Человек с низкой моральной ответственностью. Моральный выбор в деятельности сотрудников правоохранительных органов

Моральная ответственность

Моральная ответственность выступает мерой нравственной свободы. Принято различать моральную ответственность, которая объективно вытекает из характера совершаемых действий и поступков, и моральную ответственность как возможность и способность личности на основе свободного выбора принять какое-либо важное решение, сознательно совершить поступок, соответствующий социальным и моральным требованиям, способствующий осуществлению общественных целей и задач. В первом случае ответственность проявляется тогда, когда человек, наделенный нравственным сознанием, зная нормы, принципы нравственного поведения, законы общества, в котором живет, в то же время нарушает их. В результате в его поступке личные и общественные интересы противопоставляются. В этом случае общество определяет меру наказания за нарушение общественных обязанностей, норм и правил поведения. В основном эта форма ответственности распространяется на отрицательные действия и поступки человека, вызвана общественной необходимостью отвечать за нарушение законов, правил поведения, за невыполнение общественной задачи, порученного дела. В научной теории эта форма моральной ответственности именуется отрицательной и является предметом изучения не только этики, но и права. Отрицательная форма ответственности, обладающая юридической спецификой и санкционированная государственными учреждениями, законами, отличается от негативной моральной ответственности.

Заключение

Мораль относится к внеинституциональным формам регуляции, в то время как право относится к институциональным формам. Нет никаких организаций или учреждений, которые создают мораль.

Морали регулирует поведения человека во всех сферах действительности: в труде, в быту, в правоохранительной деятельности, в науке, в семейных, внутригрупповых и других отношениях.

Она санкционирует и поддерживает определенные общественные устои, строй жизни либо требует их изменения. Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества.

Поскольку функция регуляции поведения осуществляется не только с помощью требований морали, но и норм права, административных установлений, технических, социально-гигиенических правил и т.п., следует отличать нравственную регуляцию от всякой иной, и, прежде всего от правовой.

Основными этическими требованиями, регламентирующими сам процесс выбора, являются: непоколебимость идейных позиций, с которых он должен рассматривать все вопросы борьбы с преступностью; непримиримость к любым нарушениям закона; реализация профессионального долга как нравственного императива (высшего нравственного требования); недопущение формализма, небрежности, равнодушия и поспешности в принятии решений, безразличия к судьбе человека.

Конфликт - это понимание, воображение или опасение хотя бы одной стороной того, что ее интересы нарушает, ущемляет и игнорирует другая сторона или стороны. Стороны при этом готовы бороться за захват, подавление или уничтожение интересов соперников ради удовлетворения собственных интересов.

Моральная ответственность выступает мерой нравственной свободы. Принято различать моральную ответственность, которая объективно вытекает из характера совершаемых действий и поступков, и моральную ответственность как возможность и способность личности на основе свободного выбора принять какое-либо важное решение, сознательно совершить поступок, соответствующий социальным и моральным требованиям, способствующий осуществлению общественных целей и задач. В первом случае ответственность проявляется тогда, когда человек, наделенный нравственным сознанием, зная нормы, принципы нравственного поведения, законы общества, в котором живет, в то же время нарушает их. В результате в его поступке личные и общественные интересы противопоставляются. В этом случае общество определяет меру наказания за нарушение общественных обязанностей, норм и правил поведения. В основном эта форма ответственности распространяется на отрицательные действия и поступки человека, вызвана общественной необходимостью отвечать за нарушение законов, правил поведения, за невыполнение общественной задачи, порученного дела. В научной теории эта форма моральной ответственности именуется отрицательной и является предметом изучения не только этики, но и права.

моральный правоохранительный внеинституциональный

Ответственность - это осознание соответствия (или несоответствия моральным нормам действий человека, а также результатов и последствий его поступков. Именно морально-ответственное поведение дает человеку право на обладание свободой.

Моральная ответственность человека зависит от:

Его дееспособности;

Способности к пониманию и верному истолкованию требований;

Влияния внешних обстоятельств на результат действий.

Кроме того, моральная ответ, означает ответственное поведение по отношению к другим людям: уважение к личности другого человека, помощь людям и т.д.

Чувство ответственности существует в двух формах -позитивной (чувство значимости, влияния на происходящее) и негативной (неуверенность в возможности достичь положительных результатов).

Безответственное поведение представляет собой действия, совершаемые без учета их последствий. Такое поведение связано с неадекватной самооценкой, равнодушием, эгоизмом и пр.

Моральная ответст. предполагает след. условия:

Свобода совершаемого действия (поступок, совершенный человеком не по его собственной воле, не предполагает ответственности за него);

Преднамеренность поступка (непреднамеренность поступка смягчает ответственность, но не исключает ее полностью);

Способность человека осознавать происходящее, возможность по своей воле пресечь действие, ведущее к негативным последствиям. (Невменяемыми признаются психически больные люди. С юридической точки зрения искусственно вызванное помешательство (алкогольное, наркотическое) усугубляет вину.)

В ходе исторического развития чел. сообщества повышается уровень личйой свободы, а также уровень моральной ответственности человека за себя и за свою семью. В этой связи философ Э. Фромм утверждал, что многие люди тяготятся этой ответственностью и пытаются уклониться от нее (иногда безотчетно). Он выделил механизмы, позволяющие на социальном уровне сложить человеку с себя свободу и ответственность:

Тоталитарный режим (вождь берет на себя ответственность за жизнь общества и его членов);

- «автоматизирующий конформизм» (некритическое принятие чужих мнений, превращение мнения общества в свое собственное).

8 . Добро и зло.

Центральной категорией морали является добро. Добро - это высшая нравственная ценность, делать добро - главный регулятив нравственного поведения. Противоположностью добра является зло. Оно есть антиценность, т. е. нечто несовместимое с нравственным поведением. Добро и зло не являются «равноправными» началами. Зло «вторично» по отношению к добру: оно лишь «оборотная сторона» добра, отступление от него. Не случайно в христианстве и исламе Бог (добро) всемогущ, а дьявол (зло) способен лишь соблазнять отдельных людей к нарушению заповедей Божьих.

Понятия добра и зла лежат в основе этической оценки поведения людей. Считая какой-либо человеческий поступок «добрым», «хорошим», мы даем ему положительную моральную оценку, а считая его «злым», «плохим» - отрицательную.

Рассматривая поведение человека с этической точки зрения, можно заметить, что многие поведенческие акты являются морально нейтральными, т. е. не заслуживают ни положительной, ни отрицательной моральной оценки. В самом деле, умывание и одевание, процесс еды, чтение, ходьба, посещение театра - все это дела, которые сами по себе ни нравственны, ни безнравственны. «Ненулевую» моральную оценку получают только те действия, которые, во-первых, совершаются намеренно и, во-вторых, имеют социальную значимость, т. е. прямо или косвенно затрагивают интересы других людей, создают или разрушают какие-то ценности. Такие действия называют поступками. Покупка хлеба не есть поступок, но если человек делится хлебом с голодающим или отнимает его у страждущего - это поступки (получающие моральную оценку с плюсом или минусом).

Добро - понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния, например помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем, радостью, любовью. В религиозном смысле Добро - характеристика явлений с точки зрения их соответствия Божьему промысл

Зло - понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. В житейском смысле зло относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку, или порицается ими с какой-либо стороны (то есть противоречит правилам морали). В этом смысле и ложь, и безобразие подходят под понятие зла. Вопрос о преобладании зла или добра в мире в житейском ключе составляет предмет спора между пессимистами и оптимистами.

Моральная ответственность – выражение способности своими силами справляться со своей деятельностью, действиями и поступками. Во все времена такой тип ответственности имел большое значение, но в период кризиса и в условиях преобразования общества моральная ответственность для каждого человека приобретала особый смысл.

Моральная ответственность играет важную роль во всех сферах личности – культурной, политической, хозяйственной, семейной. В первую очередь любая ответственность влечет за собой понимание моральных норм и принципов.

Виды моральной ответственности

Виды ответственности определяются таким образом, как и перед кем несется человеком эта самая ответственность. Выделяются три основных:

  1. Ответственность перед собой самим . Человек делает выбор и в результате останавливается на своей жизни, своей судьбе, потому несет за них ответственность. Этот вид зачастую проявляется в сомнениях, и сожалениях человека.
  2. Ответственность за поступки перед другими . Вид такой моральной ответственности зачастую связан с административной и правовой ответственностью.
  3. Ответственность перед миром и окружающими . Проявление такой ответственности определяется заботой о мире, вызванной впоследствии тревоги. Такой вид ответственности считается наиболее сложным, поскольку человек считает, что он в ответе за все и всех. Человек может отрицать и не осознавать эту ответственность.

Моральная ответственность человека за происходящее

За счет инстинкта самосохранения человеку приходится нести ответственность за свои ошибки и неудачи, тем самым возлагая все на судьбу. Такая ответственность глобальная и отпугивающая, поскольку она требует от человека включения в естественные и социальные связи. Такая ответственность порождается от многообразных и множественных связей личности и общества.

Добро и зло. Эти два понятия сопровождают человека на протяжении всей его жизни. С момента осознания себя как личности человек идет к пониманию того, что такое выбор моральный. Это то, что сопровождает личность фактически на каждом этапе жизненного пути и показывает уровень ее морального развития.

Выбор как часть человеческой жизни

Каждый день человек стоит перед выбором. Можно сказать, что мы ежедневно решаем множество задач, связанных с проблемой выбора. Философы считают, что данная проблема является неотъемлемой частью любой человеческой деятельности. Конечно, мы не каждую минуту принимаем судьбоносные решения, но именно из этих маленьких шажков складывается длинная жизненная дорога. Поэтому можно сказать, что каждую секунду своего существования мы выбираем себе будущее. Что ж, эта теория имеет право на существование. Впрочем, как и многие другие. Ведь вопрос выбора стоит в философии и этике очень остро. Особенно это относится к такому понятию, как выбор моральный. Это является основополагающим моментом нравственности и системы ценности человеческого общества. Данную тему хочется рассмотреть более детально.

Выбор моральный - это что такое

Любой выбор предполагает активность субъекта ситуации. А вот выбор моральный - это оценка системы ценностей и принятие решения в пользу одной из них в определенных ситуациях. В более широком смысле это понятие воспринимается как проблема борьбы добра со злом, решение в пользу темной или светлой стороны.

Моральный выбор людей в пользу той или иной стороны не всегда является постоянной величиной, в повторяющихся схожих ситуациях субъект может принять совсем иное решение. Это обуславливается его нравственными ценностями и полученным опытом. К тому же стоит учитывать и условия, в которых воспитывался индивид. Ведь в каждом социуме существуют свои границы добра и зла. То есть в случае, когда два субъекта ситуации производят выбор в сторону добра, это могут быть абсолютно разные направления в системе морально-этических норм.

Ответственность морального выбора

Моральный выбор - это ответственность, которую будет нести индивид после принятия своего решения. Данная ответственность является непосильной ношей для многих представителей социума, поэтому они стараются уклониться от принятия того или иного решения. Но в любом случае каждый человек хотя бы один раз в жизни оказывается перед моральным выбором, который вскрывает все его этические и психологические деформации. Ведь в подобных ситуациях индивид должен идентифицировать себя с какой-либо социальной группой, причем с самой яркой и характерной ее частью.

Если учитывать тот факт, что моральный выбор - это ответственность, то можно уверенно заявить, что, попадая в данную ситуацию, ее субъект должен продвинуться в своем нравственном развитии на определенную ступень.

Нравственная составляющая индивида

Чтобы понять, что такое моральный выбор, требуется понять, что именно мотивирует человека принять определенное решение. В философии определяющей считается нравственная составляющая личности. Ее можно представить в виде скана его души, в котором отображаются все цели, способы их достижения, приоритеты и смысл жизни данного конкретного индивида. Именно нравственная составляющая дает оценку поступков других людей и своих собственных, в том числе. Она характеризует личность как положительную или отрицательную в призме определенных действий. Стоит понимать, что в случае отдельного человека эта оценка весьма субъективна, но вот в иных ситуациях она может показывать моральное сознание всего социума в целом.

Моральное сознание индивида

Общественное сознание имеет множество форм. Но одной из самых важных является моральная составляющая общественного сознания. Оно представляет собой некий цемент, который закрепляет правила морали и этики в конкретном социуме, определяет оценочные критерии поведения людей. Стоит отметить, что моральное сознание является статичной величиной, и включает в себя принципы и совокупность этических норм, принятых в социуме.

Объекты морального выбора

Не стоит рассматривать проблему выбора, не отметив объектов данного процесса. Их можно представить в следующем виде:

  • индивид;
  • отдельная группа людей;
  • социальная структура;
  • многочисленная прослойка общества или класс.

В любом случае индивид должен принять решение в пользу кого-то. Это может быть выбор между субъектом и группой либо решение, которое вообще не затрагивает интересы субъекта, и касается группы других людей.

Встав перед моральным выбором, человек попадает в ситуацию морального выбора. Она может существовать только в случае нескольких вариантов принятия решения. Причем каждый из вариантов должен быть понятен индивиду и поддаваться разумному объяснению.

Ситуация морального выбора не предполагает безграничного количества вариантов решений, они не могут выходить за пределы понимания добра и зла. Это является непременным условием сложившейся ситуации, в противном случае выбор не может быть отнесен к моральному.

Свобода морального выбора

Стоит отметить, что проблема выбора имеет ряд особенностей и заданных условий, вне которых ситуация полностью перестает существовать. Моральная свобода выбора является непреложным условием ситуации. Индивид должен принимать решение, основываясь только на своих собственных представлениях и учитывая шкалу ценностей, никто не должен оказывать на него давление и создавать специальные рамки.

Свобода выбора складывается из полученной возможности принять решение и реальной способности совершить то или иное действие для того, чтобы обозначить свою позицию.

Условия морального выбора

Выбор между добром и злом требует четкого соблюдения условий, они являются основой предложенной ситуации и делают ее статичной, несмотря на массу вариантов решения:

1. Диапазон возможностей.

Каждый индивид должен осознавать и оценивать все варианты выбора и их последствия. Если по разным причинам он не имеет возможности провести объективный анализ, то выбор не в полной степени отразит моральные ценности и устои индивида.

2. Социальные условия.

Каждый человек всегда совершает выбор в пределах своего социального класса, где приняты те или иные нормы поведения и ценности. Это позволяет принять решение рационально, относя себя к определенной группе.

3. Понимание необходимости выбора

Индивид должен четко осознавать, что он следует своим принципам и моральным нормам, а не принимает решение потому, что так поступают все, либо не поступает никто.

При соблюдении всех этих нюансов индивид становится субъектом ситуации.

Моральный конфликт

Существуют ситуации, когда моральный выбор вытекает из определенных обстоятельств, не приводящих к однозначной победе добра над злом. Данную проблему называют моральным конфликтом. Индивид попадает в него, когда в предложенных обстоятельствах принятое решение станет злом в другой шкале морально-этических норм и ценностей. В такой ситуации личность не может решиться на тот или иной вариант.

Выбор при моральном конфликте может быть обусловлен только сугубо личными моральными ценностями индивида. В этой ситуации на второй план отходят нормы, принятые в социуме, и личность остается один на один со своими принципами. Довольно часто при такой проблеме можно говорить о зрелости личности в целом, полученный жизненный опыт и совокупность закрепленных норм станут тем, что послужит мотивацией для принятия решения.

Тема: Моральная ответственность

Цели: показать связь между свободно выбранным поступком и ответственностью за сделанный выбор, поступок; подвести к пониманию того, что только наличие ответственности делает выбор нравственным деянием; развитие умения формулировать свои мысли, мотивировать свою точку зрения.

Ход урока

Оргмомент.

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Можем и урок начать.

Актуализация знаний.

Вспомним: Что такое мораль? Мораль – это правила поведения людей и принятые в обществе представления о добре и зле, совести, справедливости.

Что такое моральная норма? Моральные нормы - образец правильного поведения в обществе.

Гарантирует ли знание моральных норм, что человек непременно станет их исполнять? (нет)

Что же может обеспечить выполнение норм морали? (ответы уч-ся)

Единственной гарантией морального поведения служит личное умение каждого отдельного человека поступать морально.

Можно ли превратить нормы морали в государственные законы? (нет)

Нет никаких законодательных, общественных и других гарантий соблюдения морали. Гарантия только одна - она в каждом человеке, в его умении поступать морально. Это означает, что моральная ответственность лежит на каждом из нас. Объявление темы.

План урока:

1.Что такое моральный выбор.

2.Свобода – это ответственность.

3. Как воспитать в себе ответственность

1.Моральный выбор .

Человек может быть добрым, честным, благородным и т. д. Но он способен и на подлость, ложь, предательство, жестокость. Человек сам всегда решает, как ему поступить: соблюдать или не соблюдать моральные нормы.

Вот простой пример. У вас есть два яблока, одно из них большое, красивое, другое явно похуже. К вам пришёл друг. Возникает мысль: угостить или нет? А если угостить, то какое взять себе? Чему учит мораль? (всегда поделись с ближним, лучший кусок отдай другу) Но есть и другая, эгоистичная мораль: своя рубашка ближе к телу.

Вы задумались, как поступить? (ответы уч-ся)

Вот это и есть выбор поступка или моральный выбор – когда человек не только внутренне выбирает своё моральное (доброе или злое) отношение, но и действует в соответствии со своим выбором. Можно сказать и так: моральный выбор – это выбор своего отношения (доброго или злого) к другим людям.

Но случаи бывают посложнее, чем угощение яблоками.

Ситуация . На дне рождения Сергея собрался весь класс. Ребята с интересом рассматривали, коллекцию моделей автомобилей, собранную его отцом. Друзья веселились, играли. Вечер пролетел незаметно.

А через неделю два друга, одноклассники Сергея, решили пойти в кино. Вадим зашёл за Костей и на полочке в прихожей увидел знакомый автомобильчик. Это была красная гоночная модель, которую он не так давно держал в руках на дне рождения Сергея. Вадим засомневался и решил прямо спросить у друга. Костя признался. Автомобиль был так хорош, что он не удержался и присвоил себе. Он попросил Вадима не выдавать его….

Перед каким выбором оказался Вадим? (рассказать Сергею о воровстве или промолчать)

Какой выбор есть у Кости? (сознаться самому в проступке)

А какой путь выбрали бы вы? (ответы уч-ся)

Так почему человек в одном случае поступает плохо, а в другом - морально, честно, по-доброму?

Как будет наказан человек, нарушающий нормы морали?(ответы уч-ся)

Рядом с таким человеком тяжело жить, он всегда может обидеть.

Если человек не научится чувствовать окружающих людей, то к концу жизни он может остаться совсем один.

Приходилось ли вам делать свой собственный выбор, оказываться в ситуации морального выбора? (ответы уч-ся)

Вывод . У человека всегда есть выбор. Правда поступать в соответствии с доброй моралью нелегко, ведь надо думать не только себе, но и о других.

Все наши поступки имеют последствия.

2.Свобода - это ответственность

В жизни каждый из нас подобен сказочному богатырю, стоящему перед камнем с надписью: «Направо пойдешь... Налево... Прямо...» Куда пойти? Думай, решай, выбирай. Ты свободен.

Что означает быть свободным?

Что же в свободе самое главное?

Свобода - это возможность делать все, что хочешь.

Свобода - это независимость от кого-то.

Свобода - это отсутствие стеснений, ограничений.

Свобода - это вседозволенность.

Свобода - это возможность выбора.

Рассмотрим ситуации.

1. На уроке математики неудержимо захотелось есть (петь, плясать, стоять на голове).

2. К вам пришли гости. Вы веселитесь, гремит музыка, а время уже позднее.

3. Друзья зовут на улицу. Вам очень хочется пойти, но у вас заболела мама.

Если сделал выбор, отвечать за свои поступки будешь сам. Потому что свобода и ответственность - как две стороны одной медали: одна невозможна без другой.

Для чего человек должен ограничивать свою свободу?

Свобода без ответственности - это безответственность.

При безответственном свободном выборе последствия могут быть пагубными не только для того, кто совершил поступок, но и для всех тех, кто связан с ним общим делом. Вот почему свобода невозможна без ответственности.

Задание.
1. Прочитайте ситуацию.
2. Определите проблему выбора с точки зрения свободы и ответственности.
Ситуация 1
В выходной день ты с друзьями собираешься в поездку на концерт любимой группы. Ты долго ждал этого момента. Оплачены билеты. Заказан транспорт. Но накануне ты узнаешь, что у родителей изменен график работы, и тебе нужно побыть с престарелой больной бабушкой.
Ситуация 2
Гуляя вечером по парку с друзьями, чьим мнением ты очень дорожишь, один из друзей предложил с целью позабавиться подрисовать краской из баллончика портреты на аллее героев. Все согласились. Как поступишь ты?
Ситуация 3
На уроке во время объяснения учителя, один из одноклассников, чтобы сорвать урок взорвал петарду. Учитель нервничает. Просит виновного признаться в содеянном проступке. Ты знаешь, кто это сделал, но боишься за последствия. Как поступить в такой ситуации?
- К чему может привести неправильно сделанный выбор? (может пострадать человек, или сам можешь пострадать)

Есть разные виды ответственности, но главная - ответственность моральная , ответственность перед собственной совестью.

Моральная ответственность предполагает умение человека самому оценивать свои действия, предвидеть их последствия и не оставаться равнодушным к нуждам и проблемам другого человека.

Физминутка

Мы устали, засиделись. Нам размяться захотелось.

То на стену посмотрели, то в окошко поглядели.

Головой теперь покрутим – лучше мозг работать будет. (Вращения головой.)

Вправо, влево поворот, а потом наоборот. (Повороты корпусом.)

3.Как воспитать в себе ответственность?

Про кого так говорят: «Он человек ответственный»? (ответы уч-ся)

Важно с ранних лет вырабатывать в себе твердую моральную ответственность, уметь содействовать добру и противостоять злу.

Что для этого нужно?

1.Надо стараться вести себя дисциплинированно, не нарушать требований, которые предъявляют учителя, родители, другие взрослые, а также требования, которые вы сами себе предъявляете.

Казалось бы, как просто: не делай того, что нельзя. Но многое мешает нам быть дисциплинированным (насмешки приятелей, несобранность, дурные привычки). Но все можно преодолеть, если захотеть.

2.Ответственным станет тот, кто осознает значение этого качества характера для себя и для всех людей. Таких людей уважают. Это надежные друзья, на них всегда и во всем можно положиться.

3.Нужно научиться контролировать себя. Для этого полезно спрашивать себя: правильно ли я поступил? Не принес ли я своим поступком вреда? Не подвел ли я кого-то своей необязательностью?

Что мешает стать ответственным? (самооправдание, иногда достигает чудес изобретательности)

Задание

Выберите качества характера, которые помогают быть ответственным: честность, точность, доброта, агрессивность, неряшливость, вспыльчивость, трудолюбие, аккуратность, лень, смелость, вежливость, обязательность.

Проверь себя

Ответьте на вопросы (да или нет)

Всегда ли вы выполняете свои обещания?

Были ли случай, когда вы признались учителю в своем поступке?

Вам легче признаться в плохом поступке или обмануть кого-либо?

Если вам пришлось дать больше ответов «нет», чем «да», следует подумать об укреплении чувства ответственности.

Вывод. Моральная ответственность – это ответственность перед своей совестью.Моральный человек не позволит себе проступка, даже если об этом никто не узнает. Суд собственной совести для него всегда превыше суда окружающих. Вы поможете своим товарищам обрести ответственность, если будете им доверять, относиться с уважением, показывать, что вы надеетесь на них, не сомневаетесь в их добрых качествах.

У мудреца спросили: «Какая жизнь самая лучшая?» он ответил: «Когда мы не делаем того, что осуждаем в других» Ребята, все в ваших руках!

Рефлексия. Сегодня вы хорошо работали, показали, что умеете отвечать на вопросы, рассуждать. Как вы думаете, для чего вам могут пригодиться полученные знания?

Я работал(а) сегодня на уроке на «хорошо»

Я работал(а) сегодня на уроке на «отлично»

Подведение итогов.

Домашнее задание.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!