Муравьев палеография. Русская палеография

От издателя

Предваряя интернет-публикацию лекций Алексея Ивановича Соболевского, первому изданию которых в этом году исполняется сто лет, редакционная коллегия Текстологии.RU считает необходимым сказать несколько слов о принципах и целях переиздания этого памятника научной мысли.

"Славяно-русская палеография" является первым в нашей стране учебником палеографии, она выдержала три издания, 1901 (1902), 1906, 1908 гг., и в дальнейшем не переиздавалась. Все последующие книги и учебники так или иначе учитывают эту работу акад. Соболевского, ссылки на которую носят неизменно уважительный характер. На сегодняшний день учебник Соболевского в отличие от учебников В.Н.Щепкина и Е.Ф.Карского, которые выходили позже, уже в советское время (первый из них два раза переиздавался, последний раз в 1999 году, второй был издан в 1928 г., переиздан в 1979 г.), практически недоступен для студенчества. Рекомендуя недавно лекции Щепкина для использования в учебном процессе, Министерство общего и профессионального образования РФ не приняло во внимание, что научные труды начала века связаны не только идейно и текстуально, но даже по справочному аппарату. В предисловии к первому (прижизненному) изданию "Учебника русской палеографии" В.Н.Щепкин, в частности, пишет: "В этой книге автор не дает общего списка источников и не ссылается на свои специальные работы. То и другое читатели найдут в книге акад. Соболевского…" (15 (2) июня 1918 года). В позднейших изданиях (1967 и 1999 гг.) редакторы, конечно, восполнили этот пробел; они не смогли сделать другого - выполнить содержащегося в словах Щепкина достаточно прозрачного пожелания к слушателям высшей школы читать его книгу после ознакомления с лекциями Соболевского. Это, по нашему мнению, служит весомым доводом для переиздания его научных работ и учебных материалов по славянской и русской палеографии. Возможно, печатное воспроизведение лекций Соболевского сегодня слишком дорого и невыгодно; возможно, сегодня целесообразнее подготовить переиздание в виде интернет-публикации. По крайней мере, эту возможность, материально подкрепленную фондом АЙРЕКС, мы имеем и ею пользуемся.

В общем и целом мы следуем сложившейся издательской практике, позволяя себе мелкие, на наш взгляд, допустимые отклонения. Текст лекций в большей своей части приведен к нормам современной орфографии, однако, поскольку он адресован не произвольному читателю, а студентам-филологам и историкам, некоторое историческое своеобразие в его оформлении осталось. Мы посчитали возможным оставить без изменения такие формы, как "в роде", "на оборот", написания с заглавной буквы имен, обозначающих народности ("Сербы", "Болгары"), дефисное написание составных прилагательных; пунктуация, частично устаревшая, исправлению не подвергалась. Что касается графики и орфографии в цитатах из памятников письменности, то мы старались следовать уровню модернизации, заданному в тексте лекций: старые формы даются только там, где они действительно необходимы в данном месте для иллюстрации излагаемых по их поводу наблюдений.

Текст лекций А.И.Соболевского воспроизводится по последнему изданию, 1908 года. В иных случаях он напрашивается на редакторскую правку, особенно стилистическую. К сожалению, по традиции того времени, текст представляет собой практически не вычищенную автором запись лекций со всеми огрехами устного изложения - стереотипностью фраз и регулярной манифестацией недоговоренности ("и т.д.", "и т.п." - по нескольку раз на странице). Книга делится на десять тематических глав, которые, к сожалению, не имеют названий. Названы разделы, но названия отдельных разделов расставлены непоследовательно, во многих случаях они, по-видимому, пропущены и могут быть подставлены. Тем не менее, поскольку текст лекций невелик и не вызывает затруднений при чтении, мы предпочли обойтись без конъектур. Исправлены были только несомненные опечатки.

Палеография - по преимуществу описательная дисциплина, в ее ведении находятся признаки, подходящие для решения прикладных задач локализации и датировки памятников письменности, и приемы их применения. Описания во многом основываются не только на непосредственных наблюдениях над рукописями, но и на общем представлении об истории языка. Однако, мы не видим такой уж настоятельной необходимости "умножать сущности" и комментировать по тексту лекций историко-лингвистические взгляды Соболевского, поскольку он защищал их в других своих книгах, где соответствующий случаю комментарий будет уместнее. Мы сочли возможным ограничиться воспроизведением оценок труда Соболевского со стороны его младших современников и историков палеографии.

Как описания, так и методики меняются с развитием фундаментальных наук, причем не только исторического языкознания. В этой части лекции Соболевского, конечно, не отвечают уровню сегодняшних палеографических знаний. Тем не менее, вряд ли стоит так уж стараться восполнить в комментариях эту неполноту. Дело в том, что, хотя за прошедшее столетие было найдено немало новых памятников письменности, которых не мог учесть в своих лекциях Соболевский, значительная доля памятников была утрачена. Не только А. И. Соболевский не видел найденных за это время берестяных грамот, но и А. А. Зализняк не имеет возможности увидеть своими глазами многие из тех рукописей, с которыми работал Соболевский. В картотеке словаря русского языка XI - XVII веков хранятся карточки, обычно это обрывки бумаги, заполненные его рукой, с выписками из уже несуществующих рукописей; иногда заглохший из-за безденежья вопрос об их реконструкции вспоминается, не без грусти. Так или иначе, критиковать палеографические наблюдения Соболевского, который видел многое из того, что нам уже недоступно, следует с большой осторожностью, - не желая того, можно впасть в заблуждение. Поэтому основное внимание при подготовке лекций к публикации уделялось не собственно научным, а научно-историческим комментариям, которые позволят читателю наших дней правильно понять слова автора.

Подготовка текста лекций к публикации была проделана А.А.Смирновым, подборка высказываний о Соболевском произведена А. М. Камчатновым. Редакционная коллегия Текстологии.RU будет благодарна читателям, особенно преподавателям и студентам историко-филологических факультетов, за отзывы о нашей работе и пожелания к дальнейшим публикациям на странице "Вивлиофика".

- (греч. palaiós «древний» и graphē писание) система знаний, направленная к ориентированию в материале рукописей, преимущественно старом, т. к. последний чаще требует постановки вопросов «когда?» и «где?», разрешимых методом П. Для… … Литературная энциклопедия

палеография - и, ж. paléographie f. Историко филологическая дисциплина, изучающая внешний вид и письмо древних рукописей с целью определения времени и места их написания. БАС 1. См. Монфоконову Греческую Палеографию. Карамз. ПРП 1998 1 прил. 67. Палеография..… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Палеография - (от греч. παλαιός древний и γράφω пишу) историко филологическая дисциплина, изучающая создание знаков письменности и их развитие; теоретическая палеография устанавливает закономерности исторически изменившихся особенностей письма, практическая … Лингвистический энциклопедический словарь

Изучает историю письма по рукописным памятникам, начертанным на папирусе, пергаменте и бумаге, т. е. на таком материале, на котором буквы не вырезываются, а написываются. Рукописи эти могут сделаться предметом научного изучения лишь после того,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

- (греч. παλαιóς древний и важный греч. γράφειν писать) вспомогательная историческая дисциплина (специальная историко филологическая дисциплина), изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней… … Википедия

- (от Палео... и... графия (См. ...графия)) специальная историко филологическая дисциплина, изучающая историю письма (См. Письмо), закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения,… … Большая советская энциклопедия

Существующую сегодня на флоте русскую семафорную азбуку разработал в 1895 году вице адмирал Степан Осипович Макаров. Русская семафорная азбука составлена в соответствии с русским алфавитом, включает 29 буквенных и 3 служебных знака. Она не… … Википедия

- (от греч. palaios старинный, древний и grapo пишу) область исторического музыкознания, специальная муз. историч. дисциплина. Изучает древние системы записи музыки, закономерности эволюции муз. знаков, модификацию их графич. форм, а также… … Музыкальная энциклопедия

- (от греч. palaios древний и grapo пишу) спец. ист. дисциплина, изучающая историю письма, выявляющая и исследующая закономерности развития его графич. форм. П. подразделяется в зависимости от алфавитов и языка на греч., лат., славяно рус., арм.,… … Советская историческая энциклопедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Николаева. Александра Тимофеевна Николаева Дата рождения: 30 апреля 1908(1908 04 30) Место рождения: с. Каймары Дата смерти: 25 … Википедия

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Русская палеография» является общепрофессиональной дисциплиной для студентов, обучающихся на факультетах живописи, искусствоведения, реставрации живописи и графики, на факультете церковных художеств.

Предмет изучения данного курса – палеография, как историко-филологическая научная дисциплина, исследующая внешние признаки рукописных источников в их историческом развитии, а именно: знаки письменности, графика письма, орнаментика рукописей, материалы и орудия письма, переплеты. Дисциплина является одним из основополагающих этапов в профессиональной подготовке специалистов – художников и иконоведов.

Цель курса – ознакомление студентов с методикой работы с рукописными памятниками.

Задача курса – изучение графики письма, его эволюции и особенностей; безошибочное чтение текстов; датировка памятников; определение места написания документа и его автора; установление подлинности рукописей и выявление подделок.

Особенностью изложения материала является практическая работа с образцами письма различных эпох, работа с памятниками письменности, рукописными книгами.

Структура лекций дифференцируется по основным темам: «Происхождение письма», «Графика письма», «Материалы письма», «Орудия письма», «Украшения рукописей», «Архивы и фондохранилища», «История коллекционирования и собирания рукописей». Внутри тематических разделов рассматриваются вопросы специфики каждого вопроса.

В результате освоения материала данной дисциплины студент должен овладеть необходимым объемом знаний для дальнейшего углубленного изучения истории и искусства. Учащийся должен иметь представление о палеографии, научиться правильно читать памятники письменности и решать задачи, поставленные в курсе.

Освоив курс, студент должен уметь грамотно читать тексты, решать вопросы о месте и времени создания памятников письменности, уметь на практике грамотно и правильно использовать приобретенные знания о развитии и особенностях письма и украшениях.

2. ОБЪЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

№№ п. / п.

Разделы дисциплины

Практические занятия

Палеография

в системе исторического познания

и гуманитарных дисциплин.

Происхождение славянской письменности.

Славянский кириллический алфавит: буквы и цифры.

Начало письменности на Руси.

Репертуар древнерусских рукописных книг

и древнейшие памятники русской письменности.

Русское уставное письмо.

Русское полууставное письмо.

Вязь. Технические приемы и палеографические приметы.

Проблема отождествления почерков.

Скоропись.

Тайнопись.

Материалы письма.

Орудия письма. Чернила и краски.

Древнерусская миниатюра.

Орнаменты русских рукописей.

Переплет.

Проблемы датировки памятников письменности

Подделки памятников письменности.

Собирание, хранение и использование

памятников письменности.

Палеография в системе исторического познания и гуманитарных дисциплин.

Вводное занятие.

Историческое познание. История как наука. Вспомогательные исторические и историко-филологические дисциплины и их место в историческом познании. Палеография и эпиграфика как вспомогательные историко-филологические дисциплины. Дефиниция понятий "палеография" и "эпиграфика". Взаимосвязь палеографии, эпиграфики с лингвистикой.

Происхождение научных дисциплин: палеография, эпиграфика. История возникновения и развития в Европе и России - закономерности и особенности. Деятельность братьев Денисовых, "Поморские ответы". Труды В.Н. Татищева и М.В. Ломоносова. Вклад А.Н. Оленина. Деятельность Государственного Канцлера России Н.П. Румянцева в области развития гуманитарного познания, его "Академия". Труды митрополита Евгения (Болховитинова), А.Х. Востокова, К.Ф. Калайдовича и др. Их труды в области палеографии и древнерусского языка, публикация древнерусских памятников. И.А. Щепкин и становление эпиграфики как самостоятельной научной дисциплины.

Палеография и эпиграфика в системе гуманитарного познания и в системе гуманитарных дисциплин.

Происхождение славянской письменности

Письменность славян в VI-IX вв. по свидетельствам исторических источников: "О письменах" черноризца Храбра, Житие Константина Философа, Прокопий Кесарийский, свидетельства восточных авторов. Историография проблемы: К.Ф. Калайдович, А.Х. Востоков, О.М. Бодянский, А.И. Соболевский, П.А. Лавров, труды болгарских ученых (К. Куев, Г. Георгиев), А.Г. Кузьмин, Б. Флоря.

Этапы развития славянского письма: "черты" и "резы", глаголица, использование греческого и латинского алфавитов. Деятельность Кирилла и Мефодия. Создание славянской азбуки - кириллицы (цель и задачи). Особенности кириллицы. Значение деятельности Кирилла и Мефодия. Значение создания кириллического письма. "Азбучная молитва" Константина Философа.

Славянский кириллический алфавит: буквы и цифры

Состав славянской азбуки. Буквы славянской азбуки. Звуки и буквы. Гласные и согласные. Особенности славянской речи. Фонетическая система древнерусского языка. Звуковые особенности раннего периода. Основные диалектические различия. Развитие звуковой системы древнерусского языка.

Строение буквы: название составных элементов.

Цифры в славянской письменности. Обозначение цифры на письме, роль значка титло. Принципы счета. Единицы, десятки, сотни. Особенности обозначения тысяч, сотен тысяч, миллионов и т.д. Системы счета. Памятники письменности, раскрывающие систему счета. Математические памятники письменности.

Сущность и значение славянской азбуки. "Азбучная молитва" Ивана Федорова.

Начало письменности на Руси

Свидетельства исторических источников о древнерусской письменности (эпиграфические памятники: находки в Гнездовских курганах, графити Киевской Софии и графити Новгородской Софии, надписи в Преславской церкви, Тмутараканский камень, черниговская гривна; археологические находки: принадлежности для письма; свидетельства восточных авторов). Памятники древнерусской литературы о древнерусской письменности и книжности: Повесть временных лет, Степенная книга, Даниил Заточник, митрополит Иларион, Кирилл Туровский, Житие Евфросинии Суздальской и др.

Надпись как тип текста и как явление древнерусской культуры.

Историография проблемы: труды А.Н. Оленина, митрополита Евгения (Болховитинова), А.Я. Гаркави, И.А. Шляпкина, А.П. Ковалевского, Б.А. Рыбакова, В.Л. Янина, А.А. Медынцевой, Т.В. Рождественской.

Принятие христианства на Руси и начало древнерусской письменности: правление княгини Ольги, крещение Руси при князе Владимире, деятельность первых русских митрополитов Михаила и Леонтия. Просветительская деятельность Ярослава Мудрого: открытие школ и книгописных мастерских. Знаменитые памятники письменности: Реймское Евангелие, Пандекты Антиоха, Чудовская Псалтырь

Распространение письменности на Руси в XI-XIV вв. Взаимосвязь в изучении и решении проблемы с историей культуры, с проблемами экономического развития государства, с проблемами изучения народонаселения, с проблемами исторической географии и т.п. Берестяные грамоты, значение находки для решения проблем, связанных с палеографией, эпиграфикой и древнерусским языком. Значение работ Д.А. Авдусина, М.Н. Тихомирова, В.Л. Янина, Б.В. Сапунова.

Репертуар древнерусских рукописных книг

и древнейшие памятники русской письменности.

Общая характеристика памятников письменности. Находки археологов в кон. XVIII-XX вв. Описания и введение в научный оборот различных памятников письменности.

Деловая письменность: Тмутараканский камень, княжеские грамоты, грамоты монастырские, грамоты на поземельное владение и т.д.

Эпиграфические памятники: надписи на камне, на иконах, на фресках, на металле и тканях.

Древнерусские рукописные книги как основной памятник письменной культуры Руси. Книги аристократические и обиходные. Классификация рукописных книг.

Богослужебные книги: Евангелия, Библейские книги, Псалтыри, богослужебные четьи и т.п. Произведения Отцов Церкви: Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Григорий Двоеслов, Анастасий Синаит, Иоанн Дамаскин, Ефрем Сирин и т.д.

Четьи книги. Светские произведения.

Учебные книги и сборники.

Особенности и значение древнерусской письменной культуры для познания исторического прошлого Отечества.

Русское уставное письмо.

Классификация и периодизация русского письма по графическим признакам. Понятия устав, полуустав, скоропись.

Понятие древнерусского уставного письма. Изучение древнерусского уставного письма русскими учеными: А.Х. Востоков, И.И. Григорович, И.И. Срезневский, А.Н. Веселовский, М.Н. Сперанский, В.Н. Щепкин, Л.В. Черепнин, С.А. Высоцкий, А.А. Медынцева, Т.В. Рождественская.

Графика памятников письменности. Особенности устава XI-XII вв. Русский устав XIII в. и русский устав XIV в. Особенности графики актового письма. Особенности графики букв на бересте, на иконе, на камне.

Эволюция графики.

Сокращение слов при письме, обозначения сокращения слов. Основные принципы сокращения. Строчные и надстрочные знаки. Понятие экслитеральных признаков рукописи.

Чтение памятников письменности XI-XIV вв. Составление сравнительной таблицы: "Графика русского полууставного письма XI-XIV вв." и "Уставное письмо русских земель (территориальные особенности письма)." Выработка основного умения - определять время и место создания рукописи, опираясь на особенности графики.

Русское полууставное письмо.

Понятие древнерусского полуустава. Изучение уставного письма: труды Е.Ф. Карского, В.Н. Щепкина, М.Н. Сперанского, М.В. Щепкиной, Л.В. Черепнина, Л.М. Костюхиной.

Отличительные признаки полуустава: устав и полуустав. Характерные графические черты. Особенности русского устава XV в. Грамматические особенности памятников письменности, проблема так называемого "югославянского влияния". Труды Л.П. Жуковской.

Принципы сокращения слов. Строчные и надстрочные знаки.

Особенности русского полуустава XVI в. Письмо московских и кремлевских мастерских. Рукописные книги школы митрополита Макария. Эпоха Ивана IV в русской письменности. Житие преподобного Сергия Радонежского, Житие Зосимы и Савватия Соловецких как образцы эпохи расцвета графики русского полууставного письма.

Русский полуустав XVII в. Особенности и характерные черты. Соловецкие книжные мастерские.

Русский старообрядческий полуустав XVIII-XX вв. Характерные черты.

Особенности графики букв на иконах, фресках, керамике, металле, на ткани.

Русский полуустав как "книжное письмо".

Чтение памятников письменности XV-XVII вв. Составление таблиц графики письма.

Вязь. Технические приемы и палеографические приметы.

Понятие - русская вязь. Время ее появления. Дифференциация русской вязи. Основные признаки вязи: сокращение слова, лигатура, подчинение и соподчинение. Принципы построения вязи.

Хронологические и областные приметы вязи.

Вязь как основной элемент письма на предметах прикладного искусства и шитья в XV-XVII вв.

Исследования по проблеме вязного письма: труды Ф.И. Буслаева, И.А. Шляпкина, В.Н. Щепкина, Л.В. Черепнина.

Выработка навыков чтения вязи. Выработка умения рисовать вязь.

Проблема отождествления почерков.

Описание памятников письменности, характеристика письма и проблема атрибуции памятников. Необходимость решения проблемы места и времени создания памятника. Проблема - количество каллиграфов, работавших над одним памятником письменности - и ее решение.

Принцип отождествления почерков как один из способов решения указанной проблемы.

Практическая работа.

Скоропись.

Понятие скоропись. Характерные черты. Устав, полуустав и скоропись. Цель и технические приемы. Особенности графики. Московская скоропись XVI-XVII вв. Каллиграфическая скоропись.

Чтение скорописи. Принципы и особенности сокращения слов в скорописи.

Пособия по чтению скорописи. Работа И.С. Беляева "Практический курс изучения древней русской скорописи для чтения рукописей XV-XVIII столетий".

Скоропись - "русское деловое письмо".

Тайнопись.

Понятие тайнопись, ее цель. Системы тайнописи: чуждые письмена, измененные знаки, замена одних знаков другими. Счетная система. Примеры использования тайнописи в различных памятниках письменности.

Работа М.Н. Сперанского "Тайнопись".

Практическая работа.

Материалы письма.

Внешний вид памятников письменности. Пергамен, его особенности как материала для письма. Изготовление пергамена.

Бумага. История производства бумаги. Появление бумаги в Европе и в России. Понятие водяной знак или филигрань. Возможность датировки памятников письменности по водяным знакам бумаги.

Использование других материалов для письма: береста, ткань, дерево, металл и др.

Достижения русской науки в области филиграноведения: труды И.П. Лаптева, К.Я. Тромонина, Н.П. Лихачева.

Альбомы филиграней.

Практическая работа со старой бумагой.

Исследование материалов письма как средство решения важной задачи палеографии - датировки памятников письменности.

Орудия письма. Чернила и краски.

Орудия письма: перо, кисть, ножи, чернильницы. Изготовление орудий письма.

Чернила и краски. Процесс их изготовления. Золото и серебро.

Процесс письма. Разлиновка листов.

Источники, содержащие рецепты изготовления красок и чернил.

Работы В.Н. Щепкина и Л.В. Черепнина.

Древнерусская миниатюра.

Определение и термины. Связь с иконописью. Палеографический анализ русской миниатюры. Изменения горного пейзажа. Изменения архитектурной обстановки. Изменение раскраски в русской миниатюре. Рисунок фигур и одежд.

Роль и место миниатюры в рукописной книге. Понятия: фронтиспис, выходная миниатюра, миниатюра-иллюстрация, маргинальная миниатюра, миниатюра-заставка и миниатюра-инициал. Грифонаж.

Историография проблемы: труды Ф.И. Буслаева, Г.П. Георгиевского, А.Н. Свирина, А.А. Сидорова. Серия трудов "Древнерусское искусство".

Проблемы реставрации книжных миниатюр.

Орнаменты русских рукописей.

Определение и анализ. Источники и стили орнамента. Классификация и термины.

Виды и термины рукописного орнамента: заставка, инициал, концовка, полевой цветок.

Исследования русских книжных орнаментов: труды Ф.И. Буслаева, В.Н. Щепкина. Альбомы книжных орнаментов В.И. Бутовского и В.В. Стасова. Значение деятельности Художественно-промышленного музея в Москве в собирании, классификации и издании книжных орнаментов. Роль художественно-промышленных выставок в изучении книжных орнаментов. Влияние книгоиздательской политики 2-й пол. XIX в. на исследование проблемы книжных орнаментов. Труды А.И. Успенского, Н.П. Кондакова, Н.Н. Розова, Л.П. Жуковской, Н.К. Голейзовского, Т.В. Ильиной, Н.П. Киселева и др. в области книжного орнамента.

Растительный, геометрический, тератологический, антропоморфный и др. орнаменты. Смысловые линии книжной орнаментики.

Русский орнамент XI в. и его особенности.

Русский орнамент XI-XIII вв. и его особенности.

Русский орнамент XIII-XIV вв. и его особенности.

Русский орнамент XV в. и его особенности.

Русский орнамент XVI-XVII вв.

Понятие "Поморский орнамент".

Влияние книгопечатания на стиль орнамента.

Орнамент как датирующий признак.

Переплет.

Внешний вид памятников письменности: материал, листы, тетради, книги, книжный блок.

Переплетные материалы: доски, кожа, ткани, металл.

Забота о сохранности книги: каптал, жуковины, средники, наугольники.

Окладные переплеты.

Труды С.А. Клепикова по переплетам.

Принципы датировки переплетов.

Обобщающее занятие. Проблемы датировки памятников письменности

Обобщающее занятие.

Датировка памятников письменности как одна из важнейших задач палеографии. Методы и способы датировки памятников письменности.

Датировка памятников письменности при помощи анализа графики письма.

Необходимость исследование языка (грамматических особенностей) для уточнения датировки памятников письменности.

Датировка памятников письменности при помощи исследования материалов письма. Роль филиграней в проведении датировки памятников письменности; точность датировки по филиграням.

Миниатюры и орнаменты как важные элементы датировки рукописи.

Комплексное использование всех датирующих признаков для определения места и времени создания рукописного памятника.

Подделки памятников письменности.

Понятия: подлинник и подделка. Причины появления подделок и проблемы их распознания.

Приемы выявления поддельных рукописей.

А.И. Бардин и А.И. Сулакадзев - создатели поддельных древних рукописей.

Труд М.Н. Сперанского "Русские подделки рукописей в нач. XIX в."

Собирание, хранение и использование памятников письменности.

Проблема собирания, хранения и использования памятников письменности. Первые известия о собирании, хранении и использовании памятников письменности. Частные и государственные собрания.

Книгописная мастерская и библиотека Ярослава Мудрого. Церковные и монастырские собрания. Княжеские и крестьянские собрания. Библиотека Ивана Грозного. Царские архивохранилища и собрания. Организация и регламентация государственного хранения памятников письменности в XVIII в. Особенности частного собирательства в XVIII в. Описание памятников письменности в XVIII-XIX вв.

Правила палеографического описания рукописей. Транскрипция рукописей.

Основные пособия по палеографии

Черепнин Л.В. Русская палеография. М., 1956.

Шляпкин И.А. Русская палеография. СПб., 1913.

Щепкин В.Н. Учебник русской палеографии. М., 1967.

Буслаев Ф.И. Исторические очерки по русскому орнаменту в рукописях. М., 1917.

Бутовский В.И. История русского орнамента с X по XVI столетие по древним рукописям. М., 1870.

Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. М., 1963.

Кобрин В.Б., Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2002.

Леонтьева Г.А. Палеография. М., 1984.

Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио. М., 1994.

Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2002.

Свирин А.Н. Искусство книги Древней Руси XI-XVII вв. М., 1964.

Сказания о начале славянской письменности. М., 1981.

Соболевский А.И. Славяно-русская палеография. СПб., 1908.

Стасов В.В. Славянский и восточный орнамент по рукописям древнего и нового времени. СПб., 1887.

Успенский А.И. Древнерусский буквенный орнамент. М., 1911.

Рождественская Т.В. Древнерусские надписи на стенах храмов. Новые источники XI-XV вв. СПб., 1992.

Рождественская Т.В. Древнерусская эпиграфика X-XV вв. СПб., 1991.

Аксенова Галина Владимировна, доцент кафедры Истории России МПГУ, кандидат исторических наук


6 294

Книга является ценным пособием по русской палеографии. В ней содержатся краткие и точные формулировки по вопросам времени и места написания рукописей; в яркой форме прослеживается эволюция русского письма с древнейших времен до XVIII в. Монография совмещает в себе черты серьезного научного труда и полезного учебного пособия. Впервые выпущенная в 1918-1920 гг. ограниченным тиражом эта книга быстро разошлась и стала в настоящее время библиографической редкостью (см. ).

Скан с ксерокопии Скачать djvu: YaDisk 11,1 Mb - 300 dpi - 255 с., ч/б текст, серые иллюстрации, текстовый слой, оглавление Скачать pdf: YaDisk 15,1 Mb - 300 dpi - 255 c., ч/б текст, серые иллюстрации, оглавление

В.Н. Щепкин и его книга по русской палеографии. Статья чл.-корр. АН СССР Р.И. Аванесова 3
I. Цели и метод палеографии 12
Определение; родственные дисциплины. 12
Собственный метод палеографии. 13
Время и место написания памятников; что определяется ранее? 14
Помощь со стороны других филологических дисциплин - Примеры 17
Палеографические приметы, их сопоставление, выводы 17
Степень точности палеографических выводов; общий случай и случайность 19
Методологические ошибки в палеографии 20
Два отдела учебника палеографии: основной и вспомогательный 21
II. Старославянский язык и славянские азбуки 22
Родина и родственные связи старославянского языка; термины глаголица и кириллица; исторические соображения 22
Гипотеза Шафарика, ее основания и ценность 23
Источник той и другой азбуки 26
Сравнение кирилловских знаков с глаголическими; два класса: знаки «греческие» и знаки «славянские» 26
Зависимость кириллицы от глаголицы 27
Лингвистические выводы из анализа глаголических и кирилловских знаков 28
III. Изводы 30
Определение, классификация, термины 30
Простейший способ различения изводов 32
Сложные изводы 34
IV. Материалы и орудия письма 35
Пергамент и бумага 35
Чернила, краски и металлы 36
Процесс и орудия письма на изображениях; перо, кисть, ножи и пр.; разлиновка 37
Переплет, его части и украшения 38
Сохранность, как палеографическая примета 40
V. Вязь. Технические приемы и палеографические приметы 40
Вязь византийцев 40
Причины малого развития византийской вязи 41
Ее сравнение с кирилловской 42
Вязь югославянская: два стиля; вязь румынская 43
Русская вязь; время ее появления; дифференциация русской вязи 44
Приметы областные и хронологические: Псков, Новгород, Москва и Грозный, Феодор Иоаннович 45
Смутное время и Михаил Феодорович 47
Показатель вязи 49
Поморская вязь XVIII и XIX вв. 49
VI. Орнамент 55
Определение и анализ. Источники и стили орнамента. Классификация и термины 55
Виды и термины рукописного орнамента: заставка, инициал, концовка, полевой цветок 59
Византийский орнамент. Заставки большие и малые 59
Рамы и мотивы. Инициалы византийских рукописей 62
Византийский стиль в славянских рукописях; «переходная», или «варварская», манера 63
Тератологический стиль славянских рукописей 65
Болгарская тератология «народная» и «техническая», краски этой последней 67
XIV век в Болгарии; вытеснение тератологии стилями «нововизантийским» и «балканским» 69
Тератология в России. Отличительные черты XIII и XIV вв 70
Вытеснение русской тератологии стилями «нововизантийским» и «балканским» с начала XV в 71
Русский рукописный орнамент в XV и XVI вв. Территориальные различия 72
Вторжение мотивов итальянского Возрождения и «старопечатных» 72
Русский орнамент XVII в. Господство «старопечатного» стиля; раскраска 74
Сущность стиля барокко. Его первое появление в русских рукописях; его русские видоизменения; московский придворный барокко конца XVII в. и старообрядческий «поморский» стиль XVIII и XIX вв 75
Французские стили XVIII и XIX вв.: рококо, стиль Людовика XVI, стиль ампир. Их определение. Их отражение в русских рукописях XVIII-XIX вв. 80
VII. Миниатюра 86
Определение и термины 86
Связь с иконописью 87
Палеографический анализ русской миниатюры 88
Изменения горного пейзажа 88
Изменения архитектурной обстановки 89
Изменение раскраски в русской миниатюре 92
Рисунок фигур и одежд 94
Фрязь 95
VIII. Водяные знаки 96
Определение 95
Бумага и так называемая «бомбицина» 97
Форматы. Их старые названия 98
Происхождение водяных знаков, бумажная «форма». Варианты водяных знаков случайные и преднамеренные 99
Водяные знаки в качестве палеографической приметы 100
Залежность бумаги: срок от выхода с фабрики и до написания рукописи 101
Доступная точность палеографических выводов 102
Альбомы водяных знаков; Тромонин, Лихачев, Брика 103
Важнейшие типы, водяных знаков с XV по XIX в. в России 103
IX. Кирилловские почерки 105
Устав, полуустав, скоропись. Как различить эти почерки по виду и по цели 105
Древнейшие датированные памятники кириллицы 107
Соображения о недошедшей, древнейшей кириллице IX-X вв. Ее особенности 109
X. Русская письменность на пергаменте 110
XI век, различия в начерках XI-XII вв. 112
XIII век, начерки старые и новые 114
Новый стиль 116
XIV век, исчезновение начерков XI и XII вв., сохранение начерков XIII в 117
Новообразования самого XIV в 118
Появление полуустава и нового литургического устава 118
Распадение русской территории на два государственных союза - Московский и Литовский, и расхождение начерков с конца XIV в. 119
XI. Югославянская письменность 120
Судьбы болгарского государства и письменности до турецкого ига 120
Судъбы сербского племени и письменности до турецкого ига 120
Древнейшие сербские и болгарские памятники 121
Начерки болгарских рукописей 122
Правописание в Македонском разряде 123
Правописание в восточноболгарском разряде 124
Определение века югославянских рукописей по графике и орфографии 125
Общее впечатление почерков сербских, болгарских и румынских 127
Югославянская каллиграфия 128
Книжная реформа патриарха Евфимия в Болгарии 128
XII. Югославянское влияние в России 129
Исторические условия 129
Перемены в русской графике и орфографии 129
Вред и польза югославянского влияния 131
Особая польза знака ять и крестовидного ять 131
XIII. Русский полуустав 132
Полуустав XV и XVI вв. 132
Полуустав XVII в. 133
Различение трех веков по надстрочным буквам 134
XIV. Скоропись 135
Цель и технические приемы 135
Русская скоропись XIV-XV вв. 136
Московская скоропись XVI-XVII вв. 138
Каллиграфическая скоропись 139
Скоропись виленская и киевская 142
Как следует учиться читать скоропись 143
XV. Тайнопись, ее цели 144
Системы: 144
чуждые письмена 144
измененные знаки 145
замена одних знаков другими 146
Счетная система; ее разряды: 146
цифровой 146
описательный 147
значковый 148
Иные виды тайнописи 148
XVI. Летосчисление 149
Обозначение цифр в греческом письме, в глаголице и в кириллице 149
Старые названия больших разрядов (10 000 - 10 000 000) 151
Даты; ошибки в их написании и чтении 151
Система летосчисления; ее основание; начало года 152
Перевод дат; 152
с сентябрьского счета на январский 152
с мартовского на январский 153
индикт 153
XVII. Поверка дат 154
Даты прямые и косвенные 154
палеографическая поверка 155
историческая поверка 156
дипломатическая поверка: формула, очередь фактов в дате, термины 157
Справочные пособия 158
Списки для датировки синодиков: 159
именной 159
погодный 161
XVIII. Описание рукописей 162
Цель описания и основные требования 162
Схема описания 163
Название рукописи - справочные пособия 165
Характеристика общего состава рукописи и описание ее отдельных статей. Указатели. Справочные пособия 167
Литературная история памятника 167
Переводные памятники. Определение языка, с коего сделан перевод. Сличение с оригиналом 168
История текста и внешняя история памятника 171
Различные списки одного и того же памятника. Родственные связи списков; схема размножения и расхождения списков 173
Восстановление первоначального текста; варианты; глоссы, интерполяция 177
Описание рукописей требует точности языка; пример. Пути, ведущие к точности языка: специальные знания, изучение образцовых описаний, строгая терминология; суммация, не обобщение наблюдаемых фактов. В описании целого собрания все рукописи располагаются в алфавитном порядке 178
Шрифты для печатания старых текстов. Техника типографского набора и его исправление, прим.: доступная степень точности при передаче текста печатью; передача поздних текстов гражданским шрифтом 182
Приложение I. Хронология славянская и русская 185
Приложение II. Руководство по датировке рукописей на основании водяных знаков бумаги 196
Приложение III. Датировка иконных надписей: общие принципы 211
Приложение IV. Библиография печатных трудов В.Н.Щепкина 216
Список сокращений 221

К числу важнейших вспомогательных исторических дисциплин относится палеография (от греческих слов: палайос - древний и графа- пишу). Эта дисциплина изучает историю письма, выявляет и исследует закономерности развития графических форм. Отдельные разделы палеографии исследуют письменные знаки, писчий материал, орудия письма, филиграни (водяные знаки) и видимые на бумаге изображения, художественные украшения, переплет и т. п. в их историческом развитии. Это необходимо не только для правильности чтения рукописных текстов, но и для определения места и времени их возникновения, их авторов и истории создания, выявления различного рода подделок. С 50-х гг. XX в. предметом для изучения палеографии становится письмо нового времени.

Таким образом, палеография призвана помочь историкам в работе над письменными памятниками. Хорошее знание рукописных текстов разных времен является предпосылкой для использования их как исторических источников.

При изучении данной темы студенту необходимо придерживаться следующего примерного плана:

1. Возникновение и развитие русской палеографии.

2. Возникновение письменности у восточных славян.

3. Славянские азбуки (кириллица и глаголица).

4. Книжное дело на Руси (материал и орудия письма).

5. Графика памятников письменности (устав, полуустав, скоропись).

6. Палеография нового времени.

7. Применение палеографии в процессе исторического исследования.

При изучении первого вопроса темы студент должен уделить основное внимание работам русских и советских ученых в области палеографии.

Несмотря на то, что палеография как самостоятельная научная дисциплина возникла во Франции в первой половине XVIII в., в Русском государстве приемы палеографического анализа использовались в практических целях значительно раньше. Так, в XV-XVII вв. в судебных процессах часто применялась палеографическая экспертиза представленных документов для определения их подлинности.

Первым русским собственно палеографическим исследованием были так называемые «Поморские ответы» (1717 г.) Андрея Денисова. Путем тщательного анализа он разоблачил поддельные документы, представленные церковью.

Большой вклад в дело становления русской палеографии внесли: представитель дворянской историографии первой половины XVIII в. В. Н. Татищев, великий русский ученый М. В. Ломоносов, просветитель второй половины XVIII в. Н. Н. Новиков, которые, изучая исторические документы, сделали целый ряд важных палеографических наблюдений, способствовавших выработке приемов анализа рукописей. Передовые русские ученые XVIII в. поставили вопрос о необходимости создания русской палеографии и наметили пути ее развития.

Историки первой половины XIX в. вели большую работу по собиранию и публикации летописных и документальных текстов. Одновременно появились и специальные исследования, которые помогли палеографии сложиться в самостоятельную вспомогательную историческую дисциплину. Так, в 1806 г. была опубликована работа А. Н. Оленина «Письмо к графу Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину о камне Тмутараканском...». Тщательно проанализировав надпись на камне, Оленин затронул целый ряд вопросов, относящихся к изучению рукописей. Большое значение для развития русской палеографии имели труды А. X. Востокова, К. Ф. Калайдовича, А. В. Горского и других ученых первой половины XIX в.

Знаток русских древностей А. X. Востоков сделал подробное описание рукописей Румянцевского музея, К. Ф. Калайдович издал многие памятники древнерусской письменности, приложив к ним образцы письма того времени, А.В. Горский дал палеографический обзор славянских памятников по истории церкви.

С середины XIX в. создаются общие курсы русской палеографии на основе расширения круга разнообразных исторических документов. Первым таким курсом были «Лекции по русской палеографии» И. П. Сахарова, изданные литографским способом. В 1885 г. вышел обобщающий труд И.И. Срезневского, который представлял собой обработанный курс лекций, прочитанных им в Петербургском университете. Срезневский рассмотрел вопросы возникновения и развития славянской азбуки и распространения письменности на Руси, описал ряд памятников XI-XIV вв. и этим положил начало разработке истории возникновения и развития палеографии в России, однако в своем труде автор рассмотрел только ранние типы письма: устав и полуустав XI-XIV вв.

Значительное место в разработке вопросов русской палеографии принадлежит А.И. Соболевскому. Помимо изучения развития русской графики до XV в., он исследовал также и скоропись XV-XVII вв. Кроме того, А. И. Соболевский затронул более широкий круг вопросов: он рассматривал и изучал материалы и орудия письма, водяные бумажные знаки, формат и переплет рукописей, орнамент, украшения и декоративное письмо.

В начале XX в. было опубликовано большое количество палеографических альбомов, имевших практическое значение, издавались и учебники. Их авторами были Е.Ф. Карский, И. А. Шляпкин, Р.Ф. Брандт, Н. М. Каринский. Но из трудов дореволюционного времени следует особо отметить исследования Н.П. Лихачева и И.С. Беляева. Лихачеву принадлежит заслуга в разработке вопросов, связанных с историей бумаги и бумажных водяных знаков. Он собрал и описал свыше 4000 таких знаков, являющихся важнейшими пособиями для датировки рукописей. В отличие от своих предшественников Н.П. Лихачев выделил дипломатическую, или документальную, палеографию (акты и делопроизводительные документы) и указал специфику ее исследования.

Изучению скорописи посвящена работа И. С. Беляева, которая являлась наиболее ценным пособием по изучению этого типа письма. Автор подробно описал внешний вид документов, привел примеры различных начертаний каждой буквы в скорописи XV-XVIII вв.

Подводя итог развитию русской палеографии в дореволюционное время, следует отметить, что дворянско-буржуазной исторической наукой был накоплен значительный палеографический материал, изучено большое количество рукописных памятников, сделаны попытки создания общих курсов. Однако последние строились на базе идеалистической методологии, без учета законов исторического развития. Дореволюционные исследователи не придавали палеографии общеисторического значения; они видели ее задачи в разработке чисто практических навыков работы над рукописными памятниками. В конце XIX- начале XX в. буржуазно-дворянские ученые отказались от изучения закономерностей развития письменности, что приводило некоторых ученых к преувеличенной оценке различных факторов, воздействовавших на ход этого процесса (например, влияние письменности одной страны на письменность другой выдвигалось на первое место).

После Великой Октябрьской социалистической революции в связи с быстрым развитием исторической науки и усилением внимания советских ученых ко всем вспомогательным историческим дисциплинам появился ряд ценных трудов по палеографии. Вместе с тем надо указать, что первые обобщающие работы, написанные до революции, но вышедшие уже в первые годы Советской власти, страдали методологическими недостатками, характерными еще для буржуазной науки. К таким работам относятся труды В.И. Щепкина и Е. Ф. Карского. В них разработаны методы графического анализа, датировки рукописей по совокупности примет, приведен важный справочный материал, но развитие письменности не рассматривается как общественное явление.

В 20-40-е гг. существенный вклад в изучение русской палеографии внесли исследования И. Ф. Колесникова (по изучению скорописи XV-XVIII вв.), М. Груньского (по изучению глаголицы), М. Н. Сперанского (по изучению тайнописи).

В 1947г. вышло учебное пособие Н. С. Чаева и Л.В. Черепнина «Русская палеография», которое было подвергнуто критике за изложение в нем истории письменности в отрыве от истории экономического, социального, политического и культурного развития Русского государства. Учтя практические замечания, Л. В. Черепнин подготовил новый учебник, который является и в настоящее время одним из ценных пособий для студентов-историков. В этом труде автор анализирует памятники русской письменности до второй половины XIX в., включив около 200 иллюстраций, воспроизводящих графику, бумажные водяные знаки и различные изображения на рукописных документах различных эпох.

В начале 50-х гг. в истории русской палеографии произошло крупное событие: при раскопках древнего Новгорода были открыты сотни берестяных грамот XI-XIV вв. и началось изучение их письма. Большой вклад в изучение палеографии внесли работы А. В. Арциховского и М. Н. Тихомирова.

С конца 60-х гг. начинают разрабатываться вопросы палеографии XIX-XX вв., которые раньше почти не исследовались. Палеографии нового времени посвящена книга С.А. Рейсера «Палеография и текстология» (М., 1970). Обобщающей работой, подводящей итоги достижений советской исторической науки в этой области, является учебное пособие М. Н. Тихомирова и А. В. Муравьева «Русская палеография» (М., 1966).

Переходя ко второму вопросу «Возникновение письменности у восточных славян», студенту следует знать, что ее появление относится к периоду становления классового общества. Процесс разложения первобытно-общинных отношений и образования классов у восточных славян начинается с IV в. и завершается в IX в. установлением феодального способа производства и образованием Древнерусского государства.

Рост производительных сил, появление частной собственности на средства производства, формирование классов, развитие ремесел, торговли, складывание государства-все это вызывало потребность в развитии письменности. Вопрос о ее происхождении и начальных этапах развития является очень сложным из-за недостатка источников, а поэтому его нельзя считать окончательно решенным. Долгое время господствовало убеждение, что письменность пришла к восточным славянам вместе с принятием ими христианства в конце Хв. Но постепенно стали накапливаться источники, опровергающие такое представление.

Сначала славяне, видимо, как и большинство других народов, пользовались рисунками, знаками-символами, т. е. у них существовало рисуночное, или пиктографическое, письмо. Знаками его служили «черты» и «резы», на основе которых и возникло древнее славянское письмо.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!