Кто ушел из школы. Побег из школы большинство учителей хотели бы сменить род своей деятельности

Большинство учителей хотели бы сменить род своей деятельности

77% учителей готовы покинуть школу, как только у них появится какая-то альтернатива нынешней работе! Эти устрашающие цифры особенно удивительны на фоне декларируемых властями повышений зарплат, роста престижа учительской профессии, всяких бонусов, типа льготной ипотеки и т.д. Почему же учителя бегут из школ, забыв о своем священном долге и благородном предназначении?

Вот результаты опроса, наглядно показывающие, насколько стремительно могут опустеть стулья за учительскими столами. На вопрос «ушли бы вы из школы, если бы появилась возможность?» 77,11% ныне работающих в школе не раздумывая ответили «да». Не выразили подобной готовности только 10,37% школьных наставников, а 12,53% над своим возможным уходом пока раздумывают и твердый ответ дать затрудняются.

«Работая в школе, я просто не замечаю жизнь, вижу только работу, чужих детей и их проблемы. Все дни проходят одинаково: работа, работа, работа. Нет времени ни на дом и семью, ни на книги, ни тем более на театры и выставки, творчество. Дни давно слились во что-то одно. Что от меня останется лет через десять?! Я понимаю, что нужно работать - вопреки всему! И задаю себе лежащий на поверхности мучительный вопрос: если я уйду, то кто же останется? И все-таки я больше не могу...» Это крик души учительницы, которой нет еще и тридцати, которая отдала школе уже пять лет и искренне любит свою работу. И подобных исповедей много. «Особенно тяжело первые пять-семь лет! Потом входишь в ритм этой жизни, а затем наступает синдром эмоционального выгорания, когда уже ничего не хочется - даже жить!» Такие вот драмы скрываются за внешне благополучным фасадом российской школы, который усердно штукатурят чиновники Минобра.

Однако истину не скроешь за лозунгами. На одном из сайтов учительского сообщества был проведен опрос с целью выяснить - насколько учителя держатся за свою работу? Результаты его способны неприятно удивить как родителей, так и чиновников от образования: 77% учителей моментально покинут школу, как только у них появится какая-то альтернатива нынешней работе, лишь 10% не готовы это сделать, и около 13% затрудняются с ответом! Почему большинство людей самой благородной из профессий, которая традиционно считается призванием, готовы не моргнув глазом бросить ее в любой момент?! Корреспондент «МК» пообщался с теми учителями, кто уже распрощался со школой, и с теми, кто только надеется это сделать.

Вот что рассказала 39-летняя Ольга, преподаватель русского языка, литературы и МХК из Заволжска:

Проработав в школе 16 лет, я нашла в себе силы уйти, пока не стало поздно. К мыслям об уходе привела не зарплата, а зависимость от работы. Помимо непосредственно уроков, подготовки к ним, проверки тетрадей необходимо писать кучу отчетов, планов, бессмысленных бумаг, имитировать бурную деятельность, не связанную с детьми и учебой. Иначе нельзя - но это полностью уничтожает личную жизнь. Мне повезло: у меня полная семья, муж не только не ушел, но и уроки с детьми делал, и ужином кормил. Так везет очень немногим, поэтому среди учителей столь много матерей-одиночек. И никто из моих знакомых учителей не вернулся в школу после того, как ушел. Появились свобода и выбор. Проблема трудоустройства учителя вне школы существует, но кто хочет - всегда находит работу. Если говорить обо мне, то филологическое образование, природное чувство языка и творческая направленность сыграли свою роль: сегодня я сетевой журналист. Пишу тексты, наполняю сайты.

Те, кто уйти из школы пока не сумел, высказываются порой значительно резче и откровеннее, чем Ольга.

Ушла бы, да никто нигде не ждет - рассказывает Жанна, 52 года, учительница из Мурманской области. - Учителю приходится брать полторы-две ставки, чтобы тупо не протянуть ноги, а за ставку в 18 часов ты получишь копейки. У нас губернатор тоже отчиталась Путину, что средняя зарплата учителя в регионе 42 тысячи. Однако я работаю на полторы ставки, с первой категорией, с кучей надбавок за хорошую работу, и максимум выходит тридцать, а если бы работала на ставку - было бы 16... Я не понимаю тех коллег, кто пыжится, делая вид, что работать за копейки - это здорово! Порой гонишь от себя мысль, что школа - это сборище неудачников, которые не нашли себя в жизни...

Подобных примеров - масса. И у заинтересованной стороны, у родителей школьников, может возникнуть вопрос - а способны ли учителя искренне давать детям все, что необходимо, и серьезно относиться к своей работе ПОСЛЕ того, как они уже махнули на все рукой и сделали для себя вывод, что готовы уйти при первой возможности? И можно ли, скажем, родителям первоклассника, выбирающим первого учителя, как-то распознать того, кто уже «сидит на чемоданах»?

Сложившуюся ситуацию «МК» прокомментировал Александр Асмолов, зав. кафедрой психологии личности МГУ и директор Федерального института развития образования:

Эта ситуация для России является одной из самых драматичных. Большинство выпускников огромного количества педвузов не идут в профессию учителя, а те, кто пошли, пытаются ее покинуть рано или поздно. Причина этого в том, что даже при озвучиваемом росте заработной платы ценностный статус учителя сегодня ниже плинтуса... А для человека важно не только его материальное благополучие, но и отношение к нему в обществе, насколько он может реализовать себя как личность, насколько он востребован в своей стране.

Что касается тех учителей, которые «сидят на чемоданах», - распознать их непросто. При этом они могут вполне профессионально делать свою работу, продолжая мечтать о том будущем, которое для них желаемо и интересно. То есть прямой и жесткой корреляции между желанием и готовностью бросить профессию и качеством даваемых детям знаний нет. С другой стороны, образно выражаясь, если я стою на вокзале, жду поезда и в это время даю кому-то консультацию, то я продолжаю смотреть - не убежал ли поезд...

Виктор ЛИСТОПАДОВ

Вступительная кампания в вузы в очередной раз показала: профессия учителя потеряла популярность и престиж. На педагогические специальности поступали, мягко говоря, не лучшие абитуриенты. Но брали почти всех желающих, поскольку в стране не хватает учителей.

По данным Белстата, за первую половину 2012 года число занятых в сфере образования в Беларуси сократилось на 15 тысяч человек: принято на работу 24 590, уволено 39 145. Почему так происходит, и кто будет учить белорусских детей в ближайшем будущем, выясняет «Завтра твоей страны».

В педвуз без конкурса

На педагогические специальности берут почти всех желающих. Студент на бюджетной форме образования – гарантия того, что будет, кого распределять. А студент-платник – чего греха таить, кормилец для вуза. Именно средства, поступающие на оплату обучения, во многом являются определяющими в формировании бюджетов вузов.

В Белорусском педагогическом университете имени М.Танка в этом году конкурс отсутствовал. То есть брали всех, получивших сертификаты по определенным ЦТ, на следующие специальности: «Математика. Информатика», «Физика. Математика», «Физика. Информатика», «Физика. Техническое творчество», «Русский язык и литература. Иностранный язык (итальянский)», «Русский язык и литература. Иностранный язык (китайский)». Отметим, что в университете по большинству названных специальностей не было конкурса и в прошлом, и позапрошлом году. На физический факультет в 2011 поступали даже те, кто набрал менее 100 баллов из 400 возможных. Понятно, что большинство вылетели из вуза после первой сессии.

Там же, где был конкурс, проходные баллы в этом году были очень невысокие . Например, на «Дошкольное образование» -- 153, «Биология. Химия» -- 210 (село) и 214 (город), «География. Биология» -- 185 (село) и 193 (город).

Как видим, в БГПУ имени М.Танка студенты не очень стремятся, даже, несмотря на обещание ректора предоставить всем иногородним первокурсникам место в общежитии.

В Мозырском педагогическом университете на « Физико-математический факультет» на специальность «Физика. Информатика» на бюджет поступили абитуриенты с баллами, начиная с 64. У абитуриента, зачисленного по целевому конкурсу, - 162 балла.

На специальность «Математика. Информатика» по целевому направлению поступил абитуриент с 151 баллом. Проходной балл составил 95 баллов.

Самые высокие проходные баллы в вузе были на с пециальность «Информатика. Иностранный язык (английский)» -- более 200.

Зарплата не прельщает

Преподаватель Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины Александр Вороненко отмечает, что в педагоги идут неохотно и в других вузах страны. Даже в некогда весьма престижном Минском лингвистическом университете. Многие из абитуриентов, не поступив на бюджетное отделение Переводческого факультета или Факультет межкультурных коммуникаций, с достаточно высокими баллами шли на платное отделение. Хотя могли бы запросто поступить на бюджет, если бы выбрали педагогическую специальность. Это хорошо показывает, что молодые люди не хотят связывать свою жизнь с преподаванием в школе.

Нелюбовь к учительскому труду подтверждает статистика. По данным Белстата, за половину 2012 года число занятых в сфере образования в Беларуси сократилось на 15 тысяч человек: принято на работу 24 590, уволено 39 145.

Почему так происходит? Одна из причин – низкий уровень оплаты труда учителей. В июне средняя начисленная зарплата в сфере образования составила 2 млн. 919 тысяч рублей. Учителя говорят, что если работать на полторы ставки 24 часа в неделю, иметь большой педагогический стаж и классное руководство, получать хорошую премию, можно заработать около 4 млн. рублей.

По поводу зарплаты министр образования Сергей Маскевич сказал во время онлайн-конференции в «Народной газете»:

У нас есть поручение Президента анализировать зарплату учителей и совершенствовать систему оплаты труда, повышать зарплату. Со следующего учебного года стартует эксперимент по внедрению нового экономического механизма, в рамках которого, я уверен, зарплата учителей будет опережать среднюю по республике. Уровень заработной платы учителя будет связан с результатами его труда, мы идем к большей дифференциации оплаты труда учителей в зависимости от их квалификации и достижений, результатов их работы. Я сказал бы, что зарплата учителя будет увеличиваться более быстрыми темпами, чем в среднем по республике. И многое будет зависеть от работы конкретного района, конкретного учреждения образования. То есть от того, с интересом ли будут идти в эту школу дети, и как будут оценивать результат работы педагогов родители.

Учителя не уважают

Однако практики говорят о том, что не только маленькая зарплата заставляет уходить из школы. Репетитор по русскому языку с 15-летним педагогическим стажем (восемь лет готовит абитуриентов к ЦТ) Анжелика Салонович вспоминает, что в середине 90-х в педагогические вузы был достаточно высокий проходной балл.

Я закончила педуниверситет в 1998 году. Вместе со мной училось много медалистов. И по приходу в школу было желание работать с детьми. Однако со временем все изменилось. И дело не только в том, что платят мало. Проблема в том, что учительская профессия потеряла престиж в течение последних лет. Учителя не уважают дети, администрация, родители.

Анжелика Салонович отмечает, что 15 лет назад она работала с детьми более свободно. Ходили в театр, кино, на каток. При этом никто не заставлял писать планы воспитательной работы, как теперь. Или составлять список детей, с которыми идешь в театр, визируя его у администрации.

Во мне, молодой учительнице, не убивали желание быть учителем. Сейчас нет уважения к учителю, думаю, потому что на него возложен ряд несвойственных педагогу функций. Мы должны водить детей в столовую, обеспечивая 100% посещаемость, на спортивные мероприятия. Дети приходят в школу есть или учиться? У нас же классный руководитель занимается посещением семей учеников, решением проблем трудных подростков и всем прочим. Классный руководитель в школе - это няня. Возможно, часть работы классного руководителя должна взять на себя все же социальная служба.

Жертвы режима

Что можно сделать, чтобы как-то улучшить жизнь учителя? Анжелика Салонович считает, что, прежде всего, освободить от пустой бумажной волокиты. Она отмечает, что теперь в школе все слишком заформализировано - начиная с того, как учитель должен составить календарно-тематическое планирование, заканчивая орфографическим режимом. Есть масса мелочей, с которыми учителя устают сталкиваться изо дня в день, которые раздражают. Например, если одно произведение изучается в течение нескольких уроков, значит, в журнале учителя должно быть прописано, например: «А.С.Пушкин. «Дубровский». Образ Владимира Дубровского». И так по количеству уроков, в данном случае шесть раз – обязательно автор, произведение и новая тема. Или еще пример - требование к учителю писать на форточке в классе «форточка для проветривания». Педагог недоумевает: кому нужен такой формализм, не влияющий на качество обучения, которое в школе падает:

Нет учебного процесса как такового, - говорит она. - Перехода от одной ступени образования на другую нет. У нас детский сад, начальная школа каждый сами по себе. В начальной школе массово завышают отметки. Где нужно ставить 6, ставят 8. Ребенок приходит в 5-ый класс, и испытывает страшный стресс. Мало того, что все меняется в организации обучения, он к тому же не может подтвердить отметки, которые ему поставили. Затем то же самое происходит у многих на ЦТ, которое не беспокоит школу. В результате многие не в состоянии подтвердить свои очень хорошие аттестаты. Когда ко мне как к репетиру приходят заниматься дети, случается, спрашиваешь, сколько по русскому, отвечают 8, а знания у него на 3. Я понимаю учителей: политика в школе не ставить плохих оценок, «2» за четверть вообще под запретом. Тех учителей, которые решается на это, администрация донимает посещением уроков, просьбами письменно объяснить такие низкие оценки.

Анжелика Салонович считает, что слишком много нечестного в системе образования. От этого система образования очень страдает. Что тут поделаешь, образование отражает проблемы нашего общества в целом. И если так пойдет дальше, учить детей будут плохие вчерашние ученики и студенты.

Анжелика Салонович школу не оставляет, хотя успешно занимается репетиторством.

Я каждый раз начинаю новый учебный год с надеждой на то, что вдруг что-то изменится. Хочу встретить в школе детей, которые хотят учиться. Но их становится все меньше, а проблем и обязанностей у учителей все больше, - отметила педагог.

Анна К., Волгоград, 28 лет, учитель математики

Когда я окончила институт, я даже не планировала работать в школе — думала, это не моё. Мечтала поступить в другое место абсолютно, но так сложилось, что окончила факультет математики, потом поступила в магистратуру, и нужно было где-то работать, при этом совмещать с вечерним обучением. Так я попала в школу. Причём устроилась в ноябре, когда уже начался учебный год и всех учителей набрали. Школа была не самая лучшая в нашем районе — в параллели всего 1-2 класса. Мне достались 5-6-7 классы. Вроде бы и ничего, но зарплата копеечная. Я, как молодой специалист, получала на руки всего 10 000 рублей. Плюс стали кататься на шее, то поезжай бумажку отвези, то на курсы какие-то никому не нужные засунут. Да ещё, как оказалось, в нашей школе была просто неадекватная директриса, которая оскорбляла нас, учителей, в коридорах, при детях. Я шла в школу, у меня просто ноги подкашивались, и не потому, что дети орут весь урок, а потому, что директор не в себе. В итоге из той школы разбежался весь коллектив, остались одни бабушки, которым просто некуда было идти. Меня хватило на два года. Потом я просто не выдержала, пришла, написала заявление об уходе и начала заниматься репетиторством.

Одна из причин увольнения из школы — проблемы в коллективе. Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

Если бы я изначально в какую-то другую школу попала, возможно, я бы и осталась работать. Мне это нравилось. До сих пор я общаюсь с некоторыми учениками, но, если вспомнить тот коллектив, атмосферу, «змеиный клубок», то нет, я не жалею, что ушла. Для примера расскажу случай. Был у нас в школе молодой преподаватель информатики, который иногда подвозил меня. Он просто ехал мимо моей остановки, видел, что я стою, мёрзну зимой, и совершенно бескорыстно подбрасывал до работы. Так выяснилось, что на работе на него имела виды одна из учительниц, хотя он был давно женат. И вот эта преподавательница пришла со мной разбираться, якобы, у нас с ним роман. А перед этим расцарапала информатику всё лицо чуть ли не на уроке. И такие «скандалы-интриги-расследования» случались в нашей школе чуть ли каждый день. Зачем мне это надо?

Шесть лет я учу детей на дому и понимаю — это моё. Здесь каждый участник заинтересован в процессе, дети нервы не мотают, да и я, собственно, ни к чему не привязана. А заработки в четыре раза выше, чем я получала раньше в школе за месяц.

Татьяна Ткаченко, Краснодар, 55 лет, учитель истории

В середине 80-х я получила диплом историка и начала работать учителем в обычной краснодарской школе. Сразу пришло понимание, что я выбрала более сложную профессию, чем казалось. Мало хорошо знать свой предмет и интересно его преподавать — нужно понимать детскую психологию, быть искренним, терпеливым. Но трудности не пугали, потому что работа приносила моральное удовлетворение и давала ощущение нужности. В то время педагоги пользовались большим уважением общества, да и государство о них тоже не забывало.

В 90-е ухудшилось не только отношение к учителям, но и условия работы. Но на тот момент я уже привыкла к школе и просто не могла представить жизнь без своих учеников. Общение с детьми помогает держать себя в тонусе и быть в тренде, как сегодня говорят. С ними, особенно с мальчишками, намного проще быть честной. В общем, я продолжала работать с надеждой на лучшее. И в двухтысячных годах действительно произошло немало позитивных перемен. Нам повышали зарплаты, стали давать президентские гранты. В 2006 году я тоже получила грант. Но работать становилось всё труднее при том, что отдача от моего труда уменьшилась.

Учителей завалили пресловутой бумажной работой, из-за которой стало оставаться меньше времени на детей и самообразование. Мы стали составлять разные таблицы успеваемости учеников, сдавать табели посещаемости, писать тематические планы, которыми раньше занимались методисты. К обычным журналам добавились электронные, которые нужно параллельно вести. После уроков ещё нужно несколько часов просидеть с бумажками, перед компьютером. На педсоветах стали меньше говорить о детях и больше — о документации. Учителя начали шутить, что дети мешают работать. А вышестоящие органы вместо того, чтобы помогать нам, устраивали бесконечные проверки. В результате я стала уставать сильнее, чем в те времена, когда у меня было больше детей и классов.

Многие убеждены, что работа учителя — это призвание и образ жизни. Фото: АиФ/ Александр Власенко

Правы люди, называющие учительство призванием и образом жизни. Я никогда не жалела, что выбрала этот путь. Школа многое мне дала. Одни только слова благодарности бывших учеников спустя много лет очень дорогого стоят. Кстати, как ни странно, троечники порой оказываются куда более благодарными, чем отличники. С некоторыми из ребят мы стали хорошими приятелями. Дети — это главное, что держит в школе, ради них хочется работать. И всё-таки с годами начинаешь задумываться о соотношении приложенных усилий и полученной отдачи. Одно время у нас были хорошие премии, но потом их урезали, и мы остались почти на голых окладах. За стаж и звание «Отличник народного просвещения» мне доплачивали всего пару тысяч. Чтобы зарплата была повыше, приходилось набирать больше часов и заниматься классным руководством, а это ещё целая куча обязанностей. Но всё равно получалось 20 тысяч с копейками. Я считаю, что при моём опыте и стаже это очень мало. В общем, всё накопилось, наболело, и после 30 лет педагогической деятельности я решила уйти.

Конечно, свою роль сыграло и ещё одно обстоятельство. Наша семья открыла свой магазин, и я стала заниматься торговлей. Шучу с друзьями, что выполнила совет одного из наших политиков. Не могу сказать, что мне это очень интересно или приносит большое моральное удовлетворение. В школе больше жизни, и первое время мне казалось, что я сделала ошибку. Думала, что лучше бы осталась работать до пенсии. Привычка — сильная вещь. Но со временем всё это прошло, и я начала видеть плюсы в своём новом положении. Здесь тоже общаешься с людьми, но зарабатывать можно больше при тех же трудозатратах. При этом теперь я сама себе начальница и у меня больше свободного времени. С бывшими коллегами и учениками я продолжаю общаться. Кстати, большинство из них с пониманием отнеслись к моему решению уйти, хотя и не скрывали сожалений об этом. Без ложной скромности могу сказать, что я была хорошим учителем.

Мария, Челябинск, 45 лет, учитель русского языка и литературы

Я никогда не мечтала стать учительницей. Но так вышло, что поступила в пединститут на филологию, а окончив, стала работать в школе. В принципе, в первые годы, по молодости, я ничего особенного не замечала. Ну, работа и работа, дети и дети.

Осознание, насколько гнила и испорчена система образования, пришло позже. Плохо всё: изменившаяся не в лучшую сторону учебная программа, учителя, ненавидящие друг друга, директор-самодур, дети, дрожащие от двоек, родители, не знающие, как помочь им нормально отучиться. Не знаю, как в других, в нашей школе всё было именно так. Бабский коллектив, сплетни, слухи, подсчёт чужих зарплат, битвы за уроки-часы, интриги с руководством.

Не могу сказать, что мне не нравилось абсолютно всё. Помню в моем классе троих мальчишек-хулиганов. На них все учителя ходили жаловаться директору, когда их класс приходил на урок, коллеги мои рыдали, пили валерьянку и пророчили им десятилетия зоны в будущем. На моем уроке они тоже вели себя несносно. Да ещё и были в моем классе, где я была руководителем. Я попробовала не кричать на них, не обижаться, не обращать внимания, а оставила как-то после урока всех троих и говорю, русский вам нужен — всё равно будете сочинение писать при поступлении, хоть куда. Не хотите — не ходите вообще на мои уроки. Я с директором решу вопрос. Ставлю всем двойки за год и всё. Они напряглись, но ходить на уроки не перестали. Всё так же устраивали истерики, издевались, смешили класс, «стояли на ушах». А потом на одного из них — Лёню, школа отдала документы в детскую комнату милиции. Он разбил стёкла, обозвал физрука и тому подобное. Вот тогда он и пришёл ко мне, плакал, клялся, что больше в жизни ничего подобного не повторится. Я удивилась: чего он так напугался? Оказывается, отец сказал, мол, знай меру. Веселишься — веселись. Загребут в милицию — отмазывать не буду, поедешь в колонию для малолеток. А папаша этот отсидел полжизни. И я вместо родителей пошла с парнем по следователям, заполняла протоколы, спорила, поручалась за него и двоих друзей, доказывала, что мальчишки гадят, но, по сути, безвредны. Я ведь знала, в какой среде они живут. В общем, помогла Лёне. От него отстали. Хулиганств на моих уроках больше не было. До сих пор, спустя 10 лет после окончания ими 9 классов, мы общаемся в соцсетях. Ни один не сидел и не сидит. У Лёньки растёт дочь. Маша, между прочим. Они мне пишут, если что — за вас мы горой.

Вот странно, но не помню ни одного отличника. Только эта троица запала в душу. А ещё — учителя, которые друг другу за глаза кости мыли. Говорили такие вещи, что ужас. У исторички среди учителей, подчеркну, не учеников, была кличка «Ирка-вонючка», потому что она не пользовалась дезодорантами. Про Юлию Ильиничну, по трудам, говорили, что она не может родить, потому что перенесла сифилис. Про молодую, только поступившую учительницу биологии, что спит с охранником. А ему на вид лет 80. В общем, учителя только кажутся белыми и пушистыми.

Я ушла из школы, отработав там 17 лет, в СПТУ преподавать всё те же предметы. Меня переманили уверениями, что здесь совсем другие ученики, взрослые люди, знающие, чего хотят в жизни, а не школота. На первом же уроке я попросила кого-то процитировать что-то из Пушкина. Думаете, хоть один смог? Нет! Девушка подняла руку и говорит: «А нам прошлая учительница говорила любой стих учить, любого автора, и ставила „5“». Я подошла к их куратору и спрашиваю: «Им вообще ничего не задавать? Не нужна литература?». Та глаза потупила и прошептала: «Вы же понимаете, кто идёт к нам... Кто не попал ни в вуз, ни в техникум».

Но ушла я не из-за этого. Мальчишка потерял в стенах училища телефон. Другие ребята его нашли и не прикарманили, а отдали охраннику. Думаете, аппарат вернулся хозяину? Как бы не так! От охранника его уже добиться не смогли ни мы, ни родители учащегося. Он твердил какую-то ерунду, мол, оставил на столе, а потом сменился, ушёл домой, и телефона не стало. Мерзко, обидно. Своровал не ученик, а тот, что, по сути, его должен защищать.

Я поняла, что перегорела, что детям не нужны знания, а педагогам — умные ученики. Что ещё немного — и я буду рыдать на уроках от их незаинтересованности и своего бессилия. Я решила помогать тем, кому действительно интересно, кому надо, кто мотивирован на результат. Сейчас веду частные уроки. Это даже не репетиторство, а больше. Я беру детей, довожу их до окончания школы, готовлю к ЕГЭ и другим экзаменам. Работаю не по программе, а по своему пониманию, как лучше, чтобы систематизировать их знания, вселить в головы грамотность. Не передать словами, какое счастье для педагога видеть результаты своих трудов! В этом году одна девочка, которая училась в школе весьма посредственно, написала ЕГЭ по русскому языку на 93 балла. Родители её подарили мне шикарное кольцо с бриллиантами. Сверх оплаты, которую вносили за неё постоянно. Ребёнок поступил на бюджет на престижную специальность. Обществознание и математика у неё сданы так себе, а мой предмет вытянул сумму баллов.

Сейчас зарабатываю примерно столько, как платят в школе. Ни о чём не жалею. Да, педстаж у меня не идёт. Чуть-чуть не хватило до пенсии по выслуге. Зато я увидела краски жизни, сберегла остатки нервных клеток и посвящаю массу времени своей семье.

Татьяна Г., Ахтубинск, 46 лет, учитель английского языка

В общей сложности я проработала в школе 18 лет и ушла не из-за плохой жизни. У меня зарплата по школьным меркам хорошая была, плюс репетиторство. В 2010 году мы с мужем начали бизнес — производство металлоизделий. Предпринимательство я оформила на себя. Захотелось попробовать что-то новое, да и уверенность была, что если не получится, всегда могу вернуться в школу. Наоборот, мне было даже страшно уходить от стабильности и гарантированной пенсии.

Педагоги, ушедшие из школы, скучают по работе и своим ученикам. Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

Я даже не помню такого, чтобы у нас кто-то ушёл из школы в моем возрасте в бизнес. Уходили те, у кого не было педагогического образования, не по профессии работали, находили место по специальности, как правило, в гарнизоне, и увольнялись. У нас были такие, что просто в другую школу переходили, сейчас работают нормально в другом коллективе. А чтобы в бизнес, я не помню такого.

После того, как я уволилась из школы, мой круг общения резко ограничился, все знакомства оборвались. В общем, я даже жалела, что ушла. Скучала по общению с детьми, коллективу (у нас как-то подобралась компания одного возраста), конечно, «тёрки» с администрацией были, скандалы, слёзы и даже оскорбления, но это как-то ушло. Поэтому, в 2011 я возвратилась. Вернулась на год, но не смогла совмещать. С утра до 14.00 — школа, потом работа в офисе и репетиторство до 18.00. Ведь в школе надо работать, отдаваясь полностью, делить с другой работой нельзя. Так что пришлось уйти совсем, но теперь я уже не жалею. На школьную зарплату сейчас я уже не выживу. А вообще, у нас в школах сейчас много молодежи, каждый год кто-нибудь приходит. Меня приглашают на праздники, и я вижу, что после меня уже пришли около десяти новых педагогов. Даже парни есть. Девчонкам легче, я думаю. Если муж есть, да ещё и военнослужащий, то просто работай в удовольствие, а не ради зарплаты. Но это у нас, в военном городке. А если зарабатывать, то это конечно, не в школе. Мужчина-педагог может рассчитывать на 25-30 тысяч, не больше. Но в городах вроде Москвы, учителя, думаю, хорошо получают.

Учителя, ушедшие из школы, уверены, что на школьную зарплату прожить нельзя. Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

Нагрузка конечно большая — бумаг полно, отчётности всякой, все эти дневники электронные, внеурочная работа, нервы, родители не всегда сознательные, но как я поняла, хорошо там, где нас нет. У меня сейчас не меньше бумаг и нервотрёпки. В материальном плане и независимости не жалуюсь. Правда, на пенсию пойду только в 55, если пойду...

Ирина С., Санкт-Петербург, 29 лет, учитель хореографии

После хореографического училища я пошла работать педагогом-хореографом в общеобразовательную школу. Там создавали театральную студию. Собралось много молодых преподавателей, которые хотели заниматься с детьми вокалом, танцами, ставить спектакли.

Поскольку студия для ребят была бесплатная, то приходили те, кто хотел, начиная с первого класса и заканчивая 11. Я вела эстрадные танцы, некоторые дети пели — мы делали для них номера, ставили музыкальные спектакли. Коллектив был очень хороший. Все коллеги ориентированы на результат, молодые, задорные. Студия развивалась, ребята были готовы сами ночью шить костюмы, что-то придумывать, искать музыку. Руководство школы — душевное, во всём шло навстречу и по-настоящему было заинтересовано, чтобы в школе было творчество, которое не стыдно показать на уровне района.

Мне же очень хотелось попробовать себя в классической хореографии, а не совмещать номера с театральными постановками, и я решила уйти в частную балетную студию. Там были уроки у станка, на пуантах, с детьми, которые целенаправленно хотят заниматься танцами. Я преподавала основы хореографии. Для старших ребят, конечно, были педагоги, которые окончили то же Вагановское училище, бывшие артисты классического балета. В итоге я поработала там какое-то время и уволилась. Оказалось, что такая хорошая атмосфера, в которую я попала сразу после учёбы в обычной школе, к сожалению, далеко не везде.

Я до сих пор общаюсь с некоторыми из своих первых учеников, они рассказывают о своих успехах. Сейчас та театральная студия развилась. Дети учатся петь и выступать, а потом проходят кастинги в престижные учебные заведения.

Если честно, я жалею, что ушла из общеобразовательной школы. Надо было повременить, подумать. После колледжа я не сразу оценила коллектив, который готов тебе помогать и поддерживать. Это очень редкое явление. В нашей работе всё зависит от человеческого фактора, как к тебе будет относиться тот же директор, другие педагоги и, если есть хорошие отношения и все думают о творчестве, это надо ценить.

500 миллионов рублей собирается выделить в этом году государство для привлечения молодых учителей в российские школы. Господдержку в сумме 500 тыс. руб. получит тысяча выпускников вузов 2009 и 2010 годов, принятых на работу в школы этим летом, сообщили на днях все СМИ.

Минобрнауки опубликует список «золотых» вакансий для школьных учителей. Каждый из начинающих педагогов получит 500 тыс. рублей и сможет использовать их «по своему усмотрению». Деньги выплатят в два захода - по 250 тыс. рублей в конце 2010 и 2011 годов. Отбирать тысячу вакансий, на которые будет распространяться федеральная поддержка, станет специальная рабочая группа. В ее состав войдут представители минобр-науки, профсоюза работников народного образования, органов власти и полномочные представители Президента РФ в федеральных округах.

ВОПРОС. Только ли финансовая проблема отпугивает молодых педагогов от школы, решили выяснить «КВ». И на условии того, что имена учителей будут известны лишь редакции, записали пять исповедей казанских педагогов, которые ушли из школы.

Разочарование

ИСПОВЕДЬ 1. Елизавета, 28 лет: Я мечтала стать учителем с детства. И после школы поступила в ТГГПУ. Практику проходила в лицее. Первый опыт развеял мои иллюзии, когда я столкнулась с негативной стороной учительского труда. Но полное представление о нем дала постоянная работа. Учителей иностранных языков в школах не хватает. Поэтому место я нашла легко. Но работать оказалось сложно. Молодых преподавателей сильно запрягают. Мероприятия, планы - все легло на мои плечи. Приходилось постоянно заменять коллег. Молодые учителя английского задерживались в школе не больше полугода. Кто-то уходил в декрет, кто-то переезжал. Но большинство просто уходили на более оплачиваемую работу. Основная масса шла в торговлю. Для меня текучесть означала большую нагрузку. Я пропадала в школе целыми днями.

Не повезло и с коллективом. Учителя четко делятся на группы: опытные, зрелые преподаватели и молодые. Я не встретила поддержки со стороны старших коллег. На мои попытки использовать новую методику обучения они смотрели негативно. Это была не критика, а полный остракизм, что и заставило меня разочароваться в профессии. Мысль о смене места работы пришла через год. Я переехала и устроилась в другую школу. Однако там меня ожидала еще худшая ситуация. В 2008 году я вышла замуж, родила дочь. Семья требовала много времени. Я уже не могла быть спасательным кругом - заменять учителей и преподавать допоздна. В 2009 году мне предложили работу переводчиком со свободным графиком и с высокой зарплатой. Я люблю свою профессию. Но разочарована в школе. Работа в ней не может сочетаться с полноценной семейной жизнью. Думаю, что никогда не вернусь в профессию.

«Подай, принеси!»

ИСПОВЕДЬ 2. Аида, 20 лет: Я пришла в школу сразу после окончания пединститута. Друзья и близкие в один голос заявляли: «Ты знаешь, какие сейчас в школе дети? Они тебе все нервы измотают!» Дети не измотали. А вот руководство школы выбило меня из колеи. Казалось бы, пришел молодой специалист, его надо поддержать. Но я превратилась в специалиста типа «подай, принеси». Все мероприятия взвалили на меня. Я буквально ночевала в школе, не успевая подготовиться к своим урокам. Успеваемость учеников снизилась. Попросила дать мне передышку от мероприятий. Но в ответ завуч написала докладную на имя директора. Мне пришлось оправдываться на педсовете.

Вторая проблема - часы, от количества которых зависит зарплата учителя. Их распределяет директор. На просьбу дать больше уроков я получила отказ. Учителем английского языка в нашей школе работала племянница директора. Через три месяца пришла родственница завуча. Хорошо, что у меня было классное руководство, за которое платили около 1000 рублей. Я жила далеко от школы, поэтому добиралась на старенькой «семерке». «Мне нужно отвезти документы, подвезешь?» - попросила однажды директор. Такие поездки стали ежедневными. Я тратила последние деньги на бензин, мотаясь из одного конца города в другой. Иногда директриса просила забрать из музыкальной школы ее дочь.

Терпение иссякло, когда мне заявили, что молодых учителей приглашают на общественную работу. Для нее почему-то требовались рабочая одежда и половые тряпки. Вдвоем с другой молодой учительницей мы подъехали по указанному адресу, где находился детский лагерь. Нам объяснили, что работа заключается в уборке помещения. Целый день мы отмывали стены и полы ледяной (!) водой. Когда руки перестали слушаться, я возмутилась. За что впоследствии получила выговор от директора школы.

Лицемерие

ИСПОВЕДЬ 3. Оксана, 24 года, учитель математики: Когда я пришла в школу, казалось, все легко. Проработала сентябрь-ноябрь. Дети от меня были в восторге, учителя хвалили. Многие еще в первый день сказали, что рады моему приходу. Но в декабре ко мне на урок пришел директор. Оказалось, я веду занятия не совсем правильно. То есть свой предмет знаю хорошо, последовательно излагаю материал, но неправильно преподаю с педагогической точки зрения. Директор подчеркнул, что я хорошо лажу с детьми. У меня есть педагогический талант, несмотря на молодость. Потом на уроки начали ходить завучи. Они тоже меня хвалили. Перед Новым годом было собрание, на котором обсуждали работу молодых специалистов. Тогда-то и выяснилось, что в лицо о твоей работе говорят одно, а при директоре - прямо противоположное.

Дети… Не знаю, в этой ли школе или во всех они такие? В нашей было четкое деление на хорошие и плохие классы. Но ведь отбор, считаю, должен производить психолог. Еще детей можно поделить на «маленьких» и «больших». «Маленькие» - те, кто выглядят и думают соответственно возрасту. А есть не по годам развитые. Есть дети умные и развитые. А есть неадекватные и не очень умные.

Если говорить об эмоциональной стороне вопроса, то в первой четверти все было замечательно. К детям привыкаешь быстро. Во второй начинаешь мечтать о каникулах. Хотя и в каникулы школа полна детьми - кружки, секции. Хочется отдохнуть от них, но не получается. Такое ощущение, что попадаешь в центр вне-школьной работы. Под конец года всерьез устаешь от детей. Они хотят на улицу и не желают заниматься, особенно в классах, где нет экзаменов. Многие учителя постоянно жалуются на детей. Хочется спросить их: «Зачем здесь работаешь?» Я поняла, что учителя делятся на тех, у кого есть призвание, и тех, у кого его нет. Со мной в школу пришла еще одна молодая учительница. Она цветет от своей работы! Ей нравится учить даже неадекватных детей. Другие учителя либо ничего больше не умеют делать. Либо боятся что-то изменить в своей жизни, так как давно работают в школе. Через год я пришла к выводу, что работа учителя очень однообразная. А не творческая, как говорят. Поэтому я и ушла из школы.

Неблагодарность

ИСПОВЕДЬ 4. Резеда, 23 года: Учителем русского языка работаю первый год. Пришла сразу после педколледжа вместе с подругой. Что такое школа и как она живет, я знала, когда проходили практику. Но то был один урок в день, а сейчас по 5 - 6. Первую неделю было сложно. Во-первых, нам не дали учебников и ничего не объяснили. Мы не знали что делать и растерялись. Приходилось что-то придумывать, готовиться к уроку, ища информацию в интернете. Во-вторых, мы приходили после школы такие усталые и измученные, что сразу ложились спать. В первое время были небольшие стычки с коллективом - со старшими и опытными. У него свои правила. Например, вовремя забрать журнал или случайно не стереть с доски в кабинете. Первое время мы никак не могли к ним привыкнуть. Сейчас воспринимаем все спокойнее.

За это время я сделала вывод, что дети неблагодарные. У меня есть параллель девятых классов. Они относятся ко мне несерьезно, воспринимая как ровесницу. Со старшими классами намного тяжелее. Подростки показывают свой характер, могут нецензурно выражаться на уроках. Малейшее притеснение вызывает бурю негативных эмоций. Например, девочки начинают плакать в середине урока. Или встают и молча уходят из кабинета.

Подруге проще - у нее вторые классы. Дети любят и ее, и английский язык. Обиднее всего, что родители тоже неблагодарные. От них ждешь поддержки. Хочешь, чтобы они не пропускали мимо ушей то, что говорит учитель об их ребенке. В школе его еще можно перевоспитать. Но многие родители вообще не занимаются своими детьми и не ходят на собрания. Другие, наоборот, постоянно приходят в школу и выпрашивают оценки для своих детей.

Дети очень разные. Сюжеты нашумевшего сериала «Школа» отражают действительность. Для меня до сих пор шок то, что старшеклассников у нас выпускают на перемене из школы покурить. Учителя знают об этом, но бездействуют.

И швец, и жнец

ИСПОВЕДЬ 5. Диляра, 25 лет: Все знают, в педуниверситет сегодня идут в основном те, кто не поступил в другие вузы. За редким исключением тех, кто с детства мечтал преподавать. В школу я пришла вместе с другими тремя молодыми педагогами, один из них - мужчина. Он уволился из школы первым. Ответ прост - зарплата. Несоответствие количества требований к педагогу и суммы его зарплаты, сказал он мне. Да, 7 - 8 тысяч рублей до обидного мало. Особенно если выпускник вуза снимает квартиру. А обязанностей много. То нас просят быть капитаном школьной команды КВН. То поставить сказку на Рождество или покрасить стену в выходной день. Молодым учителям в школах очень непросто. Детей не мотивируют ни оценки, ни знания.

ВМЕСТО КОММЕНТАРИЯ. Полтора месяца назад мы послали эти исповеди прокомментировать в Министерство образования и науки РТ. После долгих переговоров с пресс-службой получили ответ: «Ваше письмо принято к сведению».

Луиза Биктимирова, Альбина Ахметзянова, Дарья Бикулова, Алина СИНИЧКИНА, Зиля Шамионова

Задать вопрос Пенсионному фонду РТ

Задайте любой вопрос специалисту Пенсионного фонда РТ, укажите свой обратный адрес и получите развернутый ответ на свой email. Читайте также
Новости партнеров

Аня, 17.02.2011 13:42:54

регина, 01.04.2011 23:00:40

Оксана, 14.06.2011 21:33:57

Евелина, 13.07.2011 22:21:37

алексей, 25.07.2011 13:37:02

Юлия, 13.09.2011 17:09:58

Арина, 28.01.2012 16:45:03

гость, 31.01.2012 19:59:02

гость2, 04.02.2012 1:03:13

Лия, 07.03.2012 0:00:46

Анна, 12.03.2012 17:28:31

Марина, 13.05.2012 13:50:35

Иван, 15.05.2012 13:46:11

Марина, 03.06.2012 17:34:24

Гость, 04.06.2012 10:28:42

Юлия, 13.06.2012 10:09:44

Галина, 30.06.2012 16:06:29

Бывалый, 02.07.2012 10:41:43

Риа, 02.07.2012 15:07:43

Регишка, 05.07.2012 11:37:47

Элина, 10.07.2012 17:11:44

Разочарованная, 31.07.2012 15:03:53

Гость, 08.08.2012 12:37:19

Yuki, 10.09.2012 11:54:31

Бывший преподаватель, 20.09.2012 20:13:22

Гость, 21.09.2012 19:34:08

ирина, 25.11.2012 12:52:46

Лучший Ветер, 28.11.2012 0:16:15

Наталья, 28.11.2012 20:52:04

Гость, 30.11.2012 20:26:08

Алина, 09.12.2012 12:56:28

Гость, 16.12.2012 14:14:07

Елена, 25.12.2012 21:10:21

Гость, 01.01.2013 16:05:20

Алевтина, 25.01.2013 19:59:14

Гость, 26.01.2013 9:05:16

Наталья, 01.02.2013 15:53:11

Виталий, 21.02.2013 17:45:23

Лика, 22.02.2013 10:34:00

учитель, 23.02.2013 9:25:46

Алика, 23.03.2013 19:52:21

БАБУШКА, 27.03.2013 1:56:34

Гость, 23.04.2013 16:35:38

Гость, 30.04.2013 15:01:13

учитель, 28.05.2013 12:49:39

Учителю, 29.05.2013 17:26:49

бывший, 16.06.2013 10:31:04

Денис, 17.07.2013 15:13:17

Ex-учитель средней школы, 20.08.2013 14:56:54

Александра, 20.08.2013 22:29:18

Екатерина, 27.08.2013 11:54:19

бывший, 28.08.2013 7:38:00

Екатерине, 28.08.2013 18:13:36

Ex-учитель средней школы, 28.08.2013 18:21:28

Лилия, 02.09.2013 15:48:29

Учитель в прошлом, 04.09.2013 7:05:35

Мария, 14.09.2013 21:03:43

Марии, 17.09.2013 16:58:29

Наталья, 01.10.2013 18:01:13

Лия, 06.10.2013 13:27:41

Оксана, 09.10.2013 18:14:44

алина, 15.11.2013 7:12:28

екатерина, 15.11.2013 20:49:17

Учитель, 25.11.2013 20:20:47

Елена, 16.12.2013 13:18:38

Мария, 31.01.2014 17:31:09

Татьяна, 31.01.2014 23:19:39

гость, 01.02.2014 10:45:47

Мать завуча, 01.02.2014 15:35:27

Кошечка, 05.02.2014 21:13:21

Михаил, 19.02.2014 22:41:04

Людмила, 04.03.2014 18:30:40

Joku, 06.03.2014 21:43:46

Алиса Бертова, 15.03.2014 23:26:29

Мария, 17.03.2014 17:42:13

Розенталь, 19.03.2014 16:28:11

Юлия, 27.03.2014 19:08:17

Olya, 23.07.2014 16:36:43

просто кот, 06.08.2014 17:34:56

Екатерина, будущий учитель, 09.09.2014 18:19:30

Юлия, 10.09.2014 18:47:59

прохожий, 11.09.2014 11:05:51

Историк, 14.09.2014 10:37:35

Гость, 01.10.2014 16:34:16

Гость, 09.10.2014 16:48:45

Артём, 14.10.2014 12:46:02

Гостья, 25.10.2014 21:35:34

Алина, 26.10.2014 0:41:19



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!