Теория маслоу о самоактуализации личности. Теория самоактуализации маслоу

Вариант № 2.

1. Соотношение понятий методология, методика и метод

2. Теория самоактуализации А. Маслоу..

3. Внимание как психическое состояние. Методические рекомендации. Раскрыть сущность понятия и дать его характеристику (виды внимания, свойства, прикладной аспект-применение знаний об особенностях внимания в обучении и обыденной жизни); физиологические основы внимания.

    Метод – совокупность правил, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности. Он служит получению и обоснованию объективно истинного знания.

Характер метода определяется многими факторами: предметом исследования, степенью общности поставленных задач, накопленным опытом, уровнем развития научного знания и т.д. Методы, подходящие для одной области научных исследований, оказываются непригодными для достижения целей в других областях. В тоже время многие выдающиеся достижения в науке – следствия переноса и использования методов, хорошо зарекомендовавших себя в других областях исследования. Таким образом, на основе применяемых методов происходят противоположные процессы дифференциации и интеграции наук.

Учение о методах – методология. Методология - это вся совокупность приемов и средств теоретического познания. Она определяет пути и методы поиска истины, и одновременно ограждает ученого и науку в целом от эклектики, ограничивает сферу действия отдельных парадигм и методов их использования. Без выбора методологии практически безрезультативен научный поиск, а иногда он вообще невозможен.
Иное дело, что существуют методологии разного объема и разного уровня исследований. Обычно выделяют общую и частную методологии:

    Общая методология - это некая совокупность необходимых и достаточных научных принципов рассмотрения общественного явления, например, психологического вообще.

    Частная методология (ее еще иногда называют специальной)- определяет специфику применения общих принципов исследования для конкретной сферы психологии, например, социальной.

Методологические приемы – это конкретные методики исследования.

Методика – это конкретное воплощение метода в соответствии с целью исследования.

Многообразие видов человеческой деятельности обуславливает использование различных методов, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям. В научном познании применяют методы общие и специфические, эмпирические и теоретические, качественные и количественные и т.д.

Классификация методов психологии по Б.Г.Ананьеву.

Она объединяет четыре большие группы методов:

    Организационные.

    Эмпирические.

    Приемы обработки экспериментальных данных.

    Интерпретационные.

В группу организационных методов входят: сравнительный, лонгитюдный и комплексный. Организационные методы, судя уже по их названию, призваны определять стратегию исследования. От выбора того или иного способа организации зависит ход всего исследования, его конечный теоретический и практический результат.

Эмпирический блок служит для сбора фактов и объединяет довольно большую группу методов:

    обсервационные (все виды наблюдения и самонаблюдения);

    экспериментальные (естественный, лабораторный, полевой, формирующий или психолого-педагогический);

    психодиагностические (тесты стандартизованные и проективные, анкеты, социометрия, интервью, беседа);

    праксиметрические (приемы анализа процессов и продуктов деятельности - хронометрия, циклография, профессиография, качественная оценка изделий и выполненных работ);

    моделирование (математическое, кибернетическое и т.п.);

    биографические (анализ фактов, дат, событий жизненного пути, документации, свидетельств и т.п.).

Приемы обработки экспериментальных данных были разделены Б.Г.Ананьевым на: количественные и качественные. К первым относятся математико-статистические приемы обработки психологической информации. Ко вторым - описание случаев, не только наиболее полно отражающих типы и варианты психических явлений, но и являющихся исключением или нарушением общих правил.

Интерпретационные методы - синтетические и включают в себя генетические (филогенетический, онтогенетический, социогенетический и т.п.) и структурные (психография, типологическия классификация). Отражают связи как между фазами и уровнями развития, так и между изучаемыми характеристиками личности. Генетический метод интерпретирует весь материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических функций, образований, свойств личности. Структурный метод интерпретирует весь собранный материала в характеристиках систем и типов связей между ними, образующих личность, социальную группу.

Рассмотрев классификацию разных методов можно сделать вывод, что наука пытается найти ответы, как устроена психика человека, но каждый раз результат получается разный. Поэтому и существует мнение, что психология человека необъяснима и загадочна. Сколько бы методов изучения человеческой психики не существовало, до конца изучить ни когда не удастся.

    Теория личности Абрахама Маслоу (1908-1970) строится на основе исследования психически зрелых, прогрессивных, творческих людей, образующих так называемую "растущую верхушку" общества.

Маслоу определяет самоактуализацию как «полное использование талантов, способностей, возможностей и т.п.»

Маслоу описывал восемь путей, которыми индивидуум может самоактуализироваться, восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации:

    "Прежде всего, самоактуализация означает переживание полное, живое, беззаветное, с полной концентрацией и полным впитыванием, полным сосредоточением и погруженностью, т. е. переживание без подростковой застенчивости. В момент самоактуализации индивид является целиком и полностью человеком. Это момент, когда Я реализует самое себя … Ключом к этому является бескорыстие. " Обычно мы сравнительно мало сознаем, что происходит в нас и вокруг нас. Однако у нас бывают моменты повышенного сознавания и интенсивного интереса, и эти моменты Маслоу называет самоактуализирующими.

    Если мыслить жизнь как процесс выборов, то самоактуализация означает: в каждом выборе решать в пользу роста. В каждый момент имеется выбор: продвижение или отступление. Либо движение к еще большей защите, безопасности, боязни, либо выбор продвижения и роста. Самоактуализация - это непрерывный процесс; она означает многократные отдельные выборы: лгать или оставаться честным, воровать или не воровать. Самоактуализация означает выбор из этих возможностей возможности роста. Вот что такое движение самоактуализации.

    Актуализироваться - значит становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциальности. Под самостью же Маслоу понимает сердцевину, или эссенциальную природу индивидуума, включая темперамент, уникальные вкусы и ценности. Таким образом, самоактуализация - это научение сонастраиваться со своей собственной внутренней природой. Это значит, например, решить для себя, нравится ли тебе самому определенная пища или фильм, независимо от мнений и точек зрения других.

    Честность и принятие ответственности за свои действия - существенные моменты самоактуализации. Маслоу рекомендует искать ответы внутри, а не позировать, не стараться хорошо выглядеть или удовлетворять своими ответами других. Каждый раз, когда мы ищем ответы внутри, мы соприкасаемся со своей внутренней самостью. Всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он самоактуализуется.

    Первые пять шагов помогают развить способность лучшего жизненного выбора. Мы учимся верить своим суждениям и инстинктам и действовать в соответствии с ними.

    Самоактуализация - это также постоянный процесс развития своих возможностей и потенциала. Это, например, развитие умственных способностей посредством интеллектуальных занятий. Это означает использование своих способностей и разума и "работа ради того, чтобы делать хорошо то, что ты хочешь делать". Большой талант или разумность - не то же самое, что самоактуализация. Многие одаренные люди не смогли полностью использовать свои способности, другие же, может быть, со средним талантом, сделали невероятно много.

    "Пик-переживания" - переходные моменты самоактуализации. В эти моменты человек более целостен, более интегрирован, больше сознает себя и мир в моменты "пика". В такие моменты мы думаем, действуем и чувствуем наиболее ясно и точно. Мы больше любим и в большей степени принимаем других, более свободны от внутреннего конфликта и тревожности, более способны конструктивно использовать нашу энергию.

    Дальнейший шаг самоактуализации - это обнаружение своих "защит" и работа отказа от них. Найти самого себя, раскрыть, что ты собой представляешь, что для тебя хорошо, а что плохо, какова цель твоей жизни - все это требует разоблачения собственной психопатологии. Нам нужно лучше сознавать, как мы искажаем образы себя и образы внешнего мира посредством репрессий, проекций и других механизмов защиты.

ИЕРАРХИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ, ПО МАСЛОУ:

1. физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.)

2. потребность в безопасности (стабильность, порядок)

3. потребность в любви и принадлежности (семья, дружба)

4. потребность в уважении (самоуважение, признание)

5. потребности самоактуализации (развитие способностей)

В основе этой схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху.

Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью, прежде чем другая, расположенная выше потребность, проявится и станет действующей. Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. Таким образом, физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены, прежде чем возникнут потребности безопасности; физиологические потребности и потребности безопасности и защиты должны быть удовлетворены до некоторой степени, прежде чем возникнут, и будут требовать удовлетворения потребности принадлежности и любви.

Маслоу пришел к заключению, что самоактуализирующиеся люди имеют следующие характеристики.

1. Высшая степень восприятия реальности. Она означает повышенное внимание, ясность сознания, сбалансированность всех способов познания действительности. Вряд ли можно более точно описать это свойство.

2. Более развитая способность принимать себя, других и мир в целом такими, какими они есть на самом деле. Это свойство отнюдь не означает примирения с действительностью, но говорит об отсутствии иллюзий относительно ее. Человек руководствуется в жизни не мифами и не коллективными представлениями, а по возможности научными и во всяком случае диктуемыми здравым смыслом, трезвыми мнениями об окружающем.

3. Повышенная спонтанность. Иначе говоря, быть, а не казаться. Это означает выявление своей личности, свободное излияние ее, отсутствие комплексов неполноценности, боязни показаться смешным, нетактичным, профаном и т.п. Иначе говоря, простота, доверие к жизни.

4. Более развитая способность сосредоточиваться на проблеме.

Кажется, такая способность более понятна: упрямство, упорство, вгрызание в проблему и способность ее рассматривать и обсуждать с другими и наедине с собой.

5. Более выраженная отстраненность и явное стремление к уединению. Психически здоровому человеку необходима душевная сосредоточенность, он не боится одиночества. Напротив, оно ему необходимо, потому что оно поддерживает его непрерывный диалог с самим собой, помогает внутренней жизни. Человек должен работать внутри себя, воспитывать свою душу, должен уметь разговаривать с Богом, если это человек религиозный.

6. Более выраженная автономность и противостояние приобщению к какой-то одной культуре. Непрерывное ощущение себя частью какой-то культуры, семьи, группы, какого-то общества вообще признак психической неполноценности. В целом, в важных жизненных вещах человек не должен никого представлять, не быть ничьим делегатом. Это означает, что он должен черпать из всех источников, быть способным воспринимать все культуры и не быть подчиненным ни одной из них. Регулятором поведения здоровой личности служит не мнение окружающих, не их взгляды, не их одобрение и не их правила, а кодекс поведения, выработанный в диалоге с высшим началом в себе. Короче говоря, не безличная культура стыда, а культура вины, не внешнее принуждение к одинаковому поведению, а многовариантность поведения на основе самостоятельного видения жизни в целом характеризуют психически здоровую личность.

7. Большая свежесть восприятия и богатство эмоциональных реакций.

Вероятно, данная характеристика не нуждается в дополнительных разъяснениях. Если человек есть единство эмоциональной, интеллектуальной и физиологической сфер, то должен брать лучшее из всех них.

8. Более частые прорывы на пик переживания.Вот это качество как раз нуждается в комментариях. Пиковыми переживаниями Маслоу называет моменты осознания, озарения, откровения. Это время наивысшей сосредоточенности, когда человек приобщается к истине, к чему-то превышающему его силы и способности. В такие моменты он как бы переходит на более высокую ступень, ему вдруг становятся понятными, открываются тайны и смыслы бытия. К таким переживаниям не обязательно относятся, допустим, научные открытия или радость художественных вдохновений творца. Их может вызывать миг любви, переживание природы, музыки, слияние с высшим началом. Главное, что человек в такие моменты чувствует не отстраненность, а соединенность с высшими силами.

9. Более сильное отождествление себя со всем родом человеческим.

Всечеловечность, чувство единства гораздо больше того, что нас всех разъединяет. Неповторимость и несхожесть людей есть основание для близости, а не для их вражды.

10. Изменения в межличностных отношениях. Психически здоровая личность самодостаточна и самостоятельна, она менее зависима от других личностей. И это означает, что у нее нет страха, зависти, потребности в одобрении, похвале или привязанности. Она не имеет нужды лгать и приспосабливаться к людям, не зависит от их пристрастий и общественных установлений. Она равнодушна вообще к знакам поощрения и порицания, ее не увлекают ордена и слава, награду они находят внутри, а не вне себя.

11. Более демократичная структура характера. Самореализующаяся личность не нуждается ни в какой общественной иерархии, в авторитетах и кумирах. Нет у нее и желания властвовать над другими, навязывать им свои мнения. Она устраивает вокруг себя островки сотрудничества, а не исполнения инструкций, коллектив для нее не иерархически построенная организация, а собрание незаменимых специалистов. В общественной структуре такому человеку соответствует демократическое общественное устройство. Вообще, у таких людей, на какой бы должности и какое бы общественное место они ни занимали, хоть самое незаметное, нет начальства. Они умеют устраиваться везде так, чтобы не иметь над собой контролеров и зависимых от них материально людей.

12. Высокие творческие способности. В каком-то высшем смысле понятия человек и творец совпадают. Если в наличии этого мы не видим, если вокруг, как нам кажется, серые, незначительные, незаметные люди, значит, это общество дурно устроено, оно не дает человеку возможности, простора для самоактуализации.

13. Определенные изменения в системе ценностей. Люди, достигшие определенной степени самореализации, имеют очень высокое мнение об окружающих. Они верят в людей, в человечество, в его судьбу, в его лучшее будущее, хотя и не обязательно могут сформулировать это в словах. Иначе говоря, у них положительный настрой, они не только доброжелательны к другим, но обладают определенной и, как правило, твердой положительной жизненной философией, системой взаимоувязанных ценностей.

14. Креативность. Маслоу обнаружил, что все без исключения самоактуализирующиеся люди обладают способностью к творчеству. Однако творческий потенциал его испытуемых проявлял себя не так как у выдающихся талантов в поэзии, искусстве, музыке или науке. Маслоу говорил, скорее о такой же естественной и спонтанной креативности, которая присуща неиспорченным детям. Это креативность, которая присутствует в повседневной жизни как естественный способ выражения наблюдательной, воспринимающей новое и живительно простой личности.

Чтобы быть креативным, самоактуализирующемуся человеку не обязательно писать книги, сочинять музыку или создавать живописные полотна. Говоря о своей теще, которую он считал самоактуализирующейся, Маслоу подчеркивал именно этот факт. Он говорил, что хотя его теща не обладает талантами писателя или актера, она в высшей степени творчески подходит к приготовлению супа. Маслоу замечал, что в первоклассном супе всегда больше творчества, чем во второсортной поэзии!

15. Сопротивление окультуриванию. Самоактуализирующиеся люди находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя в то же время определенную внутреннюю независимость от нее. Они обладают автономностью и уверенностью в себе, и поэтому их мышление и поведение не поддается социальному и культурному влиянию. Такое сопротивление окультуриванию не означает, что самоактуализирующиеся люди нетрадиционны или антисоциальны во всех сферах человеческого поведения. Например, в том, что касается одежды, речи, пищи и манеры поведения, если это не вызывает у них явных возражений, они не отличаются от других. Подобным образом, они не тратят энергии на борьбу с существующими обычаями и правилами. Однако они могут быть чрезвычайно независимыми и нетрадиционными, если затрагиваются какие-то основные их ценности. Поэтому те, кто не дает себе труда понять и оценить их, иногда считают самоактуализирующихся людей непокорными и эксцентричными. Самоактуализирующиеся люди также не требуют от своего окружения немедленного улучшения. Зная о несовершенствах общества, они принимают тот факт, что социальные перемены могут быть медленными и постепенными, но их легче достичь, работая внутри этой системы.

Из всего можно сделать вывод, что любой человек – талант и все, что он умеет тоже талант. Нельзя останавливаться на чем то одном, нужно на протяжении всей жизни воспитывать самого себя, раскрывать таланты, искать что то новое в себе. Все что бы мы не делали продвигает нас по «лестнице» жизни вверх.

психология. литер. Ананьев Б.Г.психология человека. Гальперин.П.Я.Введение в психологию. Гамезо.Н.В Домашенко И.А. Атлас по психологии,М.,2000. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение вобшую психологию,М.,1988

Американский психолог Абрахам Харол ьд Маслоу (1908-1 970) - один из основателей гуманистической психологии. Его родители-ев­реи эмигрировали в США из России. Маслоу получил психологичес­кое образование, стал профессором психологии, являлся членом ряда профессиональных обществ психологов, был редактором-ос­нователем "Журнала гуманистической психологии" и "Журнала трансперсональной психологии". Большинство его книг написаны в последние 10 лет его жизни: "По направлению к психологии бытия" (1968), "Религии, ценности и вершинные переживания" (1964), "Мо­тивация и личность" (1987) и другие.

А. Маслоу считал, что психоанализ является хорошей системой для анализа психопатологии, но психоанализ совершенно не приго­ден как теория для объяснения всего человеческого поведения. Маслоу свое исследование основывал не на изучении больных людей, как это делал Фрейд, а на изучении биографий здоровых, наиболее зрелых, творческих и выдающихся личностей, полагая, что только при изучении лучших представителей человеческого рода можно приблизиться к границам человеческих возможностей и их исследовать.

Маслоу замечает, что хотя в его выборке "лучших из лучших" не оказалось абсолютно совершенных и идеальных людей, однако их всех отличала одна характерная особенность, которую он обозначил как самоактуализация (Self-Actualization).

Термин "самоактуализация" впервые был предложен Куртом Гольдштейном. Его представления значительно отличались от форму­лировок Маслоу. Будучи нейрофизиологом, занимавшимся пациентами с поврежденным мозгом, Гольдштейн рассматривал самоактуализацию как фундаментальный процесс в каждом организме, который заключа­ется в тенденции актуализировать все заложенные в нем индивидуаль­ные способности, "свою природу". Не всегда этот процесс имеет только позитивные последствия для индивидуума.

Маслоу понятие "самоактуализация" определяет как стремление к самовыражению с наиболее полным использованием своих талан­тов, способностей и возможностей. Маслоу считает, что эта высокая


гуманоидная потребность в самоактуализации всегда присутствует у здорового человека. Иными словами, человек должен реализовать то, что в нем заложено от рождения, то, что он может. Если в нем заложены способности ученого или актера, то он обязан это реали­зовать. Если он этого не делает, если условия жизни мешают саморе­ализации, то начинается конфликт неудовлетворенности, лежащий в основе неврозов.



В персонологии наиболее важным является вопрос о мотивации. Маслоу полагает, что люди мотивированы для поиска личных целей, что делает их жизнь осмысленной. Потребности человека организованы в иерархическую систему приоритета и доминирования ("пирамида по­требностей"): физиологические потребности, потребности безопасности и защиты, потребности принадлежности и любви, потребности самоува­жения, потребности самоактуализации (личного совершенствования). Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание и участие в мотивации поведения потребностей более высокого порядка.

Концепция самоактуализации - наиболее важный вклад Маслоу в психологию. Для приближения к ее пониманию он приводит ряд "типов поведения", ведущих к самоактуализации:

1. Свежесть восприятия. Обычно мы мало и поверхностно со­
знаем, что происходит в нас и вокруг нас. Однако иногда у нас быва­
ют краткие моменты повышенного осознания и интереса к своему
внутреннему и внешнему миру, когда мы наблюдаем особо краси­
вые явления природы, человеческого творчества (закат солнца, кар­
тина художника) или испытываем эмоциональное воодушевление в
любви - все это "самоактуализирующие моменты". Самоактуали­
зация означает восприятие и переживание полное, живое, беззавет­
ное, с максимальной концентрацией и впитыванием. Самоактуали-
заторы редко жалуются на скучную, неинтересную жизнь.



2. Личностный рост и центрированность на проблеме.
Маслоу считал, что все обследованные им личности были при­
вержены какой-либо задаче, долгу или призванию. Другими сло­
вами, все они были не эго-центрированы, а ориентированы на
задачи, которые стоят выше их личных непосредственных потреб­
ностей. Если мыслить жизнь как процесс выборов, то самоактуа­
лизация означает решение в пользу личностного роста в каждом
выборе. Нам часто приходится выбирать между ростом и безо­
пасностью, между прогрессом и регрессом. Каждый выбор имеет
свои негативные и позитивные аспекты. Выбирать безопасное -
значит оставаться при известном и знакомом, но рисковать стать
устаревшим и смешным. Выбирать рост - значит открыть себя


новому, неожиданному опыту, но рисковать оказаться в неизве­стном.

3. Приятие себя, других и природы. Самоактуализирующиеся
люди могут принять себя такими, какие они есть. Они не сверхкри­
тичны к своим недостаткам и слабостям. Самоактуализация - это
научение сонастроиться со своей собственной внутренней приро­
дой, со своей самостью. Под самостью Маслоу понимает сердце­
вину, собственную природу человека, его уникальные вкусы и цен­
ности. Человек должен сам для себя решить, нравиться ли ему
самому та или иная пища, кинофильм и т.п., вне зависимости от
мнений и точек зрения других людей. Актуализироваться - значит
становиться реальным, существовать фактически, а не только в по­
тенциальности. Подобным образом они принимают других людей
и человечество в целом.

4. Непосредственность, простота и естественность. В пове­
дении самоактуализирующихся людей нет искусственности или же­
лания произвести эффект. Но это не означает, что они постоянно
ведут себя вразрез традициям. Однако, когда этого требует ситуация,
они могут быть непримиримыми даже под угрозой осуждения. Чес­
тность и принятие ответственности за свои поступки - существен­
ные моменты самоактуализации. Маслоу рекомендует не позиро­
вать, не стараться хорошо выглядеть или удовлетворить своими
ответами других. Нужно «екать ответы внутри себя, и каждый раз,
когда мы это делаем, мы соприкасаемся опять со своей самостью.

5. Автономия: независимость от культуры и окружения. Все
предыдущее помогает развить в человеке способность быть незави­
симым в своих действиях от своего физического и социального окру­
жения, он способен к "лучшим жизненным выборам" не только в
искусстве, музыке, пище, но и в серьезных проблемах жизни, таких
как брак или профессия. Мы научаемся верить своим суждениям и
действовать в соответствии с ними.

6. Креативность. Самоактуализация-это также постоянный и
непрерывный процесс развития своих возможностей и талантов.
Большой талант или ум не то же самое, что и самоактуализация.
Многие одаренные люди не смогли полностью использовать свои
возможности, другие же, может даже со средним талантом, сделали
невероятно многое. Самоактуализация - это не вещь, которую
можно иметь или не иметь, не единичное достижение, а процесс без
конца, способ проживания.

7. Более эффективное восприятие реальности. Дальнейший
шаг самоактуализации-это обнаружение своих "психологических
защит" и работа по отказу от них. Психологические защиты - это


механизмы искажения реальности в угоду самомнению. Нам нужно сознавать, как мы искажаем образ себя и образы внешнего мира посредством вытеснения, проекций и других механизмов защиты.

8. Вершинные, мистические переживания. "Пик-переживани­ем" (peak-experiences) называет Маслоу особо выраженные и доста­точно продолжительные самоактуализирующие моменты, длящие­ся несколько минут (редко часы). Они вызываются сильным чувством любви, переживаниями исключительной красоты приро­ды или произведений человеческого разума. В такие моменты мы более интегрированы в мир, больше его осознаем, действуем и чув­ствуем более ясно. Наиболее значительные "пик-переживания" ред­ки. Поэты описывали их как моменты экстаза, а люди религии - как глубокого мистического переживания. По Маслоу, эти вершинные переживания не имеют божественной или сверхъестественной при­роды-люди просто чувствуют большую гармонию с миром, теря­ют ощущение своего "Я" или выходят за его пределы, утрачивается чувство времени и места.

В отличие от вершинных переживаний, "плато-переживание" более устойчиво и длительно. Маслоу описывает его как новый, бо­лее глубокий способ видения и переживания мира. Сам Маслоу пе­режил подобное в конце жизни, после сердечного приступа.

Состояния, сходные с описаниями "пик-переживаний", часто встречаются в психопатологии в виде своеобразных измененных со­стояний сознания - аура перед эпилептическим припадком, во вре­мя приступа мигрени, при приеме наркотиков и др. Маслоу находит подобные состояния у здоровых людей и считает их существенным свойством самоактуализации.

Он обнаружил, что некоторые из самоактуализирующихся инди­видов стремились испытывать много "пик-переживаний", в то время как другие сталкивались с ними редко. Первых он называет "транс-цендирующими самоакту ализаторалпГ ", и они вносят чаще мис­тичность в происходящее, мыслят более хаотично, способны транс-цендировать (от лат. transcendere - переступать) категории прошлого, настоящего и будущего, добра и зла, воспринять единство за кажущейся сложностью и противоречивостью жизни. Они явля­ются более новаторами, чем систематизаторами идей других, коими является другая половина самоактуализаторов из его выборки.

Маслоу считал гуманистическую психологию, психологию "тре­тьей силы" (после психоанализа и бихевиоризма), переходной и подгото­вительной к еще более высокой, четвертой психологии - трансперсо­нальной психологии, центрированной на космосе, а не на человеческих интересах и потребностях. Она будет выходить за пределы человеческо-


го самоопределения, самоактуализации. Энтони Сутич, основатель и первый редактор "Журнала трансперсональной психологии" (основан в 1989 г. при участии А. Маслоу) определил ее как "исследование пре­дельных способностей и возможностей" человека. Эта психология вклю­чает изучение религиозного опыта, медитацию и другие способы полу­чения измененных состояний сознания, феномены парапсихологии и т.п. К теоретическим источникам трансперсональной психологии относятся учения средневековых мистиков (особенно Майстеро Экхарта, XIII-XIV вв), восточная философия (главным образом индийская), аналити­ческая психология К. Юнга. Современным представителем направления является Станислав Гроф.

Сущность теоретических представлений здесь сводится к тому, что детерминанты человеческого поведения и источники психологических проблем находятся за пределами индивидуального, прижизненного опыта. Человек с его прижизненно сформированной психикой, опытом и качествами традиционно обозначается как "persona". Кроме этого, в человеке существует нечто вне его индивидуального опыта, вне его "персоны", т.е. трансперсональное. Этим "нечто" является, по концеп­ции мистиков, частица Бога, у К. Юнга - архетипы.

Маслоу полагает, что самоактуализация является высшей по­требностью человека, реализация которой возможна после удовлет­ворения потребностей более низшего порядка-в уважении, любви и принадлежности, безопасности, а также физиологических потреб­ностей ("пирамида" потребностей). Невроз в понимании Маслоу - "болезнь лишенности" удовлетворения фундаментальных потребно­стей, подобно тому, как недостаток витаминов вызывает физичес­кую болезнь.

В мотивационной сфере личности Маслоу различает мотивацию, которая ориентирует поведение на устранение дефицита чего-либо необходимого организму, т.е. удовлетворения какой-либо потребнос­ти, которая не удовлетворена или фрустрирована (Д-мотивация), и мотивацию роста, бытия (Б-мотивация). Примерами мотивации первой группы (дефицентная мотивация) являются голод, боль, страх. Но когда организм не испытывает ни голода, ни боли, ни стра­ха, появляются новые мотивации, такие как любопытство или жела­ние игры. Эта деятельность может приносить удовлетворение сама по себе как таковая. Она относится к миру бытия, удовлетворению и наслаждению в настоящем (бытийная мотивация). В соответствии с этим Маслоу различает Б- и Д-познание, Б- и Д-ценности, Б- и Д-любовь и тому подобные. Например, в Д-познании объекты рас­сматриваются исключительно как удовлетворяющие потребности. Голодный замечает пищу, а нищий-деньги. Б-познание более точ­но и эффективно, меньше искажает свое восприятие в соответствии


с потребностью или желанием, оно не судит, не оценивает, не срав­нивает. Б-любовь к природе выражается в умении ценить цветы, на­блюдать их рост. Д-любовь скорее выразится в срывании цветов и устроении из них букетов. Б-любовь-это любовь к сущности, "бы­тию" и существованию другого.

Психологическая утопия: Эупсихея. А. Маслоу, как и многие другие психологи - создатели психологических теорий личности, не обошел вниманием устройства общественных отношений. Он мечтал об утопическом обществе, которое называл Эупсихея. По его мнению, хороший человек и хорошее общество - это одно и то же. Общество, как полагал Маслоу, должно находить пути для реа­лизации возможностей своих граждан: "просвещенное управле­ние" предполагает, что работающие хотят быть творческими и про­дуктивными, они лишь нуждаются в поддержке и одобрении, а не в ограничениях и контроле администрации. Принуждение себя к дей­ствию всегда указывает на определенный конфликт мотивов, а в идеале человек делает то, что ему следует делать, потому что он хочет делать это.

Карл Роджерс (С. Rogers): феноменологическая теория личности

Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987) - американский психолог, ра­боты которого получили широкое признание в области клинической психологии. Главным его трудом является книга "Центрированная на клиенте терапия: ее современная практика, значение и история" (1951). В ней изложена теория, которая наиболее полно отражает феноменологическое направление в изучении личности. Роджерс также является автором многих книг по психологическому консуль­тированию.

Феноменологическое направление в психологии подчеркивает идею о том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности - с точки зрения его внутреннего, субъективного опыта. Внешний мир есть лишь та реальность, которая сознательно воспринимается и интерпретирует­ся человеком в данный момент времени.

Другая важная идея феноменологического направления заключает­ся в признании того, что люди свободны в решении своей судьбы. Если люди считают, что они живут, подчиняясь каким-то силам, которым не могут сопротивляться, то это происходит потому, что они потеряли веру в свободу самоопределения, которая заложена в их природе.

3 Сидоров П. И. и Ир. Т. II 65


Последний важный тезис феноменологического направления заклю­чается в том, что человек по своей природе добр и стремится к совер­шенству, реализации своих внутренних возможностей.

Точка зрения Роджерса на личность сформировалась на основе его личного опыта работы с людьми, имеющими эмоциональные расстройства. В результате своих клинических наблюдений, в отли­чие от Фрейда, который в инстинктах усматривал движущие силы личности, Роджерс пришел к выводу о том, что человек по своей внутренней природе добр и его сущность ориентирована и направ­лена прежде всего на движение вперед-к позитивным целям. Чело­век стремится реализовать себя, если дать ему возможность рас­крыть свой врожденный потенциал. Конечно, Роджерс допускал, что у людей бывают иногда злые чувства и аномальные разрушительные импульсы, но тогда человек ведет себя не в соответствии со своей внутренней природой. Роджерс утверждает, что его точка зрения на природу человека не является наивным оптимизмом, а основана на 30-летнем опыте работы психотерапевтом.

К. Роджерс, как и А. Маслоу, главным жизненным мотивом поведения человека считал его тенденцию к актуализации, пред­ставляющую собой стремление развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность. Эта фундаментальная тен­денция (единственная, которая постулирована автором) может объяснить все другие мотивы - голод, половое влечение или стремление к безопасности. Все они являются только специфи­ческими выражениями основной тенденции - сохранить себя для развития, актуализации.

Реально для человека, его мыслей и чувств, является только то, что существует в пределах его внутренних координат или субъектив­ного мира, включающего все, что осознается в данный момент времени. Говоря феноменологически, каждый человек реагирует на события в соответствии с тем, что он чувствует, субъективно воспри­нимает в данный момент. Поскольку разные люди одну и ту же ситу­ацию могут воспринимать диаметрально противоположно, феноме­нологическая психология отстаивает доктрину, согласно которой психологическая реальность феноменов является исключительно функцией того, как они видятся, воспринимаются конкретными людьми. Роджерса в психологии интересует именно эта психологи­ческая реальность, а объективная реальность, по его мнению, удел изучения философов. Если мы хотим объяснить, почему человек чувствует, думает и ведет себя определенным образом, то нам следу­ет постичь его внутренний мир, его субъективный опыт, т.е. психоло­гическую реальность.


Поведение человека определяется не прошлыми событиями его жизни, а только тем, как человек воспринимает свое окружение здесь и сейчас. Разумеется, прошлый опыт влияет на восприятие на­стоящего, однако поступки человека определяют, каким это про­шлое воспринимается сейчас, в настоящее время. Более того, Род­жерс считал, что на поведение в большей степени влияет не прошлая история человека, а как ему видится его будущее. И наконец, он под­черкивал, что личность должна рассматриваться не только в контек­сте "настоящее-будущее", но и как единый, целостный организм, и это единство нельзя свести к составляющим частям личности. При­верженность Роджерса к холистическому направлению видна прак­тически в любом аспекте его теоретической системы.

Самым значительным элементом психологической реальности, индивидуального опыта человека является его самость, или Я-кон-цепция. Я-концепция-это система взглядов человека на свою сущ­ность, на то, что он из себя представляет. Кроме истинной самости (Я-реальное) и идеальной самости (Я-идеальное), Я-концепция мо­жет включать целый набор Я-образов: родителя, супруга, студента, музыканта, руководителя и т. д.

Я-концепция является продуктом социализации человека, и в процессе ее формирования ребенок, а потом уже и взрослый чело­век, всегда нуждается в позитивном внимании к себе со стороны своего окружения. Это внимание, по Роджерсу, должно быть безус­ловным, т.е. без всяких "если" и "но". Человек должен воспринимать­ся таким, какой он есть на самом деле. Именно такое безусловное позитивное внимание мы видим в любви матери к сыну вне зависи­мости от его проступков. Обусловленное позитивное внимание мы видим тогда, когда ребенку говорят, что если он получит отличные оценки за полугодие в школе, то ему купят какую-либо интересную для него игрушку. Такое обусловленное позитивное внимание ши­роко распространено и в повседневной жизни взрослого человека. Роджерс утверждает, что обусловленное позитивное внимание при­чиняет ущерб личностному становлению, ребенок пытается соот­ветствовать стандартам других, а не определять для себя, кем он сам хочет быть и чего добиваться.

Роджерс полагает, что поведение человека в большей своей части согласуется {конгруэнтно) с Я-концепцией или, по крайней мере, человек стремится к этому. Все переживания, которые согласуются с Я-концепцией, хорошо осознаются и точно воспринимаются. И на­оборот, переживания, находящиеся в конфликте с "Я", к осознава-нию и точному восприятию не допускаются. В теории Роджерса тре­вога и угроза благополучию начинает возникать только тогда, когда


люди начинают сознавать несоответствие Я-концепции своему акту­альному реальному состоянию. Так, если человек считает себя чес­тным, но совершит нечестный поступок, он будет ощущать тревогу с замешательством, чувством вины. Весьма вероятна и такая ситуа­ция, когда человек испытывает тревогу, но причин ее не осознает. Тревожный человек - это человек, который смутно осознает, что признание или символизация определенных переживаний приведет к нарушению целостности его теперешнего Я-образа. Психологи­ческие личностные защиты и призваны к сохранению целостности Я-структуры.

Если переживания человека совершенно не согласуются с Я-кон-цепцией (неконгруэнтность), то появляется сильная тревога и у него возникает невротическое расстройство. У "невротика" психологичес­кая защита все-таки достаточно сильна и, хотя он и нуждается в помо­щи психотерапевта, Я-структура у него не является значительно нару­шенной. При неэффективности психологической защиты и значительном разрушении Я-структуры у человека развивается пси­хоз и он нуждается в помощи психиатра. Роджерс предполагает, что личностные расстройства могут возникать как неожиданно, так и по­степенно. В любом случае, как только появляется серьезное несоот­ветствие между "Я" и переживанием, защита человека перестает фун­кционировать адекватно и ранее целостная структура Я разрушается.

Клиен! -центрированная недирективная психотерапия. В тера­пии личностных расстройств, по Роджерсу, для осуществления кон­структивных личностных изменений требуется наличие следующих условий:

1. Наличие психологического контакта между психотерапевтом
и клиентом.

2. Клиент неконгруэнтен, уязвим и тревожен, поэтому он и об­
ратился за помощью.

3. Психотерапевт должен быть конгруэнтным, гармоничным и
искренним во взаимоотношениях со своим клиентом.

4. Психотерапевт испытывает безусловное позитивное внима­
ние к своему клиенту. Атмосфера процесса психотерапии должна
создавать уверенность у клиента, что его полностью понимают и
принимают.

5. Психотерапевт испытывает эмпатическое понимание внут­
ренних переживаний своего клиента. Психотерапевт чувствует внут­
ренний мир пациента так, как если бы он был его собственным внут­
ренним миром.

6. Должна произойти передача клиенту эмпатийного понима­
ния и безусловного позитивного внимания психотерапевта. Бес-


смысленно испытывать подобные чувства к своему клиенту, если последний знать об этом не будет. Психотерапевт должен каждым словом, жестом стараться передать это отношение клиенту.

Роджерс утверждает, что именно клиент, а не психотерапевт от­ветственен за личностный рост и результаты психотерапии. Ис­пользование автором понятия "клиент" вместо "пациент" подчер­кивает именно признание этого. Данный подход понятен всем, кто разделяет оптимистический взгляд Роджерса на человеческую при­роду - при наличии правильных условий человек сам стремится к движению в сторону личностного роста, актуализации и здоровья. Психотерапия, центрированная на личности, предназначена для того, чтобы устранить несоответствие (неконгруэнтность) между переживаниями и самостью.

Группы тренинга. Группы тренинга создаются для занятий со здоровыми людьми. Речь идет об использовании групповых форм взаимодействия людей не с терапевтическими целями, а для приобре­тения жизненного опыта и роста личности. Появление такого рода психокоррекционных групп обусловлено стремлением к самовыра­жению, характерным для гуманистического направления. Среди та­ких психокоррекционных групп могут быть выделены группы орга­низационного развития (решения определенных проблем); группы подготовки руководителей, обучения межличностным умениям (со­циально-психологический тренинг); группы личностного роста и другие. Особенно большое внимание оказанию психологического со­действия росту личности групповыми методами уделял К. Роджерс (1947). Его концепция "групп встреч", фокусированная на поиске аутентичности (подлинности) в выражении чувств, мыслей и поведе­ния, тесно связана с его работами в области клиент-центрированной психотерапии.

При проведении занятий в группах тренинга считается, что груп­па - это реальный мир в миниатюре. В ней существуют те же жизнен­ные проблемы межличностных отношений, поведения, принятия реше­ний, разрешения конфликтов и т.п. Отличие от реальности заключено лишь в том, что в этой "лаборатории" каждый может быть и экспери­ментатором, и предметом эксперимента. Прежде всего группа тренинга человеческих отношений (Т-группа) учит тому, как учиться. Все члены группы вовлекаются в общий процесс взаимообучения, и они при этом научаются в большей мере полагаться друг на друга, чем на руководи­теля. Обучение тому, как учиться, включает в себя прежде всего про­цесс самораскрытия (расширения представлений о самом себе). Наибо­лее эффективной моделью для понимания этого процесса является "окно Джогари", названное так в честь его изобретателей Джозефа Лаф-та и Гарри Инграма.


Окно Джогари

В соответствии с моделью "Джогари" можно представить, что каж­дый человек заключает в себе четыре личностные зоны:

1) "Арена" - это то, что знают обо мне другие и знаю я сам, или
личностное пространство, открытое для всех;

2) "Видимое" - это то, что известно только мне (например, мои
страхи или любовные приключения), от других я это тщательно скры­
ваю;

3) "Слепое пятно" - это то, что знают обо мне окружающие, мне
это не видно (как в пословице: "В чужом глазу щепка видна, а в своем
полена не замечает");

4) "Неизвестное" - это скрытое от всех (зона подсознательного), в
том числе и латентные резервные ресурсы для личностного роста.

"Окно Джогари" наглядно демонстрирует необходимость расши­рять контакты, увеличивать "арену". В начале занятий "арена" обычно небольшая, но по мере нарастания сплоченности и взаимопонимания в группе она увеличивается, активизируются все лучшие личностные ресурсы. Получая сигналы обратной связи друг от друга, участники группы могут откорректировать собственное поведение, становятся более естественными в выражении своих чувств. Важным условием ра­боты группы является сосредоточение внимания на принципе "здесь и сейчас". Актуально в группе только то, что в ней происходит. Создание различных экспериментально-групповых ситуаций позволит приме­нить полученные знания и навыки социального взаимодействия и в ре­альной жизни (в семье, на производстве).

Американский психолог А. Маслоу (1907-1970) - один из основоположников гуманистической теории, главной характеристикой личности считал поезд к самоактуализации, самовыражению, к творчеству и любви, в основе которых лежит гуманистическая потребность нести людям добро. Он утверждал, что человеку не свойственны врожденные инстинкты жестокости и агрессии, как считал 3. Фрейд. Напротив, в них заложено инстинкт сохранения своей популяции, что заставляет людей помогать друг другу. Потребность в самоактуализации своих возможностей и способностей присуща здоровому человеку, а в наибольшей степени - выдающимся людям. Общество может процветать, если оно находит пути развития здоровых, сильных, умственно полноценных личностях. Прогресс общества происходит не революционным путем, не социальными преобразованиями, а удовольствием гуманистических потребностей человека.

По А. Маслоу, ядро личности образуют гуманистические потребности в добре, нравственности, доброжелательности, с которыми рождается человек и которые он может реализовать при определенных условиях. Однако, эти потребности в самоактуализации удовлетворяются лишь при удовлетворении других потребностей и прежде всего физиологических. Большинству же людей не удается достичь удовлетворения даже низших потребностей. Иерархия потребностей, согласно Маслоу, включает:

Физиологические потребности;

Потребности в безопасности;

Потребности в любви и привязанности;

Потребности в признании и оценке;

Потребности в самоактуализации - реализации способностей и талантов.

1. Физиологические потребности. Потребности этого уровня - это потребности физической выживания: в пище, воде, кислородные, сне, активности, защите от экстремальных температур, сенсорной стимуляции. Это основные, наиболее сильные и неотложные нужды. Если человек не удовлетворит этих потребностей на каком минимальном уровне, она не будет заинтересована в потребностях высших уровней иерархии. Указанные потребности имеют и такую характерную черту: если одна из этих потребностей остается неудовлетворенной, она очень быстро становится настолько доминирующей, что все другие потребности отходят на задний план.

2. Потребности безопасности и защиты. К этому уровню относятся потребности в организации, в законе и порядке, в предсказуемости событий, в отсутствии таких угрожающих сил, как хаос, болезни, страх. Следует подчеркнуть, что условия стабильности, надежности, предсказуемости чрезвычайно важны для развития личности ребенка. Не менее существенными потребности безопасности является для взрослых здоровых людей. Здоровый человек стремится надежности в работе, условиях зарплаты. Поисками безопасности мотивированы такие действия людей, как создание накопительных счетов, приобретение страховых полисов.

3. Потребности принадлежности и любви Люди остро переживают муки одиночества, отсутствие друзей и близких или социальное отчуждение. Для здорового чувства собственного достоинства человеку очень важно, чтобы ее признавали другие и считали достойным уважения. Любовь является основной предпосылкой здорового развития личности. Маслоу сделал выводы о существовании существенной корреляции между счастливым детством и психическим здоровьем взрослого человека.

4. Потребности самоуважения. Потребности самоуважения Маслоу разделил на две группы: самоуважение и уважение других. Личности важно осознавать, что она достойна самоуважения, может справляться с задачами и требованиями жизни. Второй тип потребностей характеризуется таким категориям, как престиж, признание, репутация, статус, оценка, принятие в социальном окружении. В таком случае для личности важно знать, что то, что она делает, признано и высоко оценивается значимыми людьми. Удовлетворение потребностей этого уровня порождает чувство уверенности в себе, развивает чувство собственного достоинства и осознание, что личность является полезной и необходимой в этом мире. Маслоу подчеркивал, что здоровая самоуважение основывается на заслуженном уважении других людей, а не на славе, лести или социальном статусе.

5. Потребности самоактуализации, или потребности личного самосовершенствования. Самоактуализация определяется Маслоу как желание человека максимально развить свои способности, вполне развернуть заложенный природой потенциал. В процессе самоактуализации личность становится именно такой, какой она может быть, и достигает вершины своих возможностей.

Одним из самых слабых положений в теории Маслоу является то, что данные потребности находятся в заданной иерархии и "выше" необходимости (например, в самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные, например, физиологические потребности. Не только критики, но и последователи Маслоу доказывают, что очень часто потребность в самоактуализации доминирует и определяет поведение личности, несмотря на то, что ее физиологические потребности остались неудовлетворенными.

Самоактуализации достигает лишь небольшое количество людей, считает Маслоу. Самоактуализированный личности присущи следующие черты:

o полное одобрение реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать, понимать ее);

o одобрения других и себя ("Я делаю свое, а ты - свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Я есть я, ты есть ты. Я уважаю и принимаю тебя таким, какой ты есть ");

* Профессиональное увлечение любимым делом, ориентация на задачу, на дело;

* Автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений;

* Способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям;

* Постоянная новизна, свежесть оценок;

* Различия цели и средств, зла и добра (не будь средство подходит для достижения цели);

* Спонтанность, естественность поведения;

* Саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, са-моактуализуюча творчество в работе, любви, жизни;

* Готовность к решению новых проблем, к осознанию собственного опыта, настоящего понимания своих возможностей.

Фундаментальной позицией гуманистической психологии является признание приоритетности творческого потенциала человека. Маслоу первый высказал тезис, что творчество является универсальной характеристикой человека, его неотъемлемой сущностью. Творческие способности присущи человеку от рождения. Это естественно для человека в такой же степени, как птицам летать, а деревьям - покрываться листьями. Способность к творчеству заложена в каждом из нас, для творчества не нужны какие-то особые дарования или навыки. Чтобы быть творческими, нет необходимости писать книги, картины или компоновать музыку. Так делает только небольшое количество людей. Творчество - универсальная функция человека, предусматривает все виды самораскрытия. Творческими могут быть люди любых профессий в своей деятельности и быту. Однако, большинство людей в течение жизни теряют способность к творчеству. Особенно разрушительные факторы творческого потенциала связаны с официальной образованием. Деградации личности способствуют психологические и социальные факторы. Этапы деградации личности по теории Маслоу:

o формирование психологии "пешки", глобального ощущения своей зависимости от других сил (феномен "беспомощности");

o создание дефицита благ, в результате чего они становятся первичными потребностями в пище и выживании;

o создание "чистоты" социального окружения - разделение людей на "хороших" и "плохих", "своих" и "чужих", ощущение вины и стыда за себя;

o создание культа "самокритики";

o сохранение "священных основ" (запрещено даже задумываться над ведущей идеологией)

o формирование специализированного языка (сложные проблемы спрессовываются в короткие, очень простые выражения, которые легко запомнить).

Теория Маслоу отвечает потребностям современного человека, его стремление к творчеству, к раскрытию своего потенциала, она принимает во внимание положительные аспекты личной жизни и утверждает, что каждый человек обладает потенциалом внутреннего развития и самосовершенствования.

Самоактуализация – это абсолютное раскрытие индивидом личностного потенциала, склонностей и задатков. Она выражается в личностном стремлении к наиболее полному выявлению персональных возможностей и их дальнейшему образованию. Истинная самоактуализация зависит от наличия благоприятных социальных и исторических условий, однако она не может задаваться социумом или культурой извне.

Самоактуализация не содержит в себе внешней цели. Она идет изнутри индивида, выражая его позитивную природу. Самоактуализация считается ключевым понятием в гуманистической концепции в психологии. Ее основными ценностями являются: личностная свобода, устремленность на развитие, реализацию потенциала и желаний субъекта.

Самоактуализация личности

Проблема самоактуализации личности была наиболее ярко представлена двумя ведущими психологами, основоположниками гуманистического подхода к психологической науке – К. Роджерсом и А. Маслоу. Поэтому теория самоактуализации уходит корнями в гуманистическое направление психологии. Она впервые была выведена в середине 20 столетия в США и стала стержневым компонентом гуманистической психологии, огласившей себя третьим ростком психологии наряду с бихевиоризмом и психоанализом. Гуманистическая психология получила свое название вследствие признания доминирующим аспектом личность в качестве единой уникальной системы, представляющей собой не что-то заблаговременно предоставленное, а открытую возможность для самоактуализации. Она базируется на вере в вероятность расцветания каждого в случае предоставления ему возможности самостоятельно выбирать собственную судьбу и придавать ей нужное направление.

Возникновение концепции самоактуализации личности и выделение ее основных позиций связывают с именем А. Маслоу. Ключевым моментом ее является понятие становления личности, учение о необходимости предельной творческой самореализации, которая ведет к истинному психическому здоровью.

Согласно проведенному А. Маслоу исследованию самоактуализации дают разное определение, но все ученые сходятся в главном:

– в необходимости примирения индивида с внутренним «Я» в качестве «сердцевины» личности и его выражения, другими словами «идеального функционирования», развитии субъектом всех персональных и видовых характеристик;

– в минимизации болезней, неврозов, которые снижают фундаментальные персональные и общевидовые склонности индивида.

Некоторые исследователи полагают, что именно самоактуализация и субъекта является наиболее сильными из потребностей индивида, которые могут затмить даже потребность в пище или сне.

В соответствии с концепцией К. Роджерса можно выделить два направления в психике индивида, предоставленные от рождения. Первое – самоактуализирующее направление, к которому относят задатки, будущие качества личности. А второе направление – это механизм контроля над формированием личности или организмический отслеживающий процесс. Именно на этих двух тенденциях базируется формирование уникальной личности, включающей «я» реальное и идеальное, между которыми может наблюдаться совершенно разное отношение – от дисгармонии до максимальной гармонии.

В этой концепции самоактуализация и самореализация субъекта имеют тесную связь. Самоактуализация человека представляется в качестве процесса открытия индивидуального потенциала, позволяющего стать личностью, которая использует абсолютно все возможности. В ходе реализации целей индивид проживает фантастически насыщенную, увлекательную жизнь, наполненную работой над собой и поразительными результатами. Такая личность живет, наслаждаясь каждым мгновением существования «здесь и сейчас».

Можно выделить типичные черты самоактуализации личности. Индивида, занимающегося самоактуализацией и достигшего в ней больших успехов, можно охарактеризовать следующим образом:

  • занимается любимым делом;
  • не подчиняется чужому влиянию;
  • стремится к развитию;
  • любит читать;
  • его можно назвать творческой личностью;
  • применяет позитивный образ мышления;
  • уверен в себе;
  • открыт в эмоциональном плане;
  • прощает себя за периодическую несдержанность, раздражительность, присущую всем.

Такие индивиды находятся в полном ладу с собой, вследствие чего можно с убежденностью сказать, что личностный рост способствует более счастливой жизни.

К сожалению сегодня, проблема самоактуализации считается одним из наиболее неразработанных аспектов в психологии.

Самоактуализация Маслоу

Маслоу считают основателем гуманистического подхода к психологии. Американский психолог, в отличие от товарищей по научной деятельности, изучал душевно здоровых индивидов, творческих развитых индивидов, другими словами таких субъектов, которые достигли самоактуализации. А непосредственно под термином самоактуализация он подразумевал полноценное использование индивидами способностей, потенциала, задатков.

Теория самоактуализации Маслоу представляет собой переживание совершенное, беззаветное, живое, с полным сосредоточением, поглощением и погруженностью, другими словами переживание без застенчивости, свойственной подростковому возрасту. Он также разработал характерные черты самоактуализирующихся личностей:

– более результативное восприятие действительности и более благоприятные с ней отношения;

– принятие себя, окружающих, природы;

– спонтанность, бесхитростность, непосредственность;

– центрированность на цели;

– невраждебное чувство юмора;

– потребность в изолированности и уединенности;

– независимость от культурной и окружающей среды, автономность;

– постоянная новизна оценки;

– опыт высших состояний;

– более глубокие и совершенные межличностные отношения;

– отделение средств и задач, понятия добра от зла;

– чувство сопричастности, союза с остальными;

– самоактуализирущееся творчество.

Теория самоактуализации Маслоу заключается в том, что ради достижения цели уклонения от разочарований в природе человека, индивиды должны вначале отказаться от иллюзий в отношении ее. Маслоу предложил восемь принципов самоактуализации.
Принцип первый основан на полном самоотверженном живом переживании с абсолютным сосредоточением и впитыванием. Часто индивиды не осознают, что творится в них самих и вокруг.

Второй принцип лежит в выборе решения в сторону роста в любой ситуации. Выбирать рост это означает открытие себя новому непредвидимому опыту, при котором существует риск остаться в неизвестном.

Принцип третий учит индивидов фактически существовать, а не потенциально. Данный принцип означает, что нужно определиться с вещами, которые доставляют удовольствие, а которые нет, вне зависимости от мнений и позиций других.

Принцип четвертый охватывает принятие на себя ответственности и честность, которые являются моментами самоактуализации.

Пятый принцип представляет собой доверие собственным инстинктам, взглядам и следование им, а не доверять тому, что в социуме принято. Только в таком случае индивид сможет сделать верный выбор профессии, режима питания, спутника жизни, творчества и др.

Принцип шестой выступает за регулярное развитие своих задатков, талантов, склонностей, их использование для того чтобы делать отлично то, что они хотят делать.

Принцип седьмой охватывает переходный этап в самоактуализации, который Маслоу именовал, как «пик переживания». В моменты «пиков» люди размышляют, действуют и чувствуют максимально четко и ясно. Они больше любят и принимают остальных, более свободны от личностного конфликта и волнений, более конструктивно могут применять свою энергию.

Принцип восемь символизирует следующий шаг самоактуализации, направленный на обнаружение «защиты» и разрушение ее. Понятие «защита» у Маслоу подразумевает проекцию, рационализацию, вытеснение, идентификацию и т.д., иными словами все то, что используется и в психоаналитических практиках.

Маслоу выделил несколько уровней фундаментальных потребностей, представленных ниже. На самом низшем уровне он разместил физиологические потребности, например, потребность в пище или интимных отношениях. За ними следует потребность в безопасности. Именно с целью удовлетворения данной потребности субъект будет приобретать квартиру, одежду, соблюдать определенный режим и др. На третьем уровне живет потребность в принадлежности и любви, т.е. индивид обзаводится семьей, друзьями. Следующий уровень охватывает потребность в уважении, т.е. субъект движется вверх по карьерной лестнице, занимается политикой и т.д. Пятый уровень содержит в себе потребность в самоактуализации. Он является наивысшим уровнем в представленной модели иерархии потребностей.

Маслоу выделил общие признаки для высших потребностей. Он утверждал, что высшие потребности позднее проявляются. Специфика высших потребностей заключается в их бесполезности для выживания, т.е. чем на более высоком уровне иерархии будет находиться потребность, тем менее она будет необходима для выживания, тем на более длительный срок будет отодвинуто ее удовлетворение.

Более высокая биологическая эффективность зависит от уровня удовлетворяемых потребностей, т.е. чем будут выше уровень, тем больше будет эффективность, продолжительность жизни, меньше болезней и др. Все высшие потребности индивидами воспринимаются в качестве менее актуальных. Ведь человеку не до чтения книг, когда есть нечего или жить негде. Удовлетворение высших потребностей часто ведет к личностному развитию, более счастливой жизни и обогащению внутреннего мира.

Только после удовлетворения потребности в самоактуализации субъект становится фактически полноценным.

Потребность в самоактуализации

Одним из внутренних проявлений стремления личностного развития является потребность в самоактуализации.

Согласно концепции К. Роджерса в природе человека заложено качество или явление, которое побуждает его двигаться в направлении прогресса, к зрелости, т.е. к большей адекватности собственной самости, потенциалу и задаткам, к цельности личности. Роджерс был убежден, что личностный рост свойственен каждому индивиду. Он утверждал, что даже если стремление к самоактуализации будет наглухо заперто под слоями заржавелых психологических защит, спрятано за мудреными аспектами, отвергающими сам факт его реальности, то все равно оно существует в каждом индивиде и только ждет момента возникновения благоприятных условий, чтобы проявить себя. Теория самоактуализации Роджерса основана на его убеждении в заложенности от рождения стремления становиться целостной личностью, способной и компетентной настолько, насколько позволяет потенциал.

По Маслоу потребность в самоактуализации представляет нужду в саморазвитии, потребность в самовыражении, необходимость самоосуществления, стремление к идентичности. Он был убежден, что процесс самоактуализации является полноценным развитием личности, которое отвечает биологической предопределенности индивида.

К. Гольдштейн утверждал, что именно способности индивида обусловливают его потребности. Разрабатывая учение о самоактуализации, Маслоу утверждал, что способности личности упорно требуют их использования и прекращают выдвигать свои требования только при условии, что их полноценно применяют.

В соответствии с теорией Маслоу, основной мотивирующей силой, предопределяющей поведение индивида, является сила прочувствованного личностью в ее персональном опыте переживания. Процесс самоактуализации также отражается и в гедонизме – наслаждении высшими благами, присущем природе человека. Он воплощается в чувстве глубокой удовлетворённостью жизнью, выражающейся в ощущении цельности и просветлённости. Маслоу называл такие ощущения пиковыми переживаниями.

Ценностная значимость и интенсивность переживаний, которые связаны с ублажением низших потребностей, например, в еде или сне, имеет предрасположенность к понижению с каждым последующим действием по удовлетворению этой потребности. Наряду с этим пиковые переживания, испытываемые личностью в ходе самоактуализации, являются наиболее интенсивными по силе, устойчивыми и обладают большей ценностью для субъекта, в сравнении с переживаниями, возникающими от ублажения низших потребностей. На этом строится вся концепция Маслоу об иерархичности потребностей. Главным постулатом его концепции можно считать утверждение, что стремление к самоактуализации всегда будет преобладать в ранжировании мотивов.

Гольдштейн также утверждал, что здоровый субъект может временно отложить удовлетворение таких потребностей, как еда, интим, ради удовлетворения любопытства или других мотивов.

Маслоу полагал, что для удовлетворения высших потребностей субъект может терпеть лишения, невзгоды, будет идти на жертвы. Нередко ради взглядов и принципов индивид согласен вести аскетический образ жизни. При этом Маслоу делал акцент на фундаментальное отличие между дефицитарной и бытийной мотивацией. Субъект, не удовлетворивший свои основные потребности, ощущающий дефицит, например, в безопасности или еде, будет воспринимать мир в качестве враждебной действительности, которая требует от него мобилизации всех усилий для выживания. В таком мире он привыкает быть побеждённым вследствие чего вся его нравственно-ценностная система подчинена только низшим потребностям. Одновременно с этим самоактуализирующегося индивида уже больше не заботят проблемы выживания, он устремлен к развитию и управляется внутренними потенциями, которые были изначально заложены в нем природой и требуют своей реализации и развития.

По мнению Маслоу самоактуализация человека означает уход по направлению вверх от нужды в ликвидации дефицита. Он подчеркивал, что самоактуализацию человека нельзя рассматривать в качестве состояния нирваны, при котором отсутствуют вообще проблемы. Наоборот, в процессе самоактуализации личность сталкивается с реальными проблемами бытия, которые могут нести разочарование и боль. Выходя за границы собственных возможностей в процессе творческого бытия, самоактуализирующимуся индивиду приходится вступать в борьбу с собой для того чтобы вынудить себя приложить усилия ради очередного шага в собственном бытие.

Наряду с этим Маслоу был убежден в том, что самоактуализация не может являться конечной самоцелью. Он говорил, что процесс самоактуализации – это напряженный и кропотливый труд, ведущий к постепенному росту достижений. Также Маслоу указывал на возможность «псевдо-развития» вследствие увиливания от неудовлетворенной потребности. Это происходит тогда, когда личность убеждает себя, что неудовлетворенная высшая потребность в самоактуализации в действительности удовлетворена или ее совсем не существует. Однако эта потребность обязательно присутствует в качестве бессознательной силы, призывающей индивида развивать собственный потенциал, выполнять жизненное предначертание, становясь самим собой.

Самоактуализация в качестве цели личности, одновременно будет являться промежуточной и конечной целью. Маслоу был уверен в том, что самоактуализация не представляет собой именно конечное состояние, она является непосредственно самим процессом воплощения свойственного индивиду потенциала в действительность.

Развитие самоактуализации

Сегодня, в эпоху быстрых социальных трансформаций, вынуждающих личность неизменно трансформировать собственные сложившиеся и устоявшиеся жизненные отношения, перестраивать себя, проблема применения и развития личностного потенциала встает более остро и качественно новым образом. Поэтому особой актуальности приобретает вопрос важности сотворения условий для личностной самоактуализации, необходимости стимулов к личностному росту и развития творческого потенциала тех индивидов, в область профессиональной и трудовой деятельности которых входит обучение, воспитание и оказание помощи.

Для индивидов, профессия которых тесно связана с коммуникативным взаимодействием с людьми, высокая степень личностной зрелости, душевное здоровье и степень самоактуализации представляют собой не только профессионально значимые характеристики, но и ключевые факторы, определяющие эффективность работы.

Самоактуализация представляет собой психическое новообразование, несущее непосредственную связь с формированием максимально высоких способностей, потребностью достигать успешности, преодолевать преграды и устремляться к непознанным вершинам роста, как личностного, так и в профессиональной сфере.

Развитие самоактуализации являет собой вечную ценность для любого современного субъекта. Способствуя процессу освоения внешних элементов позитивного отношения к реализации деятельности, вследствие чего формируется позитивное отношение к собственной личности, восприятие себя в качестве субъекта такой деятельности, самоактуализация играет роль движущего фактора развития личности. Она содействует максимальному проявлению личностного потенциала, раскрытию самых потаенных возможностей индивида, и ведет к самоорганизации и личностному . Также самоактуализация выступает ключевым фактором в становлении внутренней целостности, нераздельности всех сторон личности. Так, например, самоактуализация обуславливает целеустремленный характер деятельности субъекта, дает посылы к дальнейшему профессиональному и личностному росту, содействует интерактивным процессам личностного формирования при этом, являясь таким организующим личность моментом, который ведет к природному состоянию самоорганизации.

Необходимым условием и фундаментом для развития самоактуализации будет являться гармония психологической организации личности. Гармония психологической организации личностной самоактуализации определяется сформированностью сфер жизнедеятельности личности (поведенческой, интеллектуальной и эмоциональности), сбалансированностью развития этих сфер и их интегрированностью.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!