Лингвистическая сказка на правописание чередующихся корней. Лингвистические сказки.docx - Лингвистическая сказка

Бытует мнение, что все дети талантливы, но только каждый талантлив по – своему. Важно рассмотреть индивидуальные особенности ребёнка и постараться развить их. Очень хорошую роль могут сыграть лингвистические сказки. Они могут помочь детям в освоении сложных учебных понятий, осознании терминов, если эти сказки написаны самими детьми. Это проба пера – в творчестве литературно – художественном и учебно – методическом одновременно. Попытка приблизить к себе и другим сложный учебный материал, перевести его на язык детства, понятный каждому, выдержать жанровые особенности сказочного повествования, балансируя между научными данными и вымыслом автора.

Стоит сказать, что далеко не всем детям удаётся этот вид работы, но даже если в классе один человек, способный на такое творчество, мы не должны обделять его вниманием. Работая в 5 – 6 классах понимаешь, что возраст детей требует от нас педагогов разнообразных форм и методов работы и именно сказки в этом могут помочь (жанр сказки очень интересен для ребят этого возраста).

Конечно, представленные сказки уже литературно обработаны учителем или написаны с помощью родителей. Первоначально они выглядели немного иначе (неправильное построение предложений, орфографические ошибки), но задача учителя помочь ребёнку написать так, чтобы это было не только интересно, но и грамотно. Рамки самого проекта определяют необходимость построения деловых, партнёрских отношений между учителем и учеником. Это является специальной задачей становления личности ребёнка.

В методической литературе описывается несколько приёмов использования лингвистической сказки на уроках русского языка. В своей практике остановилась на одном - использование сказки как дидактического материала.

Детские дидактические материалы особенно ценны для понимания педагогом того, как следует организовать каждый последующий шаг образования ученика с целью его развития. Если при этом детские продукты учебной деятельности используются постоянно в практике учителя (на уроках, для одноклассников, для ребят других классов), то это очень повышает учебную мотивацию учащихся, позволяет им быть признанными. Практикуя внимательное отношение к детским работам, можно сохранить доверие учеников к учителям.

Сказки учащихся можно оформить в виде карточек по русскому языку и добавить к ним грамматические задания. Такой дидактический материал с успехом можно использовать в индивидуальной работе на уроках и для домашнего задания.

Карточка № 1

Сказка о корнях – раст – и – рос -.

Жили – были два брата корни -раст- и –рос. Они жили в одном домике, жили дружно, никогда не ссорились и всю работу делили пополам. Рядом с ними по соседству проживали приставки, суффиксы и окончания. Все они дружили и любили ходить в гости друг к другу, пить чай и вести разные беседы. И вот однажды на такую беседу совершенно случайно, совсем из другой далёкой страны попал незнакомец – Вопросительный знак. За чаем он всегда задавал вопросы, ему всё время было что – то непонятно. И он постоянно путал братьев –раст - и –рос. Братьям надоело это и они решили объяснить ему всё раз и навсегда. Они вышли из – за стола, выпрямились во весь рост и – раст – произнёс такую речь:

- Посмотри на нас внимательно и запомни. Мой брат – рос - короче меня, а я длиннее на целую букву а , потому что у меня есть сочетание букв – ст -, а иногда _ст- чередуется с –щ - (ст//щ ). Запомни это. Безударная гласная а пишется перед ст, щ, это моя гласная. Безударная гласная о пишется в корне –рос -, это гласная моего брата.

- Хорошо, это я понял, - сказал вопросительный знак – значит все слова, в которых встречаются корни – раст – и –рос-, подчиняются этому правилу.

- совершенно верно – воскликнули корни. – Все они наши друзья, но есть такие, которые не хотят с нами дружить и не подчиняются нашему правилу, это слова росток, отрасль . Написание этих слов надо запомнить.

-Как это интересно, - сказал Вопросительный знак.- Я запомню и больше не буду вас путать.

- Вот и прекрасно! – закричали все и стали продолжать пить чай.

Задание.

1.Проговори правило на правописание корней – раст-, - рос.

2.Вставь буквы в словах:

Р…стение, р…сток, отр…сль выр…щенный, выр…сла, р..сточек, р…сла, возр…стной, ср..стись, зар…сли.

3. Объясни почему в слове доморощенный пишется буква о?

4.Проиллюстрируй сказку.

Карточка № 2.

Сказка о буквах О – Ё в корне после шипящих.

В стране Грамматике, в городе Морфемике в домах по соседству жили две подружки гласные О и Ё. Внешне они были совсем разными. О всегда была весёлая, любила хохотать, вся она такая пухленькая, что когда бежала по дорожке, казалось, что катится мячик. Ё была задумчивая, молчаливая, любила стоять возле зеркала и заплетать свою косичку. Друг с другом они были в хороших отношениях, им часто приходилось бывать в гостях, и вот здесь они любили шутить. Подружки прятались в разных словах и выдавали себя друг за друга. Кто не знал правила орфографии, тот не мог различить их, потому что под ударением они звучали совершенно одинаково. Но грамотные люди знали, что в корне после шипящих под ударением надо писать Ё , а не О, а написание слов крыжовник, капюшон, шорох, шов надо запомнить.

Задание.

1.Проговори правило о написании букв о, ё после шипящих в корне слова.

2.Вставь буквы в словах.

Ш..лк, ж…рдочка, ж…лтый, ж…лудь, приш…л, ш..рох, капюш…н, ч…лка, реш…тка, крыж…вник.

3.Проиллюстрируй сказку.

Карточка № 3.

Сказка о правописании – тся и – т ься в глаголах.

Пришло опять время отправиться в волшебную страну Грамматику и встретиться с её жителями.

В больших городах очень часто бывает так, что даже знакомые люди проходят мимо друг друга, а потому что в каждодневной уличной суматохе и кутерьме они не замечают друзей, а торопливо бегут по своим делам. Так совсем рядом жили два сказочных наших героя. Они были очень похожи внешне, и только самые внимательные жители сказочного городка могли разглядеть отличия. Оба наших героя звались глаголами. Первый - это Неопределённая форма. Вид у него всегда был необычный. Как правило, по внешнему виду можно многое узнать не только о самом человеке, но даже о погоде на этот день. Оделся человек тепло, натянул шапку до самых глаз, значит похолодало. А по виду этого человека ничего такого не узнаешь. Элементы его гардероба порой были не сочетаемы: тёплая шапка – ушанка и шорты или лёгкая майка и валенки. Одним словом – Неопределённая форма, - говорили давно знавшие его соседи. Его ближайшими друзьями, которые всегда сопровождали его, были вопросы Что сделать? Что делать? Если эти друзья появлялись где – то первыми, то все уже знали, что следующим появится Неопределённая форма. Даже знали, что если у Неопределённой формы присутствовал суффикс – ся, то в глаголе обязательно писался мягкий знак (- ться)

А вот другой глагол и выглядел иначе и вёл себя по - другому. В одежде предпочитал строгий стиль, поведение всегда отличалось тактичностью и деликатностью. Его спутниками были вопросы 3 – его лица (Что делает? Что сделает? Что делают? Что сделают?) в этом глаголе перед – ся мягкий знак никогда не пишется (-тся).

Вот так живут два глагола рядом, кажется похожими один на другого, а пишутся по – разному, ходят рядом, а не встречаются и не знают друг друга. Да, интересна жизнь в сказочном городе, а его жители ещё интереснее. Будьте внимательны, наблюдательны и увидите много увлекательного.

Задания.

1.Проговори правило о правописании –тся и – ться в глаголах.

2.Спишите, вставьте где нужно мягкий знак.

Взбират…ся, взбирает…ся, заботит..ся, поправляет…ся, смеят…ся, промчат…ся.

3. Проиллюстрируйте сказку.

Конечно же, прежде чем заготовить такую карточку, необходима большая предварительная работа и учителя, и ученика. Ученик не сможет создать сказку спонтанно, а тем более, лингвистическую, от него потребуется не только знания композиции, лексики обычной фольклорной сказки, но ещё и знание лингвистического материала, иначе ничего не получится. Вот в этом и сложность, но задача учителя помочь ему в этом.

Ведь ещё известный педагог писал: «Дорогой друг, молодой воспитатель, если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим от­тенкам мысли и чувств других людей, - воспитывайте, пробуж­дайте, одухотворяйте, вдохновляйте его ум красотой слова, мыс­ли, а красота; родного слова, его волшебная сила раскрывается, прежде всего, в сказке»

Список литературы.

1. Сказка на уроке русского языка: Методические рекомендации. – Благовещенск, 1984. – 11с.

2. Стрелкова, сказки. – М.: Педагогика, 1989. – 127с.

3. Сухомлинский, власть коллектива . – М.: Молодая гвардия, 1975. – 123с.

4. Тумина, – школа красноречия // Устная речь на уроках русского языка и литературы /методические рекомендации/. Часть 1. / Под ред. , . – М., 1990. – С. 82-91.

Урок русского языка в 5 классе на тему

«Правописание чередующихся гласных Е-И в корнях с чередованием»

Подготовила: Курсакова Людмила Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ п. Бытошь

Дятьковского района Брянской области.

Цели урока: 1.Познакомить учащихся с условиями выбора букв И и Е в корнях с чередованием.

  • Знать условия выбора букв И и Е в корнях с чередованием ;
  • Уметь распознавать слова с чередующимися гласными И - Е и применять правило их написания на практике.
Лингвистическая сказка о чередующихся гласных е -и Два брата Е-И получили в наследство корни. Но так как братья не были дружными, они не могли решить, где какому жить. Тогда они обратились к мудрому судье - суффиксу -А-. Суффикс -А- подумал и решил, что там, где он будет стоять позади корня, в корне станет жить братец -И-, а в остальных словах сможет жить братец -Е-. С тех пор так и повелось: в корнях с чередующимися гласными Е-И буква -И- пишется только тогда, когда после корня следует суффикс -А-: выбир ать- выберу растира ть - растер еть. О. Варакса Теоретический материал Сформулируйте правило, которому подчиняется написание корней с чередующимися гласными (е//и). В корнях с чередованием Е-И: -бир - бер-, тиp- тер,мир -мер-, -дир- -дер-, -пир- -пер-, стил- стел,жиг- жег- - буква И пишется, если после корня следует суффикс А, в противном случае пишется Е. Например: собирать - соберу, замирать - замер, замuрать замер,задирать – задираю, стирать - стереть, выжигать - выжег. Исключение:Сочетать,сочетание. Практикум. Устно объясните написание слов Выберу - выбираю, вычесть - вычитаю, замереть замираю, застелю -застилаю, обжечь - обжигаю, отпереть - отпираю, стереть - стираю, сдеру- сдираю, блестеть - блистать, соберу - собирать. Е или И Зап..раю, заст..лаю, выст..лю, забл..стеть, разд..ру, выт..реть, сж..гаю, проб..рается, заж..чь, выд..ру, ум..рают, поч..таю, уст..лаю, обж..гаю, проб..рались, разб..ру, доч..таю, обж..чь, зап..реть, изб..ру, уб..ру, подб..рались, зап..раю, зад..ру, наст..ленный, прот..раю, заб..ру. Проверь себя. Запираю, застилаю, выстелю, заблестеть, раздеру, вытереть, сжигаю, пробирается, зажечь, выдеру, умирают, почитаю, устилаю, обжигаю, пробирались, разберу, дочитаю, обжечь, запереть, изберу, уберу, подбирались, запираю, задеру, настеленный, протираю, заберу, заблестеть, убирались, настелю, наберу. Устно подберите к каждому данному глаголу однокоренные глаголы с указанными в скобках приставками.
  • Уб.. рать (со-, вы-, nере-, от-, раз-).
  • В ыт.. рать (на-, nод-, от-, рас-).
  • Зап.. рать (от-, nод-, на-).
  • Уст.. лать (за-, nод-, на-, вы-). Заж..гать (nри-, вы-,с-).
Распределите слова в два столбика: а) с гласной е в корне; б) с гласной и в корне. Уб..рать, уб..ру, выст..лать, выст..лю, сж..г, сж..гать, раст..раюсь, раст..реться, выб..ру, выб..рать, зам..реть, зам..рать, бл..стящий, бл..стать, выч..тать, выч..тание, выч..сть, подж..гать, разж.г, заб..рать, заб..ру, разж..гать, выж..г, оп..реться. Проверь себя. Убирать, выстилать, сжигать, растираюсь, выбирать, замирать, блистать, вычитать, вычитание, поджигать, забирать, разжигать Уберу, выстелю, сжег, растереться, выберу, замереть, блестящий, вычесть, разжег, заберу, выжег, опереться.

Устно объясните написание И –Е в данных словах Разб.. раться, нат.. рать, соб.. рать, изб.. ратель, раст.. рание, проб.. рёт, под т.. реть, соб.. рание, выж..гает, за м.. рать, разб.. рём, ст.. pеть, заж..гательный, соб.. ратель, за м.. рли, соб.. ру, выт.. рание, на т.. реть, зам.. рание, ум.. реть, раз ж.. гание, прот.. реть, нат.. рание, изб.. рательный. Найдите в предложениях слова с чередующимися гласными И-Е. 1. Сквозь волнистые туманы пробирается луна …(П.) 2. Ветерок ласково перебирает на ясенях листья. (В.Макси-мов.) 3. Вдали замирают крики охотников и лай собак... (Бун.) 4 . Еще шумел веселый день, толпами улица блистала. (Тютч.) 5 . Робкий солнца луч блестит в лужах дороги. (Л. Т.) 6 . Еще поворот и машина выберется на хорошую дорогу. Подведём итог. Что узнали о правописании гласных И-Е в корнях с чередованием? ПИР А - ПЕР ДИР А - ДЕР ТИР А - ТЕР МИР А - МЕР БЛИСТ А - БЛЕСТ СТИЛ A- СТЕЛ ЖИГ А - ЖЕГ ЧИТ А - ЧЕТ В корнях с чередованием И –Е пишется буква и, если после корня стоит суффикс -А. Буква И пишется, если после корня нет суффикса -А. Домашнее задание Параграф 112 . Выполнить упражнение 654.

"Лингвистическая сказка" (тексты учеников 5 класса)
Приём создания "Лингвистической сказки" используется многими учителями-словесниками. Я предлагаю познакомиться с текстами моих учеников, их можно использовать и в начальной школе ("Правило переноса" и "Употребление строчной и прописной букв"), а также в 5 классе при работе с орфограммами "О-Ё после шипящих в корне", "Чередование гласных в корнях ГОР-ГАР". А можно показать образец текста сказки при изучении другой орфограммы: пускай дети творят!

Лингвистическая сказка

Две сестренки

Жили-были две сестрёнки Орфоэпия и Орфография. Они очень дружили и помогали всем. У этих сестрёнок был друг Слово, он учился с ними в одном классе. И у него была и речь неправильная, и писал он плохо. А у девчонок - всё отлично. И решили они ему помочь. Орфоэпия его учила правильно произносить, а Орфография учила его правильно писать. И вскоре этот друг снова стал отличником. И он вместе с девочками всегда гулял. Они втроём стали самыми лучшими друзьями.
Ермолаева Ульяна, 5 класс.

Страна Правописания

Путешествие первое. Город Перенос.

Как-то раз сказала мама Лингвистика Орфографии:
- Доченька, в стране Правописаний творится беспредел. Съезди туда и наведи порядок со словами. Но помни, что улицы у них маленькие, их семьи не хотят жить раздельно, и много слов пропадает за красными границами полей.
- Хорошо, мама, я тебя не подведу!
Долго –ли, коротко-ли … Приехала она в город Перенос. Собрала все слова и стала их обучать. Как правильно поселяться на улице-строчке. Если на улице места не хватило, можно занять часть свободной соседней, но размещаться нужно по слогам. После приезда Орфографии в эту страну больше никто не страдал: не пропадал и не искривлялся. Потому что в городе появилось правило: «Переноси слово по слогам!»
Червякова Мария, 5 класс.

Путешествие второе

У Прописных и Строчных в гостях


Вернулась Орфография, а мама Лингвистика с новой просьбой:
- В одном городе в нашей стране появилась серьезная проблема: два сословия жителей спорят. Строчные хотят быть заглавными, прописные утверждают, что строчным живется вольготно.
И снова долго-ли, коротко-ли добралась она до этого Города. За оградой города она увидела всё разрушенным и сломанным, строчные во всю вытягиваются и пытаются становиться заглавными. А прописные кричат и возмущаются. Орфография попросила стражников их утихомирить.
- Прописные и строчные жители, наша учёная, королева Лингвистика, дает всем вам по силам: прописные возглавляют предложение и украшают начало имен собственных (имена людей, клички животных, географические названия, названия учреждений, книг) – это очень ответственная работа. А трудолюбивые строчные будут писаться в начале нарицательных имен и из них буде состоять всё слово.
Все сословия подписали договор, и Орфография вернулась к маме.
Червякова Мария, 5 класс.

Гостинец для О и Ё

Да непросто всё в орфографии. Жили по соседству буквы ё и о. Вот в один прекрасный день они встретились, подружились так, что стали лучшими друзьями и даже «о» переехала жить к букве «ё». Как-то раз к буквам пришёл в гости ежонок и принёс гостинцы от Орфографии. В одной корзине были жёлуди, а в другой был крыжовник.
Буквы «ё» и «о» проводили гостя и хотели полакомиться гостинцами, но не знали, кому взять какой подарок. Они сидели целый вечер, думая кому чего взять. Наутро они написали письмо Орфографии: «Дорогая Орфография мы очень тебе благодарны за твои гостинцы, но не могла ли ты нам помочь? Мы не знаем, кому какой выбрать гостинец?» Как только Орфография прочитала письмо, она побежала помогать своим друзьям. Когда она была уже у них, она стала объяснять «Правописание о и ё после шипящих». Буква «ё» после шипящих пишется там, где в проверочном слове вместо проверяемой гласной стоит буква «е», в других же случаях – «о», например, жёлудь – нет желудей, значит, в слове жёлуди пишется буква «ё», а крыжовник – буква « о».
Буквы ещё раз поблагодарили Орфографию и проводили. А вскоре рассказали своим друзьям, и этот рассказ дошёл до наших времён. И учителя смотрят, чтобы ученики не отдали букве «ё» крыжовник, а букву «о» не накормили желудями. Это очень важно.
Казанцева Ольга, 5 класс

Погорелый бифштекс

Одним днём друзья Орфографии и Орфоэпии – корни Гар и Гор, как другие корни, приставки, суффиксы и окончания проголодались. И решили сходить поужинать в ресторан. Когда они пришли в ресторан, к ним подошёл официант.
-Добро пожаловать в наш ресторан, у нас готовят самые лучшие повара мира, - сказал официант и раздал меню.
Подождите для начала познакомимся, – это корень Гор, а я корень Гар.
Очень приятно, - сказал официант
Гор и Гар посмотрели меню, Гор говорит:
-Мне пожалуйста подгорелый бифштекс!
-А мне свинушку с небольшим загаром, - попросил Гар.
-Извините, но свинушка с небольшим загаром закончилась, закажите тоже подгорелый бифштекс, - предложил официант.
-Я не могу есть подгорелое, если я это съем, то будет ошибка. Так что извините, мы пойдём домой, до свидания.
Когда Гар и Гор были дома у них в холодильнике лежали продукты или с корнем Гар или с корнем Гор. Они наелись и легли спать. А ты пиши слова правильно, не путай чередование гласных и согласных в корнях, а в словах, где в корне чередования –Гар- или –Гор-, то проверяй ударением, если ударение упало на ту букву, которую ты проверяешь, то уверяю тебя, там стоит буква а, если же на другую, то буква о.
Будь внимателен, не ошибись, а то тебя будут обзывать не грамотным как того бедного официанта, который этого не знал.
Казанцева Ольга, 5 класс.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!