План-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему: Е. Чарушин "Ёж"

Игру как явление не оставили без внимания многие отечественные и западные педагоги и психологи. Использование игры для решения различных педагогических задач способствовало развитию как ее формы, так и содержания. Признавая влияние игры на развитие психических новообразований и на всестороннее развитие личности ребенка, те и другие подчеркивали, что возможность играть для детей очень важна.
Специалисты отмечают, что игра в определенной мере является одним из способов познания окружающего мира, особенно тогда, когда дети используют игру как отражение действительности. Игра, как указывал профессор А. В. Запорожец, возникает не самопроизвольно, как продукт индивидуального творчества, а под влиянием и в результате усвоения социального опыта. Ребенок, как и взрослый человек, – существо общественное. Он живет и воспитывается в обществе своих родителей, сверстников, в окружении работников детского сада и т. д. Так постепенно формируется личность. Необходимо отметить, что окружающая среда, в которой развивается ребенок, не сводится только к природной сфере, она включает в себя и производственную сферу, и отношения между людьми. Ребенок узнает об окружающем мире посредством чувственного восприятия и через определенные источники информации (взрослые, старшие дети, сверстники, литература, искусство, СМИ и т. д.). Маленький ребенок является своего рода носителем определенных биофизических компонентов, которые, с одной стороны, делают его частью природы, а с другой – отличают его от других живых существ, находящихся в природе и социуме.
Следует отметить, что между тем, каков мир на самом деле, и тем, каким воспринимает его ребенок, существует некоторое различие. Правильно понять окружающую действительность (природную и социальную) ребенку в учебно-воспитательном процессе через определенные формы работы с ним поможет педагог. Впечатления, полученные детьми, создают не только базу для развития и формирования правильных представлений, но и являются определенной почвой для проведения совместных игр. В своей повседневной работе мы используем дидактическую игру как средство ознакомления и уточнения знаний о природной среде и шире – как средство ознакомления детей с социальным миром. Обеспечить правильное, безболезненное усвоение детьми общественного опыта помогут игры, подготовленные педагогом с учетом всех требований, предъявляемых к их проведению. В процессе игры в смоделированных педагогом ситуациях ребенку легче спланировать свою деятельность и усвоить норму поведения в окружающем мире.
Воспитывающий характер игры повышается в результате обогащения детей знаниями, то есть в процессе воспитательно-образовательной работы. М. Горький считал, что «воспитание ставит перед собой три цели: насыщение человека знаниями о нем самом и о мире, окружающем его; формирование характера и развитие воли; формирование и развитие способностей». Игра является своего рода деятельностью, которая может решить данные задачи, ведь в игре, как и во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. При этом происходит взаимодействие игровых и реальных взаимоотношений между детьми.
На современном этапе развития общества требуется новый тип личности, обладающей глубокими знаниями об окружающем мире, умеющей выбирать правильное поведение, здоровый образ жизни. Поведение каждого человека связано с объемом знаний, имеющихся у него. В воспитании подрастающего поколения (в данном случае детей дошкольного возраста) именно дидактическая игра оказывается наиболее эффективным средством для ознакомления, уточнения и систематизации знаний об окружающем не только природном, но и социальном мире.
Планируя содержание дидактической игры по ознакомлению детей с социальной действительностью, педагог прежде всего должен создать условия, при которых будет происходить воздействие на интеллектуальное, нравственно-волевое развитие ребенка и формирование его эмоционально-положительного отношения к окружающему. Например, содержание дидактической игры «Поступи правильно» направлено на формирование у ребенка представлений о положительных и отрицательных поступках человека в повседневной жизни. В основу этой игры легло стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Материалом для этой игры служит серия картинок, на которых изображены дети в различных бытовых ситуациях, соответствующих сюжетам стихотворения, то есть даны примеры как положительного, так и отрицательного поведения детей. В ходе игры детям предлагается рассмотреть изображения, вынести оценку поступкам героев, отложить карточки, изображающие положительные поступки, в одну сторону, отрицательные – в другую. Выяснить, как бы поступили дети в подобных ситуациях. В этой игре выявляется способность детей оценить обстановку исходя из собственного опыта и определенных обществом правил и норм. В игровой форме развиваются начальные умения сочувствовать, сопереживать, прийти на помощь, то есть формируется жизненная позиция ребенка в социальной и бытовой среде. Осмысление ребенком событий, объяснение поступков героев из серии сюжетных картинок обогащают опыт дошкольника и формирует эмоционально-оценочное отношение к обществу, в котором он находится.
Неотъемлемую часть ознакомления с социумом составляют дидактические игры, содержание которых связано с профессиями людей. Вниманию детей можно представить, например, игру «Карта профессий». Материалом для нее служит большая картина, состоящая из скрепленных разноцветных листов с изображенными на них различными общественными учреждениями. На этой картине есть исходная позиция для играющих, от которой идет дорожка из кружков к тому или другому учреждению. Двигаясь по одной из таких дорожек, ребенок называет профессии людей, которые работают там, куда ведет дорожка. Эта игра направлена на выявление общих представлений детей о том, где работают взрослые люди, на знание специальностей, на соотнесение места, специальности и вида деятельности (врач работает в больнице, поликлинике, он лечит людей, учитель работает в школе, он учит детей и т. д.). После такой игры целесообразно ввести игры по ознакомлению с определенным видом профессии (строитель, почтальон, водитель и т. д.), которые дают более полное представление о труде и своеобразии профессий людей. В содержание этих игр включено и ознакомление детей с механизмами, помогающими труду людей (строителям, водителям, грузчикам, бригадам «Скорой помощи» и т. д.).
Эффективны игры, в которых детям предлагается побывать в роли людей той или иной профессии. Например, в дидактической игре «Составь сказку» дети становятся мультипликаторами: самостоятельно составляют по знакомому произведению «кадры» для диафильма. Материалом для этой игры служат импровизированная «лента диафильма», «кадры», заполненные и пустые, которые должны зарисовать сами дети, цветные карандаши. Возможности, заложенные в этой игре, не только помогают интеллектуальному развитию детей, развитию навыков изобразительной деятельности, но и формируют у детей умение трудиться сообща. Результатом совместного труда детей станет составление и зарисовка ими «ленты диафильма». С ее помощью можно провести работу по составлению творческих пересказов.
Структура и особенности данных игр определяют их большие потенциальные возможности. Уникальное соединение – замещение реальных объектов на образные и наличие дидактической задачи, свойственные игре, – дает возможность педагогу, с одной стороны, достичь в ходе игры познавательных целей, а с другой – смоделировать различные (реальные и нереальные) ситуации, в которых дети решают как игровые, так и познавательные задачи. Балансирование между реальным и образным, существующим и выдумкой, конечно, привлекает внимание и интерес детей. Образность содержания многих дидактических игр позволяет сравнить их со сказкой, но только игра позволяет детям быть активными, что очень важно именно для ребят дошкольного возраста. Действия в дидактической игре могут быть различны как в практическом, так и в умственном плане – начиная с действий, позволяющих развивать сенсорные процессы, и заканчивая сложными логическими умозаключениями. Игра органически вписывается во все разделы воспитательно-образовательной работы с детьми.
Для получения положительного результата, необходимо продумать содержание игр для каждого направления воспитательно-образовательной работы с детьми. Включать игру в ту или иную форму занятия можно неоднократно. При этом в содержание уже известных детям игр нужно вносить новые элементы. Использование конкретной игры диктуется не только заложенными в ней дидактическими задачами, содержанием, но и набором наглядного дидактического материала. Желательно использовать широкий диапазон наглядных материалов больших и малых форм, можно привлечь музыкальное сопровождение, включить художественно-творческую деятельность детей.
Игры, предложенные вниманию детей, должны быть связаны между собой в каждой из форм воспитательно-образовательной работы. Взаимосвязь дидактических игр довольно легко осуществить, если выполнить определенные требования к данным играм: от игры к игре должно происходить развитие мыслительной деятельности детей; каждая последующая игра должна по возможности продолжать последовательность действий, событий предыдущей; после каждой пройденной темы необходимо составить комплекс игр на отработку полученных знаний, умений и навыков. Теперь проиллюстрируем, как выполняются эти требования, на примере нескольких дидактических игр.

Строитель

Цель . Выявить уровень знаний детей о профессиях строителей, машинах, помогающих строить дома, стройматериалах для постройки дома, процессе постройки, закрепить знания порядкового счета (1-й, 2-й этаж и т. д.). Формировать умение образовывать существительные с суффиксами -щик- , -чик– (крановщик , каменщик , водопроводчик и т. д.).
Материал . Картины, изображающие блоки, панели домов, картинки с изображением машин, помогающих при строительстве домов, и т. д.

Задания:
1. Отобрать из большого количества предложенных механизмов и материалов необходимые для постройки «дома».
2. Установить последовательность постройки «дома».
3. Построить «дом».
В ходе этой игры педагог объясняет детям, что возведение дома – это сложный процесс. Обращает внимание детей на определенную последовательность работы строителей. Вначале архитектор определяет место для возведения здания. На этой площадке рабочие, инженеры роют котлован на определенную глубину, выравнивают его. Далее начинают возводить фундамент. Фундаменты бывают разные: ленточные, на сваях и т. д. – в зависимости от несущей способности грунта, на котором строится здание. Когда работы по возведению фундамента закончены, начинается работа по постройке самого здания, по этажам.

Спланируй город

Цель . Закрепить знания детей о том, что такое город, какие здания, учреждения, дома находятся в городе. Выяснить с детьми, как лучше спланировать строительство города по карте. Обратить внимание детей на экологию города. Формировать умение с опорой на карту составлять макет города из крупного «Строителя», умение оперировать предметами-заместителями. Обратить внимание на красоту архитектурных сооружений в Москве.
Материал . Большая карта города, крупные карточки с изображением городских объектов и карточки с изображением деревьев, кустарников, фонтанов, крупный «Строитель», цветные карандаши, клейкая лента, ножницы.

Задания:
1. Наметить центр и окраины города.
2. Вывести вредные производства за черту города.
3. По плану построить макет города из крупного «Строителя».

Эти игры закрепляют знания детей о строительстве домов в человеческом мире. Первая игра дает возможность детям реализовать знания, полученные на занятиях, в элементарной игровой деятельности. Особой сложности эта игра не представляет, но приучает ребенка пользоваться знаниями, прислушиваться к мнению сверстников.
В следующей игре содержание и задачи усложняются, детям предоставляется полная самостоятельность в постройке макета города, участие педагога в этой игре минимально. Дети намечают центр и окраины города; опираясь на свой жизненный опыт, определяют, что должно быть в городе, чего не должно быть; определяют, где должны находиться правительственные здания, офисы, а где – жилые кварталы и социальные инфраструктуры. Педагог специально оставляет неполностью готовые для игры объекты (булочная, аптека и т. д.). Дети самостоятельно работают с предметами-заместителями – дорисовывают, приклеивают. Педагог в этой игре имеет возможность узнать, каким образом дети общаются (определить уровень общения), как распределяют между собой игровые обязанности (кто что будет делать), и, конечно, выявить уровень знаний каждого ребенка.
Следует отметить, что на развитие познавательной активности детей влияет не только постепенное усложнение игр с точки зрения познавательных задач, содержания, игровых действий, правил, но и то, какое количество наглядного материала используется. Оно может как возрастать, так и убывать. Полезны дидактические игры с минимальным количеством наглядного материала.
Содержание дидактических игр, проводимых педагогом с детьми, должно соответствовать временам года, ведь с изменениями, происходящими в природе, происходят изменения и в мире людей начиная с одежды и заканчивая деятельностью людей, характерной для того или иного сезона. Например, в осенний период проводятся игры, содержание которых отражает осенние явления неживой природы и их влияние на живую природу, а также жизнь и деятельность живых существ в природе и человека в городах и селах именно в этот период времени (уборка урожая, заготовки на зиму, забота о домашних животных и т. д.).
В каждый сезон детям необходимо знакомство с такими дидактическими играми, благодаря которым они осознают красоту данного времени года, его благотворное влияние на деятельность человека (люди создают живописные картины, музыку, скульптуры, стихи, сказки и т. д.).
Важны дидактические игры по отработке терминологии. Например, нужно отработать термины, связанные со строением растения (корень, стебель, листья, цветы, бутон, плоды и т. д.). Названия таких частей растения, как листья, цветочек, корень, усваиваются детьми неплохо, но такие названия, как стебель, вызывают определенные сложности. Дети могут называть его и «палочка», и «столб». Педагогами разработаны различные игры на эту тему. Проведение лишь одной игры не дает значимого результата. Нужно провести несколько игр, которые друг за другом будут знакомить детей с особенностями строения растений, продолжая создавать условия для отработки терминов.
Например, после использования трех последовательных игр «Чудо-цветок», «Кому нужна вода, а кому – полянка», «Приготовь лекарство» дети начинают правильно называть различные части растения и легче овладевают термином «стебель». Дидактическая игра «Чудо-цветок» направлена на закрепление знаний детей о внешнем виде растения, о его строении (корень, стебель, листья, цветок, плод), на ознакомление с потребностями растения в определенных внешних условиях (вода, почва, солнечный свет, воздух, тепло) для нормального роста и развития, на знакомство с этапами развития живого существа, его свойствами, качествами, на отработку общепринятых эстетических эталонов.
Игра «Кому нужна вода, а кому – полянка» знакомит детей с местожительством растения. В каких местах любит расти: на солнечной полянке или на затененной опушке леса, рядом с водой или в воде (какое оно – влаголюбивое, засухоустойчивое, светолюбивое, теневыносливое)? Как приспосабливается к обилию или недостатку влаги? В ходе игры происходит знакомство с разнообразием внешнего вида растения, особенностями строения корня, листьев и т. д.
В игре «Приготовь лекарство» дети продолжают закреплять знания о строении растения, о том, где оно растет, об особенностях его строения, а также узнают о лекарственных свойствах, которые заложены в определенных его частях. Детям, таким образом, предлагаются различные игры, преследующие одну цель: отработать знания детей о строении растения, его особенностях и пользе для людей.
Эта книга содержит дидактические игры, которые можно распределить по трем категориям:
– игры для ознакомления с флорой и фауной, направленные на ознакомление детей с образом жизни растений и животных;
– игры для ознакомления с окружающей средой, направленные на ознакомление со взаимосвязями между живыми объектами и окружающей средой;
– игры для ознакомления с созданной человеком средой обитания людей и животных, направленные на ознакомление детей с различными профессиями и разнообразной деятельностью человека в окружающем нас мире.
Дидактические игры, правильно используемые в учебно-воспитательном процессе, – это, с одной стороны, эффективное средство умственного, эстетического и нравственного воспитания, а с другой – своеобразная практическая деятельность ребенка по освоению окружающей действительности.

Игры по ознакомлению с флорой и фауной

Жизнь в семенах
(игра для детей 5–7 лет)

Цель. Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур (семена перцев, томатов, огурцов, бобов, фасоли, гороха), этапами развития растения. Формировать умение сопоставлять семена и взрослое растение одного вида, отличать семена овощных культур по форме, цвету, величине.
Материал. Семена овощных культур, карточки, изображающие этапы развития овощных культур, специальные чашки с крышками и влажный фильтр.
Задание. Рассмотреть семечко, выбрать нужный набор карточек, расставить по порядку этапы развития овощной культуры, рассказать о жизни и развитии данного растения.

Правила:
1. Количество играющих зависит от того, сколько заготовлено наборов; количество играющих можно увеличить, если играть по командам.
2. Победителем считается тот, кто рассказал и сделал все хорошо и правильно.

Алгоритм проведения

1. Педагог рассказывает детям о жизни маленького семени.
– Всю долгую зиму у нас в коробочке спали семена. Посмотрите, какие они маленькие, беззащитные, но в каждом из них таится необыкновенная сила жизни. Сейчас в каждом маленьком семечке спит жизнь будущего растения. Мы их разбудим, а потом помечтаем, какими они будут.
Педагог вместе с детьми помещает семена различных овощных культур в специальные чашечки на влажный фильтр и закрывает крышечкой. Через некоторое время крышка запотевает.
– Это наши семена проснулись, они дышат. Пройдет совсем немного времени, и у каждого из них появится маленький белый хвостик. (Показывает проросшее семечко.)
– Как вы думаете, что это? (Это маленький корешок.)
– Это проросшее семечко нужно посадить в землю, и из него постепенно вырастет взрослое растение, если, конечно, вы не забудете за ним ухаживать.
– А теперь давайте помечтаем, какие вырастут из наших семян (перца, томата, огурцов, бобов, фасоли, гороха) растения.
2. Каждому ребенку выдается семечко, предлагается внимательно его рассмотреть и подобрать для него карточки с изображением этапов развития данной овощной культуры. (На каждой карточке нарисовано семечко, из которого выросло данное растение. Форма, цвет и величина семени, нарисованного на картинках, помогают ориентироваться в подборе карточек.)
3. Дети подбирают нужные карточки, раскладывают в правильной последовательности, рассказывают о своем растении.
4. В конце игры подводится итог.

Построй домик для животного
(игра для детей 6–7 лет)

Цель. Закреплять знания детей об особенностях жизни различных диких животных, их жилье, стройматериалах, которые они используют. Формировать умение подбирать правильный материал для постройки дома любому из животных.
Материал. Большая дидактическая картина, карточки с изображениями домов животных (муравейник, улей, гнездо птицы и т. п.), стройматериалов (веточки, травинки, пух, листья и т. д.), самих животных.

Задания:
1. Выбрать из предложенных животных тех, кому вы хотите помочь.
2. Выбрать из предложенного стройматериала только то, что нужно для вашего животного.
3. Подобрать домик для животного.
4. Рассказать о своем выборе.

Правила:
1. В игру играют в командах (3 команды по 2–3 человека в каждой).
2. Кто быстро и правильно справился с заданием и сумел объяснить свой выбор, выиграл.

Алгоритм проведения

1. Педагог объявляет ребятам о том, что в детский сад пришла телеграмма.
– Звери зеленого леса прислали нам телеграмму, в которой просят нас о помощи, построить им жилье. Поможем построить домики зверям? (Да.)
– Выберите тех животных, кому вы хотели бы помочь, назовите их по имени. Чтобы у нас все хорошо получилось, нужно знать, как правильно это сделать.
2. Педагог знакомит детей с правилами игры и заданием. Дети делятся на команды и начинают совместно играть.
3. В конце игры подводится итог.

Собери растение
(игра для детей 4–5 лет)

Цель. Закреплять знания детей о строении растения, его частях и их значении для жизни растений.
Материал. Большая картина с изображением лужайки (без цветов, травы и т. д.) и прорезями для растений, разрезные части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод).

Задания:
1. Вспомнить, каково строение растения.
2. Выбрать из предложенного материала то, что может являться частью растения.
3. Собирать из частей целое растение, назвать его и посадить на лужайку.

Правила:
1. Количество играющих от 4 до 6 человек.
2. Выигрывает тот, кто быстро и правильно собрал свое растение и посадил его на лужайку.

Алгоритм проведения

1. Педагог:
– Ребята, на этой полянке когда-то росли прекрасные цветы. Но однажды здесь пронесся страшный ураган. После него осталось вот что… (Воспитатель показывает детям пустую желто-коричневую лужайку под синим небом.)
– Нравится ли вам эта лужайка? Можно ли ее так назвать? (Нет.)
– Как сделать ее красивой? (Нужно посадить растения.)
– Давайте оживим эту лужайку. Посадим цветы, сделаем ее красивой. Будут на ней расти цветы, прилетят и нарядные бабочки, и стрекозы, и пчелы. Будет она как прежде, и даже лучше. Будет радовать своей красотой не только нас, но и всех людей.
2. Детям предоставляются наборы не только разрезных частей растений, но и ненужные предметы.
3. Дети выбирают, что им нужно, а затем составляют растение, называют его и сажают на лужайку.
4. В процессе общей работы получается красочная картина с изображением прекрасной лужайки.
5. Детям, которые отличились при выполнении задания, предоставляется возможность поместить «прилетевших» бабочек, стрекоз и пчел на цветы лужайки.
6. В конце игры подводится итог.

Грибная полянка
(игра для детей 6–7 лет)

Цель. Закреплять знания детей об осенних дарах природы, о съедобных и несъедобных грибах, выяснить, в каких местах в лесу растут грибы. Провести работу по словообразованию (под березой – подберезовик, под осиной – подосиновик). Формировать умение находить съедобные грибы по дидактической картине. Формировать умение видеть красоту осеннего леса, убранства деревьев, кустарников, многообразие грибов. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира.
Материал. Большая дидактическая картина с изображением осеннего леса, нарисованные грибы большого формата, вставленные в картину, корзинки, сделанные из цветной бумаги, костюм Гриба-лесовика. (Эту игру можно проводить после занятия по конструированию, где дети делали из бумаги корзиночки.)
Задание. Собрать не меньше трех грибов (обращаем внимание на то, что грибов одного вида на дидактической картине должно быть несколько, если один «грибник» нашел, например, белый гриб, то и другим предоставляется возможность найти такой же).

Правила:
1. Количество играющих 6–7 человек.
2. В лес за грибами можно идти только с корзинкой.
3. Гриб-лесовик награждает детей красными картонными кружочками за каждый правильно названный гриб или за интересный красочный рассказ о грибах.
4. Победителем считается тот, кто в процессе игры наберет больше кружков.

Алгоритм проведения

1. Педагог предлагает детям прогуляться в сказочный лес за грибами, вспомнить, что нужно взять с собой в лес.
2. Под музыку дети вместе идут в «лес».
3. Педагог объясняет правила игры и задание.
4. Каждый ребенок выбирает на картине съедобные грибы и собирает их в корзинку.
5. Гриб-лесовик уточняет с детьми, как называется тот или иной гриб, где он любит расти.

Наталья Свиткова
Открытое занятие по художественной литературе. Чтение рассказа «Ёж» Е. Чарушина (старшая группа)

Занятие по художественной литературе .

Тема : «Чтение рассказа Е . Чарушина «Ёж» .

Цель : знакомство детей с рассказом «Ёж»

Задачи :

Образовательные :

Познакомить детей с рассказом «Ёж» Е. Чарушина

Развивающие :

Способствовать развитию умений отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста и пересказывать его.

Воспитательные :

Воспитывать интерес к творчеству Е. Чарушина .

Место проведения : группа .

Участники : (дети, педагог) .

Предварительная работа : знакомство с биографией и творчеством Е. Чарушина .

Ход занятия.

Какие его рассказы вам знакомы ? («Курочка» , «Корова» , «Собака и Гусь» )

А сейчас отгадайте загадку :

Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом, вдруг, убежала.

(Показать детям иллюстрацию с изображением ежа)

Сегодня я вам прочитаю еще один рассказ Е . Чарушина «Ёж» , а вы слушайте внимательно, так как я вам буду задавать вопросы по содержанию рассказа и вы будете его пересказывать.

«Ёж»

Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он там со страху шариком свернулся. Попробуй-ка возьми его руками – везде иголки торчат. Закатали ежа в шапку и домой принесли. Положили на пол, поставили молочка.

А ёж лежит шариком и не шевелится. Вот он час лежал и еще целый час. Потом высунулся из колючек черный ежиный носик и задвигался. Чем это вкусным пахнет?

Развернулся ёж, увидел молоко и стал его есть. Поели снова шариком свернулся.

А потом ребята чем-то другим занялись , зазевались – ёжик удрал обратно в лес.

Е. Чарушин .

Вопросы по тексту :

Где гуляли ребята?

Кого они нашли в лесу?

На что был похож ёжик?

Почему ёж свернулся в шарик?

Почему дети не могли взять ежа в руки?

Как ребятам удалось взять ежа?

Что дети дали ёжику?

Почему ёж не стал сразу есть?

Как ежу удалось вернуться в лес?

А сейчас, ребята, давайте немного отдохнем.

Физ. минутка.

Под соснами, под елками

Идёт мешок с иголками.

Ты куда идёшь так быстро?

Яблочко кому несешь?

Рассердился и свернулся ,

Став клубком колючий ёж.

Ребята, правильно ли поступили дети, что взяли ежа к себе домой? Объясните, почему вы так думаете. (Ответы детей)

Как нужно было поступить детям? Почему? (Ответы детей)

Нужно ли забирать диких животных из леса? Почему? (Ответы детей) .

Пересказ рассказа (по цепочке)

Рефлексия :

Ребята, чем мы с вами сегодня занимались на занятии по художественной литературе ? (Ответы детей)

Что понравилось/ не понравилось?

Публикации по теме:

Комплексное занятие по художественной литературе и изодеятельности (подготовительная группа) Тема: «Беспечность медлительной черепахи».Цель: выяснить с детьми, какой порок разоблачает басня С. Михалкова " Заяц и черепаха"; выявить.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Чтение рассказа В. Сутеева «Три котёнка» Цель: Познакомить с рассказом В. Сутеева «Три котёнка». Задачи: 1. Формироватьэмоционально-образное восприятие рассказа. 2. Учить отвечать.

НОД по ОО «Чтение художественной литературы». Чтение и заучивание стихотворения А. Барто «Снег» (первая младшая группа) .художественная литератураТема:Чтение и заучивание стихотворения А. Барто «Снег»Цель: продолжать формировать умение детей на слух воспринимать.

НОД по развитию речи и художественной литературе «Зимующие птицы» (старшая группа) 5 лет Воспитательное: Воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам. Развивающее: Развить внимание, логическое мышление, связную.

НОД во второй младшей группе по художественной литературе «Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» НОД во 2 младшей группе по художественной литературе «Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» Цель. Познакомить детей со сказкой "Гуси.

Цели урока :

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, портрет Чарушина.

Раздаточный материал: картинка «запутанные предметы», цветной карандаш.

План урока .

1. Артикуляционная гимнастика

Фонетическое пение (видео).
Работа над скороговоркой. (Презентация : слайд 1).

У барана рога
Кручены - перекручены,
Верчены - переверчены.

2. Введение в тему. Коррекционные задания

Обобщение. 4 «лишний». (Презентация: слайд 2).

Посмотрите на картинку. Назовите одним словом - кто это?

Назовите животных на картинке. Каких ещё знаете животных?

Кто лишний? Почему?
(Учитель закрывает картинку с животными).
- Вспомните и назовите животных, которые были на картинке.

Упражнение на внимание. (Презентация: слайд 3).

- Посмотрите на картинку. Узнайте животных по фрагменту.

Назовите детёнышей этих животных. (Презентация: слайд 4).

3. Проверка домашнего задания

(Здоровьесберегающие технологии - дети встают за конторки).

Беседа. Чтение стихотворения.

О каком животном мы вчера читали?
- Как называется стихотворение? Кто автор стихотворения? (Презентация: слайд 5).
- Какое правило в слове «со бака»?

(Проверка домашнего чтения).

Ответы на вопросы, выборочное чтение.
- Найдите в стихотворении описание внешнего вида собаки.
- С кем сравнивает автор большую рыжую собаку?
- Что значит «пожилая» собака?
- Найдите строки в стихотворении, как себя ведёт пожилая собака?
- Что снится собаке?
- Как вела себя собака, когда была маленьким щенком?
- Прочитайте и дополните предложения: (Презентация: слайд 6).

Из чашки пьёт …
Её с утра берёт …

Прочитайте предложения и найдите ошибки:

Она собака молодая (пожилая).
Опять ты лаешь на котят (грачат).

Чтение по ролям отрывка стихотворения.

(Чтение 3-4 части стихотворения по ролям).

4. Физпауза «Упражнения для ног на резиновых ковриках», «Гимнастика для глаз».

5. Изучение нового материала

Загадка. Картинка «Запутанные предметы»

Прочитайте загадку. (Презентация: слайд 7).
На спинке иголки
Длинные и колкие,
А свернётся он в клубок,
Нет ни головы, ни ног.
(Учитель вслух читает загадку).

Кто это?
- На картинке «запутанные предметы» найдите ежа и обведите его силуэт.
(Презентация: слайд 8).

Беседа. (Презентация: слайд 9).

Где живёт ёж?
- Опишите ежа. Какой он? Какие у него ножки?
- Чем питается ёж?
- Как ёж спасается от врагов?

Просмотр презентации про ежа. (Презентация: слайд 10-17).
Сообщение темы урока. (Презентация: слайд 18).

Сегодня мы читаем рассказ Евгения Ивановича Чарушина «Ёж».
- Евгений Иванович Чарушин - детский писатель, художник. Он писал рассказы о животных и иллюстрировал свои рассказы.


Словарная работа. (Презентация: слайд 19).

Прочитаем слова.
- Что значит «зазевались»?
- Зазевались - загляделись по сторонам, забыли.
(Здоровьесберегающие технологии - дети встают за конторки).

Первичное чтение учителем.

О ком этот рассказ?
- Что сделали дети?
- Можно ли приносить диких животных из леса домой?

Самостоятельное чтение.

Прочитайте самостоятельно текст. Ответьте на 1, 2 вопрос после текста.

Чтение рассказа вслух. (Чередование по «цепочке»).
Ответы на вопросы. Выборочное чтение.

Почему дети не могли взять ежа в руки? Найдите в тексте эти предложения.
- Как ребятам удалось взять ежа? Найдите в тексте эти предложения.
- Прочитайте 3 вопрос. Ответьте на него.
- Что дети дали ежу?
- Почему он не стал сразу есть?
- Прочитайте 5 вопрос. Найдите в тексте ответ на этот вопрос.

Повторное чтение. (Работа в парах). (Презентация: слайд 20).

Сейчас вы прочитаете текст ещё раз. Вам надо найти отрывок, что делал ёж после того, как пролежал целый час.
- Проверяем. Какой отрывок? Прочитайте.

Работа над пересказом.

Подготовим пересказ данного отрывка.

4. Обобщение

Какой рассказ читали на уроке?
- Кто автор рассказа?
- Чему учит нас рассказ?
- Что нового узнали на уроке?
- Можно ли приносить домой из леса животных?
- Что запомнилось? Что понравилось?

5. Итог урока. Выставление оценок. Домашнее задание

Бражникова Татьяна Степановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №35
Населённый пункт: Краснодарский край, Гулькевичский район, с. Отрадо-Ольгинское
Наименование материала: Конспект НОД по речевому развитию в средней группе
Тема: Пересказ рассказа Е. Чарушина "Еж"
Дата публикации: 10.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект

открытого занятия по развитию

речи в средней группе.

Пересказ рассказа Е. Чарушина

«Еж»

Воспитатель: Бражникова Т.С..

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней

группе.

Тема: Пересказ рассказа «Еж» (по Е. Чарушину)

Цель: обучать детей пересказу короткого литературного текста с использованием

графических схем.

Задачи:

Формирование навыков отвечать на вопросы фразой из 3 - 4 слов, объединять фразы в

короткий рассказ из 4-5 предложений.

Упражнение в согласовании существительных в косвенных падежах.

Развитие слухового и зрительного внимания детей.

Воспитание доброжелательности, бережного отношения к диким животным.

Образовательная область : Развитие речи.

Планируемый результат : Пересказ детьми короткого рассказа с использованием

графических схем.

Методические приемы: Отгадывание загадки, беседа, чтение; рассматривание

картинок (слайдов); рассматривание колющих предметов, графических схем;

выстраивание графического плана рассказа; договаривание предложений детьми;

грамматическое упражнение «Закончи предложение».

Лексический материал:

Слова, сложные по семантике: Глаголы: свернулся, закатили, удрал.

Слова, сложные по слоговой структуре: Существительные: страх; Глаголы:

свернулся, развернулся, удрал.

Предварительная работа:

Чтение рассказов и рассматривание иллюстраций из книги Е. Чарушина «Моя первая

зоология»;

Беседа с детьми о диких животных;

Разучивание физкультминутки.

Материал: игрушка ежа, рассказ Е. Чарушина «Еж», графические схемы, презентация

к рассказу, раскраски.

Оборудование: ИКТ, доска для схем, коробка, набор колющих предметов (ветка с шипами,

иголки в игольнице, булавки, кактус).

Ход занятия

Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

Воспитатель предлагает встать детям полукругом.

Встаньте рядышком друг с другом, словно месяц - полукругом.

У нас сегодня много гостей. Все хотят посмотреть, как мы с вами занимаемся. Все гости

приветливо нам улыбаются, подарим и мы гостям свои улыбки.

А теперь улыбнитесь друг другу.

Пожалуйста, улыбнитесь и мне. Спасибо.

Доброго утра! Доброго утра! Всем хочу сказать вам я!

Вот вы все и улыбнулись.

Спасибо, говорю вам я!

Проходите, садитесь на стульчики.

Дети садятся на стульчики.

2.- Ребята, подскажите, а вы умеете говорить ласковые слова?

Проводится словесное упражнение «Назови себя по имени ласково»

Подготовка к восприятию текста. Создание эмоционального фона восприятия рассказа.

Оживление личного опыта детей. Развитие словесно - логического мышления.

Ребята, вы слышите, кто-то скребется? Я сейчас поищу.

Воспитатель «находит» коробку.

Здесь написано, что коробка откроется, если вы отгадаете загадку:

Шубка - иголки,

Свернётся – он колкий.

Рукой не возьмёшь.

Кто же это? (Ёж)

Вот коробка и открылась (достаёт ежа).

Кто же спрятался в этой коробке?

Посмотрите, какой он?

Что можете про него сказать? (пушистый, серый, большой и т. д.)

Из чего сделана эта игрушка? (из искусственного меха)

А чем покрыто туловище настоящего ежа? (иголками) (слайд 2)

Зачем у ежа на спине иголки? (Еж иголками защищается от врагов.)

Как еж спасается от врагов? (Еж сворачивается шариком, выставляет иголки.)(слайд 3)

Если дотронешься до иголок ежа, то больно уколешься.

А чем еще можно уколоться? (Колючкой, шипом розы, кактусом, иголкой, булавкой).

Дети под руководством педагога рассматривают колющие предметы.

Как надо обращаться с такими предметами? (осторожно)

Проводится дидактическая игра «Найди опасный предмет»

Чем эти предметы схожи с ежом?

3. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания, памяти.

Ребята, а сейчас я прочитаю вам рассказ. Вы, наверное, уже догадались, о ком он? (о

Рассказ называется «Еж», а написал его детский писатель Е. И. Чарушин. (слайд 4)

Е. И. Чарушин был не только писателем, но и замечательным художником. Посмотрите,

каких забавных животных нарисовал Е. И. Чарушин к своим рассказам. (Слайд 5)

Слушайте внимательно, потому что этот рассказ мы будем учиться пересказывать.

А наш ежик пусть сядет на стульчик и тоже послушает.

По ходу чтения адаптированного рассказа педагог демонстрирует слайды.

Ходили ребята по лесу. (Слайд 6)

Нашли под кустом ежа. (Слайд 7)

Он со страху шариком свернулся. (Слайд 8)

Закатили ребята ежа в шапку и домой принесли. (Слайд 9)

Дали ему молока. Развернулся еж и начал есть молоко. (Слайд 10).

А потом ежик удрал к себе обратно в лес. (Слайд 11).

4. Словарная работа.

Что значит «со страху», «удрал»? (от испуга, убежал)

5. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи . Дети отвечают полным

предложением.

Давайте поучим нашего гостя - ежика отвечать на вопросы не одним словом, а целой

Где ходили ребята? (Ребята ходили по лесу.)

Кого они нашли? (Они нашли ежа.)

Где сидел ежик? (Ежик сидел под кустом.)

Что сделал ежик со страху? (Он со страху шариком свернулся.) Покажите руками.

Куда дети принесли ежа? (Дети принесли ежа домой.)

Почему они не укололись? (Они закатили ежа в шапку)

Что они ему дали? (Ребята дали ему молока.)

6. Физкультминутка.

Что – то наш ежик заскучал, давайте с ним поиграем. Ребята, выходите на лужок,

становитесь все в кружок. (Дима с ежом в середине)

Музыкальная игра

«Жил в лесу колючий ёжик»

(дети выполняют движения, согласно тексту)

Жил в лесу колючий ёжик, да-да-да,

Был клубочком и без ножек, да-да-да.

Не умел он хлопать - хлоп, хлоп, хлоп.

Не умел он топать - топ, топ, топ.

Не умел он прыгать - прыг, прыг, прыг.

Только носом шмыгал - шмыг, шмыг, шмыг.

В лес зайчата приходили, да-да-да,

И ежа всему учили - да-да-да.

Научили хлопать - хлоп, хлоп, хлоп.

Научили топать - топ, топ, топ.

Научили прыгать - прыг, прыг, прыг.

А он их… носом шмыгать - шмыг, шмыг, шмыг

Проводится упражнение с мячом «Закончи предложение». Согласование

существительных в косвенных падежах.

Давайте с вами поучимся правильно говорить.

Дети нашли (кого) (ежа)

Подошли (к кому (к ежу)

Напоили его (чем… (молоком)

Ежик напился (чего… (молока)

Значит, дети позаботились (о ком) (о еже)

Педагог повторяет за детьми ответы, выделяя голосом окончания слов.

8. Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухоречевой памяти.

Согласование существительных в косвенных падежах.

Я вам сейчас прочитаю рассказ еще раз, а вы мне помогите.

Дети договаривают начатые педагогом фразы.

Ходили ребята по (лесу).

Нашли под кустом (ежа).

Он со страху свернулся (шариком).

Закатили ребята ежа в (шапку).

И принесли ежа (домой).

Дали ему (молока).

Развернулся еж и начал есть (молоко).

А потом ежик удрал к себе обратно (в лес).

9. Составление плана-схемы содержания рассказа. Развитие словесно - логического

мышления, диалогической речи.

Ребята, давайте подойдем с вами к столу.

Воспитатель знакомит с детей с условными обозначениями.

Посмотрите на эти необычные картинки.

Это схемы к рассказу «Ёж». - Давайте эти схемы разложим по порядку. С чего все

Дети под руководством воспитателя выстраивают мнемосхему - план рассказа.

Педагог вместе с детьми выстраивает графическую мнемодорожку - план рассказа.

10. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной

речи. Формирование навыка работы по алгоритму.

А сейчас мы с вами расскажем историю про ежа по схемам, которые только что

разложили по порядку. Принимают участие все дети по цепочке.

Кто хочет рассказать историю целиком?

Один – два ребенка повторяют рассказ целиком.

11. Рефлексия.

Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали. Кто не успел пересказать рассказ,

сможет сделать это на прогулке или дома родителям. Ведь они не знают этот рассказ.

Кто напомнит, как называется рассказ?

А кто написал этот рассказ?

Ребята, ёжик приготовил вам сюрприз. Воспитатель достает из коробки раскраски.

Вот эти раскраски. Их вы раскрасите позже.

Дети прощаются с гостями.

Закрепление изученного материала вне занятия:

Упражнять детей в выстраивании графической мнемодорожки - плана рассказа.

Повторить рассказ с опорой на графический план (выборочно).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!