Задания на определение слоговой структуры слова. Развитие слоговой структуры слова в онтогенезе

учитель логопед МБДОУ д/с
компенсирующего вида №12 г. Белгород
Токарева Ольга Антоновна
Оригинал статьи скачать
Сертификат: не выдан

Понимание речи окружающих, собственная активная речь сопровождает всю деятельность ребёнка.
Речь одно из важнейших средств развития личности ребёнка в целом. Многие исследователи детской речи А. А. Люблинская, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева и др. считают, что основным условием успешного обучения является своевременное и полноценное формирование речи, что всестороннее развитие родного языка должно быть поставлено в основу воспитания.
Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договорится со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6,7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.
Для воспитания полноценной личности нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, чётко, выразительно. В семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребёнка с окружающим миром, очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые.
Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирование слоговой структуры слов, это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников.
Рассмотрим особенности развития слоговой структуры слова в онтогенезе.

В литературе отмечается, что ребёнок с нормальным речевым развитием овладевает первыми навыками восприятия и произношения слоговой структуры слов уже в процессе лепета. (1)
Устная речь реализуется в слогах, так как это специальное двигательное устройство человека, мозговое управление которым начинает налаживаться раньше, чем возникает звук на губах. Слоговые движения появляются даже у детей, глухих от рождения. Между тем обезьяны, голосовой аппарат которых очень похож на человеческий, могут кричать, но не способны к слогоделению и слогослиянию. Как ни странно, канарейки могут достаточно разборчиво произнести несколько слов, вполне понятных для человеческого слуха. А белые маленькие попугайчики могут даже сочинять слогослова как ласкательные эмоциональные реакции.
Системное и осмысленное употребление слогов доступно только человеку. Устная речь без слогообразования невозможна. В письменной речи слоги не представлены, поэтому что они произносимы, но не изобразимы. Никакие чёрточки по ходу букв не могут отразить выразительные слоговые слияния и переходы, да это и не нужно, так как при громком чтении слоги возникнут автоматически и будут подчиняться сложившимся в детстве стереотипам и корковому управлению соответственно интерпретации читаемого текста. При чтении про себя во внутренней речи слогообразование может или помогать пониманию сложного текста при необходимости перечитать написанное или просто тормозить чтение сравнительного текста.
Ребёнок уже к трём годам может воспринимать обращённую к нему речь в естественном темпе просто потому, что её элементы ему хорошо знакомы, он узнаёт их мгновенно. Это результат не только сложившегося автоматизма, но и особенностей устройства самих эле-ментов. Человек принимает речь в иконическом коде как непрерывную последовательность слогов.
Самые разнообразные звуковые слияния внутри слогового потока не являются помехами. Наоборот они связывают слоговой поток в хорошо узнаваемое целое, обладающее своим собственным значением. Они узнаются как целое так же, как и любые предметы. Чтобы узнать нашего знакомого, не нужно рассматривать и опознавать по очереди его глаза, нос, уши и другие компоненты лица.(9)
Необходимо оговорить, что употребляя термин, слоговая структура слова, мы вкладываем в это понятие вслед за языковедами, методистами следующие признаки: количество слогов в слове и ударность, последовательность слогов в слове, строение отдельных слогов прямой и обратный, открытый и закрытый, слог со стечением согласных или без него.(22)
А. Н. Гвоздев, И. А. Сикорский, Н. Н. Швачкин, Б. Киттерман, указывают на необходимость выделять внутри фонематической стороны речи особый процесс усвоения слоговой структуры слова наряду с усвоением отдельных звуков слова.
А. Н. Гвоздев на особенности слоговой структуры русских слов, сила безударных слогов неодинакова.
При овладении слоговой структурой слова ребёнок научается воспроизводить сложные слоги, слова в порядке их сравнительной силы, сначала из всего слова передаётся ударный слог, затем, первый предударный, далее, слабые предударные слоги.
Опускание слабых безударных слогов препятствует усвоению входящих в него звуков. Усвоение разных звуков и звукосочетаний зависит от усвоения слоговой структуры. Сравнительную силу слогов А. Н. Гвоздев называет «главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и на пропуск других, поэтому ударный слог, как правило, сохраняется»(5)
В своей работе А. Н. Гвоздев «Вопросы изучения детской речи» определил последовательность овладения ребёнком структурой слога:
1. Самым простым слогом для произнесения, является тот слог, который состоит из согласного и последующего гласного СГ открытый слог.
Благодаря этому ребёнок овладевает такими слоговыми моделями, как двух и трёх сложные слова состоящие из открытых слогов, мама, малина.
2. Следующая модель гласная, согласная, закрытый слог ГС, прикрытый слог СГС. Благодаря этому в речи ребёнка появляются односложные слова, рак, кот.
3. Далее ребёнок начинает объединять открытый слог с закрытым СГ+СГС петух, моток.
4. Следующие слова со стечением согласных ССГ, ГСС. Самым простым является стечение согласных в середине слова, труднее в начале и конце. Так же, ребёнку легче произнести те стечения, когда соседствуют два звука разные по способу артикуляции, -кофта, сложнее соседство двух звуков одинаковых по способу артикуляции, -тапки.
5. Далее одно и тоже слово включает в себя стечение согласных и закрытый слог, памятник.
6. В одном слове два стечения согласных, клетка. А. Н. Гвоздев говорит о том, что к трём годам слоговая структура слова оказывается усвоенной, то есть нормально развивающийся ребёнок может произносить все шесть видов трудностей слоговой структуры.(4)
Исходя из схемы системного развития нормальной детской речи, составленной Н. С. Жуковой по материалом книги А. Н. Гвоздева Вопросы изучения детской речи, этапы формирования слоговой структуры слов соотносятся со следующими возрастными периодами:
1год 3месяца, 1год 8 месяцев.
Ребёнок часто воспроизводит один слог услышанного слова, ударный, или два одинаковых слога, га га га, ту ту.
1год 8месяцев, 1год 10 мес.
Воспроизводятся двусложные слова, в трёх сложных словах оказывается один из слогов, мако молоко.
1год 10мес. 2года 1мес.
В трёх сложных словах иногда всё ещё опускается слог, чаще предударный, кусу укушу, может сокращаться количество слогов в четырёх сложных словах.
2года 1мес. 2года 3мес.
В многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки, ципилась зацепилась.
2года 3мес. - 3года.
Слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.
В случаях речевой патологии данные возрастные нарушения к трём годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер.(1)
Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава, нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков. Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи, но оно может быть также и у детей, страдающих фонетико-фонематическим недоразвитием. Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется, от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребёнком двух и трёх сложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.
Вопросы этиологии и патогенеза данного специфического нарушения фонетической стороны речи в литературе освещены недостаточно. При этом следует отметить, что данный вид речевой патологии встречается у всех детей с моторной алалией, у которых фонетические нарушения речи не являются ведущими в синдроме, а только сопровождают нарушения лексики. В анамнезе детей, страдающих нарушением слоговой структуры слов, отмечается задержка речевого развития в раннем возрасте и появление первых слов в усечённой форме. Первые слова аномальной детской речи можно классифицировать следующим образом:
- правильно произносимые слова: мама, дай;
-слова фрагменты, мако, молоко;
- слова звукоподражания, обозначающие предмет, ситуацию, действие, би- би,
-абрисы слов папата- лопата,
- слова, которые совсем не напоминают слова родного языка.
Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребёнок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова. Например: мотоциклист, парикмахерская.
Дети школьного возраста часто сознательно избегают употребления в спонтанной речи наиболее труднопроизносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих. Овладение произношением слоговой структурой слова для детей с общим недоразвитием речи представляет большую трудность и требует специального внимания учителя-логопеда.

Литература.
1. Агранович З.Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.» Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2001г.
2. Гвоздев А.Н. «Вопросы изучения детской речи» М. изд. АПН РСФСР,1961г.
3. Гвоздев А.Н. «Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка» М. 1948г.
4. Жинкин Н.И. «Речь как проводник информации» М. Изд. «Наука» 1982г.
5. Маркова. А.К. "Недостатки произношения слоговой структуры слова у детей страдающих алалией". В сб. "Специальная школа" 1961 г. выпуск № 3

Передовой педагогический опыт в детском саду

Формы работы по формированию слоговой структуры слова
у детей с общим недоразвитием речи

Прислала: Волкова Наталья Николаевна, учитель-логопед 1 кв. категории
МАДОУ “ЦРР – Детский сад № 378» Кировского района г. Казани

В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделена категория детей с общим недоразвитием речи, при котором отмечается недостаточная сформированность всех языковых структур. Речь страдает как целостная функциональная система, нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов или звуков) . Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи, но оно может быть и у детей, страдающих только фонетико-фонематическим недоразвитием. Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двухи трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.

Логопедическая работа по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений.

Работа над слоговым, фонемным и морфологическим составом слова осуществляется параллельно с работой по уточнению, расширению, активизации пассивного и активного словаря, по развитию грамматического строя речи, формированию связной речи, а также – психических функций.

Необходимо привлечение внимания ребенка к слоговому, артикуляционному, фонетическому и морфологическому составу слова, что происходит через систему игр и упражнений.

Используются разнообразные направления в работе над звукослоговым составом слова:

  1. работа по восприятию различных типов интонаций;
  2. развитие тактильных ощущений;
  3. развитие ритмических способностей;
  4. работа над звуковым составом слова;
  5. работа по сохранению и развитию слогового состава слова;
  6. отработка грамматических форм слов и включение их во фразу.

В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры слова. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. При этом следует учитывать индивидуальный уровень развития речи каждого ребенка и вид речевой патологии.

Коррекционная работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе можно выделить два этапа:

1. Подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка) ;

На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.

Работа на невербальном материале.

1) Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент? и т. д.) .

2) Развитие ритмических способностей является основой для овладения звукослоговым составом слов родного языка, интонацией, ударением. Необходимо сочетать правильную ритмичную речь с ритмичными движениями. Кроме того, дети с общим недоразвитием речи, как правило, имеют нарушения метроритма, что проявляется в неритмичной ходьбе, в нарушении координации движений. В связи с этим можно использовать различные виды ходьбы с музыкальным и речевым сопровождением, танцевальные движения в сочетании с хлопками в ладоши

Особое внимание необходимо уделить работе над ритмом, как одной из основных характеристик в нарушении слоговой структуры. Существует два ритма: музыкальный – чередование и соотношение во времени звуков и пауз одинаковой или различной длительности, и речевой – ритм на уровне слова, при котором обязательны наличие ударения и отсутствие пауз в словах. Несомненно, любая работа над ритмом, в том числе музыкальным, полезна для детей с ОНР. Даже при совершенствовании мелкой и общей моторики (которые обычно нарушены у детей с ОНР) необходимо как можно больше уделять внимание заданиям ритмизирующим деятельность детей.

Предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона.

Виды заданий следующие:

  • Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике;
  • Сравнение ритмов! - !!; !! - !! - !;
  • Воспроизведение определенного ритма по образцу;
  • Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: ! !!; !!! ! !;
  • Произвольное воспроизведение ритма с последующей записью ритмического рисунка символами;

3) Формирование общей коррекции движений под ритмическую музыку: маршировка, бег, ходьба.

4) Упражнение на развитие координации рук: выполнение движений поочередно правой и левой руками, а затем одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т. д.) .

Такой работой на занятиях должны заниматься и воспитатели, и инструктор по физкультуре, и музыкальный руководитель.

В основе работы над речевым ритмом или ритмом на уровне слова лежит прохлопыванием слов по слогам с выделением ударного слога голосом и более громким хлопком. При произнесении и одновременном прохлопывании слов их следует произносить без пауз между слогами. Например, слово машина мы произносим не ма – ши – на (между слогами – паузы, все слоги одинаковой громкости, хлопки одинаковой силы) , а машИна (без пауз, слог шИ произносится более длительно и громко; тихий хлопок, громкий хлопок, тихий хлопок) . Аналогично, слово молоко, не ма – ла - ко, и уж тем более не мо – ло – ко, а малакО (без пауз, слог кО произносится более длительно и громко) .

Прохлопывание слов именно таким способом, помимо отработки слоговой структуры, значительно способствует более легкому выделению детьми ударных слогов на занятиях по обучению грамоте.

Прежде чем начинать работу над словами, необходимо научить ребенка хлопать тихо и громко, хлопать один раз и много раз с разным ритмом. Когда данные задания будут выполняться достаточно четко, можно перейти к произнесению с одновременным прохлопыванием звукосочетаний, состоящих из гласных звуков. Потом переходим на уровень прямых слогов (одинаково повторяющихся) , затем слогов с разными звуками раннего онтогенеза (например, мА – па, па – мА, па – та – кА и т. д.) . Далее можно перейти на уровень слова.

Работа над слоговой структурой должна идти параллельно с развитием фонематического слуха и постановкой звуков. Начинать работу на слоговой структурой рекомендуется не со слов того типа, который нарушен у ребенка, а сначала со слов более простого слогового состава.

Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь.

Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства с ним – малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку.

Важнейшее значение в работе имеет индивидуальный подход к детям, который предлагает учет психических особенностей, работоспособность, речевые возможности дошкольника и характер нарушения слоговой структуры слова. Поэтому работа по формированию слоговой структуры слова целесообразно проводить индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения. Характерной особенностью занятия по формированию правильной слоговой структуры слова является частая повторяемость видов работы на разном речевом материале с включением элементов новизны по содержанию и форме.

Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи является малоизученной и недостаточно описанной темой. Методические рекомендации по исправлению этого нарушения являются противоречивыми и неполными, несмотря на то, что данная проблема актуальна. О важности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Приложение 1

Уровень гласных звуков.

Детям предлагаются следующие задания:

Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;

Произнеси звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши;

Пропевание серий звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, записи буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты) : АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;

Те же задания с выделением ударного звука: А УА, А У А, АУ А;

Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;

Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; А АА; А А А; АА А .

Уровень слогов.

Данный вид работы целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков. Задания могут быть следующими:

Составление слов из предложенных букв (С Н О - сон, нос) .

Нанизывание колец на стержень с одновременным произнесением цепочки слогов.

Сосчитай, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных) .

Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.

Повторение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су.

Повторение за логопедом серии слогов со стечением согласных:

ста-сто-сту-сты

а-ста, а-сто, а-сту, а-сты.

и-ста, и-сто, и-сту, и-сты.

Игра «Скажи наоборот»: са-ас, со-ос, тса-аст.

Запись слогов различных типов под диктовку.

Уровень слова.

При отработке слов различной слоговой структуры надо учитывать следующее:

  1. структура осваиваемых слов расширяется и усложняется за счет уже имеющихся в речи ребенка конструкций;
  2. формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированные, так и в составе фразы;
  3. в наиболее тяжелых случаях работу следует начинать с вызывания или закрепления имеющихся в речи ребенка слов-звукоподражаний. (Особое внимание нужно уделять повторению звукоподражаний, что создаёт определенные возможности для усвоения слогового ряда, например: ав-ав, мяу-мяу) ;
  4. переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций: детям предлагаются двусложные слова типа мама, папа, баба.

Формирование слоговой структуры слова

Одним из наиболее трудных для коррекции среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов или звуков) . Логопедическая работа по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений. И достаточно часто подобные задания учитель-логопед может рекомендовать для повторения дома. Особенно это актуально для детей с моторной алалией.

Выделяют два этапа работы по формированию слоговой структуры слова :

1) Подготовительный этап -развитие чувства ритма, стимулирование восприятия ритмической структуры слова.

Рекомендуется проводить работу по формированию ритмических навыков: можно использовать различные виды ходьбы с музыкальным и речевым сопровождением, танцевальные движения в сочетании с хлопками в ладоши , речь в определенном ритме, отхлопывание ритмов, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона, простые танцевальные упражнения. Упражнение на развитие координации рук: выполнение движений поочередно правой и левой руками, а затем одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т. д.) .

2) Коррекционный этап - воспроизведение ритмических долей в собственной речи ребенка без нарушений сначала по подражанию, затем в самостоятельной речи.

Данный этап проходит в следующем порядке:

· - уточнения артикуляции сохранных звуков;

· - проговаривание слоговых рядов различной степени сложности только с сохранными звуками по схеме:

Гласный +гласный /ау, уа, иа/
Согласный + гласный /ба-ба-ба/;
Гласный + согласный /ам-ам-ам;ох – ох – ух/
Гласный +согласный + гласный /апа-апа-апа/
Согласный + согласный + гласный /ква – ква – ква/
Гласный + согласный + согласный /афт – афт - афт/
Гласный + согласный + согласный + гласный /адна-адна-адна/

· - проговаривание слов за взрослым отраженно, называть слова по картинкам, составлять предложения со знакомыми словами.

Выделяют 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности (классификация слов по А.К. Марковой).Учитывать данную классификацию (см. приложение 2) необходимо и при обучении чтению. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов:

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети ).

2. Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина ).

3. Односложные слова (дом, мак ).

4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель ).

5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка ).

6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан ).

7. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон ).

8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки ).

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, половник ).

10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка ).

11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф ).

12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт ).

13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка ).

14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино ).

В основе работы над речевым ритмом или ритмом на уровне слова лежит прохлопывание слов по слогам с выделением ударного слога голосом и более громким хлопком.

Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь.

Усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Приложение 1

Нормы развития слоговой структуры слова

у детей разной возрастной категории:

3 года : воспроизведение слов, состоящих:

Из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и т. д.),

Из 3-х слогов (кабина, машина, утята и т.д.)

Из 1 слога, например, (мак, сок, дым, и т.д.)

4-5 лет: воспроизведение слов:

Из открытых слогов без стечения согласных (малина, пуговица,помидоры…);

Из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капуста, крыша, кошка, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство...)

Ребенок должен уметь:

Назвать предметные картинки;

Повторить слова за взрослым;

Ответить на вопросы (Где подстригают волосы?..).

После 5 лет дети повторяют за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например:

Водопроводчик чинил водопровод.

Милиционер регулирует уличное движение.

В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Строители работают на строительстве высотного дома.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Кроме того, детям могут самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.

Детишкольного возраста должны уметь выполнять задания, как в устной, так и в письменной форме:

Чтение слов сложной слоговой структуры;

Чтение предложений, насыщенных словами разного типа;

Чтение скороговорок;

Списывание сложных слов и предложений.

Приложение 2

Типы слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности

1. Двусложные слова из открытых слогов:

дыня, вода, мыло, вата, кофе, муха, сова, дети, духи, луна, ноги, ива, ваза, ноты, коза, зубы, чудо, сани, лето, зима, лиса, коза, пена, тина.

Таня, Катя, Витя, Оля, Саня, Петя, Валя, Вадя, Женя, Коля, Толя, Галя,

хожу, ношу, веду, несу, иду, даю, бегу, беру, ною, пою, сею, вею.

2. Трехсложные слова из открытых слогов:

лопата, собака, кубики, сапоги, кабина, панама, утята, голова, малина, газета, мимоза, ягоды, машина, монета, колесо, молоко, корова, дорога, сорока, хижина, рябина, калина, овощи, погода, работа, береза, ребята, курага, замена, фонари, полено, борода, забота, колено, голова, копыто, радуга, железо, сапоги, телега, пижама

3. Односложные слова из закрытого слова:

мак, лук, мяч, кит, лес, жук, сом, сок, дуб, лев, мед, дом, кот, гусь, дым, нос.

Дон, сын пар, кот, шум, вес, чем, зал, бил, жил, мыл, дал, пел, сел, ляг, сядь, пой, дай, сыпь, лей.

4. Двусложные слова с закрытым слогом:

лимон, веник, паук, банан, огонь, пакет, бидон, гамак, вагон, батон, утюг, петух, каток, диван, совок, канат, живот, жираф, пенек, денек, тенек, салон, диван, один, парад, паром, парус, базар, банан, балет, баран, пожар, повар, полет, буфет, бутон, букет, пилот, питон, пирог, бизон, билет, бисер, петух, пенал, перец, бегун, табун, талон, тазик, топор, товар, томат, дозор, салат, сапог, сачок, судак, сучок, завод, замок, запах, закат, каток, кабан, ковер, козел, фазан, факел, факир, горох, газон, город, голос, вагон, финал, филин, финик, вирус, висок, виток, вираж, шалун, шалаш, шалит, чулок, чугун, чудак, щенок, щегол, щебет, носок, ножик, номер, лопух, локон, лоток, мешок

5. Двусложные слова со стечением в середине слова:

банка, юбка, письмо, ветка, буквы, утка, ванна, нитки, кепка, вилка, тыква, тапки, окно, коньки, майка, такси, ватка, деньки, бубны, пакля, место, тесто, белка, семья, лепка, леска, тетка, кошка, мышка, шишка, челка,

Костя, Настя, Герда, Тишка, Жучка, Тошка.

держу, ползу, молчу, верчу, возьму, нарву.

6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных:

кантик, плитка, компот, бантик, лесник, лейка, чайник, поднос, альбом, дождик, кактус, фонтан, медведь, бублик, магнит, тюльпан, индюк, дельфин, костюм, компас, солдат, павлин, пальто, бульон, пастух,

Сергей, Матвей, Антон, Павлик.

Толкал, успел, вертел, чертил, терпел, чистил.

блюдо, блины, слоны, стена,

Плавать, глотать, стучать

Гриша, Степан, Герман, Андрей, Света

7. Трехсложные слова с закрытым слогом:
колобок, самолет, помидор, чемодан, бегемот, петушок, ананас, василек, телефон, барабан, водолаз, попугай, молоток, капитан, теленок, магазин
пеликан, пирожок, самолет, ледокол,
8. Трехсложные слова со стечением согласных:

яблоко, шахматы, колбаса, конфеты, кукушка, гантели, комната, калитка, ботинки, улитка, капуста, удочка, иголка, беседка, валенки, девочка, лягушка, палатка, петарда, тарелка, булавка.

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом:

панамка, пуговка, банкетка, купальник, пипетка, комната, селедка, минутка, калитка, гантели, улитка, солянка, паяльник, коленка, напильник, автобус, кузнечик, осьминог, индеец, автомат, ягненок, шиповник, садовник, памятник, половик, будильник, апельсин, виноград, охотник, маятник, кофейник.

10. Трехсложные слова с двумя стечениями:

матрешка, избушка, игрушка, Незнайка, винтовка, лампочка, антенна, таблетки, морковка, скакалка, клубника, гвоздика, скамейка, индейка, футболист, гармошка

11, 12 .Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова:

Проговаривание слоговых рядов с данными согласными:

зна – зно – зну – зны
гна – гно – гну – гны
кля – клё – клю – кли
тля – тлё – тлю – тли
нта – нто – нту – нты
ста – сто – сту – сты
дна – дно – дну – дны
фта – фто–фту – фтыи т.д.

флаг, хлеб, гном, шкаф, знак, дно, клей, бант, лист, болт, куст, танк, кекс, зонт, лифт, винт, дни, пни, гнуть, клён, ткать, ткань, тля, кто, клин, тля, шарф, болт, фарш, холм, мост.

13. Двусложные слова с двумя стечениями:

звезда, штанга, гнездо, спички, птенцы, флажки, клюшка, гвозди, плетка, клетка, клюква, скалка, кнопка, спутник, книжки, пингвин.

Одной из важных задач в общей системе коррекционно-логопедической работы является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность полноценного речевого общения. Применение коррекционной системы, разработанной согласно особенностям нарушения слоговой структуры у детей, позволяет значительно снизить выраженность данного нарушения или полностью его устранить как в устной, так и в письменной речи. В системе языка с тремя основными составляющими — фонетикой, лексикой и грамматикой — слоговая структура занимает особое место. С одной стороны, это, несомненно, часть произносительной стороны речи — фонетики (Т.Г.Егоров, Н.Х.Швачкин и другие). Но с другой – существует связь между структурными искажениями слов и их семантической недостаточностью (Р.Е.Левина, А.К.Маркова и другие). Поэтому лексические единицы, а именно слова с малознакомым значением, чаще подвергаются изменениям на слоговом уровне.

Наиболее эффективные результаты по преодолению нарушений слоговой структуры слов достигаются при проведении тщательной подготовительной работы. Необходима коррекция не только звукопроизношения, но и слухо-моторных координаций (например, воспроизведение ритмов по слуховому образцу), коррекция речевого дыхания, развитие артикуляционного праксиса. Такая работа облегчает детям артикуляционные переключения и предотвращает пропуски и замены слогов. Коррекционная работа по развитию слоговой структуры слов состоит из нескольких этапов. Особое значение на каждом этапе отводится работе анализаторов, причём не только речевого, но также слухового, зрительного и тактильного. От того, насколько продуманно скомбинирован лексический материал с работой различных анализаторов, зависит успешность логопедической работы.

I этап. Работа с гласными звуками и буквами.

В процессе развития слогового анализа в речевом плане важным является умение выделять гласные звуки в словах (в слове столько слогов, сколько гласных). Опора на гласные звуки позволяет устранить и предупредить такие ошибки чтения и письма, как пропуски гласных или их добавления.

— Знакомство с гласными «звуковиками». Параллельно проводится работа по развитию ощущений артикуляционных движений. При назывании каждого гласного звука дети сжимают ладошки, как будто лепят снежный комок. При таком сжатии ладоней в головной мозг поступает более сильный импульс. В дальнейшем этот приём используется при анализе слоговой структуры слова: каждый слог – комочек.

Звуковики (артикуляция гласных)


II этап: Коррекционная работа на уровне слога.- Узнавание звука по беззвучной артикуляции логопеда (только гласные первого ряда + И). — Показ детьми беззвучной утрированной артикуляции (только гласные первого ряда + И). — Пение серий звуков с чёткой артикуляцией с опорой на звуковиков и без опоры: ОА, УИ, АИУ, ИОУ и т. п. (необходимый ряд звуковиков выставляется на наборном полотне или доске). — Пение серий звуков с выделением ударного звука: АИУ, АИУ, АИУ и т.п. (подготовительная работа к определению ударного слога). — Образование йотированных гласных второго ряда (согласный звук Й + гласный звук). Правило: звука два – буква одна. — Пение серий гласных первого и второго ряда с чёткой артикуляцией с опорой на буквы (без опоры на звуковиков) ЕА, ЮИ, АЁУ, ЯУО и т. п. — Пение гласных первого и второго ряда с выделением ударного гласного (опора на серию карточек с буквами).

Степень сложности слогового анализа во многом зависит от характера слогов и их произносительной трудности. В прямом слоге (ту) звуки более тесно слиты в произношении, чем в обратном (ут). Вследствие этого в процессе слогового деления дети часто видят в одном слоге два слога, называя звуки (у-т-ка). В связи с этим особое внимание уделяется выделению обратного слога как единого целого. Слоги изучаются в следующей последовательности:

  • обратные: АМ, ОХ, УТ и т. п.;
  • прямые: ЛО, НУ, ДЯ и т. п;
  • со стечением согласных:
    1. КРА, СТО, ПТУ и т. п;
    2. ОФТ, УНК, ИЛП и т. п;
    3. ДОЛ, НУС, МИТ и т. п;

Детям предлагаются следующие задания: — «Слепить комочек», если логопед произнесёт слог. Объяснить свой выбор, например: СТА – это слог, потому что здесь есть гласный А. М или КЛ – это не слог, потому что здесь нет гласного. — Составление слоговых таблиц (). — Чтение слоговых таблиц с различными типами слогов (). — Запись слогов различных типов под диктовку с выделением гласных. — Подбор слов на заданный слог в определённой позиции, например:

III этап. Коррекционная работа на уровне слова.

Коррекционно-логопедическая работа на III этапе ведётся последовательно в соответствии с 13-ю основными группами/классами слоговой структуры слов:

  1. двусложные слова из открытых слогов (муха, ноты, ваза…);
  2. трёхсложные слова из открытых слогов (лопата, кубики, малина…);
  3. односложные слова из закрытого слога (мак, жук, лес…);
  4. двухсложные слова с закрытым слогом (лимон, веник, каток…);
  5. двухсложные слова со стечением в середине слова (вилка, буквы, майка…);
  6. двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник, костюм…);
  7. трёхсложные слова с закрытым слогом (телефон, капитан, магазин…) и т. д.

Детям предлагаются следующие задания:

— Назвать в слове гласные. Утрированно показать артикуляцию каждого гласного. Предлагаются слова, произношение которых не отличается от написания. «Слепить комочки», чётко назвав каждый слог. — Разложить картинки под схемами, например:

— Соединить «комочки» стрелками, чтобы получилось слово:шок, пе, ту; на, та, ком; из, ка, буш и т.п.

— Разделить слова на слоги, ладошками «слепив комочки». Поменять слоги местами. Записать пары слов. Например:насос – сосна, банка – кабан, мышка – камыш, и т. п.

— Придумать ряд слов так, чтобы последний слог одного слова стал первым слогом следующего, например: рыба – баран – ранка – каша – … и т. д.

— Отгадывание ребусов позволяет детям более полно прочувствовать и увидеть слоговую структуру слов, с которыми приходится оперировать, например: тигры, напёрсток, одиннадцать.

Изменять слова по образцу, добавляя по одному слогу. На каждый слог «лепить комочек».

Примерные слова: кот, бант, стол, шар, винт, зонт, ключ, мяч, винт.

Дидактические игры, в которых задействованы общая и мелкая моторика. ()

Работа над многосложными словами рассчитана на длительное время. Каждое слово разбирается на слоги. Каждый слог отрабатывается отдельно, с утрированной артикуляцией и сжиманием ладоней «комочком». Особое внимание уделяется проговариванию слогов со стечением согласных: кры-жов-ник, спут-ник, шлаг-ба-ум, под-гля-ды-вать, вспо-ми-нать, скла-ды-вать. Затем слоги необходимо плавно соединить. Логопеду нужно внимательно следить, чтобы во время синтеза не было пропусков, перестановок, добавлений и искажений.

В работе над многосложными словами, помимо вышеперечисленных заданий, можно предложить следующее:

— Составление одного слова из двух, например: сам летает – самолёт, голубые глаза – голубоглазый, тёмные волосы – темноволосый, быстрые ноги – быстроногий, длинные уши – длинноухий, любить тепло – теплолюбивый, дарить благо – благодарить, благодарный и т.п.

— Подбор других слов для каждого слога многосложного слова, например:- Изменять слова по образцу, добавляя по одному слогу. На каждый слог «лепить комочек».

Многосложные слова удобно разделить на группы: существительные, прилагательные, глаголы. Сюда должны входить сложные слова, встречающиеся в учебниках русского языка и чтения для начальной школы. На логопедических занятиях проводится работа с таблицей из 6-8 слов. Дома дети закрепляют плавное утрированное произношение данных слов. Параллельно проводится работа по написанию этих слов. Акцент делается на письмо с проговариванием, причём проговаривание тоже утрированное, которое позволяет более активно включать в работу анализаторы, участвующие в процессе образования письменной речи.

IV этап: Коррекционная работа на уровне предложения и текста.

Следующим этапом является отработка слоговой структуры слов на материале предложений, чистоговорок, текстов, стихов. Конкретный лексический материал учитель-логопед подбирает самостоятельно в зависимости от уровня речевого развития детей. Детям можно предложить следующие задания: — Заучивание чистоговорок с различными типами слогов и повторяющимся слоговым рядом, например: ша-ша-ша – мама моет малыша; ичка-ичка – на дереве птичка. — Придумывание чистоговорок на заданный слог: ла-ла-ла – …. — Договорить незаконченные слова в предложениях, отгадать загадки (слоговая структура отгадок усложняется постепенно). — Игра «Шифровка» (отстучать ритмическую структуру слов в предложении), например: Ко -ти к пи л мо -ло -ко .

— Чтение предложений и связных текстов с предварительным делением слов на слоги.

— Чтение текста с утрированным проговариванием пропущенных слов, либо слов, вместо которых нарисована картинка

(). Коррекционно-логопедическая работа должна носить дифференцированный характер, учитывающий структуру дефекта, психологические особенности детей. Большое значение придаётся организационному и эмоциональному уровню занятий и каждого этапа занятия в отдельности. Предпочтение отдаётся групповой работе как обеспечивающей тренировку коммуникативных возможностей детей. При систематизированной работе и подключении в коррекционный процесс речевого, слухового, зрительного и тактильного анализаторов наблюдается положительная динамика развития слоговой структуры слов, что сразу же отражается в письменных работах детей.

Литература.

  1. Агранович З. Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов». СПБ., изд. «Детство-пресс», 2004 г.
  2. Богомолова А.И. «Логопедическое пособие для занятия с детьми». М., изд. Школа; СПБ., Библиополис, 1996 г.
  3. Большакова С. Е. «Работа логопеда с дошкольником». М., 1996 г.
  4. Волоскова Н. Н. «Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов». М., 1996 г.
  5. Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». М., 2001г.
  6. Лукашенко М. Л., Свободина Н. Г. «Дисграфия». М., изд «Эксмо», 2004 г. Панова Л.С., учитель-логопед первой квалификационной категории, МОУ «СОШ №24», г. Подольск

Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова у детей с дизартрией предполагает воздействие на все компоненты речевой системы.

Комплексная система логопедического воздействия включает:

Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация звуков);

Развитие фонематического слуха, формирование навыков фонематического восприятия;

Работа над слоговой структурой слова;

Расширение и обогащение словаря (активного и пассивного);

Развитие грамматического строя речи;

Формирование интонационно-выразительной стороны речи;

Формирование связной речи;

Воспитание самоконтроля за речью;

Формирование практических умений и навыков пользования правильной речью.

Развитие слоговой структуры слова у дошкольников с дизартрией осуществлялось через систему игровых упражнений. Их цель – содействовать формированию познавательной активности ребенка. Коррекционная работа проводилась на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. Можно выделить два этапа:

Подготовительный; цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;

Собственно коррекционная работа; цель – коррекция дефектов слоговой структуры слов у ребенка.

Подготовительный этап.

На этом этапе предлагаются игровые упражнения сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.

Работа на невербальном материале.

1. Игровые упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?)

2. Работа над ритмом (сначала над простым, а затем над сложным).Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона.



Виды заданий:

Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике;

Сравнение ритмов: !-!!, !!-!!-;

Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами;

Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;

Произвольное воспроизведения ритма ребенком с последующей записью ритмического рисунка символами;

Воспроизведение долгих звуков(дудка, губная гармошка – символ « - » и коротких«+» - барабан, бубен). Ритмический рисунок может быть следующим: --++, ++-+-- и т. д.

3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку:

маршировка, легкий бег.

4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений(левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак- ребро, кулак- ребро-ладонь.

5. Упражнения на развитие координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т. д.)

6. Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): 0-0-0…;+=+=…

Работа на вербальном материале.

Игровые упражнения, направленные на формирование пространственно- временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко- слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации.

Упражнение 1.

Ребенок сидит на стуле, глаза закрыты. Взрослый звенит в колокольчик., держа его перед ребенком, за ним, над и под стулом, справа и слева.Нужно правильно сказать, где звенит колокольчик.

Упражнение 2.

Взрослый называет действие предмета или предмет. Ребенок отвечает, далеко это или близко.

(Карандаш лежит, пальмы растут, аквариум стоит, кукла лежит, мама работает и т. д.)

Упражнение 3.

Ребенок перемещается в пространстве по инструкции взрослого.

Робот идет вперед… стоп. Направо …стоп. Вниз …(под стол)… стоп. Влево…стоп и т. д.

Упражнения на развитие сомато-пространственной ориентации.

Упражнение1.

После показа взрослым ребенок повторяет движения, отвечая на вопросы.

Взрослый. Где находится сердце?

Ребенок. Слева.

Взрослый. Где у тебя темя?

Ребенок.Сверху.

Взрослый. Где у тебя спина?

Ребенок. Сзади.

Взрослый. Где живот?

Ребенок. Спереди.

Упражнение 2.

Ребенок самостоятельно показывает:левый мизинец, правый локоть, правый носок, левое запястье, левое бедро и т. д.

Упражнения 3.

Ребенок выполняет «перекрестные» движения, показывая: правой рукой левую щеку, левый бок правой рукой, левой рукой правый висок, мизинцем правой руки левый глаз и т. д.

Упражнения 3.

Взрослый молча выполняет движения, ребенок должен повторить той же рукой или ногой, избегая зеркальности: правая рука вверх, левая нога в сторону и т. д.

Упражнения 4

Взрослый просит выполнить называемые движения без показа образца.

Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве.

Упражнение 1.

Поставь вверху листа точку, внизу палочку, нарисуй справа крестик, слева птичку, проведи в левом нижнем углу волну и т. д.

Упражнение 2.

От поставленной на листе точки ребенок, без отрыва руки, ребенок должен рисовать линию под команды взрослого.

Едем направо, стоп, вверх, стоп, направо и т. д.

Упражнение 3

Ребенок должен продолжить ряд: хх\ хх\ хх\; … < … <…<

Упражнение 4.

Копирование ребенком различных фигур от простых до более сложных.

Упражнение5.

Взрослый и ребенок рисуют план комнаты, указывая положение окон, дверей мебели.

Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации.

Упражнение1.

Графический диктант. (Нарисуй сначала дом, потом человека, в конце цветок и т. д.)

Упражнение 2.

Задания: вначале попрыгай, потом сядь, в конце хлопни в ладоши и др.

Упражнение 3.

Взрослый прерывает выполнение действия ребенком и задает вопросы.

Что ты сделал раньше? Что ты делаешь сейчас? Что ты сделаешь потом7

Упражнение 4.

Раскладывание картинок по темам «Времена года», «Части суток».

Упражнение 5.

Взрослый и ребенок беседуют по теме «Вчера-сегодня-завтра».

Упражнение 6.

Переход к работе с речевым материалом. Взрослый задает ребенку задание.

2. Послушать предложения: Костер горит. Птица летит. Снег идет. Сосчитать. Назвать третье предложение, второе, первое.

Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений.

Удержание динамических программ. Упражнение состоит в многократном самостоятельном повторении ребенком действия после предъявления инструкции взрослым.

1. Артикуляционные упражнения.

Открыть рот, оскалить зубы, надуть щеки;

Язык за правую щеку, губы трубочкой, язык на нижней губе;

два раза щелкнуть языком, один раз подуть;

Втянуть щеки, пощелкать языком, один раз подуть;

Беззвучно артикулировать гласные (и-у-а);

2. Упражнения для рук.

–большим пальцем поочередно касаться указательного, мизинца, среднего;

Класть кисть руки на стол кулаком, ребром, ладонью;

Показать кольцо из пальцев, ладонь вертикальна, «ушки зайчика»;

Из и. п. «кулак на столе» поочередно показывать большой палец, мизинец, указательный палец;

3.Упражнения для тела:

Наклониться вправо, сесть на корточки, встать, хлопнуть в ладоши;

Помахать руками над головой, руки убрать за спину, прыгнуть на месте;

Топнуть ногой, руки к плечам, вниз, поднять голову, опустить.

Упражнение 7.

Повторение ритмических рисунков за взрослым –отстукивание, отхлопывание, притоптывание.

Коррекционный этап

Работа над гласными

Точное восприятие и чёткая артикуляция гласных обеспечивают правильную передачу слогового абриса слова, а также предупреждают замещение гласных и перестановку слогов.

Упражнение 1.

Ребёнок повторяет пары, тройки и большое количество звуков от более контрастных к менее контрастным. Предлагаются слоги:

А – И А – И – О У – А – И – О

А – У У – А – И Э –У – А – И

И – О И – О – Ы А – И – О – Ы

Ы – А Э – У – А И – Э – У – А

У – Э А – Ы – О У – А –Ы –О

А – О И – Ы – Э О – И – Ы – Э

О – У О –У – А Э – О – У –А

Упражнение 2.

· на одном выдохе, при этом плавно;

· громко (тише, совсем тихо);

· чередуя громкость в пределах одного ряда;

· быстро (медленно).

Упражнение 3.

Дополнительные задания. Для закрепления работы над гласными ребёнку предлагается:

· показать то же количество пальцев, сколько звуков;

· отстучать звуки молча;

· встать, когда прозвучит ряд из трёх звуков;

· назвать самостоятельно два (три, пять) гласных звука;

· придумать столько звуков, сколько звёздочек нарисовано;

· узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;

· повторить звуки в обратном порядке.

Работа над слогами

Упражнение 1.

Упражнение состоит в повторении рядов, начиная с двух – трёх слогов. Берутся слоги:

С общими согласными:

МА – МО – МУ – МЫ – МЭ;

С общими гласными:

БУ – КУ – ВУ – НУ – ДУ;

Обратные:

АН – ЫН – ОН – ЭН – УН

ОФ – ОП – ОХ – ОТ – ОМ;

Закрытые слоги, их ряды и пары:

МАК – МОК – МУК – МЫК – МЭК

КАП – ПАП ПЫХ – ТЫХ

ТУК – МУК БОК – ВОК;

Прямые и обратные слоги с твёрдыми и мягкими согласными:

БА – БЯ АП – ЭЛЬ

ВУ – ВЮ УФ – УФЬ

МО – МЁ ЕН – ЕНЬ

Упражнение 2.

Для закрепления работы над слогами ребёнку предлагается:

· выложить палочки по количеству слогов;

· сделать столько шагов, прыжков, сколько было слогов;

· определить одинаковый звук в ряду;

· придумать слоги с одинаковыми гласными (согласным);

· придумать и («загадать») слоги с данным согласным;

· повторить ряд слогов в обратном порядке;

· повторить только первый и последний слог ряда;

· произнести слоги плавно (отрывисто), громко (тихо), разными по высоте, быстро (медленно);

· выделить ударный слог (отражённо);

· назвать первый (второй, третий) звук слога;

· составить слог из заданных звуков (К), (П), (А), чтобы в середине был гласный;

· сравнить два слога: МА – АМ, УТ – КУТ, КОП – ПОК, ВЫН – ПЫН.

· наращивание слогов;

· уменьшение количества слогов;

· отстукивание слоговых цепочек.

Работа над слогами со стечениями согласных.

Упражнение 1.

Предлагаются слоги:

Открытые и закрытые:

кна-акн гна-агн

дмо-одм тмо-отм

пту-упт бму-убм

С оппозиционными согласными:

фта-фтя фта-вда

тко-тке тко-дго

кму-кмю кму-гму

Цепочки слогов:

мна-мно-мну-мны-мнэ

гва-гво-гву-гвы-гве

хва-хвы-хви-хве

Слоги со сменой позиции согласного:

мна – нма

ско – ксо

хту – тху

збы – бзы

Упражнение 2.

Для закрепления работы над слогами со стечениями согласных ребёнку предлагается:

· проанализировать слог (назвать первый, третий, второй звуки);

· составить слог из данных звуков, чтобы в начале шли согласные (либо гласные);

· придумать слог из двух согласных и одного гласного;

· сравнить слоги:

ИНТ – ЫНТ

УБР – УПР.

Типы слоговой структуры слов.

1. Двусложные слова, состоящие из открытых слогов: дыня, вода, муха, вата и др.

2. Трёхсложные слова, состоящие из открытых слогов: лопата, собака, кубики, панама и др.

3. Односложные слова, состоящие из закрытого слога: мак, лук, сок, кит, и др.

4. Двусложные слова, состоящие из одного открытого и одного закрытого слога: лимон, банан, диван, букет и др.

5. Двусложные слова со стечением согласных в середине слова: банка, юбка, утка, нитки и др.

6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных в середине слова: кактус, медведь, солдат, павлин и др.

7. Трёхсложные слова с закрытым слогом: помидор, чемодан, попугай, магазин и др.

8. Трёхсложные слова со стечением согласных: яблоко, колбаса, кукушка, девочка и др.

9. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: автобус, садовник, апельсин, виноград и др.

10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных: игрушки, лампочка, скакалка, клубника и др.

11. Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова: лист, куст, танк, зонт и др.

12. Двусложные слова с двумя стечениями согласных: звезда, гнездо, гвозди, свекла и др.

13. Четырех сложные слова, состоящие из открытых слогов: пианино, кукуруза, пуговица, гусеница и др.

14. Четырехсложные слова со стечением согласных: холодильник, мотоцикл, воспитатель, полотенце и др.

Предлагаются 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности (классификация С.Е. Большаковой).

Работа над словами.

Упражнения на различение длинных и коротких слов.

Упражнение 1.На столе длинная и короткая полоски бумаги. Логопед произносит длинные и короткие слова. Услышав слово, ребенок кладет фишку соответственно под длинную или короткую полоску.

Слова: сук, велосипед, суп, жук, мухоморы и др.

Упражнение 2.

Перед ребенком картинки с односложными многосложными словами. Нужно разделить их на две группы.

Упражнение 3.

Из группы детей выбираются двое. Один ребенок ищет в комнате предметы с короткими названиями, другой- с длинными. Найдя предмет, играющий2 называет его.

Упражнения на объяснение значений малознакомых слов.

Поскольку знание лексического значения необходимо для овладения правильным произношением, следует уточнить значение слова (например, включив его в предложения).

Упражнения на отраженное скандированное повторение слов изучаемого типа.

Упражнение 1. Тренировка умения делать паузы между словами. Логопед называет слово. Ребенок должен повторить и отстучать его по столу. При этом, если взрослый поднимает руку,нужно держать паузу, пока рука не опустится.

Пример: бу…..сы, не…..бо, лю…..ди, ко…..ле-но (ко-ле…..но), о-ле…..ни (о…..ле-ни), си…..ни-ца (си-ни…..ца).

Упражнение 5.

Звуковой анализ и синтез.

1. Подсчет слогов, называние одного, двух и т.д. слогов подряд, либо в разнобой по просьбе логопеда.

2 Выкладывание полосок по количеству слогов.

3 Выбор подходящей схемы слова.

4 Анализ каждого слога (подсчет и перечисление звуков). Данный вид работы важен при изучении слов со стечениями согласных. Предлагается:

1-двусложные слова со стечениями в середине слова, начинающиеся на гласный звук: игла, овцы, очки и др.

Затем –слова, начинающиеся на согласный звук: пятка, ногти, сумка и др.

Слова с двумя стечениями согласных: ласточка, солнышко, листочки и др.

2-стечение в конце слова (кость, мост, бинт и др.)

3- стечение в начале слова (стул, квас, ключ и др.)

4- односложные слова с двумя стечениями (хвост, гвоздь, столб и др.)

5-многосложные слова со стечениями (кастрюля, лекарство, библиотека и др.)

Упражнение 6.

Изолированное проговаривание слов «Идем по лесенке» .Ребенок должен, повторяя за логопедом слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки.

Упражнение 7.

Повторение слов, близких по звуковому составу:

Отличающихся гласными звуками:сук-сок,мяч-меч,кит-кот,лес-лис, сам-сом;

дом-дым-дам, мех-мах-мох; бык-бак-бок-бук;

лыжи-лужи,руки-реки, раки-руки и др.

Отличающихся согласными звуками: сук-суп, нос-нож, мех-мел; дуб-куб-суп, конь-ком-кот-кол; шары-дары, ноты-соты, зубы-шубы и др.

Отличающихся согласным звуком и местом ударения:

вода-сода, коза-роза, руки-жуки, кожа-коза и др.

Упражнения на повторение с выделением ударного слога.

Упражнение 1.

Ребенок повторяет за логопедом вначале все слово по слогам, а затем называет только ударный слог: ко-фе…..ко-фе, ко; ли-са…..ли-са, са.

Упражнение 2.

С использованием опоры на графическое изображение ударения на схеме слова ребенку предлагается:

Угадать слово, которое отхлопал другой ученик;

Придумать слово к схеме;

Поставить ударения на схемах (в виде диктанта).

Упражнение 2.

Называние слов по звуковому составу, но различающихся местом ударного слога (роЖКИ-РОЖ-ки, ЗА-мок-за-МОК, му-КА-МУ-ка и др.

Упражнения с перестановкой слогов.

Упражнение1.

Поменять местами слоги, назвать получившееся слово:

Слова:Жи-лы - лы-жи(ла-ю, лы-ко, на-вес, ки-пят, на-сос;)

Слоги: ка-му, ма-до, па-ли, ка-сум, ва-тык, жа-лу, дук-сун, дыш-лан, тук-фар и др.

Упражнение 2.

Произносятся три слога. Дети составляют из них слово: ку-ки-би, са-ги-по, ма-на-ли, ко-со-ле, во-сы-ло и др.

Упражнения на оценку нормативности.

Упражнение1.

Логопед читает слова. Дети поднимают зеленый флажок, если слово звучит правильно. Если неверно- красный.

Слова: павук, паук; вутка, утка; кокно,окно; исы, весы; деверо, дерево; моко, молоко; мимон, лимон; манина, малина; небель, мебель; охоник, охотник; тмея, змея; тол, стол;дынем, днем; пинино, пианино; моциклист, мотоциклист и др.

Упражнения на переход к слитному произнесению.

Упражнение 1 «Догадайся, произнеси слово.»

Слоги: вед- , сет- , кух- , дос- ,бел- ,мет- , ваф- , цве- .

Упражнение2. Ребенок добавляет первый слог и называет слово:-жама, -шина,

Года, -кета, -мидор, -реза, -тята и др.

Упражнение3 Логопед называет слово, делая хлопок вместо второго слога. Ребенок добавляет слог и называет слово целиком.

Слоги: са-!-лет, пы-!-сос, па-!-ход, те-!-фон, мо-!-ток, вита-!-ны, ба-!-рина и др.

Упражнение2

Ребенок называет своё имя. По сигналу педагога каждый играющий должен встать рядом с тем, в чъём имени столько же слогов.

Упражнение 3.

Слоговой анализ и синтез. Из предложенных картинок назвать в которых есть заданный слог(например, ма): малина, эскимо, макака, муравей, помада.

Положить картинки так, чтобы последний слог предыдущего слова и первый слог последующего слова были одинаковыми(сова, вата).

Жуки-кино-ноги, шея-яма-маки, булавка-качели-лимон, эскимо-молоко-колобок и др.

Упражнения на образование словосочетаний.

Упражнение 1.

Проговаривание словосочетаний:

Маленькая лампочка, маленькая ласточка, маленькая ленточка и т. д.

Слова: курточка, кофточка, кисточка, книжечка, скамеечка и д. р.;

Вкусная тыква, вкусное яйцо, вкусные вафли, вкусный арбуз и т. д.

Слова:булка, морковь, яблоко, цыпленок, ватрушка, абрикосы и д. р.;

Упражнение 2.

Образование родительного падежа множественного числа с использованием слова « много»: дыня …много дынь, сова …много сов, коза… много коз и т. д.

Упражнение3.

Логопед называет предмет, а ребёнок отвечает словосочетанием с использованием слов круглый – овальный: луна….луна круглая, туча… овальная;

слова: бусы, мяч, голова, огурец, сковорода, барабан, лист, шашки и т. д.

Упражнение 4.

Логопед называет предмет. Ребёнок отвечает словосочетанием с использованием слов треугольный, квадратный, прямоугольный:

газета ….газета прямоугольная, экран….. экран квадратный, колпак….колпак треугольный;

слова: кубики, ёлка, окно, книжка, дверь, мыльница, полотенце, холодильник и т. д.

Упражнения на составление коротких предложений с изученными словами.

Упражнение 1.Предлагается подобрать к названию предмета подходящее действие(стоит, спит) и составить предложения:

Чайник…...Чайник стоит. Дельфин……Дельфин спит. Медведь….. Медведь спит.

Упражнение 2. Поставить слова в правильном порядке и назвать предложение.

В, помидоры, теплице…….В теплице помидоры.

Яблоней, под, яблоки……..Под яблоней яблоки.

Эскимо, столике, на……..Эскимо на столике.

Слова. Над, сосулька, окном. Дереве, на, кукушка. У, шахматы, мальчика. Домом, над, облака. Конфеты, девочки, у.

Упражнения на дифференциацию слов изученного типа со словами большей или меньшей контрастности по слоговой структуре.

Упражнение 1.

«В наш зоопарк привезли зверей. Мы должны расселить их по клеткам. В первую поселим животных, в названиях которых один слог. Во вторую-с названиями из двух слогов и т. д.»

Картинки: лев, ёж, лось, слон, лиса, заяц, белка, зебра, жираф, верблюд, бегемот, обезьяна и д. р.

Упражнение2.

При произнесении различных слов можно сделать различное количество шагов (например, сыр- самолёт). Затем дети прошагивают называемые логопедом слова.

Упражнения на закрепление материала.

Повторение предложений сложного слогового состава.

Над домом летит длинноногий аист.

Тётя Дина сидит на диване.

Никите купили кеды и кепку.

В холодильнике баклажаны и абрикосы.

Хлебница стоит на холодильнике.

В буфете фиолетовая сахарница.

Максим любит фотографироваться.

Библиотекарь выдаёт книги.

Водопроводчик чинит водопровод.

Милиционер регулирует уличное движение.

Почтальон разносит письма, газеты, журналы.

Экскурсовод проводит экскурсии.

Отработка слоговой структуры слов на материале чистоговорок.

(Б) Би-би-би, идёт дым из трубы.

Бредут бобры в сыры боры. Бегемот разинул рот, булки просит бегемот.

Забавной обезьянке бросили бананы.

Бросили бананы забавной обезьянке.

Би-би-би. Гудит машина без бензина.

(П) Уп-уп-уп, мама варит суп.

Говорит попугай попугаю:

Я тебя,попугай, попугаю.

Петушок прыг на порог:

Подари, пекарь пирог.

(П-Б) Потерялись бусы у нашей бабуси.

Бабкин боб раст1ёт в дождь.

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку.

Бились лбами у забора два быка.

Прободали в шумном споре все бока.

(В) Ва-ва-ва на суку сидит сова.

Три вороны на воротах.

Водовоз вёз воду из водопровода.

Вкусная халва- мастеру хвала.

Вертлявый ветер вырывал ворота как вертушки.

(Ф) Аф-аф-аф, в углу стоит шкаф.

У Фани фуфайка, а у Феди туфли.

Флот плывёт к родной земле, флаг на каждом корабле.

Федя полез за конфетой в буфет, факт, что в буфете не будет конфет.

(В-Ф) Наш Филат не бывает виноват.

Волков бояться в лес не ходить.

Михаил играл в футбол и забил в ворота гол.

Филин даже с фонарём ничего не видит днём.

(Г) Гу-гу-гу, пасутся гуси на лугу.

На горе гогочут, под горой огонь горит.

До города дорога в гору, от города с горы.

На иве галка, на берегу галька.

(К) Ко-ко-ко, не ходите далеко.

Тук-тук, прибиваю я каблук.

Наша река широка как Ока.

Укусила киску муха и болит у кисы ухо.

Кошка с котёнком, курочка с цыплёнком.

(К-Г) Идут гуськом гусак за гусаком.

Груздь на солнце греет бок. В кузовок иди грибок.

(Х) Ха-ха, не поймать вам петуха.

Прохор и Пахом ехали верхом.

Муха- горюха села на ухо.

(Д) Ду-ду-ду, растут яблони в саду.

Дарья дарит Дине дыни.

Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.

Дед Данил дыню делил.

(Т) Та-та-та, хвост пушистый у кота.

Наш гость купил трость.

Опять ребят нашли пять опят.

(Д-Т) Собака Том сторожит дом.

Дятел лечил древний дуб.

Я мохнатый, я кудлатый, я зимой над каждой хатой.

(М) Му-му-му, молока кому?

Мама Милу в ванне мыла.

Где мёд,там и мухи.

На скамеечке у дома целый день сидела Тома.

(Н) Ан-ан-ан, папа чинит кран.

Няня нянчит Надю с Ниной.

Нина играет на пианино.

Нарядились ножки в новые сапожки.

(С) Са-са-са, в лесу бегает лиса.

Ас-ас-ас, у нас погас газ.

Ос-ос-ос, на поляне много ос.

Коси екоса пока роса.

У маленькой Сани сани едут сами.

Носит Сеня сено в сени.

У Сони и Сани в сетях сом с усами.

(З) За-за, уходи домой коза.

Зу-зу-зу, Катю моем мы в тазу.

У зайки Бубы заболели зубы.

(С-З) Са-за,са-за улетела стрекоза.

За-са,за-са, залетела к нам оса.

Соня Зине принесла бузины в корзине.

Сачок зацепился за сучок.

(Ц) Цо-цо-цо, на руке колцо.

У кольца нет конца.

Бегают две курицы прямо на улице.

Цапля стоя на крыльце написала букву Ц.

(С-Ц) Со-цо, со-цо, снесла курица яйцо.

Синицы-весёлые птицы.

Курица снесло яйцо под крыльцо.

Из соседнего колодца целый день водица пьётся.

Стоит воз овса, возле воза овца.

Соне в оконце ярко светит солнце.

(Ш) Ша-ша-ша, мама моет малыша.

Шу-шу, я письмо пишу.

Аш-аш, у Паши карандаш.

Тише, мыши, кот на крыше.Зашумите-он услышит.

Нашей Маши дали манной каши.

Не найду я ушки у этой лягушки.

Маша, кашу доедай, маме больше не мешай.

(С-Ш) Су-шу, я письмо домой пишу.

Шу-су, мишку встретил я в лесу.

Саша любит сушки, а Соня ватрушки.

Шишки на сосне, шашки на столе.

Купила Саша сушки.

(Ж)Жа-жа, есть иголки у ежа.

Жу-жу, молока дадим ежу.

У ежа ежата, у ужа ужата.

Не живут ужи, где живут ежи.

Ужин нужен жуку и ужу.

(Ш-Ж) Ша-жа,ша-жа, мы увидели ежа.

Жа-ша, Женя кормит малыша.

Жёлуди у мышки, шишки у мартышки.

У кошки лежат ложки в лукошке.

Хорош пирожок, внутри творожок.

На крыше у Шуры жил журавль Жура.

Облетели лампу мошки, греют тоненькие ножки.

Осторожно,мошки, обожжете ножки.

(Щ) Ща-ща, мы несём домой леща.

Ащ-ащ, надеваю плащ.

Волки рыщут, пищу ищут.

Щенок жалобно пищит.

(Ч) Ча-ча-ча, в комнате горит свеча.

Чу-чу, молоточком я стучу.

Оч-оч, наступила ночь.

Шубка овечки теплее всякой печки.

Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.

Это для Леночки мороженное на тарелочке.

(Ц-Ч) Цу-чу, на ракете я лечу.

Чу-цу, дали зёрнышки птенцу.

Очень часто бьются у Танечки блюдца.

Ученица-озорница получила единицу.

(Л) Ла-ла-ла, у меня юла.

Ло-ло-ло, на улице тепло.

На мели мы налима ловили.

Мама Милу мылом мыла.

Юля маленькой была и вертелась

Клади уголь в угол.

Морская волна сильна и вольна.

(Р) Ра-ра-ра, на улице жара.

Ро-ро-ро, на улице ведро.

Арь-арь-арь, на стене висит фонарь.

Трое трубачей трубили в трубы.

Проворонила ворона воронёнка.

На горе растут дубы, под горой растут гриды.

Быстро Егорка говорит скороговорку.

(Р-Л) Ла-ра, Ла-ра, начинается игра.

Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.

Лара у Вали играла на рояле.

Рыбу ловил рыболов, весь в реку уплыл улов.

В тетради Кандрат начертил квадрат.

Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.

И матросы три недели карамель на мели ели.

Таким образом, виды упражнений выбирались в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития детей, их возраста и вида речевой патологии. Работа по коррекции слоговой структуры слов велась длительно, систематизированно, по принципу от простого к сложному, с учётом ведущего вида деятельности детей и с применением наглядности. Благодаря этому были достигнуты значительные результаты по формированию слоговой структуры слова у детей.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!