Почему учителя бегут из школы. Почему я ушла из школы

Почти три года прошло с тех пор, как я бросила преподавательскую деятельность и уволилась из школы, в которой отработала шесть лет. И только сейчас я могу спокойно говорить про школу, про свою работу и про то, почему я ушла, тоже готова рассказать.

Для начала покажу видюшку, которую Мишка мне прислал вчера с пометкой "какой пиздец":

Пиздец-то пиздец, конечно, но я очень долго ему объясняла, почему училки себя так ведут.

Пока мы это обсуждали, я наткнулась на пост Зины-Корзины, в котором она высмеивает очень толковую статью о том, что школа в том виде, в каком она существует сейчас, суть вредное и ненужное явление. Я не буду это комментировать. К сожалению, Зина никогда не поймёт, где неправа - сама открытым текстом заявила, что, мол, тупенькая, и без школы ей никак. Ну никак - значит, никак. Я лучше расскажу, что такое школа, почему я ушла и почему никогда туда не вернусь.


Надо сказать, мой уход стал настоящей трагедией, конечно. Я была чуть ли не единственным адекватным человеком в коллективе. Не говорю, что самым хорошим - были и лучше. Я обожала своих коллег, это самые милые и душевные люди из всех, что я встречала. Но, к сожалению они все настолько глубоко в системе, что никак не могли увидеть всего того кошмара, который творится в образовании. А творится действительно сущий кошмар.

Я, как могла, пыталась с этим бороться, что-то придумывала, а самое главное - мне каждый день приходилось объяснять своим ученикам, почему всё так. Почему они не могут обсудить то, что происходит, например. Когда человек что-то делает руками, а рядом есть другой человек, который тоже что-то делает руками, эти двое будут комментировать процесс, и от этого никуда не денешься. И мне приходилось каждый раз их одёргивать, потому что этого нельзя. Я не могла также объяснить, почему они должны этим заниматься именно сейчас и сегодня. Почему вообще они должны это делать. У меня были ученики, которые ненавидели рисовать. Я прекрасно их понимала, ибо сама ненавидела в школе математику, она мне сейчас нахрен не нужна, но я должна была её учить и выслушивать от математички, что меня "нужно принять за единицу тупости". Я старалась, насколько это было возможно, помочь своим ученикам, придумывала для них что-то интересное, но быть в этой системе - адски тяжело.

Эта система калечит людей, делает из них "злобных йопнутых невротиков". Как раз к такому выводу мы с Котом пришли, обсуждая вышеуказанный ролик. Есть такие, кому в системе комфортно, но их очень мало. Есть гении, заточенные под работу с детьми, такие гуру-массовики-затейники, но их ещё меньше. Если убрать всех остальных, преподавать будет некому. А надо.

Несмотря на то, что ты неэпически много работаешь. Ты просыпаешься в шесть утра, идёшь на уроки к восьми, работаешь до обеда, после обеда - группа продлённого дня, потом надо проверять тетради (если у тебя математика или языки - надо проверять их очень много, мне хоть в этом повезло), потом ты идёшь домой... Блин, представители других профессий хотя бы могут уйти домой с работы! Учитель этого не может, работа идёт за ним. Дома ему приходится искать материал к урокам, писать научные труды, без которых он - ноль без палочки, и ещё много, много всего... Потом спать, а наутро всё сначала. И так постоянно. Да, в каникулы тоже. Да, отпуск длинный, но его не хватает - и потом, всё равно нужно держать руку на пульсе, потому что может случиться что угодно.

А платят за это гораздо меньше, чем эта работа стоит.

А надо работать, несмотря на то, что твой предмет обязательно кто-то ненавидит, и тебе приходится из-под палки заставлять этого человека хотя бы молчать и не мешать другим. Только не так-то это просто. Сами подумайте - как будет себя чувствовать некто, кого заставили сорок пять минут заниматься отвратительной и бесполезной фигнёй? Вспомните свой нелюбимый предмет в школе, наверняка такой был. А этого индивида ещё надо чему-то научить, а главное - объяснить, зачем ему это надо. Это очень тяжело, когда сам не понимаешь. В этом плане хорошо "людям системы", которые не задумываются, а просто делают. Стоит задуматься - и всё, первый шаг из профессии сделан.

Я чувствовала себя полной идиоткой, стоя перед сидящими за партами учениками. Мне было бы комфортнее, если бы у меня в кабинете был ковёр, а мы бы кружком сидели бы на нём с планшетами (не с теми, о которых все подумали) рисовали бы, беседовали о разном. Мне очень хотелось повести класс на пленэр. Но этого было нельзя.

Ещё есть такой момент в современной школе - учитель всегда во всём виноват. Он может работать как угодно, и как угодно лезть из шкуры вон - всё равно он будет виноват. Плохо учится ребёнок - учитель виноват, даже если ребёнок - дятел, а его родители - маргиналы, и сделать с этим ничего нельзя. В классе бушуют гормоны, и ученики ничего не соображают, а орут, пакостят и гадят? Учитель виноват. Вот надо как-то работать! У нас таким образом в случае с одним особо буйным классом виновата была добрая половина педсостава - и все понимали, что что-то здесь не так, но дальше этого мысль не шла. И самая мякотка - к тебе в любой момент могли прийти те самые маргиналы и, воняя на тебя перегаром, предъявить тебе претензии по поводу успеваемости их юного дятла. И они правы, а ты - виноват. Ибо ваистену!!11!

Но и это не самое страшное. Это можно пережить. Самое кошмарное - тебе нельзя быть человеком. Тебе нужно задвинуть на свои увлечения, на свой стиль жизни, стиль одежды, тебе нужно перестать быть человеком, а стать андроидом без чувств и эмоций. У учеников должно быть стойкое ощущение, что ты не уходишь вечером домой, а встаёшь в шкаф в своём кабинете на подзарядку. Твою личность просто потихоньку стирают... Кто-то за тебя решает, что подобает, а что нет. Велосипеды, например, ещё ок, а танец живота - не подобает, например. Или, не приведи боже, поул-дэнс. Ты не пьёшь, не куришь, не ешь, не трахаешься, у тебя нет сосков и пупка - ты андроид. И это полный, я вам скажу, атас для человека, который очень себя любит и очень держится за своё "я". Кое-что мне удалось отвоевать - одежду и афрокосички (типа, я всё время в краске, а косы - нууу эээ у нас тема такая!) К слову, администрация относилась ко мне, как к человеку не от мира сего, поэтому это было не так уж сложно. По их понятиям, художник как-то так и должен выглядеть. Но всё остальное - я не выдержала. Когда ты постоянно оглядываешься, когда даже что-то невинное сделав, думаешь "а подобает ли?" - конец, товарищи. Полный. И удивительно ли, что я после увольнения ударилась ? Мне хотелось орать на всю Ивановскую: я человек, я живой, у меня есть сиськи!

Короче, после пяти лет работы в образовании я поняла, что начинаю стервенеть. Я была как натянутая струна постоянно, я плакала и стала много пить - гораздо больше, чем до этого. Как не спилась? Я стала чаще орать на своих домашних. Я стала ненавидеть своих учеников, а они, чётко это считав, стали ненавидеть меня. Дальше стало совсем плохо. На шестой год я могла закатить истерику, разрыдаться и убежать прямо с урока. В один прекрасный день, рыдая, прямо с урока я убежала в кабинет директора и написала заявление по собственному желанию. Меня уговаривали остаться, говорили, что это временное, что пройдёт, что у всех бывает, подсовывали статейки про "эмоциональное выгорание" - но я всё равно ушла. За мной ушло ещё человек десять...


Фуф... Вот такие дела. Сейчас я уже почти отошла от всего этого, успокоилась. Кошмары про школу перестали сниться ещё в прошлом году.

Вы скажете, что я плохой педагог. Да, плохой. Для той формации, в которой приходится жить и работать нам и вашим детям - очень плохой. Вы скажете, что есть учителя от бога и прочие гениальные люди. Да, есть, но, во-первых, их мало, а во-вторых, согласитесь, что-то капитально пошло не так в системе, в которой комфортно могут работать только гении? В которой мало быть просто хорошим работником - не так что-то однозначно.

А, да, за выпады в стиле "хорошо, что уволилась, таких училок, как ты, жечь надо" - буду банить. Не то у меня настроение, упырей всяких слушать.

Виктор ЛИСТОПАДОВ

Вступительная кампания в вузы в очередной раз показала: профессия учителя потеряла популярность и престиж. На педагогические специальности поступали, мягко говоря, не лучшие абитуриенты. Но брали почти всех желающих, поскольку в стране не хватает учителей.

По данным Белстата, за первую половину 2012 года число занятых в сфере образования в Беларуси сократилось на 15 тысяч человек: принято на работу 24 590, уволено 39 145. Почему так происходит, и кто будет учить белорусских детей в ближайшем будущем, выясняет «Завтра твоей страны».

В педвуз без конкурса

На педагогические специальности берут почти всех желающих. Студент на бюджетной форме образования – гарантия того, что будет, кого распределять. А студент-платник – чего греха таить, кормилец для вуза. Именно средства, поступающие на оплату обучения, во многом являются определяющими в формировании бюджетов вузов.

В Белорусском педагогическом университете имени М.Танка в этом году конкурс отсутствовал. То есть брали всех, получивших сертификаты по определенным ЦТ, на следующие специальности: «Математика. Информатика», «Физика. Математика», «Физика. Информатика», «Физика. Техническое творчество», «Русский язык и литература. Иностранный язык (итальянский)», «Русский язык и литература. Иностранный язык (китайский)». Отметим, что в университете по большинству названных специальностей не было конкурса и в прошлом, и позапрошлом году. На физический факультет в 2011 поступали даже те, кто набрал менее 100 баллов из 400 возможных. Понятно, что большинство вылетели из вуза после первой сессии.

Там же, где был конкурс, проходные баллы в этом году были очень невысокие . Например, на «Дошкольное образование» -- 153, «Биология. Химия» -- 210 (село) и 214 (город), «География. Биология» -- 185 (село) и 193 (город).

Как видим, в БГПУ имени М.Танка студенты не очень стремятся, даже, несмотря на обещание ректора предоставить всем иногородним первокурсникам место в общежитии.

В Мозырском педагогическом университете на « Физико-математический факультет» на специальность «Физика. Информатика» на бюджет поступили абитуриенты с баллами, начиная с 64. У абитуриента, зачисленного по целевому конкурсу, - 162 балла.

На специальность «Математика. Информатика» по целевому направлению поступил абитуриент с 151 баллом. Проходной балл составил 95 баллов.

Самые высокие проходные баллы в вузе были на с пециальность «Информатика. Иностранный язык (английский)» -- более 200.

Зарплата не прельщает

Преподаватель Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины Александр Вороненко отмечает, что в педагоги идут неохотно и в других вузах страны. Даже в некогда весьма престижном Минском лингвистическом университете. Многие из абитуриентов, не поступив на бюджетное отделение Переводческого факультета или Факультет межкультурных коммуникаций, с достаточно высокими баллами шли на платное отделение. Хотя могли бы запросто поступить на бюджет, если бы выбрали педагогическую специальность. Это хорошо показывает, что молодые люди не хотят связывать свою жизнь с преподаванием в школе.

Нелюбовь к учительскому труду подтверждает статистика. По данным Белстата, за половину 2012 года число занятых в сфере образования в Беларуси сократилось на 15 тысяч человек: принято на работу 24 590, уволено 39 145.

Почему так происходит? Одна из причин – низкий уровень оплаты труда учителей. В июне средняя начисленная зарплата в сфере образования составила 2 млн. 919 тысяч рублей. Учителя говорят, что если работать на полторы ставки 24 часа в неделю, иметь большой педагогический стаж и классное руководство, получать хорошую премию, можно заработать около 4 млн. рублей.

По поводу зарплаты министр образования Сергей Маскевич сказал во время онлайн-конференции в «Народной газете»:

У нас есть поручение Президента анализировать зарплату учителей и совершенствовать систему оплаты труда, повышать зарплату. Со следующего учебного года стартует эксперимент по внедрению нового экономического механизма, в рамках которого, я уверен, зарплата учителей будет опережать среднюю по республике. Уровень заработной платы учителя будет связан с результатами его труда, мы идем к большей дифференциации оплаты труда учителей в зависимости от их квалификации и достижений, результатов их работы. Я сказал бы, что зарплата учителя будет увеличиваться более быстрыми темпами, чем в среднем по республике. И многое будет зависеть от работы конкретного района, конкретного учреждения образования. То есть от того, с интересом ли будут идти в эту школу дети, и как будут оценивать результат работы педагогов родители.

Учителя не уважают

Однако практики говорят о том, что не только маленькая зарплата заставляет уходить из школы. Репетитор по русскому языку с 15-летним педагогическим стажем (восемь лет готовит абитуриентов к ЦТ) Анжелика Салонович вспоминает, что в середине 90-х в педагогические вузы был достаточно высокий проходной балл.

Я закончила педуниверситет в 1998 году. Вместе со мной училось много медалистов. И по приходу в школу было желание работать с детьми. Однако со временем все изменилось. И дело не только в том, что платят мало. Проблема в том, что учительская профессия потеряла престиж в течение последних лет. Учителя не уважают дети, администрация, родители.

Анжелика Салонович отмечает, что 15 лет назад она работала с детьми более свободно. Ходили в театр, кино, на каток. При этом никто не заставлял писать планы воспитательной работы, как теперь. Или составлять список детей, с которыми идешь в театр, визируя его у администрации.

Во мне, молодой учительнице, не убивали желание быть учителем. Сейчас нет уважения к учителю, думаю, потому что на него возложен ряд несвойственных педагогу функций. Мы должны водить детей в столовую, обеспечивая 100% посещаемость, на спортивные мероприятия. Дети приходят в школу есть или учиться? У нас же классный руководитель занимается посещением семей учеников, решением проблем трудных подростков и всем прочим. Классный руководитель в школе - это няня. Возможно, часть работы классного руководителя должна взять на себя все же социальная служба.

Жертвы режима

Что можно сделать, чтобы как-то улучшить жизнь учителя? Анжелика Салонович считает, что, прежде всего, освободить от пустой бумажной волокиты. Она отмечает, что теперь в школе все слишком заформализировано - начиная с того, как учитель должен составить календарно-тематическое планирование, заканчивая орфографическим режимом. Есть масса мелочей, с которыми учителя устают сталкиваться изо дня в день, которые раздражают. Например, если одно произведение изучается в течение нескольких уроков, значит, в журнале учителя должно быть прописано, например: «А.С.Пушкин. «Дубровский». Образ Владимира Дубровского». И так по количеству уроков, в данном случае шесть раз – обязательно автор, произведение и новая тема. Или еще пример - требование к учителю писать на форточке в классе «форточка для проветривания». Педагог недоумевает: кому нужен такой формализм, не влияющий на качество обучения, которое в школе падает:

Нет учебного процесса как такового, - говорит она. - Перехода от одной ступени образования на другую нет. У нас детский сад, начальная школа каждый сами по себе. В начальной школе массово завышают отметки. Где нужно ставить 6, ставят 8. Ребенок приходит в 5-ый класс, и испытывает страшный стресс. Мало того, что все меняется в организации обучения, он к тому же не может подтвердить отметки, которые ему поставили. Затем то же самое происходит у многих на ЦТ, которое не беспокоит школу. В результате многие не в состоянии подтвердить свои очень хорошие аттестаты. Когда ко мне как к репетиру приходят заниматься дети, случается, спрашиваешь, сколько по русскому, отвечают 8, а знания у него на 3. Я понимаю учителей: политика в школе не ставить плохих оценок, «2» за четверть вообще под запретом. Тех учителей, которые решается на это, администрация донимает посещением уроков, просьбами письменно объяснить такие низкие оценки.

Анжелика Салонович считает, что слишком много нечестного в системе образования. От этого система образования очень страдает. Что тут поделаешь, образование отражает проблемы нашего общества в целом. И если так пойдет дальше, учить детей будут плохие вчерашние ученики и студенты.

Анжелика Салонович школу не оставляет, хотя успешно занимается репетиторством.

Я каждый раз начинаю новый учебный год с надеждой на то, что вдруг что-то изменится. Хочу встретить в школе детей, которые хотят учиться. Но их становится все меньше, а проблем и обязанностей у учителей все больше, - отметила педагог.

500 миллионов рублей собирается выделить в этом году государство для привлечения молодых учителей в российские школы. Господдержку в сумме 500 тыс. руб. получит тысяча выпускников вузов 2009 и 2010 годов, принятых на работу в школы этим летом, сообщили на днях все СМИ.

Минобрнауки опубликует список «золотых» вакансий для школьных учителей. Каждый из начинающих педагогов получит 500 тыс. рублей и сможет использовать их «по своему усмотрению». Деньги выплатят в два захода - по 250 тыс. рублей в конце 2010 и 2011 годов. Отбирать тысячу вакансий, на которые будет распространяться федеральная поддержка, станет специальная рабочая группа. В ее состав войдут представители минобр-науки, профсоюза работников народного образования, органов власти и полномочные представители Президента РФ в федеральных округах.

ВОПРОС. Только ли финансовая проблема отпугивает молодых педагогов от школы, решили выяснить «КВ». И на условии того, что имена учителей будут известны лишь редакции, записали пять исповедей казанских педагогов, которые ушли из школы.

Разочарование

ИСПОВЕДЬ 1. Елизавета, 28 лет: Я мечтала стать учителем с детства. И после школы поступила в ТГГПУ. Практику проходила в лицее. Первый опыт развеял мои иллюзии, когда я столкнулась с негативной стороной учительского труда. Но полное представление о нем дала постоянная работа. Учителей иностранных языков в школах не хватает. Поэтому место я нашла легко. Но работать оказалось сложно. Молодых преподавателей сильно запрягают. Мероприятия, планы - все легло на мои плечи. Приходилось постоянно заменять коллег. Молодые учителя английского задерживались в школе не больше полугода. Кто-то уходил в декрет, кто-то переезжал. Но большинство просто уходили на более оплачиваемую работу. Основная масса шла в торговлю. Для меня текучесть означала большую нагрузку. Я пропадала в школе целыми днями.

Не повезло и с коллективом. Учителя четко делятся на группы: опытные, зрелые преподаватели и молодые. Я не встретила поддержки со стороны старших коллег. На мои попытки использовать новую методику обучения они смотрели негативно. Это была не критика, а полный остракизм, что и заставило меня разочароваться в профессии. Мысль о смене места работы пришла через год. Я переехала и устроилась в другую школу. Однако там меня ожидала еще худшая ситуация. В 2008 году я вышла замуж, родила дочь. Семья требовала много времени. Я уже не могла быть спасательным кругом - заменять учителей и преподавать допоздна. В 2009 году мне предложили работу переводчиком со свободным графиком и с высокой зарплатой. Я люблю свою профессию. Но разочарована в школе. Работа в ней не может сочетаться с полноценной семейной жизнью. Думаю, что никогда не вернусь в профессию.

«Подай, принеси!»

ИСПОВЕДЬ 2. Аида, 20 лет: Я пришла в школу сразу после окончания пединститута. Друзья и близкие в один голос заявляли: «Ты знаешь, какие сейчас в школе дети? Они тебе все нервы измотают!» Дети не измотали. А вот руководство школы выбило меня из колеи. Казалось бы, пришел молодой специалист, его надо поддержать. Но я превратилась в специалиста типа «подай, принеси». Все мероприятия взвалили на меня. Я буквально ночевала в школе, не успевая подготовиться к своим урокам. Успеваемость учеников снизилась. Попросила дать мне передышку от мероприятий. Но в ответ завуч написала докладную на имя директора. Мне пришлось оправдываться на педсовете.

Вторая проблема - часы, от количества которых зависит зарплата учителя. Их распределяет директор. На просьбу дать больше уроков я получила отказ. Учителем английского языка в нашей школе работала племянница директора. Через три месяца пришла родственница завуча. Хорошо, что у меня было классное руководство, за которое платили около 1000 рублей. Я жила далеко от школы, поэтому добиралась на старенькой «семерке». «Мне нужно отвезти документы, подвезешь?» - попросила однажды директор. Такие поездки стали ежедневными. Я тратила последние деньги на бензин, мотаясь из одного конца города в другой. Иногда директриса просила забрать из музыкальной школы ее дочь.

Терпение иссякло, когда мне заявили, что молодых учителей приглашают на общественную работу. Для нее почему-то требовались рабочая одежда и половые тряпки. Вдвоем с другой молодой учительницей мы подъехали по указанному адресу, где находился детский лагерь. Нам объяснили, что работа заключается в уборке помещения. Целый день мы отмывали стены и полы ледяной (!) водой. Когда руки перестали слушаться, я возмутилась. За что впоследствии получила выговор от директора школы.

Лицемерие

ИСПОВЕДЬ 3. Оксана, 24 года, учитель математики: Когда я пришла в школу, казалось, все легко. Проработала сентябрь-ноябрь. Дети от меня были в восторге, учителя хвалили. Многие еще в первый день сказали, что рады моему приходу. Но в декабре ко мне на урок пришел директор. Оказалось, я веду занятия не совсем правильно. То есть свой предмет знаю хорошо, последовательно излагаю материал, но неправильно преподаю с педагогической точки зрения. Директор подчеркнул, что я хорошо лажу с детьми. У меня есть педагогический талант, несмотря на молодость. Потом на уроки начали ходить завучи. Они тоже меня хвалили. Перед Новым годом было собрание, на котором обсуждали работу молодых специалистов. Тогда-то и выяснилось, что в лицо о твоей работе говорят одно, а при директоре - прямо противоположное.

Дети… Не знаю, в этой ли школе или во всех они такие? В нашей было четкое деление на хорошие и плохие классы. Но ведь отбор, считаю, должен производить психолог. Еще детей можно поделить на «маленьких» и «больших». «Маленькие» - те, кто выглядят и думают соответственно возрасту. А есть не по годам развитые. Есть дети умные и развитые. А есть неадекватные и не очень умные.

Если говорить об эмоциональной стороне вопроса, то в первой четверти все было замечательно. К детям привыкаешь быстро. Во второй начинаешь мечтать о каникулах. Хотя и в каникулы школа полна детьми - кружки, секции. Хочется отдохнуть от них, но не получается. Такое ощущение, что попадаешь в центр вне-школьной работы. Под конец года всерьез устаешь от детей. Они хотят на улицу и не желают заниматься, особенно в классах, где нет экзаменов. Многие учителя постоянно жалуются на детей. Хочется спросить их: «Зачем здесь работаешь?» Я поняла, что учителя делятся на тех, у кого есть призвание, и тех, у кого его нет. Со мной в школу пришла еще одна молодая учительница. Она цветет от своей работы! Ей нравится учить даже неадекватных детей. Другие учителя либо ничего больше не умеют делать. Либо боятся что-то изменить в своей жизни, так как давно работают в школе. Через год я пришла к выводу, что работа учителя очень однообразная. А не творческая, как говорят. Поэтому я и ушла из школы.

Неблагодарность

ИСПОВЕДЬ 4. Резеда, 23 года: Учителем русского языка работаю первый год. Пришла сразу после педколледжа вместе с подругой. Что такое школа и как она живет, я знала, когда проходили практику. Но то был один урок в день, а сейчас по 5 - 6. Первую неделю было сложно. Во-первых, нам не дали учебников и ничего не объяснили. Мы не знали что делать и растерялись. Приходилось что-то придумывать, готовиться к уроку, ища информацию в интернете. Во-вторых, мы приходили после школы такие усталые и измученные, что сразу ложились спать. В первое время были небольшие стычки с коллективом - со старшими и опытными. У него свои правила. Например, вовремя забрать журнал или случайно не стереть с доски в кабинете. Первое время мы никак не могли к ним привыкнуть. Сейчас воспринимаем все спокойнее.

За это время я сделала вывод, что дети неблагодарные. У меня есть параллель девятых классов. Они относятся ко мне несерьезно, воспринимая как ровесницу. Со старшими классами намного тяжелее. Подростки показывают свой характер, могут нецензурно выражаться на уроках. Малейшее притеснение вызывает бурю негативных эмоций. Например, девочки начинают плакать в середине урока. Или встают и молча уходят из кабинета.

Подруге проще - у нее вторые классы. Дети любят и ее, и английский язык. Обиднее всего, что родители тоже неблагодарные. От них ждешь поддержки. Хочешь, чтобы они не пропускали мимо ушей то, что говорит учитель об их ребенке. В школе его еще можно перевоспитать. Но многие родители вообще не занимаются своими детьми и не ходят на собрания. Другие, наоборот, постоянно приходят в школу и выпрашивают оценки для своих детей.

Дети очень разные. Сюжеты нашумевшего сериала «Школа» отражают действительность. Для меня до сих пор шок то, что старшеклассников у нас выпускают на перемене из школы покурить. Учителя знают об этом, но бездействуют.

И швец, и жнец

ИСПОВЕДЬ 5. Диляра, 25 лет: Все знают, в педуниверситет сегодня идут в основном те, кто не поступил в другие вузы. За редким исключением тех, кто с детства мечтал преподавать. В школу я пришла вместе с другими тремя молодыми педагогами, один из них - мужчина. Он уволился из школы первым. Ответ прост - зарплата. Несоответствие количества требований к педагогу и суммы его зарплаты, сказал он мне. Да, 7 - 8 тысяч рублей до обидного мало. Особенно если выпускник вуза снимает квартиру. А обязанностей много. То нас просят быть капитаном школьной команды КВН. То поставить сказку на Рождество или покрасить стену в выходной день. Молодым учителям в школах очень непросто. Детей не мотивируют ни оценки, ни знания.

ВМЕСТО КОММЕНТАРИЯ. Полтора месяца назад мы послали эти исповеди прокомментировать в Министерство образования и науки РТ. После долгих переговоров с пресс-службой получили ответ: «Ваше письмо принято к сведению».

Луиза Биктимирова, Альбина Ахметзянова, Дарья Бикулова, Алина СИНИЧКИНА, Зиля Шамионова

Задать вопрос Пенсионному фонду РТ

Задайте любой вопрос специалисту Пенсионного фонда РТ, укажите свой обратный адрес и получите развернутый ответ на свой email. Читайте также
Новости партнеров

Аня, 17.02.2011 13:42:54

регина, 01.04.2011 23:00:40

Оксана, 14.06.2011 21:33:57

Евелина, 13.07.2011 22:21:37

алексей, 25.07.2011 13:37:02

Юлия, 13.09.2011 17:09:58

Арина, 28.01.2012 16:45:03

гость, 31.01.2012 19:59:02

гость2, 04.02.2012 1:03:13

Лия, 07.03.2012 0:00:46

Анна, 12.03.2012 17:28:31

Марина, 13.05.2012 13:50:35

Иван, 15.05.2012 13:46:11

Марина, 03.06.2012 17:34:24

Гость, 04.06.2012 10:28:42

Юлия, 13.06.2012 10:09:44

Галина, 30.06.2012 16:06:29

Бывалый, 02.07.2012 10:41:43

Риа, 02.07.2012 15:07:43

Регишка, 05.07.2012 11:37:47

Элина, 10.07.2012 17:11:44

Разочарованная, 31.07.2012 15:03:53

Гость, 08.08.2012 12:37:19

Yuki, 10.09.2012 11:54:31

Бывший преподаватель, 20.09.2012 20:13:22

Гость, 21.09.2012 19:34:08

ирина, 25.11.2012 12:52:46

Лучший Ветер, 28.11.2012 0:16:15

Наталья, 28.11.2012 20:52:04

Гость, 30.11.2012 20:26:08

Алина, 09.12.2012 12:56:28

Гость, 16.12.2012 14:14:07

Елена, 25.12.2012 21:10:21

Гость, 01.01.2013 16:05:20

Алевтина, 25.01.2013 19:59:14

Гость, 26.01.2013 9:05:16

Наталья, 01.02.2013 15:53:11

Виталий, 21.02.2013 17:45:23

Лика, 22.02.2013 10:34:00

учитель, 23.02.2013 9:25:46

Алика, 23.03.2013 19:52:21

БАБУШКА, 27.03.2013 1:56:34

Гость, 23.04.2013 16:35:38

Гость, 30.04.2013 15:01:13

учитель, 28.05.2013 12:49:39

Учителю, 29.05.2013 17:26:49

бывший, 16.06.2013 10:31:04

Денис, 17.07.2013 15:13:17

Ex-учитель средней школы, 20.08.2013 14:56:54

Александра, 20.08.2013 22:29:18

Екатерина, 27.08.2013 11:54:19

бывший, 28.08.2013 7:38:00

Екатерине, 28.08.2013 18:13:36

Ex-учитель средней школы, 28.08.2013 18:21:28

Лилия, 02.09.2013 15:48:29

Учитель в прошлом, 04.09.2013 7:05:35

Мария, 14.09.2013 21:03:43

Марии, 17.09.2013 16:58:29

Наталья, 01.10.2013 18:01:13

Лия, 06.10.2013 13:27:41

Оксана, 09.10.2013 18:14:44

алина, 15.11.2013 7:12:28

екатерина, 15.11.2013 20:49:17

Учитель, 25.11.2013 20:20:47

Елена, 16.12.2013 13:18:38

Мария, 31.01.2014 17:31:09

Татьяна, 31.01.2014 23:19:39

гость, 01.02.2014 10:45:47

Мать завуча, 01.02.2014 15:35:27

Кошечка, 05.02.2014 21:13:21

Михаил, 19.02.2014 22:41:04

Людмила, 04.03.2014 18:30:40

Joku, 06.03.2014 21:43:46

Алиса Бертова, 15.03.2014 23:26:29

Мария, 17.03.2014 17:42:13

Розенталь, 19.03.2014 16:28:11

Юлия, 27.03.2014 19:08:17

Olya, 23.07.2014 16:36:43

просто кот, 06.08.2014 17:34:56

Екатерина, будущий учитель, 09.09.2014 18:19:30

Юлия, 10.09.2014 18:47:59

прохожий, 11.09.2014 11:05:51

Историк, 14.09.2014 10:37:35

Гость, 01.10.2014 16:34:16

Гость, 09.10.2014 16:48:45

Артём, 14.10.2014 12:46:02

Гостья, 25.10.2014 21:35:34

Алина, 26.10.2014 0:41:19

2. Сложные отношения с коллегами и начальством. Педагогические коллективы часто очень похожи на серпентарий. Хотя, конечно, там можно встретить приличных людей: со многими бывшими коллегами мы до сих пор дружим.

У нас была прекрасная кафедра иностранных языков. Мы все время что-то организовывали, для детей и для себя. Отмечали праздники, ходили вместе в театр, пытались учить друг друга иностранным языкам (с тех пор в памяти осталась пара десятков французских слов).

Общие настроения в школе были такие: человек человеку волк, дети – не люди, молодые учителя – полулюди

Но в большом школьном коллективе все было не так позитивно. Нам откровенно завидовали. Так и говорили: «Что это «иностранцы» такие радостные?» Общие настроения в школе были такие: человек человеку волк, дети – не люди, молодые учителя – полулюди.

«Я не видела заинтересованности руководства в реальных знаниях учеников, – соглашается Эльвира (Москва), бывший учитель физики, затем. – Мне прямым текстом говорили, у кого «в любом случае» должны быть хорошие оценки».

3. Отсутствие перспектив. Быстро сделать карьеру в школе не получится: лишь через несколько лет работы можно оформить вторую, затем первую и высшую категорию, чтобы получить надбавку к зарплате в размере 15-20%.

В какой-то момент мне стало казаться, что, проверив ошибки в 30 контрольных работах, я сама забываю, как писать правильно. Меня это очень расстраивало, а от мыслей о том, что и через 5, 10, 20 лет я буду все так же работать учителем, мгновенно портилось настроение.

«Не было ни карьерных, ни финансовых перспектив. И надоело каждый год повторять детям одно и то же», – вспоминает Нехама (Иерусалим), бывший учитель истории, граждановедения и философии, сейчас – HR-специалист.

4. Ненормированный рабочий день. Те, кто никогда не работал в школе, уверены, что учителя заняты всего полдня. Но после уроков случаются совещания, нужно проверять тетради, заполнять журналы, писать тематические планы. И к урокам тоже надо готовиться. Над планами уроков я «зависала» часами: хотелось не просто провести с детьми время, а действительно чему-то их научить.

«Я работала в школе-интернате и не могла отключиться от работы дома: думала, как помочь ученицам. И это отнимало энергию», – делится Нехама.

«Я проработала в школе всего несколько месяцев в юности, на волне энтузиазма. Сразу получила класс, в который собрали детей с низкой успеваемостью, – вспоминает Эльвира. – Особенно плохо дела обстояли с физикой: внешнюю проверочную работу все дети написали на двойки. Но разве юность боится препятствий? Я готовилась к урокам как к спектаклю на языке формул».

5. Ответственность за детей и воспитательные моменты. Все, что происходит с детьми по дороге в школу, в школе и по дороге домой, – ответственность учителя. И когда случается что-то серьезное, учителю приходится несладко.

Когда я работала в школе, ученик на перемене выпрыгнул из окна второго этажа, чтобы что-то доказать одноклассникам, и сломал позвоночник. Учителя в классе не было: в тот день она была дежурным администратором и не могла находиться в двух местах одновременно. После долгих судебных разбирательств ее уволили по статье и обязали выплатить денежную компенсацию семье мальчика.

«Главная цель учителя в обычной школе – это не научить, а удержать, – рассказывает Людмила. – Жаль, но большую часть времени приходилось тратить на воспитательные беседы, а не на сам предмет. Учителя орали на детей: только так старшеклассники хоть как-то слушались. Громче всех могла кричать завуч, ее боялись больше всех. При этом завуч была прекрасной женщиной и хорошим специалистом. Как я потом узнала, она умерла в 48 лет от инфаркта».

6. Отношения с родителями учеников. Найти общий язык с детьми несложно, чего не скажешь о родителях. У них, как правило, множество претензий к школе и каждому учителю.

Однажды ко мне на урок ввалилась шумная, ярко накрашенная дама, которая с порога начала учить меня преподавать английский. У нее – мамы одного из учеников – не было педагогического образования, английского она не знала, но зато точно знала, как надо.

Дама говорила и говорила… Пришлось применить запрещенный прием: стукнуть толстым англо-русским словарем по столу. От неожиданности дама замолчала. Я предложила ей заменить меня на уроке. «А я посижу на последней парте и поучусь», – заявила я. Критиканша сдулась и попятилась к двери. Больше я ее не видела.

Я не виню учителей. Никого, никогда. Они все немного герои

«Сложно было с родителями детей: я была молодая, своих детей у меня еще не было, и я не совсем понимала, чего от меня хотят, – подтверждает мою мысль Наталия (Клайпеда), бывший учитель английского языка в школе, сейчас преподает язык в частном порядке. – Родители требовали, чтобы я опекала детей, а у меня не получалось. Отдельная история – родители, которые всегда знают, как на самом деле должно быть…»

«В школе было очень сложно. И я сбежала. Не смогла, не стала напрягаться ради детей, большинству из которых ничего не нужно, – вздыхает Людмила. – Но сама я никого из учителей не виню – никогда. Они все немного герои».

Ни один из моих однокурсников не работает в школе. И это очень грустно, потому что у нас был очень талантливый выпуск. Эти люди могли бы стать прекрасными учителями, но преуспели в других областях. Хочется надеяться, что ситуация изменится и школа станет комфортным местом как для детей, так и учителей. И у нас, родителей, появится много поводов не ругать, а хвалить школу.

Томас Эдисон — это, наверное, самый известный и продуктивный изобретатель всех времен, имевший более чем 1000 патентов, выданных на его имя, включая электрическую лампу, фонограф, и кинокамеру. Он стал мультимиллионером и завоевал Золотую Медаль Конгресса. Эдисон поздно начал свое обучение после болезни, в результате чего его ум часто блуждал, и это побудило одного из его учителей называть его «абсолютным». Он выбыл из школы после всего трех месяцев формального образования. К счастью, его мать была школьной учительницей в Канаде и учила дома молодого Эдисона.

Бенджамин Франклин (Benjamin Franklin)

Бенджамин Франклин известен во многих ипостасях: политик, дипломат, автор, полиграфист, издатель, ученый, изобретатель, отец-основатель и соавтор Декларации Независимости. Единственное, кем он не был — это выпускником средней школы. Франклин был пятнадцатым ребенком и младшим сыном в семье из 20 человек. Он провел два года в Бостонской Латинской школе прежде, чем покинуть ее в возрасте десяти лет и отправиться работать на своего отца, а затем на его брата, как полиграфист

Билл Гейтс (Bill Gates)

Уильям Генри Гейтс III , известный как Билл Гейтс, в 1973 году поступил в Гарвардский университет и был отчислен спустя всего 2 года. После отчисления он занялся созданием программного обеспечения, создал компанию Microsoft, стал одним из богатейших людей в мире и постоянно оказывал безвозмездную финансовую и техническую помощь «родному» Гарвардскому университету. Учитывая его заслуги, через 32 года после отчисления, Биллу Гейтсу был вручен диплом выпускника Гарварда «задним числом».

Альберт Эйнштейн (Albert Einstein)

Хотя он был назван журналом Таймс, как «Человек Века», Альберт Эйнштейн был вовсе не «Эйнштейном» в школе. Нобелевский лауреат, физик-теоретик, известный своей теорией относительности, а так же вкладом в квантовую теорию и статистическую механику, бросил школу в возрасте 15 лет. Решив продолжить свое образование год спустя, Эйнштейн сдавал вступительные экзамены в престижный швейцарский федеральный технологический институт, но неудачно. Он вернулся в среднюю школу, получил диплом и потом все-таки поступил в университет, сдав вступительные экзамены со второй попытки.

Джон Д. Рокфеллер старший (John D. Rockefeller, Sr.)

За два месяца до церемонии вручения дипломов средней школы, первый зарегистрированный миллиардер в истории Джон Д. Рокфеллер старший, выбыл, чтобы поступить на деловые курсы в Фолсомском Коммерческом Колледже. Он основал Standard Oil Company в 1870, заработал миллиарды долларов, прежде чем его компания была раздроблена правительством с целью лишить ее монополии на рынке нефтепродуктов США и провел последние 40 лет жизни отдавая свое богатство, прежде всего проектам, связанным со здоровьем и образованием. Этот человек, без сожаления бросивший среднюю школу, помог миллионам людей получить хорошее образование.

Уолт Дисней (Walt Disney)

В 1918, в то время учащийся средней школы, будущий продюсер, лауреат «Оскара» и пионер парков развлечений, Уолт Дисней начал брать ночные курсы в Академии Искусств в Чикаго. Дисней ушел из средней школы в 16 лет, чтобы присоединиться к армии, но поскольку он был слишком молод, чтобы попасть в призыв, он присоединился к Красному Кресту с подделанным свидетельством о рождении. Диснея послали во Францию, куда он вел машину скорой помощи, которая была покрыта сверху донизу мультяшками, которые в конечном счете стали персонажами его фильмов. После того, как Дисней стал мультимиллионером, основателем Walt Disney Company и кавалером Президентской Медали Свободы, он получил почетное свидетельство об окончании средней школы в 58 лет.

Ричард Брэнсон (Richard Branson)

Британский сэр Ричард Брэнсон — владеющий миллиардным состоянием бизнесмен, самостоятельно добившийся успеха. Он основал Virgin Atlantic Airways, Virgin Records, Virgin Mobile и даже космическую туристическую компанию, организовывающую суборбитальные поездки в космос любому, кто пожелает. Страдая от дислексии, Брэнсон был бедным студентом. Ему пришлось бросить школу в 16 лет и переехать в Лондон, где он начал свою первую успешную предпринимательскую деятельность, издавая журнал Student.

Джордж Бернс (George Burns)

Джордж Бернс, урожденный Натан Бирнбаум, был успешным водевильным актером, ТВ и кинокомиком в течение почти девяти десятилетий. После смерти его отца, Бернс покинул школу в четвертом классе, чтобы найти работу чистильщиком обуви, выполняя поручения и продавая газеты. Во время работы в местном магазине леденцов, Бернс и его молодые коллеги решили войти в шоу-бизнес как Peewee Quartet. После того, как группа распалась, Бернс продолжал работать с партнером, обычно девушкой пока не встретил Грейси Аллен в 1923. Бернс и Аллен поженились, но не становились звездами, пока Джордж радикально не изменил представления, и не создал в них смешную роль и для Грейси. Они продолжали сотрудничать в водевиле, радио, телевидении и фильмах, пока Грейси не прекратила свои выступления в 1958 году. Бернс продолжал выступать почти до дня своей смерти в марте 1996.

Харлэнд Сандерс (Harland Sanders)

Полковник Харлэнд Сандерс преодолел свое отсутствие образования. Его отец умер, когда ему было шесть лет и так, как его мать работала, он был вынужден готовить еду для всей семьи. Он не смог закончить даже начальную школу. Сандерс сменил много рабочих мест, включая пожарного, рулевого на пароходе и страхового агента. Он позже получил степень в области юриспруденции с помощью заочной школы. Кулинарные навыки Сандерса и его деловой опыт помогли ему сделать миллионы как основателю империи жареных цыплят Kentucky Fried Chicken.

Чарльз Диккенс (Charles Dickens)

Чарльз Диккенс, автор многочисленной классики, включая «Оливера Твиста», «Повести о двух городах» и «Рождественской песни» учился в начальной школе, пока его жизнь круто не изменилась, когда его отец был заключен в тюрьму за долги. В 12 лет он покинул школу и начал работать по десять часов в день на очерняющей ботинки фабрике. Диккенс позже работал клерком и стенографистом в суде. В 22 года он стал журналистом, сообщая о парламентских дебатах и освещая избирательные кампании для газеты. Его первую коллекцию историй «Очерки Боза» (Boz было его прозвище) и его первый роман «Посмертные записки Пиквикского клуба», издали в 1836 году.

Элтон Джон (Elton John)

Родившийся Реджиналдом Кеннетом Дуайтом, участник Зала славы рок-н-ролла сэр Элтон Джон продал больше чем 250 миллионов записей и имеет более пятидесяти «Лучших 40 хитов», делающих его одним из самых успешных музыкантов всего времени. В 11 лет Элтон Джон принят в Королевскую Консерваторию Лондона по классу фортепьяно. Когда ему надоели классические произведения, Элтон предпочел рок-н-ролл, и после пяти лет он оставил школу, чтобы стать пианистом по выходным дням в местном пабе. В 17 лет он сформировал группу под названием Bluesology, и, к середине 1960-х, они совершали поездку с музыкантами Soul и R&B, такими как Isley Brothers, Patti LaBelle и Bluebelles. Альбом Элтона Джона был выпущен весной 1970, и после первого сингла «Your Song», попавшего в американский «Top Ten», Элтон был на пути к своей суперславе.

Рэй Крок (Ray Kroc)

Рэй Крок не создал McDonald`s, но он превратил его в крупнейшую в мире сеть ресторанов быстрого питания после покупки фирмы у Дика и Мака Макдональдсов в 1955 году. Крок заработал 500 миллионов долларов состояния еще ​​при жизни, и в 2000 году был включен журналом Тайм в список из 100 самых влиятельных производителей и титанов индустрии в XX веке. Во время Первой мировой войны, Крок покинул среднюю школу в возрасте 15 лет и лгал о своем возрасте, чтобы стать водителем скорой помощи Красного Креста, но война закончилась прежде, чем он был отправлен за границу.

Гарри Гудини (Harry Houdini)

Имя Гудини является синонимом волшебства. Прежде чем стать всемирно известным фокусником и мастером побегов по имени Гарри Гудини, Эрих Вайс бросил школу в возрасте 12 лет, работая на нескольких работах, в том числе учеником слесаря. В 17 лет он объединился с коллегами — энтузиастами магии, чтобы создать труппу Houdini Brothers, названную в честь Жана Эжена Роберта Гудина, самого известного мага той эпохи. В возрасте 24 лет, Гудини придумал трюк «Неподчинение Закону», предлагая уйти от любой пары наручников, предлагаемых аудиторией. «Неподчинение Закону» стал поворотным моментом для Гудини. С его успехом пришло развитие зрелищных побегов, которые превратили его в легенду.

Ринго Старр (Ringo Starr)

Ричард Старки более известен как Ринго Старр, барабанщик Битлз. Родился в Ливерпуле в 1940 году, Ринго перенес два серьезных заболевания в возрасте шести лет. Проведя в общей сложности три года в больнице, он значительно отставал в школе. Он ушел из школы после своего последнего визита в больницу в 15 лет, едва умея читать и писать. За время работы в инженерной фирме, 17-летний Старки присоединился к группе и сам научился играть на барабанах. Его отчим купил ему его первую настоящую барабанную установку, и Ринго играл с различными группами, в конечном счете присоединившись к Rory Storm and the Hurricanes. Он изменил свое имя на Ринго Старр, принял приглашение от Beatles в 1962 году, и сейчас является одним из самых известных барабанщиков в истории музыки.

Принцесса Диана (Diana Spencer, Princess of Wales)

Покойная Диана Спенсер, принцесса Уэльская, училась в школе West Heath Girls, где ее академическая успеваемость рассматривалась как ниже среднего, не сумев сдать все экзамены «нулевого уровня». В возрасте 16 лет, она оставила West Heath и недолго проучилась в выпускных классах в Швейцарии, прежде чем уйти и оттуда. Диана была талантливой певицей-любителем и стремилась стать балериной. Диана пошла работать неполный рабочий день помощником в детский сад, дающий основы начальной школы. Вопреки утверждениям, она была не воспитателем детского сада, так как у нее не было никакой образовательной квалификации, чтобы учить детей. В 1981 году, в возрасте 19 лет, Диана обручилась с принцем Чарльзом и ее рабочие дни закончились.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!