Как воспитать смелость в себе. Как развить в себе храбрость

Еще в древности великие философы часто размышляли о храбрости и мужестве. Так, Сократ однажды участвовал в дискуссии о ней с двумя афинскими генералами. А Аристотель в «Евдемовой этике» не только говорил об этом, но и дал свое собственное определение. Согласно ему, храбрость является чем-то средним между страхом и безрассудством. Трусы часто истощены большим количеством страха, особенно в ситуациях, когда нечего опасаться. Безрассудные люди рискуют в тех ситуациях, когда бы стоило немного подумать. Мужественный, храбрый человек же находит баланс между этими двумя крайностями. Он не лишен страха, но сводит риски к минимуму, потому что умеет избегать лишних проблем.

Согласно же Википедии, мужество - это волевое деяние, совершаемое осознанно, реализация которого требует от индивида преодоления страха.

Также известен интернет-мем «Слабоумие и отвага», на котором изображен бурундук Дейл, герой мультсериала «Чип и Дейл». Интерпретаций у этого определения несколько, но суть можно выразить так: чтобы быть храбрым, нужно быть безрассудным. Примерно таким, каковым был Дон Кихот. Он рисковал своей жизнью ради чести и благородства и в этом похож на мужественного аристотелевского человека. Отличие же в том, что герой Сервантеса был немного сумасшедшим, тогда как Аристотель настаивал, что как раз эта черта не позволяет назвать личность мужественной. Храбрость, скорее всего, не зависит от интеллекта: эти два понятия совершенно не связаны, хотя и позволяют создавать уникальных и интересных персонажей.

Давайте сразу определимся, что, несмотря на некоторые спорные отличия, храбрость и мужество - это все-таки одно и то же понятие. И это то качество, которое необходимо развивать вне зависимости от пола. Каждый человек в своей жизни будет сталкиваться с большим количеством проблем, которые потребуют способности действовать, несмотря на страх. Причем, если не развивать себя как личность, можно дойти до того, что заговорить с незнакомцем на улице будет считаться проявлением мужества.

Теперь дадим свое определение. Храбрость - это вырабатываемая черта характера, при которой человек преодолевает свой страх ради конкретной цели.

Атрибуты храбрости

Так как есть несколько определений храбрости, важно чтобы вы сами выяснили, что она значит для вас. А для этого необходимо выяснить, какие существуют ее атрибуты. Это упражнение также поможет выявить ваш уровень и понять, куда стоит стремиться.

Ощущать страх, но все равно действовать

Храбрость - это идти вперед, даже когда вы боитесь. Это не отсутствие страха, а, скорее, победа над ним.

Представьте, что вы идите по разваливающемуся деревянному мосту, а внизу непроглядная тьма. Перейти нужно, ведь от этого много чего зависит. Однако не все: если вы повернете, вас мало кто осудит. Вы не умрете с голоду и мир не окажется в хаосе. Но если пройдете, то одержите победу над самим собой и сделаете немного лучше себя и свое окружение.

Быть настойчивым перед лицом невзгоды

Проблемы - это часть бытия. Никогда не будет спокойствия, всегда будут существовать невзгоды и неудачи. Но тот, кто не отступит, а будет идти вперед, не только достигнет успеха, но и закалит свой характер.

Ральф Уолдо Эмерсон писал: «Герой отличается от обычного человека тем, что проявляет храбрость на пять минут дольше».

Следовать зову своего сердца

Очень трудно проявлять храбрость, когда в душе нет страсти, нет какой-то высшей цели. А с ней пусть и страшно, но понятно, зачем проходить через все лишения. Одиссей знал, зачем рискует и преодолевает все препятствия.

Если в сердце есть страстное стремление, оно поведет вас в правильном направлении.

Расширять свои горизонты, отпускать привычное, выходить из зоны комфорта

Мир просто требует, чтобы его исследовали и изучали. Несмотря на развитие науки и техники, каждый день какой-то настойчивый и храбрый человек открывает нечто новое.

Как только вы потеряете интерес и любопытство к миру, то погибнете как личность. Но если есть стремление изучать и познавать, то вы будете чаще проявлять храбрость, рисковать и заходить так далеко, куда не заходил еще никто.

Стоять на своем, если есть полная уверенность, что вы правы

Если вы в чем-либо уверены, особенно если изучили вопрос, приобрели солидный опыт и поддали свое мнение критике, тогда стойте на своем до конца. В мире есть незыблемые вещи: защитить слабого, добиться справедливости и не молчать, когда вокруг все верят в ложь. Всегда есть искушение затаиться и не высовываться со своим мнением, чтобы не пострадать, получить больше денег или новую должность. Но только это будет разъедать вас изнутри.

Каждый раз, когда вы молчите в ситуации, требующей моральной тирады, мир становится более темным и неприятным местом, а вы сами перестаете уважать себя.

Сталкиваться со страданиями с достоинством и верой

Дейл Карнеги говорил о том, что какие бы препятствия не выпали на долю человека, он должен идти по жизни с розой в петлице. Аристотель писал, что его завораживает тот, кто, столкнувшись с невзгодами, встречает их с достоинством и верой.

Как вы реагируете, когда с вами случается неприятность? Принимаете ее как данность и пытаетесь все исправить или ищите виноватых, обвиняете обстоятельства и злую судьбу?

Виды храбрости

Проявлять храбрость можно по-разному. В зависимости от этого давайте рассортируем ее по видам.

Физическая храбрость

Зачастую именно этот вид приходит нам на ум, когда мы слышим слово «храбрость». Мифы и рассказы о мужественных воинах, которые спасают других, рискуя жизнями, заполнили наши детские воспоминания. Каждая страна гордится своими героями, снимает фильмы, слагает баллады.

Интеллектуальная храбрость

Человечество во все времена своего существования сталкивалось с огромным количеством проблем: нехватка еды, загрязнение воздуха, почвы и воды и многое другое. Мы вдохновляемся примерами многих гениев или простых смертных, которым хватило смелости оспаривать старые идеи и придумывать новые.

Многие отдали свои жизни за то, что проявили интеллектуальную храбрость: от Сократа до Галилея. Других преследовали долгое время - Фрэнсиса Бэкона, Чарльза Дарвина, Рене Декарта - но они не отступали.

Эти люди, за редким исключением, не брали в руки меч или автомат, но рисковали порой не меньше, чем те, кто храбро защищал свои дома.

Моральная храбрость

Моральную храбрость можно охарактеризовать как силу и решимость следовать тому, что, по мнению человека, является правильным, вне зависимости от неодобрения других. История полна примеров подобных людей, которые проявляли нравственное мужество.

Первым в голову приходит пример Ганди, который освободил Индию, не имея ни армии, ни политического влияния. Единственное, что у него было - это моральная храбрость. Он знал, за какие ценности стоит и не отступал ни на шаг. Его могли убить, ему угрожали и требовали сдаться. Но это значило предать самого себя и Ганди не пошел на это.

Человечество нуждается в личностях, готовых проявить физическую, интеллектуальную и моральную храбрость. Именно они двигают историю вперед и позволяют верить в то, что человек - это не просто следующая ступень развития дикого животного.

Как развить в себе храбрость

Чтобы развить в себе храбрость, потребуется время, потому что она связана со страхом. А везде, где он присутствует, нужно проводить большую работу и обладать большим терпением. Что нужно сделать, чтобы развить в себе мужество?

Шаг первый: напомните себе о прошлых успехах

Одно из самых эффективных упражнений, которое поможет развить храбрость и уверенность в себе.

Не имеет значения, насколько мрачна нынешняя ситуация, в прошлом были моменты, в которых вы преуспели. Даже если этих успехов вы достигали в других сферах жизни.

Чем чаще вы будете себе напоминать о том, как уже проявляли мужество, тем быстрее настроите свою психику правильным образом. Спросите себя:

  • Каковы мои самые большие успехи?
  • Где я преуспел в прошлом, что поможет мне черпать вдохновение в настоящем?
  • Как мне удавалось преодолеть препятствия, которые мешали в прошлом?
  • Что конкретно я сделал? О чем конкретно думал? Каким образом я разговаривал с собой?
  • Каким проявлением мужества я горжусь больше всего?

Несомненно, у вас в жизни были моменты, когда нужно было проявить мужество и это удавалось. Причем не все планировалось заранее, а, скорее, являлось спонтанным решением. Используйте эти воспоминания для нынешней ситуации. Если уж прошлое влияет порой негативным образом на наши действия, то почему бы не использовать его и для положительных перемен?

Шаг второй: создайте список ресурсов

Часто нам не хватает мужества, потому что мы просто не считаем, что у нас достаточно навыков, поддержки, знаний или опыта для достижения . Если это так, то важно начать разработку списка ресурсов.

Список ресурсов можно составить, просто перечислив все, что может понадобиться для повышения уверенности в себе и достижения целей. Это похоже на то, как вы собираете рюкзак в поход: вода, компас, одеяло, телефон, запасной аккумулятор для него и другие полезные предметы. Вам необязательно пользоваться всеми из них, но важно знать, что они есть.

Возможно, вам нужно прочесть несколько книг, чтобы получить ценные знания. Кто-то может сказать, что это не настоящая храбрость, ведь такая планировка не нужна мужественному человеку: он может просто взять кусок хлеба и бутылку воды и попытаться выжить в сложных условиях. Но это глупый совет. Проявляйте храбрость, а не безрассудство.

Некоторым людям все равно бывает тяжело решиться на что-то храброе, потому что страх внутри чрезвычайно силен. В этом случае нужно двигаться небольшими шагами. Если хотите покорить Эверест, для начала хотя бы проведите выходные за городом в палатке. Это будет отличным опытом и позволить увидеть, какие ресурсы нужны и как именно ими нужно пользоваться. Словом, начинайте приобретать практический опыт.

Шаг третий: задавайте себе правильные вопросы

Мужество проявляется, когда мы сталкиваемся с неприятностями. В такие моменты нельзя отступать в свою зону комфорта, нужно двигаться вперед, чего бы ни стоило.

Но это не значит, что нужно слепо идти вперед. Для начала проанализируйте ситуацию, в которой оказались. Задайте себе вопросы, ориентированные на решения:

  • Как я могу это преодолеть?
  • Каким будет следующий шаг?
  • Какие у меня есть возможности?
  • Как я могу их использовать?

Если вы будете задавать себе подобные вопросы каждый раз при столкновении с неприятностью, это войдет в привычку. Теперь вы не будете реагировать привычным бегством, а начнете думать, как преодолеть проблему. Это позволит развивать гибкость мышления.

Шаг четвертый: увеличивайте физическую и психическую выносливость

Проявлять мужество на ровном месте невозможно, если вы до этого не умели это делать. Чтобы начать встречать жизненные невзгоды храбро, нужно повышать свою выносливость, как физическую, так и психическую. Это повысит порог стресса: так вы научитесь справляться с высоким уровнем напряжения без эмоционального расстройства. У вас появится способность принимать мужественные решения в течение всего дня, а не только когда настроение подходящее.

Движение создает положительные эмоции, поэтому займитесь спортом: бегайте, плавайте, посещайте тренажерный зал. Чем лучше ваше физическое состояние, тем легче войти в боевое состояние.

Чтобы повысить психическую выносливость, пройдите , медитируйте, а также занимайтесь дыхательной гимнастикой.

Шаг пятый: тщательно планируйте

Одна из причин, по которой вам не хватает мужества - неопределенность. Когда вы не уверены в том, что может случиться, то не хотите двигаться вперед. И, конечно, одним из способов уменьшить эту неопределенность является планирование.

Планирование - это оценка рисков и создание подходящего плана действий, который сведет к минимуму влияние потенциальных препятствий, с которыми можно столкнуться во время жизненного путешествия.

Другими словами, нужно определить список возможных проблем, оценить их влияние, а затем разработать соответствующий план действий. Доблестные и славные рыцари прошлого не стремились совершить героический поступок, не продумав, как именно будут действовать. Конечно, элемент экспромта часто присутствует, но готовиться нужно всегда.

Шаг шестой: изучайте биографии успешных и мужественных людей

У мужественных людей специфические убеждения, ценности и мировоззрение, которые помогают им обрести достаточный уровень храбрости, чтобы достичь своих целей. Более того, они определенным образом разговаривают с самими собой, принимают твердые решения и совершают решительные действия.

Находясь в их обществе, вы сможете перенять большинство их привычек и начать менять свою личность.

Но если вокруг таких людей очень мало или с ними трудно познакомиться и поддерживать тесное общение, помогут книги или фильмы. Например, для многих из тех, кто хочет пожить в тундре или других сложных условиях, кумиром стал Беар Гриллс. Его называют единственным человеком, которого будут бояться зомби при зомбиапокалипсисе.

Конечно, книги и видео не заменят реального опыта, зато могут подтолкнуть вас к решительным действиям.

Шаг седьмой: создавайте мантры и аффирмации

Храбрые люди также пользуются мантрами и аффирмациями, так что не думайте, что это некий вариант обмана, когда мужество заменяется набором мыслей о мужестве. Это вполне обычная практика сильных людей.

То, как храбрые люди говорят с самими собой, помогает идти вперед, несмотря на страх. Все ведут внутри себя диалог. Только слабые используют совершенно иные фразы и слова.

Создать свою мантру можно, начиная со слов:

  • Я храбрый.
  • Мои страхи только подхлестывают, но не пугают меня.
  • Я сильный и смогу пройти через все препятствия.

Да, разумеется, это только слова, не подтвержденные действиями. Но сейчас это не имеет значения: главное, что они несут нужные эмоции и позволяют посмотреть в глаза своему страху.

Если же вы будете представлять свою мантру, то есть использовать визуализацию, это будет только преимуществом. Представляйте в своей голове сложности и то, как вы с ними справляетесь. Когда представляете образ при помощи сильного слова, это создает эмоцию, которая позволяет вам двигаться вперед.

Шаг восьмой: создайте журнал страхов

Само название «журнал страха» не вызывает никаких приятных эмоций. Ну кто в здравом уме захочешь записывать свои страхи и вызывать их в своем воображении? Но именно так и поступают сильные люди. Они так часто смотрят своему страху в глаза (пусть даже в воображении), что перестают его бояться.

Когда вы научитесь приглушать свой страх, а ваши коленки перестанут дрожать, то, наконец, сможете проанализировать свои мысли и эмоции, а затем и управлять ими.

Что еще более удивительно, записав некоторые страхи, можно выяснить, что они и яйца выеденного не стоят. Когда мы называем фобии и боязни своими именами, то зачастую понимаем, что в них нет абсолютно ничего ужасного. Что вас пугало, так это страх думать о страхе.

Что еще положительного в ведении такого журнала, так это то, что можно извлекать уроки из своего опыта. Например, столкнувшись с одним из страхов, нужно в тот же день сесть в тихом месте и задать себе два вопроса:

  • Какой урок я могу извлечь?
  • Как я могу использовать это для того, чтобы развить свою храбрость?

Независимо от опыта, такие вопросы позволяют взглянуть на страх с совершенно иной точки зрения.

Шаг девятый: регулярно делайте то, чего боитесь

И последнее: регулярно делайте то, чего боитесь. Для начала снова обратитесь к журналу и запишите, чего вы боялись в течение дня и не смогли сделать. Ваша цель на следующий день - сделать половину из того, что вы вчера боялись сделать. В конце концов, это лучшая практика. Подготовьтесь к новым приключениям и вперед - в бой.

Желаем вам удачи!

Смелость – это положительное качество человека, выражавшееся в решительности при выполнении действий, связанных с риском и опасностью. Именно она позволяет побороть страх и совершить отчаянный поступок. Но далеко не каждый человек найдет в себе силы и мужество преодолеть самого себя и победить свои фобии. О том, как люди воспитывают в себе смелость, рассказывают многие писатели.

Так, в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» и романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» авторы раскрывают очень важную, на мой взгляд, проблему нравственного выбора человека.

В своем произведении «Судьба человека» М.А. Шолохов повествует о судьбе обычного солдата, Андрея Соколова, вынужденного покинуть свой дом и отправиться на фронт. Но война никого не щадит. она испытывает его страхом и смертью, в надежде сломить его боевой дух.

Лишь чувство любви к близким, стране и жизни в целом помогает ему преодолеть суровые испытания, выпавшие на его долю. В плену Андрей Соколов проявляет невероятное мужество, отказываясь от повиновения захватчикам. Он не поддается слабости, а сохраняет самообладание, чем и впечатляет немецкого коменданта, увидевшим в нем достойного противника. Смерть еще не раз смотрела ему в глаза, но ему удалось остаться преданным человеком, не потерявшим чувства доброты и милосердия. Несмотря на все ужасы, которые ему пришлось пережить, Андрей Соколов остается верен своему долгу, своей Отчизне. Война не смогла сломить его характер, она изранила, но не убила его живую душу. Сохранив свое хладнокровие, Андрей Соколов смог воспитать в себе смелость, не теряя при этом своей человечности.

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» автор рассказывает о Штабс-капитане артиллерии Тушине, который будучи робким человеком приобретает в бою недюжинную решительность. В опасную минуту он решается принять командование и ответственность за солдат на себя. Во время Шенграбенского сражения Тушин не нарушает приказ и остается на поле боя со своими подчиненными. Он знал, что мог погибнуть в битве, но страх смерти не пугал его. Тушин заботился не только о жизнях других солдат, но и о судьбе своей страны. Ответственность за товарищей и свою Родину помогла ему сохранить стойкость и храбрость во время сражения.

М. Твен однажды сказал, что смелость - это сопротивление страху, а не его отсутствие. Трудно не согласиться с этой мыслью. Как показывает опыт художественной литературы смел не тот, кто не испытывает страха, а тот, кто превозмогает свой страх, обуздывает его и становится сильнее. Именно поэтому так важно воспитывать в себе смелость.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Это основа благосостояния ребенка и ключ к успеху, когда он станет взрослым. В любом возрасте ваши поступки зависят от чувства собственного достоинства. Родители - основной источник чувства собственного достоинства ребенка. Одна из ваших задач как воспитателей - привить своему ребенку положительный внутренний образ и помочь ему вырасти таким, чтобы он мог справиться с жизненными препятствиями и умел радоваться жизни.
Недостаток положительного внутреннего образа очень часто ведет к проблемам поведения. Большинство проблем поведения, как я мог понять во время консультаций, происходит от недостатка взаимопонимания у родителей и детей. Почему с одним человеком приятно быть рядом, а другой как будто тяготит вас? Как люди оценивают себя, как относятся к окружающим, как учатся в школе, чего достигают в работе и как ведут себя в браке - все это зависит от силы их внутреннего образа.
Здоровое чувство собственного достоинства не означает быть самовлюбленным или высокомерным; это человек, имеющий реалистическое понимание собственных сил и слабостей, наслаждающийся своими возможностями и не пасующий перед проблемами. Необходимо воспитать у ребенка уверенность в себе, потому что существует тесная связь между тем, как человек осознает себя сам и как воспринимают его окружающие.

В течение всей жизни дети подвергаются позитивному влиянию (созидателей) и отрицательному влиянию (разрушителей). Родители могут научить своих детей прислушиваться к мнению созидателей и помочь им работать среди разрушителей.

Вместе отодвинем Шалтая-Болтая.
Вы проводите ранние годы, формируя уверенность в себе вашего ребенка. Вы проводите последующие годы, защищая это. Много ранимых детей нуждаются в защите в тяжелых ситуациях. Я исследовал пятилетнего Томаса, может ли он идти в школу. Томас был чувствительным ребенком, чья мать провела годы, помогая ему формировать сильное чувство собственного достоинства. Мы занялись философской беседой о долгосрочных выгодах от воспитания по методу «прикрепления», и Томасу это, понятно, надоело. Он начал висеть на моих весах - дорогих весах, которые стояли поверх экзаменационной таблицы. Моей первой мыслью была мысль о безопасности моей таблицы. Я считал, что рискую больше, чем-Томас, поэтому я сказал довольно твердо: «Томас, не будешь ли ты так любезен, перестать висеть на весах?» Томас оторопел от неожиданности, но его мать добавила компенсирующее замечание: «...потому что ты очень силен». Она знала, как посмотреть на мир глазами ребенка.

1. Практика метода «прикрепленного» воспитания
Представьте себе ребенка, который проводит много часов в день на руках у матери; которого она кормит грудью по первому сигналу и сочувственно отзывается на его плач. Как вы представляете чувства такого ребенка?
Несомненно, этот ребенок ощущает, что его любят, его ценят. Младенец, которого воспитывают таким высокочувствительным методом, развивает способность к самооценке. Он любит то, что чувствует.

Живой отклик - ключ к формированию самооценки ребенка. Ребенок подает сигнал, например плача, чтобы его покормили или успокоили. Мать отвечает быстро и последовательно. Поскольку последовательность «сигнал - отклик» повторяется тысячи раз в течение первого года жизни, ребенок понимает, что его сигналы имеют значение - «Кто-то слушает меня - значит я заслуживаю внимания».
Конечно, вы можете не всегда ответить быстро или последовательно, в какой-то день у вас не хватит терпения или одолеет усталость. Однако младенцы выбирают преобладающий стиль воспитания и формируют свои впечатления. Поскольку ваш ребенок растет, этот стиль становится важным для его развития. Чтобы ребенок мог учиться, справляться с неудачами, этот вид общения будет обучать его приспосабливаться к изменениям.
Ребенок, находящийся в тесном контакте с родителями, воспитывается чувствительным, он контролирует окружающую обстановку и знает, что ожидать. С другой стороны, ребенок, находящийся вне контакта, чувствует себя растерянным. Если его потребности не выполняются, а его сигналы остаются без ответа, он может решить, что сигналы вообще не стоит подавать. Это приводит ребенка к выводу: «Я не заслуживаю внимания. Окружающие содержат меня из милосердия, и я не могу сделать ничего, чтобы приблизиться к ним».
Мы подчеркиваем важность своевременного отклика, потому что в течение первых двух лет мозг развивается очень активно. Это период, когда ребенок разрабатывает образцы ассоциаций, модели поведения, создает изображение сигнала и события. Например, ребенок поднимает руки, а родитель отвечает, беря его на руки. Повторение закрепляет это поведение в сознании ребенка, и в конечном счете эмоции, положительные или отрицательные, прочно связываются с ним, главным образом с положительным чувством «справедливости». Ощущение благополучия становится частью самого ребенка.
Дети, привыкшие к душевному комфорту и чувству душевного покоя, которые они приобретают от воспитания по методу «прикрепления», проводят остальную часть своей жизни так, чтобы сохранить это чувство. Они могут вспоминать это правильное чувство после временных перерывов. Эти повзрослевшие люди справляются лучше с препятствиями в жизни, потому что они активны и умеют восстанавливать чувство душевного покоя, которое глубоко проникло в их собственное сознание. Они могут много падать, но всегда встают на ноги. Эта концепция особенно справедлива для ребенка, преодолевающего препятствия, или для того, кто входит в мир, наделенный талантом от природы. Дети, у которых не сформировалось в раннем детстве чувство благосостояния, борются за то, чтобы обрести его. Но они не знают точно, что ищут, потому что это чувство им незнакомо. В этом объяснение, почему некоторые дети, воспитанные по методу «прикрепления» в раннем возрасте, хорошо развиваются, несмотря на семейные проблемы.
Игра в догонялки. «А если у меня нет практики воспитания по методу «прикрепления»?» - можете спросить вы. Не создавайте дополнительных трудностей. Дети способны быстро восстанавливаться, поэтому никогда не поздно создавать внутренний мир ребенка. Этот вид воспитания соединяет составные части чувства собственного достоинства и может восстанавливать.их. Тем не менее чем раньше это соединение начинается, тем успешнее оно протекает и более сильный результат получается (см. «Восстановление контакта»).

2. Улучшить свою собственную уверенность в себе
Воспитание - это терапия. Заботясь о своем ребенке, вы часто излечиваете себя. В нашей практике был случай, когда мать, имеющая трудного ребенка, однажды сказала: «Мой малыш обнаруживает во мне лучшее и худшее». Если в вашем прошлом есть проблемы, которые затрагивают процесс воспитания, обратитесь за помощью к психологу, чтобы противостоять им.

Чувство собственного достоинства ребенка приобретается, а не наследуется. Некоторые особенности воспитания и черты характера (например, смелость и трусость) приобретаются в каждом поколении. Наличие ребенка дает вам шанс стать родителем. Если вы сами имеете небогатый внутренний мир и чувствуете, что в этом частично виновато ваше воспитание (обычно так и бывает), необходимо предпринять шаги, чтобы преодолеть это и нарушить сложившийся образ.
Пробуйте такое упражнение (врачи называют его «передача лучшего, отказ от остального»): сначала перечислите определенные факторы, которым следовали родители, формируя ваш внутренний мир. Потом выделите то, что в процессе воспитания ослабляло ваш характер. Теперь подражайте положительным тенденциям и избегайте повторять отрицательные. Если вам трудно справиться с этим упражнением самостоятельно, обратитесь за помощью к специалисту. И вы, и ваш ребенок извлечете выгоду.
Не будьте слишком строги к своим родителям. Они, вероятно, делали лучшее, что могли в тех обстоятельствах и в то время. Я помню, как однажды бабушка сказала своей дочери: «Я была тебе хорошей матерью. Я точно следовала указаниям, которые мне дал доктор». Повзрослевшая дочь чувствовала, что некоторые из ее существующих проблем, происходят от тех установок, которые она получила, будучи ребенком. Я высказал свое мнение, что мать не виновата, потому что преобладающая практика в каждый период времени следует специальным рекомендациям по воспитанию детей. Однако мать девяностых годов проще становится специалистом по воспитанию собственного ребенка.

«Полируйте свое зеркало». Никто не может сохранять счастливое выражение лица все двадцать четыре часа в сутки, но на любое изменение чутко реагирует ребенок. Он смотрит на вас как в зеркало, где отражаются его собственные чувства. Если волнуетесь, ваше лицо не может излучать радость. В ранний период развития формирование ребенка глубоко связано с личностью матери, на этой основе создается взаимопонимание. Какой образ вы показываете своему малышу? Увидели бы за ложным фасадом обеспокоенного человека? Метью, преисполненный благодарности к матери, записал: «Я люблю находиться с мамой больше всего, когда она счастлива». Дети транслируют ваше несчастье, подразумевая что вы несчастливы с ними. Даже младенцы знают, что их поддерживает хорошее настроение родителей. Становясь старше^ они могут даже прийти к чувству ответственности за счастье своих родителей.
Если вы испытываете депрессию или страх, ищите помощь, чтобы справиться с ними до того, как они повлияют на вашего ребенка.
Замечание Марты: «Вскоре после рождения нашего восьмого ребенка я была перегружена двумя младенцами в пеленках и воспитанием четырех старших детей. Мое напряжение отражалось на моем лице, я была откровенно удрученным человеком. К счастью, я поняла, что такой меня видят дети. Я не хотела, чтобы они росли, считая, что материнская забота не приносит никакого удовольствия или она делает меня несчастной. Я искала помощь, управляла собственными чувствами и «полировала свое зеркало» так, чтобы дети могли видеть себя наилучшим образом в нем».

Дразнить или не дразнить
Довольно часто я называл нашу самую старшую дочь «Наша опора в жизни». Я думал, что, дразня ее, я был симпатичен. Хейден считала иначе. Я воспринимал это как легкий домашний юмор; Хейден относилась к нему как к оскорбительному выпаду. Хейден сильно переживала. И наконец она вынуждена была сказать мне: «Папа, ты повторял это много раз, и каждый раз я говорила, что мне это не нравится. Пожалуйста, остановись». Если вы решили пошутить с окружающими, будьте внимательны к тому, на кого направлена шутка. Подумайте, что шутка может нервировать и расстраивать ребенка. Не делайте предметом шутки то, что ребенку неприятно. Это грубо и пагубно.
В то время как вы не можете постоянно находиться с ребенком и защищать его от всех нападок, вы должны сделать свой дом безопасной зоной. Не позволяйте ровесникам дразнить друг друга. Старшие братья могут быть безжалостны к самому младшему. Действуйте как буфер против взрослых и соседских детей, которые приходят в ваш дом и, дразня словами или тоном голоса, обижают нежные чувства ваших детей. Поставьте вопрос так, чтобы дразнящий сосед не появлялся в вашем доме.

3. Быть откровенным позитивным отражением
Чувство собственного достоинства складывается у большинства детей не только из того, что они думают о себе, но и из того, что думают о них окружающие. Это особенно справедливо для детей дошкольного возраста, которые изучают себя по реакции своих родителей. Какие образы вы доносите своему ребенку, позитивные или негативные? Подаете ли вы ему мысль, что рады быть с ним? Имеют ли для вас значение его взгляды и желания? Нравится ли вам его поведение?

Когда вы даете ребенку позитивное отражение, он понимает, что поступил хорошо. Он также охотно воспримет ваше замечание, если его поведение будет неправильным. Это становится инструментом воспитания. «Все, что мне нужно сделать, - это посмотреть на него определенным образом, и он прекращает вести себя неправильно», - сказала одна мать у меня на приеме. Она обогатила самосознание ребенка положительными чувствами, и мальчик пользовался этим, принимая ее сигналы. Когда мать всем своим видом показывает, что она недовольна, ребенку не нравится чувство, которое при этом возникает. Он быстро изменяет свое поведение, чтобы восстановить добрые чувства.
Вы не можете быть постоянно веселы, потому что вы - живой человек. Ребенок должен знать, что у родителей тоже бывают тяжелые дни. Дети могут разглядеть истину за поддельной жизнерадостностью. Ваша чувствительность по отношению к ребенку увеличивает его чувствительность по отношению к вам. И когда-нибудь он сможет поднять вашу уверенность в себе.

4. Играйте со своим ребенком
Вы много узнаете о ребенке и о себе во время игры. Время игры дает ребенку сообщение: «Ты достоин, чтобы с тобой проводили время. Ты - значительная персона». В процессе игры дети обучаются. Вместо того чтобы тратить игровое время для хозяйственных работ, используйте его только для общения с малышом.

Позвольте ребенку начать игру. Важный обучающий принцип, который должны помнить родители, состоит в том, что действие, начатое ребенком, способно дольше удерживать его внимание. Обучение пройдет легче, если ребенок сам выберет, что делать. Игра, начатая ребенком, увеличивает его чувство собственного достоинства: «Отцу нравится то, что я делаю!» Конечно, вы можете думать: «О, нет, не буду больше играть в кубики» или «Мы читали эту сказку двадцать раз!» Кот в сапогах надоест вам намного раньше, чем ребенку. Если вы хотите внести что-то новое в старую игру, добавьте изменения, пофантазируйте. Прекратите разговоры о книге, например, так: «Что ты будешь делать, если сейчас в нашу дверь войдет Кот в сапогах?» Или найдите новый способ использования старой игрушки: «Давай превратим эту башню из кубиков в гараж для машины».

Воспитывайте ребенка чувствительным и восприимчивым. Во время игры сосредоточьте внимание на ребенке. Если вы с ребенком, а думаете о работе, то ребенок почувствует это, и ни один из вас не извлечет пользы из времени, проведенного вместе. Ребенок потеряет смысл общения с вами. Для него это будет сигнал, что он вам не важен. Вы теряете возможность обучать ребенка и наслаждаться общением с ним. Я помню, какое удовольствие шестимесячный Метью и я получали от «игры в кружок». Я сажал Метью перед собой с несколькими любимыми игрушками (его и моими) и делал круг из своих ног вокруг него. Это пространство сдерживало его, потому что он только начинал сидеть, и обеспечивало поддержку, если бы он стал падать на бок. Метью был под моим полным вниманием. Он чувствовал особенно, я - также. Звуки, которые издавал ребенок, были очень забавны.

Родителям необходимо игровое общение с ребенком. Как занятый человек, я имел мало времени, чтобы спуститься на уровень ребенка и наслаждаться его бессистемной и, по-видимому, непроизводительной игрой. В конце концов у меня было так много «более важных» дел. Как только я понял, сколько выгоды мы могли бы извлечь, это особое время стало значительным. Игра превратилась в лекарство для меня. Мне было необходимо некоторое время, чтобы сосредоточиться на этом важном маленьком человеке, который, сам того не зная, научил меня расслабляться. Игра помогала мне узнавать Метью, его характер и его возможности на каждой стадии развития. Ребенок и родитель раскрываются друг перед другом в течение игры. Полноценные отношения очень полезны.
Время игры с ребенком как бы выравнивает вас, помогает смотреть на мир его глазами. Берегите время для наслаждения и простого удовольствия от игры. Игра - это инвестиция. Вы можете подумать, что «теряете время», играя в кубики, в то время как могли бы «что-нибудь сделать». Многие взрослые борются за то, чтобы разрешить себе заниматься своими делами. Конечно, вы не должны играть с ребенком целый день, и ребенок не хочет этого. Достигнув возраста восемнадцати месяцев, ребенок нуждается в вас все меньше и меньше. Воспитывая нового человека, вы делаете самую важную работу на свете. Что может казаться более бессмысленным для вас, чем длительные занятия«с ребенком. Однако рассматривайте время игры, как наилучшую инвестицию. Наиболее интересно что-то делать вместе с Родителям необходимо игровое общение с ребенком. Как занятый человек, я имел мало времени, чтобы спуститься на уровень ребенка и наслаждаться его бессистемной и, по-видимому, непроизводительной игрой. В конце концов у меня было так много «более важных» дел. Как только я понял, сколько выгоды мы могли бы извлечь, это особое время стало значительным. Игра превратилась в лекарство для меня. Мне было необходимо некоторое время, чтобы сосредоточиться на этом важном маленьком человеке, который, сам того не зная, научил меня расслабляться. Игра помогала мне узнавать Метью, его характер и его возможности на каждой стадии развития. Ребенок и родитель раскрываются друг перед другом в течение игры. Полноценные отношения очень полезны.
Время игры с ребенком как бы выравнивает вас, помогает смотреть на мир его глазами. Берегите время для наслаждения и простого удовольствия от игры. Игра - это инвестиция. Вы можете подумать, что «теряете время», играя в кубики, в то время как могли бы «что-нибудь сделать». Многие взрослые борются за то, чтобы разрешить себе заниматься своими делами. Конечно, вы не должны играть с ребенком целый день, и ребенок не хочет этого. Достигнув возраста восемнадцати месяцев, ребенок нуждается в вас все меньше и меньше. Воспитывая нового человека, вы делаете самую важную работу на свете. Что может казаться более бессмысленным для вас, чем длительные занятия«с ребенком. Однако рассматривайте время игры, как наилучшую инвестицию. Наиболее интересно что-то делать вместе с маленьким ребенком, а ему станет интересно заниматься с вами, когда он подрастет. По мере роста ребенка вы можете вовлекать его в свои занятия и работу, это будет лучшей наградой для него.

Ответственность в воспитании чувства собственного достоинства ребенка
Никакая книга по воспитанию не стоила бы ничего, если бы в ней не было раздела, посвященного чувству собственного достоинства ребенка. Все же у нас есть опасения, что не все родители правильно истолкуют значение этой концепции и решат, что это еще одна проблема, которую они должны решить наряду с регулярным питанием и теплым зимним пальто. Дети защищаются от всего, что может ущемить их чувство собственного достоинства, даже тогда, когда это становится смешным («О, Билли, ты неправильно поешь. Смени тональность»). Они измеряют чувство собственного достоинства ежедневно, как кто-то измеряет температуру («Сегодня у Джулии низкое чувство собственного достоинства. Старший брат обыграл ее в шашки вчера вечером»).
Чувство собственного достоинства необходимо каждому ребенку. Как садовод выращивает дерево, вы должны взрастить это чувство, для чего необходимо создать вашему ребенку обстановку, которая позволила бы ему стать сильным и стойким. Вы не сможете развить у ребенка чувство собственного достоинства, только восхваляя его. Многое в воспитательном процессе просто и интересно. Держите больше ребенка на руках, отвечайте на его потребности, наслаждайтесь им. Чувство собственного достоинства будет развиваться естественно.

5. Называйте своего ребенка по имени
Что содержится в имени? Это персона, это личность - большая или маленькая. Я до сих пор помню своего дедушку, который показал мне, как использовать и запоминать имена людей.
Этот урок показал свою пользу. Однажды, когда я был начинающим студентом-медиком, меня назначили для выполнения летней практики, несмотря на возможность нанять опытных специалистов. После того как я выполнил задание, я спросил, почему наняли меня, хотя я был менее квалифицирован, чем мои конкуренты. «Потому, что вы помнили и называли всех своих клиентов по именам», - ответили мне. Обращайтесь к своему ребенку по имени, особенно во время зрительного и осязательного контакта, исключая «особые» обращения. Использование имени другого человека открывает двери, ломает барьеры и даже облегчает корректировку воспитания.
Дети изучают связь между своим именем и сообщением, которое вы даете им, а также между именем и поведением, которое вы требуете. Родители часто используют уменьшительное имя или только первое имя в случайных диалогах: «Джимми, мне нравится то, что ты делаешь». Они усиливают сообщение, используя полное имя, чтобы сделать впечатление от него глубже: «Деймс Мичел Сиирз, прекрати!» Один ребенок, о котором мы слышали, считает свое полное имя «безумным именем», потому что он слышит его, когда родители на него сердятся.
Мы заметили, что уверенные в себе дети чаще обращаются к ровесникам и ко взрослым по имени или по званию. Их чувство собственного достоинства позволяет им быть более открытыми при общении с окружающими. Когда я писал этот раздел, моя двухлетняя дочь Лаура подбежала к моему столу, прощебетав: «Привет, папа!» Добавление «папа» впечатлило меня больше, чем безличное «привет!». Ребенку школьного возраста, который способен обратиться к взрослым по имени, проще получить помощь при необходимости.

6. Практика принципа переноса
Способствуйте развитию таланта своего ребенка. Он может преуспеть в чем-то, например, двухлетний* прекрасно устраивает пикники для кукол, а десятилетний любит балет. В течение последних лет мы заметили явление, которое назвали «принцип переноса». Это означает, что наслаждение собственной деятельностью стимулирует развитие внутреннего сознания ребенка и охватывает разные виды деятельности. Один из наших сыновей был спортсменом от природы, но тренеры не заинтересовались этим. Пользуясь принципом переноса, мы поощряли его увлечение спортом и одновременно поддерживали его при работе с тренерами.
Его успеваемость в школе улучшилась, соответственно росла уверенность в себе. Раскройте таланты своего ребенка, и помогите ему развить их. Тогда вы сможете наблюдать расцвет гармоничного человека.

7. Направляйте своего ребенка, чтобы он преуспевал
Помогите своему ребенку развивать таланты и приобретать навыки, что является частью воспитания. Если вы обнаруживаете в своем ребенке отрицательные наклонности, которых у него не должно быть, не поощряйте их развитие. Будьте внимательны, не перегружаете ли вы его сверх меры занятиями. Соблюдайте равновесие между помощью и защитой. Оба процесса необходимы. Если вы не поощряете попыток своего ребенка к самостоятельности, его навыки не будут развиваться, и в.ы потеряете ценного созидателя. Если вы не защищаете своего ребенка от нереалистичных ожиданий, его чувство самореализации окажется под угрозой.

Избегайте сравнительной оценки
Дети измеряют их собственное значение тем, что они чувствуют и как оценивают их другие. Ваш ребенок может сделать бросок только на 400 очков в подающей команде, но он будет себя чувствовать неуютно, если его товарищи по команде могут метнуть на 500. Убедитесь, что ребенок понимает: вы оцениваете его по тому, кто он есть, а не по тому, как у него получается. Делайте это, давая ребенку множество зрительных контактов, касаний и сосредотачивая его внимание. Другими словами, ведите себя независимо от результата игры или испытания.
Не ожидайте, что ребенок превзойдет других на спортивных состязаниях, в музыке или в науке только потому, что вы желаете этого. Он может превзойти только одного себя. Он должен знать, что ваша любовь к нему не зависит от того, как вы оцениваете качество его работы. Это серьезное испытание для родителей, которое необходимо мудро преодолевать.

Стена достижений
В нашей семье Сире существует галерея достижений. Стены дома отображают свидетельства стремлений и достижений наших детей; каждый ребенок чем-то хорош. Раскройте, поощрите и отобразите это в своей семье. Если в вашем доме нет такой стены, ребенок не может продемонстрировать свои успехи. Когда дети становятся старше и смотрят по сторонам, они видят свои достижения прошлых лет. Это дает им подъем, особенно в периоды, когда их чувство собственного достоинства неустойчиво.

8. Научите ребенка дома, как вести себя на улице
В процессе воспитания вы можете решить, что ребенок должен общаться с детьми различного уровня, чтобы сделать самостоятельный выбор для себя. Это может красиво звучать или по крайней мере политически корректно, но только эта простота не работает. Это похоже на выход судна в море без руля или капитана. Вероятность достижения порта назначения таким судном будет ничтожно мала. Дети слишком ценны, чтобы доверять их случаю.
Защитите своего ребенка от чужого вторжения в его внутренний мир. Воспитывая ребенка по методу «прикрепления» в течение первых трех лет и сохраняя тесную связь в последующие годы, вы даете ему твердую основу понимания своего значения в доме, в семье и в отношениях с окружающими. Ребенок развивается, следуя и взаимодействуя с разумом, опытом и знаниями своих родителей, поэтому его можно выпустить в городские «джунгли» без риска быть «съеденным заживо». Получив крепкую основу, чувствуя защиту и поддержку родных,-ребенок сможет выбрать собственную дорогу и твердо стоять на ней. Даже если он немного поэкспериментирует, как это делают все дети, он вновь выйдет на свой путь.
Приглядывайтесь к друзьям своего ребенка, особенно в возрасте до десяти лет. Моральные ценности ребенка и его жизненная концепция, зависят от людей, имеющих значение для него в жизни: родственников, тренеров, учителей и друзей. Родители должны знать тех, кто влияет на характер ребенка, и способствовать общению с теми, кто действует на него позитивно. Следите за отношениями вашего ребенка с друзьями. Сначала дайте ему выбрать себе друзей, а затем наблюдайте за их отношениями. Проверяйте его чувства. Настроен ли он миролюбиво или раздражен? Совместим ли он с новым другом? Соединение пассивной и сильной личности хорошо, если сильный друг тянет вашего ребенка за собой вверх, а не вниз. Дети, воспитанные по методу «прикрепления», чаще других оценивают своих партнеров на совместимость. Родителям следует быть внимательными к выбору ребенка и постоянно контролировать круг его общения.
Корни детского самосознания берут начало в доме, в семье и в окружении воспитывающих его людей. После шести лет влияние сверстников сильно возрастает. Чем глубже заложены дома корни детской самооценки, тем лучше дети готовы взаимодействовать со сверстниками. Они знают, как вести себя с ровесниками, с которыми им нравится играть, и с теми, которые создают им проблемы. Когда дети, воспитанные по методу «прикрепления», растут, они лучше подготовлены к взаимодействию с окружающими (домашние, соседи, дедушки и бабушки, дошкольники), используя различные правила. Для здорового социального развития ребенку сначала необходимо научиться быть в ладу с самим собой, а затем уже с окружающими.
Придерживайтесь домашних устоев. В нормальных условиях ребенок развивается от известного к неизвестному. Он ставит новые эксперименты в основном тем же путем, как учится быть самостоятельным. Для ребенка совершенно нормально периодически возвращаться в удобную обстановку дома или семьи, а затем снова бросаться в «джунгли» неизвестного. Для любого ребенка очень важно иметь сильную базу, основу, которая формируется системой воспитания по методу «прикрепления». Родители часто интересуются, какая степень привязанности к ним считается нормальной. Рассмотрите проблему через год. Если вы видите, что ребенок не становится социально активнее, это может быть тревожный сигнал. Но если вы видите поступательное движение, то это значит, что ваш ребенок просто социально развивается. Исходя из особенностей его характера, он формирует небольшой круг значительных и глубоких взаимоотношений, вместо того чтобы создавать бесчисленное количество поверхностных знакомств.

Принимайте дома друзей ребенка
Пригласите друзей вашего ребенка в дом. Возможно, это нарушит чистоту, но не беспокойтесь. Сбор друзей поможет вам увидеть ребенка в новом аспекте: определить степень адаптации в социальном плане, выявить поведение, которое требует улучшения или коррекции. У вас будет возможность незамедлительного воспитательного вмешательства для того, чтобы дать персональный урок своему ребенку или провести беседу, если весь коллектив нуждается в коррекции.

9. Контролируйте влияние школы на своего ребенка
Некоторые школы могут быть опасны для эмоционального здоровья ребенка. Выбор школы (если таковой имеется) должен тщательно рассматриваться. Ребенок встречается с ровесниками, имеющими разный уровень воспитания и уровень «прикрепления», поэтому его ожидания могут не оправдаться в школе. Если ребенок надежно связан с родителями и имеет сильный внутренний стержень, то новые формы общения, с которыми он столкнется в социальной группе, не повлияют на него кардинально.
В возрасте около шести лет, когда ребенок начинает активно усваивать элементарные знания общения, окружающие взрослые начинают влиять на его жизнь. Их мнения бывает достаточно, чтобы повлиять на формирование и оценку модели поведения. Социальная среда ребенка предлагает широкую возможность выбора значительной личности. Теперь родители должны быть бдительны, чтобы понять, чье поведение моделирует ребенок. Это сильно снижает значение родителей, как воспитателей. Здесь возможны две крайности. С одной стороны, существуют родители, которые допускают, чтобы их ребенок опробовал различные системы поведения по мере роста, поэтому он более открыт. С другой стороны, существуют родители, которые хотят защитить своего ребенка от всякого влияния и идеалов, отличных от своих собственных убеждений, при этом ребенок растет в замкнутой атмосфере.
Обычно правильный выбор находится между этими двумя крайностями. Родители, которые слишком опекают, могут в конечном итоге воспитать очень уязвимого ребенка, не умеющего самостоятельно думать и подверженного влиянию чужих соблазнов и суждений. Где-то посередине находятся родители, которые закладывают в своем ребенке твердую систему критериев и укрепляют ее, поскольку она может столкнуться с другой системой. Ребенок, который с детства имеет собственную устойчивую систему критериев, способен лучше оценить чужую, полученную от ровесников и учителей. Суть вопроса состоит в том, что у ребенка формируется система взглядов, которая позволяет ему действовать. Он не лист, плывущий вниз по реке, по пути наименьшего сопротивления, и в конечном счете попадающий в большое море неопределенности. Многие люди спотыкаются иногда в течение всей оставшейся жизни, не имея основ, которые должны быть сформированы в младенчестве и раннем детстве.

Родители, не входите в самодовольное заблуждение, применяя термин «скрытые» к детям среднего возраста. Это не время, чтобы бездействовать и стать небрежным в вопросах воспитания. Это возраст, когда у ребенка формируется совесть и он изучает ваши жизненные ценности. Формирование их собственных стандартов происходит постепенно, через взаимодействие с ровесниками, другими семьями и учителями, а также через отношения с соседями и дружбу. Они обнаруживают большой мир с разнообразием стилей поведения. Запоздалая попытка привить ваши критерии подростку, основная задача которого на этой стадии состоит в том, чтобы выработать собственные ценности, может оказаться неудачной. Лучший способ привить свои критерии подростку - это «разговор по душам» о жизненной позиции.

Утрата ярлыков
«Я - астматик», - гордо сказал мне семилетний Грэг, когда я спросил его, зачем он пришел ко мне. Действительно, Грэг страдал астмой, но эту проблему оказалось легче преодолеть, чем эмоциональное воздействие этого ярлыка. Несколько доз расширителя бронхов, и его одышка проходила, а ярлык оставался. Я сказал в частной беседе матери Грэга, что у ребенка есть две проблемы: проблема непосредственно болезни и проблема реакции семьи на болезнь.
Каждый ребенок ищет в себе что-то особенное и использует его как торговую марку, привлекающую большое внимание. Слово «астматик» стало ярлыком Грэга, и он часто использовал его. Целый день все вращалось вокруг его болезни, семья сосредоточилась именно на этой стороне личности Грэга, а не на нем самом. Вместо сострадания, братья и сестры стали уставать от планирования своей жизни в связи с астмой Грэга. Они не могли путешествовать, потому что это утомляло брата. Эта болезнь стала болезнью семьи, и все, кроме Грэга, вынуждены были играть роли, которые им не нравились.
Снять ярлык с Грэга было несложно. С астмой Грэга я бы мог справиться. И вместе с семьей мы сделали, чтобы слово «астматик» стало не главным в характеристике Грэга.

Книга: Ваш ребенок от рождения до 10 лет

Неопределенность в выборе одежды, стеснительность, неуверенность в себе – это факторы, которыми руководит нерешительность. Данное качество мешает жить свободной жизнью. Часто от нашего решения зависит успешность, выбор чего-либо и пр.

Многие не знают, как развить решительность и освободить себя от этого нехорошего качества. Постараемся максимально емко раскрыть все нюансы, касающиеся ответа на данный вопрос.

Что это такое?

Решительность – это естественное состояние. Оно необходимо каждую секунду для выхода из положения в разных ситуаций, а также для принятия решений. Страх и неуверенность часто блокируют это качество. Человек теряется, волнуется, не может собрать свои мысли в кучу. После чего появляется паника и нарушение нервной системы.

Решительный человек всегда уверен в себе, умет проявлять настойчивость, способность принятия решений. У таких людей отсутствует страх. Обладать решительностью может каждый. Необходимо научиться доверять своей интуиции, быть самостоятельным и ответственным.

Человек самостоятельно руководит своим характером чувствами и наличием определенных качеств. Ему самому решать быть решительным или постоянно трусить перед любой ситуацией.

Людям, у которых данное качество отсутствует очень тяжело жить, работать, развлекаться, принимать решения. Зачастую эти существа несчастны, не продвигаются по карьере, невезучие.

Особенности решительности в том, что она связана с многими качествами. Среди таких можно отметить:

  • Удача;
  • Управление рассудком;
  • Сила воли;
  • Уверенность.

Невозможно быть нерешительным и смелым одновременно. Приведенные пункты проявляются только в сильном человеке, который умеет руководить и контролировать все качества. Зачастую такие люди не из трусливых, умеют управлять рассудком, идти вперед, достигая своей цели.

Смелость и решительность

Как понятно из выше написанного смелость и решительность взаимосвязаны между собой. Эти чувства сильны только тогда, когда нет страха. Ведь он может создавать иллюзию того, что такие качества в нас отсутствуют. Необходимо разрабатывать смелость, тогда Вы научитесь быстро принимать решения.

Например, придя в магазин за очередной покупкой и примерив несколько разных одеяний, нужно сразу принять решение в пользу одной из них. Не нужно полчаса раздумывать над тем, которой вещи отдать предпочтение.

Тоже самое касается и рабочего места. Когда начальник заметит Вашу уверенность в себе и смелость он с удовольствием наградит Вас новой должностью.

Настойчивость и решительность

Сила воли напрочь связана с умением решительно принимать жизненные толчки. Чтобы улучшить свое положение, следует развивать настойчивость. Для этого нужно учесть ряд советов.

Если Вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос с хорошими качествами и сильным характером, необходимо с раннего детства давать малышу возможность проявлять инициативу. В дальнейшем он будет настойчиво решать проблемы, без груза за плечами.

Научитесь самостоятельно находить выход из положения. Принимая определенные методы для достижения цели, решительность и настойчивость образуются автоматично. В результате характер укрепится, а данные качества значительно упростят жизнь.

Очень важно получать успех в принятых решениях. Поэтому сначала следует ставить перед собой не сложные задания.

Основные мероприятия для развития решительности

Человек, не осуществляющий качественного выхода из положения, не обладает решительностью. В результате появляется неуверенность, медленность, плохая работоспособность, постоянные колебания, отсутствие смелости. В таких случаях потребуется быстрая помощь. Необходимо воспитывать это важное состояние души и тела.

Полезные советы, посмотрите:

Несколько этапов, которые помогут развить решительность:

  • Практика самостоятельного выхода и положения;
  • Смелость в принятии решений;
  • Преодоление лени;
  • Работа над собой;
  • Постановка и достижение цели.

Не стоит проявлять свою неуверенность на рабочем месте. Следует браться за любое выполнение обязанностей. В результате выработается стойкость к трудностям и нагрузкам. Соответственно выработка смелости гарантирована.

Лень – основное препятствие в достижении цели. Ее нужно побороть в первую очередь. Собственная мотивация и слова «я могу», «я это сделаю» помогут справиться с ленью.

Работа над собой и своими качествами поможет найти выход из любой ситуации. Нельзя опускать руки. Если, все же неудача постигла не стоит отчаиваться. Проанализировав ситуацию и выявив причину, в следующий раз будете умнее.

Доверяйте себе

Старайтесь не прислушиваться к мнению окружающих. В первую очередь нужно научиться доверять себе. Внутренний посыл часто направляет разум на правильные решения. Решительность ассоциируется с уверенностью в себе, выработке силы воли и умение достигать цели.

Работа над собой труд не из легких, но выполнив ее качественно, Вы обретете устойчивость и сильный характер. Для начала необходимо прислушиваться к своему сердцу. Так мы ограждаем себя от негативного воздействия со стороны окружающих.

Часто нерешительность формируется из-за излишней опеки родных, когда человек думает, что он слаб и не сможет найти выход из положения самостоятельно. Необходимо менять стереотипы, надеяться только на себя.

Не бойтесь меняться. Это поможет развить лучшие черты характера, чем были до этого.

Преодолевайте свой страх

Как развить решительность, если преследование страха мешает сосредоточиться? Не допускайте к себе это коварное чувство. Для удобства можно записать на бумаге, сколько ценного вы потеряли из-за страха, чтобы в дальнейшем не допустить такого.

Нерешительный человек несет не маленькую тяжесть на своих плечах. Если Вы не хотите пополнить ряды таких людей, работайте над собой. Избавьтесь от страха, неуверенности, стеснительности. Будьте смелым, активным, трудолюбивым, раскованным и общительным человеком.

Храбрость, отвага, готовность спокойно принимать и преодолевать трудности - все эти качества у большинства детей справедливо вызывают восхищение. Как же воспитать в малыше эти качества, чтобы он не пугался ни хулиганов во дворе, ни злых собак, ни других возможных опасностей?

Страх является естественным, но…

Страх - абсолютно нормальное чувство. Он является естественным защитным механизмом организма на появление потенциально опасных ситуаций, которые могут нанести определенный ущерб здоровью и жизни человека. На улице темно - а вдруг там притаились хищники? Рядом ползет паук - он может укусить? Эти ситуации объединяет то, что страх мотивирует искать выход, решение подобного кризисного состояния. Темный переулок можно обойти по освещенной дороге, паука смахнуть в сторону. В этом заключается огромное значение страха. Но реакция у людей бывает разная: боязнь опасности заставляет нас изменить поведение, чтобы избежать возможного риска. И совсем другое: если страх парализует человека, лишает воли, переходит в трусость. И именно эти проявления в характере ребенка нужно искоренять, прививать смелость, силу воли и уверенность в себе, чтобы малыш мог вырасти здоровым, крепким с психологической точки зрения человеком. Тогда он будет спокойно воспринимать вызовы окружающего мира - и вместо паники искать выход из сложной ситуации.

Не стоит давить на ребенка, если вы видите, что он чего-то искренне боится. Это вы, взрослый, знаете, что не укусит, потому что гуляет на поводке и в наморднике. Это вы в курсе, что монстры под кроватью живут только в фильмах ужасов. И это вы понимаете, что знакомство с новыми детьми в может принести море положительных эмоций. А малыш еще боится, всё это для него новое, непознанное, необычное - а значит, такое, что может таить определенную опасность. И если вы решите посмеяться над ним, вы никак не подтолкнете его к решению внутреннего конфликта. Не стоит думать, будто услышав «трусишка, чего ты боишься», ребенок скажет «нет, я не такой, я не боюсь, я справлюсь!». Конечно, сказать-то он как раз может, чтобы оправдать себя, но его ощущения от этого не изменятся. И вместо того, чтобы реально бороться со страхом, он просто сделает вывод: бояться - стыдно. А раз так, буду бояться дальше, но тайком (особенно характерно для ). Аналогичная реакция и на сравнение малыша с другими детьми. «Посмотри, твой товарищ не боится прививки, а ты чего?», «Какая умница девочка на площадке: не побоялась залезть на без помощи мамы - не то что ты…» - эти фразы лишь усугубляют проблему. Ведь они заставляют малыша почувствовать себя плохим, что может привести к развитию комплексов и даже неврозов.

Поддерживайте и учите самостоятельности

Лучшая политика в обучении смелости - помощь в преодолении детских страхов. Для начала расскажите ребенку всё то, что описано выше: страх является нормальным чувством, которое испытывают все люди. И нужно не стыдиться, а бороться с ним. Можно показать малышу, как его организм помогает ему в этом! Когда человек боится, у него учащается биение сердца и дыхание, чтобы ускорить движение крови и кислорода к органам. И благодаря этому мозг активнее ищет варианты выхода из кризиса, а мышцы собирают силу, чтобы как можно быстрее справиться с поставленной мозгом задачей: побежать, ускориться, . Конечно, ребенку 2-3 лет физиология сложна для понимания. Но он запомнит главное: тело придет ему на помощь, если он научится контролировать свой страх - не впадать в панику и застывать в ступоре перед лицом опасности, а находить силу воли для ее ликвидации. Хотя, разумеется, разговоров мало. И самое важное, что вы можете сделать: развивать уверенность ребенка в своих силах. Находите посильные задачи в других сферах, хвалите за значимые достижения, развивайте его эрудицию посредством познавательных книг или фильмов, отдайте в какую-то спортивную и творческую секцию, разыгрывайте различные конфликтные ситуации в тихой домашней обстановке в ролях, поощряйте знакомство с другими людьми - чем больше у него будет накоплен успешный опыт в коммуникации с окружающим миром, тем спокойнее он будет воспринимать те моменты, которые могут вызвать страх.

Отдельный вопрос - атмосфера в семье. Психологи подтвердят: наиболее часто боятся дети, которые наблюдают перекос в окружении. Причем перекос может быть разным. Так, вряд ли стоит пояснять, как конфликты и ссоры между членами семьи отражаются на ребенке. Постоянное наблюдение криков и скандалов плохо для развитие малыша: повышается его тревожность, он становится беспокойным и пугливым. Потому старайтесь поддерживать в семье нормальный градус отношений и единое направление воспитания - и сложные ситуации разрешайте без маленького свидетеля… Но не менее опасна и другая ситуация: если конфликтов нет, а ребенку уделяют повышенное внимание. Его нечаянно толкнул во дворе другой малыш, а вы сразу вступаете в склоку с его родителями, защищая чадо? Вы моментально одергиваете его при первой попытке потянуться к уличной кошке, подчеркивая, что можно нахвататься блох или она поцарапает? Такой подход к воспитанию - не лучший. Ведь это классическая , где ребенка оберегают настолько сильно, что он либо уходит в себя и начинает бояться всего на свете (он же не научился решать проблемы без мамы или папы), либо устраивает бунт и перестает подчиняться даже здравым требованиям (а значит, о безопасности речь не идет). Потому вы обязаны постепенно, по мере его взросления, предоставлять ему известную степень свободы, позволять ошибаться и терпеть !

Помогите, защитите, расскажите о себе

Старайтесь везде соблюдать баланс. С одной стороны, ваш ребенок должен учиться справляться со страхами, уметь подчинять их себе. Но, с другой, он также должен чувствовать: родители рядом и в случае необходимости всегда помогут. Помните: у маленьких детей жизненный опыт минимальный! И потому им нужна поддержка с вашей стороны, объясните, почему бояться не стоит. А иногда слов мало - и нужна решительная реакция с вашей стороны. Если вы посидите с ребенком у его , пока не заснет после ночного кошмара, если вступитесь за него в серьезном конфликте с другим ребенком, если придержите, когда он, превозмогая страх высоты, карабкается на горку, он поймет главное: родители его защищают, если это действительно нужно. А значит, и бояться он будет меньше и реже.

Ваше поведение вообще один из ключевых факторов в обучении смелости. Ведь дети берут за образец для подражания родителей. Если мама кричит при виде мыши, то почему вы ожидаете иного от маленькой девочки? Если папа не может спокойно и достойно ответить грубияну на улице, впадая в ступор, то как может сын научиться справляться с подобными ситуациями? Помните: ребенок наблюдает за вами! Дети до 2-3 лет не различают плохое и хорошее. Для них всё, что делают родители, является примером, который следует копировать. Только не переусердствуйте - не пытайтесь создать образ бесстрашного человека. Мы же говорили, что страх естественен? Донесите это до малыша на личном примере. Расскажите, как вам было страшно в той или иной ситуации (неважно, был ли ребенок ее свидетелем или она произошла давно) и как из нее вышли, преодолев боязнь и подчинив ее своей силе воли. Поясните, что страшились конкретной опасности, но придумали, как свести риск к минимуму, подстраховавшись от неприятностей — и теперь можете с юмором относиться к тому происшествию, что зря его боялись. Такой опыт (как, кстати, и примеры из сказок и мультфильмов с детальным анализом их сюжета) для ребенка крайне полезен. Если сравнение с детьми может заставить комплексовать, то сравнение с родителями или любимыми персонажами мотивирует - уж на них-то малыш всегда хочет быть похожим!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!