Основные реформы Екатерины II Великой - причины, цели, значение. Реформы барона игельстрома

Федор Ивановичи родился в 1741 году в Каменице-Сремской недалеко от Петроварадина.

Когда турки захватили Сербию, семья Яновичей была одной из древнейших дворянских семей и владевшая селом Мириево близ Белграда, вместе со многими знатными сербами в 1459 году переехали в Венгрию. В Венгрии семья прославилась в многочисленных войнах с турками, за что императором Леопольдом I ей были присуждены определённые привилегии.

Образование Федор Иванович получил в Венском университете. Там он изучал юриспруденцию, камеральные предметы и науки, касающиеся внутреннего государственного благоустройства.

После окончания университета попал на службу секретарем к Темешварскому православному епископу Викентию Иоанновичу Видаку, который стал впоследствии Карловацким митрополитом.

В 1773 году Федор был назначен первым учителем и директором народных училищ в Темешварском банате. Находясь на этой должности, он принял участие и в осуществлении реформы образования, предпринятой императрицей Марией Терезией. Целью реформы было введение в Австрии новой системы образования, которая уже была введена в Пруссии. Преимущество новой системы, введённой в 1774 году, заключалось в выстраивании стройной системы начальных и высших народных школ, тщательной подготовке учителей, рациональных приемах преподавания и установлении специальной учебной администрации. На обязанности Янковича как директоре училищ в провинции, населенной православными сербами, лежало приспособление новой учебной системы к местным условиям.

В 1774 году императрица Мария-Терезия пожаловала Янковичу дворянское достоинство Австрийской империи, с присоединением к его фамилии названия де Мириево, по имени села, которое принадлежало его предкам в Сербии.

В 1776 году он посетил Вену и подробно ознакомился с местной учительской семинарией, после чего перевел на сербский язык немецкие руководства, введенные в новые школы, и составил руководство для учителей своей провинции.

При свидании в 1780 году в Могилёве с Екатериной II австрийский император Иосиф II рассказал ей о проведённой реформе образования в Австрии. Он и рассказал императрице про Янковича. В 1782 году Янкович переехал в Россию. 7 сентября 1782 года был издан указ об учреждении комиссии народных училищ. Членами комиссии были назначены академик Франц Эпинус и тайный советник П. И. Пастухов. Янкович был привлечён в качестве сотрудника-эксперта, что не подчеркивало его руководящей роли, так как на него была возложена вся тяжесть предстоящей работы: именно им был разработан план новой учебной системы, организовывалась учительская семинария, делался перевод и переработка учебных руководств. В его обязанности входило подготавливать материалы по разным проблемам и представлять на обсуждение комиссии, которая почти всегда утверждала их без изменений. Лишь в 1797 году Янкович был введен в состав комиссии.



План школьной реформы 1782-1786 был составлен Федором Ивановичем. Согласно его разработкам, народные училища должны создаваться двух типов: главные и малые. Главные были в губернских городах, а малые находились в уездах. Малые училища были двухклассными. Первые два класса по учебному плану совпадали с планом первых двух лет главных училищ. Там учили письму, чтению, арифметике, чистописанию, катехизису. В главных училищах обучение проходило в течение четырех лет. Здесь в старших классах изучались такие дисциплины, как Закон Божий, арифметика, русский язык, география, история, геометрия, механика, физика, архитектура, иностранный язык. Обучение было бесплатным, но учителям внушалось, чтобы они не пренебрегали деньгами родителей.

В 1783 году в Петербурге был открыто Главное народное училище, сделавшееся учительской семинарией, где обучали будущих педагогов для народных училищ. Для успеха в учебе очень важную роль играли знания учителя. К 1786 году был подготовлен первый выпуск учителей.

В итоге в конце XVIII века всего было 228 народных училищ. В них обучались боле 22 тысячи человек, из которых полторы тысячи - это девочки. Реформа не решила полностью вопрос об образовании российских детей, но уже появилась система единых учебных планов

  • Предмет истории государства и права России и ее место в системе юридических наук
    • Предмет и методы истории государства и права России
    • Проблемы периодизации истории отечественного государства и права
    • Место истории государства и права России в системе юридических наук
    • Проблемы историографии истории государства и права России
  • Древнерусское государство и право (IX- XII вв.)
  • Феодальные государства и право в период политической раздробленности (XII-XIV вв.)
  • Образование единого Русского (Московского) централизованного государства (XIV- XV вв.)
    • Образование Русского централизованного государства
    • Общественный строй Русского централизованного государства
    • Государственный строй Русского централизованного государства
    • Судебник 1497 г.
  • Государство и право России в период сословно-представительной монархии (XVI-XVII вв.)
  • Становление абсолютизма в России. Реформы Петра I
    • Предпосылки формирования абсолютизма в России. Социальный состав населения
    • Сословные реформы Петра I
    • Реформы центрального государственного аппарата при Петре I
    • Реформы местного управления при Петре I
    • Военная, финансовая и церковная реформы Петра I
    • Провозглашение России империей
    • Формирование новой системы права при Петре I
  • Развитие абсолютизма в России в XVIII в.
    • Государственная система абсолютизма в эпоху дворцовых переворотов
    • Государственные реформы эпохи просвещенного абсолютизма
    • Сословный строй России XVIII в.
    • Дальнейшее развитие российского права. Уложенная комиссия
  • Развитие абсолютизма в Российской империи в первой половине XIX в.
  • Российская империя в период буржуазно-демократических реформ (2-я пол. XIX в.)
  • Государство и право Российской империи в период перехода к конституционной монархии (1900-1917)
    • Первая русская революция и оформление основ конституционной монархии в России
    • Первые Государственные думы
    • Аграрная реформа Столыпина
    • Государственные и общественные органы Российской империи в годы Первой мировой войны
    • Российское право в 1900-1917 гг.
  • Государство и право России в период буржуазно-демократической республики (март-октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция 1917 г. Свержение монархии
    • Государственное устройство России в период буржуазно-демократической республики (март-октябрь 1917)
    • Законодательство Временного правительства
  • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - июль 1918 г.)
    • Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти
    • Борьба за упрочение советской власти
    • Создание советского государственного аппарата
    • Создание ВЧК и советской судебной системы
    • Учредительное собрание. III и IV съезды Советов
    • Создание основ социалистической экономики
    • Первая советская Конституция
    • Формирование советского права
  • Советское государство и право в период Гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918-1920)
    • Политика военного коммунизма
    • Изменения в государственном аппарате Советского государства
    • Военное строительство в период Гражданской войны
    • Развитие советского права в период Гражданской войны
  • Советское государство и право в период нэпа (1921 - конец 1920-х). Образование СССР
    • Переход к новой экономической политике
    • Реорганизация советского государственного аппарата в период нэпа
    • Судебная реформа в период нэпа
    • Образование СССР. Конституция
    • Кодификация советского права в период нэпа
  • Советское государство и право в период социалистической реконструкции народного хозяйства и построения основ социалистического общества (конец 1920-х - 1941)
    • Социалистическая реконструкция народного хозяйства
    • Система государственных органов СССР
    • Конституция СССР 1936 г.
    • Советская правовая система
  • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны (1941-1945)
    • Перестройка советской экономики на военный лад
    • Перестройка государственного аппарата в годы войны
    • Вооруженные силы и военное строительство в годы войны
    • Советское право в военные годы
  • Советское государство и право в 1945-1953 гг.
    • Потери СССР в годы Великой Отечественной войны
    • Реорганизация советского государственного аппарата в послевоенные годы
    • Изменения в советском законодательстве в послевоенные годы
  • Советское государство и право в 1953-1964 гг.
    • СССР в 1953-1961 гг.
    • Реформы советского государственного аппарата в 1953-1964 гг.
    • Реформирование системы советского права в 1953-1964 гг.
  • Советское государство и право в 1964-1985 гг.
    • Развитие советского государственного аппарата в 1964-1985 гг.
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Развитие советского права в 1964-1985 гг.
  • Государственные реформы эпохи просвещенного абсолютизма

    Просвещенный абсолютизм - явление общеевропейское, составляющее закономерную стадию государственного развития большинства стран Европы.

    Элементы просвещенного абсолютизма в политической жизни России на протяжении всей второй половины XVIII в. были явными и определяющими.

    Сложившийся на настоящий момент взгляд на содержание политики просвещенного абсолютизма сводит ее суть к проведению сверху реформ в экономической, политической, культурной областях, направленных на модернизацию, устранение наиболее одиозных, устаревших, явственней всего тормозящих движение вперед проявлений феодального порядка без изменения по существу государственных форм абсолютной монархии.

    Такую политику в России проводили императрица Елизавета Петровна (1741-1761), император Петр III (1761-1762), императрица Екатерина II (1762-1796), император Павел I (1796-1801).

    Наиболее ярко государственные идеи просвещенного абсолютизма проявились в реформах Екатерины II - губернской, судебной, полицейской и церковной.

    Губернская реформа . Крестьянская война 1773-1775 гг. заставила Екатерину II заняться реформированием государственной машины. В первую очередь было реорганизовано ее наиболее слабое звено - местные органы власти.

    Накануне губернской реформы 1775 г. территория Российской империи разделялась на 23 губернии, 66 провинций и около 180 уездов.

    Документом, определившим направление губернской реформы, стали «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» 1775 г. В соответствии с этим документом вся территория империи делилась на губернии, которые, в свою очередь, состояли из уездов. Провинции и должности воевод ликвидировались.

    Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному принципу без учета географических, национальных и экономических признаков. Основной целью этого деления было приспособление нового административного аппарата к полицейским и фискальным делам. В основу деления был положен количественный критерий - численность населения: на территории губернии проживало 300-400 тыс. душ, на территории уезда - 20-30 тыс. душ (в каждой губернии было в среднем 10-15 уездов).

    Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление , в которое, кроме губернатора, входили губернский прокурор и два советника. Главные функции губернского правления: широкое объявление законов и правительственных распоряжений; надзор за их выполнением; отдача под суд нарушителей закона; руководство местными судами и полицией.

    Всеми расходами и доходами в губернии, ее промышленностью, сбором налогов ведала казенная палата .

    Учреждался в губернии и новый орган - приказ общественного призрения , который ведал народным образованием, охраной здоровья населения, общественной благотворительностью, смирительными домами, а также охраной «порядка» (помогая в том полиции).

    Надзор за законностью в губернии осуществляли губернский прокурор и два губернских стряпчих (в каждом уезде был свой уездный стряпчий).

    Во главе уездной администрации стояли земский исправник и коллегиальный орган управления - нижний земский суд (состоял из земского исправника и 2-3 заседателей). Состав суда избирался уездным дворянством из местных помещиков и утверждался губернатором. Важнейшие функции уездной администрации: наблюдение за выполнением законов, исполнение распоряжений губернских властей, исполнение судебных решений, обеспечение сбора налогов, контроль за исправностью дорог и мостов, дознание по уголовным делам, розыск преступников и беглых, руководство земской полицией.

    По губернской реформе 1775 г. город стал самостоятельной административной единицей. Во главе города стоял городничий, который назначался Сенатом из дворян и обладал большими полномочиями (в том числе полицейскими функциями). Органами городского самоуправления выступали городовой магистрат (избирался местным купечеством и мещанством) во главе с городским головой, совестный суд и ратуши в посадах.

    Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору, ему подчинялись губернаторы; он признавался командующим войсками, расположенными на подчиненной ему территории; мог вводить чрезвычайные меры; был вправе непосредственно обращаться с докладом к монарху.

    Судебные реформы . Губернская реформа провела и перестройку судебных органов, учредив сословные суды отдельно для дворян, для городских жителей и государственных крестьян.

    В каждом уезде для дворян создавался уездный суд , состоявший из уездного судьи и двух заседателей, которые избирались на три года местным дворянством.

    Апелляционной и ревизионной инстанцией для уездных судов служил верхний земский суд (один на губернию), состоявший из двух департаментов (по уголовным и гражданским делам). Собирался три раза в год.

    Для городского населения низшей судебной инстанцией были городские магистраты , которые избирались на три года в составе двух бургомистров и четырех ратманов (в посадах низшей судебной инстанцией выступали ратуши , действовавшие в составе бургомистра и двух ратманов). Вышестоящей инстанцией был губернский магистрат , состоявший из двух департаментов (по гражданским и уголовным делам), каждый в составе председателя (назначался Сенатом по представлению губернского правления) и двух заседателей (избирались от купцов и мешан губернского города и утверждались губернатором).

    Суд над государственными крестьянами в уезде по уголовным и гражданским делам осуществляла так называемая нижняя расправа в составе расправного судьи (назначался губернатором) и восьми заседателей (избирались от разных сословий, кроме купцов и мешан); заседания проводились три раза в год. Решения нижней расправы обжаловались в верхнюю расправу - сословный судебный орган для крестьян, действовавший на территории губернии в составе двух департаментов (уголовный и гражданский).

    В каждой губернии учреждался также совестный суд . Он состоял из председателя (судьи, назначался губернатором) и шести членов (избирались по два - от дворян, горожан и крестьян). Совестный суд рассматривал гражданские дела, уголовные дела малолетних и умалишенных, о супружеских имущественных отношениях, дела о колдовстве и т.д.

    В качестве апелляционной инстанции для дел, рассмотренных верхним земским судом, губернским магистратом и верхней расправой, в губерниях создавались две палаты - уголовного и гражданского суда . Каждая из палат состояла из председателя (утверждались императором по представлению Сената), двух советников и двух асессоров (утверждались Сенатом). Приговоры и решения палат утверждались губернатором, а по наиболее важным делам - Сенатом.

    Для рассмотрения гражданских и уголовных дел чиновников в Санкт-Петербурге и Москве учреждались надворные суды : низший надворный суд, верхний надворный суд - в составе гражданского и уголовного департаментов.

    За Сенатом сохранились права высшего судебного органа.

    Судебная реформа имела следующие недостатки:

    1. суд не был полностью отделен от администрации;
    2. губернаторы могли приостановить исполнение приговоров но наиболее серьезным делам;
    3. приговоры к смертной казни и лишению чести утверждались генерал-губернатором;
    4. председатели всех судов назначались правительством;
    5. мелкие уголовные и гражданские дела рассматривались полицейскими органами;
    6. судебная реформа не затронула частновладельческих крестьян - в отношении них продолжала действовать вотчинная юстиция.

    В 1796 г. император Павел I провел новую судебную реформу: (1) были упразднены верхние земские суды, губернские магистраты, совестные суды, «нижняя» и «верхняя расправы»; (2) уездные и городские суды стали общесословными; (3) губернские палаты гражданского и уголовного судов были объединены в один орган - палату суда и расправы с двумя департаментами (по уголовным и гражданским делам): она принимала апелляции на решения и приговоры уездных и городских судов; (4) к компетенции восстановленной Коммерц-коллегии (упразднена в 1776 г.) был отнесен разбор тяжб с иностранными купцами.

    В городах первоначально сохранялись магистраты, но с 1798 г. сначала в столицах, а затем в губернских городах вместо них стали создаваться ратгаузы , наделенные административными и судебными функциями. Апелляционной инстанцией на судебные решения и приговоры ратгаузов являлся Сенат. В 1798 г. были ликвидированы надворные суды. Однако Александр I, вступив на престол, вернулся к прежнему сословному судопроизводству.

    Церковная реформа . В 1762 г. была создана специальная комиссия, распоряжавшаяся всем церковным имуществом, а также проведена отмена торговых привилегий духовенства.

    Указом 1764 г. была проведена секуляризация церковных земель: церковь была лишена всех вотчин (за монастырями и архиерейскими домами оставались лишь незначительные земельные наделы), монастыри и епархии были переведены на штатные оклады. Крестьяне, принадлежавшие ранее церкви (около 900 тыс. душ), первоначально были подчинены восстановленной Коллегии экономии (Коллегия управляла церковными имениями и осуществляла контроль за их доходами), а позднее были переведены в разряд государственных крестьян. С 1786 г. управление церковными землями окончательно перешло к органам, ведавшим государственным имуществом.

    Из 26 епархий только три остались на прежнем материальном обеспечении, остальные переходили во второй и третий классы обеспечения. Из 954 монастырей оставалось 385, остальные закрывались. Только 1/5 часть доходов с прежних земель отводилась на содержание церкви.

    В 1766 и в 1769 гг. был подтвержден запрет лицам податных сословий вступать в духовное звание.

    С 1772 г. отменялось уголовное наказание за ересь. А в 1773 г. была провозглашена свобода вероисповедания.

    При проведении губернской реформы 1775 г. дела о суевериях были переданы в совестные суды, а с 1782 г. - в управы благочиния, подчиненные городским властям. В ведение управ благочиния были переданы и дела о волшебстве и богохульстве.

    В 1778 г. были утверждены новые приходские штаты, и в 1784 г. был проведен «разбор», в результате которого всем безместным священникам и их детям предлагалось по выбору поступать в купечество, в цехи, в крестьянство или на военную службу. Предоставлялось также право перехода из духовного сословия в любое другое. Тем самым духовенство стало открытым сословием.

    В 1786 г. хлебное жалованье духовенству было заменено денежным. С 1791 г. началось пенсионное обеспечение священнослужителей.

    Полицейская реформа . По «Учреждению для управления губерний» 1775 г. предусматривалось создание специальных органов полицейского управления - нижних земских судов, возглавляемых земскими исправниками.

    В 1782 г. был опубликован Устав благочиния, или полицейский (14 глав, 274 статьи), который регламентировал структуру полицейских органов в городах, их систему и основные направления деятельности, перечень наказуемых полицией деяний. Устав о благочинии фактически сформировал новую отрасль права - полицейское право.

    Согласно Уставу о благочинии органами полицейского управления в городах стали управы благочиния. Эти управы возглавляли: в Санкт-Петербурге - генерал-полицмейстер, в Москве - обер-полицмейстер, в губернских городах - полицмейстеры, в уездных городах - городничие. В состав управы входили полицмейстер (городничий), два пристава (по гражданским и уголовным делам) и два советника (ратманы) - приставы назначались губернским правлением, а ратманы избирались горожанами.

    Каждый город делился на части (участки) и кварталы по числу домов (в частях - 200-700 домов, в кварталах - 50-100 домов). В части главой полицейского управления был частный пристав (назначался губернским правлением), в кварталах - квартальный надзиратель (назначаемый местной управой благочиния) и квартальный поручик (избирался жителями квартала и утверждался городничим). При частном приставе создавались канцелярии, при квартальном надзирателе и поручике был небольшой штат квартальных служащих: ночные сторожа, трубочистный мастер и подрядчики, отвечавшие за мощение и уборку улиц, вывоз мусора и уличное освещение).

    Все полицейские чины были вписаны в Табель о рангах.

    Руководство полицией возлагалось на губернские власти: губернское правление решало все вопросы о назначении и смещении с полицейских должностей. В столицах полицейское управление контролировал Сенат.

    В сферу полицейского воздействия попадали различные отношения: нарушения при богослужении, проявление излишней роскоши, распутство, скорая езда, кулачные бои. Полиция подвергала цензуре книги, контролировала народные развлечения, чистоту города, рек, вод, продуктов питания, наблюдала за порядком торговли, санитарным состоянием и пр.

    В обязанности полиции входили также организация городской стражи, борьба с бродягами и грабителями, пожарами, нарушителями спокойствия и тайными сборищами. Полиция принимала меры по обеспечению города продуктами питания, по соблюдению правил торговли на рынках, соблюдению мер и весов, правил содержания трактиров и наемных слуг. На полицию возлагались обязанности по надзору за архитектурной планировкой города, организацией праздников и налогообложением.

    По мелким уголовным делам (по которым в качестве наказания мог быть применен штраф на сумму до 20 руб.) полиция осуществляла судебные функции. В отдельных частях города создавались словесные суды для разрешения устных жалоб по гражданским делам и для примирительных процедур.

    За ряд правонарушений (таких как ведение споров против православия, несоблюдение воскресных и праздничных дней, передвижение без паспорта и др.) полиция могла применять следующие наказания: штраф, запрещение определенной деятельности, порицание, арест на несколько суток, заключение в работный дом. По всем другим делам (за исключением политических) полиция проводила предварительное следствие и передавала материалы в судебные инстанции. В своей деятельности полиция применяла традиционные приемы осуществления розыска: опрос свидетелей и потерпевших, изучение вещественных доказательств, пытки подозреваемых.

    Реформа городской полиции привела к значительному увеличению ее численности. Например, штат полицейской службы Петербурга после 1782 г. расширился более чем втрое и составил около 650 человек. Кроме того, по найму набирали 500 ночных сторожей. Численность московской полиции была еще больше. Управы благочиния столицы и губернских городов обзавелись воинскими командами.

    Были приняты меры по укреплению дворянства в центре и на местах. Впервые в российском законодательстве появился документ, определивший деятельность местных органов государственного управления и суда. Эта система местных органов просуществовала до Великих реформ 60-х годов XIX в. Введенное Екатериной II административное деление страны сохранялось до 1917 г.

    7 ноября 1775 г. было принято «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Страна делилась на губернии, в каждой из которых должно было проживать 300-400 тыс. душ мужского пола. К концу екатерининского царствования в России насчитывалось 50 губерний. Во главе губерний стояли губернаторы, подчинявшиеся непосредственно императрице, а их власть была значительно расширена. Столицы и несколько других губерний подчинялись генерал-губернаторам.

    При губернаторе создавалось губернское правление, ему был подчинен губернский прокурор. Финансами в губернии занималась Казенная палата во главе с вице-губернатором. Губернский землемер занимался землеустройством. Школами, больницами, богадельнями ведал Приказ общественного призрения (призирать - присматривать, опекать, заботиться); впервые были созданы государственные учреждения с социальными функциями.

    Губернии делились на уезды по 20-30 тыс. душ мужского пола в каждом. Так как городов - центров уездов было явно недостаточно, Екатерина II переименовала в города многие крупные сельские поселения, сделав их административными центрами. Главным органом власти уезда стал Нижний земский суд во главе с капитаном-исправником, избираемым местным дворянством. В уезды по образцу губерний были назначены уездный казначей и уездный землемер.

    Используя теорию разделения властей и совершенствуя систему управления, Екатерина II отделила судебные органы от исполнительных. Все сословия, кроме крепостных (для них хозяином и судьей был помещик), должны были принимать участие в местном управлении. Каждое сословие получало свой суд. Помещика судил Верхний земский суд в губерниях и уездный суд в уездах. Государственных крестьян судила Верхняя расправа в губернии и Нижняя расправа в уезде, горожан - городовой магистрат в уезде и губернский магистрат в губернии. Все эти суды были выборными, исключая суды нижней расправы, которые назначал губернатор. Высшим судебным органом в стране становился Сенат, а в губерниях - палаты уголовного и гражданского суда, члены которых назначались государством. Новым для России был Совестный суд, призванный прекращать распри и мирить ссорящихся. Он был бессословным. Разделение властей не было полным, так как губернатор мог вмешиваться в дела суда.

    В отдельную административную единицу был выделен город. Во главе его стоял городничий, наделенный всеми правами и полномочиями. В городах вводился строгий полицейский контроль. Город разделялся на части (районы), находившиеся под надзором частного пристава, а части, в свою очередь,- на кварталы, которые контролировал квартальный надзиратель.

    После губернской реформы перестали функционировать все коллегии, исключая Иностранную коллегию, Военную и Адмиралтейскую. Функции коллегий перешли к губернским органам. В 1775 г. была ликвидирована Запорожская Сечь, а большинство казаков переселили на Кубань.

    Сложившаяся система управления территорией страны в новых условиях решала задачу укрепления власть дворянства на местах, ее целью было предотвращение новых народных выступлений. Страх перед восставшими был так велик, что Екатерина II приказала переименовать реку Яик в Урал, а Яицкое казачество - в Уральское. Более чем вдвое увеличилось число чиновников на местах.

    Жалованные грамоты дворянству и городам

    21 апреля 1785 г., в день рождения Екатерины II, одновременно были изданы Жалованные грамоты дворянству и городам. Известно, что Екатериной II был подготовлен и проект Жалованной грамоты государственным (казенным) крестьянам, но он не был опубликован из-за опасений дворянского недовольства.

    Изданием двух грамот Екатерина II регулировала законодательство о правах и обязанностях сословий. В соответствии с «Грамотой на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» оно освобождалось от обязательной службы, личных податей, телесных наказаний. Имения объявлялись полной собственностью помещиков, которые, кроме того, имели право заводить собственные фабрики и заводы. Дворяне могли судиться только с равными себе и без дворянского суда не могли быть лишены дворянской чести, жизни и имения. Дворяне губернии и уезда составляли соответственно губернскую и уездную корпорации дворянства и избирали своих предводителей, а также должностных лиц местного управления. Губернские и уездные дворянские собрания имели право делать представления правительству о своих нуждах. Жалованная грамота дворянству закрепляла и юридически оформляла дворяновластие в России. Господствующему сословию присваивалось наименование «благородное». «Грамота на права и выгоды городам Российской Империи» определяла права и обязанности городского населения, систему управления в городах. Все горожане записывались в Городскую обывательскую книгу и составляли «градское общество». Объявлялось, что «мещане или настоящие городовые обитатели суть те, кои в том городе дом или иное строение, или место, или землю имеют». Городское население делилось на шесть разрядов. Первый из них включал живших в городе дворян и духовенство; во второй входили купцы, делившиеся на три гильдии; в третий - цеховые ремесленники; четвертый разряд составляли постоянно жившие в городе иностранцы; пятый - именитые горожане, включавшие в свой состав лиц с высшим образованием и капиталистов. Шестой - посадские, которые жили промыслами или работой. Жители города каждые три года избирали орган самоуправления - Общую городскую думу, городского голову и судей. Общая городская дума избирала исполнительный орган - шестигласную думу, в состав которой входило по одному представителю от каждого разряда городского населения. Городская дума решала дела по благоустройству, народному образованию, соблюдению правил торговли и т. п. только с ведома городничего, назначенного правительством.

    Жалованная грамота ставила все шесть категорий городского населения под контроль государства. Реальная власть в городе находилась в руках городничего, управы благочиния и губернатора.

    Реформа образования

    Екатерина II придавала огромное значение образованию в жизни страны. В 60-70-е годы XVIII в. она вместе с президентом Академии художеств и директором Сухопутного шляхетского корпуса И. И. Бецким сделала попытку создать систему закрытых сословных учебных заведений. В основе их устройства лежала мысль о приоритете воспитания над образованием. Считая, что «корень всему злу и добру - воспитание», Екатерина II и И. И. Бецкой решили создать «новую породу людей». По плану И. И. Бецкого в Москве и Петербурге были открыты Воспитательные дома, Смольный институт благородных девиц с отделением для девочек-мещанок в Петербурге, Коммерческое училище в Москве, преобразованы Кадетские корпуса.

    Взгляды И. И. Бецкого имели прогрессивный для своего времени характер, предусматривая гуманное воспитание детей, развитие в них природных дарований, запрет телесных наказаний, организацию женского образования. Однако «тепличные» условия, изолированность от реальной жизни, от влияния семьи и общества, конечно, делали попытки И. И. Бецкого сформировать «нового человека» утопическими.

    Генеральная линия развития русского просвещения шла не через утопические затеи И. И Бецкого, а по пути создания системы общеобразовательной школы. Начало ей было положено школьной реформой 1782-1786 гг. Большую роль в проведении этой реформы сыграл сербский педагог Ф. И. Янкович де Мириево. В уездных городах учреждались двухлетние малые народные училища, в губернских - четырехлетние главные народные училища. Во вновь созданных школах вводились единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система, разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, единые учебные планы.

    Новые училища вместе с закрытыми шляхетскими корпусами, благородными пансионами и гимназиями при Московском университете составляли структуру среднего образования в России. По подсчетам специалистов, в России к концу века было 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тыс. учеников, не считая домашнего образования. Образование, как и все другие сферы жизни страны, в основе своей имело сословный характер.

    А. Н. Радищев

    Крестьянская война, идеи русских и французских просветителей, Великая французская революция и война за независимость в Северной Америке (1775-1783), приведшая к образованию США, зарождение русской антикрепостнической мысли в лице Н. И. Новикова, передовых депутатов Уложенной комиссии оказали воздействие на формирование взглядов Александра Николаевича Радищева (1749-1802). В «Путешествии из Петербурга в Москву», в оде «Вольность», в «Беседе о том, что есть сын Отечества» А. Н. Радищев выступал с призывом «совершенного уничтожения рабства» и передачи земли крестьянам. Он считал, что «самодержавие есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние», и настаивал на его революционном свержении. Настоящим патриотом, истинным сыном Отечества А. Н. Радищев называл того, кто борется за интересы народа, «за вольность - дар бесценный, источник всех великих дел». Впервые в России прозвучал призыв к революционному свержению самодержавия и крепостничества.

    «Бунтовщик хуже Пугачева»,- так оценила первого русского революционера Екатерина II. По ее приказу тираж книги «Путешествие из Петербурга в Москву» был конфискован, а ее автор арестован и приговорен к смертной казни, замененной десятилетней ссылкой в Илимский острог в Сибири.

    Павел I

    Правление Павла I (1796-1801) одни историки называют «непросвещенным абсолютизмом», другие - «военно-полицейской диктатурой», третьи - считают Павла «русским Гамлетом», четвертые - «романтическим императором». Однако даже те историки, которые находят позитивные черты в правлении Павла, признают, что он ставил знак равенства между самодержавием и личным деспотизмом.

    Павел I вступил на престол после смерти матери в возрасте 42 лет уже зрелым, сложившимся человеком. Екатерина II, подарив сыну Гатчину под Петербургом, удалила его от двора. Павел в Гатчине завел жесткие порядки, основанные на железной дисциплине и аскетизме, противопоставив их роскоши и богатству петербургского двора. Став императором, он попытался укрепить режим путем усиления дисциплины и власти с тем, чтобы исключить все проявления либерализма и свободомыслия в России. Характерными чертами Павла были резкость, неуравновешенность и вспыльчивость. Он считал, что все в стране должно быть подчинено установленным царем порядкам, на первое место ставил исполнительность и точность, не терпел возражений, порой доходя до самодурства.

    В 1797 г. Павел издал «Учреждение об императорской фамилии», по которому отменялся петровский указ о престолонаследии. Престол отныне должен был переходить строго по мужской линии от отца к сыну, а при отсутствии сыновей - к старшему из братьев. Для содержания императорского дома было образовано ведомство «уделов», которое управляло землями, принадлежавшими императорской фамилии, и жившими на них крестьянами. Был ужесточен порядок службы дворян, ограничено действие Жалованной грамоты дворянству. В армии насаждались прусские порядки.

    В 1797 г. был издан Манифест о трехдневной барщине. Он запрещал помещикам использовать крестьян на полевых работах по воскресеньям, рекомендуя ограничивать барщину тремя днями в неделю.

    Павел I принял под свое покровительство Мальтийский орден, а когда Наполеон захватил Мальту в 1798 г., объявил Франции войну в союзе с Англией и Австрией. Когда же Англия оккупировала Мальту, отвоевав ее у французов, последовал разрыв отношений с Англией и союз с Францией. По договоренности с Наполеоном Павел послал 40 полков донских казаков на завоевание Индии, чтобы досадить англичанам.

    Дальнейшее пребывание Павла у власти было чревато для страны потерей политической стабильности. Не отвечала интересам России и внешняя политика императора. 12 марта 1801 г. при участии наследника престола будущего императора Александра I был совершен последний в истории России дворцовый переворот. Павел I был Убит в Михайловском замке в Петербурге.

    Основные события в ходе восстания С.Датулы.

    Организатор восстания Сырым Датулы (1712-1802 гг.)

    Главные цели восстания:

    1. Возвратить земли традиционных кочевий казахских родов

    2. Прекратить завоевания уральскими казаками казахских земель

    3. Ограничить произвол хана Младшего жуза Нуралы и его окружения

    Весной 1783 года казахов начали совершать набеги на Уральскую линию: совершили налет на Гирьяльский редут, взяли в плен солдат и угнали скот. Оренбургский комендант направил в степь карательные войска из оренбургских казаков и отряд из 1500 башкир с целью предотвращения набегов казахов на северо-востоке: каменное укрепление было взято приступом, в плен захвачено 56 человек и отправлено на казенные работы.

    Летом 1783 года казахи совершали нападения на укрепления и торговые караваны, что привело в упадок торговлю со среднеазиатскими ханствами. Восставшие штурмом взяли крепость Карагайскую контролировали движение на тракте между Оренбургом и крепостью Илецкая. Активными действия велись в районе Орской крепости и на Нижнеуральской дистанции.

    В 1785 году казахи сражались с царскими отрядами в районе Нижнеуральской линии. Отряд С. Датулы состоял из 2700 человек, старшины Барак - из 2000 и Тленши - из 1500 челловек. Против них действовало три отряда казаков.

    С 1785 года усилилась междоусобная борьба в окружении Нуралы. Хан проявил свое бессилие в подавлении народного восстания и повстанцы выступили за его отстранение от власти и в 1786 году Нуралы был изгнан из Младшего жуза. Хан был взят под покровительство царских властей и некоторое время укрывался в Калмыковской крепости. Затем его сослали в Уфу, в 1790 году хан Нуралы там и скончался.

    В сложившихся условиях возникла необходимость в новых формах управления в Младшем жузе.

    В 1784 году во главе Оренбургской губернии встал барон О.А. Игельстром. Он был известен как человек, способный проводить гибкую политику по управлению регионом. Он быстро вник в сложившуюся ситуацию и не мог не видеть ослабление ханской власти и усиление позиции батыра Сырыма. Последний выступал за передачу верховной власти Совету биев.

    О.А. Игельстром в 1786 году предложил проект реформирования ханской власти. Сущность реформы - полная ликвидация ханской власти, открытие Пограничного суда в Оренбурге Младший жуз предполагалось поделить по родоплеменному принципу на три части - алимулы, байулы и жетыру, где должны были быть созданы главные расправы с судебными функциями, во главе с председателями. Работа должна была оплачиваться из казны. Екатерина II одобрила предложение Игельстрома. Необходимо было построить в жузе два или три города, мечети и школы для детей казахской знати – эти меры были направлены на устранение политической обособленности Младшего жуза от Российской империи.


    Съезд старшин, состоявшийся в 1786 году, согласился с созданием только Пограничного суда, в его состав были избраны шесть влиятельных родовых старшин: Тленши, Жаныбек, Тлеп и др. Султаны были замещены родовыми старшинами на административных должностях. Выборы были проведены только в трех родах Младшего жуза и Пограничный суд оказался не связан через расправы со всеми родами Младшего жуза.

    Используя полномочия Пограничного суда, старшины поставили вопрос о земле, расширении зимних пастбищ за счет междуречья Урала и Волги. Предлагалось отменить арендную плату за пользование свободными землями, и генерал-губернатор выполнил это решение. Но за использование частновладельческих земель плата не отменялась.

    Начался массовый переход казахов в междуречье Урала и Волги в зимнее время 1786-87 гг. Тогда старшины поставили вопрос о возвращении в жуз бежавших рабов.

    Игельстром сумел частично выполнить требования старшин, но поставил условие прекратить пограничные набеги. Старшины потребовали прекращения насилия над казахами со стороны прилинейной администрации и Уральского казачества. Созданные расправы вызвали противодействие султанов царскому правительству, ограничивавшему их привилегии. В Младшем жузе продолжалась междоуспбная борьба султанов и старшин, что привело к старшинско-султанскому противостоянию. С. Датулы попытался уйти из-под влияния царского правительства, и реформы Игельстрома потерпели неудачу. Сырым Датулы начинает переговоры с Хивой об оказании помощи казахам оружием, конницей, продовольствием, а в случае поражения обещает - предоставить кочевья в пределах Хивинского ханства.

    Царское правительство пыталось ограничить права казахов в использовании пастбищ в междуречье Урала и Волги, что привело к усилению противостояния в этом районе. Набеги казахов на укрепления Уральской линии участились. В 1791 году ханом Младшего жуза был избран султан Ералы. А после его смерти ханом стал Есим – сын Нуралы.

    Развитие образования в России во второй половине XVIII века шло под влиянием просвещенного абсолютизма Екатерины II, определившего не только рост сети образовательных учреждений, но и приоритет сословного принципа в их комплектовании.

    Екатерина II внимательно изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени. Новая формулировка задач школы звучала так: не только учить, но и воспитывать.

    За основу были взяты прусская и австрийская системы образования. Предполагалось учредить три типа общеобразовательных школ - малые, средние и главные. В них преподавались общеобразовательные предметы: чтение, письмо, знание цифр, катехизис, священная история, начатки русской грамматики (малая школа). В средней - добавлялись объяснение Евангелия, русская грамматика с орфографическими упражнениями, всеобщая и русская история, краткая география России. В главной - подробный курс географии и истории, математическая география, грамматика с упражнениями по деловому письму, основания геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры.

    Была внедрена классно-урочная система Коменского, делались попытки использовать наглядность, в старших классах даже рекомендовалось вызывать у учащихся самостоятельную работу мысли. Но в основном дидактика сводилась к заучиванию наизусть текстов из учебника. Отношения учителя с учениками строились в соответствии с взглядами Екатерины: например, были строго запрещены любые наказания.

    В 1764 году в Москве, на Солянке был открыт казенный «Воспитательный дом для подкидышей и беспризорных детей» - первое московское специализированное учреждение для детей - сирот. Основную часть своих средств это заведение должно было получать за счет благотворительных сборов. Сама императрица пожертвовала на закладку здания 100 тысяч рублей и выделяла из своих средств 50 тысяч ежегодных поступлений, призвав своих подданных последовать ее примеру.

    Воспитание происходило по методу известного педагога И.И.Бецкого, стремившегося через закрытые воспитательные учреждения создать «новую породу людей» - образованных и трудолюбивых.

    В 1764 году издается указ об основании Воспитательного общества благородных девиц на 200 человек при Смольном женском монастыре в Петербурге - Институт благородных девиц.

    Девочек с 4-6 летнего возраста забирали из дома на 15 лет. Образование было в основном гуманитарным, но давались и начала математики и физики, воспитанниц усиленно учили иностранным языкам, музыке, домоводству, рукоделию. Из выпускниц института получались образованные учительницы, жены и фрейлины.

    В 1786 году был издан Устав о народных училищах, согласно которому в каждом губернском городе учреждались народные училища двух ступеней. Первую ступень представляли «малые училища» с двухгодичным сроком обучения, вторую - «главные», в составе четырех классов. В «малых» училищах преподавались грамота, чтение, арифметика и Закон Божий. «Главные училища предназначались для подготовки педагогических кадров «малых» училищ. Первое «главное» народное училище было открыто в Москве 5 октября 1786 года. Этот день можно считать днем рождения одновременно и первой массовой школы, и первого педагогического училища города.

    Для системы общеобразовательных школ нужно было подготовить учителей. С той целью в 1783 году в Петербурге было открыто Главное народное училище, от которого через три года отделилась учительская семинария - прообраз педагогического института.

    До конца XVIII века в России не было педагогических учебных заведений. Только в конце века, в 1786 году в губернских городах были учреждены Главные народные училища, в которых готовили учителей для уездных училищ. Будущие педагоги учились пять лет, помимо общеобразовательной подготовки осваивая способ учения и работу с классом, По окончании сдавался экзамен на аттестат учителя. В дворянских семьях по-прежнему продолжали традиционно нанимать детям домашних учителей, по большей части иностранцев.

    Екатерининская реформа не была доведена до конца, но, тем не менее, она сыграла значительную роль в развитии российского образования. За 1782-1800 гг. разные виды школ окончили около 180 тыс. детей, в том числе 7 процентов девочек. К началу XIX века в России было около 300 школ и пансионов с 20 тыс. учащихся и 720 учителями. Среди них почти совсем не было сельских школ, т.е. крестьянство практически не имело доступа к образованию. Правда, еще в 1770 г. созданная Екатериной комиссия об училищах разработала проект устройства деревенских школ (включавший предложение о введении в России обязательного начального обучения для всех детей мужского пола независимо от сословия). Но он остался проектом и не был воплощен в жизнь.

    Школьная реформа1780 - годов была первой попыткой создать государственную систему народного образования. В основу новой школы были положены принципы всесословности и бесплатности обучения. Но для создания системы образования не хватило необходимых средств и, что самое главное, не было еще потребности в образовании у широких слоев населения. Решение всех этих задач было делом следующего столетия.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!