Гунны в нашем крае. Народы забайкалья

До освоения русскими забайкальских земель здесь большую часть населения составляли коренные народы, буряты и эвенки (тунгусы). Сегодня доля этих коренных самобытных народов в национальном составе жителей Забайкальского края составляет соответственно: буряты – 6,8%, эвенки – 0,1%.

Буряты

Сегодня в Забайкальском крае проживает 73 941 бурятов, что составляет в общем количестве жителей 6,8%. Буряты – это типичный монголоидный народ, говорящий на своем бурятском языке. Монголоязычные племена в Забайкалье еще до середины XVII столетия не отделяли себя от монгольского этноса.

Объединение племен эхиритов, булагатов, хори, хонгодоров, ойротов, хахла- монголов в бурятский этнос началась только в составе Русского государства. Граница империи отделила эти племена от остального монгольского мира, и они в развивались обособленно. Постепенно распространилось общее название весьма разнородного народа «буряты», и формировалось этническое самосознание.

На появление слова «бурят» ученые рассматривают разные версии, но наиболее вероятной является трактовка от древнетюркского «бури», что означает «волк», соответственно «бури-ата» можно перевести как «отец-волк», ведь некоторые древнейшие рода среди этого народа считали волка своим прародителем.

Буряты возводят свой древнейший исторический путь к легендарному народу хуннам, но специалисты склонны считать, что предками основных родов бурятов являлись именно древние динлины. Впервые исторические записи о динлинах появляются в письменных источниках, относящихся к IV – III вв. до н. э, там говорится о покорении динлинов могущественным ханом хуннов Модэ. Но вскоре с ослаблением власти в хуннском государстве динлины отвоевали назад свои территории. Такие споры хуннов и динлинов за территории продолжались веками с переменным успехом.

Также веками древние буряты под разными именами динлинов, гаогюй, огуров и позже «теле» отстаивали свои исконные территории в борьбе с жужанями и другими тюркскими племенами. С падением в 555 году н. э. Жужаньского каганата позволило некоторым из племен «теле» в составе Тюркского каганата поселиться на землях близ Байкала и монгольской реки Керулен.

Сменялись государства центрально-азиатские каганаты и могущественные правители-каганы, но большинство древних предков бурят «теле», «хойху», «тогуз-огузы», «басмалы» «карлуки» не уходили уже далеко от родных земель, вступали в союзы для противостояния завоевателям.

После присоединения к Российскому государству забайкальские буряты долго вели себя неспокойно, нападали на ясачные казачьи отряды и царские посольские миссии. Бесчинствовали и казаки в отношении непокорных племен. И лишь после обращения забайкальских бурят в 1702 году лично к Петру I, земли на восточном берегу Байкала были юридически закреплены за коренными племенами.

Позже, начиная с 1766 года, буряты стали участвовать в защите государственных границ империи, из коренных жителей сформировали 4 полноценных полковых соединения для ведения караула на Селенгинской границе. Эти полки реформировали только в 1851 году с организацией единого Забайкальского казачьего войска.

Тогда же началась консолидация отдельных родов бурятов, близких по языковым признакам и культуре. И только в XIX столетии начинает складываться при вовлечении бурятских родов в экономическую деятельность единый бурятский этнос. Издавна основными верованиями бурят является традиционный шаманизм, называемый также тенгианством, буддизм гелугпа или так называемая «желтая вера», в нем в единое учение ассимилировались основные культы добуддийского времени.

С признанием официально в 1741 году буддизма одной из религий здесь был построен Тамчинский дацан. Началось развитие национальной науки, литературы и самобытного искусства, распространение письменности. Формировалась национальная психология, нормы нравственность и образа жизни большинства бурят. В отстроенных до революции 48 дацанах заработали школы философии, переводились, издавались и печатались разные книги, развивалось богословие.

После Октябрьской революции организовано этническое государство Бурят-Монголия. Впоследствии в 1921 году его преобразовали в одноименную автономную область. Область была в составе Дальневосточной республики. В 30-е годы местная община буддистов практически перестала работать. И только в 1946 году снова открыли главные Агинский и Иволгинский дацаны.

Среди единого этноса забайкальских бурят различают обособленные этно-хозяйственные группы баргузинских, селенгинских, агинских, хоринских и закаменских бурят. До середины 30-х годов буряты пользовались старо-монгольским письмом, затем до 1939 года письменностью на основе латиницы, позже письменностью на основе кириллицы.

Высшим божеством в местном шаманизме является Хухэ Мунхэ Тенгри, олицетворяющий мужское начало, населенного богами Вечного Синего Неба. Земля в понимании бурят олицетворяет женское божественное начало. Боги-небожители когда-то в правление Асаранга-тенгри были едиными. В результате борьбы за власть на Небе Ата Улана и Хурмаста, боги поделились на 55 добрых, и соответственно 40 злых.

Эвенки

Самоназвание народа «эвенкил», признанное самостоятельным этнонимом только в 1931 году, относится ко второму из местных народов Забайкалья. Старинным именованием данного народа было «тунгусы», обособленные этнические группы тунгусов описаны исследователями сибирских земель, как солоны, манегры, бирары или орочены.

Сегодня в Забайкалье проживает 1492 эвенкийских жителей, что составляет 0,1% от населения края. Говорят они на своем эвенкийском языке, он относится к тунгусо-манчжурским языкам среди алтайской семьи. Язык сильно разделен на крупные диалекты и местные говоры.

У эвенков здесь мало чисто , они проживают обычно в одних селах с бурятами, якутами и преобладающими среди населения русскими. Их древнейшими предками ученые считают проживавший в Забайкалье в V-VII вв. н. э. народ увань. По-видимому, увани тоже не были старожилами забайкальских степей, а пришли сюда с юга.

В XVII веке 36135 тунгусов добровольно вошли в Русское государство. В 1761 году для охраны границы государства сформирован из пятисот тунгусов казачий полк, им командовал старшина. Многие эвенки из него вошли впоследствии в Забайкальское казачье войско.

У эвенков издавна практиковался шаманский обряд воздушного погребения, он часто встречается у народов, живущих близко к природе. Еще А. Н. Радищев как-то писал об эвенках-тунгусах, что это дикий народ, но их вид стройнее и опрятнее других лесных народов. Он писал о тунгусах, что у них есть обычай подчевать гостей лучшим, что есть и умертвляют того, кто плохо ответит на приветствия угощающего.

Для тунгусов характерно традиционное природо-ресурсное ведение хозяйства, товарная охота на пушного зверя и кочевое, вьючно-верховое разведение оленей. Так называемый «верховой олень» является отличительной особенностью эвенков. Группа так называемых «конных» тунгусов издавна разводила лошадей, верблюдов и овец. Рыболовство здесь имело также промысловое и товарное значение. Дома эвенки обрабатывали шкуры, ковали железо, женщины изготовляли бытовые изделия из бересты.

Забайкальские эвенки часто от кочевого скотоводства переходили целыми родами к нормам оседлой жизни и хлебопашеству, разводили крупнорогатый скот. Сегодня тунгусы сохранили многовековые традиции, разведение оленей и промысловую охоту. В 30-е годы государством создаются коллективные оленеводческие хозяйства, возводились этнические поселки, развивалось землепашество, выращивание овощей и картофеля, ячменя и овса.

Традиционными видами пищи среди эвенков за многие столетия стали мясо диких и домашних животных, рыба, молоко оленей, грибы и лесные ягоды, дикие виды лука, трав и чеснока. От русских эвенки взяли технологию печеного хлеба, кислого теста и пресных лепешек. Любимым напитком был чай на степных и таежных травах, часто с молоком и солью.

Летом эвенки объединялись для коллективного выпаса оленей и летние стойбища в это время насчитывали до 10 и более чумов. Тогда же проводилось большинство национальных и родовых праздников. Наблюдалось распределение результата труда среди членов общины, гостеприимство и взаимовыручка. Имущество в родах наследуется по линии мужчины.

Престарелые родители по обычаю проживали с младшими сыновьями, при женитьбе за невесту надо дать выкуп или отработать необходимое время в интересах ее семьи. В зажиточных семьях нередко встречалось по нескольку жен. Поклонялись эвенки родовым и природным духам, тотемным животным, придерживались традиционного шаманизма. Испокон веков среди тунгусов прижились элементы так называемого праздника Медведя, определенные ритуалы и табу, связанные с разделыванием и приготовлением убитого на охоте медведя, употреблением его мяса, последующим захоронением костей животного.

Христианское миссионерство и буддизм, начиная с XVII столетия, сильно повлияли на мировоззрение и культы тунгусов. В богатом фольклоре эвенков преобладали непродолжительные песни-импровизации, сказки о птицах и животных, мифы, исторические эпосы и предания. Каждая из групп тунгусов имела своих мифологических и эпических героев.

Эвенки любят хоровод, исполняющийся часто под импровизированные песни, спортивные состязания. Развивалось искусство резьбы по кости и дереву, у женщин художественная вышивка шелком и бисером, теснение по бересте, аппликация вещей быта тканями и мехами.

Шерстяная завеса с вышивкой из могильника Суцзуктэ, Ноин-Ула

В журнале «Archaeological and Anthropological Sciences» вышла статья сибирских ученых, которые исследовали митохондриальную ДНК представителей хунну – древних центральноазиатских кочевников и обнаружили большое сходство их женского генофонда с современным монголоязычным населением Центральной Азии.

Кочевая империя хунну оставила заметный след в истории евразийских народов. О существовании этого союза степных племен стало известно из китайских летописей. Археологи изучают культуру хунну уже более ста лет, но материалы раскопок по-прежнему слабо соотносятся с письменными данными китайских хроник. Археология хунну все еще находится в стадии накопления и осмысления материалов.

Археологические данные о хунну говорят о том, о чем молчат китайские летописи, – поясняет соавтор работы, главный научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН Наталья Полосьмак, руководитель многолетних работ на памятнике Ноин-Ула в Северной Монголии. – После изучения курганов хуннской элиты мы выяснили, что влияние культуры Китая на кочевников было довольно значительным. Основная часть предметов, обнаруженных в могилах хуннской знати, производилась в Китае или китайскими мастерами и лишь изредка была западным импортом.

К началу н.э. хунну удалось подчинить своему влиянию весь Западный край и практически отрезать китайцев от прямых торговых путей в западные страны. Поэтому можно предполагать, что у хунну были тесные культурные связи и с западными цивилизациями, а в общество хунну входили не только ханьцы и представители степных племен, но и выходцы из городских цивилизаций Запада. Ведь в погребениях хуннской знати, кроме китайских вещей, обнаружены шерстяные ткани, вышитые пологи, великолепные серебряные украшения и другие изделия, изготовленные далеко к западу от монгольских степей.

Из древних китайских летописей известно, что держава хунну в период своего расцвета была связана с империей Хань договором «мира и родства», а их правители называли друг друга братьями. Это означало, что китайских принцесс выдавали замуж за шаньюев.

Женами шаньюев стали четыре ханьские принцессы. На двух из них женился сам основатель империи хунну Модэ, а на двух других – его сын и внук. Хотя последний такой брак был заключен в 135 г. до н. э., в 33 г. до н. э. Юань-ди, одиннадцатый император династии Хань, пожаловал правителю хуннов пять красавиц из своего гарема. Одна из наложниц стала любимой женой шаньюя и родила ему сыновей. Эти факты позволяют допустить, что у элиты хунну могла быть и толика китайской крови.

Впрочем, родственные связи с иноплеменниками могли быть характерны не только для элиты, но и для всего хуннского общества. Кочевников всегда было меньше, чем земледельцев, а постоянное участие хунну в военных действиях сокращало и без того немногочисленное население степи. Собственно, и сейчас территория Монголии – одна из самых малозаселенных территорий. Возможно, хунну должны были пополнять свои быстро редеющие семьи включением в состав родов и племен пленных и перебежчиков: китайцев, усуней, жителей Западного края (современного Синьцзяна), ухуаней… Известные российские антропологи В. П. Алексеев и И. И. Гофман приводят результаты исследований двух хуннских могильников Монголии: «Материал из одного могильника отличается резко выраженными монголоидными особенностями, а из второго – европеоидными».

Основная часть археологических и исторических данных о хунну касаются не антропологии, а их материальной, духовной культуры и социального устройства. Но культурные процессы ничего не говорят нам о генетических изменениях и не всегда идут параллельно с ними. В этом заключается одна из основных сложностей интерпретации археологического материала. Французские ученые первыми опубликовали генетические данные о рядовых хунну, живших на территории Северной Монголии. Сибирские исследователи использовали их в своей работе как сравнительный материал.

Руководитель межинститутского сектора молекулярной палеогенетики Института цитологии и генетики СО РАН и Института археологии и этнографии СО РАН Алексанлр Пилипенко рассказал, что для исследований использовались фрагменты костей из археологических памятников Забайкалья.

– Мы обнаружили относительное единообразие генетического состава – преобладание типичных для восточной части евразийских степей генетических компонентов, – сообщил ученый. – Сравнение митохондриальной ДНК забайкальских и монгольских хунну показало, что при похожей общей структуре их генофонды отличаются.

У забайкальских хунну, в отличие от монгольских, ученые не обнаружили компоненты западно-евразийского происхождения, а также выявили несколько восточно-евразийских вариантов митохондриальной ДНК, которых у монгольских не оказалось.

Локальная вариабельность генофонда хунну, как пояснил Александр Пилипенко, имеет свое историческое объяснение. Ко времени, когда хунну появились в Забайкалье и Монголии (II в до н.э.), они уже представляли собой союз из многих племен – подчиненных, завоеванных и объединенных. Такая многокомпонентность объясняет генетические различия между отдельными группами хунну. Отдельный интерес представляет вывод о слабом влиянии оседлого населения Китая, с которым хунну активно взаимодействовали, на генетический состав этих кочевников. Возможно, будущее изучение генофонда хуннской знати покажет другие результаты.

Один из инструментов современного палеогенетического исследования – сравнительный анализ полученных данных о древних племенах с материалами от современных людей. Ученые сравнили хунну с современным населением Центральной Азии и других регионов Евразии. Несмотря на «этнический калейдоскоп» в степях Евразии в гунно-сарматское время и последующие периоды, (за две тысячи лет!) структура женского генофонда населения Забайкальских степей изменилась слабо, сохранив многие генетические черты хунну.

Это уникальное обстоятельство представляет большую ценность для всех специалистов, генетиков, археологов, историков и этнографов, изучающих хунну. Ведь на соседних территориях наблюдается совершенно противоположная генетическая картина: в Синьцзяне и, особенно, в Алтае-Саянском регионе, разные племена и народы стремительно сменяли друг друга на протяжении последних тысячелетий.

Часть вторая

Хунну - Гунны

1. То, что хунну это и есть гунны, пишут и говорят многие. Говорят, да не договаривают. Приводятся сравнения, доказательства, но почему-то не делаются выводы. А выводы простые: тысячи лет народы путешествуют по матушке-земле, туда и обратно, воюют с другими народами, сходятся и расходятся. Междоусобные войны идут не только за сотни километров от Забайкалья, но и за тысячи. Самое главное – Российская Империя (под разными названиями) существует тысячи лет – примерно в размерах Царской России до 1917г., СССР и даже больше.

Приведем несколько цитат официальной исторической науки (крупных русских ученых).

«Период существования в Забайкалье двух культур – дворцовой и плиточной (VII-III в.в. до н.э.) совпадает по времени с созданием крупных союзов племен, которые заняли широкие степные пространства от берегов Черного моря до северно-восточных границ современного Китая. В круг этих племен входили: скифы , саки , динлины и самые восточные – дунху – для всех характерны три основных вида вещей, составляющих так называемую скифо-сибирскую «триаду» : предметы конной сбруи, трехлопастные и трехгранные наконечники стрел и «звериный стиль» в искусстве».

«Вряд ли какой то другой регион Сибири имеет столь богатую историю как Забайкалье… Ряд народов, проживающих в Южном Забайкалье – хунны (гунны) , тюрки-уйгуры , монголы создали великие степные цивилизации».

Скифы – саки – динлины – дунху

«Разгром хунну в 93г. (племенами сяньби )… После этого часть из них подчинилась сяньбийцам , другие ушли на территорию Китая. А еще одна часть разбитых, но не покоренных хунну покинула родину и ушла далеко на запад. В V в. Они достигли границ Римской империи и сыграли заметную роль в истории Европы, но уже под именем гунны ».

(Константинов А.В., Константинова Н.Н. «История Забайкалья»)

«В источниках вспоминается, что в I в. до н.э. короткий срок в Кангюе скрывался правитель северных гуннов Чжичжи-шаньюн, который был там убит. Основные силы гуннов ушли затем на северо-запад в Приаралье , в страну Аланья … Что касается западных гуннов , появившихся во второй половине II в. в Приаралье и на северном берегу Каспийского моря в алакском владении Аланья-Судэ , то они, несомненно, являлись остатком той центрально-азиатской орды, которую привел в свое время в Среднюю Азию Чжичжи-шаньюн. Ее пополнила основная масса гуннов , ушедшая из Центральной Азии под напором племен сяньби в 91г.».

«В 70-х годах IV в. в Европу прорвалась масса кочевых племен, объединенных гуннами в мощный военный союз». (Кызласов Л.Р. «Очерки по истории Сибири и Центральной Азии»)

«Скотоводы гунны (или хунны ) появились в степях Монголии и Забайкалья в конце первого тысячелетия до новой эры… Важнейшим промыслом для них стала война …

Гунны , угры и сарматы создали могущественное военно-политическое объединение… Под властью гуннов оказались вся Монголия и Южное Забайкалье. Гунны воевали с юэчжэями , представлявшими смешанный европеоидный тип … Противниками гуннов были и динлины (тагарская культура), освоившие енисейские степи и жившие оседло …

Гунно-сарматское время в Евразии относится к III веку до новой эры – IV веку новой эры».

(Олех Л.Г. «История Сибири»)

«Письменные источники сообщают, что в середине I тыс. лет до н.э. на территории Центральной Азии кочевали три этнические общности: хунну , дунху и дун-и … в 209г. до н.э. хуннский правитель (шаньюн) Модэ, после неожиданного нападения на дунху разбивает последних. Часть дунху после поражения остались на прежних землях и подчинились хуннам , другая же часть, не пожелавшая подчинения, бежала на север и расселилась на территории Маньчжурии, Монголии и Южного Забайкалья (по рекам Онону, Керулену и Аргуни). Северную группу дунху , бежавшую на территорию Восточного Забайкалья и Монголии, в первые века нашей эры китайские авторы стали обозначать под именем «сяньби» , а южную группу, осевшую на территории Маньчжурии, как «ухуань» … Под этими именами они фигурируют лишь в китайских хрониках, и скорее всего являются этногеографическими названиями – по занимаемой ими территории – и обозначают: «племена, живущие у гор Сяньби и Ухуань»». (Ковычев Е.В. «История Забайкалья»)

Хунну – дунху – дун-и

Дунху – сяньби

Дунху - ухуань

2. Можно сделать некоторые выводы:

Первый – народ, и (или) племенной союз под названием хунну (сунну ), гунны по разным источникам проживали на территории Забайкалье примерно с середины I в. до Р.Х. до 400г.;

Второй – хунну и гунны – один народ (родственные племена, союз племен);

Третий – гунны уходили из Забайкалья волнами, и не все сразу, а частями. Эти «волны» в разное время, у разных народов могли называться по разному;

Четвертый – раз племена уходили, значит они могли и возвращаться. Нет никаких оснований утверждать, что все кто уходил на запад – там и оставались;

Пятый – те, кто остался после последней большой «волны» (375г.) никуда не исчезли, и не ассимилировались. Они остались жить, только под другими именами.

Хунну – сюнну - гунны

Несколько замечаний и пояснений.

Мы можем представить междоусобную войну, например, между Московским и Тверским княжеством, но нам трудно представить междоусобную войну между Забайкальем и Киевской Русью в XIII в. Хотя в начале ХХ века гражданская война в России бушевала от западных границ до Тихого океана. Люди передвигались не только на поездах и самолетах. В древности конные и пешие походы были на тысячи километров. Людям трудно даже предположить, что также как монголы пришли в Киев , киевляне могли легко совершить набег в Забайкалье (за шубами), хотя чисто технически никаких преград для этого не было.

Многих смущает большое количество разных названий одного и того же народа. Здесь надо помнить, что названия относятся: к родам, кланам, племенам, народу, союзу племен, местности проживания, характеристики народа и т.д. Тем более каждый соседний народ или племя называют друг друга по своему. Например, сейчас в РФ Забайкалье называют Забайкальским краем, Читинской областью, Восточной Сибирью, Даурией. Жителей называют: читинцы, забайкальцы, сибиряки, дауры, гураны, семеновцы, кержаки, чалдоны. Характеристика нашего народа также очень разнообразная и яркая. Если же перечислять географические названия и названия забайкальцев в соседних странах – список будет очень длинным.

Русские летописи в Забайкалье пока не найдены и свидетельств очевидцев нет. Но так как все в мире повторяется, можно для сравнения взять наше время и судить по нему (по образу и подобию), разница я думаю будет небольшая. Для науки это, конечно, не годится, а для размышления информации будет очень много.

Китайцы сохранили свои летописи и многое цитируется по ним, отсюда и китайские названия европеоидных народов Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока. Здесь тоже ничего странного нет. Придет время и «все тайное станет явным», тогда узнаем и русские названия.

Конечно археология дает много информации, однако наши историки способны истолковать любой артефакт как угодно. Еще древние говорили – «историю пишут победители» . Русский народ уже давно не хозяин в своей стране, да и России уже давно нет, поэтому историю нам пишут «победители».

Разумеется, ничего нельзя утверждать, и мы (т.е. «я») предлагаем информацию к размышлению и не более. Свои выводы мы основываем на общедоступной информации (источники приводятся). Наша работа заключается в том, чтобы попытаться выстроить причинно-следственную связь событий и сделать свои выводы. Выводы в современной исторической науке тоже очень субъективны, очень вариативны и очень «предположительны».

Народная мудрость гласит – «доверяй, но проверяй ». Мы предлагаем информацию и выбор – а выбирать и решать каждый будет сам.

«Для гуннов бои, что пахарю пахать. Белеют кости на полях опять.

И вот пришли эпохи Циньской дни. И вновь горят сигнальные огни.

И за отрядом вновь идет отряд. Чтоб лечь костями у Восточных врат».

(Ли Бо 723г. – 810г. рукопашник, создатель стиля «пьяной обезьяны»)

3. Из первой части мы знаем о войне и сотрудничестве аланов и гуннов . Вот некоторые цитаты:

«Гунны устремляются против аланов , а аланы против готов , готы против таифалов и сарматов ». (св. Амвросий (ок 339-397г.))

«Валентиан повернул гуннов и аланов , приближавшихся к Галлии, против земель Алеманнии . Что же дурного было в том, что Бавтон направляет варваров против варваров?». (св. Амвросий)

«Гунны , пройдя через земли аланов , которые граничат с гревтунгами и обычно называются тонаитами , произвели у них страшное истребление и опустошение, а с уцелевшими заключили союз и присоединили их к себе. При их содействии они смело прорвались внезапным нападением в обширные и плодородные земли Эрманариха… Витимир , избранный после его кончины царем, оказывал некоторое время сопротивление аланам , опираясь на другое племя гуннов , которых он за деньги привлек на свою сторону …

… К готам присоединились воинственные и храбрые гунны и аланы ».

(Аммиан Марцеллин «Деяния» (ок. 330-395))

«Гунны перешли громадное болото и там разорили, подобно некоему человеческому вихрю земли алпидзуров , акилдзуров , итимаров , тункареев и боисков , сидевших на побережье этой самой Скифии . Аланов , хотя и равных им в бою, но отличных от них человеческой природой, образом жизни и обличием, они так же подчинили себе, изнурив беспрестанными сражениями».

(Иордан (VI в.) «История готов»)

Аланы – гунны – готы – союз гуннов

«Почти все аланы высокого роста и красивого облика, волосы у них русоватые, взгляд если не свиреп, то все-таки грозен; все они очень подвижны вследствие легкости вооружения, во всем похожи на гуннов , но несколько мягче их нравами и образом жизни; в разбоях и охотах они доходят до Меотийского моря и Киммерийского Боспора с одной стороны и до Армении и Мидии с другой. Как для людей мирных и тихих приятно спокойствие, так они находят наслаждение в войнах и опасностях . Счастливым у них считается тот, кто умирает в бою, а те, что доживают до старости и умирают естественной смертью, преследуются у них жестокими насмешками, называются выродками и трусами. Ничем они так не гордятся, как убийством человека, и в виде славного трофея вешают на своих боевых коней содранную с черепа кожу убитых». (Аммиан Марцеллин «Деяния»)

Значит, отличались они все-таки не сильно, как, например, сейчас жители Забайкалья и Запада РФ.

А вот еще некоторые цитаты для размышления.

Например, описание славян: «Образ жизни у них, как у массагетов , грубый, без всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы». (Прокопии Кессарийский (490-562) «Война с готами»)

«Схолия 116. Даны - варвары именуют Руссию Острогардом, из-за того, что она расположена на востоке и, как орошаемый сад, изобилует всяческим добром. Ее так же называют Хунгардом , так как изначально там жили хунны ». (Адам Бременский «Деяния археипископов гамбургской церкви»)

«Греческие писатели, жившие в том же веке описывают Гуннов совершенно иначе, чем Готские писатели. Из описаний этих Греческих писателей можно увидеть, что Гунны были прямыми потомками Скифов-Славян , а Атилла мудрейшим государем и искуснейшим воинским вождем. Из описания Приском обычаем при его дворе мы видим, что они были чисто Славянские , и притом, именно, совершенно такие, какие в течении долгих столетий мы будем видеть при дворах наших Московских Царей… В 453 году погиб Атилла. Он умер на своей свадьбе, будто-бы выпивши много вина. В виду его замечательной всегдашней трезвости, вернее всего, что его отравили».

(Нечволодов А. «Сказание о Русской Земле»)

В целом мы видим, что на протяжении 2,5 тысяч лет на территории Евразии существует единая империя, которую создают и сохраняют скифы , гунны , монголы , славяне , русы . По сути это один и тот же союз близкородственных народов, потомков Иафета . Роды (орда), кланы, племена – объединялись, разъединялись и постоянно воевали друг с другом. Вот уж точно – «бей своих, чтоб чужие боялись».

Небольшая справка из словаря Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона:

«гунны – азиатский народ который, под предводительством Баламира , после победы над аланами , соединившись с ними, перешел через Дон (375 г.), разгромил Готское королевство Германиха и таким путем вступил в историю Запада».

Вернемся к гуннам . Расцвет империи гуннов относился к середине V века, ко времени легендарного Аттилы .

«Это государство Аттилы , подчинившего себе и большую часть Европы. Главная ставка Аттилы в последние годы его жизни была в Паннонии. Степи Паннонии (Позднейшей Угрии ) представляли собой как бы западный передовой пост Евразийских степей… Гуннская империя распалась вскоре после смерти Аттилы и тем освободила место для очередного образования других соединенных империй». (Г.В. Вернадский «Начертание русской истории»)

«После поражения гуннов в Западной Европе и распада гуннской державы часть гуннов и руссов , по сообщению Иордана, вернулась к местам обитания, которые они занимали до Великого переселения народов. Они называли свою родину «Вар »». (Н.С. Новгородов «Сибирская прародина»)

Разные «волны» переселений, разные племена гуннов (в течении столетий) – все это позволяет историкам сейчас делать любые выводы. Мы же приведем еще несколько цитат:

«Эфталиты являются гуннским племенем и называются гуннами, однако они не смешиваются и не общаются с теми гуннами, о которых мы знаем, поскольку не граничат с ними и не расположены поблизости от них, но соседствуют они с персами у северных их приделов… Они не кочевники, как другие гуннские племена, но издавна живут оседло на плодоносной земле».

(Прокопий Кесарийский «Война с персами. Война с вандалами»)

451 г. битва на Каталаунских полях. Гуннский царь Аттила против союза римлян, визиготов, алан и др. племен:

«в битве на Каталаунских полях на помощь римлянам прибыли бургунды , аланы с царем Сангибаном, франки , саксы , ринуарцы , брионы , сарматы , армориканы , литицианы и почти все народы Запада, с которыми Лэции, дабы не обнаружить себя неравным перед Аттилом , заключил военный союз». (Павел Диакон «Пересказ Иордана»)

455г. битва сынов Аттилы и царем гепидов Ардариком у реки Недао в Паннонии.

«там, полагаю было поразительное зрелище: можно было видеть и гота , сражающегося копьями, и неистового гепида с мечом, руга – переламывающего дротики в его ране, и свева , отважно разящего камнем, а гунна – стрелой, и алана , строящего ряды в тяжелом вооружении, а герула – в легком».

(Иордан «Римская история»)

Да уж – междоусобные, «гражданские» воины – это наше проклятие.

4. Еще несколько цитат о разных племенах гуннов .

«Как теперь установлено, гунны говорили на неизвестном науке языке вымершего языкового семейства и не являлись предками ни тюрков , ни монголов … Есть основания полагать, что западные гунны , как и гунны Центральной Азии , имели четкое военно-административное устройство и были разделены на десятки, сотни, тысячи и десятки тысяч… В начале 50-х годов IV в. в Средней Азии появляются так называемые белые гунны , или хиониты , которые, как считают, были ираноязычными и вышли с севера, из Приаралья». (Л.Р. Кызласов «Очерки по истории Сибири»)

Гунны эфталиты – гунны хиониты

Несколько цитат о «неизвестном науке языке».

«В «Истории Троецарствия» сообщается об обмене посольствами между Китаем и Фунаком, древнейшим царством в Камбодже. Китайское посольство посетило Камбоджу между 245 и 250 г.г., и вернувшись, участник его, Кань Таи, сообщил сведения о царстве Фунак, заявил: «Они имеют книги и хранят их в архивах. Их письменность напоминает письменность хуннов Фунакийцы употребляли индийский шрифт »» (А.Н. Гумилев «История народа хунну»).

«Язык русских , поляков , чехов и славян один и тот же с языком вандалов , отряд которых всех вместе был с гуннами , а теперь по большей части с татарами , которых Бог поднял из более отдаленных стран» (Гильом де Рубрук «Путешествие в восточные страны».

(Пер. А.И. Мамина, М. 1957г.))

«Во II веке до нашей эры в степях Центральной Азии возникло могущественное государство хуннов , воинственных кочевников, подчинивших себе сибирских аборигенов на огромном пространстве Забайкалья. Некоторые племена, занимавшиеся в тайге охотой и рыболовством, переняли полезные навыки у скотоводов – хуннов … Держава хуннов просуществовала не слишком долго. В середине I века нашей эры объединение хуннов распалось, а пять столетий спустя возникло новое государство – степных тюрков ». (Л.И. Шинкарев «Сибирь, откуда она пошла и куда она идет»)

«После ухода хуннов в Забайкалье было создано государство сяньби (от местности и гор Сяньби). Сяньбийцы , возглавляемые ханом Таньшихуаем (141-181 гг.), завоевали практически все территории, подвластные хунну в период их могущества… В начале III в. основная масса сяньбийских племен, включая Тоба , откочевали из Забайкалья … Оставшиеся в Восточном Забайкалье племена оказались сначала под властью центрально-азиатского каганата (государства) жужаней (404-555 г.г.) созданного различными группами многоязычных племен сяньби , а затем под властью алтайских и орхоно-селенгинских тюрок (VI-IX в.в.)».

(Басалаев А.Е. и др. «Очерки истории Восточного Забайкалья»)

Итак, по некоторым источникам уже в 3 в. в Забайкалье возникло государство жужаней . Это был – жужанский каганат (первый в истории).

… Но это уже следующая история, которую мы обобщим в третьей части.

Рисунок из книги Петухова Ю.Д. «Евразийская империя Скифов»

Часть третья

Жужани – Авары

Жужанский и Аварский каганаты

«Наши мертвые нас не оставят в беде,

наши павшие, как часовые»

(В.В. Высоцкий)

1. «Жужани двести лет господствовали в центрально-азиатских степях. Им платили дань государства Северного Китая, образовавшиеся после распада Ханьской империи. В состав каганата вошли владения хягаев в минусинских степях, кочевые племена в Туве и на Алтае. В середине 6 в. в результате внутренних усобиц и поражений на внешних фронтах жужанский каганат распался. Тридцать тысяч жужанских кибиток откочевали на запад, повторив путь хуннов . В причерноморских степях они стали называться аварами ». (Новгородов Н.С. «Сибирская прародина»)

На ум сразу приходит «тюрки», «хазарский каганат», «князь Святослав» и т.п. Возникают вопросы: причем тут Забайкалье? – раз, и разве не все каганаты были «тюрскими»? – два, были ли жужани европеоидной расы? – это три, и все-таки, кто такие татаро-монголы – это четыре. Ладно, постараемся разобраться.

«… разгром мирной Хазарской империи Святославом ок. 965 г. открыл юго-восточную границу страны, обширную степную область, для следовавших одна за другой волн других, более свирепых тюрских кочевников».

(Алемань А. «Аланы в древних и средневековых письменных источниках»)

Жужани, или жуаньжуани – кто они? По Гумилеву Л.Н. это вообще не народ, а сборище негодяев и подонков, каких то маргиналов, которые жили за счет грабежа, разбоя и эксплуатации мирных, трудолюбивых соседей. Несколько цитат:

«В смутные времена всегда бывало много людей, выбитых из седла и скомпрометированных. Немало таких людей оказалось и в середине IV в. Все, кто не мог оставаться в ставке тобасского хана или в столице хуннского шаньюя , бежали в степь. Туда же бежали от жестоких господ невольники, из армии – дезертиры, из обедневших деревень – нищие крестьяне… Законы соответствовали нуждам войны и грабежа: храбрецов награждали большой долей добычи, а трусов побивали палками …

… Скорее всего, жужани объяснялись по-сяньбииски , т.е. на одном из диалектов монгольского языка.

… Сами жужани также считали себя одного происхождения с тоба ».

(Гумилев Л.Н. «Тревние тюрки»)

«Первую скрипку в степи в эту эпоху играла орда жужаней – удивительное военно-бандитское образование из деклассированных элементов, изгоев и ярких личностей родом из самых разных племен». (Доманин А.А. «Монгольская империя Чингизидов»)

Как эти «маргиналы» смогли создать империю сначала на востоке, а затем на западе - современная история умалчивает.

Сяньби – жужани

Сяньби – тоба

«С 402 г. начались регулярные нападения жуаньжуаньских войск на приграничные округа Северного Китая и многолетние войны… В начале V в. жуаньжуани неоднократно нападали на располагавшееся в Семиречье государство усуней , оттесняя эти скотоводческие племена на Памир .

… Последние данные… свидетельствуют о прогрессивном развитии жуаньжуанского общества и государства, от кочевого скотоводства к оседлости и земледелию, от кошомной юрты к домостроительству и монументальной архитектуре, от кочевого аймака к городам и от невежества к знаниям, к созданию собственной письменности, развитию буддийской науки и самобытной культуры.

… Поскольку древние источники считают жуаньжуаней отдельной ветвью гуннов , следует полагать, что и жуаньжуаньский язык относится к вымершей ныне языковой группе подобно языку древних гуннов История России с древнейших времен до конца XX века в 3-х книгах Книга II История России с начала XVIII до конца XIX века Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебного пособия дляКнига

Создаваться и исторические труды (работы по истории Ф. Поликарпова, «Рассуждения о причинах... , на Урале, Алтае и в Забайкалье . Основными центрами металлообработки и текстильной промышленности... сам это видел», - отвечал Пирогов , тоже повысив голос. «Это...

  • История русской церкви

    Документ

    Труда П. В. Знаменского - Учебного руководства по истории Русской Церкви. * * * Общей... угостил обиженного иноземца торжественным пирогом в загородном дворце и... миссия, появившаяся в 1818 г. в Забайкалье и основавшая недалеко от Селенгинска богатую...

  • Тематический план практических занятий по истории медицины на 2009-2010 учебный год

    Учебно-тематический план

    План практических занятий по истории медицины для студентов... хирургии. Русский ученый Н.И. Пирогов . Первые анатомо-хирургические школы... Медицинская этика и деонтология. История медицины и здравоохранения Забайкалья . Проблемы эвтаназии, хосписное...

  • На сайте Антропогенез.ру опубликована статья, взятая из журнала «Archaeological and Anthropological Sciences». Сибирские ученые исследовали митохондриальную ДНК представителей хунну - древних центральноазиатских кочевников и обнаружили большое сходство их женского генофонда с современным монголоязычным населением Центральной Азии.

    Кочевая империя хунну оставила заметный след в истории евразийских народов. О существовании этого союза степных племен стало известно из китайских летописей. Археологи изучают культуру хунну уже более ста лет, но материалы раскопок по-прежнему слабо соотносятся с письменными данными китайских хроник. Археология хунну все еще находится в стадии накопления и осмысления материалов.

    Археологические данные о хунну говорят о том, о чем молчат китайские летописи, - поясняет соавтор работы, главный научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН Наталья Полосьмак, руководитель многолетних работ на памятнике Ноин-Ула в Северной Монголии.

    После изучения курганов хуннской элиты мы выяснили, что влияние культуры Китая на кочевников было довольно значительным. Основная часть предметов, обнаруженных в могилах хуннской знати, производилась в Китае или китайскими мастерами и лишь изредка была западным импортом.

    Хунну и западная цивилизация

    К началу н.э. хунну удалось подчинить своему влиянию весь Западный край и практически отрезать китайцев от прямых торговых путей в западные страны. Поэтому можно предполагать, что у хунну были тесные культурные связи и с западными цивилизациями, а в общество хунну входили не только ханьцы и представители степных племен, но и выходцы из городских цивилизаций Запада. Ведь в погребениях хуннской знати, кроме китайских вещей, обнаружены шерстяные ткани, вышитые пологи, великолепные серебряные украшения и другие изделия, изготовленные далеко к западу от монгольских степей.

    Браки с ханьцами

    Из древних китайских летописей известно, что держава хунну в период своего расцвета была связана с империей Хань договором «мира и родства», а их правители называли друг друга братьями. Это означало, что китайских принцесс выдавали замуж за шаньюев.

    Женами шаньюев стали четыре ханьские принцессы. На двух из них женился сам основатель империи хунну Модэ, а на двух других - его сын и внук. Хотя последний такой брак был заключен в 135 г. до н. э., в 33 г. до н. э. Юань-ди, одиннадцатый император династии Хань, пожаловал правителю хуннов пять красавиц из своего гарема. Одна из наложниц стала любимой женой шаньюя и родила ему сыновей. Эти факты позволяют допустить, что у элиты хунну могла быть и толика китайской крови.

    Впрочем, родственные связи с иноплеменниками могли быть характерны не только для элиты, но и для всего хуннского общества. Кочевников всегда было меньше, чем земледельцев, а постоянное участие хунну в военных действиях сокращало и без того немногочисленное население степи.

    Генетические изменения

    Собственно, и сейчас территория Монголии - одна из самых малозаселенных территорий. Возможно, хунну должны были пополнять свои быстро редеющие семьи включением в состав родов и племен пленных и перебежчиков: китайцев, усуней, жителей Западного края (современного Синьцзяна), ухуаней… Известные российские антропологи В. П. Алексеев и И. И. Гофман приводят результаты исследований двух хуннских могильников Монголии:

    «Материал из одного могильника отличается резко выраженными монголоидными особенностями, а из второго - европеоидными».

    Основная часть археологических и исторических данных о хунну касаются не антропологии, а их материальной, духовной культуры и социального устройства. Но культурные процессы ничего не говорят нам о генетических изменениях и не всегда идут параллельно с ними. В этом заключается одна из основных сложностей интерпретации археологического материала. Французские ученые первыми опубликовали генетические данные о рядовых хунну, живших на территории Северной Монголии. Сибирские исследователи использовали их в своей работе как сравнительный материал.

    Руководитель межинститутского сектора молекулярной палеогенетики Института цитологии и генетики СО РАН и Института археологии и этнографии СО РАН Александр Пилипенко рассказал, что для исследований использовались фрагменты костей из археологических памятников Забайкалья.

    Мы обнаружили относительное единообразие генетического состава - преобладание типичных для восточной части евразийских степей генетических компонентов, - сообщил ученый. - Сравнение митохондриальной ДНК забайкальских и монгольских хунну показало, что при похожей общей структуре их генофонды отличаются.

    У забайкальских хунну, в отличие от монгольских, ученые не обнаружили компоненты западно-евразийского происхождения, а также выявили несколько восточно-евразийских вариантов митохондриальной ДНК, которых у монгольских не оказалось.

    Локальная вариабельность генофонда хунну, как пояснил Александр Пилипенко, имеет свое историческое объяснение.

    Ко времени, когда хунну появились в Забайкалье и Монголии (II в до н.э.), они уже представляли собой союз из многих племен - подчиненных, завоеванных и объединенных. Такая многокомпонентность объясняет генетические различия между отдельными группами хунну.

    Отдельный интерес представляет вывод о слабом влиянии оседлого населения Китая, с которым хунну активно взаимодействовали, на генетический состав этих кочевников. Возможно, будущее изучение генофонда хуннской знати покажет другие результаты.

    Один из инструментов современного палеогенетического исследования - сравнительный анализ полученных данных о древних племенах с материалами от современных людей. Ученые сравнили хунну с современным населением Центральной Азии и других регионов Евразии.

    Несмотря на «этнический калейдоскоп» в степях Евразии в гунно-сарматское время и последующие периоды, (за две тысячи лет!) структура женского генофонда населения Забайкальских степей изменилась слабо, сохранив многие генетические черты хунну.

    Это уникальное обстоятельство представляет большую ценность для всех специалистов, генетиков, археологов, историков и этнографов, изучающих хунну. Ведь на соседних территориях наблюдается совершенно противоположная генетическая картина: в Синьцзяне и, особенно, в Алтае-Саянском регионе, разные племена и народы стремительно сменяли друг друга на протяжении последних тысячелетий.

    В Этнографическом музее народов Забайкалья при поддержке Министерства культуры РБ открылась обновленная выставка «Хунну Забайкалья». Кроме находок с Иволгинского городища, авторы выставки представили посетителям музея внутреннюю обстановку жилища рядового жителя городища. Также посетители смогут увидеть 30-минутный фильм «Азиатские гунны».

    Эпоха хунну занимает особое место в истории Центральной Азии. Именно в это время здесь складываются первые зачатки государственности, и появляется первая кочевая империя, оставившая заметный след в истории не только региона, но и всей Евразии. После распада империи хунну осталось много свидетельств о мощи и высоком развитии культуры этого народа в виде археологических памятников и находок.

    В нашем регионе известны все основные типы памятников, оставленные хунну, - это и сезонные стоянки, и постоянные поселения, выполняющие функции городов, также широко представлены погребальные памятники - усыпальницы рядовых и знатных членов хуннского общества. Одним из самых знаменитых памятников является Иволгинское городище, расположенное в 16 километрах г. Улан-Удэ. Широкомасштабные раскопки на этом городище проводились в 1960-е годы под руководством А.В. Давыдовой. Материалы раскопок хранятся в музеях Санкт-Петербурга, Москвы, Кяхты и Улан-Удэ. В 1974 году часть находок, в том числе и каменные плиты - остатки отопительной системы из хуннской землянки под № 49 - были перевезены в Этнографический музей для создания экспозиции, посвященной культуре Хунну.

    Фильм «Азиатские гунны» расскажет Вам о раскопках в Иволгинском районе, в пади Царам, в Ильмовой пади, о том, как империя гуннов совмещала в себе принципы оседлого и кочевого образа жизни и о многом другом.

    " data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,lj">



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!