Внутренний мир человека русской литературе. Внутренний мир произведения


Внутренний мир Внутренний (субъективный) мир психическая реальность, организованное содержание человеческой психики, потребностно- эмоционально- информационная субстанция, вся сознательная духовная жизнь человека, источник его духовной энергии. Внутренний (субъективный) мир психическая реальность, организованное содержание человеческой психики, потребностно- эмоционально- информационная субстанция, вся сознательная духовная жизнь человека, источник его духовной энергии.

В своей последней и самой зрелой работе, написанной в последние годы для женщины, которую он много лет сопровождал в своих интенсивных поисках Бога, Иоанн Креста подходит к описанию глубочайших мистических переживаний. В огненном поэтическом языке, который всегда движется на границе невыразимого, он поет о высшем равенстве с Богом, которое может быть дано искателю Бога в этой жизни. В то же время он знает, как вдохновлять и увлекать даже читателей, которые еще не достигли этого глубокого духовного опыта, чтобы побудить их полностью взаимодействовать с Богом Любви, который «ищет человека еще больше», чем он делает его, Классика мистики, которая раскрывает последние возможности человека и описывает с беспрецедентным мастерством внутренние процессы в отношениях между Богом и человеком.


В современном словоупотреблении душа синоним внутреннего мира, хотя это не совсем точно. Внутренний мир может расширяться за счет знаний и кругозора, но душа при этом может и не развиваться. Тем более ум и дух не синоним внутреннего мира. Внутренний мир может быть богатым, глубоким, гармоничным, сложным или простым. В современном словоупотреблении душа синоним внутреннего мира, хотя это не совсем точно. Внутренний мир может расширяться за счет знаний и кругозора, но душа при этом может и не развиваться. Тем более ум и дух не синоним внутреннего мира. Внутренний мир может быть богатым, глубоким, гармоничным, сложным или простым. Уникальный облик и неповторимый внутренний мир человека складывается из множества составляющих: наследственности, особенностей внутриутробного развития, типа нервной системы и сформированного характера, природных способностей и выбранных интересов, жизненного опыта и влияния окружающих, заявленных ценностей и убеждений, глубинных (самим человеком не осознаваемых) установок, а также многого другого. Уникальный облик и неповторимый внутренний мир человека складывается из множества составляющих: наследственности, особенностей внутриутробного развития, типа нервной системы и сформированного характера, природных способностей и выбранных интересов, жизненного опыта и влияния окружающих, заявленных ценностей и убеждений, глубинных (самим человеком не осознаваемых) установок, а также многого другого. Википедия Википедия

Но работа не кажется отчужденной и отдаленной от жизни. Мистик, который раскрывает мистический процесс трансформации как синтез всей его жизни, в то же время позволяет читателю делиться своей харизмой как мигагогой: с великой трезвостью он учит всех тех, кто хотел бы сопровождать других на духовном пути, что имеет значение в духовном руководстве.

Во время Второй мировой войны она бежала в Голландию. После пасторского письма голландских епископов, обратившихся против национал-социалистов, она была депортирована в Освенцим вместе со многими другими, обратившимися в католическую веру евреев и умер там в газовых камерах. Она оставила обширную философскую и духовную работу. Истина, смысл ее жизни, которую она нашла в Иисусе Христе, в которой Бог появился среди нас, людей.


Внутренний мир человека интересовал русских писателей всегда Вспомните древнерусскую литературу: Вспомните древнерусскую литературу: На заре в Путивле причитая, На заре в Путивле причитая, Как кукушка раннею весной, Как кукушка раннею весной, Ярославна кличет молодая, Ярославна кличет молодая, На стене рыдая городской… На стене рыдая городской… Самым распространённым жанром того периода были жития святых, и уже в них есть зачатки внимания к внутреннему миру героя, хотя основная цель этих произведений – религиозное наставление.

Из жизни еврейской семьи

И другие автобиографические вклады. Сноски и генеалогическое дерево в сотрудничестве с Ханной-Барбарой Герл-Фалковиц. Трагедия и счастье еврейской семейной жизни сопоставляются в этих воспоминаниях. В сознании читателя разворачивается семейная история, дающая глубокое представление об особенностях еврейской веры и повседневной жизни семьи Штайн, с такими же откровенными, как тонкие наблюдения Эдит Штайн. Незаменимая работа для всех, кто интересуется жизнью Эдит Штайн. Они свидетельствуют о времени их философских исследований во Фрайбурге до тех пор, пока они не вошли в монастырь монахов-монахов-камелитов в Кельне и не передали привлекательный образ многообразных духовных отношений этой женщины, а также борьбу за свою жизнь со всеми связанными с ней борьбой и конфликтами.


Первые два десятилетия 19 в. отмечены противостоянием литературных течений архаистов и новаторов. Архаисты были сторонниками классицистской жанровой системы и культивировали «высокие» жанры (оду, героическую поэму). Новаторы ориентировались на поэтическое творчество Карамзина и выдвигали на первый план «средние» жанры (элегию, дружеское послание, идиллию, мадригал), а основой литературного языка, по их мнению, должен быть «средний» стиль, ориентированный на разговорную речь просвещённого дворянства. Первые два десятилетия 19 в. отмечены противостоянием литературных течений архаистов и новаторов. Архаисты были сторонниками классицистской жанровой системы и культивировали «высокие» жанры (оду, героическую поэму). Новаторы ориентировались на поэтическое творчество Карамзина и выдвигали на первый план «средние» жанры (элегию, дружеское послание, идиллию, мадригал), а основой литературного языка, по их мнению, должен быть «средний» стиль, ориентированный на разговорную речь просвещённого дворянства. Вслед за новым стилем шли и новые герои. Вслед за новым стилем шли и новые герои.

Профессионально грамотные вводные и пояснительные сноски раскрывают множество личных, интеллектуальных и политических контекстов. Введение Ханны-Барбары Герл-Фалковиц. Представленные здесь документы объединены с документами первой буквенной книги, чтобы сформировать впечатляющий портрет этого великого мыслителя и современного святого. Они свидетельствуют о особой чертой их личности: Внешняя сдержанность и уединение были противопоставлены богатой внутренней жизни, за которой последовала живая переписка Отраженные друзья.

Сноски, совместно отредактированные Эберхардом Аве-Лаллеманом, под редакцией Ханны-Барбары Герл-Фалковиц. Роман Ингарден, ученик Эдмунда Гуссерля, а позднее профессор философии в Варшаве и Кракове, был половиной жизни с Эдит Штайн в качестве студента, коллеги и друга. Они показывают Эдит Штайн с удивительной стороны, которую немногие знают: как женщина со всем, что она чувствовала и двигалась в душе, с ее тоской, ее разочарованиями и поиском ее пути. Сама Эдит Штайн открыла только такую ​​близость.





Жанр социально- психологического романа В 1850-х гг. доминирующим прозаическим жанром становится роман. Одним из создателей социально- психологического романа вслед за Пушкиным и Лермонтовым был И.С. Тургенев. В 1850-х гг. доминирующим прозаическим жанром становится роман. Одним из создателей социально- психологического романа вслед за Пушкиным и Лермонтовым был И.С. Тургенев. В развитии психологической прозы новым явлением были «кавказские» рассказы, трилогия «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857) и «Севастопольские рассказы» (1855– 1856) Л.Н. Толстого (1828–1910). В этих произведениях отсутствовал сюжет как основа повествования, художественной доминантой становилась смысловая соотнесённость событий, их восприятие рассказчиком. Психологизм Толстого отличался вниманием к тайным, подспудным движениям души, к противоречивому сцеплению разнородных, противоречивых мыслей и чувств (Чернышевский назвал этот психологизм «диалектикой души»). В развитии психологической прозы новым явлением были «кавказские» рассказы, трилогия «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857) и «Севастопольские рассказы» (1855– 1856) Л.Н. Толстого (1828–1910). В этих произведениях отсутствовал сюжет как основа повествования, художественной доминантой становилась смысловая соотнесённость событий, их восприятие рассказчиком. Психологизм Толстого отличался вниманием к тайным, подспудным движениям души, к противоречивому сцеплению разнородных, противоречивых мыслей и чувств (Чернышевский назвал этот психологизм «диалектикой души»).

В ее дебютной работе она посвящает себя теме, еще не рассмотренной Эдмундом Гуссерлем в это время: интерсубъективность. Гуссерль разработал свой феноменологический подход от субъекта и разработал методологические этапы «основного взгляда», интуиции. Вопрос о том, как далеко это шоу может быть опосредовано другому субъекту - объективно проверяемому - еще не исследовано. Эдит Штайн хотела продолжить эту тему на основе эмпатии с другими предметами. Ее работа представляет собой одну из первых интеллектуальных попыток века показать телесность другого как основу межсубъектного понимания.


Приёмы изображения внутреннего мира героя в русской литературе 1. Психологический портрет героя. 1. Психологический портрет героя. 2. Авторская оценка героя. 2. Авторская оценка героя. 3. Отношение к данному герою других героев произведения. 3. Отношение к данному герою других героев произведения. 4. Изображение героя в противопоставлении или сопоставлении с другими героями произведения. 4. Изображение героя в противопоставлении или сопоставлении с другими героями произведения.

Вклад в философскую основу психологии и гуманитарных наук

Эдит Штайн углубляет свой анализ человека, разрабатывая феноменологические сущности в взаимодействии тела, психики и ума, чтобы создать методологическую основу для психологии и гуманитарных наук. В споре человека со стимулами, чувствами, импульсами, устремлениями, вольтами и впечатлениями он испытывает как притоки, так и потери жизненной силы. Жизненная сила в основном питается межсубъективным обменом людьми с другими людьми в сообществе. Штейн занимается этим напряжением во втором эссе и расширяет ее априорную психологию с феноменологической основой социальной философии.


5. Монолог героя: дневниковые записи, самоанализ и впервые появившийся в романе «Анна Каренина» Л.Толстого поток сознания, развитый впоследствии модернистами (Дж.Джойс «Улисс»). 5. Монолог героя: дневниковые записи, самоанализ и впервые появившийся в романе «Анна Каренина» Л.Толстого поток сознания, развитый впоследствии модернистами (Дж.Джойс «Улисс»). 6. Испытание героя сильным, глубоким чувством 6. Испытание героя сильным, глубоким чувством

Исследование государства

Введение, редактирование и комментарии. Илона Ридель-Спангенбергер. С письмом «Экзамен государства», до сих пор малоизвестная Эдит Штайн появляется в поле зрения. Это предшествует их обращению к католической вере и ее онтологическим соображениям. В дополнение к ее диссертации «О проблеме эмпатии» и работах «Вклад в философское рассуждение о психологии и гуманитарных науках» и «Введение в философию», «Изучение государства» относится к трудам ранней феноменологии. Эдит Штайн работает здесь с ее интеллектуальной компетентностью не только в философии своего времени, но и косвенно в бывшем юридическом мышлении и в формирующейся научной дисциплине социологии.


Домашнее задание Ответьте на вопрос: Ответьте на вопрос: В чем особенности изображения внутреннего мира человека в русской литературе 19-н.20 веков. (На примере прочитанных произведений). В чем особенности изображения внутреннего мира человека в русской литературе 19-н.20 веков. (На примере прочитанных произведений).

Введение, редактирование и заметки Клаудии Мариэль Вульф. Переработка «Введение в философию» представляет собой фундаментальную работу для понимания философии Штейна. Здесь Эдит Штейн представляет свой феноменологический подход, который уникален для Гуссерля и ее базовый антропологический вариант. Настоящее издание дает представление о философской мастерской Эдит Штайн. Текстовое критическое устройство указывает на основные концептуальные нововведения, методологическое введение разъясняет историю прошлого и представляет основные темы.

Внутренний мир произведения

Внутренний мир произведения словесного искусства (литературного или фольклорного) обладает известной художественной цельностью. Отдельные элементы отраженной действительности соединяются друг с другом в этом внутреннем мире в некоей определенной системе, художественном единстве.

Изучая отражение мира действительности в мире художественного произведения, литературоведы ограничиваются по большей части тем, что обращают внимание, верно или неверно изображены в произведении отдельно взятые явления действительности. Литературоведы привлекают себе в помощь историков, чтобы выяснить точность изображения исторических событий, психологов и даже психиатров, чтобы выяснить правильность изображения психической жизни действующих лиц. При изучении древней русской литературы, кроме историков, мы нередко обращаемся к помощи географов, зоологов, астрономов и т.д. И все это, конечно, вполне правильно, но, увы, недостаточно. Обычно изучается внутренний мир художественного произведения как целое, ограничиваясь поисками "прототипов": прототипов того или иного действующего лица, характера, пейзажа, даже "прототипов", событий и прототипов самих типов. Все в "розницу", все по частям! Мир художественного произведения предстает россыпью, и его отношение к действительности дробится и лишено цельности.

Для тех, кто интересуется камнем, работа предлагает фундаментальное введение в философское мышление Штейна, для исследователей Штейна это текстовое издание способствует разъяснению фундаментальных вопросов, касающихся антропологии и эпистемологии Штейна.

Представлен и отредактирован Хансом Райнером Сеппом. Эдит Штайн Полное издание Том 10 Феноменология и онтология 2. В ней она интерпретирует фактическую основу философии Фомы Аквинского с феноменологической точки зрения. Это исследование является выражением перехода в двояком смысле: имея в виду внешнюю жизнь Штейнса, это знаменует конец отношения ее автора к университету. С точки зрения содержания, это также систематическое резюме лет усилий, направленных на то, чтобы связать мышление Фомы Аквинского с феноменологией, как новую отправную точку, из которой через несколько лет было преодолено конечное и вечное существо.

При этом ошибка литературоведов, которые отмечают различные "верности" или "неверности" в изображении художником действительности, заключается в том, что, дробя цельную действительность и целостный мир художественного произведения, они делают то и другое несоизмеримым: мерят световыми годами квартирную площадь.

Правда, стало уже трафаретным указывать на различие действительного факта и факта художественного. Такие заявления встречаются при изучении "Войны и мира" или русских былин и исторических песен. Различие мира действительности и мира художественного произведения осознается уже с достаточной остротой. Но дело заключается не в том, чтобы "осознавать" что-то, но и определить это "что-то" как объект изучения.

Попытка восхождения на смысл бытия. Приложение: Экзистенциальная философия Мартина Хайдеггера. Эдит Штайн, великий кармелит и мученик, была прежде всего выдающимся философом. Будучи учеником Эдмунда Гуссерля, во всей своей работе она всегда интересовалась столкновением философии и теологии и сочетанием философских и созерцательных идей. В конечном и вечном бытии она позволяет двум мирам встречаться: христианская философия схоластики и светская философия современных и современных мыслителей. Он развивает основополагающий план доктрины бытия, в которой бытие подразделяется на вечное и конечное бытие.

В самом деле, надо не только констатировать самый факт различий, но и изучать, в чем эти различия состоят, чем они обусловлены и как организуют, внутренний мир произведения. Мы не должны просто устанавливать различия между действительностью и миром художественного произведения и только в этих различиях видеть специфику художественного произведения. Специфика художественного произведения отдельных авторов или литературных направлений может иногда состоять как раз и в обратном, то есть в том, что этих различий в отдельных частях внутреннего мира будет слишком мало, а подражательности и точного воспроизведения действительности слишком многое

Она не только занимается феноменологическим исследованием Фомы Аквинского и схоластикой, но и с внедрением нового аналитически-созерцательного подхода, который, по ее мнению, является единственным, способным предложить всеобъемлющий взгляд на человека и мир гарантия.

Вопросы и размышления. Введение Софи Бингели. Вопросы варьируются от политического равенства, специфической педагогики для девочек, «женской особенности» в теле, душе, духе и новом женском образе жизни до интерпретации библейской эквивалентности полов и моделей христианской жизни.

В историческом источниковедении когда-то изучение исторического источника ограничивалось вопросом: верно или неверно? После работ А. Шахматова по истории летописания такое изучение источника признано недостаточным. А. Шахматов изучал исторический источник как цельный памятник с точки зрения того, как этот памятник трансформирует действительность: целенаправленность источника, мировоззрение и политические взгляды автора. Благодаря этому стало возможным использовать как историческое свидетельство даже искаженное, трансформированное изображение действительности. Сама эта трансформация стала важным свидетельством по истории идеологии и общественной мысли. Исторические концепции летописца, как бы они ни искажали действительность (а концепций, не искажающих действительность, в летописи нет), всегда интересны для историка, свидетельствуя об исторических идеях летописца, о его представлениях и взглядах на мир. Концепция летописца сама стала историческим свидетельством. А. Шахматов сделал все источники в той или иной мере важными и интересными для современного историка, и ни один источник мы не имеем права отвергать. Важно только понять, о каком времени изучаемый источник может дать свои показания: о времени ли, когда он составлен, или о том времени, о котором он пишет.

Построение человеческой личности

Лекция по философской антропологии. Человек свободен и определен своим духовным даром ответственности за свою жизнь - это место, куда направляется лекция Эйнт Штейн в Мюнстере о структуре человеческой личности. Для того, чтобы привести к признанию индивидуальности человека, Эдит Штейн протекает по-настоящему феноменологически: с внешней стороны, сначала воспринимает тело, а затем только внутреннюю часть человека. Постепенно она рассматривает человека: как материальное тело, живые существа, существа души, духи - микромир, открытый вовнутрь и наружу.

Аналогичным образом обстоит дело и в литературоведении. Каждое художественное произведение (если оно только художественное!) отражает мир действительности в своих творческих ракурсах. И эти ракурсы подлежат всестороннему изучению в связи со спецификой художественного произведения и прежде всего в их художественном целом. Изучая отражение действительности в художественном произведении, мы не должны ограничиваться вопросом: "верно или неверно" - и восхищаться только верностью, точностью, правильностью. Внутренний мир художественного произведения имеет еще свои собственные взаимосвязанные закономерности, собственные измерения и собственный смысл, как система.

Человек как духовный человек освещен в своей индивидуальности, как общности и культурном бытии, так и в качестве искателя Бога. Однако после захвата власти нацистами Эдит Штайн попросили прекратить чтение лекций. Поэтому она начала переводить лекцию в запланированную книгу, которую, к сожалению, она никогда не могла закончить. Здесь Эдит Штейн посвящает себя образу человечеству веры, чтобы заложить основы христианской педагогики: она задает вопросы церковным догматам о тварности и смертности человека, о единстве души и тела, о свободе между природой и изяществом.

Конечно, и это очень важно, внутренний мир художественного произведения существует не сам по себе и не для самого себя. Он не автономен. Он зависит от реальности, "отражает" мир действительности, но то преобразование этого мира, которое допускает художественное произведение, имеет целостный и целенаправленный характер. Преобразование действительности связано с идеей произведения, с теми задачами, которые художник ставит перед собой. Мир художественного произведения - результат и верного отображения, и активного преобразования действительности. B своем произведении писатель создает определенное пространство, в котором происходит действие. Это пространство может быть большим, охватывать ряд стран или даже выходить за пределы земной планеты (в романах фантастических и принадлежащих к романтическому направлению), но оно может также сужаться до тесных границ одной комнаты. Пространство, создаваемое автором в его произведении, может обладать своеобразными "географическими" свойствами, быть реальным (как в летописи или историческом романе) или воображаемым, как в сказке. Писатель в своем произведении творит и время, в котором протекает действие произведения. Произведение может охватывать столетия или только часы. Время в произведении может идти быстро или медленно, прерывисто или непрерывно, интенсивно наполняться событиями или течь лениво и оставаться "пустым", редко "населенным" событиями.

Образование и развитие индивидуальности

В специальном разделе, незаконченном событиями того времени, Эдит Штейн рассматривает взаимосвязь между верой и разумом. Вклад в миссию христианского образования. Все лекции вращаются вокруг одной цели любых педагогических усилий в доме, школе, университете и других духовных пространствах. Для Эдит Штайн эта цель состоит в том, чтобы сформировать людей по образу Христа, быть в церкви, обществе, в частной жизни, в работе и в жизни может выразить истинное человечество в многообразных отношениях.

Вопросу о художественном времени в литературе посвящено довольно много работ, хотя авторы их часто подменяют изучение художественного времени произведения изучением взглядов автора на проблему времени и составляют простые подборки высказываний писателей о времени, не замечая или не придавая значения тому, что эти высказывания могут находиться в противоречии с тем художественным временем, которое писатель сам творит в своем произведении.

Исследование Дионисия Ареопагиты и переводы его произведений. Теория мистицизма Дионисия имеет место в работе Штейн между работой над Терезой из Авилы и с Иоанном Креста. Основываясь на собственном опыте в Кармиле, Эдит Штайн рассматривает вопросы религиозной философии, такие как: как человек может достичь достоверного знания Бога с помощью символов? Но это также касается мистигологических моментов: как человек выводит из-за отсутствия веры или атеизма через наблюдение за природой и историей в христианскую веру и личные мистические переживания Бога?

В произведениях может быть и свой психологический мир, не психология отдельных действующих лиц, а общие законы психологии, подчиняющие себе всех действующих лиц, создающие "психологическую среду", в которой развертывается сюжет. Эти законы могут быть отличны от законов психологии, существующих в действительности, и им бесполезно искать точные соответствия в учебниках психологии или учебниках психиатрии. Так, свою психологию имеют герои сказки: люди и звери, а также фантастические существа. Им свойствен особый тип реакции на внешние события, особая аргументация и особые ответные действия на аргументы антагонистов. Одна психология свойственна героям Гончарова, другая - действующим лицам Пруста, еще иная - Кафки, совсем особая - действующим лицам летописи или житий святых. Психология исторических персонажей Карамзина или романтических героев Лермонтова - также особая. Все эти психологические миры должны изучаться как целое.

То же следует сказать об социальном устройстве мира художественных произведений, и это социальное устройство художественного мира произведения следует отличать от взглядов автора по социальным вопросам и не смешивать изучение этого мира с разрозненными сопоставлениями его с миром действительности. Мир социальных отношений в художественном произведении также требует изучения в своей цельности и независимости.

Можно также изучать мир истории в некоторых литературных произведениях: в летописи, в трагедии классицизма, в исторических романах реалистического направлениям и т.д. И в этой сфере обнаружатся не только точные или неточные воспроизведения событий реальной истории, но и свои законы, по которым совершаются исторические события, своя система причинности или "беспричинности" событий, - одним словом, свой внутренний мир истории. Задача изучения этого мира истории произведения так же отлична от изучения писательских воззрений на историю, как отлично изучение художественного времени от изучения воззрений художника на время. Можно изучать исторические воззрения Толстого, как они выражены в известных исторических отступлениях его романа "Война и мир", но можно изучать и то, как протекают события в "Войне и мире". Это две разные задачи, хотя и взаимосвязанные. Впрочем, думаю, что последняя задача важнее, а первая служит лишь пособием (далеко не первостепенным) для второй. Если бы Лев Толстой был историком, а не романистом, может быть, по своему значению эти две задачи и поменялись бы местами. Любопытна, кстати, одна закономерность, которая выступает при изучении различии между взглядами писателей на историю и художественным ее изображением. Как историк (в своих рассуждениях на исторические темы) писатель очень часто подчеркивает закономерность исторического процесса, но в своей художественной практике он невольно выделяет роль случая в судьбе исторических и просто действующих лиц своего произведения.

Нравственная сторона мира художественного произведения тоже очень важна и имеет, как и все остальное в этом мире, непосредственное "конструирующее" значение. Так, например, мир средневековых произведений знает абсолютное добро, но зло в нем относительно. Поэтому святой не может не только стать злодеем, но даже совершить дурного поступка. Если бы он это сделал, тогда бы он и не был святым со средневековой точки зрения, тогда бы он только притворялся, лицемерил, до времени выжидал и пр. и пр. Но любой злодей в мире средневековых произведений может резко перемениться и стать святым. Отсюда своего рода асимметрия и "одно направленность" нравственного мира художественных произведений средневековья. Этим определяется своеобразие действия, построения сюжетов (в частности, житий святых), заинтересованное ожидание читателя средневековых произведений и пр. (психология читательского интереса - читательского "ожидания" продолжения).

Нравственный мир художественных произведений все время меняется с развитием литературы. Попытки оправдать зло, найти в нем объективные причины, рассматривать зло как протест социальный или религиозный характерны для произведений романтического направления (Байрон, Негош, Лермонтов и др.). В классицизме зло и добро как бы стоят над миром и приобретают своеобразную историческую окраску. В реализме нравственные проблемы пронизывают собой быт, выступают в тысячах аспектов, среди которых неуклонно, по мере развития реализма, возрастают аспекты социальные.

Строительные материалы для построения внутреннего мира художественного произведения берутся из действительности, окружающей художника, но создает он свой мир в соответствии со своими представлениями о том, каким этот мир был, есть или должен быть.

Мир художественного произведения отражает действительность одновременно косвенно и прямо: косвенно - через видение художника, через его художественные представления, и прямо, непосредственно в тех случаях, когда художник бессознательно, не придавая этому художественного значения, переносит в создаваемый им мир явления действительности или представления и понятия своей эпохи.

Мир художественного произведения воспроизводит действительность в некоем "сокращенном", условном варианте. Художник, строя свой мир, не может, разумеется, воспроизвести действительность с той же свойственной действительности степенью сложности. В мире литературного произведения нет многого из того, что есть в реальном мире. Это мир по-своему ограниченный. Литература берет только некоторые явления реальности и затем их условно сокращает или расширяет, делает их более красочными или более блеклыми, стилистически их организует, но при этом, как уже было сказано, создает собственную систему, систему внутренне замкнутую и обладающую собственными закономерностями.

Литература "переигрывает" действительность. Это "переигрывание" происходит в связи с теми "стилеобразующими" тенденциями, которые характеризуют творчество того или иного автора, того или иного литературного направления или "стиля эпохи". Эти стилеобразующие тенденции делают мир художественного произведения в некоторых отношениях разнообразнее и богаче, чем мир действительности, несмотря на всю его условную сокращенность.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!