Краткое содержание рассказа студент. Студенты

  1. В прочитанной вами сцене «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» изображен летописец-монах Пимен. Охарактеризуйте его как человека и лето-писца. Как относится он к историческим событиям, которые описывает, и обязанностям летописца? Приведите примеры из текста.
  2. Пушкин писал, что в характере лето-писца Пимена он собрал черты, которыми дышат древние летописи: простодушие, умилительная кротость, нечто младенче-ское и вместе с тем мудрое, усердие, от-сутствие суетности, пристрастия.

    Летописец Пимен сознательно ограни-чил свою жизнь кельей: выключившись из мирской суеты, он видит то, что неве-домо большинству, ибо судит, согласуясь с совестью, с нравственными законами. Его цель как летописца — поведать по-томкам правду о событиях, произошед-ших на родной земле.

    Когда-нибудь монах трудолюбивый Найдет мой труд усердный, безымянный… Правдивые сказанья перепишет, — Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу, Своих царей великих поминают За их труды, за славу, за добро…

  3. Как воспринимает Григорий своего настав-ника, его духовный облик и летописный труд? Прав ли он, что Пимен Спокойно зрит на правых и виновных, Добру и злу внимая равнодушно, Не ведая ни жалости, ни гнева?
  4. Григорий уважает Пимена за трудолю-бие, спокойствие, смиренность и величавость. Он говорит о том, что ни одна дума не отражается на его челе, и делает оши-бочный вывод, что старец равнодушен к тому, что описывает в своих трудах. Ведь Пимен первым скажет о тяжком грехе на-рода русского, способствовавшего воцаре-нию Бориса. В его образе проявляется со-вестливость, обостренное чувство личной ответственности за происходящее.

  5. В чем видит Пимен достоинство власти и властителя? О чем, с его точки зрения, говорит из-вестный исторический факт, что «царь Иоанн ис-кал успокоенья в подобии монашеских трудов»?
  6. Властителей должны помнить за труды, за славу, за добро — считает Пимен. Стремление царя Иоанна (Ивана IV Гроз-ного) искать успокоения в вере, монаше-ских трудах, его обращение к Господу свидетельствует о его раскаянии, об осо-знании своих грехов, о том, что бремя власти становилось слитком тяжким для него.

  7. Как рассказывает Пимен об убийстве царе-вича Димитрия? Сопоставьте этот рассказ, его сти-листические особенности, с монологом «Еще одно, последнее сказанье…» с рассказом о царях. Какие характеристики дает летописец действующим ли-цам этой сцены? Как это характеризует самого Пи-мена как историка-летописца, который «сей повестью плачевной» собирается заключить свою ле-топись?
  8. Бесстрастность покидает Пимена, рас-сказывающего о кровавом преступлении, его рассказ эмоционален, насыщен оце-ночными комментариями: злое дело, в отчаянье, беспамятстве, свиреп, от злости бледен, злодей; образными гла-голами — волочат, затрепетал, заво-пил. Стиль его повествования становится разговорным.

    Увиденное «злое дело» так потрясло ле-тописца, что с тех пор он мало вникает в дела мирские и хочет отойти от трудов, пе-редав другим право описывать грехи чело-веческие. Отношение Пимена к рассказан-ному характеризует его как гражданина.

  9. В диалоге Пимена и Григория противопо-ставляется суетное, мирское (пиры, битвы, често-любивые замыслы и т. д.) и божественное, духов-ное. В чем смысл этого противопоставления? По-чему Пимен отдает преимущество монастырской жизни перед славой, роскошью и «женскою лука-вою любовью»?
  10. Мирская жизнь содержит много иску-шений для человека. Они будоражат кровь и заставляют совершать грешные поступки. Монастырская жизнь смиряет дух и плоть, дарует внутреннюю гармонию и спокойствие. Человек, твердый в вере, постигает вечное, не держится за сиюми-нутное. Испытав много в своей жизни, Пимен удалился от мирской суеты в мо-настырь, где обрел блаженство и в трудах и благочестии проводит свои дни.

  11. Перечитайте заключительную реплику Григо-рия. В чем смысл его пророчества? Кому, по-вашему, оно принадлежит в большей степени — Гри-горию или автору трагедии?
  12. Григорий произносит:

    И не уйдешь ты от суда мирского, Как не уйдешь от Божьего суда.

    Власть, данная ценой преступления, приведет правителя к гибели — такова мысль Пушкина, выраженная в словах Григория. Материал с сайта

  13. Какие проблемы — исторические и нравст-венные — рассматриваются Пушкиным в прочитан-ной вами сцене из трагедии «Борис Годунов»? Ка-кое значение имеют они для нашей современности?
  14. При создании «Бориса Годунова» Пуш-кин опирался на книгу «История государ-ства Российского» Н. М. Карамзина. Поэт высоко оценивал труд историка, однако у него вызывал протест убежденный мо-нархизм автора «Истории…», провозгла-сившего, что «история народа принадле-жит государю». Эта формулировка отра-зила историко-философскую концепцию

    Карамзина: мощь, устойчивость — в силь-ном государстве; государственность — движущая сила истории. «История наро-да принадлежит народу», — утверждал декабрист Никита Муравьев. Возникший спор — историко-философский, а не прос-то политический, и Пушкин вступил в не-го. Трагедия «Борис Годунов» о роли на-рода в истории и о природе тиранической власти. Власть, данную ценой преступле-ния, нельзя употребить во благо; она не принесет счастья ни правителю, ни наро-ду, и такой правитель неизбежно сдела-ется тираном. Раскрывая историческую обреченность антинародной власти, Пуш-кин одновременно показал глубокую про-тиворечивость позиции народа, сочетаю-щего силу и слабость. Народ, избравший детоубийцу, тоже обречен.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • борис годунов ответы на вопросы
  • а.с.пушкин борис годунов отзывы и рецензии
  • вопросы бориса годунова
  • О чём, проснувшись, просит Пимена Григорий в отрывке из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»?
  • пушкин борис годунов вопросы и ответы
/ / / Анализ монолога Пимена о значении труда летописца (по трагедии Пушкина «Борис Годунов»)

– важный персонаж пьесы Пушкина « », хотя он и задействован всего в одной сцене. В пятой сцене в келье, засветив свою лампаду, пишет летописец Пимен послание потомкам. Начинается эпизод с его монолога о значении труда летописца. Герой говорит, что пишет свое последнее сказание. Он думает, что знания многих событий и умение их описать – это дар. И за него он благодарен. Монах чувствует свою ответственность за летопись. Поэтому каждое событие описывает подробно и объективно, не позволяя эмоциям исказить историю. Ведь когда-то «отряхнув пыль веков» другой трудолюбивый монах может найти его летопись и переписать для будущих поколений. Вот почему Пимен так старается все описывать правдиво. Люди, по его мнению, должны знать настоящую историю. И в этом заключается Великое значение труда летописцев – сохранить в своих сказаниях истину.

Пимен говорит в монологе, что почти исполнил долг, завещанный ему свыше. Уже память не так хороша его, как раньше. Поэтому и заканчивает он свою летопись. Осталось одно последнее сказание – о злодеянии царя Бориса Годунова по отношению к невинному царевичу Димитрию.

Примечательным является и то, что свой труд Пимен оставляет безымянным. Значит, что заботится он не о своей славе, а трудится только во благо потомкам. Этот человек в своей жизни повидал многое, бывал в боях, знал вкус власти и славы. И вот сейчас нашел смирение в монастыре. Его душу больше не мучает гордыня и тщеславие. Поэтому он дает наставления молодому монаху Григорию. Он учит его подавлять свои желания, ведь от них только беды. Вот только это понятно зрелому Пимену, а не юному дьячку.

Для чего же потомкам знать историю? Чтобы знать минувшую судьбу родной земли, помнить о добрых деяниях своих царей, а так же о темных деяниях. Относительно последнего Пимен считал, что люди должны извлекать из ошибок урок. Например, избрание царем монах считал большим злом, которое допустил народ.

Пимен, найдя себе дело по душе, ощущает, что сызнова живет. Минувшие события всплывают в его памяти, как уже далекие образы и он пытается их ухватить и сохранить в летописи. Он чувствует приближение старости, уж и память стала не та. Однако свой долг – дописать летопись – он обязан выполнить.

Образ Пимена хоть и вымышленный, но реалистичный. Многие в нем увидели летописца Нестора. Но на самом деле Пушкин сделал обобщенный образ лучших русских летописцев. Автор восхищался их смиренностью, кротостью, самоотверженным трудолюбием. Недаром другой персонаж любуется ним в пятой сцене и говорит, что любит его спокойный вид. Юный монах пытается угадать, о чем сейчас пишет Пимен. Но его вид одинаково спокоен, и когда он пишет о благородных событиях, и когда о темных злодеяниях. Летописец отвергнул собственные эмоции для того, что объективно описывать события. Его вид кажется Григорию одновременно смиренным и величавым. Однако юноша завидует богатому прошлому этого человека. Он жалеет, что так рано вынужден смирить свой пыл в монастыре. Более правильным ему кажется путь Пимена – от насыщенной событиями молодости к тихой старости.

Для Пушкина Пимен – идеальный образ русского летописца. Автор выделяет такие основные качества летописи: объективность, беспристрастность летописца, детальность и широта описываемых событий. Всех этих правил Пимен придерживается с особой старательностью. И он надеется, что Григорий Отрепьев продолжит его труд с таким же старанием. Вот только судьба Григория Отрепьева сложится абсолютно иначе, и отчасти, это есть результатом влияние летописца Пимена.

Сюжет произведения начинается с описания природы и её дневных особенностей: мелодичного пения птиц, странных гудящих звуков со стороны болота и других атрибутов красочной русской природы в период начала зимы. Однако, практически сразу после наступления вечера окружающий мир перестал выглядеть так уж прекрасно: животные и птицы попрятались в свои жилища, атмосфера леса стала мрачной и даже пугающей, а с востока пришёл ледяной ветер, пронизывающий тело до самых пор, вынуждая нерасторопных путников идти быстрее, вызывая в них желание поскорее оказаться в тепле и наконец укрывшись от опасностей зимы.

Главный герой рассказа – студент Иван Великопольский, обучающийся в духовной академии. Был Иван сыном местного дьячка и сейчас шёл домой с тяги. Путь его пролегал по небольшой тропинке, проходившей через лес и окрестные луга. Вокруг было мрачно и безлюдно, ветер и мороз продолжали усиливаться, нещадно обдувая лицо молодого парня и медленно подмораживая его пальцы.

Стараясь отвлечься от неблагоприятной морозной погоды, Иван вспоминал о родителях, которых он оставил дома. Он помнил, что прямо перед его уходом мать затеяла чистку старого самовара, а отец в это время отдыхал на печи, иногда сотрясаясь в приступах кашля. Из-за наступления страстной пятницы, еду не приготовили, так что, нутро несчастного студента, шагающего сквозь холод и стужу, постоянно требовал пищи, найти которую, впрочем, было не так то просто.

Семья Великопольских никогда не отличалась богатством, даже наоборот, иногда они жили на грани бедности, однако, никогда не придавали этому особого значения. Ведь те, кто не привязан к материальным ценностям и роскоши, легче смогут принять духовный мир, развивая себя и помогая другим.

Из размышлений о доме Ивана вытянул очередной порыв холодного ветра. Вновь обратив внимание на окружающий мир, он начал думать о прошлом, о предыдущих поколениях, великих царях и проповедниках, во времена житья которых всё так же свирепствовали война, голод, страх, мороз и другие атрибуты человечества. Несмотря на искру надежды на лучшее будущее, интуитивно Иван понимал, что боль и страдания никогда не исчезнут. И через сотни лет ничего не изменится, ведь все эти ужасы стали неотъемлемой частью жизни, без которых человек вскоре начинает забывать о том, кто он есть. Удручённый внезапными грустными мыслями, Иван уже не хотел идти домой.

Недалеко он увидел огонь где-то на огородах, принадлежавших двум вдовам – матери и дочери. Подойдя поближе, студент увидел их самих: пожилую Василису – статную даму, которая, несмотря на мужицкую одежду, сохраняла остатки прежней гордости, и молодую Лукерью – некрасивую девушку невысокого роста и с несколько глуповатым взглядом. Лукерья сидела рядом с большим костром, отмывая котёл и пару ложек. Иван, решив, что они уже поужинали, пошёл прямо костру, поприветствовав старую Василису.

Погружённая в известные только ей раздумья, Василиса не заметила гостя, впрочем, быстро ответив на его приветствие. Ранее прислуживавшая знати, старушка сохранила привычку постоянно степенно улыбаться, а также впитав в себя вежливую манеру общения. Лукерья же, не раз битая бывшим мужем, была тихой и предпочитала больше слушать и меньше говорить.

После недолгой беседы на общие темы, Иван начал рассказывать о давних событиях из жизни апостола Петра, который, согласно преданиям, однажды тоже грелся у подобного костра, спасаясь от ненастной холодной погоды. Лукерья продолжала молчать.

Далее, Иван завёл разговор о Петре и его наставнике Иисусе, которого апостол очень уважал и любил, не раз признаваясь ему в этом. Однако, Иисус, знавший о том, что его ждёт в ближайшем будущем, слабо реагировал на очередное восхваление со стороны Петра, дав ему понять, что вскоре ему придётся отказаться от него. Так и случилось. После предательства Иуды, Петр пошёл вслед за Иисусом, которого вели на допрос. Апостол, следовавший за истязателями учителя, пришёл ко двору, где был костёр. Петр сел погреться, как находившиеся рядом люди начали вспоминать о его связи с Христом. Апостол, погружённый в свои печальные размышления, трижды сказал, что не знает Иисуса, тем самым подтвердив недавние слова последнего. Поняв, что наставник был прав, Петр ушёл со двора, убитый горем и проливая слёзы о любимом учителе.

Закончив рассказ, Иван заметил подавленное состояние Василисы, которой, очевидно, была небезразлична судьба Петра и его переживания. Смущённый слезами женщины, Иван попрощался с вдовами и продолжил путь домой. Вновь сражаясь с ледяными порывами усилившегося ветра, он стал размышлять о прошлом и его связи с настоящим.

Взобравшись на гору по дороге к дому, печальный Иван был поражён открывшимся ему видом. Он смотрел в сторону своей деревни и видел как начало восходить солнце, что придало ему уверенности и избавило от грустных мыслей. Он понял, что жизнь непостоянна и после периода горя и страданий начинается время радости и счастья, давая силы идти дальше и не сломаться под натиском судьбы.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!