Именно его поляки называют палач. Тираны и палачи: самые жестокие женщины в истории

ПАЛАЧ- от ингушского слова ПАЛАКХ "вид меча, с длинным лезьвием" таким мечом пользовались Крестоносцы.ПАЛАШ

Сваривание заживо (Boling Alive)

Это был весьма болезненный и медленный вид казни. Он был не так широко распространен, как другие методы, но использовался как в Европе, так и в Азии на протяжении 2000 лет. В хрониках описано три вида этой казни: во время первого - обреченного бросали в котел кипящей воды, смолы, масла. Так поступали по законам Ганзы с фальшивомонетчиками. Эти законы не делали скидок и женщинам - в 1456 в Любеке 17-летняя Маргарита Гримм была брошена живой в кипящую смолу за сбыт трёх фальшивых талеров. Такой способ был максимально милосердным - человек практически мгновенно терял сознание от болевого шока при массивном ожоге почти всей поверхности тела.

Во время второго вида казни, предварительно связанный осужденный помещался в гигантский котел с холодной водой. Палач разжигал огонь под котлом, чтобы вода медленно закипала. При такой казни осужденный оставался в сознании и страдал до полутора часов.

Однако существовал и третий, самый страшный вариант этой казни - подвешенную над котлом с кипящей жидкостью жертву медленно опускали в котел, так чтобы все ее тело варилось постепенно, в течение долгих часов. Максимально долгий срок такой казни был во время правления Чингисхана, когда приговоренный жил и страдал в течение целых суток. При этом его периодически поднимали из кипятка и обливали ледяной водой. По свидетельству очевидцев мясо начало отставать от костей, но человек был еще жив. Сходным образом, хотя и не столь долго казнили несчастных фальшивомонетчиков в Германии - их медленно варили в кипящем масле - "... сначала по колени, потом по пояс, потом по грудь и, наконец, по шею...". При этом к ногам осужденного привязывали груз, чтобы он не мог выдергивать конечности из кипятка и процесс шел непрерывно. Это не было пыткой, в Англии это было вполне законным наказанием за подделывание ассигнаций.

Во времена Генриха VIII (около 1531), это мера наказания была предусмотрена для отравителей. Известна казнь некого Ричарда Руза, который был поваром у епископа Рочестерского. Этот повар подложил яд в еду, в результате чего двое человек умерли, остальные получили тяжелое отравление. Он был признан виновным в измене, и приговорен к свариванию живьем. Это было прямым вмешательством светских властей в духовную юрисдикцию, но преступника это не спасло. Он был казнен в Smithfield 15 апреля 1532 года. Это должно было послужить уроком для всех преступников, задумавших подобное. Служанка в 1531 г. была сварена заживо на ярмарочной площади King"s Lynn за отравление своей хозяйки. Маргарет Дави, служанка, была казнена в Smithfield 28 марта 1542 года, за отравление хозяев, с которыми она жила.

Колесование (Breaking on the wheel)

Изламывание на колесе было одним из видов пыток, а позднее и казней в Средние Века.

Колесо было похоже на обычное колесо от телеги, только больших размеров с большим количеством спиц. Жертву раздевали, руки и ноги раскладывались и привязывались между двумя крепкими досками, затем большим молотком палач бил по запястьям, локтям, лодыжкам, коленям и бедрам, ломая кости. Это процесс повторялся несколько раз, при этом палач старался не наносить смертельных ударов (вместо молотка могло использоваться окованное железом колесо).

По записям германского хрониста 17 века, после этой казни жертва превращалась "в гигантскую кричащую куклу, корчащуюся в ручьях крови, подобно морскому монстру с бесформенными кусками плоти, перемешанными с осколками костей". Затем жертву привязывали к колесу, пропуская через сломанные суставы веревки. Колесо поднимали на шесте, с тем, чтобы птицы могли клевать еще живую жертву. Иногда вместо колеса использовались массивные железные пруты с набалдашниками. Также существует легенда, что Святая Катерина Александрийская была казнена таким способом, и в последствии эту пытку/казнь стали называть "колесом Катерины" Это была жестокая пытка, сопоставимая по своей жесткости с позором для казенного. Как говориться в нидерландской поговорке opgroeien voor galg en rad ("попасть на виселицу и колесо"), т.е. быть готовым на любое преступление.

После повешенья, колесование было наиболее распространенным (и в тоже время самым чудовищным) видом казни в Западногерманской Европе с раннего средневековья до начала 18 столетия. Вместе со сжиганием на костре и четвертованием это была самая популярная по зрелищности казнь, которая происходила на всех площадях Европы. Сотни благородных и простых людей приходили посмотреть на хорошее колесование, особенно если казнили женщин.

Обезглавливание (Beheading)

Обезглавливание - это отсечение у живой жертвы головы, с неизбежной последующей смертью. Обычно производилось большим ножом, мечом или топором.
Обезглавливание считалось "достойным" видом казни для благородных и дворян, которые были воинами, должны были умереть от меча (в Англии, например, привилегией дворян была казнь через обезглавливание). "Недостойная" смерть была бы на виселице или на костре.
Если топор или меч палача был остр, и он попадал сразу, то обезглавливание было безболезненным и быстрым. Если же орудие казни было тупым или выполнение казни неуклюжим, то многократные удары могли быть весьма болезненными. Обычно казенный давал монетку палачу, чтобы тот все сделал быстро.

Сжигание на костре (Burning at stake)

Сжигание в качестве казни использовалось во многих древних обществах. Согласно древним записям римские власти казнили многих ранних христианских мучеников, именно сжигая. Согласно записям в некоторых случаях сжигание не удалось, и жертва была обезглавлена. Во времена византийской Империи сжигание было предусмотрено для упорных последователей Заратустры, из-за того, что они поклонялись огню.



В 1184 Синод Вероны издал указ о том, что сжигание на костре признается официальным наказанием за ересь. Этот указ был позже подтвержден четвертым советом Латеран в 1215 г., Синодом Тулузы в 1229, и многочисленными духовными и светскими властями до 17 века.
Усиление преследования ведьм в течение столетий закончилось миллионами женщин, сжигаемых на костре. Первая большая охота на ведьм произошла в Швейцарии в 1427. Всюду с 1500 по 1600, суды над ведьмами стали обычными всюду по Германии, Австрии, Швейцарии, Англии, Шотландии, и Испании в течение существования Инквизиции.

аиболее известные казненные таким образом:

Жак де Молэ (магистр Ордена Тамплиеров, 1314 г.);

Ян Гус (1415 г.);

В Англии традиционным наказанием за измену для женщин было сжигание на костре, для мужчин - четвертование. Они были для двух видов измены - против Верховной власти (короля), и против законного господина (включая убийство мужа женой).

Повешенье (Hanging)

Повешенье было как видом казни, так и одним из видов пыток в Средние века. Осужденный мог просто быть повешен в петле, ломая шею. Однако если его пытали, было доступно множество методов. Обычно человек был "растянут и четвертован" прежде чем его вешали. Для чрезвычайно серьезных преступлений (таких как преступление против короля), повешенья было недостаточно. Осужденного резали на куски живьем, прежде чем повесить.

Повешенье использовалось всюду в истории. Известно, что оно было изобретено и использовалось в Персидской империи. Обычная формулировка приговора была "осужденный вешается за шею до смерти". Как форма судебного наказания в Англии, повешенье датируется Саксонским периодом, примерно 400 лет нашей эры. Записи британских плачей начинаются с 1360 г. с Томаса Варблинтона (Thomas de Warblynton) .

Ранний метод повешенья было таким - плач накидывал петлю на шею пленнику, другой конец перебрасывал через дерево, и тянул, пока жертва не задыхалась. Иногда использовалась лестница или телега, которую палач выбивал из-под ног жертвы.

В 1124 г. Ральф Бассет (Ralph Bassett) имел двор в Hundehoh в Лечестершире. Там он повесил больше воров, чем где бы то ни было. 44 было повешено в один день, а 6 из них ослеплены и кастрированы.

Также повешенье было распространено во время военных действий. Вешали пленных солдат, дезертиров, мирных жителей.

Сдирание кожи (Flaying)

Сдирание кожи - это один из методов казни или пытки, в зависимости от того, сколько кожи снято. Кожу сдирали как с живых, так и с мертвых людей. Есть записи о том, что кожу снимали с трупов врагов или преступников для устрашения.

Сдирание кожи отличалось от бичевания тем, что в первом случае использовался нож (причиняя невиданную боль), тогда как бичевание - любое телесное наказание, где использовался некоторый тип кнута, прута или другого острого орудия, чтобы причинять физическую боль (где возможное сдирание кожи является побочным явлением).

Сдирание кожи имеет очень древнюю историю. Еще Ассирийцы снимали кожу с пленных врагов или мятежных правителей и прибивали к стенам их городов, как предупреждение тем кто будет оспаривать их власть. В Западной Европе использовалось как метод наказания для предателей и изменников.

Пьер Базиль (Pierre Basile), французский рыцарь убивший из арбалета короля Англии Ричарда Львиное Сердце, в время осады Chalus-Charbrol 26 марта 1199 г. Ричард который снял кольчугу был не смертельно ранен болтом Базиля, но развившаяся в результате гангрена свела короля в могилу 6 апреля того же года. Базиль был одним из двух рыцарей защищавших замок. Замок был не готов к осаде, и Базиль был вынужден защищать валы с помощью щитов из деталей доспехов, досок, и даже сковородок (к большой радости осаждающих). Возможно именно поэтому Ричард не одел полные доспехи в тот день, когда его застрелили. Говорят что Ричард приказал не казнить Базиля и даже заплатить ему денег. Так или иначе, после смерти короля, с Базиля была содрана кожа, а потом он был повешен.

Четвертование (Hanged, drawn and quartered)

Четвертование было наказанием в Англии за измену или покушение на жизнь короля. Так казнили только мужчин. Женщин сжигали на кострах.

Детали казни:

Осужденного везли растянутым на деревянной раме к месту казни

Придушивали петлей, но не до смерти

Отрубали конечности и гениталии, последнее, что видела жертва, было ее собственное сердце. Внутренности сжигали

Тело расчленяли на 4 части (четвертовали)

Как правило, 5 частей (конечности и голова) вывешивали на обозрение народа в разных частях города как предупреждение.

Примером четвертования служит казнь Уильяма Уоллеса.

Разрывание лошадьми (Breaking by horses)

Осужденного за конечности привязывали к лошадям. Если лошади не смогли разорвать несчастного, то палач делал разрезы на каждом сочленении, чтобы ускорить казнь. Разрыванию, как правило, предшествовали пытки: преступнику щипцами вырывали куски мяса из бедер, груди, икр.

Захоронение заживо (Buried alive)

Тоже одно из древних наказаний, но и в средние века люди находят ему применение. В 1295 году Мария де Роменвиль подозреваемая в краже, была зарыта живою в землю в Отельи по приговору Бальи Сент-Женевьев. В 1302 году он также приговорил к этой ужасной казни Амелотту де Христель за похищение между прочими вещами юбки, двух колец и двух поясов. В 1460 году, в царствование Людовика XI, Перетта Маужер была похоронена заживо за воровство и укрывательство. В Германии также казнили женщин, которые убивали своих детей.


Распятие (The crucifixion)

Распятие довольно таки древнее наказание. Но в средние века мы тоже встречаемся с этой дикостью. Так Людовик Толстый в 1127 году приказал распять злоумышленника. Он также приказал, чтобы рядом с ним привязали собаку и чтобы ее били, она злилась и кусала преступника. Существовал также жалкий образ распятия головой вниз. Он был в употреблении иногда у евреев и у еретиков во Франции.

Утопление (Drowning)

Все кто произносил позорные ругательства подлежали наказанию. Так дворяне должны были уплатить штраф, а те кто был из простого народа подлежали утоплению. Этих несчастных клали в мешок, обвязывали веревкой и бросали в реку. Однажды Луи де Боа-Бурбон встретил короля Карла VI, он поклонился ему, но не встал на колено. Карл узнал его, приказал заключить его под стражу. Вскоре он был заключен в мешок и брошен в Сену. На мешке было написано "Дайте дорогу королевскому правосудию".

Избиение камнями (Beating by stones)

Когда осужденного вели по городу, то с ним шел пристав с пикой в руке, на которой развивалось знамя, чтобы привлечь внимание тех, кто может выступить в его защиту. Если же никто не являлся, его избивали камнями. Избиение проводилось двояким образом: обвиненного избивали камнями или же поднимали на высоту; один из проводников его сталкивал, а другой скатывал на него большой камень.

Накануне нового 2007 г. в Интернете появились сенсационные кадры казни Саддама Хусейна. Главными персонажами шокирующего действа наряду с иракским экс-диктатором стали люди в масках, приводившие в исполнение приговор скорого суда, праведность которого, впрочем, у многих вызывает сомнение. От экзекуции, не взирая на ее виртуальность, за версту отдавало средневековьем. А над перешагнувшим порог нового тысячелетия миром вновь встала грозная тень палача, «трудовой стаж» которого насчитывает не одно столетие.
История человечества, пожалуй, не знает другой профессии, представители которой вызывали бы у простых смертных столь противоречивые чувства. Палачей боялись и ненавидели, одновременно считая едва ли не основным символом правосудия, проклинали и боготворили. От века к веку совершенствуя свое кровавое ремесло заплечных дел мастера сумели поднять ветхозаветный принцип «око за око» до вершин настоящего искусства. И оно, как водится, требовало жертв. В соответствии с буквой закона лишая жизни тех, кто осмелился его преступить, палачи часто сами оказывались по обратную сторону добра и зла. А общество, предоставившее им право убивать, столь же легко предавало их анафеме.

Издержки профессии
Однозначно утверждать, когда впервые человек лишил жизни человека, руководствуясь законом, историки не берутся. Но уже в Древней Греции, в этом «детстве человечества», палачи существовали. В их должностные обязанности входило не только исполнение казней, но и пытки заключенных. Специально обученные люди рубили головы и распинали приговоренных в Римской империи. Но все же «золотым веком» мрачноватого ремесла по праву считается Средневековье.
Вплоть до XIII века смертные приговоры в феодальной Европе приводили в исполнение люди, в общем-то, случайные: либо все, кто судил преступника, либо самый молодой из судей. В отдельных случаях эта обязанность возлагалась на истца или сообщника осужденного. Телесное наказание замужних женщин осуществляли их мужья, незамужних — отцы или другие близкие родственники.
Но по мере усиления центральной власти и, как следствие, развития судопроизводства, наказания становились все более изощренными. Бичевание, клеймение, отсечение конечностей, колесование — вот лишь далеко неполный список «воспитательных» методов средневековой Фемиды. Немудрено, что теперь потребовались специалисты, способные грамотно, с чувством, толком, расстановкой провести любую замысловатую экзекуцию. Причем так, чтобы осужденный не погиб, если был осужден только на наказание, а подозреваемый дал нужные показания, но при этом не потерял сознание и не отошел в мир иной, так и не дождавшись окончания допроса.
Первые палачи-профессионалы появились в XIII в., но монополия на выполнение приговоров установилась за ними лишь к XVI в. В немецких источниках первое упоминание о профессиональном палаче встречается в своде законов вольного имперского города Аугсбурга 1276 г. В этом документе четко определены права и обязанности заплечного мастера. Он, будучи лицом официальным, нанимался городскими властями подобно оружейникам, писарям или адвокатам. При вступлении в должность палач заключал с властями контракт, по которому получал жалование, жилье и прочее довольствие наравне с другими городскими служащими. Работа оплачивалась по заранее установленным расценкам, в зависимости от сложности предоставляемых «услуг». Кроме того, палач по традиции забирал все, что было надето на осужденного ниже пояса. Когда одряхлевший экзекутор уходил на покой, ему, при условии подготовки достойной смены, выплачивалась пожизненная пенсия.
Кстати растиражированный в кино и литературе образ палача в непременном алом колпаке с прорезями и мясницком кожаном фартуке ничего общего с историческими реалиями не имеет. В немецких городах для служащих была принята униформа, которую носили и палачи. В некоторых других государствах палачи напротив носили броскую одежду, отличавшую их от всех прочих. Так испанские работники меча и топора должны были носить белый казакин, окаймленный ярко-красной полосой, а голову покрывать широкополой шляпой. А во Франции долгие годы внешне палач мало отличался от дворянского гранда: он был обязан завивать и пудрить волосы, носить нашивки, белые чулки и черные туфли-лодочки. Маску профессионалы надевали в единичных случаях, как, например, во время казни английского короля Карла I.
В средневековой Европе дом палача, как правило, располагался за городской стеной, в предместьях, где традиционно селились преступники, проститутки, актеры. Социальный статус исполнителей наказаний также был невысоким. К примеру, по страсбургскому регламенту 1500 г. палачу запрещалось прикасаться на рынке к каким-либо продуктам, кроме тех, которые он намерен купить, пить и есть в тавернах рядом с «честными горожанами». Им предписывалось становиться в церкви в специально отведенном месте, причащаться хотя и дозволялось, но просфору следовало брать руками в перчатках. А если кому и случалось наливать палачу вина, то делать это следовало не правой, а левой рукой, и лить надо было в направлении не к большому пальцу, а к мизинцу.
Даже случайное соприкосновение с палачом считалось малоприятным. Существовало поверье: тот, кто дотронется до экзекутора, становится обреченным, и рано или поздно окажется на эшафоте. Любой дворянин считал оскорбительным проехаться в телеге палача. Даже если осужденного освобождали на плахе, сам факт того, что он воспользовался повозкой палача, мог нанести ущерб его репутации.
Известен случай, когда палач, назвавшись городским служащим, был принят в доме дворянки. Позднее, узнав о профессии гостя, разгневанная хозяйка подала на него в суд, поскольку чувствовала себя оскорбленной. И хотя процесс она проиграла, случай этот можно считать весьма показательным.
Запретов и ограничений в жизни палачей хватало. Им возбранялось появляться в общественных местах. Устроить семейную жизнь палачу было крайне сложно. За редким исключением, они общались и роднились с людьми близких им по положению профессий: могильщиками, живодерами, золотарями и т. д. Палачам.
На Руси жизнь отошедших от дел палачей вовсе превращалась в сущую каторгу. Соседи гнушались разделить с отставным палачом кусок хлеба, посадить за стол. Считалось, что его прикосновение оскверняет. Мальчишки не упускали случая, чтобы подразнить идущего по улице палача. Ни купить, ни продать экс-экзекуторы ничего не могли.
Кое-где власти старались оградить палачей от народной нелюбви. Во многих областях Германии существовало правило: если, например, муниципалитет небольшого города нанимал палача, то был обязан обеспечить его охраной и даже внести специальный залог.

Не казнью единой…
Поскольку казни проводились преимущественно в особо объявленные дни, в остальное время работы, а, следовательно, и заработка, у палачей было не много. Но кушать хотелось регулярно, и потому приходилось заниматься чем-то помимо основного ремесла. Конечно же, история про палача, захватившего домой «халтурку» в окровавленном мешке — всего лишь анекдот. Но «левые» доходы у заплечных умельцев действительно имелись. Провинившиеся иногда тайно платили палачу приличные суммы, чтобы тот не изувечил или сделал наказание менее мучительным. А отцы средневековых городов, дабы сэкономить казенные деньги, закрепляли за экзекуторами дополнительные функции.
Довольно часто палач осуществлял надзор за городскими проститутками, собирая с них фиксированную плату. По сути, он являлся содержателем борделя, отвечавшим в этой епархии за все. Именно палач разбирал и улаживал все возникавшие между «жрицами любви» конфликты, следил, чтобы работницы и посетители вели себя «пристойно» (то есть, в рамках городских законов), наконец, отслеживал и выдворял из города девиц, не имевших права на «работу». Подобная практика была широко распространена до XV в., но позднее от нее отказались.
Кроме опекунства над публичными домами, в Страсбурге, например, палач приглядывал еще и за игорными заведениями.
Парижские палачи взимали арендную плату за товары, выставленные на центральном рынке.
Увы, такими доходными и относительно непыльными приработками перечень дополнительных обязанностей палачей не исчерпывался. Частенько они отвечали за чистку общественных уборных, выполняя работу золотарей. Эта обязанность была закреплена за ними во многих городах вплоть до конца XVIII в. Мог палач исполнять работу живодера, то есть заниматься отловом бродячих собак, удалять из города падаль, выгонять прокаженных.
Нередко палач оказывал населению услуги диаметрально противоположные своей основной деятельности, выступая в роли лекаря. В силу специфики ремесла палачи хорошо разбирались в анатомии человека. В отличие от врачей того времени, они имели свободный доступ к трупам, и потому равных им в знании различных травм и болезней не было. Репутация палачей как хороших эскулапов была общеизвестна, особенно среди представителей знати. Даже императрица Екатерина II в молодости лечила позвоночник у данцингского палача.
А палач города Ним в свое время и вовсе слыл известным костоправом. Из уст в уста передавался рассказ об англичанине, страдавшем неизлечимыми ревматическими болями в шее. Брошенный на произвол судьбы профессорами знаменитого медицинского университета Монпелье, к которым он обращался за помощью, он переправился через Ла-Манш и доверился заботам палача. Тот вылечил несчастного, имитировав его казнь через повешение.
Народная молва наделяла палачей славой колдунов и чернокнижников. Предпосылок к этому хватало. Палачи торговали частями трупов и снадобьями, изготовленными из них, а также различными мелочами, остававшимися после казни. Такие экзотические атрибуты, как «рука славы» (кисть, отрубленная у казненного) и кусок веревки, на которой был повешен преступник, часто упоминаются в средневековых трудах по магии и алхимии. У палачей покупали жир повешенных для изготовления лекарства от ревматизма, и останки человеческого черепа, которые якобы облегчали симптомы эпилепсии. Приторговывали они и мандрагорой — растением, которое росло под эшафотами, и согласно поверьям приносило богатство и власть. А вещи казненных суеверные люди издавна рассматривали как талисманы.
Целительную силу, по мнению обывателей, обретали и места, где погибал палач. Небольшое озеро во французском местечке Сен-Сир-ан-Тальмондуа, названное Водоемом красной руки, потому что, согласно поверью, в нем утонул палач, имело репутацию лечебного. Знахари, заговаривавшие от бородавок и разного рода опухолей, приходили туда, чтобы произнести свои заклинания.
Известны случаи, когда палачи выступали в роли экзорцистов, изгонявших бесов из одержимых. Дело в том, что одним из надежнейших способов изгнать злого духа, завладевшего телом, считалась пытка. Причиняя физическую боль, люди как бы пытали демона, заставляя его покинуть истерзанное тело.

Убийцы «в законе»
Найти палача для властей всегда было проблемой: очереди из добровольцев на эту вакантную должность не выстраивались. Часто человек соглашался приводить приговоры в исполнение под угрозой уголовного преследования. Осужденные преступники, выбравшие эту профессию в расчете на облегчение своей участи, освобождались от телесного наказания. На Руси те, кто сидел в тюрьме, после 12 лет безупречной службы заплечных дел мастером обретали свободу. Московские воеводы то и дело жаловались царям, что «в палачи охочих людей не находится, а выбранные принуждением убегают».
В средневековой Европе палачей часто поставляла еврейская община. В XII в. на Сицилии, к примеру, именно еврейская община отвечала за то, чтобы в распоряжении города всегда имелся экзекутор. Аналогичные порядки существовали в Южной Франции и в Испании при вестготах. А вот немцы эту работу исполняли сами, причем на высоком уровне.
Правда, евреи не всегда сами брались за малоуважаемое ремесло. Главы общины, ссылаясь на заповедь «Не убий!», просили разрешения выкупить из тюрьмы приговоренного к смерти преступника-христианина при условии, что тот согласится стать палачом. Обычно выбирали дворянина. Новоиспеченные палачи часто женились на дочерях своих коллег. Так появлялись целые семьи, а затем и династии.
Самой известной династией палачей во Франции считается семья Сансонов. Основатель династии Шарль Сансон был назначен парижским палачом в 1688 г. указом Людовика XIV. Семь поколений эти люди служили «исполнителями высоких дел» — так они официально именовались. Кто бы ни приходил к власти — роялисты, жирондисты, якобинцы, первый консул — на эшафоте неизменно правил бал месье Сансон. Особенно много работы выпало на долю Шарль-Анри Сансона, казнившего Людовика XVI, Марию-Антуанетту, Дантона, Робеспьера, а также многих других знаменитых и не очень деятелей. На правах эксперта он входил в состав комиссии доктора Гильотена, работавшей над «машиной для казней» — печально знаменитой гильотиной.
Завершилась история Сансонов бесславно. Долгое время в Париже никого не казнили и последний представитель династии Клемон-Анри Сансон, работавший сдельно, сидел без денег. Он наделал долгов и даже вынужден был заложить свою гильотину. И как на зло, тут же поступил «заказ». Сансон бросился к ростовщику с просьбой выдать ему на непродолжительное время «орудие труда». Но ростовщик был непоколебим. В результате незадачливого палача уволили. Если бы не этот досадный случай, Сансоны могли бы рубить головы еще целых сто лет, поскольку смертную казнь во Франции отменили только в 1981 г.
По-своему интересна история профессионального французского палача Фернана Мейсонье, который с 1953 по 1957 г. казнил в Алжире около 200 повстанцев. Палачом был и его отец, который взялся за это дело исключительно ради «благ и выгод»: высокая зарплата, бесплатные поездки, право иметь боевое оружие, льготы по содержанию пивной. Фернан продолжил отцовское дело и прославился отличался аккуратностью и четкостью в работе. Он частенько поругивал своих американских коллег: «С жизнью осужденного следует кончать как можно скорее, а не затягивать церемонию, как это делают американцы». Свою гильотину Мейсонье хранит до сих пор, выставляя в собственном музее под Авиньоном и порой разъезжая с ней по разным странам. Хотя «модель 48» рубила, по его словам, плохо и приходилось помогать руками.
Потомственным экзекутором был и Томас Пирпойнт — патриарх среди своих британских коллег. На должности палача он проработал 37 лет, казнив за это время свыше 300 мужчин и женщин. Правда, в Великобритании более известен его сын, Альберт Пирпойнт, который после кончины своего отца продолжил дело. Он служил королевским палачом до 1956 г., когда неожиданно оставил профессию и до конца своих дней работал разносчиком бакалейных товаров. С 1934 г. он повесил 608 человек — больше, чем кто либо другой, в том числе 27 военных преступников, которых он обслужил за один день. Умер Альберт Пирпойнт в 1992 г. Перед отставкой ему пришлось пройти через унизительное отречение от должности, предусмотренное новым указом об отмене высшей меры наказания.
8 мая 1949 г. Конрад Аденауэр объявил о принятии статьи Конституции ФРГ, исключавшей смертную казнь. Вскоре после этого на западе Германии профессия палача исчезла.

Сегодня профессия палача переживает не самые лучшие времена. Многие государства отказались от смертной казни совсем, другие постарались сделать ее как можно более гуманной. Но до тех пор, пока высшей карой за преступление будет оставаться смерть, их страшное искусство будет востребовано. Нужен будет профессионал, который недрогнувшей рукой нажмет на курок, накинет петлю на шею, опустит рубильник, замкнув электрическую цепь или сделает приговоренному смертельную инъекцию. А значит, точку в многовековой истории палачества ставить пока еще рано.

Роман ШКУРЛАТОВ

Наша справка
Во времена революционного террора во Франции XVIII в., когда число казней исчислялось тысячами и ощущалась нехватка опытных палачей, появилась гильотина. Машину, отсекавшую головы тяжелым ножом (весом примерно 160 кг), падающим сверху по направляющим пазам изобрел депутат Национального собрания доктор Жозеф Гильотен (1738-1814 гг.). Приговоренный привязывался к вертикальной доске, которая затем принимала горизонтальное положение таким образом, чтобы шея приходилась на линию падения ножа. В 1789 г. Национальное собрание одобрило идею «инструмента». 20 марта 1792 г. постройка гильотины была завершена, а 25 апреля того же года состоялось первое ее практическое применение.

Правительство Малайзии не так давно повысило расценки за услуги палачей, работающих на государство. Теперь нанесение одного удара ротангом — стволом растущей в тропиках ползучей пальмы — стоит 2,6 доллара (в три раза больше, чем прежде). А приведение в исполнение приговора о повешении обойдется казне примерно в 130 долларов.

В Саудовской Аравии закон предусматривает публичное обезглавливание как наказание за убийство, изнасилование, контрабанду наркотиков и некоторые другие преступления. Причем родственники жертвы могут решить сохранить преступнику жизнь, получив с него так называемую «плату за кровь».
Если же этого не произошло, то приговоренных обоего пола привозят на полицейской машине на центральную площадь или вокзал после полуденной молитвы. Выводят в наручниках на подходящую площадку, чаще на газон, ставят на колени, повернув лицом к Мекке, завязывают глаза. Палач поднимает традиционный арабский меч — скимитар и отрубает голову. После казни охранники убирают тело и голову, смывают кровь. Тело казненного хоронят в безымянной могиле на тюремном кладбище.
Саудовские палачи очень гордятся своей профессией и часто передают свое дело по наследству. Большинство палачей выходцы из областей Рийяд, Джедах и Дахран.

В те времена ставили наравне с увеселительными программами, поэтому ни одни выходные не проходили без этого «развлечения». Осуществление смертного приговора не могло бы состояться, не будь палачей. Именно они осуществляли пытки, отрубали головы и подготавливали гильотины. Но кто такой палач: жестокий и бессердечный или навеки проклятый несчастный человек?

Неблагородное призвание

Палач считался работником органов судебной системы, уполномоченным на осуществление наказания и смертельной казни самими правителем государства. Казалось бы, профессия палача вполне могла быть почетной при таком определении, но все было иначе. Он не был волен сменить род деятельности, ходить в общественные места.

Жить им приходилось за городом, там же где и располагались тюрьмы. Всю работу он проводим сам от начала до конца, то есть подготавливал необходимые инструменты, а после совершения дела закапывал труп. Их работа требовала хороших познаний в анатомии.

Существует миф, будто бы они носили черные маски. На самом же деле они не скрывали свое лицо, а узнать их можно было по черному одеянию и сильно развитой мускулатуре. Прятать лицо не имело смысла, ведь все и так знали, кто такой палач и где он живет. Закрывали лицо они только во время казни королей, дабы их преданные слуги после не мстили.

Положение в обществе

Парадоксальная ситуация: граждане с восторгом наблюдали за работой палача, но при этом призирали его. Может народ относился бы к ним с большим уважением, будь у них достойное Жалование они получали небольшое. В качестве бонуса могли забирать себе все вещи казнённого. Часто подрабатывали экзорцистами. В Средневековье были уверены что, мучая свое тело можно изгнать бесов, это было на руку профессиональным мучителям.

Но палач - что за профессия, если не имеет определенных привилегий. Он мог абсолютно бесплатно брать на рынке то, что ему необходимо. Такая своеобразная льгота объясняется тем, что никто не хотел брать денег из рук убийцы. В то же время государству такие люди были необходимы, и посему торговцы следовали этому правилу.

Еще одним способом заработка для них была торговля необычными вещицами. К ним относились части тела казнённых людей, кожа, кровь, различные зелья. Алхимики были уверены, что из таких ингредиентов можно создавать специальные зелья. Скупали и веревки висельников, по некоторым преданиям она могла принести своему обладателю удачу. Врачи скупали тела полностью и проводили на них свои исследования тела и внутренностей человека. Маги скупали черепа для своих ритуалов.

Кто такой палач по своему положению, можно было понять, придя в церковь. Как и любой другой христианин, он в нее допускался, но должен был стоять у самого входа и причащаться последним.

Кровавая династия

Кому же приходило в голову начать заниматься таким ремеслом? Профессия палача в Средневековье передавалась по наследству - от отца к сыну. В итоге образовывались целые кланы. Почти все палачи, проживающие в одном регионе, были связаны между собой родственными узами. Ведь за такого мужчину никогда бы не отдали свою любимую дочь представители других сословий.

Низменное положение палача было способно запятнать весь род невесты. Их женами могли стать только такие же дочери палачей, могильщиков, живодеров или вовсе проститутки.

Люди обзывали палачей «шлюхиными сыновьями» и были правы, ведь те нередко становились женами палачей. В царской России династий палачей не создавалось. Их выбирали из бывших уголовников. Те соглашались на «грязную» работу взамен на еду и одежду.

Тонкости мастерства

На первый взгляд может показаться, что это довольно простая работа. На самом же деле требовалось немало знаний и подготовки, чтобы обезглавливать преступников. С первой попытки голову отрубить нелегко, но когда палач умел это делать, считалось, что он достиг высокого уровня мастерства.

Кто такой палач как профессионал? Этот тот, кто разбирается в строении человеческого тела, умеет пользоваться всевозможными приспособлениями для пыток, обладает достаточной физической силой, чтобы орудовать топором и рыть могилы.

Проклятье палача

В народе ходила легенда о том, что проклятым был палач. Кто это знал, понимал, что ничего общего с магией и сверхъестественным тут не было. Это было связано со взглядом общества на жизнь людей, занимающихся неблагородным ремеслом. По традиции, став палачом, уже нельзя было отказаться от этой работы, а если человек отказывался, его самого признавали преступником и казнили.

Вот так став мучителем-палачом по происхождению, человек был вынужден всю жизнь заниматься «грязным» трудом. Никакой свободы воли. Жизнь вдали от людей, невозможность сменить работу и ограниченный выбор спутницы жизни. Столетиями в династиях палачей рождались все новые и новые потомственные убийцы.

Великая Отечественная война стала суровым испытанием для всех советских людей. И не всегда люди оказывались на стороне героизма и мужества.
На службе у фашистов эта женщина лично казнила полторы тысячи солдат и партизан, а потом стала образцовой советской женщиной
В сериале «Палач», который только что показал Первый канал, советские следователи разыскивают таинственную Тоньку-пулеметчицу. В годы Великой Отечественной войны она сотрудничала с фашистами и расстреливала пленных советских солдат и партизан. По большей части этот сериал - плод воображения сценариста. Однако у главной героини «Палача» был реальный прототип. После войны предательница умело замела следы и спокойно вышла замуж, родила детей, стала передовиком на производстве.

20 ноября 1978 года 59-летнюю Антонину Гинзбург (в девичестве Макарову*) приговорили к высшей мере наказания - расстрелу. Судью она выслушала спокойно. При этом искренне не понимала, почему приговор так жесток.
- Война же была... - вздыхала она. - А сейчас у меня глаза больные, операция нужна - неужто не помилуют?
Во время следствия женщина не отпиралась, не юлила, вину признала сразу. Но, похоже, так и не поняла масштаба этой вины. Кажется, в понимании почтенной матери семейства ее собственные преступления занимали место где-то между кражей конфет в магазине и супружеской изменой.
За время службы у немецких оккупационных властей Антонина Макарова расстреляла из пулемета, по некоторым данным, около 1500 человек. Прошения о помиловании были отклонены, через год после суда приговор привели в исполнение.

Очная ставка: свидетельница кровавых событий в селе Локоть опознала Антонину Макарову (крайняя справа из сидящих). Фото: архив УФСБ по Брянской области.

Тоня Макарова пошла на фронт добровольно, желая помогать раненым советским солдатам, а стала убийцей. «Жизнь так сложилась...» - скажет она на допросе. Фото: архив УФСБ по Брянской области.

В «Палаче» героиня все же терзается некоторыми душевными сомнениями, а перед расстрелами надевает маску зайчика. На самом деле Макарова лица не прятала. Надо - так надо, рассуждала она, твердо решив зарекомендовать себя с лучшей стороны, чтобы выжить. В сериале она добивает раненых из револьвера выстрелами в глаза - веря, что ее изображение фиксируется в зрачках жертв. В реальности пулеметчица была не суеверна: «Бывало, выстрелишь, подойдешь ближе, а кое-кто еще дергается. Тогда снова стреляла в голову, чтобы человек не мучился».
Были в ее работе и огорчения. Например, Макарова очень переживала, что пули и кровь сильно портят одежду и обувь - после расстрелов она забирала себе все самое добротное. Иногда она заранее оглядывала приговоренных к , присматривая обновки. В свободное от работы время Тонька развлекалась с немецкими солдатами в музыкальном клубе.

Искать Антонину Макарову начали сразу же после падения Локотской республики. Очевидцев зверств было предостаточно, но она блестяще сожгла ведущие к ней мосты. Новая фамилия, новая жизнь. В белорусском Лепеле она устроилась на фабрику швеей.
На работе ее уважали, фото постоянно вешали на доску почета. Женщина родила двух дочерей. Правда, на гулянках старалась не пить - видимо, боялась проговориться. Так ведь трезвость только красит даму.
Возмездие настигло ее только через 30 лет после расстрелов. Зловещая ирония судьбы: за ней пришли, когда она полностью растворилась среди миллионов немолодых советских женщин. Только-только оформляла пенсию. Ее как раз вызвали в собес: якобы надо что-то пересчитать. За окошком под видом работницы учреждения сидела свидетельница событий в Локте.
Чекисты работали денно и нощно, но вышли на нее случайно. Брат пулеметчицы заполнял анкету для выезда за границу и указал фамилию сестры по мужу. Она ведь и в самом деле обожала свою семью: предусмотрев, казалось бы, все, Макарова-Гинзбург так и не нашла в себе сил не общаться с родственниками.
Приговор привели в исполнение в 1979-м. Ее муж, узнав наконец, за что арестована жена, вместе с дочками уехал из Лепеля навсегда.
*Ее имя при рождении - Антонина Макаровна Парфенова. Но в школе девочку ошибочно записали Макаровой, перепутав фамилию с отчеством.

Если сегодня существуют правовые нормы и законы, суды и адвокаты, чья работа - справедливо наказывать людей за их злодеяния, то раньше всё было совсем иначе. Смертная казнь была совершенно законным инструментом власти практически везде. Пусть эта профессия кажется нам такой «экзотической», людьми, со своими недостатками, особенностями и странностями, палачи от этого быть не перестают. В этой подборке мы собрали десять самых необычных «бзиков» экзекуторов разных времён.

1. Вечно ностальгирующий

С 1948-го по 1962-й годы в Алжире обязанности палача выполнял некий Фернан Мейсонье, который к концу своей карьеры казнил более двухсот преступников. Во время работы он собрал огромное количество предметов своих «подопечных»: около пятисот вещей, связанных со злодеяниями и наказанием осуждённых. После ухода на пенсию Мейсонье собирался открыть первый европейский «Музей Наказаний и Кар». Не срослось…

2. Самый эффективный

Палач Альберт Пирпойнт, казнивший более четырёхсот человек, был признан самым эффективным палачом Англии. Несмотря на то, что такой должности не существовало, он получил звание «официального палача» королевства. После того, как Пирпойнт вышел на пенсию, он стал трактирщиком и написал мемуары. Кроме того, палач был расистом. Его высказывание, адресованное Английской королевской комиссии, о том, что иностранцы плохо себя ведут перед повешеньем, вошло в историю высшей меры наказания.

3. Самый внезапный

Нью-Йоркский экзекутор Т. Гилберт, видимо, дошедший до отчаяния, решил покончить с собой довольно неожиданным способом. Во время казни одного из осуждённых Гилберт бросил электроды в комнате смерти и убежал. Его нашли в подвале тюрьмы мёртвым - палач выстрелил себе в голову.

4. Самый находчивый

Д. Ланг - официальный палач императора Австро-Венгрии Франца Иосифа первого - вошёл в историю тем, что придумал гуманный и мягкий метод удушения. Нововведения в области высшей меры наказания на тот момент приравнивались к подвигу. Когда же Ланга в 1915-м году американские военные попытались переманить на свою сторону, он отказался, аргументируя это тем, что «янки мучают животных».

Первый помощник палача Альберта Пирпойнта - Дернлей всегда был начеку. Чтобы не попасться в руки к врагам и избежать всяческих репрессий, английский экзекутор Сид Дернлей всегда путешествовал и перемещался по стране с поддельными паспортами, выданными на разные фамилии.

6. Самый опечаленный

Шведский палач Шелин был очень огорчён своим жалованием. В 1823-м году, когда ему поручили обезглавить двух преступников, палач был вне себя от счастья. Правда потом оказалось, что одним из заключённых был его сын, поэтому министр назначил другого экзекутора. На что Шелин заявил, что его лишают жалованья, которое он получает сдельно - за каждую отрубленную голову.

7. Самый поспешный

Лондонский палач Д. Данм, видимо, сильно торопился по делам, поэтому повесил одного из заключённых раньше времени. Однако всё оказалось не так просто: буквально через несколько минут после казни экс-преступника помиловали. Когда комиссия пришла на место экзекуции, она обнаружила, что он провисел на верёвке около пятнадцати минут. Несмотря на это, Данму удалось вернуть осуждённого с того света, за что последний получил прозвище «полуповешенный».

8. Самый любезный

Шарль Анри Сансон - потомственный палач. После того, как его отец умер в 1754-м году, Шарль заменил его. Знавшие его люди отзывались о нём, как о настоящем джентльмене: он был любезен, воспитан и приятен. Доказательством этого послужила казнь Шарлотты Корде в 1793-м году. Чтобы уберечь осуждённую от падения, Сансон уговаривал Корде стоять на середине телеги, а не на краю. После смерти женщины Ш. А. Сансон отзывался об умершей самыми лестными словами.

9. Самый маниакальный

Брестский палач Ханце отличался своим «шармом». После казни он любовался проделанной работой, выкладывая головы осуждённых в идеально ровную линию на краю эшафота. Решив в очередной раз восхититься плодами своего труда, Ханце выложил 26 голов жертв по специально намеченной черте. Это произошло 11 декабря 1794-го года.

10. Самый нелогичный

За годы работы с 1884-го по 1892-й палач Джеймс Бэрри отсёк более двухсот голов. При этом он продолжал оставаться проповедником. Видимо, для Берри не существовало разницы между чтением псалмов и приведением в исполнение смертного приговора. Самым парадоксальным являлось то, что излюбленной проповедью для Берри была та, где он призывал к отмене смертной казни.

Составлено по книге Мартина Монестье «Смертная казнь: история и виды высшей меры наказания от начала времён до наших дней».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!