На святой земле. Махтумкули фраги – туркмении уста

Великий поэт и мыслитель туркменского народа Махтумкули Фраги своим бессмертным творчеством и самим именем вот уже около трехсот лет прославляет туркмен. Непреходящи авторитет поэта, его место в исторической, общественно-политической и культурной жизни нации. Махтумкули утвердился в душе народа наивысшим исповеданием вечных духовно-нравственных ценностей, прочно вошел в его сознание как ориентир, безошибочно определяющий, что есть добро и зло в жизни, и стал неугасимым светочем очей туркмен.

Поэтико-философское наследие Махтумкули навеки вошло в глубину сердца народа как песнь о высокой любви к Всевышнему, Родине, человеку, природе и самой жизни. И потому недостаточно изучать и рассматривать творчество Фраги только с точки зрения литературы и художественного слова. Он – поэт-мыслитель, который в свoих литературных произведениях развил философскую мысль, озарил художественное сознание, красноречиво описал мирскую жизнь не только туркменского народа, но и народов мира. Тонко объединив свойственные человеку философские взгляды о мире, человечестве, Родине и любви, опираясь на самые совершенные способы мышления, Махтумкули глубоко проник в душу человека и навсегда остался в народной памяти.

Будучи мастером слова мирового масштаба, Махтумкули, прежде всего, национальный поэт туркменского народа. Ни с чем не сравнимы та любовь и теплота, которую он испытывал к родному народу. Но именно беззаветная любовь к Родине и своему народу, глубокие размышления, связанные с его судьбой, вывели Махтумкули за национальные рамки, превратив его в поэта всего человечества. Ибо личность, которая любит свой народ, способна любить и другие народы, человек, который не роняет своего достоинства, способен высоко поднять авторитет другого человека. Философские взгляды поэта о мире, человеке, жизни, явленные в свое время соотечественникам, его наставления о духовном совершенствовании общества и людей являются результатом этой безмерной любви к своему народу. Махтумкули призывал своих современников и народ осмыслить, что является ключом справедливого общества и счастливой жизни, зреть в корень всего происходящего. Он направлял людей к духовному совершенству, самопознанию и осознанию себя как нации.

Великий поэт, мечтавший о том, чтобы его народ жил мирной и спокойной жизнью, был образованным, развивал свою культуру, оставил соотечественникам прекрасное поэтическое наследие, наполненное мудростью и самыми теплыми чувствами. Отшлифованные, глубокие мысли в этих замечательных стихах, устремленные в будущее, отвечают духовным потребностям не только туркменского народа, но и всего человечества. Именно поэтому значение поэтического наследия Махтумкули, выйдя за национальные рамки, стало неотъемлемой частью мировой литературы, достойным вкладом в интеллектуальную сокровищницу человечества.

Сегодня творчество Фраги доставляет духовное наслаждение не только туркменскому народу, но и другим народам мира. В то же время творчество поэта отражает общечеловеческие жизненные проблемы. Именно по этой причине его прекрасные стихи, звучащие на устах как песня и впитанные памятью как мудрость, были переведены и переводятся на десятки языков мира.

Махтумкули – духовный целитель человеческой души. Стихи поэта, не утратив своей значимости через многие века и поколения, являются популярными благодаря содержащимся в них наставлениям, которые действуют на сердце как бальзам, вдохновляют души и оказывают самое благоприятное влияние на людей. Его стихи – лекарство для отчаявшихся сердец, сила для уставших тел, духовное крыло для унывающих. Именно поэтому наш народ всегда относился к Махтумкули как к целителю, способному вылечить недуги, которые появляются в дни обид, переживаний и грусти. Как бальзам стихи, как снадобье слова поэта в любую эпоху очищают душу всех – от мала до велика, будят любовь к этому прекрасному миру, человечеству и жизни, подняв высоко дух народа, обеспечивая духовное здоровье всего туркменского общества. Действительно, стихи Махтумкули исцеляют человека подобно живительной воде горного родника. Эти стихотворения чисты как утренний воздух. Они подобно благоуханию цветущего сада радуют душу человека. Волнуют, действуя на каждую клеточку организма, словно нежная, мелодичная, успокаивающая сердце музыка дутара. Словом, стихи Махтумкули – духовное снадобье, содержащее в себе все хорошее, что необходимо для здоровья человека.

Эпоха, в которую жил Махтумкули, была очень сложной и напряженной. Фраги – великая личность, сформировавшаяся в пучине сильных потрясений и разного рода обстоятельств. Он – выдающийся человек, знаток мироздания, понимающий положительные и отрицательные стороны общества, жизни и людей, в полноте освоивший светские и религиозные научные достижения человечества, прошедший ступени духовного совершенства. Мыслитель Махтумкули призывал разбросанных в то время в разных уголках земного шара туркмен, не имеющих единого государства, к благосостоянию, согласию и национальному единению. Величие Махтумкули заключается в том, что он одним из первых считал всех разрозненно проживавших туркмен единой нацией и пропагандировал это.

Юность поэта совпала с эпохой правления туркмен-афшар, а время, когда он проявил себя как выдающийся поэт-мыслитель, – с правлением туркмен-каджар. Конечно, правители афшар и каджар были туркменами. Но и туркменский народ, и Махтумкули были недовольны ими, так как они недостаточно заботились о национальных интересах туркмен. Поэтому было трудно назвать эти государства национальными туркменскими державами, о которых мечтали Махтумкули и народ. Поэтому Фраги, говоря: «Много у меня недугов из-за страны и годин», открыто выразил свое отношение к эпохе. Вот в такое сложное и тяжелое время Махтумкули искал путь для «счастливой судьбы» народа и «достижения бесконечной весны». Даже тогда, когда он путешествовал в Бухаре или в Хиве, в Афганистане или в Индии, в Румыстане или в какой-то другой стране, «ходил с края в край», все его мысли и заботы были о туркменской земле, своем народе и его судьбе.

В XVIII веке существовало большое противоречие для претворения в жизнь основной социальной мысли Махтумкули – «объединение туркменских племен». В этом столетии каждое туркменское племя искало свой путь самостоятельно, был сильный разлад между племенами. Отсутствие национального туркменского государства, поиск этими племенами защиты в разных местах усугубляли разногласие, еще больше отделяли их друг от друга. Было немало намеренно действующих сил, желающих сеять смуту среди туркмен. И в это время мыслитель Махтумкули неоднократно повторял, что самый большой враг народа – разрозненность, необходимо общее взаимопонимание, объединение всех племен, служение одной цели и единому государству. Он старался довести до ума своего «прекрасного народа», что за образование единой туркменской нации, сильной и несокрушимой туркменской державы надо бороться, только тогда «будет счастливая судьба туркмен», только тогда никакая сила не будет противостоять народу и государству:

Единой семьей живут племена,

Для тоя расстелена скатерть одна,

Высокая доля Отчизне дана,

И тает гранит пред войсками Туркмении.

Эта идея Махтумкули понятна и близка всем. В XVIII–XIX веках это стихотворение служило для туркменского народа национальным гимном. Но как воплотить эту светлую мечту в жизнь для объединения за одним дастарханом разобщенного народа? Для этого поэт-мыслитель выдвинул идею – все должны «смотреть в уста» и объединяться вокруг одного предводителя. В каких бы тяжелых и безвыходных ситуациях ни находился поэт, он никогда не утрачивал веры в счастливое будущее своего народа.

Самая большая заслуга Махтумкули Фраги перед туркменским народом – это его борьба за единение и осуждение разлада. Уже в течение долгого времени много поколений туркменского народа воспитывалось и воспитывается на его уроке единства. Жизнь доказала правдивость светлых идей Махтумкули, мечтавшего о могущественном государстве.
Сегодня стало реальностью то счастливое будущее, которого желал поэт-мыслитель своему народу. Ныне независимый нейтральный Туркменистан известен на карте земного шара как страна мира и согласия.

Туркменский народ, который верит, что единство – это великое чудо, всегда будет благодарен Махтумкули. Светлые идеи великого поэта, его мудрые наставления и уроки будут всегда важны для дальнейшего укрепления мощи и процветания нашей Отчизны. В новую историческую эпоху – эпоху могущества и счастья Туркменского государства – все больше возрастает авторитет Махтумкули, востребованность его дальновидных мыслей и философских взглядов, которые, превратившись в общечеловеческую ценность, являются духовным фундаментом нашего современного общества.

Президент Туркменистана

Гурбангулы БЕРДЫМУХАМЕДОВ

махтумкули махмудов, махтумкули стихи
Махтумкули

Махтумкули́ (перс. مخدومقلی فراغی‎, Makhdumqoli Faraghi; туркм. Magtymguly Pyragy - настоящее имя; «Фраги́» - псевдоним; 1727 или 1733 - около 1783) - туркменский поэт, классик туркменской литературы. Сын поэта Азади Довлетмамеда.

  • 1 Биография
  • 2 Память
    • 2.1 Памятники
    • 2.2 Топонимика
    • 2.3 Учреждения и организации
    • 2.4 Другое
    • 2.5 нумизматике
  • 3 Переводы на русский язык
  • 4 Литература
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

Биография

Махтумкули родился в селении Хаджи-Говшан в долине реки Атрек с притоками Сумбар и Чендырь в Туркмении, в предгорьях Копетдага, где жили туркмены племени гёклен. Семья Махтумкули принадлежала к колену кышык рода геркез, ответвления племени гёклен - оседлого земледельческого племени, состоявшего в вассальном подчинении у персидских владетелей.

В зрелом возрасте поэт избрал себе псевдоним Фраги (разлученный). конце каждого стихотворения он помещал этот псевдоним, иногда подлинное имя, словно обращаясь к самому себе. Это было в традиции поэзии его времени.

Учился в мектебе (сельской школе), где преподавал его отец. Махтумкули ещё в детстве начал читать по-персидски и по-арабски, чему немало способствовала домашняя библиотека, собранная отцом. Также в детстве Махтумкули приобщился к ремёслам - шорному, кузнечному и ювелирному.

В 1753 году Махтумкули учился один год в медресе при гробнице святого Идрис-Баба в Кизил-Аяке на Амударье в Бухарском ханстве.

В 1754 году Махтумкули отправился в Бухару, где поступил в знаменитое медресе Кокельташ, где также проучился один год. Там он подружился с туркменом из Сирии по имени Нури-Казым ибн Бахар, высокообразованным человеком, носившим духовный титул мавлана.

Вместе с Нури-Казымом Махтумкули отправился путешествовать по территориям нынешних Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, пересекли Афганистан и добрались до северной Индии.

В 1757 году оба прибыли в Хиву, крупный центр образования со множеством медресе. Здесь Махтумкули поступил в медресе, построенное ханом Ширгази в 1713 году. Здесь обучались выходцы из семей, особо отмеченных ханской милостью. Здесь он завершил курс обучения, начатый в двух предыдущих медресе.

В 1760 году умер отец Махтумкули, и поэт вернулся на родину. Девушку по имени Менгли, которую он любил, выдали замуж за другого человека, семья которого смогла заплатить требуемый калым. Любовь к Менгли он пронёс через всю жизнь - ей посвящено много стихов.

Ещё одним ударом была гибель двух старших братьев, которые были участниками посольства к могущественному властителю Ахмед-шаху - они попали в плен. Тоска по братьям нашла отражение во многих стихах.

Вернувшись домой, Махтумкули женился. Он очень любил двух своих сыновей, Сары и Ибраима; но мальчики умерли, когда одному было двенадцать, а другому - семь.

После 1760 года и до смерти Махтумкули совершил путешествие на полуостров Мангышлак, в Астрахань, по территории нынешнего Азербайджана и странам Ближнего Востока.

Махтумкули в значительной мере изменил туркменский поэтический язык, сблизив его с народной речью. Он также отказался от арабо-персидской метрики, традиционной для туркменской литературы, заменил её силлабической системой.

Память

  • В Туркменистане ежегодно 18 мая празднуют День возрождения, единства и поэзии Махтумкули Фраги, который является выходным днём.
  • В 1959 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Махтумкули.
  • В 1991 году была выпущена памятная монета СССР, посвященная Махтумкули.

Памятники

В разных городах мира установлены памятники Махтумкули. Наибольшее количество скульптур находится в городах Туркмении и стран бывшего СССР (Киев, Астрахань, Хива), а так же в Иране и Турции.

В частности, памятник туркменскому поэту Махтумкули из бетона и природного камня установлен в центре Ашхабада в 1971 году, в сквере Махтумкули на проспекте Махтумкули (бывший проспект Свободы), напротив здания МВД Туркменистана.

Топонимика

  • Махтумкулийский этрап - этрап в Балканском велаяте Туркмении.
  • Махтумкули - зоны газонефтяного месторождения Туркмениистана.
  • Именем Махтумкули названы улицы Ашхабада, Астаны, Карши, Ташкента, Туркменбашы, Ургенча и ещё ряда менее крупных городов Туркмении и других стран бывшего СССР.

Учреждения и организации

Именем туркменского поэта Махтумкули названы:

  • Туркменский государственный университет.
  • Институт языка и литературы имени Махтумкули (туркм. Magtymguly adyndaky Dil we Edebiýat Instituty).
  • Национальный музыкально-драматический театр им. Махтумкули в Ашхабаде.
  • Туркменский театр оперы и балета имени Махтумкули в Ашхабаде.
  • Молодёжная организация имени Махтумкули.
  • Библиотека имени Махтумкули в Киеве.

Другое

  • В 1974 году в память о Махтумкули создано оркестровое сочинение Вели Мухадова - симфония «Памяти Махтумкули».
  • В 1992 году учреждена Международная премия имени Махтумкули в области туркменского языка и литературы.
  • В 2013 году в честь Махтумкули написано сочинение Мамеда Гусейнова - концертная моно-опера «Монологи Махтумкули Фраги».
  • В честь великого туркменского поэта месяц «май» туркменского календаря переименован в месяц «махтумкули» (Magtymguly aý).
  • В 2014 году учреждена Медаль «Махтумкули Фраги» с целью награждения за большие заслуги в изучении, распространении и пропаганде творческого наследия Махтумкули..

В нумизматике

  • Махтумкули в нумизматике
  • Юбилейная монета 1 рубль СССР с профилем Махтумкули (1991 год)

  • Туркменский манат
  • Купюра 10 манатов Туркмении с изображением Махтумкули (2009 год)

Переводы на русский язык

  • «Махтумкули. Избранное». Москва. Издательство «Художественная литература». 1983 год. 414 с. Переводы Георгия Шенгели, Арсения Тарковского, Наума Гребнева, Юлия Неймана, Александра Ревича, Анатолия Старостина, Ю. Валича, Т. Стрешневой.
  • «Махтумкули». Издательство «Советский писатель», Б. П., Ленинградское отд. 1984 год. 384 с. Переводы Г. Шенгели, А. Тарковского, Н. Гребнева, Ю. Неймана, А. Ревича, А. Старостина, Ю. Валича.
  • «Слышу голос друга. Страницы туркменской поэзии». Ашхабад. Издательство «Туркменистан». 1985 год. Перевод Н. Гребнева.

Литература

  • Краткая литературная энциклопедия, М., 1972.
  • Предисловие А. Зырина и М. Овезгельдыева к изданию Махтумкули, Стихотворения, Советский писатель, Ленинградское отделение, 1984
  • Нуры Байрамов «Долгая дорога», Ашхабад, «Магарыф», 1986. составе сборника повесть «Долгая дорога» (перевод Михаила Гребнева) о Махтумкули.

МАХТУМКУЛИ ФРАГИ

Махтумкули Фраги
(1727 или 1733 - около 1783)

ДИНА НЕМИРОВСКАЯ

МАХТУМКУЛИ ФРАГИ – ТУРКМЕНИИ УСТА

Несколько столетий отделяет нас от того времени, когда жил и творил великий поэт, преобразователь туркменского литературного языка Махтумкули. Он родился и вырос на берегу реки Атрек в местечке Хаджи-Говшан. Отец Махтумкули, Давлет-мамед Азади, был очень образованным человеком и оказал большое внимание на формирование духовного облика своего сына. Махтумкули окончил сначала мектебе в родном селении, а затем медресе Ширгази-хана в Хиве. О годах учения в медресе он напишет в одном из стихотворений: «Тобой воспитаный, тобою просвещён… / Живительным дождем была мне мудрость книг…».

Великий поэт, мыслитель и просветитель Махтумкули Фраги, чьё имя для туркмен так же дорого, как для русских имя Александра Пушкина, не раз приезжал в Астрахань и подолгу жил в селе Фунтово. Здесь Махтумкули писал свои стихи, которые народ заучивал наизусть, передавал из рода в род. Первый сборник его стихов был опубликован в Астрахани в 1912 году.
В зрелом возрасте поэт избрал себе псевдоним Фраги (разлучённый). В конце каждого стихотворения он помещал этот псевдоним, иногда подлинное имя, словно обращаясь к самому себе. Это было в традиции поэзии его времени.

Учился в мектебе (сельской школе), где преподавал его отец. Махтумкули ещё в детстве начал читать по-персидски и по-арабски, чему немало способствовала домашняя библиотека, собранная отцом. Также в детстве Махтумкули приобщился к ремёслам - шорному, кузнечному и ювелирному.

В 1753 году Махтумкули учился один год в медресе при гробнице святого Идрис-Баба в Кизил-Аяке на Амударье в Бухарском ханстве.

В 1754 году Махтумкули отправился в Бухару, где поступил в знаменитое медресе Кокельташ, где также проучился один год. Там он подружился с туркменом из Сирии по имени Нури-Казым ибн Бахар, высокообразованным человеком, носившим духовный титулмавлана.

Вместе с Нури-Казымом Махтумкули отправился путешествовать по территориям нынешних Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, пересекли Афганистан и добрались до северной Индии.

В 1757 году оба прибыли в Хиву, крупный центр образования со множеством медресе. Здесь Махтумкули поступил в медресе, построенное ханом Ширгази в 1713 году. Здесь обучались выходцы из семей, особо отмеченных ханской милостью. Здесь он завершил курс обучения, начатый в двух предыдущих медресе.

В 1760 году умер отец Махтумкули, и поэт вернулся на родину. Девушку по имени Менгли, которую он любил, выдали замуж за другого человека, семья которого смогла заплатить требуемый калым. Любовь к Менгли он пронёс через всю жизнь - ей посвящено много стихов.

Ещё одним ударом была гибель двух старших братьев, которые были участниками посольства к могущественному властителю Ахмед-шаху - они попали в плен.

Тоска по братьям нашла отражение во многих стихах.

Вернувшись домой, Махтумкули женился. Он очень любил двух своих сыновей, Сары и Ибраима; но мальчики умерли, когда одному было двенадцать, а другому - семь лет.

После 1760 года и до смерти Махтумкули совершил путешествие на полуостров Мангышлак, в Астрахань, по территории нынешнего Азербайджана и странам Ближнего Востока.

Махтумкули Фраги в значительной мере изменил туркменский поэтический язык, сблизив его с народной речью. Он также отказался от арабо-персидской метрики, традиционной для туркменской литературы, заменил её силлабической системой.

На торжества по случаю открытия памятника Махтумкули Фраги в Астрахани пригласили потомка поэта из Ирана. Ныне памятник установлен в сквере напротив Астраханского государственного университета. Высота его — свыше шести метров, на его отливку пошло четыре тонны бронзы. Это — подарок президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова к 450-летию Астрахани.

Многое о жизни поэта можно узнать из его стихов, точной биографии Махтумкули нет. После окончания медресе Махтумкули вернулся в родное селение и начал преподавать в мектебе. Неразрывная связь с народом, с его жизнью была благодарной почвой, на которой выросла поэзия Махтумкули. Он слагает стихи о родной природе, о трудолюбивом туркменском народе. Махтумкули много времени тратил на самообразование, изучая историю, искусство стран Востока. Став известным поэтом он много путешествовал по Ирану, Афганистану и другим странам Востока. Поэтическое наследие Махтумкули состовляют в основном песни, написанные в древней народной форме. В его песнях отображена героическая тематика, легенды и предания туркменского народа. Немаловажное значение в его творчестве занимает любовная лирика («Возлюбленная», «Две луны», «Приди на свиданье»). В юные годы Махтумкули влюбился в девушку Менгли, но ее родня выдала ее замуж за другого. Поэт женился на некой Ак-кыз, но семейная жизнь не принесла ему счастья.

В раннем детстве умерли сыновья поэта Сары и Ибрагим. В его стихах стали пояляться грустные строки. В философских песнях Махтумкули звучит тема бренности мира, краткости и непостоянстве человеческой жизни. Умер поэт в 1782 году и был похоронен рядом с отцом. Поэзия народного поэта и в наши дни потрясает своей глубиной, лиричностью, патриотизмом, она близка и понятна и нам, живущим в XXI веке: «Расступятся горные кряжи земли. / Потомкам запомнится Махтумкули: / Поистине, стал он устами Туркмении».

ИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ МАХТУМКУЛИ ФРАГИ

Не пристало

(пер. Ю. Валича)

Ханского сына из пышных шатров
В хлев на обед приглашать не пристало.
В поле пастух выгоняет коров,
Войско ему снаряжать не пристало.

Мудрый совет помогает везде.
Другу достойный поможет в беде.
Что ты ответишь на Страшном суде?
Мудрых о том вопрошать не пристало.

Доблестный перед грозой не дрожит.
Станет героем не каждый джигит.
Пятится рак. От ползет — не бежит.
Дом свой родной забывать не пристало.

Знай — благотворно познанья вино, —
Мертвым сулить исцеленье смешно.
Ворону жить семь столетий дано.
Времени ход нарушать не пристало.

Не побоишься тернистых дорог —
Двери отворятся в горний чертог.
Рекам, что слились в единый поток,
Мертвых пустынь орошать не пристало.

Сердце Фраги, ты сегодня в огне:
Павшие в битвах привиделись мне.
Горькую тризну в печальной стране
Песней надежд оглашать не пристало.

Горы в тумане

(пер. А Тарковского)

Вершины гор в тумане млечном,
Они нам не видны зимой.
Не следует о муже встречном
Судить по внешности одной.

Тот прочь ушел, другой садится.
Над недостойным люд глумится.
Огонь любовный разгорится —
Таится тот, кричит иной.

А предо мною на просторе
Моих надежд играло море!..
Джигит и в нищете и в горе
Идет дорогою прямой.

Но если рок вам сердце точит,
Над вами зря Лукман хлопочет.
Луна вернуть напрасно хочет
Товар, закупленный Землей.

Стесняет буйного одежда.
Пленен пороками невежда.
Трусливого живит надежда
За крепкой спрятаться стеной.

Стою с поникшей головою:
Что сделал мой язык со мною?
Но только трус не рвется к бою,
Чтоб лечь костьми за край родной.

И кто Махтумкули осудит
За то, что он не позабудет,
Что правде слово дал и будет
До гроба верен клятве той.

(пер. А. Тарковского)

Как плоть возврата бытия,
Изведав смертный сон, желает,
Окровавленная моя
Душа иных времен желает.

Меджнун, от родины вдали,
В глухих краях чужой земли,
Своей смеющейся Лейли,
Слезами опьянен, желает.

Ища Ширин, из града в град
Бредет измученный Фархад;
Ее живительных наград,
Уже испепелен, желает.

Вамик, попавший наконец,
К своей Азра, в ее дворец,
Свободы ищет, как беглец,
Расторгнуть злой полон желает.

Пригож Юсуп, как божество,
В свое не веря торжество,
Зулейха смотрит на него,
Сдержать любовный стон желает.

Фраги недугом истомлен:
Объединителя племен
Прихода благостного он,
В Туркмению влюблен, желает.

Ищу спасенья

(пер. А. Тарковского)

Я — раб любви, гоклен с Атрека,
Властительницу чар ищу.
Наставника в пустыне века,
Успокоенья дар ищу.

Судьбою изгнанный сурово
Из-под родительского крова,
Лишенный края дорогого,
Я праздничный базар ищу.

Брат Абдулла — зеница ока —
Исчез. Мамед-Сапа далеко.
Я покровительства пророка,
Глотая слезный жар, ищу.

И сердце мечется, как птица,
И горько мне, и кровь мутится:
Не знаю, где мне притаиться,
Куда бежать? Мазар ищу.

Гулял я по лугам невинным,
Пел небесам, горам, долинам,
А ныне в логове змеином
Я звонкий свой дутар ищу.

Махтумкули в годину мщенья,
Как цепь, влачит свои мученья.
Ты где, Туркмения? Спасенья,
Приняв судьбы удар, ищу.

(пер. А. Тарковского)

Странники, взгляните на меня.
Кто еще, подобно мне томиться?
Мотыльки, любовники огня,
Кто из вас к блаженству не стремиться?

Ветер, ветер, ты в чужих краях
Пел в ушах, вздымал дорожный прах…
Есть ли в мире справедливый шах,
Где его счастливая столица?

Муж святой, ты видел горний рай,
Ты земной благословляешь край,
А по белу свету ходит бай.
Укажи, где нищете укрыться?

Дудку сделал я из тростника —
Ростовщик услышал должника.
Птицы вы мои! От ястребка
Разве может спрятаться синица?

Рыба, ты и лодка и гребец,
Синяя пучина твой дворец.
Есть ли в мире остров, где беглец
Вечных бедствий мог бы не страшиться?

Мир-завистник, ты, как время, стар,
Отнимаешь свой блаженный дар…
Есть ли на земле такой базар,
Где алмазы по грошу кошница?

В мире есть красавица одна,
Словно двухнедельная луна;
Родинка ее насурьмлена, —
Кто с моей избранницей сравнится?

На земле моя Менгли жила,
Обожгла мне сердце и ушла.
У меня в груди ее стрела.
Где она? Какой звезды царица?

Я скучаю по родным краям.
Ты гулял ли с нею по горам?
Дай мне весть — по прежнему ли там
Дождь идет, седой туман клубится?

За годами промелькнут года.
Новые возникнут города.
Кто мне скажет — будет ли тогда
По Корану человек молиться?

Народится новая луна —
Не навеки сгинула она.
Для ростовщика возведена,
Будет ли надежная темница?

Мало говорил Махтумкули, —
По глазам печаль его прочли.
Лебеди отеческой земли,
Иль не горько с вами разлучиться?

(пер. Г. Шенгели)

Вершины горные: туманы там и тут;
Морского ветра вой среди высот Гургена;
Когда промчится дождь, безумствуя ревут
Потоки мутные вспененных вод Гургена.

Леса густые — по берегам тростник;
Красавиц в серебре пестрит живой цветник;
Там серая овца, конь белый, черный бык,
Там буйвол есть и тур: обилен скот Гургена!

Там неров с майями тяжелые ряды;
Купцы, погонщики толпятся у воды;
И всюду высятся слоистые гряды
Неколебимых скал, — как бы оплот Гургена!

Джигиты шаль спешат вкруг стана затянуть
И с ловчим соколом в опасный скачут путь.
И ветру влажному лань подставляет грудь;
Оленьим зовом полн весь небосвод Гургена!

Махтумкули прошел немало разных стран,
Но в сердце никогда не чуял столько ран:
Вот пери нежная, колеблясь как джейран,
Отыскивает брод средь буйных вод Гургена!

Пришлось

(пер. Т. Стрешневой)

Любовь и море не имеют дна,
В безмерной страсти мне гореть пришлось.
Играет сердцем, как щепой волна,
Безумство волн мне одолеть пришлось.

Я спал. Был грозен пробужденья миг.
Любовь трудна, я это знал из книг.
Но глубины страданья не постиг,
За это муку мне терпеть пришлось.

Любовь, как вздох, как трепет ветерка,
Едва коснувшись — снова далека.
И все острей, и все светлей тоска,
О прошлом счастье мне скорбеть пришлось.

Как маленькое солнце твой зрачок,
Костер любви огнем меня обжег,
Я счастлив тем, что я любовь сберег,
Что мне ее запечатлеть пришлось.

Тебе вручен неоценимый дар.
Будь с хрупкой вазой бережным, гончар,
К ней тянет руки грубые базар.
Венцом любви тебе владеть пришлось.

Отравленного выпил я вина.
И только ты ценить меня вольна,
Я крепость строил — рухнула стена.
В свою же мне попасться сеть пришлось.

Махтумкули, по воле волн, плыви,
Нет берегов, страдалец, у любви,
Друзей на помощь больше не зови,
Рабом любви мне умереть пришлось.

(пер. М. Тарловского)

Вдаль сердцем рвусь — решимости в избытки,
Но крыльев нет, и как взлечу — не знаю,
Могу прочесть все книги я, все свитки,
Но много ль знаний получу — не знаю.

Мудрец не скажет: все мне в мире ясно,
Мы многое познать еще не властны.
Напиток знанья терпкий и прекрасный…
Тянусь рукой… Как рот смочу, — не знаю.

Я — взаперти, кто скажет, что снаружи.
Не знаю сам, что лучше и что хуже.
И с каждым днем мой кругозор все уже.
Где право выйти получу, — не знаю.

Не разберу я — холод или пламя?
Скрыт в сердце смысл, но за семью замками.
Кого на путь направлю я словами?
Зачем мой жребия я влачу, — не знаю.

Махтумкули, до бредней ветер падок.
Оставь ему весь этот беспорядок!
В пучине тайн трещит ладья догадок,
И руль ее зачем верчу, — не знаю!

Влюбленный скиталец

(пер. А. Тарковского)

Соль желаний всенародных,
Боль мечтаний полюбил я.
Розу лунную в небесном
Океане полюбил я.
Соловей — и шум и ссоры
В Гулистане полюбил я;
Водоверть косы тяжелой,
Как в дурмане, полюбил я;
Степь меня околдовала;
Путь скитаний полюбил я.

Гнал меня жестокий жребий
Через реки и долины,
Предо мною промелькнули
Горы Мекки и Медины,
Я блуждал в садах Эдема,
Видел призрачные крины,
И меня заполонили,
Привели в страну кручины.
Что мне делать? Сто печалей,
Сто страданий полюбил я.

Я один. В песках пустыни
Потонул мой взгляд. О, горе!
Для чего ты стрелы мечешь?
Ранен твой Фархад. О, горе!
Ты мне сердце истерзала.
В жилах — желчь и яд. О, горе!
Ослепленные надежды
По ветру летят. О, горе!
Так — рыдая — уголь жаркий
Заклинаний полюбил я.

Что за море предо мною?
Что за дикие утесы?
Догорающее тело
Жалят огненные осы.
Кто ты: голица? орлица?
Соловей среброголосый?
По семидесяти тысяч
Жалких пленных губят косы.
Киноварный шелк на тонком
Стройном стане полюбил я.

Приходи! Иль ты не видишь,
Как влюбленный раб томится,
Как меня в неволю манит
Черных кос твоих темница?
Неужели в злое время
Не должно мне счастье сниться?
Нищета впилась мне в душу,
тело точит огневица:
От руки твоей недоброй
Смерть в аркане полюбил я.

Милая меня отвергла:
Не желает на поруки
Взять полуживое сердце
У тюремщицы-разлуки.
Тяжело мне в ожиданье
Вздрагивать при каждом звуке
И ломать при встречах руки…
Злых бровей крутые луки
И ресницы злые — сотни
Стрел в колчане — полюбил я.

Так Махтумкули влюбленный
Стал добычею обманов.
Разнесли мою державу
Кони вражеских султанов.
Сто столиц в державе было,
Были тысячи духанов…
Я исчез, убитый милой,
Став золой, под землю канув,
Потому что слишком сильно
Цель скитаний полюбил я.

(А. Тарковский)

Довольно, сердце! Разомкни свой круг:
Я стражду в нем, как жалкий пленник в яме.
Жестокое, избавь меня от мук,
Не дай мне, сердце, изойти слезами.

Мой век промчался, как единый миг.
Я видел цель, но цели не достиг;
Был одинок — смутился и поник,
Обманутый тобою и мечтами.

И как слепой, склонив главу свою,
Поддерживал я ближнего, пою,
И стоны шлю в зенит и слезы лью,
Чуть белый свет забрезжит над степями.

Ты на дороге ждешь меня. Потом
С тобою мы извечный спор ведем,
И тяжко мне: я пьян твоим вином,
Я одинок, ты — что ни день — упрямей.

Но, может быть, иной понять готов
Беду мою и силу этих слов;
Мой голос прогремит среди холмов.
Суров Господь, и меч его — над нами.

Ни разума, ни глаз я не берег,
Желаниям препятствовать не мог,
И плачу я в сетях земных дорог,
А жизнь летит, как птица бьет крылами.

Бегу от гнета и горю в огне,
Я ликовал, служа твоей весне;
Был этот мир плохой опорой мне,
Остался я в пустыне с мертвецами.

Закрыв глаза, держал я путь в Иран;
Судьбой влекомый, я попал в Туран.
Трубит над миром вечный ураган,
Владеющий безумными сердцами.

Меня кружил и гнал великий страх,
Я золотом считал ничтожный прах,
Я видел гнет, я видел скорбь в домах,
Дела пустые были мне друзьями.

И жажду я, и тщетно жду дождя,
И пламенеет месяц, восходя:
Года летят, за днями дни ведя,
И я блуждаю, одержимый снами.

Мне кровь и желчь дают взамен питья
и тяжело мне бремя бытия.
Я полюбил — и стал Меджнуном я,
Красой Лейли опутан, как цепями.

Зовешь ты, сердце в Чин-Мачин, в Герат,
В подземный ад, где высится Сират…
А родинка чернеет, и горят,
Горят глаза под круглыми бровями.

Напрасно я чистосердечен был;
Погашен роком юношеский пыл.
А все-таки я зла не полюбил —
День истины мне светит мне и ночами.

Но в море справедливости мой плот
Не движется. Летит за годом год;
Как дервиш, раб Махтумкули бредет
К далекой тайне узкими путями.

На вопрос биография магтымкули заданный автором Невролог лучший ответ это ...Созум анлан ёк дийип, умсум отурма,
Жахан гиндир, чендан билен-де бардыр.
Магтымкули (МАХТУМКУЛИ) – туркменский поэт 18 в. , писавший под псевдонимом «Фраги» .
Годы рождения и смерти неизвестны, но о нем имеется немало сведений в рукописных источниках и народных преданиях. Основываясь на них, можно предположить, что Махтумкули родился в конце 1720-х либо в начале 1730-х. в Туркменистане в районе Кара-Кала. Его отцом был известный поэт и религиозный мыслитель Довлет-Мамед Азади (1700–1760), оказавший серьезное влияние на сына.
Рос на берегах рек Гурген и Атрек, в местах, где долгое время жили туркмены (сам Махтумкули происходил из племени гоклен) . Первоначально посещал сельскую школу, где его отец был учителем, но, наделенный немалыми способностями и упорством, Махтумкули рано прошел курс начальной школы, начал помогать отцу по хозяйству, пас скот, обрабатывал землю. Позднее стал отменным ювелиром, серебряных дел мастером. Дальнейшее образование получил в городах Керки и Бухара, завершив его в городе Хиве в медресе Ширгази. Ему он посвятил стихи, в которых с благодарностью вспоминал три года, проведенных в стенах этого учебного заведения.
На мировоззрение и творчество наложили отпечаток драматические повороты его судьбы. Менгли, девушка, которую любил Махтумкули, была отдана богатому жениху, уплатившему большой калым. Поэт, как гласит предание, женился через некоторое время на вдове Ак-Кыз, два их сына умерли еще в детском возрасте. Судя по стихам, Махтумкули был в иранском плену, кроме того, в некоторых стихах он вспоминает пропавшего брата и разлуку с ним, длящуюся девять лет, что, по-видимому, также связано с пленением самого поэта и его близких.
Жестокость завоевателей и трагедия многих народов – иранский шах Надир неоднократно опустошал Среднюю Азию, Афганистан, Индию и Кавказ – также стала причиной его пессимистических настроений, отразившихся и в стихах. Немало путешествовавший, знавший восточные языки и обычаи, он своими глазами видел последствия опустошительных походов. А нападение других врагов, кизылбашских разбойников, схвативших Махтумкули и его родичей, стало причиной того, что немалая часть произведений поэта утрачена – его рукописи выбросили в реку.
Сколько всего было написано Махтумкули, неизвестно (автографы не сохранились, даже названия стихов, публикуемых в сборниках, даны не автором, а составителями) . Сейчас корпус его произведений насчитывает более четырех сотен единиц (стихотворения, небольшие лирические и лиро-эпические поэмы) , общий объем которых превышает десять тысяч стихотворных строк.
Многие идеи и умозаключения в произведениях Махтумкули почерпнуты из сочинений его отца, который был не только автором лирических стихов и дидактической поэмы Бехишт-нама, но и уникального для туркменской литературы трактата в стихах Вагзи-Азад (1753–1754). Мысли об устройстве счастливого и справедливого государства, выраженные в этом трактате, были затем развиты Махтумкули. Немалое место уделял он вопросам патриотизма и любви к родному народу, встречаются у него и ярко выраженные сатирические мотивы, отразившиеся, например, в стихотворении Пожалуйста, ставшем еотъемлемой частью фольклора.
Произведения Махтумкули любимы народом, передаются музыкантами и сказителями, бахши (во многом благодаря им сохранились и сами стихи мастера) во многом благодаря новому поэтическому языку, выработанному им. Он отказался от трудного для понимания книжного языка, изобиловавшего варваризмами и архаизмами (арабизмы, фарсизмы, чагатаизмы) . Его стих приближен к народной речи, построен не на арабо-персидской метрике, а на народной силлабической системе. Именно поэтому произведения Махтумкули усвоены народом, значительная часть его строк стала пословицами и поговорками. (В то же время в его стихах огромное место занимают характерные для восточной поэзии условно-отвлеченные образы) .
Неотъемлемой частью туркменской культуры являются и легенды о Махтумкули. Так, согласно о

Опоэтизированный мир Фраги впитал в себя формировавшуюся на протяжении тысячелетий философию туркменской нации, мелодии народной души и стал подлинным оплотом несгибаемой воли туркмен.

Президент Туркменистана

Гурбангулы Бердымухамедов

В туркменском литературоведении была проделана немалая работа и в деле изучения жизненного и творческого пути Махтумкули. Сведения о биографии и творчестве поэта начали проникать в европейские страны уже в середине XIX века. Мы имеем в виду работу, опубликованную в 1842 году в Лондоне польским писателем Л. Ходзько-Борейко, работавшим тогда русским дипломатом. Вслед за этим И. Н. Бсрезиным, А. Вамбери, Ф. Бакулиным были опубликованы работы, содержавшие сведения о поэте. Исследования по творчеству Махтумкули, опубликованные во второй половине XIX века, стали начальным этапом исследований. Полномасштабная работа по научному изучению биографии и творческого пути Махтумкули была начата лишь в XX веке. Следует выделить заслуги русского ученого - академика А. Н. Самойловича, внесшего огромный вклад в изучение туркменской литературы. Помимо составления указателей стихов Махтумкули он впервые изложил на­учное понимание творческого наследия Махтумкули.

В изучении творчества Махтумкули необходимо отметить заслуги академика Б. А. Каррыева и профессора М. Косаева. Написан ряд кандидатских и докторских диссертаций, связанных с творчеством поэта. Вместе с тем существуют различные взгляды, касающиеся творчества и биографии поэта. Это связано с не дошедшими до нас или же дошедшими в малом количестве историческими сведениями о творческом пути поэта, с несохранившейся частью его литературного наследия. Это, в частности, привело к формированию различных мнений о семейном положении, дате рождения и смерти поэта.

В первые годы изучения биографии поэта годами его жизни считались 1733-1782 годы. Эти даты связаны с книгой венгерского ученого А. Вамбери «Путешествия но Средней Азии». А. Вамбери в своей книге писал: «Он (Махтумкули - А. А.) из туркменского племени гоклен, жил 80 лет назад». Как известно, А. Вамбери приезжал в Центральную Азию в 1863 году. В этом же году он и получил у Гызыл ахуна некоторые сведения о поэте. Основываясь на этих сведениях, был сделан вывод о том, что Махтумкули скончался в 1783 году. А. Вамбери не оставил никаких сведений о том, в каком возрасте скончался Махтумкули, и, в частности, о дате рождения поэта. Основываясь на сведениях, полученных А. Вамбери от Гызыл ахуна и народных преданиях, датой рождения Махтумкули был принят 1733 год. Об этом один из первых исследователей туркменской литературы Ахундов Гургенли в 1939 году пишет следующее: «По словам европейского ученого XIX века Вамбери, Махтумкули скончался в 1783 году, однако по более достоверным данным, собранным в среде потомков поэта, Махтумкули скончался в 1195 году хиджры, т.е. в 1780 году в возрасте 49 лет». А. Гургенли в 1940 году, опубликовав стихи Махтумкули, в предисловии к ним повторяет эти свои мысли: «Махтумкули родился в 1731 году и скончался в 1780 году». В 1941 году Рухи Алиев и Гургенли Ахундов опубликовали третье издание стихов поэта. Р. Алиев, написавший предисловие к этому изданию, утверждает: «Махтумкули Фраги родился в 1733 году в Этрске, в селении Гинджай близ известного холма под названием Акдепе» , в отличие от А. Гургенли доводя дату рождения поэта до 1733 года. Р. Алиев и о дате смерти поэта приводит мнение, отличное от А. Гургенли. Точнее, он об этом говорит так: «Махтумкули, прожив около 50 лет, скончался в 1782 году».

Исследователь Махтумкули Б. А. Гаррыев в статье «Туркменская литература - наша гордость», говоря, что «Махтумкули родился в 1733 году у берегов реки Этрек и там же в 1782 году скончался», поддерживает мнение Р. Алиева, связанное с датировкой рождения поэта, одновременно с этим соглашаясь с Вамбери касательно года его смерти. Таким образом, в работах, написанных в 40-е годы и в последующие, в особенности в учебниках, были зафиксированы именно эти даты. Однако с течением времени некоторые из исследователей начали сомневаться в их правомерности. Более близкое знакомство с творчеством поэта, глубокое изучение различных свидетельств, собранных в народной среде, порождают гипотезу о том, что Махтумкули, возможно, родился ранее 1733 года и покинул этот мир позднее 1782 года.

Одним из первых, кто выразил сомнение по вопросу о прежних датах жизни Махтумкули, был академик Б. А. Гаррыев. В статье «О биографии Махтумкули» он пишет: «Точно неизвестно, когда родился и когда скончался Махтумкули, потому что не осталось исторических документов, касающихся данного вопроса» .

Вслед за этим известный ученый Р. Реджепов в статье «На пути уточнения даты рождения Махтумкули» и профессор М. Косаев в книге «Беседа о литературе», глубоко рассмотрев этот вопрос, выдвинули идею о том, что поэт родился ранее 1733 года, чему имелись твердые основания. Приведем лишь один довод. Махтумкули в стихотворении «Ради Човдур хана» пишет о том, что Човдур хан отправился «для получения сведения у Ахмет шаха». А Ахмет шах был в Мешхеде последний раз в 1769-1770 годах, а в 1772 году скончался. Если мы будем исходить из того факта, что Махтумкули родился в 1733 году, то в 1770 году, когда судьба отвернулась от Човдур хана, поэту должно было быть 36-37 лет. Махтумкули так завершает стихотворение, посвященное смерти Човдур хана:

Взывая Фраги: где мой брат?

Где земная опора моя? Где мой сокол?

Мутится моя голова, поникая,

Клубится кромешный туман, Човдур-хаи!

(перевод А. Тарковского)

Если поэт создал стихотворение в зрелом возрасте, когда покрылась сединой его голова, то это говорит в пользу того факта, что это был мужчина старше среднего возраста, примерно около 45 лет, подтверждением чему и служат слова «Не может моя седая голова выдавать мысли». Этот факт, равно как и другие доводы, дают основание сделать вывод о том, что поэт родился, вероятно, в 1724 году.

Махтумкули в ряде своих стихотворений ведет речь о своем возрасте. В стихотворении поэта «Известно мастеру» говорится, что он дожил до 80-летнего возраста:

Ты был в пятьдесят молодец молодцом

Чего же ты достиг на десятке восьмом?

(Перевод Ю. Неймана)

Сведения о жизни поэта после 80-летнего возраста в стихотворениях не встречаются.

Стихотворное состязание поэта со своим современником поэтом Зунубы заканчивается следующими строками:

В тысяча двести одиннадцатом

Смерть настигла его

Зунуби говорит: таков наш ответ.

Как видно из этих строк, на вопрос Махтумкули «Сколько лет прошло после кончины пророка Мухаммеда?» Зунубы отвечает: «Со времени кончины Пророка Мухаммеда прошло 1211 лет». А пророк Мухаммед скончался в 632 году христианского летоисчисления. Если к 632 годам прибавить 1211 лет, то это совпадает с 1806 годом христианского летоисчисления. Данный факт свидетельствует о том, что в 1806 году Махтумкули был жив.

Но следует обратить внимание и на другой вопрос. Стихотворные состязания появляются в двух случаях. Во-первых, какой-то поэт с целью проверки уровня знания другого поэта отправляет ему свое стихотворение, содержащее разные вопросы. Поэт, получивший стихотворение, пишет свои ответы на вопросы. Примером этому могут служить стихотворения Махтумкули «Какого возраста», «Какой огонь», предназначенные Дурды шахиру, «В ком разница», отправленные Оразменгли шахиру. Во-вторых, какой-то поэт пишет стихотворение, состоящее из разных вопросов общего характера, не обращаясь к конкретному поэту. В качестве примера можно привести стихи Махтумкули «Выигрывал», «Из позорного мира», «Шел с высоты на высоту», «Трое святых», «Дал милостыню, чтобы простили грех» и «Увидел оберег». В таком случае любой поэт может написать свой ответ. Даже ответы на вопросы стихотворения могут написать поэты, жившие после поэта. В общем, сравнивая разные сведения, можно предположить, что Махтумкули скончался примерно в 1807 году.

Как было сказано ранее, отцом Махтумкули является классик туркменской поэзии Довлетмаммед, создававший свои произведения под псевдонимом «Азади». Матерью поэта была Оразгуль. Махтумкули вырос в большой семье. У него было несколько братьев и сестер. Начальное образование Махтумкули получил у отца. Об этом поэт пишет так:

Буду молиться, много мук пережито,

Наукам я учился у родного учителя - отца.

(Дословный перевод Ш. Джумаева)

В найденном в последнее время стихотворении «Не Бог ли?», Махтумкули упоминает в качестве своего наставника, т.е. человека, обучавшего его науке, имя еще одного человека - Бекдурды ишана.

Ты адские муки претерпишь, пока не перейдешь преграду.

Это ж вы, мой наставник, Бекдурды ишан.

Может быть, Бекдурды ишан преподавал Махтумкули во время учебы в медресе Ширгази. В медресе Ширгазы поэт учился 3 года. Имеются сведения о том, что Махтумкули учился и в медресе Кукалташ в Бухаре. Эту информацию подтверждают следующие строки поэта:

Однажды ночью я лежал на заре

Пришел один пир по имени Бахаведдин.

Махтумкули особо почитал Бахаведдина Накшбенди. Даже свои поэтические вдохновения поэт связывает с Накшбенди:

Накшбенди ко мне явился в час ночной

И огонь своей души во сне принес.

(Перевод Л. Кронгауза)

Махтумкули уверовал в суфистское направление «накшбен- дия». Этот путь суфизма одобрял борьбу за свободу и патриотизм. На формирование вдохновенного патриотизма Махтумкули в определенной степени повлияло и это направление суфизма. Махтумкули получил прекрасное образование своего времени и основательно изучил восточную литературу. Он в своем стихотворении «Был бы в счету» с большим уважением вспоминает таких знаменитых поэтов, как Абу Сеит, Омар Хайям, Фирдоуси, Низами, Хафиз, Навои.

В молодые годы Махтумкули влюбился. Об этом он в стихотворении «Начал жить» пишет:

Семнадцати когда достиг, влюбился,

И с этой любовью вышел на поле жизни.

(Дословный перевод Ш. Джумаева)

Поэт женился на своей возлюбленной, однако его счастье длилось недолго:

После семнадцати стал прославленным,

Женился на красавице, стал жить в счастье,

Наслаждался красою этого цветника,

Когда достиг двадцати, счастье отвернулось от меня,

Рок отобрал у меня любимую, пришел я в дом скорби.

(Дословный перевод Ш. Джумаева)

На двадцатилетнего поэта обрушилось несчастье. В этом возрасте он потерял первую супругу. То, что поэт женился на своей любимой, свидетельствуют и следующие строки поэта:

Любил и был любим красавицей,

И стал жить вместе с ней.

(Дословный перевод Ш. Джумаева)

О разлуке с первой супругой точно свидетельствуют строки поэта «Разлучившись первой женой, понимаю, не станешь мудрецом». Затем в жизни поэта начинается период вдовства, оставивший в его жизни неизгладимый след:

Горемычная, иди ко мне горем делиться,

Вдовство поранило и мое сердце.

(Дословный перевод III. Джумаева)

Проходит время, раны зарубцовываются, в молодом сердце начинает просыпаться стремление к жизни. В этот период он встречает Менгли. Махтумкули, обращаясь к ней со словами: «Подобную тебе любимую я потерял», говорит о том, что она чем-то напоминает его первую жену. Разлученный со своей первой любовью Махтумкули безрассудно бросается в пучину новой страсти, обращенной к Менгли. Однако молодым не суждено было соединиться. Несбывшиеся мечты отразились в десятках стихотворений поэта, которых дополнили и эти трагические строки «Судьба подарила одному малодушному мою любимую Менгли».

После поэта не осталось наследников. В своих стихах он со скорбью говорит о разлуке со своими детьми. Как свидетельствуют строки поэта, он попал в трудные положения. Даже в определенные времена угодил в тюрьму:

Махтумкули со связанными руками,

Не оставил и следа от прекрасного дестана.

Сидели в тюрьме наши пиры, ишаны,

Оторвали от моего каравана, что мне делать.

(Дословный перевод III. Джумаева)

В основном, Махтумкули подписывал свои произведения собственным именем. А также поэт использовал такие литературные псевдонимы, как Фраги, Гул Магтым и Магтыми.

До наших дней сохранилось более семисот стихотворений и около 10-ти небольших поэм поэта. Из них около 80% встречаются в рукописях, остальные были записаны из уст народа. По нашему убеждению, литературное наследие поэта, который не мог останавливаться, когда «гласил язык», обиженный на свое время и мир, душа его была наполнена несбывшимися грезами, свое горе он излил стихами и никогда не унывал, сердце его всегда жило в заботе о народе, - должно быть значительно больше чем вышеперечисленные цифры. Это подтверждают, помимо народного предания, связанного с литературным наследием поэта, и его строки:

Враг ненавистный нас застал врасплох,

Посеяв всюду разоренье и печаль.

Бесценная книга - плод пяти лет неустанных трудов,

Изничтожили в миг беспощадные кызылбаши.

Сель забрала все написанные мной книги,

Вслед ними очи мои глядели в слезах.

Творческий мир Махтумкули, посвятившего всю свою жизнь народу, богат и разнообразен. Уклад туркменской жизни XVIII века, история эпохи и политические события, безмерная любовь к туркменской земле, горячая любовь к воспитавшему его народу, социально-бытовые вопросы, красота природы, моральная чистота, светлая любовь - все это нашло место в творчестве поэта. Махттумкули - поэт, внесший большие изменения не только в туркменскую, но и в истории тюркоязычной литературы. Когда академик Б. Б. Бартольд писал: «…из всех турецких народностей только туркмены имели своего национального поэта, Махтумкули», вероятно, имел в виду именно те изменения. До Махтумкули в тюркоязычной литературе, в частности и в туркменской литературе не встречается изображение общей жизни народа. В тюркоязычной литературе до Махтумкули крупные, сюжетные произведения создавались, в основном, на основе фронтальных сюжетов, преданий и легенд. Здесь мы имеем в виду произведения, созданные на основе сюжетов «Юсуф и Зулейха», «Лейли и Меджнун», «Сагды-Вакгас», «Зейнеларап», «Хысров и Ширин», «Фархад и Ширин» и многие другие. Правду говоря, в литературе до Махтумкули имеются крупные произведения, описывающие военные походы отдельных султанов, шахов и ханов, восхваляющие их оды - касыды. Но они не отображали общую народную жизнь. Если говорить о малых поэтических произведениях, то имеется много касыд отдельных поэтов, воспевающих султанов, шахов и ханов. Правду сказать, такое явление встречается в творчестве большинства поэтов, служивших во дворце царя. Содержание произведений, созданных в таких условиях, часто совпадают. В них отражается личная выгода или ожидание. В творчестве Махтумкули имеется стихотворение, посвященное Ахмет-шаху, основавшему суверенное афганское государство, поэт пишет:

Да славится в мире великое имя твое, Ахмет-шах,

И вознесется до небес величие дел твоих славных.

Какую цель преследовал поэт через это вдохновенное стихотворение? Как в одах средневековья поэт ожидал каких-то подарков от Ахмет-шаха или написал это стихотворение в ожидании каких-либо должностей-степеней? Нет, в основе стихотворения поэта лежит забота о народе. В этом стихотворении поэт заботится о туркменском народе, который часто подвергался нападениям из-за своих религиозных убеждений. В этом вопросе поэт ждет поддержки у Ахмет-шаха. Как известно из истории, и сам Ахмет-шах был склонен поддерживать близкие отношения с туркменами. В своих военных походах он намеревался опираться на туркмен, известных в истории своими боевыми способностями. В эпохе наличия таких напряженных политических событий и было написано стихотворение Махтумкули об Ахмет-шахе. На самом деле это стихотворение - не восхваление. Оно на политическую тему. В нем затрагиваются политические проблемы туркменской жизни XVIII века. В этом может убедиться любой читатель, знакомившийся с «Arşy-aglaýany». Стихотворение поэта «Aly siziňdir» также имеет политическую направленность:

Вперед, славный сын полководца Фадха, пришел твой черед,

Возьми бразды судьбы - да пребудет с вами Али.

Возродится былое могущество древнего государства,

Истинное величие, да пребудет оно с вами, на славном пути!

Махтумкули воспевал Мухамметхасан-хана, чтобы противопоставить его врагам туркменского народа и вдохновил его на сражение. В стихотворениях поэта «Arşy-aglaýany» и «Aly siziňdir» нет призыва объединения племен, призыва к единению, идеи создания суверенного туркменского государства. В написанных приблизительно в одно и то же время стихотворениях поэт мечтает о спокойствии народа, однако не смог правильно определить конкретный путь достижения той мечты. Не дождавшись ожидаемого от Ахмет-шаха, Мухамметхасан-хана и прочих, Махтумкули понял, что мирная жизнь народа заключается в единении племен, и начал писать эти мысли в своих стихотворениях.

Во времена поэта не только представители племен, но и родов не ладили между собой. Словом, если говорить языком Махтумкули, «каждый был султаном себе». В этой ситуации Махтумкули-поэт понял необходимость объединения своих сородичей и соплеменников. С такой целью появилось стихотворение поэта «Гоклен». В этом стихотворении поэт вдохновил своих соплеменников к борьбе, воодушевил их:

В степи гоклен быстрее лани,

Стремителен он, как джейран.

Но вступит в бой - он беспощаден,

Как лев голодный, страшен он.

Со временем поэт достигает другой истины. Оказывается, для победы над суровым врагом недостаточно лишь единства соплеменников. В этом случае начинает призывать к единению с живущими по соседству туркменскими племенами. Поэт, понимавший, что победа будет способствовать объединенным туркменским племенам во время сражений с внешним врагом, с большим вдохновением писал:

Емут, гоклен, по зову души.

Объединились в непобедимое войско, и края ему не видать,

Не вмещает его ни земля, от края и до края,

Не ведать нам, куда путь войско держит, и где оно сейчас.

Не было достаточно в борьбе с внешним врагом единения племен емут и гоклен. Так, в этих ситуациях поэт понимает необходимость объединения всех туркменских племен и призывает к их единению. Это можно точно увидеть в стихотворении поэта «Döker bolduk ýaşymyz» («Стали лить наши слезы»). В истории туркменской литературы Махтумкули первым поднял со всей ясностью вопрос объединения туркменского народа, создания государства:

В единстве - сила туркмен нерушимая,

Одолеют могучие реки, и Нил иссушат они мощью своею,

Теке, емут, гоклен, языр и алили,

Единой стране нам пристало служить отныне.

Находясь в гуще политических событий своего времени, поэт приходит к историческому выводу, что необходимо объединить всех туркменских племен и построить суверенное государство. Идея поэта объединения туркменских племен, создания суверенного государства, заключены в его стихотворениях «Türkmeniň» и «Türkmen binasy»:

Текe, eмут, языр, гоклен, народ Ахала -

В единстве сила ваша, расцвет и благодать.

Махтумкули, когда призывал туркменские племена к единению и консолидировать силы в борьбе против сурового врага, восхвалял отдельных исторических личностей. Однако это восхваление в корне отличается от высокой патетики средневековых касыд туркменской литературы. Когда Махтумкули восхвалял какого-то хана или афганского падишаха Ахмет шаха, то исходил из интереса народа. Точнее, поэт призывает их к борьбе против врагов туркменского народа. Такое видим в элегиях Махтумкули, созданных по случаю смерти таких туркменских ханов, как Човдур-хан и Довлетали. И Човдур-хан и Довлетали – богатыри, погибшие в борьбе по защите народа от внешних врагов. Именно поэтому Махтумкули всем сердцем скорбит по поводу смерти защитников народа:

Човдур хан, зеница ока моего, крылья души заветной.

Погиб, и мечется душа моя в силках печали,

Герой среди гекленов, защитник своего народа,

Покинул жизнь земную, скорбь внушив всем нам.

Основной отличительной чертой поэзии Махтумкули прежней туркменской или тюркоязычной литературы является конкретный историзм, отраженный в его стихах. Поэт описывает конкретные события своего времени, скорбит по поводу смерти своих современников, погибших в борьбе за мирную жизнь народа, душа поэта поет от мельчайшей радости в жизни народа. Мы, скорее всего, не найдем в тюркоязычной литературе до Махтумкули стихотворений, написанных в форме следующих строк:

Скажи, Фраги, пришел конец бренному,

Опустошив мне душу, даря лишь боль отчаянья,

Туркменский мой народ, о люди, внемлите же -

Ищу я край, где волен человек, словно потоки с гор.

Из этих строк звучит голос совершенной личности. Махтумкули соединил литературу с жизнью народа. В стихотворениях поэта нашло свое отражение во всех проявлениях туркменская жизнь XVIII века. Мы встречаем в произведениях поэта и политические, исторические события XVIII века, и обычаи туркменского народа, и воспитанность туркменских женщин, словом, все особенности характера туркмен. Правду говоря, не одинакова сфера их разработки в творчестве поэта.

Одна из наиболее активно разработанных тем в творчестве Махтумкули - тема Родины, спокойствие в ней, единение народа, вопрос государственности, который является первой необходимостью для мирной жизни. Вообще, эти вопросы Махтумкули рассмотрел не отдельно друг от друга, а в связи друг с другом, как тема, дополняющая одна другую. Поэт, переживающий, сказав «есть у меня болезнь от страны, времени», указывает причину своей болезни, сердечной боли так:

Разграблен город души, пришло войско со знаменем,

Не знаю, решит ли он судьбу родины этой?

Еще одно новшество, внесенное Махтумкули в туркменскую литературу, явное и конкретное описание поэтического образа туркменской девушки с ее собственным именем, в то же время свойственным туркменским девушкам XVIII века, застенчивым, скромным, учтивым характером, а также привлекающей, увидевших ее, как магнит природной красотой. Кроме того, он ввел в тюркоязычную литературу святую любовь. Правдивость этого, кажущегося пафосным выражения, человек может почувствовать любовь Махтумкули к Менгли через его стихи.

Распустившийся цветок в саду тюркоязычной литературы и соловей, поющий от любви, соединился в творчестве Махтумкули с жизненной правдой. В стихотворениях поэта был воспет не какой-то обычный цветок или поющий от любви какой-то соловей, а конкретный человек со своей национальностью и племенем, собственным именем:

Живет она в краю, где высоки крепости,

Прохладны родники и полны свежести долины,

Родом - из гекленов, звать се - Менгли,

Нежней цветка любимую я потерял, о други.

Впервые здесь читатель на месте Зулейхи, Лейли, Ширин и других, часто использованных в Восточной литературе, встречается с новым, ранее не использованным литературным персонажем, жившим в конкретное время и конкретной местности. На самом деле Менгли – даже не литературный герой. Махтумкули в своей любви не Юсуф, не Меджнун или не Хысров. Давайте, послушаем самого Махтумкули:

Опален огнем я страсти, в шестьдесят раз горше доля моя, о Меджнун,

Мог бы сорок лет я песнь слагать о магии любви для самого Фархада.

Если не было бы такой горячей любви, то Махтумкули «близясь к 60-ти» не смог бы так стенать сердцем:

Прощай Менгли, угас в душе пыл страсти,

Не пожалел никто меня - сгорел, о, горе мне!

Даже в творчестве великого Несими, который является одной из неугасающих звезд не только в истории туркменской или тюркоязычной литературы, но и всей Восточной литературы и в полном смысле слова мировой литературы, написавший в своих стихотворениях:

Речь ее слаще арабских стихов,

Кто не ведает, кто она, знай же, она - туркменка.

Даже у Навои, происхождение и творчество которого невозможно представить без туркмен, воспевший в своих стихах какую-то туркменскую девушку строками:

Навои, коль оставишь просторы туркменской земли,

не сочтите грехом.

Его спалила страсть-печаль по прекрасной туркменке.

(Дословный перевод)

Или даже в творчестве беззаветно боготворившего родной край, в осо­бенности древний Мерв, Мухаммеда Физули Баяты, происходившего из одного из древнейших туркменских племен – баятов, мы не наблюдаем образ конкретной туркменской красавицы. Послушаем Махтумкули:

Закрыв лицо вуалью тонкой,

Усладив речи добротой,

Махтумкули, мне лишь одна услада -

Зреть лик единственной Менгли моей.

Как видно из примеров, в туркменской литературе XVIII века в литературу вошел конкретный образ возлюбленной. В литературе суфизма страсть, любовь была связана с Богом. Даже любовь героев в таких часто встречающихся сюжетах, как «Лейли и Меджнун», «Юсуп и Зулейха» рассматривали в этих рамках. Но Махтумкули вышел из этих рамок. Но это не значит, что Махтумкули не следовал классическим направлениям литературы суфизма. В своих многих стихотворениях, особенно в таких стихотворениях, как «Кто ты», «Эту боль», «Влюбился я» следовал направлениям литературы суфизма, основанным на встрече со своей любовью. Но как поэт он выходит из ограниченной модели литературы суфизма и вводит реализм в литературу.

В поэзии Махтумкули встречаются десятки стихотворений, связанных с социальным неравенством и несправедливостью в жизни. И в этом вопросе поэт исходит из интересов народа, горюет вместе с униженными и оскорбленными:

Обмелели русла могучих рек, обвалились высокие скалы,

Сироты слезы горькие льют рекой.

Нечестивые беки, не стыдясь своего происхожденья,

Творят бесчинства, раздирая государство, горе мне!

Выше мы отметили, что Махтумкули написал элегии, посвященные смерти таких туркменских ханов, как Човдур-хан, Довлетали, восхваления Ахмет-шаху и Мухамметхасану и объяснили причину появления таких произведений. Поэт не проходит мимо ханов, угнетающих свой народ:

Испортились гокленские ханы,

Считают личным наше состояние,

Не оставляя ни одного, гнали скот,

Нам осталось только наблюдать.

В своем известном стихотворении «Фетдах» поэт горюет по поводу угнетаемого царем-тираном народа:

Из-за тебя зачахли страна и солнце туркмен,

Пролитой кровью наполнил мою прекрасную страну.

Конечно, поэт знал, что за это стихотворение ему грозит смерть и нищета. Но может ли испугавшийся смерти молчать поэт, который всем сердцем любил свою прекрасную страну? Конечно нет! Если он не написал бы такие стихотворения, тогда он не стал бы национальной гордостью туркменского народа – Махтумкули.

Творчество Фраги, совершившегося большие новшества в туркменской литературе XVIII века, стало своеобразной школой для последующих поэтов. Представители туркменской литературы XIX века и последующих эпох переняли у Махтумкули приближение литературы к народу, использование языкового богатства народа.

Творчество поэта отличается не только тематическим богатством, но и удивляет использованием художественных способов, превращением каждого слова, пропущенного через вдохновение, в образ:

Кровавые слезы текут не из глаз - но из печени горячей,

Не останется даже камень равнодушным к беде моей - верное слово!

Горы склонили свои высокие вершины, обернув их в покрывало тумана.

Ветры, отяжелев, стелятся по земле своим тяжелым чревом.

Такие прекрасные строки поэта можно встретить в каждом стихотворении. В своем творчестве Махтумкули по-новому использовал туркменские пословицы и поговорки:

В каждой красавице есть недостаток, в ее двенадцати органах,

Если пристально посмотреть на молоко, в нем кровь имеется.

(Дословный перевод М.А.Тагановой)

В этом стихотворении под названием «Имеется кровная месть» поэт умело использовал в строках две пословицы, т.е. такие пословицы, как «Нет красавицы без изъянов» и «Если посмотришь на молоко, появится кровь».

Использование Махтумкули художественных приемов, мастерство в способах написания стихов продлили жизнь стихотворений поэта, написанных его пером.

Творчество Махтумкули, определенное известными учеными как единственный национальный поэт, в любом вопросе пропитан национальностью. Махтумкули – это туркменская жизнь XVIII века. В творчестве поэта эта жизнь нашла свое отражение со своей радостью и горем, победой и поражением.

Если Махтумкули выступал как сын Довлетмаммеда Азади – Гарры мола, которого считали святым туркменского народа, он бы не написал о таких смелых, которые готовы к смерти ради чести:

Я тверд душой, Махтумкули, и люди ведают о том.

Не уйдет живым наглец, посягнувший делом чести.

Если Махтумкули не вышел бы из рамок туркменского сознания XVIII века, когда говорили, можно увидеть то, что написано на лбу волею Аллаха, не смог бы написать такие слова, обращаясь к Богу, «О, Всемогущий, не удерживай меня в моих добрых и гневных порывах». На самом деле, Махтумкули – это своеобразный мир. Чтобы понять его, надо стараться всецело вникнуть в духовный мир поэта. Это невозможно. Но мир Махтумкули не дает покоя тем, кто интересуется им.

Когда мы говорим о Махтумкули, часто говорим о нем на уровне обычного человека, в лучшем случае обычного поэта. Но, мы должны понимать, что Махтумкули не обычный человек или не обычный поэт, он редко встречающийся талант, своеобразный, очень редко встречающийся мир. Если не будем делать так, тогда бы мы не поняли природный талант и Великую личность, преобразившую тюркоязычную литературу, соединив ее с народной жизнью.

Тысячу раз правда слова известного ученого-востоковеда Е. Э. Бертельса, когда он говорил: «Для … осознания всей глубины и постижения всех граней его (Махтумкули – А.А) творческой одаренности нужно быть неутомимым в своем стремлении познать и осязать истинное значение каждого его произведения, каждой поэтической строки, каждого слова».

Аннагурбан АШИРОВ,



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!