Предмет и задачи курса истории России. Структура исторической науки

История. Предмет истории. История. Предмет истории. Связь истории с другими гуманитарными науками. Связь истории с другими гуманитарными науками. Функции исторического познания. Функции исторического познания. Периодизация всемирной истории. Периодизация всемирной истории. Основные концепции исторического процесса. Основные концепции исторического процесса.




Отраслевая структура исторической науки Политическая история Гражданская история История хозяйства История культуры Военная история История государства и права Вспомогательные исторические дисциплины Палеография (история письма) Нумизматика (история денег) Топонимика (изучение названий географических мест) Источниковедение (общие приёмы и методы изучения исторических источников)






Изучение исторического пути развития человеческого общества.Изучение исторического пути развития человеческого общества. Выявление главных тенденций истории развития мировых цивилизаций и их особенностей.Выявление главных тенденций истории развития мировых цивилизаций и их особенностей. Теоретическое обобщение фактов и событий.Теоретическое обобщение фактов и событий. Познавательная и развивающая функции Формирование мировоззрения на основе исторических категорий.Формирование мировоззрения на основе исторических категорий. Формирование навыков оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и будущему.Формирование навыков оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и будущему. Мировоззренческая функция Выработка научно обоснованного политического курса.Выработка научно обоснованного политического курса. Предупреждение принятия субъективных решений.Предупреждение принятия субъективных решений. Политическая функция Формирование гражданских качеств и патриотизма.Формирование гражданских качеств и патриотизма. Осознание таких категорий, как честь, долг перед обществом, добро и зло.Осознание таких категорий, как честь, долг перед обществом, добро и зло. Воспитательная функция




Геродот Основным содержанием исторического процесса считал борьбу Азии и Европы.Основным содержанием исторического процесса считал борьбу Азии и Европы.Полибий Считал главным итогом развития человеческой цивилизации утверждение власти Римской республики во всём Средиземноморье.Считал главным итогом развития человеческой цивилизации утверждение власти Римской республики во всём Средиземноморье. Христианская интерпретация истории (IV-V вв. – середина XVIII в.) Утверждалось, что воля Бога управляет всем ходом исторического развития по только ему известным и ему понятным законам.Утверждалось, что воля Бога управляет всем ходом исторического развития по только ему известным и ему понятным законам. Смысл истории – в последовательном движении человека к Богу.Смысл истории – в последовательном движении человека к Богу.


Мыслители эпохи Просвещения (рационалистическая концепция истории) Убеждение в том, что мир приводится в движение идеями и стремлениями людей.Убеждение в том, что мир приводится в движение идеями и стремлениями людей. Дж.Локк, Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, Г.Гегель.Дж.Локк, Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, Г.Гегель. Материалистическая концепция истории (формационный подход) (XIX в.) Убеждение о большом влиянии на историю материальных факторов: природной, географической среды, экономики, культуры, традиций и т.д.Убеждение о большом влиянии на историю материальных факторов: природной, географической среды, экономики, культуры, традиций и т.д. Решающая движущая сила всех важных исторических событий – экономическое развитие общества, изменение способа производства.Решающая движущая сила всех важных исторических событий – экономическое развитие общества, изменение способа производства. К.Маркс, Ф.Энгельс.К.Маркс, Ф.Энгельс.


Культурно-историческая концепция истории (цивилизационный подход) (XX в.) «Очеловечивание истории».«Очеловечивание истории». Ориентация на познание истории с учётом стран и регионов.Ориентация на познание истории с учётом стран и регионов. Большое значение религии и культуры, духовно- нравственных и интеллектуальных факторов.Большое значение религии и культуры, духовно- нравственных и интеллектуальных факторов. Н.Я.Данилевский, П.А.Сорокин, О.Шпенглер, А.Тойнби.Н.Я.Данилевский, П.А.Сорокин, О.Шпенглер, А.Тойнби.

Ключевые слова: История Отечества.

Объектом исследования является анализ условий "Связь истории Отечества с другими общественными науками". Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Связь истории Отечества с другими общественными науками" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В процессе работы выполнялся теоретико-методологический анализ темы "Связь истории Отечества с другими общественными науками", в том числе исследовались теоретические аспекты изучения явления "Связь истории Отечества с другими общественными науками", изучалась природа темы "Связь истории Отечества с другими общественными науками".

В результате исследования выявлены и количественно обоснованы конкретные пути решения проблемы "Связь истории Отечества с другими общественными науками", в том числе обозначены некоторые возможности решения проблемы "Связь истории Отечества с другими общественными науками" и определены тенденции развития тематики "Связь истории Отечества с другими общественными науками".

Степень внедрения - предложения и конкретные мероприятия опробованы в деятельности организации, послужившей базой для учебной практики.

Предложенные мероприятия с некоторой конкретизацией могут быть использованы в работе кадровых служб российских предприятий.

Реализация предлагаемых мер позволяет обеспечить более точное понимание природы и актуальных проблем "Связь истории Отечества с другими общественными науками".

Обзор источников по теме "Связь истории Отечества с другими общественными науками"

В списке литературы, использованной при подготовке данной работы, представлено 36 библиографических источников. Охарактеризуем некоторые из них:

Обозначенную проблему "Связь истории Отечества с другими общественными науками" рассматривает в книге "История Отечества в биографиях участников важнейших событий. Биографический словарь-справочник ", изданной в 2002 году и содержащей 560 стр. Из описания книги можно сделать вывод, что

Словарь-справочник содержит свыше семисот статей о политических, государственных и религиозных деятелях, сыгравших заметную роль в истории России с древнейших времен до настоящих дней. Издание рассчитано на самый широкий круг читателей - учащихся школ и лицеев, студентов, учителей, всех интересующихся отечественной историей.

Также проблем регулирования современных вопросов по теме "Связь истории Отечества с другими общественными науками" касается В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков в монографии "История Отечества. С древнейших времен до наших дней ". Данная книга была выпущена в издательстве "Академия" в 2012 году, содержит 360 стр.

В учебнике в доступной форме излагаются главные события истории России с древнейших времен до наших дней. Раскрываются важнейшие закономерности развития российской цивилизации. Большое место уделяется вопросам духовной жизни общества, культуре и быту, истории церкви. Даются портреты видных исторических деятелей. Для студентов учреждений среднего профессионального образования. Книга будет полезна преподавателям, а также всем интересующимся историей.

Ряд актуальных проблем был затронут в книге "История России с древнейших времен. Книга 1 ". С. М. Соловьев определил актуальность и новизну этой темы в своем исследовании, опубликованном в 2005 году в издательстве "Директмедиа Паблишинг". В описании книги сказано следующее.

Сергей Михайлович Соловьев - знаменитый русский историк. "История России с древнейших времен", созданная Соловьевым, не имеет себе равных в отечественной науке. Этот труд стал выдающимся событием в российском обществе, явлением истинно мирового масштаба. На создание колоссального произведения ученый затратил долгих 30 лет неустанной ежедневной работы. И до сих пор никто не смог затмить славы С.М.Соловьева, повторить его гражданский подвиг - так тщательно, детально, подробно изучить события отечественной истории, показать их внутреннюю логику и связь, их причины и следствия, так ясно изложить факты и подробно исследовать явления российской жизни.

Кроме того, при изучении темы "Связь истории Отечества с другими общественными науками" были использованы такие периодические источники, как:

  1. Телефонная связь: сложности учета. С. Казанцев, "Новая бухгалтерия", выпуск 9, сентябрь 2007.
  2. Понятие "доминирующее положение" и его соотношение с другими категориями российского законодательства. Ю.М. Боченков, "Законы России: опыт, анализ, практика", № 6, июнь 2007.
  3. Фирма совмещает ЕНВД с другими режимами: распределение расходов. С.А. Соловьев, "Российский налоговый курьер", № 6, март 2007.
  4. Сравнение лизинга с другими инвестиционными проектами. Л.Г. Кисурина, "Экономико-правовой бюллетень", № 2, февраль 2007.
  5. Хранители кредитных историй. интервью с А. Клычковым, президентом Национального бюро кредитных историй. В. Плеханова, "Консультант", № 3, февраль 2007.

Образец введения

Представленная работа посвящена теме "Связь истории Отечества с другими общественными науками".

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Тема "Связь истории Отечества с другими общественными науками" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Связь истории Отечества с другими общественными науками".

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Связь истории Отечества с другими общественными науками". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Связь истории Отечества с другими общественными науками" определяют несомненную новизну данного исследования.

Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Связь истории Отечества с другими общественными науками" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Связь истории Отечества с другими общественными науками" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа "Связь истории Отечества с другими общественными науками".

Теоретическое значение изучения проблемы "Связь истории Отечества с другими общественными науками" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Объектом данного исследования является анализ условий "Связь истории Отечества с другими общественными науками".

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Связь истории Отечества с другими общественными науками" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

  1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Связь истории Отечества с другими общественными науками".
  2. Сказать об актуальности проблемы "Связь истории Отечества с другими общественными науками" в современных условиях.
  3. Изложить возможности решения тематики "Связь истории Отечества с другими общественными науками".
  4. Обозначить тенденции развития тематики "Связь истории Отечества с другими общественными науками".

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты проблемы "Связь истории Отечества с другими общественными науками". Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов "Связь истории Отечества с другими общественными науками".

В главе второй более подробно рассмотрены содержание и современные проблемы "Связь истории Отечества с другими общественными науками".

Глава третья имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния, а также делается анализ перспектив и тенденций развития "Связь истории Отечества с другими общественными науками".

По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса.

Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "Связь истории Отечества с другими общественными науками", круг вопросов и логическую схему ее построения.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.

Источниками информации для написания работы по теме "Связь истории Отечества с другими общественными науками" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Связь истории Отечества с другими общественными науками", справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Характерной чертой историографии второй половины XX в. стало использование для анализа прошлой социальной реальности теорий разного уровня, созданных в иных социальных и гуманитарных науках. Поэтому при анализе современной историографии в фокусе внимания оказывается проблема междисциплинарности, которая применительно к истории отличается явно выраженной спецификой и проявляется в двух основных конфигурациях. Их можно обозначить как «стратегия присвоения» со стороны историков и «обращение к прошлому» со стороны представителей других социальных наук. (Вдоль и поперек изученной темы «историографических поворотов» мы постараемся по возможности не касаться).

Хотя междисциплинарность как теоретическая проблема истории вышла на первый план лишь во второй половине XX в., сам междисциплинарный подход стал отличительной чертой историографии, по существу, с момента ее формирования. Достаточно обратить взгляд на это направление исторического знания еще в XIX в. - будь то утверждающаяся марксистская школа, геоистория или социально=культурная история, - чтобы понять, что научное историческое знание уже в период самоопределения опиралось на методологический инструментарий различных социальных и гуманитарных наук, что, конечно, оказывалось плодотворным только при сохранении за историей собственных способов конструирования прошлой социальной реальности.

Тема места истории в системе социальных и гуманитарных наук как методологическая проблема была артикулирована уже в первой трети прошлого столетия, в частности, основателями «школы Анналов» М. Блоком и Л. Февром. Однако в 1930-е годы большинство социальных дисциплин находилось на этапе становления, и основатели «школы Анналов» испытывали пиетет не перед социальными (по мнению Блока, эти дисциплины, так же как и история, еще переживали детство 16), а перед естественными науками. Прежде всего их поражали открытия в области физики. Принципиально важным следствием такой ситуации были относительно равноправные отношения между представителями социальных наук, включая историю (на этом принципе основывался и «исторический синтез», предложенный А. Берром). Может быть, не столь престижное на том этапе положение социальных наук, некоторая неосведомленность относительно их достижений или недооценка их успехов дали очень важный результат. В первой половине прошлого века претензии историков на продуцирование собственных теорий явно были выше. Скажем, создававшаяся тогда «старая» социальная история (А. Пиренн, М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель) в смысле теоретической самостоятельности, по нашему мнению, не уступает «новой» социальной истории 1970=х годов, а, возможно, и превосходит ее.

Но в последние полвека историки практически не производят собственно «исторических» теорий. Примеры нескольких важных исключений, появившихся, впрочем, уже довольно давно, это - «Два тела короля» Э. Канторовича (1957 г.), книга, положившая начало «церемониалистскому» направлению в историографии; теория трех уровней социальных изменений Ф. Броделя (1958 г.); теория детства в эпоху раннего Нового времени Ф. Арьеса (1960 г.); «долгое Средневековье» Ж. Ле Гоффа (1985 г.). В основном же, создавая крупные концептуальные работы, историки стали решать проблему теоретического обновления, обращаясь к теориям разных социальных и гуманитарных наук. Позднее этот процесс получил название «стратегия присвоения».

В основе «стратегии присвоения» имплицитно заложена идея о том, что история, которую можно рассматривать как социальную науку, анализирующую прошлые, уже не существующие общества, естественным образом может опираться на теоретический аппарат социальных наук, занимающихся современностью. Начиная с 1960=х годов обновление историографии происходит в высоком темпе и в ней повсеместно складывается следующая модель взаимодействия: та или иная социальная наука - соответствующая историческая субдисциплина - выбор макро= (позднее и микро=) теории - ее применение к историческому материалу.

Эта модель перевернула те отношения истории с социальными науками, которые существовали в позитивистской парадигме. Если в XIX в. предполагалось, что историки должны собирать эмпирический материал для социальных наук, чтобы в них на его основе разрабатывались теории, то теперь, наоборот, социальные науки становятся поставщиками теоретических концепций для истории.

Повышение популярности теоретического знания и степени знакомства историков с современными социальными концепциями (сколь бы поверхностной подчас она ни была) объясняется целым комплексом очевидных предпосылок. Сами социальные и гуманитарные науки должны были не только установиться, но и достаточно развиться, чтобы из них можно было с большей пристрастностью и разбором выбирать теории, обещающие новые перспективы в изучении прошлого. Кроме того, разработанные в обществоведении теории и их авторы должны были стать достаточно известными или даже популярными. И, наконец, должна постоянно воспроизводиться необходимая для создания нового научного знания неудовлетворенность, ощущение очередного эпистемологического «кризиса» - разочарование в старых подходах, чувство исчерпанности возможностей.

Сформировавшаяся в историографии в последние полстолетия «стратегия присвоения» сталкивается с несколькими опасностями, каждая из которых связана с утратой «чувства времени».

Прежде всего, в работах историков зачастую наблюдается своего рода «теоретическое запаздывание», т.е. использование достаточно давних и уже не вполне адекватных, с точки зрения современной науки, теорий. Бывает, в центре внимания историков оказываются «классики», утратившие актуальность в контексте своей дисциплины. Не говоря уже о непреходящей популярности К. Маркса, концептуальные исторические работы насыщены отсылками к сочинениям З. Фрейда, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Л. Леви=Брюля, ранним работам Н. Элиаса и т.д. Типичный пример - работы в русле «исторической памяти», нового направления в историографии, представители которого вообще проигнорировали современную социальную психологию, избрав в качестве теоретической основы концепцию «коллективной памяти» М. Хальбвакса, разработанную в первой половине прошлого века 17 .

Причины для подобного временного лага разные: информационный отрыв; трудности, связанные с ориентацией в «чужой» дисциплине и возможностями оценки потенциала новых теорий; профессиональная неподготовленность к усвоению сложных концепций и др. Но это уже, насколько мы можем судить, не специфика истории. По тем же причинам во многих междисциплинарных направлениях возникает «плохая смесь».

Вместе с тем имеется достаточное количество примеров «быстрого реагирования» историков на новации в социальных и гуманитарных науках. Так, в свое время в исторические исследования практически без промедления проникли теория модернизации, миросистемный анализ, концепция символической власти. Столь же быстро осваивались историками некоторые теории современной социальной и культурной антропологии. То же самое можно сказать и о «лингвистическом повороте» в историографии. Сегодня мы имеем много интересных примеров конструирования микроистории по образу и подобию микросоциологии и микроэкономики с применением соответствующих концепций 18 .

Помимо «теоретического запаздывания» в рамках «стратегии присвоения» потенциально существует (и зачастую реализуется) угроза анахронизмов, обусловленных применением теорий, ориентированных на функционирование общества одного типа (одного времени), к обществам другого времени, о чем мы уже говорили выше.

Такого рода анахронизмы наблюдались в разных областях. В результате многих историков, пытавшихся совместить проверенные способы работы с историческим материалом и теоретические модели социальных наук, постигли неудачи (как, впрочем, и целый ряд социологов, выступивших с макротеориями исторической социологии). В тех разделах историографии, где вначале были получены впечатляющие результаты, со временем встал вопрос о границах применимости теорий, созданных для объяснения современного общества, к обществам прошлого. В целом оказалось, что очень немногое из социальных теорий можно с успехом применять к изучению прошлых обществ.

На проблему междисциплинарного синтеза полезно посмотреть и в иной перспективе - ведь другие социальные науки также обладают собственными областями исследования, связанными с изучением прошлого (историей).

В принципе, при возникновении междисциплинарного направления в нем задействуются две дисциплины, и его создание и функционирование может либо автономно проходить в рамках каждой из двух дисциплин, либо только в одной из них. «Разделение труда» в смежных науках между специальностями и специалистами, в данном случае историками и не=историками, происходит очень по=разному. Поясним свой тезис на примере такой пары дисциплин как социология и история, которые, соответственно, продуцируют социальную историю и историческую социологию. Представители исторической социологии либо делают конкретные исторические проблемы предметом социологического анализа, либо предлагают теории синтеза социологии и истории, продолжая в известном смысле дело первого поколения социологов XX в. или даже традиции, заложенные еще в XIX в.

Как остроумно заметил американский социолог П. Бергер, «Считается, что социологи делятся на два подвида. Бóльшая группа образуется из людей, состоящих в близких отношениях с компьютером и другими вычислительными устройствами; эти люди осуществляют дорогостоящие обследования очень специфических областей социальной жизни; о результатах своих исследований они сообщают на варварском английском языке; время от времени их выводы имеют отношение к тому или другому вопросу публичной политики. Меньшая группа состоит из людей, которые попали в социологию вследствие биографической ошибки (им следовало бы оказаться в философии или литературе); эти люди в основном пишут книги о теориях, предложенных давно почившими немцами; к публичной политике их теоретизирование не имеет никакого отношения, и хорошо, что это так» 19 .

Однако, несмотря на отмеченную Бергером нетипичность, это меньшинство пользуется почетом в своей корпорации и не стремится присоединиться к цеху историков. Интересно, что даже в отдельных известных нам случаях, когда с крупной теоретической концепцией выступал ученый, имевший историческое образование (например, И. Уоллерстайн, Ш. Айзенштадт, Г. Дилигенский), он плавно (и охотно) переходил в ряды социологов 20 . Мы можем только предполагать, чтó здесь играло бóльшую роль: чувствительность теоретизирующего историка к признанию социологическим сообществом или недооценка его вклада историческим цехом, или что=то еще, но это факт. Сам же процесс подобной инициации в нескольких строчках описан французским историком Ф. Арьесом. Он замечает, что после выхода в свет его исследования «Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке» (1960 г.), «социологи, психологи и даже педиатры переориентировали мою книгу, увлекая меня вслед за ней. В Соединенных Штатах журналисты называли меня “французским социологом”, а в один прекрасный день для известного парижского еженедельника я стал “американским социологом”!» 21 .

Процесс «пересечения границы» отдельно взятыми перебежчиками объективно облегчается тем, что размежевание по дисциплинарным областям на уровне результатов, т.е. готового исследования, часто действительно выглядит искусственным. О том, насколько условно деление на разные варианты историко=социологического синтеза, можно судить по работам Н. Смелзера «Социальные изменения в индустриальной революции», Ч. Тилли «Вандея», Ш. Айзенштадта «Революция и трансформация обществ», Б. Мура «Социальные предпосылки диктатуры и демократии», М. Манна «Происхождение власти в обществе» и многим другим 22 . Они с достаточными основаниями могут быть отнесены к любой категории, хотя в целом социальная история от исторической социологии отличается как раз тем, что она использует теории, разработанные социологами. Социальная история может быть больше ориентирована на период и страну, историческая социология - на концепцию и проблему. Отчасти это вопрос ориентации ученого: является ли его задачей вклад в историю или в социологию со всеми вытекающими отсюда нормативными ограничениями.

В целом, хотя отношения истории с другими социальными науками в разные периоды складывались по=разному, крупнейшие представители историографии всегда верили в «общий рынок» общественных наук 23 . Эта вера сохраняется и сегодня, поубавилось только эйфории по поводу неограниченных возможностей универсальных законов, исторического синтеза, математических методов, сильной теории и т.д. Изменилось представление о характере нашего знания о прошлом, да и о самом прошлом, которое теперь уже не то, «что было на самом деле», и даже не реконструкция, а образ, репрезентация или конструкция. Многократно увеличилось количество тем и сюжетов, интересных и доступных историку. Началось и активно продолжается конструирование более причудливых, не очевидных ранее связей между элементами разных подсистем прошлой социальной реальности. Хотя междисциплинарное взаимодействие не односторонне - исторический подход сохраняется как общенаучный метод, да и сама историческая реальность ощутимо присутствует во всех социальных и гуманитарных науках - именно история является главной дисциплиной, создающей научное знание о прошлом.

* Савельева Ирина Максимовна - доктор исторических наук, директор Института гуманитарных историко=теоретических исследований ГУ–ВШЭ.

Полетаев Андрей Владимирович - доктор экономических наук, профессор, зам. директора Института гуманитарных историко=теоретических исследований ГУ–ВШЭ.

1 См., например: Faire de l’histoire. Eds. J. Le Goff, P. Nora, t. 1 - 3. Paris, 1974; La nouvelle histoire. Eds. R. Chartier, J. Le Goff, J. Revel. Paris, 1978; International Handbook of Historical Studies: Contemporary Research and Theory. Ed. by G.G. Iggers, H.T. Parker. Westport, 1979; Wehler H. = U. Historische Sozialwissenschaft und Geschichtsschreibung. Studien zu Aufgabe und Traditionen der deutschen Geschichtswissenschaft. Göttingen, 1980; The New History: The 1980’s and Beyond. Studies in Interdisciplinary history. Ed. by Th.K. Rabb, R. Rothberg. Princeton, 1982; Novick P. That Noble Dream: The «Objectivity Question» and the American Historical Profession. Cambridge, 1988; New Perspectives on Historical Writing. Ed. by P. Burke. Cambridge, 1991; Iggers G.G. Historiography in the Twentieth Century. From Scientific Objectivity to the Postmodern Challenge. Hanover, 1993; Passés recomposés: Champs et chantiers de l’histoire. Eds. J. Boutier, J. Dominique. Paris, 1995; L’Histoire et le métier d’historien en France 1945–1995. Ed. F. Bédarida. Paris, 1995; Windschuttle K. The Killing of History: How Literary Critics and Social Theorists are Murdering Our Past. San Francisco, 1996; Hobsbawm E. On History. London, 1997; Pomian K. Sur l"histoire. Paris, 1999; Тош Дж . Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000; Clark E. History, Theory, Text. Historians and the Linguistic Turn. Cambridge, 2004.

2 Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история. М., 1998; Проблемы источниковедения и историографии. Материалы II научных чтений памяти академика И. Д. Ковальченко. М., 2000; XX век: Методологические проблемы исторического познания, ч. 1 - 2. М., 2001; и др. Эта тема регулярно обсуждается на страницах периодических изданий - «Одиссей. Человек в истории», «Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории» и др.

3 В данной статье, во избежание терминологической путаницы, термин «история» мы используем только для обозначения истории=знания. В тех случаях, когда речь будет идти об истории-тексте (историческом нарративе) и об истории=реальности (бытии человечества во времени), это будет оговариваться особо.

4 См. Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время: в поисках утраченного. М., 1997, гл. 1.

5 Говоря о том, что современные общественные науки (включая и гуманитарные) не занимаются специально прошлым, а передали его в ведение исторической науки, необходимо сказать об одном важном исключении, а именно - о филологии. История всегда была тесно связана с филологией, что проявлялось в том числе и в структуре образования: от включения истории в курс грамматики в тривиуме до возникших в XIX в. историко=филологических факультетов университетов. Эта «смычка» определялась тем, что история, как и филология, связана с текстами - историки используют тексты для изучения прошлого и пишут «истории-тексты». К тому же филология, по крайней мере со времен Ренессанса, тоже имеет дело с прошлым. Более того, именно Лоренцо Валла едва ли не первым концептуализировал понятие прошлого как другого на уровне анализа текстов, выдвинув и доказав идею о том, что в прошлом создавались другие тексты.

6 Stone L. The Past and the Present Revisited. London, 1987.

7 Применительно к экономике эту идею развивали представители немецкой историко=экономической школы XIX - начала XX в. (например, К. Бюхер и А. Шпитгоф), считавшие необходимой разработку специальных экономических теорий для каждой «хозяйственной стадии» или «хозяйственного стиля». Такие теоретические концепции, привязанные к тому или иному историческому периоду, они именовали «наглядными теориями» в противоположность «вневременной» или «формальной» теории хозяйства, которая должна объяснять явления, не подверженные историческим изменениям.

8 Идею о том, что история занимается изучением только прошлого, а не настоящего, нельзя назвать общепринятой. В современной историографии тенденция позиционирования историка в качестве исследователя «настоящего» (histoire des temps présents - фр .) представлена прежде всего французским историком П. Нора. Как писал он на исходе XX в. «история современности» переживает метаморфозу, превращаясь в «историзированное настоящее» (Нора П. Предисловие к русскому изданию. - П. Нора и др. Франция=память. СПб., 1999, с. 5 – 14). В данном случае речь идет о возможности применения методов исторического анализа к текущим событиям, т.е. об отказе от специализации по прошлому, которая стала отличительной чертой исторической науки с момента ее дифференциации от других социальных наук. Существенно, что новый подход скорее подводит теоретическую базу под заметные новые направления в историографической практике, к каковым в первую очередь относятся «историческая память» и histoire des temps présents, развиваемая более всего во франкоязычной историографии. См., например: Chauveau A ., T é tart Ph . Questions à histoire des temps présents. Bruxelles, 1992; Écrire l"histoire du temps présent. En hommage à François Bédarida. Institut d"Histoire du Temps Présent. Paris, 1993; Hartog F. Régimes d’historicité. Présentisme et expériences du temps. Paris, 2003.

9 Châtelet F. La naissance de l’histoire: La formation de la pensée historienne en Grèce. Paris, 1962, p. 11.

10 Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции после 1950 года. - Одиссей. Человек в истории, 1991. М., 1992, с. 58.

11 См. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980, с. 238.

12 Ср. «Естественно=научному эксперименту соответствует в историко=гуманитарных науках критика источников», - писал М. Хайдеггер в 1940=е годы. - Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993, с. 45.

13 Наиболее известной в России до сих пор остается работа И. Ковальченко, где также приведена библиография предшествующих исследований по этой теме. См. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987, с. 106-127.

14 Майминас Е.З. Процессы планирования в экономике: информационный аспект. 2-е изд. М., 1971, с. 244 - 245.

15 Малахов В.С. Интерпретация. - Современная западная философия, 2=е изд. М., 1998, с. 169 - 170.

16 Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М., 1986, с. 11.

17 Halbwachs M. Les cadres sociaux de la mémoire. Paris, 1925; idem . La topographie légendaire des évangiles en Terre Sainte. Etude de mémoire collective. Paris, 1941; idem . La mémoire collective. Paris, 1950.

18 В наиболее явном виде понятийный, концептуальный и теоретический аппарат социальных наук применяется в работах Дж. Леви, посвященных экономической и социальной истории, а также обсуждению теоретических проблем микроанализа. В этом смысле творчество этого итальянского историка чрезвычайно репрезентативно. Приведем лишь некоторые примеры продуктивного использования социальных теорий микроанализа в работах Леви. Из микроэкономики он использовал концепцию «ограниченной рациональности» поведения экономических субъектов, разработанную Г. Саймоном, который впоследствии получил Нобелевскую премию по экономике, и неоинституциональную теорию функционирования рынков, которая восходит к работам Р. Коуза, а с 1960=х годов разрабатывалась А. Алчяном, Д. Нортом и др. Из аппарата микросоциологии Леви заимствует теории символического интеракционизма (Дж. Г. Мид, Г. Блумер); «масштабов социального взаимодействия» Ф. Барта; символической власти П. Бурдьё, сетевых взаимодействий Дж. Хоманса и т.д.

19 Berger P. In Praise of Particularity: The Concept of Mediating Structures. - Review of Politics, July 1976, v. 38, №. 3, p. 399–400.

20 Еще в 1923 г. К. Брейзиг стал первым немецким историком, возглавившим созданную специально для него кафедру социологии в Берлинском университете.

21 Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург, 1999, с. 12.

22 Smelser N. Social Change in the Industrial Revolution: An Application of Theory to the British Cotton Industry. Chicago, 1959; Tilly Ch. The Vendée: A Sociological Analysis of the Counterrevolution of 1793. Cambridge, 1964; Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ: сравнительное изучение цивилизаций. М., 1999; Moore W.E . Social Origins of Dictatorship and Democracy. Boston, 1966; Mann M. The Sources of Social Power, v. 1 - 2. V. 1. A History of Power from the Beginning to AD 1780, v. 2. The Rise of Classes and Nation States. Cambridge, 1986 - 1993.

23 См., например: Бродель Ф . История и общественные науки. Историческая длительность. - Философия и методология истории. Сборник переводов. М., 1977, с. 116.

Что такое история. История – одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Древние ценили историю и называли ее «magistra vitae» – наставница жизни. Обычно историю определяют как науку о прошлом – минувшей действительности, о том, что когда-то было с человеком, народом, обществом в целом. Тем самым история сводилась к простому анализу событий, процессов, состояний, так или иначе канувших в Лету. Такое понимание истории является неточным и неполным, более того – внутренне противоречивым. На самом деле история не дает людям забыть «свою былую жизнь». История как бы воскрешает былое, минувшее, заново открывая и реконструируя его для настоящего. Благодаря истории, историческому познанию, прошлое не умирает, а продолжает жить в настоящем, служит современности.

Первоначальное значение слова «история» восходит к греческому «ioropia», что значит «расследование», «узнавание», «установление». Таким образом, первоначально «история» отождествлялась со способом узнавания, установления подлинных событий и фактов. Уже в VII – VIII вв. до н.э. это понятие употреблялось древнегреческими философами Фалесом и Анаксимандром применительно к вопросам происхождения и сущности Вселенной, а также в отношении редких и загадочных явлений. В V в. до н.э. основатель научного подхода к изучению истории в древности, «отец истории» Геродот подчеркивал, что его метод написания книг о событиях прошлого – расспрашивание, узнавание. Однако в римской историографии оно приобрело уже второе значение (рассказ о событиях прошлого), то есть центр тяжести был перенесен с исследования былого на повествование о нем.

Д олгое время история рассматривалась не как наука, а относилась к литературе и искусству. Не случайно в греческой мифологии покровительницей истории считалась одна из муз, изображавшаяся в виде молодой женщины с одухотворенным лицом и со свитком папируса или пергамента в руке. Имя музы истории – Клио – произошло от греческого слова «прославляю». И действительно, первые летописи, хроники, биографии посвящались, в основном, прославлению правителей.

В эпоху Возрождения возникает третий смысл понятия «история». Под историей стали понимать род литературы, специальной функцией которой было установление и фиксирование истины.

Однако как самостоятельная область знания, тем более научного, история не рассматривалась еще долгое время. Она не имела собственного предмета в период античности, средних веков, Возрождения и даже в эпоху Просвещения. Как согласуется этот факт с достаточно высоким престижем и большой распространенностью исторических знаний? Объясняется это тем, что история долгое время была интегрирована в общую систему знаний. В эпохи античности и средних веков она существовала и развивалась в сочетании с мифологией, религией, теологией, литературой и в какой-то мере с географией. В эпоху Возрождения ей дали мощный импульс географические открытия, расцвет искусства, политические теории. Потребность в выделении собственно научных знаний стала ощущаться со времени естественнонаучной революции (XVII – XVIII вв.). Именно в это время понятие «история» в современном смысле и стало утверждаться в Европе. Однако и в начале XIX в. продолжала сохраняться «нерасчлененность» философского знания, с одной стороны, и самой науки истории, с другой .

Изучение любой науки начинается с определения понятий, которыми она оперирует в процессе познания, как природы, так и общества. С этой точки зрения возникает вопрос: что такое история как наука? Каков предмет ее изучения? Отвечая на этот вопрос, прежде всего, необходимо различать историю как процесс развития природы и общества, тесно связанных между собой, и историю, как науку об этих процессах.

Известный русский историк В.О. Ключевский так писал об истории как науке: «В научном языке слово “история” употребляется в двояком смысле : 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, то есть ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах».

Рассмотрим это положение подробнее:

1) История – это все прошлое, все, что происходило в предшествующее время. Иными словами, история – это специфическая форма движения материи во времени и пространстве, которая реализуется в эволюции неживой и живой природы и в историческом процессе. Эволюция неживой и живой природы – явление бесконечное, непрерывное, объективное (т.е. зависит только от природных катаклизмов), альтернативное (т.е. многовариантное), во многом, случайное.

Исторический процесс начинается с началом процессов этно- и социогенеза, появлением человеческих сообществ, которые по мере своего развития выделяют себя из природы, начинают менять окружающий мир в своих интересах. Если эволюция неживой и живой природы развивается на основе естественных законов природы, то в ходе исторического процесса человеческое сообщество стало развиваться по своим, отдельным от природы, законам. Такие законы получили название общественных (социологических).

2) История как наука – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях.

Соответственно и история – наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Азии и Африки), история отдельных стран и народов или группы народов (например, история России).

Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким образом способствующие более глубокому пониманию исторического процесса в целом. К их числу относятся: этнография, изучающая быт и культуру народов; археология, изучающая историю по вещественным источникам древности – орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам – поселениям, могильникам, кладам; хронология, изучающая системы отсчета времени; палеография – рукописные памятники и старинное письмо; дипломатика – исторические акты; нумизматика – монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли; метрология – систему мер; флаговедение – историю флагов и государственных символов; геральдика – гербы стран, городов, отдельных семей; сфрагистика – печати; эпиграфика – надписи на камне, глине, металле; генеалогия – происхождение городов и фамилий; топонимика – происхождение географических названий; краеведение – историю местности, региона, края и др. (см. приложения)

К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее исторические источники, и историография, задача которой описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки. Совсем недавно в связи с развитием компьютерных технологий возникла новая отрасль – историческая информатика, которая разрабатывает теоретические основы и способы перевода исторических источников в электронную форму, их сохранение и обработку заложенной в них информации.

История – одна из двух тысяч существующих наук, служащих современному человечеству, Она тесно связана с другими науками, в частности, с психологией, социологией, философией, юридическими науками, экономической теорией, математической статистикой, языкознанием, литературоведением и др. В отличие от них, она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т. д.) и их взаимосвязи и взаимообусловленности. В то же время каждая из существующих наук (общественных, экономических, технических) за время развития человеческого общества прошла свою историю. И на современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел, например, история медицины, фармации, физики, биологии и т. д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки – такие, как историческая география, историческая геология, историческая информатика и др.

Место истории среди других наук. Процесс становления современных наук проходил путем дифференциации и выделения различных областей знаний из ранее единой науки. В XVI – XVII вв., когда шло становление современной европейской цивилизации и теологическая картина мира подверглась сомнению, многие естествоиспытатели пришли к выводу, что внешний мир разделен на две основные области: природу и общество. Следующим шагом в становлении современной теории познания стало выделение трех основных сфер для научного анализа:

1. Философия, как общая наука обо всем сущем.

2. Естественные и технические науки, как комплекс наук, охватывающий различные области природы (сюда относятся и все медицинские науки).

3. Общественные науки, изучающие общество, его различные структурные элементы и человека в обществе.

В медицинском вузе студенты получают профессиональные знания и компетенции по медицинским дисциплинам, и основы знаний по дисциплинам социально-гуманитарного и экономического цикла.

Все социально-гуманитарные науки представляют собой форму духовной деятельности людей, направленную на производство знаний об обществе и человеке. Познание исторического опыта является важнейшей составляющей коллективного производства общественных знаний и связано, прежде всего, с выделением специфики истории, и ее местом среди других социально-гуманитарных наук.

Классификация социальных наук:

1. Науки, дающие наиболее общие знания об обществе: философия и биоэтика.

2. Науки, раскрывающие определенные сферы общественной жизни: экономика (экономическая сфера), политология (политическая сфера), культурология (духовная сфера), социология (социальная сфера).

3. Науки, пронизывающие все сферы общества: история, правоведение .

Таким образом, история занимает ведущее место в системе социальных знаний и пронизывает все сферы жизни социума. Изучение экономики невозможно без изучения истории экономики и экономической мысли, духовной сферы – без истории культуры и искусства, получение знаний по любой фундаментальной, естественной или технической дисциплине невозможно без знания ее истории. Так, познание медицинских специальностей будет неполным без истории медицины и фармации. История Отечества является дисциплиной, с которой начинается изучение базового социально-экономического цикла в медицинских вузах.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое история? Каковы ее содержательные границы, научно-дисциплинарные рамки?

2. В чем отличие исторической науки от естественных наук?

3. Как связана история с другими гуманитарными и социальными науками?

4. Укажите особенности исторической науки на ранних стадиях ее развития.

5. В чем выражалась ограниченность исторического познания в античную эпоху?

6. Каково соотношение научно-исторического и художественного отображения действительности?

7. Дайте определение исторического процесса.

8. Какие отрасли исторической науки вам известны?

9. Какие вспомогательные исторические дисциплины вы знаете?


Предмет истории как науки.

Ее социальные функции

Предмет истории как науки . Предмет истории определяется неоднозначно. Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни и др. Обычно под предметом исторической науки понимают «общественное развитие». В содержательной стороне выделяют этапы развития общества, сдвиги в условиях существования людей, изменения самого человека. Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства, политической ситуацией в обществе, мировоззрением историка. Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает конкретные, ограниченные определенными пространственно-временными рамками, закономерности общественного развития. Отсюда и предмет истории определяется как познание закономерностей исторического процесса во всем его многообразии, вариативности и конкретике .

При таком понимании предмета истории встает несколько вопросов: возможно ли изучить прошлое во всей его конкретности и многообразии? Где граница между прошлым и настоящим? Что такое историческая закономерность и др.? Поиск ответов на них подтолкнул ряд ученых к парадоксальным выводам.

Уже в начале XX в. многие исследователи заявили, что прошлое не может быть предметом истории. Мы изучаем прошлое, чтобы выявить общие законы развития и эволюцию исторического процесса. Это необходимо для того, что бы понять современность и предсказать будущее. Отсюда, предметом изучения истории является не прошлое, но будущее. Именно так определяли предмет и значимость исторического познания немецкий философ О. Шпенглер и французский историк Л. Февр.

Можно ли изучить исторический процесс во всем многообразии и конкретике? Большинство современных историков считают, что это невозможно. Нельзя быть «собирателем мусора», принимать к сведению любую информацию и исследовать все проблемы. Вопрос, по мнению историка «школы «Анналов» Л. Февра, упирается в выбор капитальной проблемы истории. Предметом истории как науки, могут быть только те проблемы и вопросы, которые имеют ценность для понимания настоящего. Подобные идеи развивал отечественный методолог, профессор Б.Г. Могильницкий. Историк должен выделять из всего многообразия исторического процесса наиболее значимые явления. В этом смысле история как наука является избирательной, и сложность исследования заключается в том, чтобы обеспечить оптимальный отбор таких явлений из прошлого, которые и позволили бы воссоздать его объективную реальность.

Но если исследователь нашел такие актуальные проблемы, то, по мнению историков-марксистов, он должен сосредоточиться на изучении закономерностей их развития. Таким образом, под предметом истории стали понимать не человеческую деятельность как таковую, а прежде всего, общественный процесс, который имел естественноисторический, поступательно-прогрессивный характер.

Сегодня произошел определенный сдвиг в сторону «обновления» предмета истории. Суть изменений состоит в перемещении «исследовательских интересов с идеологических конструктов на мировидение». Интерес исследователей сосредоточился на человеческой личности, на поступках человека в тех или иных обстоятельствах, его переживаниях, «мелочах» и тактиках выживания в повседневной жизни. Иными словами, предметом истории стал человек, который должен выступать в качестве участника диалога между прошлым и настоящим. Такой подход к изучению истории получил название антропологического .

На наш взгляд, наиболее точно такое видение предмета истории раскрыл замечательный французский историк М.Блок.« История, – писал он, – это наука о людях в прошлом». Иными словами, история – это не собирание фактов прошлого, а осмысление поступков наших предков в тех или иных исторических условиях. Если мы поймем, почему наши предки в свое время и в своих обстоятельствах поступали так, а не иначе, мы поймем кто мы.

Социальные функции истории

Вопрос о пользе исторической науки для общества так же естественен, как и о пользе любой другой области научного знания: наука не существует ради себя самой. История по своей природе не имеет таких очевидных доказательств своего практического применения в жизни общества, какими располагает большая часть естественных наук, связанных с областью материальных отношений, развития техники и т.д. Этот факт является одной из причин скептического или однозначно отрицательного отношения к исторической науке.

Какие же социальные (общественно значимые) роли играет история? В древности ей отводили роль «учителя жизни». В X в. ответ на этот вопрос попытался дать византийский историк Лев Диакон. «Если и имеется какое-либо из благ, приносящих пользу в жизни, – писал он, – то, во всяком случае, не меньше, а больше всего оказывает нам услуги, является необходимой и полезной история».

Наиболее высокий социальный престиж исторической науки наблюдался в XIX в., называемом «золотым веком» истории. Работы того времени дышат социальным пафосом, их авторы были убеждены в высокой общественной значимости своих трудов. Они не без основания утверждали, что пренебрежение историческими знаниями чревато социальными катастрофами.

Социальную полезность истории не следует понимать упрощенно, сводя дело к социальным заказам. История значима уже потому, что удовлетворяет тягу человека к знаниям. Как отмечал английский просветитель, лорд Г.С.-Д. Боллингброк, любовь к истории кажется неотделимой от человеческой природы. Похожую мысль сформулировал и Марк Блок: «Если мы отбросим всю научную полезность истории, то мы должны оставить за ней одно свойство – ее изучение крайне занимательное занятие».

Разумеется, кроме занимательности, существуют и конкретные, очень важные функции истории, которые определяют ее высокую социальную значимость и делают ее изучение необходимым занятием для миллионов людей. Среди многих общественных функций, выделим главные:

1. Научно-познавательная функция

Обязательным атрибутом любой науки является познавательная функция, которая также включает информативную и коммуникативную составляющие. Историческая наука обеспечивает получение, накопление, хранение и передачу информации. Это дает возможность современникам открыть неизвестные страницы прошлого, а также знакомит людей с конкретными фактами и событиями, способствующими пониманию происходящих процессов.

Собственно познавательная задача этой функции состоит в творческой переработке полученной и накопленной информации, осмыслении ее и предоставлении обществу необходимых знаний для правильного (рационального) решения проблем, стоящих перед ним в данное время.

В прошлом эта задача понималась упрощенно – как собрание прецедентов на все случаи жизни. Поиск смысла истории привел науку XIX в. к задаче обнаружения законов исторического развития человечества. Следует признать огромное значение исторических знаний для всестороннего самопознания общества, в том числе для изучения законов его функционирования. История предоставляет свои данные обобщающим социальным наукам, в то же время путем сравнения исторических рядов, отдельных культур, типологизации исторических явлений вносит собственный вклад в теоретическое осмысление прошлого и выявление тенденций современного развития. Без знания уроков истории невозможно раскрытие действительных законов общества. История и обобщающие социальные науки действуют в этом направлении рука об руку.

Вместе с тем оценка познавательной функции истории не может ограничиваться учетом ее вклада в раскрытие социальных законов. Само конкретное научное изучение хода общественного развития с древнейших времен до современности имеет фундаментальное научное значение. Кроме того, изучение исторического опыта важно для реализации других функций истории как науки.

2. Функция социальной памяти

Одной из фундаментальных социальных функций исторической науки является формирование исторического сознания. Историческое сознание, по определению, является массовым, одной из форм общественного сознания наряду с правовым, политическим, национальным, нравственным и другими его формами. Под историческим сознанием подразумевается связь времен – прошлого, настоящего и будущего – в сознании индивида и общества в целом. Историческое сознание это своего рода генетическая память человечества.

От состояния исторического сознания зависит степень стабильности общества, его способность к выживанию в критических обстоятельствах и ситуациях. Устойчивое историческое сознание – важнейший показатель стабильности общества подобно тому, как разорванное состояние исторического сознания – свидетельство надвигающегося кризиса. Функция социальной памяти предполагает накопление и сохранение опыта предшествующих поколений. История обеспечивает связь времен, играет роль своеобразной посредницы между поколениями. Историческая память направлена на придание обществу уверенности в будущем.

Историческое беспамятство людей отнимает у людей воз­можность ориентироваться в настоящем, превращает их в объект манипуляций политических сил, в орудие реализации самых разных целей, в том числе направленных против их коренных интересов. Как справедливо отмечал писатель Ф. Абрамов: «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю». Следовательно, то, что делает нас людьми, – наша историческая память. Таким образом, историческое сознание – важнейший способ самоидентификации общества и личности, средство социализации, «ориентации» человека в социуме, обретения расовой, национальной, культурно-цивилизационной принадлежности. Чем шире исторический кругозор, тем легче человеку ориентироваться в окружающем мире.

Социальная память всегда избирательна. Общество не может относиться к своему прошлому, взирая на него индифферентно. Поэтому в функцию социальной памяти входит и оценка отдельных исторических явлений и личностей. Слишком многое из того, что имело место, затрагивает интересы современности.

Критерием отбора явлений, достойных изучения, и их оценки служитъ господствующая в обществе система ценностей, государственный интерес, мировоззрение исследователя и др. В то же время историк не должен позволять себе раздувание исторических конфликтов, акцентирование внимания на прошлых междоусобных и национальных столкновениях, поиск «исконных границ», призывы к мщению за допущенные когда-то несправедливости. Все это может привести только к новым трагедиям и общечеловеческой катастрофе. Так, неверная оценка итогов первой мировой войны и стремление к их пересмотру в Германии, завершились новой мировой бойней и разделом страны. Поэтому задача историков – не искажая минувшего, стараться выявить объективную научную картину прошлого, избегая жестких суждений и морализаторства, давать крайне взвешенные оценки. Кредо исторической исторической науки состоит скорее в том, чтобы стать «примиряющей памятью».

В то же время исторические оценки в обществе могут изменяться. Историческая наука может восстановить справедливость, реабилитировать отдельных исторических деятелей или целые народы, чья подлинная роль в прошлом была извращена, ниспровергнуть устоявшиеся оценки, сорвать маски с былых харизматических героев. «Суд истории» – не только красивая фраза, но и реальный результат выполнения исторической наукой своего предназначения.

3. Воспитательная функция

Уже античные авторы видели важнейшую задачу истории в выработке у сограждан высоких моральных и гражданских качеств. Все историки древности, европейского средневековья и нового времени, в том числе и российские, в той или иной мере являлись моралистами. Безусловно, они были правы в том, что исторические работы оказывают огромное воспитательное значение.

Прежде всего, для подрастающего поколения важно найти идеалы, на которые следует ориентироваться и которым и нужно подражать. Именно из исторического прошлого можно черпать такие примеры.

Образованный человек не может равнодушно относиться к преступным деяниям в истории. Не может равнодушно воспринимать и героические свершения своих предков. Эмоциональное переживание подобных исторических фактов воздействует на складывание личности, ее нравственных качеств, определяет ценностные ориентации, воздействует на формирование гражданской позиции и чувство патриотизма. Знание истории иных культур и народов предотвращает развитие ксенофобии, способствует воспитанию толерантности.

Исторические знания имеют особое значение для формирования мировоззрения подрастающего поколения. Не случайно обязательные курсы истории были введены в школьные (гимназические) программы в Европе и в России уже во второй половине XIX в. Опыт показал, что при всех изъянах и недостатках в преподавании истории, без знания ее основ нельзя говорить о полноценном образовании.

При этом, необходимо отметить, что эффект воспитательной функции зависит от личности автора или преподавателя. Изложение или анализ одних и тех же национальных вопросов перед широкой аудиторией может сформировать чувства патриота или националиста, то есть дать совершенно противоположный результат. Все зависит от содержания лекции или текста, от мировоззрения лектора, его влияния на аудиторию.

Можно ли пренебрегать уроками истории? Следует сказать, что история учит, но она не может заставить это делать. Неизвлечение уроков не проходит даром, но не для истории, а для тех, кто это допускает. О французской династии Бурбонов, которые правили в постнаполеоновскую эпоху, говорят, что они ничего не забыли и ничему не научились – за это они поплатились короной. Тех, кто не учится у истории, она обязательно проучит. Здесь уместно вспомнить известный афоризм: «Кто выстрелит в прошлое из пистолета, в того будущее выстрелит из пушки». Плата бывает разной в зависимости от поступков и масштабов деятельности тех или иных лиц. Скольких ошибок в общественном реформировании удалось бы избежать, если бы ему предшествовали исторический анализ сложившейся общественно-политической ситуации, изучение опыта прежних реформ, постоянный учет силы воздействия исторической традиции. Недостаточный учет этих факторов погубил не одно самое здравое начинание в истории (примером может служить антиалкогольная кампания эпохи перестройки в СССР).

Извлекать или не извлекать уроки из прошлого – зависит не от прошлого, а от конкретной исторической ситуации с ее потребностями и проблемами реальной жизни. Именно от нее исходит импульс. Общим условием извлечения уроков истории является наличие некоторого объективного сходства между данной реальной ситуацией и прошлым, из которого извлекается урок. Если такого сходства нет, нет возможности опираться на это прошлое. Извлеченный опыт – не некий штамп, который в неизменном виде переносится из прошлого на современную ситуацию, а своеобразная рекомендация к действию, смысл которой может быть и прямо противоположен тому, что было в прошлом.

Поэтому исторический анализ тенденций социального развития выступает необходимой предпосылкой для рационального руководства обществом и проведения обоснованной государственной политики.

Однако в реализации этой функции исторической науки есть множество подводных камней и бурных течений. Часто проблемы истории становятся весьма актуальными для современников. Исторический опыт становится предметом больших дискуссий, в которых политические, идейные и исторические аргументы переплетаются настолько тесно, что развести их невозможно. В исторические споры втягиваются различные социальные слои и политические группы. История превращается в инструмент борьбы за власть, что сказывается на ее объективности и часто превращает науку в служанку идеологии. Таким образом, независимо от пожеланий ученых, вместо практически-рекомендательных функций история фактически выполняет определенные политико-идеологические функции.

Эта тенденция стала проявляться с XVIII в. и получила развитие в период формирования индустриального общества. В XX в. политическая ангажированность и партийность исторической науки стала еще более явной. Уже в 1920-е гг. в СССР один из первых историков-марксистов, академик М.Н.Покровский, рассматривал историю как политику, обращенную в прошлое, как фронт пролетарской борьбы с буржуазной идеологией. В эпоху сталинизма «Краткий курс истории ВКП(б)» был объявлен «могучим идейным оружием большевизма», а партийность была провозглашена важнейшим принципом исторической науки.

Противостояние мировых социальных систем также сказалось на состоянии исторической науки по обе стороны «железного занавеса». В ходе холодной войны произошла еще большая политизация и советской и западной историографии. Так, в 1949 г. Президент Американской исторической ассоциации К.Рид в обращении к коллегам напрямую связал задачи политики и истории: «Тотальная война, горячая или холодная, мобилизует всех нас и требует, чтобы каждый выполнял свою роль. Историк должен выполнять это обязательство не в меньшей степени, чем физик». Сегодня вопрос о политико-идеологических функциях оказался весьма актуальным для молодых государств, образовавшихся в результате развала Советского Союза и крушения биполярной системы мировых отношений. Доказывая свои права на существование и особую роль в мировой геополитике, они активно обращаются к прошлому. В этих условиях историческая наука получает социальный заказ и ориентируется на политическую конъюнктуру, а не на истину.

Важно иметь в виду, что правдивые рекомендации общество может получить только от независимой науки. Когда идеология превалирует над научными выводами, воспитательная функция неоправданно выпячивается, научно-познавательная и социальная – принижаются, а практически-рекомендательная функция либо искажается, либо уходить в тень.

5. Прогностическая функция

Еще античные историки выдвинули идею о том, что одной из задач истории является изучение прошлого для того, чтобы познать современность и предсказать будущее. Предание гласит, что Геродот из Галикарнаса любил повторять: «Я увидел дальше других, потому что забрался на плечи своих предшественников».

Попытка приоткрыть завесу над будущим имеет жизненно важное значение, как для индивида, так и для общества. Являясь неотъемлемым элементом связи времен, категория будущего входит в структуру исторического сознания; без будущего, без уверенности в нем не может быть здорового исторического сознания.

Можно ли спрогнозировать будущее? Следует, прежде всего, разграничить два способа прогнозирования. Они различаются и терминологически и по смыслу. Это предсказание, или пророчество, и предвидение. Предсказание лежит вне области науки, рационального мышления, предвидение является научным по своей сути.

Важно осознание того, что история – это не только «преданья старины глубокой», но и сегодняшний день, а между настоящим и будущим нет разрыва. Будущее можно представить как веер все время меняющихся вероятностей (альтернатив) до тех пор, пока одна из них не станет реальностью. Однако развитие общества (в отличие от материального мира, где господствуют объективные законы, и лишь иногда вторгается случайность) предоставляет субъектам свободу выбора альтернатив. Конечно, эта свобода не безгранична. Существует определенная «инерция» исторического процесса, она образует «поле» современной жизни и текущей политики, диктует некие правила игры и, следовательно, ограничивает выбор вариантов. Именно поэтому существует возможность, опираясь на исторический опыт, знание специфики исторического процесса предвидеть с большей долей вероятности выбор будущей модели социального развития.

Итак, исторические исследования являются основой для социального прогнозирования. Однако простая экстраполяция каких-либо данных из прошлого, как правило, приводит к краху попыток предвидеть даже основные тенденции будущего. Наиболее известным в этом отношении был крах прогнозов о мировой революции и закате западной цивилизации, о которой много говорили в начале прошлого столетия, или полная несостоятельность концепции построения коммунизма в СССР к 1980 гг. Неверными оказались и многие построения западной социологии (например, особой миссии белого человека и др.). При этом надо понять, что историческая наука не может дать прогноз конкретной ситуации или указать какое будет событие к той или иной дате.

Речь о прогностической функции истории может идти только на уровне тенденций мирового масштаба, либо о вероятном знании. Даже случаи удачного предвидения носят более чем, вероятностный характер. В этом прогноз историка принципиально отличен от прогноза ученого – естествоиспытателя или врача. Медик с высокой долей вероятности может предсказать течение болезни и состояние пациента в будущем, а историк – конкретное будущее – никогда.

Вопросы для самоконтроля

1. Имеет ли история какой-то определенный смысл?

3. Что такое историческое сознание? Каковы его виды и источники формирования?

4. Какова роль научно-познавательной функции истории?

5. Какое значение имеет историческая наука для самоидентификации общества и социализации личности?

6. Нужен ли человечеству суд истории?

7. Почему воспитание полноценной личности невозможно без знания истории?

8. Что такое уроки истории, в чем их назначение?

9. В чем назначение и каков механизм предвидения будущего?

10. В чем отличие предвидения от пророчеств и фантастики?

РАЗДЕЛ I: ВВЕДЕНИЕ

Тема 1: ВВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЯ РОССИИ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет и задачи курса истории России. Структура исторической науки. Связь истории с другими науками.

2. Общее понятие об источниках по истории России и методах их изучения. Специфика понятийного аппарата и историко-географической номенклатуры курса.

3. Периодизация курса «История России».

4. Методологические подходы к изучению истории России. Методы и принципы исторического исследования.

5. Особенности исторического развития России.

Литература

Основная литература:

1. История России: учебник / А. С. Орлов [и др.] ; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Исторический фак. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2014. – 527 с. (24 экз.)

2. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / [А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков] ; под ред. А. Н. Сахарова. - М., 2014. - 766 с. (30 экз.)

3. Павленко Н.И. История России: учебник для студ. вузов / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, Л. М. Ляшенко; под ред. Н. И. Павленко. - М., 2012. - 660, с. (8 экз.)

4. Фортунатов В.В. История: учебноепособ. для бакалавров. – СПб.: Питер, 2012. – 464 с. (10 экз.)

Источники:

1. Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. – М.: Высшая школа, 1987.

2. Практикум по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в. /Под ред. Нагаева. – М., 1984.

3. Практикум по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в. / Отв. ред. А.В. Ушаков. - М.: Высшая школа, 1976.

4. Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий / Под ред. А.М. Сахарова. Ч.2. XIV-XV вв. – М., 1972.

5. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1618 г. / Под ред. А.Г. Кузьмина. – М., 2006.

6. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XV в. / Под ред. М.Н. Тихомирова. – М., 1960.

Дополнительная литература:

1. Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. - М., 1987.

2. Блок М.А. Апология истории, или Ремесло историка. - М., 1986.

3. Блохин В.Ф. История Отечества в терминах и понятиях. – Смоленск, Брянск, 1999.

4. Большой Российский энциклопедический словарь. - 3-е изд. - М., 2003.

5. Гегель Г. Философия истории // Собрание сочинений. Т. 18. – М., 1983.

6. Губман Б.Л. Смысл истории: Очерки современных западных концепций. – М., 1991.

7. Гулыга А.В. Искусство истории. – М., 1980.

8. Мир русской истории: Энциклопедический справочник. - М., 1997.

9. Отечественная история: Энциклопедия: В 5-ти т. - М., 1994-2002.

10. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. – М., 1979.


Предмет и задачи курса истории России. Структура исторической науки. Связь истории с другими науками.

Предмет истории . Происхождение термина «история». Понятие «история» в широком и узком значении. Основные этапы развития исторических знаний. Превращение истории в область научного знания. Объект изучения истории. Основные категории исторической науки (исторические факты, историческое время). Исторические факты: понятие, особенности, природа, типология. Предмет истории и его компоненты. Содержание истории.

Функции (задачи) исторической науки . Функция социальной памяти. Научно-познавательная функция. Идейно-политическая функция. Мировоззренческо-прогностическая функция. Главная цель исторической науки.

Историческое познание . Понятие и формы исторического познания (научное дидактическое (учебное), научно-популярное, публицистическое, художественное, обыденное). Особенности исторического познания.

Структура исторической науки . Организационное (институциональное) строение исторической науки (академическая, вузовская наука, общественные центры). Историческая наука как комплекс. Основные исторические науки и их классификация: по историческим эпохам; по территориальному признаку; по сферам общественной жизни; по типам исторических событий. Вспомогательные (специальные) исторические дисциплины и их роль в историческом познании. Дисциплины, связанные с историей (археология, этнология, антропология, историография, культурология, краеведение). Смежные дисциплины (история культуры, военная история, история религий и др.).

Связь истории с другими науками . История и общественные науки (общие и отличительные черты). Междисциплинарные науки. Связь истории с естественными, физико-математическими, информационными, филологическими, юридическими и другими науками.

Термины и понятия:

Базовые термины и понятия история, исторические знания, наука, область научного знания, объект и предмет научного познания, категория, законы, закономерности, исторический источник, идеология, структура, система, классификация, научный комплекс
Специальные термины и понятия исторический факт, историческое время исторические закономерности исторические процессы, явления и события историческая типология социальная память историческое познание: научное дидактическое (учебное), научно-популярное, публицистическое, художественное, обыденное историческая эпоха, период, этап сферы общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная исторические науки: основные, вспомогательные исторические дисциплины, смежные дисциплины


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!