Адмирал кузнецов авианосец позор. «Адмирал Кузнецов» — плавучий позор России

МУРМАНСК, 30 окт - РИА Новости, Анастасия Яконюк. Гигантский плавучий док ПД-50, где ремонтировали единственный авианосец России "Адмирал Кузнецов", затонул в ночь на вторник при спуске крейсера на воду на 82-м судоремонтном заводе в Мурманске. Один человек пропал без вести, четверо пострадали, специалисты обследуют авианосец на предмет повреждений, а следователи рассматривают все возможные версии случившегося.

Утонул за 3,5 часа

В понедельник в 23.56 на пульт управления правительства Мурманской области поступил доклад от диспетчера системы "112" о том, что на 82-м судоремонтном заводе в Росляково (район Мурманска) при доковой операции произошло притопление плавучего дока с находящимся внутри тяжелым авианесущим крейсером "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов".

К месту происшествия выдвинулись спасательные службы и правоохранительные органы. Первые фотографии тонущего дока также появились в социальных сетях, пользователи делились слухами и рассказами очевидцев. Сообщалось, что во время выхода корабля из дока упали два башенных крана, а также о возможных жертвах и пострадавших.

"При проведении доковых работ работниками 82-го судоремонтного завода в поселке Росляково произошел перебой в подаче электроэнергии, в результате чего были заполнены нештатно цистерны плавдока ПД-50. Как следствие, плавдок резко ушел под воду. Жертв нет", — сообщил РИА Новости ночью представитель завода.

Позже эту версию подтвердили в центре судоремонта "Звездочка" (исполнитель контракта на ремонт корабля) и добавили, что упавший кран плавучего дока повредил часть палубы авианосца.

Сразу после того как док стал тонуть, "Адмирал Кузнецов" буксирами вывели на рейд, на безопасное расстояние. Из зоны ЧП эвакуировали 71 человека. В 03.30 док полностью ушел под воду.

Пропавший и пострадавшие

Как выяснилось позже, пять работников оказались в ледяной воде. В Мурманске температура держится ниже 0 градусов, и для спасения людей счет шел на секунды. Поиски одного человека оказались безрезультатными. К месту ЧП было стянуто девять машин скорой помощи. Пострадавшие получили переохлаждение и травмы различной степени, четверых отправили в больницы.

После осмотра медики отпустили двух пострадавших домой. Еще двоих направили в реанимацию, состояние одного удалось стабилизировать, за жизнь другого борются врачи.

"Один пациент находится в крайне тяжелом состоянии, врачи борются за его жизнь — у него тяжелые сочетанные повреждения. Крайне тяжелый пациент, проведен консилиум, прогноз — сложно судить, но делается все для спасения жизни", — сообщил журналистам во вторник днем первый заместитель министра здравоохранения Мурманской области Эдуард Гончаров.

"К сожалению, один человек до сих пор не найден", — сообщила глава региона Марина Ковтун в Instagram во вторник утром.

"Адмирал Кузнецов" не пострадал

Авианосец проходил на 82-м заводе плановый доковый ремонт с сентября, он находился в одном из крупнейших в мире плавучих доков (площадь ПД-50 составляет 23 тысячи квадратных метров, что сопоставимо с размерами Красной площади), следует из материалов на сайте завода.

"Корпус корабля в результате инцидента на 82-м заводе не пострадал. Корабль в штатном режиме буксируется к своему причалу на 35-м заводе в Мурманске для продолжения плановых ремонтных работ", — пояснил РИА Новости представитель завода.

Руководитель пресс-службы центра судоремонта "Звездочка" Евгений Гладышев отметил, что после инцидента с плавдоком "Адмирал Кузнецов" ошвартовался на 35-м судоремонтном заводе под Мурманском.

"Происходит детальный осмотр корпуса корабля после инцидента на 82-м заводе. Пока никаких неполадок не выявлено. На сроки ремонта корабля инцидент не повлияет", — сказал Гладышев во вторник утром. Он напомнил, что ремонт корабля должен завершиться в 2021 году.

"Сроки сдачи корабля заказчику, то есть министерству обороны, несмотря на сегодняшний инцидент, остаются прежними — 2021 год", — подтвердил РИА Новости во вторник официальный представитель Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Илья Житомирский.

По его словам, корабль уже прошел плановый доковый ремонт, все остальные регламентные ремонтно-организационные работы будут проходить у штатного причала на 35-м заводе.

Как уточнил глава ОСК Алексей Рахманов, в соответствии с графиком доковый осмотр крейсера был закончен, и ожидалась постановка корабля у причальной стенки. Рахманов не уточнил, возможен ли перевод "Адмирала Кузнецова" из Мурманска в другой регион для завершения ремонта.

"Сначала необходимо получить ответ, будет ли восстановлена работоспособность дока. Если ответ будет отрицательный, мы начнем прорабатывать альтернативные варианты", — отметил он.

Уголовное дело

Следственное управления на транспорте СК России после инцидента возбудило уголовное дело. "Возбуждено уголовное дело по факту нарушения правил безопасности при организации работ по ремонту на судоремонтном плавучем доке по признакам преступления, предусмотренного статьей… "Нарушение правил безопасности при ведении иных работ, повлекшее по неосторожности смерть человека", — говорится в сообщении.

По предварительной информации следователей, затопление дока произошло в результате нарушения правил техэксплуатации судоподъемных сооружений. Уточняется, что в ходе следственных действий будут устанавливаться причины возникновения крена дока. Кроме того, следствие даст юридическую оценку действиям работодателя по обеспечению безопасности работников.

"Рассматриваются все возможные версии случившегося, в том числе отрабатываются версии, связанные с причинами возникновения крена на судне. Но говорить о причинах преждевременно, поскольку док находится под водой — и основные причины также на дне Кольского залива. Прежде всего, необходимо обследовать судно и убедиться в тех или иных повреждениях, после этого делать выводы", — сообщил РИА Новости руководитель мурманского следственного отдела Северо-Западного СУСК РФ на транспорте Артем Кытин.

По его словам, в ближайшее время будут организованы следственные действия: с помощью водолазов обследуют судно, установят повреждения в доке внутри и снаружи. "В основном обследование будет происходить с применением спецтехники, видеосъемка также будет применена для обследования", — добавил руководитель отдела.

Проверки энергетиков и экологов

В последние дни на Мурманск обрушился серьезный снегопад, и в несколько суток жители города наблюдали перебои в подаче электричества. Возникали они и в районе Росляково, где находится 82-й судоремонтный завод.

Однако сразу после ЧП "Россети" провели проверку и сделали вывод, что отключений в их электросетях, снабжающих завод, не было.

"В ночь с 29 на 30 октября отключений в сетях "Колэнерго", питающих 82-й судоремонтный завод, не было. Сети, питающие подстанцию завода, отработали в штатном режиме", — говорится в сообщении.

Кроме того, власти Мурманской области держат на контроле экологическую ситуацию в Кольском заливе после затопления плавдока.

"Сейчас мы ситуацию на контроле держим, собираем информацию. По возможным экологическим рискам информации ни от экологов, ни от завода, ни от других источников по Кольскому заливу нет. Но это не значит, что этого нет: пока нет ни подтвержденной информации, ни сигналов об экологических последствий нет. Будем дальше мониторить", — сообщил РИА Новости замгубернатора Мурманской области Евгений Никора.

Губернатор Мурманской области Марина Ковтун также сообщила, что экологической угрозы нет, однако специалистам все же пришлось ликвидировать разлив дизтоплива.

"На месте работают специалисты "Экосервиса" - предприятия, специализирующегося на ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Ими своевременно была обнаружена емкость с дизтопливом, периметр разлива ограничен бонами и обработан реагентами", — сообщила глава региона.

По ее словам, в настоящее время угрозы судоходству и безопасности мореплавания, экологической угрозы нет.

Следят за ситуацией в столице Заполярья и в Кремле. "Уже были заявления Объединенной судостроительной корпорации о том, что каких-то повреждений, которые способны повлиять на сроки выполнения работ по "Адмиралу Кузнецову", нет. Ситуация нештатная, но предпринимаются меры, естественно. В данном случае мы ориентируемся на информацию, которая идет от ОСК", — заявил журналистам во вторник пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Крупный док

Затонувший док был крупнейшим в регионе и обладал грузоподъемностью 80 тысяч тонн.

"Наличие у предприятия единственного в Европейской части России плавучего дока грузоподъемностью 80 тысяч тонн и площадью стапель-палубы 23 тысячи квадратных метра (ПД-50), делает его единственным в регионе исполнителем докового ремонта крупнотоннажных кораблей, стратегических атомных подводных лодок, транспортных судов водоизмещением свыше 25 тысяч тонн", — сообщается на сайте завода.

Береговая линия в губе Рослякова оборудована причальной стенкой длиной 325 метров, имеет удобные подходы, не требующие лоцманской проводки. Глубины в районе набережной — от 5 до 14 метров.

Американский аналитический военно-политический журнал The National Interest назвал российский авианосец «Адмирал Кузнецов» худшим кораблем своего класса за всю историю существования военных морских судов - якобы из-за того, что на «Кузнецове» застопорилась «эволюция» караблестроения в ВМФ России и с тех пор ничего похожего, а тем более, усовершенствованного, у нас не создано.

Отчего его «запозорили» британцы

В прошлом году российский авианосец с удовольствием просклоняли западные СМИ, а впоследствии на эту историю эхом откликнулись и отечественные средства массовой информации - в адрес «Адмирала Кузнецова» разразился оскорблениями министр обороны Великобритании Майкл Феллон, когда «Кузнецов» вместе с атомным крейсером «Петром Великим» проходил мимо берегов королевства, возвращаясь после участия в боевой операции из Сирии домой.

«Кораблем позора» Феллон назвал «Адмирала Кузнецова» за то, что участие авианосца в военном конфликте «увеличило страдания сирийского народа». В унисон с британцами выступил тогда оппозиционный политик и бизнесмен Константин Боровой, также давший украинским СМИ уничижительные оценки деятельности авианосца в Сирии.

Российские корабли по приказу руководства британского Минобороны сопровождали истребители RAF Typhoon и фрегат HMS St. Albans. Официальная реакция Минобороны России на этот демарш была саркастической: российские военные заявили, что ни в каких эскорт-услугах со стороны Великобритании в данном случае авианосец не нуждается.

Что собой представляет российский авианосец…

Согласно открытым источникам, тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», входящий в состав Северного флота, до этого названия (на стадии проекта и до испытаний) имел 4 наименования - «Советский Союз», «Рига», «Леонид Брежнев» и «Тбилиси».

На авианосце размещены порядка 40 боевых самолетов и вертолетов, «Адмирал Кузнецов» вооружен12 противокорабельными комплексами «Гранит», 24 пусковыми установками зенитных комплексов «Кинжал», 8 зенитно-ракетными артиллерийскими комплексами «Кортик», двумя реактивными комплексами противоторпедной защиты «Удав» и шестью шестиствольными автоматическими корабельными артиллерийскими установками. Имеет свыше десятка систем радиолокационного и радиоэлектронного вооружения.

Длина «Адмирала Кузнецова» 305 метров, наибольшая ширина - 42 метра, полное водоизмещение 55 000 тонн. Авианосец может развивать максимальную скорость в 29 узлов, его предельное водоизмещение 58,6 тысяч тонн. Авианесущий крейсер за один поход может преодолеть 8 тысяч миль и пробыть в автономном плавании 45 дней. Экипаж авианосца - почти 2 тысячи человек, из которых треть приходится на авиаперсонал, в командном составе 55 человек.

… и его новейший американский конкурент

Самая последняя разработка мощнейших американских авианосцев типа «Нимиц» - авианесущий крейсер «Джордж Буш». Он введен в эксплуатацию всего 9 лет назад (российский «Адмирал Кузнецов» в строю уже более 20 лет). Водоизмещение «Буша» 97 тысяч тонн, длина свыше 332 метров, максимальная ширина - более 76 метров.

Скорость - 30 узлов. Как пишут сами американцы, корабли класса «Нимиц» могут передвигаться на неограниченные расстояния. В составе экипажа авианосца 5680 человек, из которых более 2,4 тысячи - авиаперсонал (на корабле 90 боевых самолетов и вертолетов).

На «Джордже Буше» три зенитно-ракетных комплекса малого радиуса действия «Си Спарроу», четыре 20-миллиметровые автоматические шестиствольные пушки с индивидуальной системой наведения.

В составе комплекса радиолокационного вооружения кораблей класса «Нимиц» три станции обнаружения и несколько систем управления, радиоэлектронное вооружение представлено самыми современными системами тактической и спутниковой связи, навигации, управления огнем.

Отключение насосов, вызванное скачком напряжения в электросети, стало причиной погружения в воду плавучего дока(ПД) в Росляково Мурманской области, где ремонтировали авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», сообщает ТАСС. В сети появилось видео с места происшествия.

«Сейчас обстоятельства выглядят так: в ходе операции по спуску „Адмирала Кузнецова“ на воду произошел скачок напряжения с берега, из-за этого встали насосы, и произошло нерасчетное погружение дока в воду. Пока не могу сказать, поврежден ли док», — сказал представитель ответственного за ремонт корабля Центра судоремонта «Звездочка» Евгений Гладышев.

На месте происшествия работают спецслужбы.

В сети появилось видео с места ночного ЧП.

Погружение

Погружение плавдока прошло нештатно, в нерасчетном режиме. Тем не менее, авианосец «Адмирал Кузнецов» встал на воду, сообщают в соцсетях сотрудники Центра судоремонта «Звездочка».

Матчасть корабля при нештатной ситуации не пострадала. Пострадавших среди работников «Звездочки» нет.

Сообщения очевидцев

Между тем в соцсетях очевидцы сообщают, что плавучий док ПД-50, где ремонтировался авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», полностью затонул. Сначала ПД-50 затонул частично(башня, где находился личный состав ПД), а затем ушел под воду целиком: «Порвало его и машинная башня ушла».

В результате происшествия пострадали четверо рабочих, их госпитализировали.

У пострадавших — переохлаждение

Четверых пострадавших при затоплении плавучего дока в Росляково доставили в больницу. Все они получили переохлаждение, а один человек также получил травму брюшной полости, сообщил начальник мурманского территориального Центра медицины катастроф Виктор Рогалев.

«Троих пострадавших увезли в медсанчасть „Севрыба“, одного — в городскую больницу Мурманска. Один тяжелый, трое — средней тяжести», — сказал Рогалев.

Отключение электроэнергии

Ранее в Мурманске из-за погодных условий произошло несколько аварийных отключений электроснабжения. Причиной послужило налипание снега и образование наледи на проводах. Электроснабжение в городе осуществляется по резервной схеме. 29 октября в 17:54 произошло отключение электроснабжения в Росляково, свет в микрорайоне дали через час, сообщает «Мурманский вестник». Видимо, во время подключения и произошел скачок напряжения в электросети.

Буксировка авианосца

ЧП в Росляково произошло ночью 30 октября. Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» буксируют на 35-й судоремонтный завод(СРЗ) в Росте.

По предварительной информации, авианосец не получил повреждений. Однако представитель «Звездочки» подчеркнул, что окончательные выводы о наличии повреждений на «Адмирале Кузнецове» сделают после осмотра корабля на 35-м судоремонтном заводе.

Сирийская кампания

Во время похода в Сирию в 2016 году, напомним, на «Адмирале Кузнецове» два ЧП с истребителем МиГ-29К и Су-33. Самолеты во время участия в военной операции в Сирии после обрыва тросов аэрофинишеров выкатились за пределы палубы авианосца и упали в море.

ПД-50

ПД-50 — крупнейший плавучий док в мире. Построен в 1980 году в Швеции по заказу ВМФ СССР. Длина дока составляет 330 метров, ширина — 67 метров, грузоподъемность — 80 тыс. тонн, он предназначен для ремонта крупных надводных кораблей и подводных лодок.

Именно там ремонтируются крупнейшие надводные корабли ВМФ РФ — авианосец «Адмирал Кузнецов» и тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Петр Великий».

Что известно об авианосце

«Адмирал Кузнецов», «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» — тяжелый авианесущий крейсер, единственный в составе ВМФ России в своём классе. Предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от нападений вероятного противника с использованием авианосцев и большого количества подводных лодок; имеет также задачу поддержки десантных операций.

Назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, Адмирала Флота Советского Союза. Построен в Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе.

Авианосец рассчитан штатно по проекту на базирование и обслуживание 28 самолётов и 24 вертолётов. Авиапарк палубной авиации России по самолётам и вертолётам в несколько раз больше числом возможностей авианосца по её размещению, поэтому состав авиагруппы меняется в зависимости от задач(по ).

Авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" снова показал миру свою мощь. В том смысле, что дыра четыре на пять метров, пробитая в нем упавшим краном, признана "незначительной". До этого "незначительным" был признан дым, шедший из недр авианосца во время его движения по Средиземному морю на всю Южную Европу и половину Африки. А еще раньше "незначительной" оказалась потеря двух палубных истребителей, которые не смогли сесть на корабль.

В таких условиях, надо полагать, значительным является только само существование пока еще самого крейсера. Перспектива которого теперь тоже под вопросом, потому что при его ремонте утоплен один из самых больших в мире доков. Размером примерно с Красную площадь. Док сначала еще придется поднять, операция займет полгода и потребует миллиардов даже в условиях дедолларизации и импортозамещения.
Интересно, что в России уже начали проектировать авианосцы новых поколений. Стоимость их будет астрономической. Сопоставимой с астрономической стоимостью "Адмирала Кузнецова" во время его строительства.
Сам "Кузнецов", между прочим, так именовался не всегда. До этого он назывался "Советский Союз", потом - "Рига", потом "Леонид Брежнев", а далее - "Тбилиси". Сам адмирал флота Советского Союза Кузнецов, выдающийся военачальник Великой Отечественной, именем которого назван авианосец, был судим за передачу Британии и Америке секретных сведений и восстановлен в звании только посмертно. В общем, полный набор символических интересностей и незначительностей. Как вы лодку назовете, так она и поплывет.
Поскольку повреждения корабля носят "незначительный" характер и никто, вроде бы, не погиб, то никто и не будет всерьез виноват. Потому что на нет и суда - нет. Точно так же, как никто не виноват в том, что кто-то просверливает на космической станции дырки, ведущие во Вселенную. Могли оказаться виновными американцы, но как-то не срослось, поэтому ответственных нет. Как и в случае, когда взорвался "Союз", чудом не убив космонавтов. А начальник всего этого космического проекта переключился на сельское хозяйство и испытывает беспилотные комбайны. И говорит, что успешно.
Если ремонт и ходовые испытания "Адмирала Кузнецова" пойдут такими же темпами, как идут сейчас, то завершатся они где-то к сорокалетию спуска крейсера на воду. Или к сорокапятилетию начала его строительства. Это, наверное, не предел, но как-то уже несколько озадачивает. Все-таки когда-то идеология закладывалась под соответствующие представления о войне. Между прочим, не было такого бурного развития крылатых ракет и другого концептуально нового оружия.
Впрочем, самое интересное даже не в этом мощном корабле, а в том, что вообще происходит и способно ли выжить государство, где никто не знает когда и что на кого упадет? И где абсолютно все, кроме денег конкретных лиц, считается "незначительным". И допинг с мировым позором, и космос, и передовое оружие, и непрерывные предательства больших и маленьких людей.
Ладно хоть Чернобыль остался не у нас...
Фото Андрей Лузик, пресс-служба Северного флота

Подходит к завершению вторая неделя первого в истории авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» боевого похода к берегам Сирии. Похода, который должен был стать грандиозными событием в судьбе данного недо-авианосца, а на деле оказался позором, с которым не смогла справиться даже пропагандистская машина кремля.

Хотели напугать весь мир своим мощным флотом? Что же, насчёт страха сложно сказать, но то, что «Адмирал Кузнецов» до сих пор в рейтинге самых популярных мемов – это факт.

Хотя буквально год назад о его проблемах знал лишь узкий круг специалистов и людей, увлекающихся данной тематикой. Я же неоднократно описывал проблемы крейсера и перспективы его частой эксплуатации, а потому – технических моментов было озвучено предостаточно. Теперь же, благодаря данному эпическому походу, о дымящей в стратосферу гордости РФ знает весь мир.

Одной из причин, по которым кремль решил отправить Кузю в поход, было и желание продемонстрировать возможности палубной авиации в условиях боевых действий для своих потенциальных заказчиков. Поэтому крейсер загрузили не только МиГ-29К/КУБ, но и ударными вертолётами Ка-52. Но, как показывает не богатый опыт эксплуатации крейсера по назначению «авианесущий» — впереди у этого пиара предвидятся ЧП.

Но, пожалуй, не менее ярким эпизодом в путешествии Кузи стало и нежелание европейских стран заправлять сие корыто.

Сначала ударной группе ВМФ РФ отказала Испания, запретив заправлять экологическую угрозу в порту Сеута, а после не получилось дозаправиться на Мальте. Такое поведение европейских стран как нельзя лучше продемонстрировало не только отношение сообщества к военной операции ВКС РФ в Сирии, но и место российской военщины и государству как таковому на мировой арене… неизменное место изгоев.

Что же в итоге? Напугать мировое сообщество не получилось. Причём, даже у особо рьяных ура-патриотов появились сомнения о том, что такое чудо, как Кузя, сможет выполнять боевые задачи длительное время, не говоря уже о противостоянии Западу. Вместе с тем, единственный авианесущий крейсер великой морской державы стал посмешищем.

Кроме того, в ходе похода были выявлены не только демаскирующие недостатки Кузи, но и логистические. Без гарантированной дозаправки он попросту может оказаться заглохшим посреди океана, а в условиях, к примеру, боевых действий – это явный минус для такого военного корабля.

Обычно на флоте говорят не «плывёт», а «идёт». Но, если говорить о авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов», то в данном случае на язык просится лишь плывёт… Дымит, кряхтит, но плывёт же!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!