Портрет и биография максима богдановича. Биография максима богдановича

С набережной мы, как туристы, поднимаемся по Красному спуску к Красной площади. Изначально площадь носила название Семеновской по церкви Симеона Столпника, которая была на месте «дома с аркой». Переименовали в Красную в 1924 году, т.к. соседняя Стрелецкая улица в 1918 переименована в Красную. Семеновский спуск в Красный съезд. В 1933 году решили, что храм не вписывается в образ современного города и снесли. А в 1936 году на его месте соорудили дом по проекту архитекторов М. П. Парусникова и И. Н. Соболева.

В 1939 году в сквере перед домом с аркой был установлен памятник В. И. Ленину. Остряками давно подмечено, если фоткать памятник с разных ракурсов, то рука В.И. за чем-то до тянется. У нас к пожарной каланче.:)

Возле корпуса Демидовского университета вас встречает молодой человек... Вернее, памятник. Вот, что о нем можно прочитать на ярославских форумах, орфография сохранена:
"Странный город Ярославль
Я очень люблю Ярославль, но иногда он вгоняет меня в задумчивость.

Я достаточно часто ездила мимо небольшого такого памятника около главного здания университете имени Демидова. И, как нормальный логичный человек, я подозревала, что памятник сей либо Демидову (который универ основал), либо Ушинскому (который там преподавал). И однажды я вышла из автобуса на Красной площади и подошла к памятнику. дабы уточнить для себя - Демидов или Ушинский? Оказалось - Максим Богданович!" Мы тоже очень часто проезжаем мимо этого памятника, когда едем в центр города или домой.

Наше знакомство произошло 5 лет тому. Мои гомельские родственники живут на ул. Богдановича. Сестра на вопрос в честь кого названа улица, ответила, что был такой поэт. Несколько его стихов учила в школе, лет 12 тому.:) В Гродно, как-то в разговоре на улице, парень снова упомянул улицу Богдановича. Я спрасила у своих гродненских друзей. Они сказали, что такая улица есть, наверное, в любом беларуском городе. А в Минске есть музей. И еще, добавили, что стихи у этого самого Богдановича очень даже красивые. Правда, никто не помнил точно, как звали поэта. В Минске мы посмотрели в Интернете время работы музея. В то время он был на реставрации. И, я наконец-то узнала имя поэта – Максим. А, еще, проехали мимо памятника. Ярославский - его копия.


По возращению в Гомель обратила внимание на книжную полку в комнате, где ночевала. Среди томов классиков мировой литературы нашла сборник стихов беларусских поэтов. По оглавлению посмотрела, ага, есть. Как в гадании, загадываю страницу и решаю читать стих с той странице. И вот:

КОСТЕЛ СВ. АННЫ В ВИЛЬНЕ
Чтоб заживить на сердце раны,
Чтоб освежить усталый ум,
Придите в Вильну к храму Анны,
Там исчезает горечь дум.
Изломом строгим в небе ясном
Встает, как вырезной, колосс.
О, как легко в порыве страстном
Он башенки свои вознес.
А острия их так высоко,
Так тонко в глубь небес идут,
Что миг один, и - видит око –
Они средь сини ввысь плывут.
Как будто с грубою землею
Простясь, чтоб в небе потонуть,
Храм стройный легкою стопою
В лазури пролагает путь.
Глядишь - и тихнут сердца раны,
Нисходит мир в усталый ум.
Придите в Вильну к храму Анны!
Там исчезает горечь дум.
Посвящен моему любимому костелу Вильнюса. Ну, хоть так в любимом городе побывала.


Пробегаю глазами биографию…

Богданович Максим Адамович - белорусский поэт. Лирика Богдановича связана с народной поэзией, проникнута любовью к трудовому народу. Богданович Максим Адамович родился 27 ноября (9 декабря) 1891 года. Поэт, переводчик, литературный критик и публицист, классик белорусской литературы. Родился в семье известного этнографа и историка, одного из руководителей местной организации «Народная воля» А. Е. Богдановича. Окончил Ярославский юридический лицей. В возрасте 25 лет умер от туберкулеза легких.
Впервые выступил в печати в 1907 со стихотворением в прозе «Музыкант» в газ. «Наша нива», издаваемой в Вильно. В нём рассказывается легенда о Музыке, который «много ходил по земле и всё играл на скрипке». Необычные были его скрипка, и музыка. Когда плакала скрипка в руках музыканта, то каждый «плакал по своей доле», когда грозно гудели струны, «люди поднимали опущенные головы, и гневом великим блестели их глаза». За его творчество «злые и сильные люди» бросили Музыку в тюрьму, где тот и погиб. Но не погибла память о нём. В этом аллегорическом произведении молодой автор рассказывает о на протяжении столетий многострадальной судьбе Белоруссии и выражает надежду на скорые перемены к лучшему. Единственный прижизненный сборник стихотворений «Венок» вышел в Вильно в 1913 на белорусском языке.
Литературное наследие Богдановича было впервые полностью собрано и издано АН БССР в 1927-29 при участии отца поэта.
Богданович известен как переводчик на белорусский язык поэтических произведений с русского, украинского, польского, французского, других европейских языков. Писал стихи по-белорусски и по-русски, однако последние значительно меньше.
Тут и супруг мой будущий подключился. Прислал мне стих «Зорка Вянера».
И авторство себе не присвоил.:) Оказывается, в ярославском музее М.Богдановича побывал. В 2008 году после ремонта в Ярославле открылась вторая экспозиция в мемориальном Доме-музее Максима Богдановича. Мемориальный музей расположен в небольшом деревянном доме по улице Чайковского, 21, в котором с 1912 по 1914 год жила семья Богдановичей. С 1995 года на базе музея работает Центр белорусской культуры. Там можно услышать белорусские песни, почитать книги белорусских авторов, ознакомиться с изданиями белорусской прессы. В Центре проводятся Дни национальной белорусской кухни, музыкальные и поэтические вечера, праздники, посвящённые знаменательным датам в истории Белоруссии. В Ярославле есть улица его имени, бывшая Большая Даниловская.

РОМАНС (перевод на русский язык самого автора)
Тихо Венера взошла над землею,
Снова отраду душе принесла.
Помнишь, когда повстречались с тобою,
Тихо Венера взошла?
Мне с тех минут навсегда полюбилась
В небе ночном голубая звезда.
Пламя любви и надежды открылось
Мне с тех минут навсегда.
Но расставаться пора наступает;
Видно, судьба наша – горю сестра...
Крепко любил я тебя, дорогая,
Но расставаться пора.
Буду в далеком краю я скитаться,
В сердце любовь сберегая свою;
Каждую ночку звездой любоваться
Буду в далеком краю.
Ночью взгляни на звезду – я в разлуке
Взгляд твой любимый на небе найду.
Чтоб хоть на миг позабылись все муки,
Ночью взгляни на звезду!

А причем здесь Ярославль, спросите вы? Здание, возле которого стоит памятник ранее было мужской гимназией, где с 1908 по 1911 г. учился поэт. Не сохранилось здания юридического лицея возле Стрелки, где он так же получал образование.


Да, мало ли кто где учился? Возмутится дотошный читатель. И будет прав. Поэт-то знаменитый беларуский. Причем здесь Ярославль? Очень даже причем. В этом городе Максим Богданович пишет первые лирические стихотворения: «Над могилой», «Придёт весна», «На чужбине», которые были опубликованы в «Нашей ниве». Там же печатается стихотворение «Края мой родной! Как заклятых богом…», в котором чётко прозвучала тема социального угнетения и национального возрождения белорусов; краткий стихотворный лирический рассказ «Из песен белорусского мужика» - реалистичная импрессия, полная веры в творческие силы народа; стихи «Тьма», «Пугач», «Разрыта могила», а также переводы с Генриха Гейне, Фридриха Шиллера.
Первым из переводов присланных в редакцию «Нашей нивы» был стих С. Ю. Святогора «Две песни», вышедший в печать со стилистическими поправками Янки Купалы.
В 1909 году Максим заболел туберкулёзом.
Окончив в 1911 году гимназию, он посещает Вильну, где ознакомился в частном музее братьев Луцкевичей с коллекциями древних раритетов, и под их впечатлением написал стихотворение «Слуцкие ткачихи». В этом произведении автор рассказывает печальную историю крепостных ткачих, поэтизируя умельство мастериц ткать золотые пояса, куда они добавляют «вместо персидского узора цветок родимый василька».
В том же году Максим Богданович намеревался поступить на Филологический факультет Петербургского университета, но из-за недостатка средств и сырого климата столицы, возвращается в Ярославль, поступив в Демидовский юридический лицей.
Во время учёбы сотрудничает в ярославской газете «Голос»; много пишет, печатается в различных российских и белорусских изданиях, приобретает известность. В тот период были написаны стихотворные лирические рассказы «В деревне» и «Вероника». Оба - дань восхищению поэта женщиной. Поэтическое описание глубоких чувств женщины к ребёнку, присущих даже маленькой девочке - идейный замысел произведения «В деревне». Музой для Максима Богдановича послужила Анна Кокуева, сестра его одноклассника, талантливая пианистка. В этот же период пишутся стихи «Вчера счастье только глянуло несмело», «Больше всего на свете хочу я» и знаменитое произведение лирики любовных переживаний - стихотворение «Романс». Тогда же были созданы стихи, которые потом составили цикл «Старая Беларусь», «Город», «Звуки Отечества», «Старое наследие». Основным содержанием произведений была борьба за гуманистические идеалы, на первый план выходила тема подневольной жизни белорусского народа, звучали идеи национально-освободительной борьбы против царской империи.
В период 1909-1913 годов поэт переводит на белорусский язык стихи Овидия, Горация, французского поэта Поля Верлена. Кроме того, в этот период Максим Богданович занимается разработкой концепции истории развития белорусской литературы от древности до начала XX столетия. Это нашло отражение в статьях «Глубины и слои» (напечатана в «Нашей ниве»), «Краткая история белорусской письменности до XVI столетия», «За сто лет. Очерк истории белорусского письменности» и «Новый период в истории белорусской литературы».
В Вильне, в начале 1914 года в типографии Мартина Кухты при денежной поддержке Марии Магдалены Радзивилл тиражом 2000 экземпляров издан единственный прижизненный сборник произведений Максима Богдановича «Венок».
В феврале 1917 года друзья поэта собрали деньги, чтобы он мог ехать в Крым лечиться от туберкулёза. Но лечение не помогло. Умер Максим Богданович на рассвете 13 (25) мая 1917 года в возрасте 25 лет.

Похоронили на новом городском кладбище Ялты. На могиле поставили белый крест. В 1924 году крест на могиле был заменён памятником из серого известняка с красной звездой. В 2003 году был установлен такой памятник.
Среди бумаг были найдены материалы для белорусского букваря, над которым он, видимо, работал в последнее время. А на кресле возле самой кровати - книга, и на ней короткий, в одну строфу стих, в котором поэт говорит, что он не одинок перед смертью - у него есть книга с его стихами.
И еще один факт, почему Ярославль... Архив поэта хранился у Адама Богдановича, оставшегося в Ярославле. Чтобы сохранить рукописи, он убрал их в сундук, отнёс его в погреб и спрятал под лёд. Во время подавления Ярославского восстания в 1918 году дом Богдановичей на Сенной площади был сожжён, лёд растаял, сундук обгорел, в него проникла вода. После Адам Богданович просушил и разгладил пострадавшие, но всё же сохранившиеся рукописи. Когда ими заинтересовался Институт белорусской культуры, он передал их приехавшему за ними сотруднику института. В 1923 году отцом были написаны «Материалы к биографии Максима Адамовича Богдановича».
Произведения поэта переведены на два десятка языков мира, публиковались в Великобритании, Германии, Польше, России, Франции, Югославии и других странах.
А что же меня побудило написать столь обширную заметку? Конечно, любой женщине приятно почитать стихи о любви. Можно почитать на досуге, отдохнуть от повседневных забот.:) Больше всего меня поразил призыв поэта не ломать, крушить и врать на части все прошлое и настоящее до основанья, а затем. А затем, как получится... Красной нитью проходит по творчеству идея внутреннего возрождения каждого человека. Желание раскрыть глаза беларусам на их историю, на их роль в ходе истории.

Выстаўка графікі “РЫСЫ ПАЭЗІІ”
Литературный музей Максима Богдановича г. Минск, Беларусь
Филиал Литературного музея Максима Богдановича «Белорусская хатка» г. Минск, Беларусь
Филиал Литературного музея Максима Богдановича «Фольварк Ракутёвщина», д. Ракутевщина, Молодечненский район, Минская обл., Беларусь
Музей Максіма Багдановіча ў Гродне, Беларусь
Мемориальный дом-музей М. Богдановича г. Ярославль

Максим Богданович - классик белорусской литературы. Его вклад в жанровое и структурное разнообразие в белорусскую литературу обоснованно сравнивают с вкладом А. С. Пушкина в литературу российскую.

Максим Богданович - классик белорусской литературы. Он прожил недолгую (всего 26 лет) жизнь, но за это время успел сделать для белорусской литературы так много, как никто другой. Его вклад в жанровое и структурное разнообразие в белорусскую литературу обоснованно сравнивают с вкладом А. С. Пушкина в литературу российскую. Именно М. Богданович впервые в белорусской литературе попробовал различные формы стихотворений, в том числе сонеты, рондели и др. Он оставил после себя богатое творческое наследие.

Максим Богданович был современником и другом Янки Купалы и Якуба Коласа. Его поэзия, правдивая и гуманная, таит в себе огромное богатство мыслей и переживаний, рассказывает о нашей стране и её людях в предреволюционное время.

Биографию М. Богдановича написал его отец, Адам Егорович. Он же в 1923 году по просьбе руководства Советской Белоруссии привёз из Ярославля в Минск и архив поэта, его рукописи, письма, другие материалы, которые позднее вошли в первый Сборник произведений М. Богдановича в двух томах (1927-1928 гг.)

Родился Максим Богданович в 1891 году, 9 декабря в Минске, в семье педагогов. Жили они тогда на Александровской улице (теперь улица Максима Богдановича). Раннее детство поэта прошло в Гродно, куда через восемь месяцев после рождения Максима переехали его родители. Наряду со службой, научной и общественно-политической деятельностью, глава семейства Адам Егорович много внимания уделял своим детям, а их было трое: Вадим, Максим и Лёва. Максим с детства проявил необычайный интерес к книгам, к белорусскому фольклору и литературе. Часто он без спроса влезал в обширную отцовскую библиотеку, хоть Адам Егорович и был строг в этом вопросе.

Учиться Максим начал с шести лет. Первыми книгами его были «Букварь», «Роднае слова» и «Детский мир» Ушинского. Учил его и отец, стараясь преподать «маленький, но законченный обзор знаний».

В октябре 1896 г. Мария Афанасьевна, мать поэта, умирает от туберкулёза. После этого семья Богдановичей переезжает в Нижний Новгород. В 1902 году Максим поступил в первый класс Нижегородской мужской гимназии. В это время он пишет свои первые стихи на белорусском языке. Разнообразие интересов и увлечений не оторвали подростка от политических событий, связанных с революцией 1905 года. Максим вслед за старшим братом Вадимом интересуется политикой, принимает активное участие в работе гимназических кружков. За свою деятельность он попадает в списки «ненадёжных», что позже ещё отзовётся, особенно при переводе в Ярославскую гимназию в 1908 году.

Вскоре в семью пришло несчастье: от туберкулёза умер 18-летний Вадим, а через год (в 1909) заболевает и Максим. Он отправился на лечение в Ялту и, казалось, поездка ему помогла.

В Ярославский период М. Богданович всё настойчивее занимается литературной работой, всё внимательнее вглядывается в своё будущее, связывая его с родиной, с белорусской литературой. Даже живя вдалеке от родных мест, он думал и разговаривал на белорусском, и в этом некоторые критики видят большую загадку Богдановича. Что и когда заставило мальчика прочувствовать свою привязанность к родному слову, свою неутолимую потребность в белорусском языке?.. Ответов на эти вопросы не знал даже отец поэта, отмечая лишь, что «белорусские» наклонности сына он заметил рано, когда тому было ещё 10-11 лет. Впрочем, необходимо отметить и тот факт, что семья Богдановичей всегда поддерживала в своём доме дух «белорусскости». Большое влияние на Максима оказывали и некоторые его учителя в Нижнем Новгороде и в Ярославле. Например, учитель истории, сам белорус, возбуждал и поддерживал в мальчике интерес ко всему белорусскому - истории, культуре.
Ещё в 1907 году в белорусской газете «Наша нива», которая издавалась в Вильне, было напечатано первое произведение Максима Богдановича - «Музыка».

Это был короткий рассказ, в котором автор высказывает свой взгляд на искусство. Этот факт и считается началом литературной деятельности М. Богдановича, поскольку ранние произведения его не сохранились. Активная же работа началась в Ярославле. В 1907 году туда был переведён отец Максима. После окончания гимназии, в 1911 году, М. Богданович посещает Беларусь, к которой всё время стремился. Около двух месяцев он живёт в Вильне и в посёлке Ракутёвщина, неподалёку от Молодечно. Эта поездка ему чрезвычайно понравилась. Адам Егорович вспоминал, с каким увлечением рассказывал ему сын о деятелях белорусской культуры, о Вильне, о слуцких поясах… Вероятно, и образы слуцких ткачих (известное стихотворение М. Богдановича) явились ему после этого путешествия.

Перед М. Богдановичем встал вопрос дальнейшего жизненного пути. Его привлекала перспектива учёбы в Петербургском университете. Его рекомендовали академику Шахметову, чтобы специализироваться по белорусоведению. Однако материальные трудности, а также состояние здоровья поэта не позволили ему учиться в столице. К тому же и младший брат Лёва, способный математик, собирался учиться в Московском университете. Приоритет отдавался ему.

Максиму пришлось покориться воле отца и поступить в Ярославский юридический лицей, хоть ни одна из юридических специальностей никогда его не привлекала, и поэт открыто заявлял об этом. Поэтому Максим-студент ведёт тихую, затворническую жизнь, сосредоточенную на своих интересах. Поэт полностью отдаётся науке и литературе. Настольной книгой Богдановича был словарь Носовича, по которому он изучал белорусский язык. Максим Богданович искренне хотел стать учёным или поэтом. Он осознанно готовил себя к этой ответственной работе, глубоко изучал литературу, историю, языки.

В лицейские годы М. Богданович много пишет и печатается, сотрудничает с местными газетами и журналами («Русский экскурсант», «Голос»), а также со многими московскими, петербургскими, киевскими изданиями. Одно из изданий в Москве выпустило брошюры М. Богдановича: «Угорская Русь», «Червонная Русь», «Братья-чехн». В 1913 году в свет вышел первый и единственный прижизненный сборник его поэзии «Венок».

Максим Богданович становится известным автором. Его принимают во Всероссийское товарищество деятелей периодической печати и литературы, почётными членами которого были М. Горький и В. Короленко. Однако поэт остаётся верен избранному раз и навсегда направлению - своей «белорусистике». Он посещал белорусское землячество, которое существовало в Ярославле в годы империалистической войны, чтобы помогать беженцам и слушать живой разговор белорусов.

В октябре 1916 г. после окончания юридического лицея Максим Богданович возвращается в Беларусь, в Минск, где устраивается на работу в губернский продовольственный комитет. Здесь в 1915 году был организован Комитет помощи жертвам войны, где М. Богданович работал вместе с белорусской писательницей Людвикой Войтик, известной под литературным псевдонимом Зоська Верас. Работа была трудная, самоотверженная и очень необходимая. Больной поэт отдавал ей много сил и времени, а по вечерам садился писать. Жил он в то время на квартире Змитрока Бядули, тоже известного белорусского литератора.

Здоровье поэта ухудшалось. Он понимал, что близится трагическая развязка, и ещё настойчивее работал. Друзья собрали деньги и отправили Максима на лечение в Крым.
Весна 1917 года оказалась его последней весной. Двадцать пятого мая в Ялте поэт Максим Богданович умер от туберкулёза лёгких. В последний дни, лёжа в кровати, он правил свои стихотворения, продолжал составлять белорусский букварь… Некоторые произведения, написанные после издания сборника, он ещё успел напечатать, но далеко не все. Только после смерти поэта были напечатаны в газетах «Вольная Беларусь» и «Гомон» его стихотворения «Пагоня», цикл «На ціхім Дунаі», а также «Максім і Магдалена», «Страцім-лебедзь».

Максим Богданович похоронен в Ялте на Аутском братском кладбище. На сером надгробии - имя, дата смерти и строфа из его сонета «Паміж пяскоў Егіпецкай зямлі» о неугасающей силе, рвущейся к свету и солнцу. В 12 километрах от Ялты, в Мисхоре, на территории санатория «Беларусь», возведён памятник-бюст выдающегося белорусского поэта Максима Богдановича.

Воспитанный на лучших образцах русской и мировой литературы, М. Богданович навсегда остался национальным белорусским поэтом, «песняром» родной земли. Он - автор пейзажной, любовной, социально-философской, гражданской лирики, прозаик, эссеист, переводчик, литературный критик и публицист.

Памятник Максиму Богдановичу, помимо Мисхора, установлен также в Минске. Кроме того, его именем названы улицы в Гродно и Минске, в этих же городах открыты литературные музеи М. Богдановича.

Каждый год 25 мая сотрудники столичного музея отмечают День памяти Максима Богдановича. В этот день обычно проводится панихида в минском Соборе Петра и Павла; возлагаются цветы к памятнику поэта. Ближе к вечеру организуется вечерина с участием белорусских литераторов, учёных, культурологов и всех, кто интересуется жизнью и творчеством гениального белорусского поэта.

Кроме того, каждое лето в деревне Ракутёвщина Молодечненского района (где расположен филиал музея) проходит праздник поэзии «Ракутёвское лето», посвящённый памяти М. Богдановича. Условно он состоит из двух частей: собственно литературной и художественной, когда выступают эстрадные, народные, профессиональные и самодеятельные коллективы - поют, танцуют, ставят театральные мини-представления.

Максим Адамович Богданович - белорусский поэт, публицист, литературовед, переводчик; классик белорусской литературы, один из создателей белорусской литературы и современного литературного белорусского языка.
Родился в 1891 году, 9 декабря в Минске, в семье педагогов. Жили они тогда на Александровской улице (теперь улица Максима Богдановича). Раннее детство поэта прошло в Гродно, куда через восемь месяцев после рождения Максима переехали его родители.
В ноябре 1896 года Адам Богданович с детьми переехал по службе в Нижний Новгород.
В 1902 году Максим поступил в Нижегородскую мужскую гимназию. Во время Революции 1905 года принимает участие в ученических и студенческих демонстрациях, за что получает аттестацию «неблагонадёжного ученика». В 1906 году крестная мать Максима В. Сёмова выписывает для него газету «Наша доля», а потом и «Нашу ниву».
1907 год считается началом литературной деятельности Максима Богдановича. Его первым значительным художественным произведением был рассказ «Музыка» на белорусском языке, который сразу же напечатала «Наша нива».
В июне 1908 года Богдановичи вновь переезжают по причине изменения места службы отца - на этот раз в Ярославль. Там Максим Богданович пишет первые лирические стихотворения: «Над могилой», «Придёт весна», «На чужбине», которые были опубликованы в «Нашей ниве». Там же печатается стихотворение «Края мой родной! Как заклятых богом…», в котором чётко прозвучала тема социального угнетения и национального возрождения белорусов; краткий стихотворный лирический рассказ «Из песен белорусского мужика» - реалистичная импрессия, полная веры в творческие силы народа; стихи «Тьма», «Пугач», «Разрыта могила», а также переводы с Генриха Гейне, Фридриха Шиллера.
В 1909 году Максим заболел туберкулёзом.

Окончив в 1911 году гимназию, он посещает Вильну, знакомится с Вацлавом Ластовским, Антоном и Иваном Луцкевичами и другими деятелями белорусского Возрождения. Будучи в Вильне, молодой поэт ознакомился в частном музее братьев Луцкевичей с коллекциями древних раритетов, и под их впечатлением написал стихотворение «Слуцкие ткачихи». В этом произведении автор рассказывает печальную историю крепостных ткачих, поэтизируя умения мастериц ткать золотые пояса, куда они добавляют «вместо персидского образца цветок родины василька».
В том же году Максим Богданович намеревался поступить на Филологический факультет Петербургского университета, но из-за недостатка средств и сырого климата столицы, возвращается в Ярославль, поступив в Демидовский юридический лицей.
Во время учёбы сотрудничает в ярославской газете «Голос»; много пишет, печатается в различных российских и белорусских изданиях, приобретает известность.
В период 1909-1913 годов поэт переводит на белорусский язык стихи Овидия, Горация, французского поэта Поля Верлена. Кроме того, в этот период Максим Богданович занимается разработкой концепции истории развития белорусской литературы от древности до начала XX столетия. Это нашло отражение в статьях «Глубины и слои» (напечатана в «Нашей ниве»), «Краткая история белорусской письменности до XVI столетия», «За сто лет. Очерк истории белорусского письменности» и «Новый период в истории белорусской литературы».
В Вильне, в начале 1914 года в типографии Мартина Кухты при денежной поддержке Магдалены Радзивилл тиражом 2000 экземпляров издан единственный прижизненный сборник произведений Максима Богдановича «Венок» (на титуле обозначен 1913 год). Сборник содержал 92 стихотворения и 2 поэмы.
В 1914-1916 годы поэт пишет цикл стихов «На тихом Дунае», поэму «Максим и Магдалена», другие произведения. Писал Максим Богданович стихи и на русском языке, например, «Зачем грустна она была», «Я вспоминаю Вас такой прекрасной, стройной», «Зелёная любовь», «Осенью». К этому времени относятся и переводы на белорусский произведений А. Пушкина и Э. Верхарна. Кроме того, в печати появляются публицистические статьи Максима Богдановича на русском языке, посвящённые вопросам истории литературы, национальным и общественно-политическим проблемам; выходят исторические и краеведческие-этнографические брошюры, а также литературоведческие рецензии, фельетоны.
Летом 1916 года, закончив лицей, Максим Богданович вернулся в Минск (он уже давно мечтал о возвращении на родную землю), где жил на квартире Змитрока Бядули. Хотя он был уже тяжело болен, но много работал в Минской губернском продовольственном комитете и в Белорусском комитете помощи жертвам войны, а свободное время отдавал литературному творчеству. Организует кружки молодёжи, которым старается придать общественно-просветительный и национально-революционный характер.
В феврале 1917 года друзья поэта собрали деньги, чтобы он мог ехать в Крым лечиться от туберкулёза. Но лечение не помогло. Умер Максим Богданович 25 мая 1917 года в возрасте 25 лет.

Богданович Максим - литературовед, переводчик, поэт, воспевший родную Белоруссию и выразивший в лирических строках безграничную, искреннюю любовь к своему народу. Классик славянской литературы, проживший яркую, но очень короткую жизнь и оставивший после себя богатое творческое наследие, рассказывающее о людях и времени, в котором они жили.

Максим Богданович: биография

Родился Максим 27 ноября (9 декабря) 1891 года в семье известного историка и этнографа и с самого детства проявил огромный интерес к литературе. Этому увлечению способствовало наличие обширной отцовской библиотеки, да и семья, в которой рос мальчик, была очень начитанная и поэтическая. Бабушка Максима была знатной рассказчицей, причем любое повествование для нее становилось целым творческим актом, произносимым нараспев и увлекающим сказочным сюжетом. Также бабушка, известная в Холопеничском округе как ворожейка-знахарка, знала много обычаев, пословиц, загадок, преданий, поговорок, лекарственных народных средств, была носительницей народной старины; к ней часто приходили за советом, а во всех торжественных случаях приглашали в качестве распорядительницы.

Юношеские годы белорусского поэта

Учебой мальчика занимался папа, стараясь максимально обширно и доступно подать ребенку необходимые знания. Когда Максиму исполнилось 5 лет, от туберкулеза умерла его мама.

Семья переехала из Гродно в Порт, где молодой человек поступил на обучение в Нижегородскую мужскую гимназию. В этот период Богданович пробует себя в искусстве поэзии, усиленно при этом интересуясь политикой и активно принимая участие в студенческих и ученических демонстрациях. Ведь на дворе был 1905 год… За свою деятельность Максим Богданович попал в перечень «неблагонадежных» людей, что позже негативно отразилось на его судьбе.

Первые пробы пера

Первое стихотворение Богдановича «Музыка» было опубликовано в 1907 году в славянской газете «Наша Нива». В этом произведении автор поведал о Музыке, много ходившей по земле и игравшей на скрипке, подразумевая под главной героиней Белоруссию с ее многострадальной судьбой и надежду на быстрые перемены к лучшему.

Даже вдали от родины Максим разговаривал на белорусском, ощущая огромную симпатию к родному слову. Любовь ко всему белорусскому поддерживали в юноше не только родные, но и преподаватели, чувствовавшие в юноше искреннюю и пронзительную тягу к культуре своей страны.

Максим Богданович: интересные факты

В 1908 году Богдановичи поменяли место жительства на Ярославль. В этом городе Максим, мечтавший поступить в Ленинградский университет на курс к белорусоведу Шахметову, окончил юридический лицей, при этом активно продолжая творить.
В его лирических стихотворениях «Придет весна», «Над могилой», «Тьма», «Пугач», «На чужбине», «Края мой родный! Как заклятых богом…», опубликованных в «Нашей Ниве», четко звучит тема социального угнетения белорусов и их национального возрождения, в кратком лирическом рассказе «Из песен белорусского мужика» выражена глубокая вера в творческие силы народы.

Творческий период Богдановича

Тем временем туберкулез унес жизнь его брата Вадима; в 1909 году заболел и сам Максим Богданович. Слабое здоровье и материальные трудности стали помехой на жизненном пути перспективного литератора, посвятившего всю свою жизнь литературной работе. Автор осознанно готовил себя к поэтической деятельности, учил беллетристику (изящную словесность), славянский санскрит, пользуясь в качестве настольного пособия словарем Носовича.

Также писатель много переводил на белорусский язык произведения зарубежных авторов (польских, французских, украинских и русских), значительную часть времени посвящал изучению славянских и западноевропейских языков и литературы.

Ключевые темы произведений Богдановича

В годы обучения в лицее Максим Богданович, фото которого можно увидеть в статье, много пишет и активно публикуется в местных многотиражках и журналах, а также российских изданиях. Он приобрел известность не только в своей стране, но и за рубежом.

В 1913 году свет увидел написанный на белорусском языке единственный сборник, изданный при жизни поэта, «Венок», с 92 стихотворениями и 2 поэмами. Тираж составил 2000 экземпляров.

Ключевой темой произведений Богдановича было переживание за белорусский народ, идея освободительной борьбы против царской империи. В этот период появились стихотворные лирические рассказы «Вероника» и «В деревне» - дань восхищения женщине. «Романс» Максима Богдановича - известное произведение лирики любовных переживаний. Через все творчество прошла тема смерти; автор верил в вечную жизнь. Его стихотворения «На кладбище», «Свободные думы», «Думы» пропитаны христианским спокойствием и ощущением божественного бессмертия. Автор постоянно общается со звездами и смотрит не под ноги, а ввысь.

Последние годы жизни

В 1916 году Максим вернулся в родную Беларусь, где устроился на работу в губернский продуктовый комитет. Здоровье портилось. Зная об ужасной и неминуемой развязке, Максим трудился не покладая рук. В 1917 году на собранные друзьями средства поехал поправить свое физическое состояние в Ялту. Это была его последняя весна. 25 мая 1917 года поэта не стало. Последним детищем белорусского автора в эти дни было составление славянского букваря.

Похоронен Максим Богданович на Аутском братском кладбище города Ялты, в 12 километрах от этого места белорусскому литератору возведен памятник. Также монумент поэту установлен в Минске, а его именем названы улицы в

Архив поэта был сохранен его отцом - Адамом Богдановичем, спрятавшим сыновьи рукописи в сундук, который затем отнес в погреб и захоронил под лед. В процессе подавления в 1918 году Ярославского восстания дом Богдановичей был сожжен, лед растаял, а в обгоревший сундук проникла вода. Адам Богданович высушил, разгладил поврежденные рукописи и передал их со временем Институту белорусской культуры, заинтересовавшемуся творчеством Максима. В 1923 году отец написал «Материалы к биографии Максима Адамовича Богдановича».

на фото: Сергей Вакар, памятник Максиму Богдановчиу

Михаил Стрельцов в своей «Загадке Богдановича» писал: «Богданович, рядом с Купалой и Коласом, - то третье измерение, без которого невозможна перспектива. С Богдановичем нам стало далеко видно во все концы мира. (...) Если бы прожил он больше, кто знает, чем могли бы мы быть сегодня (...) Где сегодня были бы его взмыленные, вскинутые над родной страной кони? Его нет, но летит его "Погоня"».

К сожалению, Поэт прожил лишь 25 лет, но даже за это время успел на века оставить свой след в истории родной страны.

Толькi ў сэрцы трывожным пачую

За краiну радзiмую жах, -

Ўспомню Вострую Браму сьвятую

I ваякаў на грозных канях.

Ў белай пене праносяцца конi, -

Рвуцца, мкнуцца i цяжка хрыпяць...

Старадаўняй Лiтоўскай пагонi

У бязьмерную даль вы ляцiце,

А за вамi, прад вамi - гады.

Вы за кiм у пагоню сьпяшiце?

Дзе шляхi вашы йдуць i куды?

Мо яны, Беларусь, панясьлiся

За тваiмi дзяцьмi уздагон,

Што забылi цябе, адраклiся,

Прадалi i аддалi ў палон?

Бiйце ў сэрцы iх - бiйце мячамi,

Не давайце чужынцамi быць!

Хай пачуюць, як сэрца начамi

Аб радзiмай старонцы балiць...

Мацi родная, Мацi-Краiна!

Не усьцiшыцца гэтакi боль...

Ты прабач, ты прыймi свайго сына,

За Цябе яму ўмерцi дазволь!

Ўсё лятуць i лятуць тыя конi,

Срэбнай збруяй далёка грымяць...

Старадаўняй Лiтоўскай пагонi

Не разьбiць, не спынiць, не стрымаць.

По случаю 125-летия со дня рождения Поэта 9 декабря в Минске пройдет ряд мероприятий. В частности, в крипте Храма-памятника Всех Святых в белорусской столице состоится церемония "Возвращение" - будет заложена капсула с землей с могилы поэта в Ялте.

Церемония начнется в 11.30 и продлится до 13.00. В Белом зале храма будут звучать стихи Богдановича.

Около памятника Максиму Богдановичу в столице пройдет литературная акция "Растем вместе с Максимом". Стихи поэта прозвучат в исполнении чтецов разного возраста, что "символизирует преемственность поколений и актуальность его поэзии". Начало - в 14.00.

В реконструированном Литературном музее Максима Богдановича состоится торжественное открытие новой экспозиции, начало в 16.00. А в 17.30 возле памятника состоится митинг "Поклонись Максиму".

В связи со 125-летием со дня рождения Поэта радио "Свабода " собрало малоизвестные факты из жизни Максима Богдановича.

1) Мать расстраивалась, когда Максим и его братья говорили по-белорусски

В письме к мужу Адама Богдановича (29-го мая 1895 Г.) Мария Богданович писала о своих детях: «... Вот только плохо, что стали говорить по-белорусски и иногда такое словечко влупят, что хоть под землю провались».

2) Младенцем засыпал только тогда, когда с ним танцевали

Как вспоминал отец («Материалы к биографии Максима Адамовича Богдановича», 1923): «... он иначе не засыпал, как под колыхание на руках, а вскоре стал требовать, чтобы с ним танцевали (...), и бедная мать (как и отец) просто выбивалась из сил от этой его ранней склонности к ритму. Довольно долго продолжались эти скачки с частушками».

3) Его едва не покалечила родная тетка

Адам Богданович рассказывал: «В два месяца он почувствовал сильную боль. Мать, искупав его, хотела посыпать, где надо, детской присыпкой. - Посвети, - сказала она сестре. Та подошла с лампой. Цилиндрическое стекло треснуло (...), раскаленный цилиндр падает прямо Максиму на животик. Ужасный крик ребенка. Мать остолбенела от ужаса. Я бросился на крик, схватил стекло с тельца, которое извивалось от боли. Появился нарыв величиной с ладонь».

4) Любимая игрушка в детстве - Ванька-встанька

Максим Богданович писал: «Помню, в детстве он очень развлекал меня. Сколько раз я опрокидывал его с одной стороны на другую, клал на спину и, отнимая руку, весело выкрикивал: - Ванька! Встань-ка!

(...) Помню и то, как (...), охваченный желанием понять, в чем тут дело, не выдержал и в конце концов разобрал «Ваньку-встаньку».

5) В детстве чуть не откусил себе язык

По воспоминаниям отца: «... в 1897 г. с Максимом случилось маленькая катастрофа: он откусил себе зубами кончик языка. Бегал (...), поскользнулся и упал, ударившись бородой о пол, кончик языка повис. Полный рот крови. (...) Хирург стал пришивать (...) Ни звука, ни стона. (...) Через неделю (...) кончик прирос, а нить Максим съел».

6) С охотой бросался в споры

Максим Богданович спорил с родными, друзьями, учителями (особенно с одним батюшкой, которому сказал, что Бога нет). По воспоминаниям отца: «В патетических местах, чтобы подчеркнуть свою мысль, он [Максим Богданович] бьет кулаком по столу, а если нет аргументов, оба кулака прижимает к груди или плечам, будто оттуда хочет выжать больше силы. Жесты пламенные, неуклюжие, (...) слова недостаточно выражают то, что за ними скрывается. Каждый аргумент он высказывал в коротеньких, отрывочных словах, сопровождал вопросительно: «Да?» И, не дождавшись вашего согласия, вываливает новые аргументы, неизменно сопровождая их теми же: «Да?», «Да?».

7) Был непослушным учеником

В воспоминаниях отца: «Максим редко внимательно слушал преподавателей (...). По натуре живой, подвижный, он так же вел себя и в классе: двигался, разговаривал с соседями, шутил, смеялся (...), играл в шашки (...), опаздывал или уходил с уроков (...), бегал по классу. (...) Спасский [преподаватель], истерически крикнул: - Богданович, идите вон!

Максим заявил протест против такого некорректного отношения и отказался подчиниться».

8) Заводил романы по переписке, а потомчувствовал себя виноватым, когда видел девушку наяву

По воспоминаниям Зоськи Верас, Богданович ей говорил: «Имею только одно неприятное переживание, которое отбирает мой покой. Может, вы слышали, что я уже долгое время переписывался с одним лицом из Минска (назовем ее N). Завязалась дружба, искренность. Вот, приехав и познакомившись лично, вся моя дружбе к ней развеялась. Не могу ей ответить тем самым, не могу... и это так мучит!»

9) В юности был анархистом и подозревался в терроризме

В воспоминаниях отца: «... старший сын Вадим (...) стал одним из организаторов (...) гимназического кружка эсеров, а младший Максим, чтобы показать, что и он не хуже, (...) уже в четвертом классе создает кружок анархистов. (...) Он не только забросил учебу, но и свою любимую белорусистику».

Его друг Дмитрий Крылов взорвал в гимназии лестницу. Адам Богданович вспоминает: «Он [Максим] стремился убрать из квартиры все, что могло компрометировать его товарища, поэтому с класса убежал к нему на квартиру сразу после взрыва. (...) На допросе вел себя (...) смело и нагло, спорил, свое участие в подготовке взрыва отрицал (...) ».

10) Редактор «Нашей нивы» Александр Власов отказывался печатать его первые стихи

По воспоминаниям Ластовского: «В начале мая месяца (...) Максим Богданович (...) прислал в "Нашу ниву" маленькую тетрадку (...) произведений (...). Покойный Ядвигин [Ядвигин Ш.] окрестил эту тетрадку "декаденщиной". (...) Тетрадь вернулась с пересмотра (...), перечеркнутая синим карандашом с надписью рукой А. Власова "В архив". (...) Через несколько недель (...) Максим Богданович прислал (...) новые стихи (...), но стихи были снова "декадентскими" и ради этого попали в ту же папку (...) "В архив". Там они пролежали до конца августа, когда их вытащил на свет С. Полуян, который, прочитав стихи, с чрезвычайным увлечением стал защищать их...».

11) Огорчался, что Россия мало интересуется Украиной

В газете «Голос» (1916, №12) писал: «Ход событий показал, что украинский вопрос имеет очень заметное место среди проблем международной политики (...). Приходится признать, что слабый интерес, который уделяет российское общество украинскому вопросу, вряд ли нормален».

12) Выражал надежду, что российская интеллигенция поддержит белорусов в их стремлении к самостоятельности

В статье «Белорусы» (журнал «Национальные проблемы», 1915, № 2) отмечал: «Думается, что российская интеллигенция может встретить эти надежды и стремления с абсолютным сочувствием. (...) Она может предложить свою руку белорусской интеллигенции. Они не чужие друг другу. Ведь последняя делает именно то, что составляет смысл существования всякой интеллигенции: она развивает народную культуру. Эта культура в крае была национальной белорусского культурой. Отсюда возникло белорусское национальное движение».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!