Как найти в себе точку опоры. Внутренние точки опоры

Эмоциональные опоры – сложная и тонкая материя. Не имея их, мы склонны прилипать и сливаться со всеми, кто нам симпатичен. Например, большинству понятно, что материально опираться необходимо все-таки на себя или хотя бы стремиться к этому, правда же? Но почему-то эмоциональная сфера многими воспринимается как то, что необходимо с кем-то непрерывно разделять.

Что делает девушка, не чувствующая ни своих границ, ни своих опор, в отношениях с мужчиной? Она , с которым ее связывает, например, приятное обстоятельство или ситуация, раскручивает до масштабов влюбленности (в своей голове), а дальше тянет внимание из жертвы, ни о чем не подозревающей. Девушке хочется разделять все, что она видит вокруг своей оси, с новым приятелем, ей хочется оповещать его о радостях и печалях, она требует поддержки и понимания, и между строк ясно, что ей не хватает принятия себя, она ищет помощи у окружающих, даже не задумываясь, что они не несут за это ответственность.

В подобной эйфории легко потерять ориентиры и перейти грань. Так часто новая, едва зародившаяся симпатия исчезает на корню, потому что вам никто ничего не должен и ваш «богатый внутренний мир» еще никому не стал интересен. Интересен он бывает тем, кто вас любит, – самым близким, все остальные довольствуются своими мирами и поначалу держатся обособленно, что нормально.

Чем отличаются внутренние опоры от внешних? Внешние относятся к работе, вашим увлечениям и окружению. Но как бы прекрасны они ни были, их нельзя считать последней инстанцией или спасательным кругом. Друзья имеют право не давать нам того, в чем мы нуждаемся, поэтому в сложных обстоятельствах так важно уметь ориентироваться на себя, чтобы потом не разочаровываться в отсутствии реакции других.

Что представляют из себя эти внутренние опоры? По большому счету это ваши ценности и ориентиры по жизни. Если вы хорошо себе их представляете, имеете перед собой обязательства, ориентируетесь на свои представления о нравственности, то это и есть система, которая всегда поможет выстоять в самых противоречивых случаях и будет питать энергией. Опора на себя – чудодейственный источник для самооценки. Так вы меньше зависите от настроения и обещаний других, больше следуя собственным предписаниям. Вы слышите собственный внутренний голос, а не пытаетесь отгадывать мысли других. Но не стоит и перегибать: опора на себя не предполагает тотального отказа от помощи. Она про то, что вы не ждете, что кто-то будет вас опекать или решать текущие проблемы. В первую очередь вы займетесь ими сами, а если ресурсов окажется уже недостаточно, попробуете обратиться к близким.

Что мешает распознать свои внутренние опоры? Конечно, инфантилизм в первую очередь! Это такое разрешение себе не вырастать, быть маленькой девочкой, неспособной управлять собственной волей. Инфантильные девушки всегда страдают и легко делятся с окружающими своими священными проблемами. Они нескромно заявляют об этом как о каком-то своем таланте – страдать и мучиться. Все вокруг черствые и молчаливые, а они – люди с тонкой душевной организацией, которую все так и норовят задеть. Вместо того чтобы остановить процесс растворения в собственной слабости, инфантильные барышни залипают и концентрируются на ней. Это замкнутый круг, выйти из которого можно только усилиями и действиями. То есть не купаться в этих переживаниях вместе со всеми подругами, а просто выйти из той темы и уйти в другую. В любимое занятие, в работу, в нормальную, полезную дружбу.

Слабая личность всегда сливается с окружающими, потому что при первой же проблеме она не способна опереться на себя, а способна лишь тревожиться и кричать миру о своей беде. Поэтому опоры – это еще и про силу духа и характера. Самое интересное, что идея «стать собой» на самом деле является тем же самым, что и «стать сильной личностью». Поэтому не ищите себя в бесконечных советах и мотивирующих книжках, лучше ищите опоры и внутренний стержень – это и есть вы.

Еще один вопрос, помогающий почувствовать реальную опору: «Что я должен?» Он несет в себе невидимый терапевтический эффект и остужает пыл. Почему-то в современном обществе стало принято заявлять: «Я никому ничего не должен», но корни этого убеждения лежат в манипуляциях другими людьми. Мы живем не в изолированном мире, и очень важно понимать то, что мы по-настоящему должны – обществу, семье, близким друзьям. Важно уважать и принимать свою причастность к окружающим и искать баланс между своими и чужими ценностями. Человек, отрицающий свой долг, не будет счастлив, он будет изолирован не только от внешних, но и от внутренних опор. Вы же помните, что последние формируются благодаря полезной деятельности и умению брать на себя ответственность? Ну и, конечно, подумайте над тем, без чего вы действительно не можете обойтись.

Эта необходимость часто не осознается. Например, вам кажется, что вам необходима свобода, но, столкнувшись с ней, вы чувствуете панику, а значит, неготовность взять ответственность за эту свободу. Подумайте об этом: практически любой наш выбор будет прекрасным тогда, когда мы понимаем, что нам он действительно нужен и мы способны согласовать внутри себя все возникающие противоречия. И главное, что стоит еще сказать: не обвиняйте родителей в отсутствии ваших внутренних опор и наличии зависимостей от других. Только мы сами в силах воспитать себя и опираться на истинную силу духа, а не на свое эго. И эти силы есть у каждого!

Как же они выглядят, эти самые точки опоры? Они могут выглядеть по-разному: это может быть квартира, работа, человек, животное, еда, алкоголь и многое другое.

Работа

К примеру, возьмем работу. Для одних людей работа это просто место, где он зарабатывает деньги, и не более того. Человек не придает работе какого-то серьёзного значения, просто ходит на работу и всё. Если же случится так, что ему придётся уйти с данной работы, он особо не расстроится. В нашем мире достаточно других мест, где можно заработать денег, в данном случае работу не стоит считать точкой психологической опоры. Работу можно считать точкой опоры только в том случае, если человек произвёл её слияние с собственной жизнью, судьбой. Иначе говоря, для такого человека работа является жизнью или как минимум одной из самых важных её составляющих.

Очень ярким примером могут служить люди, основную часть жизни прожившие в СССР. В те времена считалось большим достоинством проработать на одном предприятии всю жизнь , и причём проработать с душой, отдавая всего себя работе, такой образ отношения всячески поощрялся и поэтому нет ничего удивительного в том, что для многих людей работа стала их жизнью. Поэтому вполне резонно поставить знак равенства между работой и смыслом жизни. Человек, пропитанный таким отношением, при увольнении по каким-то причинам теряет смысл жизни и уходит в глубокую депрессию или запой. Некоторые люди находят в себе силы встать на ноги и продолжить свой путь по жизни, а другие угасают на всю оставшуюся жизнь и живут только воспоминаниями о той «счастливой» жизни.

Другой вариант, уже более современный — Бизнесмен, открывший своё дело, горячо любящий его, отдающий себя этому делу целиком и полностью, без остатка. А если ещё какое-то время у него дела шли хорошо, и он получал кроме денег еще и собственное удовлетворение, а так же уважение окружающих, то что будет, если выбить у него эту точку опоры, (забрать или разрушить его бизнес) что произойдёт с человеком? Он с лёгкостью может потерять интерес к жизни на несколько лет, а то и на всю жизнь. Но люди бывают с разной волей и отношением к жизни, кому-то может хватит недели для переживаний, а потом он встанет и начнет что-то другое. Точку опоры можно назвать и другими словами, очень подходит слово важность, чего-то или кого-то.

Человек как точка опоры

Человек тоже мот быть точкой опоры, к примеру, сын для родителей, муж для жены и наоборот, в общем любой дорогой и близкий человек может стать для кого-то точкой опоры. Как узнать является ли для вас близкий человек точкой опоры или нет? Очень просто, если вы больше живёте жизнью этого человека, а не своей, этот человек-точка опоры, если потеря этого человека или долгая разлука для вас катастрофа - это снова точка опоры. На первый взгляд, что же такого страшного в том, что родители переживают за своего сына или жена за мужа? Это же хорошо, скажете вы. Да, это неплохо, но для всего есть своя мера. Нельзя доводить до фанатизма. Если сын не может спокойно чихнуть и не получить тут же горсть таблеток, или одеться так как ему нравится, за ним постоянно наблюдают из чувства чрезмерной любви, то от такой любви и заботы иногда хочется в лес убежать и спрятаться в землянке, чтобы никого не видеть и не слышать. В данном случае как минимум два человека не живут своей жизнью, тот, о ком заботятся и тот, кто заботится.

В таких случаях всегда хочется спросить у тех, кто чрезмерно опекает кого-то - вам что, делать больше нечего, как опекать, и, прямо скажем, следить за близким человеком? Почему вы считаете, что ваша голова лучше знает чего хочет человек, ведь у него своё мировоззрение, свои хотелки . Почему вы считаете, что человек, которого вы считаете родным, близким, должен жить в тюрьме ваших хотелок и убеждений? Живите своей жизнью, и дайте жить своей другим.

Для людей, которые чрезмерно опекают кого-то из своих близких, собственная жизнь и судьба пустое место , она для них неважна и не нужна, раз они ей так разбрасываются. Если у такого человека забрать опекаемого им человека, причём навсегда, (это необязательно будет смерть, человек может просто сказать «хватит меня опекать, отстань» и больше не позволит лезть в свою жизнь, другими словами заберёт у человека точку опоры, и что? Что будет с тем, кого лишили самого важного в жизни - объекта его заботы, интересов, смысла? Любой, потерявший точку опоры, на какое-то время становится психологическим инвалидом и становится бесполезен, я бы даже сказал обузой, как для себя самого, так и для окружающих. Точки опоры – это самое важное в жизни человека, на них опирается его сознание, они дают человеку иллюзию нужности и важности самой его жизни. Без них человек не видит смысла жизни, без точек опоры человек не живёт, а доживает свою жизнь.

На первый взгляд они нужны, даже необходимы для человека, но они же и становятся в определённый момент его психологическим адом, и так всегда, все точки опоры рано или поздно станут адом. Точка опоры - это искусственно созданная разумом для самого себя иллюзия важности какого-то объекта, человека или события . Чаще всего чья-то точка опоры для остальных пустое место, ничего не значащая игра воображения.

Так же точку опоры можно назвать идолом для поклонения, сознание само создало идола, обожествило его и само же поклоняется и молится на него. Обычно у человека несколько точек опоры, но не много, а бывает так, что и совсем одна, чаще, чем меньше точек опоры, тем больше их важность для человека и тем губительнее последствия при её утрате.

На самом деле точка опоры - это ограниченность сознания, упёртость в один угол и не видение всего остального мира. Правильное понимание этого вопроса открывает человеку равнозначность всего его окружающего мира, устраняет ограниченность восприятия. Другими словами, человек получает в подарок не одну-две игрушки, а целый мир, наполненный радостью и счастьем, и если из этого безграничного пространства что-то исчезнет, то это не принесёт боли и страданий. Человек, живущий на берегу моря, не замечает исчезновения одной гальки с побережья, ведь у него их целый берег. Но с другой стороны, если он создаст себе точки опоры (выберет с побережья несколько камушков и влюбится в них), тогда пропажа одной из них будет трагедией.

Любить близких — нужно и очень важно, но не превращайте это в фанатизм

Любовь должна быть подарком!

Первая, и самая важная точка опоры должна быть у каждого человека на себе самом, но так же без фанатизма и идеализации. То есть, мы все должны понимать что в жизни у нас есть только мы сами, от начала жизни и до конца, до самого последнего момента, всё остальное нам даётся в жизни на время, и близкие люди в том числе, не говоря уже о работе, машине, квартире и прочих общепринятых ценностях, поэтому не стоит возлагать на них важность всей жизни.

Человек осознавший свою ценность, важность и значимость для самого себя, уже не будет навязываться другим с претензиями, что его не любят, уделяют мало внимания и какими то иными способами не тешат его эго. Всё, ему это уже ненужно, он стал духовно взрослым и понял, что если он сам не заполнит свою внутреннюю пустоту, не один человек на свете не сможет сделать это за него. Он становится свободным и счастливым по максимуму, данным его судьбой.

Спонсор статьи – сайт ирригаторов http://irrigator-store.ru/ . Здесь представлены лучшие ирригаторы полости рта ведущих производителей в мире (АНД, Омрон, Орал Би и т.д.). При выборе прибора не забудьте проконсультироваться с менеджером магазина.

Я не могу найти в жизни дело которым мог бы заниматься с удовольствием. Мне 23 года я еще ни разу в жизни не работал. Мне очень тяжело сходиться с людьми и часто приходиться терпеть от них унижения. У меня социофобия с детства. И со временем мне пришлось с ней смириться. Сейчас мне плевать на отсутствие друзей, любимого человека. Но яне выношу критику и не могу работать в коллетиве. В добавок к социофобии мне мешает моя «клиническая необучаемость» Я ничего не умею делать. В институте я смог проучиться только 2 курса. 3 курс пытался взять 3 раза! Но эти 5 лет мне пришлось учиться в поте лица без выходных, приходилось не спать по несколько суток подряд. В короткий период времени я выучивал все безупречно(учился я кстати на 4 и 5, хотя местами были 3ки) и учиться мне очень нравилось, но это не имело смысла ибо через несколько дней все это забывалось напрочь. на 3м курсе я 5 раз зубрил одну и ту же методичку как в первый раз, и сейчас я не вспомню о чем в ней говориться. Когда я пошел учиться на вождение, оказалось что и тут те же проблемы. На каждом занятии приходилось заново обучаться уже выученным в прошлый раз навыкам (трогаться, заезд в гараж и т.п.) Та же ситуация была в любом деле, где необходимо соблюдать инструкции. Стоит заметить, что я прочитал немало литературы по памяти, и тренировал ее всеми возможными способами (выучил к примеру половину Фауста Гете) К ручному труду у меня никогда не было способностей, а в других видах работы необходима коммуникабельность. Сейчас я вообще боюсь начинать какую либо работу, т.к. уже не верю в успех. Мне кажется у любого человека есть что-то, за что его уважают, и что он сам в себе ценит больше всего, а не могу найти этого в себе…

Как с этим справиться и как найти себя?

Mariya, спасибо за ответ, хотя уже мой вопрос давнешний. Кто только не говорил мне, про то что учеба не важна. Но для меня она помоему единственный выход (правда сейчас приходиться все таки искать альтернативы) Обычные люди меня не понимают - в детстве меня часто били да и не только в детстве (часто попадал в травматологию, ломал челюсть, один раз разбили голову арматурой, но почему то врачи не ставили мне сотрясение мозга ни разу!). К тому же я с детства страдаю постоянными сильными головными болями (врачи так и не определили причины и это не связано с травмой поскольку симптомы были и раньше) а физ.труд это только усугубляет. Я о себе и раньше не был хорошего мнения но после отчисления из института умерла последняя надежда. Если бы я был из семьи рабочих я бы давно уже смирился, но у моих родителей красные дипломы, по несколько высших образований, работают в руководящей области. Стыдно не перед родителями а перед их друзьями… И еще я к окончанию школу почти преодолел свою социофобию у меня была девушка, «друзья» но я всем этим пожертвовал что бы удачно закончить институт, в результате потерял все...

Сначала лирика. Эпиграф из Галчинского: "Быть у сердца люблю твоего. Близко. Рядом. А за окнами – снег. И вороны под снегопадом..."

В 19 лет у меня была большая любовь. Время от времени я звонила и просила приехать срочно меня спасти.

– Приеду завтра, – говорила большая любовь.

– Завтра? Мне плохо сегодня.

– Сегодня сама. Тебя каждый день можно спасать.

Так и было – я легко погружалась в отчаяние и быстро, камнем вниз, достигала дна. Такое у меня было устройство. Пришлось учиться спасать себя самостоятельно. Познакомиться с формулировкой "Я сама для себя надежна" и вписать, вколотить ее в подсознание. (Про способы потом.) Это помогло. Я представляю ее в виде прочного, из оборонного сплава, гибкого стержня – буквы вязью вдоль позвоночника: "Я сама для себя надежна".

Но иногда, все реже, – накатывает. Стержень слабеет, вязь распускается, силы вытекают и будто собираются под кроватью, как ртуть. И здрасьте, "лежу в такой огромной луже"... И не могу встать. Однажды в этом состоянии купила новую синтепоновую подушку, мне казалось, старая перьевая набита моими черными мыслями. И уже не просохнет.

В очередной кризис, когда было "все плохо", психолог дала мне задание. Не просила, не советовала, а именно велела сделать вот что: записать на листе А4, что в жизни мне нравится. Что радует. Не большое-пребольшое, как мир во всем мире и всеобщая гармония, а то, что рядом, всегда под рукой, мелочи, ерунда всякая.

Надо было взять любимую ручку, которую приятно осязать в руке и чтобы она оставляла на бумаге мягкий, непрерывный, бархатный след, отступить поля сверху, справа и слева, и вспомнить хоть что-нибудь. Мне было трудно дышать, не хотелось ни есть, ни пить, вообще ничего. Но так как я обратилась за помощью к психологу и была у него в кабинете, пришлось подумать и написать: я люблю...

Свой завтрак,

Свою армянскую латунную турку ("ей 20 лет", зачем-то добавила я),

Запах молотого кофе,

Когда воробей прилетает на окно клевать крошки (или синичка),

Смотреть на ворону, которая сидит под снегом на дереве: хлопья падают, а она даже не вертит головой (и не улетает).

Прием закончился, я понесла листок домой, а вечером достала его, помятый, из сумки и дописала, что еще люблю...

Целовать детей в лоб, под челкой (мама говорит, там "пахнет перышками"),

Ложиться на правый бок с книжкой,

Писать друзьям: "Ну как там?",

Свои духи Chanel Chance (и Chanel Allure, вечером),

Свои серебряные кольца, особенно одно – с кораллом,

Когда на работу звонит Гас, решительно говорит: "Мам..." – и делает паузу,

Когда Ася спрашивает: "Знаешь что?" – и на ходу придумывает, что рассказывать.

Перед сном, когда уже выключен свет и обычно думается о всякой бытовой фигне (за что не плачено: свет, вода, счетчики, и что гречку надо купить) или о вечном (вдруг меня похоронят живую, а я проснусь), я лежала и разбиралась с обрушившимся на меня потоком мыслей про разные милые штуки. Помню, встала, пошла босиком к столу, включила настольную лампу и записала: я люблю...

Сидеть в греческом зале Пушкинского музея – там все пропорционально, бело, гармонично и потолок стеклянный,

Профитроли с лимонным кремом на Гоголевском,


...когда целуют между лопатками ("и, уходя, губами сладкими, две родинки поцеловать между лопатками"),

Сесть на пол, вытряхнуть из конвертов "Унибром" бумажные черно-белые фотографии, где родители моложе меня сейчас, и у них там своя жизнь еще до меня, и долго фотографии перебирать и разглядывать,

Когда ничего не надо говорить и все понятно,

Цвет мрамора на станции "Сретенский бульвар" (он не коричневый и не розовый, он – нежный. и его видно прямо из вагона).

Утром мне было легче дышать. Я работала, писала, а под клавиатурой у меня лежали два новых листка с перечнем. Я люблю...

Нырнуть и слушать, что там под водой,

Когда на скалы наползает туман или облако (раньше я видела это из окна),

Пионы (они пахнут каникулами) и хризантемы (они напоминают, что и осенью может быть счастье).

Спустя четыре дня мне захотелось куда-то сходить, чего не случалось уже давно, захотелось выйти в люди, потолкаться, послушать шум толпы. По дороге к метро я смотрела по сторонам и даже в небо, и принюхивалась к запаху шаурмы и тандыра в узбекской пекарне.

Список занимал несколько листов, пополнялся уже не так активно, но то, что он у меня был, лежал под салфеточкой, странно успокаивало. Как секретик с разноцветными стеклышками: всегда можно прибежать, отдышаться, раскопать и любоваться.

Конечно, потом оказалось, что это все техника, прием, правополушарная психология. Что, подталкивая мозг к поиску удовольствий в своей жизни, мы превращаем его в антенну, улавливающую хорошее. Мозг начинает сканировать действительность и находить в ней поводы для радости. И когда их количество растет, переваливает какой-то, у всех разный предел, в голове случается что-то вроде фейерверка, настроение улучшается и для счастья уже не так нужен повод. Ты просто сидишь, и тебе скорее хорошо. Иногда прямо очень.

Когда-то давно я писала о группе женщин, которые готовили к изданию поименную "Книгу памяти". Это список всех тех, кто ушел на фронт в Великую Отечественную. Фамилия, имя, отчество, год рождения, откуда призван... И дальше, у кого что.

Выяснилось, что долго на такой работе никто не выдерживает, много сердечных приступов и даже смертей. "А как вы думали, сидеть и целыми днями писать: погиб, погиб, погиб, пропал без вести... Какое сердце тут выдержит?" – сказала с горечью руководитель группы.

В случае со списком, где каждый пункт открывается словом "люблю", ситуация обратная. Все эти пункты, подпункты, мелочи и глупости, синички и часики, запахи и звуки – привязывают к жизни, напоминают, что она заслуживает того, чтобы ее жить...

Я не психолог, только описываю свой опыт. В нем нет ничего уникального. Как и в той мысли, что хорошо, когда любишь много чего в жизни. Просто надо себе об этом напоминать. А список такой можно всю жизнь писать, хотя бы мысленно.

«Быть, существовать в этом мире уже означает иметь с ним отношения. И так же, как мы относимся к миру вообще, мы относимся ко всему, что нас окружает. Ведь и родители, и люди знакомые и незнакомые, и все предметы, и животные – часть мира. Но просто существованием в заданных обстоятельствах дело не ограничивается. Отношения с миром – это в первую очередь постижение правил игры, которая называется жизнь.

Удивительно, но в философии эту тему разработал лишь Мартин Хайдеггер – в начале ХХ века*. Он описал такие правила, назвав их «экзистенциалами». Это условия, на которых мы существуем в мире, «данности нашего существования». Ведь мы приходим в ситуацию, которую не выбираем. Пол и эпоха, родители и национальность, социальный слой и даже, например, город, в котором мы живем, – ничто из этого мы не выбираем. Следовательно, наша задача – эти данности принять. И пусть мы планируем переехать в другой город или хотим пробиться в другой социальный слой или даже сменить пол – для начала мы должны принять, что сейчас живем именно в этом городе, родились мужчиной или женщиной... Дальше можно понять, что это нам не подходит, и пытаться изменить, но все начинается с принятия. Хайдеггер видел суть принятия в том, чтобы перестать бояться своих обстоятельств, научиться смотреть на них спокойно.

Наши отношения с миром формируются в первые семь лет жизни. Второе семилетие посвящено нашим отношениям с другими людьми. В третьем мы строим отношения с собой. Сначала ребенок открывает мир и учится с ним взаимодействовать. Образцом для такого взаимодействия становятся его отношения с матерью: для младенца мать и есть мир. После полутора лет включаются и другие факторы: доверие к миру возникает не только благодаря родителям. В конце концов, отношения с ним – личное решение каждого из нас. У нас есть свобода довериться миру.

Слово «доверие» здесь не случайно. Вспомните, как познает действительность маленький ребенок. Он то прижимается к маме, то, убедившись, что он в безопасности, отправляется исследовать мир. И расстояние этих «челночных экспедиций» с каждым разом все увеличивается. Ребенок узнает, что земля твердая и по ней можно ходить, что соседская собака – добрая и не укусит, что качели во дворе – крепкие и не оборвутся. Он учится доверять: матери, природе, людям и своим силам.

Как переживается фундаментальное доверие? Вот как: я возложил часть своих проблем на что-то или на кого-то, на некую опору – и опора выдержала! Причем тут нет обязательной любви и радости, есть лишь опыт отношений с людьми, которые меня принимали. Значит, я могу быть и мне дают быть!

Вся наша жизнь, наши отношения с миром – это поиск и создание опор, на которые можно возложить часть груза своей жизни. Мы находим друзей, осваиваем профессию, создаем семью. Опорой может быть и структура, в которой мы работаем, и отношения с коллегами, и наши способности и интересы, люди и группы людей… Одна из важнейших опор – наше собственное тело. Мы чувствуем себя хорошо укорененными, когда у нас много опор.

Решение о доверии также связано с реалистичностью нашего восприятия. Чем ближе к реальности наша оценка той или иной опоры, тем меньше разочарований и больше доверия к людям и самому себе. Подводят опоры обычно того, кто не соглашается принять реальность, кто хочет переделать ее по своему усмотрению и не воспринимает то, что не соответствует его ожиданиям. Мир вообще не укладывается в схемы и теории. (Единственное надежное утверждение о нем – он ничего не гарантирует никому из нас.) Спасти может только открытая позиция доверяющей любознательности.

Кстати, истории про обиды, которые могут быть изжиты, преодолены прощением – это всегда истории про опору, не оправдавшую ожиданий. И одна из практик прощения как раз заключается в том, чтобы помочь человеку понять: мог ли тот, кто оказалася ненадежной опорой, выдержать возложенный на него груз? Благодарность же, напротив, – переживание, связанное с тем, что моя опора меня не подвела.С любым из нас в любой момент может случиться все что угодно – это одно из главных правил игры. И это – самая большая проверка наших отношений с миром. Когда все опоры рухнут, останется ли что-то? Как я тогда смогу быть в мире? И смогу ли быть? Или провалюсь в эту бездну ужаса и отчаяния, потому что опор больше нет?

В экзистенциальном анализе есть понятие «основы бытия». Речь о переживании, укорененном, как правило, в предыдущем опыте. Переживании того, что даже если все опоры рухнут, что-то все равно останется. Эта очень сложная философская конструкция тем не менее интуитивно понятна каждому, кто довольствуется фразой: «Никогда так не было, чтобы никак не было». Это и есть основа нашего бытия.

Мне очень нравится образ мира как натянутого над пропастью батута. Можно в ужасе смотреть сквозь сетку в пропасть. А можно сфокусировать взгляд на переплетениях самой этой сетки, понимая, что она не раз уже нас выдерживала. Да, подбрасывала – так, что мы неуклюже падали на нее. Но она выдерживала. И выдержит снова. Человек с таким фокусом зрения, с таким отношением к миру хорошо устроен в жизни – вне зависимости от всего остального. Это предельное переживание доверия люди часто называют Богом. Но это не вопрос веры в конкретных богов. Это вопрос наших отношений с миром».

* М. Хайдеггер «Бытие и время» (Академический проект, 2013).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!