Значение воейков александр федорович в краткой биографической энциклопедии. Член Союза благоденствия

Алекса́ндр Фёдорович Вое́йков (30 августа 1778 или 1779, Москва - 16 июня 1839, Санкт-Петербург) - русский поэт, переводчик, литературный критик, издатель, журналист. Член Российской академии (1819).

Биография

Из старинного дворянского рода. Учился в Московском университетском благородном пансионе (1791-1795), где сблизился с В. А. Жуковским и А. И. Тургеневым. Числился на военной службе с 1789 года, в 1801 вышел в отставку. Жил в Москве. Во время Отечественной войны 1812 года вступил в ополчение. В 1814 году женился на Александре Андреевне Протасовой (1795-1828; воспета в балладе «Светлана» В. А. Жуковского). При содействии Жуковского получил место ординарного профессора русской словесности в Дерптском университете (1814). В 1818 году получил степень доктора философии honoris causa Дерптского университета. В 1820 переехал в Санкт-Петербург. Служил инспектором классов, затем преподавателем в Артиллерийском училище (до 1825).

Согласно показаниям И. Г. Бурцева, А. Ф. Воейков был членом декабристской организации «Союз благоденствия», однако по Высочайшему повелению дело было оставлено без внимания.

С 1822 по 1826 год жил в доходном доме А. А. Меншикова по адресу Невский проспект, 64. Квартиру Воейкова посещали Е. А. Баратынский, П. А. Вяземский, Н. И. Гнедич, И. А. Крылов, А. И. Тургенев, Н. М. Языков.

Литературная деятельность

Дебютировал в печати стихотворением «Сатира к Сперанскому. Об истинном благородстве» 1806 в журнале «Вестник Европы», где активно печатался в 1800-1810-е годы. Наибольшей известностью пользовался благодаря пополнявшемуся стихотворному памфлету «Дом сумасшедших», где изображён визит автора в приснившийся ему «жёлтый дом», в котором сидят поэты, писатели и политические журналисты, снабжённые меткими и часто очень злыми характеристиками; в конце концов рассказчик сам попадает в дом сумасшедших и просыпается. Первая редакция была создана в 1814, в дальнейшем Воейков до конца жизни постоянно дописывал сатиру, добавляя в неё всё новые и новые строфы с новыми «пациентами». «Дом сумасшедших» был впервые опубликован в 1857 (первая редакция).

В 1816 был принят в литературное общество «Арзамас» (арзамасское имя «Дымная печурка»). Сочинил пародийный «Парнасский Адрес-календарь», отражавший представления арзамасцев о литературной иерархии (при жизни не публиковался). Перевёл «Историю царствования Людовика XIV и Людовика XV» Вольтера (Москва, 1809), «Сады, или Искусство украшать сельские виды» Жака Делиля (Санкт-Петербург, 1816), «Эклоги и Георгики» Вергилия (том 1-2, Санкт-Петербург, 1816-1817).

В 1815-1817 совместно с В. А. Жуковским и Александром Тургеневым выпустил «Собрание образцовых русских сочинений и переводов» и предпринимал аналогичные издания в 1821-1822, 1824-1826, 1838.

Почетный член Вольного общества любителей российской словесности с 1820.

С середины 1820 до начала 1822 был соредактором Н. И. Греча в журнале «Сын отечества», где вёл отдел критики. В 1822-1838 редактор газеты «Русский инвалид» и её приложений «Новости литературы» (1822-1826; до 1825 при участии В. И. Козлова), «Литературных прибавлений к Русскому инвалиду» (1831-1836), журнала «Славянин» (1827-1830). В «Новостях литературы» публиковал переводы эклог Вергилия, фрагментов произведений Делиля, Ш. Мильвуа, вёл литературную полемику с Гречем, Ф. В. Булгариным, Н. А. Полевым, О. М. Сомовым, П. П. Свиньиным.

Родился в 1778 году, образование получил в Московском университетском благородном пансионе вместе с В. А. Жуковским.

К этому времени относятся и первые его литературные произведения, в стихах.

В 1806 г. он напечатал в "Вестнике Европы" "Послание к Сперанскому об истинном благоденстве", которое сделало его известным как литератора.

В 1812 г. он вступил в военную службу и находился в ней до изгнания французов из России.

В 1815 г. В. женился на Александре Андреевне Протасовой, племяннице Жуковского.

До этого времени им переведена "История царствования Людовика XIV и Людовика XV", Вольтера (1809), а в 1811 г. изданы: "Образцовые сочинения в прозе знаменитых древних и новых писателей". Кроме того, он занимался переводом "Садов" Делиля, "Георгик" и "Эклог" Вергилия и сочинением дидактической поэмы "Искусства и науки". Из всего этого появилось в отдельном изд. "Сады, или искусство украшать сельские виды", соч. Делиля (СПб., 1816), а отрывки из других трудов разбросаны по журналам.

В 1815-1820 гг. В. занимал кафедру проф. русской словесности в Дерптском университете.

В 1815-17 гг. он издал с А. Тургеневым и Жуковским "Собрание образцовых русских сочинений и переводов в стихах и прозе" (2-е издание 1822-24), затем один: "Новое собрание образцовых русских сочинений и переводов, вышедших в свет от 1816 по 1821 г." (1821-22) и "Собрание новых русских сочинений и переводов, вышедших в свет с 1821 по 1825 г." (1824-26). В 1821-22 г. В. работал с Гречем над "Сыном Отечества", а в 1822-28 гг. редактировал "Русский инвалид". Кроме того, издавал в 1822-26 гг. (по 1825 с В. Козловым) "Новости русской литературы", в 1827-30 г. "Славянин" и в 1831-36 г. "Литературные прибавления к Русскому Инвалиду". Как журналист, В., по словам одного из биографов его, "прятал подальше истину и всякую мелочь считал величайшим оскорблением для чести русского имени". Унижение России он видел даже в том, что английский скакун опередил на скачках донского.

Ничтожный успех его журнальных предприятий развил в нем под конец жизни желчность и раздражительность; он метал в своих противников эпиграммами, не всегда острыми и справедливыми, а в полемике (напр., с Полевым) употреблял приемы всего менее литературные.

Умер в 1839 г., совершенно развенчанный, хотя было время, когда имя его ставили наряду с именами Жуковского и Батюшкова.

Настоящая его известность зиждется исключительно на сатире "Дом сумасшедших", написанной первоначально в 1814 г. и до 1838 г. неоднократно переделывавшейся и дополнявшейся.

В этом памфлете В. осмеял весь современный литературный мир, не разбирая стоящих десную от стоящих ошуйю, чем и придал ему характер пасквиля.

О В. см.: "А. Ф. Воейков", статья А. Лазаревского в 1-м вып. "Сборника, изд. студентами СПб. университета"; "Литературные деятели прежнего времени" Е. Колбасина; "Мое знакомство с Воейковым в 1830 г. и его пятничные литературные собрания" петербургского старожила В. Б(урнашова) в "Русск. вестнике" 1871 г., №№ 9-11. {Брокгауз} Воейков, Александр Федорович (30.8.1779-16.6.1839). - Литератор.

Род. в Москве.

Воспитывался в Московском университетском пансионе (1791-1796). В службу вступил в л.-гв. Конный полк - 1796, произведен в офицеры - 16.1.1797, вышел в отставку - 1801 и поселился в Москве, участник Отечественной войны 1812, ординарный проф. по кафедре русского языка и словесности Дерптского ун-та - авг. 1814, прибыл в Дерпт - февр. 1815, получил от ун-та степень доктора философии honoris causa - 30.3.1818, вышел в отставку - 25.9.1820, уехал в Петербург и поступил на службу в Деп. духовных дел, инспектор классов при арт. училище - 1821, занялся издательством и журнальной деятельностью, с 1821 по март 1822 издавал (с Н. И. Гречем) журнал "Сын Отечества", с 1822 по 1838-"Русский инвалид", с 1822 по 1826-"Новости литературы" (с В. И. Козловым).

Участник "Дружеского литературного общества" (Москва) и "Арзамаса". Почетный член Вольного общества любителей российской словесности - 23.8.1820. По показанию декабриста И. Г. Бурцева (см.), член Союза благоденствия.

Высоч. повелено оставить без внимания.

В 1827-1830 издавал "Славянин", в 1831-1837-"Литературные прибавления к Русскому инвалиду". Автор сатиры "Дом сумасшедших", многих стихотворений и переводов, член Российской академии.

Умер в Петербурге.

Жены: первая - с 14.7.1814 Александра Андр. Протасова (ум. в Италии 14(26).2.1829), племянница Жуковского ("Светлана"); дети: Андрей, Екатерина, Мария (замужем за гр. Бреверн-Делагарди) и Александра, фрейлина вел. кн. Марии Николаевны; вторая - с 22.7.1838 простая женщина Александра Вас. Деулина, в течение 11 лет ухаживавшая за ним в старости и болезни, имел от нее 4 детей, рожденных до брак. ЦГАОР, ф. 48, оп. 1, д. 95, 243. Воейков, Александр Федорович професс. русс. словесности в Дерптск. унив., литератор; р. 15 нояб. 1773 г., † 16 июня 1839 г. {Половцов}

Воейков Александр Федорович , поэт, журналист и критик, родился 30.VIII (10.IX).1779 г. в Москве в дворянской семье.

Литературную деятельность начал в кругу Андрея Тургенева и Жуковского.

В 1791-96 учился в Благородном пансионе при Московском университете.

В 1796 вступил в конную гвардию и, видимо, примкнув к военным кругам, оппозиционно настроенным к правительству Павла I, подвергся гонениям, был уволен со службы и удален из Петербурга.

В 1801 вступил в «Дружеское литературное общество» (заседания обычно происходили в его доме на Девичьем поле), где произнес несколько резких тираноборческих речей, после чего за ним установилась репутация свободолюбца.

В 1804-1805 им были написаны две сатиры - « К С <перанскому> об истинном благородстве» (опубликовано под названием «К Эмилию») и «К моему старосте», в которых прославление простых добродетелей простого человека, хотя и не свободное от некоторого оттенка демагогизма, все же отчетливо связано с идущей из XVIII в. просветительской традицией.

В 1812 -13 находился в действующей армии.

В том же 1812 он написал патриотическое стихотворение «Князю Голенищеву-Кутузову Смоленскому».

В 1814-20 занимал кафедру русской словесности в Дерптском (Тартуском) университете.

В 1816 вышел отдельным изданием его перевод поэмы Делиль «Сады».

В 1820 переезжает в Петербург и становится профессиональным журналистом и критиком. Вовлеченный благодаря старым дружеским связям в круг писателей-карамзинистов, участник «Арзамаса», Александр Федорович в критике 1820-х гг. примыкает к сторонникам Жуковского, однако занимает самостоятельную позицию, тяготея к более традиционной литературной программе. Тяжелый характер и вошедшая в поговорку беспринципность Воейкова способствуют его постепенной изоляции. Одновременно совершается и переход Воейкова Александра Федоровича в лагерь политической реакции, особенно заметный во 2-й половине 1820-х и в 1830-е гг.

Как поэт, Александр Федорович тяготел к гражданской поэзии в духе традиций XVIII в. и описательной лирике.

Литературная известность Воейкова А.Ф. покоилась, однако, не на этих стихотворениях, а на его рукописных, не предназначенных для печати сатирах, которые, видимо, дошли до нас далеко не в полном виде. Наиболее известная из них - «Дом сумасшедших» - серия сатирических литературных портретов, карикатурных зарисовок современных Воейкову литературных и общественных деятелей.

Ранние варианты сатиры относятся к 1814 и связаны с литературной борьбой тех лет. Однако в дальнейшем Александр Федорович неоднократно перерабатывал стихотворение, меняя его состав и направленность.

После 1825 в «Доме сумасшедших» появляются сатирические мотивы политического характера, причем выпады против Булгарина , Греча, Клейнмихеля дополняются в 1830-х гг. строфами, направленными против Полевого и Белинского.

Литературная судьба Воейкова А.Ф. неотделима от истории салона его жены А. А. Воейковой - Светланы, как ее называли в дружеском кругу, по имени героини посвященной ей баллады Жуковского. Салон А. А. Воейковой был одним из литературных центров петербургских карамзинистов и играл заметную роль в художественной жизни 1820-х гг.

Годы творчества:

с по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Направление:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанр:

Биография

Литературная деятельность

Дебютировал в печати стихотворением «Сатира к Сперанскому. Об истинном благородстве» в журнале «Вестник Европы », где активно печатался в 1800-1810-е годы . Наибольшей известностью пользовался благодаря пополнявшемуся стихотворному памфлету «Дом сумасшедших», где изображён визит автора в приснившийся ему «жёлтый дом», в котором сидят поэты, писатели и политические журналисты, снабжённые меткими и часто очень злыми характеристиками; в конце концов рассказчик сам попадает в дом сумасшедших и просыпается. Первая редакция была создана в , в дальнейшем Воейков до конца жизни постоянно дописывал сатиру, добавляя в неё всё новые и новые строфы с новыми «пациентами». «Дом сумасшедших» был впервые опубликован в (первая редакция).

В 1815-1817 совместно с В. А. Жуковским и Александром Тургеневым выпустил «Собрание образцовых русских сочинений и переводов» и предпринимал аналогичные издания в - , - , .

Почетный член Вольного общества любителей российской словесности с .

Браки и дети

После смерти жены (1829) Воейков не принимал участия в судьбе детей, о них заботились родные и друзья Александры Андреевны.

Напишите отзыв о статье "Воейков, Александр Фёдорович"

Примечания

Литература

  • А. М. Песков. Воейков. - Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. Т. 1: А - Г. Москва: Советская энциклопедия, 1989. С. 456-458.

Т.В.Савченко. Воейков. - Русские писатели, XIX век. Биобиблиографический словарь. В 2 ч. Ч.1. А - Л. - Г. Москва: Просвещение; "Учебная литература", 1996. С. 121 -122.

Ссылки

  • в библиотеке Максима Мошкова

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Воейков, Александр Фёдорович

Чуть успокоив своё омертвевшее сердце, я попыталась обратиться к ней мысленно – девочка услышала. Что означало – она была одарённой!.. Одной из тех, кого Папа так яростно ненавидел. И кого так зверски сжигал живьём на своих ужасающих человеческих кострах....
– Что же они с тобой сделали, милая?!.. За что тебе отняли речь?!
Стараясь затянуть повыше упавшее с её тела грубое рубище непослушными, дрожащими руками, потрясённо шептала я.
– Не бойся ничего, моя хорошая, просто подумай, что ты хотела бы сказать, и я постараюсь услышать тебя. Как тебя зовут, девочка?
– Дамиана... – тихо прошелестел ответ.
– Держись, Дамиана, – как можно ласковее улыбнулась я. – Держись, не ускользай, я постараюсь помочь тебе!
Но девушка лишь медленно качнула головой, а по её избитой щеке скатилась чистая одинокая слезинка...
– Благодарю вас... за добро. Но я не жилец уже... – прошелестел в ответ её тихий «мысленный» голос. – Помогите мне... Помогите мне «уйти». Пожалуйста... Я не могу больше терпеть... Они скоро вернутся... Прошу вас! Они осквернили меня... Пожалуйста, помогите мне «уйти»... Вы ведь знаете – как. Помогите... Я буду и «там» благодарить, и помнить вас...
Она схватила своими тонкими, изуродованными пыткой пальцами моё запястье, вцепившись в него мёртвой хваткой, будто точно знала – я и вправду могла ей помочь... могла подарить желанный покой...
Острая боль скрутила моё уставшее сердце... Эта милая, зверски замученная девочка, почти ребёнок, как милости, просила у меня смерти!!! Палачи не только изранили её хрупкое тело – они осквернили её чистую душу, вместе изнасиловав её!.. И теперь, Дамиана готова была «уйти». Она просила смерти, как избавления, даже на мгновение, не думая о спасении. Она была замученной и осквернённой, и не желала жить... У меня перед глазами возникла Анна... Боже, неужели и её ждал такой же страшный конец?!! Смогу ли я её спасти от этого кошмара?!
Дамиана умоляюще смотрела на меня своими чистыми серыми глазами, в которых отражалась нечеловечески глубокая, дикая по своей силе, боль... Она не могла более бороться. У неё не хватало на это сил. И чтобы не предавать себя, она предпочитала уйти...
Что же это были за «люди», творившие такую жестокость?!. Что за изверги топтали нашу чистую Землю, оскверняя её своей подлостью и «чёрной» душой?.. Я тихо плакала, гладя милое лицо этой мужественной, несчастной девчушки, так и не дожившей даже малой частью свою грустную, неудавшуюся жизнь... И мою душу сжигала ненависть! Ненависть к извергу, звавшему себя римским Папой... наместником Бога... и святейшим Отцом... наслаждавшимся своей прогнившей властью и богатством, в то время, как в его же жутком подвале из жизни уходила чудесная чистая душа. Уходила по собственному желанию... Так как не могла больше вынести запредельную боль, причиняемую ей по приказу того же «святого» Папы...
О, как же я ненавидела его!!!.. Всем сердцем, всей душой ненавидела! И знала, что отомщу ему, чего бы мне это ни стоило. За всех, кто так зверски погиб по его приказу... За отца... за Джироламо... за эту добрую, чистую девочку... и за всех остальных, у кого он играючи отнимал возможность прожить их дорогую и единственную в этом теле, земную жизнь.
– Я помогу тебе, девочка... Помогу тебе милая... – ласково баюкая её, тихо шептала я. – Успокойся, солнышко, там не будет больше боли. Мой отец ушёл туда... Я говорила с ним. Там только свет и покой... Расслабься, моя хорошая... Я исполню твоё желание. Сейчас ты будешь уходить – не бойся. Ты ничего не почувствуешь... Я помогу тебе, Дамиана. Я буду с тобой...
Из её изуродованного физического тела вышла удивительно красивая сущность. Она выглядела такой, какой Дамиана была, до того, как появилась в этом проклятом месте.
– Спасибо вам... – прошелестел её тихий голос. – Спасибо за добро... и за свободу. Я буду помнить вас.
Она начала плавно подниматься по светящемуся каналу.
– Прощай Дамиана... Пусть твоя новая жизнь будет счастливой и светлой! Ты ещё найдёшь своё счастье, девочка... И найдёшь хороших людей. Прощай...
Её сердце тихо остановилось... А исстрадавшаяся душа свободно улетала туда, где никто уже не мог причинять ей боли. Милая, добрая девочка ушла, так и не узнав, какой чудесной и радостной могла быть её оборванная, непрожитая жизнь... скольких хороших людей мог осчастливить её Дар... какой высокой и светлой могла быть её непознанная любовь... и как звонко и счастливо могли звучать голоса её не родившихся в этой жизни детей...
Успокоившееся в смерти лицо Дамианы разгладилось, и она казалась просто спящей, такой чистой и красивой была теперь... Горько рыдая, я опустилась на грубое сидение рядом с её опустевшим телом... Сердце стыло от горечи и обиды за её невинную, оборванную жизнь... А где-то очень глубоко в душе поднималась лютая ненависть, грозясь вырваться наружу, и смести с лица Земли весь этот преступный, ужасающий мир...
Наконец, как-то собравшись, я ещё раз взглянула на храбрую девочку-ребёнка, мысленно желая ей покоя и счастья в её новом мире, и тихо вышла за дверь...
Увиденный ужас парализовал сознание, лишая желания исследовать папский подвал дальше... грозясь обрушить на меня чьё-то очередное страдание, которое могло оказаться ещё страшней. Собираясь уже уйти наверх, я вдруг неожиданно почувствовала слабый, но очень упорный зов. Удивлённо прислушиваясь, я, наконец, поняла, что меня зовут отсюда же, из этого же подвала. И тут же, забыв все прежние страхи, решила проверить.
Зов повторялся, пока я не подошла прямо к двери, из которой он шёл...
Келья была пустой и влажной, без какого-либо освещения. А в самом её углу, на соломе сидел человек. Подойдя к нему ближе, я неожиданно вскрикнула – это был мой старый знакомый, кардинал Мороне... Его гордое лицо, на сей раз, краснело ссадинами, и, было видно, что кардинал страдал.
– О, я очень рада, что вы живы!.. Здравствуйте монсеньёр! Вы ли пытались звать меня?
Он чуть приподнялся, поморщившись от боли, и очень серьёзно произнёс:
– Да мадонна. Я давно зову вас, но вы почему-то не слышали. Хотя находились совсем рядом.
– Я помогала хорошей девочке проститься с нашим жестоким миром... – печально ответила я. – Зачем я нужна вам, ваше преосвященство? Могу ли я помочь вам?..
– Речь не обо мне, мадонна. Скажите, вашу дочь зовут Анна, не так ли?
Стены комнаты закачались... Анна!!! Господи, только не Анна!.. Я схватилась за какой-то выступающий угол, чтобы не упасть.
– Говорите, монсеньёр... Вы правы, мою дочь зовут Анна.
Мой мир рушился, даже ещё не узнав причины случившегося... Достаточно было уже того, что Караффа упоминал о моей бедной девочке. Ожидать от этого чего-то доброго не было ни какой надежды.
– Когда прошлой ночью Папа «занимался» мною в этом же подвале, человек сообщил ему, что ваша дочь покинула монастырь... И Караффа почему-то был этим очень доволен. Вот поэтому-то я и решил как-то вам сообщить эту новость. Ведь его радость, как я понял, приносит всем только несчастья? Я не ошибся, мадонна?..
– Нет... Вы правы, ваше преосвященство. Сказал ли он что-либо ещё? Даже какую-то мелочь, которая могла бы помочь мне?
В надежде получить хотя бы малейшее «дополнение», спросила я. Но Мороне лишь отрицательно покачал головой...
– Сожалею, мадонна. Он лишь сказал, что вы сильно ошибались, и что любовь никому ещё не приносила добра. Если это о чём-то вам говорит, Изидора.
Я лишь кивнула, стараясь собрать свои разлетающиеся в панике мысли. И пытаясь не показать Мороне, насколько потрясла меня сказанная им новость, как можно спокойнее произнесла:
– Разрешите ли подлечить вас, монсеньёр? Мне кажется, вам опять не помешает моя «ведьмина» помощь. И благодарю вас за весть... Даже за плохую. Всегда ведь лучше заранее знать планы врага, даже самые худшие, не так ли?..

Из старинного дворянского рода. Учился в Московском университетском благородном пансионе (1791-1795), где сблизился с и А. И. Тургеневым. Числился на военной службе с 1789 года, в 1801 вышел в отставку. Жил в Москве. Во время Отечественной войны 1812 года вступил в ополчение. В 1814 году женился на Александре Андреевне Протасовой (1795-1828; воспета в балладе «Светлана» В. А. Жуковского). При содействии Жуковского получил место ординарного профессора русской словесности в Дерптском университете (1814). В 1818 году получил степень доктора философии honoris causa Дерптского университета. В 1820 переехал в Санкт-Петербург. Служил инспектором классов, затем преподавателем в Артиллерийском училище (до 1825).

Согласно показаниям И.Г.Бурцева, А. Ф. Воейков был членом декабристской организации «Союз благоденствия», однако по Высочайшему повелению дело было оставлено без внимания.

С 1822 по 1826 год жил в доходном доме А. А. Меншикова по адресу Невский проспект, 64. Квартиру Воейкова посещали , А. И. Тургенев, .

Дебютировал в печати стихотворением «Сатира к Сперанскому. Об истинном благородстве» 1806 в журнале «Вестник Европы», где активно печатался в 1800-1810-е годы. Наибольшей известностью пользовался благодаря пополнявшемуся стихотворному памфлету «Дом сумасшедших», где изображён визит автора в приснившийся ему «жёлтый дом», в котором сидят поэты, писатели и политические журналисты, снабжённые меткими и часто очень злыми характеристиками; в конце концов рассказчик сам попадает в дом сумасшедших и просыпается. Первая редакция была создана в 1814, в дальнейшем Воейков до конца жизни постоянно дописывал сатиру, добавляя в неё всё новые и новые строфы с новыми «пациентами». «Дом сумасшедших» был впервые опубликован в 1857 (первая редакция).

В 1816 был принят в литературное общество «Арзамас» (арзамасское имя «Дымная печурка»). Сочинил пародийный «Парнасский Адрес-календарь», отражавший представления арзамасцев о литературной иерархии (при жизни не публиковался). Перевёл «Историю царствования Людовика XIV и Людовика XV» Вольтера (Москва, 1809), «Сады, или Искусство украшать сельские виды» Жака Делиля (Санкт-Петербург, 1816), «Эклоги и Георгики» Вергилия (том 1-2, Санкт-Петербург, 1816-1817).

В 1815-1817 совместно с В. А. Жуковским и Александром Тургеневым выпустил «Собрание образцовых русских сочинений и переводов» и предпринимал аналогичные издания в 1821-1822, 1824-1826, 1838.

Почетный член Вольного общества любителей российской словесности с 1820.

С середины 1820 до начала 1822 был соредактором Н. И. Греча в журнале «Сын отечества», где вёл отдел критики. В 1822-1838 редактор газеты «Русский инвалид» и её приложений «Новости литературы» (1822-1826; до 1825 при участии В. И. Козлова), «Литературных прибавлений к Русскому инвалиду» (1831-1836), журнала «Славянин» (1827-1830). В «Новостях литературы» публиковал переводы эклог Вергилия, фрагментов произведений Делиля, Ш. Мильвуа, вёл литературную полемику с Гречем, Ф. В. Булгариным, Н. А. Полевым, О. М. Сомовым, П. П. Свиньиным.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!