Русский язык гвэ 11. Проблемы, обозначенные в текстах для изложения

Пояснительная записка к экзаменационным материалам 2013/2014 учебного года для государственного выпускного экзамена (письменная форма) по русскому языку для обучающихся, освоивших образовательные программы среднего общего образования
Инструкция для экспертов, оценивающих экзаменационные работы по русскому языку в форме гвэ-11
Пояснительная записка к экзаменационным материалам 2013/2014 учебного года для государственного выпускного экзамена (письменная форма) по русскому языку для обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования
Инструкция для экспертов, оценивающих экзаменационные работы по русскому языку в форме гвэ-9
Инструкция для экспертов, оценивающих экзаменационные работы по русскому языку в форме ГВЭ-11
Система оценивания экзаменационных работ ГВЭ-9 и ГВЭ-11 представлена в методическом письме, размещенном на сайте ФГБНУ «ФИПИ» и направленном письмом Рособрнадзора от 13.03.2014 № 02-105 в органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования «Методическое письмо о проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования по математике и русскому языку в форме государственного выпускного экзамена (письменная форма

Данная инструкция дается в дополнение к подходам оценивания, описанным в указанном Методическом письме.

При оценке экзаменационной работы в целом и, в частности, при использования критерия «Грамотность и фактическая точность речи экзаменуемого» (см. таблицу №6: критерии ГК1–ГК4, ФК1) следует учитывать объём изложения с творческим заданием или сочинения.

Если в экзаменационной работе менее 70 слов (менее 50 слов для обучающихся коррекционных школ V и VII вида), то такая работа оценивается нулём баллов по всем критериям.

Если обучающийся выполнил оба вида работы

1) Указанные в таблице 6 нормативы применяются для проверки и оценки экзаменационной работы (в форме изложения с творческим заданием) суммарный объём которой составляет 250 и более слов (130 и более слов для обучающихся коррекционных школ V и VII вида).

2) Если суммарный объём изложения с творческим заданием составляет 70–249 слов (50–129 слов для обучающихся коррекционных школ V и VII вида), то по каждому из критериев ГК1–ГК4 и ФК1 не ставится больше 1 балла:


один вид работы

1) если в работе не менее 250 слов (не менее 130 слов для обучающихся коррекционных школ V и VII вида), то грамотность оценивается по таблице 6;

2) если в работе 70 – 249 слов (50–129 слов для обучающихся коррекционных школ V и VII вида), то по каждому из критериев ГК1–ГК4 и ФК1 не ставится более 1 балла (см. выше);

Оценка сочинения зависит не только от его содержания, но и от объема написанного. Если в сочинении менее 70 слов (менее 50 слов для обучающихся коррекционных школ V и VII вида), то такая работа оценивается нулём баллов по всем критериям.

Указанные в таблице 6 нормативы применяются для проверки и оценки сочинения, суммарный объём которого составляет 250 и более слов (130 и более слов для обучающихся коррекционных школ V и VII вида).

Если в сочинении более 70 слов (более 50 слов для обучающихся коррекционных школ V и VII вида), но менее 200 слов (менее 100 слов для обучающихся коррекционных школ V и VII вида), то такая экзаменационная работа оценивается нулём баллов по Критерию оценки сочинения на свободную (литературную) тему (таблицы 1 и 2). При этом такое сочинение подлежит оценке по критерию «Грамотность и фактическая точность речи экзаменуемого» (см. таблицу №6: критерии ГК1–ГК4, ФК1) с учетом следующих инструкций.

Если суммарный объём сочинения составляет 70 – 249 слов (50–129 слов для обучающихся коррекционных школ V и VII вида), то по каждому из критериев ГК1–ГК4 и ФК1 не ставится больше 1 балла:

ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;

ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;

ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;

ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.

ФК1 – 1 балл ставится, если фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет.

ГВЭ-11 по русскому языку

Инструкции по оценке изложения с творческим заданием с учетом объема экзаменационной работы

Если в экзаменационной работе менее 100 слов, то такая работа оценивается нулём баллов по всем критериям.

Если обучающийся выполнил оба вида работы (изложение и творческое задание), то оценивание по Критерию грамотности и фактической точности речи экзаменуемого осуществляется следующим образом.

1) Указанные в таблице 6 нормативы применяются для проверки и оценки экзаменационной работы (в форме изложения с творческим заданием) суммарный объём которой составляет 250 и более слов.

2) Если суммарный объём изложения с творческим заданием составляет 100–249 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 и ФК1 не ставится больше 1 балла:

ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;

ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;

ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;

ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.

ФК1 – 1 балл ставится, если фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет.
Если обучающийся выполнил только один вид работы (или изложение или творческое задание), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 и ФК1 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:

1) если в работе не менее 250 слов, то грамотность оценивается по таблице 6;

2) если в работе 100 – 249 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 и ФК1 не ставится более 1 балла (см. выше);

Инструкции по оценке сочинения с учетом объема экзаменационной работы

Оценка сочинения зависит не только от его содержания, но и от объема написанного. Если в сочинении менее 100 слов, то такая работа оценивается нулём баллов по всем критериям.

Указанные в таблице 6 нормативы применяются для проверки и оценки сочинения, суммарный объём которого составляет 250 и более слов.

Если в сочинении более 100 слов, но менее 250 слов, то такая экзаменационная работа оценивается нулём баллов по Критерию оценки сочинения на свободную (литературную) тему (таблицы 1 и 2). При этом такое сочинение подлежит оценке по критерию «Грамотность и фактическая точность речи экзаменуемого» (см. таблицу №6: критерии ГК1–ГК4, ФК1) с учетом следующих инструкций.

Если суммарный объём сочинения составляет 100 – 249 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 и ФК1 не ставится больше 1 балла:

ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;

ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;

ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;

ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.

ФК1 – 1 балл ставится, если фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет.

СОЧИНЕНИЕ. ТЕМА-ЛЮБОВЬ

Любовь в жизни каждого человека является неотъемлемой её частью. Природа наградила людей одним из самых прекрасных, возвышенных чувств на земле. Думаю, каждый в своей жизни однажды испытает это чувство. Главное суметь беречь и сохранить эти светлые чувства. Можно ли быть счастливым, если в сердце живёт любовь?

Так, в произведении А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» взаимоотношения главного героя и Розы- как изображение любви между мужчиной и женщиной. Прекрасная и капризная Роза манипулирует своим возлюбленным. Маленький принц страдает от от того, что любил её за слова, а не за дела. Ведь она дарила ему чудесный аромат, делая его счастливым. «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь», - обращается Лис к Маленькому принцу, который чуть не разочаровался в в своём цветке, увидев на Земле пять тысяч Роз. “Вы красивые, но пустые, - говорил Маленький принц. – Ради вас не захочешь умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но для меня она дороже всех вас…” . Таким образом, «слепое» сердце –это самое страшное и только искренняя любовь может вернуть ему зрение.

В рассказе Антона Павловича Чехова «О любви» главный герой Алёхин был безнадёжно влюблён в замужнюю женщину. Рассказ печален тем, что в финале они оба в поезде признаются друг другу в любви и на этом их пути разошлись. Я считаю, что Алёхин всё же был счастлив по-своему: эти частые посещения семьи Лугановичей хватали ему для того, лишь бы видеть Анну Алексеевну каждый день, быть ближе к ней. Эта история любви одного из героев «Маленькой трилогии». И мы можем только сочувствовать ему в том, что так сложились обстоятельства. В сердцах героев была любовь, которая, к сожалению, сделала их несчастными.

Итак, любовь- это светлое и в то же время сложное чувство, которое может сделать человека счастливым или глубоко несчастным. Порой от любви зависит жизнь возлюбленных. Как выражался Оноре де Бальзак: « В одном часе любви- целая жизнь». И человек потом ещё будет долго будет копаться в воспоминаниях, запечатлив в сердце лучшие мгновения в его жизни. Думаю, невозможно быть несчастным, когда в сердце уже поселилась любовь, которая делает человека чуть радостней.

СОЧИНЕНИЕ. ТЕМА-ЛЮБОВЬ

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты

Эти строки - шедевр русской классики, вышедшие из-под пера Александра Сергеевича Пушкина, посвящены Анне Кёрн, в которую когда-то так сильно был влюблён великий поэт. Любовь… Сложно сразу ответить, что же это за чувство? Почему к ней обращались поэты и писатели разных времен, и каждый пытался по-своему истолковать это многогранное чувство? Мы перечитываем сотни книг, сопереживаем нашим любимым героям, понимая, что любовь, как самое прекрасное чувство на земле, бывает многоликой…

Тема любви – вечная тема. Ей посвящены множество произведений русской классики и зарубежной литературы. Но мне хотелось бы затронуть такие произведения, как “Олеся” Александра Куприна и “Война и мир” Льва Толстого. Содержание этих произведений я храню в памяти так же, как и какие-то воспоминания и переживания из собственной жизни. Я хочу посвятить это сочинение двум лучшим героиням, на мой взгляд , из русской литературы – Олесе и Наташе Ростовой.

Душа Наташи – это само по себе целый роман, история жизни, а все главное проявляется в ее душевых качествах и поступках. Самые интересные страницы романа – Наташа и любовь. Они неразделимы. Любовь – это часть ее души. Любовь к Андрею-это самый прекрасный эпизод в романе, который был подвергнут многим жизненным испытаниям. Вспомним встречу Наташи и Андрея на балу. Кажется, это любовь с первого взгляда. Точнее будет назвать это каким-то внезапным единением чувств и мыслей двух малознакомых людей. Князь Андрей помолодел рядом с Наташей, стал непринужденным и естественным рядом с ней.

Но почему же Наташа, глубоко любя Андрея, неожиданно влюбляется в Анатолия? По-моему , это простой вопрос, и судить строго Наташу не хочется. У нее изменчивый характер. Она реальный человек, которому не чуждо все мирское, она загадка сама для себя. Наташа Ростова, как любимый женский образ у Толстого, как мне кажется , ещё и прост, но в то же время сложен…В итоге, все же, победила настоящая любовь. Наташа поняла, что тот, кого она боготворила, кем восхищалась, кто был ей дорог,

жил в ее сердце все это время. Она испытала любовь и ненависть, создала великолепную семью, найдя в ней душевное успокоение.

В повести Куприна «Олеся» главная героиня и её возлюбленный- совершенно разные люди по статусу, характеру. Иван Тимофеевич – начинающий писатель, городской интеллигент. Олеся живёт в лесу. Казалось, что у них общего? Но это любовь, которая полностью изменила жизнь Олеси. Природа отталкивает все расчёты, и между ними зажглась та искра, которая согрела их сердца и души навсегда. Девушка невероятна сильна и обладает лучшими человеческими качествами. Гонимая суеверными крестьянами, Олеся уходит, оставив на память Ивану Тимофеевичу нитку «коралловых» бус. Она знает, что для него скоро все пройдет и он радостно вспомнит ее любовь. Таким поступком может похвастаться не каждый, ведь покинуть родное жилище ради любви сможет не каждый из нас. Поэтому, я считаю, что Олеся -отличный пример для темы любви в русской литературе.

Итак, любовь – это чувство самоотверженной, сердечной привязанности. Важно сохранить его, не сломаться и не поддаться искушению со стороны… И данные произведения являются эталонами, где авторы показывают своих лучших персонажей, которые способны на искренние и чистые чувства.

СОЧИНЕНИЕ. ТЕМА- ВРЕМЯ

Время- бесценно. Это, пожалуй, единственная драгоценность в жизни человека, которой он не в силах управлять. Но его можно и нужно рационально использовать во благо себя и других, чтобы зря не прожить жизнь впустую. «Жизнь долга, если она полна. Будем измерять её поступками, а не временем»- цитировал Сенека. Я согласна с этим высказыванием, так как именно поступки скажут многое о человеке…

Когда я читала рассказ Николая Лескова «Человек на часах», я задумалась о том, что часто соблюдение правил и рамок в обществе ведёт к равнодушию судьбам людей. Так, главный герой часовой дворца Постников, бросает свою караульную будку и спасает человека, тонущего в ледяной воде Невы. Он понимал, что, покидая пост, будет наказан. Но забыв о себе, часовой воспользовался временем, которое ещё может спасти жизнь человеку. К сожалению, его героизм не оценили, а наоборот: медаль о спасении дают постороннему человеку, а Постникова сажают в карцер. В рассказе есть «говорящая» фамилия- подполковник Свиньин. Его интересует только карьера и мнение начальства. И как итог, солдата, совершившего подвиг, бьют двумястами палками. Автор раскрыл тему совести, бесчеловечности и глупости. Во времена правления Николая в войсках были именно такие суровые правила.

Время тяжелейших испытаний показано в повести Константина Воробьёва «Это мы, господи!». В начале Великой Отечественной войны главный герой лейтенант Сергей Костров попадает в плен к немцам, который неоднократно пытается сбежать. В повести показана непобедимая сила воли и терпения молодого человека. Из лагеря в лагерь, из плена в плен- вот так закаляется молодость двадцатитрёхлетнего Сергея. Жизнь на войне заставила его взглянуть по-другому на людей: не жестокость, не злость, а доверие, взаимовыручка, жертва собой- вот к чему пришёл лейтенант. Можно сказать, что именно время, стечение обстоятельств меняют человека.

Итак, главное свойство времени в том, что оно беспрерывно течёт, не останавливаясь. Иногда человеку не хватает какой-то одной минутки для чего-то очень важного! Жаль, что мы не можем её забрать у того, кто потратил бы её впустую и передать тому, кто в ней нуждается. Поэтому людям нужно научиться беречь время и тратить его только на то, что имеет смысл. В завершении хочется выразиться словами английского философа Фрэнсисом Бэконом: « Выбрать время - значит сберечь время, а что сделано несвоевременно, сделано понапрасну». И пусть каждый из нас выбирает время правильно, ни о чём в дальнейшем не жалея!

СОЧИНЕНИЕ.ТЕМА-ВРЕМЯ

О необходимости времени знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Что же такое время? Что оно из себя представляет? Давайте в этом разберемся.

Время – это продолжительность чего-нибудь, измеряемое секундами, минутами, часами. Это величина, которая непрерывно течет. Каждый человек на планете должен ценить время, ведь его невозможно остановить, невозможно повернуть в обратную сторону. Среди неизвестного в окружающей нас природе самым неизвестным является время, ибо никто не знает, что такое время и как им управлять.

Как часто нам приходится сталкиваться с проблемами, связанными со временем, в повседневной жизни. Ежедневно кто-то опаздывает на работу, на учебу. Многим людям не хватает времени, чтобы завершить начатое дело. Бывают случаи, когда не хватает считанных секунд для спасения чьей-либо жизни. Именно в таких случаях люди понимают всю ценность времени.

Время – понятие интересное. Оно может что-то у нас забрать, что-то может дать. Также время может изменить наши взгляды, интересы.

Проблемы, связанные со временем, волновали многих русских писателей. Особенно остро эта проблема представлена в произведении Антона Павловича Чехова «Пари». Это рассказ, в котором Чехов повествует нам о споре молодого юриста и банкира. Юрист должен был прожить пятнадцать лет в добровольном заключении, то есть никого не видеть, никого не слышать, ни с кем не говорить весь этот долгий срок. Герой использовал это время для своего развития. Время сильно изменило молодого юриста не только внешне. Изменения произошли в его мировоззрении. Он стал презирать деньги, которые были ему важны раньше. В конце концов, юрист нарушил условия пари, чтобы показать всем насколько он изменился.

Также четко поставлена данная проблема в пьесе «Вишневый сад», которую написал писатель и драматург Антон Чехов. С первых строк произведения он дает понять, что тема времени в пьесе важна. Суждения героев о настоящем, прошлом и будущем раскрывают их характер. Начиная с первой ремарки, Чехов отмечает, что время в доме Раневских остановилось. В семье давно нет детей, но одна из комнат до сих пор называется детской. Все жители дома постоянно вспоминают о событиях, случившихся пять лет назад. О прошлом напоминает все: детская, шкаф, пруд, в котором утонул сын Раневской, сад. Итак, время в пьесе – это время остановившихся часов, время прошлых лет, которые не хотят покидать этого имения и владеют умами и душами героев.

В заключении, известный английский актер Джейсон Стэтхэм сказал: «Время так быстротечно, когда куда-то спешишь, и так медлительно, когда чего-то ждешь». Я полностью согласна с высказыванием актера, потому что нужно ценить свое время и все успевать. В конце концов, хочу сказать, что время бесценно и каждый должен беречь его.

СОЧИНЕНИЕ. ТЕМА- ПУТЬ

Так сложилось, что человек всегда стоит перед каким-то выбором. Мне кажется , выберет ли он правильный путь зависит, наверное, от моральных ценностей, которые заложены в человеке. Хотя, думаю, никогда не поздно изменить ситуацию в лучшую сторону. Главное - было бы желание, а также осознание того, для чего ты это делаешь вообще…

Ярким таким примером является образ главного героя Павла Ивановича Чичикова в произведении Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души». К сожалению, этот персонаж выбрал для себя очень циничный и расчётливый путь. Во что бы то ни стало он решил добиться для себя комфортной жизни. И эта мечта превращается в цель и смысл жизни. И никакие угрызения совести, романтика не могут его отвлечь от достижения главной цели его жизни. Мне образ такого героя не симпатичен. Во-первых, Чичиков изворотлив; ему ничего не стоит переступить через человека, как это произошло с учителем, даже не задумавшись о его боли. Во-вторых, Павел Иванович ловок и хитёр; он хорошо знает как извлечь выгоду из обычных ситуаций. Из романа мы узнаём, что он систематически устраивает переписи, систему пошлин на крестьянские души. Герой осваивает намеченный путь, выполняя завет отца «копить копейку» и это, по моему мнению, уже не мечта, а коварный план. Это произведение нам показывает, что выбор пути зависит от желаний, которые движут человеком. Сильная и упорная личность всегда воспримет такой путь, как руководство к действию. Но главное, я считаю, это чтобы путь человека не преследовал корыстные цели и был свободен от подлости, жестокости и бесчестия.

«Береги честь смолоду», - такие наставления давал отец своему сыну - Пётру Гринёву, главному герою повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Перед нами проходит весь его жизненный путь, становление личности. Этот путь для сына Петра выбирает отец: он отправляет его в Оренбург. В Белогорской крепости Гринев приобретает такие черты характера, как честность, благородство, порядочность, верность присяге. Молодой человек полюбил дочь коменданта крепости Машу Миронову. Швабрин посмел посмеяться над чувствами Маши и Петра. Но Гринёв, рискуя собственной жизнью, защитил честь девушки, вызвав врага на дуэль. Во время восстания Пугачёва главный герой проявил такие качества, как гуманность и доброта, отвращение к жестокости и бесчеловечности. Таким образом, сохраняя свою жизнь и жизнь Маши Мироновой, он и заслужил уважение Емельяна Пугачева-руководителя восстания.

В этой повести Пушкин показал, как преображается личность его героя. С детства в нём заложено много хороших качеств, но поистине они раскрываются во время жизненных испытаний. И, пройдя этот путь, мы видим, как юноша становится зрелым мужчиной, способным отвечать за свои поступки.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что перед человеком открыты все дороги. А вот какую именно выберет он, зависит только от его внутренних качеств и стремлений. Очень хочется верить, чтобы и в наше современное время были такие личности, как Пётр Гринёв!

СОЧИНЕНИЕ. ТЕМА-ДОМ

«Всё в человеке начинается с детства»,- подчеркнул писатель Михалков. Для каждого из нас родительский дом имеет огромное значение. Ведь в отчем доме человек получает духовный и нравственный заряд на всю оставшуюся жизнь, в семье закладываются в человеке те нравственные ориентиры, которые будут нужны ему на протяжении всей жизни. Именно здесь человек ощущает и познаёт все начала в жизни. И какими будем мы в жизни - это зависит от семьи, в которой мы выросли, от той духовной атмосферы, которая царила в родительском доме.
Многие писатели в своих произведениях размышляли о значении семьи в воспитании детей. Так, в комедии «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин показывает имение дворян Простаковых, где глава семьи не мужчина, а госпожа Простакова. Атмосфера здесь тяжёлая, так как с утра до вечера здесь слышатся крики, ругань, грубые слова. Помещица - властная и хитрая женщина, следит за всеми, лжёт; на неё нет управы.
Она ругает портного Тришку и мужа, который только потакает своей жене. Жена деспотична по отношению к мужу- подкаблучнику. Так, по мнению Фонвизина, деспотизм уничтожает в человеке всё человеческое.
Парадокс, эта злобная и жестокая женщина сильно любит своего сына-Митрофанушку и пытается во всём ему угодить. Но в атмосфере родного дома, которым она управляет, её сын ничему хорошему не мог научиться, поэтому комедия завершается тем,
что хозяйка дома не только лишается права управлять своим имением, но, что самое страшное, её предаёт Митрофан: он отказывается от матери. И лишь положительный персонаж- Стародум замечает: «Вот злонравия достойные плоды». Совсем другой образ дома графа Ильи Николаевича Ростова создан в романе «Война и мир» Льва Толстого. Ведь глава дома - граф Илья Николаевич Ростов, который обожает свою семью, доверительно относится к детям, и отсюда, как результат- в доме дружная атмосфера, хозяева гостеприимны; здесь любят пение и танцы. Толстой подчёркивает, что графиня Ростова также является хорошим примером для своих дочерей. Она - первая советчица, великодушна, душевна в обращениях с детьми, гостеприимна, открыта. Мы видим, что в таком родительском доме дети воспитывались в особой атмосферой духовности. Дети Ростовых, в первую очередь, наделены самыми прекрасными ценностями –это патриотизм, благородство, уважение, взаимопонимание и поддержка. Так, Наташа, не раздумывая, отдаёт подводы для раненых, Николай спасает Марью Болконскую во время бунта крестьян, а Петя добровольцем уходит на фронт и погибает.
Итак, перед нами два абсолютно разных дома. И какие они разные… Первый – дом госпожи Простаковой, где царит хаос в душах хозяев; второй – дом Ростовых, образец семейного уюта и счастья. И я надеюсь, что и в наше время будет как можно больше родителей, заботящихся о своей семье и крепкой духовной атмосфере в ней. Пусть каждый дом станет настоящим истоком нравственных ориентиров для молодых людей!

Государственный выпускной экзамен в 2017 г.

Иванова А.В., учитель русского языка и литературы

УКП при ИК-2 с.Талицы


ПОРЯДОК ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ от 26 декабря 2013 г. N 1400 (в действующей редакции)

  • ГИА проводится в форме государственного выпускного экзамена (далее - ГВЭ) с использованием текстов, тем, заданий, билетов - для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в … учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы… для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или для обучающихся детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 1394 (в действующей редакции)

  • ГИА проводится:

в форме письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов (далее - государственный выпускной экзамен, ГВЭ) - для обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования …

в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, … а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, освоивших образовательные программы основного общего образования…


Спецификации экзаменационных материалов для проведения ГВЭ «ФИПИ» ГВЭ -11 http://fipi.ru/ege-i-gve-11/gve-11 ГВЭ-9 http://fipi.ru/oge-i-gve-9/gve-9

  • РУССКИЙ ЯЗЫК (устная форма) ГВЭ-11 2017 г. (248.8 Kb)
  • РУССКИЙ ЯЗЫК (письменная форма) ГВЭ-11 2017 г. (346.2 Kb)
  • Разъяснения ФГБНУ «ФИПИ» по вопросу организации изложения на ГВЭ-9 и ГВЭ-11 по русскому языку для следующих участников с ОВЗ: глухих и слабослышащих обучающихся, обучающихся с задержкой психического развития, с тяжёлыми нарушениями речи (199.2 Kb)
  • А также спецификации по математике и по предметам по выбору

  • Особенности экзаменационной работы
  • Форматы экзаменационной работы
  • Особенности форматов экзаменационной работы
  • Оценивание экзаменационной работы
  • Критерии оценивания экзаменационной работы
  • Образцы экзаменационных материалов
  • Рекомендации по квалификации ошибок

Особенности экзаменационной работы ГВЭ по русскому языку (письменная форма)

  • Письменный экзамен ГВЭ по русскому языку проводится в нескольких форматах в целях учёта возможностей разных категорий его участников: участников без ОВЗ и участников с ОВЗ .
  • Участникам ГВЭ без ОВЗ предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: сочинение или изложение с творческим заданием ( номер экзаменационных материалов содержит помету «А»).

Форматы экзаменационной работы ГВЭ по русскому языку (письменная форма) для участников ГВЭ с ОВЗ

  • 1. Э кзаменационные материалы содержат помету «А»– обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся – изложение (сжатое) с творческим заданием или сочинение по выбору выпускника. Экзаменационные материалы аналогичны тем, что разрабатываются для обучающихся без ОВЗ.
  • 2. Э кзаменационные материалы содержат помету «К» – глухие обучающиеся, обучающиеся с задержкой психического развития, с тяжёлыми нарушениями речи – изложение (сжатое) с творческим заданием (в 9 кл. изложение сжатое или подробное) или сочинение по выбору выпускника.
  • 3. Э кзаменационные материалы содержат помету «С» – слепые обучающиеся, слабовидящие и поздноослепшие обучающиеся, владеющие шрифтом Брайля – изложение (сжатое) с творческим заданием или сочинение по выбору выпускника.
  • 4. Э кзаменационные материалы содержат помету «Д» – обучающиеся с расстройствами аутистического спектра – диктант с особыми критериями оценивания.

Формы ГВЭ (письменная форма)

  • ГВЭ в форме сочинения
  • ГВЭ в форме изложения с творческим заданием
  • ГВЭ в форме диктанта

  • Продолжительность экзаменационной работы - 3 часа 55 минут (235 минут).

Это время по желанию участника с ОВЗ может быть увеличено на 1,5 часа.

  • Дополнительные материалы и оборудование

Участникам экзамена разрешается пользоваться орфографическими и толковыми словарями, предоставленными образовательной организацией.


Примерный комплект тем сочинений с маркировкой «А» и «С» (на свободную тему по философской или этико-нравственной проблематике)

9 класс

11 (12) класс

1. Умение видеть красоту природы делает человека богаче.

2. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других.

1. Истинный патриотизм доказывается не словом, а делом. (В. Белинский)

2. Все ли средства хороши на пути к достижению благородной цели?

3. Нужны ли знания современному человеку?

4. Можно ли выбрать профессию на всю жизнь?

3. Язык есть исповедь народа, в нем слышится его природа, его душа и быт родной… (П. Вяземский)

4. Размышления о роли отдельного человека в судьбе Отечества…

5. Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?

(объём сочинения от 250 слов )

(объем сочинения от 300 слов )


ГВЭ-11 в форме изложения с творческим заданием

  • Сжатое изложение с творческим заданием содержит текст, творческое задание. Текст для сжатого изложения представляет собой фрагмент статьи, очерка, рассказа философской, социальной, нравственной проблематики . Текст рассматривается как стимул для написания сочинения-рассуждения.
  • Творческое задание предполагает формулировку одной из проблем прочитанного текста и аргументацию собственной позиции.

ГВЭ-9 в форме изложения с творческим заданием

  • Задание предполагает написание сжатого изложения по прослушанному тексту, творческое задание. Текст для изложения представляет собой фрагмент статьи, очерка, рассказа философской, социальной, нравственной проблематики. Текст рассматривается как стимул для написания сочинения-рассуждения.
  • Предложенный для изложения текст читается организатором в аудитории трижды.
  • Творческое задание формулируется в виде вопроса, связанного с проблематикой текста. Вопрос нацеливает на комментарий к поставленной проблеме и аргументацию собственной позиции.

Творческое задание с маркировкой «А» и «С»

9 класс

11 (12) класс

Дайте аргументированный ответ на вопрос:

Что значит любовь к родному краю?

Напишите сочинение по прослушанному тексту.

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прослушанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

(объем от 200 слов )

(объём от 200 слов)


Оценивание результатов ГВЭ по русскому языку (письменная форма)

Изложение с творческим заданием оценивается по следующим критериям:

  • критерии оценки сжатого (подробного) изложения – 4 первичных балла;
  • критерии оценки выполнения творческого задания к изложению (сочинение)– 3 первичных балла;
  • критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого – 10 первичных баллов.

Максимальный первичный балл за написание сжатого изложения и творческого задания (сочинения) – 17 .


Шкала пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной системе оценивания

Первичный балл


Критерии оценивания экзаменационной работы по русскому языку в форме ГВЭ (письменная форма)

  • Критерии оценки сочинения на свободную тему
  • Критерии оценки сжатого изложения
  • Критерии оценки подробного изложения
  • Критерии оценки творческого задания
  • Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого
  • Соблюдение орфографических норм
  • Соблюдение пунктуационных норм
  • Соблюдение грамматических норм
  • Соблюдение речевых норм
  • Фактическая точность письменной речи
  • Критерии оценки диктанта

Бланки государственного выпускного экзамена в 2017 году (Приложение к приказу Департамента образования Ивановской области от 16.03.2017 № 399-о)


Тренировочные сборники для подготовки к ГИА обучающихся с ОВЗ http://fipi.ru/sborniki-OVZ

Тематика сочинений в 11 (12)классе:

Проблемы, обозначенные в текстах для изложения:

1) Человек и страна, в которой он живёт

2) Добро и зло в современном мире

  • Милосердие, сострадание
  • Человек и природа
  • Добрые, благие дела, радости бытия
  • Роль музыки, искусства в жизни человека
  • Богатство русского языка
  • Следы войны
  • Выбор в жизни человека

3) Языковые реалии современного общества

4) Человек – Личность – История

5) Выбор в жизни человека




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!