Выпуск журнала для родителей по экологическому воспитанию детей «Пробуждение. Использование «Экологического дневника» в формировании экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста

Пособие содержит системно выстроенную и наглядно представленную экологическую информацию для старших дошкольников, которая разворачивается от недели к неделе, от месяца к месяцу осени. Форма "дневника" создает для педагогов необходимость организации регулярного обращения к природе, ставя ребенка в активную позицию.
пособие предназначено для использования воспитателями детских садов и родителями старших дошкольников. Разработано в соответствии с концептуальными идеями образовательной программы "Детство".

Подробное описание

Пособие предназначено для экологического воспитания дошкольников. Оно состоит из четырех тетрадей-дневников : «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Структура пособия подчинена логике учебного года и одновременно логике сезонных изменений в природе. Поэтому работа с пособием начинается с осени. Работу с каждым дневником следует вести регулярно. Только в этом случае у ребенка появится привычка, а затем и потребность наблюдать, интерес к исследовательской деятельности, в результате чего ребенок приобретает грамотную систему экологических представлений.

Заполнять дневник лучше не сразу, а постепенно, по нескольку раз обращаясь к каждой странице.

Обратите внимание на рубрику «Нарисуй стихотворение». Предложение нарисовать стихотворение заставляет ребенка более внимательно вслушиваться в текст, стараться лучше понять его содержание и способствует непреднамеренному его запоминанию.

Выполнять рисунки следует карандашами, так как они позволяют при необходимости исправить ошибки.

ВНИМАНИЕ! В пособии нельзя работать фломастерами, потому что раскраска фломастером может перейти на другую сторону страницы и испортить ее.

В конце месяца нужно раскрасить соответствующий сектор в «КРУГЕ ГОДА» (см. стр. 4), тогда к окончанию работы с тетрадью закрашенный «КРУГ ГОДА» будет представлять красочную модель года.

Заниматься по пособию лучше индивидуально, но можно и в группе (с подгруппой). В этом случае задания с детскими рисунками необходимо выполнять на отдельных листах. После окончания работы лист с рисунком (записанным рассказом) следует вложить или аккуратно вклеить в соответствующее место в пособии.

Работа с пособием научит ребенка:

Вести целенаправленные наблюдения, анализировать увиденное и делать выводы;

обнаруживать сходство в многообразии явлений природы и их признаков;

- понимать, как живые существа приспосабливаются к сезонным изменениям в природе;

Устанавливать связи, существующие в природе;

- видеть экологические проблемы в привычном природном окружении.

Дети приобретут первые навыки:

- исследовательской работы;

- предвидения экологических последствий неразумной деятельности человека в природе;

- осознания своеобразия и неповторимости каждого живого существа;

Правильного поведения в природе.

Юля Герасимова
Использование экологического дневника дошкольника в формировании экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста

Использование «Экологического дневника» в формировании экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста

«Хоть память крепкая – большое благо,

Но всё ж надёжней памяти – бумага»

Юсуф Хас Хаджиб

Человеку свойственно стремиться осознать значение событий, которые происходят с ним и в окружающем мире. Что представляется ему лично значимым, важным для понимания себя, он склонен фиксировать в записях. Записи носят систематичный или фрагментарный характер. Наиболее популярной формой записей является – дневник.

В словарях можно увидеть следующее трактование слова «дневник»:

Дневник – записи о каждодневных делах, текущих событиях, ведущиеся изо дня в день (Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова) (38).

Дневник – подневные записи одного лица или коллектива, ведущиеся синхронно событиям их жизни (Большая советская энциклопедия) (4).

Дневник – записи личного, научного, общественного характера, ведущиеся день за днём (Большой энциклопедический словарь).

Дневник – записи личного характера, ведущиеся изо дня в день (книжн.). Вести дневник. 2. Ежедневные записи научных наблюдений, производимых во время экспедиций и исследований (Толковый словарь Ушаковой).

Итак, дневник, подневные записи одного лица или коллектива, ведущиеся синхронно событиям их жизни (ср. Мемуары ). Внешняя, но более других обязательная примета дневника - обозначение дат. Реальные дневники (впервые получившие широкое распространение в Англии 17 в.) могут рассматриваться как род исторических, историко-биографических или историко-культурных документов: например, судовой дневник мореплавателя Дж. Кука, лицейский дневник декабриста В. К. Кюхельбекера, дневник цензора А. В. Никитенко, публициста А. С. Суворина, многочисленные писательские дневники (В. Скотта, Стендаля, братьев Гонкур, Т. Г. Шевченко, Л. Н. Толстого и др.).

Дневник может выступать также как форма художественного повествования. В русской и европейской литературе 18 в. сентиментализм , возбудивший интерес к внутреннему миру личности, культивирует дневник как форму "самонаблюдения"; "Сентиментальное путешествие" Л. Стерна, "Письма русского путешественника" Н. М. Карамзина оформлены как дорожные дневники. В 19 в. писатели передают дневниковую форму повествования вымышленному герою ради углублённого исследования "истории души человеческой" (М. Ю. Лермонтов); например, "Журнал Печорина" в "Герое нашего времени". При этом возникают возможности стилизации, сложной речевой игры, связанной со всё большим отделением автора от персонажа ("Записки сумасшедшего" Н. В. Гоголя). Реалисты 19 в. прибегают к жанровым разновидностям, близким к художественным дневникам - "запискам" ("История вчерашнего дня" Л. Н. Толстого, "письмам" ("Бедные люди" Ф. М. Достоевского, "исповеди" (тетрадь Ипполита в романе Достоевского "Идиот"). Образцы использования формы дневника в советской литературе: "Дневник Кости Рябцева" Н. Огнёва, "Деревенский дневник" Е. Дороша.

Среднее место между дневником как документом и дневником как литературным жанром занимают писательские дневники, заранее предназначенные для опубликования ("Дневник" Ж. Ренара, "Опавшие листья" В. В. Розанова, "Ни дня без строчки" Ю. К. Олеши и др.); автобиографизм обдуманно сочетается в них с широтой наблюдений и размышлений. "Дневник писателя" Достоевского (70-е гг. 19 в., обращённый к современному читателю, - образец использования формы дневника в сфере художественной публицистики. Иногда художественный интерес приобретают дневники "частных лиц", благодаря искренности и правдивости ("Дневник Анны Франк", "Дневник Нины Костериной"(4).

Рассмотрим два значения понятия дневниковедение. Одно из них можно истолковать как "дневник вести" - делать регулярные записи в особо отведённой тетради, которые отражают ежедневные события, текущие дела, мысли и переживания автора, его духовное и психическое состояние, нравственную позицию, мировоззрение, культурный и образовательный уровень.

Второе - "дневник ведать", то есть, знать особенности ведения дневника, осознанно представлять себе цель и задачи этого занятия, место и значение, которые должен приобрести дневник в личной жизни автора, владеть информацией о классических примерах дневниковедения.

Если первое достаточно исчерпывающе трактует толковый словарь русского языка, то второе - обширная тема для изучения и творческого поиска.

В определении понятия "Личный Дневник" первостепенную роль играют его признаки, по которым мы и определяем, что, в нашем понимании, является дневником.

Это, прежде всего, датировка , необходимая для идентификации времени, которому принадлежат записи. Без датировки невозможно проследить эволюцию мысли автора, а зачастую и соотнести описываемые события с реальным историческим контекстом. Без датировки нельзя рассматривать объект и как достоверный автобиографический или исторический документ. Даже на примере археологических изысканий мы видим, что, в первую очередь, делается попытка определить максимально точную временную принадлежность предмета.

И даже если дневник в действительности представляет собой мемуары (воспоминания, описывающие дела давно минувших дней, людей, характеры, эмоции, мысли и впечатления прежних лет, сквозь призму времени - даже такой дневник, со своей датировкой, имеет ценность как дневник уже потому, что отражает мировоззрение автора, его восприятие былых событий и личных переживаний, с точки зрения того конкретного дня, когда производятся записи.

Это ценно, прежде всего, потому, что характеризует автора на момент производства данной конкретной записи. Мы знаем много примеров того, когда восприятие одним человеком одного и того же события (характера, явления, факта, может изменяться во времени с точностью до наоборот. И это бывает подчас более важно, чем значение самого события.

Следующий признак - наличие имени автора, или, как минимум, его известного из других источников псевдонима. Идентификация автора - своего рода подпись под документом, без которой содержание не может рассматриваться, как достоверный документ.

Вышеназванные два признака являются необходимыми атрибутами документальности - основного и необходимого признака, определяющего дневниковость текста, и на основании чего можно говорить о степени предполагаемой достоверности материала.

Далее следуют относительные содержательность и информативность , отличающие дневники от записных книжек и рабочих журналов. Сюда же можно добавить и относительную законченность каждой отдельно взятой записи, отличающую наш предмет от других произведений документальной прозы.

Интеллектуальная и духовная значимость , позволяющие отнести Феномен Личного Дневника к Культурному явлению.

Многофункциональность , предоставляющая широкие возможности для творческого развития, самопознания, самореализации и самовыражения автора.

Его роль эффективного инструмента постановки и решения проблем самоконтроля, самовоспитания и самообразования неоценима для активной, целеустремлённой личности.

Его назначение быть объектом интеллектуального и духовного наследия одной уникальной личности (а каждый человек по-своему уникален) - священно.

Функции дневника широки и многообразны.

Как жанр литературного творчества, он доступен каждому, кто владеет письменностью. Опубликованные произведения этого жанра востребованы как массовым читателем, так и специалистами: историками, биографами, литературоведами и т. д.

Итак, можно различать деловые и личные дневники, путевые, бытовые, литературные (писательские). Новые перспективы в практике ведения дневников открывает Интернет.

Особое место занимает школьный дневник. Он служит для выставления ученикам оценок и записи домашнего задания каждый день. Дневник, который мы собираемся рассматривать далее, используется детьми старшего дошкольного возраста, которые в отличие от школьников ещё только начинают читать, для выполнения того или иного задания. Дошкольник также в течение одной недели обращается к дневнику несколько раз.

В соответствии с концептуальными идеями образовательной программы «Детство» были разработаны два практических пособия: одно из них – это (Н. О. Никоновой, М. И. Талызиной, предназначенный для использования воспитателями детских садов и родителями старших дошкольников, и второе – рабочая тетрадь «Добро пожаловать в экологию» (О. А. Воронкевич совместно с педагогами Калининского района г. Санкт-Петербурга) для практических занятий с детьми разных возрастных групп педагогами ДОУ и родителями детей дошкольников. Рабочая тетрадь (О. А. Воронкевич) является практическим сопровождением ранее вышедшей книги автора с одноименным названием.

«Экологический дневник дошкольника» Н. О. Никоновой, М. И. Талызиной представляет значительный интерес для нашего исследования. Это пособие состоит из 4-х тетрадей-дневников: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» (см. приложение №1). Структура пособия подчинена логике учебного года и одновременно логике сезонных изменений в природе. Поэтому работа с пособием начинается с осени. Работу с каждым дневником следует вести регулярно. Только в этом случае у ребёнка появится привычка, а затем и потребность наблюдать, интерес к исследовательской деятельности, в результате чего ребёнок приобретёт грамотную систему экологических представлений.

Заполнять дневник лучше не сразу, а постепенно, по нескольку раз обращаясь к каждой странице. Дневник построен таким образом, что помогает ребёнку включиться в разные виды деятельности: наблюдение, опыты, эвристические рассуждения, работу с поэтическим материалом, рисование. В конце каждого месяца детям предлагаются интересные задания по экспериментированию и приобщению к особенностям природы «Малой Родины». В конце каждого месяца дети раскрашивают соответствующий сектор в «КРУГЕ ГОДА» (см. приложение). Тогда к окончанию работы со всеми четырьмя тетрадями закрашенный «КРУГ ГОДА» будет представлять годичный цикл. Авторами «Экологического дневника дошкольника» Н. О. Никоновой и М. И. Талызиной в конце каждого из четырёх пособий указан список литературы, который нужно прочитать в данном сезоне. Это облегчает работу, как родителям, так и педагогам в выборе произведений.

Также для кругозора взрослых и детей, авторы дневника (на той же страничке) пишут о важных датах природы нашей полосы. Например, «Последняя гроза – 1 сентября» или «День весеннего равноденствия – день равен ночи – 22 марта» и т. д. Кроме того, начало каждой недели дневника снабжено народными приметами.

В нашем исследуемом экологическом дневнике мы можем увидеть и загадки , которые предлагают ребятам любопытная, эмоциональная девочка Рита и всезнающий Никита, персонажи, которые были выбраны авторами не случайно. Это ровесники наших старших дошкольников, которые осваивают данный материал. Эти персонажи не делают ошибок, а просто поддерживают интерес дошкольников к познавательной деятельности, являясь как бы их партнёрами.

Кроме того, в данном пособии, на первой страничке каждой недели, предоставлены стихи известных поэтов. Это помогает детям ярче ощутить тот период времени года, который они разбирают, образы, представленные в том или ином стихотворении поэтами.

Для воспитателя на страницах дневника имеются подсказки, которые позволяют доступно объяснить детям явления природы. Заниматься по пособию можно индивидуально и с подгруппой детей. В случае занятия с подгруппой детские рисунки авторы предлагают выполнять на отдельных листах. После окончания работы лист с рисунками (записанным рассказом, рассуждениями) вклеивается или вкладывается в соответствующее место в пособи и используется в обобщающей беседе в конце изучения месяца или сезона. Этот материал можно использовать не только для обобщения, но и для оживления детских впечатлений.

Четвёртая неделя каждого месяца интересна тем, что в ней появляются рубрики «Твоя Малая Родина» и «Лаборатория природы». Дети старшего дошкольного возраста уже способны видеть маленькие экологические проблемы во взаимодействии человека и природы в привычных жизненных ситуациях. Рубрика «Лаборатория природы" посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей.

Современные педагоги и психологи (Т. П. Хризман, В. Д. Еремеева, И. В. Тельнюк и др.) придают большое значение гендерному воспитанию детей. Это направление прослеживается в «Экологическом дневнике дошкольника» через персонажей Риту и Никиту. Благодаря этому «Экологический дневник дошкольника» рассматривается как личностно-ориентированная технология взаимодействия с природой мальчиков и девочек.

Таким образом, работа с «Экологическим дневником дошкольника» не только способствует экологическому образованию детей, но и позволяет реализовать личностно ориентированную технологию в организации деятельности мальчиков и девочек, направленной на экологическое освоение мира природы.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. По мнению ученых, возникла необходимость выработать стратегию согласованности существования человека и природы (Р.Атфилд, Э.В.Гирусов, С.Н.Глазачев, Н.Н.Моисеев, А.Д.Урсул и др.) такая стратегия предполагает прежде всего глубокие социальные изменения. В целом речь идет о воспитании поколения, способного позитивно, экологически грамотно взаимодействовать с природой, руководствуясь особым гуманным отношением к ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как личностно – ориентированная технология взаимодействия с природой мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.»

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. По мнению ученых, возникла необходимость выработать стратегию согласованности существования человека и природы (Р.Атфилд, Э.В.Гирусов, С.Н.Глазачев, Н.Н.Моисеев, А.Д.Урсул и др.) такая стратегия предполагает прежде всего глубокие социальные изменения. В целом речь идет о воспитании поколения, способного позитивно, экологически грамотно взаимодействовать с природой, руководствуясь особым гуманным отношением к ней. В последние десятилетия стал активно исследоваться этический, нравственный аспект отношения человека к природе (В.П.Арсеньев, С.С.Баньковская, С.Г.Боровик, В.В.Вальковский, Н.Ф.Виноградова, С.Г.Глазачев, Г.Д.Гачев, Н.С.Дежникова, В.Н.Денисов, С.Д.Дерябо, А.Н.Захлебный, И.Д. Зверев, Э.С.Кульпин, Б.Т.Лихачев, Н.М.Мамедов, Н.Н.Моисеев, Д.Ф.Петяева, Н.Ф.Реймерс, А.П.Сидельковский, А.Д.Урсул, Г.В.Шейнис, О.Н.Яницкий, В.А.Ясвин, и др.).

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям («Концепция дошкольного образования»).

Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляет достоверные, доступные дошкольнику научные знания экологического содержания и практические умения, направленные на охрану природы.

В психолого-педагогической литературе (В.Н.Мясищев, В.А.Ясвин,С.Д.Дерябо) отмечается, что существует прямая связь между сознанием человека, его отношением и деятельностью, знания, лежащие в основе сознания перестраивают отношения и регулируют деятельность. Исследования П.Г.Саморуковой, Н.Н.Кондратьевой, Л.М.Марковой, С.Н.Николаевой, и др. обосновывают возможность освоения детьми экологических знаний. Существуют исследования, показывающие возможность формирования экологических знаний с помощью моделирования (Н.И.Ветрова), сюжетно-дидактических игр (Н.О.Никонова), опытно-экспериментальной деятельности (Н.О.Никонова, Л.Г. Киреева), детской природоведческой литературы (Л.М.Гурович). Однако все эти исследования решали проблему лишь в своем направлении. Задача воспитателя была самостоятельно интегрировать эти технологии в целях решения задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Методических пособий по экологическому образованию детей сейчас очень много. Но именно практических, которые бы представляли системно выстроенную и наглядно представленную экологическую информацию основанную на познавательно-исследовательской деятельности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста - единицы.

В поисках единого подхода для решения этой проблемы, мы обратились к «Экологическому дневнику дошкольника», созданными авторами из г. Санкт-Петербурга Н.О.Никоновой и М.И.Талызиной. Форма дневника нацеливает на регулярность обращения к природе. Однако, в «Экологическом дневнике дошкольника» представлены лишь общие указания его использования, подробной же технологии нет.

В настоящее время Федеральные Государственные Требования в разделе «Познание» ставят перед собой одну из основных задач развитие у детей познавательных интересов через познавательно-исследовательскою деятельность.

Анализ дневника показал, что в основе работы с ним заложена совместная с воспитателем и самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность детей, представленная в виде наблюдений, эвристической беседы, опытно-экспериментальной деятельности, что соответствует задачам поставленными Федеральными Государственными требованиями, а его содержание предоставляет возможность для дифференцированного подхода в формировании экологических знаний у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста и позволит реализовать личностно ориентированную технологию в организации деятельности мальчиков и девочек, направленную на экологическое освоение мира природы.

Прежде чем рассмотреть, как формируются экологические знания у детей старшего дошкольного возраста, необходимо рассмотреть, что такое знание, какие бывают знания. На основе знаний у воспитуемых формируются умения и навыки, умственные и практические действия; знания являются основой нравственных убеждений, этических взглядов, мировоззрения. Понятие «знание» многозначно и имеет несколько определений.

В новой «Российской педагогической энциклопедии» (1993г.) «знания» определяются следующим образом: «проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Знания фиксируются в форме знаков естественного и искусственного языков».

Элементарные знания, обусловленные биологическими закономерностями, свойственны и животным, у которых они служат необходимым условием их жизнедеятельности, реализации их поведенческих актов. Знания являются органическим единством чувственного и рационального. На основе знаний вырабатываются умения и навыки (П.Д.Тищенко) .

Л.М.Фридман, проанализировав существующие определения понятия «знание», приводит его определение более общего характера: «Знание это результат познавательной деятельности независимости от того, в какой форме эта деятельность совершалась: чувственно или внечувственно, непосредственно или опосредованно; со слов других, в результате чтения теста, при просмотре кино или телефильма и т.д. этот результат познания человек выражает в речи, в том числе искусственной, жестовой, мимической и любой другой. Следовательно, всякое знание есть продукт познавательной деятельности, выраженной в знаковой форме. Знание противоположно незнанию, неосведомленности, отсутствию представлений о чем или о ком-нибудь».

Наблюдение дошкольников как экологически ориентированная деятельность

Поскольку в основе ведения «Экологического дневника» лежит наблюдение, рассмотрим его сущность, как экологически ориентированную деятельность. В психолого-педагогической литературе (Л.С.Выготский, С.Л.Рубенштейн, А.М.Леушина, Н.П.Сакулина, П.Г.Саморукова и др.) подчеркивается огромная роль наблюдения в познании окружающего мира и выдвигается задача развития этой деятельности у детей.

Наблюдение в отечественной педагогике и психологии рассматривается как сложная познавательная деятельность (Б.Г.Ананьев), как целенаправленное восприятие качеств и свойств предметов и явлений их отношений (А.А.Смирнов, Л.В.Занков). В процессе наблюдения устанавливается связь предмета или явления с другими, развитие, происходящие изменения и их причины. Деятельность наблюдения, основываясь на чувственном восприятии объектов, включает и интерпретацию, осмысление полученной информации (С.Л.Рубенштейн, Б.М.Теплов). Наблюдательность рассматривается как способность к точному планомерному наблюдению. Умение наблюдать обеспечивает

полноту и адекватность формирующихся знаний, поэтому формирование наблюдения как деятельности и наблюдения как качества личности является важной стороной умственного развития детей (П.Г.Саморукова).

В последнее время, в связи с теоретическим осмыслением подходов к экологическому образованию дошкольников, деятельность наблюдения стала рассматриваться как экологически ориентированная деятельность (Н.Н.Кондратьева, Т.А.Маркова).Понятие «экологическая деятельность» была введена философом А.Д.Урсулом, который под «экологической деятельностью» понимает любую деятельность людей, связанную с рациональным решением экологической проблемы. Сюда входит как материальная деятельность людей по сохранению и улучшению природы, так и духовная деятельность, связанная с формированием экологического сознания людей. В своих работах Н.Н.Кондратьева и Т.А.Маркова, применительно к периоду дошкольного детства, подчеркивают, что в деятельности ребенок реализует и утверждает себя по отношению к природе, и, если деятельность организуется ребенком с позиции гуманистической мотивации, то она переводится на новый уровень – накопление опыта отношения дошкольника к природе. В результате наблюдение дошкольника так же рассматривается экологическая ориентированная деятельность, которая предполагает такое наблюдение, чтобы не навредить живому существу, а при необходимости и помочь улучшить ему условия существования.

Для такого наблюдения характерны следующие признаки:

1. Гуманная мотивация, которая выражается в стремлении дошкольника наблюдать, узнать, что случилось с объектом. Выявить его состояние, определить связи со средой обитания.

2. Использование ребенком в наблюдении «щадящих» обследовательских действий (например не срывать листок при рассматривании, не обижать живые существа, правильно их держать и т.д.) овладение ребенком такими познавательными и практическими умениями зависит от понимания им особенностей объекта природы как живого существа.

3. Результат наблюдения. Это может быть новое знание о живом объекте, которое изменяет отношение ребенка к живому существу. Вследствие этого у ребенка развивается интерес к природе, накапливается опыт взаимодействия с ней, нарастает умение к самостоятельному наблюдению.

Таким образом, наблюдение в отечественной педагогике и психологии рассматривается как сложная познавательная деятельность, в процессе которой устанавливается связь предмета или явления с другими, развитие, происходящие изменения и их причины, основанные на чувственном восприятии объектов, интерпретации и осмыслении полученной информации. Для нас значимо рассмотрение наблюдения дошкольника как экологически ориентированную деятельность, для которой характерна гуманная мотивация, развитие интереса к природе, накопление опыта взаимодействия с ней, и в связи с этим нарастающие умение к самостоятельному наблюдению.

«Экологический дневник дошкольника» (Н.О.Никоновой, М.И.Талызиной), предназначенный для использования воспитателями детских садов и родителями старших дошкольников, и второе – рабочая тетрадь «Добро пожаловать в экологию» (О.А.Воронкевич совместно с педагогами Калининского района г.Санкт-Петербурга) для практических занятий с детьми разных возрастных групп педагогами ДОУ и родителями детей дошкольников. Рабочая тетрадь (О.А.Воронкевич) является практическим сопровождением ранее вышедшей книги автора с одноименным названием.

«Экологический дневник дошкольника» Н.О.Никоновой, М.И.Талызиной представляет значительный интерес для нашего исследования. Ведение дневника способствует решению задач экологического развития старших дошкольников, рассчитанное на весь учебный год и затрагивающее разные виды деятельности (наблюдение, элементы экспериментирования, логические задания, развивающие игры, работу с народными приметами, знакомство с художественным словом). Особое внимание уделяется самостоятельности детей в ведении и заполнении дневника наблюдений за природой. Это пособие состоит из 4-х тетрадей дневников: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Структура пособия подчинена логике учебного года и одновременно логике сезонных изменений в природе. Поэтому работа с пособием начинается с осени. Работу с каждым дневником следует вести регулярно. Только в этом случае у ребенка появится привычка, а затем и потребность наблюдать, интерес к исследовательской деятельности, в результате чего ребенок приобретет грамотную систему экологических представлений.

Заполнять дневник лучше не сразу, а постепенно, по несколько раз обращаясь к каждой странице. Дневник построен таким образом, что помогает ребенку включиться в разные виды деятельности: наблюдение, опыты, эвристические рассуждения, работу с поэтическим материалом, рисование. В конце каждого месяца детям предлагаются интересные задания по экспериментированию и приобщению к особенностям природы «Малой Родины». В конце каждого месяца дети раскрашивают соответствующий сектор в «КРУГЕ ГОДА» . Тогда к окончанию работы со всеми четырьмя тетрадями закрашенный «КРУГЕ ГОДА» будет представлять годичный цикл. Авторами «Экологического дневника дошкольника» Н.О.Никоновой и М.И.Талызиной в конце каждого из четырех пособий указан список литературы, который рекомендуется прочитать в данном сезоне. Это облегчает работу, как родителям, так и педагогам в выборе произведений.

Также для кругозора взрослых и детей, авторы дневника (на той же странице) пишут о важных датах природы нашей полосы. Например, «Начало общего листопада – 20 сентября» или «Отлет грачей – 19 октября» и т.д. Кроме того начало каждой недели дневника снабжено народными приметами например, «Гром в сентябре – к теплой осени».

Современные педагоги и психологи (Т.П.Хризман, В.Д.Еремева, И.В.Тельнюк и др.) придают большое значение гендерному воспитанию детей. Это направление прослеживается в «Экологическом дневнике дошкольника» через персонажей Риту и Никиту. Благодаря этому «Экологический дневник дошкольника» рассматривается как личностно – ориентированная технология взаимодействия с природой мальчиков и девочек.

Мы можем увидеть загадки , которые предлагают ребятам любопытная, эмоциональная девочка Рита и всезнающий Никита, персонажи, которые были выбраны авторами не случайно. Эти персонажи не делают ошибок, а просто поддерживают интерес дошкольников к познавательной деятельности, являясь как бы их партнерами. Они ровесники наших мальчиков и девочек, олицетворяют их и несут в своем образе смысловую нагрузку.

На страницах дневника Никита выступает любознательным, наделенным пытливым умом ребенка. Поисковая активность Никиты делает его эдаким «знайкой». Он рассказывает о природных явлениях, дает советы, объясняет. Рита тоже испытывает интерес ко всему, что происходит в природе. Ее вопросы к Никите, удивление происходящим, как бы запускают поисковую деятельность детей.

Кроме того, в данном пособии, на первой странице каждой недели, предоставлены стихи известных поэтов. Это помогает детям ярче ощутить тот период времени, который они разбирают, образы, представленные в том или ином стихотворении поэтами.

Диалоги любопытной Риты и всезнающего Никиты помогают воспитателю поставить перед детьми задачи, создать проблемную ситуацию, побудить к поиску ее решений.

В ходе детских наблюдений, поисковых действий, рассуждений воспитатель может предложить мальчикам встать на место Никиты, а девочкам взять на себя роль Риты. Следует учитывать значительно большую согласованность в совместной самостоятельной деятельности гомогенных (однополых) объединений детей. Поэтому воспитатель, после общей постановки проблемы всем детям, может предложить ее решать отдельно в команде мальчиков и в команде девочек. При этом необходимо поддерживать нестандартные решения и поисковые действия со стороны мальчиков, поощрять логические рассуждения девочек.

Для воспитателей на страницах дневника имеются подсказки, которые позволяют доступно объяснить детям явления природы. Заниматься по пособию можно по подгруппам и индивидуально. В случае занятия с подгруппой детские рисунки авторы предлагают выполнять на отдельных листах. После окончания работы лист с рисунками (записанным рассказом, рассуждениями) вклеивается или вкладывается в соответствующие место в пособии и используется в обобщенной беседе изучения месяца или сезона. Этот материал можно использовать не только для обобщения, но и для оживления детских впечатлений.

Четвертая неделя каждого месяца интересна тем, что в ней появляются рубрики «Твоя малая Родина» и «Лаборатория природы». Дети старшего дошкольного возраста уже способны видеть маленькие экологические проблемы во взаимодействии человека и природы в привычных жизненных ситуациях. Рубрика «Лаборатория природы» посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей.

«Экологический дневник дошкольника» (Н.О.Никоновой, М.И.Талызиной), предназначен для использования воспитателями детских садов и родителями старших дошкольников и позволит организовать регулярное и целенаправленное обращение к природе для экологического образования мальчиков и девочек дошкольного возраста, реализовать личностно – ориентированную технологию в организации деятельности, направленной на экологическое освоение мира природы.


Производитель: "Детство-Пресс"

Серия: "Библиотека программы `Детство`"

Пособие содержит системно выстроенную и наглядно представленную экологическую информацию для старших дошкольников, которая разворачивается от недели к неделе, от месяца к месяцу осени. Форма`дневника`создает для педагогов необходимость организации регулярного обращения к природе, ставя ребенка в активную позицию. Пособиепредназначено для использования воспитателями детских садов и родителями старших дошкольников. Разработано в соответствии с концептуальными идеями образовательной программы`Детство`. Черно-белые иллюстрации. Художник Е. Белякова.

Издательство: "Детство-Пресс" (2016)

ISBN: 5-89814-359-9

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Никонова Н.О. Экологический дневник дошкольника: Осень 2018
    74 бумажная книга
    Пособие содержит системно выстроенную и наглядно представленную экологическую информацию для старших дошкольников, которая разворачивается от недели к неделе, от месяца к месяцу осени. Форма… - Детство-Пресс, Библиотека программы"Детство" 2018
    89 бумажная книга
    2008
    79 бумажная книга
    Никонова Н. О., Талызина М. И. Пособие содержит системно выстроенную и наглядно представленную экологическую информацию для старших дошкольников, которая разворачивается от недели к неделе, от месяца к месяцу осени… - Детство-Пресс, (формат: 70x100/16, 16 стр.) Библиотека программы `Детство` 2016
    79 бумажная книга
    Талызина М. Экологический дневник дошкольника. Осень. 4-5 лет. ФГОС Предлагаемое пособие содержит наглядную информацию по основам экологической грамотности для детей среднего дошкольного возраста. Форма дневника подразумевает регулярное возвращение к практической… - Детство-Пресс, (формат: 70x100/16, 16 стр.) Библиотека программы"Детство" 2018
    92 бумажная книга
    Никонова Н. О., Талызина М. И. Предлагаемое пособие содержит наглядную информацию по основам экологической грамотности для детей среднего дошкольного возраста. Форма дневника подразумевает регулярное возвращение к практической… - Детство-Пресс, Библиотека программы"Детство" 2016
    117 бумажная книга
    Н. О. Никонова, М. И. Талызина 2016
    83 бумажная книга
    Никонова Н. О., Талызина М. И. Экологический дневник дошкольника. Средний дошкольный возраст. Осень. ФГОС Предлагаемое пособие содержит наглядную информацию по основам экологической грамотности для детей среднего дошкольного возраста. Форма дневника подразумевает регулярное возвращение к практической… - Детство-Пресс, (формат: 70x100/16, 16 стр.) 2016
    98 бумажная книга
    Экологический дневник дошкольника. 4-5 лет. Осень
    114 бумажная книга
    Экологический дневник дошкольника. 4-5 лет. Осень Предлагаемое пособие содержит наглядную информацию по основам экологической грамотности для детей среднего дошкольного возраста. Форма дневника подразумевает регулярное возвращение к практической… - (формат: 70x100/16, 16 стр.)
    114 бумажная книга

    См. также в других словарях:

      Детство-Пресс - издательство, ООО, С. Петербург. Детская, педагогическая, учебно методическая литература. (Бим Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 478) См. также Издательства РФ …

      Когда кругом все удивительно, ничто не вызывает удивления; это и есть детство. Антуан де Ривароль Чудеса случаются только в детстве. Владислав Гжегорчик От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние. Лев … Сводная энциклопедия афоризмов

      - (англ. Russian Press Photo contest Best Photo) проводящийся с 1995 года ежегодный конкурс на лучшую фотографию (серию фотографий) среди фотографов России и стран СНГ. Содержание 1 История конкурса 2 … Википедия

      У этого термина существуют и другие значения, см. Детство (значения). Период человеческого развития, когда он учится понимать окружающий мир. Хотя временные рамки последней стадии индивидуальны, непостоянны во времени и зависят от принятой… … Википедия - Из стихотворения «Крестьянские дети» (1861) Н. А. Некрасова (1821 1877). Иносказательно: о забавах уже достаточно взрослой молодежи (ирон.). Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 … Словарь крылатых слов и выражений

      Игровая психотерапия метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Следует также различать «игровую терапию» (более общий термин) и игровую психотерапию. В первом случае психотерапевтический аспект не … Википедия

      Издательства РФ - здесь: издательства и другие издающие организации, специализирующиеся на выпуске в Российской Федерации педагогическую, образовательную, учебную, учебно методическую и детскую литературу: Аванта + , Агар, Адонис, Айрис, … Педагогический терминологический словарь

      В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гвоздев. Александр Николаевич Гвоздев Дата рождения: 15 (27) марта 1892(1892 03 27) Место рождения: Сивинь Старошайговского района, Мордовия Дата смерти … Википедия

    ГРУППА № 14

    ЖУРНАЛ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

    ноябрь 2013

    Уважаемые родители!

    Данный номер нашего журнала «Пробуждение» представляет первоначальные экологические сведения.

    Почему мы часто слышим слово «экология»?

    Экология – это наука, которая учит нас бережно относится к окружающему миру, к Земле, учит, как жить в мире с природой, не нарушая ее законов.

    Мир разноцветный, яркий. Но любимый цвет экологов – зеленый. Он стал символом защиты Земли.

    Моря, реки, леса и горы, деревни и города… Как много всего в этом замечательном доме! И вместе с нами в нем живут растения и грибы, насекомые и рыбы, птицы и звери…

    Все ли в порядке в нашем «Зеленом доме»?

    В реке загрязнили воду, и от этого погибла рыба. На лугу оборвали все цветы, и поэтому исчезли бабочки. В воздух попали выхлопные газы машин, и от этого людям стало тяжело дышать…

    Кто виноват в этих нарушениях?

    К сожалению, сами люди. Не все и не всегда берегут Землю! И различных нарушений на Земле очень много.

    Важно, чтобы вместе с Вами и Ваш ребенок понимал, что необходимо специально заботится об окружающей природе; почувствовал свою личную ответственность, знал о том, как следует вести себя в природе, как необходимо относится к растениям и животным. Помогите ребенку осознать, что человек является не хозяином и покорителем, а частью природы и зависит от нее.

    Экологическая цепочка: гусеницы объедают листья, а сами служат кормом для мелких птиц, на которых в свою очередь охотятся птицы-хищники. Если уничтожить гусениц, то птицы могут погибнуть от голода или улететь в другие места…

    Задание : составь экологическую цепочку

    Растения – это «столовая» и «дом» для животных и птиц. Растения являются пищей и для человека.

    Словарь:

    Растения – деревья, кустарники, травы, цветы, их плоды…

    Растения разделяют на дикорастущие, культурные, комнатные, лекарственные, ядовитые.

    Задание: расскажи, кому нужны растения.

    Песок и глина вокруг нас. Человек использует их в строительстве, есть песочные часы… Глину используют в производстве кирпича, посуды, игрушек…

    Свойства песка – сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду.

    Свойства глины – пластичность, вязкость, неспособность пропускать воду.

    Камень был орудием труда древних людей. Человек использует камни в строительстве домов, памятников, укреплений…

    Камни в природе разнообразны. Существуют драгоценные камни, из них делают украшения

    Подземные кладовые Земли хранят в себе уголь, нефть, руды.

    Почва – это «живая земля» — верхний слой Земли.

    Задание: посмотри на рисунок и ответь – с кем дружит ель?

    Никто еще не научился жить без воды. Вода нужна всем: и растениям, и животным, и людям. Без воды погибнет и лес, и все живое. Человек и животные могут употреблять только пресную воду

    Словарь: вода пресная – пригодна для питья, приготовления пищи, поддержания чистоты, полива растений. Пресная вода есть в озерах, реках, родниках, глубоко под землей.

    Задание: проведи опыт – что станет со снегом и льдом в тепле.

    В любом государстве есть служба которая специально заботится о лесе, — это лесничество.

    Лесники помогают деревьям, животным, лесу в целом: подкармливают зверей в голодную зимнюю пору, спасают детенышей, оставшихся без родителей, помогают животным спастись в весеннее половодье. Лесники расчищают завалы, удаляют сушняк, высаживают молодые деревца, ухаживают за редкими растениями, животными, занесенными в «Красную книгу», живущими в заказниках и заповедниках.

    Словарь:

    Красная (охранная) книга – международный реестр (список), в который заносятся сведения о подлежащих охране редких, исчезающих видах животных и растений.

    Заказник, заповедник – неприкосновенное заповедное место, где сберегаются и охраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы.

    Задание: придумай знак, как еще можно беречь природу.

    Все деревья разные – одни высокие, другие низкие. На одних растут листья, на других иголки да шишки. А кроме лесных деревьев есть еще и плодовые, которые, как не трудно догадаться, растут в саду и приносят плоды – яблоки, груши, сливы, абрикосы… Но все деревья, и лесные, и плодовые, имеют много общего – у них есть прочный ствол, корни, которые уходят глубоко в землю, а вверху ствол увенчан кроной из ветвей и листьев.

    Задание: посмотри на картинку и расскажи, как дерево дышит, питается и растет.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!