Что такое закрытый тест. Тесты по биологии

Любой тест представляет собой совокупность тестовых заданий . Тестовое задание – основная составляющая часть теста, которая состоит из инструкции для учащихся, текста задания, имеет однозначный правильный ответ и характеризуется набором показателей.

С точки зрения разработчика тестовые задания имеют следующую структуру:

1. Инструкция .

2. Текст задания (в том числе предлагаемые варианты ответов) . 3. Правильный ответ .

Инструкция содержит указания, что надо делать испытуемому, как выполнять задание, где отмечать, как дописывать, сообщается общее время тестирования и т.д. Если тест имеет различные формы заданий, то при смене форм, перед каждым субтестом дается дополнительная инструкция по выполнению новой формы задания. Задания в субтесте рекомендуется располагать по нарастанию трудности.

После инструкции в тесте располагаются пронумерованные тестовые задания. Задания могут формулироваться как в утвердительной, так и в вопросительной форме и содержать или не содержать варианты ответов. Тестовое задание должно иметь однозначный правильный ответ.

Тестовые задания подразделяются по типам, формам и видам. В пользу разнообразия форм тестовых заданий можно привести следующие доводы:

— задания разной формы делают процесс тестирования менее монотонным, отодвигают порог наступления утомления, и в тест можно поместить большее количество заданий, что увеличивает его надежность;

— для разных элементов содержания образования подходят разные по форме задания, поэтому сведение многообразия учебного материала к одной форме заданий заведомо делает подобные тесты не соответствующими содержанию обучения и, тем самым, менее качественными (даже при большом количестве заданий).

Перед рассмотрением различных видов тестовых заданий вспомним 4 уровня усвоения знаний, выделенных В.П.Беспалько .

I. Уровень знакомства с учебным материалом (ведущие познавательные действия – узнавание, распознавание, различение).

II. Уровень репродуктивного воспроизведения (воспроизведение учебной информации по памяти или смыслу в знакомой ситуации, действие по образцу).

III. Уровень воспроизведения в измененной ситуации (собственные примеры, ситуации из жизни) – основной уровень в школе.

IV. Уровень творческого применения знаний с формированием нового знания.

Соответственно четырем уровням усвоения знаний формируются и тестовые задания четырех уровней. Тем самым снимаются возражения некоторых педагогов по поводу примитивности и простоты тестовых заданий.

Тестовые задания I уровня представляют собой задания на опознание, различение или классификацию объектов, явлений, понятий. Учащемуся необходимо определить, относится отдельно взятый объект к данному классу (виду) или нет. Более сложная форма – «выборочный» тест, когда выполнение задания осуществляется в условиях «помехи», создаваемой сходными вариантами ответов. Часто в таких тестовых заданиях используются «неполные» ответы, с пропуском существенных деталей.

Тестовые задания II уровня нередко составляются как «тесты-подстановки», в них учащиеся должны воспроизвести слово, фразу, формулу или другой элемент знания, пропущенный в тексте. Более сложны «конструктивные» тесты, в которых ученик должен воспроизвести (сконструировать) требуемое в полном объеме. Новой информации из теста он не получит.

Тестовые задания III уровня специально разрабатываются для проверки определенных умений и содержат «типовые» вопросы и задачи. Обучающий эффект тестовых заданий третьего уровня состоит в том, что учащийся в ходе выполнения не просто повторяет уже отработанные действия, но преобразует их в связи с ситуацией.

Тестовые задания IV уровня выявляют умение учащихся ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях. Работая с такими заданиями, школьник приобретает новые знания и умения как следствие расширения и трансформации усвоенного.

По способу формулирования различают 6 основных видов тестовых заданийи 2 дополнительных .

Возможные типы и виды тестовых заданий представлены на рис. 1. За основу взята классификация тестовых заданий А.Н.Майорова .

Рис.1. Типы и виды тестовых заданий.

Помимо этого, любое из представленных на схеме тестовых заданий по форме выражения информации может быть:

вербальным , т.е. информация выражена словами;

невербальным – информация выражена рисунком, схемой, видеофрагментом, слайдом и др. подобными формами.

Выбор типа задания влияет на результаты обучения. Так, задания закрытого типа содержат варианты готовых ответов, из которых учащиеся должны самостоятельно выбрать правильный (правильные). Ответ на такое задание легко фиксировать и однозначно оценивать. В отличие от заданий открытого типа они содержат подсказку, что повышает их обучающую функцию, но снижает объективность контроля. Задания альтернативных ответов несут в себе максимальную подсказку; для повторения материала и для закрепления знаний они наиболее полезны.

Задания открытого типа предполагают самостоятельный ответ учащихся без каких-либо ограничений и подсказок. Это широко известные традиционные вопросы, применяемые при устном и письменном опросе. Они позволяют проверять любые уровни знаний, но их трудно однозначно оценить.

Задания закрытого типа

Тестовые задания закрытого типа имеют варианты готовых ответов на поставленный вопрос, и надо выбрать один (или несколько) правильных ответов из ряда предлагаемых. Все варианты ответов должны быть правдоподобными, но могут содержать типичные ошибки и затруднения.

1. Задания альтернативных ответов (АО).

К каждому заданию дается только два варианта ответов: «Да» или «Нет» («верно» – «неверно»). Испытуемый должен выбрать один из них.

Форма задания:

Утверждение 1 Утверждение 2 Утверждение 3 Утверждение 4 Да Да Да Да Нет Нет Нет Нет

При составлении такого задания формулировать основной текст надо таким образом, чтобы не возникало возможности двусмысленного ответа (и «да», и «нет»).

Инструкция.

Задание. Квадратное уравнение с отрицательным дискриминантом не имеет действительных корней

Варианты ответа:

а) да; б) нет.

В этом задании могут появиться двусмысленные ответы: «да» (не имеет), «нет» (у него нет действительных корней). И теми, и другими испытуемыми подразумевался один и тот же ответ. Задание необходимо переделать. Ниже приводится один из вариантов переделанного задания.

Инструкция. Выберите ответ «да» или «нет».

Задание. Квадратное уравнение с отрицательным дискриминантом имеет действительные корни

Варианты ответа:

а) да; б) нет.

Ответ становится однозначным, но задание все равно составлено неудачно.

У одиночного задания альтернативных ответов (см. пример 2) очень высока вероятность угадывания правильного ответа (50%). Поэтому такие задания лучше использовать длинными сериями к одному элементу знаний (см. пример 3) – шансы дать верные ответы на 10 таких вопросов, уже невелики.

Инструкция. Выберите ответ «да» или «нет». (Если вы согласны с утверждением – «да», а если не согласны – «нет».)

Задание. Биосфера – это часть...

Варианты ответа:

Ответ : да – нет – нет – нет – да – нет.

Задания альтернативных ответов формулируются в форме утверждений, поскольку предполагают согласие или несогласие, которое можно отнести к утверждениям.

Задания АО больше всего подходят для выявления знаний сложных определений, правил, проверки понимания сложных графиков, диаграмм, схем.

2. Задания множественного выбора.

Это самый распространенный вид заданий, применяемый в тестах достижений. Испытуемый должен выбрать один правильный (иногда – несколько правильных) ответ из предложенных вариантов, либо один (несколько) неправильных. Оптимально предлагать в заданиях данного вида 5 вариантов ответов, минимальное количество возможных вариантов ответа – 3, иначе возрастает вероятность простого угадывания.

Остальные варианты ответов – неправильные, но правдоподобные, – называются дистракторами (от англ. Distract –отвлекать). Неправильные ответы рекомендуется составлять на основе типичных ошибок обучаемых. Поиски правдоподобных однородных и оригинальных ответов составляют главную трудность для разработчиков.

Форма задания:

Вопрос (утверждение):

А. Вариант ответа 1

Б. Вариант ответа 2

В. Вариант ответа 3

Г. Вариант ответа 4

Д. Вариант ответа 5

Инструкция. Укажите номер правильного ответа.

Задание. К какой группе веществ относится серная кислота?

Варианты ответа :

1. Не электролит.

2. Слабый электролит.

3. Электролит средней силы.

4. Сильный электролит.

Ответ: 4.

Расположение в ответах характеристик силы электролита по степени возрастания (убывания) не приводит к потере времени при чтении, что более удачно в сравнении с хаотичной по этому признаку расстановкой ответов. Задания лучше формулировать в повествовательной форме.

Пример 5.

Инструкция. Выберите верный ответ.

Задание. Катер плывет по реке, скорость течения равна а , скорость катера в стоячей воде равна b . Какая из формул выражает время, затраченное катером, чтобы спуститься вниз по течению на 30 км и вернуться обратно? (Время стоянки не учитывать).

Варианты ответа :

а) ; б) ; в) ; г) .

Ответ: б).

Это хорошее задание для проверки знания формул и умения выполнять математические и другие познавательные операции. Выбрать верный ответ можно, только совершив определенные действия.

Инструкция. Выберите верный ответ.

Задание. Империя – это …

Варианты ответа .

а) большое государство.

б) государство, управляемое императором.

в) государство, состоящее из метрополий и колоний.

г) сильное государство.

д) недемократическое государство.

Ответ: в).

Строго говоря, согласно словарным определениям верен и ответ б). Но засчитывается только ответ в). Проверяющий получает искаженные данные о знаниях испытуемого. Верный ответ должен быть единственным. В варианте ответа б) слово «императором» можно заменить «царем».

3. Задания на восстановление соответствия.

В заданиях на восстановление соответствия испытуемому необходимо определить соответствия между элементами двух множеств. Элементами множеств могут служить как вербальные, так и невербальные формы выражения знаний (рисунки, графики, условные обозначения и др.)

Поскольку в таких заданиях существуют два ряда объектов, разумно один из них обозначать цифрами, а другой – буквами, что помогает избежать путаницы при выполнении заданий.

Этот тип заданий достаточно разнообразен по форме предъявления материала и может быть успешно использован по всем учебным предметам и предметным областям.

Инструкция. Соотнесите схемы и значения общего сопротивления цепи.

Варианты ответа:

1. 4,4 Ом
2. 4,5 Ом
3.~ 1,9 Ом
4.~ 7,3 Ом
5.~ 1,7 Ом
Ответ: I. II. III. IV. V. 3 1 2 5 4

У задания, приведенного в примере 7, есть существенный недостаток: для того, чтобы дать правильный ответ, совсем необязательно вычислять сопротивления всех 5 схем. Достаточно вычислить 4 сопротивления, а пятой схеме поставить в соответствие оставшееся пятое численное значение.

Инструкция. Соотнесите написанное в столбцах 1 и 2.

Задание. Кто написал?

Варианты ответа:


Это задание неудачное по двум причинам. Слишком короткая и некорректная формулировка вопроса, что требует дополнительных пояснений. Но главное, каждому произведению поставлен один автор, и при 4-х правильных ответах пятый ответ будет неизбежно правильным. Лучше подобное задание предложить в следующем варианте.

Инструкция. Укажите буквой, какому автору принадлежат книги, указанные в списке (оставьте незаполненной графу напротив книги, автор которой не указан в левом списке).

Ответ: Г, А, Б, – , – , В.

Предъявление списков неравной длины уменьшает вероятность угадывания правильного ответа.

Заданиям на соответствие, как и альтернативным заданиям, присущ недостаток – опасность тривиального тестирования. Знание автора произведения является не столь важным (но все-таки необходимым) по сравнению с умениями анализировать произведение или выразить свое отношение к его проблематике.

Поэтому задания на восстановления соответствия используют для быстрой проверки знания фактов, событий, дат, персоналий, формул, наличия умений и навыков в конкретной области. Это могут быть:

— список растений (животных) и таксономический ряд – в биологии;

— слова и соответствующие части речи или орфограммы и пр.– в филологии;

— даты, события, личности и др. – в истории;

— формулы, правила, законы и конкретные случаи их применения – в точных науках;

— причинно-следственные связи, субъект-объектные отношения и т.п. – в психологии, философии, социологии;

Все выше названные вербальные элементы знаний могут быть соотнесены с невербальными (звуковыми и видеофрагментами, рисунками, фотографиями, картами и т.п.).

При составлении заданий на восстановление соответствия необходимо соблюдать также следующие требования:

1) Элементы каждого из двух множеств должны быть выбраны по одному основанию.

2) Число элементов одного списка не должно превышать 10.

3) Оба списка необходимо располагать на одной странице, не допуская переноса отдельных элементов.

4. Задания на восстановления последовательности.

Эти задания можно рассматривать как вариант заданий на восстановление соответствия с одной особенностью: нужно перечислить поданное в списке в правильной последовательности. Тестовые задания на установление правильной последовательности предназначены для оценки уровня владения последовательностью действий, процессов и т.п. Элементы, связанные с определенной задачей, приводятся в заданиях в произвольном порядке, а ученик должен установить правильный порядок предложенных элементов и указать его заданным способом в специально отведенном для этого месте.

Пример 10.

Инструкция. Расположите в правильной последовательности (в столбце ответов поставьте соответствующие буквы).

Задание. Расположите этапы зародышевого развития позвоночных животных в правильном порядке:

Варианты ответа:

Правильный ответ :

1. Б.
2. А.
3. В.
4. Д.
5. Г.

Задания на восстановление последовательности незаслуженно редко используются в тестировании. Это очень качественная форма тестовых заданий, обладающая краткостью и простотой проверки, экономит время работы и составителя, и испытуемого.

Данные тестовые задания подходят для любого предмета, где присутствуют алгоритмическая деятельность, анализируются временные события, логика исследования. Это может быть:

— порядок технологических операций, спортивных действий – в технологических дисциплинах и спорте;

— восстановление временных последовательностей событий;

— этапы словообразования и т.п. для уроков русского (иностранного) языка;

— последовательность анализа художественного произведения для уроков литературы;

— алгоритмы решения задач для точных наук, логика исследования объектов (явлений);

— этапы развития философской мысли в философии и многое др.

Следует отметить очень низкую вероятность угадывания верных ответов.

5. Задания группировки.

Данная форма тестового задания является модификацией заданий на восстановление последовательности. В таком заданиипредлагается составить из фрагментов 2-3 небольших рассказа, в каждом из которых описывается одно понятие (закономерность, событие). Начала рассказов объединены в группу А (в произвольном порядке), следующие фрагменты – в группы Б, В и т.д.

Тестовые задания группировки удобны тем, что позволяют охватить признаки сходства и различия родственных понятий, требуют разнообразной аналитико-синтетической деятельности, связанной с сопоставлением, выделением существенных признаков, анализом.

Принцип группировки оптимален для установления последовательности протекания событий и явлений, описания свойств изучаемого объекта, сопоставления характеристик и условий с последующими выводами и обобщениями.

Можно использовать любой описательный материал, допускающий логическое структурирование. Задания-группировки удобны для проверки знания алгоритма какой-либо деятельности, а также для оценки глубины усвоения при обобщении материала. Следует отметить также низкую вероятность угадывания правильного ответа, свойственную этому виду заданий.

Форма задания:

Инструкция. С оставьте тексты из фрагментов А, Б, В.

Задание.

А. 1) Начало первого текста…

2) Начало второго текста…

3) Начало третьего текста…

Б. 1) продолжение третьего текста…

2) продолжение первого текста…

3) продолжение второго текста…

В . 1) окончание третьего текста.

2) окончание второго текста.

3) окончание первого текста.

Правильный ответ: А1 Б2 В3; А2 Б3 В2; А3 Б1 В1.

Пример 11.

Инструкция. С оставь текст из фрагментов А, Б, В, Г, Д.

Задание.

А. 1) Деление клетки…

2) Обмен веществ в клетке необходим для…

3) Растения называют…

Б. 1) производителями органического вещества потому, что…

2) сложный процесс…

3) снабжения клетки…

В . 1) связанный с ростом и...

2) строительным материалом и энергией...

3) в процессе фотосинтеза создают …

Г . 1) размножением клеток...

2) обеспечивающих рост и жизнедеятельность клетки...

3) из неорганических веществ (углекислого газа, воды) в присутствии света …

Д. 1) продолжается непрерывно, пока клетка жива.

2) органическое вещество крахмал и кислород.

3) двумя способами – бесполым и половым.

Правильный ответ: А1 Б2 В2 Г3 Д2 и т.д.

В заключение обзора заданий закрытого типа отметим их основные преимущества:

— отсутствуют факторы, связанные с субъективными оценками;

— на качество ответа не влияет, умеют ли испытуемые хорошо формулировать ответы, т.к. выбираются готовые ответы.

— возможна машинная обработка ответов и анализ результатов, поэтому тестирование проводится быстро.

Задания открытого типа

Тестовые задания открытого типа рассчитаны на ответ в свободной форме. Обычная алгоритмическая программа, используемая для оценивания результатов закрытых тестов, для тестов открытого типа непригодна. Как правило, открытые тестовые задания используются для выявления эвристических, креативных умений и оцениваются экспертами.

К ним относятся задания двух видов.

1. Задания свободного изложения.

Они предполагают свободные ответы испытуемых по сути задания. На ответы не накладываются ограничения, однако, формулировка заданий должна обеспечивать наличие только одного правильного ответа. Компьютерная проверка таких заданий затруднена, оценивают ответы эксперты.

Пример 12.

Инструкция. Закончи предложение. Вместо многоточия можно вписать словосочетание, фразу, предложение или даже несколько предложений.

Задание. Имя существительное – это …

Ответ. Ответ считается правильным, если содержит следующие ключевые слова или их синонимы: «часть речи», «обозначает предметы», «отвечает на вопросы кто? что?».

2. Задания дополнения (или другое название: задания с ограничением на ответы).

В этих заданиях тестируемые должны также самостоятельно сформулировать ответы на вопросы, но их возможности ограничены (задано количество слов, знаков, символов, которые можно использовать при ответе).

Пример 13.

Инструкция. Впиши пропущенные слова. Одному пропуску соответствует только одно слово.

Задание. Самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы кто? что? – это … …

Ответ. Имя существительное.

Правильный ответ задается достаточно однозначно, поэтому задания дополнения могут включаться в компьютерный тест (правильность ответа может быть проверена при помощи компьютера).

Задания на дополнение имеют ограниченную сферу применения. С помощью таких заданий проверяются остаточные знания, умения воспроизводить и применять знания в знакомой ситуации, ограничена возможность проверки понимания изученного материала, т.е. задание можно отнести к I или II уровню сложности, в то время как задание свободного изложения может иметь от II до IV уровня сложности.

При составлении заданий дополнения следует придерживаться специфических правил:

— использовать не более 3-х пропусков подряд;

— дополнять нужно самое важное, знание чего и необходимо проверить;

— дополнения лучше ставить в конце предложения.

3. Тестовое задание-дискуссия.

Является разновидностью тестового задания свободного изложения. Особенностью тестового задания-дискуссии является формулировка заданий в виде проблемных вопросов, требующих альтернативного выбора ответа с последующим обоснованием своей позиции в свободной форме.

Пример 14.

Инструкция. Будь судьей в споре! Выбери и аргументируй верный ответ.

Варианты ответов:

1. Да, т.к. …

2. Нет, т.к. …

Ответ обосновать в свободной форме.

Верный ответ : нет, если в аргументации содержатся следующие ключевые слова или их синонимы: «млекопитающее», «дышит легкими», «теплокровное».

Иногда возможен и третий вариант ответа:

3. Ни то, ни другое, т.к. …

Основной трудностью при составлении заданий открытого типа является соблюдение главного требования к тестовым заданиям – наличие однозначного правильного ответа.

Существует несколько приемов, позволяющих формализовать свободный ответ, сделать его однозначным. Покажем это на конкретных примерах.

Пример 15.

Инструкция. Закончите предложение.

Задание. Инерция – это …

Ответ. «… явление сохранения равномерного прямолинейного движения при компенсации всех внешних воздействий на тело».

Это пример неудачно сформулированного ответа. Задание с таким вариантом ответа невозможно обработать. Вероятность точного (дословного) совпадения с контрольным образцом ответа мала.

Ответы «явление», «сохранение равномерного прямолинейного движения», «движение при компенсации внешних воздействий» могут считаться частично правильными, что нарушает основное требование к тестовым заданиям (единственности верного ответа) и приводит к субъективным оценкам.

В данном случае возможно несколько вариантов выхода из создавшегося положения.

1. Попытаться переформулировать задание, чтобы ответ стал однозначным, например:

Задание. «Явление сохранения равномерного прямолинейного движения при компенсации всех внешних воздействий на тело называется …».


Виды тестов

Введение

Для оценки знаний студентов и школьников (испытуемых) обычно используются следующие виды тестовых заданий:

    Открытая форма, когда задание требует от испытуемого произвольного ответа на поставленный вопрос.

    Закрытая форма, когда испытуемому предлагается выбрать правильный ответ из нескольких возможных. К разновидностям закрытой формы относят определенным образом представленные тесты на соответствие и тесты на установление правильной последовательности.

При тестировании на компьютере чаще всего используется закрытая форма тестов с одиночным выбором. Использование той или иной формы тестовых заданий, их представление (например, использование графики в вопросах и ответах) и способы оценки результатов тестирования связано с возможностями программной оболочки. В отличие от большинства аналогичных программ семейство ExaMINATOR® поддерживает не только простые, но и более "продвинутые" формы тестов: тесты соответствия и тесты на установление последовательности . В составных тестах (версия 6.1 и выше) могут использоваться различные формы тестов, что дает разностороннюю и объективную оценку знаний испытуемых.

Начиная с версии 8.00, пакет ExaMINATOR® поддерживает и открытую форму тестов, причем составитель может предусмотреть несколько правильных ответов. Например, учащийся может на вопрос "Сколько секунд потребуется модему, передающему сообщения со скоростью 28800 бит/с, чтобы передать цветное растровое изображение размером 640х480 пикселей, при условии, что цвет каждого пикселя кодируется тремя байтами?" ответить так: "256" или "256 с" или "256 сек" или "256 секунд". Составитель имеет возможность задать все эти варианты правильных ответов.

Тестовые задания в программной оболочке ExaMINATOR®

Тесты закрытой формы с одиночным и множественным выбором

Рис.1 . Окно программы ExaMINATOR® с тестовым вопросом закрытой формы. Испытуемому необходимо выбрать один правильный ответ.

Рис.2 . Окно программы ExaMINATOR® с графикой в окне вопросов. Испытуемому необходимо выбрать один правильный ответ


Рис.3 . Окно программы ExaMINATOR® с графикой в окне ответов. Испытуемому необходимо выбрать один правильный ответ.

Тесты соответствия


Рис.4 . Окно программы ExaMINATOR® с тестом соответствия. Испытуемому необходимо установить соответствие между смысловыми единицами, приведенными в окне вопросов и окне ответов.

Тест на установление правильной последовательности

Такой тест может быть сведен к тестам на соответствие или к простому тесту закрытой формы (см. рис.5 и 6)


Рис.5 . Пример теста на установление правильной последовательности, сведенного к тесту на соответствие. Испытуемому необходимо установить соответствие между порядковым номером действия и его содержанием.

Рис.6 . Пример теста на установление правильной последовательности, сведенного к простому тесту закрытой формы. Испытуемому необходимо выбрать один правильный ответ.
Тест в открытой форме

Рис.7. Пример теста в открытой форме. Испытуемому необходимо впечатать одно или несколько слов в качестве правильного ответа.

В статье рассмотрены способы конструирования тестовых заданий закрытого типы. Приведены требования к построению содержательной части и описаны методы оценивания результатов проведенного тестирования.

  • Особенности проектирования нестандартных тестовых заданий
  • Особенности определения валидности педагогического теста
  • Использование программных средств тестирования в педагогической практике

Педагогический тест представляет собой систему дидактических заданий специфической формы, позволяющей оценить уровень обученности учащихся: совокупность их представлений об объекте познания, знания, умения и навыки в той или ионной области содержания.

Отнеся педагогическое тестирование к инновационным методам оценивания, выделим следующие его преимущества:

  1. Более высокая объективность контроля.
  2. Оценка знаний становится более дифференцированной (больше градаций оценки, возможность переводить полученную оценку в любую шкалу оценивания).
  3. Более высокая эффективность (можно проводить контроль одновременно на больших группах учащихся).
  4. Обработка результатов проводится быстрее (особенно в случае компьютерного тестирования).

На основе исследований Федерального института педагогических измерений (США) и ряда отечественных тестологов выделим основные этапы конструирования педагогических тестов:

  1. Этап целепологания (определяем вид, ресурсные возможности, источники финансирования, бюджет, круг привлекаемых специалистов).
  2. Подготовительный этап (анализ и отбор содержания проверяемого материала, определение типов и количество используемых знаний, установка требований времени проверки, определение системы оценивания, выработка условий проведения).
  3. Этап составления теста.
    1. Разработка и апробация тестовых заданий (в репрезентативных группах).
    2. Определение и расчет показателей качества созданных заданий (валидность, надежность),.
    3. Анализ результатов проведенной апробации.
  4. Этап проведения теста и анализа полученных результатов
    1. Стандартизация теста (единообразие процедуры проведения и оценки выполнения тестовых заданий).
    2. Подготовительные работы по техническому оснащению.
    3. Отслеживание проведения теста.
    4. Обработка результатов, получение статистических данных для анализа. Подготовка итогового отчета.

Тестовые задания бывают нескольких типов. Самый популярный из них – тип тестовых заданий закрытого типа, они получили широкое распространение в основном из-за легкости автоматизации. Задания закрытого типа предполагают выбор одного или нескольких правильных ответов из нескольких предложенных вариантов. Основной недостаток таких заданий – возможность угадывания.

Выделим основные правила составления тестовых заданий:

  1. Начинайте формулировать вопрос с правильного ответа.
  2. Содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражает содержание обучения.
  3. Вопрос должен содержать одну законченную мысль.
  4. При составлении вопросов следует особенно внимательно использовать слова «иногда», «часто», «всегда», «все» и «никогда».
  5. Вопрос должен быть четко сформулирован, избегая слова «большой», «небольшой», «малый», «много», «мало», «меньше», «больше».
  6. Избегайте вводных фраз и предложений имеющих мало связи с основной мыслью.
  7. Неправильные ответы должны быть разумными, не должно быть явных неточностей.
  8. Реже используйте отрицание в основной части. Избегайте двойных отрицаний («Почему нельзя не делать?»).
  9. Лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ.
  10. Из текста заданий необходимо исключить все вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа путем угадывания.
  11. Из числа тестовых заданий закрытого типа исключайте задания требующие громоздких вычислений.
  12. Используемая терминология не должна выходить за рамки учебного курса.
  13. Текст заданий и варианты ответов должны быть записаны разными шрифтами, для быстрого их отличения друг от друга при выполнении.
  14. В начале каждого теста должна быть предусмотрена инструкция по его применению.

Дистрактором в тестовых заданиях закрытого типа назовем вариант неверного ответа. Слово «дистрактор» произошло от английского слова «distract», которое переводится как «отвлекать». Таким образом, дистракторы – это неправильные ответы, которые отвлекают и сбивают с толка испытуемого.

Выделим требования к дистракторам:

  1. В основной части задания должно быть больше ключевых слов, в ответах не более трех наиболее ключевых слов.
  2. Ответы к одному заданию должны приблизительно одной длины.
  3. Все дистракторы к каждому заданию должны быть равнопривлекательными.
  4. Дистракторы не должны быть неполными правильными ответами, превращающимися в правильные при определенных условиях.
  5. Не должно быть неработающих дистракторов (их обязательно должны выбирать).
  6. Частота выбора дистракторов должна быть примерно одинакова.
  7. Из ответов необходимо исключить повторяющиеся слова путем ввода их в основной текст задания.
  8. В ответах не рекомендуется использовать слова: «все», «ни одного», «никогда», «всегда», «ни один из перечисленных», «все вышеперечисленные». В отдельных случаях они способствуют угадыванию правильного ответа.
  9. Из числа дистракторов исключают ответы вытекающие один из другого.
  10. Все ответы должны быть параллельными по конструкции и грамматически согласованными с основной частью задания.
  11. Желательно не использовать в ответах следующие слова: «да/нет», «верно/неверно». Рекомендуется создавать более содержательные ответы.
  12. Если номер ответа совпадает с его числовым значением, то они обязательно пишутся в одной строке (1. 1 Бит, 2. 2 Бит, 3. 8 Бит, 4. 4 Бит). Если дистракторы это слова, то их желательно расположить в алфавитном порядке.

Заметим, что большое количество дистракторов уменьшает вероятность угадывания, но требует большего времени при разработке. Плохо знающие материал учащиеся пытаются найти правильный ответ путем угадывания по «формальным» признакам: самый длинный ответ, самый умный ответ, хорошо обоснованный ответ).

Под фасетом понимается форма, обеспечивающая представление нескольких вариантов одного и того же элемента содержания теста. Фасетный тест представляет собой большой массив элементов – фасеток, из которых путем различных сочетаний конструируются тестовые задания.

Приведем небольшие примеры фасетного теста:

  1. В одном килобайте {мегабайте, гигабайте} содержится байт:
  2. Дата начала Советско-финской войны {Второй Мировой войны, Великой Отечественной войны}

Таким образом, для снижения вероятности угадывания мы можем порекомендовать:

  1. Увеличение количества дистракторов в задание до 4-х.
  2. Использование фасетов заданий.
  3. Жесткое временное ограничение на выполнение задание.
  4. Использовать формулы для коррекции баллов с учетов возможности угадывания.

Оценивать результаты проведенного тестирования можно по-разному.

Алгоритмы оценки выполнение тестового задания:

  • Дихотомическая оценка выполнения задания. Термин «дихотомически оцениваемые тестовые задания» означает, что ответ экзаменующегося находится только в одной из двух возможных категорий, правильный (за него выставляют 1 балл), или неправильный (0 баллов).
  • Политомическая оценка выполнения задания. Термин «политомически оцениваемые тестовые задания» означает, что за разные ответы на задание проставляют несколько различных чисел

Рассмотрим несколько методов оценивания заданий закрытой формы.

  1. Традиционный метод. Данный метод подсчета баллов заключается в следующем: суммируются все баллов по каждому заданию.
    1. Оценка с весовым коэффициентом. При условии выбора испытуемым только правильных ответов начисляется полный балл, в противном случае начисляется ноль баллов. Недостаток данного способа заключается в снижении дифференцирующей способности задания, т.к. испытуемые с «частичным набором знаний» и испытуемые с «полным отсутствием знаний» практически не различимы.
    2. Метод частичного балла. Суть данного метода заключается в следующем: частично баллы начисляются в случае выбора даже не полного ответа, но в случае выбора в сочетании с правильными ответами некого дистрактора – баллы обнуляются полностью или частично уменьшаются.
  2. Коррекция баллов с учетом возможного угадывания. По данному методу производятся вычисления по следующей формуле: Zi=Xi-Wi/(k-1), где Zi - скорректированный тестовый балл i-го испытуемого, Xi – тестовый бал i-го испытуемого без коррекции, Wi - число ошибочных ответов у i-го испытуемого, k – количество ответов в заданиях (должна быть постоянная величина). Например: В тесте было 30 заданий, на каждое давалось по 4 ответа. Испытуемый на 20 заданий ответил правильно, 10 заданий выполнено с ошибками. Вычисляем балл по форме оценки с весовым коэффициентом, но с учетом коррекции по угадыванию: Zi=20-10/(4-1)=16,7.
  3. Метод коррекции «Правильный + пропуск». Формула, основанная на модели случайного угадывания, которая корректирует " эффект угадывания ", имеет вид: Zi=Xi+Hi/k, где Xi –- скорректированный индивидуальный балл i-го испытуемого, Xi - число правильных ответов i-го испытуемого, Нi - число пропущенных заданий у i-го испытуемого, k - число вариантов ответов в каждом задании (все задания должны иметь k вариантов). Предположим, что студент А и студент Б сдают некоторый тест. Тест состоит из 150 заданий закрытой формы с четырьмя вариантами ответов. Студент А правильно ответил на 90 заданий, а оставшиеся 60 заданий он пропустил (так как не был уверен в выборе ответа). Студент Б также правильно ответил на 90 заданий, однако на остальные 60 заданий он ответил путем простого угадывания. Так как студент Б имеет шанс в 25% угадать правильный ответ, то он может набрать 15 дополнительных баллов только путем угадывания. При традиционном подсчете баллов студент А наберет 90 баллов, в то время как студенту Б будет начислено 105 баллов. Таким образом, индивидуальные баллы у этих двух студентов имеют значительную разницу, которая не отражает однако уровень их подготовки, а является лишь функцией склонности к угадыванию правильного ответа. Эта разница должна учитываться, так как тестирование проводится, как правило, однократно, а его результаты существенно влияют на аттестацию. Если же мы применим к подсчету баллов метод коррекции «Правильный+пропуск», то мы получим одинаковое количество баллов у данных студентов (105). Таким образом данный способ позволить правильно дифференцировать студентов по их уровню знаний.

Резюмирую все вышесказанное, отметим, что задания закрытого типа в педагогических тестах широко распространены. Основная причина такого широкого распространения это лёгкость как компьютерной автоматизации, так и ручного анализа. Для данного типа заданий выработаны методы конструирования содержания и весь необходимый инструментарий правильного оценивания испытуемых с учетом всех возможных погрешностей, в том числе фактора угадывания.

Список литературы

  1. Баженов Р.И., Баженова Н.Г. О методике разработки конспекта урока. Современная педагогика. 2014. № 9 (22). С. 89-98.
  2. Баженов Р.И., Векслер В.А. Обучение взрослых основам информационных технологий в системе дополнительного образования. Отчет о НИР (ГОУВПО «ДВГСГА»)

Использование тестирования для контроля знаний учащихся по информатике позволяет выявить уровень и качество знаний учащихся по определенному материалу, объективно оценить их независимо от учителя.

В данной статье рассматриваются типы и виды тестовых заданий; их особенности, преимущества и недостатки; требования, предъявляемые при составлении к тестовым заданиям; методика составления тестовых заданий по информатике и их применение на практике.

В самом общем виде тестовые задания должны:

  • соответствовать содержанию учебного материала;
  • быть составлены с учетом соответствующих правил;
  • быть апробированы на практике;
  • быть понятными испытуемому .

С помощью тестовых заданий можно измерять уровень и качество знаний учащихся по информатике. Тогда тестовые задания должны отвечать следующим требованиям:

  • надежность – показывать те же результаты неоднократно, в схожих условиях;
  • валидность – обнаруживать и измерять уровень усвоения именно тех знаний, которые хочет измерить разработчик теста;
  • объективность .

С точки зрения разработчика минимальные требования к составу тестового задания состоят в наличии:

1. Инструкции (должна содержать указания на то, что испытуемый должен сделать, каким образом выполнить задание, где и как делать пометки и записи. Инструкция должна обеспечивать доступность задания и понимание способов его выполнения для любых испытуемых).

2. Текста задания или вопроса (представляет собой содержательное наполнение задания. Структура и состав вопроса определяются содержанием учебного материала).

3. Правильного ответа.

Перечисленные три составные части тестового задания являются минимально необходимыми для составления тестов.

Кроме того, составителям тестовых заданий целесообразно указывать еще ряд необходимых сведений, таких как:

  • возраст (класс), на который рассчитано это задание;
  • тему (предмет или предметную область);
  • предполагаемое составителем время выполнения задания;
  • сроки предъявления;
  • уровень, который соответствует данному заданию, или умения, которые оно выясняет;
  • соответствие стандарту или программному материалу;
  • данные об авторе.

Виды и типы тестовых заданий. Их особенности, преимущества и недостатки

Рассмотрим, типологию тестовых заданий, и выделим требования к ним. Существуют два типа заданий, которые объединяют шесть видов .

Схема 1. Типы и виды тестовых заданий

К заданиям открытого типа относятся два вида – задания дополнения и задания свободного изложения. Их отличительной особенностью является то, что для их выполнения ученику необходимо записать одно или несколько слов (цифр, букв, словосочетаний, предложений).

Задания закрытого типа (альтернативных ответов, множественного выбора, восстановления соответствия и восстановления последовательности) предусматривают различные варианты ответа на поставленный вопрос: из ряда предлагаемых выбираются один или несколько правильных ответов, выбираются правильные (или неправильные) элементы списка и др. Эти задания предполагают наличие ряда предварительно разработанных вариантов ответа на заданный вопрос.

Задания закрытого типа

1. Задания альтернативных ответов.

К каждой задаче альтернативных ответов дается только два варианта ответов. Испытуемый должен выбрать один из них – “да – нет”, “правильно – неправильно” и др.

Форма задания

Текст задания (вопрос)
Утверждение 1 да нет
Утверждение 2 да нет
Утверждение 3 да нет
... ... ...

Инструкция для задания альтернативных ответов: Вам необходимо выбрать один вариант ответа, который Вы считаете правильным.

Задания альтернативных ответов в большей степени подходят для выявления уровня овладения сложными определениями, знания достаточно сложных графиков, диаграмм, схем и др.

Особенностью заданий альтернативных ответов является то, что вопрос должен быть сформулирован в форме утверждения, поскольку он предполагает согласие или несогласие, которое можно отнести к утверждению.

Инструкция: Вам необходимо выбрать один вариант ответа, который Вы считаете правильным.

Вопрос: Программа Paint не является программой для работы с электронными таблицами.

Варианты ответов:

Ответ: да.

Эти альтернативные задания в наибольшей степени соответствуют задаче выявления того, в какой степени испытуемый понимает данные. Они могут содержать проверку умений работать с графиками, навыками приближенного вычисления. Любая другая форма представления заданий будет гораздо более громоздкой и менее удобной.

2. Задания множественного выбора.

Это основной вид заданий, применяемый в тестах достижений. Задачи с множественным выбором предполагают наличие вариативности в выборе. Испытуемый должен выбрать один из предложенных вариантов, среди которых чаще всего только один правильный.

Форма предоставления заданий множественного выбора:

Вопрос (утверждение):

A. Вариант ответа 1

B. Вариант ответа 2

C. Вариант ответа 3

Инструкция для заданий множественного выбора: Выберите букву (ы), соответствующую (не) варианту (ом) правильного (ых) ответа (ов).

Приведем несколько примеров:

Инструкция: Выберите букву, соответствующую варианту правильного ответа.

Вопрос: Для какой операции с таблицами служит окно, фрагмент которого представлен <Рисунок 1>:

Варианты ответов:

A. Суммирование по строкам.

B. Суммирование по столбцам.

C. Фильтрация таблицы.

D. Консолидация данных.

Инструкция: выберите буквы, соответствующие вариантам правильных ответов. Вопрос: Выберите из приведенного списка типы объектов, с которыми работает Access.

Варианты ответов:

A. Таблицы.

B. Сведения.

C. Запросы.

F. Отчеты.

G. Макросы.

Н. Модули.

Ответ: А, С, D, F, G, H.

3. Задания на восстановление соответствия.Новая таблица

К заданиям данного типа относятся задания на восстановление соответствия между элементами двух списков, порядка ряда.

Форма представления заданий на восстановление соответствия:

Инструкция:

Варианты ответа:

Инструкция: Соотнесите написанное в столбцах 1 и 2.

Вопрос: При создании таблицы СУБД можно использовать 5 возможностей. Выберите из приведенных определений те, которые им соответствуют <Рисунок 2>:

Варианты ответа.

Ответ: А. 3. В. 2. С. 5. D. 1. Е. 4.

Главными преимуществами заданий этого вида являются: возможностью быстрой оценки знаний, умений и навыков в конкретной области знаний, и экономичность размещения задач в тесте.

4. Задания на восстановление последовательности

Задания на восстановление последовательности можно рассматривать как вариант задания на восстановления соответствия, когда одним из рядов является время, расстояние, или иной континуальный конструкт, который подразумевается в виде ряда.

Задания на восстановление последовательности – это очень качественная форма тестовых заданий, обладающая значительными преимуществами: краткостью, простотой проверки.

Инструкция:

Варианты ответа.

Приведем несколько примеров:

Инструкция: Расположите в правильной последовательности.

Вопрос: Установите последовательность этапов проектирования экспертных систем.

Варианты ответов:

Столбец 1

Столбец 2

1 А. Выбор подходящей проблемы.
2 В. Доработка прототипа до промышленной экспертной системы.
3 С. Стыковка экспертной системы.
4 D. Разработка прототипа экспертной системы.
5 Е. Оценка экспертной системы.
6 F. Поддержка экспертной системы.

Ответ: 1. А. 2. D. 3. В. 4. Е. 5. С. 6. F.

Преимущества заданий закрытого типа

  • Задания могут быть надежны, поскольку отсутствуют факторы, связанные с субъективными оценками, которые снижают надежность.
  • Оценивание заданий полностью объективно: между оценками различных проверяющих не может быть различий.
  • Не учитывается умение испытуемых хорошо формулировать ответы.
  • Задания этого типа легко обрабатываются, тестирование быстро проводится.
  • Простой алгоритм заполнения снижает количество случайных ошибок и описок.
  • Эти задания позволяют охватить большие области знания, что для тестов достижений особенно важно.
  • Возможна машинная обработка ответов.
  • Низкая вероятность угадывания правильных ответов.
  • Возможно получение точной оценки содержательности теста, что особенно важно для определения соответствия теста целям исследования .

Задания открытого типа

К ним относятся задания двух видов:

1) дополнения (задачи с ограничением на ответы). В этих заданиях испытуемые также самостоятельно давать ответы на вопросы, однако их возможности ограничены.

Ограничения обеспечивают объективность оценивания результата выполнения задания, а формулировка ответа должна дать возможность однозначного оценивания.

Инструкция для заданий дополнения: вместо многоточия впишите только одно слово (символ, знак и т.д.).

Пример задания дополнения.

Инструкция: Вместо многоточия впишите только одно слово.

Вопрос: Фирма, предоставляющая сетевые услуги – это...

Ответ: провайдер.

2) Свободного изложения или свободного конструирования. Они предполагают свободные ответы испытуемых по сути задания. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа.

Инструкция для заданий свободного изложения: закончите предложение (фразу), впишите вместо многоточия правильный ответ (словосочетание, фразу, предложение или несколько предложений).

Пример задания свободного изложения.

Инструкция: Закончите предложение.

Вопрос: Специальная программа, реализующая правила передачи информации между компьютерами – это... ...

Ответ: сетевой протокол.

Трудность в применении этого вида задач заключается в сложности с формализацией ответов, необходимость подготовки оценочных схем затрудняет стандартизацию, громоздкость процедуры и большие затраты времени на проведение.

Основная трудность при составлении заданий открытого типа – соблюдения основного требования к тестовым заданиям (наличия однозначного правильного ответа).

Положительными сторонами хорошо составленных заданий дополнения и свободного изложения являются:

1) невозможность угадать ответ;

2) краткость и однозначность ответов;

3) необходимость воспроизведения ответа по памяти;

4) отсутствие необходимости искать несколько вариантов ответа;

5) простота формулировки вопроса;

6) простота проверки .

Список используемой литературы

1. Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. – СПб.: ПРАЙМ ЕВРОЗНАК, 2003. – 416 с.

2. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: “Интеллект-центр”, 2001. – 296 с.

3. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для педагогических вузов и педагогических колледжей. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.

4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003. – 576 с.

Проверка знаний, умений, навыков учащихся на уровне узнавания.

Формирование мнения учащихся об объективности контроля и достижение большей объективности оценивания.

Увеличение числа учащихся, охваченных контролем. 1. Подготовительный этап. Педагог конструирует тест.

Для этой цели формулируются вопросы. Требования к вопросам изложены в разделе контроля знаний, умений учащихся.

Тест должен состоять из достаточного для проверки знаний, умений по теме количества вопросов. Задача учащегося выбрать из предложенных ответов правильный. Отметить правильный ответ можно разными способами:

1. Впиши букву правильного ответа. Учащиеся могут впереди номера вопроса писать букву правильного ответа. Такая форма теста удобна при проверке. Например:

а) знания, b) умения, с) отношения, d) навыки?

Учащийся читает вопрос и выбирает правильный ответ. Обозначение правильного ответа ставится перед номером вопроса. Например:

Что является психическим материалом обучения:

dl а) знания, Ь) умения, с) отношения, d) навыки?

Можно отмечать правильный ответ, обведя букву правильного ответа.

2. Обведи ответ «да», если ты согласен, или «нет», если ты несогласен с утверждением.

Пример: Биосфера это...

часть геологической оболочки Земли - да нет

часть биологической оболочки Земли - да нет

часть гидросферы Земли - да нет

часть оболочки Земли, населенная организмами - да нет

часть оболочки Земли, где невозможна жизнь - да нет

Правильный ответ: да, нет, нет, да, нет. Оценка: если все правильно, балл за ответ; если только один правильный ответ, то 0,5 балла.

3. Соотнеси написанное в столбцах 1 и 2. Поставь напротив букв номера правильных ответов.

Столбец 1 Столбец 2

A. Обломов 1. Пушкин А. С.

B. Руслан и Людмила 2. Гончаров И. А.

C. Мастер и Маргарита 3. Лесков Н. С.

D. Очарованный странник 4. Булгаков М. А.

Правильный ответ: Ответ

А 2 В 1 С 4 D 3

Если все ответы правильные, то оценка единица. Вес каждого ответа 0,25 балла. Если два правильных ответа то учащийся получает 0,56, за три правильных 0,756. Можно предлагать пять вопросов. Тогда вес каждого ответа будет 0,2 балла. Может быть и большее количество вопросов. Возможен и другой подход к оцениванию ответов. Если какой-то ответ неправильный, то выставляется ноль баллов. Если все ответы правильные, то выставляется один балл. Такой подход используется в тех случаях, если необходимо проверить взаимосвязи изучаемых явлений.



4. Найди лишний элемент и обведи кружком.

D. артерии

E. капилляр Правильный ответ:(с)

5. Расположи в правильной последовательности, проставив напротив цифр соответствующую букву.

1 А - старость

2 В - рождение

3 С - юность

4 D - детство

5 Е - зрелость

6 F - отрочество

Правильный ответ:

Можно использовать разные формы фиксации результатов теста. Для быстрого опроса класса можно использовать тест, в котором учащиеся под номером вопроса ставят код правильного ответа. Например, может быть предложено пять вопросов. Если все ответы правильные, то пять баллов. Если четыре правильных ответа, то четыре балла и т. д.

Положительным моментом использования таких форм тестов является возможность избежать субъективности оценивания со стороны преподавателя. Обработку теста может провести помощник педагога, но в итоге должны получиться объективные результаты. Положительным моментом также является быстрота заполнения и проверки теста. Слабой стороной таких тестов является ограничение учащихся в возможности проявить творчество. Ответы носят фрагментарный характер, нет целостного ответа.

Однако данные замечания не умаляют значимости тестов. Они могут применяться по всем предметам наряду с другими формами контроля.

3.37. Тест творческий

Проверка знаний, умений на уровне воспроизведения.

Выявление умений творчески строить ответ на поставленный вопрос.

Преподаватель готовит вопросы для проведения опроса. Вопросы имеют открытый характер, то есть ответы к ним не приводятся. Существуют разные формы вопросов в творческих тестах:

1. Впиши пропущенное слово. Учащемуся предлагается вписать только одно слово в указанном месте. Пропуск слова может быть в конце предложения.

Пример: Наука, занимающаяся изучением души человека называется... . (Учащийся должен вписать слово «психология».)

Слово может быть пропущено в середине предложения.

Пример: Наука... занимается изучением души человека.

В вопросе может быть пропущено несколько слов.

Пример: Сумма квадратов катетов прямоугольного треугольника равна.... (Нужно вписать: «квадрату гипотенузы».)

Если предполагается компьютерная обработка, то слова нужно вписывать в строго указанном месте.

2. Закончи предложения. В данном случае количество слов не ограничивается.

Пример. Психологией называет... . Ожидаемый ответ: наука, изучающая душу. Этот тип вопросов сложнее предыдущих.

3. Ответь на вопрос: «Что изучает биология?». Ученик должен дать полный ответ на вопрос.

Положительными моментами творческих тестов являются свобода в проявлении творчества, возможность у учителя проверить умения анализа, синтеза, обобщения учеников.

В отличие от тестов с приведенными ответами творческие тесты измеряют знания и умения на уровне воспроизведения, а не узнавания. Таким образом, они более сложны для учащихся и являются более глубокой проверкой. Поэтому значимость данных вопросов выше, чем у закрытых вопросов.

Обобщая преимущество тестов можно отметить, что они позволяют проверить более глубоко понимание материала, чем другие формы. Во время устных или письменных ответов учащийся может заучить материал и воспроизвести его без достаточного понимания, показав объем заученного. Тесты позволяют увеличить точность измерения понимания материала.

Тест с обратной связью

Быстрый замер уровня усвоения информации учащимися.

Активизация обучающей функции при контроле знаний учащихся по пройденному материалу.

Предоставление учащимся быстрой обратной связи о правильности выполненных заданий.

1. Педагог сообщает тему, по которой будет проводиться контроль, количество вопросов, время на ответ, условия проведения опроса (чем можно пользоваться во время выполнения теста).

2. Педагог предоставляет возможность задать вопрос и выяснить непонятные моменты по процедуре.

3. Педагог предъявляет вопрос: устно, письменно на доске, через кодоскоп, диапроектор, путем предъявления определенных объектов.

4. Ученики уточняют вопрос, если им что-либо непонятно.

5. Ученики отвечают письменно.

6. После ответа ученики ставят степень уверенности. Таким образом, предъявляется пять, десять, пятнадцать и т. д. вопросов, то есть пятикратное количество. Если ответа у учащегося нет, то он ставит прочерк напротив номера вопроса, на который он не знает ответ.

7. Предъявляются эталоны ответов - устно преподавателем, по желанию кем-то из учеников. Эталон может предъявляться и письменно. Ученики сравнивают свой ответ с эталоном и оценивают его от 0 до 1. Эталоны предъявляются по всем вопросам.

Эталоны желательно предъявлять после ответа учащихся на последний вопрос. Это позволит учителю проследить всеми ли учащимися проставлена степень уверенности после последней буквы последнего слова. Если ответа нет, то напротив номера вопроса должен быть прочерк. Это делается с той целью, чтобы избежать списывания учащихся. Если после ответа не будет степени уверенности или прочерка, то после предъявления эталона учащиеся могут дописать ответ, если он у них был неправильный. 8. Учащиеся подсчитывают свою отметку. Суммируя баллы по каждому вопросу, учащиеся в результате получают какую-то сумму. Если всего было пять вопросов, то сумма баллов превращается в отметку. Если было десять вопросов, то сумму баллов необходимо разделить на два, в результате чего получится отметка. Если вопросов было пятнадцать, то сумма делится на три. 9. Педагог на доске пишет цифру 5 и просит поднять руки тех учащихся, которые получили пятерки. Подсчитывается количество пятерок и сумма фиксируется на доске. Затем просят поднять руки учащихся, у которых в сумме получилась четверка. На доске фиксируется их количество. Таким же образом можно поступить и с тройкой.

Это делается для того, чтобы каждый учащийся видел свое место в классе.

При округлении баллов желательно исходить из следующего правила: 4,5 балла округляется в сторону увеличения, то есть пяти баллов. От 3,5 до 4,4 округляется до 4 баллов. От 2,5 до 3,4 округляется до 3 баллов.

Данный вид опроса позволяет разгрузить преподавателя от рутинной работы по проверке тетрадей, предоставляет возможность учащимся быстро узнать свои результаты. Учащимся нравится оценивать себя, в данной ситуации претензии на необъективность контроля предъявлять не к кому. Обвинения учащихся в необъективности оценивания педагогов снимаются.

Этот вид опроса позволяет реализовать принцип 100-процентной обратной связи в классах с любой наполняемостью.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!