Иллюстрации к сказке оле лукойе. Оле-Лукойе

У нас вчера появился долгожданный Оле-Лукойе с рисунками Виктора Пивоварова. Пока сигнал, но надеюсь. скоро будет и тираж.
самлое главное - книга удалась: и у нас получилось все, что хотелось и печать не подвела! Книга, что называется, сложилась.

Ганс Христиан Андерсен
Оле-Лукойе
пересказала с датского Ирина Токмакова
Художник Виктор Пивоваров
Издательство "Речь", 2013 год

ISBN 978-5-9268-1476-4

Твердый переплет (материал фактурный эфалин) + суперобложка (бумага, ламинированная матовой пленкой)
Матовая мелованная бумага на блоке
Цветные иллюстрации
32 полосы
Размер 160*209


Самое главное: книга практически вся сделана с оригинальных рисунков. А с оригиналами у книг этого художника беда. Поскольку знаю ситуацию очень хорошо, то могу сказать из шести, вышедших на сегодня книг, эта единственная, сделанная с оригиналов. То есть появился шанс увидеть эти иллюстрации такими, какими их видел сам художник, а не неизвестные нам печатники.

Книга делалась в очень тесном контакте с художником, под очень строгим контролем: до последнего момента что-то опускалось, что-то поднималось буквально до пары милимметров.


Еще перед началом работы художник предложил свой макет под твердый переплет. Он и был воспроизведен в итоге. В частности появилась суперобложка. Супер одно время был очень популярен, а сейчас что-то я давно не вижу его на детских (особенно) книгах. И классическое сочетание цветного яркого супера и строгого минималисткого переплета показалось чем-то свежим и очень хорошо легло на макет книги - сочетание ярких иллюстраций и подчеркнутого строгого "чистого" макета.

Вот фото макета

Материал самого переплета тоже не самый обычный - это фактурный эфалин, раньше применялся часто, сейчас немного подзабыт.

А это уже книга: суперобложка и сам переплет

Структура материала

Форзацы изначально, как видно на макете, задумывались другого оттенка, но когда книга сложилась, то стало видно, что цвет надо менять, в ходе работы с художником пришли к другому варианту.

Еще фото пока еще не книги, а макета

И специально для нашего нового издания, художник дорисовал домик на форзацы. Вот такой симпатичный, в картуше!

Теперь о тексте.
Про Оле-Лукуойе, я думаю, рассказывать излишне. Но предвижу вопрос: почему текст Токмаковой? Да, нам проще (и дешевле;) было бы брать Ганзен или Габбе, что в общем-то и планировалось. Но, иллюстрации рисовались именно под этот текст. И, когда прикинули, стало понятно, что брать надо только перевод Ирины Токмаковой, ибо не ложатся иные переводы под эти иллюстрации - слишком тесна их связь.

Ну, и лучше процитирую:

…Маленький Оле-Лукойе у Андерсена подсаживается к засыпающим детям, раскрывая над ними зонтик с картинками. И художник здесь же — ведь зонтик у них общий! А волшебные картинки с него переходят в детские сны. Оба колдуют. Художник Виктор Пивоваров колдует цветом: стихия сказки для него в радужном мерцании, таком же неуловимом, как балахончик и шапочка Оле. «Какого цвета?» — спрашивает Андерсен. А неизвестно, потому что они отливают всеми цветами радуги — то жёлтым, то красным, то лиловым.
В своих картинках-снах Пивоваров очень конкретен в деталях; кто же иначе поверит в эти уснувшие, не знающие законов притяжения миры, где, как в вакууме, без звука застыли стрекозы больше слона; где — кукольные домики, каравеллы, мыши во фраках уходят за край страницы. Действия нет — есть состояние, когда хочешь шагнуть, а ноги не движутся, и не можешь проснуться — весь во власти цветных снов...
Виктор Таубер

Как же поэтичны и образны сказки, которые нашёптывает Оле-Лукойе мальчику Яльмару, в пересказе детской писательницы Ирины Токмаковой! Её грифельная доска, на которой Яльмар с ошибками записал решение задачи, не просто в ярости. Хуже: у доски прямо разламывается спина! Кукла Берта у Токмаковой выходит замуж не за некую куклу мужского пола по имени Герман. Нет, белокурой Берте сделал предложение настоящий игрушечный матрос! А цветы на деревьях, выросших из комнатных растений после прикосновения волшебной палочки Оле-Лукойе, пахнут не только розами — целым весенним садом!
Ирина Токмакова пересказала сказку «Оле-Лукойе» Андерсена для самых маленьких читателей. Лишь вскользь она упомянула таинственного брата Оле-Лукойе, который приходит к людям один раз в жизни. И уж тем более не произнесла его имени. Ведь это совсем другая история — и её надо рассказывать, когда дети чуть-чуть подрастут.
Оксана Василиади

Творчество Виктора Пивоварова я люблю выборочно, некоторые рисунки "пробирают" до глубины души, а мимо некоторых прохожу равнодушно, поэтому и книги у меня в библиотеке с его рисунками присутствуют очень выборочно.
"Оле-Лукойе" покупать не хотела, у меня не связано с этой книгой никаких детских ностальгических моментов, ну вот не было у меня её в детстве, но, к несчастью, она в детстве была у Трухиной.
А вы когда-нибудь пробовали от нее отбиться, когда она считает, что это вам "СРОЧНО НАДА"?!
Волею судеб появилась у меня книжка "Оле Лукойе" , и я поняла справедливость фразы, что "книгу надо подержать в руках", никакие сканы или фото не позволят составить объективную картину.
Оказалось, что "Оле" мне просто НЕВЕРОЯТНО нравится, более того, когда мне подвернулся комплект открыток (пусть и не полный) за смешную сумму 40 рублей, я, разумеется, хапнула не раздумывая.

Кстати, если кто-то пришлет сканы недостающих у меня 4 открыток (номера 5,6,8,13) буду весьма и весьма признательна!
Ужасно любопытно, что там на них изображено.

Г.-Х. Андерсен. "ОЛЕ-ЛУКОЙЕ" Комплект открыток .
("Советский художник", 1974 год, илл.В.Пивоварова )

Где бывает Оле-Лукойе днём - это никому не известно, а вот по вечерам он приходит к ребятам.
Оле тихонечко открывает дверь и незаметно проскальзывает в комнату.

Оле обошел все цветочные горшки и дотронулся палочкой до каждого цветка.
И вот цветы стали расти, они доросли до самого потолка и сплелись там в зелёную беседку.

Нет, так не годится, - сказал Оле.- Давайте-ка займёмся гимнастикой.
Это укрепит ваше здоровье и вы сразу похорошеете.
И - представьте себе - после хорошего урока тимнастики буквы стали красавицами.

Оле и Яльмар сели в лодку на красивые скамеечки
и лебеди повезли их вдоль живописных берегов.

Подумать только - у самого самого окна плескалось море,
а у крыльца стоял на причале великолепный корабль.

Прошу вас сесть в мамин напёрсток, - сказала Мышка.
- Я отвезу вас на свадьбу. И они покатили на мышиную свадьбу.

Зал был полон гостей - расфранченных мышиных дам и элегантных мышиных кавалеров.
А посреди зала на красной сырной корке сидели молодые и принимали поздравления.

Яльмар забрался на стол. там стоял большой кукольный дом.
Окна его светились. Из окон доносилась торжественная музыка.
Оловянные солдатики салютовали каждому гостю троекратным залпом.

Какие там сказки, - проворчал Оле.
- Вот тебе зонтик и гляди себе на этих китайцев.
И Оле раскрыл над Яльмаром расписной китайский зонт.

Тсс, - сказал Оле-Лукойе.
-...Ты можешь повесить прадедушкин портрет на место, потому что я пришёл проститься с тобой.

Оказалось, что иллюстрации в книге и на открытках РАЗЛИЧАЮТСЯ.
Более того, на открытках есть те, которых НЕТ в книге.

Кому интересно, добро пожаловать под кат!

Сравниваем книгу

Г.-Х. Андерсен. "ОЛЕ-ЛУКОЙЕ"
("Детская литература", 1969 год, илл.В.Пивоварова )

КНИГА ОТКРЫТКИ

Эти иллюстрации НЕ ВОШЛИ в книгу:

Сейчас можно купить замечательное переиздание от "Речи".

В 1975-м году художник В.Таубер написал для журнала "Детская литература" три статьи об иллюстраторах классических детских сказок Г.Х.Андерсена, Ш.Перро и братьев Гримм.
Книги, о которых идет речь в статье, хорошо знакомы и маленьким, и взрослым. Кажется, что нового мы можем открыть в них? Но В.Таубер, с его блестящей художественной эрудицией, говоря о братьях Траугот, вспоминает об искусстве 18-го века, а истоки творчества Конашевича и Дехтерева возводит к "мирискусникам"...
Первая статья об иллюстраторах Г.Х.Андерсена была опубликована в апрельском номере, ко дню рождения великого сказочника:

«Обращаясь к «королю сказочников», я вынужден сильно ограничить себя — за бортом останутся и история, и география; иллюстративное наследие, связанное с именем Андерсена, так необозримо, так широко разлилось по всем континентам, что только жесткий отбор спасает меня от «распыления». Но и в пределах нашей страны дать полный обзор Андерсенианы трудно, да и не нужно. Отбрасывая многое случайное, я беру только семь имен; только тех, без кого общая картина останется, на мой взгляд, неясной. Пусть не покажется странным, что такие, к примеру, «столпы», как Рудаков и Петр Митурич, не попадут в мой обзор, а Чижикову, создавшему одно только «Огниво», будет отведено достаточно большое место. Ведь для Рудакова, для Митурича-отца работа над Андерсеном — лишь эпизод, мало для них характерный! Не общие заслуги в искусстве, не имя важны для нас в данном случае, а, прежде всего, созвучность с авторским замыслом.
Каждая сказка Андерсена — кусочек его жизни. Автор многих забытых романов, мемуаров, Андерсен и не помышлял о фантастической судьбе своих сказок, как и не задумывался об их маленьких читателях; для них он предпочитал вырезать смешные силуэты из черной бумаги, сказки же, по примеру других романтиков, адресовал взрослому читателю.
Андерсен не был фольклористом; литературная сказка — вот имя жанра, порожденного романтическим движением. Нескладному сыну сапожника, «гадкому утенку», судьба подарила залог бессмертия — провинциальную нетронутость души, легко ранимой, в сочетании с даром рассказчика. Но что бы значил сюжет «Соловья» без скрытой музыки, вторящей слову? Ведь, если вслушаться, то и «Соловей», и «Свинопас» — настоящие стихотворения в прозе, все признаки этого жанра налицо. Вот те ориентиры, без которых точные попадания невозможны для иллюстрирующих, скажем, «Дюймовочку». Именно эти соображения руководили мной в моем анализе — не столько текст важен, сколько подтекст!
При всех своих различиях, и братья Гримм, и Перро «отпираются общим ключом»: изобразительный комментарий к ним — в руках любого иллюстратора западного фольклора. У Андерсена - замок с секретом. Не зная тайного шифра, его не откроешь...


Итак, о художниках. Позвольте мне начать с молодых — В. Пивоварова и А. и В. Трауготов.
Маленький Оле Лукойе у Андерсена подсаживается к засыпающим детям, раскрывая над ними зонтик с картинками. И художник здесь же — ведь зонтик у них общий! А волшебные картинки с него переходят в детские сны. Оба колдуют. Художник В. Пивоваров колдует цветом: стихия сказки для него в радужном мерцании, таком же неуловимом, как балахончик и шапочка Оле. «Какого цвета?» — спрашивает Андерсен. А неизвестно, потому что они отливают всеми цветами радуги — то желтым, то красным, то лиловым.

Художник Пивоваров щедр на выдумки — он и многокрасочен, он и многослоен. И «родословная» у него богатая — от старых нидерландцев до сюрреалистов. Но можно ли такую многослойность назвать эклектикой? Просто есть художники, и очень тонкие художники, которым противопоказан непосредственный, «впритык», контакт с натурой! Но в своих картинках-снах Пивоваров очень конкретен в деталях; кто же иначе поверит в эти уснувшие, не знающие законов притяжения миры, где как в вакууме, без звука застыли стрекозы больше слона; где — кукольные домики, каравеллы, мыши во фраках уходят за край страницы. Текст прочитан между строк, точно и умно. Действия нет — есть состояние, когда хочешь шагнуть, а ноги не движутся, и не можешь проснуться,— весь во власти цветных снов... Иногда, впрочем, редко, умная фантазия Пивоварова вдруг отдает холодком рационализма; так, на рисунке с птицей «рейсфедер» убил поэзию, — разлинованная клетка птичника превратилась в ребус. Она придумана, а не увидена!
Искусство обычно имеет много аспектов: один из них — поэтичность — раскрыт Пивоваровым у Андерсена через цвет. То же поэтическое начало мы встречаем у В. Конашевича, отвергавшего, впрочем, живопись в книге.
А. и В. Трауготы очень последовательно отстаивают своего «взрослого» Андерсена. Передо мной томик удлиненного формата, с супером и элегантным форзацем. Рядом — двухтомник того же типа, выпущенный издательством «Художественная литература». Поскольку первый носит марку «Детской литературы», я вынужден включить в свой обзор его. Сравниваю оба издания и, честно говоря, разницы не нахожу. И там, и здесь — стремительно броский штрих, воссоздающий не «тело» людей и предметов, а живописную среду.

В детском издании к игре легких линий добавлены расплывающиеся акварельные пятна. Однако все можно «прочесть»; так, лиловое пятно — ночь, желтый просвет на нем — окошко в замке принцессы. Потом уже, с некоторым трудом, замечаешь купеческого сына, летящего на сундуке. Все прочее — домысливается... Нет изображения, нет рассказа — творческая вспышка, как магний, озаряет страницу, мгновенно рождая образ. Для чтения таких намеков не достаточно простой грамотности в объеме младших классов; перед нами, так сказать, «стенография», введенная в обиход еще задолго до Лотрека — великолепный Сен-Обен еще при Людовиках украшал пригласительные билеты своими легкими импровизациями. За ним, уже в XIX веке, был романтик Гис. Французскую традицию наброска на полях продолжили у нас молодые Милашевский и Кузьмин. Это, наряду с ксилографией — наиболее книжный прием, удивительно вторящий начертанию текста. Не следует, однако, считать, что Трауготы ограничиваются изящным аккомпанементом, превращающим любой разворот в арабеску, ласкающую глаз. Импровизация не всегда враждебна психологизму; так, замерзающий ребенок в сказке «Девочка со спичками» потрясает, хотя за освещенными окнами нет «всамделишных» елок; есть зато сама рождественская ночь — даже церковный звон слышится сквозь пургу!

Где же та граница в искусстве, за которой дозволен любой порыв фантазии, непонятный «деткам»? Глухой забор, воздвигнутый педагогами-методистами вдоль такой границы, никогда не казался мне достаточно надежным. К тому же слишком мне знакома мальчишеская страсть перелезать через заборы! В своих сомнениях я обратился к книге В. Конашевича «О себе и своем деле»: «Четкость, ясность, законченность совершенно необходимы в детском рисунке... Рисунки для детей не могут быть набросками и намеками. Еще менее — вензелями и росчерками. Они должны быть четко сделанными». Вот она — почти догма! Но как же зыбки все догмы, и в особенности те, что художник придумывает себе на потребу! На той же странице тот же автор опровергает свои аксиомы, утверждая что «в искусстве все можно, что хорошо и талантливо, и ничего нельзя, что плохо и бездарно».
После многих ссылок на Конашевича пора, наконец, заняться и его андерсеновским наследием. Спорный в своих высказываниях, тут он представляется устоявшимся и бесспорным. Сопоставляя В. Конашевича с другим иллюстратором сказок, Б. Дехтеревым, видишь, насколько «несерьезен» первый во всем антураже своих картинок. При доскональном знании обличья прошлого, он предпочитает маскарад там, где у Дехтерева тонкая реставрация эпохи. Буффонада, театр масок и всяческих мистификаций — вот та питательная среда, что, с легкой руки А. Бенуа, вскормила «петербуржца» Конашевича.

Предок и у него, и у Дехтерева один — ретроспективный и глубоко эрудированный «Мир искусства». Однако унаследовали они разное. Второй - «разукрашенную» статику, первый — улыбчивую игру. Роднит двух художников удивительная цельность и неизменность их манеры. Вероятно, вершиной у Конашевича являются его английские песенки «Плывет, плывет кораблик». Там свойственный ему светлый юмор проявляется с особой притягательностью. Но и андерсеновские циклы принадлежат к его шедеврам — классика без котурнов, изящество без изысканности, усмешка без шаржа, любовь к людям, чуждая сантиментов — вот в чем секрет очарования даже самых маленьких перовых набросков художника. Сама судьба столкнула Конашевича с Андерсеном; если говорить о направленности советских иллюстраторов сказки, то нет лучшего примера! Нигде почерк мастера не переходит в росчерк. Это о форме. Что же касается поэтики Конашевича, то он пленяет полным совпадением с поэтикой автора сказок. Действие их обычно развертывается на двух уровнях: вверху — волшебство, внизу — быт. Когда у Гофмана в «Щелкунчике» королева, подоткнув передник, подает августейшему супругу кровяную колбасу на сковородке, а тот кричит «мало шпику!», то перед нами типичный пример «снижения». «Свинопас» Андерсена построен на том же сближении уровней: там король бежит через скотный двор, поправляя задники сбившихся туфель...
Иллюстратору, лишенному иронии, Андерсен противопоказан. Остро ироничен в своих прославленных «Сказках» и Иржи Трнка. Книга эта признана высшим достижением «Андерсенианы» на Западе, но, при всей своей поэтичности, она уступает Конашевичу в одном — местами ирония в ней переходит в гротеск, изящество — в изыск. Поэтому великолепный «Голый король» заслоняет в «Сказках» лиричную «Дюймовочку» и «Гадкого утенка». Таких противопоставлений искусство Конашевича не знает — он равно силен и в иронии, всегда мягкой, и в волшебстве, всегда убеждающем.
Насколько емок и многогранен был талант северного сказочника, мы убеждаемся на примере Б. Дехтерева. В «Дюймовочке», если не ошибаюсь, единственной андерсеновской сказке художника, миссия его та же, что и в сказках Перро — создание нарядной волшебной книжки. Именно «миссия», а не просто задача — редко можно встретить мастера, до такой степени неуступчиво одержимого идеей.

Дехтерев, в своем культе изящных изданий начала века, не боится остаться в одиночестве; при том, в рисунках к «Дюймовочке» он ориентируется уже не на классику, как в «Золушке», а избирает образцом зачастую «бросовый» материал, резонно считая, что дело не в материале, а в новой его подаче. Блок в своей лирике и в «Двенадцати» использовал лакейский романс и частушку, живописец Ларионов — вывески уездных парикмахеров. Что же зазорного в том, что искушенный рисовальщик Дехтерев обратился в нашем случае к «стилю модерн», поруганному и забытому настолько, что как раз пришла пора вспомнить о нем!
Не будем толковать о качестве стиля — еще не пришло время для объективной оценки его, но и в архитектуре, и в рекламе, и в книге прихотливая текучесть линий «модерна» уже культивируется. Светлая ровная заливка акварелью оконтуренных картинок «Дюймовочки» — из того же источника! Оттуда же и чистенькие рамки, и пренебрежение фактурой. С редкостной последовательностью Дехтерев отметает все, что мешает ему выразить свое «кредо»: активный цвет, всяческие срезы и наплывы, процарапыванье, затеки — опрятная кухня «модерна» обходится без пряных приправ... «Чистота» андерсеновской музы, быть может, с излишней прямолинейностью переведена художником на язык гладких контуров и незамутненных красок. После железных конструкций Лебедева и Фаворского, монотонная узорчатость титула «Дюймовочки» уводит в мир уютных детских спаленок с ночником в углу. В свете этого ночника нет злодеев: бабушкина сказка, словно колобок, бежит, привычная и степенная.
Перехожу к следующему иллюстратору старшего поколения — В. Алфеевскому. В иллюстративной «Андерсениане» он занимает значительное место: я имею в виду многотиражные массовые издания, в основном бескрасочные. Плохая бумага и несовершенство полиграфии заставляли издательство обращаться к мастерам перового рисунка, а штрихом, надо признать, Алфеевский владеет свободно и уверенно. Алфеевский специализируется в основном на западной сказке. В своем мастеровитом штрихе он жестковат, даже колюч местами. Его разреженная штриховка, идеальная в смысле воспроизводимости, графически хорошо смотрится в книге, менее органичными кажутся мне его цветные вещи.
Передо мной — заставка к «Дюймовочке» (Сказки. Детгиз, 1955). Все дано: интерьер, черепичные кровли за окном. Нет только самой девочки-крошки — она растворилась, светлое пятнышко на светлом окне... Так же нейтральны и все герои Алфеевского, в то время, как пейзаж за ними — всегда выразителен!

Городской вид, данный в акварельном пленэре, совсем «съел» и солдатика, и водяную крысу из того же сборника. Пейзажные, пространственные построения — вот настоящая стихия художника; на долю людей и зверей осталась роль стаффажа. Но, к сожалению, должен отметить, что и закоулки старого Копенгагена у Алфеевского, при всей их привлекательности, «молчат», а ведь тем и пленяет нас мудрый сказочник, что у него и вещи, и камни рассказывают о себе удивительные истории. Вот и андерсеновский уличный фонарь, доживающий век, горько сетует на свою судьбу. У Алфеевского он просто висит, где ему положено, и дома за ним очень уже перспективно уходят в глубину. Они тоже безмолвны, эти дома. Цветная книжка 1971 года — «Дюймовочка», «Гадкий уте¬нок» — заставляет насторожиться; колючесть, свойственная художнику, переходит здесь в разорванность, деликатная светопись — в плакатность.

Так, внешне, на одном эффекте подавать скромнейшего из сказочников, можно лишь по недосмотру. Вина, в данном случае, падает на художественного редактора книжки. У каждого художника возможны срывы, и плохую услугу оказывает ему издательство, в спешке публикуя все подряд.
До сих пор я разбирал лишь продукцию издательства «Детская литература». Книжки А. Кокорина и В. Чижикова, о которых пойдет речь ниже, выпущены «Малышом». К особым удачам «Малыша» я отношу приобщение вполне «взрослого» и очень опытного художника А. Кокорина к Андерсену. Три книжки — три сказки! «Свинопас», «Что мужик не сделает, то и хорошо» и «О том, как буря перевесила вывески». Все три — широкого формата, уверенно свободные по приему: живой карандашный рисунок плюс акварельная, деликатно введенная в него подцветка.

И в отборе сказок, и в подаче их — ум и вкус мастера, много знающего: знающего возможности подобного лаконичного приема и, главное, свои собственные творческие возможности. Кокорин с-знательно выбирает «нижний уровень» — быт! Тут он полновластный хозяин — у него все поселяне смешные и добрые, и розовые свинки такие же; даже дома с аистом на крыше у Кокорина добрые. Ну что же — и такой, вполне житейский, обжитой Андерсен нам нужен. Перед нами лишь одна грань андерсеновского мира, но как убедительно-вкусно поданная. Очень непринужденно, без видимых усилий Кокорин решает труднейшую формальную задачу — между его фигурками в тексте и страничными композициями нет стилевого разрыва, все решено в одном ключе. Больше того, та же совсем не простая импровизационная легкость переходит из сказки в сказку, поэтому так удачно они ужились под одной обложкой!
И последнее в моем разборе — «Огниво» с картинками В. Чижикова. Нарядная, цветастая книжка и смешна, и декоративна. Тут как-то не хочется доискиваться первоисточников; они есть, но не лезут в глаза. Художник не только почувствовал Андерсена в целом, но, больше того, сумел выделить и подчеркнуть необычное звучание его первой по времени сказки. В ней меньше поэтических иносказаний и недомолвок и больше действия. Я бы назвал ее авантюрной сказкой, и этот приключенческий привкус «Огнива», роднящий его с «Аладдином», Чижиков живо воспринял.

«Служивый» у него полностью лишен индивидуальности; он — маска, как и у автора. Просто это сочетание в одном лице качеств, присущих солдату. Нарочитая условность всего окружения также отлично понята художником. Особенно хочется выделить дворцовый сад при луне, очень убедительный своей «невсамделишностью». Таков же и замок, виднеющийся сквозь решетку. В сказке, очень сюжетно пестрой, достигнуто единство и ритмическое, и цветовое. Образы найдены. Собаки, против обыкновения, действительно фантастически огромны; обычно иллюстраторы сажают на сундук обыкновенных дворняг несколько укрупненной породы. Привлекателен и квадратный формат «Огнива» - и тут, как и в кокоринских сказках, заметно стремление «Малыша» отойти от стандартных норм.
Хотелось бы добавить еще несколько слов о стилистике художника. Чижиков, долго проработавший в «Крокодиле» и затем в «Мурзилке», перенес и в книгу приемы типично журнального рисунка. Благодаря культуре цвета и композиционному чутью художника, переход от журнала к книге совершился безболезненно. Здесь недавний карикатурист ограничил себя кругом тем, близких ему,— неспроста из сотен андерсеновских сказок он отобрал именно «Огниво», почти «комикс» рядом со снежными королевами! Манеру Чижикова я бы назвал «ласковым юмором».
Можно, значит, и так — просто смешной Андерсен, даже с «крокодильским» оттенком, легко уживается с философским Андерсеном. Приведенные выше примеры еще раз убеждают нас — чем богаче творческий диапазон автора, тем, естественно, разнообразнее палитра художников-иллюстраторов. Еще одно доказательство тому — два привлекательных издания, выпущенные в послевоенные годы Детгизом — «Соловей» и «Старый дом».

Илюстрации В.Домогацкого смотрите в журнале da_zdra_per_m : da-zdra-per-m.livejournal.com/34169.html

Автор гравюр к этим сказкам В. Домогацкий нашел свой необычный фон, далекий от повествовательности; строгая сдержанность, лаконичность изобразительного языка отмечает эти изящно изданные, совсем взрослые книжки.
К работе над сказками великого датчанина издательства смело привлекают самых разнообразных художников.
К Андерсеновскому юбилею «Детская литература» готовит сразу два сборника сказок — с рисунками В. Пивоварова и В. Панова. В «Малыше» уже вышла книга, объединившая сказки, проиллюстрированные А. Кокориным. Об этой творческой удаче художника, отмеченной дипломами на Всесоюзном и Всероссийском конкурсах на лучшую книгу 1974 года, шел разговор выше. К юбилею «Малыш» выпускает «Гадкого утенка» с рисунками В. Белышева. Это ближайшее будущее. Сколько еще новых неожиданных Андерсенов подарят нам в дальнейшем наши издательства?!

August 28th, 2013

Г. Х. Андерсен "Оле-Лукойе"
Картинки Г.А.В. Траугот
Изд-во "Малыш" Москва, 1971 год

Тираж 150 000 экземпляров

Книга казалась волшебной в раннем детстве и прежде всего из-за иллюстраций. Нереальные виды, мягкие линии, сложные композиции, которые можно было внимательно рассматривать и находить новые и непонятные детали - все это завораживало. Разбиение книги по дням недели, два вида иллюстраций: титульные для дней недели - более строгие, с минимумом цветов, и цветные внутри сказок... Много есть хороших художников, но создать у ребенка ощущение сказки - это настоящее, большое мастерство!

Так как практически на каждой странице есть иллюстрации, далее вся книжка.

Восприятие ребенка и восприятие взрослого это две разные вещи. Поэтому я выкладываю прежде всего СВОИ детские книги (будет время отсканирую и другие не менее прекрасные и ценные, но уже с ними у меня ничего детского не связано). Главный заказчик, "потребитель" для детского художника - ребенок, поэтому я пишу свои детские впечатления связанные с той или иной книгой. Я считаю это важным.
Другое дело, что меня спрашивают "А как же ты все помнишь?". А я и не помню! Конечно я не все помню, помню смутно, сейчас уже домысливаю, но все равно главные впечатления остались в памяти. Эта книга одна из самых "ярких" произведений моего раннего детства.

Сканы в разном разрешении можно посмотреть в Альбоме "Детские книги - Траугот" на Яндекс-фотках

О книге, или "мои пять копеек"
Как вы все знаете я публикую исключительно свои детские книги (не то чтобы у меня других не было, но свои бы опубликовать!). Как я уже упомила в начале эта книга одно из самых "ярких" произведений моего раннего детства. Трауготы - это космос, высший класс.И не только из-за профессионализма художественного исполнения. Это иллюстрации со смыслом, со своей философией, пронизанные мыслью художника (до конца мною не понятой, возможно).
Я смутно помню свои детские ощущения и мысли сначала при разглядывании, потом чтении этой книги. Взгляните на титульный лист, мы видим всадника скачущего между колоннами, развивается плащ, какие-то волнистые линии... если уж говорить совсем просто - это зад лошади, ни больше ни меньше. Но эта картинка заставляла меня воображать, фантазировать. Что там? Кто скачет? Я думал, что это рыцарь. Почему? Не знаю. Просто у меня были солдатик - рыцарь на коне, великолепно выполненный, весь в амуниции, с копьем, со множеством деталей - мне казалось что может быть рыцарь подходит на эту роль. Я считал что это может быть Оле-Лукойе, а может сам Андерсен. Много ли детских художников, которые не просто создают "сопроводиловку" к тексту, а заставляет ребенка думать? Мне сейчас, как взрослому человеку, интересно, а что было в голове у художника когда он создавал такую иллюстрацию для титульной страницы? Как он вообще объяснил в издательствах, что дети младшего возраста должны начинать книжку с "зада лошади"? Возможно это символ "вхождения" в книгу.
А иллюстрация с курицей. Почему там карты? Свечка? Обратите внимание слева - корабль на колесах. Это волшебное превращение повозки на которой путешествовала курица? Не знаю, и к сожалению не узнаю. Но остаются великолепные работы в которых всё и семья, и питерская атмосфера, и что-то гофмановское и... и...
Эта книга вообще проект с большим размахом. Сейчас мне трудно даже вспомнить что-то современное, что включает в себя такую деталировку и такой нестандартный и концептуальный подход:
- формат. книга квадратная, уже нестандарт (из-за чего и пострадал сильно обложка, так как дома не вписывалась ни в одну полку, ни в один шкаф). Отличная, плотная бумага бумага.
- практически идеальное сочетание автора и иллюстраторов. Ни то чтобы Трауготы лучшие для Андерсена, но, возможно, лучшие для Оле-Лукойе. Книга о снах, о иллюзиях и, здесь, их лёгкие, воздушные образы, сложные композиции при некой нереальности рисунка очень к месту.
- Вы обратили внимание на вводную часть, я там написал «Картинки Г.А.В. Траугот», ни то что бы я не знаю слова «иллюстрации», но именно так в тексте! Именно так на титульной странице. Мелочь? Или не мелочь? Практически во всех книгах вы найдете "Иллюстрации того-то" "Рисунки" или "Художник тот-то". Употребляют термины "иллюстрации" или "рисунки", никогда "картинки". Картинки это слишком по-детски, слишком "простонародно" если хотите. Но Трауготы пишут "картинки". Конечно в детстве я на это не обращал внимание, меня больше волновал вопрос кто там на коне скачет, но сейчас я это замечаю.
- титульная страница тоже загадка, повторюсь про «зад коня» я уже писал.
- более того здесь два титула (или если хотите форзац и титул - хотя какой тут форзац?), на первом уже упомянутый мной зад лошади и «Г.Х. Андерсен. Оле-Лукойе» (на другой стороне цветная иллюстрация, обратная сторона обложки). На другом: белый разворос, с одной стороны - издательство Малыш, с другой стороны - картинка со скрипачом «Г.Х. Андерсен. Оле-Лукойе. Картинки Г.А.В. Траугот». С точки зрения самой экономной экономики - нелогично, зачем тратить столько бумаги, ничего нового эти титулы не говорят, и так понят кто автор и как называется произведение? А с точки зрения книги-проекта со своим смыслом и настроением…
- Разбиение книги по дням недели, два вида иллюстраций: титульные для дней недели - более строгие, с минимумом цветов, и цветные внутри сказок. Множество графических элементов - инициалы, в конце глав миниатура
- две страницы цветные - все белые (сейчас уже желтые). А вот с лебедями голубая, там картинка на разворот. И с ласточкой голубая там снова картинка на разворот. при этом больше цветных страниц нет, не стали перегибать.
тут целую статью про книгу можно написать (напоследок - даже тиража была два с разными обложками), ну нет времени долго писать. Это высокий класс, и класс не только в иллюстрациях, класс в самом подходе.

О художнике
Этих художников представлять не нужно, но думаю не все кто заходит посмотреть иллюстрации знают о них подробную информацию. И вообще что такое "ГАВ"?
Г.А.В. Траугот — коллективный псевдоним трех мастеров книжной графики, Георгия (1903—1961), Александра (1931) и Валерия (1936—2009) Трауготов.Трауготы начали работу в области детской книжной иллюстрации в 1956 году; это была книга «686 забавных превращений». Первые книги они иллюстрировали все вместе, втроем — отец и братья. Рисунки подписывали, соответственно, тремя инициалами: Г. А. В. — Георгий, Александр, Валерий. После трагической гибели Г. Н. Траугота в 1961 году его сыновья оставили имя отца в своей росписи, подразумевая следование выработанной втроем стилистике и тем самым словно работая вместе с отцом.
«Мы вместе мыслим. И вместе чувствуем. Это и есть наше искусство. Так же, как музыканты, которые оркестр, и так же, как цирковые акробаты. Цирк и оркестр — в этих сферах нельзя сфальшивить, сработать вполсилы...». К такой работе братьев приучил с детства отец. Они называли Георгия Николаевича своим главным учителем.
Под подписью Г.А.В. Траугот иллюстрированы любимые детьми всего мира сказки замечательного датского сказочника Ханса Кристиана Анднерсена, произведения Мориса Метерлинка, «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Наука любить» Овидия, «Золотой осел» Апулея, сказки братьев Гримм и Гауфа, сказки Шарля Перро, русские народные сказки, кубинские, камбоджийские, китайские и японские сказки, произведения Пушкина, Аксакова, Толстого, Набокова, Гумилева, Булгакова, произведения немецких, английских, французских, китайских, венгерских, американских, польских и других замечательных писателей мира.Работы художников регулярно участвуют в российских и зарубежных выставках книг и иллюстраций, часть из них находится в частных и государственных собраниях и музеях Москвы (в том числе в Третьяковской галерее), Санкт-Петербурга (в том числе в Эрмитаже), Твери, Архангельска, Петрозаводска, Вологды, Иркутска, Красноярска, Рязани, Калининграда и разных городах мира.
В 2009 году не стало Валерия Траугота.
(источник Kid Reader)

Другие публикации с иллюстрациями Г.А.В. Траугот :


  • автор traugot_g_a_v - Журнал посвященный ГАВ Траугот - очень много материалов о

  • автор madame_roland - Г. А. В. Траугот - Пушкин "Маленькие трагедии" - тот же Пушкин, те же Трауготы.

  • ссылка не в ЖЖ, но рекомендую ее посмотреть "Медный всадник" с илл. ГАВ Траугот . тот же Пушкин, но не те же Трауготы.

  • автор - Андерсен "Оле-Лукойе". Рисунки Г.А.В. Траугот ("Малыш", 1971 г.)

  • автор koroleni - К.С. Льюис. "Лев, колдунья и платяной шкаф". Рисунки Г.А.В. Траугот

  • автор petson - К.С. Льюис. Лев, Колдунья и платяной шкаф. Иллюстрации братьев Траугот

  • автор polny_shkaf - Д. Хайкин и Г. А. В. Траугот иллюстрирут сказку С. Прокофьевой

  • автор polny_shkaf - 686 забавных превращений. Художники Г. и А. Траугот. Л.: Художник РСФСР. 1956 г.

  • автор babs71 - Г. А. В. Траугот. "Книжный" фарфор

  • автор kievljanka - Сказка про лунный свет. Г.А.В. Траугот

  • автор

» » » Оле-Лукойе. Ганс Христиан Андерсен

Никто в свете не знает столько сказок, сколько знает их Оле-Лукойе. Вот мастер-то рассказывать! Вечером, когда дети преспокойно сидят за столом или на своих скамеечках, является Оле-Лукойе. Он обут в одни чулки и тихо-тихо поднимется по лестнице; потом осторожно приотворит дверь, неслышно шагнет в комнату и слегка прыснет детям в глаза молоком. В руках у него маленькая спринцовка, и молоко брызжет из нее тоненькой-тоненькой струйкой.

Тогда веки у детей начинают слипаться, и они уж не могут разглядеть Оле, а он подкрадывается к ним сзади и начинает легонько дуть им в затылки. Подует, и головки у них сейчас отяжелеют. Боли при этом никакой: у Оле-Лукойе нет злого умысла; он хочет только, чтобы дети угомонились, а для этого их непременно надо уложить в постель!

Вот он и уложит их, а потом уж начнет рассказывать сказки. Когда дети заснут, Оле-Лукойе присаживается к ним на постель; одет он чудесно - на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать, какого цвета: он отливает то голубым, то зеленым, то красным, смотря по тому, в какую сторону повернется Оле. Под мышками у него по зонтику: один с картинками, который он раскрывает над хорошими детьми, и тогда им всю ночь снятся чудеснейшие сказки, а другой совсем простой, гладкий, который он развертывает над нехорошими детьми; эти спят всю ночь, как чурбаны, и поутру оказывается, что они ровно ничего не видели во сне! Послушаем же о том, как Оле-Лукойе навещал каждый вечер одного маленького мальчика Яльмара и рассказывал ему сказки! Это будет целых семь сказок: в неделе ведь семь дней.

Понедельник

Ну вот, - сказал Оле-Лукойе, уложив Яльмара в постель, - теперь разуберем комнату!

И в один миг все комнатные цветы и растения выросли в большие деревья, которые протянули свои длинные ветви вдоль стен к самому потолку; вся комната превратилась в чудеснейшую беседку. Ветки деревьев были усеяны цветами; каждый цветок по красоте и запаху был лучше розы, а вкусом слаще варенья; плоды же блестели, как золотые. Еще на деревьях были пышки, которые чуть не лопались от изюмной начинки. Просто чудо что такое! Вдруг поднялись ужасные стоны в ящике стола, где лежали учебные принадлежности Яльмара.

Что там такое! - сказал Оле-Лукойе, пошел и выдвинул ящик.

Оказалось, что это рвала и метала аспидная доска: в решение написанной на ней задачи вкралась ошибка, и все вычисления готовы были распасться; грифель скакал и прыгал на своей веревочке, точно собачка; он очень желал помочь делу, да не мог. Громко стонала и тетрадь Яльмара; просто ужас брал, слушая ее! На каждой странице, в начале каждой строки, стояли чудесные большие и рядом с ними маленькие буквы - это была пропись; возле же шли другие, воображавшие, что держатся так же твердо. Их писал сам Яльмар, и они, казалось, спотыкались об линейки, на которых должны были бы стоять.

Вот как надо держаться! - говорила пропись. - Вот так, с легким наклоном направо!

Ах, мы бы и рады, - отвечали буквы Яльмара, - да не можем! Мы такие плохонькие!

Так я угощу вас детским порошком! - сказал Оле-Лукойе.

Ай, нет, нет! - закричали они и выпрямились так, что любо!

Ну, теперь нам не до сказок! - сказал Оле-Лукойе. - Будем-ка упражняться! Раз-два! Раз-два!

И он довел буквы Яльмара до того, что они стояли ровно и бодро, как любая пропись. Но когда Оле-Лукойе ушел, и Яльмар утром проснулся, они смотрелись такими же жалкими, как прежде.

Вторник

Как только Яльмар улегся, Оле-Лукойе дотронулся своею волшебною спринцовкой до комнатной мебели, и все вещи сейчас же начали болтать между собою; все, кроме плевательницы, - эта молчала и сердилась про себя на их суетность говорить только о себе да о себе и даже не подумать о той, что так скромно стоит в углу и позволяет в себя плевать! Над комодом висела большая картина в золоченой раме; на ней была изображена красивая местность: высокие, старые деревья, трава, цветы и большая река, убегавшая мимо чудных дворцов за лес, в далекое море. Оле-Лукойе дотронулся волшебною спринцовкой до картины, и нарисованные на ней птицы запели, ветви деревьев зашевелились, а облака понеслись по небу; видно было даже, как скользила по картине их тень. Затем Оле приподнял Яльмара к раме, и мальчик стал ногами прямо в высокую траву. Солнышко светило на него сквозь ветви деревьев, он побежал к воде и уселся в лодочку, которая колыхалась у берега.

Лодочка была выкрашена красною и белою краской, паруса блестели, как серебряные, и шесть лебедей в золотых коронах, с сияющими голубыми звездами на головах повлекли лодочку вдоль зеленых лесов, где деревья рассказывали о разбойниках и ведьмах, а цветы - о прелестных маленьких эльфах и о том, что рассказывали им бабочки.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!