МБР РС 26 «Рубеж» освещены в прессе крайне скупо. Известно, что суммарная мощность четырех элементов боеголовки составляет 1,2 мегатонн (4 х 300 кт). Архитектура трехступенчатого снаряда повторяет структуру «Тополей» и «Ярсов», но его вес меньше за счет применения полимерных высокопрочных материалов. Объявлено также о принципиально новой системе управления и наведения, работающей по уникальному алгоритму, позволяющему уклоняться от опасных объектов (противоракет) и выходить на боевой курс с высокой степенью вероятности поражения цели. Индивидуальные системы создают апериодичные флуктуации скорости и направления, препятствующие поражению боеголовки в полете. Этот алгоритм позволяет ей сохранить боеспособность, даже если на перехват будут выпущены 35 антиракет. Энергия, вырабатываемая двигателем при старте, гарантирует выход на боевой курс даже через облако ядерного взрыва. Это впечатляет.

Военные эксперты мира удивлены новинкой российской техники - ракетным комплексом с межконтинентальной баллистической ракетой РС-26 "Рубеж". Возможностям дальнейшего развития проекта "Ярс" даже посвящают отдельные выпуски аналитических телепрограмм. Так, в начале марта в эфире телеканала Китайской Народной Республики выступил военный специалист, в своей речи он подчеркнул уникальность ракет и растерянность армий других стран мира перед российской МБР.

Перевод телешоу был подготовлен каналом Samovar Rus на видеохостинге YouTube.

"Новая российская ракета РС-26 летит по постоянно изменяемой траектории. Такого оружия больше нет ни в одной армии мира"", - отмечает эксперт, и на вопрос изумленного журналиста об американской системе ПРО, отвечает, - О ПРО уже можно забыть. Перед РС-26 они бессильны.

«Наибольшее же беспокойство вызывает то, что дальность полета ракеты может составлять до 11 000 километров, а это значит, что боеголовки могут не только охранять ближайшие к России территории, но и при желании поразить объекты на территории Соединенных Штатов Америки»

"Вспомните последний намек русских, мол, не злите нас. И теперь от слов они перешли к делу. Это даже не знаменитый "Тополь М". Боеголовки РС-26 летят на гиперзвуке и постоянно маневрируют. Часть из них гарантированно преодолеют систему ПРО и достигнут своей цели. - Что же получается? Штаты в растерянности или готовы чем-то ответить? - уточняет ведущий. - Да тут не только США в растерянности, тут и нам, Китаю, не смешно! Теперь Россия под надежной защитой, чего не скажешь о других странах мира, - резюмирует китайский военный аналитик.

Почему же ракеты РС-26 настолько испугали мировое экспертное сообщество? Благодаря применению полимерных высокопрочных материалов, детище Воткинского завода заметно легче своего предшественника. Так, масса "Ярсов" составляет 120 тонн против 80 тонн "Рубежа", но при этом суммарная мощность четырех элементов боеголовки составляет 1,2 мегатонн (4 х 300 кт). Наибольшее же беспокойство вызывает то, что дальность полета ракеты может составлять до 11 000 километров. Это значит, что боеголовки могут не только охранять ближайшие к России территории, но и при желании поразить объекты на территории Соединенных Штатов Америки.

Еще в декабре прошлого года заместитель госсекретаря США по контролю над вооружениями и международной безопасности Роуз Гетемюллер призвала соотечественников ввести экономические санкции против РФ, настаивая именно на том, что российская сторона якобы нарушила договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), в реальности же под ограничения МБР не попадают. Помимо этого для РС-26 характерен быстрый и короткий старт - разгонный участок проходит менее чем за 5 минут.

Наземные средства НАТО в Европе даже не успеют зафиксировать пуск боеголовок, а они уже могут поразить выбранные цели. Сами ракеты способны постоянно менять направление и высоту, что тоже не облегчает жизнь зарубежным военным. Напомним, что ракеты РС-26 уже готовы к массовому производству, в 2016 году комплекс "Рубеж" должен поступить на вооружение российской армии. Об этом в специальном проекте "РГ" "Русское оружие" пишет

Техническая справка

Стратегический ракетный комплекс с межконтинентальной баллистической ракетой повышенной точности стрельбы. Разработка комплекса ведется Московским Институтом Теплотехники (МИТ).

Разработка комплекса начата не позже 2006 года. В период с 2006 по 2009 годы проводились исследования по теме "Рубеж" национальными исследовательскими ВУЗами. В 2008 году в МИТ Минским Заводом Колесных Тягачей была осуществлена поставка комплекта документации (технический проект) на шасси МЗКТ-79291 в современном исполнении для АПУ перспективного ПГРК, и МИТ вел сопутствующие НИР с МЗКТ.

Шасси МЗКТ-79291 перед парадом в Минске / Фото:www.vpk.gov.by

По мнению специалистов МИТ разработка комплекса должна быть завершена к 2013 году. Первый баллистический пуск состоялся с полигона Плесецк с мобильной пусковой установки 23 мая 2012 года. Учебный боевой блок прибыл в заданный район полигона Кура на Камчатке.


Третий пуск успешно произведен с полигона Капустин Яр 24 октября 2012 года по полигону Сары-Шаган и, вероятно, в ходе этого пуска оценивались противоракетные возможности боевого оснащения новой ракеты. еще один пуск проведен 06.06.2013 года.

Развертывание первого ракетного полка планируется на 2014 год. Так же с 2014 года ракета нового комплекса серийно будет производится Воткинским машиностроительным заводом. 14 декабря 2012 года главком РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев заявил СМИ, что в перспективе новая ракета заменит МБР "Тополь-М" и "Ярс".

Комплекс отличается от предыдущих поколений комплексов существенно повышенными возможностями средств боевого управления и связи, а так же, вероятно, использованием в ступенях ракеты нового типа топлива, ускоряющего прохождение активного участка траектории

3 июля 2013 года на параде в Минске впервые публично показано шасси МЗКТ-79291 с колесной формулой 12 х 12. Считается, что данное шасси используется в качестве базы для АПУ комплекса. Так же считается, что на первом этапе разработки предполагалось использование даже шасси с колесной формулой 10 х 8 (МЗКТ-79292), но грузоподъемность данного шасси оказалась недостаточной.

Летно-конструкторские испытания ракеты планируется завершить в декабре 2014 года. Пусковая установка: мобильная высокоманевренная АПУ, подобная АПУ комплекса "Ярс", но имеющая конструктивные отличия. Масса АПУ с ракетой - менее 80 т.

С высокой степенью вероятности в качестве шасси АПУ комплекса "Рубеж" используется шасси МЗКТ-79291.

В 2008 году в МИТ Минским Заводом Колесных Тягачей была осуществлена поставка комплекта документации (технический проект) на шасси МЗКТ-79291 в современном исполнении для АПУ перспективного ПГРК, и МИТ вел сопутствующие НИР с МЗКТ.

Колесная формула - 12 х 12 Двигатель - дизель 854.10 мощностью 650 л.с. Разработчик - Тутаевский Моторный Завод.

В первой половине 2013 года существовало мнение, что АПУ комплекса может быть выполнена на шасси КамАЗ-7850 созданном по ОКР "Платформа-О" (источник по шасси). Разработка НИР "Платформа" велась ОАО "КамАЗ" как минимум с осени 2008 года. В 2010 году начаты работы по ОКР "Платформа-О". По состоянию на 2011 год завершение разработки ожидалось в 2013 году.

Первый прототип шасси МЗКТ-792911 / Фото: mzkt.by , Сергей Филиппов

Согласно имеющейся информации в рамках ОКР ведется разработка семейства шасси грузоподъемностью от 50 т для РВСН. Серийное производство новых шасси в случае успеха разработки планируется на новом специально построенном заводе ОАО "КамАЗ".

Ракета РС-26 "Рубеж" / "Авангард":

Конструкция - предположительно конструкция ракеты сохраняет определенную преемственность с конструкциями ракет комплексов "Тополь", "Тополь-М" и "Ярс". Есть так же вероятность преемственности с МБР "Курьер". Вероятно, ракета имеет 2-3 ступени и модуль разведения боевых блоков.

Ракета комплекса "Авангард" по своей конструкции базируется на решениях, заложенных в ракеты комплекса "Ярс", но "компоновочная схема другая, другие материалы и элементы".

Вариант предположительного облика АПУ ракетного комплекса РС-26 "Рубеж" с предположительным видом ракеты - на базе ракеты комплекса РС-24 "Ярс" / Фото: MilitaryRussia.Ru

Согласно сообщению в "Известиях", корпус ракеты удлиннен и узменена его конфигурация. Цель - размещение боевой нагрузки нового типа - с РГЧ ИН, оснащенными собственными двигателями, обеспечивающими маневрирование РГЧ ИН по направлению и по скорости после отделения от носителя (по данным "Известий").

Система управления и наведение - вероятно, базовой является классическая инерциальная система управления с обновленной элементной базой. Так же, вероятно, система управления ракеты позволяет оперативно менять полетное задание и распределение целей до старта.

Тактико-технические показатели


Масса стартовая, т около 80
Дальность действия:
минимальная, км 2000 (оценка)
максимальная, км не менее 6000(оценка)
Двигатели:
маршевые ступени РДТТ
ступень разведения боевых блоков
РДТТ
Боевое оснащение:
моноблочная ГЧ
разделяющейся головной частью индивидуального наведения
комплекс средств преодоления противоракетной обороны

Бытует мнение, особенно среди петербуржцев, что «в Финляндии смотреть нечего». Ну разве что в коттедже пожить, половить рыбу на лесном озере или покататься на лыжах. К счастью, это не так. Кроме аквапарков, лыжных спусков и магазинов с Fairy и красной икрой в стране Суоми имеются и другие достопримечательности. Одна из них - авиационный музей в Тиккакоски, в 20 километрах от города Ювяскюля.

Когда-то авиационный музей в Тиккакоски носил статус «Официального музея ВВС Финляндии». В 1970-е годы это тихое местечко, наверное, было мечтой советских разведчиков. Почему? Все просто - здесь расположено Управление ВВС Финляндии, Центр обучения пилотв ВВС, Информационная служба и Летная школа с базой учебных самолетов. Помимо Академии финских Военно-воздушных сил в Тиккакоски находится также крупнейшее в стране научно-исследовательское подразделение, специализирующееся на разработке авиационных систем… В общем, место для музея выбрано не случайно. К слову сказать, еще один финский авиационный музей находится неподалеку от Хельсинки в пригороде Вантаа, но пока посещать его не доводилось.

Но вернемся в Тиккакоски. Первое, что поражает в экспозиции - обилие свастики. Сама по себе свастика ничего негативного не представляет. Это один из самых древних графических символов обозначающий движение Солнца вокруг Земли, с востока на запад. В европейской культуре XIX века этот символ пользовался огромной популярностью на волне моды арийской теории.

На крылья самолетов финская свастика «хакаристи» попала в время гражданской войны: 6 марта 1918 года шведский граф Эрик фон Русен подарил белой армии Маннергейма первый самолет со свастикой на борту. После этого в общем-то выбора у финнов не оставалось - приказом Маннергейма эта эмблема вошла в символику и нагрудные знаки молодой республики.

Получается, что свастика в финской авиации появилась задолго до того, как она стала государственным символом фашистской Германии. Впрочем, исторически финская свастика «хакаристи» никакого отношения к «немецко-фашистскому» символу не имела.

В годы Второй Мировой войны финские ВВС использовали «хакаристи» в качестве опознавательного знака самолетов страны Суоми - голубая свастика в белом круге, наносилась на крылья и фюзеляж самолета.

После Второй Мировой войны от свастики финской авиации пришлось отказаться, уж слишком одиозным стал этот символ, прочно ассоциирующийся с германским фашизмом.

Сегодня на эмблеме Воздушных сил Финляндии вместо «хакаристи» изображен нейтральный бело-синий круг, повторяющий цвета национального флага Финляндии.

Если говорить про музейное здание, то это один немалых размеров железобетонный ангар, скорее похожий на большой заводской цех. Наверно, в силу недостатка места, самолеты располагаются очень плотно к друг дургу и иногда кажется, что это не музей, а большой склад старых летательных аппаратов.

Удивительно, но «капиталистическая» Финляндия в 1960-80х годах активно и с удовольствием использовала военные самолеты советского производства. К примеру, на снимке - бомбардировщик Ил-28Р. С 1961 по 1981 три таких самолета использовалиьс в качестве буксировщиков мишений, а кроме того имелся и один «настоящий» бомбардировщик Ил-28Р. Предполагаю, что именно эта машина и стоит в музее.

В истребительной авиции служили «наши» МиГ-21. Вообще первые самолеты МиГ в количестве 4 штук поступили на вооружение финских ВВС в 1962 году. Это были учебно-тренировочные МиГ-15УТИ. Один из них в ярко-зеленой, «кислотной», окраске стоит перед входом в музей, а его фото размещено в начале сегодняшнего поста. Позже были получены еще несколько десятков МиГ-21. Один из самолетов, как раз и изображен на снимке.

Самолеты МиГ состояли на вооружении Финских военно-воздушных сил до 1990-х годов (в истребительной авиации - до конца 1980-х). Сегодня кабина одного из самолетов находится в музее и любой желающий, усевшись в нее, может почувствовать себя военным летчиком. Интересно, что основная часть надписей на приборной панели вполнена по-фински, но если присмотреться, то находятся и знакомые кириллические символы.

Рядом с кабиной самолета МиГ располагается часть фюзелжа шведского самолета SAAB 35 Draken. Как минимум, по количеству приборов, скандинавский самолет проигрывает «нашим» МиГам… Интересная подробность - бортовые системы «советских» самолетов МиГ были доработаны компанией Nokia (да, да, то самой…), что обеспечивало единый формат данных, поступавший с борта самолетов SAAB и МиГ-21.

А это американский Douglas.

К сожалению, из-за обилия экспонатов запомнить их все нет никакой возможности. Однако общее впечатление о музее осталось положительное - разнообразно, интересно, необычно. Для детей особенно важно, что в некоторые самолеты можно садиться и даже «рулить», ощутив себя настоящим пилотом.
Ну, а на память с собой можно прикупить подлинную техническую документацию на самолеты 50-70-х годов. Ставшие уже ненужными инструкции, чертежи, схемы, в том числе и на отечественные машины (и даже на русском языке!) продаются по умеренной цене в сувенирном киоске на выходе из музея.


Военно-воздушные силы Финляндии

Карл-Фредрик ГЕУСТ*, перевод И. КУДИШИНА

ВВЕДЕНИЕ - ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

Финские ВВС. как отдельный род войск, были сформированы во время войны за независимость Финляндии, затем перешедшей в гражданскую войну, в 1918 г. Таким образом, ВВС Финляндии являются одними из старейших в мире.

Первый самолет финских ВВС, "Моран-парасоль", произведенный на шведском заводе "Тулин", был подарен Финляндии шведским графом Эриком фюн Розеном. День официального представления самолета Верховному Главнокомандующему Финской Белой армии генералу Карлу Густаву Эмилю Маннергейму, 6 марта 1918 г., с тех пор отмечается в Финляндии как национальный праздник, день ВВС. Кстати, подаренный графом фон Розеном самолет нес на борту его геральдический символ удачи - голубую свастику, ставшую официальным обозначением финских ВВС до 1 апреля 1945 г., когда вместо нее была введена круглая бело-голубая кокарда, сохранившаяся до настоящего времени.

В течение войны, продолжавшейся с 28 января по 16 мая 1918 г., финская авиация действовала мало, высылая самолеты в основном для разведки и бомбардировки, так как обе конфликтующие стороны имели на вооружении весьма ограниченное количество разнотипных устаревших самолетов. В их число входили,аппараты, полученные у Германии й Швеции, а также "наследство", оставшееся от воздушных частей Российской империи. Финская Красная Гвардия использовала только самолеты, полученные из России.

В 20-е - 30-е г.г. был выдвинут ряд подчас конфликтующих между собой доктрин развития финских ВВС. Из-за отсутствия собственных авиационных кадров было приглашено несколько германских и британских советников. Соответственно официально одобренным доктринам были разработаны программы развития авиации. Репутация ВВС Финляндии на тот момент была сильно подмочена из-за ряда трагических аварий и катастроф, показывавших отсутствие профессионализма у летчиков и устарелость материальной части.

Подобные происшествия вели к постоянным изменениям в руководстве ВВС до тех пор, пока в 1932 г. место Командующего ВВС не занял полковник Дж. Ф. Лундквист, возглавлявший финскую авиацию до 1945 г. Тот факт, что нового командующего пришлось приглашать из другого рода войск - Лундквист до своего назначения служил в артиллерии - лишний раз демонстрирует сложное положение в ВВС Финляндии в то время.

С колоссальным ростом экономической и военной мощи СССР, ближайшего соседа Финляндии, в 30-е годы, явившимся результатом первых пятилетних планов, перед командованием финских ВВС встала со всей насущностью задача организации хорошо продуманной системы ПВО страны. При этом, бюджетное финансирование военной авиации осуществлялось на крайне низком уровне, так как политики были уверены, что в обозримом будущем Финляндии не придется участвовать в серьезных военных конфликтах.

В 20-е - начале 30-х г.г. развитию гидроавиации, как наиболее отвечающему топографии Финляндии -"Страны тысячи озер" - виду ВВС, уделялось наиболее пристальное внимание. Строительство баз гидросамолетов на побережье Балтийского моря и на озерах было признано самым оптимальным и недорогим решением проблемы расширения аэродромной сети. Для зимней эксплуатации гидросамолеты оснащались лыжами. Разница в характеристиках между гидросамолетами и сухопутными машинами попросту не бралась в расчет.

Но в 30-е годы, быстрое развитие боевой авиации, рост международной напряженности и в особенности - опыт многочисленных локальных войн: Эфиопской, Испанской, Чехословацкого кризиса, ясно продемонстрировали преимущества в ЛТХ сухопутных машин перед гидроавиацией. Как известно, именно в этот период во всем мире сформировались взгляды на использование бомбардировочной авиации в качестве основы воздушной мощи государства. Но в то же время, в Финляндии доктрина Дуэ так и не получила признание в качестве официальной. Гораздо большее, чем в сопредельных СССР и Швеции, внимание уделялось созданию соединений истребителей - перехватчиков.

В 1931 г. Совет Национальной Обороны под председательством генерала Маннергейма, оказывавшего всемерное содействие авиации, несмотря на свою принадлежность к кавалерии, собрался для обсуждения долговременного плана развития обороноспособности Финляндии.

* - Карл Геуст - историк авиации ил Финляндии, хорошо знаком российским читателям как один из авторов книги "Red Stars**.



Первый самолет финских ВВС - "Моран-парасоль" шведской сборки



Наследие Российской Империи - летающая лодка Григоровича М-9(1922г)



Группа финских пилотов у гидросамолета Григоровича, М-16


Маннергейм весьма энергично занялся решением этой задачи - ведь согласно секретному решению Совета Обороны он становился Верховным Главнокомандующим в случае войны

- и провел серию визитов в Германию, Англию и Францию в 30-е г.г. с целью ознакомления с ВВС этих стран и их авиационной промышленностью. Под руководством Маннергейма было принято к выполнению несколько программ развития и совершенствования финских ВВС, в частности, принятая в 1932 г. программа роста количественного состава ВВС до 17 эскадрилий - 3 истребительных, 5 - поддержки наземных сил, 3 - поддержки флота и 6 - дальнего действия, всего 221 боевой самолет. Надо отметить, что к моменту принятия программы финские ВВС насчитывали лишь 7 частично укомплектованных эскадрилий, всего 81 самолет.

Из-за экономических сложностей к 1934 г. программа была урезана до 12 эскадрилий, которые должны были быть а}юр-мированы к 1938 г. Должно было быть укомплектовано пять новых эскадрилий - 2 - поддержки наземных сил, 1 - истребительная, 1 - легкая дальнего действия и 1 - тяжелая дальнего действия. Но даже и этот урезанный план не был выполнен. Но все же, в 1936-38 г.г. были приобретены лицензии на производство истребителя Фоккер D-21 и пикирующего бомбардировщика Фоккер С.Х (Голландия), бомбардировщика Бристоль "Бленхейм" (Англия) и двигателя Бристоль "Меркюри" (Англия) в качестве стандартного для этих самолетов. В рамках лицензий программа развития ВВС была реализована следующим образом: ВВС получили 99 истребителей Фоккер D-21-7 было поставлено из Голландии в 1936 г., остальные произведены в Финляндии, 39 самолетов непосредственной поддержки и разведчиков Фоккер С.Х (4 было поставлено из Голландии в 1936 г, остальные - произведены в Финляндии), и 97 стратегических бомбардировщиков и разведчиков Бристоль "Бленхейм" (18 было поставлено Англией в 1937-38 г.г., 55 - собрано в Финляндии и еще 24 -поставлено из Англии во время Зимней войны).

Первые малые партии самолетов поставлялись в Финляндию, но основная часть их была произведена на финском Государственном авиационном предприятии. Несмотря на то, что закупка этих лицензий сильно критиковалась в Финляндии в послевоенные годы, в частности, критиковались низкие боевые данные истребителей Фоккер с неубирающимся шасси, общая устарелость биплана Фоккер С.Х уже на момент поступления на вооружение и высокая стоимость "Бленхейма", вместо которого можно было бы закупить несколько истребителей, общий вклад лицензионного производства в строительство финских ВВС и авиационной промышленности огромен. Если бы выбор самолетов для лицензионного производства и процесс переговоров задержались всего на пару месяцев, Финляндия встретила бы нападение СССР 30 ноября 1939 г. без единого истребителя фоккер D-21 и бомбардировщика "Бленхейм".

Были значительной мере усовершенствованны лреграммы тренировки и обучения для всех этих категорий авиационного персонала. Для истребитель ной авиации были специально разработаны особые тактические принципы применительно к специфике Финляндии - огромные территории, которые нужно было защитить малым количеством самолетов - в частности, уже в 1935 г. были разработаны новые виды самолетного строя, разомкнутая шеренга звеньев и "кончики пальцев".



Гидросамолет Ганза-Бранденбург W.33 - одна из машин межвоенного

периода развития финских ВВС



Основные самолеты финских ВВС периода советско-финского конфликта 1940 г - Бристоль "Бленхейм"-! (вверху) и Фоккер D-2J (внизу)




Боевые навыки летчиков систематически повышались посредством постоянных тренировок. Основное внимание уделялось воздушной стрельбе - в частности, летчиков - истребителей обучали не просто вести стрельбу по вражескому самолету, но поражать в первую очередь наиболее уязвимые его точки. Все летчики звена имели большую тактическую свободу, в частности, ведомый не только должен был прикрывать хвост своему ведущему, но и атаковать самостоятельно, если предоставляется возможность, используя принцип "первым увидел - первым выстрелил", что способствовало сокращению времени реакции. Здесь надо отметить, что Фоккер D-21 был очень стабильной орудийной платформой и в руках опытного летчика становился могучим оружием для борьбы с советскими бомбардировщиками в период Зимней войны.

Основным принципом было завоевание и удержание тактической инициативы - атаковать при любом соотношении сил. Вместе с тем, финские летчики для минимизации потерь были обучены выходу из боя в критической ситуации, например, вертикальным пикированием почти до самой земли.

Подготовка лицензионного производства также потребовала модернизации мощностей Государственного авиационного завода. За несколько лет из небольшой мастерской он превратился в единственный на момент начала Зимней войны современный высокотехнологичный завод в Финляндии с квалифицированным инженерно-техническим персоналом и возможностью производства, обслуживания и ремонта авиатехники. Опыт обслуживания и ремонта, накопленный работниками завода, очень скоро был передан техническому составу ВВС, после чего полевое обслуживание и ремонт были возложены на авиационных техников, что было особенно важно в тяжелых фронтовых условиях Зимней войны.


ОПЫТ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Зимняя война 1939-40 гг 30 ноября 1939 г Финляндия подверглась нападению СССР. Наземные силы ЛенВО обстреляли финские укрепления и перешли границу на протяженном фронте. Бомбардировщики СБ и ДБ-3 бомбили Хельсинки. Зимняя война, ставшая беспрецедентной трагедией финского народа, была развязана. Несмотря на недвусмысленное предупреждение, полученное финской стороной в виде "приглашения к конкретным переговорам в Москве" за несколько недель до начала войны (до этого подобные же переговоры были проведены с Балтийскими государствами, после чего на их территории появились советские военные - в том числе и авиационные - базы), никто в Финляндии не верил в то, что Сталин применит военную силу для решения проблемы "безопасности Ленинграда". Финские политики наивно полагались на систему безопасности Лиги Наций, не осознавая изменения международного положения после подписания пакта Молотова - Риббентропа 23 августа 1939 г, проложившего дорогу для оккупации Германией и СССР Польши в сентябре 1939 г. и размещению советских военных баз в странах Прибалтики.



"Гладиатор" I шведских добровольцев, 30 марта 1940 г после советско-финского конфликта перед возвращением в Швецию. Обратите внимание на отсутствие знаков госпринадлежности



Фиат G.50, поставленный из Италии во время "Зимней войны" -



"Бленхейм"-/V, предоставленный англичанами


Несмотря на военное положение Финляндии, казавшееся безнадежным, ВВС Финляндии без колебаний провели сосредоточение своих ограниченных истребительных сил в юго-восточной Финляндии для отражения советских атак. К сожалению, этот маневр привел к тому, что финские тылы и второстепенные фронты в районе к северу от Ладожского озера остались без истребительного прикрытия.

Необходимо отметить, что с 12 января 1940 г. на стороне*Финляндии воевал шведский добровольческий авиаполк F-19 (фактически, эскадрилья), имевший на вооружении 12 самолетов Глостер "Гладиатор" и 4 легких бомбардировщика Хоукер "Харт". Полк был ответственней за ПВО половины географической территории Финляндии.

Против этой горстки самолетов, из которых лишь 36 истребителей Фоккер и 17 "Бленхеймов" можно было назвать современными, ВВС РККА выставило ни много ни мало - около 1600 боевых самолетов. Большинство из них принадлежало к 7-й армии (644 самолета), составлявшей ядро ЛенВО. Эта воздушная армада наносила удары на генеральном направлении -Вийпури (г.Выборг) на Карельском перешейке. ВВС Балтийского флота располагали 450 самолетами. Авиация 8-й, 9-й, 14-й армий и Северного флота атаковали северный участок границы, от Ладожского озера до арктических областей. Они были значительно слабее, каждая насчитывала всего около сотни самолетов, что, впрочем, соответствовало численному составу всех финских ВВС! Кроме того, 1-я армия особого назначения (АОН), насчитывавшая 200 самолетов ДБ-3 и ТБ-3 и базировавшаяся в районе Новгород - Псков наносила бомбовые удары по финской территории. Советская истребительная авиация состояла в основном из самолетов И-15, И-153 и И-16, бомбардировочная - из СБ и ДБ-3, чьи характеристики приблизительно соответствовали истребителю Фоккер D-21 и бомбардировщику Бристоль "Бленхейм".

Военное положение Финляндии резко ухудшилось после того, как СССР получил доступ к аэродромам Эстонии и большое количество самолетов, в основном из состава 7-й армии и Балтфлота перебазировалось на них. В результате, все большие города Финляндии по берегам Финского залива и на юго-западе страны оказались под ударом этих авиационных частей.

Но вместе с тем, концентрация сил в соответствии с ясно сформулированной схемой ПВО не замедлила принести хорошие результаты даже с тем малым количеством самолетов, которым располагала Финляндия. О высочайшем качестве подготовки финских летчиков, достигнутом во второй половине 30-х г.г. и прошедшим боевую проверку в Зимней войне, свидетельствует следующая выдержка из отчета о действиях авиации Балтфлота в Зимнюю войну. Отчет в сильно сокращенной форме был опубликован в 1945 г. и лишь совсем недавно стал доступен в несокращенном виде.

Вражеские истребители действуют группами от трех до десяти машин. Из-за их очевидно небольшого количества, они не вступали в бой с истребителями сопровождения, сосредоточив усилия на внезапных атаках своей основной цели - бомбардировщиков. Излюбленная тактика их основывалась на том, что с бомбардировщика очень трудно заметить самолет, летящий ниже его, на фоне лесистой и покрытой снегом местности. Враг подходил к бомбардировщикам сзади - снизу и открывал огонь с дистанции 50-80 м из всех стволов одновременно. Даже сильное истребительное сопровождение не всегда гарантировало безопасность бомбардировщиков в случае применения подобной тактики, так как прикрытие не всегда вовремя обнаруживало появление истребителей противника".





Интернированный Не-115 "дружественной" Норвегии



А это Дорны* Do 22К1 достался финнам из нереализованного заказа латвийских ВВС


Огромные потери ВВС РККА потребовали срочного привлечения резервов из свежих частей ВВС. базировавшихся в Белоруссии, на Украине и во внутренних регионах СССР. Авиация Балтфлота получала подкрепления с Черного моря и даже с Тихого океана! Большой процент потерь включал в себя потери на перегонах, а также летные происшествия, происходившие от потери ориентировки в арктических условиях и в результате плохих метеоусловий финской зимы.

Потери ВВС РККА и авиации КБФ во время Финской войны составили, по меньшей мере, 744 самолета (точное количество, скорее всего, еще больше, так как точные списки потерь ВВС РККА до сих пор не рассекречены. Людские потери ВВС РККА составили около 1000 чел убитыми и раненными (из них 126 человек - из состава ВВС Балтфлота). Число пленных составило 100 чел. (из них 6 чел. из состава ВВС Балтфлота).

ВВС Финляндии доложили о сби-тии 190 советских самолетов, зенитчики - об уничтожении еще 300 самолетов. 129 самолетов, потерянных советской стороной, поделены в пропорции между истребителями и зенитчиками, причем цифры имеют минимальные расхождения с финскими данными, что, в общем, неудивительно - большинство воздушных боев происходило над территорией Финляндии и подавляющее большинство самолетов упало там и было обнаружено. В добавок к этому, значительное число советских машин, потерянных по "другим причинам", разбилось по пути на свои базы, будучи поврежденными финской авиацией либо зенитным огнем. В советских источниках потеря самолета подобным образом к "боевым потерям" не относится. Это также наглядно иллюстрирует тот факт, что финские истребители концентрировали усилия на перехвате бомбардировщиков, всемерно избегая воздушных боев с советскими истребителями для минимизации собственных потерь. Относительно большой процент советских истребителей, сбитых зенитным огнем, объясняется тем, что они привлекались для штурмовки финских войск, особенно - в последние дни Зимней войны, в то время, как дальние бомбардировщики ДБ-3 подходили к цели и осуществляли бомбометание с больших высот, чем бомбардировщики СБ, чем и объясняется разница в количестве самолетов каждого из этих типов, сбитых финским зенитным огнем.

С другой стороны, в книге Шумилина "История советских ВВС", вышедшей в 1986 г., указывается, что ВВС РККА уничтожили 362 финских самолета в период Финской войны (на конференции "Воздушная мощь", проходившей в августе 1996 г. в Л инке-нише, русский профессор объявил даже большую цифру - 400 самолетов!) ВВС Финляндии, к слову, никогда в своей истории и не имевшие на вооружении такого или даже близкого количества самолетов, фактически лишилось в ходе Зимней войны всего 68 самолетов, из которых 47 -по боевым причинам, причем погибло или пропало без вести 72 человека летного состава.



Основной истребитель финских ВВС начального периода "продолжительной" войны - Брюстер "Буффало". На снимке BW-352 из 2/LeLv финского аса Э.Кинунена (22,5 побед в 300 вылетах). На этом же самолете он будет сбит 21 апреля 1943 г


За объяснением столь "высочайших" достижений советской стороны можно обратиться к тому же отчету о действиях ВВС Балтфлота в Зимнюю войну:

*Результат воздушного боя не всегда мог быть установлен с точностью. Некоторые наши экипажи, видя, как самолет противника уходит из боя крутым пикированием или маневрами, напоминающими беспорядочное падение, считали его сбитым и указывали это в докладах.

Решающим фактором, обеспечившим превосходство финских летчиков в воздухе, было достигнутое в результате длительного обучения мастерство и понимание основной задачи, а также уверенность в своих возможностях. Эти качества с лихвой компенсировали недостаток материальных ресурсов. В результате малых потерь в Зимнюю войну и поставок из-за рубежа (в основном, из Англии, Франции и Италии) в течение конфликта, Финские ВВС в конце Зимней войны были даже сильнее, чем в ее начале! Высокий уровень подготовки летчиков позволил внедрить новые типы самолетов - Моран-Солнье 406 (30 шт. поставлено во время Зимней войны, еще 57 - получено позже из Германии, захватившей самолеты при оккупации Франции), Фиат G.50 (35 шт. поставлено во время Зимней войны), Хоукер "Харрикейн" (12 шт. поставлено во время Зимней войны), Брюстер "Буффало" (44 поставлено в самом конце войны) и прочие немедленно по поступлении, без обычной процедуры ознакомления и переучивания.

Неэффективность наступления была обескураживающей новостью для правящих кругов СССР и они стали изыскивать возможности для переговоров. С другой стороны, при враждебном отношении Германии (строго соблюдавшей условия пакта Риббентропа-Молотова в отношении Финляндии), строго нейтральной позиции официальных шведских властей и слабой поддержке со стороны Англии и Франции Финляндия не имела ресурсов для продолжения войны в одиночку. Мирный договор был подписан 13 марта 1940 г. в Москве.


"ПРОДОЛЖИТЕЛЬНАЯ ВОЙНА**

1941 - 1944 гг [Начальная фаза. В 1941 г. прибалтийские страны уже полностью вошли в состав СССР, был создан отдельный Прибалтийский военный округ. Военная авиация, базировавшаяся на аэродромах ПрибВО намного превосходила те силы, которые базировались на аэродромах Прибалтики в период Зимней войны. ВВС РККА быстро восполнили потери Зимней войны, кроме того, было развернуто серийное производство современных истребителей МиГ, Як и ЛаГГ, пикирующих бомбардировщиков Пе-2 и штурмовиков Ил-2. Интенсивно изучались стратегические и тактические уроки Зимней войны?)

Из 3260 боевых самолетов, базировавшихся на северо-западе СССР, около половины - 1592 самолета, из них 849 истребителей и 561 бомбардировщик, базировались в непосредственной близости от финской границы, на Карельском перешейке, в восточной Карелии, в районе Мурманска и на южном побережье Финского залива, откуда во время Зимней войны и осуществлялись удары по Финляндии. Особо стоит отметить, что в непосредственной близости от новой советско - финской границы, на бывших финских аэродромах Суулаярви и Кекисалми (г.Кенсгольм, ныне При-озерск) базировались 7 и 153 ИАП, имевшие на вооружении соответственно 60 и 45 новейших истребителей МиГ-3. Кроме того, 1-я АОН в Новгороде, имевшая на вооружении 174 бомбардировщика ДБ-3, Ил-4 и ТБ-3, могла быть развернута против Финляндии, как это и имело место в Зимней войне.

В Финляндии же поставки самолетов, начавшиеся во время Зимней войны, были завершены, ВВС как численно, так и качественно существенно превосходили предвоенный уровень. Но в то же время, многие самолеты уже устарели, особенно если сравнить их с новейшими советскими истребителями.



Дорнье Do 17Z, подаренный лично Герингом финским ВВС в конце 1941 г



Финский пилот принимает от немцев трофейный французский истребитель Моран-Сольнье MS.406



"Благоприобретенный" Кертисс 75 "Хок", захваченный немцами в Норвегии


Участие Финляндии в "продолжительной войне" началось рано утром 25 июня 1941 г., когда СССР предпринял атаки 18 основных финских авиабаз. В налетах приняло участие 263 бомбардировщика и 224 истребителя. Эта массированная атака, имевшая целью полное уничтожение финских ВВС на земле, закончилась полной катастрофой для ВВС РККА: нападающие потеряли 25 самолетов при уничтожении на земле… лишь двух (!) финских самолетов. Наибольшие потери понесли СБ из состава 72 СБАП, базировавшегося в Петрозаводске - действуя без истребительного прикрытия, полк в этом налете потерял 8 бомбардировщиков, сбитых финскими истребителями, а девятый был сбит своими же перехватчиками на подходе к своему аэродрому.

В отличие от Зимней войны, финские ВВС сразу же получили местное превосходство в воздухе, несмотря на численное превосходство противника и ВВС РККА стали нести большие потери, даже при учете того, что отдельные советские пилоты сражались с достойной уважения отвагой. Наземные финские войска довольно быстро продвинулись вглубь советской территории до р. Свирь и Онежского озера. На Карельском перешейке к сентябрю 1941 г. финские войска достигли старой границы. После захвата основных городов советской Карелии, Петрозаводска, Кархумяки (Медвежь-егорска) и Повенца, в декабре 1941 г. финское наступление остановилось. С этого момента на протяжении двух с половиной лет, до июня 1944 г. линия фронта была относительно стабильна. Активность авиации в этот период была умеренной. Но местное превосходство в воздухе сохранялось за финскими ВВС.

[В 1943 г. ВВС РККА стали получать новейшие самолеты - истребители Як и Ла-5, пикирующие бомбардировщики Пе-2, а также ленд-лизов-ские самолеты "Аэрокобра", "Бостон", "Митчелл" и пр. - в больших количествах. Возрос также и уровень подготовки советских летчиков^ Таким образом, устаревшие самолеты ВВС Финляндии, поставленные во время и сразу по окончании Зимней войны, не могли соперничать с новейшими советскими машинами. Требовалось качественное обновление самолетного парка финских ВВС.

В период 1940-42 гг немцы поставляли Финляндии почти исключительно самолеты, захваченные в оккупированных странах: 57 истребителей Моран-Солнье 406, 42 самолета Кертисс Р-36, захваченных во Франции и Норвегии, 12 бомбардировщиков СБ, 6 пикировщиков Пе-2, 11 истребителей И-153 и 15 немецких бомбардировщиков Дорнье-17Z. В этот период войны в финских ВВС имелось порядка 100 трофейных советских самолетов. Большинство из них были в той или иной мере устаревшими. Обслуживание и добывание запчастей для этого разношерстного парка самолетов было самой большой головной болью для наземного технического персонала. Лишь весной 1943 г. начались поставки более современных самолетов - Мессершмитт-109С-2 (30 самолетов), Юнкерс-88 (24 самолета). В 1943-44 г.г. начались поставки самолетов Мессершмит-109С-6. Всего Финляндия получила 162 Me-109 разных модификаций. Был разработан также истребитель финской конструкции - Мирски. Его поставки начались летом 1944 г., когда самолет уже морально устарел.



Основной истребитель финских ВВС конца "продолжительной" войны - Мессершмитт Bf 109

На снимке Bf 109G-2 лучшего финского аса Эйно Юутилайнена


СТРАТЕГИЧЕСКИЕ БОМБАРДИРОВКИ ХЕЛЬСИНКИ Щ ФЕВРАЛЕ 1944 Г.

В феврале1944 г. части Дальней авиации Верховного главнокомандования СССР (АДД) предприняли массированные стратегические бомбардировки столицы Финляндии и других целей в глубоком тылу финнов. Удары наносились три раза в ночное время, было выполнено 2120 самолето -вылетов. Цель этих акций была чисто политическая - заставить финское руководство отказаться от "братства по оружию" с Германией и начать мирные переговоры с СССР. Неизвестно, когда конкретно был отдан приказ бомбить Хельсинки. Так как командующий АДД маршал авиации А. Е. Голованов участвовал в Тегеранской конференции 29 ноября - 2 декабря 1943 г., он мог получить этот приказ именно там.

Во время относительно спокойного периода войны финская радиоразведка добилась большого успеха - был расколот код шифрованных радиопереговоров ВВС РККА, что в ряде случаев позволило финским перехватчикам заблаговременно перехватывать советские бомбардировщики и разведчики. Вскоре радиоразведка получила возможность прочитывать и радиопереговоры АДД. Благодаря этому, финские ВВС и ПВО получили оповещения о готовящихся втором и третьем рейдах на Хельсинки за несколько часов до налета. Эффективность радиоразвдки была столь высока, что перед налетами было перехвачено и расшифровано сообщение о том, что маршал Голованов лично находился в Ленинграде для того, чтобы осуществлять управление операцией.

Стратегические рейды на Хельсинки происходили с интервалами в 10 дней - 6/7, 16/17 и 26/27 февраля 1944 г., было произведено соответственно 773, 497 и 850 самолето -вылетов. Несмотря на невыгодное положение города на берегу Финского залива, а также на отсутствие предупреждения о первом налете до момента обнаружения советского самолета - разведчика погоды, использование зенитного огня с управлением от РЛС и заранее просчитанных схем ведения заградительной стрельбы заставило большинство атакующих самолетов отвернуть от города и сбросить бомбы в море. Лишь несколько бомбардировщиков было уничтожено - основной задачей было не сбивать их, а заставить отвернуть от Хельсинки. Лишь 799 из 10980 бомб, сброшенных в ходе рейдов, упали в населенных районах города, жертвы среди населения составили всего 145 чел. Благодаря прекрасной организации ПВО финской столицы, она выстояла перед лицом сильнейшего удара АДД из всех, организованных до того времени. Без столь эффективной системы ПВО и радиоразведки ущерб финской столице был бы во много раз больше.

Следующий удар АДД был нацелен на южное побережье Финского залива - его основной мишенью стал Таллин. В ночь 9/10 марта 1944 г. около 300 бомбардировщиков нанесли по нему удар. Из-за плохой организации немцами ПВО оккупированного города, которая не имела ничего общего с ПВО Хельсинки, результаты этого налета были весьма серьезны - более половины зданий в эстонской столицы было разрушено, около 1300 человек погибло.

На основании данных радиоразведки соединение финских ВВС LeR 4 (4-й авиационный полк) подготовило неприятный сюрприз для АДД. На обратном пути от Таллина на авиабазы в южной части Карельского перешейка, к колоннам самолетов АДД над Финским заливом хладнокровно пристроились финские бомбардировщики - 21 самолет, в основном, трофейные ДБ-3 и Ил-4, и проделали остаток пути до советских баз вместе с ними. Когда были зажжены посадочные огни для посадки бомбардировщиков АДД, финны обрушили бомбовые удары на аэродромы Левашово, Касимово и Горская. Фоторазведка, проведенная на следующий день трофейным Пе-2, показала, что по меньшей мере 9 советских самолетов уничтожено, а ВПП, ангары, склады и прочие сооружения на аэродромах получили повреждения различной тяжести. Финны потерь не понесли. ^Ш"1ище анализа действий ПВО Хельсинки в ходе стратегических налетов, штабисты и командиры некоторых частей ВВС Финляндии высказали мнения по поводу действий авиации при их отражении. Штаб ВВС принял решение о скорейшем формировании частей ночных истребителей и немедленном начале обучения летчиков. Для этой цели были привлечены лучшие летные кадры Финляндии, а также некоторое количество дефицитных истребителей Мессе ршмитт-109. Командиры фронтовых частей из ВВС доказывали, что подобное решение серьезно ослабило группировку ВВС на Карельском перешейке, где были сконцентрированы основные истребительные авиачасти. С другой стороны, штабисты после трех налетов АДД на столицу небезосновательно полагали, что успехи дальнейшей воздушной - да и не только воздушной - войны будут определяться в небе над Хельсинки, если рейды АДД будут продолжаться.



Bf 109G-6 из 11 HLeLv 34 с подкрыльевыми пушками, июнь 1944 г



Финский Bf 109G-I4 уже в послевоенной окраске (обычно финны все равно именовали их G-6 - разношерстность парка финских Мессершмиттов привела к тому, что из-за проблем с запчастями к моменту "Четвертого сталинского удара" почти все Bf-109 оказались небоеспособны)



Финский J и 88 заправляется перед боевым вылетом от советского трофейного заправщика на базе ЗиС-5


Как показали дальнейшие события, оба эти мнения были правильны в равной степени. После налетов АДД на Таллин и Нарву возможности по отражению массированных налетов силами зенитной артиллерии и нескольких ночных истребителей были признаны достаточно скромными. С другой стороны, развитие событий на Карельском перешейке и над Финским заливом, при ежедневном поступлении в советские авиачасти новейших самолетов заставляло финские ВВС в этом районе пребывать в постоянном напряжении. Основная ошибка состояла в том, что не была использована возможность получения в Германии дополнительной партии Мессершмиттов-109, в которых финские ВВС в 1943 г. так нуждались.

Переучивание финских летчиков на ночные действия было организовано в Германии. Первая группа из 20 летчиков отправилась туда 13 июня 1944 г. Программа была начата в наименее удобное время, когда эти летчики были так нужны на фронте. Соединение же финских ночных истребителей так и не было организовано - после заключения советско-финского перемирия 4 сентября 1944 г. все обучаемые в Германии финские летчики были интернированы, а поставки ночных истребителей в Финляндию - аннулированы.


СТРАТЕГИЧЕСКОЕ СОВЕТСКОЕ НАСТУПЛЕНИЕ НА КАРЕЛЬСКОМ ПЕРЕШЕЙКЕ В ИЮНЕ 1944 Г.

9 июня 1944 г. начался сталинский "Четвертый стратегический удар" -наступление на Карельском перешейке в направлении Вийпури (г.Выборг) силами Ленинградского фронта. Воздушное прикрытие наступления осуществляли 13-я ВА, усиленная 113-й и 334-й бомбардировочными дивизиями резерва Ставки, имевшими на вооружении, соответственно, самолеты Ил-4 и Ту-2, а также 2-й Гвардейский истребительный корпус ПВО и 220 самолетов из состава ВВС Балт-флота, организационно временно подчиненные 13-й ВА - всего 1294 самолета (489 истребителей Як-9, Ла-5, "Аэрокобра", основное соединение -275-й И АД со 172 самолетами; 346 штурмовиков Ил-2, 288 бомбардировщиков Ил-4, Пе-2, Ту-2 и 171 разведчик, бомбардировщик и самолет общего назначения.)

Финские ВВС имели на этом направлении 51 истребитель и 66 бомбардировщиков. Структура ВВС подверглась быстрой реорганизации. Новые истребители Мессершмитт-109 прибывали из Германии, зачастую перегоняясь непосредственно на фронт; а 16 июня на авиабазу Имола на югогвостоке Финляндии прибыла немецкая "Команда Кульми", вооруженная 44 пикировщиками Юнкере-87 и 34 истребителями Фокке-Вульф-190 и немедленно приняла участие в боях. После кровопролитных боев 20 июня 1944 г. город Вийпури был занят советскими войсками. После этого, благодаря усилению финских войск и проведению успешных контратак, советское наступление было замедлено. Благодаря тому, что советские удары были сосредоточены на малом географическом пространстве, финские ВВС путем умелого маневрирования силами смогли добиться локального превосходства в воздухе даже в условиях десятикратного советского перевеса в силах! Хорошим примером успешных действий финских ВВС в этот период является тот факт, что ни единого финского бомбардировщика, эскортируемого финскими истребителями, не было потеряно от действий советских истребителей в период боевых действий на Карельском перешейке.





Ю-88 из 3/PLeLv 44 возвращается на свою базу после боевого вылетаf


В середине июля часть сил РККА, требовавшихся для наступления на Германию, было передислоцировано на эстонское направление. Первым авиационным соединением, переброшенным с финского фронта была 334-я бомбардировочная авиадивизия, имевшая на вооружении сверхсекретные самолеты Ту-2. Ее передислокация началась сразу после захвата Вийпури, 20 июня 1944 г.

Действия основного советского истребительного соединения, 275-й И АД, были признаны неэффективными. В отчете о боевых действиях за июнь 1944 г., лишь недавно открытого для широкого доступа, указано следующее:

начальный период времени вражеские истребители появлялись на вероятных маршрутах следования нашей авиации, в основном, над своей территорией, производя внезапные атаки, не ввязываясь в открытый бой, а в основном охотясь за одиночными самолетами, отставшими от основного строя. В конце июня вражеские истребители прикрывали свои наземные силы на направлениях к северу и северо-западу от Вийпури группами по 10-20 машин (преимущественно Me-109 и ФВ-190), состоящими из отдельных пар или четверок, создавая завесу на возможных путях подхода наших самолетов (непрямое указание на эффективность радиоразведки финнов, которая со все возрастающей точностью наводила считанные финские истребители в точки перехвата советских бомбардировщиков - КФГ).

…интересно, что наши самолеты не подвергаются атакам по пути к цели, а только во время нахождения непосредственно над целью на боевом курсе и на маршруте возврата. Противник старается снизить точность нашего бомбометания и уничтожить самолеты, отставшие от строя во время разворота на обратный курс.

…Во время атаки наших самоле^ тов противник старается подойти на минимальную дистанцию, маскируясь в облаках или подходя со стороны солнца. Проводится одиночная атака, а когда наши истребители прикрытия контратакуют, противник уходит в облака с набором высоты или, в случае ясной погоды, круто пикирует вниз, переходя в горизонтальный полет у самой земли.

…Командные пункты ВВС, распо-

ложенные вдоль фронта и пункты наведения авиации не всегда правильно оценивают обстановку, дезориентируя наши истребители и не всегда давая информацию о появлении самолетов противника над полем боя.

…Штаб 275-й И АД не предоставил каких-либо докладов о боевом опыте в течение всей операции и не инструктировал летный состав о тактике противника."

Суровой критике подверглись действия штурмовиков Ил-2, которые также понесли тяжелые потери:

"Истребители противника атакуют Ил-2 с углов, исключающих ответный огонь стрелков, заставляя штурмовики выстраиваться в оборонительное кольцо или змейку.

…Контратаки вражеских истребителей во второй половине июня (1944 г. - КФГ) привели к необходимости увеличить истребительное прикрытие наших наземных сил.

…Штурмовики, продолжающие действовать без истребительного прикрытия, стали нести серьезные потери от вражеских истребителей, так как их основной ошибкой было растягивание строя при атаке наземных войск. При этом часть самолетов отставала от строя на разворотах, не соблюдая сомкнутого строя при попытках оторваться от атакующих вражеских истребителей."

В этом достаточно честном и беспристрастном отчете имеется следующий вывод:

"Возросшее число поражений в воздушных боях и увеличившееся число потерь (наших) истребителей указывают на то, что истребительные авиачасти Воздушной Армии, не встречавшие противодействия в начале операции, утеряли осторожность и начали действовать менее скоординированно в группах, в результате чего во многих случаях враг перехватывал инициативу и получал преимущество в воздушных боях. Лидеры соединений и групп самолетов не реагировали на изменения обстановки с должной быстротой и не распространяли боевой опыт лучших летчиков и соединений. "

Другим значительным свидетельством плохих боевых качеств 275-й И АД - основного советского истребительного авиасоединения на Карельском перешейке - косвенно является тот факт, что ни сама дивизия, ни один из подчиненных ей ИАП не получили никаких наград за летнюю кампанию 1944 г, в то время как многие другие авиационные соединения ВВС РККА получили почетные наименования, например, "Выборгский" и т. п.




Три лучших финских аса времен второй мировой войны (слева на право): Эйно Юутилайнен (94 победы в 437 боевых вылетах), Ганс Винд (75 побед в 302 вылетах), Эйно Луукканен (56 побед в 441 вылетах)


Боевые качества финской авиации в докладе представлены следующим образом:

"Как правило, маршрут финских истребителей к полю боя был не прямым, а состоял из коротких прямых участков, сопрягающихся под углом 80-90°, что затрудняло нашим летчикам вычисление точки перехвата.

…На основе показаний пленного финского летчика выяснилось, что летчики противника летают без карт, зная территорию наизусть. Финские КДП направляют свои истребители на перехват наших бомба рди ров ш и ков, используя координаты. Инструкции выдаются по радио с соответствующих аэродромов, которые связаны напрямую с постами авиационного наведения. В ряде случаев (финские) бомбардировщики получали информацию о наших перехватчиках уже в воздухе по пути к цели, поели чего они отворачивали с маршрута и пережидали 20-30 минут прежде чем возобновить атаку" {еще одно непрямое подтверждение действенности финской радиоразведки - КФГ).

К моменту заключения перемирия 4 сентября 1944 г. количество асов на душу населения в Финляндии было самым высоким в мире, а боевые характеристики основного истребителя ВВС - Мессершмитта-109 - не уступали характеристикам большинства истребителей противника.

В пристальном рассмотрении ситуация может показаться парадоксальной: благодаря высокой эффективности и минимальным потерям, финские ВВС к сентябрю 1944 г. были как в относительном, так и в абсолютном отношении сильнее, чем в начале войны, к июню 1941 г. ВВС Финляндии не подверглись такому истреблению и уничтожению, как Люфтваффе.

В то же время, следует отметить, что ВВС Финляндии чудом избежали значительных потерь в первые дни советского наступления в июне 1944 г., начало и масштабы которого застали финскую разведку врасплох. Факт знания или незнания финских разведчиков о предстоящем стратегическом наступлении СССР вот уже на протяжении 50 лет является предметом яростных споров между историками и ветеранами в Финляндии.

В этом контексте любопытным и до сих пор необъяснимым фактом является абсолютное неучастие АДД в этой операции. Лишь недавно автору удалось отыскать в Центральном архиве министерства обороны СССР (ЦАМО) документы, из которых явствует, что по меньшей мере четыре авиакорпуса АДД (более 400 Ил-4 и мМитчеллов*1) взлетели со своих баз в средней полосе России вечером 9 июня 1944 г. для расчистки пути наступления 21 армии, которая должна была взломать финскую оборону в районе г. Белоостров (Валькъярви) утром следующего дня.

Задачей пикировщиков Пе-2 и Ту-2 и штурмовиков Ил-2 были удары по переднему краю финской обороны, в то время как АДД должна была уничтожить железнодорожный узел

Вийпури и авиабазы Суулаярви и Хейниоки, где базировались финские Мессершмитты. Но на маршруте, к счастью для финской стороны, самолеты АДД встретили мощные грозовые фронты и через 35-40 минут полета были отозваны на свои аэродромы. Время для переадресовки бомбардировщиков 13-й ВА было упущено. Это прерванное задание самолетов АДД ни разу не было упомянуто в советских и российских публикациях.

Таким образом финны получили возможность перебросить свои на тот момент бесценные истребители на безопасные аэродромы в тыл и начать перехватывать самолеты 13-й ВА на подходе к цели.


ПОСЛЕВОЕННОЕ РАЗВИТИЕ

Временное мирное соглашение было подписано 19 сентября 1944 (военные действия прекратились уже 4 сентября). Одним из его условий была помощь финнов в изгнании немцев из Лапландии. Эта вялотекущая война закончилась 26 апреля 1945 г. без широкого применения авиации, но точный зенитный огонь немцев вызвал относительно большие потери у финнов, в основном в бомбардировщиках и разведчиках.

По мирному договору Финляндия уступала СССР часть своей территории в Карелии и Пстсамо, возвращаясь к границам 1940 г. Но даже несмотря на это, результаты как "Зимней", так и "Продолжительной" войны могут быть интерпретированы как большие победы Финляндии, так как основная цель обеих войн - сохранение и гарантирование независимости Финляндии - была достигнута. В этом плане интересно следующее: лишь три столицы европейских государств, участвовавших в Мировой войне, не были оккупированы противником - Москва, Лондон и Хельсинки.



Послевоенные финские ВВС: учебно-боевой Фуга Мажистер CM 170R из HavLLv 21, весна 1972 г




Национальные приоритеты после войны не оставляли больших средств на развитие ВВС, вооружение времен войны доминировало в Финляндии до начала 50-х г.г. Парижский мирный договор 1947 г. установил ограничения на развитие финских ВВС - максимальное количество самолетов - 60 шт., отутствие на вооружении бомбардировщиков и ракетного оружия. Эти ограничения были не критичны, т. к. указывалось количество самолетов первой линии. Бомбардировочная авиация была признана ненужной, т. к. опыт войны и бюджетные ограничения показали правильность строительства ВВС на основе истребительных частей. Ограничение по ракетному оружию было снято в начале 60-х г.г., а несколько лет назад финское правительство денонсировало ограничения Парижского договора, как устаревшие и не соответствующие времени.

Финские ВВС перешли на реактивную технику в 1953 г. с поступлением на вооружение 6 одноместных и 9 двухместных истребителей Де Хеви-ленд "Вампир". Сверхзвуковая эра началась в 1958 г. с получением 13 самолетов Фолланд "Нэт", которые, несмотря на свою высокую маневренность, были отнюдь не образцом технического совершенства и поэтому подверглись коренной модернизации в Финляндии. УТС финской разработки, поршневой Вихури (произведен в количестве 51 шт. в 1951-54 г.г.) был заменен на реактивный Фуга "Мажистер" в 1958 г. (18 шт. поставлено из Франции, еще 62 - собрано в Финляндии).

Двойная скорость звука была превзойдена финскими ВВС в 1963 г. с поступлением на вооружение самолетов МиГ-21Ф (22+2 самолета, одно-и двухместные), которые со временем были заменены всепогодными Сааб-35 модификаций S и F (всего 48 машин, из них 12 собраны в Финляндии, поставки осуществлялись в 1972 - 1977 г.г.) и МиГ-21бис (26+4 самолета, поставки в 1978 - 1981 г.г.) Самолеты "Мажистер" были заменены на УТС ВАе "Хок" в конце 70-х г.г. (11 самолетов поставлено из Англии, 46 - собрано в Финляндии.) Для первоначального обучения используется самолет финской разработки Валмет "Винка" (30 самолетов поставлено в начале 80-х г.г.). Структурная организация ВВС Финляндии была изменена в 50-е г.г., когда территория страны была разделена на три района ПВО, в каждом из которых имеется по истребительному АКР, а также системы обслуживания, управления, слежения за воздушным пространством, базирования, а также ремонтные и вспомогательные структуры. В 50-е - 60-е г.г. была создана сеть РЛС дальнего и среднего радиуса действия для слежения за воздушным пространством.

Предприятия финской авиапромышленности, в особенности Валмет лтд, в настоящее время сменившее название на Финнавитек лтд, всегда были важной частью технической структуры ВВС. Лицензионное производство и сборка самолетов подготовили хорошую производственную и ремонтную базу.


СОВРЕМЕННЫЕ ВВС ФИНЛЯНДИИ

Как ранее отмечалось, опыт военных действий и ограниченность оборонных ассигнований маленькой страны сформировали четкую доктрину, подразумевающую завоевание превосходства в воздухе, которое является краеугольным камнем современной финской оборонной стратегии и будет являться таковым и в будущем.

Недавно финские ВВС подверглись интенсивному обновлению. РЛС были заменены на более новые, "слепые" участки системы ПВО были прикрыты новыми РЛС. Центры управления были модернизированы с установкой системы обмена данными, что позволяет управлять воздушным боем, скажем, над Лапландией, из центра управления в южной Финляндии. ВВС также контролируют зенитную артиллерию и ракеты, что позволяет координировать действия авиации и зенитный огонь в одной и той же области. Слежение за эхосигналами целей объединено в систему слежения за воздушным пространством, которая в военное время будет дополнена широкой сетью оптических постов наблюдения.

Наиболее известной программой обновления парка является закупка истребителей "Хорнет". После длительного анализа в 1992 г. самолет МакДоннелл Дуглас F-18 "Хорнет" был выбран в качестве основы финских ВВС, он придет на замену самолетам Сааб-35 и МиГ-21. Основным критерием выбора была возможность обнаружения цели вне визуального контакта и огневая мощь самолета. Кроме того, самолет гибок в эксплуатации и может нести несколько альтернативных комплектов вооружения и имеет сбалансированную стоимость жизненного цикла. Всего будет поставлено 57 одноместных и 7 двухместных самолетов, которые будут собираться в Финляндии, продолжая хорошую традицию лицензионного производства. Поставки начались в июне 1996 г., все двухместные самолеты уже летают.



Современные финские ВВС: МиГ-21бис из HavLLv 31



Учебно боевой Hawk Mk 51 из HavLLv 11 (под фюзеляжем - контейнер с пушкой "Эден"), июнь 1986 г



Финский Saab 35S "Дракен" из HavLLv 21, весна 1991 г


Практически весь летный состав финских ВВС - летчики - истребители. В процессе отбора новых кадров подбирается один летчик из 50 кандидатов. Все они обучаются как истребители, кадры летчиков второй линии формируются из летчиков -истребителей, увольняемых по возрасту. Каждое истребительное АКР имеет приданную эскадрилью самолетов "Хок", используемых в качестве имитаторов самолетов противника в процессе ежедневного обучения.

Главнокомандующий ВВС несет ответственность за неприкосновенность всего воздушного пространства Финляндии, а также за техническое состояние матчасти и подготовку кадров. Это повышает оперативную готовность ВВС. Командующие Зон ПВО несут ответственность за соответствующие территории, в то время как Главнокомандующий ВВС имеет полномочия использовать всю военную авиацию по своему усмотрению.

Выводы:

Развитие воздушной доктрины в Финляндии базируется на тщательном анализе боевого применения, который говорит о первостепенной важности достижения господства в воздухе и боевых качеств отдельных летчиков. Конкретные условия Финляндии требуют концентрации всего наличного парка ВВС для достижения воздушного превосходства. Взяв за основу качественный параметр, по попыту боевого применения становится ясно, что задачи ПВО могут решаться даже в условиях ограниченного военного бюджета, обусловленного размерами страны.

Успешное выполнение ВВС Финляндии своих функций - обеспечения нейтрального статуса страны путем защиты ее воздушных границ всеми средствами - нацелено на недопущение их нарушения кем бы то ни было и обеспечение успешной обороны страны. ВВС Финляндии с их прекрасно подготовленными летчиками является, бесспорно стабилизирующим фактором на быстро изменяющейся политической карте Европы.

Замечания по источникам.

Большинство источников по истории финских ВВС - на финском языке, что делает их недоступными для большинства иностранных пользователей. Могут быть рекомендованы следующие источники (по просьбе редакции автор подготовил данную ста-тью на английском языке - при-м.ред.), частично или полностью англоязычные:

Многтомник "История финских ВВС" (Finnish Air Force history) (вышло 15 томов); Мемуары финского аса Эйно Лук-канена "Истребитель над Финляндией" (Fighter over Finn land); Воспоминания финского аса номер 1 Илмари Юутиляйнена "Двойной рыцарь - истребитель" (Double fighter knight) Двуязычное (шведский - английский) издание "Хроника корпуса F-19" (En F-19 Kronika). тайны "продолжительной воины"



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!