Хочу стать ученым с чего начать. Квантовая механика посложнее

Если вы хотите стать следующим Биллом Най (с наличием постоянного контракта!) или просто желаете выучить как можно больше информации вне стен учебного заведения, знайте, что быть научным работником гораздо легче, чем вам кажется! Если вы проявите больше целеустремленности и работоспособности, вы сможете воплотить идею стать ученым в жизнь. Прочитайте эту статью, чтобы узнать, как это сделать!

Шаги

Склад ума как у ученого

    Задавайте себе вопросы по любому поводу.

    • Настоящие ученые задают вопросы по поводу и без повода. Они интересуются информацией на тему прочитанного и услышанного. Они никогда не принимают полученную информацию за чистую монету и горят желанием удостовериться в ее правдивости.
    • Если какой-то факт кажется недостоверным, это так и есть! Даже если кажется, что все правильно, убедитесь, что вы работаете с фактами.
  1. Проявляйте любопытство.

    • Ученые любопытны от природы. Они хотят знать все!
    • Вам также нужно проявлять естественное любопытство. Попытайтесь выяснить, почему все происходит именно так и не иначе.
  2. Формируйте завершенное мнение.

    • Принимайте разные стороны в споре и предоставляйте максимум информации для формирования мнения.
    • Делайте собственные выводы. Не стоит перенимать чужое мнение. Это очень важно для ученого.
  3. Меняйте свою точку зрения.

    • Ученому нужно быть готовым изменить свое мнение, когда он получает информацию, которая опровергает его предыдущие взгляды. Это одно из самых важных умений для ученого.
    • Будьте открыты и не бойтесь ошибаться ради поиска правды.
  4. Избегайте двойственного мнения.

    • Не позволяйте своим личным переживаниям влиять на свои действия и информацию, которую вы предоставляете другим людям.
    • Если вы с чем-то не согласны, это не значит, что это неправда.
    • Признавайте правдивость информации и не позволяйте сомнению омрачить ваши выводы.

    Обучение за пределами образовательной системы

    1. Много читайте.

      • Лучший способ получения информации за рамками формального образования – чтение. Читайте книги при каждой удобной возможности. Чтение, само по себе, может сделать из вас ученого (ведь ученый – это тот, кто постоянно учится).
      • Можете читать покупные книги, но не забывайте посещать библиотеку (городскую, школьную, институтскую) и брать книги бесплатно! Также можно брать книги на время у друзей или родственников или находить их по объявлениям типа «Отдам даром» (иногда люди раздают или распродают за символическую плату целую домашнюю библиотеку).
      • Многие книги стали общественным достоянием, и вы можете скачать их в интернете, не нарушая ничьих прав. Самый известный проект – это проект под названием «Гутенберг», но также существует возможность скачать книги через программу Amazon"s Kindle.
    2. Посещайте учебные занятия.

      • Знали ли вы о том, что занятия можно посещать и не для получения ученой степени? Если вы заинтересованы в изучении определенного навыка или изучения темы, вы можете посетить неполный курс занятий. Некоторые занятия могут предоставляться бесплатно.
      • Поговорите с администрацией учебного заведения о возможности посещения лекционных занятий (это значит, что вы посещаете занятия, но не выполняете домашнего задания, контрольных работ и не получаете диплома или зачета).
      • Вы можете поговорить непосредственно с преподавателем, чтобы выработать стратегию обучения.
    3. Занимайтесь самообразованием.

      • У вас есть возможность самостоятельно получать информацию и вырабатывать нужные навыки. Человек учится в процессе деятельности, поэтому начните что-то делать!
      • Заниматься самообразованием можно с помощью книг и других материалов. Можно также учиться в процессе деятельности. Убедитесь, что вы все делаете правильно!
      • Вам потребуется огромная целеустремленность, но все в ваших руках! Не сдавайтесь!
    4. Учитесь у других людей.

      • У вас будет возможность выучить много тем и совершенствовать умения посредством общения с экспертом. Этот процесс имеет название «наставничество».
      • Найдите человека, который занимается тем, чему бы вы хотели научиться. Предложите оплатить его помощь или предоставить бесплатную консультацию, чтобы наставник показал вам, что нужно делать.
      • Такой принцип больше подходит для умений, чем для предметов научного цикла, но, может быть, у вас получится найти помощника, который сможет порекомендовать вам хорошие книги или другие методы обучения.

      Поступление в достойное учебное заведение

      1. Получайте хорошие оценки в школе.

        • Получение хороших баллов в старшей школе (или подобном заведении в вашей стране) на протяжении последних двух лет учебы является важным фактором. Колледжи и университеты будут учитывать ваши баллы при поступлении.
        • Вы будете получать хорошие оценки, если будете прилежно учиться, внимательно слушать на уроке и выполнять все задания.
        • Попросите дополнительную помощь у своих учителей. Общайтесь с ними, чтобы улучшить свои результаты.
      2. Выполняйте больше необходимого минимума.

        • Если вы будете выполнять минимальный объем работы, вы не сможете никого этим удивить, поэтому постарайтесь и приложите максимум усилий.
        • Посещайте дополнительные аудиторные занятия в местном колледже во время учебы в старших классах или работы. Можно заниматься волонтерской деятельностью или зарабатыванием денег вне школы.
        • Если дополнительные занятия соответствуют желаемой степени в колледже, вам будет намного легче. Подобный опыт выглядит многообещающе в резюме при поступлении в колледж.
      3. Выучите несколько иностранных языков.

        • Владение иностранным языком полезно не только в жизни. Это обязательное требование для получения степени! Продемонстрируйте в колледже свое владение языком.
        • Можно обучаться языку в частном порядке, в школе, на курсах в университете или в интернете! Отличными вариантами для изучения языка онлайн являются LiveMocha и Duolingo.
        • Выберите язык, который пригодится вам для обучения. Выбор непопулярного языка не принесет пользы при поступлении в колледж. Некоторые языки более полезны, чем остальные. Это касается некоторых регионов и степеней.
        • Знание одного или двух иностранных языков очень пригодится для чтения научных трудов и публикаций, не переведенных на русский язык. Английский необходим современному ученому, но пригодятся также французский, немецкий, испанский, итальянский, а в некоторых областях – латынь.
        • Возможно, вас заинтересует арабский, персидский или турецкий. Многие ученые были родом с Аравийского полуострова, из Юго-Восточной Азии, Оттоманской империи или Персии (в наши дни – Иран).
      4. Изучайте психологию и философию.

        • Психология понадобится, так как наверняка вам придется иметь дело с трудными людьми, и вам нужно понимать человеческую природу.
        • Изучение философии разовьет ваше мышление. Вы сможете думать больше и глубже, чем раньше.
      5. Сдайте экзамены на «отлично».

        • Хорошие баллы на выпускных экзаменах будут иметь огромное значение в процессе поступления. Чем лучше баллы, тем престижнее университет.
        • Получить хорошие баллы можно в том случае, если вы будете учить материал заранее (в том числе, и перед контрольной работой), и выполняйте пробные контрольные работы.
        • Узнайте, можно ли сдать экзамен или тест несколько раз.
        • Не стоит думать, что получение среднего или плохого балла повлияет на достижение желаемого результата. Можно поступить в один колледж, а затем перевестись в другой.
      6. Напишите хорошее эссе.

        • Качество эссе для поступления имеет огромное значение. Хорошее эссе поможет вам поступить в колледж, даже если результаты теста окажутся ниже среднего.
        • Прочитайте информацию об учебном заведении, чтобы понять, чего от вас ожидают, и напишите эссе в соответствии с требованиями.
        • Поставьте перед собой задачу написать по-настоящему уникальное эссе, если вы хотите попасть в число студентов. В зависимости от учебного заведения напишите что-то необычное или продемонстрируйте научное мышление.

      Получение образования в колледже/университете

      1. С самого начала обучения поставьте перед собой конкретные цели.

        • Если вы с самого начала знаете, какую степень вы бы хотели получить в вузе, это значительно облегчит ситуацию. Знание своих желаний позволит вам выбрать нужные предметы и отбросить все ненужное.
        • Изменение своего мнения – это нормально. Все это может помочь.
        • Максимально эффективно используйте время, проведенное в высшем учебном заведении, чтобы понять, что вам нужно учить, и чем вы хотите заниматься по жизни. Получение опыта в волонтерской деятельности поможет определиться с целью.
      2. Потратьте время на обучение.

        • Выделите максимальное количество времени на учебу и получение хороших баллов. Работайте продуктивно.
        • Конспектирование и внимательность на уроке поможет вам хорошо учиться. Совершенствуйте эти навыки, чтобы преуспеть в учебе.
        • Есть вариант учиться самостоятельно или в группе людей. Выберите то, что подходит именно вам. Работа с другими людьми предоставит возможность воспользоваться их конспектами.
        • Просите о помощи в случае необходимости. Можно попросить своих одноклассников, воспользоваться ресурсами учебного центра или записаться на консультацию к профессору/ помощнику учителя.
      3. Выберите нужные предметы.

        • Получение научной степени состоит из посещения определенного набора предметов. Убедитесь, что вы правильно выбрали предметы и сможете вовремя получить степень.
        • Выбирайте предметы, которые соответствуют нескольким требованиям для получения степени, чтобы ускорить процесс получения квалификации.
        • Постарайтесь выбирать только те предметы, которые относятся к вашей будущей профессии или работе. Набор определенных предметов поможет вам подготовиться к выпускному экзамену.
      4. Хорошо пишите научные работы.

        • Научные работы играют огромную роль в определении ваших баллов, поэтому их качество поможет вам обеспечить хорошие результаты. В большинстве учебных заведений требуется пример сочинения в процессе поступления.
        • Почитайте качественные примеры работ, чтобы получить представление о правильной структуре эссе и аргументации.
        • Стремитесь к совершенству. Оригинальное результативное исследование поможет отметить вашу склонность к научной деятельности.
        • Предоставьте себе достаточное количество времени, чтобы написать черновой вариант сочинения, показать его профессору до окончания срока сдачи и получить отзыв до того, как написать окончательный вариант работы.
        • Сделайте несколько черновых вариантов. Убедитесь, что вы успеваете проделать редактирование!
      5. Подружитесь с преподавателями.

        • Хорошие отношения с преподавателем подразумевают не только получение лучших баллов, потому что вы ему нравитесь. Ваш преподаватель может стать пропуском в аспирантуру, а в будущем – вашим коллегой.
        • Воспользуйтесь преимуществом консультаций. Убедитесь, что вы не отнимаете у преподавателя его личное время. Задавайте только актуальные вопросы и внимательно слушайте ответы.
        • Также у вас есть шанс понравиться преподавателю, если вы будете активно участвовать в обсуждении вопросах. Сядьте поближе к доске, задавайте вопросы, отвечайте на них, принимайте участие в групповых дискуссиях.
        • Вы можете поговорить с преподавателем и попросить совета. Он также заинтересован в вашем успехе и будет рад, если сможет дать вам несколько советов по поводу работы и достижения результатов в определенной сфере.
      6. Получите необходимые ученые степени.

        • Для некоторых ученых достаточно получить степень магистра. Остальным потребуется степень кандидата или доктора наук.
        • Все это значит, что если вы хотите потратить всю жизнь на научную деятельность, вам нужно поступить в аспирантуру. Помните о том, что ваше образование будет длиться 8 лет и больше после окончания школы!
        • В аспирантуру поступают после окончания университета. Там вам нужно будет не только учиться, но и писать статьи, работать над диссертацией, а если аспирантура очная, то, вероятнее всего, еще и преподавать.
        • Не стоит беспокоиться по этому поводу. Аспирантура отличается от обычной школы, и, в некоторой степени, учиться здесь намного проще. Когда вы уясните суть, вы будете чувствовать себя как рыба в воде.
      7. Серьезно занимайтесь наукой после окончания вуза. Если вы хотите сделать академическую карьеру, вам необходимо получить степень кандидата наук (чтобы стать доцентом), а в будущем и доктора (чтобы стать профессором). Чтобы преуспеть, вам понадобится как можно больше публикаций в авторитетных научных изданиях.

      8. Занимайтесь другими видами научной деятельности.

        • Во время обучения в школе у вас есть возможность заниматься в научных кружках. Это увлекательный способ расширить ваш кругозор.
        • У вас есть возможность читать для себя и открывать сферу собственных научных интересов.
        • Также можно заняться групповыми видами деятельности, если вы компанейский человек. К примеру, можно записаться в дискуссионный клуб.

      Работа после получения образования

      1. Найдите работу.

        • Как только вы получите степень, вам нужно найти работу в сфере преподавания или исследований. Преподавание в университете – самая распространенное занятие для ученого.
        • Возможно, в вашем учебном заведении есть центр, которые поможет вам устроиться на работу после выпуска.
        • Постарайтесь найти работу со всеми преимуществами и хорошей зарплатой.
        • Постарайтесь найти работу в колледже или университете, чтобы иметь под рукой доступные ресурсы, которых нет в других заведениях.
      2. Проводите занятия.

        • Если вас примут на полный рабочий день, ваша загруженность день ото дня будет зависеть от расписания. Помимо чтения лекций, проведения семинаров и приема зачетов, вам нужно будет готовиться к занятиям, проверять работы, писать методические материалы и (самое неприятное в отечественных вузах) бесчисленные отчеты.
        • На должности доцента и профессора происходит периодическое переизбрание. Учитывается не только ваша степень и опыт работы, но и ваша исследовательская деятельность и наличие публикаций.
        • Если вы занимаетесь инженерией или естественными науками, узнайте об исследовательских возможностях в вузе, оснащении лабораторий, финансировании разработок и подобных вещах.
        • Если вы станете преподавателем, вам придется вести свой предмет. Некоторые предметы будут иметь непосредственное отношение к изученному материалу, но скорее всего, вам придется приложить максимум усилий, особенно в начале преподавательской карьеры.
        • Это значит, что вам придется выступать перед огромным количеством людей. Иногда их будет очень много, если вы будете вести лекции для первокурсников в большой аудитории.
        • Не смущайтесь. У вас будет практика преподавания в аспирантуре, и ваш факультет предоставит вам поддержку. Может быть, ваши студенты нервничают даже больше, чем вы сами, потому что им хочется получить хорошие баллы!
      3. Продолжайте учиться.

        • Настоящий ученый учится всю свою жизнь. Если вы закончили высшее учебное заведение, это не значит, что ваше обучение завершено.
        • Продолжайте читать в свободное время. Как правило, нужно читать научные журналы, чтобы быть в курсе последних достижений в вашей сфере деятельности. Еще раз повторим: без английского языка вам не обойтись.
        • Если есть возможность, ездите в другие страны для повышения квалификации и обмена опытом. Во многих сферах деятельности поездки за границу помогут вам представить, чем занимаются ваши коллеги в других странах, и получить доступ к материалам, которых нет в вашем заведении.
        • Получите несколько степеней. Иногда ученые возвращаются в вузы, чтобы получить степень в другой области. Таким образом, у них есть возможность продвигаться по карьерной лестнице и искать точки соприкосновения с другими сферами деятельности.
      4. Посещайте конференции.

        • Конференции – это специальные собрания ученых, работающих над конкретной проблемой. Ученые собираются вместе, чтобы предоставить результаты своих исследований и поучиться у своих коллег.
        • Можно представить и свои результаты, но большую часть времени вы будете слушать выступления других людей и общаться с коллегами.
        • Некоторые конференции могут проводиться в конкретном городе или регионе, но вы также можете посетить международные конференции.
        • Поверьте нам: на конференциях может быть интереснее, чем вы думаете. На самом деле это возможность потусоваться и выпить с другими такими же учеными.
      5. Оставайтесь в курсе последних изменений и открытий в вашей сфере, а также посещайте деловые конференции. Вам следует читать новые публикации каждый день, что не должно составить особого труда, если вы по-настоящему любите свое дело. (Если нет, возможно, вам и не стоит преподавать этот предмет.)

        • Если вы хотите стать хорошим преподавателем, вы должны постоянно расширять познания по предмету. Содержание учебников устаревает, но от вас студенты должны получать актуальную информацию. Не отставайте ни на шаг от развития науки и от своих коллег.
        • Общение и сотрудничество со специалистами в вашей области благоприятствует и вашим собственным исследованиям.
        • Джордж Бернард Шоу сказал: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся этими яблоками, то у каждого из нас по-прежнему будет по одному яблоку. Но если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи». Не бойтесь делиться идеями; не бойтесь, что их украдут. Когда люди выслушивают вас и комментируют, развивают или критикуют ваши идеи, это помогает вам усилить собственную позицию и выработать контраргументацию.
        • Вы также будете писать статьи для периодических изданий, работы для конференции и книги для публикации. Если ваше исследование будет достаточно оригинальным и значимым, это добавит престижа университету, в котором вы работаете, и поможет привлечь студентов и гранты.
      • Как правило, в библиотеках есть консультант, которые специализируется на конкретной теме. Этот человек поможет вам выучить больше информации и предоставит вам лучшие книги при необходимости.

Табель о рангах

Ещё несколько веков назад было намного проще: обложись книгами, поэкспериментируй у себя дома, рано или поздно что-то да откроешь — и ты официально признан учёным. Именно поэтому наукой занимались только те, у кого были свои сбережения, или нашедшие себе спонсора, как Дарвин, например.

Современное научное общество давно структурировано, и просто «с улицы» туда уже не попасть. Хочешь считаться учёным? Будь добр, получи образование, напиши диссертацию, сдай экзамены, выступай на конференциях, занимайся преподаванием — и это только краткий список обязанностей.

Забавно, но научная сфера, которая «спасает» наших студентов от армии, безумно на неё похожа. Сравните сами: студенческие общежития и казармы, обучение, которое занимает несколько лет, даже система званий есть!

Начинается всё с «призыва» — поступления в вуз. Конечно, студента учёным ещё не назвать, он пока только рядовой в нашей научной «армии», чтобы получить повышение, ему придётся отслужить несколько лет. Есть у студентов и свои «сержанты» — старосты групп (слишком уж совпадают их полномочия).

Бакалавр

Это самая первая академическая степень, её можно приравнять к младшему офицерскому званию — лейтенанту. Сроки подготовки бакалавров — от 3 до 6 лет, но чаще всего — 4 года. Получив заветный диплом, большинство решает на этом покончить с наукой и поспешно «демобилизуется».

Хочешь дорасти до звания «майора» — продолжай служить науке. Правда, защищать придётся не Родину, а диссертацию, но сделать это будет крайне нелегко. На подготовку к этой миссии у нас и в США даётся 2 года, а вот в Европе — всего один.

Доктор философских наук, PhD

Это высшая учёная степень в США и большей части Европы, можно сказать — настоящий «генерал». Пусть название вас не смущает, с философией оно связано только исторически. Дело в том, что в средневековье было только 4 типа факультетов: медицина, юриспруденция, богословие и философия, которая включала в себя всё, что нельзя было отнести к первым трём. Вот и получают сейчас звание доктора философии по физике или по литературе, и никому не кажется это абсурдным.

Кроме того, оценивается и результативность ученого. Раньше ее оценивали по количеству статей, потом по цитируемости. Наконец, в 2005 г. был введен индекс Хирша, то есть индекс цитируемости научных работ, обозначается буквой h. Высокий индекс цитирования в определенной степени служит официальным признанием конкретного ученого научным сообществом и подтверждением его приоритета.

В других странах пока не пришли к единому мнению о том, кого считать научным «генералом». Учёные России и отдельных стран Содружества Независимых Государств имеют степени кандидата наук (часто приравнивают к Ph.D.) и доктора наук (ценится даже выше). Во Франции и Германии их заменяет одна степень — доктор. Возможно, впереди нас ещё ждут реформы.

Многие почему-то не задумываются, сколько лет и сил потратил на обучение персонаж, так легко и непринуждённо колдующий над колбами и чашками Петри в голливудском фильме. Не показывают на экране и бумажную работу — кто бы на это смотрел?

Стоит ли посвящать свою жизнь науке только потому, что вы с детства без ума от дока или Отто Октавиуса? Скорее, нет, с реальной наукой эти персонажи мало связаны. Но, уверены, от этого вы ни в коем случае не перестанете их любить.

Российская наука становится женским делом. Это стало следствием падения престижа профессии как таковой, многочисленными скандалами с диссертациями, невысокой заработной платы и медленным карьерным ростом.

Добавьте к этому возможность альтернативной воинской службы, которую прежде молодые люди пережидали в аспирантуре, высокую плату за проживание в студенческих общежитиях и экономические трудности семей, которым теперь не по средствам поддерживать будущего ученого в чужом городе.

Конечно, научная степень придает дополнительный вес любой профессии, однако теперь, когда цена обмана слишком велика, а реальная работа кропотлива и требует времени, ее получение не представляется столь желанным.

Однако и прежде существовали направления, в которых по большей части работали женщины. Этот факт учли организаторы международного проекта L’OREAL-UNESCO «For Women in Science». По условиям конкурса соискательницами национальной стипендии могут стать женщины-ученые, кандидаты и доктора наук в возрасте до 35 лет, работающие в научных институтах и вузах в области физики, химии, медицины и биологии. Впервые в 2007 году на международной церемонии в Париже премии была удостоена российский профессор Татьяна Бирштейн – за ее исследования в области науки о полимерах. В 2015 году она вошла в состав российского жюри наряду с заведующим кафедрой физики полимеров и кристаллов физического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова Алексеем Хохловым, заведующей лабораторией физико-химии модифицированных поверхностей ИФХЭ им. А.Н.Фрумкина РАН Ольгой Виноградовой и другими.

Как женщины становятся учеными и что такое для них успех в науке Радио Свобода рассказали победительницы последних лет Мария Борисова (Институт фундаментальных проблем биологии, Пущино), Ольга Булавченко (Институт катализа им. Г.К. Борескова СО РАН, НГУ, Новосибирск), Анна Вологжанина (Институт элемента органических соединений им. А.Н.Несмеянова РАН, Москва), Маргарита Ремизова (МГУ им. М.В.Ломоносова, Москва) и Наталия Миропольская (Институт молекулярной генетики РАН, Москва).

Призвание

Маргарита Ремизова

Не могу сказать, что с детства только и мечтала о том, что стану заниматься наукой. Правда, у меня был общий интерес, скажем так, естественнонаучной направленности. Нравилась и ботаника, и позже биология, география, история. А еще ходила в музыкальную школу.

Когда пришло время поступать в институт, выбор было трудно сделать. С одной стороны, мне хотелось что-то такое биологической направленности, включая врача, ветеринара. С другой стороны, географом тоже быть неплохо. Еще меня очень интересовала археология. А еще тянуло к языкам - на филологию с лингвистикой. Но выбрала все-таки биологию.

в конце концов, от меня отстали, и я занималась тем, чем хотела – ничем

Ольга Булавченко

У меня не было тяги к физико-химическим исследованиям, и химию я не особо любила. Мама пыталась найти во мне какой-то талант и развить его. Одно время она со мной музыкой занималась, потом отдала меня в художественную школу, затем в секцию дзюдо. Правда, она меня никогда не заставляла делать то, что мне не нравилось. Соответственно, на всех этих поприщах я не преуспела. В конце концов, от меня отстали, и я занималась тем, чем хотела – то есть ничем.

Наталия Миропольская , старший научный сотрудник Института молекулярной генетики РАН:

Моя научная карьера сложилась по воле случая. В начальной школе я любила кружки рукоделия, и до сих пор занимаюсь этим в свободное время. Музыкой занималась 3,5 года, пока не надоело. Что касается биологии, то в школе особо ею не интересовалась. А с химией вообще был полный провал, поскольку учителя все время менялись.

В 10 классе я задумалась о выборе специальности. Мама сказала: "Так классно быть психологом". Я согласилась: "Да, наверное, хорошо". Начала учить биологию и подумала - о, да биология сама по себе интересна. И стала готовиться на биофак.

Мария Борисова

Я училась в городе Йошкар-Ола, это республика Марий-Эл. Первую половину школы занималась плаванием, а вторую половину мечтала о том, чтобы стать врачом, хирургом. Но тогда были сложные времена, и моя мама одна воспитывала троих детей. А в нашем городе не было высшего учебного заведения по медицине, и отправить меня в другой город мы тогда не могли себе позволить. Поэтому я поступила на биолого-химический факультет дома.

Анна Вологжанина

Я выросла в Самаре, сначала училась в совершенно обычной школе, а дополнительно ходила в художественную. И после 9-го класса почти собралась поступать в художественное училище. Однако после долгих раздумий, консультаций с родителями, я решила, что я все-таки буду продолжать учиться, поэтому нужно найти школу уровнем повыше. И я поступала в одну из лучших школ Самары - 1-у гимназию. Там-то выяснилось, что языковое направление, на которое мне очень хотелось пойти, я не потяну, потому что у них два языка, а я учила только один, да и уровень его оказался весьма скромным. Поэтому поступила на физико-математическое направление. И с удивлением обнаружила, что у меня очень хорошая химическая подготовка.

Про науку

я очень благодарна людям, которые настояли и заставили меня сделать неосознанный выбор

Мария Борисова , ведущий научный сотрудник Института фундаментальных проблем биологии РАН (Пущино):

Многие мои родственники по линии отца занимаются наукой. Но, честно говоря, к науке меня стимулировало не это. Научная руководительница моей дипломной работы когда-то защищала кандидатскую диссертацию в Пущино. И ей очень понравилось, как я работаю. Поэтому она сказала, что даст мне рекомендацию для поступления в аспирантуру, но я отказывалась, потому что хотела быть врачом. Но тогда моя руководительница позвонила маме, и, несмотря на то, что мы уже нашли мне работу в одном из медицинских учреждений города, она согласилась на новую перспективу. И теперь они уже вдвоем очень настоятельно упрашивали меня поехать в Пущино поступать в аспирантуру. В общем, сейчас, по прошествии многих лет, я очень благодарна этим двум женщинам, которые настояли и заставили меня сделать неосознанный выбор.

Маргарита Ремизова, ассистент биологического факультетаМГУ имени М.В. Ломоносова, Москва:

При поступлении в университет я ничего про науку не понимала. Мне кажется, что люди, которые поступают на первый курс, очень слабо представляют, что такое - заниматься наукой. Многие поступают по принципу - МГУ хороший вуз, неплохо бы получить его диплом. И когда я поступала в университет, то в аспирантуру совершенно не собиралась и про науку не думала. Но как-то так пошло, начиная с 3-го курса, и я поняла, что это такая творческая деятельность - что-то делаешь руками, где-то подумаешь головой.

Анна Вологжанина , старший научный сотрудник, Института молекулярной генетики РАН:

Я с первого курса начала заниматься научной работой, потому что уже знала преподавателей кафедры, которые приходили к нам в школу, рассказывали что-то интересное по химии, иногда помогали готовиться к олимпиадам. Поэтому я пошла сразу к ним на кафедру. И к 5-му курсу было жаль просто уйти, не защитив при этом кандидатскую диссертацию, раз уже столько сделано, и уже есть печатные работы.

Ольга Булавченко , научный сотрудник Института катализа РАН, Новосибирский госуниверситет:

В университете я училась средненько. А то, что начала заниматься наукой, было, скорее, связано с научным руководителем. На 3-5 курсе университета у нас практика происходит в НИИ катализа, и меня увлек сам процесс – получение нового знания, размышления, почему так происходит, а не по-другому. Я решила остаться и продолжить образование в аспирантуре.

Карьера

Маргарита Ремизова , ассистент биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва:

Если понимать карьеру как продвижение по административной лестнице, то это не про меня. Про меня, скорее, исследовать и публиковать больше статей. Вот в этом заключается моя карьера.

Что касается продвижения по должностной лестнице. Тут есть некий подвох. Докторскую диссертацию защитить, несомненно, хорошо. Есть такой тезис, что в науке все деньги начинаются с доктора, т. е. докторам активнее и гранты дают и другие преференции. Но как только человек защищает докторскую диссертацию, ему автоматически садятся на шею и говорят – ты будешь делать такую, такую и такую административную работу. Я еще ни разу не видела, чтобы на человек, который защитил докторскую, не навесили чего-нибудь такого.

как только человек защищает докторскую диссертацию, ему автоматически садятся на шею

К тому же, защитить докторскую диссертацию в России дело довольно сложное. Это не по совокупности работ, как в некоторых странах, когда ты набрал стопочку из 100 своих статей, отнес в комиссию, а они посмотрели и сказали – о, да, достоин! Все-таки надо сесть, написать большей или меньшей толщины том, потом пройти некие бюрократические процедуры. Если человек задался целью это сделать, будет у него докторская степень. У меня пока времени нет, ребенок все отнимает.

Наталия Миропольская , старший научный сотрудник, Института молекулярной генетики РАН:

Я могу сказать, что я не карьерный человек. Про докторскую мы шутим, что после 35 возможно придется это сделать, потому что есть много программ, сделанных под молодых ученых. А молодой ученый кандидат наук - до 35 лет, тогда как молодой доктор – уже до 40. Часто бывает, что люди не хотели, но им пришлось защищать докторскую, потому что это нужно для показателей учреждения, для показателей научных групп. Мне же нравится моя работа сама по себе.

Ольга Булавченко , научный сотрудник Института катализа РАН, Новосибирский госуниверситет:

Довольно сложно понять, что такое карьера в науке. Какого признания ты хочешь? Не факт, что когда ты станешь начальником, ты сможешь заниматься тем же, чем ты занимаешься сейчас, что тебе нравится. Мне кажется, система в российской науке так построена, что от начальника-ученого требуют много административной работы, а не способности быть генератором идей.

Анна Вологжанина , старший научный сотрудник, Института молекулярной генетики РАН:

Еще один критерий научной успешности и признания – это приглашения на конференции в качестве устных докладчиков, а еще замечательней – приглашенных докладчиков. Я поняла, что административной карьеры мне точно не хочется. В глубине души мечтается, что когда-нибудь тебя заметят настолько, что иностранное жюри, награжденное всякими премия и т. д., пригласит именно тебя с твоими работами. Но я думаю, что для этого мало делать хорошее дело – публиковаться в правильных журналах, надо еще и уметь общаться с этими людьми лично.

Мария Борисова, ведущий научный сотрудник Института фундаментальных проблем биологии РАН (Пущино):

Несколько дней назад я разговаривала со своими коллегами. И мне говорят: "Твои заслуги – это потому что ты изначально была настроена на то, что надо идти в науку идти, надо думать о карьере". Я говорю – стоп, минуточку! Это как раз то, о чем я никогда не думала - что надо что-то делать для карьеры в науке! Честно говоря, послушав всех нас, складывается такое впечатление, что это один из ключевых моментов, который помог нам стать теми, кем мы являемся на сегодняшний день - успешными учеными.

Если у вас пытливый ум, но нет глубоких знаний, и если вы тот, кто всю жизнь грезил о науке, но не решается начать, и продолжаете быть простым служащим или обычным пенсионером, мы поможем сбыться вашей мечте. Изучив небольшое методическое руководство, вы сможете быстро стать известным человеком.

Воспользуйтесь нашей методикой, и вам понадобится всего лишь два-три вечера, чтобы сделать первые научные открытия, и около недели, чтобы вас заметили в определенных ученых кругах. Вскоре у вас непременно появятся единомышленники, почитатели, последователи, а затем и ученики.

Как стать альтернативным исследователем и перекроить вселенную
Методическое пособие для начинающих домашних ученых


Чтобы встать на путь ученого и успешно шагать по нему, нужно сперва выполнить несколько простых условий.
Поскольку так называемая классическая или официальная наука давно захвачена всякими чиновниками, академиками РАН и доцентами прочих институтов, вряд ли у начинающего исследователя без образования есть шансы туда пролезть.
Да и не за чем стремиться в это болото устаревших и заведомо ошибочных знаний. Тезис про абсолютное ничтожество традиционной науки должен стать вашим главным философским принципом - это первое условие. Наше методическое руководство предназначено для тех, кто намерен посвятить себя не классической, а альтернативной науке.
В соответствии с чем, второе условие - категорический отказ от любых учебников, полное отвержение всех академических знаний и теорий, недоверие к любой информации из официальных научных изданий.
Третье правило. Вся исходные научные факты и теоретические посылы содержатся в Библии, Ведах, учениях Кастанеды и Блаватской, а также в трудах ряда заслуженных ученых - альтернативщиков. Лабораторного и практического опыта вам будет достаточно собственного - того, который вы лично приобрели в быту - у себя на кухне и во время работ на приусадебном участке. Отдельные сведения допускается черпать из желтых страниц таких газет, как «Аргументы и факты», «Нострадамус» и т.п., и телепередач канала РЭН TV. Только выше перечисленным кладезям знаний вы в праве доверять и только ими руководствоваться в вашей предстоящей научно-исследовательский деятельности. Лишь тогда вы сумеете добиться быстрых результатов и скорого признания.

И еще два важных момента. Вам понадобится быстрый интернет и масса свободного времени. А также одержимость в работе на грани фанатизма и слабо выраженной шизофрении.
Вот, в принципе, все что нужно для начала карьеры домашнего ученого - альтернативщика. Мы можем переходить к изучению основных разделов методички

Где брать свежие идеи и как совершать научные открытия

Запомните: чем шире ваш кругозор (естественные науки, история, археология, физика и т.д.), но чем более поверхностны ваши знания, тем больше вероятность что в вашу в голову придет нестандартная идея. При этом надо всегда отталкиваться от тех вещей и явлений, которые в силу вашей необразованности кажутся вам странными, удивительными или загадочными. Допустим, вы абсолютный дилетант в какой-то науке, скажем, в геологии. Что вам следует предпринять в связи с этим? Взять все, что вы не понимаете в геологии, и объявить это ложью и коварным заговором проклятых ученых.

Разберем для примера несколько ярких альтернативных открытий. Это реальные случаи, но мы не станем пока называть имена авторов, а распишем алгоритм действий, как надо действовать, будь вы на их месте.

1. Вы когда-то прочитал в Библии, что Бог создал мир за шесть дней. А чуть позже посмотрели по РЭН ТВ фильм о том, что наша планета не старше 5-6 тыс. Но почему-то консервативные ученые настаивают на возрасте Земли более чем 4,5 млрд. лет на основании каких-то там лабораторных анализов абсолютного и относительного возраста пород и ископаемых останков.
4,5 миллиардов - это намного больше, чем 5 тысяч. Как вы должны поступить с такой неувязочкой? Объяснить, что, во-первых, вся геологическая наука - сплошная голословная выдумка, что она несколько веков не развивалась, а просто уводила человечество в сторону от истинного учения, что весь органический мир Земли: и докембрийские строматолиты, и юрские динозавры, и мамонты, и кошки с блохами - все эти организмы вылупились из одного божественного яйца, одномоментно. Чуть позже часть тварей захлебнулась во время всемирного потопа, а кошки с блохами спаслись на Ноевом ковчеге. А, во-вторых, все что касается определения геологического возраста - полная чушь, потому что цифры не верны, а методика определения ошибочная потому что она в корне неправильная.

2. Следующий пример. Вы не представляете как действуют вулканы, каким таким волшебным образом из-под твердой холодной земли извергается жидкая горячая лава. Но зато вы видели по телевизору, как в доменной печи выплавляют металл, и много знаете про внеземные цивилизации. Этого будет достаточно, чтобы написать научный труд :

«…Теперь не является секретом то, что наша планета посещалась и посещается инопланетными кораблями, имея на Земле свои подземные базы.
Не без участия космической техники древняя цивилизация Атлантида создавала наземные и подземные города и транспортные коммуникации. Так, её священная столица у подножья гор Роккевей и Якутат на о. Посейдонис (сейчас они находятся под водами Атлантического океана) имела громадные храмы, дворцы, каналы, порт с 1200 морскими кораблями. От острова в разных направлениях под дном океана уходило несколько транспортных тоннелей в сторону Скандинавии, Азорских, Канарских, Зелёного Мыса островов и т.д.
При строительстве подземных объектов ненужная порода выбрасывалась на поверхность планеты через шахты, скважины разными методами, создавая терриконы, холмы, сопки, увалы. С очень больших километровых глубин на поверхность Земли грунт выбрасывался через скважины реактивным способом. При этом на определённых участках скважины последовательно подключались новые устройства реактивного выброса. В этом огненном потоке плавилось всё, что попадалось, выливаясь лавой из жерла вулкана...»

И прилагаете для убедительности готовый чертеж:

3. Пирамидальные горы. В детстве вы, как все играли пирамидками, а потом покупали такие же своим детям. А также видели египетские пирамиды, возможно даже собственными глазами. И вы в курсе, что пирамидки производят китайцы на своих фабриках игрушек, а пирамиды складывают неизвестными механизмами все те же пришельцы из космоса. И никак иначе, чем искусственным путем, пирамидоподобные структуры на Земле появится не могут. То есть у вас имеется опыт и все необходимые знания, чтобы используя простую логику, сделать величайшее открытие: все горы необычной формы на Земле - это искусственные мегалиты, возведенные представителями какой-то высокоразвитой инопланетной цивилизации, расой великанов атлантов, живших на Земле, а теперь спящих внутри пирамидальных гор, как фараоны в египетских пирамидах. Типичный случай - в Тибете, но вообще таких гор тысячи, включая Эверест, который тоже пирамидальной формы.

4. Предположим, вы где-то, что-то слышали про квадратуру круга. Можете смело выдвигать гипотезу, что во вселенной существуют планеты с квадратной орбитой движения.

Надеемся, общие принципы генерирования домашних открытий вам теперь понятны. Когда вы поднакопите идей, не выходя со своей кухни, можете постепенно расширять рамки и отправляться за новыми фактами куда-нибудь подальше, в путешествие, как это сделал А. Ю. Скляров…. За две недели туристической поезди в Мексику и посещения трех-четырех местных музеев этому известному альтернативному ученому удалось переосмыслить полностью и переписать всю древнюю истории Мексики

Будьте наблюдательны, постоянно на чеку. Если вы заметили в природе что-то, на ваш взгляд, подозрительное, не ищите этому никакого земного объяснения, а по старайтесь сразу же, на основе единичного наблюдения выдать глобальную теорию космического масштаба. Вам не нужны настоящие многолетние исследования, достаточно высосать что-нибудь из пальца в расчете на малообразованность публики по данным вопросам. К примеру, некий приверженец теории инопланетянского заговора, рассматривая видеозапись Луны, заметил в объективе тепловые колебания воздуха. Они показались ему странными, и энтузиаст науки тут же придумал сенсационную теорию, что Луна - это вовсе не спутник Земли а всего лишь голограмма, созданная инопланетянами для утаивания места нахождения их базы.
Если вы будете со всеми природными явлениями разбираться с помощью учебников, вы никогда не сможете стать настоящим альтернативным ученым.

Вероятно, начав работать, вы столкнетесь с конкуренцией, и заметите, что множество оригинальных идей уже высказано раньше вас. Может показаться даже, что и выдумать больше нечего. Это вас не должно останавливать. Руководствуйтесь гениальным выводом одного остроумного человека: «Количество ума на Земле величина постоянная, а население растет» (с). И продолжайте работу. Даже старые гипотезы, переписанные многократно, но другими словами, обязательно найдут своих новых поклонников.

Как продвигать свои идеи и находить единомышленников

Ученому мало сделать открытие и завоипть: «Эврика», нужно чтобы научный крик еще долетел до чьих-то ушей. Есть несколько способов быть услышанным

1. Вы можете останавливать случайных прохожих на улице и подробно рассказывать им про свои открытия. Но это путь трудоемок и охват аудитории будет невелик. Существует риск, что вас могут забрать санитары

2. Издание печатных трудов. К сожалению, вы должны быть готовы к тому, что консервативные и бессовестные редакторы академических изданий не допустят вас в свои журналы.
Издавать монографию на собственные средства - тоже не выход, это дорого и не слишком эффективно.
Хороший путь - попасть в со своими идеями в телепередачу или на страницы «Комсомольской правды» к Свете Кузиной . Но для такой удачи нужно сперва немного потрудиться, чтобы имя ваше примелькалось.

Поэтому самый правильный старт - это интернет. Заведите аккаунт на ЖЖ, ВК, ФБ и везде, где только можно, продублируйте его. Живой журнал наиболее предпочтительная, интеллектуальная платформа, охватывающая пользователей с максимальным диапазоном эрудиции и умственного развития. Со стопроцентной гарантией вы очень быстро найдете здесь своих единомышленников.
Ваши коллеги могут находиться в разных социальных и культурных слоях, но не нужно искать сторонников в среде высокообразованных, культурных людей, потому что именно там и обитают все эти ученые консерваторы - враги альтернативных учений. Поэтому смело ориентируйтесь на среднюю аудиторию не слишком богатых, не слишком культурных, малограмотных обывателей, домохозяек, яростных патриотов и антисемитов. Обязательно каждой своей работе придавайте национал-патриотический оттенок.
Допустим, вы увидели какие-то неровности на Солнце. Тема вашего нового открытия - это древние письмена, начертанные на светиле неизвестными полубогами, знавшими секрет сверхогнеупорной краски . Это прародители всех землян. Если вы китаец, вы должны разглядеть на Солнце иероглифы. Если украинский ученый-альтернативщик, то слова будут украинские. А если вы из России, то естественно, новость о вашем открытии зазвучит так: «Ученые обнаружили н а Солнце надписи на русском языке».
Если ваша статья об палеонтологии, то и здесь не будет лишним вставить патриотическое замечание, что даже в генах динозавров вами были найдены звенья белковой цепочки, по форме точно такой же, что висела на шее Ивана Грозного. Сами понимаете, о чем это свидетельствует.

Не стесняйтесь лишний раз поругать ученых жидо-масонов, перекрывающих кислород настоящим исследователям, клеймите позором чиновников, отказывающихся выделять деньги на поиски древних русских городов в Африке, погибших пять веков назад от ядерной бомбы.
Обвиняйте проклятый Госдеп в любых своих неудачах. Это сразу поднимет ваш рейтинг.

Но писать все это нужно хитро и виртуозно, подавать материал умело. Как овладеть таким умением, и о том, какие существуют приемы, мы будем говорить в следующей главе методического пособия.

Следующие главы методического пособия «Как стать ученым, не выходя из квартиры»:
Как писать свои научные труды
Как дискутировать с оппонентами. Алгоритмы поведения

А.М. Новиков

КАК СТАТЬ УЧЕНЫМ

К карьере ученого необходимо готовить себя с детских лет. Во-первых, необходима любознательность – вопрос «почему?» неотступно преследует ученого всю жизнь. Необходимо любить учиться - ученый учится всю жизнь. Ведь слова «учение», «ученик» и «ученый» - одного корня. Ученым называется человек не только по тому, что он «выученный», но и потому, что он учится постоянно, на протяжении всей жизни, вплоть до смерти. Кому учеба не в радость, кому учеба надоедает, тот может и не думать о карьере ученого. Но учеба учебе рознь – ведь круглые отличники крайне редко становятся настоящими учеными: у такого «отличника» основная цель – выучить материал. И за этим он ничего другого не видит. А когда надо уже не учить, а что-то конкретное делать самому, отличник теряется – он к этому никак не приспособлен.

Во-вторых, необходима вдумчивость, усидчивость, упорство в достижении целей. Сначала учебных, потом уже научных. Голова ученого постоянно занята какими-то проблемами. Мысли неотвязно преследуют ученого, как говориться, «ни сна, ни отдыха...».

В-третьих, для будущего ученого необходим романтический склад души. Необходимо уметь мечтать, необходимо уметь переживать. Ведь вроде бы «суха теория...». Да, результаты научной работы сухи, в них не может быть и не должно быть эмоций. Но процесс научного исследования для ученого насыщен сильнейшими эмоциями! Что-то не получается, что-то получается, но не так, как хотелось бы, в чем-то тебя не признают и т.д. и т.п. Вся жизнь ученого – это богатейшая палитра эмоций. Но если художник, композитор «выплескивают» свои эмоции на полотно, в музыкальное произведение, то эмоции ученого остаются в нем самом, внутри. И даже делиться своими эмоциями с другими коллегами у ученых не принято – делятся лишь сухими результатами. Для развития «научной романтики» весьма полезны книги о великих ученых из серии «Жизнь замечательных людей», а также художественные романы о деятельности ученых А. Кронина, С. Моэма, В. Каверина и др.

В-четвертых, необходимо с детства, с юности воспитать в себе критическое отношение ко всему на свете: почему это так как мне говорят, пишут? А почему нельзя иначе? А как еще можно объяснить это явление? А зачем мне это надо? Где я смогу это использовать? И т.д. Хотя, такие вопросы чаще всего вызывают бешенство школьных, да и вузовских педагогов, поскольку спрашивающий ученик «мешает проходить программу». Но это качество – критического отношения ко всему на свете, сомнения во всем – необходимый атрибут настоящего ученого.

В-пятых. Необходимо готовить себя и к скудным материальным возможностям. Ведь на начальных этапах зарплата младшего научного сотрудника или ассистента очень невелика. Относительный материальный достаток приходит позже. И вообще занятия наукой не приносят больших доходов. Если человек хочет жить «богато», получать, иметь много денег – ему не место в науке. Здесь есть интересный момент. Ученые в некоторой степени относятся с «завистью» к менеджерам, банкирам, чиновникам – что их доходы зачастую в десятки, сотни раз больше – наверное, и я мог бы быть таким же. Но те, в свою очередь, завидуют ученым – они кандидаты, доктора, профессора – к ним почтительное отношение со стороны окружающих. Кроме того, ученый сеет «разумное, доброе, вечное». Его книги остаются на книжных полках библиотек навечно, а результаты «деловых» людей сиюминутны, эфемерны, призрачны. Ну что же, как говорится, «каждому свое». Есть одно существенное преимущество профессии ученого. Общеизвестный факт: ученые, как правило, долго живут. Интенсивная умственная работа способствует долголетию, не дает организму стареть.

В шестых. Для ученого необходимо понимание окружающих. В первую очередь, в семье. Внешне, со стороны непосвященных людей, ученый вроде бы ничего не делает. Ну, подумаешь, сидит, читает или пишет, а то и вовсе просто сидит – думает. Разве это работа?! Когда-то давно, в молодости, один мой коллега-ровесник, талантливый молодой ученый женился на поварихе. Теща была заведующей той же столовой. И вот жена и теща изводили парня: вот мы целыми днями топчемся у горячей плиты, устаем до смерти. А ты бездельник! Сидишь целыми днями за письменным столом, ничего не делаешь, на работу редко ходишь. Парень был слабохарактерным, дело кончилось печально – суицидом.

Еще один момент. Голова ученого постоянно занята мыслями о своих научных проблемах: и днем и ночью, и на работе и на досуге, и в выходные и в отпуске. Постоянно. Известна масса анекдотов о рассеянности ученых – они имеют под собой реальную основу – ведь ученый поглощен своими проблемами и бытовые мелочи для него несущественны. А это вызывает зачастую большие сложности в семейных отношениях: муж как бы дома, рядом с женой и в то же время в мыслях «отсутствует». А для женщины, как говорится, «женское счастье – был бы милый рядом...». Даже бытует среди ученых такая поговорка: «Сколько жен надо иметь ученому? Как минимум две: первой сказал, что пошел ко второй, второй сказал, что пошел к первой, а сам пошел в лабораторию». Те же проблемы, только в несколько ином звучании и у женщины-ученого.

Поэтому лучше, когда в семье и муж, и жена научные работники. Лично у меня так и сложилось. И очень удачно. А своему сыну я еще во времена его юности говорил: «тебе надо жениться на дочери профессора». На что он мне отвечал: «А у меня нет знакомых профессоров». Но со временем так оно и получилось.

В-седьмых. В самом начале научной деятельности научному работнику приходиться решать очень узкие частные задачи. Это неизбежный этап – учиться надо вначале на простом. И здесь необходимо терпение и самоограничение. Ведь человеку, приходящему в науку хочется сразу заниматься «глобальными» проблемами. Так, чтобы сразу «перевернуть все здание науки!». Но такого не бывает. Учиться начинают на малом. И те молодые люди, которые на смогли пойти на такое самоограничение, спустя какое-то время, разочаровавшись, уходили из науки. А таких талантливых молодых людей я на своем веку встречал немало. Лишь после защиты кандидатской диссертации исследователь начинает расширять круг своих интересов. А уже после защиты докторской может уже заниматься чем угодно (в хорошем смысле), браться за решение «глобальных проблем».

Лично у меня на заре моей научной деятельности тоже были огромные амбиции. Но, с другой стороны, я вообще не понимал, о чем люди говорят на заседаниях Ученого совета, и откровенно засыпал. А общие собрания Академии педагогических наук СССР (нас, сотрудников академических институтов обязывали на них присутствовать) вообще были мне неинтересны, и я их избегал оригинальным способом. Собрания проходили в Московском доме учителя, где зал был небольшой. Я появлялся в фойе, чтобы меня видели, дожидался, пока все места будут заняты, и спокойно уезжал в свою лабораторию: «мест не хватило».

Какими науками заниматься? Это неважно. Все науки чрезвычайно интересны и занимательны. Я, например, собирался стать физиком, а стал педагогом. И нисколько об этом не жалею. Мне довелось по жизни глубоко, на профессиональном уровне вникать в психологию, физиологию, в кибернетику, в системный анализ, в теорию управления. И все было чрезвычайно интересно. Другое дело, что, идя в науку, поступая в аспирантуру или на должность младшего научного сотрудника, ассистента, следует поинтересоваться: какие в этой организации – вузе, в НИИ традиции и условия для научного роста. Если в среднем молодой ученый защищает кандидатскую диссертацию через 3-5 лет – это нормально. Если через 10, а то и вовсе молодежь не защищается – в такую организацию идти нежелательно.

Кроме того, есть различия приоритетов индивидуальных и коллективных исследований. В математике, в общественных и гуманитарных науках исследования носят, как правило, индивидуальный характер. В физике, в технике исследования чаще всего коллективные. Ведь, к примеру, создание нового самолета, ракеты, или исследования на ускорителях, колайзерах требуют усилий сотен, тысяч ученых. В индивидуальных исследованиях есть бόльшие возможности для продвижения, научного роста. Но ученый работает чаще всего в одиночку и сам отвечает за свои результаты. В коллективных исследованиях возможности для научного роста каждого исследователя скромнее, но зато есть дружная работа в коллективе.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!