Что вы знаете о теории. Теория трех штилей

Картина русской природы. Поздняя осень. Уже успел выпасть снег, но листья еще не пожухли, и лирический герой — рас­сказчик, едет в поезде. Его попутчики — генерал с сыном Ваней. Ребенок спрашивает, кто построил эту железную дорогу. Отец отвечает, что дорога построена графом Клейнмихелем. Рассказ­чик, обращаясь к Ване, говорит о том, что истинными строите­лями пути были простые люди. Условия труда были невыноси­мыми, но народ шел на эти работы, сгоняемый царем по имени Голод:

Он-то согнал сюда массы народные.

Многие — в страшной борьбе,

К жизни воззвав эти дебри бесплодные,

Гроб обрели здесь себе.

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то все косточки русские…

Слушая рассказ, Ваня засыпает и видит во сне толпу мертве­цов, строителей железной дороги, которые поют страшную пес­ню о страданиях, невзгодах и лишениях. Они поют о том, что в невыносимую жару и в лютый холод трудились они, не разгиба­ясь. Жили в землянках, боролись с холодом, голодом, дождем, их обирали десятники, секло начальство. Среди толпы мертвецов выделяется высокорослый больной белорус. Как тысячи других, механически долбит он землю лопатой. Весь в язвах, с распухши­ми ногами, согнутой спиной добывает он свой хлеб. Рассказчик призывает мальчика приглядеться к этому живому воплощению.

страдания. «Благослови же работу народную и научись мужика уважать». Он говорит о том, что русский народ уже достаточно вынес, но это не значит, что силы его иссякли. Он многое еще способен перенести, он «и широкую, ясную грудью дорогу проло­жит себе». Но вот только жить в эту пору прекрасную не придет­ся ни лирическому герою, ни даже маленькому Ване.

В этот момент от оглушительного свистка паровоза Ваня про­сыпается. Оказывается, что толпы мертвецов ему только снились, и он откровенно рассказывает об этом отцу-генералу. Генерал толь­ко смеется в ответ. Он говорит, что простые мужики — варвары и беспросветные пьяницы, и просит рассказать о «светлой сторо­не» народной жизни.

К окончанию строительства железной дороги на место работ приезжает лабазник. Он великодушно прощает рабочим все их долги, которые накопились за те дни, когда они болели. Мужи­ки и этому рады, их не удивляет, что после работы они оста­лись еще и должны. В дар рабочим выставляется бочка вина. Бочку с криком «ура» катят по дороге. Лирический герой задает генералу вопрос: «Кажется, трудно отрадней картину нарисо­вать, генерал. »

Глоссарий:

  • некрасов железная дорога краткое содержание
  • краткое содержание железная дорога
  • железная дорога краткое содержание
  • краткое содержание железная дорога некрасов
  • краткое содержание некрасов железная дорога

Другие работы по этой теме:

  • Анализ стихотворения «Железная дорога» Некрасов «Железная дорога» (1864). В стихотворении изображаются «народные массы», которые голод согнал на строительство доро­ги, но здесь каторжный труд и нечеловеческие условия сущест­вования, грабеж со стороны.
  • Некрасов, Анализ произведения Железная дорога, План Анализ произведения Стихотворение «Железная дорога» было написано в 1864 году, через три года после отмены крепостного права. Однако невольно возникает вопрос — многое ли изменилось.
  • Анализ стихотворения Некрасова «Железная дорога» Во второй половине XIX века в России усилился рост ка­питалистического производства. Это одновременно сопровож­далось порабощением простого народа. Стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога» наглядно и.
  • Сочинение: Идея и образы стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога» Вопрос экзаменационного билета (билет № 20, вопрос 2) Идея и образы стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога» Одной из важнейших тем творчества Николая Алексееви­ча Некрасова.
  • Анализ стихотворения «Железная дорога» Некрасова Н. А Картина народной жизни представлена в стихотворении «Железная дорога». Этому стихотворению предпослан не вполне обычный эпиграф: не литературная цитата, не народная пословица, а вопрос какого-то мальчика.
  • Краткое содержание: Школьник (Некрасов) Школьник - Ну, пошел же, ради бога! Небо, ельник и песок - Невеселая дорога… Эй! садись ко мне, дружок! Так проезжающий приглашает школьника подвезти его.
  • Краткое содержание: Пороша (Есенин) Пороша Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу… На лугу расшумелись серые вороны. Вдалеке дремлет заколдованный лес, усыплённый сказ­кой сна. Белой косынкой подвязалась сосна.
  • Краткое содержание: На Волге (Некрасов) На Волге Повествование в стихотворении ведется от первого лица. Лирический герой рассказывает о себе. Он рос в глуши, но у берегов большой ре­ки. Здесь кричали.
  • Чехов, Краткое содержание Лошадиная фамилия У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Сколь­ко ни лечили генерала разными народными средствами все до­машние, ничто не могло унять разбушевавшейся зубной боли. Приезжал даже доктор.
  • Чехов, Краткое содержание Пересолил Краткое содержание Краткое содержание Землемер Глеб Гаврилович Смирнов приехал на станцию Гни­лушки. Он был вызван в усадьбу генерала Хохотова для межева­ния. До места назначения Смирнову оставалось около.

    Свежие записи

    Копирование материалов сайта на сторонние ресурсы без указания активной ссылки запрещено!

  • “Железная дорога” – это стихотворение Н. А. Некрасова. Оно было написано в 1864 году и стало воплощением размышлений поэта о тяжелой участи русского народа, несправедливости и тех условиях, в которых оказывались люди, строившие железные дороги. Вы можете ознакомиться с кратким анализом “Железной дороги” по плану. Этот разбор можно использовать при изучении произведения на уроке литературы в 6 классе.

    Краткий анализ

    История создания - стихотворение появилось в 1864 году и стало одним из произведений Некрасова, посвященным народу, повествующим о его нелегкой жизни.

    Тема - стихотворение о страданиях людей при строительстве железных дорог в России 19 века, безрассудстве чиновничества, жестокой эксплуатации народа.

    Композиция – линейная, стихотворение состоит из четырех частей: первая – описание природы, а следующие – живое описание страшных картин, которые имели место быть при сооружении железной дороги.

    Жанр - гражданская лирика.

    Стихотворный размер - стихотворение написано дактилем, используется точная и неточная, женская и мужская рифма, перекрестный способ рифмовки АВАВ.

    Эпитеты Здоровый, ядреный в оздух “, “славная осень”.

    Сравнения - “Лед… словно как тающий сахар лежит” , “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно” , “Листья… желты и свежи лежат, как ковер” , “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь” .

    Гиперболы “Труд этот, Ваня, был страшно громаден” .

    Метонимия “А по бокам-то всё косточки русские” .

    Олицетворение “Свисток оглушительный взвизгнул” .

    История создания

    Стихотворение “Железная дорога” было написано в 1864 году. История создания этого произведения связана со строительством в Российской Империи железных дорог. Крестьяне, трудившиеся на путях, находились в тяжелых условиях, голодали, болели. Об их жизнях не думали и не заботились, единственной целью было скорое завершение работы. Поэту, переживавшему за простых людей, стремящемуся отразить действительность такой, какая она есть, было больно и обидно видеть это. Его переживания воплотились в изучаемом стихотворении.

    Тема

    Главная мысль, которую во многих своих произведениях Некрасов пытался донести до широкой публики, это тяжелое положение простого народа в России. Тема жизни крестьян и рабочих, невыносимые условия их труда и жизни при строительстве путей сообщения ярко отразилась в стихотворении “Железная дорога”. Также здесь красной нитью проходит осуждение поэтом тех людей, которые стояли во главе этих работ. Они не заботились о том, чтобы облегчить труд людей и сохранить их жизни, а использовали их лишь в качестве средства достижения своих задач.

    Композиция

    Стихотворение состоит из четырех выделенных частей. Все они взаимосвязаны и представляют собой соединение нескольких образов людей, сидящих в вагоне поезда: лирического героя, генерала и его сына Вани.

    Описание полностью построено на антитезе: в первой части мы видим осенние пейзажи, тонкий лед на речке, лес, желтые листья, лунный свет. Автор говорит, что “нет безобразья в природе” . Далее нам представляются совсем другие картины: это и голод, и смерть, и жуткие условия труда людей. Там “стоит, изможден лихорадкою… больной белорус: губы бескровные, веки упавшие, язвы на тощих руках…” . Тут же мы видим и руководителей работы: “в синем кафтане… толстый, присадистый… подрядчик”.

    Жанр

    Жанр стиха определяется темой, которой он посвящен – это гражданская лирика. Подтверждение этому – отражение реальной действительности, ни в чем не приукрашенной. Поэт переживает за русский народ, людей, вынужденных работать в немыслимо тяжелых условиях, осуждает руководство, стремящееся добиваться своих целей любой ценой.

    Стихотворение написано трехсложным размером – дактилем. Используются различные виды рифмы: точная (постели – успели, ночи – кочи), неточная (простор – ковер, одному – ему), мужская (людей – ткачей), женская (громаден – беспощаден), способ рифмовки – перекрестный.

    Средства выразительности

    В стихотворении “Железная дорога” были использованы различные художественные средства. Среди них часто встречаются сравнения : “Лед… словно как тающий сахар лежит” , “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно” , “Листья… желты и свежи лежат, как ковер” , “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь” .

    Кроме того, можно наблюдать и другие средства, к примеру, метонимию : “А по бокам-то всё косточки русские” , олицетворение : “Свисток оглушительный взвизгнул” .

    Обилие средств выразительности помогает воссоздать яркую, живую картину тогдашней действительности, которая предстает перед нами при прочтении стихотворения.

    Под теорией трех сердец подразумевается умозаключение, утверждающее, что каждому человеку свойственно проживать три периода в жизни - и на каждый отводится сердце. Каждый из периодов равен примерно 15 годам.

    Особенности теории о 3 сердцах

    Самое активное и наиболее энергоемкое и сильное человек получает в период детства. Именно потому малыши так стремительно развиваются, постоянно энергичны и способны быстро познавать окружающий их мир.

    Когда ребенок достигает пубертатного периода, детское сердце постепенно отмирает, и его место занимает новое, которое и будет отвечать за своевременное созревание подростка. За время функционирования второго сердца человек должен полностью оформиться, не только в физическом, но и эмоциональном плане, а также сформироваться как полноценная личность.

    Как правило, за время действия второго сердца человек успевает подыскать себе пару и обзавестись собственным семейством. К моменту, когда человеку исполняется 25 - 30 лет второе сердце тоже отмирает и его место занимает третье и последнее сердце.

    Теория трех сердец

    Последнее сердце ответственно за воспитание потомства, так как детям необходимо помочь вырасти и окрепнуть, после, дети уже будут расходовать собственные силы, практически не нуждаясь в родителях. Для такой цели тоже отведено 15 лет, а четвертого сердца природой уже не дано. Таким образом, теория утверждает, что основная роль, которую должен сыграть каждый человек - стать родителем, и воспитать жизнеспособных и сильных детей.

    Исходя из простых математических расчетов, можно сделать простейший вывод: природой устроено так, что к 40 - 45 годам человек должен выполнить главную жизненную программу и смириться с неизбежным угасанием. Многие не понимают, что их ресурсы практически исчерпаны и пора уступать дорогу подрастающему поколению, так как дополнительных сердец уже не предусмотрено. Очередной возрастной кризис, увы, не завершится новым приливом энергии, так что остается только обрести мудрость и постараться получать наслаждение от жизни, а не пытаться конкурировать с молодежью. Такова цикличность природы, и старости никому не избежать.

    Многие женщины, не желая мириться с собственным возрастом, используют всевозможные косметические средства, массажи, прибегают к пластической хирургии, однако такими мерами невозможно обмануть природу, да и окружающих тоже. Можно сохранить стройность фигуры, но свежесть кожи, и возможности тела, свойственные молодости, а тем более получить еще одно сердце не получится.

    Мужчины, в погоне за острыми ощущениями стараются обзавестись юными подругами, но такие меры омоложения тоже безрезультатны, потому человеку остается просто смириться с неизбежностью, и достойно прожить отведенную жизнь, не гоняясь за новым сердцем, ведь добыть его все равно не удастся.

    Теория «трёх штилей» К созданию теории «трёх штилей» Ломоносов пришёл от практической потребности уяснить, каким же теперь, после стольких изменений в обществе, должен быть литературный язык. До Ломоносова приняты были в литературе формы церковно- славянской речи, и писатель подбирал особенные, книжностаринные слова, склонял и спрягал эти слова на церковнославянский манер. - «Прочтоша, написаша», «Беззаконновахом, неправдовахом». Вместо «ещё, тотчас» писали «паки, аще, абие». Письменная речь была переполнена славянизмами: «иже», «якоже», «понеже»... Употреблять «простой» язык в книжном сочинении считалось невежеством и необразованностью. Ломоносов отделил, разграничил русский язык от церковно- славянского. Составил первую грамматику русского языка. Народный русский язык получил достойную честь и самостоятельность. Но преобразователь всё же советует поэтам учиться красотам и важности церковных книг. Сочинение М. В. Ломоносова «О пользе книг церковных в российском языке» включило в себя разработанную учёным теорию «трёх штилей».

    Ода - торжественное стихотворение, посвящённое какому- то событию или герою.

    Поэма - один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.

    Трагедия - вид драмы, противоположный комедии, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно заканчивающуюся гибелью героя.

    Драма - произведение, предназначенное для постановки на сцене.

    Сатира - беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.

    Эклога - стихотворное повествование или диалог, изображающий бытовые сельские сценки. Элегия - стихотворение грустного содержания.

    Эпиграмма - короткое сатирическое стихотворение, зло высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

    Чтобы определить принадлежность произведения к одному из «штилей», надо уметь различать церковнославянские и русские слова, определять жанр произведения. Попробуем определить «штиль» уже известных нам произведений М. В. Ломоносова. Надпись «К статуе Петра Первого» - «высокий штиль». «Случились вместе два астронома в пиру...» - «низкий штиль».



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!