Копинг стратегия уход от проблемы. Копинг стратегии

Копинг-поведение (определение, функции, виды)

Любая инновация всегда связана с преодолением сопротивления. Экспериментальной гипотезой данной работы является допущение взаимосвязи между готовностью к инновациям и способами преодоления сопротивления. Для описания процесса преодоления необходимо определить понятие копинга.

"Понятие coping происходит от английского слова cope преодолевать, справиться, совладать, реже бороться, сражаться (Нартова-Бочавер С.К., Лапин Н.П.)". В зарубежной психологической литературе термин coping употребляется в сочетании с другими психологическими понятиями: coping-process, coping-mechanism, coping-behavior, coping-stile, coping-strategy. В российской психологии эти термины переводят как копинг-процесс, копинг-механизм, копинг-поведение, адаптивное совладающее поведение, копинг-стратегия, психологическое преодоление.

Такое количество терминов, во-первых, указывает на значимость данного явления для психологии, во-вторых, требует некоторых разъяснений. Как мы видим, многие авторы предпочитают буквально копировать слово coping на русский язык копинг, отставляя в сторону его соответствующий перевод.

В настоящее время существуют многие определения и психологические модели coping. Наиболее распространенными являются модели, связанные с исследованиями психологического стресса.

По определению Г. Селье, "стресс - это неспецифическая, стереотипная, филогенетически древняя реакция организма в ответ на различные стимулы среды, подготавливающая его к физической активности (например, бегству и т.п.)". Понятием "стрессор" он обозначил физические, химические и психические нагрузки, которые может испытывать организм. Исследования показали, что стрессор, независимо от природы происхождения (биологической или социальной), вызывает сходные неспецифические реакции, специфические последствия которых обусловливаются индивидуальными особенностями человека. Если нагрузка чрезмерна или социальные условия не позволяют реализовать адекватный физический ответ, эти процессы могут привести к физиологическим и даже структурным нарушениям. По современным представлениям, стрессовые механизмы лежат в основе провокации большинства заболеваний. При этом время появления болезни распределено не равномерно, а скапливается вокруг определенных событий, когда они воспринимаются как угрожающие, чрезмерно напрягающие, непосильные или вызывающие конфликты.

Впервые термин "coping" был использован Л. Мерфи в 1962 г. в исследованиях способов преодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития. К ним относились активные усилия личности, направленные на овладение трудной ситуацией или проблемой. Исходя из своих наблюдений над детьми дошкольного возраста, Л. Мерфи дает определение термину "копинг" как "некую попытку создать новую ситуацию, будь она угрожающей, опасной, ставящей в неловкое положение, или радостной и благоприятной". Термин "копинг" при этом понимается как стремление индивида решить определенную проблему, которое, с одной стороны, является врожденной манерой поведения (рефлекс, инстинкт), а с другой - приобретенной, дифференцированной формой поведения (владение собой, сдержанность, склонность к чему - либо).

Р. Лазарус дает следующее определение копинга: "стремление к решению проблем, которое предпринимает индивид, если требования имеют огромное значение для его хорошего самочувствия (как в ситуации, связанной с большой опасностью, так и ситуации, направленной на большой успех), поскольку эти требования активируют адаптивные возможности".

Таким образом, "копинг" или "преодоление стресса" рассматривается как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям.

По мнению Р. Лазаруса и С. Фолькмана "взаимодействие среды и личности регулируется двумя ключевыми процессами: когнитивной оценкой и копингом". Многое, по мнению авторов, зависит от когнитивной интерпретации стрессора. Авторы выделяют следующие стадии когнитивной оценки: первичная и вторичная.

Первичная оценка стрессорного воздействия заключается в вопросе - "что это значит для меня лично?". Стресс воспринимается и оценивается в таких субъективных параметрах, как масштаб угрозы или повреждения, которые приписываются событию, или оценка масштабов его влияния. За восприятием и оценкой стрессора следуют нагрузочные эмоции (злость, страх, подавленность, надежда большей или меньшей интенсивности).

Вторичная когнитивная оценка - это оценка собственных ресурсов и возможностей решить проблему - выражается в постановке следующего вопроса: "что я могу сделать?". Далее включаются более сложные процессы регуляции поведения: цели, ценности и нравственные установки.

В результате личность сознательно выбирает и инициирует действия по определению стрессового события. Стадии оценки могут происходить независимо и синхронно.

Первый шаг в процессе когнитивной оценки представлен "поляризующим фильтром", который может усилить или ослабить значимость события. Одни и те же события жизни могут иметь различную стрессовую нагрузку в зависимости от их субъективной оценки.

После когнитивной оценки ситуации индивид приступает к разработке механизмов преодоления стресса, то есть собственно к копингу. В случае неуспешного копинга стрессор сохраняется и возникает необходимость дальнейших попыток совладания.

Таким образом, структуру копинг-процесса можно представить следующим образом: восприятие стресса - когнитивная оценка - выработка стратегий преодоления - оценка результата действий.

В своей феноменологической теории Лазарус исходит в большей степени из субъективного переживания стресса и уделяет особенное внимание когнитивным процессам и когнитивной оценке. При этом он не рассматривает стрессоры и способы совладания с ними зрения объективных ситуаций и, в частности, объективно неконтролируемых ситуаций, на которые невозможно влиять по объективным причинам.

В зависимости от объективных возможностей изменения ситуации строится и поведение человека. Если на стрессор объективно возможно влиять, то попытка индивида повлиять на него будет адекватной копинговой реакцией. Если по объективным причинам индивид не может повлиять и изменить ситуацию, то адекватным функциональным способом совладания является избегание. Если человек объективно не может ни избежать ситуации, ни повлиять на нее, то функционально адекватной копинговой реакцией является когнитивная переоценка ситуации, придача ей другого смысла. По мнению исследователей, успешная адаптация возможна тогда, когда субъект в состоянии объективно и в полном объеме воспринимать стрессор.

"По мнению Р.Лазаруса и С.Фолькмана копинг выполняет две основные функции: регуляция эмоций (копинг, нацеленный на эмоции) и управление проблемами, вызывающими дистресс (копинг, нацеленный на проблему)".

Копинг, нацеленный на эмоции, определяется как когнитивные, эмоциональные и поведенческие усилия, с помощью которых личность пытается редуцировать эмоциональное напряжение. Усилия, с помощью которых личность пытается устранить угрозу (влияние стрессора), определяется как копинг, нацеленный на проблему.

При этом С.Фолькман выделяет активное и пассивное копинг-поведение. Целенаправленное поведение на устранение или избегание угрозы (борьба или отступление), предназначенное для изменения стрессовой связи с физической или социальной средой, автор называет активным копинг-поведением. Интрапсихические формы преодоления стресса относятся им к защитным механизмам, предназначенным для снижения эмоционального напряжения раньше, чем измениться ситуация, и рассматриваются как пассивное копинг-поведение.

В целом большинство исследователей придерживается единой классификации способов совладания:

1) копинг-стратегии, воздействующие на ситуацию;

2) когнитивные стратегии, направленные на переоценку ситуации;

3) усилия, направленные на снятие эмоционального напряжения.

Так, например, Л.Перлин и С.Шулер одними из первых провели ряд исследований, в которых была сделана попытка измерить копинг-поведение взрослых в стрессовых ситуациях. "Используя метод интервью, они выделили три основных копинг-стиля, соответствующих основным сферам психической деятельности:

1) поведенческие ответы, которые воздействуют на ситуацию;

2) ответы, которые изменяют значение или оценку ситуации

3) ответы, нацеленные на контроль негативных ощущений".

Другими исследователями предлагались похожие классификации копинг-стратегий. Так, например, Моос и Шеффер выделяют три стратегии: сфокусированная на оценке; сфокусированная на проблеме; сфокусированная на эмоциях. также описывают три вида копинга:

1) копинг, нацеленный на оценку (установление для себя значения ситуации);

2) копинг, нацеленный на проблему (принятие решений и совершение конкретных действий для преодоления стресса);

3) копинг, нацеленный на эмоции (управление чувствами и поддержание эмоционального равновесия).

Нацеленное на оценку преодоление стресса включало в себя попытки определить значение ситуации, то есть такие стратегии, как логический анализ, когнитивная переоценка и т.д. Нацеленное на проблему совладание со стрессом имело целью модифицировать либо устранить источник стресса. Совладание со стрессом, нацеленное на эмоции, включало в себя ответы, в которых отражалась функция управления эмоциями, вызываемыми стрессорами, и посредством этого поддержание аффективного равновесия.

Исследования, проведенные в Японии, показали, что активные копинг-стратегии, ориентированные на решение проблемы, ведут к уменьшению имеющейся симптоматики, тогда как избегание и другие копинг-стратегии, направленные на редукцию эмоционального напряжения, приводят к усилению симптоматики.

В то же время, некоторые исследователи пришли к тому, что стратегии лучше всего сгруппировать в копинговые стили, представляющие собой функциональные и дисфункциональные аспекты копинга. Функциональные стили представляют собой прямые попытки справиться с проблемой, с помощью других или без неё, в то время как дисфункциональные стили связаны с использованием непродуктивных стратегий. В литературе принято называть дисфункциональные копинг-стили "избегающим копингом". Так, например, Фрайденберг предлагает классификацию, в которой 18 стратегий сгруппированы в три категории:

1) обращение к другим (обращение к другим за поддержкой, будь это сверстники, родители или кто-то ещё),

2) непродуктивный копинг (стратегии избегания, которые связаны с неспособностью справиться с ситуацией)

3) продуктивный копинг (работать над проблемой, сохраняя оптимизм, социальную связь с другими и тонус).

Как видно, копинг-стратегия в категории "Обращение к другим" стоит особняком от категорий "эффективного" и "неэффективного" копинга. Таким образом, несмотря на то, что данная классификация основана на измерении "эффективности / неэффективности", исследователями здесь все же предпринята попытка выделить ещё одно измерение -- "социальная активность", которое с точки зрения исследователей не может однозначно оцениваться как продуктивное или непродуктивное.

Достаточно недавно исследователи, занимающиеся проблематикой копинг-стратегий, при взгляде на копинг стали придерживаться так называемого ресурсного подхода. "Ресурсный подход делает акцент на то, что существует процесс "распределения ресурсов", который объясняет тот факт, что некоторым людям удается сохранять здоровье и адаптироваться несмотря на различные жизненные обстоятельства".

Ресурсные теории предполагают, что существует некоторый комплекс ключевых ресурсов, которые "управляют" или направляют общий фонд ресурсов. То есть "ключевой ресурс -- это главное средство, контролирующее и организующее распределение (торговлю) других ресурсов".

К ресурсному подходу относят некоторых серьёзных исследователей, работы которых ранее не связывались с изучением копингового поведения. В рамках ресурсного подхода рассматривают широкий спектр различных ресурсов, как средовых (доступность инструментальной, моральной и эмоциональной помощи со стороны социальной среды), так и личностных (навыки и способности индивида). Так, например, М. Селигман в качестве главного ресурса в совладании со стрессом рассматривает оптимизм. Другие исследователи в качестве одного из ресурсов, влияющих на используемые копинг-стратегии, предлагают конструкт "жизнестойкость".

Ресурсный подход предполагает, что владение и управление ресурсами и применяемые копинг-стратегии могут оказывать друг на друга взаимное влияние. Так, если у подростка нет желания эффективно взаимодействовать со своим социальным окружением, у него будет мало друзей. В этом случае можно заявить, что копинг-стратегия повлияла на ресурсы. Напротив, если ребенок рос в обедненной социальной среде, то есть у ребенка были ограниченные ресурсы, это обстоятельство может повлиять на предпочитаемые им копинг-стратегии и на частоту использования им социальной поддержки в качестве стратегии совладания со стрессом.

Выводы по теоретической части. В первой главе приведен краткий обзор основных теоретических положений об инновациях, инновационном процессе и человеке как центральном звене инновационного процесса. В литературе приведено большое количество различных теорий о том, что такое инновация, как следует ее определять, как ее можно классифицировать, что такое инновационный процесс и каким образом он реализуется в действительности. Также сейчас достаточно литературы, посвященной социальным аспектам инноваций.

Человек - важнейшее звено инновационного процесса. Поэтому очень важно осознавать степень необходимости грамотной мотивации сотрудников организации, реализующей инновационный процесс. Нужно мотивировать сотрудников всех звеньев управления, причем у каждого звена - высшего, среднего или низового - есть свои особенности мотивации. Эффективная мотивация, проведенная на всех уровнях управления, значительно снижает внутреннее сопротивление организации инновационному процессу.

Но важна не только мотивация сотрудников. Немаловажно также учитывать личностные особенности сотрудников и менеджеров, участвующих в инновациях. В связи с этим в работе раскрывается понятие копинга, копинг-стратегий и копинг-поведения как способов преодоления человеком сопротивления.

На сегодняшний день проблематика копинг-стратегий активно исследуется в самых разных сферах и на примере самых разных типов деятельности. Серьёзное внимание уделяется изучению связи копинг-стратегий, которые применяет индивид, с его эмоциональным состоянием, успешностью в социальной сфере и т. д. При этом копинг-стратегии оцениваются с точки зрения их эффективности/ неэффективности, а за критерий эффективности принимается понижение чувства уязвимости к стрессам. Само копинг-поведение - это стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы физическому, личностному и социальному благополучию, осуществляемые в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах функционирования личности и ведущие к успешной или менее успешной адаптации.

, Комментарии к записи Копинг стратегии отключены

Копинг-стратегии — это способы взаимодействия со сложной, стрессовой ситуацией. В трудной ситуации человек испытывает стресс и напряжение. Это неприятно, и поэтому человек хочет выйти из этой ситуации как можно скорее. Копинг-стратегии являются привычными схемами, с помощью которых конкретный человек привык выходить из сложных для себя ситуаций.

Копинг бывает проблемно-ориентированный и эмоционально-ориентированный. Проблемно-ориентированный копинг направлен на изменение ситуации, эмоционально-ориентированный копинг – на регуляцию эмоционального состояния, вызванного стрессовой ситуацией.

Помимо понятия «копинг-стратегия» существует еще понятие копинг-стиля. Копинг-стиль относит поведение к одному из трех видов реагирования на угрожающую ситуацию. Как и животное, человек обычно использует три стиля реагирования на угрозу: замирание, бегство и нападение. Применительно к человеческому поведению это будет капитуляция, избегание и сверхкомпенсация.

При капитуляции человек принимает неприятное переживание за нечто необоримое, с чем можно только смириться, и ведет себя в соответствии с этой идеей. При избегании человек пытается не попадать в определенные сложные для него ситуации. При сверхкомпенсации человек ведет себя так, как будто вовсе не находится или не может попасть в трудную ситуацию, которой боится.

Примеры реагирования согласно каждому из копинг-стилей в ситуации, когда человек боится критики окружающих.

1) Копинг-стиль «Капитуляция»: человек идет не вечеринку, где чувствует себя очень некомфортно и скованно, и думает, что он вот такой вот скованный и неинтересный человек, и ничего с этим не поделаешь.

2) Копинг-стиль «Избегание»: человек избегает вечеринок и любых ситуаций общения, где может почувствовать себя неловко.

3) Копинг-стиль «Сверхкомпенсация»: человек идет на вечеринку и старается там стать душой компании, громко разговаривает и смеется, пьет алкоголь, пытаясь скрыть от себя и других людей свой дискомфорт.

У каждого копинг-стиля есть несколько копинг-стратегий, с помощью которых реализовывается стремление избежать ситуации, смириться с ней или компенсировать ее.

Опросник «Стратегии совладающего поведения» («Ways of Coping Questionnaire ») является наиболее успешной методикой для выявления предпочитаемого копинг поведения. Опросник был стандартизирован и адаптирован в лаборатории клинической психологии института им. В.М. Бехтерева. Он состоит из 50 вопросов. Опросник основан на копинг тесте Лазаруса и является его русскоязычной адаптацией.

В тесте определяется предпочтение одной или нескольких из восьми стратегий совладания со стрессом.

Копинг стратегия конфронтация предполагает активную деятельность, направленную на изменение ситуации или на отреагирование негативных эмоций, с ней связанных. Предпочтение этой стратегии часто подразумевает импульсивное поведение, враждебность, конфликтность, трудности прогнозирования результатов действий, направленность преимущественно на разрядку эмоционального напряжения.

Копинг-стратегия дистанцирования предполагает эмоциональное выключение из ситуации, снижение ее субъективной значимости путем рационализации, юмора, переключения внимания и т.п.

Стратегия самоконтроля предполагает сдерживание и подавление эмоций, контроль поведения. Обычно эта стратегия совладания со стрессом связана со стремлением скрывать от окружающих свои чувства.

Стратегия принятия ответственности предполагает признание своей роли в сложившейся ситуации путем самокритики и самообвинения.

Стратегия бегство-избегание – уклонение от проблемы в виде ее отрицания, фантазирования и т.д.

Копинг стратегия планирования решения проблемы предполагает анализ ситуации, планирование собственных действий с учетом прошлого опыта и имеющихся ресурсов.

Положительная переоценка – стратегия совладания со стрессом, направленная на переоценку негативных переживаний, рассмотрение их в качестве ресурса для личностного роста.

Каждая из стратегий может быть как адаптивной, так и не адаптивной, в зависимости от ситуации и ресурсов личности.

Формы поведения, которые направлены на преодоление стрессовой или конфликтной ситуации, в психологии получили название преодолевающего поведения, или копинга. Направлено такое поведение на разрешение стрессовой или конфликтной ситуации с использованием определенных действий.

Основные определения

Копинг-поведение - это действия, выполняемые человеком, направленные на преодоление стресса. Данный термин включает в себя когнитивные, эмоциональные, а также поведенческие методы. Они применяются для того, чтобы справляться с запросами обыденной жизни. Копинг-поведение - это также и управление эмоциями, стресс-менеджмент. К этой категории относят все стратегии, направленные на саморегуляцию поведения.

Возникновение термина

Данный термин впервые возник в психологии во второй половине XX века. Его автором считается Абрахам Харольд Маслоу. Также это понятие встречается и в трудах Л. Мэрфи. Он использовал термин «копинг» в 1962 году, в процессе изучения способов преодоления стресса детьми. Через четыре года, в 1966 году, Р. Лазарус в своем исследовании «Психологический стресс и процесс совладания с ним» также использовал этот термин. Перевод данного слова - «совладать», «преодолевать», «бороться», «мериться», «справляться». Происходит термин coping, перевод которого был представлен выше, от английского глагола соре. В психологии понятие копинга давно связано с процессом совладания со стрессом, преодоления неприятных ситуаций и обстоятельств.

Другие дефиниции

Более точное определение данного понятия звучит так: копинг-поведение - это непрерывно изменяющиеся умственные и поведенческие попытки человека совладать с определенными внешними и внутренними требованиями, которые субъективно оцениваются как чрезмерные или же превышающие имеющиеся ресурсы. Данный процесс постоянно меняется по той причине, что индивид и окружающая среда образуют между собой динамическую взаимосвязь. Они постоянно оказывают друг на друга взаимное влияние. Абрахам Харольд Маслоу определяет копинг как одну из форм человеческого поведения. Она предполагает сформированное у индивида умение применять конкретные средства для преодоления эмоционального стресса. Предназначается такое поведение для адаптации.

Особенности стрессового состояния

Внутренний конфликт или же острые стрессовые реакции у подавляющего большинства людей сопровождается негативными переживаниями, чувствами, которые совершенно неприемлемы для человека и несовместимы с его образом собственного «Я». Это агрессия по отношению к себе и близким, зависть, страх и другие переживаниями. Отсутствие данных реакций в тяжелой ситуации являются симптомом психопатологии, ненормального функционирования эмоциональной сферы.

Необходимость выражения эмоций

Нередко оказывается неприемлемым не просто какое-либо чувство, а невозможность выразить его в открытую. Например, это иллюстрирует установка «настоящие мужчины не плачут». В результате подобного действия психологических защит переживания и эмоции во время острой стрессовой реакции вытесняются. А тот внутриличностный конфликт, который спровоцировал начало негативной реакции, нередко остается актуальным. В некоторых случаях он остается в бессознательном на долгие годы.

Копинг-поведение - это определенная стратегия, направленная на то, чтобы отыскать приемлемый метод выражения негативных переживаний, которые связаны с конфликтом либо При этом признается реальность, значимость самих переживаний. Нередко найденный путь совладания со стрессом оказывается не прямым, а косвенным.

Копинг как способ реагирования на стресс

Постепенно ученые психологи стали дополнять данное определение. Со временем стало ясно, что копинг-поведение - это реакции не только на чрезмерные или же неординарные раздражители, которые превышают имеющиеся у человека ресурсы. Это также и ежедневные способы реагирования на стрессовые обстоятельства.

Содержание копинг-стратегии, однако, остается все тем же - оно включает в себя все те действия, которые позволяют человеку справиться со стрессом. Копинг объединяет в себе познавательные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с повседневными запросами реальности. Во многом выбор той или иной стратегии зависит от уровня стрессоустойчивости человека. Например, индивид с низкой стрессоустойчивостью изберет стратегию избегания. Тот же, у кого этот показатель более высок, остановится на методе принятия ответственности.

Продуктивные и непродуктивные стратегии

Психологи, которые занимаются проблематикой копинг-стратегий, имеют разное мнение об эффективности различных стратегий совладания со стрессом. Во многих концепциях учитывается, что сами по себе эти способы преодоления стресса могут быть и продуктивными, и дисфункциональными. Иными словами, многие авторы учитывают полезность того или иного подхода, с помощью которого человек справляется со стрессом. Например, индивид постоянно использует стратегию «обращение за помощью к другим». Однако если такой подход помогает ему избавиться от стресса, то для окружающих данный метод может быть не совсем приятен и уместен. Не всякий, даже близкий, друг готов постоянно оказывать поддержку человеку, все время находящемуся в стрессовом состоянии.

Эмоционально-ориентированный копинг

Выделяют большое количество типов поведения в стрессовых ситуациях, которые направлены на работу с эмоциями и переживаниями. Чаще всего избранный путь оказывается не прямым, а косвенным, обходным.

Они следующие:

  • Выражение переживаний. Насколько бы они ни были интенсивными, чувства должны найти свой выход социально приемлемым способом. Выражение эмоций желательно, если оно не создает дополнительных трудностей в социальном взаимодействии.
  • Замещающая деятельность. В некотором роде данная стратегия похожа на понятие сублимации в психоанализе. Однако термин «замещающая деятельность» более широк. В процессе такой активности находят выход стремления, которые невозможно реализовать определенную потребность. Например, те люди, которые лишены семейного тепла, нередко склонны заводить домашних животных, чтобы реализовать свою потребность в любви. Люди, по каким-то причинам не сумевшие реализовать свои карьерные амбиции, с головой погружаются в различные хобби либо общественную деятельность.
  • Разрядка представляет собой перенос отрицательных переживаний на материальные предметы, которые можно сломать или разбить. Как правило, такие действия осуждаются в обществе. Но если можно избежать порицания (например, оставшись одному), и если материальный ущерб от разрядки не будет велик, то подобный способ в некоторых случаях хорошо помогает справиться с нахлынувшими переживаниями.
  • Фантазия, или преодоление трудностей вне реальности. Данная реакция людей на стресс позволяет достичь желаемого хотя бы в мире воображения. Возникающие при этом положительные переживания дают силы для жизни в сложных жизненных ситуациях.
  • Творчество - один из наиболее эффективных способов преодолевающего поведения. Основывается на нескольких или даже всех вышеописанных форм преодоления стресса. Творчество позволяет выразить переживания - к примеру, в картине или же в актерской игре. Оно представляет собой одобряемый вариант разрядки, способствует воплощению фантазий в конкретном произведении искусства.

  • Сдерживание. Аналогично психологическому вытеснению в бессознательное. Представляет собой осознанное поведение, направленное на избегание неприятных мыслей, дел, трудностей. Нередко сочетается с отвлечением на другие переживания, мысли, занятия. Человек стремится переключить сознание на другие виды активности, чтобы избежать психотравмирующей ситуации.
  • Отстранение. Человек, использующий это копинг поведение, стремится воспринимать обстоятельства без Его эмоции как бы «выключаются», или же он чувствует нереальность всего происходящего с ним.
  • Юмор. Представляет собой переосмысление трудности с подчеркиванием ее забавных сторон.

Проблемно-ориентированный копинг

Есть и другие стратегии совладания со стрессом, разные такого поведения, которые в зарубежной науке называются словом coping (перевод данного термина был рассмотрен выше). Следующие стратегии направлены не на совладание с эмоциями, а на работу с проблемой. Человек может использовать одну или несколько из нижеперечисленных:

  • Конфронтация - это активная деятельность, которая направлена на преобразование конфликтной ситуации. Обычно данную стратегию предпочитают те люди, которые склонны к импульсивному поведению, враждебности, конфликтные личности.
  • Самоконтроль - это сдерживание и последующее подавление эмоций. Как правило, данная стратегия используется теми людьми, которые стремятся скрывать от окружающих переживаемые эмоции.
  • Поиски социальной поддержки. Человек, использующий данный способ копинга, стремится привлечь внешние ресурсы, ищет тез людей, которые могут посочувствовать ему или же поддержать.
  • Избегание. Человек стремится избегать имеющихся проблем. Не всегда это переключение внимания - слабые личности, не желающие признавать объективной реальности, уходят в алкоголизм, наркоманию, игроманию и прочие зависимости. Такой тип копинга считается деструктивным.

Самоизменение

Наконец, один из самых важных способов копинга является переоценка ценностей, а также самоизменение. Обстоятельства, в которых человек должен преодолеть конфликт, рассматривается как источник личностного роста, возможность приобретения опыта и изменения к лучшему.

Самовосприятие может измениться у такого человека в сторону представления о себе как об уверенной и сильной личности. Таким образом, кризис выступает в роли основы для изменения системы мировоззрения и ценностей, возможности приобщиться к новым философским либо религиозным воззрениям. Именно поэтому любой, даже самый неудачный опыт может иметь позитивный аспект - в том случае, если он будет служить базой для позитивных личностных преобразований.

Смешанная стратегия: принятие ответственности

Принятие ответственности - это способ преодоления стресса, к которому не всегда оказывается способным прибегнуть человек. Однако некоторые индивиды способны переориентировать вектор своего поведения с попыток избавиться от негативных переживаний на ответственные действия. В таком случае личность осознает свою роль в той или иной ситуации и начинает действовать согласно имеющимся возможностям. Но в некоторых случаях данная стратегия приводит к избыточному чувству вины. Выражается оно в чрезмерной самокритике. Либо человек впадает в излишние извинения, попытки все загладить собственными силами без осознания роли другой стороны в ситуации.

Считается, что здоровый человек должен использовать разные способы борьбы со стрессом. Зацикливание на одной стратегии говорит о том, что индивиду необходимо задуматься над привнесением разнообразия в данной сфере.

Стратегии совладания со стрессом

Теория совладания личности с трудными жизненными ситуациями (копинга) возникла в психологии во второй половине 20 в. Термин введен американским психологом-гуманистом А. Маслоу. Под копингом (от англ. to cope - справиться, совладать) подразумеваются постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают возможности человека справиться с ними (И.Г. Малкина-Пых, 2005).

Копинг-поведение - форма поведения, отражающая готовность индивида решать жизненные проблемы. Это поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам и предполагающее сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. При выборе активных действий повышается вероятность устранения воздействия стрессоров на личность. Особенности этого умения связаны с «Я-Концепцией», локусом контроля, эмпатией, условиями среды. По представлениям Маслоу, копниг-поведение противопоставлено экспрессивному поведению.

Выделяются следующие способы совладающего поведения:

Разрешение проблем

Поиск социальной поддержки

Избегание

Совладающее поведение реализуется посредством применения различных копинг - стратегий на основе ресурсов личности и среды. Одним из самых ресурсов среды является социальная поддержка. К личностным ресурсам относятся адекватная «Я-концепция», позитивная самооценка, низкий нейротизм, интернальный локус контроля, оптимистическое мировоззрение, эмпатический потенциал, аффилиативная тенденция (способность к межличностным связям) и другие психологические конструкты.

В процессе действия стрессора на личность происходит первичная оценка, на основании которой определяют тип создавишейся ситуации - угрожающий или благоприятный (Averill et al., 1971). Именно с этого момента формируются механизмы личностной защиты. Лазарус (Lazarius, 1991) рассматривал эту защиту (процессы совладания) как способность личности осуществлять контроль над угрожающими, расстраивающими или доставляющими ей удовольствие ситуациями. Процессы совладания являются частью эмоциональной реакции. От них зависит сохранение эмоционального равновесия. Они направлены на уменьшение, устранение или удаление действующего стрессора. На этом этапе осуществляется вторичная оценка последнего. Результатом вторичной оценки становится один из трех возможных типов стратегии совладания:

Непосредственные активные поступки индивида с целью уменьшения или устранения опасности (нападение или бегство, восторг или любовное наслаждение):

Косвенная или мыслительная форма без прямого воздействия, невозможного из-за внутреннего или внешнего торможения, например вытеснение («это меня не касается»), переоценка («это не так уж и опасно»), подавление, переключение на другую форму активности, изменение направления эмоции с целью ее нейтрализации и т.д.;

Совладание без эмоций, когда угроза личности не оценивается как реальная (соприкосновение со средствами транспорта, бытовой техникой, повседневными опасностями, которых мы успешно избегаем).

Защитные процессы стремятся избавить индивида от рассогласованных побуждений и амбивалентности чувств, предохранить его от осознания нежелательных или болезненных эмоций, а главное - устранить тревогу и напряженность. Результативный максимум защиты одновременно является минимумом того, на что способно удачное совладание. «Удачное» совладающее поведение описывается как повышающее адаптивные возможности субъекта, реалистическое, гибкое, большей частью сознаваемое, активное, включающее в себя правильный выбор.

Существует достаточно большое количество стратегий копинг-поведения (Fineman, 1987, 1983; Lazarus, 1966). Можно выделить три основных критерия, по которым строятся эти классификации:

1. Эмоциональный/проблемный

Эмоционально-фокусированный копинг - направлен на урегулирование эмоциональной реакции.

Проблемно-фокусированный - направлен на то, чтобы справиться с проблемой или изменить ситуацию, которая вызвала стресс.

2. Когнитивно/поведенческий:

2.1 «Скрытый» внутренний копинг - когнитивное решение проблемы, целью которой является изменение неприятной ситуации, вызывающей стресс.

2.2 « Открытый» поведенческий копинг - ориентирован на поведенческие действия, используются копинг - стратегии, наблюдаемые в поведении.

3. Успешный/неуспешный

3.1 Успешный копинг - используются конструктивные стратегии, приводящие в конечном итоге к преодолению трудной ситуации, вызвавшей стресс.

3.2 Неуспешный копинг - используются неконструктивные стратегии, препятствующие преодоления трудной ситуации.

В зависимости от выбранной точки отсчета, авторы по разному определяют цели изучения защитного и совладающего поведения. Это и анализ проблем адаптации индивида в окружающем социуме, и проблемы духовного самоопределения, позволяющего сделать выбор с учетом личностного потенциала. По мнению ведущего специалиста в области изучения coping styles («способов совладания») Лазаруса (Lazarus, 1966, 1991), несмотря на значительное индивидуальное разнообразие поведения в стрессе, существует два глобальных стиля реагирования.

Проблемно - ориентированный стиль , направленный на рациональный анализ проблемы, связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации.

Субъективно - ориентированный стиль является следствием эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождающегося конкретными действиями, и проявляется в виде попыток не думать о проблеме вообще, вовлечения других в свои переживания, желания забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе или компенсировать отрицательные эмоции едой. Эти формы поведения характеризуются наивной, инфантильной оценкой происходящего.

Английский психолог Д. Роджер (Roger et al., 1993) в своем опроснике измерения coping styles выделяет четыре фактора - рациональное и эмоциональное реагирование, отстраненность и избегание. При этом под эмоциональным реагированием также подразумеваются лишь негативные переживания.

В работе (Либина, Либин, 1998) предложена типология защитных и совладающих стилей регулирования, основанная на структурно-функциональной модели поведения. В таблице 1 указаны отдельные примеры пунктов (1а - 4в) опросника «Стиль поведения» (Лазарус, 2000).

Структурно - функциональная модель поведения человека в сложных ситуациях

Организация поведения

Структурные компоненты: сигнальные системы

Функциональные компоненты: фокус или направленность

Формы поведения: стили реагирования

Проблема

Другие люди

изо всех сил пытаюсь забыть о случившемся

вспоминаю время, когда все было значительно лучше

обращаюсь за помощью к другим людям

Отстранение

Избегание

Подавление

Проекция

Вытеснение

Второсигнальный

(рациональный по Лазарусу)

занимаюсь чем-нибудь посторонним, чтобы отвлечься

2б: предпочитаю подождать, пока со временем все разрешится само собой

обращаюсь за эмоциональной поддержкой к родственникам или друзьям

Рационализация

Первосигнальный (эмоциональный по Лазарусу)

трудности только мобилизуют

3б: рассматриваю случившееся как новое испытание своих возможностей

стараюсь посмотреть на ситуацию в ином свете, пытаюсь отыскать хотя бы что-нибудь позитивное

Эмоциональная компетентность (представлена тремя факторами)

СОВЛАДАНИЕ

Второсигнальный

(рациональный по Лазарусу)

составляю план действий и приступаю

к его выполнениию

думаю о случившемся и перебираю всевозможные варианты действий

спрашиваю того, кто уже имеет опыт, как нужно поступать в таких случаях

Рациональная компетентность (представлена тремя факторами)

Сегодня я хочу представить вам статью замечательного психолога - Людмилы Пономаревой о копинг-стратегиях и их роли в борьбе со стрессом. Выбор адекватной копинг-стратегии важен для того, чтобы успешно справляться со стрессами, а знать виды стратегий полезно для того, чтобы видеть весь спектр доступных нам инструментов.



По набережной гуляла молодая девушка со своим другом, который был старым моряком.
В жизни девушки не всё было гладко, её мучили какие-то свои жизненные проблемы, и она шла, погружённая в эти заботы.
Естественно, друг заметил переживания девушки.Он спросил её:
- Как ты думаешь, если бы я упал сейчас в воду, то обязательно утонул бы?
Девушка перекинулась, через перила и посмотрела вниз на бушующие холодные волны.
- Конечно, ты бы утонул! - сказала она.
Но моряк возразил:
- Сомневаюсь! Я ещё ни разу в жизни не видел, чтобы кто-нибудь утонул только потому, что оказался в воде.
- Посмотри, какие сильные волны! - сказала девушка. - Даже если ты останешься жив, то точно попадёшь в больницу с переохлаждением.
- Только в том случае, если пробуду в воде слишком долго, - не унимался её друг. - Я же моряк! Я много раз падал в воду, поэтому я точно знаю, о чем говорю. Когда я первый раз упал, то ужасно испугался. Но потом я понял, что мне ничего не грозит, если я быстро выберусь обратно.
Точно так же обстоят дела и с твоими проблемами! - ласково обратился друг к девушке. - Вместо того, чтобы вздыхать и мучиться, ты лучше подумай, как тебе поскорее из всего этого выбраться!
Чаще всего проблема заключается не в самой проблеме, а в том, как мы её воспринимаем.“


Это довольно известная притча. Явный посыл всем понятен:то, что для одного человека воспринимается как «раз плюнуть», для другого может стать катастрофой. Если пойти дальше и повернуться к понятию стресса, то мы увидим очень важную вещь. Чтобы научиться пользоваться ресурсами стрессоустойчивости, нужно уйти от тех стереотипных мыслей и действий, которые мы часто используем в силу привычки, но которые очевидно или неочевидно неэффективны.

Что такое «копинг»?

Копингом в психологии называют как раз те самые мысли и действия, которые вызывает у нас стрессовая ситуация. Под действием своих привычных копинг-стратегий мы ищем или неищем ресурсы для борьбы со стрессом, используем или не используем их. Таким образом, человекможет знать очень много о том, как сохранить свое здоровье и не стать «жертвой» патовой ситуации, но не может пользоваться своими знаниями.

Как формируются копинг–стратегии?

Человек ежесекундно учится взаимодействовать с миром. Его учат определенным правилам поведения в тех или иных ситуациях, они могут быть заложены и в культуре и быть сформированы личным опытом. Выбор стратегий взаимодействия со стрессовой ситуаций зависит от тех ресурсов, которыми владеет человек: знания, здоровье, социальная поддержка и т.п.

Какие бывают копинг – стратегии?

Когда возникает стрессовая ситуация, мы начинаем думать – чувствовать – действовать. Поэтому существуют аналогичные копинг – стратегии – когнитивные, эмоциональные стратегий, поведенческие. В научной литературе классификаций копингов много, но все они, так или иначе, касаются этих трех сфер.

Например, человек, попадая в трудную ситуацию, может занять активную, ориентированную на проблему, позицию: изучать ситуацию, искать социальную поддержку.

Также человек может выбрать такой тип совладания со стрессом, при котором он не будет взаимодействовать с ситуацией, а будет только снижать физиологический ответ на стресс. Человек начнет принимать алкоголь, наркотики, переедать, много спать или отказываться от сна, нагружать себя тяжелой работой и т.п.

Исходя из когнитивного компонента, человек может выбрать когнитивные стратегии, направленные на ситуацию: продумывание ситуации (анализ альтернатив, создание плана действия); выработка нового взгляда на ситуацию; принятие ситуации; отвлечение от ситуации.

Или выбрать фантазии о том, как он справится со стрессом.

Или пытаться сознательно изменить свое отношения к ситуации. Такая позиция хорошо иллюстрируется фразой: «Если ты не можешь изменить ситуацию, то измени отношение к ней».

В плане эмоций человек может выбирать или выразить эмоции или их подавить их. «Настоящие мужчины не плачут» – классическая копинг – стратегия, сформированнаякультурой.

Согласно Р. Лазарусу, существует 8 типов совладания со стрессом:

«Конфронтация. Разрешение проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий. Часто стратегия конфронтации рассматривается как неадаптивная, однако при умеренном использовании она обеспечивает способность личности к сопротивлению трудностям, энергичность и предприимчивость при разрешении проблемных ситуаций, умение отстаивать собственные интересы;

Дистанцирование. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п.;

Самоконтроль. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию;

Поиск социальной поддержки. Разрешение проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Характерны ориентированность на взаимодействие с др. людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия, конкретной действенной помощи;

Принятие ответственности. Признание субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев с отчетливым компонентом самокритики и самообвинения. Выраженность данной стратегии в поведении может приводить к неоправданной самокритике и самобичеванию, переживанию чувства вины и хронической неудовлетворенности собой;

Бегство-избегание. Преодоление личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. При отчетливом предпочтении стратегии избегания могут наблюдаться инфантильные формы поведения в стрессовых ситуациях;

Планирование решения проблемы. Преодоление проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов;

Положительная переоценка. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста. Характерна ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием».

Хочу еще раз подчеркнуть, что мы часто выбираем те или иные стратегии восприятия и реагирования на ситуацию стереотипно и автоматически, не задумываясь, потому что так привыкли или так было усвоено. При этом мы не учитываем то, что наше поведение может быть неэффективно.


Получается, есть эффективные и неэффективные копинг – стратегии? Почему мы тогда продолжаем ими пользоваться?

Да, копинг – стратегии бывают со знаком плюс и минус. Продуктивные копинг – стратегии – это те, которые направлены на решения проблемы, не снижают уровень здоровья, не приводят к социальной дезадаптации. Непродуктивные являются антагонистами продуктивных стратегий, т.е. ведут к ухудшению здоровья, снижению активности и социальной адаптации на фоне стресса. Мы продолжаем или пользоваться в силу разных причин:

1. Раньше это поведение приносило положительные изменения. Несколько раз человеку удалось справиться со стрессом. Однако условия изменились, и теперь данный тип поведения является непродуктивным. Но человек в силу прошлого опыта продолжает им пользоваться.

2. Родительский опыт. Грубо говоря, так научили. Часто родители говорят своим детям «ударь в ответ» – копинг взаимодействия с ситуацией, или «не трогай его, не пачкай руки» - копинг избегания. При этом у ребенка могут быть совершенно иные чувства по отношению к ситуации, однако он научается регулировать себя в соотвествиис выученными правилами поведения

3. Социальный опыт. Общество, в котором мы живем, диктует нам то, как мы должны вести себя. Не всегда существующие клише эффективны при стрессоустойчивости. Например, мужчина всегда должен агрессивно реагировать на стрессовую ситуацию.

4. Личный опыт. Это те модели поведения и реакции, которые были сформированы человеком в процессе жизни.

5. Наличие ресурсов, личностная и социальная характеристики. Сюда включаются самооценка, самопринятие, локус контроля и уровень тревожности, ресурсы самоэффективности, пол и возраст, принадлежность к определенной социальной группе.

Как я могу понять, что не эффективно справляюсь со стрессом и что мне с этим делать?

Часто человек чувствует сам, что, попадая в трудные ситуации, не может из них выбраться. Жизнь меняется в худшую сторону. На приеме у психолога они жалуются на депрессивные мысли, ухудшения здоровья, как будто «бегают по замкнутому кругу». Если Вы ощущаете, нечто подобное, то:

а) необходимо выяснить, какимикопинг-стратегиями Вы пользуетесь чаще всего и насколько они эффективны;

б) повышать ресурсы борьбы со стрессом;

в) форсировать целенаправленные поведенческие изменения: применение новых стратегий поведения, использование ресурсов, тренинги и психотерапия.


Тест Лазаруса*

· Те или иные копинг стратегии могут быть эффективными или неэффективными в зависимости от ситуации. Вы сами можете оценить, насколькоданный типа поведения подуктивен для Вас, сами.

Нартова-Бочавер С. К. «CopingBehavior» в системе понятий психологии личности. Психологическийжурнал, т. 18, № 5, 1997.

Lazarus, R.S., &Folkman, S. (1984). Stress, appraisal and coping. New York, Springer.
http://psylist.net/praktikum/00298.htm



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!