Петр первый и церковь. Создание титула местоблюстителя

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Почему Петр стремился полностью подчинить церковь государству?

По мнению Петра 1, все подданные, как и он сам, должны были трудиться на благо Отечества, которое отождествлялось с государством. Раз церковь была обязана работать «на общее благо», то она не могла существовать независимо от государства.

2. Какие изменения в положении церкви произошли при Петре?

В 1700 г. после смерти патриарха Адриана Петр не разрешил выбрать нового главу церкви, а учредил должность «местоблюстителя патриаршего престола». В 1701 г. был восстановлен Монастырский приказ, чиновники которого взяли под контроль архиерейские и монастырские вотчины. Теперь меньшая часть доходов с них шла церкви, остальное же поступало на военные нужды. Кроме того, церковь должна была содержать школы и богадельни. Светские служители архиерейских домов и монастырей отправлялись в армию, а вместо новых иноков в монастыри отсылали на жительство не имевших средств отставных солдат и офицеров. Монастырский приказ назначал настоятелей в обители, в исключительных случаях давал разрешения постригать в монахи или переходить в другие монастыри. В 1721 г. патриаршество было отменено, для управления церковными делами создан Святейший синод. Прихожане должны были регулярно посещать церковь и исповедоваться.

3. Дайте собственное определение понятию «конфессия».

Конфе́ссия - особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания.

4. В каких правах были ограничены старообрядцы, представители неправославных конфессий?

Для всех старообрядцев было введено двойное налогообложение, им предписывалось носить особую одежду, запрещалось занимать выборные и государственные должности.

Протестанты обязывались русских жен «в веру своего исповедания не переводить», а родившихся детей крестить в православие.

Помещикам-мусульманам запрещалось владеть православными крепостными.

5. Что было общего в деятельности Феофана Прокоповича и епископа Питирима?

Деятельность Феофана Прокоповича и епископа Питирима была направлена на укрепление официального православия, укрепление светской власти над церковью.

Работаем с картой

1. Покажите на карте районы, где было особенно много поселений старообрядцев.

Основные районы распространения поповщины – Керженец на Волге, Стародубье, Дон, Кубань. Беспоповцы в основном селились на севере страны.

Думаем, сравниваем, размышляем

2. Напишите в тетради эссе о церковной реформе Петра. Определите её цель и задачи, которые она должна решить.

Пётр I видел глухое, а порою и явное, недовольство духовенства теми преобразованиями, которые были начаты для модернизации России, ибо они разрушали старый московский строй и обычаи, которым те были так привержены. Пётр, занимавшийся созданием абсолютистского государства по западноевропейскому образцу, не допускал самостоятельности Церкви и не любил духовенство, в массе которого находил наибольшее число противников того, что ему было самому более всего близко.

Ещё при жизни Патриарха Адриана Пётр, совсем молодой человек, ведший довольно далёкую от церковных интересов жизнь, высказывал главе русского духовенства свои пожелания относительно приведения в порядок духовного чина. Однако патриарх чуждался новшеств, проникавших в строй государственной и общественной жизни России. С течением времени недовольство Петра русским духовенством усиливалось, так что он даже привык большую часть своих неудач и затруднений во внутренних делах приписывать тайному, но упорному противодействию духовенства. Когда в представлении Петра всё противодействовавшее и враждебное его реформам и замыслам воплотилось в лице духовенства, он решил обезвредить это противодействие, на это были направлены все его реформы, относящиеся к устройству Российской Церкви. Путешествия Петра по протестантским странам Европы ещё более усилили его взгляды на отношение государства и церкви. С изрядным вниманием Пётр слушал советы Вильгельма Оранского в 1698, во время своих неофициальных встреч, устроить Церковь в России на манер англиканской, объявив себя её Главою.

В 1707 был лишён кафедры и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь митрополит Нижегородский Исаия, резко протестовавший против действий Монастырского приказа в своей епархии. Чрезвычайно болезненным для некоторых из высшего духовенства было дело Цесаревича Алексия, с которым многие духовные лица связывали надежды на восстановление былых обычаев. Стремление московского духовенства сохранить юрисдикционный иммунитет Пётр демагогически квалифицировал как «папежский дух». Примечательно, что всё время подготовки реформирования церковного управления Пётр пребывал в интенсивных сношениях с восточными патриархами - прежде всего Иерусалимским Патриархом Досифеем - по различным вопросам как духовного, так и политического характера.

3. Сравните старообрядчество с ересями, существовавшими в разное время в европейских странах. Используя интернет, выясните, в каких странах мира существуют поселения старообрядцев в наши дни.

В средневековой Европе ересью называлось религиозное учение, признающее основные идеи (догматы) христианства, но понимающее и толкующее их иначе, чем господствующая церковь.

Ереси условно можно подразделить на три вида: носившие преимущественно богословский характер; оппозиционные учения, иначе толкующие вероучение и критикующие церковную организацию; политически ориентированные ереси, не только критикующие церковь, но и выступающие против феодальных порядков.

Политически ориентированные ереси в зависимости от их социальной базы и характера политических требований можно подразделить на умеренные (бюргерские) и радикальные (крестьянско-плебейские).

Бюргерские ереси выражали интересы зажиточных горожан и отстаивали идею «дешевой церкви» (упразднение сословия священников, ликвидация их привилегий и возврат к раннехристианским устоям). По их мнению, иерархическая организация церкви, сосредоточение в ее руках больших богатств, пышные обряды и церковные службы не соответствуют Новому завету. Церковь отклонилась от истинной веры и нуждается в преобразовании.

Одним из представителей бюргерской ереси был профессор Оксфордского университета Джон Уиклиф, выступивший в конце XIV в. против зависимости английской церкви от папской курии, вмешательства церкви в дела государства, критикующий принцип непогрешимости пап. Однако он считал сохранение частной собственности и сословной иерархии принципами, угодными Богу.

Крестьянско-плебейские ереси указывали на то, что существующий социальный порядок противоречит идее равенства, отраженной в раннем христианстве, и критиковали богатое убранство церкви, сословное неравенство, крепостное право, дворянские привилегии, войны, суды и клятвы.

Исторически первой радикальной ересью было движение болгарских богомилов. Резкий и насильственный переход болгарского общества от общинно-патриархального строя к сословно-феодальному, захват крестьянских земель царем, царскими слугами, церковью, обременение нищающих крестьян массой повинностей в пользу богатых порождали массовое сомнение в том, что все это происходит по воле бога. Подтверждение обнаружилось в Новом завете, в самом начале которого сказано, что все царства мира сего принадлежат не доброму богу, а злому дьяволу. В евангелии об искушении Христа сказано: «И возведя его на высокую гору, дьявол показал ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал ему дьявол: тебе дам власть над всеми этими Царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если ты поклонишься мне, то все будет твое».

Старообря́дчество, или Древлеправосла́вие - совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной церкви, отвергающих предпринятую в 1650-1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой провозглашалась унификация богослужебного чина Русской церкви с греческой церковью и прежде всего - с Церковью константинопольской, а фактически создавала условия для секуляризации.

Богослужебная реформа вызвала раскол в Русской церкви. Приверженцы старообрядчества, за исключением единоверцев, до 17 апреля 1905 года в Российской империи официально именовались «раскольниками» и преследовались церковными и светскими властями. В XX веке позиция Московской патриархии (РПЦ) по старообрядческому вопросу значительно смягчилась, что привело к определению Поместного собора 1971 года, в частности, «утвердить постановление Патриаршего Священного синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского собора 1656 года и Большого Московского собора 1667 года», наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православных христиан, и считать эти клятвы, «яко не бывшие».

Снятие «клятв», однако, не привело к восстановлению молитвенного (евхаристического) общения старообрядцев с поместными православными церквами. Старообрядцы, как и прежде, считают лишь себя в полной мере православными христианами, квалифицируя РПЦ Московской патриархии как инославную. Поповцы полагают новообрядцев еретиками «второго чина» (для приёма в молитвенное общение от которых достаточно миропомазания, причём такой приём осуществляется, как правило, с сохранением духовного сана переходящего в старообрядчество лица); большинство беспоповцев (кроме часовенных и некоторых нетовцев) полагают новообрядцев еретиками «первого чина», для приёма которых в молитвенное общение обращающийся в старообрядчество должен быть крещён.

Исходя из своих воззрений на церковную историю, беспоповцы различают понятия «древлеправославного христианства» вообще (правой веры, по их мнению, идущей от Христа и апостолов) и старообрядчества в частности (оппозиции реформам Никона, возникшей в середине XVII века).

Таким образом, средневековые ереси в Европе и старообрядчество в России – сложные, разнородные социальные и религиозные течения, имеют много как общих, так и отличительных признаков.

В настоящее время старообрядческие общины, помимо России, имеются в Латвии, Литве, Эстонии, Молдавии, Казахстане, Польше, Белоруссии, Румынии, Болгарии, Украине, США, Канаде и ряде стран Латинской Америки, а также в Австралии.

Крупнейшая современная православная старообрядческая религиозная организация в России и за её границами - Русская православная старообрядческая церковь (Белокриницкая иерархия, осн. в 1846 году), насчитывающая около миллиона прихожан; имеет два центра - в Москве и Браиле, Румыния.

Древлеправославная поморская церковь (ДПЦ) имеет на территории России более 200 общин, причём значительная часть общин не зарегистрирована. Централизованным, совещательным и координационным органом в современной России является Российский Совет ДПЦ.

Духовно-административный центр Русской древлеправославной церкви до 2002 года находился в Новозыбкове Брянской области; с тех пор - в Москве.

Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, свыше 2 млн чел. Среди них преобладают русские, но есть также украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и другие.

В 1672 г. 30 мая от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной родился крепкий и здоровый мальчик, нареченный Петром. Петр был младшим сыном царя Алексея Михайловича. Рождение его окружено множеством легенд. Говорили, еще до рождения Петра, предсказывали его великое будущее, что в церкви дьякон, не зная еще о рождении Петра, в минуту его рождения возгласил о его здравии.

Царь Алексей был очень рад рождению сына. Рады были и родственники его молодой жены- семья Нарышкиных, незнатные до тех пор дворяне (про Наталью Кирилловну ее враги говорили, что прежде, чем стать царицей, она “в лаптях ходила”). О первых днях жизни царевича сохранилось много любопытных сведений. Его рождение вызвало ряд придворных праздников. Крестили царевича 29 июня в Чудовом монастыре, и крестным отцом был царевич Федор Алексеевич. По древнему обычаю, с новорожденного “сняли меру” и в ее величину написали икону апостола Петра. Новорожденного окружили целым штатом мам и нянь; кормила его кормилица.

Петр впервые сел за азбуку под руководством Зотова пяти лет от роду. Этого Зотова назначил к Петру его крестный отец, царь Федор, очень любивший своего крестника и брата. Курс учения в древней Руси начинался азбукой, продолжался чтением и изучением Апостольских деяний и Евангелия. Обучение письму шло позже чтения. Петр начал учиться письму в начале 1680 г. , однако так никогда не научился писать аккуратно и без ошибок. Кроме письма и чтения Зотов ничему не учил Петра (ошибиться здесь можно только относительно арифметики, которую Петр узнал довольно рано и неизвестно от кого). Но Зотов как пособие при обучении употреблял иллюстрации, привозимые в Москву из-за границы и известные под именем “потешных фряжских” или “немецких листов”. Эти листы, изображая исторические сцены, давали маленькому Петру много новых знаний и представлений о жизни. Кроме того, Зотов ознакомил Петра с событиями русской истории, показывая и поясняя ему летописи, украшенные рисунками. Таким образом считается, что в детстве Петр не получил никакого образования, кроме простой грамотности и кое-каких исторических сведений.

Петр с самого рождения был окружен особым вниманием и заботой. Но уже по первым годам его жизни в нем можно было разглядеть выдающегося человека.

Тяга к знаниям, образованию, подвижность и активность юного Петра - вот качества, которые указывают нам на то, что несмотря на юный возраст, перед нами необыкновенный человек, человек энергичный, человек которому в будущем предстояло в корне изменить судьбу России. Наша страна в допетровские времена была ослаблена в экономическом, военном, культурном направлениях и перед новым царем стояло множество задач, которые необходимо было решать срочно, жестко и решительно, ведь старое никогда не уходит добровольно и новое всегда рождается в жесткой борьбе с отжившим. Петру пришлось бороться со многими предрассудками и пережитками, которые иногда оказывались слишком сильными, чтобы сломить их с первого удара.

Страна должна была измениться и олицетворением этих изменений должен был стать новый царь-царь Петр1.

ВОЦАРЕНИЕ ПЕТРА (1689 г.)

Петр с детства был очень крепок физически, “возрастен и красен и крепок телом”. Очень рано его стали забавлять игрушки, и эти игрушки почти исключительно имели военный характер. По расходным дворцовым книгам мы знаем, что Петру постоянно делали в придворных мастерских и покупали на рынках луки, деревянные ружья и пистолеты, барабаны, игрушечные знамена и т. д. Этим оружием царевич и сам тешился, и вооружал “потешных ребяток”, т. е. своих сверстников из семей придворной знати, всегда окружавших малолетних царевичей.

До своего прихода на престол Петр и его мать жили в подмосковных селах Преображенском, Коломенском, Семеновском. Еще подростком царевич обнаружил склонность к военному делу. Для военных игр Петра в «потешные» полки были собраны ребятишки из двух дворцовых сел - Преображенского и Семеновского, которые в последствии превратились в одноименные первые гвардейские полки, представляющие собой внушительную военную силу.

Другим любимым детищем Петра стал флот. Сначала на Яузе, а затем на ближайшем от Москвы крупном водоеме - Плещеевом озере - закладывались основы будущего российского флота.

Жажда познаний и стремление к самообразованию позволили одаренному от природы Петру встать на уровне самых просвещенных людей того времени. Он поражал современников не только ростом (2м 4 см) и силой, но и интеллектом и знаниями.

В 1689 г, Петр достигнув 18 лет от роду, женился по совету матери на боярской дочери Евдокии Лопухиной, после чего стал считаться полностью совершеннолетним и имел все права на престол. Столкновение с правящей к этому времени его сестрой Софьей стало неизбежным. Августовской ночью 1689г. Петр был разбужен сообщением о том, что стрелецкие полки подняты по тревоги и готовы схватить его. Без седла Петр вскочил на лошадь и ускакал в Троице – Сергиевский монастырь. Вскоре в монастырь пришли верные ему Преображенский и Семеновский полки. Петра поддержали многие бояре и дворяне и даже несколько стрелецких полков. Софья была свергнута с престола, отправлена в Новодевичий монастырь. Трон перешел к Петру.

Как уже говорилось выше, Россия стояла на пороге перемен. Активный и способный Петр не зря как усиленно занимался созданием военных полков – помимо тяги к военному ремеслу эти полки должны были и стали его опорой в борьбе за трон.

Я думаю, что Петр несмотря на свою юность уже тогда вынашивал в голове грандиозные планы, и первым шагом к осуществлению этих планов стал захват трона. Что бы было со страной, если бы Петру той августовской ночью не удался этот переворот? По какому пути пошла Россия?

Я думаю, что Россия еще не скоро стала бы великой державой.

Петр 1 стал царем в 17 лет. Мне кажется, что это слишком юный возраст для того чтобы управлять страной, но так не считал сам юный царь. Сила, энергичность и решительность этого человека внушает уважение. Он был готов смести все на своем пути к славе и могуществу- своему и своей страны. С момента воцарения Петра в 1689 г. , начинается великая эпоха преобразований и строительства «нового» государства - сильной и могущественной России.

ЭТО ИНТЕРЕСНО.

Петр Великий по своему духовному складу был один из тех простых людей, на которых достаточно взглянуть, чтобы понять их. Петр был великан, без малого трех аршин ростом, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-либо стоять. Христосуясь на пасху, он постоянно должен был нагибаться до боли в спине. От природы он был силач; постоянное обращение с топором и молотком еще больше развило его мускульную силу и сноровку. Он мог не только свернуть в трубку серебряную тарелку, но и перерезать ножом кусок сукна на лету. Петр уродился в мать и особенно походил на одного из ее братьев, Федора. Он был четырнадцатое дитя многосемейного царя Алексея и первый ребенок от его второго брака - с Натальей Кирилловной Нарышкиной. У Нарышкиных, живость нервов и бойкость мысли были фамильными чертами. Впоследствии из их среды вышел ряд остряков, а один успешно играл роль шута - забавника в салоне Екатерины Второй. Очень рано, уже на двадцатом году, у него стала трястись голова и на красивом лице в минуты раздумья или сильного внутреннего волнения появлялись безобразившие его судороги. Все это вместе с родинкой на правой щеке и привычкой на ходу широко размахивать руками делало его фигуру всюду заметной. Его обычна походка, особенно при понятном размере его шага, была такова, что спутник с трудом поспевал за ним. Ему трудно было долго усидеть на месте: на продолжительных пирах он часто вскакивал со стула и выбегал в другую комнату, чтобы размяться. Эта подвижность делала его в молодых летах большим охотником до танцев. Он был обычным и веселым гостем на домашних праздниках вельмож, купцов, мастеров, много и недурно танцевал, хотя не проходил курса танцевального искусства.

Если Петр не спал, не ехал, не пировал или не осматривал чего-нибудь, он непременно что-нибудь строил. Руки его были вечно в работе, и с них не сходили мозоли. За ручной труд он брался при всяком представлявшемся к тому случае. В молодости, когда он еще много не знал, осматривая фабрику или завод, он постоянно хватался за наблюдаемое дело. Ему трудно было оставаться простым зрителем чужой работы, особенно для него новой. Ему все хотелось работать самому.

С летами он приобрел необъятную массу технических познаний. Уже в первую заграничную его поездку немецкие принцессы из разговора с ним вывели заключение, что он в совершенстве знал до 14 ремесел. Успехи в разных ремеслах поселили в нем большую уверенность в ловкости своей руки: он считал себя и опытным хирургом и опытным зубным врачом. Бывало, близкие люди, заболевшие каким-либо недугом, требовавшим хирургической помощи, приходили в ужас при мысли, что царь проведает об их болезни и явится с инструментами, предложив свои услуги. Говорят, после него остался целый мешок с выдернутыми им зубами - памятник его зубоврачебной практики.

Добрый по природе как человек, Петр был груб как царь, не привыкший уважать человека ни в себе, ни в других; среда, в которой он вырос, и не могла воспитать в нем этого уважения. Природный ум, лета, приобретенное положение прикрывали потом эту прореху молодости; но порой она просвечивала и в поздние годы. Любимец Алексашка Меньшаков в молодости не раз испытывал на своем лице силу петровского кулака. На большом празднестве один иноземный артиллерист, назойливый болтун, в разговоре с Петром расхвастался своими познаниями, не давая царю выговорить слова. Петр слушал хвастуна, наконец, не вытерпел и, плюнув ему прямо в лицо молча отошел в сторону. До конца он не мог понять ни исторической логики, ни физиологии народной жизни. Впрочем, нельзя слишком винить его за это: с трудом понимал это и мудрый политик и советник Петра Лейбниц, думавший и, кажется, уверявший Петра, что в России тем лучше можно насадить науки, чем меньше она к тому подготовлена. Вся преобразовательная его деятельность направлялась мыслью о необходимости и всемогуществе властного принуждения; он надеялся только силой навязать народу недостающие ему блага и, следовательно, верил в возможность своротить народную жизнь с ее исторического русла и вогнать в новые берега. Потому, радея о народе, он до крайности напрягал его труд, тратил людские средства и жизни безрасчетно, без всякой бережливости.

Петр был честный и искренний человек, строгий и взыскательный к себе, справедливый и доброжелательный к другим; но по направлению своей деятельности он больше привык общаться с вещами, с рабочими орудиями, чем с людьми, а потому и с людьми обращался, как с рабочими орудиями, умел пользоваться ими, быстро угадывал, кто на что годен, но не умел и не любил входить в их положение, беречь их силы, не отличался нравственной отзывчивостью своего отца. Петр знал людей, но не умел или не всегда хотел понимать их. Эти особенности его характера печально отразились на его семейных отношениях. Великий знаток и устроитель своего государства, Петр плохо знал один уголок его, свой собственный дом, свою семью, где он бывал гостем. Он не ужился с первой женой, имел причины жаловаться на вторую и совсем не поладил с сыном, не уберег его от враждебных влияний, что привело к гибели царевича и подвергло опасности самое существование династии.

Так Петр вышел непохож на своих предшественников. Петр был великий хозяин, всего лучше понимавший экономические интересы, всего более чуткий к источникам государственного богатства. Подобными хозяевами были и его предшественники, цари старой и новой династии; но те были хозяева - сидни, белоручки, привыкшие хозяйничать чужими руками, а из Петра вышел хозяин - чернорабочий, самоучка, царь-мастеровой.

ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО.

Великое посольство в составе 250 человек выехало из Москвы 9 марта 1697 года. Формально его возглавлял адмирал Ф. Лефорт и генерал Ф. Головин, но в его составе под именем “урядника Преображенского полка Петра Михайлова”находился и сам Пётр I. Кроме поисков союзников, Пётр поставил перед собой задачу изучения кораблестроения и кораблевождения в Англии и Голландии. Посольство посетило Пруссию, Польшу, Францию, Голландию, Англию, Австрию.

Пётр в течение полугода работал на верфях Саардама и Амстердама - освоил корабельное дело, работая несколько месяцев простым плотником, получив диплом плотника - корабела. Построенный при его участии корабль «Петр и Павел» несколько раз ходил в Ост-Индию.

В ходе «великого посольства» Петр убедился, что сложилась хорошая обстановка в борьбе за Балтийское море, выход к которому для России был жизненно необходим, а на пути стояла Швеция - сильная морская держава во главе с Карлом ХII.

Преобразовательную деятельность Петр начал сразу же по возвращении Великого посольства из Европы. Официальной целью было подтверждение дружеских отношений России с европейскими странами и поиск союзников против Османской империи, но реальной задачей для царя было узнать о политической и культурной жизни Европы, государственном устройстве, системе образования, устройстве и оснащении армии, о флоте. Петра интересовало абсолютно всё. Через несколько дней после возвращения он издал указ, по которому велено было брить бороды и одеваться в иностранное платье. Ношение бороды облагалось особым налогом. Довольно удивительное начало прео-бразований, но если более глубоко задуматься над этим вопросом, то мы увидим, что таким образом был частично сломлен психологический барьер между Россией и западом и, даже в какой-то степени это подготовило сознание людей к восприятию дальнейших изменений.

Великое посольство ставило перед собой такие цели:

1. Обучение передовым навыкам жизни, культуры, строительства Европы, которая к тому времени сильно опережала Россию в своем развитии.

2. Изучение обстановки в Европе, для начала войны со Швецией за выход к Балтийскому морю, потому что именно через него можно было установить прочные связи с развитыми странами Европы - наладить торговые и дружеские отношения.

3. Показать Европейским государствам, что Россия встает на новый путь в своем историческом развитии и что передовые люди России готовы к переменам.

Перед Петром 1 стояли большие задачи, решать их надо было срочно, но поспешность могла и помешать, тем более Россия была еще не готова к серьезной борьбе с сильными Европейскими государствами, как в военном так и в политическим плане. Поэтому ПетрI начал учиться сам и учить своих соратников всему строительству, умением вести переговоры и искать союзников. Он преступил к большому строительству, начавшемуся именно с «Великого посольства»

СЕВЕРНАЯ ВОЙНА 1700-1721г.

СТРОИТЕЛЬСТВО ПЕТЕРБУРГА.

Военные реформы Петра I.

Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобразований. Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации постоянной боеспособной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами.

Задачи создания современной боеспособной армии и флота занимали юного царя еще до того, как он стал полновластным государем. Можно насчитать лишь несколько (по оценкам разных историков – по-разному) мирных лет за 36-летнее царствование Петра. Армия и флот всегда были главным предметом заботы императора. Ход самой военной реформы определялся войной. Василий Осипович Ключевский писал: "Война указала порядок реформы, сообщила ей темп и самые приемы". "Игра в солдатики", которой отдавал все свое время юный Петр, с конца 1680-х гг. становится все более и более серьезной.

Осенью 1702 года Петр появился у истоков Невы и взял шведскую крепость Нотенбург, стоявшую на месте старого новгородского Орешка. Возобновив укрепления этой крепости, Пётр назвал её Шлиссельбургом, то есть “ключом - городом” к морю.

На весну 1703 года русские спустились к устью Невы, и в мае 1703 года Пётр заложил Петропавловскую крепость и под её стенами основал город Санкт-Петербург - укреплённый выход к морю, которым он сразу же воспользовался. На реке Вирь наспех строились морские суда и в том же 1703 году они уже были спущены на воду.

Осенью 1703 года Пётр начал работы на Котлине-острове для постройки морской крепости Кроншлота (Кронштадта). Эта крепость стала гаванью для нового Балтийского флота.

С началом Северной войны основное внимание переключается на Балтику, а с основанием Санкт-Петербурга строительство кораблей ведется почти исключительно там. К концу царствования Петра, Россия стала одной из сильнейших морских держав мира, имея 48 линейных и 788 галерных и прочих судов.

Начало Северной войны стало толчком к окончательному созданию регулярной армии. До Петра армия состояла из двух главных частей - дворянского ополчения и различных полурегулярных частей (стрельцы, казаки, полки иноземного строя). Коренным изменением было то, что Петр стал собирать армию так: вместо периодических созывов ополчения были введены систематические рекрутские наборы. Рекрутские наборы распространялись на население, платившее подати и несшее государственные повинности. В 1699 г. был произведен первый рекрутский набор, с 1705 г. наборы узаконены соответствующим указом и стали ежегодными. С 20 дворов брали одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны эти сроки постоянно изменялись из-за нехватки солдат и матросов). Более всего от рекрутских наборов пострадала русская деревня. Срок службы рекрута практически не был ограничен. Офицерский состав российской армии пополнялся за счет дворян, обучавшихся в гвардейских дворянских полках или в специально организованных школах (пушкарская, артиллерийская, навигационная, фортификационная, Морская академия и т. д.).

В 1716 г. был принят Воинский, а в 1720 г. - Морской устав, проводилось широкомасштабное перевооружение армии. К концу Северной войны Петр имел огромную сильную армию - 200 тыс. человек (не считая 100 тыс. казаков), которая позволила России одержать победу в изнурительной, растянувшейся почти на четверть века войне.

Главные итоги военных реформ Петра Великого заключаются в следующем:

Создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать со своими основными противниками и побеждать их;

Появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меньшиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.);

– создание мощного военного флота;

– однако все это было достигнуто путем эксплуатации простого народа, который в Петровские времена испытал много тягот и лишений.

ПОЛТАВСКАЯ БИТВА.

И грянул бой – Полтавский бой.

Исход Северной войны решался по Полтавой,поэтому эта битва получила название Полтавская. 27 июня 1709 года произошла Полтавская битва, закончившаяся полной победой русской армии. командование великолепно продумало план битвы и последовательно осуществило его. Оно избрало для сражения пересечённую оврагами лесистую местность и построило здесь укреплённый лагерь на берегу реки Ворсклы, прикрывающей его тыл. Впервые в военной истории русская армия применила здесь систему полевых укреплений - редутов, блестяще оправдавших себя в ходе боя. Уже к полудню сражение решилось в пользу русских. Шведы потеряли более 9 тысяч убитыми и более 3 тысяч пленными. Преследуя разбитую и совершенно деморализованную шведскую армию, конница Меньшикова вынудила капитулировать у переправы перевалочная на Днепре ещё 16 тысяч шведов. Переправились через Днепр и бежали в Турцию только Карл XII, Мазепа, несколько сот солдат и казаков-изменщиков.

В результате Полтавской битвы сухопутная шведская армия фактически перестала существовать. Судьба Швеции была решена. До Полтавской битвы Швеции принадлежало главенство на Балтийском море и вообще в Северной Европе. Полтавская битва передала это главенство Москве. В этом состоит её главное значение. “Ныне уже совершенно камень во основание Петербурга положен”, - с гордостью писал Пётр I.

ПОБЕДЫ НА МОРЕ.

Но для победы окончательной победы нужна была победа над Швецией и на море. Красными строками в историю Росси вписаны победы на Балтийском море.

Военные действия на Балтике в 1713 - 1721 годах. Военно-морской Балтийский флот начал создаваться с 1703 года, но особенно интенсивно его строительство развернулось после Полтавы. В 1713 году содействие флота обеспечило занятие Гельсингфорса (Хельсинки) и Або, оттеснение шведских войск к западным границам Финляндии. В ходе этого русский флот одержал первую блестящую победу над шведским флотом при Гангуте 27 июня 1714 года. В результате этого боя было захвачено 10 кораблей во главе с командующим отрядом адмиралом Эреншельдом.

Победа при Гангуте привела к тому, что шведский флот, до этого господствовавший на Балтике, теперь вынужден был перейти к обороне. Еще одна замечательная победа была одержана русским флотом у острова Гренгам в 1720 г. , причем одержана она была при присутствии английского флота, готового выступить против России. 30 августа 1721 г. был заключен мир в городе Ништадте, Россия одержала победу в этой войне.

Длительная Северная война вывела Россию в ряд с самыми сильными Европейскими государствами. Петровские преобразования начали приносить свои плоды. «Под стук топора и гром орудий» Россия вошла в число великих держав.

РЕФОРМЫ ПЕТРА.

Размышляя над темой моей исследовательской работы, прочитав о жизни и деятельности Петра Великого я понял, что определение Царь-работник, Царь-строитель, можно применить ко всем сферам деятельности государя: строительство и работа царя выражалась не только в том, что он строил корабли, заводы, армию, он строил все государство, во всех отношениях, поэтому важными явились все без исключения Петровские преобразования, о самых значимых из которых я и хочу написать.

ГУБЕРНСКАЯ РЕФОРМА.

С целью укрепления власти на местах страну в 1708г. ,разделили на 8 губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангелогородскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Смоленскую.

Во главе их стояли губернаторы, ведавшие войсками и управлением подвластных территорий. Каждая губерния занимала большую территорию и поэтому в свою очередь делилась на провинции. Провинций было 50. В каждой провинции размещался полк солдат. Провинции делились на уезды.

Петр, с помощью этой реформы, организовал единую для всей страны систему управления, главную роль в которой играл он сам, опираясь на дворянство.

УЧРЕЖДЕНИЕ СЕНАТА.

В 1711 году вместо Боярской думы был учрежден Сенат - главный учредительный и совещательный орган при царе, состоявшей из девяти ближайших Петру сановников. Сенату предписывалось разрабатывать новые законы, следить за финансами страны. Руководил Сенатом генерал-прокурор, которого сам Петр называл «оком государевым».

Петр 1, внедряя эту реформу понимал, что руководить огромной страной можно только с помощью преданных и очень грамотных людей, которые были приведены к присяги и были верны России и государю.

СОЗДАНИЕ КОЛЛЕГИЙ.

В 1718 по 1721 г. была введена система коллегий - ведавшая определенными отраслями управления страной. Было учреждено 11 коллегий. Коллегия иностранных дел - внешней политикой, Военная - сухопутной армией, Адмиралтейская - морским флотом, Камер–коллегия - сбором доходов, мануфактур–коллегия – промышленностью.

Эта реформа помогла упорядочить систему управления страной. Было ясно кто за что отвечает и с кого спрос. В наше время эти органы называются министерствами. Есть министерство образования, финансов, промышленности, сельского хозяйства.

ТАБЕЛИ О РАНГАХ.

В 1722 г. последовало издание «Табели о рангах», разделившей военную, гражданскую и придворную службы. Все должности, и гражданские и военные подразделялись на 14 рангов. Занять каждый следующий ранг можно было только пройдя все предыдущие. Чиновник, достигший восьмого класса, получал потомственное дворянство.

Введение табели о рангах позволяло продвигаться по служебной лестнице по заслугам наиболее талантливым и умным людям, титулы и звания не передавались по наследству, их нужно было заслужить.

РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И БЫТА.

Первая светская школа была открыта в 1701 году в московской Сухаревой башне “Школа математицких и навигацких наук”, послужившая основой для Морской академии в Петербурге. В след за ней создаются медицинские, инженерные, кораблестроительные, горные, штурманские, ремесленные школы

Возникновение светской школы требовало создания новых учебников. Огромное значение имело создание в 1703 году “Арифметики сиречь науки числительной” Л. Магницкого, являвшейся учебником по всем разделам математики и подлинной математической энциклопедией того времени. Первоначально, когда необходимость в специалистах была особенно велика, правительство допускало в школы детей податных сословий, но уже в конце XVII века школы приобретают характер сословных дворянских учебных заведений. Рядом с ними вырастает система духовных семинарий.

Для печатанья светской учебной, научной, политической литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге. Развитие книгопечатанья сопровождалось началом организованной книготорговли, созданием в 1714 году государственной библиотеки, легшей в основу библиотеки Академии наук, появлением крупных библиотек у многих аристократов. С 1703 года систематически выходила первая русская газета “Ведомости”, публиковавшая информацию о международной, внутренней и культурной жизни того времени, ходе военных действий.

Во время царствования Петра организовывается ряд крупных экспедиций, самой значительной из которых была экспедиция Беринга. Составление русскими топографами карт Каспийского моря, Курильских островов и подготовка первого Географического атласа России - всё это должно было способствовать освоению территории и недр страны.

Созданная Петром I Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей, оружия, естественно-научных коллекций и т. д. Это было началом музейного дела в России.

Логическим итогом всех мероприятий в области развития науки и просвещения была подготовка к открытию Академии наук в Петербурге. Поскольку в стране отсутствовала система общеобразовательной школы, то её составной частью являлись академический университет и гимназия. Открытие академии, большинство членов которой составляли приглашённые в Россию иностранные учёные, состоялось в самом конце 1725 года.

Искусство. С первой четверти XVIII века осуществляется переход к градостроительству и регулярной планировке городов. Облик города определяет уже не культовая архитектура, а дворцы и особняки, дома правительственных учреждений и аристократии. Наиболее ярко эти черты выступают в Петербурге, так как крупное строительство в других городах было на время запрещено. В живописи на смену иконописи приходит портрет. К тому же времени относятся попытки создания русского тетра, однако профессиональные “комедиальные храмины” в Москве и Петербурге просуществовали недолго. Прочнее вошли в жизнь торжественные праздники с иллюминациями, исполнением кантат, строительством триумфальных арок. В это время были написаны первые драматургические произведения: трагикомедия Прокоповича “Владимир”, “Слава Российская” Ф. Жуковского и т. д.

Изменения в быту. Старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами была запрещена и заменена новой. Камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли в городах старую русскую одежду. Большое сопротивление и недовольства вызвало запрещение носить бороды. Особенно недовольны этим были податные сословия, но введение особого “бородового налога” и обязательное ношение медного знака об его уплате, хотя и не сократило недовольства, но резко уменьшило число сохранявших бороду.

Изменения в быту и культуре имели огромное прогрессивное значение. Но они ещё более подчеркнули выделение дворянства в привилегированное благородное сословие, превратили использование благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных привилегий. То есть все блага и достижения Петра,которые были достигнуты с помощью народа, его сил, остались достоянием лишь высших сословий и дворянства.

ИТОГИ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ.

Мнения о реформе Петра чрезвычайно расходились уже при его жизни. Небольшая кучка ближайших соратников Петра держалась мнения, которое впоследствии Ломоносов формулировал словами: “он Бог твой, Бог твой был, Россия”. Народная масса, напротив, готова была согласиться с утверждением раскольников, что Пётр был антихристом. И те, и другие исходили из того общего представления, что Пётр совершил радикальный переворот и создал новую Россию, не похожую на прежнюю. Новая армия, флот, сношения с Европой, наконец, европейская внешность, европейская техника - всё это были факты, бросавшиеся в глаза: их признавали все, расходясь лишь коренным образом в их оценке. То, что одни считали полезным, другие признавали вредным для русских интересов; что одни считали великой заслугой перед отечеством, в том другие видели измену другим преданиям; наконец, где одни видели необходимый шаг по пути прогресса, другие признавали простое отклонение, вызванное прихотью деспота. Оба взгляда могли приводить фактические доказательства в свою пользу, так как в реформе Петра были перемешаны оба элемента - и необходимости, и случайности. Элемент случайности больше выступал наружу, пока изучение реформы Петра ограничивалось внешней стороной реформы и личной деятельностью преобразователя. Другие результаты должно было дать изучение той же реформы в связи с её прецедентами, а также в связи с условиями современной ей действительности. Изучение прецедентов Петровской реформы показало, что во всех областях общественной и государственной жизни - в развитии учреждений и сословий, в развитии образования, в обстановке частного быта - задолго до Петра обнаруживаются те же самые тенденции, которым даёт торжество Петровская реформа. Являясь, таким образом, подготовленной всем прошлым развитием России и составляя логический результат этого развития, реформа Петра, с другой стороны, и при нём ещё не находит достаточной почвы в русской действительности, а потому и после Петра остаётся формальной и видимой. Новые платья и ассамблеи не ведут к усвоению европейских привычек и приличий; точно так же новые заимствованные из Швеции учреждения не опираются на соответственное экономическое и правовое развитие массы. Россия входит в число европейских держав, но на первый раз только для того, чтобы почти на полвека сделаться орудием в руках европейской политики. Из 42 цифирных провинциальных школ, открытых в 1716 - 1722 годах, только 8 доживают до середины века; из 2000 навербованных, большей частью силой, учеников действительно выучиваются к 1727 году только 300 на всю Россию. Высшее образование, несмотря на проект Академии, и низшее, несмотря на все приказания Петра, остаются надолго мечтой.

Масштабы изменений, произошедших за время правления Петра огромны. Значительно выросла территория страны, которая после многих веков борьбы получила выход к морю и ликвидировала состояние политической и экономической изоляции, вышла на международную арену, заняла видное место в системе международных отношений и превратилась в великую европейскую державу. В России в это время возникла мануфактурная промышленность, в которой особое значение приобрела мощная металлургия. Коренным образом изменился характер и размеры внутренней и внешней торговли и объём экономических связей с другими странами. Были созданы мощная регулярная армия и флот, сделан огромный шаг в развитии культуры и просвещения. Был нанесён сильный удар духовной диктатуре церкви в культуре, просвещении и других областях жизни страны. Осуществлялась ломка старого рутинного патриархального быта.

Все эти изменения происходили в условиях вступления феодально-крепостнических отношений в стадию разложения и зарождения в их недрах новых буржуазных отношений. Направленная на ликвидацию технико-экономической и культурной отсталости страны, на ускорение и развитие, они имели огромное прогрессивное значение.

Очевидно, также и сопротивление, которое вызвала каждая из реформ, недовольство ими со стороны самых различных социальных сил и слоёв: боярства - тем, что его оттеснили “худородные”, и тем, что перестало существовать “самодержавие с Боярской думой”; дворянства - постоянной и тяжёлой службой; церкви - утратой самостоятельной политической роли и господствующего положения в культуре и просвещении, изъятием государством значительной части её доходов; купцов и посадского люда - ростом налогов, повинностей и служб; народных масс - усилением крепостнического гнёта и тем, что реформы осуществлялись за их счёт. К этому добавлялось общее недовольство новшествами, которые разрушали укоренившиеся традиции и средневековую косность патриархального быта и уклада жизни.

Их осуществление было в немалой степени связано с деятельностью и личностью Петра Первого, - пожалуй, самого крупного государственного деятеля дореволюционной России, с его исключительной целеустремлённостью, энергией смелостью, с которой он ломал рутинные порядки и преодолевал бесчисленные трудности, Выдающийся политик, военный деятель и дипломат, он умел правильно оценивать обстановку, выделять главное, делать правильные выводы из ошибок и неудач, из изменения внутри- и внешнеполитической обстановки.

Обладавший широкими знаниями, проявлявший большой интерес к литературе, истории, праву, искусству, ремёслам и естественным наукам, он прекрасно знал военное дело, кораблестроение, кораблевождение и артиллерию. Пушкинские строки “то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник” метко выразили всю многогранность кипучей деятельности Петра I. Он умел подбирать деятельных и энергичных поклонников в каждой из отраслей и сфер государственной деятельности. В числе “птенцов гнезда Петрова” были такие крупные государственные и военные деятели своего времени, как А. Д. Меньшиков, В. П. Шереметьев, Ф. М. Апраксин, А. А. Сенявин, Б. А. Куракин, Феофан Прокопович, В. Н. Татищев.

Но все изменения и реформы осуществлялись на крепостнической основе, крепостническими методами, и были направлены на сохранение и укрепление феодально-абсолютистского строя, сословной структуры общества, сословных прав и привилегий господствующего класса. Они сопровождались распространением крепостнических отношений на новые территории и новые категории населения, на новые сферы экономической жизни, насаждением наиболее грубых и тяжёлых форм крепостничества, распространением деспотизма и произвола царя, чиновничье-бюрократического аппарата и помещиков. Это тормозило формирование капиталистических отношений в стране, экономическое и культурное развитие народа и не позволяло ликвидировать технико-экономическую и культурную отсталость нации. Негативная сторона изменений и преобразований была органически связана и с деятельностью самого Петра I, для которого была характерна крайняя жестокость, произвол, обоснование и осуществление принципов ничем не ограниченного самодержавного произвола.

Думаю, что девизом того времени могли бы стать строчки Пушкина: “Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!” Пётр Великий не жалел ни сил, ни здоровья во имя процветания России, старался, чтобы его сподвижники и весь российский народ следовал его примеру.

Изменил жизнь в России? Прежде всего, потому, что хотел превратить страну из далекой европейской окраины в одно из ведущих государств своей эпохи.

Начало преобразований

Детство Петра Алексеевича пришлось на яростную борьбу боярских группировок за власть и влияние при дворе. Мать юного царевича Наталья Кирилловна увезла сына подальше от московских неурядиц в село Преображенское.

Хотя Петра официально объявили царем вместе с братом Иваном, в силу малолетства первого и слабоумия второго бразды правления в свои руки взяла старшая сестра Софья, которая и была объявлена регентом до совершеннолетия Петра.

Юный царевич был довольно неприхотлив в быту, он сблизился с дворовой прислугой, в том числе и с иностранцами. Среди последних попадались умные образованные люди, которые оказывали на Петра сильное влияние. В такой обстановке юный царь подрастал, все больше уверяясь в необходимости коренных преобразований в России.

Военные игры и тренировки в Преображенском лагере позволили Петру Алексеевичу овладеть воинскими навыками и немало помогли при перехвате власти от Софьи, которая не торопилась отдавать бразды правления. Тем не менее в ходе борьбы Петр одерживает победу и становится уже царем не формальным, а вполне полновластным, его соправитель Иван к тому времени уже скончался.

Почему Петр 1 изменил жизнь в России

Петр грезил морем, поэтому в 1693 году он совершил визит в Архангельск, бывший на то время единственным Именно это событие и послужило началом формирования будущего российского флота.

В 1696-1698 гг. царь в составе «Великого посольства» совершил путешествие по Европе. Там он наблюдал за жизнью как простых европейцев, так и привилегированных слоев общества и все больше закреплялся в мысли о необходимости реформ на родине.

Вот почему Петр 1 изменил жизнь в России. А начал он по возвращении с изменения летоисчисления, заведенного в стране. До царского указа счет лет велся от сотворения мира, в то время как в европейских странах точкой отсчета служило

На момент реформы в нашей стране шел 5508 год. Согласно новому закону, год начинался с 1 января, а не с 1 сентября, как ранее. Указ, вышедший 16 декабря 1699 г., знаменовал наступление 1700 года, как и во всей Европе.

Это был один из 5 запретов Петра I, изменивших облик России. Затем последовали распоряжения о введении кафтанов европейского образца взамен старорусских, о запрете ношения бороды. Эти нововведения царя повергли в шок боярство, некоторые даже пытались сопротивляться воле правителя. Однако Петр с присущей самодержавной власти жестокостью заставлял выполнять все свои повеления.

Триумф царя-реформатора

Многие считают, что это была своеобразная борьба Петра I с русским народом и его традициями. Однако на самом деле данное мнение ошибочно. Здесь было упорное желание царя модернизировать Россию, и не только внутренними системными реформами. Он стремился поменять внешний облик россиян и образ их мышления.

Вскоре после отвоевания у шведов царь отдал приказ о строительстве нового города, получившего позже название Санкт-Петербург. Петр хотел превратить его в настоящий европейский центр России, поэтому в городе велось исключительно каменное строительство. Но как удалось добиться того, чтобы высококлассных специалистов не привлекали на другие объекты? В стране был введен запрет на возведение строений из камня.

Это был уже четвертый запрет, и тогда же появляется пятый указ о недопустимости совершения насильственных свадеб. Нововведение позволило ослабить патриархальные порядки. Это также было одной из причин, почему Петр 1 изменил жизнь в России.

Страна становится великой

Все реформаторские идеи, конечно, не были воплощены. Но даже та их часть, которую удалось реализовать, позволила стране резко ускорить экономическое развитие. И на повестку дня встал вопрос о расширении влияния России, ради которого все это и затеял Петр I (Великий).

Со Швецией, которую наша страна победоносно завершила в 1721 году, как раз и свидетельствует о том, что курс, выбранный царем, был верным. Он вывел Россию на одну ступень с ведущими державами Европы.

К концу 17 века русская православная церковь обладала огромными земельными владениями и одной пятой всего податного населения страны. Колоссальные доходы позволяли ей полностью содержать себя и быть экономически независимой от государства. Духовенство часто стремилось повышать свои доходы за счет усиления эксплуатации крестьян. Вместо скромного образа жизни многие архиереи тратили огромные суммы на свое содержание, что ослабляло авторитет церкви в обществе и стимулировало распространение сектантства. Все земли церкви были распределены между многочисленными монастырями и высшим духовенством. В своих владениях духовенство управляло всеми сферами жизни и осуществляло судебные функции. Поэтому, можно сказать, что церковь обладала судебно-административной независимостью, т.е. параллельно государственному светскому суду и управлению в стране существовал церковный суд и система управления. Всё духовенство и зависимое от него податное население подчинялось верховному главе церкви - патриарху. Патриарх избирался из среды высшего духовенства и обладал почти не ограниченной властью в церковных делах. Считалось, что царь является главой светской, а патриарх церковной власти, она дана им от бога, и они не имеют право претендовать на единоличное управление сразу и церковью, и государством. Религия пронизывала все сферы общественной жизни. Подавляющая часть населения исповедовала православие, и поэтому влияние церкви на общество было очень велико. Она могла манипулировать настроением общества, его отношением к происходящим событиям. Таким образом, государство в своей политике должно было учитывать интересы и мнение духовенства, представлявшего церковь.

Почему Пётр I решил провести реформу церкви?

Пётр Великий - первый, кто осмелился провести радикальные преобразования русской православной церкви, и на это у него были веские причины:
1. Реакцией на насильственную модернизацию, которую проводил Пётр в России, явилась жесткая оппозиция широких слоев общества, в том числе и духовенства. Церковь могла призвать население к открытому сопротивлению реформам Петра, поэтому его целью было подчинение церкви монарху. Тогда бы церковь не сопротивлялась, а поддерживала преобразования светской власти.
2. Пётр стремился к единому административному устройству и централизованному управлению страной, но его замыслам препятствовала административно-судебная автономия церкви. Чтобы церковное управление гармонично вписалось в новую государственную систему, Петру необходимо было его реорганизовать.
3. Активная внешняя политика и промышленное строительство государства явились причиной нехватки материальных и людских ресурсов. Пётр считал возможным удовлетворить недостаток средств и рабочей силы за счет церкви.
4. В XVII-XVIII веках Западная Европа переживает процесс десакрализации общества. Пётр сознательно или неосознанно пытался перенести это явление западной культуры в Россию, что способствовало бы ускорению общественного развития.

Церковные преобразования Петра I.

Церковные реформы Петра охватывают период с 1701 по 1725 гг., ко-торый в свою очередь делится на четыре этапа.

На первом этапе (1701-1705гг.) была произведена фактически полная секуляризация церковных имений и богатств. В 1701г. создаётся государственный орган, Монастырский приказ, который наделялся административной, финансово-хозяйственной и судебной властью, т.е. становился, за исключением духовных дел, хозяином всех церковных вотчин и их населения. Юридически церковные вотчины остались, принадлежащими духовенству, но фактически управление вотчинами и распоряжение доходами с них перешли к государству. Таким образом, Пётр теперь мог использовать доходы церкви на нужды государства, а саму церковь монарх поставил в экономическую зависимость от государства и тем самым ограничил её политическую независимость.

Во время второго этапа (1705-1720гг.) изменяется первоначальный план проведения реформы: правительство отказывается от полной и переходит к частичной секуляризации духовных владений. Дело в том, что раньше Монастырский приказ сам собирал доходы со всех церковных владений и выдавал монастырям. На втором этапе реформ государство отказалось от полной секуляризации церковных владений. Если раньше доходы со всех церковных земель поступали в Монастырский приказ, а от туда духовенству выплачивались необходимые на его содержание суммы, то теперь все духовные вотчины были разделены на две части: одна часть вотчин, доходы с которой шли на содержание владельцев, переходило в их непосредственное управление, то есть возвращалось им (эти вотчины поучили название "определенных"); другая часть вотчин, доходы с которой поступали в Монастырский приказ, оставались в управлении приказа (эти вотчины стали называться "заопределенными"). Основная причина этих изменений заключается в том, что, проведя в 1701-1704 гг. описания монастырских вотчин и узнав реальные доходы церкви, правительство увидело, что многие монастыри не могут дать казне никакого дохода, и поэтому пришло к мысли, что гораздо проще и менее обременительно для него взять в свое управление лишь те вотчины, доходы с которых прибыльны, возвратив остальное прежним владельцам.

На третьем этапе реформ (1720-1721гг.) было реорганизовано высшее церковное управление. Патриаршество, при котором все духовенство и богатство церкви управлялось патриархом, было упразднено. Теперь деятельностью церкви руководил не один человек, а духовная коллегия, Синод. Коллегия - это вариант бюрократии, где власть главного чиновника ограничена полномочиями других членов коллегии. Такая форма управления церковью позволяла светской власти влиять на решения Синода, вызывая благосклонность или оказывая давление на отдельных его членов. Кроме того, Синод подчинялся непосредственно императору, что еще больше ограничивало самостоятельность церкви. Еще в 1918г. Феофану Прокоповичу, архиепископу псковскому, было поручено заняться разработкой устава новой духовной коллегии, Духовного Регламента. В феврале 1720г. высшие духовные сановники одобрили проект духовной коллегии. Петр I дал год сроку для ознакомления с проектом остальных архиереев.14 февраля 1721г. манифестом императора, без всякого церковного собора, был учрежден Святейший Правительствующий Синод. Монастырский приказ, занимавшийся управлением заопределенных вотчин сбором с них доходов, передан в подчинение Синоду. Устройство Синода было таким же, как и в других государственных учреждениях. По штату для него определялись: один президент, два вицепрезидента, три советника, пять асессоров. Членами Синода назначались высшие иерархи, которые приносили в Сенате присягу на верноподданническую службу (не богу, а царю), и утверждались на должность императором. Формально по своему положению Синод был равен Сенату, высшему государственному учреждению, и подчинялся только императору. Но как ни добивался Синод равенства с Сенатом, его нельзя было вполне достичь, так как Сенат был учрежден для замены монарха в особых крайних случаях, когда распоряжения Сената принимали силу именных царских указов. Кроме того, специфическая сущность Сената сводилась к тому, что он есть хранитель и толкователь всех законов государства, а также и единственный источник правотворчества. Поэтому Синод, в отличие от патриарха, не мог проводить самостоятельную законотворческую деятельность в области церковного права. Фактически всякий законопроект Синода должен был утверждаться Сенатом или императором.

Еще одним симптомом поглощения церковной власти государственный стал институт синодальной прокуратуры. Для наблюдения за правильностью исполнения Духовного регламента, течением дел и дисциплиной в Синоде, был назначен специальный светский чиновник, обер-прокурор Синода. Он должен был стать "оком государевым" в высшем церковном управлении. Обер-прокурор подчинялся генерал-прокурору Сената и должен был докладывать о состоянии дел в Синоде непосредственно императору. Таким образом, при реорганизации высшего управления церковью была значительно ограничена ее самостоятельность. Но по-прежнему церковь обладала значительными богатствами, судебными функциями и сильным влиянием на население страны. Кроме того, сумев расположить к себе монарха и оказав на него сильное влияние, духовенство могло добиться благоприятных условий для защиты своих интересов.

На четвертом этапе реформ (1722-1725гг.) проводилась реорганизация социальной структуры духовенства (унификация иерархии церковных чинов, учреждение штатов церковнослужителей, чистка их рядов от нежелательных и случайных лиц) и наметилась тенденция лишения духовенства прав владения и управления своими вотчинами и передачи этих прав государству. Данные подушной переписи населения были использованы государством для учета и классификации низшего духовенства. Для церковнослужителей были определены штаты: один священник на 100-150 дворов прихожан. Священники, не нашедшие вакантных мест, и причетники (самый низший духовный сан) переводились в податное сословие, приравнивались к крепостным.

Постоянные задержки Синода по предоставлению отчетов об экономическом состоянии духовных владений, а также рост сумм, невыплаченных Синодом в казну, убеждали Петра I о необходимости лишить Синод хозяйственных прав, оставив ему только дела духовные. Перед самой своей смертью Петр преобразовал монастырский приказ в камерконтору. Скорее всего, в дальнейших своих планах император хотел подчинить камерконтору камерколлегии, чисто государственному учреждению: лишив тем самым Синод хозяйственной власти. Но в 1725г. Петр I скончался, оставив этот вопрос нерешенным. Итогом церковных реформ Петра стало то, что церковь в России вошла в структуру государственного аппарата и стала его неотъемлемой частью. Церковь потеряла значительную часть своей самостоятельности и политической власти. Государство старалось использовать церковь в качестве проводника государственной идеологии. Церковный амвон стал трибуной для пропаганды начинаний самодержавия в виде специальных проповедей, а также просто для оглашения приказов, которые перед началом службы зачитывались прихожанам. Государство рассматривало веру и церковь как инструменты воспитания верноподданных. Хождение в церковь и исповедание превратилось в обязанность прихожан, исполнение которой строго контролировалось и документировалось. Священник, подобно солдату или чиновнику, давал клятву быть всегда готовым к государевой службе и должен был нарушать тайну церковной исповеди в интересах государства.

Превращение церкви в контору по делам веры, подчинение всех ее ценностей нуждам самодержавия во многом означало уничтожение для нации духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства и имеющим свои истоки в этатизме и авторитарной светской власти. Церковь с ее тысячелетними традициями проповеди морали, защиты униженных и обиженных государством, церковь, которая в древности могла публично осудить тирана, стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа, как хранительница духовного начала, утратила свой высший моральный авторитет.С другой стороны, вмешательство государства в дела церкви в значительной мере активизировало миссионерскую деятельность (в синодальный период церковь выросла количественно в десять раз по сравнению с перио-дом патриаршего правления). Кроме того, введение новой системы церковного образования, благодаря которому российское духовенство знакомилось с западноевропейской теологией и обучалось в соответствии с ее весьма последовательной методикой, вооружило церковь таким образом, что она впер-вые оказалась в состоянии соперничать и сотрудничать на равных с церквями Запада, а среди православных церквей Востока она заняла, благодаря указанным переменам, бесспорно, ведущее положение.

В целом церковная реформа проводилась в общем русле внутренних преобразований Петра I, направленных на решение стоявших перед страной задач и укрепление абсолютистского государства. Несомненно, петровские церковные реформы привели к победе светского начала во власти над религиозными. Следует при этом заметить, что история второй половины 17 века свидетельствует: на этот путь Россия встала еще до Петра (ситуация, возникшая в связи с Никоном и расколом). Но петровские преобразования примечательны не только невиданными раньше темпами и масштабами перехода общества на светские рельсы, но и теми последствиями, которые имело превращение православной церкви в государственное учреждение: церковь стала прислуживать режиму самодержавия, покорно освящать все его начинания.

сайт вспоминает, как Петру I удалось подчинить духовенство, встроив церковь в систему государственной власти.

Буксующая модернизация

Положение церкви на рубеже XVII-XVIII веков было очень сложным. С одной стороны, старообрядческий раскол, с другой - наплыв иноверцев-иностранцев. Необходимо было принимать сильные меры, чтобы остановить протестантскую, католическую и раскольническую пропаганду.

Петр I затеял модернизацию России и не мог не видеть явное недовольство духовенства его преобразованиями. Как носитель государственной идеи император, никогда не любивший духовенство, не допускал самостоятельности церкви в государстве. И однажды Петр обвинил в пробуксовке его реформ духовенство и решил положить конец этому противостоянию.

Для этого царь привлек бывшего старообрядца игумена Питирима. Тот переписал Выгорецких раскольников, так как императору хотелось, чтобы те по собственной воле согласились работать на железных заводах.Петр решил обезвредить противодействие духовенства Фото: Commons.wikimedia.org

В Москве за веру боролся митрополит Стефан Яворский, который был назначен президентом Синода. Манифест об учреждении Духовной коллегии был издан 5 февраля 1721 года. В одном из своих увещаний Синод обличал убеждения народа о богоугодности страданий, к которому часто прибегали раскольники. Их детей приказали крестить по православному обычаю. Принявших православие раскольников освобождали от двойного оклада и поборов.

Слуги власти

Петру не нравилось, что в России много церквей. Их изобилием особенно славилась Москва. Царь приказал переписать церкви, указать время их основания, число дворов прихода, расстояние между ними, лишние упразднить.

Синод запретил приносить в церковь личные иконы и молиться перед ними. Во время церковных богослужений указывалось собирать подаяния в два кошелька: один на церковные нужды, а второй на содержание больных и неимущих. По указу Петра богатым запрещалось приглашать духовенство к себе домой, чтобы те служили вечерние и заутренние службы. Это стало считаться тщеславием. Упразднялись все домашние церкви.

С этого времени, то есть с 1721 года, священник делался слугой государственной власти и должен был ставить ее интересы выше церковных правил. Духовным отцам вменялось в обязанность доносить о лицах, признавшихся на исповеди в злом умысле против царя.
В Москве за веру боролся митрополит Стефан Яворский Фото: Commons.wikimedia.org

Священники обязаны были следить, чтобы прихожане посещали церковь в праздники и по воскресеньям, в дни рождения, именины царя и царицы, в день Полтавской победы и Новый год. Желая познакомить русских с другими вероисповеданиями, царь приказал перевести на русский язык лютеранский и кальвинский катехизисы. Иноверцев Казанской губернии, пожелавших креститься, велел не брать в солдаты. А когда царю донесли, что новокрещенных татар в Сибири отдали в холопство, он приказал немедленно объявить их свободными. Также Синод издал указ, где разрешал браки с иноверцами.

Петр - антихрист?

При Петре духовенство стало превращаться в такое же сословие, как и горожане. Они имели свои государственные задачи, права и обязанности. Царь хотел, чтобы духовный чин сделался органом религиозно-нравственного влияния на народ, находящимся в полном распоряжении государства. Путем создания высшего церковного управления - Синода - император получил возможность верховного распоряжения церковными делами.

Петр не любил монахов, то есть черное духовенство. Монахи платили той же монетой, в первые годы правления императора распространяя на городских площадях листовки о том, что Петр - антихрист. В итоге царь начал видеть в монастырях очаги смуты и бунтов и неуклонно уменьшал их количество. Монахам запрещено было выходить за стены обители более чем на 2 часа! Да и то лишь с письменного разрешения настоятеля.
«Регламент духовный» 1721 года Фото: Commons.wikimedia.org

10 октября 1723 года вышел важный указ: не погребать умерших при церквях, а хоронить их на кладбищах или в монастырях. А еще через год вышли новые правила о монастырях, которые должны были содержаться исключительно за свой счет. Святые мощи и чудотворные иконы для богомольцев помещали у ворот, за пределами ограды церкви. А женские монастыри становились «непроницаемыми» для посторонних.

Для подготовки архиереев в Петербурге и Москве устроили семинарии. В 30 лет желающие могли поступать в Невский монастырь, через 3 года принять постриг, проповедовать в Невском монастыре и соборных церквях, а также переводить книги. Каждый день они должны были 4 часа находиться в библиотеке, изучая учителей церкви. Из числа этих привилегированных иноков выбирали архиереев и архимандритов, которых после Синода утверждал государь.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!