Интересы и склонности человека совпадают. Биология в лицее

Итак, что же вам интересно? К каким профессиям у вас есть склонности и способности? Какую работу вы могли бы делать хорошо и с удовольствием?

Если у вас нет ответа на эти вопросы, то, значит, это нужно выяснить. И заняться этим нужно активно, не откладывая. Как это сделать? Есть несколько способов.

Пройдите тесты на профориентацию.

Это самый простой способ. В Голландии такие тесты очень распространены, их активно рекомендуют всем выпускникам. В России они тоже имеются в большом количестве.

Некоторые тесты можно пройти онлайн совершенно бесплатно, например, на сайте «Центр тестирования и развития - гуманитарные технологии» fhttp://www. proforientator.ru/tests).

Мне понравилась «Матрица выбора профессии» на сайте «А.Я. Психология» (http:// azps.ru/tests/profmatr.html). По этой методике нужно сначала указать, какие из десяти объектов кажутся вам наиболее интересными (например, «Человек», «Информация», «Финансы») и какие из десяти родов деятельности вас привлекают (например, «Управление», «Образование», «Производство»). После этого в матрице можно найти, какие профессии включают в себя выбранный род деятельности, направленный на выбранный объект (например, если объект - «Человек», а деятельность - «Управление», то профессия, которая сочетает и то и другое, - «Менеджер» или «Администратор»).

На сайте НИУ - ВШЭ (http://flash.hse. ru/test/test. swf) есть тест «Какой факультет-твой?» Пройти его интересно, даже если вы не собираетесь учиться в «Вышке», потому что он дает результаты по трем категориям:

1) какие науки вам больше подходят - гуманитарные или точные; 2) какой стиль работы вам больше подходит - в постоянном общении с людьми или в уединении; 3) что для вас важнее - личные доходы или общественная польза.

Еще в каждом городе и регионе есть центры профориентации, где можно пройти более развернутые платные тесты.

Попробуйте разные занятия. Это самый лучший способ определиться с вашими интересами и способностями, особенно если у вас есть время. Недавно в одной статье я прочитала, что самое лучшее в ситуации неопределенности - действовать и смотреть, что получится! Если вы будете просто сидеть и думать: «А что же мне нравится?», то толку от этого очень мало, и ответа у вас не будет ни через год, ни через два. Действуйте, проявляйте активность, пробуйте разные занятия, и очень скоро ваши интересы проявятся сами собой. Возможностей очень много - от спорта и КВН до углубленного изучения школьных предметов и иностранных языков, веб-дизайна и общественной деятельности.

Пробуйте, загружайте себя, не бойтесь быть занятыми и уставать. Время - это не пирог, который надо разрезать на правильные кусочки, а скорее рюкзак, который нужно набить до отказа. Чем больше вы будете заняты, тем больше будете успевать. И тем интереснее и ярче станет ваша жизнь в любом возрасте. Юность - самое подходящее время, чтобы узнавать мир, знакомиться с самыми разными людьми, учиться чему-то новому, пробовать себя. Когда еще, если не сейчас?!

Какие занятия выбрать? В этом вам помогут тесты на профориентацию и ваши интересы. Попробуйте понять, какие школьные предметы вам нравятся больше других и почему. Если вам трудно ответить на этот вопрос, то подумайте, какие предметы даются вам легче остальных. При успешном выполнении заданий в каких случаях у вас возникает не только чувство облегчения (мол, наконец-то избавился!), но еще и чувство удовлетворения от хорошо сделанной работы? По каким предметам вам хочется сделать задание как можно лучше и почему? Если некоторые дисциплины вам нравятся или у вас есть к ним способности, попробуйте ознакомиться с ними поближе. Запишитесь в кружок, подготовьте доклад для школьной конференции. Запишитесь на олимпиаду и постарайтесь как следует к ней подготовиться.

Почему этот способ работает, даже если изначально вам придется делать над собой (порой немалые) усилия? Потому что очень часто аппетит приходит во время еды. Чем больше мы знаем о каком-то деле, чем лучше его выполняем, тем интереснее нам становится.

Подумайте, что у вас хорошо получается. Что получается у вас по-настоящему хорошо или, по крайней мере, лучше, чем у других? Вот несколько примеров.

  • Вы хорошо учитесь, получаете высокие оценки, умеете и любите учиться.
  • Вы разбираетесь в компьютерах.
  • Вы общительны и вхожи в любую компанию.
  • Вы кого угодно можете убедить и переспорить.
  • У вас чуткое сердце, вы всегда знаете, если человеку нужна помощь, и всегда готовы прийти на выручку.
  • У вас отличная память.
  • Вы остроумны и находчивы, не растеряетесь ни в какой ситуации.
  • Вы умеете постоять за себя.
  • Вы - хороший спортсмен.
  • Вы прекрасно рисуете.
  • Вы легко решаете задачки по физике и математике.
  • Вы много читаете.
  • Вы - отличный организатор.
  • Вы разбираетесь в политике, следите за новостями.
  • Вы в курсе новых веяний моды, регулярно читаете об этом новости и смотрите веб-сайты. Подруги (и даже мама) считают вас авторитетом по части одежды и макияжа.
  • У вас ловкие руки.
  • Вы очень организованны, у вас в комнате порядок, вы ничего не забываете и никуда не опаздываете.
  • Вы оптимистичны, не расстраиваетесь из-за пустяков.
  • Вы очень терпеливы.
  • Вы умеете хорошо объяснять сложный материал.
  • Вы умеете держать язык за зубами.
  • Вы очень эрудированны.
  • Вы пишете хорошие стихи.
  • У вас есть свой веб-сайт, на который регулярно заходят посетители.

Сильные качества могут быть самыми разными. Напишите на листочке несколько своих сильных качеств и умений. Какие специальности требуют именно тех, которые у вас ярко выражены? В каких профессиях пригодится то, что вы умеете делать лучше своих ровесников?

Поймите, что вам точно не нравится. Наконец, если вы в полной растерянности, в школе для вас все предметы одинаковы, а результаты тестов не вдохновляют, то попробуйте сначала понять, что вам точно не нравится. Обычно это намного проще.

Какую работу вам точно не хотелось бы делать? Назовите три варианта. Почему вам не нравятся эти профессии? Назовите хотя бы две причины.

Если бы вам разрешили избавиться от трех школьных предметов, какие предметы вы бы перестали изучать, не задумываясь? Почему? Что именно вас так раздражает? Восприятие школьных предметов часто зависит от учителей. Но в вузе у вас будут другие преподаватели, поэтому, как бы это ни было трудно, отвлекитесь от личности учителя и попробуйте сфокусироваться на содержании предмета.

Понять свои интересы и способности в 17 лет совсем непросто. Нет гарантии, что вы не сделаете ошибки. Но попытаться стоит. Способности и наклонности есть у всех. Выбирайте только ту специальность, которая на данный момент кажется вам подходящей, интересной, «вашей».

>> Интересы, склонности, способности

§ 64. Интересы, склонности, способности

1. Чем интерес отличается от склонности?
2. Обладают ли люди способностями от рождения?
3. Как найти свое призвание?

Интерес.

Каждый по своему опыту знает, что не ко всем событиям мы относимся с равным вниманием. Одни нас привлекают, другие оставляют равнодушными. Одних людей больше интересует политика, других - спорт, третьих - компьютеры, четвертых - кино.

Интерес - это форма проявления познавательной потребности.

Она выражается в направленности внимания на получение информации в определенной области. При этом информация вызывает положительные эмоции. Но как всякая потребность, она на некоторое время угасает после получения очередных сведений, но затем вспыхивает вновь. Интерес может быть непосредственный, когда занимаются любимым делом, но может быть и опосредованным. Представьте, что надо прочитать сообщение на иностранном языке и волей неволей приходится учить его. Интерес к языку в этом примере опосредованный.

Склонность - это пристрастие к занятиям определенными видами деятельности.

Можно иметь склонность к вышиванию, игре на флейте, чтению. Идеально, когда интересы и склонности совпадают.

Способностями называют индивидуальные физиологические и психологические особенности человека, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. Мало иметь к ней склонность, нужны и способности. Они основаны на природных задатках, которые можно развить в результате деятельности, систематического упражнения.

Поясним примером. Предположим, что у человека от рождения большие кисти рук, длинные пальцы, крепкие суставы , хорошая их подвижность, отличные музыкальный слух и чувство ритма. Все это - задатки, идеальные для обучения игре на фортепиано.

Но задатки так и останутся задатками, если они не будут востребованы. Способному человеку потребуется меньшее время на овладение профессией , он скорее достигнет мастерства в своем деле, но без работы его способности не проявятся и угаснут, так и не развившись.

Обычно способности и склонности совпадают. Но бывает и так: человек имеет все задатки для того, чтобы стать хорошим пианистом, но вот желания посвятить себя музыке у него нет. Следовательно, его задатки и его склонности не совпадают. Поэтому, прежде чем выбрать профессию, подумайте, нравится ли вам дело, которым вы собираетесь заниматься, и если да, то есть ли у вас способности, чтобы заниматься им успешно.

Интересы: непосредственные, опосредованные, склонности, способности, наследственные задатки.


1.Как соотносятся интересы и склонности?

2. Как развиваются способности?

Укажите, какая связь существует между наследственными задатками и трудовой деятельностью человека.

Колосов Д. В. Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология 8 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

Сильным побудительным фактором, обусловливающим выбор про­фессии, являются интересы и склонности.

Ø Интересы - это побуждения познавательного характера. Интересы связаны с потребностями человека. Люди, как правило, интересуются теми предметами и явлениями, которые привлекают их внимание и способны удовлетворить их потребности. Интерес заставляет действовать в опреде­ленном направлении, выступая мотивом деятельности. Профессиональный интерес- эмоционально окрашенное отношение человека к определенному виду деятельности.

Ø Склонность - это нечто большее, чем просто познавательное побужде­ние. Это активное, сознательное, преобразующее отношение к чему-либо. Склонности проявляются в любых занятиях, направленных на усвоение разных знаний или на создание каких-либо вещей, предметов. Областью склонностей может быть любая возможная область приложения духовных или физических сил. Когда есть склонность, то предполагается и интерес (схема 24, рис. 100).

Схема 24


Рис. 1. Различие в проявлении интересов и склонностей

Как правило, область интересов и склонностей совпадает. Прове­рить себя, подлинность своих склонностей можно только в деятельности, на практике.

Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельно­сти. Поэтому надо включаться в разные ее виды, не бояться менять увлече­ния, чтобы максимально раскрыть свои склонности до того, как наступит момент выбора профессии, ведь склонности развиваются вместе с соответ­ствующими способностями и выступают как компонент одаренности.

Эффективность профессиональной деятельности зависит от многих факторов и, прежде всего, - от способностей человека.

Способности - это индивидуальные особенности личности, обеспе­чивающие ему успех в деятельности.

Ø От уровня способностей зависит ско­рость, глубина, легкость и прочность процесса приобретения знаний, уме­ний и навыков.

Следует отметить, что способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к ус­пешности выполнения какой-либо деятельности (или нескольких деятельностей). Например,

Ø если человек хорошо различает и запоминает запахи, то это - способность чрезвычайно важная в деятельности парфюмера, пова­ра, химика, фармацевта, дегустатора.

Ø Способность прочно удерживать в па­мяти много цифр, букв, символов и комбинировать их нужна математику, программисту и др.



Ø Особыми способностями должны обладать люди творче­ских профессий: художники, музыканты, артисты.

Физиологическими основами способностей являются задатки. Они даются человеку генетически, с рождения.

Задатки выступают как исходный момент, предпосылки формирования и развития способностей. Они прояв­ляются и перерастают в способности различного уровня при взаимодейст­вии с окружающим миром, при обучении и воспитании, а также в активной творческой деятельности.

Успешность выполнения любой деятельности определяется не ка­кой-либо отдельной способностью, а комплексом, сочетанием способно­стей, своеобразным у каждого человека и характеризующим его как лич­ность (схема 25).

Схема 25. Виды способностей




В любой профессии общие и специальные способности должны со­четаться, обеспечивая успешность этой профессиональной деятельности.

Общие способности обеспечивают более легкое и продуктивное овладение общими знаниями и осуществление различных видов деятельности.

Специальные способности помогают достичь высоких результатов в определенной области деятельности (табл. 19).

Таблица 19. Ведущие свойства специальных способностей (по Е.А. Климову)

Литературные Творческое воображение и мышление; хорошо развитая речь; яркие и наглядные образы памяти; развитие эстетиче­ских чувств; языковое чутье
Технические Интерес к технике, техническому творчеству; стремление работать на машинах и станках, с инструментом; успешное усвоение физики, химии, математики, черчения и т. п.
Организаторские Умение легко входить в контакт с людьми; понимание психо­логии человека; умение распределить работу между людьми; умение заставить людей работать, довести начатое дело до конца.
Математические Умение обобщать; гибкость мыслительных процессов; легкость переходов от прямого к обратному ходу мыслей; логическое мышление.
Педагогические Педагогический такт; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний.
Художественные Особенности творческого воображения и мышления; свойст­ва зрительной памяти, способствующие созданию и сохране­нию ярких образов; развитие эстетических чувств, проявля­ющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому; волевые качества, обеспечивающие претворение замыслов в действительность.

Способности, как и другие свойства личности, не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней . Систематические занятия и упор­ные тренировки помогут в формировании недостаточно развитых способно­стей. Высшими уровнями развития способностей является талант и гениаль­ность . Талант - выдающиеся способности личности в определенной деятель­ности. Гениальность - наивысшая степень творческих проявлений личности.



Интернет-ресурсы по данной теме:

Http://www.nesterova.ru/cgi-bin/proftest/proftest.cgi?view=0 - тест, в котором надо ответить на четыре группы вопросов (всего 64 вопро­са): 1) люди и общество; 2) технологические процессы и системы; 3) общение и искусство; 4) наука и техника. После ответов на во просы компьютер обрабатывает результаты теста и выдает список наиболее подходящих для тестируемого специальностей и соответ­ствующую сферу деятельности.

Практическая работа

Задание 1 . Определите свои склонности, выполнив задания теста «Диф­ференциально-диагностический опросник» (ДДО).

II МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ И СКЛОННОСТЕЙ

Ирина Алексеевна Началова
Лекция для учащихся «Интересы, склонности, способности и их роль в профессиональном самоопределении»

Педагог – психолог, методист Началова И. А.

Лекция для учащихся «Интересы , склонности , способности и их роль в профессиональном самоопределении »

Цели лекции :

1. Дать определения понятий «профессиональный «интерес » , «склонности » , «задатки» «способности » ; познакомить со значением деятельности как важнейшего условия развития способностей .

2. Развивать умение осуществлять самоанализ уровня выраженности профессиональных интересов , склонностей и способностей .

3. Способствовать формированию активизации деятельности по выявлению своих способностей

Ход лекции

Сильным побудительным фактором, обусловливающим выбор профессии , являются интересы и склонности .

Интересы - это побуждения познавательного характера. Интересы обусловлены потребностями : духовными (потребность в познании и эстетическом наслаждении, общественными (потребность в труде, общении, общественной деятельности, материальными (потребность в одежде, питании, жилище) . Люди, как правило, интересуются теми предметами и явлениями, которые привлекают их внимание и способны удовлетворить их потребности.

Профессиональный интерес - эмоционально окрашенное отношение человека к определенному виду деятельности.

Интересы различают :

2. по широте (широкие, т. е. разносторонние, или узкие, направленные только на один предмет);

3. по глубине (глубокие или поверхностные) ;

4. по длительности (устойчивые или неустойчивые)

Если ученик, увлекающийся физикой, посещающий физический кружок, поставлен перед необходимостью перевести очень интересную статью по проблемам физики с иностранного языка, которым он не владеет, соглашается это сделать и выполняет, то его интерес , безусловно, устойчивый.

Интересы могут переходить в склонности – стремление заниматься определенной деятельностью. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес .

Склонность - это нечто большее , чем просто познавательное побуждение. Это активное, сознательное, преобразующее отношение к чему-либо. Склонности проявляются в любых занятиях, направленных либо на усвоение разных знаний, либо на создание каких-либо вещей, предметов. Областью склонностей может быть любая возможная область приложения духовных или физических сил. Когда есть склонность , то предполагается и интерес .

Между интересами и склонностью много общего , но есть и различие. Можно, например, проявлять интерес к кинематографу : с удовольствием ходить каждый день в кинотеатр, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов, собирать их фотографии. Но самому при этом совершенно не стремиться к деятельности в области кино, т. е. не заниматься в кружке. Или мы знаем много любителей спорта, которые не пропускают ни одного спортивного состязания по телевизору или на стадионе, но не делают даже утренней гимнастики. Это именно те случаи, когда интерес есть , а склонность отсутствует . Интересы можно выразить формулой «Хочу знать» , а склонность – «Хочу сделать» .

Как правило, область интересов и склонностей совпадает . Проверить себя, узнать, к чему тебя тянет, можно только в деятельности.

Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Поэтому надо включаться в разные виды деятельности, не бояться менять увлечения, чтобы максимально раскрыть свои склонности до того , как наступит момент выбора профессии , ведь склонности развиваются вместе с соответствующими способностями и выступают как компонент одаренности.

Эффективность профессиональной деятельности зависит от многих факторов и, прежде всего, - от способностей человека .

Способности - это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие ему успех в деятельности. От уровня способностей зависит скорость , глубина, легкость и прочность процесса приобретения знаний, умений и навыков. Следует отметить, что способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности (или нескольких деятельностей) . Например, если человек хорошо различает и запоминает запахи, то это – способность , чрезвычайно важная в деятельности парфюмера, повара, химика, фармацевта, дегустатора. Способность прочно удерживать в памяти много цифр, букв, символов и комбинировать их нужна математику, программисту и др. Особыми способностями должны обладать люди творческих профессий : художники, музыканты, артисты.

Физиологическими основами способностей являются задатки . Они даются человеку генетически, с рождения. Задатки выступают как исходный момент, предпосылка формирования и развития способностей . Они прояв-ляются и перерастают в способности различного уровня при взаимодействии с окружающим миром, при обучении и воспитании, а также в активной творческой деятельности.

Успешность выполнения любой деятельности определяется не какой-либо отдельной способностью , а комплексом, сочетанием способностей , своеобразным у каждого человека и характеризующим его как личность.

Виды способностей

В любой профессии общие и специальные способности должны сочетаться , обеспечивая успешность этой профессиональной деятельности . Общие способности обеспечивают более легкое и продуктивное овладение общими знаниями и осуществление различных видов деятельности. Специальные способности помогают достичь высоких результатов в определенной области деятельности.

Академик Е. А. Климов таким образом группирует эти специальные способности .

Ведущие свойства специальных способностей (по Е. А. Климову)

Литературные Особенности творческого воображения и мышления, хорошо развитая речь, яркие и наглядные образы памяти, развитие эстетических чувств, чувство языков

Технические Интерес к технике , техническому творчеству, стремление работать на машинах и станках, с инструментом, успешное усвоение физики, химии, математики, черчения и т. п.

Организаторские Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека, умение распределить работу между людьми, умение заставить людей работать, довести начатое дело до конца

Математические Умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, легкость переходов от прямого к обратному ходу мыслей, логическое мышление

Педагогические Педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний

Художественные Особенности творческого воображения и мышления, свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов, развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому, волевые качества, обеспечивающие претворение замыслов в действительность

Способности не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней.

Систематические занятия и упорные тренировки помогут в формировании недостаточно развитых способностей . Высшими уровнями развития способностей является талант и гениальность.

Талант - выдающиеся способности личности в определенной деятельности.

Гениальность - наивысшая степень творческих проявлений личности.

Интернет -ресурсы по данной теме :

http://www.nesterova.ru/cgi-bin/proftest/proftest.cgi?view=O - тест, в котором надо ответить на четыре группы вопросов (всего 64 вопроса) : 1) люди и общество; 2) технологические процессы и системы; 3) общение и искусство; 4) наука и техника. После ответов на вопросы компьютер обрабатывает результаты теста и выдает список наиболее подходящих для тестируемого специальностей и соответствующую сферу деятельности.

1. Закрепление знаний учащихся

1.1 Какую роль в профессиональном самоопределении играет интерес ?

1.2 В чем состоит отличие простых интересов от профессиональных ?

1.3 Какие виды интересов оказывают определяющее влияние на выбор жизненного пути?

1.4 Чем отличаются профессиональные склонности от профессиональных интересов7

1.5 Почему при выборе профессии так важно учитывать склонности человека ?

1.6 Как вы думаете, от каких условий зависит развитие способностей ?

1.7 Каким образом в профессиональном самоопределении учитываются общие и специальные способности ?

2. Физкультминутка

2.1 Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 30 секунд.

2.2 Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть на 3-5 секунд. Повторять 6-8 раз.

2.3 Выполняется стоя. Голова неподвижна. Поднять глаза кверху, опустить книзу. Повернуть глаза в правую сторону, в левую сторону. Повторить 6-8 раз.

3. Практическая работа «Выявление и оценка профессиональных интересов с помощью методик »

«Дифференциально- диагностический опросник» (ДДО,

«Коммуникативно-организаторские склонности » (КОС,

«Методика определения профессиональных интересов и направленности личности»,

«Карта интересов »

3.1 Вводный инструктаж

3.2 Самостоятельная работа учащихся

3.3 Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы ):

3.3.1 Формирование новых умений : проверка организованности начала работы учащихся ;

3.3.2 Усвоение новых знаний : проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации (УТД) ;

3.3.3 Целевые обходы :

инструктирование учащихся по выполнению задания;

оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся ;

контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;

рациональное использование учебного времени учащимися .

3.3.4 Заключительный инструктаж :

анализ выполнения самостоятельной работы учащимися ;

разбор типичных ошибок учащимися ;

вскрытие причин допущенных учащимися ошибок ;

повторное объяснение учителем способов устранения ошибок .

7. Подведение итогов урока учителем

сообщение учителя о достижении целей урока;

объективная оценка результатов учащихся на уроке ; выставление отметок в классный журнал и дневники учащихся ;

сообщение о теме следующего урока;

задание учащимся на подготовку к следующему уроку.

8. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

9. Уборка рабочих мест

Задание : покажите с помощью стрелочек взаимосвязь между названиями и определениями специальных способностей .

Технические Способности к воздействию на другого человека с целью обучения и воспитания

Математические Способности к литературной деятельности, овладение языками

Педагогические Творческое воображение, образное мышление

Организаторские Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека, умение распределять работу между людьми

Литературно-лингвистические Умение логически мыслить, анализировать, обобщать

Способности к искусствам Стремление работать на машинах и станках, с инструментом, успешное усвоение физики, химии, черчения и др.

Задание : необходимо вставить в предлагаемых определениях пропущенные слова.

1. Под интересом понимается . познавательная. человека на той или иной.

2. Склонность - . заниматься определенной., постоянно. знания и совершенствовать умения и навыки, соответствующие этой деятельности.

3. Способности - любые индивидуально-психологические. человека, помогающие. в какой-либо деятельности и приводящиеся к знаниям, навыкам.

Для правильного выбора профессии необходимо знать требования, которые предъявляются профессией к человеку, а также учитывать свои индивидуально-психологические особенности, чтобы соотнести их с этими требованиями. Для самореализации в профессиональном плане огромное значение имеют интересы, склонности и способности личности.

Интересы и выбор профессии

Любая профессия предъявляет требования к интересам: в одних случаях это интерес к новому, в других – к практической деятельности, процессу труда или его результату.

Интерес (от лат. interest – имеет значение, важно) – отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному. В психологии под интересом понимается активная познавательная направленность личности на тот или иной предмет. Интерес – это индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности. Интерес проявляется в положительной эмоциональной реакции и интеллектуальной познавательной активности. Только при наличии этих двух признаков можно считать, что у человека есть тот или иной интерес.

Применительно к выбору профессии интересы – это положительное отношение к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности в этом направлении. Содержание и характер интересов непосредственно связаны с мотивами и потребностями человека. Способность проявлять интерес связана с особенностями темперамента: у меланхоликов и флегматиков интересы более устойчивые и глубокие. Зато у холериков и сангвиников интересы шире. Иногда мы спрашиваем: «Интересная книга?» или «Интересный фильм?». Однако это несовместимые словосочетания с точки зрения логики, поскольку интерес – это не свойство вещи (книги, кинофильма и т. п.), а свойство личности. Одному человеку может показаться какая-то книга интересной, а другому нет. Не существует неинтересных предметов, есть не заинтересовавшиеся ими люди. А интересы у различных людей неодинаковы.

Интересы различаются:

  • по содержанию (например, литература, музыка, техника и т. п.);
  • по широте (разносторонние или узкие, направленные только на один предмет или его сторону);
  • по глубине (глубокие или поверхностные);
  • по длительности (устойчивые и неустойчивые).

Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать трудности, препятствия. Об устойчивости интересов судят по способности человека преодолевать трудности на пути удовлетворения этих интересов. Например, если ученик, увлекающийся биологией и посещающий соответствующий кружок, поставлен перед необходимостью перевести очень интересную статью по биологии с иностранного языка, которым плохо владеет, соглашается это сделать и выполняет, то его интерес, безусловно, устойчивый. Интерес формируется в реальном деле: пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь попробовать себя в разных видах деятельности (спорте, литературе, искусстве, науке) в том объеме и на том уровне, на каком это возможно в школьных кружках и секциях, музыкальных школах и т. п.

Интересы, если их не развивать, могут скоро ослабеть или совсем угаснуть. По мере глубокого и систематического изучения того или иного предмета интересы закрепляются и постепенно могут стать устойчивыми. Такие интересы часто перерастают в склонности.

Склонности и выбор профессии

Склонность – это стремление заниматься определенной деятельностью, жажда этой деятельности. Это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении. Склонность – это влечение, интерес к какому-либо занятию.

Можно говорить о склонности к работе, если человека привлекает не только результат, но и сам процесс работы. Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развились в склонности. Если интересы выражаются формулой «хочу знать», то склонности ассоциируются с формулой «хочу делать». Одно дело – интересоваться книгами о животных, но совсем другое – находить удовольствие в ежедневной работе по уходу за животными.

Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности.

Применительно к выбору профессии выделяют следующие виды склонностей:

  • склонность к работе с людьми;
  • склонность к работе с техникой;
  • склонность к работе с условными знаками;
  • склонность к работе с растениями и животными;
  • склонность к работе с художественными образами.

Между интересами и склонностями существует много общего, но есть и различия. Можно, например, проявлять интерес к кинематографу: отслеживать все кинопремьеры и с удовольствием ходить в кинотеатр, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов, однако при этом совершенно не стремиться к деятельности в области кино. Существует много футбольных болельщиков, которые не пропускают ни одного футбольного матча, однако сами не занимаются ни физкультурой, ни спортом, и даже не делают утренней гимнастики. Это именно те случаи, когда интерес есть, а склонность отсутствует.

Конечно, профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями. Оптимальный вариант в ситуации профессионального выбора – когда интересы и склонности согласованы между собой и дополняют друг друга. И только в том случае, когда с интересами связаны жизненные профессиональные планы, говорят о профессиональных интересах.

Способности и выбор профессии

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные обстоятельствами жизни в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию «способности», полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди усваивают знания, умения и навыки быстрее и лучше, чем другие. Что же такое способности?

Способности являются неотъемлемой частью профессиональной пригодности человека, тесно связанной с интересами и склонностями. Способности – это такие индивидуально-психологические свойства человека, от которых зависит возможность успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у человека знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.

Способности не могут быть врожденными. Врожденными могут быть только задатки, которые лежат в основе развития способностей. Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности в течение его жизни, под влиянием воспитания и обучения. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Отдельные способности человека еще не гарантируют успешного выполнения им сложной деятельности. Развитое у человека тонкое восприятие формы и цвета еще не делает его художником. Отличный музыкальный слух сам по себе еще не создает музыканта. Для успешного овладения любой деятельностью необходимо определенное сочетание отдельных, частных способностей, образующих единство.

Различают общие умственные и специальные способности.

Общие способности обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности – это умственные способности: критичность ума, его самостоятельность, глубина, пытливость, быстрота умственной ориентировки, скорость мышления. В структуре способностей некоторых людей эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у них разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. Люди, обладающие общими (умственными) способностями, как правило, быстро осваиваются в новых видах деятельности, областях знаний, хорошо обучаются.

Специальные способности – это система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности.

Выделяют следующие виды специальных способностей:

  • учебные и творческие;
  • математические;
  • конструктивно-технические;
  • музыкальные;
  • литературные;
  • художественно-изобразительные.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как другие предполагают создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

В составе математических способностей большую роль играют математическая память (не память на числа, а память на общие схемы рассуждений и доказательств, на методы решения типовых задач), способность к логическому мышлению, быстрое и широкое обобщение математического материала. Людей, способных к математике, отличает умение уловить порядок, в котором должны быть расположены элементы, необходимые для математического доказательства. Наличие интуиции такого рода есть основной элемент математического творчества.

Конструктивно-технические способности включают такие компоненты, как наблюдательность в области технических приспособлений, позволяющую видеть их достоинства и несовершенства, точность и живость пространственных представлений, комбинаторную способность (способность составлять из определенных деталей новые комбинации), техническое мышление.

Музыкальные способности составляют единство ладового чувства, проявляющегося в эмоциональном восприятии и легком узнавании мелодий, способности к слуховому представлению, музыкально-ритмического чувства, абсолютного слуха (способности точно определять высоту звука), вокальных способностей.

В основе литературных способностей лежат творческая активность и эстетическая позиция, объединяющие частные способности – наблюдательность, впечатлительность (эмоциональное переживание воспринятого), творческое воображение.

К художественно-изобразительным способностям относятся способность правильной оценки пропорций и световых отношений, способность чувствовать выразительную функцию цвета, творческое воображение и др.

Не трудно заметить, что с точки зрения успешности освоения конкретной профессиональной деятельности важными являются не только общие умственные и сложные специальные, но и другие виды способностей. Например, глазомер необходим закройщику, а высокая обонятельная чувствительность – парфюмеру и т. д. Хорошо развитая речевая способность необходима преподавателю, а способность к общению – воспитателю. Если человек хорошо различает запахи и помнит их – это способности, необходимые химику, дегустатору, повару и др. Если человек способен удерживать в памяти много цифр, букв, слов или внешних признаков, может комбинировать их в уме – это способности, необходимые математику, программисту, конструктору.

Способности отражают возможности человека, влияют на степень успешности и время освоения различных видов деятельности. Каждая профессия имеет свои специфические сложности, так называемые требования, предъявляемые профессией человеку. Если они совпадают с личными качествами человека, его индивидуально-психологическими особенностями и возможностями, то тогда говорят о профессиональной пригодности человека.

Екатерина ПАСТУШКОВА



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!