Леонов биография для детей. Космонавт Леонов: биография и интересные факты из жизни

В нашей стране и во всём мире хорошо известно имя космонавта Леонова. Алексей Леонов первый в открытом космосе произвёл видеосъёмку, покинув космический корабль. В нашей статье мы расскажем, как это было и почему ему присвоили звание Героя Советского Союза за выполнение такого вроде бы нехитрого задания. Также расскажем, почему для этой миссии Сергей Королёв выбрал именно его. Биография Алексея Леонова – это судьба обычного советского человека из самой простой семьи.

Детские годы

Родился Алексей Леонов в 1934 году в сибирском селе Листвянка, что расположено в Кемеровской области. Многодетная семья, в которой он был восьмым ребёнком, занималась крестьянским трудом. Отец, электрослесарь-железнодорожник из Донбасса, после окончания гражданской войны перебрался в Сибирь к своему отцу, деду будущего космонавта, и стал работать зоотехником. Мать обосновалась в этих местах раньше. Дед Алексея Леонова был сослан в эти места за участие в революционных событиях 1905 года.

Отец будущего космонавта, Архип Леонов, умный человек и большой труженик, снискал уважение среди односельчан и был избран ими председателем сельского совета. Волна репрессий не обошла и эту семью. Отца в 1936 году репрессировали, однако в 1939-м восстановили в правах и полностью оправдали.

О родительской семье и детстве Алексея известно мало. Будем надеяться, что он оставит после себя подробную книгу воспоминаний.

В 1938 г. мать Алексея переехала в Кемерово. Там же, когда подрос, он и пошёл в школу. Первокласснику было девять лет.

В 1948 году семья перебралась на постоянное место жительства в новую, западную область Советского Союза. Калининград стал родным городом для Алексея Архиповича. Там и сегодня живут его родственники. В одном из скверов в центральной части города установлен монумент в честь покорителей космоса. От него берёт начало улица, носящая имя космонавта Леонова.

Профессия – лётчик-истребитель

Интерес к лётному делу у Алексея Леонова возник не случайно. Его старший брат, Пётр Архипович, был слесарем-инструментальщиком, отличным специалистом своего дела. Он охотно делился с Алёшей своими знаниями.

Кроме техники Алексей Архипович увлекался спортом. Он занимался фехтованием, велоспортом, метанием копья и лёгкой атлетикой. Имеет разряды. Его интерес к живописи развился в большой талант.

Калининградцы, лично знакомые с Алексеем Архиповичем, вспоминают, что он был отличным парнем – компанейским, спортивным, весёлым и добрым.

Первое лётное образование Алексей Леонов получил в Кременчуге, в лётной школе. Потом учился в Чугуевском высшем училище лётчиков-истребителей, после окончания которого, в конце пятидесятых, летал на боевых самолётах.

Первый отряд космонавтов

Сергей Королёв очень тщательно выбирал кандидатов для полётов в космос. В послужном списке Алексея Леонова помимо отличной характеристики с места службы и превосходной спортивной подготовки была ещё и посадка самолёта-истребителя МИГ-15бис в экстремальных условиях с заглохшим двигателем. В начале шестидесятых он был принят в первый, гагаринский, отряд космонавтов, состоявший из двадцати человек.

К выходу в открытый космос Алексей Леонов был подготовлен отлично. Кроме него в отряд космонавтов входили и другие, не менее достойные кандидаты. Это и Валерий Быковский, и Павел Попович, и Виктор Горбатко, и Владимир Комаров, и Иван Аникеев, и др. Всего 20 человек. Технически каждый из них мог справиться с любой смоделированной ситуацией. С. П. Королёв остановил выбор на Алексее Архиповиче как на человеке, который сможет наиболее точно описать впечатление от космического пространства. И не ошибся.

Несмотря на то, что подготовка к выходу в открытый космос многократно и детально прорабатывалась на земле, всё предусмотреть оказалось невозможным.

Тренировки проходили в специальных камерах, где имитировалась невесомость. В соответствии с показателями индивидуальной анатомии, а также с учётом давления воздуха внутри скафандра и предполагаемых внешних условий скафандры конструировались отдельно под каждого космонавта.

Точно смоделировать все условия непривычной для жителей Земли среды в лабораторных условиях не представлялось возможным. По этой причине первые космонавты подвергались огромному риску.

Правда о полёте – табу для граждан СССР

Выход Леонова в открытый космос можно увидеть в документальном фильме, в который входят фрагменты, снятые им на камеру. Очень впечатляюще выглядит картина, написанная им самим. Это точное изображение корабля, а рядом, в скафандре, Алексей Леонов. Фотография картины представлена в этой статье. Надо сказать, что в советское время увидеть это полотно могли только избранные. Малые размеры корабля по сравнению с двумя его пассажирами выглядят не просто впечатляюще. Они заставляют взглянуть на первопроходцев космоса как на людей огромной смелости.

Подробности этого события в советское время были засекречены. Население страны не должно было знать о просчётах или ошибках отечественной науки и несовершенстве техники.

На картине, где изображён Алексей Леонов, первый в космосе человек, находящийся в свободном полёте, ясно видно: размеры корабля настолько малы, что в нём с трудом могут уместиться два человека. Свободного пространства нет. Да оно, исходя из поставленных перед космонавтами задач и времени, которое они находились в полёте, было и не нужно.

Первый полёт, фотосъёмка

В 1965 году советский космический корабль «Восход-2» совершил полёт вокруг Земли. Основной целью была проверка возможностей человека и созданных на земле приборов выполнять работы в условиях безвоздушного пространства. Экипаж корабля – Павел Беляев и Алексей Леонов.

Три года предполётной подготовки и всего 1 сутки, 2 часа, 2 минуты и 17 секунд полёта, а время в открытом космосе – 23 минуты и 41 секунда. Выход в космос Алексея Леонова сопровождался отдалением от корабля на 5,35 метра. Длилось это 12 минут и 9 секунд. Космонавт был соединён с кораблём тросом, оснащённым крючками и петлями. Перестёгивание крючков помогало приближаться или отдаляться от космического аппарата на нужное расстояние.

Главная задача, которую должен был выполнить Алексей Леонов в космосе, – это фотосъёмка на видеокамеру и на микрофотоаппарат. Видео получилось отлично настолько, насколько это было возможно при тогдашнем уровне техники. А вот сделать фотографии с микрофотоаппарата, размещённого в крохотном, величиной с пуговицу, отверстии скафандра, не удалось. Из-за деформации костюма космонавт не смог взять в руки тросик, выполнявший функцию кнопки фотоаппарата, а пневматическая груша, которая была надета на его конец, оторвалась во время выхода из шлюза. Она зацепилась за крышку люка.

Неожиданность со скафандром

Скафандр Алексея оказался не вполне совершенным. Его испытывали при максимально возможной разнице внешнего и внутреннего давлений, которую можно сымитировать на Земле. Она оказалась слишком далека от того, что имеет место в условиях космоса. Давление внутри скафандра – 600 мм рт. столба, снаружи – 9 мм. В результате он раздулся. Не выдержали рёбра жёсткости и ремни. Ноги и руки перестали доставать до конца рукавов и штанин. Костюм стал неуправляемой капсулой, в которой заключён беспомощный человек. Павел Беляев, командир корабля, видел, что происходит с костюмом Леонова, но помочь ничем не мог. Алексей Архипович прикинул, что уже около часа он дышит чистым кислородом и азот, который присутствует в дыхательной смеси на корабле, к этому времени должен бы вымыться из крови. Он принял решение стравить давление внутри скафандра. Это запрещено инструкцией, но другого выхода он не видел. Если бы азот оставался в крови, он бы закипел, а это означало смерть. Азота не было, и Алексей Архипович, цепляя и отстёгивая крючки троса, добрался до люка.

Акробатика в шлюзовом отсеке

Размер люка шлюзового отсека был меньше, чем требовалось для габаритов космонавта, ширина плеч которого в космическом обмундировании – 68 см. Так как люк открывается внутрь, а диаметр шлюза – 1 м, то развернуться в нём нельзя. Чтобы Алексей Архипович уместился в него и герметично задраил люки, нужно было либо уменьшить размер крышки люка, либо сократить ложемент. Просто увеличить размер корабля не представлялось возможным. За сохранение внутреннего размера шлюза был сам Алексей Леонов. Выход в космос и возвращение на корабль, наиболее рациональная последовательность действий тщательно выверялись и многократно отрабатывались на тренажёрах. Но учёба учёбой, а реальность не поскупилась на сюрпризы.

Космонавт вошёл в люк не ногами, как предлагалось более эргономичным, а головой. Чтобы задраить люк, требовалось развернуть туловище на 180 градусов. Задача с учётом размера космонавта и тесноты шлюза архитрудная. Алексей Архипович вспоминал впоследствии, что частота пульса у него к концу этой акробатики была 200 ударов в минуту, а пот заливал глаза сплошным потоком. Теперь следовало отделить шлюз, и можно возвращаться домой, на Землю. Но оказалось, что успокаиваться рано.

После отделения шлюзового отсека корабль начал вращаться вокруг своей оси, а давление внутри стало расти. Космонавты могли только смотреть на приборы. Остановить процесс было невозможно. Они максимально снизили температуру и влажность на борту. Давление продолжало расти. Малейшая искра - и их вместе с кораблём разорвало бы на молекулы. В какой-то момент Алексей Леонов и Павел Беляев отключились – то ли потеряли сознание, то ли уснули. Впоследствии, при считывании приборных диаграмм, выяснилось, что давление внутри корабля вместо положенных 160 атмосфер добралось до отметки в 920 мм ртутного столба, после чего стало самопроизвольно снижаться.

Дело в том, что корабль, около часа находившийся в статичном положении, деформировался. Одну его сторону до +150 градусов по Цельсию нагрело Солнце, а другая, находившаяся в тени, остыла до –140 градусов. В результате корабль оказался закрыт негерметично. Автоматика сработала на режим компенсирования утечки кислорода. В конце концов давление стало настолько высоким, что изнутри придавило крышку люка. Герметизация восстановилась, и приборы получили соответствующий сигнал на стравливание лишнего давления. Струя воздуха с наружной стороны корабля придала ему вращательное движение.

Остановить вращение было, как говорится, делом техники, то есть несложно. Впереди стояла ещё одна задача – приземление.

Внештатная посадка

Считается, что взлёт и посадка – наиболее сложные процессы при управлении космическим кораблём. «Восход-2» садился в режиме ручного управления. Вместо запланированной точки под Кустанаем он погрузился в полутораметровый снег глухой уральской тайги, в 200 км от Перми. История вызволения космонавтов из таёжного плена заслуживает отдельной главы. Алексей Леонов и Павел Беляев провели две ночи, кутаясь в обшивку, содранную с внутренней поверхности корабля, разогревались у костра, а Алексей Архипович делал физические упражнения, подтягиваясь на стропах парашюта, зацепившегося за вершины сосен. Продуктовый запас у них был – лиофилизированное мясо, шоколад, галеты и творог с вишнёвым соком.

После того как космонавтов нашли, а это произошло через четыре часа после приземления (этому помог ярко-оранжевый купол километрового парашюта, полёт которого видели жители ближайших населённых пунктов), им сбросили тёплую одежду и еду, но добраться до лётчиков спасатели не смогли. Для эвакуации нужно было организовать место для посадки вертолёта. Прибыла бригада лесорубов с бензопилами и расчистила поляну.

Кумир и вера

Алексей Леонов вспоминает, что Сергей Павлович Королёв, конструктор советских космических кораблей, создатель космической отрасли в науке и промышленности, циник, пессимист и скептик, воспринимавший жизнь настоящую и будущую только в мрачных тонах, был для космонавтов больше чем отцом. Он был их богом.

Надо сказать, что советские космические аппараты с точки зрения надёжности и безопасности значительно превосходили корабли конкурентов – США. С начала освоения космоса во время тренировок и полётов наша страна потеряла пятерых космонавтов, в то время как американцы похоронили 17 астронавтов. Причина наших трагедий – так называемый человеческий фактор. Техника не подвела ни разу.

Валентин Бондаренко погиб во время испытаний на психологическую устойчивость в условиях одиночного существования. Это произошло в Институте авиационной и космической медицины в результате пожара в барокамере. Владимир Комаров погиб при посадке – не раскрылся парашют. Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев погибли от разгерметизации корабля во время посадки.

Несостоявшийся полёт

Второй полет Алексея Леонова должен был состояться в июне 1961 года. Экипаж состоял из троих космонавтов – Алексея Леонова, Валерия Кубасова и Петра Колодина. Незадолго до намеченного дня старта медицинская комиссия обнаружила у Валерия небольшое затемнение в лёгких. Было решено послать дублирующий экипаж. Для первых это было трагедией: Пётр так никогда и не слетал в космос, а для дублёров – счастливый случай. Программа полёта была выполнена блестяще. Во время вхождения в атмосферу произошла беда. Космонавты по ошибке открыли клапан герметизации.

Корабль совершил мягкую посадку в запланированном районе, но людей спасти не удалось. Это были Виктор Пацаев, Владислав Волков и Георгий Добровольский.

Второй полёт

Алексей Леонов в космосе был дважды. Первый полёт состоялся в марте 1965 года. В открытый космос Алексей Леонов выходил один раз. Его оценка – в космосе можно жить и работать.

Второй раз он побывал там в июле 1976 года. Работа на орбите продолжалась в течение 5 суток, 22 часов, 30 минут и 51 секунды. Это был международный проект. Цель – стыковка модулей и научные эксперименты. В космос полетели советский «Союз-19» с Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым и американский «Аполлон» с тремя астронавтами – Томасом Стаффордом, Дональдом Слейтоном и Вэнсом Брандом.

Талант живописца

Благодаря художественному таланту космонавта всё человечество смогло узнать, как выглядит мир за пределами земной атмосферы, ведь в то время снимки в космосе получались лишь в чёрно-белом цвете. До сих пор космическая фотосъёмка представляет собой определённые сложности. Это связано с иными, нежели на Земле, требованиями к разрешению оптики, своеобразным распространением световых лучей, другим преломлением.

Уникальность художника Алексея Леонова в том, что он на своих полотнах с инженерной точностью воспроизвёл технические особенности космической техники и костюма космонавта. А острый взгляд живописца определил, какие оттенки спектра присутствуют в космических пейзажах.

Алексей Архипович участвовал в создании почтовых марок на тему космоса. На каждой из них – настоящее и будущее космонавтики. Их очень интересно рассматривать. Взгляните на фото. Алексея Леонова можно причислить к реалистам, способным предвидеть будущее, ведь того, что он изобразил, в те годы ещё не было.

Жизнь на Земле

Алексей Архипович два раза летал в космос. Он награждён двумя звёздами Героя Советского Союза, орденами Ленина и Красной Звезды, медалями нашей страны и зарубежья, является почётным гражданином тридцати российских и зарубежных городов.

Один из лунных кратеров носит его имя, а также планета созвездия Весы.

Алексей Леонов, генерал-майор авиации запаса, всю свою жизнь посвятил космосу. Он окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского, в том числе адъюнктуру. Алексей Архипович долгое время занимался подготовкой космонавтов и разработкой космического оборудования. Ему принадлежат исследования в области восприятия зрением цветовых и световых характеристик после полёта в космос, восприятия пространства и времени в условиях космоса, психологических проблем межпланетного полёта, а также другие научные и экспериментальные работы.

Он женат, имеет дочь и двух внуков.


Начало третьего тысячелетия

В настоящее время космонавт Леонов Алексей Архипович живёт в Москве. В прошлом, 2014, году президент Российской Федерации Владимир Путин вручил ему орден «За заслуги перед Отечеством» III степени. Так был отмечен восьмидесятилетний юбилей космонавта, который всю жизнь много и плодотворно работал для блага своей Родины. Он навсегда останется в нашей памяти как человек, внёсший огромный вклад в освоение космоса и в науку, и как художник, показавший людям мир за пределами земной атмосферы. Личность, на примере которой можно и нужно воспитывать подрастающее поколение, – это, безусловно, Алексей Леонов. Биография его невероятно интересна. О его космической эпопее можно прочитать в книге А. С. Елисеева «Жизнь – капля в море». О нём также снято несколько документальных фильмов.


Биография

Алексей Архипович Леонов. Дважды Герой Советского Союза, Летчик-космонавт СССР, лауреат Государственной премии, генерал-майор авиации.

Родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка Тисульского района Кемеровской области. Отец - Леонов Архип Алексеевич (1892 г. рожд.), был крестьянином, в прошлом - шахтером. Мать - Леонова (Сотникова) Евдокия Минаевна (1895 г. рожд.), - учительница. Супруга - Леонова Светлана Павловна (1940 г. рожд.). Дочери: Леонова Виктория Алексеевна (1962 г. рожд.), Леонова Оксана Алексеевна (1967 г. рожд.).

Алексей Леонов родился в небольшом селе в 600 километрах к северу от города Кемерово. Сюда к деду, сосланному царским правительством за участие в революции 1905 года, в разное время приехали с Донбасса родители Алексея - вначале мать, а после окончания Гражданской войны и отец. Донецкий шахтер Архип Леонов стал в сибирском селе председателем сельсовета. В 1936 году отца репрессировали, в 1939 году он был реабилитирован.

Алексей был девятым ребенком в семье. В 1938 году он вместе с матерью переехал в Кемерово. В 1943 году пошел в начальную школу. В 1948 году семья переехала по месту работы отца в город Калининград (Кенигсберг). В 1953 году Алексей окончил среднюю школу, получил хороший аттестат зрелости, хотя главным богатством считал не отметки в аттестате, а те незаурядные для выпускника средней школы знания, которые имел в своем заветном деле - авиации и искусстве. По конспектам брата - бывшего авиационного техника он с завидным упорством изучил не только авиационные двигатели и конструкции самолетов, но и основы теории полета. В сочетании со спортивными достижениями это был тот ключ, который открыл перед юношей двери летной школы.

В том же году А. Леонов поступил в школу летчиков в городе Кременчуге, с 1955 по 1957 год учился в высшем училище летчиков-истребителей в городе Чугуеве на Украине. После училища с 1957 по 1959 год летал в боевых полках. В 1960 году А.А. Леонов выдержал конкурс и был зачислен в отряд космонавтов. В 1960-1961 годах был слушателем курсов в Центре подготовки космонавтов.

После трехгодичной подготовки 18-19 марта 1965 года совместно с П.И. Беляевым совершил полет на космическом корабле "Восход-2" в качестве второго пилота. Во время полета, длившегося одни сутки 2 часа 2 минуты и 17 секунд, впервые в мире вышел в открытое космическое пространство, удалился от космического корабля на расстояние до пяти метров и провел вне шлюзовой камеры в открытом космосе 12 минут 9 секунд. На государственной комиссии после полета прозвучал самый короткий в истории космонавтики доклад: "В открытом космосе жить и работать можно ". Так началось новое направление деятельности человека в космосе.

В 1965-1967 годах А.А. Леонов - старший инструктор, космонавт, заместитель командира отряда космонавтов - летчик-космонавт СССР. С 1967 по 1970 год командовал лунной группой космонавтов. В 1968 году окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского .

С 1970 по 1972 год Алексей Леонов - начальник 1-го управления НИИ ЦПК, с 1972 по 1991 год - заместитель начальника Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина , командир отряда космонавтов.

В начале 1973 года Академия наук СССР и НАСА (США) объявили состав основных и дублирующих экипажей кораблей "Союз" и "Аполлон", назвали космонавтов, которым предстояло пройти долгий и сложный путь к совместному старту. Критерии отбора каждая сторона определяла сама. Необходимым условием итоговой подготовки должны были стать глубокие знания техники, умение работать с системами и оборудованием обоих кораблей, знание языка страны - партнера, высокая профессиональная квалификация, готовность к проведению широкой программы научных экспериментов и наблюдений. СССР представляли летчики-космонавты А.А. Леонов и В.Н. Кубасов . Со стороны США - астронавты Т. Стаффорд, В. Бранд, Д. Слейтон . В июле 1975 года совместный полет был осуществлен. Командиром корабля "Союз" был А.А. Леонов.

Все человечество с восхищением следило за выдающимся экспериментом в космосе - совместным полетом советского корабля "Союз-19" и американского "Аполлона". Впервые в истории была осуществлена стыковка этих космических кораблей, опробованы в действии новые средства стыковки в целях обеспечения безопасности полетов человека в космическом пространстве, проведены астрофизические, медико-биологические, технологические и геофизические эксперименты. Полет продолжался более пяти суток, им открыта новая эра в освоении космоса.

С 1977 по 1979 год Алексей Леонов - адъюнкт Академии имени Жуковского.

За годы научно-практической работы и во время космических полетов А.А.Леоновым выполнен целый ряд исследований и экспериментов. Среди них: исследование световых и цветовых характеристик зрения после полета в космос (1967), влияние факторов космического полета на остроту зрения пилота комплекса "Буран" (1980), разработка гидролаборатории (использование гидросферы как аналога невесомости, 1966), создание скафандра для работы в гидросфере. Он неоднократно принимал участие в научных конференциях и международных конгрессах, сделал около 30 докладов.

Наиболее важными публикациями А.А. Леонова являются: "Пешеход космоса" (1967), "Солнечный ветер" (1969), "Выхожу в открытый космос" (1970), "Восприятие пространства и времени в космосе" (Леонов, Лебедев; 1966), "Особенности психологической подготовки космонавтов" (Леонов, Лебедев; 1967).

Он дважды удостаивался высокого звания Героя Советского Союза (1965, 1975), а также званий лауреата Государственной премии СССР (1981) и лауреата премии Ленинского комсомола.

А.А. Леонов награжден двумя орденами Ленина, орденами Красной Звезды, "За службу Родине в Вооруженных Силах" III степени. Ему присвоено звание Героя Социалистического Труда Болгарии, Героя Труда Социалистической Республики Вьетнам. Он награжден также большой золотой медалью "За заслуги в развитии науки и перед человечеством", медалью имени З. Неедлы (Чехословакия), двумя большими золотыми медалями "Космос", двумя медалями де Лаво, золотой медалью имени Ю.А. Гагарина, большой золотой медалью имени К.Э.Циолковского Академии наук СССР, многими другими иностранными орденами и медалями. Ему присужден Международный авиационный приз имени К.Хармона. Он является почетным гражданином 30 городов мира: Вологда, Калининград, Кемерово, Пермь, Чугуев, Кременчуг, Белгород, Череповец, Нальчик, Караганда, Аркалык, Джезказган, Калуга, Гагарин, Киржач, Ленинск, Друскининкай (Литва), Альтенбург (бывшая ГДР), Устье-на-Лабе (Чехословакия); София, Плевна, Пловдив, Варна, Видин, Русе, Свищев, Коларов град, Силистрия (Болгария); Нью-Йорк, Вашингтон, Чикаго, Атланта, Нашвиль, Хаитсвиль, Оклахома, Сан-Антонио, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Солт-Лейк Сити (США). Именем А.А. Леонова назван один из кратеров на Луне.

Алексей Архипович Леонов избран действительным членом Международной академии астронавтики, академиком Российской академии астронавтики, сопредседателем Международной ассоциации участников космических полетов (1985-1999), имеет ученую степень кандидата технических наук.

В отставку вышел в звании генерал-майора авиации. С 1992 по 2000 год был президентом специализированного инвестиционного фонда "Альфа-капитал". С 2000 года - вице-президент Альфа-банка.

В школьные годы Алексей Архипович начал увлекаться живописью. Его пленяли картины окружающей природы, в нем всегда живет удивление творениями рук человеческих. От этого удивления - желание зарисовать и арку шлюза на канале, и старую бригантину... А.А.Леонов - автор около 200 картин и 5 художественных альбомов, среди которых космические пейзажи, фантастика, земные пейзажи, портреты друзей (акварель, масло, голландская гуашь). Даже в скупом для увлечений бюджете времени он находит часы для внимательного изучения творчества великих художников прошлого и больших мастеров современности. В короткие месяцы военной службы в ГДР, например, он несколько раз побывал в Дрезденской картинной галерее, посетил картинную галерею в Альтенбурге и другие музеи. С 1965 года является членом Союза художников СССР. Его любимый художник - Айвазовский. Николая Ромадина считает одним из лучших отечественных пейзажистов, из советских художников высоко ценит Юрия Кугача, Скитальцева. Есть и любимые скульпторы. Лучше всего он знает творчество Григория Постникова. Этот скульптор раньше других посвятил себя отображению дерзаний человека в завоевании космического пространства.

Помимо увлечения живописью Алексей Архипович Леонов любит читать книги из серии "Жизнь замечательных людей ". Среди других его пристрастий велоспорт, большой теннис, волейбол, баскетбол, охота, фото- и киносъемка (им снята и озвучена серия из 17 фильмов "Космонавты без масок ").

Живет и работает в Москве.


Имя: Алексей Леонов (Alexey Leonov)

Возраст: 83 года

Место рождения: село Листвянка, Кемеровская область

Рост: 163 см

Вес: 75 кг

Деятельность: летчик-космонавт, первым ступил в открытый космос

Семейное положение: женат

Алексей Леонов - биография

После триумфального полета СССР должен был удержать свои позиции в космической гонке. Следующим шагом стал выход человека в открытый космос. И его сделал советский космонавт №11. Под этим номером числился Алексей Леонов.

Детство, семья Алексея Леонова

Маленький Алеша любил рисовать. Неважно что - деревья, небо, людей, животных. Он мечтал стать художником.

Когда ночью за отцом пришли люди в штатском, мать Алеши забеспокоилась: «Куда же вы его? Ночью-то?!» Визитеры как отрезали: «Собирайтесь! Там разберемся». Наутро Архипа увезли в райцентр, а его жена и 8 детей получили от председателя еще одну оплеуху: «Освобождайте хату. Жилье вам предоставлено колхозом как служебное. А коли Архипа арестовали, то и жилье не положено». Пока Евдокия отвозила детей к сестре, «добрые» соседи разграбили и без того жалкий скарб.


Спустя 2 года отец вернулся домой. Реабилитировать Архипа Леонова помог его товарищ, с которым он воевал в Гражданскую войну. Потом настали суровые будни Великой Отечественной, радостная весть о Победе и ожидание новой, лучшей жизни.

Образование космонавта

В 1947 году Леонова-старшего направили на работу в Кёнигсберг, переименованный в Калининград. Алексей окончил среднюю школу, подал документы в Рижскую академию художеств, успешно сдал экзамены. Вот только общежитие студентам не полагалось. С мечтой стать живописцем пришлось если не проститься, то повременить. И тут кто-то из товарищей сообщил, что едет в авиашколу в Кременчуге. В летчики Алексей не стремился, но условия обучения ему понравились: жилье, форма и полное гособеспечение.


Спустя 2 года курсант Леонов был направлен в Высшее авиационное училище в Чугуев, окончив которое, получил погоны лейтенанта ВВС. Новое место - гвардейский авиаполк в Кременчуге.


Там он и встретил любовь всей жизни - Светлану. Уже через три дня Алексей сделал ей предложение. Время показало, что с выбором он не ошибся, а две дочери -Виктория и Оксана - стали этому лучшим подтверждением.


Об отряде космонавтов Леонов не думал никогда. В его часть в Германии приехали люди из отборочной комиссии и после ряда испытаний дали Алексею направление на новое место службы. Ему оставалось лишь согласиться.

Алексей Леонов - выход в открытый космос

«Космическая очередь» Леонова подошла только в марте 1965-го. Вместе с командиром Павлом Беляевым он должен был лететь на корабле «Восход-2». До поры до времени об особенностях полета знали немногие. Даже жена не подозревала об исторической миссии Алексея, считая, что это будет обычный полет. Тем не менее именно Леонову предстояло первому из землян выйти в открытый космос.

К полету он готовился два с половиной года, выполняя специальные упражнения, разработанные врачами. Однако даже не представлял, с какими трудностями ему предстоит столкнуться.


Поначалу полет проходил штатно. Корабль успешно стартовал, вышел хоть и на более высокую, но «рабочую» орбиту. Получив команду, облаченный в скафандр Леонов открыл люк шлюзовой камеры и... шагнул в неизвестность. Тот миг он запомнил на всю жизнь: «Я шел в никуда! Я ничего не знал, и никто в мире не знал, что я там встречу и что со мной будет. Было ли мне страшно? Нет. Меня вело любопытство и желание узнать, что же там. Страх сковывает человека, а если бы я дал страху овладеть мной, то никогда бы не вышел в открытый космос».

Скафандр Леонова имел систему жизнеобеспечения и повышенную защиту от радиации и холода. Но и весил немало, а его жесткая обшивка требовала большой мускульной силы. Сделав несколько снимков, Леонов вдруг почувствовал, как скафандр распирает изнутри. Через 3 минуты он увеличился почти вдвое, а сам космонавт будто плавал внутри него. Из-за возросшего давления температура превысила норму, кислород был на исходе, и Леонов легко мог потерять сознание. А ведь ему еще возвращаться на корабль...


Решение пришло моментально. С помощью защитного клапана Алексей стравил избыточное давление и уменьшил объем скафандра. По инструкции, он должен был заплыть в камеру ногами вперед, но в данных обстоятельствах этот маневр мог не удаться. Сжав фотокамеру ногами, Леонов протиснул в люк голову и, взявшись за стойки руками, буквально втащил себя в камеру. В открытом космосе он пробыл чуть более 12 минут.

После выполнения всех заданий с ЦУПа экипажу дали добро на посадку. Но в атмосфере автоматическая система ориентации дала сбой. Беляев вручную активировал тормозной двигатель и попробовал сориентировать капсулу...

Вместо степей Казахстана космонавты приземлились в пермской тайге. И все же их нашли. Сначала купол парашюта на деревьях увидели с самолета, а уже к вечеру к месту приземления на лыжах прибыли двое лесников со всем необходимым.

Фильм про космонавта Леонова

Перипетии полета полувековой давности могли остаться лишь в документах, но актер и продюсер решил воплотить их на экране. Картина «Время первых», вышедшая недавно в прокат, показывает подробности этого события. Чтобы избежать ляпов, режиссер обратился к Алексею Леонову. «Я поправил весь сценарий от начала до конца, - рассказал летчик-космонавт.

Потом видел фильм в черновом варианте, без обрамления, так сказать, без музыки. И снова заставил режиссера некоторые сцены переделать... Скажу вам честно: когда впервые увидел "Время первых", то сам испугался того, что мне пришлось пережить, и сказал Жене (Евгений Миронов - исполнитель роли Леонова): "Дай мне пистолет!"».

Тот полет для Леонова был не последним. В конце 1960-х он входил в группу подготовки к полету на Луну. Но после успешной высадки там американцев программу свернули. И хотя космонавты писали рапорты об отправке их в полет на недоработанном аппарате, Королев на это не пошел.

В 1971 году Леонов вновь избежал гибели. Будучи командиром корабля «Союз-11», он был отстранен от полета из-за проблем со здоровьем у члена экипажа Валерия Кубасова. ЦУП отправил на орбиту дублеров - Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева. Во время спуска аппарата все они трагически погибли.

А Алексей Леонов спустя 4 года вместе с Кубасовым побывал в космосе еще раз - в рамках программы «Союз» - «Аполлон». В самый разгар холодной войны советское руководство решилось на дипломатический шаг: стыковку советского корабля «Союз-19» и американского «Аполлона». Встреча в космосе была незабываемой: торжественный ужин на борту «Союза», непринужденное общение... Командир «Аполлона» Томас Стаффорд и командир «Союза» Алексей Леонов дружат до сих пор (Леонов даже помог Стаффорду усыновить двух сирот из России).

В дальнейшем жизнь Алексея Архиповича была неразрывно связана с отрядом космонавтов. В 1992 году в звании генерал-майора он вышел в отставку, но и по сей день занимается общественно-политической работой свободное время пишет картины.

Алексей Леонов - документальный фильм

Yuri Gagarin was a Soviet pilot and cosmonaut. He became the first person in the history to travel into outer space.

Childhood and youth

Yuri Gagarin was born in 1934. His parents had four children in total. In September 1941 he went to school, but soon the village where he lived was occupied by the German army. Only in 1943 Yuri continued his studies at school.

In 1951 Gagarin entered the Saratov Industrial Technical School and later joined local flying club. He completed his studies at the Technical School with distinction, achieved much success and performed his first flight on a Yak-18 trainer aircraft.

In 1955 Yuri Gagarin joined the Soviet Army. Later he was given the qualification of a military pilot.

In 1959 Gagarin was selected for the Soviet space program. He underwent special training which tested his physical and psychological endurance. Gagarin was chosen out of 20 candidates upon the Commission"s decision.

Journey into space

On 12 April 1961 Gagarin boarded spaceship “Vostok 1”. The main purpose of the flight was to check whether it is possible for a human being to stay in outer space on a specially equipped spacecraft.

During the flight Gagarin recorded everything, he ate and drank. He orbited the Earth once and finished his flight. It lasted 108 minutes. Because of the failure of the braking system Gagarin landed 110 km away from the destination.

Later life and career

After his flight Gagarin often went to foreign countries. Those trips took nearly all his time. In 1966 Gagarin resumed his training for the next flight into space. But that time he was chosen to be a backup pilot.

In March 1968 Gagarin died in a crash during a routine training flight.

During his life Gagarin was given several ranks and awarded several medals and orders. Many streets, institutions, crafts and aircrafts are named after Yuri Gagarin. The town of Gzhatsk was renamed Gagarin in honour of the first person to travel into space.

Юрий Гагарин – советский летчик-космонавт. Он стал первым человеком в истории, совершившим полет в открытый космос.

Детство и молодость

Юрий Гагарин родился в 1934 году. Всего у его родителей было четверо детей. В сентябре 1941 года он пошел в школу, но вскоре поселок, где он жил, оккупировали немецкие войска. Только в 1943 году Юрий продолжил обучение в школе.

В 1951 году Гагарин поступил в Саратовский индустриальный техникум, а позже вступил в местный аэроклуб. Он с отличием закончил учебу в техникуме, добился больших успехов и совершил свой первый полет на учебно-тренировочном самолете Як-18.

В 1955 году Гагарин был призван в Советскую Армию. Позже ему была присвоена квалификация военного летчика.

В 1959 году Гагарин был выбран для участия в Космической программе СССР. Он прошел специальную подготовку на проверку своей физической и психологической выносливости. По решению комиссии из 20 кандидатов был выбран Гагарин.

Полет в космос

12 апреля 1961 года Гагарин взошел на борт космического корабля «Восток 1». Главной целью полета было проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле.

Во время полета Гагарин все записывал, ел и пил. Он выполнил один оборот вокруг Земли и завершил полет. Он продлился 108 минут. Из-за сбоев в системе торможения Гагарин приземлился в 110 км от запланированного места.

Дальнейшая жизнь и карьера

После своего полета Гагарин часто ездил в зарубежные страны. Эти поездки занимали почти все его время. В 1966 году Гагарин возобновил тренировки для следующего полета в космос. Но в этот раз он был назначен дублером.

В марте 1968 Гагарин погиб, выполняя тренировочный полет.

В течение жизни Гагарину было присвоено несколько званий и вручено несколько наград и орденов. Имя Гагарина присвоено многим улицам, учреждениям, судам и самолетам. Город Гжатск впоследствии был переименован в Гагарин в честь первого человека, полетевшего в космос.

Космонавт: Леонов Алексей Архипович (30.05.1934 г.)

  • 11-й космонавт СССР (15-й в мире)
  • Длительность полета (1965 гг.): 1 сутки 2 часа 2 минуты, позывной: «Алмаз-2»
  • Длительность полета (1975 гг.): 5 суток 22 часа 31 минута, позывной: «Союз-1».

Биография космонавта Леонова берет свое начало в небольшом селе Листвянка, Кемеровской области, где советский летчик и космонавт родился 30-го мая 1934-го года. Алексей – восьмой ребенок в семье Леоновых. В 19 лет окончил среднюю школу в городе Калининград. Следующие два года Алексей Архипович проходит обучение в Военной авиационной школе города Кременчуг. В 1957-м году Леонов становится выпускником Военного авиаучилища города Чугуев, после чего отправляется на службу в роли летчика-истребителя. В 1961-м годе, помимо прохождения службы, Алексей также поступает на обучение в ВВИА им. Жуковского.

Космическая подготовка

В марте 1960-го года Алексей Архипович становится слушателем-космонавтом в ЦПК. В том же году начинается космическая подготовка (ОКП) советского летчика. В 1961-м году Алексей Леонов завершает ОКП, на отлично сдает итоговые экзамены и получает квалификацию «космонавт ВВС». Сперва, в 1963-м году Алексей Архипович проходит подготовку к полету на КК «Восток-5» в качестве резервного пилота, однако уже в 1964-м году Леонова назначают на роль 2-го пилота экипажа корабля «Восход-2». В рамках программы был запланирован выход в космос космонавта Леонова Алексея.

Во время подготовки совершил 12 полетов на самолете серии Ту-104ЛЛ и 6 полетов на Ил-14, а также проводил симуляцию выхода в открытое пространство при помощи модели корабля «Восход».

Первый полет и выход в открытый космос

18-го марта 1965-го года космический корабль «Восход-2» стартовал с 1-й площадки Байконура в 10 часов утра по МСК. После того как корабль оказался на орбите Земли, на первом витке вокруг планеты начала надуваться шлюзовая камера. Космонавты надели скафандры и Алексей Леонов готовился к выходу в космос. На втором витке космонавт проследовал в шлюзовую камеру. Павел закрыл люк в шлюзовую камеру и запустил ее разгерметизацию.

В момент открытия внешнего люка камеры космический корабль пролетал над Египтом и не имел связи с командным центом СССР. Спустя две минуты, в 11:34:51, когда воздух покинул камеру, вслед за ним совершил выход в космос и космонавт Леонов Алексей. Закрепленный с кораблем при помощи пятиметрового троса, Алексей Архипович пять раз удалялся в космос и возвращался к космическому кораблю. Во время выхода в космос у космонавта Леонова наблюдались нарушения в организме, симптомами которых стала тахикардия, вдвое учащенное неглубокое дыхание, повышенная температура (+38 °C) и повышенное потоотделение. По этим причинам возвращение на корабль потребовало от Алексея Леонова больших усилий.

За космонавтом снаружи наблюдали две телекамеры, установленные на борту корабля. Кроме того, сам Алексей Архипович вел съемку специальной камерой С-97. За напарником с борта корабля следил космонавт Беляев, который и передал сообщение на Землю о первом выходе человека в открытое пространство.

Возвращение Леонова на корабль

После 12-ти минут и 9-ти секунд свободного полета космонавт начал возвращение на борт корабля. Алексей Архипович должен был войти в шлюзовую камеру «ногами вперед», однако по причине сильно раздутого скафандра и наличия видеокамеры в руке, космонавту пришлось войти «головой вперед». Спустя 23 минуты и 41 секунду пребывания в космосе Алексей Леонов вернулся в шлюзовую камеру и закрыл за собой люк. Несмотря на установленные правила, космонавт открыл шлем скафандра еще до того, как шлюз был заполнен воздухом, чтобы протереть глаза, залитые потом.

В шлюзовой камере, диаметром всего один метр, космонавту предстояло сделать кувырок, чтобы успешно возвратиться на корабль. Вскоре, согласно протоколу, шлюзовая камера была отстрелена. Но по причине температурных деформаций была образована щель в люке, которая вела к разгерметизации. В данный момент система автоматически повысила количество подаваемого кислорода. Исход ситуации мог быть плачевным, так как повышенное количество кислорода создавало угрозу взрыва. Однако, находясь в состоянии кислородного отравления, Алексей Леонов случайно изменил подачу кислорода. Спустя семь часов космонавты устранили утечку и процент кислорода на борту корабля стал понижаться.

Посадка «Восход-2»

Согласно установленному плану посадка корабля должна была происходить автоматически после 17-го витка вокруг Земли, однако система отказала, и спустя еще один виток командир экипажа Павел Беляев решил взять управление корабля на себя, пока он окончательно не сбился с курса.

Так как кресла экипажа были развернуты на 90 градусов относительно пульта управления, Беляеву потребовалось отстегнуться от кресла. После настройки ориентации и запуска тормозной двигательной установки корабля космонавт вновь вернулся в кресло. На все вышеперечисленные действия у Павла Ивановича ушло 22 секунды, из-за чего корабль приземлился в 75-ти километрах от запланированного места посадки.

19-го марта космонавты оказались в заснеженной тайге, в двух сотнях километрах от Перми. Спустя четыре часа после посадки экипаж был обнаружен спасателями. Однако, на этом миссия космонавтов не окончилась и они провели в тайге еще два дня, чтобы расчистить место для посадки вертолета. Недалеко от места находился деревянный дом, в котором ночевали космонавты, и от которого добирались до вертолета на лыжах в последний день.

Советские космонавты опередили США на два с половиной месяца, по прохождению которых выход в открытый космос провел астронавт Эдвард Уайт.

По возвращению домой, 23-го марта Алексей Леонов был награжден медалью «Золотая Звезда» Героя СССР.

Второй полет

15-го июля 1975-го года Алексей Архипович начал свой второй полет вместе с Валерием Кубасовым на борту корабля «Союз-19» в рамках программы ЭПАС – совместного экспериментального полета «Аполлон» (США) и «Союз» (СССР). Спустя двое суток корабль «Аполлон» начал сближение с кораблем «Союз» со скоростью около 0.25 м/с. Стыковка длилась три часа и по ее окончанию произошло рукопожатие двух командиров – советского космонавта Леонова и американского Стаффорда. Было выполнено четыре перехода космонавтов между кораблями, за время нахождения в состыкованном состоянии. Еще через двое суток, 19-го июля, корабли расстыковались, и 21-го июля 1975-го года Алексей Леонов вернулся на Землю.

На следующий день Алексей Архипович, генерал-майор авиации, во второй раз был награжден званием Героя СССР, за выдающиеся заслуги перед мировой космонавтикой. В марте 1976-го года Леонов стал командиром отряда космонавтов. В 1981-м году заканчивает адъюктуру ААИА Жуковского и становится кандидатом технических наук. Уволен из отряда был 1982-го года, по причине назначения 1-м замом начальника ЦПК по космической подготовке, проработал в ЦПК до 1991-го года.

Дальнейшая жизнь

С 1991-го года человек, который первым совершил выход в космос – Алексей Леонов, работает на руководящих должностях различных компаний, в числе которых «Четек-космос», «Восток-Капитал» и «СладКо». С 1997-го года — вице-президент «Альфа-банка».

Помимо первенства в космическом пространстве, Алексей Архипович является автором четырех изобретений и 10-ти научных работ.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!