Простишь ли мне ревнивые мечты анализ. Простишь ли мне мои ревнивые мечты

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФГБУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»

Институт театра

Кафедра культуры и искусства речи

Александр Сергеевич Пушкин. «Простишь ли мне ревнивые мечты…»

Выполнил: студент ЗФО

группы ХНП - 141 Макаренко С.А.

Проверил: ст. преп. Лиханина Е.Н.

Кемерово 2015

1. Характеристика основных этапов творчества А. С. Пушкина

2. Основная часть. Тема, идея, сверх задача стихотворения А. С. Пушкина «Простишь ли мне ревнивые мечты…»

1. Характеристика основных этапов творчества А.С. Пушкина

1) Л ицейский (1811-1817) - пишет стихи патриотические («Воспоминания в Царском селе», «Была пора…»), посвящённые друзьям и поэтам («К другу стихотворцу», «К Жуковскому», «Тень Фонвизина»);

2) Петербургский (1817-1820) - расцвет вольнолюбивой лирики («Вольность», «К Чаадаеву», «Сказки», «Деревня»), поэма «Руслан и Людмила»;

3) Период южной ссылки (1820-1823) - усиление вольнолюбивых мотивов («В.Л. Давыдову, «Кинжал», «Узник», «Погасло дневное светило…», «Песнь о вещем Олеге»), расцвет романтизма в поэзии («Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан»), начат роман «Евгений Онегин»;

4) П ериод ссылки в Михайловское (1824-1826) - последняя романтическая поэма «Цыганы» и утверждение реализма (трагедия «Борис Годунов»), любовная лирика («Я помню чудное мгновенье…»);

5) Московский период (1826-1830) - верность идеалам свободы и после поражения декабристов («Арион», «Во глубине сибирских руд…», «Анчар»);

6) Болдинская осень (1830) - особенный интерес к теме поэта и назначения поэзии («Пророк», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт и толпа», «Чернь», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»), создание прозаических («Повести покойного Ивана Петровича Белкина») и драматических («маленькие трагедии») произведений, «Сказка о попе и его работнике Балде», окончен роман «Евгений Онегин»;

7) Творчество 30-х годов (1831-1837) - осмысление противоречий между личностью и государством (поэма «Медный всадник»), изображение народного движения («Дубровский», «Капитанская дочка»).

Стихотворение «Простишь ли мне ревнивые мечты…» относиться к периоду южной ссылке (1820 - 1823) одно из шедевров пушкинского элегического творчества.

2. Основная часть. Тема, идея, сверхзадача стихотворения А. С. Пушкина «Простишь ли мне ревнивые мечты…»

Об этом стихотворении мы знаем не слишком много. Известны четыре его автографа; на одном из них -- перебеленном с поправками -- стоит дата: «11 ноября 1823 г. Одесса».

Уже ранние комментаторы Пушкина пытались понять реальную основу этого стихотворения. Их усилия были направлены к установлению адресата.

Определение адресата элегии, впрочем, не было безусловным; высказывались и сомнения. Предметом сомнений были некоторые реалии, вкрапленные в стихотворение, обращенное к девушке, а не к замужней женщине.

Еще П. О. Морозов, комментатор этого стихотворения в дореволюционном академическом собрании сочинений Пушкина, писал в связи с ним: «Если читать элегию Пушкина без всякого предвзятого мнения, просто как она написана, то что мы в ней увидим? Поэт обращается, несомненно, к своей любовнице, которая наедине с ним очень нежна и награждает его «пламенными лобзаниями», а при других обнаруживает полное равнодушие, возбуждая муки ревности. У поэта есть «надменный» соперник, которого любимая женщина почему-то должна принимать в отсутствие своей матери (может быть, по ее приказанию?) в легком костюме, -- соперник, который «вечно» преследует поэта, бледнеет при встрече с ним или «лукаво» его приветствует и тем еще более раздражает его ревнивое чувство. О муже -- ни слова, потому что его, очевидно, и нет: красавица живет с матерью, которая ищет для нее подходящую кандидатуру и, видимо, предпочитает поэту его соперника…»

Помимо соображений о характере лирической героини в этом пассаже есть и толкование элегии, которое для нас важно.

П. Е. Щеголев писал о «жгучей» и мучительной страсти Пушкина о «тяжелом напряженье любви», которое отразилось и в стихотворении «Простишь ли мне ревнивые мечты...».

Между тем, внимательно прочитав пушкинскую элегию, мы можем убедиться, что она написана вовсе не об этом и что облик лирической героини иной.

Она написана о женщине, безраздельно преданной герою и внимательно-равнодушной ко всем остальным. Ее чувство горит ровным и спокойным пламенем; оно разделено, и она это знает.

Но я любим... Наедине со мною

Ты так нежна...

Она не играет и не кокетничает, -- это страсть героя, неистовая и мятущаяся, создает себе фантомы.

Простишь ли мне ревнивые мечты...

«Мечта» в поэтическом языке XIX в. -- химера, иллюзия, наваждение.

Это герой мучится недоверием, изыскивает ложные поводы для подозрений, придумывает «соперника», за которым следит с удвоенным вниманием, и готов видеть соперников во всех, кто окружает предмет его страсти. Он сам понимает это и готов скрепя сердце смеяться над своими ложными страхами, -- и тогда он обращается к возлюбленной со словами:

Простишь ли мне ревнивые мечты...

Элегия написана в форме монолога-размышления. Композиционно стихотворение распадается на две части. Первая часть -- описание поведения героини в свете. Вторая часть -- описание поведения ее наедине с героем. Эти части противопоставлены друг другу, как противопоставлены эти ситуации в сознании героя. Он не понимает мотивов поведения возлюбленной. Это непонимание, недоумение выражается в большом количестве вопросительных предложений в первой части элегии. Четыре из них начинаются со слова «зачем». Во второй части преобладают восклицательные предложения -- герой пытается убедить себя в обманчивости своих первоначальных впечатлений. Этой же цели подчинена анафора:

...Лобзания твои

Так пламенны! Слова твоей любви

Так искренно полны твоей душою!

Анафора присутствует и в финале стихотворения:

Не знаешь ты, как сильно я люблю,

Не знаешь ты, как сильно я страдаю.

Здесь повтор как бы снимает противопоставление первой и второй части стихотворения, подчеркивая силу чувств героя. Эмоциональность размышлений героя подчеркивается большим количеством эпитетов: «ревнивые мечты», «безумное волнение», «надеждою пустой», «любви моей несчастной», «чудный взор, то нежный, то унылый», «досадой одинокой», «друг жестокий», «нескромный час». Пытаясь прояснить ситуацию, герой все время обращается к возлюбленной: «друг жестокий», «мой милый друг».

3. Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Простишь ли мне ревнивые мечты…»

пушкин стихотворение элегия мечта

Александр Сергеевич Пушкин

Простишь ли мне ревнивые мечты…

Простишь ли мне ревнивые мечты,

Моей любви безумное волненье?

Ты мне верна: зачем же любишь ты

Всегда пугать мое воображенье?

Окружена поклонников толпой,

Зачем для всех казаться хочешь милой,

И всех дарит надеждою пустой

Твой чудный взор, то нежный, то унылый?

Мной овладев, мне разум омрачив,

Уверена в любви моей несчастной,

Не видишь ты, когда, в толпе их страстной

Беседы чужд, один и молчалив,

Терзаюсь я досадой одинокой;

Ни слова мне, ни взгляда... друг жестокий!

Хочу ль бежать, -- с боязнью и мольбой

Твои глаза не следуют за мной.

Заводит ли красавица другая

Двусмысленный со мною разговор, --

Спокойна ты; веселый твой укор

Меня мертвит, любви не выражая.

Скажи ещё: соперник вечный мой,

Наедине застав меня с тобой,

Зачем тебя приветствует лукаво?..

Что ж он тебе? Скажи, какое право

Имеет он бледнеть и ревновать?..

В нескромный час меж вечера и света,

Без матери, одна, полуодета,

Зачем его должна ты принимать?..

Но я любим... Наедине со мною

Ты так нежна! Лобзания твои

Так пламенны! Слова твоей любви

Так искренно полны твоей душою!

Тебе смешны мучения мои;

Но я любим, тебя я понимаю.

Мой милый друг, не мучь меня, молю:

Не знаешь ты, как сильно я люблю,

Не знаешь ты, как тяжко я страдаю.

Элегия «Простишь ли мне мои ревнивые мечты» по праву причислена к шедеврам пушкинской любовной лирики.

Тонкий психологизм, острота человеческих переживаний, глубинный философский подтекст -- все это присутствует в пушкинском творении.

Стихотворная форма данного стихотворения -элегии: ЯМБ - двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Наиболее употребительная стопа русского стиха.

Cхема « - ».Основные размеры: 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный и разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Тема стихотворения "Элегия" А.С. Пушкина. Художественно-выразительные средства, сравнения, олицетворения, эпитеты и антитеза в стихотворении. Грустный и повышенный пафос в стихотворении. Рассказ о жизни поэта и его готовности пройти свой путь до конца.

    реферат , добавлен 08.05.2013

    Александр Сергеевич Пушкин как выдающийся, великий русский поэт, драматург и прозаик. Общая характеристика творчества Пушкина в середине 20-х годов XIX века. История создания сказок. Образный мир и исторические корни сюжетов поэтических произведений.

    реферат , добавлен 19.04.2014

    Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления великого русского писателя и поэта А.С. Пушкина. Анализ и хронология написания основных произведений данного автора, их тематика. Женитьба Пушкина и основные причины его дуэли, смерть гения.

    презентация , добавлен 12.11.2013

    Одним из самых загадочных и пленительных стихотворений А.С. Пушкина по праву считается стихотворение "Я помню чудное мгновение". Оно посвящено А.П. Керн, племяннице П.А. Осиповой. Пушкин познакомился с ней в Петербурге в 1819 году.

    сочинение , добавлен 03.04.2006

    Биография А.С. Пушкина. Детство и лицей. Этапы становления политических взглядов Пушкина - влияние Чаадаева на его кругозор. Литературные общества. Нерадикальность программы Пушкина и дурная репутация в правительстве. Болдинская осень в творчестве поэта.

    реферат , добавлен 05.03.2009

    Александр Сергеевич Пушкин - один из ярчайших поэтов "золотого века". Мир пушкинской поэзии: темы любви и дружбы, проблемы свободы и назначения поэта, философская лирика. Периоды жизни и характеристика творчества Пушкина, мировое значение его имени.

    реферат , добавлен 24.04.2009

    Начало жизненного и творческого пути Пушкина, его детство, окружение, учеба и проба пера. Идейная направленность "Пророка". Работа над поэмой "Борис Годунов". Любовная лирика поэта. Стихотворения, в которых Пушкин обращается к библейским молитвам.

    сочинение , добавлен 19.04.2011

    Стихотворения, входившие в первую книгу Некрасова "Мечты и звуки". Античные мотивы в сборнике. Стихотворения о предназначении поэта, о любви, смерти, власти судьбы и рока над человеком. Подражание Пушкину, Лермонтову, Жуковскому, Батюшкову и Бенедиктову.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2010

    Идея закономерности событий истории, их глубокой внутренней взаимосвязи в творчестве Пушкина. Сущность противоположных тенденций в жизни дворянского общества, порожденных петровскими реформами. Проблемы исторического развития России в осмыслении Пушкина.

    реферат , добавлен 20.02.2011

    Стихотворение А.С. Пушкина "Сожженное письмо" - это настоящий шедевр русской любовной лирики: наполненный великими переживаниями, но вместе с этим необычайно лаконичный где каждый образ, каждая деталь является приемом выражения всего богатства чувств.

Стихотворение «Простишь ли мне ревнивые мечты…». Любовная лирика Пушкина неповторима и своеобразна, «не­жное, благоуханное и грациозное» чувство сочетается в ней с тон­ким психологизмом, с философским осмыслением ситуации, с выходом в перспективу будущего. В этих стихах нам не только открывается весь спектр переживаний лирического героя, но порой и создается образ героини, раскрывается ее внутренний мир, обрисовывается ее судьба. Одно из таких произведений - элегия «Простишь ли мне ревнивые мечты…». Стихотворение было написано в 1823 году и посвящено возлюбленной поэта Амалии Ризнич.

Лирическое содержание элегии составляет любовь и ревность героя, его терзания и муки. Но постепенно в стихотворении про­ясняется и образ героини, Ее. Это происходит благодаря микро­сюжетам, развертывающимся в сознании лирического героя. Так, мы узнаем, что Она любит испытывать Его чувства, вызывая му­чительные сомнения, терзания ревности:

Простишь ли мне мои ревнивые мечты,

Моей любви безумное волненье?

Ты мне верна: зачем же любишь ты

Всегда пугать мое воображенье?

Однако герой здесь еще уверен в чувствах возлюбленной: «ты мне верна» звучит здесь как утверждение. Одновременно при­знается и «неправомерность» собственной ревности: в речи ге­роя звучат извинительно-просительные интонации.

Затем мотив ревности усиливается. Он описывает поведение возлюбленной и пытается понять его мотивы:

Окружена поклонников толпой,

Зачем для всех казаться хочешь милой,

И всех дарит надеждою пустой

Твой чудный взор, то нежный, то унылый?

Однако здесь Он пока еще отчетливо понимает бесплод­ность своих подозрений: надежда, которую Она подает по­клонникам, - «пустая». В дальнейшем герой как будто теряет контроль над ситуацией. В голосе его уже нет той уверенности, в чувствах - определенности.

Проясняя для читателя образ возлюбленной, герой одновре­менно открывает и свои чувства. Каждый микросюжет здесь со­провождается определенным комментарием, выражением свое­го отношения:

Мной овладев, мне разум омрачив,

Уверена в любви моей несчастной,

Не видишь ты, когда в толпе их страстной,

Беседы чужд, один и молчалив,

Терзаюсь я досадой одинокой;

Ни слова мне, ни взгляда… друг жестокий!

Рассказ героя и его впечатления создают в воображении чи­тателя вполне определенный образ героини - гордой, равно­душной, бессердечной кокетки. Именно таково ее поведение в свете:

Заводит ли красавица другая

Двусмысленный со мною разговор, -

Спокойна ты; веселый твой укор

Меня мертвит, любви не выражая.

Скажи еще: соперник вечный мой,

Наедине застав меня с тобой

Зачем тебя приветствует лукаво?..

Здесь уже и речи нет о верности. Герой уже почти подвергает сомнению саму возможность ответного чувства героини к нему, отдавая ее любовь другому:

Что ж он тебе? Скажи, какое право

Имеет он бледнеть и ревновать?..

В нескромный час меж вечера и света,

Без матери, одна, полуодета.

Зачем его должна ты принимать?..

Однако в конце стихотворения Он как будто возвращается к прежней уверенности: «Но я любим…». Однако в интонациях героя - не уверенность, а скорее раздумье. Он пытается уверить себя в том, что ошибается в своих подозрениях - отсюда после­дующая пылкость восклицаний, горячность:

Но я любим… Наедине со мною

Ты так нежна! Лобзания твои Так пламенны!

Слова твоей любви

Так искренно полны твоей душою!

«Чужая личность… “потеряна” для лирического героя, она распалась в его сознании на несовместимые противоречия души. Где истинное лицо героини - там, наедине с соперником, или здесь, наедине с героем, - для него это роковой в своей неразре­шимости вопрос», - пишет В.А. Грехнев. Лирический герой здесь не в состоянии объяснить поведение возлюбленной. Она бессердечная, холодная кокетка в свете - и нежная, любящая наедине. Завершается стихотворение нежной просьбой к возлюб­ленной:

Мой милый друг, не мучь меня, молю:

Не знаешь ты, как сильно я люблю,

Не знаешь ты, как тяжко я страдаю.

В этом стихотворении Пушкин представляет нам два харак­тера, два различных темперамента, два мироощущения, два от­ношения кжизни, возможно, полярных в некоторых своих гра­нях. Лирический герой предстает перед нами как искренний, непосредственный человек, пылкий влюбленный. Однако мыш­ление и восприятие его не слишком гибки, он находится в пле­ну стереотипа обыденности. В героине же мы тоже, вероятно, можем допустить и глубину чувства, и искренность, и ее вер­ность возлюбленному. Однако в Ней есть и кокетство, и ум, и хитрость, и спокойствие, и самообладание. Мироощущение ее свободно от стереотипов, поэтому поведение более гибко, мно­говариантно.

Элегия написана в форме монолога-размышления. Ком­позиционно стихотворение распадается на две части. Первая часть - описание поведения героини в свете. Вторая часть - описание поведения ее наедине с героем. Эти части противо­поставлены друг другу, как противопоставлены эти ситуации в сознании героя. Он не понимает мотивов поведения возлюб­ленной. Это непонимание, недоумение выражается в большом количестве вопросительных предложений в первой части эле­гии. Четыре из них начинаются со слова «зачем». Во второй час­ти преобладают восклицательные предложения - герой пытает­ся убедить себя в обманчивости своих первоначальных впечатле­ний. Этой же цели подчинена анафора:

…Лобзания твои Так пламенны!

Слова твоей любви Так искренно полны твоей душою!

Анафора присутствует и в финале стихотворения:

Не знаешь ты, как сильно я люблю.

Не знаешь ты, как сильно я страдаю.

Здесь повтор как бы снимает противопоставление первой и второй части стихотворения, подчеркивая силу чувств героя. Эмоциональность размышлений героя подчеркивается большим количеством эпитетов: «ревнивые мечты», «безумное волнение», «надеждою пустой», «любви моей несчастной», «чудный взор, то нежный, то унылый», «досадой одинокой», «друг жестокий», «нескромный час». Пытаясь прояснить ситуацию, герой все вре­мя обращается к возлюбленной: «друг жестокий», «мой милый друг».

Элегия «Простишь ли мне мои ревнивые мечты» по праву причислена к шедеврам пушкинской любовной лирики. Тон­кий психологизм, острота человеческих переживаний, глубин­ный философский подтекст - все это присутствует в пушкинс­ком творении.

Любовная лирика Пушкина неповторима и своеобразна, «нежное, благоуханное и грациозное» чувство сочетается в ней с тонким психологизмом, с философским осмыслением ситуации, с выходом в перспективу будущего. В этих стихах нам не только открывается весь спектр переживаний лирического героя, но порой и создается образ героини, раскрывается ее внутренний мир, обрисовывается ее судьба. Одно из таких произведений - элегия «Простишь ли мне ревнивые мечты». Стихотворение было написано в 1823 году и посвящено возлюбленной поэта, Амалии Ризнич. Лирическое содержание элегии составляет любовь и ревность героя, его терзания и муки. Но постепенно в стихотворении проясняется и образ героини, Ее. Это происходит благодаря микросюжетам, развертывающимся в сознании лирического героя. Так, мы узнаем, что Она любит испытывать Его чувства, вызывая мучительные сомнения, терзания ревности: Простишь ли мне мои ревнивые мечты, Моей любви безумное волненье? Ты мне верна: зачем же любишь ты Всегда пугать мое воображенье? Однако герой здесь еще уверен в чувствах возлюбленной: «ты мне верна» звучит здесь как утверждение. Одновременно признается и «неправомерность» собственной ревности: в речи героя звучат извинительно-просительные интонации. Затем мотив ревности усиливается. Поэт описывает поведение возлюбленной и пытается понять его мотивы: Окружена поклонников толпой, Зачем для всех казаться хочешь милой, И всех дарит надеждою пустой Твой чудный взор, то нежный, то унылый? Однако здесь Он пока еще отчетливо понимает бесплодность своих подозрений: надежда, которую Она подает поклонникам - «пустая». В дальнейшем герой как будто теряет контроль над ситуацией. В голосе его уже нет прежней уверенности, в чувствах - определенности. Проясняя для читателя образ возлюбленной, герой одновременно открывает и свои чувства. Каждый микросюжет здесь сопровождается определенным комментарием, выражением своего отношения: Мной овладев, мне разум омрачив, Уверена в любви моей несчастной, Не видишь ты, когда в толпе их страстной, Беседы чужд, один и молчалив, Терзаюсь я досадой одинокой; Ни слова мне, ни взгляда... друг жестокий! Рассказ героя и его впечатления создают в воображении читателя вполне определенный образ героини - гордой, равнодушной, бессердечной кокетки. Именно таково ее поведение в свете: Заводит ли красавица другая Двусмысленный со мною разговор, - Спокойна ты; веселый твой укор Меня мертвит, любви не выражая. Скажи еще: соперник вечный мой, Наедине застав меня с тобой, Зачем тебя приветствует лукаво?.. Здесь уже и речи нет о верности. Герой уже почти подвергает сомнению саму возможность ответного чувства героини к нему, отдавая ее любовь другому: Что ж он тебе? Скажи, какое право Имеет он бледнеть и ревновать?.. В нескромный час меж вечера и света, Без матери, одна, полуодета, Зачем его должна ты принимать?.. Однако в конце стихотворения Он как будто возвращается к прежней уверенности: «Но я любим...» Однако в интонациях героя - не уверенность, а скорее раздумье. Он пытается убедить себя в том, что ошибается в своих подозрениях - отсюда последующая пылкость восклицаний, горячность: Но я любим... Наедине со мною Ты так нежна! Лобзания твои Так пламенны! Слова твоей любви Так искренно полны твоей душою! «Чужая личность... „потеряна" для лирического героя, она распалась в его сознании на несовместимые противоречия души. Где истинное лицо героини - там, наедине с соперником, или здесь, наедине с героем, - для него это роковой в своей неразрешимости вопрос», - пишет В. А. Грехнев. Лирический герой здесь не в состоянии объяснить поведение возлюбленной. Она бессердечная, холодная кокетка в свете - и нежная, любящая наедине. Завершается стихотворение нежной просьбой к возлюбленной: Мой милый друг, не мучь меня, молю: Не знаешь ты, как сильно я люблю, Не знаешь ты, как тяжко я страдаю. В этом стихотворении Пушкин представляет нам два характера, два различных темперамента, два мироощущения, два отношения к жизни, возможно, полярных в некоторых своих гранях. Лирический герой предстает перед нами как искренний, непосредственный человек, пылкий влюбленный. Однако мышление и восприятие его не слишком гибки, он находится в плену стереотипа обыденности. В героине же мы тоже, вероятно, можем допустить и глубину чувства, и искренность, и ее верность возлюбленному. Однако в Ней есть и кокетство, и ум, и хитрость, и спокойствие, и самообладание. Мироощущение ее свободно от стереотипов, поэтому поведение более гибко, многовариантно. Элегия написана в форме монолога-размышления. Композиционно стихотворение распадается на две части. Первая часть - описание поведения героини в свете. Вторая часть - описание поведения ее наедине с героем. Эти части противопоставлены друг другу, как противопоставлены эти ситуации в сознании героя. Он не понимает мотивов поведения возлюбленной. Это непонимание, недоумение выражается в большом количестве вопросительных предложений в первой части элегии. Четыре из них начинаются со слова «зачем». Во второй части преобладают восклицательные предложения - герой пытается убедить себя в обманчивости своих первоначальных впечатлений. Этой же цели подчинена анафора: ...Лобзания твои Так пламенны! Слова твоей любви Так искренно полны твоей душою! Анафора присутствует и в финале стихотворения: Не знаешь ты, как сильно я люблю, Не знаешь ты, как сильно я страдаю. Здесь повтор Как бы снимает противопоставление первой и второй части стихотворения, подчеркивая силу чувств героя. Эмоциональность размышлений героя подчеркивается большим количеством эпитетов: «ревнивые мечты», «безумное волнение», «надеждою пустой», «любви моей несчастной», «чудный взор, то нежный, то унылый», «досадой одинокой», «друг жестокий», «нескромный час». Пытаясь прояснить ситуацию, герой все время обращается к возлюбленной: «друг жестокий», «мой милый друг». Элегия «Простишь ли мне мои ревнивые мечты» по праву причислена к шедеврам пушкинской любовной лирики. Тонкий психологизм, острота человеческих переживаний, глубинный философский подтекст - все это присутствует в пушкинском творении.

Любовная лирика Пушкина неповторима и своеобразна, «нежное, благоуханное и грациозное» чувство сочетается в ней с тонким психологизмом, с философским осмыслением ситуации, с выходом в перспективу будущего. В этих стихах нам не только открывается весь спектр переживаний лирического героя, но порой и создается образ героини, раскрывается ее внутренний мир, обрисовывается ее судьба.

Одно из таких произведений - элегия «Простишь ли мне ревнивые мечты». Стихотворение было написано в 1823 году и посвящено возлюбленной поэта, Амалии Ризнич.

Лирическое содержание элегии составляет любовь и ревность героя, его терзания и муки. Но постепенно в стихотворении проясняется и образ героини, Ее. Это происходит благодаря микросюжетам, развертывающимся в сознании лирического героя.

Так, мы узнаем, что Она любит испытывать Его чувства, вызывая мучительные сомнения, терзания ревности:

Простишь ли мне мои ревнивые мечты,

Моей любви безумное волненье?

Ты мне верна: зачем же любишь ты

Всегда пугать мое воображенье?

Однако герой здесь еще уверен в чувствах возлюбленной: «ты мне верна» звучит здесь как утверждение. Одновременно признается и «неправомерность» собственной ревности: в речи героя звучат извинительно-просительные интонации.

Затем мотив ревности усиливается. Поэт описывает поведение возлюбленной и пытается понять его мотивы:

Окружена поклонников толпой,
Зачем для всех казаться хочешь милой,
И всех дарит надеждою пустой
Твой чудный взор, то нежный, то унылый?

Однако здесь Он пока еще отчетливо понимает бесплодность своих подозрений: надежда, которую Она подает поклонникам - «пустая». В дальнейшем герой как будто теряет контроль над ситуацией. В голосе его уже нет прежней уверенности, в чувствах - определенности.

Проясняя для читателя образ возлюбленной, герой одновременно открывает и свои чувства. Каждый микросюжет здесь сопровождается определенным комментарием, выражением своего отношения:

Мной овладев, мне разум омрачив,

Уверена в любви моей несчастной,

Не видишь ты, когда в толпе их страстной,

Беседы чужд, один и молчалив,

Терзаюсь я досадой одинокой;

Ни слова мне, ни взгляда... друг жестокий!

Рассказ героя и его впечатления создают в воображении читателя вполне определенный образ героини - гордой, равнодушной, бессердечной кокетки. Именно таково ее поведение в свете:

Заводит ли красавица другая

Двусмысленный со мною разговор, -

Спокойна ты; веселый твой укор

Меня мертвит, любви не выражая.

Скажи еще: соперник вечный мой,

Наедине застав меня с тобой,
Зачем тебя приветствует лукаво?..

Здесь уже и речи нет о верности. Герой уже почти подвергает сомнению саму возможность ответного чувства героини к нему, отдавая ее любовь другому:

Что ж он тебе? Скажи, какое право

Имеет он бледнеть и ревновать?..

В нескромный час меж вечера и света,

Без матери, одна, полуодета,

Зачем его должна ты принимать?..

Однако в конце стихотворения Он как будто возвращается к прежней уверенности: «Но я любим...» Однако в интонациях героя - не уверенность, а скорее раздумье. Он пытается убедить себя в том, что ошибается в своих подозрениях - отсюда последующая пылкость восклицаний, горячность:

Но я любим... Наедине со мною

Ты так нежна! Лобзания твои

«Чужая личность... „потеряна" для лирического героя, она распалась в его сознании на несовместимые противоречия души. Где истинное лицо героини - там, наедине с соперником, или здесь, наедине с героем, - для него это роковой в своей неразрешимости вопрос», - пишет В. А. Грехнев.

Лирический герой здесь не в состоянии объяснить поведение возлюбленной. Она бессердечная, холодная кокетка в свете - и нежная, любящая наедине. Завершается стихотворение нежной просьбой к возлюбленной:

Мой милый друг, не мучь меня, молю:

Не знаешь ты, как тяжко я страдаю.

В этом стихотворении Пушкин представляет нам два характера, два различных темперамента, два мироощущения, два отношения к жизни, возможно, полярных в некоторых своих гранях. Лирический герой предстает перед нами как искренний, непосредственный человек, пылкий влюбленный. Однако мышление и восприятие его не слишком гибки, он находится в плену стереотипа обыденности.

В героине же мы тоже, вероятно, можем допустить и глубину чувства, и искренность, и ее верность возлюбленному. Однако в Ней есть и кокетство, и ум, и хитрость, и спокойствие, и самообладание. Мироощущение ее свободно от стереотипов, поэтому поведение более гибко, многовариантно.

Элегия написана в форме монолога-размышления. Композиционно стихотворение распадается на две части. Первая часть - описание поведения героини в свете. Вторая часть - описание поведения ее наедине с героем. Эти части противопоставлены друг другу, как противопоставлены эти ситуации в сознании героя. Он не понимает мотивов поведения возлюбленной. Это непонимание, недоумение выражается в большом количестве вопросительных предложений в первой части элегии. Четыре из них начинаются со слова «зачем». Во второй части преобладают восклицательные предложения - герой пытается убедить себя в обманчивости своих первоначальных впечатлений. Этой же цели подчинена анафора:

Лобзания твои
Так пламенны! Слова твоей любви
Так искренно полны твоей душою!

Анафора присутствует и в финале стихотворения:

Не знаешь ты, как сильно я люблю,
Не знаешь ты, как сильно я страдаю.

Здесь повтор Как бы снимает противопоставление первой и второй части стихотворения, подчеркивая силу чувств героя. Эмоциональность размышлений героя подчеркивается большим количеством эпитетов: «ревнивые мечты», «безумное волнение», «надеждою пустой», «любви моей несчастной», «чудный взор, то нежный, то унылый», «досадой одинокой», «друг жестокий», «нескромный час». Пытаясь прояснить ситуацию, герой все время обращается к возлюбленной: «друг жестокий», «мой милый друг».

Элегия «Простишь ли мне мои ревнивые мечты» по праву причислена к шедеврам пушкинской любовной лирики. Тонкий психологизм, острота человеческих переживаний, глубинный философский подтекст - все это присутствует в пушкинском творении.

Любовная лирика Пушкина неповторима и своеобразна, “нежное, благоуханное и грациозное” чувство сочетается в ней с тонким психологизмом, с философским осмыслением ситуации, с выходом в перспективу будущего. В этих стихах нам не только открывается весь спектр переживаний лирического героя, но порой и создается образ героини, раскрывается ее внутренний мир, обрисовывается ее судьба.
Одно из таких произведений – элегия “Простишь ли мне ревнивые мечты”. Стихотворение было написано в 1823 году и посвящено возлюбленной поэта, Амалии Ризнич.
Лирическое содержание элегии составляет любовь и ревность героя, его терзания и муки. Но постепенно в стихотворении проясняется и образ героини, Ее. Это происходит благодаря микросюжетам, развертывающимся в сознании лирического героя.
Так, мы узнаем, что Она любит испытывать Его чувства, вызывая мучительные сомнения, терзания ревности:
Простишь ли мне мои ревнивые мечты,

Моей любви безумное волненье?

Ты мне верна: зачем же любишь ты

Всегда пугать мое воображенье?
Однако герой здесь еще уверен в чувствах возлюбленной:

“ты мне верна” звучит здесь как утверждение. Одновременно признается и “неправомерность” собственной ревности: в речи героя звучат извинительно-просительные интонации.
Затем мотив ревности усиливается. Поэт описывает поведение возлюбленной и пытается понять его мотивы:
Окружена поклонников толпой,
Зачем для всех казаться хочешь милой,
И всех дарит надеждою пустой
Твой чудный взор, то нежный, то унылый?
Однако здесь Он пока еще отчетливо понимает бесплодность своих подозрений: надежда, которую Она подает поклонникам – “пустая”. В дальнейшем герой как будто теряет контроль над ситуацией. В голосе его уже нет прежней уверенности, в чувствах – определенности.
Проясняя для читателя образ возлюбленной, герой одновременно открывает и свои чувства. Каждый микросюжет здесь сопровождается определенным комментарием, выражением своего отношения:
Мной овладев, мне разум омрачив,

Уверена в любви моей несчастной,

Не видишь ты, когда в толпе их страстной,

Беседы чужд, один и молчалив,

Терзаюсь я досадой одинокой;

Ни слова мне, ни взгляда… друг жестокий!
Рассказ героя и его впечатления создают в воображении читателя вполне определенный образ героини – гордой, равнодушной, бессердечной кокетки. Именно таково ее поведение в свете:
Заводит ли красавица другая

Двусмысленный со мною разговор, –

Спокойна ты; веселый твой укор

Меня мертвит, любви не выражая.

Скажи еще: соперник вечный мой,

Наедине застав меня с тобой,

Зачем тебя приветствует лукаво?..
Здесь уже и речи нет о верности. Герой уже почти подвергает сомнению саму возможность ответного чувства героини к нему, отдавая ее любовь другому:
Что ж он тебе? Скажи, какое право

Имеет он бледнеть и ревновать?..

В нескромный час меж вечера и света,

Без матери, одна, полуодета,

Зачем его должна ты принимать?..
Однако в конце стихотворения Он как будто возвращается к прежней уверенности: “Но я любим…” Однако в интонациях героя – не уверенность, а скорее раздумье. Он пытается убедить себя в том, что ошибается в своих подозрениях – отсюда последующая пылкость восклицаний, горячность:

Но я любим… Наедине со мною

Ты так нежна! Лобзания твои


“Чужая личность… „потеряна” для лирического героя, она распалась в его сознании на несовместимые противоречия души. Где истинное лицо героини – там, наедине с соперником, или здесь, наедине с героем, – для него это роковой в своей неразрешимости вопрос”, – пишет В. А. Грехнев.
Лирический герой здесь не в состоянии объяснить поведение возлюбленной. Она бессердечная, холодная кокетка в свете – и нежная, любящая наедине. Завершается стихотворение нежной просьбой к возлюбленной:
Мой милый друг, не мучь меня, молю:

Не знаешь ты, как тяжко я страдаю.
В этом стихотворении Пушкин представляет нам два характера, два различных темперамента, два мироощущения, два отношения к жизни, возможно, полярных в некоторых своих гранях. Лирический герой предстает перед нами как искренний, непосредственный человек, пылкий влюбленный. Однако мышление и восприятие его не слишком гибки, он находится в плену стереотипа обыденности.
В героине же мы тоже, вероятно, можем допустить и глубину чувства, и искренность, и ее верность возлюбленному. Однако в Ней есть и кокетство, и ум, и хитрость, и спокойствие, и самообладание. Мироощущение ее свободно от стереотипов, поэтому поведение более гибко, многовариантно.
Элегия написана в форме монолога-размышления. Композиционно стихотворение распадается на две части. Первая часть – описание поведения героини в свете. Вторая часть – описание поведения ее наедине с героем. Эти части противопоставлены друг другу, как противопоставлены эти ситуации в сознании героя. Он не понимает мотивов поведения возлюбленной. Это непонимание, недоумение выражается в большом количестве вопросительных предложений в первой части элегии. Четыре из них начинаются со слова “зачем”. Во второй части преобладают восклицательные предложения – герой пытается убедить себя в обманчивости своих первоначальных впечатлений. Этой же цели подчинена анафора:
…Лобзания твои
Так пламенны! Слова твоей любви
Так искренно полны твоей душою!
Анафора присутствует и в финале стихотворения:
Не знаешь ты, как сильно я люблю,
Не знаешь ты, как сильно я страдаю.
Здесь повтор Как бы снимает противопоставление первой и второй части стихотворения, подчеркивая силу чувств героя. Эмоциональность размышлений героя подчеркивается большим количеством эпитетов: “ревнивые мечты”, “безумное волнение”, “надеждою пустой”, “любви моей несчастной”, “чудный взор, то нежный, то унылый”, “досадой одинокой”, “друг жестокий”, “нескромный час”. Пытаясь прояснить ситуацию, герой все время обращается к возлюбленной: “друг жестокий”, “мой милый друг”.
Элегия “Простишь ли мне мои ревнивые мечты” по праву причислена к шедеврам пушкинской любовной лирики. Тонкий психологизм, острота человеческих переживаний, глубинный философский подтекст – все это присутствует в пушкинском творении.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. В 1827-ом году Александр Сергеевич Пушкин пишет своё знаменитое стихотворение “Поэт”. В своём творчестве автор неоднократно обращался к теме предназначения поэта, к его роли в...


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!