Войковская история. Станция "войковская" и любовь к русской истории

Многие москвичи, проезжая станцию метро «Войковская», не задумываются о том, кто же такой Войков. Писатель? Ученый? Космонавт? Нет, ни то, ни другое, ни третье. Пинхус Лазаревич Войков (1888-1927) – по профессии химик, но никаких открытий в области химии он не сделал. Это вам не Менделеев, именем которого тоже названа одна из станций метро. Войков был комиссаром Уралсовета в 1918 г. Позже занимал другие хлебные должности, с 1924 г. по день смерти был послом СССР в Польше. Значит, талантливый дипломат? Да нет, химик Войков никаких достижений на дипломатическом поприще не имел, был обыкновенным полпредом, как многочисленный сонм других. До революции состоял в партии меньшевиков, а в 1917 г. переметнулся в большевистскую партию, вовремя сообразил, кто теперь на плаву.

Так за что же его чествует русская столица? Что великого или просто важного совершил этот гражданин? Войков действительно знаменит. Он действительно совершил одно, но чрезвычайно необычное «дело». Черное дело величайшей важности. Он участвовал в величайшем преступлении века – в убийстве Царской Семьи, включая самого Императора, его супругу, их 14-летнего больного сына, ни в чем не повинных дочерей, а также в убийстве простых лиц, оставшихся верными Царю, в убийстве врача Е. С. Боткина (врачей тоже надо убивать?), в убийстве слуги А. С. Труппа, повара И. М. Харитонова и горничной А. Д. Демидовой. Кем в этот момент был Войков – меньшевиком или большевиком, какой классовый инстинкт подсказал ему, что надо убивать также поваров и горничных?

Вместе с Юровским по приказу Свердлова и Ленина Войков готовил сукно для заворачивания трупов, керосин и серную кислоту для их полного уничтожения. Как матерый бандит, Войков сжигал и испепелял тела мучеников из Ипатьевского подвала. Но не только. Чтобы спровоцировать Царя Николая Второго на «побег» под контролем ЧК, Войков сочинил фальшивку от имени якобы группы офицеров, желавших освободить свергнутого генералами Алексеевым и Рузским Императора. Царь на фальшивку Войкова не клюнул, и шайке головорезов пришлось довольствоваться собственными домыслами о готовившемся «побеге».

Войков вместе с Юровским был ведущим исполнителем злодеяния. После расправы над Семьей он снял с одного трупа перстень с большим рубином и хвастался им: вот кто, дескать, прикончил ненавистную Империю.

И вот в честь киллера, в честь убийцы русского Царя, Царицы, их детей (какая ж свобода без убийства детей?), врача и слуг названа станция московского метро. Тогда уж добавили бы: станция «имени убийцы Войкова». Не химика, не дипломата, не меньшевика-большевика, а именно – убийцы! Маньяк Пичушкин, отбывающий пожизненное заключение за кровопускание, правда, не ради революции, а ради «спорта», мог бы повесить у себя в камере портрет Войкова. Братья по крови.

И если на станции метро «Чеховская» художники нарисовали беседку, сад, романтический силуэт девушки, то на станции метро «Войковская» почитатели изувера могли бы нарисовать сцену добивания жертв. Две дочери Царя и горничная Демидова не были сразу расстреляны (у подручных Войкова руки, что ли, тряслись?), так их потом зверски докалывали штыками. Да так, что штык вонзался в пол через тело и девушки еще страшно мучились. А позже Пинхус Войков (дипломат!) расчленял топором трупы. Годится такая картинка для станции метро? Наверное, нет. А имя живодера Войкова годится? Мы должны чтить палача за его палачество?

Общественность многократно, начиная аж с 1994 г., обращалась в мэрию Москвы с просьбой о переименовании станции метро «Войковская». Сотни подписей, масса пикетов, митингов, поток писем и телеграмм – нет, кому-то очень дорог уголовный преступник. Неподалеку от метро – площадь космонавта В. Н. Волкова. Там стоит и памятник этому отважному человеку, дважды Герою Советского Союза, трагически погибшему при окончании своего второго полета в космос. Можно было бы назвать эту станцию, например, именем космонавта Волкова. Тем более, что к этой части Москвы екатеринбургский мародер никакого отношения не имеет.

В разгар перестройки московские власти сразу, не задумываясь о материальных издержках, переименовали станцию метро «Ждановская». Конечно, у Жданова были минусы. Но при всем том Жданов руководил обороной Ленинграда, всю блокаду провел в осажденном городе. Повторяю: московские власти не посмотрели на «неоднозначность» фигуры Жданова и стерли его имя с лица столицы мгновенно.

Царская семья канонизирована всей полнотой Русской Православной Церкви. Наши власти любят подчеркнуть свое уважение к Патриарху и Церкви. Но при этом берегут, как зеницу ока, имя истязателя святых мучеников.

Владимир Осипов

Православное общественное движение «Божья Воля» просит читателей портала «Православный Взгляд» помочь собрать средства, для организации общественной кампании за переименование станции Войковская, в первую очередь для сбора подписей у жителей района и просветительской деятельности (листовки, стенды, рол-апп банеры, наклейки, атрибутика). Активисты предлагают вернуть району и станции метро историческое название — Никольское. Поддержать кампанию можно переведя средства на Яндекс кошелек 41001193462554.

Характеристика района

Войковский район - один из 16 районов Северного административного округа столицы.

Граница района проходит от пересечения границы полосы отвода Рижского направления МЖД , по юго-восточной границе полосы отвода малого кольца МЖД, по восточной и северо-восточной границам парка «Покровское-Стрешнево» , далее по оси Иваньковского шоссе до плотины Химкинского водохранилища , по его юго-восточной границе, по осям Ленинградского и Головинского шоссе (четная сторона), осям улицы Нарвской, Нарвскому путепроводу, улицы Клары Цеткин (нечетная сторона), по юго-западной границе НИИ экономики и информации по радиоэлектронике, улице Большая Академическая (нечетная сторона) до границы полосы отвода Рижского направления МЖД.

Территория района - 660 га, население - свыше 58 тыс. человек.

Это и жилой район Москвы, и научно-промышленный: здесь сосредоточены 29 больших и малых промышленных предприятий и 8 научно-исследовательских институтов.

Среди них - завод «Авангард», АО «Радикон», Московский завод шлифовальных инструментов, НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Габричевского и др. В районе находится и Академия управления МВД России .

Развита инфраструктура района, выходит газета «Районная Неделя».

Герб района

Геральдическое описание

В щите московской формы - серебряный узкий косой крест. В верхнем, голубом поле - серебряный плывущий лебедь; в левом и правом зеленых полях - по две золотые сосны; в нижнем, красном поле, мурованном золотыми швами, - серебряный молот в столб. Под щитом на золотой ленте - надпись голубыми буквами «ВОЙКОВСКИЙ»

Объяснение символики .

Серебряный косой крест символизирует две транспортные магистрали - окружную железную дорогу и автомобильное шоссе. Голубое поле символизирует речку Химку (Хинку), водохранилище, родники, пруды. Серебряный лебедь - главный символ одноименных микрорайона, родника, санатория. Золотые сосны в зеленых полях указывают на произрастание здесь в прошлом корабельных сосен. Красное, мурованное золотыми швами, поле (кирпичная стена) символизирует память о кирпичных заводах, одних из старейших в столице. Серебряный молоток символизирует давнее развитие в районе промышленных производств: чугунолитейного завода «Русское общество братьев Кертинг», завода порошковой металлургии, завода шлифовальных инструментов.

История

Территория нынешнего района «Войковский» была заселена людьми еще в глубокой древности, об этом свидетельствуют археологические раскопки 1932-34 гг. Основная магистраль района - Ленинградское шоссе - имеет давнюю историю. Бывшее Петроградское шоссе в году стало Ленинградским и является главной магистралью на пути в Санкт-Петербург . В -XVII веках через село Нахинское, впоследствии Никольское, шла большая торговая дорога на Тверь , по ней ехали торговые люди, многочисленные обозы с товарами, гнали гурты скота. Недаром старая пословица гласила: «Город Тверь - в Москву дверь». В XVIII , когда Петр I перенес столицу в Петербург, дорога связала два крупнейших города России.

По Ленинградскому шоссе уходили на фронт в грозные дни осени года доблестные защитники столицы - соединения Советской Армии и полки дивизий народного ополчения, сформированные из москвичей добровольцев. О том суровом времени напоминает бывшая Новоподмосковная улица, названная именами Зои и Александра Космодемьянских . Здесь находится школа № 201, в которой в 1933-1941 гг. учились будущие герои. В бывшем здании филиала Дворца пионеров и школьников (ныне Детско-юношеский центр «Войковский»), рядом с кинотеатром «Варшава», в 1942-1943 гг. размещался госпиталь для партизан.

За вторым вестибюлем станции метро «Войковская» в году построен кинотеатр «Варшава» с большим киноконцертным залом на 1200 мест, который на данный момент не работает, а помещение сдано компании «Росинтер» под ресторан. В парке имени Воровского у киноконцертного зала к 50-летию Победы на средства района, коммерческих организаций и пожертвования жителей была установлена скульптурная композиция «Победа» работы скульптора А. Нейстата. Площадь, на территории которой находится кинотеатр, названа в честь одного из руководителей революционных выступлений варшавских рабочих в году - Я. С. Ганецкого .

Головинское шоссе (XIX век) ведет в бывшее подмосковное село Головино, в прошлом вотчину боярина Ивана Владимировича Головы.

Старопетровский проезд, названный так после 1917 года, (бывшая дорога к селу Петровское) пересекается с улицей Клары Цеткин .

Вокзальная улица названа в связи с близким расположением станции Подмосковная Рижского направления Московской железной дороги, на территории которой находится платформа Красный Балтиец).

Улица Космонавта Волкова названа в честь Героя Советского Союза Владислава Волкова , трагически погибшего в году при разгерметизации спускаемого аппарата во время посадки корабля «Союз-11 ». Ранее эта улица называлась Подмосковное шоссе, о чем напоминают Новоподмосковные переулки, и станция Подмосковная Рижского направления Московской железной дороги.

Нынешний облик района «Войковский» начал формироваться в 1930-е годы, когда на его территории появилось Химкинское водохранилище , первые многоэтажные жилые дома, заводы и институты. После 1945 г. началось массовое жилищное и промышленное строительство - появились новые кварталы (например, знаменитый в 1970-е годы микрорайон «Лебедь»). Ныне в районе полным ходом идет реконструкция ветхого жилого фонда и обширных территорий промышленных предприятий, возводятся объекты соцкультбыта. По территории района пройдет участок Четвёртого автомобильного кольца с сетью крупных развязок и эстакад, а также скоростная трасса-дублер Ленинградского шоссе.

Ссылки

Популярный ныне писатель Захар Прилепин в ответ на предложение о переименовании объектов, названных именем Войкова, красочно расписал грехи российских Государей. Мол, сами друг друга свергали, так нечего теперь на цареубийцу пенять. Мало ли, мол, детей в истории убивали - русским не привыкать.

Так, Прилепин отреагировал на тезис публициста Егора Холмогорова: мы не должны забывать, что при основании советского государства было совершено особо тяжкое преступление - жестокое убийство бывшего Главы Государства Российского и его Семьи.
В 1918 году это злодеяние одобрил ВЦИК, народ промолчал, а осудила его только Русская Православная Церковь в лице святителя Тихона, Патриарха Московского. Следует отметить, что позиция Патриарха Тихона по отношению к советской власти была и остается эталоном справедливости: он выступал не против ее государственных функций, а против тех дел, которые были бесчеловечными, и против попыток оправдания этих дел.

Но убийство Царской Семьи всё же постарались "обосновать", а потом и увековечили лицо, причастное к этому убийству: при Хрущёве - в названии станции метро, при Ельцине - в названии района, сейчас уже и новой остановке его имя решили дать.
И вот, Захар Прилепин пишет: всё это - "русская история в ее непрерывности".

Учитывая популярность этого писателя, такая реакция не могла не сыграть свою роль в спектакле, который был устроен в последнее время вокруг простого вопроса: допустимо ли увековечивать в названиях объектов имя человека, причастного к террористической деятельности, к убийстве бывшего Главы Российской Державы и его Детей?

Но вот отшумели страсти, поднятые мэрией, решившей вынести этот простой вопрос на электронное голосование (вероятно, для того, чтобы получить полоса тех, кто "против") в максимально замаскированном виде: одни против имени «не того человека», другие за то, что «это не страшно, к тому же все привыкли». В результате получены искомые голоса, обосновавшие позицию: "не переименуем никогда и на каких условиях, более того: ещё одну станцию назовем, и никто нам не помешает, даже Дмитрий Киселев".

И вот Захар Прилепин, успокоившись, пишет новую статью: "Станция Рязановская". В отличие от первой это - его послание правоконсервативной части наших граждан. Как таковое, оно содержит ряд интересных наблюдений, и заслуживает вдумчивого прочтения.

Видимо, поняв, что вряд ли стоит перечислять грехи российских Государей в ответ на вопрос, может ли имя террориста "украшать" транспортные объекты столицы, Прилепин оговаривается: "...Что до станции метро - ну, переименуйте, Я ТОЖЕ ЗА".

Ну, слава тебе, Господи! Лучше поздно, чем никогда.

А ещё лучше Захару с этого бы и начать (тогда не пришлось бы удивляться тому, что ему "стали приписывать неистовое радение за станцию «Войковская»").
Но главная ценность статьи Прилепина в другом: он говорит о том, что к инициативам православных о переименованиях объектов, названных именами палачей, очень быстро примазываются агитаторы за снос, вырывание, выбрасывание и переименование всего и вся. Примазываются и рьяные "борцы с системой", которым хотелось бы на волне страстей создать волну протестов.

То же самое касается и выступления двух депутатов Госдумы, которые заявили, что надо переименовать "Войковскую" в честь Эльдара Рязанова. Фильмография этого режиссера - пример того, как антисоветское переходит в антинациональное.

Всё это так. Однако в статье Прилепина, где нарисованы образы рьяного переименователя со скальпелем в руке и хитрого разрушителя за его спиной, не хватает ещё одного персонажа: старого члена ВЛКСМ-КГБ, ностальгирующего по тем временам, когда "врагов большинства проголосовавших" закапывали в траншеи на полигонах.

А зря писатель его не изобразил.

"Ну да, революция, как еще Фёдор Тютчев замечал, взирая на опыт европейских революций, - деяние антихристанское,- признает просвещенный Прилепин.- Однако русская революция совершила неизъяснимый переворот: из дела страшного и смертельного, через муки, испытания и потери она стала великим национальным свершением, украшенным чередой воистину христианских подвигов".

То - есть, это не бывший семинарист совершил переворот, перестреляв таких, как Войков, распустил Коминтерн, разрешил избрать Патриарха, ввел погоны и вставил: "Славься, Отечество" в гимн, а сами войковы "перековались в христиан"?!

А может быть, мы, всё-таки, отделим мух от котлет?

МЫ, безусловно, против переименования "Войковской" в "Рязановскую".
И МЫ очень хорошо осознаем, что "советская история - неотъемлемая часть истории национальной". Иначе откуда среди вариантов переименования "Войковской" появились бы "Улица космонавта Волкова", "Космодемьянская" и "Авиационная" (Московский авиационный институт тоже был основан в СССР)?

Но кто такие МЫ?

МЫ - группа православных граждан Войковского района г. Москвы, создавшая в социальных сетях группы "За переименование Войковской" и собравшая 6200 реальных, "живых" подписей граждан (а не электронных галочек с телефонных номеров).
Это МЫ, а не Митрохин, инициировали два открытых письма Президенту и мэру (деятелей культуры - 50 подписей, историков и юристов - 60 подписей).

Это НАС, а не Навального поддержала Православная Церковь на уровне двух Синодальных отделов.

Однако московские власти и их СМИ вместо обсуждения этого вопроса с людьми, которые собирают подписи за переименование, предпочли имитировать "работу с общественностью" приглашая к дебатам вокруг "Войковской" кого угодно, кроме НАС.
За шесть месяцев, с 17 июля 2015 года, от представителей московских властей не последовало ни одного приглашения к такому диалогу. Вместо этого всюду опять зовут Венедиктова.

Не это ли тот "странно знакомый тип" из статьи Прилепина, который стоит за спиной православного активиста и "ухмыляется знакомой улыбкой"? Похоже, что тот.

Версия для печати

Комментарии

вт, 12/08/2015 - 14:38 В России много интеллигенции, :

В России много интеллигенции, которые считают себя православными, но почему то Церкви не слушают... Это прям по Достоевскому из "Братьев Карамазовых", когда не Богу верят, а как протестанты в Бога...

  • ответить

вт, 12/08/2015 - 16:51 А почему бы не вспомнить о :

А почему бы не вспомнить о том, что священство тоже приложило руку к делу свержения царя? Исторические факты свидетельствуют об этом красноречиво - поинтересуйтесь, будте так любезны. Фактов много, приведу парочку.
В 1906 году Синод принял определенные меры по политическому, с позволения сказать, оправданию церковнослужителей, замеченных в революционном движении. Поскольку участие в народных волнениях влекло за собой наказание со стороны действующего законодательства, то представителям духовенства, принимавшим в них участие, грозили высылка или тюремное заключение. Однако Синод, «войдя в положение», добился, чтобы их дела были переданы из ведомства Министерства внутренних дел на усмотрение епархиальных властей. Те же подвергали провинившихся церковным взысканиям, избавив тем самым виновных от административно-уголовных наказаний.
Как известно, Николай II отрекся от престола в ночь со 2 на 3 марта. Но еще днем 2-го числа на квартире московского митрополита прошло частное заседание членов Синода. Тогда же было принято решение войти в связь с Временным правительством. По протоколам видно, что на том заседании (если не раньше) была достигнута определенная договоренность между Синодом и новой властью. Временное правительство обещало не вмешиваться в дела церкви и предоставить той свободу в управлении. В обмен на это Синод обещал принять меры по успокоению населения и сформировать в обществе представление о законности смены власти. С 6 марта Синод действительно начал выпускать соотв. определения и послания.
9 марта 1917 г., Синод обратился с посланием «К верным чадам Православной Российской Церкви по поводу переживаемых ныне событий». Оно начиналось так: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ея новом пути». Тем самым высший орган церковного управления фактически признал государственный переворот правомочным, а революционные события объявил как свершившуюся «волю Божию».

  • ответить

ср, 12/09/2015 - 19:13 В комментарии, размещенном :

В комментарии, размещенном ниже, некий Вячеслав Никифорович решил напомнить нам, православным христианам, о том, что Синод в феврале 1917 года подержал государственный переворот, и что были такие священники, которые поддерживали революцию. Всё это мы прекрасно знаем. И рекомендуем комментатору поинтересоваться, почему святители Русской Церкви: и гонимые в Отечестве, и изгнанные в Зарубежье,- уже давно назвали попрание присяги Помазаннику Божию всенародным грехом. Именно потому, что Главнокомандующего Русской Армией предали военачальники, Главу Дома Романовых - ближайшие родственники, а Блюстителя благочиния в Православной Церкви - члены Синода. "Кругом измена, трусость и обман". Вот только лукавит автор комментария, как и множество других ехидных демагогов, вспоминающих в связи с предложением переименовать, или, по крайней мере, не клонировать "Войковскую" - то "Кровавое воскресенье" (к которому на Николай II, ни тем более его Семья не имели никакого отношения), то несчастную Ходынку, то поражение нашей эскадры при Цусиме, то кличку, данную кровавыми уродами самому мягкому и человечному из всех Российских царей. Зачем всё это пишется - и про "кровавых мальчиков", и про Синод? Да очень просто: нет, мол, у вас православных, морального права имя террориста с карты метро убирать! А вот и врёте, господа-товарищи. У нас не только право такое есть, но и обязанность: потому что покаяние должно быть не на словах, а на деле.И демагогией просьба нас тут не беспокоить.

  • ответить

пт, 12/11/2015 - 18:50 Свободу-то избирать патриарха :

Свободу-то избирать патриарха церковь получила при красных, а не при царях. Напомню, Николай 2-й в 1905-1906 годах дал свободу всем вероисповеданиям, кроме православных. Уж если есть покаяние, то должна быть и благодарность. А то ведь те же грехи натворите, что и во время Февраля 1917.

  • ответить

сб, 12/12/2015 - 13:06 Дорогой "Радонеж", братья и :

Дорогой "Радонеж", братья и сёстры! Мы не сдаёмся. Надо продолжать борьбу за переименование "Войковской", кто как может. На сайте "Change.org" открыта новая петиция под названием "Станцию "Войковская необходимо переименовать". Присоединяйтесь, распространяйте по знакомым и неравнодушным! Петиции "Chang.org" в некоторых случаях, при значительном числе подписей, оказываются действенными. Найти просто: в "Поиске" сайта вводите слово "Войковская" - и всё перед Вами. Регистрация для голосования также очень доступна. А на "Радонеже" хорошо бы озвучить информацию и об этой петиции, и о группах в соц.сетях за переименование, - Антон Худяков, наверное, подскажет. Помоги нам, Господи.

  • ответить

сб, 12/12/2015 - 21:31 Вячеслав Никифорович, опять :

Вячеслав Никифорович, опять Вы пишете неправду о русских царях и Патриархах. "При царях" Патриархи избирались не раз, и совершенно свободно: с царя Феодора Иоанновича до царей Петра и Иоанна Алексеевичей. После же Синодального периода свободу избирать Патриарха Церковь получила не «от красных», а тогда, когда большевики в Москве ещё не захватили власть. Ещё раз повторю: Святейший Патриарх Тихон осудил убиение Царской Семьи, а поджигателей гражданской войны предал анафеме. Сталин разрешил выборы Патриарха в 1943 году только потому, что это было одним из условий открытия второго фронта (так же, как и роспуск коммунистического интернационала). Насчет же дарования царем Николаем II «свободы всем вероисповеданиям, кроме православных», это, опять же, демагогия. Достоверно известно, что Государь сам предлагал Синоду восстановить Патриаршество, от чего архиереи отказались. Так что благодарить за то, что у нас сейчас есть Патриарх, надо не КПРФ, а Господа Бога: Он не оставил Русскую Церковь во времена безбожного лихолетья, не оставляет и сейчас.

  • ответить

пн, 12/14/2015 - 00:26 Спаси Вас Господь, Антон! А :

Спаси Вас Господь, Антон! А некий "Вячеслав Никифорович" уже надоел со своей красной пропагандой на Православном сайте. Постыдился бы хоть. Вашей красной пищи страна уже так наелась, что до сих пор тошнит.

  • ответить

пн, 12/14/2015 - 13:23 Цитата: «После же :

Цитата: «После же Синодального периода свободу избирать Патриарха Церковь получила не «от красных», а тогда, когда большевики в Москве ещё не захватили власть» --- Собор действительно начался при временном правительстве, но Патриарха избрали уже при большевиках, кои хоть и не содействовали собору, но по крайней мере не препятствовали его проведению. Что нельзя сказать о династии Романовых. Николай II действительно предложил восстановить патриаршество, но - в лице себя. Архиереи понятно – отказались, т.к. это решение должен принимать поместный собор, созыв которого тот же Николай II откладывал - «в виду преждевременности». \\\ Цитата: «Сталин разрешил выборы Патриарха в 1943 году только потому, что это было одним из условий открытия второго фронта» --- Понятно, что за Патриарха нам следует благодарить Черчиля с Рузвельтом, кои без него (ну ни в какую) бы не высадили войска в Европе. Несмотря на войну в 1943 году, безбожные большевики, таки нашли время для проведения архиерейского собора, а вот монархам, всё как-то не досуг было. Это к тому, что иной думает о себе - что он вроде защищает православие, а на деле оказывает ему медвежью услугу. \\\ Цитата: «Вашей красной пищи страна уже так наелась, что до сих пор тошнит» --- Голосование действительно показало, что народ тошнит от переименований - не по тому, что Войков «хороший», а от того, что агитируют за переименование большевистскими методами (сами того не замечая). Да и народу трудно объяснить – почему можно возводить памятник и музей коммуниста, пытавшего стереть память о убийстве семьи последнего царя (дом Ипатьева), а вот станцию метро – необходимо срочно переименовать? И можно сколь угодно отправлять sms-ок, результат будет тем же – ибо грех остаётся грехом, не смотря на форму политического управления и наличие/отсутствие партбилета.

  • ответить

вт, 12/15/2015 - 08:22 Цитата: «Николай II :

Цитата: «Николай II действительно предложил восстановить патриаршество, но - в лице себя. Архиереи понятно – отказались, т.к. это решение должен принимать поместный собор, созыв которого тот же Николай II откладывал - «в виду преждевременности». А Вы рассматриваете патриаршество как привилегированную депутатскую должность? Патриаршество - это Жертва. Более того, чтобы стать патриархом Государь должен был отказаться от своего семейного счастья, от своей горячо любимой Семьи и принять монашеский постриг. Вот слова старца Николая (Гурьянова): "Государю было открыто через Батюшку Серафима, как можно спасти Россию, избежать страшного испытания, спастись от вселенского зла. Он готов был по воле Творца взять на Себя помимо Царского служения тяжелый крест Патриаршества, после того, как родился Наследник Престола Цесаревич Алексий… Государь бы стал Патриархом, имевшим великую благодать помазания на Царство. Чтобы противостоять страшному злу, нужен был сугубый подвиг и особая благодать. Но архиереи эту высочайшую духовную Царскую Жертву не приняли. Не смогли постичь промысла Божия. Не просто промолчали, но, не ведая воли Божией, поступили по своеволию." Это пророчество было передано в письме преп. Серафима Саровского, предназначенном «четвертому Государю, который приедет в Саров» (первым был Николай I, вторым - Александр II, третьим - Александр III, четвертым - Николай II). Письмо было передано Императору Николаю Александровичу в Дивеево, на торжествах в дни прославления преп. Серафима. Император принял письмо, с благоговением положил его в нагрудной карман, сказав, что будет читать письмо после. По прочтении письма Государь горько заплакал. Среди многих, обо всем этом, в частности, рассказывала Н. Л. Чичагова (дочь священномуч. Серафима Чичагова, написавшего «летопись Серафимо-Дивеевского монастыря»). "Преп. Серафим Саровский указывал выход, как можно сохранить Россию от падения в пропасть: Государю и Государыне нужно принять монашеский постриг, Государю же и Патриаршество".

  • ответить

вт, 12/15/2015 - 10:16 Анатолий прекрасно ответил :

Анатолий прекрасно ответил Сергею из г. Химки, что означало для Государя Николая Александровича, горячо любящего свою Семью, решение "восстановить Патриаршество в лице себя". Характерно, что Сергею вдумываться в это не хочется. Между тем, это был не только характеризует Царя как человека, готового ради спасения России на самые большие личные жертвы, но и как весьма мудрого правителя. После событий 1905-1907 годов Империи требовалось, с одной стороны, усиление вертикали власти, а с другой - нравственное обновление общества. И регентство Государыни Александры Феодоровны, при ее волевом характере, и Патриаршество Николая Александровича, с его исключительным благочестием, были бы для Державы очень полезны. Члены Синода отказались не потому, что "это решение должен принимать Поместный Собор" - он бы его и принимал, потому что Государь лишь предложил свою кандидатуру. Но они отказались по тем же либеральным соображениям, по которым в феврале 1917-го поддержат государственный переворот. Сергею из г. Химок всё это, конечно, "параллельно". Ему главное заявить, что за избрание Патриарха Тихона православные должны благодарить... большевиков, потому что те "не препятствовали проведению Собора". Пишет он это для тех людей, которые не знали, что в это время происходило в Москве. Большевики в тот момент были очень заняты: расстреливали Кремль, чтобы потом выкалывать глаза оборонявшим его юнкерам. А как только с этим разобрались, руки и до участников Собора дошли: еще во время его проведения были зверски убиты митрополит Киевский Владимир (именно он перед выбора Патриарха написал на пергаментах три имени кандидатов), архиепископ Воронежский Тихон, архиепископ Черниговский Василий, архиепископ Пермский Андроник, епископ Селенгинский Ефрем, епископ Тобольский Гермоген и ещё многие участники Собора. Но Патриарха, они всё же успели избрать. Что же до 1943 года, то это, конечно, хорошо, что Сталин собрал архиереев из лагерей на Собор, но это был Промысел Божий. Богу и слава за всё!

  • ответить

вт, 12/15/2015 - 15:43 Цитата: «Патриаршество - это :

Цитата: «Патриаршество - это Жертва» --- Такая же жертва, как и титул самодержца. Вообще христианин на любом месте должен трудится, принося свой труд и себя в жертву во имя Господа и ближнего своего. Полагаю, что так же думал Николай II, когда предлагал свою кандидатуру. О чём думали отказавшие ему архиереи – мы не знаем. Как вариант – о соблюдении канонов, по которым Патриарх избирается решением собора, а не сената. Одобрили бы кандидатуру Николая II или нет и насколько полезным, это было бы для Империи – не известно. Так как одного желания мало, а созвать собор не было времени. Зато нашлось время и средства на то, чтобы в конце первого месяца мировой войны переименовать Санкт-Петербург в Петроград, что однако никак не спасло армии на германском фронте от поражения, а страну от революции.\\\ Цитата: «И регентство Государыни Александры Феодоровны, при ее волевом характере» --- чуть ниже у Анатолия написано – будто бы Серафим Саровский сказал, что для спасения России, царица тоже должна постричься в монахини. Вы уж разберитесь между собой, что в этом письме было, а что после сами додумали. В любом случае всё вышесказанное никакого отношения к теме переименования станции «Войковская» не имеет. Вместо недостатков Войкова, обсуждаются достоинства правления Николая II по сравнению с советским периодом – в результате чего станция до сих пор и сохранила своё название. Зашли не стой стороны – ибо то, что Войков причастен к преступлению, итак понятно, непонятно по чему начать переименовывать надо с него, а не со Свердловского коммуниста, уничтожившего дом Ипатьева, после расстрелявшего парламент и развалившего страну. Если мы боимся вспоминать о ближайших к нам и очевидных преступлениях, какой смысл – ворошить более давние?

  • ответить

ср, 12/16/2015 - 10:10 1) У С. А. Нилуса написано, о :

1) У С. А. Нилуса написано, о чём думал, по крайней мере, один из отказавших Царю архиереев (вообще вся эта история с патриаршеством Государя передана именно С. А. Нилусом): "Это было так неожиданно, так далеко от всех наших предположений, что мы не нашлись, что ответить и... промолчали... Государь...поклонился нам и вышел, а мы остались, как пришибленные, готовые, кажется, волосы на себе рвать за то, что не нашли в себе и не сумели дать достойного ответа. Нам нужно было бы ему в ноги поклониться, преклоняясь пред величием принимаемого им для спасения России подвига, а мы... промолчали!" 2) Регентство Императрицы, как не трудно догадаться, утверждалось до достижения совершеннолетия Цесаревича. 3) Станция сохранила своё название ещё и потому, что "голосование" по переименованию оказалось подделкой. Многие люди (в том числе родственники писательницы Е. Чудиновой, а также мои московские родственники) не смогли проголосовать: при введении номера телефона высвечивалось, что такой номер УЖЕ ПРОГОЛОСОВАЛ. На радио "Радонеж" данный вопрос, а также и то, как не менялось процентное соотношение голосов в процессе голосования освещалось довольно подробно в следующих эфирах: 25.11.2015 (20-00) - «Час писателя». Писатель Елена Чудинова беседует с историком Даметием Завольским; 16.11.2015 (20-00) «Между храмом и библиотекой. Мнение историка». Д. М. Володихин беседует с историком и публицистом Александром Музафаровым о Войкове - можете прослушать или скачать из архива данного сайта. 4) А по поводу того, что не с того начали, так внесите здесь Ваши КОНКРЕТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, вместо того, чтобы принимать участие в бесконечных прениях с непременным желанием оставить последнее слово за собой.

  • ответить

ср, 12/16/2015 - 18:04 1) «У С. А. Нилуса написано…» :

1) «У С. А. Нилуса написано…» В евангелии написано - По делам их узнаете их (Мф. 7:20). К сожалению, сказанные о патриаршестве слова, так и остались словами, а конкретных дел направленных на созыв собора, для избрания Патриарха – за ними не последовало.\\\ 2) «Регентство Императрицы» --- В теории да, а на практике отречение за себя и за сына в пользу брата Михаила. \\\ 3)«"голосование" по переименованию оказалось подделкой.» Причём подделкой и на других сайтах – это наверное такой «всемирный заговор». Если почитать мнение противников переименования – так те тоже с Вами солидарны на счёт подделки и приводят аргументы, что голоса украли у них. По сему - можно и далее твердить про «всемирный заговор», а можно признать поражение и сделать из него полезные для себя выводы. \\\ 4) «Ваши КОНКРЕТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, вместо того, чтобы принимать участие в бесконечных прениях» --- Прекратить уже бесконечные прения и заняться конкретной работой на производстве, дабы потомкам было, что после нас переименовывать. А пока мы только разбазариваем наследство, созданное при Романовых и большевиках.

  • ответить

пт, 12/18/2015 - 08:29 Вот выдержка из статьи Бориса :

Вот выдержка из статьи Бориса Романова "Мог ли Николай II не отречься 2 марта 1917?": "Предположим, Николай II отрекаться отказался. Через три-четыре часа ему сообщают, что Александра Федоровна арестована, и весь Петроград требует его отречения (ложь, но сказали бы). С кем дети? Четыре дочери, больные корью, и сын? Предположим, он все равно отказывается отречься. В этом случае пришлось бы заговорщикам его арестовать, а скорее всего и убить. На престоле, по закону о престолонаследии, оказался бы больной Алексей при регентстве Михаила. Михаил отрекся и при живом брате, при отречении Николая II в его пользу - значит, отрекся бы и в этом случае - в пользу того же Временного комитета (правительства). Все это произошло бы в три-четыре дня. Ну, возможно, в течение недели. Итог - все то же самое, только с арестованными на несколько дней раньше Николаем и Александрой (не исключено, что и с убийствами), с больным Алексеем, который скончался бы без ежедневного внимания матери в месяц или два. Народ поднялся бы за Государя? Может и поднялся бы, если бы призвала Церковь. Но Святейший Синод в Петрограде еще 26 февраля отказался призвать православных мирян (то есть практически весь народ) не участвовать в беспорядках и демонстрациях, а через несколько дней после отречения радостно приветствовал новую власть и благословил ее. Таким образом, при любом варианте развития событий результат был бы аналогичным. Возможно, Государь это понимал...В любом случае, другого выхода у него не было".

  • ответить

пт, 12/18/2015 - 10:03 Цитата: «А я вот не смог :

Цитата: «А я вот не смог проголосовать как раз по той же причине, что описана у Ольги». --- И эта причина связана с «всемирным заговором», а вовсе не с Вашим неумением пользоваться компьютером? Каким удивительным образом, другие слушатели «Радонежа», смогли проголосовать за переименование – остаётся загадкой. \\\ Цитата: «По мнению Сергея и писательница Елена Чудинова врет, и историк Дмитрий Володихин врет…» --- По мнению большинства граждан (которые смогли разобраться с регистрацией и проголосовать) - переименовывать станцию, не нужно. Понятно, что это они все врут, а правы те, кто остался в меньшинстве, им параллельно, что их идея не воспринимается остальными, ибо они продолжают её упорно навязывать. Непонятно только – у кого красная идеология.\\\ Цитата: «его неприятие Царя стоит за каждым словом, которое он, как всегда, не преминёт оставить за собой» --- Просто не нужно земного царя, ставить вместо Царя Небесного и прикрывать им свои политические идеи. «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. (Мф. 7:21) Оставьте уже последнее слово за собой – и просто покажите, в чём я не прав, искренне хочу это понять. Спасибо.

  • ответить

сб, 12/19/2015 - 07:18 Прошу прощения за описку. В :

Прошу прощения за описку. В моём комментарии под номером 1) в конце следует читать «Но опять-таки, подчеркну то, что уже написал выше, это не факт, что ЗА переименование проголосовало бы большинство, согласен».

Чем объясняется «комисаррова» победа

Отгремела очередная «интернет-битва», в которой сошлось более 300 тысяч наших сограждан. – В полночь 23 ноября завершилось голосование на портале «Активный гражданин» о переименовании станции метро «Войковская». Результат его оказался неутешительным для противников одиозного большевистского комиссара, они смогли в итоге набрать лишь немногим более трети всех голосов, при том, что на стороне их оппонентов выступило 53 процента голосовавших.

Символично, что нынешнее идеологическое противостояние происходило ровно в те же дни, что и октябрьский переворот 1917-го в . Тогда сторонникам коммунистических идей удалось победить тех, кто защищал старую царскую . Сейчас, 98 лет спустя, у критиков действий большевистских комиссаров не получилось взять реванш в виртуальном противостоянии с «красной стороной» и «свергнуть» одного из ее героев.

Закономерно ли это? – По ходу длившейся три недели интернетовской кампании высказывалось много мнений о причинах столь серьезного поражения «анти-войковских сил». Некорректные формулировки самих вопросов, более сложный алгоритм голосования «за» смену имени станции... У автора этих строк, волею случая появилась возможность самому проверить «войковские» рейтинги.

За последнее время довелось опубликовать в «МК» несколько заметок, касающихся Петра Войкова и возникшей коллизии с переименованием станции метро, названной в его честь. В ответ читатели оставили на редакционном сайте свои комментарии. В общей сложности их набралось несколько десятков, так что получилась довольно внушительная «выборка». А результаты анализа ее таковы: по крайней мере 95% высказавшихся – против того, чтобы «Войковская» исчезла с карт и схем!

Аргументы, высказываемые при этом, легко разложить по нескольким полочкам:

«Не трогайте Войкова, надоело уже! Мы привыкли к этому названию и хотим, чтобы оно сохранилось и впредь...»

«Петр Войков – герой и погиб он за родину...»

«Документальных доказательств вины этого комиссара в убийстве императорской семьи нет...»

«Да кто он такой, этот царь Николашка? – Ничуть не лучше тех, кто его убивал! На его совести «кровавое воскресенье», ленский расстрел...»

«Выступая против сохранения имени Войкова, пытаются переписать нашу историю...»

«Ничего переименовывать не надо. Нынешняя затея с голосованием – это попытка властей отвлечь народ от куда более важных насущных проблем. Когда власти принимают решения, касающиеся цен, пенсий, условий жизни тысяч россиян, никаких голосований не устраивают...»

Допускаю, что часть негатива, присланного на наш «эмковский» сайт, это банальный стеб, а то и вовсе троллинг. Да и вообще, как показывает практика, «ругатели» пишут в газету гораздо чаще «одобрителей». Но все-таки такого разгромного счета в их пользу не ожидал.

Да, убедительных свидетельств того, что Войков принимал непосредственное участие в убийстве царской семьи не найдено. Подтверждается пока лишь то, что Петр Лазаревич «всего лишь» активно ратовал на обсуждениях с другими членами Уралсовета за уничтожение экс-императора и его близких – три раза ратовал, три раза готов был приложить все силы и возможности свои ради такого дела. Но если даже, действительно, этот комиссар в подвале Ипатьевского дома по беззащитным женщинам, по отрекшемуся от престола царю не стрелял, то вовсе не из высоких гуманных побуждений или отвращения к виду крови: ведь он сам до того уже неоднократно приговорил их – безо всякого суда и следствия – к смерти.

Можно ли в результате назвать Войкова убийцей? – Полагаю, здесь мнения разделятся. Но абсолютно ясно одно: этот исторический персонаж – «с изъяном». А его подняли и продолжают поднимать на знамя. Раньше, в одномерное с идеологической стороны советское время, это было вполне логично и оправданно. А теперь-то? – «Не трогайте Войкова!» Значит, для многих наших сограждан является вполне нормальным тот факт, что место, где он живут или работают «освящено» именем человека с явно неоднозначными страницами в биографии? Или тут в полной мере проявил себя закон инерции? – Социальной инерции?

Привычка, спору нет, – огромная сила, однако в жизни мы ее очень часто действуем ей вопреки. Извините за столь утилитарное сравнение: наши отцы и дедушки считали за счастье владеть машиной «Волга», однако нынче их сыновья и внуки запросто отказываются от этого продукта отечественного автопрома в пользу иностранных марок. Поскольку те кажутся более удобными, красивыми...

Очень не хочется верить, что искренние симпатии к комиссару Войкову среди москвичей, это массовое явление. Скорее уж тут работает известная уже формула: «Он, конечно, сукин сын, но наш сукин сын!» А чтобы эта лояльность сошла на нет, нужно исправлять ситуацию с изложением курса истории, снимать новые документальные исторические фильмы...

Мнение по поводу использования нынешнего голосования в качестве этакого отвлекающего маневра звучит «увесисто». Но даже если допустить, что «всероссийская закулиса» ухитрилась таким образом переключить внимание москвичей с важнейшего для них на второстепенное, вряд ли следует в качестве протеста против такого коварства голосовать за то, что явно противоречит нормам человеческой морали.

Вспомним про знаменитую фразу, указывающую высшую цену одной-единственной слезы ребенка. – В случае с Петром Войковым цена случившейся в Екатеринбурге трагедии, которую спровоцировал в том числе и он, – потоки даже не слез, а крови в том числе и детской.

Десятки наших сограждан, отправивших нам на сайт свои комментарии в защиту имени пресловутого уральского комиссара, видимо, придерживаются иной шкалы ценностей. Хочу верить, что другие москвичи – сотни и тысячи, – имеют принципиально другое мнение на сей счет и просто не стали им делиться, экономя время на компьютерные послания.

Остается констатировать: пока общество наше Войкова еще не «переросло». Поэтому будем этим именем любоваться на картах и впредь. Но, надеюсь, – лишь до какого-то времени.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!