Сказка про корни чередованием и е. Лингвистические сказки.docx - Лингвистическая сказка

Лингвистические сказки
Сказка про Буквы и Звуки
В сказочной стране Русский язык есть городок под названием Алфавит. В
этом городке всего 33 домика, в котором живут звуки. Каждый домик имеет
свою особенную архитектуру. Называют домики буквами.
Ранним утром из домиков раздаются разные звуки: «А­А­А! О­О­О! И­И­И!
Ы­Ы­Ы! У­У­У! Э­Э­Э!». Это проснулись гласные звуки и начали петь,
гласные звуки очень любят петь, у них красивые голоса. Дружно живут
гласные звуки, их ровно 6. Любят гласные звуки петь дуэтом со звуком Й и
получается у них: «ЙА! ЙО! ЙЭ! ЙУ!».
Из других домиков слышится шипение: «Ш­Ш­Ш. Ж­Ж­Ж. Щ­Щ­Щ. Ч­Ч­
Ч». В этих домиках живут согласные звуки, их называют шипящие звуки. Из
других домиков раздаются тихие отрывистые звуки, похожие на глухой стук:
«П.Т. К. С. Ф. Ж.», эти звуки называют глухими согласными. А напротив
глухих согласных живут их друзья, звонкие согласные, голоса которых можно
услышать издалека: «Б. Д. Г. З. В. Ш.». Эти согласные неразлучные друзья,
очень похожи друг на друга, из­за этого их называют ещё парными. Согласных
звуков намного больше, чем гласных, поэтому и домиков у них больше ­ 21! В
остальных домиках поселились только глухие звуки: [Х, Ц, Ч, Щ], всего их 4,
и только звонкие согласные звуки:[Л, М, Р, Н, Й], всего их 5. А на окраине
этого городка, вдали от всех, стоят ещё два домика. Да только никогда звуки
из этих домиков не раздаются!!! Поэтому прозвали эти домики­буквы
мёртвыми. А называются буквы твёрдый (Ъ) и мягкий знак (Ь).

Почему буква Я в алфавите последняя стоит
Жила ­ была буква Я. Буква Я была зазнайкой и хвастунишкой. Всё время
себя нахваливала: «Я самая умная! Я самая красивая! Я самая сильная! Я
самая хорошая!». «Без меня вам не прожить!», ­ говорила буква Я остальным
буквам. Рассердились буквы алфавита на букву Я и отправили её в самый
конец алфавита. Пусть там будет. Оттуда не будет слышно её хвастовства. С
тех пор буква Я в алфавите самая последняя стоит.
Сказка о твёрдом и мягком знаке
Давно это было. В сказочной стране Русский язык в городе Алфавит жили­
были два брата. Два родных брата, а характер у них разный. У одного ­
покладистый, мягкий, поэтому и назвали его Мягкий знак, а у другого
напористый, твёрдый, его назвали Твёрдый знак.
Однажды загоревал Мягкий знак и говорит Твёрдому знаку:
­ Горько мне, что нас называют мёртвыми буквами, и зачем мы живём на этом
белом свете?».
­ Пойдём к царице нашей Орфографии и узнаем своё предназначение, ­
предложил ему Твёрдый знак.
Отправились братья в дорогу. Долго ли шли, коротко ли, но пришли к
царице Орфографии. Царица им и отвечает: «Вас называют мёртвыми
буквами, потому что вы не обозначаете звуков. Но наделю вас силой
волшебной. Отныне ты, Мягкий знак, будешь обозначать мягкость согласных
букв в конце слова - боль, соль - и сможешь изменять значение слова! Ты
сможешь угол превратить в уголь! Ты будешь обозначать мягкость согласных
звуков и стоять перед твёрдыми согласными в середине слова: просьба,
письмо. А следующее ваше предназначение будет главным! Наделю вас силой
разделительной, и будете вы, как пограничники, разделять гласные буквы от
согласных. Ты, Мягкий знак, будешь разделять гласные И, Ю, Я, Ё, Е от
согласных в середине корня и на конце корня перед окончанием: вЬюга,

листЬя, муравЬи, белЬё, варенЬе. Ну а ты,Твёрдый знак, встанешь после
приставки, которые заканчиваются на согласную букву, перед гласными Я, Ё,
Е, Ю: подЪехал, предЪюбилейный, обЪявление, сЪёмка. Выдала
Орфография братьям удостоверения и Указ издала, чтобы отныне не
ссорились между собой гласные и согласные буквы да не вносили в слова
путаницу и раздор, а подчинялись Мягкому и Твёрдому знаку.
ОБ­ ОТ­ РАЗ­ В­
С­ ПОД­ НАД­
СОГЛАСНЫЕ
Ъ
Я Ю Е Ё
Ь
Я Ю Е Ё И
сЪёмка
подЪезд
обЪявление
предЪюбилейны
й
вьюга белЬё
семЬя
муравЬи
варенЬе
Во избежание беды великой строго­настрого Орфография запретила Мягкому
знаку вставать в сочетания букв РЩ, ЩН, НЩ, ЧК, ЧН, НЧ, ЧТ.
А на память дала ему древнее писание, которое испокон веков было.
СОЧЕТАНИЯ БУКВ
РЩ, ЩН, НЩ, ЧК, ЧН, НЧ, ЧТ
пиши без Ь!!!
БОРЩ РУЧКА ОДУВАНЧИК

ЧТЕНИЕ ХИЩНИК

Сказка о частях слова
Жили­были части слова: Приставка, Корень, Суффикс и Окончание.
Дружно жили, друг к другу в гости ходили. Каждая часть слова жила в своём
доме. Угадай, кто в каком домике живёт?
Однажды собрались Приставки, Суффиксы и Окончания вместе, а Корень
не пригласили, и заскучали.
– Почему мы так скучно живём? – сказала Приставка.
– Потому, что без интересного и полезного дела жить скучно, – ответил
Суффикс.
– Тогда давайте вокруг наших домов разведём красивый и богатый сад слов!–
предложило Окончание.
Части слова с радостью принялись за дело, но у них ничего не получилось,
никак не росли деревья со словами. Взялись за дело приставка По­, суффикс­
К­ и окончание ­И, но ничего у них не вышло, нет дерева с таким названием
ПО + К + И. Расстроились части слова и обратились за помощью к
Волшебнику, которого зовут Русский язык. Они его спросили:
­ Уважаемый Русский язык, почему в нашем саду не растут деревья слов?
­ Без корня дерево слов не вырастит. Без корня слов не бывает. Корень – это
главная часть слова, в которой заключено значение всего слова, ­ ответил им
Русский язык.
Поняли свою ошибку части слова и побежали к Корню. Он подарил им
корень ­ЦВЕТ­ . Посадили они его, и выросло дерево однокоренных слов да
большое­пребольшое, красивое, много­много на нём было листочков­слов. Все
слова на этом дереве они назвали однокоренными, потому что выросли все из
одного корня. Обрадовались части слова и впредь решили дружить с корнем.
Приставка всегда стояла перед корнем, а суффикс после корня, и вместе они

выращивали новые деревья. Окончание же придавало словам особую форму.
Вскоре всем на загляденье дома частей слов окружал большой красивый сад.
Сказка об однокоренных словах
Жили­были слова с корнем ГОР - горы, горец, горный.
Дружно жили, да и как иначе, ведь они были одной семьёй. У них был один
корень, одни истоки, похожи они были друг на друга, были близкими по
значению. Поэтому эту семью называли ­ однокоренные слова. Однажды в их
горную местность из далёкой стороны пришло слово Горе. И сказало Горе: «Я
ваша дальняя родственница, у нас с вами один корень ­ГОР­ , примите меня в
свою семью». Приняли её в свою семью слова, относились к Горю с
уважением, во всём её слушали. С тех пор начались в семье ссоры да раздоры.
За какое бы дело ни брались однокоренные слова - ничего у них не
получалось.
Задумались слова и поняли, что мир покинул их семью, когда Горе
поселилось вместе с ними. Поняли слова, что Горе не их родственница, хоть
корень у них одинаковый, да характер у них другой, значение разное. Ничего
общего у них не было. Выгнали однокоренные слова Горе и снова зажили
дружно и счастливо.

Сказка о суффиксе­богатыре, суффиксах­трудягах и суффиксах­
малютках
В сказочной стране Русский язык в городе Состав слова жили­были
суффиксы. Все остальные части слова уважали суффиксы за их талант и
трудолюбие. Они всё время образовывали новые слова. Встанут после корня и
получится новое слово. У каждого суффикса есть своё значение. Суффикс
­ИЩ­ части слова называли богатырём, так как силищей обладал он
неимоверной. Все маленькие предметы превращал в большие. С ним все слова
чувствовали себя сильными и большими. Дом превращался в домИЩе, рука в
ручИЩу, глаза в глазИЩе, хвост в хвостИЩе. Суффиксы ­ТЕЛЬ­, ­ИСТ­,
­ЧИК­, ­ЩИК­ называли трудягами. Встанут суффиксы­трудяги после
корня и получаются слова со значением труда. На гитаре начинает играть
гитарист, в футбол играть футболист, на тракторе работает тракторист, груз
грузит грузчик, а на барабане барабанит барабанщик, детей учит учитель,
романы пишет писатель.
Однажды суффиксы ­ЧИК­ И ­ЩИК­ поссорились. Решил ­ЧИК­ слово
грузчик образовать, а ­ЩИК­ ему перечет: «Нет, здесь я буду стоять! Будет
слово писаться грузщик!». Крепко поссорились братья, дело до драки дошло.
Хорошо вовремя вмешалась в их ссору царица той страны Орфография, она­
то их и рассудила. Она сказала: «По законам нашим древним ты, ­ЧИК­,
должен стоять после букв Д­Т, З­С и Ж. А ты, ­ЩИК­, ­ во всех остальных
случаях!». Помирились братья и с тех пор живут дружно и не ссорятся, свято
соблюдают законы Орфографии.
В городе Состав слов много суффиксов живут. Но особой любовью
пользуются суффиксы­малютки. Все их любят за их характер ласковый и
называют их уменьшительно­ласкательные. Они все слова делают добрыми,
маленькими и ласковыми: дом - домик, глаза - глазки, лес - лесок, серый
- серенький, дочка - доченька, слон - слонёнок, звезда - звёздочка.
Сказка о приставках ПРЕ­ и ПРИ­
Жили­были приставки ПРЕ­ и ПРИ­. Вставали они всегда перед корнем,
поэтому их и назвали приставками. Приставка ПРЕ­ всегда всем восхищалась
«Прекрасно! Прелестно!» или возмущалась «Прескверный!» и придавало
слову высшую степень качества и действия. Она всё либо ПРЕуменьшала,
либо все ПРЕувеличивала. Все слова с ней становились очень красивыми,
очень добрыми и очень важными, в общем очень­очень! Добрый становился с
приставкой ПРЕ­ предобрым, то есть очень добрым, успешный - преуспевал
во всём, то есть достигал особого успеха в чём­нибудь! Приставка ПРЕ­
дружит с приставкой ПЕРЕ­ и часто заменяет её.

ПЕРЕступить - ПРЕступить. ПЕРЕгородить - ПРЕграждать.
А приставка ПРИ­ всё время что­то присоединяла (пришить, приклеить)
приближала (прибежать, прилететь) да прибавляла (придать). А ещё
приставка ПРИ­ указывала дорогу путникам и указывала на близость
расположения объектов. Если что­то находилось рядом с озером, его она
называла приозёрный, рядом с городом - пригородный, находится что­то
рядом со школой, значит, ­ пришкольный, а у дороги - придорожный.
Всегда приставка ПРИ­ старалась все дела доводить до конца. Она думает­
думает да придумает, строит­строит да пристроит. Но бывало что приставка
ПРИ­ и не в полной мере выполняла какие­нибудь действия. Не сядет, а чуть­
чуть присядет, не откроет окно, а чуть ­ чуть приоткроет.
А в некоторых словах приставки ПРЕ­ И ПРИ­ просто срослись с КОРНЕМ и
их перестали выделять как приставки, а воспринимают как единое целое,
запомните их:
ПРИ ­ природа, притязание, присяга, приспешник, привидение,
пригодный;
ПРЕ ­ прелестный, претить, претерпевать, преткновение, презирать,
прельщать, пренебрегать.
Так приставки и до сих пор живут в Русском языке и хорошо выполняют
свою работу - образовывают новые слова.
Сказка про соединительные гласные Е, О и сложные слова
Жил­был один Мастер, который любил создавать разные невиданные и
диковинные машины. Однажды он создал машину, которая сама летает, сама
варит, везде ходит. А как назвать свои изобретения не знал. Пошёл Мастер к
волшебнику Русскому языку - помощи просить. Посмотрел Русский язык на
эти чудо­машины и сказал: «Хорошо, я тебе помогу». И призвал Русский язык
корень слова ­САМ­, ­ЛЁТ­, ­ВАР­, ­ХОД­ да гласные О и Е. Повелел Русский
язык частям слова образовать новые слова, которые бы стали названиями для
машин Мастера. Гласные О и Е сразу принялись за работу. Соединила гласная
О корень ­САМ­ с корнем ­ЛЁТ­ и получилось слово - САМоЛЁТ, этим
словом назвали машину, которая сама летает. А словом САМоВАР назвали
предмет, который сам варит. А гласная Е соединила слово ВЕЗДЕ и корень
­ХОД­ и получилось слово ВЕЗДеХОД.

Обрадовался Мастер, поблагодарил Русский язык и отправился к себе в
мастерскую другие машины изобретать.
А гласным О и Е так понравилось новые слова придумывать, что они
продолжили соединять корни. Много слов они придумали, так появились в
русском языке слова земледелие, снегопад, птицеферма, путешествие,
вертолёт, скалолаз и многие другие.
Однажды заспорили гласные О и Е, между каких корней какой гласной
вставать. Пришла царица Орфография и рассудила их спор. Она сказала:
«Ты, гласная О, будешь стоять после твёрдых согласных. А ты, гласная Е,
будешь стоять после буквы Ц и мягких согласных». А ещё присвоила
Орфография гласным О и Е звание ­ соединительные, а слова, которые
создавали соединительные гласные, назвала сложными.
Почему «ЖИ» и «ШИ» пишутся с буквой И, а «ЧА» и «ЩА» с буквой А и
буквой У
Когда­то давным­давно шипящие буквы Ж, Ш были только мягкими
согласными и дружбу водили с такой же красивой и нежной гласной И, а
букву Ы на дух не переносили. Она всегда дружила только с твёрдыми
согласными. Но шло время и звуки Ж и Ш изменились, отвердели, стали
твёрдыми согласными, но дружбу не предали. Всем сказали: «ЖИ и ШИ
пишите с буквой И! ЖИвот. МаШИна». Так они и по сей день всегда пишутся
с буквой И. А навязчивую букву Ы не пускают, как бы она ни просилась!
А вот мягкие согласные Ч, Щ сразу подружились с гласной А и У. Между
ними сразу вспыхнули нежные ЧУвства! Буквы Ч и Щ ЧАсто с ними
прогуливались в ЧАще, в реке ловили ЩУку. Гласные Ю и Я уговаривали их
дружить с ними, говорили что будут подчёркивать их мягкость, нежность и
красоту! При виде шипящих согласных Я и Ю начинали петь: «Ах, какие же
они прекрасные эти мягкие щипящие!». Но никакие их признания в любви,
обещания, уговоры и даже угрозы не разлучили буквы ЧА и ЩА, ЧУ и ЩУ.
Вот уж правду говорят ­ настояЩАя дружба в огне не горит и в воде не
тонет!

Как Незнайка русский язык учил
Однажды Незнайка решил грамотным стать. Надоело ему, что его все
называют незнайкой. Всем решил доказать, что не так уж и сложно грамотно
писать. Подумаешь! Незнайка к тому же был ещё и большим зазнайкой!
Принялся Незнайка русский язык изучать.
Но скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Начал писать слова с
корнями ГОР­ГАР, КОС­КАС, ЗОР­ЗАР, ЛАГ­ЛОЖ, КЛАН­КЛОН. Ой,
кругом голова пошла! Никак не может разобраться Незнайка, когда в этих
корнях писать букву А, а когда О!?
В поиске ответа на этот вопрос решил Незнайка отправиться к царице
Орфографии, которая правописанием слов управляла. Долго ли шёл, коротко
ли, да пришёл Незнайка к царице Орфографии и просит её:
­ Уважаемая Орфография, научи, как правильно писать гласные А и О в
корнях с чередованием!»

­ Ах, эти корни­близнецы, озорники ужасные! Всё время людей путают! Но
беде твоей помогу, ­ отвечает ему Орфография.
И поведала царица Незнайке тайну, как различать написание корней ГОР­
ГАР, КОС­КАС, ЗОР­ЗАР, ЛАГ­ЛОЖ, КЛАН­КЛОН. Она сказала ему:
«Корень КАС очень дружит с суффиксом ­А­, увидишь после корня КАС
суффикс ­А­, то всегда и в корне пиши букву А, а если этого суффикса нет,
то тогда в корне пиши букву О. Например, прикасаться, но прикоснуться! В
корне ГАР гласная А пишется всегда под ударением, а гласная О всегда без
ударения. Запомни: загар, но загореть!
Секрет написания остальных корней­близнецов узнаешь из древнего
писания. И дала Орфография Незнайке писание древнее и сказала: «Это
писание волшебной силой обладает! Береги его как зеницу ока. Выучи всё, что
там написано и станешь самым грамотным человеком на Земле!»
Корни
Правило
Примеры
клан ­ клон
Под ударением пишется А, без
ударения О
Кланяться­
преклоняться
лаг ­ лож
Перед буквой Г пиши А, перед
буквой Ж пиши О
зар ­ зор
Без ударения А, под ударением О Заря ­ зорька
скак ­ скоч
Перед буквой К пишется – А,
перед буквой Ч пиши О
Скакать ­ вскочить
плав ­ плов
Буква О пишется только в
словах:
пловец, пловчиха
мак ­ мок
­Мак­ пишется в словах со
Макать ­ промокает
значением «опускать что­нибудь в
жидкость», а ­мок­ ­ «пропускать
жидкость»
чет ­ чит
В корне пишется И, если после Счесть ­ считать

бер ­ бир
корня слова стоит суффикс ­а­.
Соберу ­ собирать
пер ­ пир
дер ­ дир
мер ­мир
блест ­ блист
стел ­ стил
жег ­ жиг
«Если после корня А, ­
в корне И пиши всегда,
Вот пример, запоминай:
«Ноги вытер? Вытирай!»
Запереть ­ запирать
Раздеру ­ раздирать
Замереть ­ замирать
Блестеть ­ блистать
Стелить ­ застилать
Сжечь ­ сжигать
Используемые ресурсы
1. Справочник по русскому языку «Грамматика в таблицах и вопросах» П.М.
Баев, Издательство «Просвещение» Ленинградское отделение, Ленинград
1968
2. Бесплатные изображения https://pixabay.com/ru/
3. Бесплатные изображения FotoHomka.ru
4. http­www­aleks­zschool­narod­ru­images­p56­neznayka­jpg.

Бытует мнение, что все дети талантливы, но только каждый талантлив по – своему. Важно рассмотреть индивидуальные особенности ребёнка и постараться развить их. Очень хорошую роль могут сыграть лингвистические сказки. Они могут помочь детям в освоении сложных учебных понятий, осознании терминов, если эти сказки написаны самими детьми. Это проба пера – в творчестве литературно – художественном и учебно – методическом одновременно. Попытка приблизить к себе и другим сложный учебный материал, перевести его на язык детства, понятный каждому, выдержать жанровые особенности сказочного повествования, балансируя между научными данными и вымыслом автора.

Стоит сказать, что далеко не всем детям удаётся этот вид работы, но даже если в классе один человек, способный на такое творчество, мы не должны обделять его вниманием. Работая в 5 – 6 классах понимаешь, что возраст детей требует от нас педагогов разнообразных форм и методов работы и именно сказки в этом могут помочь (жанр сказки очень интересен для ребят этого возраста).

Конечно, представленные сказки уже литературно обработаны учителем или написаны с помощью родителей. Первоначально они выглядели немного иначе (неправильное построение предложений, орфографические ошибки), но задача учителя помочь ребёнку написать так, чтобы это было не только интересно, но и грамотно. Рамки самого проекта определяют необходимость построения деловых, партнёрских отношений между учителем и учеником. Это является специальной задачей становления личности ребёнка.

В методической литературе описывается несколько приёмов использования лингвистической сказки на уроках русского языка. В своей практике остановилась на одном - использование сказки как дидактического материала.

Детские дидактические материалы особенно ценны для понимания педагогом того, как следует организовать каждый последующий шаг образования ученика с целью его развития. Если при этом детские продукты учебной деятельности используются постоянно в практике учителя (на уроках, для одноклассников, для ребят других классов), то это очень повышает учебную мотивацию учащихся, позволяет им быть признанными. Практикуя внимательное отношение к детским работам, можно сохранить доверие учеников к учителям.

Сказки учащихся можно оформить в виде карточек по русскому языку и добавить к ним грамматические задания. Такой дидактический материал с успехом можно использовать в индивидуальной работе на уроках и для домашнего задания.

Карточка № 1

Сказка о корнях – раст – и – рос -.

Жили – были два брата корни -раст- и –рос. Они жили в одном домике, жили дружно, никогда не ссорились и всю работу делили пополам. Рядом с ними по соседству проживали приставки, суффиксы и окончания. Все они дружили и любили ходить в гости друг к другу, пить чай и вести разные беседы. И вот однажды на такую беседу совершенно случайно, совсем из другой далёкой страны попал незнакомец – Вопросительный знак. За чаем он всегда задавал вопросы, ему всё время было что – то непонятно. И он постоянно путал братьев –раст - и –рос. Братьям надоело это и они решили объяснить ему всё раз и навсегда. Они вышли из – за стола, выпрямились во весь рост и – раст – произнёс такую речь:

- Посмотри на нас внимательно и запомни. Мой брат – рос - короче меня, а я длиннее на целую букву а , потому что у меня есть сочетание букв – ст -, а иногда _ст- чередуется с –щ - (ст//щ ). Запомни это. Безударная гласная а пишется перед ст, щ, это моя гласная. Безударная гласная о пишется в корне –рос -, это гласная моего брата.

- Хорошо, это я понял, - сказал вопросительный знак – значит все слова, в которых встречаются корни – раст – и –рос-, подчиняются этому правилу.

- совершенно верно – воскликнули корни. – Все они наши друзья, но есть такие, которые не хотят с нами дружить и не подчиняются нашему правилу, это слова росток, отрасль . Написание этих слов надо запомнить.

-Как это интересно, - сказал Вопросительный знак.- Я запомню и больше не буду вас путать.

- Вот и прекрасно! – закричали все и стали продолжать пить чай.

Задание.

1.Проговори правило на правописание корней – раст-, - рос.

2.Вставь буквы в словах:

Р…стение, р…сток, отр…сль выр…щенный, выр…сла, р..сточек, р…сла, возр…стной, ср..стись, зар…сли.

3. Объясни почему в слове доморощенный пишется буква о?

4.Проиллюстрируй сказку.

Карточка № 2.

Сказка о буквах О – Ё в корне после шипящих.

В стране Грамматике, в городе Морфемике в домах по соседству жили две подружки гласные О и Ё. Внешне они были совсем разными. О всегда была весёлая, любила хохотать, вся она такая пухленькая, что когда бежала по дорожке, казалось, что катится мячик. Ё была задумчивая, молчаливая, любила стоять возле зеркала и заплетать свою косичку. Друг с другом они были в хороших отношениях, им часто приходилось бывать в гостях, и вот здесь они любили шутить. Подружки прятались в разных словах и выдавали себя друг за друга. Кто не знал правила орфографии, тот не мог различить их, потому что под ударением они звучали совершенно одинаково. Но грамотные люди знали, что в корне после шипящих под ударением надо писать Ё , а не О, а написание слов крыжовник, капюшон, шорох, шов надо запомнить.

Задание.

1.Проговори правило о написании букв о, ё после шипящих в корне слова.

2.Вставь буквы в словах.

Ш..лк, ж…рдочка, ж…лтый, ж…лудь, приш…л, ш..рох, капюш…н, ч…лка, реш…тка, крыж…вник.

3.Проиллюстрируй сказку.

Карточка № 3.

Сказка о правописании – тся и – т ься в глаголах.

Пришло опять время отправиться в волшебную страну Грамматику и встретиться с её жителями.

В больших городах очень часто бывает так, что даже знакомые люди проходят мимо друг друга, а потому что в каждодневной уличной суматохе и кутерьме они не замечают друзей, а торопливо бегут по своим делам. Так совсем рядом жили два сказочных наших героя. Они были очень похожи внешне, и только самые внимательные жители сказочного городка могли разглядеть отличия. Оба наших героя звались глаголами. Первый - это Неопределённая форма. Вид у него всегда был необычный. Как правило, по внешнему виду можно многое узнать не только о самом человеке, но даже о погоде на этот день. Оделся человек тепло, натянул шапку до самых глаз, значит похолодало. А по виду этого человека ничего такого не узнаешь. Элементы его гардероба порой были не сочетаемы: тёплая шапка – ушанка и шорты или лёгкая майка и валенки. Одним словом – Неопределённая форма, - говорили давно знавшие его соседи. Его ближайшими друзьями, которые всегда сопровождали его, были вопросы Что сделать? Что делать? Если эти друзья появлялись где – то первыми, то все уже знали, что следующим появится Неопределённая форма. Даже знали, что если у Неопределённой формы присутствовал суффикс – ся, то в глаголе обязательно писался мягкий знак (- ться)

А вот другой глагол и выглядел иначе и вёл себя по - другому. В одежде предпочитал строгий стиль, поведение всегда отличалось тактичностью и деликатностью. Его спутниками были вопросы 3 – его лица (Что делает? Что сделает? Что делают? Что сделают?) в этом глаголе перед – ся мягкий знак никогда не пишется (-тся).

Вот так живут два глагола рядом, кажется похожими один на другого, а пишутся по – разному, ходят рядом, а не встречаются и не знают друг друга. Да, интересна жизнь в сказочном городе, а его жители ещё интереснее. Будьте внимательны, наблюдательны и увидите много увлекательного.

Задания.

1.Проговори правило о правописании –тся и – ться в глаголах.

2.Спишите, вставьте где нужно мягкий знак.

Взбират…ся, взбирает…ся, заботит..ся, поправляет…ся, смеят…ся, промчат…ся.

3. Проиллюстрируйте сказку.

Конечно же, прежде чем заготовить такую карточку, необходима большая предварительная работа и учителя, и ученика. Ученик не сможет создать сказку спонтанно, а тем более, лингвистическую, от него потребуется не только знания композиции, лексики обычной фольклорной сказки, но ещё и знание лингвистического материала, иначе ничего не получится. Вот в этом и сложность, но задача учителя помочь ему в этом.

Ведь ещё известный педагог писал: «Дорогой друг, молодой воспитатель, если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим от­тенкам мысли и чувств других людей, - воспитывайте, пробуж­дайте, одухотворяйте, вдохновляйте его ум красотой слова, мыс­ли, а красота; родного слова, его волшебная сила раскрывается, прежде всего, в сказке»

Список литературы.

1. Сказка на уроке русского языка: Методические рекомендации. – Благовещенск, 1984. – 11с.

2. Стрелкова, сказки. – М.: Педагогика, 1989. – 127с.

3. Сухомлинский, власть коллектива . – М.: Молодая гвардия, 1975. – 123с.

4. Тумина, – школа красноречия // Устная речь на уроках русского языка и литературы /методические рекомендации/. Часть 1. / Под ред. , . – М., 1990. – С. 82-91.

Урок русского языка в 5 классе на тему

«Правописание чередующихся гласных Е-И в корнях с чередованием»

Подготовила: Курсакова Людмила Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ п. Бытошь

Дятьковского района Брянской области.

Цели урока: 1.Познакомить учащихся с условиями выбора букв И и Е в корнях с чередованием.

  • Знать условия выбора букв И и Е в корнях с чередованием ;
  • Уметь распознавать слова с чередующимися гласными И - Е и применять правило их написания на практике.
Лингвистическая сказка о чередующихся гласных е -и Два брата Е-И получили в наследство корни. Но так как братья не были дружными, они не могли решить, где какому жить. Тогда они обратились к мудрому судье - суффиксу -А-. Суффикс -А- подумал и решил, что там, где он будет стоять позади корня, в корне станет жить братец -И-, а в остальных словах сможет жить братец -Е-. С тех пор так и повелось: в корнях с чередующимися гласными Е-И буква -И- пишется только тогда, когда после корня следует суффикс -А-: выбир ать- выберу растира ть - растер еть. О. Варакса Теоретический материал Сформулируйте правило, которому подчиняется написание корней с чередующимися гласными (е//и). В корнях с чередованием Е-И: -бир - бер-, тиp- тер,мир -мер-, -дир- -дер-, -пир- -пер-, стил- стел,жиг- жег- - буква И пишется, если после корня следует суффикс А, в противном случае пишется Е. Например: собирать - соберу, замирать - замер, замuрать замер,задирать – задираю, стирать - стереть, выжигать - выжег. Исключение:Сочетать,сочетание. Практикум. Устно объясните написание слов Выберу - выбираю, вычесть - вычитаю, замереть замираю, застелю -застилаю, обжечь - обжигаю, отпереть - отпираю, стереть - стираю, сдеру- сдираю, блестеть - блистать, соберу - собирать. Е или И Зап..раю, заст..лаю, выст..лю, забл..стеть, разд..ру, выт..реть, сж..гаю, проб..рается, заж..чь, выд..ру, ум..рают, поч..таю, уст..лаю, обж..гаю, проб..рались, разб..ру, доч..таю, обж..чь, зап..реть, изб..ру, уб..ру, подб..рались, зап..раю, зад..ру, наст..ленный, прот..раю, заб..ру. Проверь себя. Запираю, застилаю, выстелю, заблестеть, раздеру, вытереть, сжигаю, пробирается, зажечь, выдеру, умирают, почитаю, устилаю, обжигаю, пробирались, разберу, дочитаю, обжечь, запереть, изберу, уберу, подбирались, запираю, задеру, настеленный, протираю, заберу, заблестеть, убирались, настелю, наберу. Устно подберите к каждому данному глаголу однокоренные глаголы с указанными в скобках приставками.
  • Уб.. рать (со-, вы-, nере-, от-, раз-).
  • В ыт.. рать (на-, nод-, от-, рас-).
  • Зап.. рать (от-, nод-, на-).
  • Уст.. лать (за-, nод-, на-, вы-). Заж..гать (nри-, вы-,с-).
Распределите слова в два столбика: а) с гласной е в корне; б) с гласной и в корне. Уб..рать, уб..ру, выст..лать, выст..лю, сж..г, сж..гать, раст..раюсь, раст..реться, выб..ру, выб..рать, зам..реть, зам..рать, бл..стящий, бл..стать, выч..тать, выч..тание, выч..сть, подж..гать, разж.г, заб..рать, заб..ру, разж..гать, выж..г, оп..реться. Проверь себя. Убирать, выстилать, сжигать, растираюсь, выбирать, замирать, блистать, вычитать, вычитание, поджигать, забирать, разжигать Уберу, выстелю, сжег, растереться, выберу, замереть, блестящий, вычесть, разжег, заберу, выжег, опереться.

Устно объясните написание И –Е в данных словах Разб.. раться, нат.. рать, соб.. рать, изб.. ратель, раст.. рание, проб.. рёт, под т.. реть, соб.. рание, выж..гает, за м.. рать, разб.. рём, ст.. pеть, заж..гательный, соб.. ратель, за м.. рли, соб.. ру, выт.. рание, на т.. реть, зам.. рание, ум.. реть, раз ж.. гание, прот.. реть, нат.. рание, изб.. рательный. Найдите в предложениях слова с чередующимися гласными И-Е. 1. Сквозь волнистые туманы пробирается луна …(П.) 2. Ветерок ласково перебирает на ясенях листья. (В.Макси-мов.) 3. Вдали замирают крики охотников и лай собак... (Бун.) 4 . Еще шумел веселый день, толпами улица блистала. (Тютч.) 5 . Робкий солнца луч блестит в лужах дороги. (Л. Т.) 6 . Еще поворот и машина выберется на хорошую дорогу. Подведём итог. Что узнали о правописании гласных И-Е в корнях с чередованием? ПИР А - ПЕР ДИР А - ДЕР ТИР А - ТЕР МИР А - МЕР БЛИСТ А - БЛЕСТ СТИЛ A- СТЕЛ ЖИГ А - ЖЕГ ЧИТ А - ЧЕТ В корнях с чередованием И –Е пишется буква и, если после корня стоит суффикс -А. Буква И пишется, если после корня нет суффикса -А. Домашнее задание Параграф 112 . Выполнить упражнение 654.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!